Контакты

Молочные зубы - стоматология детского возраста. Стоматология детского возраста: важные моменты

УДК 616.31-053.2(075,8) ББК 56.6 П26


Рецензенты: В.Г. Сунцов - докт. мед. наук, проф., зав. кафедрой стоматологии детского возраста ОГМА; А.А. Маме-дов - докт. мед. наук, проф., зав. кафедрой детской стомато­логии ММА им. И.М. Сеченова; И.М. Шулькина - доцент ка­федры стоматологии детского возраста Санкт-Петербургского медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.

Персии Л.С, Елизарова В.М., Дьякова СВ.

П26 Стоматология детского возраста. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 2003. - 640 с: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов.) ISBN 5-225-04354-2

В пятом издании учебника (четвертое вышло в 1991 г.) рассмотре­ны вопросы формирования и развития полости рта , зубов, мягких тканей, костей лицевого черепа и анатомо-физиологические особен­ности челюстно-лицевой области в различные периоды детства. В со­ответствии с программой МЗ РФ по стоматологии детского возраста (2001) представлены новые сведения о заболеваниях зубов, слизистой оболочки полости рта, пародонта у детей, способы их диагностики, профилактики и комплексного лечения. Показана взаимосвязь стома­тологических заболеваний с соматическим здоровьем ребенка, осве­щены новые подходы к диагностике врожденных пороков развития, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, лечебные и реабили­тационные мероприятия в системе диспансеризации детей с воспали­тельными, травматическими, опухолевыми поражениями челюстно-лицевой области.

В разделе ортодонтии описаны современные методы антропомет­рической, рентгенологической и функциональной диагностики, а так­же аномалий зубов, зубных рядов, челюстных костей и окклюзии у детей.

Учебник отражает единство и комплексность в специализирован­ных формах лечения детей со стоматологическими заболеваниями че­люстно-лицевой области.

Для студентов стоматологических факультетов вузов.

ББК 56.6

Дьякова СВ. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Елизарова В.М. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафед­рой детской терапевтической стоматологии МГМСУ

Кузьмина Э.М. - заслуженный врач РФ, докт. мед. наук, профессор, зав. кафед­рой профилактики стоматологических заболеваний, декан ФПДО МГМСУ

Персии Л.С. - чл.-кор. РАМН, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой орто­донтии и детского протезирования МГМСУ

Абрамов В.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Аникиенко А.А. - канд. мед. наук, ассистент кафедры ортодонтии и детского про­тезирования МГМСУ

Васина С.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ

Вашкевич В.П. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Выгорко В.Ф. - канд. мед. наук, ассистент кафедры детской терапевтической сто­матологии МГМСУ

Гаврилова О.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возрас­та Тверской медицинской академии

Гальперина Р.Л. - канд. мед. наук, ассистент кафедры детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Гемонов В.В. - докт. мед. наук, профессор кафедры ортодонтии и детского проте­зирования МГМСУ

Гиоева Ю.А. - канд. мед. наук, доцент кафедры ортодонтии и детского протези­рования МГМСУ

Дроботько Л.Н. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской терапевтической сто­матологии МГМСУ

Ерадзе Е.П. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской терапевтической стомато­логии МГМСУ

Золотухина Г.А. - канд. мед. наук, ассистент кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ

Иванов А.В. - челюстно-лицевой хирург детского отделения врожденной патоло­гии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Ильина СБ. - канд. мед. наук, доцент кафедры детской челюстно-лицевой хи­рургии и хирургической стоматологии МГМСУ

Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без пред­ варительного письменного разрешения издателя.

Предисловие 12

Часть первая
Раздел 1. Общие вопросы стоматологии детского возраста 14


    Краткий исторический очерк 14

    Развитие и возрастные особенности ребенка 20


    Развитие лица, полости рта и зубов 20

    Периоды детского возраста 28

    Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов 34

    Особенности строения некоторых органов и систем 50

    Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний 60

    Ребенок, врач, родители 65

Раздел 2. Профилактика стоматологических заболеваний 67

2. 1. Распространенность и интенсивность основных стоматологических забо­
леваний у детей 67

2. 2. Роль зубного налета и углеводов в развитии кариеса 69

2. 3. Процессы де- и реминерализации эмали 71

2. 4. Недостаток фторидов и кариес зубов 72

2. 5. Механизм развития воспалительных заболеваний пародонта 74

2. 6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболе­
ваний у детей 76

2. 7. Эндогенное использование препаратов фтора 83

2. 8. Применение средств местной профилактики 85

2. 9. Стоматологическое просвещение. Мотивация населения к поддержанию

здоровья полости рта 88

2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беремен­
ных, детей и подростков 90

Раздел 3. Диспансеризация детского населения у стоматолога 95


    Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации 95

    Организация диспансеризации 96

Раздел 4. Обезболивание. Интенсивная терапия. Реанимация 114

    Принципы анестезиологии в детской стоматологии 114

    Местное обезболивание 118

    Общее обезболивание 121

    Потребность в обезболивании в клинике детской терапевтической сто­матологии 126

    Интенсивная терапия и реанимация 132

Раздел 5. Поражения твердых тканей зуба 138

5.1. Некариозные поражения твердых тканей зуба 138


    Гипоплазия эмали 139

    Эндемический флюороз зубов 148

    Наследственные нарушения развития твердых тканей зубов 152

5.2. Кариес 158

    Особенности развития кариеса у детей 162

    Лечение кариеса 168

Раздел 6. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области 173

6.1. Пульпит 175


    Особенности развития пульпита 175

    Лечение пульпита 182

6.2. Периодонтит 190

    Особенности развития периодонтита 190

    Лечение периодонтита 196


    Операция удаления зуба 204

    Одонтогенный периостит челюстных костей 208

    Одонтогенный остеомиелит челюстных костей - 214

    Гематогенный остеомиелит костей лица 235

    Воспалительные заболевания мягких тканей челюстно-лицевой

области 240

    Воспалительные заболевания слюнных желез 247

    Воспалительные корневые кисты челюстей 259

    Схема построения рациональной терапии при воспалительных заболе­ваниях челюстно-лицевой области 262

Раздел 7. Заболевания слизистой оболочки полости рта 265

    Поражения слизистой оболочки полости рта травматического проис­хождения 265

    Поражения слизистой оболочки полости рта при инфекционных забо­леваниях 269

7.2.1. Острый герпетический стоматит 271

7.2.1.1. Схема оказания лечебной помощи при остром герпети­
ческом стоматите 280


    Местное лечение 280

    Общее лечение 281


    Рецидивирующий герпетический стоматит 281

    Герпетическая ангина 282

    Стрептостафилококковые поражения (гиподермии) 284


    Заболевания слизистой оболочки полости рта, вызываемые специфи­ческой инфекцией 286

    Поражения слизистой оболочки полости рта, обусловленные аллергией 289


    Хронический рецидивирующий афтозный стоматит 289

    Многоформная экссудативная эритема 290

    Поражения слизистой оболочки полости рта, вызванные приемом лекарственных средств 292


    Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различ­ных органов и систем организма 294

    Заболевания языка 298

    Заболевания губ 300

    Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта 301

Раздел 8. Болезни пародонта 302

    Обследование детей с заболеваниями пародонта 303

    Классификация заболеваний пародонта 307


    Гингивит 308

    Пародонтит 312

    Пародонтоз 313


8.2.4. Идиопатические заболевания с прогрессирующим лизисом тканей
пародонта 313

8.2.5. Пародонтомы 317

3. Принципы лечения заболеваний пародонта 317

4. Профилактика заболеваний пародонта 322

Часть вторая

а з д е л 9. Врожденные пороки развития лица, челюстей и зубов 328

. 1. Аномалии развития слизистой оболочки полости рта. Сверхкомплектные

зубы 329

2. Расщелины лица 336

3. Врожденные кисты и свищи шеи. Дермоидные кисты 339

4. Пороки развития верхней губы 341

9.4.1. Врожденная расщелина верхней губы 342

9.4.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней

губы (хейлопластика) 344

9.4.1.2. Ринохейлопластика 349

5. Врожденная расщелина неба 350

9.5.1. Пороки развития неба 350

9.5.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины неба (ура­
нопластика) 353

9.5.1.2. Костная пластика альвеолярного отростка 357

|.6. Диспансеризация детей с врожденными пороками развития лица 358

" а з д е л 10. Повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей лица. . . 366

0.1. Травма зубов " 367

0.2. Травмы мягких тканей лица 385

0.3. Повреждения челюстных костей 397


    Повреждения костей лица 397

    Травматический остеомиелит костей лица 402

    Диагностика переломов костей лица 405

    Лечение костных повреждений 407

Раздел 11. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава 411

11.1. Первично-костные повреждения и заболевания височно-нижнечелюст­
ного сустава 412

11.1.1. Лечение вторичного деформирующего остеоартроза и анкилоза

височно-нижнечелюстного сустава 421

11.2. Функциональные заболевания височно-нижнечелюстного сустава и их
исходы в подростковом возрасте 426

Раздел 12. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей

и костей лица 431


    Особенности опухолей у детей 431

    Новообразования мягких тканей полости рта, лица и шеи 435


    Общие принципы диагностики и лечения 435

    Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования слизистой оболочки полости рта, мягких тканей лица и шеи 440

    Сосудистые новообразования челюстно-лицевой области 445

    Лимфангиома 456

    Нейрофиброматоз 464

    Опухолеподобные образования из железистого эпителия 467

12.3. Опухоли и дисплазии лицевых костей 470

    Общие принципы диагностики и лечения 471

    Доброкачественные опухоли 474

    Опухолеподобные поражения костей лица 484


    Одонтогенные опухоли и сходные с опухолями поражения челюстей 488

    Кисты челюстей 494

    Злокачественные опухоли челюстных костей 496

Часть третья

Раздел 13. Ортодонтия 505

13.1. Организация ортодонтической помощи 505


    Организация работы ортодонтического отделения 505

    Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики 506

    Организация работы врача-ортодонта 507

    Организация работы зуботехнической лаборатории 507

13.2. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка 508

    Формирование прикуса молочных зубов 508

    Период смены молочных зубов на постоянные 509

    Период формирования прикуса постоянных зубов 510


    Виды и классификации зубочелюстных аномалий 513

    Этиология зубочелюстных аномалий 518


    Эндогенные причины 518

    Экзогенные причины 520

13.5. Методы диагностики зубочелюстных аномалий 523

    Клиническое обследование пациента 523

    Антропометрические исследования лица и головы пациента 524

    Измерения гипсовых моделей челюстей 527

    Графические методы диагностики 532

    Рентгенологические методы исследования 533

    Функциональные методы исследования 538

13.6. Методы лечения зубочелюстных аномалий 542

13.6.1. Аппаратурный метод лечения 543


    Механически действующие (активные) аппараты 546

    Функционально-действующие (пассивные) аппараты.... 558

    Аппараты комбинированного действия 561

    Ретенционные аппараты 562

    Профилактические аппараты 563


    Лечебная гимнастика 564

    Физиотерапевтические методы лечения, применяемые

в ортодонтии 566

    Виды перемещения зубов при ортодонтическом лечении 568

    Диагностика и лечение аномалий зубов 571


    Аномалии количества зубов 571

    Аномалии размеров зубов 574

    Аномалии формы зубов 575

    Аномалии структуры твердых тканей зубов 575

    Нарушение сроков прорезывания зубов 577

    Аномалии положения зубов 579

13.9. Диагностика и лечение аномалий зубных рядов 591

13.10. Аномалии окклюзии зубных рядов 595


    Дистальная окклюзия зубных рядов 598

    Мезиальная окклюзия зубных рядов 602

615

ивая дизокклюзия 616

u.i^.J. Обратное резцовое перекрытие 620

13.13. Аномалии челюстных костей "22

Приложение I. Тестовые задачи 627

Приложение 2. Эталон правильных ответов к тестовым заданиям 63 V

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АВК - артериовенозные коммуникации

БИК - болезнь Иценко-Кушинга

ВДОА - вторичный деформирующий остеоартроз

ВНЧС - височно-нижнечелюстной сустав

ГБО - гипербарическая оксигенация

ДИ - дикротический индекс

ИГ - индекс гигиены

ИДЖ - индекс десневой жидкости

КДА - компрессионно-дистракиионный аппарат

КП - кариес пломбы

КПИ - комплексный периодонтальный индекс

КПУ - уровень интенсивности кариеса постоянных зубов

кпу - уровень интенсивности кариеса молочных зубов

КТ - компьютерная томография

МГК - медико-генетическое консультирование

МГКО - Международная гистологическая классификация опухолей

МГЭ - местная гипоплазия эмали

МРТ - магнитно-резонансная томография

ПИ - пародонтальный индекс

ПТГ - паратиреоидный гормон

ПЦР - полимеразная цепная реакция

РИ - реографический индекс

РМА - индекс воспаления сосочка (Р), маргинального края (М) и

части десны (А) СДАЛ - солкосерил-дентальная адгезивная паста СИЦ - стеклоиономерные цементы ТРГ - телерентгенограмма УФО - ультрафиолетовое облучение ЧЛО - челюстно-лицевая область ЭОД - электроодонтодиагностика CPJ - коммунальный пародонтальный индекс


Профессору

Александру Александровичу

Колесову

посвящается



ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебник «Стоматология детского возраста», который вы сейчас от­крыли, значительно отличается от предыдущих изданий (последнее из которых вышло более 10 лет назад). Это связано с появлением обшир­ной информации, касающейся всех разделов детской стоматологии, и с большим опытом преподавания предмета. В основе лежит нераз­рывная связь, обусловленная един­ством взглядов на стоматологию периода детского возраста.

К фундаментальным разделам дисциплины относятся профилак­тика стоматологических заболева­ний у детей, терапевтическая и хи­рургическая стоматология детского возраста, ортодонтия, детское про­тезирование. Эти разделы студенты изучают на II-V курсах стоматоло­ гического факультета.

Освещение теории, семиотики, клинических проявлений и лечения стоматологических заболеваний у детей многие годы позволяло созда­вать дифференцированную мотива­цию студентов к постградуальной подготовке специалиста и позволя­ет утверждать, что данная форма разделения преподавания по еди­ной методологической схеме опре­деляется учебным планом и Про­граммой, утвержденной МЗ РФ, и является более прогрессивной.

Стоматология детского возрас­та - одна из самых молодых дис­циплин, включающая стоматоло­гию и педиатрию, интенсивно раз­вивающиеся в РФ. Это проявляется не только созданием соответствую-

щих кафедр в медицинских акаде­миях и университетах, но и разви­тием разветвленной сети специали­зированной поликлинической и стационарной помощи детям со стоматологическими заболевания­ми челюстно-лицевой области.

Врач-стоматолог детский - наи­более массовая профессия в систе­ме охраны здоровья матери и ре­бенка. Сама же дисциплина харак­теризуется изучением стоматологи­ческих заболеваний на основе зна­ний возрастных анатомо-физиоло-гических особенностей ребенка, пе­риодов его развития в анте- и пост-натальном периодах жизни.

Авторы стремились отразить но­вейшие сведения по всем темам , изучаемым в рамках учебного плана и программы, дать студентам базо­вые знания по дисциплине в пери­од обучения в вузе и сформировать осознанную мотивацию к специа­лизации в постградуальный период. Считаем, что такой подход в подго­товке специалистов будет способст­вовать сохранению общего и стома­тологического здоровья детей, по­вышению его уровня, т.е. созданию основы социально здорового обще­ства.

Учебник составлен по разделам преподавания согласно учебному плану, программе и соответственно объему учебного времени.

В каждом разделе учебника обо­значена цель - предоставить необ­ходимые детскому стоматологу зна­ния, обеспечивающие ориентацию в освоении дисциплины на после-

дующих этапах подготовки к прак­тической деятельности. Кроме того, в некоторых разделах сделан акцент на профилактике, диагностике и лечении стоматологических заболе­ваний, усвоении основ их распо­знавания и своевременном направ­лении больного для получения спе­циализированной помощи. В каж­дом разделе уделено внимание ор­ганизационно-лечебной направлен­ности обучения.

Авторы, имея 10-летний опыт преподавания стоматологии детско­го возраста по разделам, уверены, что в ближайшем будущем будет проведена реформа кафедр с целью улучшения качества и стиля препо­давания, а также увеличения объе­ма знаний каждого из этих разделов соответственно номенклатуре вра­чебных специальностей.

Стоматология детского возрас­та - одна из наиболее сложных клинических дисциплин. Внимание к ней обусловлено значительным удельным весом детей среди насе­ления нашей страны, а сфера помо­щи детскому населению касается самой перспективной части обще­ства.

Признание охраны здоровья ма­тери и ребенка приоритетным на­правлением медицины обусловли­вает необходимость разработки и реализации мероприятий по усиле­нию лечебно-оздоровительной ра­боты среди женщин, детей и подро­стков. В настоящее время стомато­логические учреждения выполняют требования приказа Минздрава СССР и Госкомитета СССР по на­родному образованию от 11.08.88 г. № 639/271 «О мерах по улучшению

профилактики стоматологических заболеваний в организованных дет­ских коллективах» и приказа Мин­здрава СССР от 18.11.88 г. № 830 «О комплексной программе разви­тия стоматологической помощи в СССР».

Проблема охраны материнства и детства приоритетна во всех стра­нах мира. Это подтверждено Кон­венцией ООН «О правах ребенка» (1989), Всемирной декларацией «За выживание, защиту и развитие де­тей» (1990) и другими важными до­кументами: приказами Минздрава РФ «О дальнейшем развитии ме­дико-генетической службы» (1993), «О введении аудиологического скрининга новорожденного» (1996), приказом Минздрава РФ и Мини­стерства труда РФ «Об утверждении формы направления детей в возрас­те до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной защиты».

В нашей стране охрана здоровья матери и ребенка гарантируется Конституцией РФ (статьи 7, 15, 71, 72, 80).

Приоритетность охраны детства как государственной политики под­тверждается Указом Президента РФ 1994 г. «Об основных направлениях государственной социальной поли­тики по улучшению положения де­тей в Российской Федерации», а также президентскими программа­ми «Дети России», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты» и др.

Все замечания и предложения, направленные на улучшение учеб­ника, будут приняты авторами с благодарностью.

Не стоит затягивать с первым визитом ребенка в стоматологическую клинику: важно, чтобы знакомство с врачом начиналось не с лечения, а с профилактического осмотра - так можно заложить основу для многолетней дружбы.

Для современной детской клиники важны все мелочи: наличие комфортной игровой и комнаты, где маленькие пациенты смогут отдохнуть после лечения под наркозом, широкий выбор игрушек - не простых, а стоматологических, которые помогут вовлечь маленьких пациентов и пациенток в процесс лечения. Врачи и медсестры в детской клинике носят яркую спецодежду, чтобы не вызывать у ребенка неприятных ассоциаций с белым халатом. Даже специфичные запахи медикаментов в детской клинике стараются удалять. Аквариум с рыбками, телевизор с мультфильмами, раскраски и альбомы для рисования - все это поможет ребенку расслабиться, почувствовать себя комфортно. В ситуации, когда требуется большой объем помощи, детям проводят лечение зубов во сне , для чего в клинике имеется полноценный кабинет анестезии.

Чем отличается лечение зубов у детей и взрослых?

Конечно, главное отличие - это возраст пациента. Дети любые ощущения воспринимают очень остро, и один неудачный опыт встречи со стоматологом может привести к тому, что впредь усадить ребенка в кресло и уговорить открыть рот будет трудно. Поэтому огромное значение имеет личность врача - умение устанавливать контакт с ребенком, проявлять неподдельный интерес к нему, внимание ко всем мелочам.

Лечение зубов у детей проводится в игровой форме, но при этом все манипуляции врач проводит максимально быстро и безболезненно. При наличии множественного кариеса и других проблем, которые создают большой объем работы, врач может порекомендовать при отсутствии противопоказаний провести . Ведь даже самые спокойные и контактные маленькие пациенты устают от долгого сидения в кресле, что сводит на нет позитивные впечатления от посещения стоматологической клиники.

Молочные детские зубы - еще одно важное отличие в стоматологии детей и взрослых. Родители часто заблуждаются, что молочные зубы не надо лечить - все равно скоро выпадут (другой вариант этого заблуждения: лучше сразу удалить больной молочный зуб - пусть поскорее вырастет новый). На самом деле лечение и сохранение молочных зубов очень важно. Почему?

Во-первых, при преждевременном удалении молочного зуба начнется смещение зубного ряда: соседние зубы будут смещаться в сторону отсутствующего, и постоянный зуб может вырасти неправильно. Во-вторых, под молочными зубами находятся зачатки постоянных (они закладываются еще во внутриутробном периоде), и глубокий кариес, поразивший молочный зуб, может пойти глубже и затронуть постоянный зуб.

Проблемы с зубами у детей требует моментальной реакции, так как воспалительные процессы развиваются очень быстро: еще вчера ребенок чувствовал себя нормально, а сегодня он мучается зубной болью и высокой температурой. В таком случае нужно как можно скорее обратиться в клинику для лечения, а не пытаться снять боль и температуру дома.

Профилактика - важнее всего

Для детей еще больше, чем для взрослых, важна профилактика: посещать нужно как минимум дважды в год, не ожидая, пока ребенок начнет жаловаться на зубную боль. Своевременное выявление кариеса позволит избежать будущих проблем с зубами и провести лечение быстро и безболезненно.

Часто в качестве профилактики детские стоматологи рекомендуют провести герметизацию фиссур, защитив слабую эмаль жевательной поверхности зубов. Фиссуры - углубления, ямки на жевательных поверхностях - становятся местом размножения бактерий. Тонкая эмаль и невозможность очистить эти углубления при помощи щетки и пасты приводит к быстрому развитию кариеса.

Помимо проведения профилактических и лечебных процедур врач должен научить ребенка правильно ухаживать за полостью рта. Часто у родителей возникают вопросы, как привить сыну или дочери правильные привычки - и здесь поможет врач-стоматолог, который расскажет, как помочь ребенку приучиться регулярно чистить зубы.

Профессорская сессия
«Детская стоматология - современные вызовы и ответы»

14 февраля 2018 года, Москва

На XV Всероссийском стоматологическом форуме «Дентал-Ревю»

Пост-релиз

Традиционно российские детские стоматологи принимают активное участие в ежегодном всероссийском стоматологическом форуме «Дентал-Ревю», который служит платформой для обмена знаниями по направлениям стоматологического образования, науки и практики. В этот раз профессорская сессия зав. кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова проф. Л.П. Кисельниковой имела практическую направленность. Программа состояла из научно-практических докладов, представленных в одном из залов для конгрессов выставочного комплекса «Крокус-Экспо», и мастер-классов, проводимых на базе МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Симпозиум «Детская стоматология - современные вызовы и ответы» открыла председатель, зав. кафедрой детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, проф. Л.П. Кисельникова. В своем выступлении она отметила важность применения современных технологий при лечении и диагностике самого широкого спектра стоматологических заболеваний у детей. Кафедра детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова и секция детской стоматологии СтАР вносит большой вклад в продвижение мировых практических знаний в российскую детскую стоматологию, что способствуют повышению качества оказания стоматологической помощи детям РФ.

Научную программу сессии открыла проф. Е.Е. Маслак (Волгоград), которая в соавторстве с Д.А. Кривцовой представила вниманию слушателей доклад «Современные технологии диагностики и лечения ранних стадий кариеса постоянных зубов у детей». Доклад вызвал интерес аудитории, отличался множеством клинических примеров из современной практики лекторов и сотрудников кафедры стоматологии детского возраста ВолГМУ. Ассистент кафедры терапевтической стоматологии Санкт-Петербургского института стоматологии постдипломного образования Немаева А.В., д.м.н. Алпатова В.Г., и Селягина А.С. в докладе «Инновации в клинической эндодонтии у детей» рассказали слушателям о новейших технологиях эндодонтического лечения зубов у детей, которые они непосредственно применяют в своей практике, а так же об опыте работ с дентальным микроскопом. Доцент кафедры стоматологии детского возраста Уральского ГМУ Ожгихина Н.В выступила с докладом «Оптимизация лечения и профилактики кариеса и пороков развития зубов у детей», в котором поделилась с аудиторией информацией о современных методах, применяемых на своей кафедре. Важный аспект детской стоматологии - профилактику кариеса зубов у детей в своем докладе осветила зав. кафедрой стоматологии детского возраста Алтайского ГМУ Сарап Л.Р «Реминерализующая терапия в профилактике и лечении стоматологических заболеваний» (соавторы доклада Кудрина К.О. и Рудь А.Ю.). Со стороны кафедры детской стоматологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова вниманию слушателей было представлено два доклада: «Сложный клинический случай заболевания слизистой оболочки полости рта» (лектор - доц. С.Ю. Страхова, которая на протяжении многих лет специализирутся в данной области и имеет множество клинических примеров их собственной практики) и «ВИЧ-инфекция - знать и не бояться» (докладчик - аспирант кафедры Сундукова К.А., которая активно сотрудничает с коллегами с кафедры инфекционных заболеваний МГМСУ им. А.И. Евдокимова и проводит соответсвующие научные исследования; доклад явился результатом ее диссертационной работы, представленной в ближайшее время к защите на степень кандидата мед. наук).

В рамках практической части программы был проведен мастер-класс "Лечение зубов у детей - это не только стеклоиномерные цементы" (проф. Кисельникова Л.П., Вислобокова Е.В.).

Симпозиум завершился обсуждением и обменом мнениями. В прениях выступили заведующий кафедрой детской стоматологии Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского доцент В.Н. Жирова, главный детский стоматолог Санкт-Петербурга Я. Ю. Седнева, врач - стоматолог ДСП № 35 г. Москва Насырова Г.И. и заведующая детским стоматологическим отделением Пестрякова И. г. Ростов - на- Дону и другие. Российские детские стоматологи часто встречаются на одной научной площадке, поэтому сама идея форума - создать платформу для профессионального общения, в течение уже 15 лет воплощаемая в жизнь руководством МГМСУ им. А.И. Евдокимова, секцией детской стоматологии СтАР и МВЦ «Дентал - Экспо», безусловно, дает богатые плоды. Данное ежегодное февральское мероприятие привлекает все больше и больше участников, в частности и детских стоматологов из самых разных уголков России и стран СНГ.

В рамках Дентал-Ревю, на базе МГМСУ им А.И. Евдокимова были проведены мастер-классы:

  • Алгоритм проведения профессиональной гигиены в детском возрасте (асс. Зуева Т.Е., асс.Романовская В.Н.)
  • Травматические повреждения зубов у детей (доц. Осипов Г.А.)
  • Заболевания слизистой оболочки полости рта у детей (доц. Страхова С.Ю.)
  • Современные эндодонтические технологии в детской стоматологии (двухдневный, проф. Л.П, Кисельникова, асс. Н.Ю. Васильева)

Стоматология детского возраста - очень молодая дис­циплина. Специалисты, работающие в этой области, заняты решением широкого круга вопросов. Научные исследования детских стоматологов посвящены изуче­нию структуры и функции органов полости рта детей в разные возрастные периоды, а также законо­мерностям роста и развития челюстно -лицевой области При различных стоматологических заболеваниях. Не менее важными являются вопросы эпидемиологических исследований и организации стоматологической службы.

Директивные документы Министерства здравоохра­нения СССР уделяют большое внимание развитию и совершенствованию детской стоматологии.

В 1976 г. вышло «Руководство по стоматологии детского возраста», в котором на высоком профес­сиональном уровне были представлены терапевтиче­ский, хирургический и ортодонтический разделы. Руко­водство получило хорошие отзывы у нас в стране и за рубежом.

За истекшее десятилетие в детской стоматоло­гии произошли серьезные организационные изменения прогрессивного характера. Утверждено положение о детской стоматологической поликлинике, положение о детском стоматологе, положение об аттестации детского стоматолога и др.

В связи со школьной реформой уделено особое внимание медицинскому обслуживанию школьников, а санация полости рта и профилактика стоматоло­гических заболеваний у школьников определены как одна из первоочередных задач деятельности школьной медицины. В директивных документах о медицинском обеспечении детей дошкольного возраста, детский стоматолог стал одним из ведущих специалистов; ответственным за диспансеризацию детей дошколь­ного возраста. Все это конкретизировало сферу деятельности детского стоматолога в комплексной системе мер по воспитанию здорового ребенка.

За истекший период детская стоматология достиг­ла серьезных успехов в области научных разработок ведущих проблем специальности. Широкого научного и практического развития в детской стоматологии достигло обезболивание при проведении - диагностиче­ских и лечебных мероприятий в условиях поликлиники. Расширился арсенал пломбировочных материалов и средств, повышающих устойчивость зубов к кариогенным и другим неблагоприятным факторам. Ведущей среди всех форм работы детского стоматолога ста­ла профилактика стоматологических заболеваний и др.

Перечисленные вопросы в свете достижений науки за последние десять лет в «Руководстве по стомато­логии детского возраста» 1976 г. не освещались или были представлены в очень кратком виде. В то же время в последние годы издательство «Медицина» выпустило фундаментальные работы по стоматоло­гии - «Руководство по ортодонтии», «Воспалительные заболевания челюстно -лицевой области и шеи» и др., в которых с использованием предшествующих публикаций нашли отражение соответствующие разделы детской стоматологии.

С учетом изложенного, возникла целесообразность создания новой книги «Стоматология детского воз­раста», которая и предлагается вниманию чита­телей.

В настоящем издании авторы поставили своей целью осветить вопросы, которые должен решать детский стоматолог на каждом рабочем месте, используя науч­но обоснованные методы диагностики, лечения и профилактики основных стоматологических заболе­ваний.

Отличие настоящей книги от всех ранее имевших­ся публикаций состоит в том, что она написана на основе многолетнего практического опыта и с исполь­зованием объективных цифровых данных одной из старейших детских стоматологических поликлиник г. Москвы (поликлиника № 26 Ворошиловского района). Сотрудничество авторов книги с коллективом поликли­ники за долгие годы позволило накопить практический опыт использования методов организации службы, диспансеризации, профилактики, а также частных методик диагностики и лечения стоматологических заболеваний у детей.

Профилактика стоматологических заболеваний в настоящее время стала ведущим направлением, в стоматологии, вышла за пределы стоматологического кресла в детской поликлинике и распространяется на женские консультации (антенатальная профилактика стоматологических заболеваний), на комнаты здорового ребенка в детских соматических поликлиниках, на детские дошкольные учреждения ясельного и дошколь­ного возраста, на школы и т. д. и т. п. Это обусло­вило то, что глава «Профилактика стоматологиче­ских заболеваний» в настоящей книге представлена наиболее объемной и располагается в ее начале.

Широкого распространения в стоматологии достиг­ло лечение зубов у детей в поликлинике в условиях общего обезболивания, появилась возможность приме­нения у детей струйного метода введения анестетика и др. Все это явилось основанием для представления раздела посвященного обезболиванию, в более разверну­том виде с рекомендациями практического характера.

Удаление зубов, лечение травмы зубов с использо­ванием современных достижений в этой области, в последние десять лет в литературе не освещалось, однако актуальность их не уменьшилась, поэтому используя иллюстративный материал, авторы воспол­нили этот пробел.

Такие глобальные проблемы стоматологии, как кариес зубов и пломбирование, несмотря на большое количество публикаций, содержат унифицированные рекомендации для взрослых и детей. Авторы настоя­щей книги постарались осветить их с позиций, необходимых детскому стоматологу.

Задача авторов раздела «Опухоли челюстно -лице­вой области у детей» состояла в том, чтобы заост­рить внимание детских стоматологов, работающих на любом участке, на онкологической бдительности, своевременной и быстрой профессиональной ориентации и направления ребенка для специализированного обсле­дования и лечения.

Воспалительные заболевания - пульпиты, периодон­титы, периоститы, остеомиелиты, воспалительные процессы мягких тканей челюстно-лицевой области написаны с учетом достижений в изучении этой па­тологии за последние 10 лет.

Раздел «Заболевания пародонта у детей» написан в соответствии с классификацией, одобренной VIII пле­нумом Всесоюзного научного общества стоматологов (1984 г.).

При изложении вопросов, касающихся заболеваний слизистой оболочки полости рта у детей, были использованы фундаментальные исследования в области педиатрии, касающиеся проблем структуры и функции целостного организма ребенка, его реактивности и чувствительности к новым лекарственным препаратам и методам лечения . Впервые в настоящей книге авторы постарались сформулировать задачи детского стоматолога в про­филактике и лечении аномалий прикуса у детей.

Предлагая вниманию детских стоматологов наш труд, авторы надеются, что он принесет пользу разви­вающейся детской стоматологии и с благодарностью примут и учтут все пожелания и замечания в своей работе.

Год выпуска: 2003

Жанр: Стоматология

Формат: DOC

Качество: OCR

Описание: Учебник «Стоматология детского возраста», значительно отличается от предыдущих изданий (последнее из которых вышло более 10 лет назад). Это связано с появлением обширной информации, касающейся всех разделов детской стоматологии, и с большим опытом преподавания предмета. В основе лежит неразрывная связь, обусловленная единством взглядов на стоматологию периода детского возраста.
К фундаментальным разделам дисциплины относятся профилактика стоматологических заболеваний у детей, терапевтическая и хирургическая стоматология детского возраста, ортодонтия, детское протезирование. Эти разделы студенты изучают на II-V курсах стоматологического факультета.
Освещение теории, семиотики, клинических проявлений и лечения стоматологических заболеваний у детей многие годы позволяло создавать дифференцированную мотивацию студентов к постградуальной подготовке специалиста и позволяет утверждать, что данная форма разделения преподавания по единой методологической схеме определяется учебным планом и Программой, утвержденной МЗ РФ, и является более прогрессивной.
Стоматология детского возраста - одна из самых молодых дисциплин, включающая стоматологию и педиатрию, интенсивно развивающиеся в РФ. Это проявляется не только созданием соответствующих кафедр в медицинских академиях и университетах, но и развитием разветвленной сети специализированной поликлинической и стационарной помощи детям со стоматологическими заболеваниями челюстно-лицевой области.
Врач-стоматолог детский - наиболее массовая профессия в системе охраны здоровья матери и ребенка. Сама же дисциплина характеризуется изучением стоматологических заболеваний на основе знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей ребенка, периодов его развития в анте- и постнатальном периодах жизни.
Авторы стремились отразить новейшие сведения по всем темам, изучаемым в рамках учебного плана и программы, дать студентам базовые знания по дисциплине в период обучения в вузе и сформировать осознанную мотивацию к специализации в постградуальный период. Считаем, что такой подход в подготовке специалистов будет способствовать сохранению общего и стоматологического здоровья детей, повышению его уровня, т.е. созданию основы социально здорового общества.
Учебник «Стоматология детского возраста» составлен по разделам преподавания согласно учебному плану, программе и соответственно объему учебного времени.
В каждом разделе учебника обозначена цель - предоставить необходимые детскому стоматологу знания, обеспечивающие ориентацию в освоении дисциплины на последующих этапах подготовки к практической деятельности. Кроме того, в некоторых разделах сделан акцент на профилактике, диагностике и лечении стоматологических заболеваний, усвоении основ их распознавания и своевременном направлении больного для получения специализированной помощи. В каждом разделе уделено внимание организационно-лечебной направленности обучения.

«Стоматология детского возраста»


Общие вопросы стоматологии детского возраста
1.1. Краткий исторический очерк
1.2. Развитие и возрастные особенности ребенка
1.2.1. Развитие лица, полости рта и зубов
1.2.2. Периоды детского возраста
1.2.3. Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов
1.2.4. Особенности строения некоторых органов и систем
1.2.5. Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний
1.2.6. Ребенок, врач, родители
Профилактика стоматологических заболеваний
2.1. Распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей
2.2. Роль зубного налета и углеводов в развитии кариеса
2.3. Процессы де- и реминерализации эмали
2.4. Недостаток фторидов и кариес зубов
2.5. Механизм развития воспалительных заболеваний пародонта
2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей
2.7. Эндогенное использование препаратов фтора
2.8. Применение средств местной профилактики
2.9. Стоматологическое просвещение. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта
2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных, детей и подростков
Диспансеризация детского населения у стоматолога
3.1. Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации
3.2. Организация диспансеризации
Обезболивание. Интенсивная терапия. Реанимация
4.1. Принципы анестезиологии в детской стоматологии
4.2. Местное обезболивание
4.3. Общее обезболивание
4.4. Потребность в обезболивании в клинике детской терапевтической стоматологии
4.5. Интенсивная терапия и реанимация
Поражения твердых тканей зуба
5.1. Некариозные поражения твердых тканей зуба
5.1.1. Гипоплазия эмали
5.1.2. Эндемический флюороз зубов
5.1.3. Наследственные нарушения развития твердых тканей зубов
5.2. Кариес
5.2.1. Особенности развития кариеса у детей
5.2.2. Лечение кариеса
Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области
6.1. Пульпит
6.1.1. Особенности развития пульпита
6.1.2. Лечение пульпита
6.2. Периодонтит
6.2.1. Особенности развития периодонтита
6.2.2. Лечение периодонтита
6.3. Операция удаления зуба
6.4. Одонтогенный периостит челюстных костей
6.5. Одонтогенный остеомиелит челюстных костей
6.6. Гематогенный остеомиелит костей лица
6.7. Воспалительные заболевания мягких тканей челюстно-лицевой области
6.8. Воспалительные заболевания слюнных желез
6.9. Воспалительные корневые кисты челюстей
6.10. Схема построения рациональной терапии при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области
Заболевания слизистой оболочки полости рта
7.1. Поражения слизистой оболочки полости рта травматического происхождения
7.2. Поражения слизистой оболочки полости рта при инфекционных заболеваниях
7.2.1. Острый герпетический стоматит
7.2.1.1. Схема оказания лечебной помощи при остром герпетическом стоматите
7.2.1.1.1. Местное лечение
7.2.1.1.2. Общее лечение
7.2.2. Рецидивирующий герпетический стоматит
7.2.3. Герпетическая ангина
7.2.4. Стрептостафилококковые поражения (гиподермии)
7.3. Заболевания слизистой оболочки полости рта, вызываемые специфической инфекцией
7.4. Поражения слизистой оболочки полости рта, обусловленные аллергией
7.4.1. Хронический рецидивирующий афтозный стоматит
7.4.2. Многоформная экссудативная эритема
7.4.3. Поражения слизистой оболочки полости рта, вызванные приемом лекарственных средств
7.5. Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различных органов и систем организма
7.6. Заболевания языка
7.7. Заболевания губ
7.8. Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта
Болезни пародонта
8.1. Обследование детей с заболеваниями пародонта
8.2. Классификация заболеваний пародонта
8.2.1. Гингивит
8.2.2. Пародонтит
8.2.3. Пародонтоз
8.2.4. Идиопатические заболевания с прогрессирующим лизисом тканей пародонта
8.2.5. Пародонтомы
8.3. Принципы лечения заболеваний пародонта
8.4. Профилактика заболеваний пародонта
Врожденные пороки развития лица, челюстей и зубов
9.1. Аномалии развития слизистой оболочки полости рта. Сверхкомплектные зубы
9.2. Расщелины лица
9.3. Врожденные кисты и свищи шеи. Дермоидные кисты
9.4. Пороки развития верхней губы
9.4.1. Врожденная расщелина верхней губы
9.4.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней губы (хейлопластика)
9.4.1.2. Ринохейлопластика
9.5. Врожденная расщелина неба
9.5.1. Пороки развития неба
9.5.1.1. Хирургическое лечение врожденной расщелины неба (уранопластика)
9.5.1.2. Костная пластика альвеолярного отростка
9.6. Диспансеризация детей с врожденными пороками развития лица
Повреждения зубов, челюстных костей и мягких тканей лица
10.1. Травма зубов
10.2. Травмы мягких тканей лица
10.3. Повреждения челюстных костей
10.3.1. Повреждения костей лица
10.3.2. Травматический остеомиелит костей лица
10.3.3. Диагностика переломов костей лица
10.3.4. Лечение костных повреждений
Заболевания височно-нижнечелюстного сустава
11.1. Первично-костные повреждения и заболевания височно-нижнечелюстного сустава
11.1.1. Лечение вторичного деформирующего остеоартроза и анкилоза височно-нижнечелюстного сустава
11.2. Функциональные заболевания височно-нижнечелюстного сустава и их исходы в подростковом возрасте
Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей и костей лица
12.1. Особенности опухолей у детей
12.2. Новообразования мягких тканей полости рта, лица и шеи
12.2.1. Общие принципы диагностики и лечения
12.2.2. Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования слизистой оболочки полости рта, мягких тканей лица и шеи
12.2.3. Сосудистые новообразования челюстно-лицевой области
12.2.4. Лимфангиома
12.2.5. Нейрофиброматоз
12.2.6. Опухолеподобные образования из железистого эпителия
12.3. Опухоли и дисплазии лицевых костей
12.3.1. Общие принципы диагностики и лечения
12.3.2. Доброкачественные опухоли
12.3.3. Опухолеподобные поражения костей лица
12.3.4. Одонтогенные опухоли и сходные с опухолями поражения челюстей
12.3.5. Кисты челюстей
12.3.6. Злокачественные опухоли челюстных костей
Ортодонтия
13.1. Организация ортодонтической помощи
13.1.1. Организация работы ортодонтического отделения
13.1.2. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики
13.1.3. Организация работы врача-ортодонта
13.1.4. Организация работы зуботехнической лаборатории
13.2. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка
13.2.1. Формирование прикуса молочных зубов
13.2.2. Период смены молочных зубов на постоянные
13.2.3. Период формирования прикуса постоянных зубов
13.3. Виды и классификации зубочелюстных аномалий
13.4. Этиология зубочелюстных аномалий
13.4.1. Эндогенные причины
13.4.2. Экзогенные причины
13.5. Методы диагностики зубочелюстных аномалий
13.5.1. Клиническое обследование пациента
13.5.2. Антропометрические исследования лица и головы пациента
13.5.3. Измерения гипсовых моделей челюстей
13.5.4. Графические методы диагностики
13.5.5. Рентгенологические методы исследования
13.5.6. Функциональные методы исследования
13.6. Методы лечения зубочелюстных аномалий
13.6.1. Аппаратурный метод лечения
13.6.1.1. Механически действующие (активные) аппараты
13.6.1.2. Функционально-действующие (пассивные) аппараты
13.6.1.3. Аппараты комбинированного действия
13.6.1.4. Ретенционные аппараты
13.6.1.5. Профилактические аппараты
13.6.2. Лечебная гимнастика
13.6.3. Физиотерапевтические методы лечения, применяемые в ортодонтии
13.7. Виды перемещения зубов при ортодонтическом лечении
13.8. Диагностика и лечение аномалий зубов
13.8.1. Аномалии количества зубов
13.8.2. Аномалии размеров зубов
13.8.3. Аномалии формы зубов
13.8.4. Аномалии структуры твердых тканей зубов
13.8.5. Нарушение сроков прорезывания зубов
13.8.6. Аномалии положения зубов
13.9. Диагностика и лечение аномалий зубных рядов
13.10. Аномалии окклюзии зубных рядов
13.10.1. Дистальная окклюзия зубных рядов
13.10.2. Мезиальная окклюзия зубных рядов
13.11. Аномалии челюстных костей
Тестовые задачи
Эталон правильных ответов к тестовым заданиям



Понравилась статья? Поделитесь ей