Контакты

Психотерапия - это метод лечебного воздействия врача на психику больного или группы больных с помощью словесного внушения для лечения нервно-психических и некоторых соматических (внутренних) заболеваний. «психотерапия - это метод лечебного воздействия вра

Психотерапия и гипноз.

Психотерапия - это метод лечебного воздействия врача на психику больного или группы больных с помощью словесного внушения для лечения нервно-психических и некоторых соматических (внутренних) заболеваний.

Основа психотерапевтического воздействия "- слово врача. Однако далеко не всякое слово врача является терапевтическим, лечебным. Если оно сказано врачом бездумно, то может оставить больного безучастным, не затронуть его. Слово врача может лечить больного тогда, когда оно несет полезную информацию, когда способно воодушевить больного, ободрить или принести успокоение. Таким образом, психотерапия- это система психического воздействия врача на больного. Основой советской психотерапии являются принципы физиологического учения И. П. Павлова о нервизме, учение об условных рефлексах, раскрывающее влияние высшей нервной деятельности на различные физиологические и болезненные процессы организма. Большое значение имеет правильное представление о целостности организма во взаимодействии психического и соматического.

В настоящее время существует много методик психотерапии. Главные из них: рациональная (разъяснительная) и суггестивная (суггестия - внушение) психотерапия. Под рациональной психотерапией понимают логически обоснованную или разъяснительную психотерапию, которая осуществляется при деятельном СОСТОЯНИЙ коры головного мозга, без гипнотического ее торможения. Методика рациональной психотерапии обычно такова. Врач принимает больного в своем кабинете, проводя курс лечения без усыпления больного, -- в бодром состоянии. Врач на основе лабораторно-инструментальных методов обследования пациента разъясняет больному его симптомы, страхи, тревоги, апеллируя к его рассудку, интеллекту, вызывая критическое отношение к его болезненным ощущениям и болезненному состоянию, заставляя активно участвовать в лечебном процессе. Постепенно под влиянием убеждающих слов врача у пациента возникает уверенность в преодолении болезни, исчезает страх, который был у него перед придуманным им заболеванием. Так, нередко больной воспринимает обычный гастрит желудка как опасное заболевание (рак). Он начинает читать медицинскую литературу, неправильно истолковывая написанное, и под влиянием болезненного самовнушения доводит себя до отчаяния и страха, что еще больше усиливает болезненные ощущения.

Когда же в процессе рациональной психотерапии врач убедительно докажет больному ошибочность его суждений о своей болезни, больной успокаивается и многие симптомы сами по себе, как ему кажется, исчезают. В действительности же симптомы исчезают под влиянием слов опытного врача-психотерапевта, снимающего эти страхи.

Под суггестивной психотерапией понимают способ психического воздействия врача на больного с помощью словесного внушения либо в бодром состоянии больного, либо в состоянии гипноза. Внушение - это явление, которое играет ведущую роль при всех психотерапевтических воздействиях врача на больного. Метод внушения в состоянии гипноза принято называть гипнотерапией. Провести резкую грань между внушением в обычном, бодром состоянии и внушением в гипнозе весьма трудно, так как и в том и в другом случае имеет место процесс торможения в коре мозга, однако этот процесс протекает в каждом отдельном случае по-разному.

Существует еще много других методов психотерапии, но они реже применяются и их роль менее существенна.

Рассмотрим теперь механизм речевого воздействия врача на больного, его психику, а через нее на весь организм.

Влияние слова на организм человека было известно давно, но конкретных исследований этого влияния до настоящего времени не было. Только с появлением тонких и чувствительных приборов для изучения физиологических процессов, совершающихся в теле человека, доказательства были наконец найдены.

Используется метод так называемой пальцевой плетизмографии, с помощью которого можно тонко регистрировать изменение просвета (диаметра) мелких и мельчайших сосудов под влиянием тех или иных раздражителей (зрительных, слуховых, кожных), применяющихся экспериментатором.

Опыт ставится так: на пальцы руки испытуемого надеваются специальные пластмассовые баллончики, которые улавливают кровенаполнение сосудов пальцев и с помощью специальных датчиков передают на прибор (плетизмограф) мельчайшие изменения диаметра сосудов руки.

Прибор регистрирует эти изменения на кривой, записывая их графически на бумаге. Во время опыта на обнаженное плечо испытуемого надевается металлический "змеевик" (трубка), по которому пускается то холодная, то горячая вода, раздражающая нервные окончания кожи. Так, при пропускании холодной воды сосуды кожи испытуемого сужаются, при пропускании горячей - расширяются, что тут же регистрируется и записывается прибором. При пропускании холодной воды, возникает типичный спад кривой, а горячей, наоборот, - зеркальный подъем. Но вот экспериментатор, пропуская горячую воду, говорит: "Даю холод!", и сосуды испытуемого "слушаются" словесного приказа исследователя, а не действительного раздражителя, который в данный момент применяется. При словесном внушении, приказе "Даю тепло" сосуды расширяются, хотя в этот момент подается холодная вода и реакция должна бы наступить сосудосуживающего характера. В другом случае, если внезапно уколоть руку испытуемого булавкой, на кривой возникнет реакция спазма (сужения) сосудов руки (как при холоде), но если исследователь заявит, что рука испытуемого не чувствует боли, то кривая на плетизмографе не изменится совершенно, будто укола иглой и не было. Наоборот, при словесном внушении "Нам больно! Укол!" на плетизмографе кривая отразит спазм сосудов, как при настоящем болевом раздражении, хотя укола не было. Эти, казалось бы, простые исследования объективно и закономерно показывают силу человеческого слова, словесного внушения. Заметим, что эти исследования ведутся, когда испытуемый находится в бодром состоянии, не загипнотизирован. Если же предварительно погрузить испытуемого в гипнотический сон, то все указанные и объективно регистрируемые приборами изменения сосудов становятся еще более резкими и отчетливыми. Это наблюдение показывает, что в гипнозе при частичном торможении коры сила слова возрастает в несколько раз.

Приведем еще один пример. Всем известно, что зрачок человека реагирует на яркий свет сужением своего диаметра. Но вот загипнотизированному при электрическом или солнечном освещении внушают: "Вы находитесь в очень темной комнате! Совершенно темно". И тут же отмечается сильное расширение зрачка испытуемого. Наоборот, в темной комнате испытуемому дается словесное внушение, что он видит яркий свет (прожектора), при этом немедленно отмечается резкое сужение зрачка.

В дальнейшем также было доказано, что и внутренние органы и среды (кровь, моча, желудочный сок, протромбин и сахар крови, лейкоциты и другие) подчиняются словесному внушению врача по заранее запрограммированной схеме, особенно если испытуемый находится в состоянии гипноза.

Так, если сытому человеку словесным внушением в гипнозе заявить: "Вы очень голодны!" - то через 5-7 мин. можно отметить резкое снижение количества лейкоцитов в периферической крови ("голодная кровь"), что и бывает при действительном голоде. Наоборот, при словесном внушении, что человек очень сыт, наблюдается нарастание количества лейкоцитов в крови ("сытая кровь"), что бывает после обильной еды.

Можно было бы привести многочисленные примеры, свидетельствующие о могуществе воздействия слова на человека в состоянии бодрости и особенно в состоянии гипноза. Исследования дают право психотерапевтам считать, что слово врача может быть не менее эффективным при лечении больного, чем лекарства химической природы. Известны факты, когда неосторожное слово, сказанное человеком, которому больной верил, вызывало у пациента резкие отрицательные реакции (психотравма) не только в настроении, но и в соматической сфере, приводя подчас к тяжелым осложнениям болезни.

В дальнейших исследованиях механизма словесного внушения было показано, что слово может даже и не произноситься, как это и бывает от самовнушения при аутогенной тренировке.

Специально подготовленный тренировками человек с богатым воображением может сам вызвать у себя сознательно или бессознательно сильные как положительные, так и отрицательные реакции в области сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы и других систем организма. Итак, человек может сам вызывать у себя целенаправленно те или иные положительные реакции, устранять боли, изменять ритм сердца и т.д. Однако человек нередко сам вызывает у себя путем самовнушения негативные реакции, вплоть до "воображаемых" болезней, не учитывая силы самовнушения и воображения.

Ключевые слова этой страницы: , .

Принцип: «не положено». Как известно, в больнице категорически запрещено: курение, посещение родственников в неположенное время, нарушение палатного режима и так далее.

Подобные запреты, как закон, четко исполняются немцами, но не нашими пациентами. Как только появляется новое правило, или закон, наши люди пытаются его обойти, поэтому у нас данный способ влияния не очень эффективен.

Принцип: «Ну, мы же с вами договорились». Такая формулировка сработает достаточно эффективно при условии, что такая договоренность таки существует, и пациент - человек ответственный.

Органичность данного влияния на пациента заключается в том, что отсутствует принуждение к чему либо, кроме того, пациент чувствует себя полноправным партнером в общении с врачом. Поэтому, одним из мощных приемов влияния на пациента - вовлечение его в процесс выработки терапевтической стратегии. Такой подход в дальнейшем позволяет нам с большей отдачей пользоваться влиянием закона взаимной договоренности. Кроме того, такой подход обеспечивает демократичный стиль взаимодействия с пациентом.

Статистическое влияние. Часто на пациента можно оказать воздействие, приводя статистические данные. «Исходя из последних статистических данных, этот грипп в 60% случаях приводит к бронхиальным осложнениям, поэтому не стоит рисковать, а следует немедленно начать антибактериальную терапию». Цифры, приведенные, как статистические данные, бывают очень убедительными.

Экспертное влияние. Экспертное влияние - один из самых действенных видов влияния на пациента. Оно может осуществляться в трех вариантах:

Первый вариант. Вы - эксперт, то есть первое лицо, которое точно знает, что делать в данном случае. Здесь помогают формулировки: «Я многократно сталкивался с подобной ситуацией…», «Таких операций, как у Вас, мы провели тысячи». Важно, чтобы пациент был убежден, что у Вас есть опыт лечения аналогичных состояний. Не стоит употреблять фразы: «У Вас действительно очень редкий случай, в моей практике это впервые». После такой фразы пациент может испытать крайне неприятные чувства: «Мне никто не в состоянии помочь». Для того чтобы применять экспертное влияние нужно демонстрировать полную уверенность и дружелюбие.

Второй вариант. Эксперт - авторитетный исследователь, на которого Вы ссылаетесь: «Знаете, по последним данным профессора Амосовой Е. Н., которые были опубликованы в журнале «Терапия» в прошлом месяце, препаратом выбора при данном состоянии должен быть…». Особенно этот вид влияния работает на коллег, ссылка на авторитет имеет магическое воздействие. Также очень хорошо применять этот прием к пациентам, имеющим системный, научный склад мышления.

Третий вариант. Эксперт - третье лицо, которое входит в референтную группу пациента. То есть делается ссылка на врача, которому УЖЕ доверяет пациент. Например: «Я знаю, что Вы в течение 15 лет наблюдались у Павла Григорьевича, так он в таком случае назначал это и это…».

Харизматическое влияние, или влияние примера . Харизма врача - это сочетание энергетики и обаяния личности. Для того чтобы оказать харизматическое влияние на пациента, нужно самому быть в хорошей форме и отличном расположении духа. Трудно быть примером для пациента, если врач сам кашляет, либо проявляет слабости в виде вредных привычек. Я знал одного врача, который говорил пациентам, что его собственное артериальное давление 180/100, «но я из этого не делаю трагедии и чувствую себя нормально». После таких докторских «откровений», пациента трудно убедить в необходимости соблюдения режима антигипертензивной терапии.

Врачебную харизму нельзя нарастить «с нуля», она должна быть присуща врачу, хотя бы в зачаточном состоянии. Харизматическое влияние работает на интуитивном уровне, поэтому данный инструмент воздействия очень тонкий. Есть и слабые стороны харизматического влияния на пациента - врач, который строил отношения с пациентом только на данном типе влияния, может стать больному незаменимым, а что делать, если врач в отпуске, или сам заболел?

Влияние «языка выгод» для пациента . Умение говорить «языком выгод» для пациента имеет самостоятельную убеждающую силу и даже, если хотите, самостоятельный терапевтический эффект. Например: «После этой операции, Вы сможете без труда подниматься на пятый этаж по ступенькам», «После данной процедуры у Вас отпадет необходимость ежедневного приема таблеток» и т. д. Суть этого влияния заключается в том, что мы показываем пациенту плюсы его нового состояния.

Влияние принуждения, либо «страшилка». Часто в нашей работе приходится прибегать к формулировкам, типа: «Если этого не сделать, то будет очень плохо…». По сути, влияние принуждения является зеркальным отражением влияния «языка выгод». Например, больной с острым аппендицитом, отказывается госпитализироваться, мотивируя свой отказ аргументацией: «Поболит и пройдет». В этом случае самым эффективным методом влияния, будет «влияние принуждения»: «Если Вы сейчас не госпитализируетесь, через несколько часов разовьется перитонит и может быть уже поздно!».

Рекомендую больше уделять времени позитивным формулировкам, например, 70% времени Вы говорите о выгодах, а 30% - «страшилки». В случае аппендицита - это может выглядеть вот так: «Нужно срочно госпитализироваться, если подтвердится подозрение на аппендицит, то незамедлительно оперироваться. В клинике, куда Вы будете госпитализированы, такие операции делают каждый день на очень высоком уровне. Уже через неделю Вы будете себя чувствовать абсолютно нормально. Вам сделают косметический шов, со временем совсем незаметный. А если откажетесь от операции - все может закончиться плохо».

Ситуации, когда без «страшилки» не обойтись. Злосчастный аппендикс уже сутки мучил женщину, наконец, она решилась вызвать «скорую», которая немедленно госпитализировала ее. Были сделаны необходимые анализы, дежурный хирург предложил женщине пройти в палату. От страха у пациентки прошла боль, и она решительно отказывалась от операции, собираясь уходить домой. «Пишите расписку об отказе оперироваться» - спокойно предложил хирург. «Зачем это нужно?» - возмутилась женщина. «Должны же мы будем снять с себя ответственность за вашу смерть, которая наступит в ближайшее время, если не решитесь на операцию». И протянул ей бумагу и ручку. Она побледнела и встала с кушетки - «Доктор, я иду с Вами!».

Приемы влияния для «гурманов». В большинстве случаев Вам будет достаточно тех приемов, которые мы уже обсудили, однако «для гурманов» могу предложить еще несколько специфических приемов.

«Продажа недостатков», «либо занижение со скрытым завышением». Этот прием основан на психологии восприятия информации. Если в беседе с пациентом врач говорит только о плюсах метода лечения, у пациента может возникнуть недоверие. Ну не бывает все хорошо, бывают и ошибки, в конце концов!

Рекомендую, рассказывая о преимуществах Вашего терапевтического подхода, назвать незначительный ДЛЯ ПАЦИЕНТА недостаток. Этот прием увеличит доверие к Вам. Например, врач-диетолог, рассказывая о разработанной им системе похудения, предупреждает: «Существуют и недостатки моей системы. Видите ли, эффект достигается достаточно быстро и Вам придется обновлять свой гардероб, а это дополнительные затраты». Либо, нарколог в диалоге с женой алкоголика: «Существуют и минусы в моей системе, Ваш муж будет избегать тех мест, где распивают спиртное. Ему будет некомфортно там находиться. Возможно, Вам вместе придется на некоторое время воздержаться от посещений праздников и застолий».

Лучшее из худшего. В силу обстоятельств, Вы не можете предложить пациенту кардинально решить проблему - в Вашей больнице возможности диагностики и лечения ограничены.

Используете способ сравнения: реальной ситуации с тем, что могло бы произойти в худшем случае. Например, родственники пациента возмущаются: «Мы слышали, что есть клиники, где больному с инфарктом миокарда, уже в первые часы проводят какую-то хирургическую операцию, и инфаркт не развивается. Почему не сделали это?»

Ответ может быть следующим: «в нашем отделении нет такой возможности, но мы оказали помощь в полном объеме, соответственно всем современным стандартам, в результате этого избежали многих возможных осложнений и сейчас дело идет на поправку».

Ссылка на опыт соседа по палате. Этот прием эффективен в предоперационной подготовке пациента. Разговор пациента с тем, кто уже успешно перенес подобную операцию, значительно уменьшает страх и сопутствующие неприятные вегетативные реакции.

Метафорическое влияние. Метафорическое влияние - это особый вид влияния, заслуживающий тщательного рассмотрения. Много лет назад этот прием был разработан психотерапевтами в расчете на людей, не воспринимающих рекомендаций и советов, высказанных напрямую. На самом деле существование метафорического влияния имеет более глубокие корни: мифы, легенды и сказки оказывали огромное влияние на модели поведения нации. Вспомните русские сказки, где акцент делается на удачливость (Емеля), а в немецких сказках основа счастья - упорный труд.

Во врачебной практике метафорический прием проверен, подтвержден временем и универсален. Как же осуществляется метафорическое влияние?

Вариант 1. Моделируется ситуация, в которой мы хотим оказать воздействие на пациента. Например, нам нужно побудить пациента принять решение в ситуации, когда он сомневается. Мы рассказываем ему о другом пациенте, которому тоже было трудно принять решение.

Демонстрируется результат действий привлекательный для пациента. Например: «Тот пациент решился на операцию, сейчас чувствует себя отлично. Он звонит мне на все праздники и благодарит».

Пациенту предоставляется возможность самому сделать выбор. Наглядность жизненных примеров при принятии решения пациентом весьма эффективна. Зачастую они убеждают больше, чем двойные слепые плацебо контролированные исследования.

Почему метафорическое влияние так эффективно воздействует на пациентов? На это есть несколько причин.

Во-первых, человек склонен проецировать свой жизненный опыт на ситуацию, в которой он оказался. Например, если девушка поступает в технический вуз и слышит о том, что почти все студентки выходят замуж за своих однокурсников, то она перестанет беспокоиться о будущем замужестве.

Во-вторых, пациенту легче воспринять негативную ситуацию абстрактно, чем применительно к себе. Например, уговаривая больного соблюдать постельный режим, можно рассказать историю про пациента, который отказывался это делать и заработал осложнение болезни.

В-третьих, люди не любят давления, они с большим удовольствием следуют тому, что придумали сами, и метафорическая история дает им такую свободу.

В-четвертых, метафорическая история позволяет избежать прямых обещаний и прямой критики, что при работе с пациентами очень важно.

Вот несколько правил, которые усиливают воздействие метафорической истории:

  • история должна быть схожа с ситуацией пациента, иначе у него не возникнет проекции;
  • врачу необходимо иметь четкий сценарий позитивных и негативных последствий;
  • история должна быть краткой и понятной для пациента. Например, беседуя, Вам не следует ссылаться на такое возможное осложнение, как пароксизмальная желудочковая тахикардия типа «пируэт» (torsade de pointes), ибо пациенту неведомо - что это?
  • история должна быть яркой и запоминающейся;
  • хорошо бы включиться в разговор невзначай, по ходу дела, и упомянуть уместную историю.

Главное правило: вывод должен сделать сам пациент , а не врач, иначе мы просто перечеркиваем смысл данного приема. Пациент должен быть убежден в собственной проницательности и сам принимать решения.

Вариант 2. Сравнение в чистом виде помогает более доходчиво пояснить ситуацию, убедить пациента, ссылаясь на предыдущий опыт и здравый смысл. Например, пациент выказывает недовольство по поводу того, что Вы назначили дорогие лекарства. Врач может ответить так: «Скажите, когда Вы видите флакон французских духов за 10 гривен, Вы его купите? Нет? А почему?».

В метафорическом влиянии очень важно правильно расставить акценты. Сместив их, мы добиваемся ожидаемых результатов.

Нужно помнить: каким бы приемом Вы не пользовались, главный выигрыш все равно достается пациенту.

Юрий Чертков

Из книги«Чему не научат в медицинском вузе»

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Введение

Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.
Взаимоотношения между врачом и пациентом - одна из важных проблем медицины. Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество врачебной помощи и сказываются на течении лечебного процесса. Речь идет не только о крайних проявлениях нарушенных взаимоотношений в виде жалоб пациента на нечуткое обращение и т.д. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, невербализированные, вполне ощутимо влияют на настроение. В коммуникации участвуют обе стороны.

Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом

Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат, perceptio -- восприятие) -- в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.
Цель врача -- выработать определенную точку зрения на сиюминутные и потенциальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие: обратной связи; коммуникативных барьеров; коммуникативного влияния; вербального и невербального уровней передачи информации.
В контексте общения врача и пациента обратная связь -- это реакция пациента на поведение врача. Обратная связь призвана помочь врачу понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.
Во время диалога врач и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями “говорящего” и “слушающего”. Поэтому врач также выражает свою реакцию -- прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от врача (“говорящего”), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента (“слушающего”): “Я не смогу ответить на ваш вопрос”, “Я не приветствую нарушение вами режима”, “Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь” и т.д.; реакция может также проявляться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адекватное понимание ее пациентом и создает условия для эффективного общения.
Косвенная обратная связь -- это завуалированная форма передачи партнеру информации. Для этого используются риторические вопросы типа “Вы действительно так считаете?”, “И это поможет?” иронические замечания типа: “Да... У нас теперь все знают, как надо лечить”, вербальные и невербальные реакции и т.д. В данном случае “слушающий” должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему “говорящий” и каковы на самом деле его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что значительно затрудняет процесс общения.
Выступая в роли “слушающего”, врач должен по возможности недвусмысленно реагировать на слова и поведение пациента. В затруднительных случаях лучше сказать: “Это не входит в мою компетенцию, надо посоветоваться с коллегами”.
Если пациент предоставляет врачу информацию, не поддающуюся однозначному толкованию, он обязан задать уточняющие вопросы.
Известно, что спонтанный прием сигналов обратной связи неполон и интерпретируется через собственную систему координат. Мы считаем, что система координат врача детерминируется его профессиональной ролью и основывается в большинстве случаев на безоценочном положительном отношении к пациенту. Говоря о большинстве случаев, мы имеем в виду что иногда врач может поведенчески оценивать некорректное, с его точки зрения, поведение пациента, например, несколько фамильярное.
С другой стороны, касаясь феномена обратной связи, нельзя не заметить, что подобное поведение пациента, возможно, является ответом на поведение врача, которое позволило ему вести себя подобным образом.
В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько ее адекватного понимания. От чего оно зависит?
Во-первых, форма и содержание сообщения существенно связаны с личными особенностями “говорящего”, его представлениями о “слушающем” и отношением к нему и к ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, всякое сообщение трансформируется под влиянием особенностей личности “слушающего”, его отношения к автору сообщения, тексту, ситуации. Так, одни и те же слова, услышанные пациентом из уст врача, соседа по палате, родственника, могут вызвать у него разные реакции. Замечание врача, скорее всего, будет выслушано с должным вниманием, а замечание соседа -- с раздражением. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать совершенно по-разному в зависимости от воспитания, особенностей личности и даже политических пристрастий. Одно и то же высказывание врача один пациент воспримет как справедливое замечание, а другой -- как “вечную придирку”.
Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В данном случае можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. М.Р. Битянова (1994) выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный и барьеры отношений.
Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции.
Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера -- актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем.
Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д.
В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни.
С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.
Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет “бабуля” и “дедуля”, не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).
Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.
Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должена быть готов к возникновению этого барьера, к тому что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.
В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек, причем причину этого часто трудно осознать, о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию (“Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?”).
Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них -- это прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: “У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает”.
Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь -- искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: “Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно -- это было временное явление” или: “В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом”. Второй путь -- снижение авторитетности источника информации: “Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!” Наконец, третья возможность -- защита через непонимание; “Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит”.
Любая поступающая к “слушающему” информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия -- авторитарный и диалогический, различающиеся характером психологической установки, возникающей у “говорящего” по отношению к “слушающему”. В большинстве случаев установка не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия это -- позиция “сверху”, в случае диалогического -- “рядом”. Как врач, так и пациент могут занимать в диалоге позиции “сверху”, “рядом”, “снизу” -- это зависит от типа лечебного учреждения, взаимоотношений медицинского персонала между собой, индивидуальных особенностей общающихся.
В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.
При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.
Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.
Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику
Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E.Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.
В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

Влияние врача на самосознание больного

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.
Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип "исцеление через осознание" и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать.
Учить - означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.
Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.
Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В.М. Бехтеревым. В.Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.
Педагогическая психотерапия является естественным продолжением рациональной психотерапии, отвечая полностью современным задачам психоневрологической и соматической клиник. Она стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.
С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:
- Избавление больных от неведения и ошибок суждения
- Коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха
- Обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы
- Социальное активирование заболевшей личности
Во время сеансов педагогической психотерапии практикуются взаимное ободрение и поощрение к выздоровлению, использование так называемого "психотерапевтического зеркала", анонимное обсуждение рисунка поведения переживаний больных, соучастие, сопереживание и доброжелательное стимулирование.
В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки. Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной и даже эфемерной. Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих а и т.д.................

Введение

Влияние врача на самосознание больного

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Введение

Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

Взаимоотношения между врачом и пациентом - одна из важных проблем медицины. Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество врачебной помощи и сказываются на течении лечебного процесса. Речь идет не только о крайних проявлениях нарушенных взаимоотношений в виде жалоб пациента на нечуткое обращение и т.д. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, невербализированные, вполне ощутимо влияют на настроение. В коммуникации участвуют обе стороны.

Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом

Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат, perceptio -- восприятие) -- в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

Цель врача -- выработать определенную точку зрения на сиюминутные и потенциальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие: обратной связи; коммуникативных барьеров; коммуникативного влияния; вербального и невербального уровней передачи информации.

В контексте общения врача и пациента обратная связь -- это реакция пациента на поведение врача. Обратная связь призвана помочь врачу понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.

Во время диалога врач и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями “говорящего” и “слушающего”. Поэтому врач также выражает свою реакцию -- прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от врача (“говорящего”), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента (“слушающего”): “Я не смогу ответить на ваш вопрос”, “Я не приветствую нарушение вами режима”, “Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь” и т.д.; реакция может также проявляться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адекватное понимание ее пациентом и создает условия для эффективного общения.

Косвенная обратная связь -- это завуалированная форма передачи партнеру информации. Для этого используются риторические вопросы типа “Вы действительно так считаете?”, “И это поможет?” иронические замечания типа: “Да... У нас теперь все знают, как надо лечить”, вербальные и невербальные реакции и т.д. В данном случае “слушающий” должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему “говорящий” и каковы на самом деле его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что значительно затрудняет процесс общения.

Выступая в роли “слушающего”, врач должен по возможности недвусмысленно реагировать на слова и поведение пациента. В затруднительных случаях лучше сказать: “Это не входит в мою компетенцию, надо посоветоваться с коллегами”.

Если пациент предоставляет врачу информацию, не поддающуюся однозначному толкованию, он обязан задать уточняющие вопросы.

Известно, что спонтанный прием сигналов обратной связи неполон и интерпретируется через собственную систему координат. Мы считаем, что система координат врача детерминируется его профессиональной ролью и основывается в большинстве случаев на безоценочном положительном отношении к пациенту. Говоря о большинстве случаев, мы имеем в виду что иногда врач может поведенчески оценивать некорректное, с его точки зрения, поведение пациента, например, несколько фамильярное.

С другой стороны, касаясь феномена обратной связи, нельзя не заметить, что подобное поведение пациента, возможно, является ответом на поведение врача, которое позволило ему вести себя подобным образом.

В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько ее адекватного понимания. От чего оно зависит?

Во-первых, форма и содержание сообщения существенно связаны с личными особенностями “говорящего”, его представлениями о “слушающем” и отношением к нему и к ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, всякое сообщение трансформируется под влиянием особенностей личности “слушающего”, его отношения к автору сообщения, тексту, ситуации. Так, одни и те же слова, услышанные пациентом из уст врача, соседа по палате, родственника, могут вызвать у него разные реакции. Замечание врача, скорее всего, будет выслушано с должным вниманием, а замечание соседа -- с раздражением. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать совершенно по-разному в зависимости от воспитания, особенностей личности и даже политических пристрастий. Одно и то же высказывание врача один пациент воспримет как справедливое замечание, а другой -- как “вечную придирку”.

Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В данном случае можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. М.Р. Битянова (1994) выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный и барьеры отношений.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции.

Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера -- актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем.

Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д.

В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни.

С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.

Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет “бабуля” и “дедуля”, не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).

Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.

Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должена быть готов к возникновению этого барьера, к тому что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.

В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек, причем причину этого часто трудно осознать, о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию (“Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?”).

Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них -- это прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: “У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает”.

Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь -- искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: “Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно -- это было временное явление” или: “В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом”. Второй путь -- снижение авторитетности источника информации: “Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!” Наконец, третья возможность -- защита через непонимание; “Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит”.

Любая поступающая к “слушающему” информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия -- авторитарный и диалогический, различающиеся характером психологической установки, возникающей у “говорящего” по отношению к “слушающему”. В большинстве случаев установка не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия это -- позиция “сверху”, в случае диалогического -- “рядом”. Как врач, так и пациент могут занимать в диалоге позиции “сверху”, “рядом”, “снизу” -- это зависит от типа лечебного учреждения, взаимоотношений медицинского персонала между собой, индивидуальных особенностей общающихся.

В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.

При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.

Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.

Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E.Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

Влияние врача на самосознание больного

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип "исцеление через осознание" и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать.

Учить - означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В.М. Бехтеревым. В.Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.

Педагогическая психотерапия является естественным продолжением рациональной психотерапии, отвечая полностью современным задачам психоневрологической и соматической клиник. Она стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

Избавление больных от неведения и ошибок суждения

Коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха

Обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы

Социальное активирование заболевшей личности

Во время сеансов педагогической психотерапии практикуются взаимное ободрение и поощрение к выздоровлению, использование так называемого "психотерапевтического зеркала", анонимное обсуждение рисунка поведения переживаний больных, соучастие, сопереживание и доброжелательное стимулирование.

В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки. Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной и даже эфемерной. Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности. Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной работы в области врачебной педагогики, психогигиены, психопрофилактики и психотерапии необходимо воспитать в себе некоторые профессионально важные качества личности:

Умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства;

Быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение);

Занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать менторства, поучительного тона, начетничества, помнить и выполнять правило: "Помогая, не унижайте";

Быть всегда и во всём пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать.

Быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела.

Быть по-хорошему недовольным собой, совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе.

Делиться своим опытом с коллегами. Уметь слушать, развивать в себе не только речь, но и "искусство молчания".

Сеансы врачебной педагогики - это, конечно, не просто лекции, занятия, просветительные беседы врача с больными. Это синтез упомянутых выше форм общения врача, психолога и педагога со слушателями. Это такое высокоэмоциональное и интеллектуальное общение, когда внимание слушателя захватывается целиком, так как сообщаются такие сведения, которые жизненно необходимы.

Основой хорошей сопротивляемости болезни, по мнению Н.И. Рейнвальда (1978), являются не сами по себе свойства организма, нервной системы, а их конкретное преломление в присущих данной личности потребностях, стремлениях и в побуждаемой ими деятельности. Активная жизненная позиция и, сответственно, интенсивное противодействие болезни, как правило, основаны на учёте интересов общества. Пациенты, для которых характерны значительные социальные интересы, активно взаимодействуют с врачом в процессе лечения. При их отсутствии перед врачом, параллельно с лечебными, встают и медико-педагогические проблемы. Важнейшей предпосылкой успешного лечения является выработка сознательной мотивации на активное преодоление болезни.

Многие исследователи рассматривали различные аспекты проблемы "личность и болезнь", выдвигая понятия, связанные с эмоционально-личностным реагированием пациента на заболевание: "переживание болезни". При этом Е.А. Шевалев в понятие "переживание болезни" включал отношения к самому себе, к своему болезненному состоянию, к окружающим, к той форме деятельности, которая была до болезни и так или иначе изменилась в связи в ней.

Проблема "больной-болезнь", познание больным своей болезни представляет большой интерес, однако при этом нельзя не учитывать влияния психогенных факторов, эмоционального состояния больного, постоянную взаимную индукцию больных, обсуждающих каждый симптом и болезни друг друга, возможные осложнения, характер лечения, прогноз и т.д. На формирование оценки болезни оказывают влияние контакт с тяжелобольными, сведения, почерпнутые из бесед с родными и знакомыми, с персоналом и другими лицами. Нередко при этом больные тенденциозно интерпретируют "случаи из практики", сведения, полученные из научно-популярных фильмов и журнала "Здоровье". Отрицательное влияние оказывают и больничные условия, своеобразная изоляция от привычной социальной среды, отрыв от трудовой деятельности, нарушение прежних контактов с семьёй, различные жизненные впечатления.

При анализе аутопластической картины болезни Р. Конечный и М. Боухал (1974) приводят следующую типологию отношения к болезни:

1. Нормальное, то есть соответствующее состоянию пациента или тому, что было ему сообщено о заболевании;

2. Пренебрежительное, когда больной недооценивает серьёзности заболевания, не лечится, в отношении прогноза проявляет необоснованный оптимизм;

3. Отрицающее, при котором пациент "не обращает внимания" на болезнь, отгоняет от себя мысли о ней, не обращается к врачу;

4. Нозофобное, когда пациент несоразмерно боится своей болезни, неоднократно обследуется, меняет врачей, он в большей или меньшей степени понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороться с ними;

5. Ипохондрическое, при котором пациент убежден в том, что страдает тяжёлым заболеванием.

6. Нозофильное, связанное с "определённым успокоением и приятными чувствами при болезни.

Наиболее прочные положительные результаты психотерапии достигаются, писал В.И. Мясищев (1970), если удаётся не только изменить отношение больного к непосредственным психотравмирующим обстоятельствам, но и его жизненные позиции в целом.

Условно можно выделить определённую последовательность в формах поведения врача в процессе психотерапии.

При первой встрече с пациентом он (врач) минимально активен, недирективен, способствует искреннему раскрытию эмоциональных переживаний пациента, созданию доверительного контакта.

Затем, повышая свою активность, врач приступает к выяснению "внутренней картины болезни", к вербализации пациентом всех его представлений, связанных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и перспектив выздоровления.

Проводя коррекцию "концепции" болезни у пациента, врач обсужлает с ним данные его обследований, убеждает, что причины болезни кроются не в органических изменениях, помогает уловить связь эмоциональных факторов с симптоматикой. В этот период врач предоставляет пациенту соответствующую информацию и выступает в роли эксперта.

Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром.

На заключительном этапе врач вновь усиливает свою активность и даже директивность в испытании и закреплении пациентом новых способов переживания и поведения.

Для эффективной реализации любых внушений необходимы:

1. Глубокий контакт с больным, приобретаемый не только в процессе общения, но и многостороннего использования материалов самооценок больного;

2. Клинический анализ, ознакомление с социально-психологическим портретом пациента;

3. Отдельные психотерапевтические методы и приёмы в процессе перестройки системы отношений личности;

4. Изменение отношения не только к конфликтным переживаниям, но и к конкретным текущим житейским ситуациям;

5. Координация личных и общественных интересов, нормализация межличностных отношений, взаимодействия с семьёй, людьми, обществом.

Основные принципы простого психотерапевтического лечения:

1. Не переубеждать пациента в том, что "у него не могут быть те признаки, на которые он жалуется", а наоборот, ободряюще и понятно объяснить ему механизм возникновения этих признаков.

2. При объяснении использовать легко понятные примеры из повседневной жизни.

3. Подводить больного к решению конфликтной ситуации так, чтобы он сам, без подсказок и видимой помощи, но всё-таки незаметно руководимый, решил их.

4. Проводить внимательное воздействие на личность пациента прежде всего в том смысле, чтобы вселить уверенность, что у него нет серьёзного заболевания, а всего лишь функциональное нарушение.

5. Там, где это необходимо, привлекать к решению участвующих лиц, например, жену, детей, родственников, сотрудников и т.д.

6. При необходимости направлять к психиатру.

7. Не допускать ятропсихогений.

Ятропсихогения - это не кратковременная реакция больного на неправильное высказывание или действие врача, а зафиксированное невротическое расстройство, имеющее обычно истинные причины в личности пациента и характере их отношений с врачом. Она представляет своего рода отрицательный плацебо-эффект, связанный с определёнными ожиданиями, опасениями и установками пациента в отношении болезни, врача и лечения.

Ятропсихогению могут вызвать:

Отсутствие доверительного контакта

Промахи в речи врача, особенно при первой встрече

Необоснованное употребление медицинской терминологии.

За многие века пациенты приучили врачей соблюдать обязательный ритуал: выписывать рецепт. Врачи знают, что зачастую один лишь бланк рецепта действует сильнее, чем прописанное лекарство, именно он может помочь больному избавиться от мучений. Лекарства обязательны не во всех случаях, а вера в выздоровление необходима всегда. Поэтому врач может выписать плацебо, когда поддержка и подбадривание принесут больше пользы больному, чем самые знаменитые и дорогие пилюли.

Плацебо - это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного сахара, расфасованные и упакованные так же, как настоящее лекарство.

Исследования показали, что 90% людей, обращающихся за помощью к врачам, страдают от недомоганий, подвластных целительным силам организма. Врач видит, что его опыт и поддержка важнее прописанных лекарств, и он старается не мешать естественному процессу выздоровления. Чтобы пациенту было спокойнее и для некоторого терапевтического воздействия, врач может назначить плацебо.

Плацебо, следовательно, не столько таблетка, сколько процесс-от зарождения веры во врача до полного включения в работу иммунной системы организма и всех его защитных сил. Процесс этот происходит не потому, что таблетка обладает каким-то магическим действием, а потому, что человеческий организм - лучший лекарь и аптекарь: самые удачные рецепты он "выписывает" себе сам.

Если пациент знает, что ему дают плацебо, то оно не окажет никакого физиологического эффекта. Это лишний раз подтверждает: организм человека способен трансформировать надежду на выздоровление в осязаемые биохимические изменения.

Плацебо доказывает, что нельзя разделять психику и физиологию. Болезнь может поразить психику и повлиять на физическое состояние, или, наоборот, ухудшение физического состояния отразится на психическом равновесии.

Но плацебо эффективно не всегда. Считается, что успех применения плацебо прямо зависит от взаимоотношений врача и пациента.

Как доктор относится к больному; может ли он убедить пациента, что серьёзно воспринимает его заболевание; Есть ли доверие и взаимопонимание - всё это существенно не только для лечения, но и значительно усиливает действие плацебо. Когда нет хороших человеческих взаимоотношений между врачом и пациентом, применять плацебо бесполезно. В этом смысле врач является, пожалуй, самой важной фигурой а процессе под названием "плацебо".

Самая серьёзная проблема в наше время - это влияние на здоровье стресса. Нас угнетает не обилие идей, разногласий, мнений, а неумение разобраться, отделить важное от второстепенного. Мы страдаем от избытка информации, которую просто не в состоянии усвоить. В результате - хаос и неразбериха, множество сильных ощущений и недостаток настоящих чувств. "Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, что не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она - состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Её нельзя без конца насиловать безнаказанно" (Б. Пастернак "Доктор Живаго"). С этой точки зрения сомнительно, что плацебо (или какое-то другое лекарство) окажет эффект, если не будет у человека страстного стремления жить. Воля к жизни - окно в будущее. Она настраивает пациента на восприятие лечения и соединяет эту помощь с внутренней способностью организма к борьбе с болезнью. Плацебо трансформирует волю к жизни в физическую реальность и руководящую силу.

Заключение

В каждой ситуации общения используется своя коммуникативная стратегия. Стратегия общения реализуется в коммуникативных тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие коммуникативные тактики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик не является эффективной и универсальной.

Необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна только для того, кого убеждаешь.

Общение с пациентом в медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз. В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества диалог между врачом и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога. Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения.

Глоссарий

1. Косвенная обратная связь -- это завуалированная форма передачи партнеру информации.

2. Плацебо - это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного сахара, расфасованные и упакованные так же, как настоящее лекарство.

3. Сеанс врачебной педагогики - это занятия, просветительные беседы врача с больными.

4. Учить - означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

5. Ятропсихогения - это не кратковременная реакция больного на неправильное высказывание или действие врача, а зафиксированное невротическое расстройство, имеющее обычно истинные причины в личности пациента и характере их отношений с врачом.

6. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом

7. Интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами,

8. Перцептивная (лат, perceptio -- восприятие) -- в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

Список литературы

1. Абалова А.Ю. Основы психологии: Учебное пособие. - М.: Стимул. 2002.

2. Конечный Р., Боухал М. "Психология в медицине"; Прага, 1974.

3. Лежепекова Л.Н., Якубов Б.А. "Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача"; Ленинград, 1982.

4. Немов Р.С. Писхология: Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Норман Казинс "Анатомия болезни с точки зрения пациента. Размышления о лечении и выздоровлении"; Москва, 1991.

6. Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2005.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2000.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

9. Ташлыков В.А. "Психология лечебного процесса". Феникс, 1999.

10. Телешевская М.Э. "Глазами больного"; Киев, 1985.

Подобные документы

    Значение общения в лечебной деятельности. Коммуникативная сторона профессиональных взаимоотношений между врачом и больным. Влияние врача на самосознание больного. Значение способности врачей эффективно общаться с пациентами для качества врачебной помощи.

    презентация , добавлен 22.11.2014

    Способность врача эффективно общаться с пациентами. Психологическая ориентация, стратегия и тактика в общении. Психологические барьеры в общении и их преодоление. Особенности психологии общения медицинского работника. Профилактика конфликтных ситуаций.

    презентация , добавлен 21.04.2015

    Взаимоотношения между врачом и пациентом как одна из проблем медицины. Влияние сложности в коммуникации на качество врачебной помощи и течение лечения. Свод этических правил врача, его коммуникативная компетенция. Адекватное восприятие информации.

    презентация , добавлен 08.10.2013

    Причины создания позитивного настроя при работе врача с пациентом. Мотивирование пациента на активное участие в лечении. Задача врача при взаимодействии c пациентом, находящимся на стадии осознания проблемы. Особенности работы врача-стоматолога.

    презентация , добавлен 23.06.2014

    Проблема взаимоотношений между врачом и пациентом. Искусство общения врача с больным. Основные принципы биоэтики. Утрата психологического контакта между врачами и больными как самое главное отрицательное следствие современного развития медицины.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    Особенности общения между врачом и пациентом как основа врачебной деятельности. Тактические действия и особенности личности медицинского работника. Типы медицинских сестер и их характеристика. Умение медицинского работника понять и выслушать больного.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Профессиональный долг врача: оказание своевременной, качественной медицинской помощи, поддержка пациента, сохранение врачебной тайны, гуманность, доброжелательность. Врачебная ошибка: неправильное определение болезни, добросовестное заблуждение.

    презентация , добавлен 18.04.2013

    презентация , добавлен 11.11.2016

    Специфика профессии педиатра, его личные и профессиональные качества. Сложности в его работе. Компоненты взаимоотношений врача и родителей пациента. Соблюдение врачебной этики в отношении к ребенку. Учет психологических особенностей детского возраста.

    презентация , добавлен 29.05.2015

    Морально-этические проблемы медицины. Определение качества медицинской помощи и ее основных составляющих элементов. Суть и значение врачебной этики. Особенности и принципы взаимоотношений врача и больного, медика и пациента. Врачебная тайна и эвтаназия.

Лекция 2. МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В ПСИХИАТРИИ.

Терапия любого психически больного включает комплекс медицинских мероприятий:

Обследование

Постановка диагноза

Оказание при необходимости экстренной помощи (алкогольный делирий, кататоническая форма шизофрении)

Проведение курсовой терапии с использованием различных медикаментозных средств

Психотерапии,

Физиотерапии

Социотерапевтических мероприятий, направленных на его социально-

психологическую коррекцию и реабилитацию.

Выделяют несколько направлений терапевтических подходов в психиатрии.

Психотерапия - комплексное психологическое воздействие врача на психику больного. Основным инструментом врача является слово. Психотерапия охватывает всю область общения врача и больного. Врач любого профиля, общаясь с больным, оказывает на него психологическое воздействие. Умение беседовать с больным, чтобы проникнуть к нему в душу и завоевать доверие, необходимо врачу-психиатру. Целью психотерапии является устранение болезненных симптомов, изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Основу всех психотерапевтических воздействий составляют внушение и разъяснение, предлагаемые в различных соотношениях и последовательности.

Рациональная (разъяснительная) психотерапия - метод воздействия на больного путем логически аргументированного разъяснения. Проводится обычно в форме диалога между врачом и пациентом. Цель такого собеседования -разъяснение причин и характера заболевания, его возможных исходов, необходимости назначенного лечения, исправление неверных представлений пациента о своей болезни. Прежде чем в чем-то убеждать больного, врач должен его терпеливо и внимательно выслушать, ибо это имеет огромное значение для установления эмоционального контакта между врачом и пациентом.

Суггестивная терапия - внушение различных мыслей, включая неприязнь

и отвращение (например, к алкоголю). Внушение принимается больным без логической переработки и критического осмысления. В момент внушения пациент воспринимает информацию пассивно, без размышлений. Влияние оказывается в основном нa эмоциональную сферу. Внушение осуществляется как в состоянии бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна. Внушение в состоянии бодрствования проводится либо в индивидуальном порядке, либо коллективно. Для проведения внушения необходимы соответствующие условия: изолированное от шума затемненное помещение, удобные кресла (чтобы больной расслабился). Большое значение имеет мимика, движения, речь врача, его внешний вид.

Самовнушение -внушение самому себе представлений, мыслей,

чувств, рекомендованных врачом и направленных на устранение болезненных явлений и улучшение общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врача-психотерапевта.

Гипноз -лечебное внушение, проводимое в состоянии гипнотического сна. Перед началом лечения больному объясняют сущность метода, чтобы он не боялся, не напрягался во время сеанса. Каждый сеанс состоит из трех этапов: усыпление, собственно внушение, выход из гипноза. Число сеансов на курс лечения -10-15. Можно проводить сеансы гипноза с группой больных. Для этого подбирают пациентов с одинаковой патологией и проблемами.

Семейная психотерапия -лечебное воздействие, направленное на урегулирование межличностных отношений в семье больного. Используется для профилактики и лечения неврозов, реабилитации психически больных после выписки из стационара с целью создания благоприятного микроклимата в семье.



Понравилась статья? Поделитесь ей