Контакты

Психодрама Морено. Психотерапия, основанная на игре и импровизациях. Погружение в конкретную произошедшую ситуацию. C3. Ассимиляция исследования. Время на осознание и проговаривание понятого

Психодрама - это метод групповой психотерапии. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуации. У психодрамы есть два применения - она может быть способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения часто сопутствуют и дополняют друг друга. Современная психодрама - очень гибкий и многогранный метод. В умелых руках он становится почти универсальным. Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии, и для тренинга социальных навыков. В зависимости от потребностей клиента, этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения. Психодрама используется и как тонкий инструмент психотерапии, и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.

Помимо групповой психотерапии, психодрама широко используется в индивидуальной работе с людьми. Как в психотерапии, так и вне ее, например в коучинге. Эта статья посвящена групповой психодраматической терапии и специфике психодраматического подхода в целом.

Как проходят психодраматические группы?
Психодраматические группы обычно состоят из 8 - 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными - на несколько месяцев, так и короткими - на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя - только с самого начала, в течение первых встреч.

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека. Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот - актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя. Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению. И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

В психодраме не оцениваются и не интерпретируются работы протагонистов, не даются советы, - психодраматическая групповая работа строится на уважении к каждому участнику группы, к его чувствам и к его внутреннему миру.

Как проходит психодраматическое действие?

«У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама».

Павел Горностай


Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы - в зависимости от потребностей протагониста. Психодраматическое действие - это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.

Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом). Бывает, что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств, и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое и понять, что именно внутри протагониста тогда произошло. И тогда найти способ отпустить эту ситуацию. Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого, если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться. Символическое действие также может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом, или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста для того, чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.

Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

Как и почему психодрама работает?
«В психоанализе человек рассказывает о своей проблеме, а в психодраме человек эту проблему разрешает в действии, во взаимодействии с другими людьми. В отношениях с другими людьми проблема когда-то возникла, теперь во взаимодействии с другими человек эту проблему решает. В психодраме человек не просто понимает, что с ним происходит, но он четко знает, что ему теперь делать и как. Понимает, знает и изменяет».

Виктор Семенов


Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Реалистичность психодрамы заключается в следующем. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

«Когда человек работает [в психодраме] с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия. И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле "правдивее" слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности. Всё оказывается немножко не так».

Екатерина Михайлова


Все богатство внутреннего мира человека, его желания, мечты, проблемы и представления о мире влияют на то, как человек действует по отношению к себе и другим. Психодрама работает с внутренним миром для того, чтобы изменились действия человека. В психодраматической игре можно пробовать, примерять, экспериментировать, искать и находить новые способы действовать в любых реальных ситуациях. И если идти этим способом, то в психодраме можно сначала спонтанно найти решение проблемы, а потом понять, что произошло.

«И от любого пустяка [в психодраме] вдруг открывается какое-то бесконечное пространство, в котором человек обнаруживает массу вещей про себя, которые даже в голову не приходили. Вся жизнь человека, его память, его чувства, его отношения начинают складываться в какой-то узор, и этот узор становится понятен, как будто осязаем. И тогда, когда узор понятен, становится ясно, что делать дальше. Для меня в психодраме самым дорогим как раз и является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателем, творцом своей жизни. Я думаю, что основной эффект психодрамы именно в этом, - человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что-то пробовать, экспериментировать».

Екатерина Михайлова


Психодрама раскрывает перед человеком его собственный внутренний мир и позволяет увидеть и почувствовать его целиком. И дает широкие возможности для изменения этого мира в соответствии с собственными желаниями человека. Психодраматическая группа с начала и до конца - это целостный психотерапевтический процесс. Участие в групповой работе позволяет учиться лучше взаимодействовать с другими людьми. Когда человек является протагонистом - он учится видеть свой внутренний мир со стороны и менять его, т.е. он учится быть терапевтом сам себе. Когда человек играет роли и является зрителем - он через сопереживание приобретает новый опыт вместе с протагонистом. Психодрама позволяет всем участникам учиться понимать причины появления проблем и возможности их решения, и это умение, в перспективе, дает возможность самостоятельно находить решения своим проблемам.

Павел Корниенко; v. 0.8.1
Павел Горностай - вице-президент Киевской ассоциации психодрамы.
Екатерина Михайлова - руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГиСП).
Виктор Семенов - руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГПиСП).

Глава 5. ПСИХОДРАМА

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему

кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль

животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Возможна и другая форма, когда один из участников группы в театрализованной форме рассказывает о событиях своей жизни. При этом важное значение имеют импровизация и доброжелательность группы.

Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Необходимое условие для проведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

Задачи психодрамы:

1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.

2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.



3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования. В качестве факторов , положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в

игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.

Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:

1. Протагонист.

2. Режиссер (фасилитатор).

3. Вспомогательные "Я".

4. Зрители.

Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления),

предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.

Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".

Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:

· Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.

· Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.

· Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.

Вспомогательное "Я" олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного "Я" должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

В некоторых группах вводятся профессиональные вспомогательные "Я", которые прошли специальную подготовку и могут легко входить в любые образы.

Таким образом, вспомогательные "Я" - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, какими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомогательные "Я" выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его взаимодействиях с клиентом, с другой - продолжением клиента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-протагонист обычно сам выбирает вспомогательные "Я". Они могут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

Несмотря на то что клиент выбирает в качестве вспомогательного "Я" того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли своей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии.

В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители

могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.

Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают

непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе, которая насчитывает 4 м в диаметре.

Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Слишком маленькие помещения ограничивают свободу перемещения исполнителей, слишком большие - отрицательно сказываются на групповом чувстве, слишком светлые, невыразительные непригодны для изображения драматичных воображаемых или исполненных теплыми человеческими чувствами сцен. Если нет цветовых возможностей освещения, то освещение можно варьировать с помощью оконных штор и переносных ламп. В качестве реквизита используются простые для транспортировки стулья с небольшим столиком.

Метод психодрамы широко применяется в наркологии и психиатрии, так как является отличным инструментом для поиска, осознания, разбора личных проблем и создания путей для их решения.

Психодрама Якоба Морено – что это?

Якоб Морено (1889-1974) – врач, специализировавшийся на групповой психотерапии. Он знаменит тем, что придумал новый метод психологического консультирования и лечения – психодраму. Психодрама ведет отсчет с 1921 года, когда впервые доктором Морено была представлена театральная постановка с участием приглашенных актеров. После первоначального провала постановки доктор продолжил углубленное изучение и совершенствование нового метода, основал целый институт в США по внедрению психодрамы и получил патент на изобретение.

Переехав в Америку, Якоб Морено стал открывать центры по лечению людей с различными психологическими трудностями и заболеваниями, объединяя их в группы и записывая «уроки» на магнитофонную ленту. Учеников у врача было множество, поэтому за прошлый век метод психодрамы широко распространился по миру, и в наше время применяется на всех континентах без исключения. Регулярно проводятся съезды и конференции последователей Морено, выпускаются книги и научные статьи по методике психодрамы. Так что же это такое, в чем суть метода?

Классическая психодрама – групповая лечебная терапия, основным инструментом которой становится драматическая импровизация. Это помогает подробно изучить, что творится в душе человека, понять, каковы предпосылки для тех или иных проблем.

Любой человек живет в социуме, поэтому именно в группе могут решиться многие его проблемы. Якоба Морено не устраивало обычное посещение пациентом психотерапевта и спокойное повествование о своих трудностях: только активное участие человека, его близких, семьи и друзей, воссоздание жизненных ситуаций поможет разобраться в себе и понять, где скрыт «корень зла».

В отличие от изобретенной доктором Морено классической психодрамы сейчас появилась такая ее разновидность, как монодрама, или индивидуальная работа с пациентом для раскрытия его потенциала и увеличения тяги к адекватному мировосприятию и поведению. И все-таки чаще используется именно групповая терапия, которая в течение многих десятилетий позволяет исцелиться людям с психологическими трудностями.
На видео о том, что из себя представляет психодрама:

Кому поможет?

Психодрама активно используется в лечении:

  • Коррекции отклонений в поведении (девиантное поведение);
  • Неврозов и психопатий пограничных форм (не требующих более активного вмешательства).

Формы, виды и техники психодрамы в наркологии

Как уже было сказано, выделяют два вида психодрамы – классическая (групповая) и индивидуальная, или монодрама. Как правило, в отношении наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, используется групповой метод с размером группы 6-9 человек. В группе меньшего размера будет слишком мало зрителей, в группе меньшего размера режиссеру слишком сложно отслеживать разные индивидуальные реакции.

Все участники группы должны быть гетерогенны по опыту, полу, способностям и т.д., но допускаются занятия и в гомогенной группе (например, среди алкоголиков с примерно одинаковой жизненной историей).

Группа может быть:

  • Открытой – целью является обретение независимости каждым участником в быстром темпе.
  • Закрытой – участники действуют более сплоченно, с использованием коллективного подхода.

Существуют такие формы психодрамы:

  1. Центрированная на протагонисте. Метод сконцентрирован на основном герое, которому помогает режиссер, ведущий, партнеры для показа реальной ситуации из собственной жизни (либо вымышленной ситуации). Итогом становится повторное переживание и осознание проблемы.
  2. Центрированная на теме. Обычно применяется во вновь созданной группе, где подбирается актуальная для всех проблема (тема), которая каждым участником обыгрывается в индивидуальном порядке (часто применяется среди алкоголиков).
  3. Направленная на группу. Основной «актер» описывает ситуацию, актуальную для всех членов группы. Примером служит группа наркоманов, которые крали из дома деньги или потеряли работу из-за своей зависимости.
  4. Центрированная на группе. Члены группы выясняют отношения и общие трудности между собой.

Основные техники, применяемые в психодраме таковы:

  1. Монолог, или самопрезентация. Это – простейшая техника, которая составлена серией ролевых действий, где протагонист изображает себя или другого человека. Он – единственный участник, старающийся довести до зрителей свою проблему и точку зрения на нее.
  2. Двойник. К протагонисту присоединяется дублер, который следит за монологом и помогает решить проблему, как только у протагониста заканчиваются мысли, говорит о недосказанном. Двойник представляет как бы внутренний голос протагониста, его субличность.
  3. Обмен ролями. В психодраме такая техника очень важна, она позволяет увидеть себя со стороны, научиться понимать других людей.
  4. Отображение, или зеркало. Протагонист наблюдает за тем, как пытаются его изобразить другие участники группы, видя себя глазами прочих людей.

Таким образом, в психодраме используются некоторые методики, которые присущи и другим методам групповой психотерапии алкоголизма и наркомании (в частности, 12 шагов), но есть и уникальные техники.
На видео техники психодрамы:

Базовые элементы

Вся группа, согласно мнению Морено, это – открытая система, целый организм. Для измерения происходящих в группе событий было введено понятие «социометрия», которое отражает поиск партнера или нескольких партеров в группе, подходящих для разбора той или иной ситуации. Социометрия – база, основа работы в психодраме, как и некоторые ее другие базовые элементы:

  • Роли, ролевые игры. Заданного сюжета в психодраме, в отличие от обычной театральной постановки, нет, он создается участниками группы по ходу дела. Этим методика психодрамы максимально приближается в самой жизни. Все роли пациенты выбирают сами, а терапевт помогает им и хвалит их.
  • Спонтанность. Все реакции людей в группе являются непреднамеренными, непредсказуемыми. Изначально многие участники представления могут быть закомплексованы, так как боятся той самой спонтанности в чувствах и эмоциях. Но после обретения свободы самовыражения они быстрее избавятся от своей зависимости.
  • Теле. Понятие взято у Фрейда, точнее объединяет два фрейдовских термина (трансфер, контрперенос). Вкупе получается некое сопереживание доктором чувств, состояния зависимого, а также принятие «на свой счет» эмоций между всеми участниками группы.
  • Катарсис. Согласно переводу с греческого это слово означает очищение через страдание. В психодраме катарсис – это переживание проблемы и последующее исцеление, которое во время театрального действия претерпевают основные участники группы
  • Инсайт. Означает резкое понимание проблемы, внезапную смену взгляда, что поможет избавиться от имеющейся проблемы.

Этапы проведения занятий

В методике психодрамы есть четыре основных периода, следующие друг за другом. Ниже описаны этапы проведения действия.

Распределение ролей, или подготовка

Психотерапевт на данном этапе распределяет роли, подбирает типажи. Важная цель – сформировать лучшую атмосферу и начать работу в нужном, оптимальном русле, а также поддерживать хорошее настроение участников группы до самого окончания представления и стимулировать импровизацию.

Разогрев, разминка

На «сцену» выходит протагонист, дается нужный материал для обсуждения, происходит предварительная оценка проблемы.

Разогрев включает три подэтапа:

  • Раскрепощение участников группы;
  • Усиление спонтанности в действиях;
  • Фокусирование мнений и размышлений на конкретной проблеме.

На этапе разминки зависимые выполняют некоторые упражнения, которые помогут им лучше сыграть свои роли в будущем. Вспомогательными приемами для достижения задач разогрева могут быть импровизация, живые скульптуры и т.д.

Психодраматическое действие

Участник группы рассказывает о какой-либо ситуации, которая его беспокоит (например, о ссоре в семье из-за наркотической зависимости). Именно это станет центральным сюжетом в предстоящем действии. Рассказчик подробно говорит о ситуации, ее участниках. Далее члены группы разыгрывают действие психодрамы, прорабатывая реальные ситуации и слова. Именно здесь и применяются основные техники психодрамы – монолог, двойник и другие.

Обсуждение

На завершающей стадии участники группы анализируют только что оконченное «представление». Изначально высказываются зрители – те, кто участия в драме не принимал. Затем о чувствах, эмоциях говорит протагонист и другие члены «труппы». Завершает обсуждение психотерапевт со своим видением ситуации.

Основные упражнения из курса

Обычно длительность общего сеанса психодрамы для зависимых (наркомания, алкоголизм) – около 50 минут, но реальные встречи могут быть и больше, и меньше по времени. Примерные временные рамки – от 15 минут до 4 часов, при этом длительность отдельных упражнений не регламентируется.

В рамках описанных выше этапов могут использоваться следующие упражнения (примеры):

  1. Пустой стул. Протагонист взаимодействует с антагонистом, периодически меняется с ним ролью, при этом сидит на стуле, который возвышается над остальными людьми для осознания силы, значимости.
  2. Персонификация. Человек наделяет себя качествами, которых ему не хватает, и пытается разыграть ситуацию уже с новыми личностными характеристиками.
  3. Возврат в прошлое. Картины из прошлого воссоздаются во время представления, а потом подробно разбираются участниками. Аналогично может пройти упражнение «шаг в будущее».
  4. Разговоры за спиной. Протагонист садится на стул спиной к остальным и слушает, как они его обсуждают.
Психодрама - метод лечения и реабилитации зависимостей

В клинике «Шаг за Шагом» проводится комплексное лечение алкогольной и наркотической зависимостей. Один из эффективных методов лечения и реабилитации алкоголиков и наркоманов - психодрама, как важный аспект психотерапии. Специалисты нашей клиники понимают, что зависимость - это болезнь, которая отражается и на физическом и на психологическом состоянии человека, поэтому в равной степени лечат и душу, и тело наших пациентов.

Данный метод психотерапии был разработан Якобом Морено, и предназначен для групповой терапии. Следует отметить, что именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает действительные проблемы алкоголика/наркомана, а не создает воображаемые сценические образы.

Психодрама – самопознание + воспитание положительной мотивации

Наша клиника одной из первых стала использовать метод психодрамы, как элемент психотерапевтического лечения алкоголизма и наркомании. Занятия проводят опытные инструкторы психодрамы, дипломированные психотерапевты – высококвалифицированные специалисты в лечении психологических зависимостей. В процессе работы применяется инструмент драматической импровизации, который служит для развития творческого потенциала человека, изучения его внутреннего мира, раскрытия возможностей - для его адекватного отношения к окружающим и к себе. Обычно для проведения занятия психодрамы собирается группа из 8-10 человек во главе с ведущим. Терапевтический процесс, сопровождающийся встречами, может длиться как несколько недель, так и несколько месяцев, это зависит от целей терапии и поставленной задачи. Участник, который в ходе психодрамы работает над личной проблемой, называется протагонистом. В помощь себе он может выбрать еще несколько людей из группы, остальные являются зрителями. Процесс занятий со стороны напоминает театральное действие, но на самом деле участники «играют жизнь» – во всех ее проявлениях. Тема каждой постановки будет зависеть от текущих тем, волнующих протагониста, действо может длиться 0,5-1,5 часа.


Обычно зависимый человек (от наркотиков или алкоголя), сам не осознавая ситуацию, пытается оправдать свои действия и активно убеждает себя в их правильности. Психодрама помогает смоделировать и прожить заново жизненные ситуации, осознать влияние пагубной зависимости и попытаться сформировать новые стереотипы поведения. Психодрама относится к направлению лечения под названием арттерапия , она позволяет проанализировать прошлое, распознать фобии, скрытые мотивы, влечения. Методика направлена на извлечение человеком важного эмоционального опыта. Это достигается путем проживания им конкретной ситуации, получения опыта взаимодействия с другими людьми, а также благодаря самопознанию.

Проигрывая во время психодрамы ситуацию из своей жизни, пациент испытывает реальные чувства, он успешно разрешает совместно с психологом (руководителем занятий) возникающие в ходе представления проблемы, получает опыт, который затем можно будет использовать в реальной жизни. Психодрама активно используется в составе комплексной терапии и реабилитации людей с наркотической и алкогольной зависимостью. Метод помогает им найти в себе силы и мотивацию для преодоления проблемы, подготовиться к реалиям мира, в котором им жить, не прибегая к употреблению наркотических веществ.

Эффективные методики психотерапии успешно применяются специалистами клиники «Шаг за Шагом» . Здесь пациенты всегда окружены вниманием и заботой опытных врачей, психологов и личных инструкторов, а их профессионализм и индивидуальный подход в лечении наркомании и алкоголизма дают стабильные положительные результаты.

  • Краткое изложение психодраматического подхода
  • Фаза разминки
  • Игровая фаза
  • Изменение отношений, существующих в группе
  • Фаза интеграции
  • Заключительные замечания

    Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание психотерапии и восходит к Дж. Л. Морено, который создал эту форму психотерапии, основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. Кроме этого, Морено создал способ измерения, диагностики и описания групповых структур (социометрия), используемый также и в терапевтических группах психодрамы. Психодрама в первую очередь является групповой психотерапией, однако может использоваться и в форме индивидуальной терапии (монодрама). В рамках психодрамы и с использованием имеющегося в настоящее время обширного инвентаря методов психодраме может быть предан психоаналитический глубинный, поведенческо-терапевтический или социометрический акцент. Это создает для психодрамы огромную сферу применения и способствует ее использованию для решения самых разных задач и применительно к самым разным группам клиентов. В различных техниках психодрамы обнаруживается родство с такими подходами, как гештальт-терапия (Фриц Перлс и Морено в течение многих лет работали вместе), переживание воспринимаемого (общим знаменателем служит аутотренинг и имажинация) и телесно ориентированной психотерапии. Особенность психодрамы состоит в том, что материал для переживания, например, конфликта или проблемной ситуации, а также желаний и надежд создается при помощи терапевта и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрываются и затем обсуждаются. Особых дарований, например, актерских способностей, для психодрамы не требуется, они скорее даже препятствуют психодраме.

    1. Краткое изложение психодраматического подхода

    Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей продолжительностью 1,5-2,5 часа. Разминка (около получаса) имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе. Игровая фаза (час-полтора) имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (чуть более получаса) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения. Занятия могут происходить раз в неделю или один раз в месяц по 4 занятия сразу. Общая продолжительность психодрамы составляет 25-100 часов и меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников. Обычно группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, ко-терапевт, возможны стажеры, повышающие свою квалификацию, медицинская сестра или социальный работник. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов. Участники психодрамы – это клиенты консультаций, пациенты в клинике, ученики и педагогические работники (педагогические ролевые игры).

    Областями применения психодрамы являются работа с молодежью, образование взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование организаций и др.

    • долгосрочно вскрыть и переработать историю жизни. Здесь проявляются те же феномены, что и в психоанализе: регрессия, перенос, сопротивление;
    • центрирование на конфликте и на настоящем в смысле локальной терапии: здесь можно увидеть связь с тренировкой в рамках терапии поведения;
    • имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее обдумывание;
    • психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой подвижности. Психодрама доставляет радость и удовольствие руководителю и группе в отличие от многих прочих "серьезных" занятий в нашей жизни.

    Модификациями психодрамы являются социодрама, поведенческая драма, дидактический театр.

    Как и для любой групповой психотерапии, для психодрамы необходимы навыки жизни в группе, то есть каждый отдельный член группы должен быть в состоянии 1,5-2,5 часов активно участвовать в групповом процессе. Как и для других групп, в группе психодрамы пациентам с зависимостями (например, алкоголикам) лучше работать совместно с пациентами с той же симптоматикой. Клиенты с сильными страхами должны готовиться к групповой работе в индивидуальном консультировании или психотерапии.

    2. Фаза разминки

    После открытия группового заседания на этой фазе психодрамы члены группы приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть преодолен и групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь получить от отдельных участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой фазе. Этот процесс "размораживания" в разных психотерапевтических группах протекает с разной скоростью, для размораживания тяжелобольных и страдающих членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе.

    Некоторые техники фазы разминки:

    Вспышка: После короткого обдумывания каждый участник группы говорит, что он воспринимает в данный момент, чувствует или хочет сделать.

    Идентификация с частью: От членов группы требуют поставить себя на место какого-либо предмета, одежды или части тела и говорить от его имени в Я-форме.

    Диалог на ходу: Разговор между руководителем и членом группы, причем внешнее совместное движение должно дать ход также и психическим процессам.

    Косвенное представление: После того, как участники разобьются по парам и поделятся информацией друг о друге, каждый член группы представляет другим своего партнера.

    В качестве заданий для размораживания полностью подходят также любые из множества невербальных упражнений.

    3. Игровая фаза

    После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные техники психодрамы. Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема. Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее.

    Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:

    Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии. Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является "внушением", протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).

    Зеркало: Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.

    Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) – когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.

    Также к числу техник психодрамы принадлежат также "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии). Особыми формами активной социограммы является "социальный атом" (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и "спектрограмма" (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).

    Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят "игры-экспромты". Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка. В прогрессирующих группах или в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.

    4. Изменение отношений, существующих в группе

    Если возникает несколько поводов для игр протагонистов, то имеет смысл предпринять предварительную игру с кандидатами, причем в нее включаются и другие члены группы. В случае необходимости можно осуществлять голосование. При этом часто обнаруживается, что протагонист, имевший латентную тему для групповой работы, легче обнаруживает свое желание играть, поскольку видит резонанс и интерес группы. В выборе протагонистом партнеров по игре также часто проявляются актуальные отношения протагониста к этим членам группы, которые тоже можно изменять в ходе игры.

    Существуют следующие возможности преодоления конфликтов в группе:

    • вербальное разъяснение (партнеры садятся на стулья друг напротив друга);
    • смена ролей (контрагенты представляют роль противоположной стороны);
    • игра секундантов (контрагенты выбирают одного или нескольких членов группы, которые будут совместно с ними вести переговоры).

    Поскольку в игре вообще больше всего получает протагонист, который в ней активно занимается своей собственной проблематикой, то другие члены группы могут и должны перейти от пассивной позиции наблюдателей к идентификации с сильным эмоциональным участием.

    5. Фаза интеграции

    По окончании игровой фазы в фазе интеграции должно быть достигнуто рациональное осмысление полученного опыта. Здесь члены группы демонстрируют чувственное участие в играх (в том числе и играх протагонистов). Они, например, вкратце сообщают о похожих событиях из своей собственной биографии, воспоминания о которых были актуализированы игрой. Чувственные реакции в группе возникают тогда, когда протагонист что-либо делает совместно с группой.

    В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.

    Сменой ролей и, в особенности, обратной связью участвовавшие в игре члены группы открывают протагонисту новые самые разнообразные точки зрения, новые пласты проблемы. Чтобы не лишиться этого важного фактора успеха психодрамы, руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь была конкретной, описательной и достаточно ясной, а не общей, оценивающей, интерпретирующей и отыскивающей мотивы.

    6. Заключительные замечания

    Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом. Но чтобы полностью использовать это преимущество, без сомнения, требуется особая сенситивность и осторожность руководителя. Для развития психосоциальной компетентности в процессе психодраматической терапии от руководителя требуется большой опыт саморазвития и самоконтроля так же, как и для осуществления встречи требуется открытая, здоровая и выносливая личность.

    Можно сказать, что в психодраме, как и в других формах терапии переживанием, очень быстро вскрывается конфликтный материал. Однако необходимая проработка конфликтного материала не может быть сокращена особыми психотехническими ухищрениями. Какую бы из форм психотерапии мы не взяли, необходима спокойная, продолжительная работа – шаг за шагом (то есть необходим процесс персонального роста и развития). Умелый руководитель будет отстаивать свою суверенность сдержанностью, будет действовать постепенно и структурированно, например, поддерживая и воодушевляя депрессивных, побуждая к восприятию реальности истеричных пациентов.



    Понравилась статья? Поделитесь ей