Контакты

Прямое и косвенное влияние. Влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние: примеры


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Биологический факультет
Специальность география

ПРЯМОЕ ИКОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ

РЕФЕРАТ

Выполнила: Постникова В.С.
Проверил:

Кемерово 2011
Оглавление:
Введение………………………………………………………… ………………...3
1.Воздействие человека на природу: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное……………………………………………………… ……….4
2.Воздействие горного производства………………………… …………………5
3.Воздействие на гидросферу…………………………………………… ……….7
4.Воздействие на животный мир……………………………………… …………9
5.Воздействие на земную кору………………………………………… ……….10
6.Воздействие на климат……………………………………………………… ..12
7.Воздействие на морские экосистемы……………………… ………………...13
Заключение…………………………………………………… ………………….15
Список литературы………………………………… ……………………………16

Введение
Каждый из нас, каждый из тех, кто считает себя частицей мирового человечества, обязан знать, какое влияние оказывает человеческая деятельность на окружающий нас мир и чувствовать на себе долю ответственности за те или иные действия. Именно человек является причиной собственных опасений по поводу природы, как дом, дающий пищу, тепло и другие условия для его нормальной жизни. Человеческая деятельность является весьма агрессивной и активно разрушающей (преобразующей) силой на нашей планете. Человек с самого начала своего развития чувствовал себя хозяином всего, что его окружает. Но, как гласит пословица: "Не руби сук, на котором сидишь". Одно неверное решение и, возможно, понадобятся десятки, а то и сотни лет на исправление роковой ошибки. Природный баланс весьма хрупок. Если серьезно не задуматься о своей деятельности, то эта самая деятельность непременно начнет душить само человечество. Это удушье уже началось в какой-то степени и если его не остановить, то оно моментально начнет развиваться с неимоверно быстрой скоростью.
Однако первые шаги навстречу природе уже делаются, природу начинают уважать, ухаживать за ней и поддерживать в ней элементарный порядок. Хотя и поступают все новые и новые загрязнения, огромное число устраняется, но это мало. Загрязнения нужно не устранять, а предотвращать.
Нужно всемирное объединение, долгая, слаженная и целенаправленная деятельность движущих и производящих сил планеты.
Но, первоначально, для того, чтобы бороться против влияния человека на окружающую природу необходимо выяснить влияние человеческой деятельности на отдельные разделы природы. Это знание позволяет человечеству глубже изучить проблему, выяснить какие причины послужили нарушению природного баланса и ухудшению экологического состояния. Также глубокое изучение разделов природы позволяет разработать оптимальные планы исправления положения на земном шаре за более короткие сроки.
Решением проблемы окружающей природы – если учесть затраты на исследования, создание новых технологий, переоборудование производства и восстановление, хотя бы частичное, разрушенных природных систем – вырастает в едва ли не самую крупную, масштабную и дорогостоящую программу.
1.Воздействие человека на природу: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное.
Воздействие – непосредственное влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Все виды воздействия можно объединить в 4 тип: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное (опосредованное).
Преднамеренное воздействие происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества. К ним относятся: добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов, ГЭС), вырубка лесов для расширения земледельческих площадей и для получения древесины и др.
Непреднамеренное воздействие возникает побочно с первым типом воздействия, в частности, добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к понижению уровня грунтовых вод, к загрязнению воздушного бассейна, к образованию техногенных форм рельефа (карьеры, терриконы, хвостохранилища). Строительство ГЭС сопряжено с образованием искусственных водохранилищ, которые воздействуют на среду: вызывают повышение уровня грунтовых вод, меняют гидрологический режим рек и т.д. При получении энергии из традиционных источников (уголь, нефть, газ) происходит загрязнение атмосферы, поверхностных водотоков, подземных вод и пр.
Как преднамеренные, так и непреднамеренные воздействия могут быть прямыми и косвенными.
Прямые воздействия имеют место в случае непосредственного влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на почву и изменяет все процессы, связанные с ней.
Косвенные воздействия происходят опосредованно – через цепочки взаимосвязанных влияний. Так, преднамеренные косвенные воздействия – это применение удобрений и непосредственно влияние на урожайность культур, а непреднамеренные – влияние аэрозолей на количество солнечной радиации (в особенности в городах) и т.д.
2.Воздействие горного производства.
Воздействие горного производства на среду – многообразно проявляется в прямом и косвенном воздействии на природные ландшафты. Наибольшие нарушения земной поверхности происходят при открытом способе разработки полезных ископаемых, на долю которого в нашей стране приходится более 75% объема горного производства.
В настоящее время общая площадь земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых (уголь, железные и марганцевые руды, нерудное сырье, торф и др.), а также занятых отходами горного производства, превысила 2 млн га, из которых 65% приходится на европейскую часть страны. Только в Кузбассе угольными карьерами сейчас занято более 30 тыс. га земель, в районе Курской магнитной аномалии (КМА) – не более 25 тыс. га плодородных земель.
Подсчитано, что при добыче 1 млн т железной руды нарушается до 640 га земли, марганцевой – до 600 га, угля – до100 га. Горное производство способствует уничтожению растительного покрова, возникновение техногенных форм рельефа (карьеры, отвалы, хвостохранилища и пр.), деформации участков земной коры (особенно при подземном способе добычи полезных ископаемых).
Косвенные воздействия проявляются в изменении режима грунтовых вод, в загрязнении воздушного бассейна, поверхностных водотоков и подземных вод, а также способствуют подтоплению и заболачиванию, что в конечном итоге приводит к повышению уровня заболеваемости местного населения. Среди загрязнителей воздушной среды выделяется прежде всего запыленность и загазованность. Подсчитано, что из подземных горных выработок шахт и рудников ежегодно поступает около 200 тыс. т пыли; добыча угля в количестве 2 млрд т в год примерно из 4000 шахт в различных странах мира сопровождается выделением в атмосферу 27 млрд м 3 метана и 17 млрд м 3 углекислого газа. В нашей стране при разработке угольных месторождений подземным способом также фиксируется значительные количества метана и СО 2 , поступающие в воздушный бассейн: ежегодно в Донбассе (364 шахты) и в Кузбассе (78 шахт) выбрасывается соответственно метана 3870 и 680 млн м 3 и углекислого газа – 1200 и 970 млн м 3 .
Горное производство негативно воздействует на поверхностные водотоки и подземные воды, которые сильно загрязняются механическими примесями и минеральными солями. Ежегодно из угольных шахт на поверхность откачивается около 2,5 млрд м 3 загрязненных шахтных вод. При открытых горных работах в первую очередь истощаются запасы высококачественных пресных вод. На карьерах Курской магнитной аномалии инфильтрация из хвостохранилищ препятствует снижению уровня верхнего водоноса горизонта на 50 м, что приводит к подъему уровня грунтовых вод и заболачиванию прилегающей территории.
Отрицательно влияет горное производство и на недра Земли, так как в них захороняют отходы промышленного производства, радиоактивные отходы (в США – 246 полигонов подземного захоронения) и др. В Швеции, Норвегии, Англии, Финляндии в горных выработках устраивают хранилища нефти и газа, питьевой воды, подземные холодильники и др.
3.Воздействие на гидросферу.
Воздействие на гидросферу – человек начал оказывать существенное влияние на гидросферу и водный баланс планеты. Антропогенные преобразования вод континентов уже достигли глобальных масштабов, нарушая естественный режим даже крупнейших озер и рек земного шара. Этому способствовали: строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов и систем переброски вод), увеличение площади орошаемых земель, обводнение засушливых территорий, урбанизация, загрязнение пресных вод промышленными, коммунальными стоками. В настоящее время в мире имеется и строится около 30 тыс. водохранилищ, объем вод которых превысил 6000 км 3 . Но 95% этого объема приходится на крупные водохранилища. В мире имеется 2442 крупных водохранилищ, при этом их наибольшее количество приходится на Северную Америку – 887 и Азию – 647. На территории бывшего СССР было построено 237 крупных водохранилищ.
В целом пока площади водохранилищ в мире составляют всего 0,3% земельных угодий, но при этом увеличивают речной сток на 27%. Однако, крупные водохранилища оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод, их акватории занимают большие участки плодородных земель, приводят к вторичному засолению почв.
Различают прямое и косвенное воздействие водохранилищ на окружающую природу. Прямое воздействие проявляется прежде всего в постоянном и временном затоплении и подтоплении земель. Большая часть этих земель относится к высокопродуктивным с/х и лесным угодьям. Так, доля с/х земель, затопленных водохранилищами Волжско- Камского каскада ГЭС, составляет 48% всей затопленной территории, причем некоторые из них расположены в пойменной зоне, отличающейся высоким плодородием. Около 38% затопленных земель составили леса и кустарники. В пустынной и полупустынной зонах три четверти всех затопленных земель приходится на пастбища.
Косвенные воздействия водохранилищ на окружающую среду изучены не так полно, как прямые, но некоторые формы их проявления очевидны и сейчас. Так обстоит дело, например, с изменением климата, проявляющимся в зоне влияния водохранилища в повышении влажности воздуха и образовании довольно частых туманов, уменьшении облачности в дневное время над акваторией и уменьшения там среднегодовых сумм осадков, изменении направления и скорости ветра, уменьшении амплитуды колебания температуры воздуха в течение суток и года.
Опыт эксплуатации отечественных водохранилищ показывает также, что количество осадков в прибрежной зоне заметно увеличивается, а среднегодовая температура воздуха в зоне крупных южных водохранилищ несколько снижается. Наблюдаются изменения и других метеорологических показателей. Изменение климата вместе с подтоплением и переформированием берегов иногда ведет к ухудшению состояния прибрежной древесной растительности и даже ее гибели.
К косвенным воздействиям водохранилищ следует отнести также появление территорий, которые становятся менее пригодными для использования в хозяйственных целях (например, острова в верхнем бьефе, осуходоленные поймы в нижнем бьефе и др.). Нельзя также не отметить влияния создания водохранилищ на рыбное хозяйство. Здесь следует указать два обстоятельства. С одной стороны, сооружение плотины ГЭС препятствует проходу рыбы к местам нерестилищ, а с другой, требования рыбного хозяйства к режиму стока полностью противоречат задачам регулирования стока, т.е. той цели, для которой и создается водохранилище.
В России крупные водохранилища (90% из 237 в б. СССР), имеющие площадь зеркала 15 млн га, занимают около 1% ее территории, но из этой величины 60 –70% составляют затопленные земли. Гидротехнические сооружения приводят к деградации речных экосистем. В последние годы в нашей стране составлены схемы улучшения природно-технического состояния и благоустройства некоторых крупных водохранилищ и каналов. Это позволит уменьшить степень их неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду.
4.Воздействие на животный мир.
Воздействие на животный мир – животные вместе с растениями играют исключительную роль в миграции химических элементов, которая лежит в основе существующих в природе взаимосвязей; они также важны для существования человека как источник пищи и различных ресурсов. Однако хозяйственная деятельность человека сильно повлияла на животный мир планеты. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Исчезли такие животные, как тарпан, тур, сумчатый волк, европейский ибис и др. Особенно пострадала фауна океанских островов. В результате антропогенного воздействия на материках возросло количество исчезающих и редких видов животных (бизон, викунья, кондор и др.). В Азии угрожающе сократилась численность таких животных, как носорог, тигр, гепард, др.
В России к началу нынешнего века отдельные виды животных (зубр, речной бобр, соболь, выхухоль, кулан) стали редкими, поэтому для их охраны и воспроизводства были организованы заповедники. Это позволило восстановить популяцию зубра, увеличить численность амурского тигра, белого медведя.
Однако в последние годы на животном мире отрицательно сказывается чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве, загрязнение Мирового океана и другие антропогенные факторы, все это является косвенными факторами влияния на окружающую природу. Так, в Швеции применение пестицидов привело к гибели прежде всего птиц-хищников (сапсан, пустельга, орлан-белохвост, филин, ушастая сова), погибают жаворонки, грачи, фазаны, куропатки и др. Аналогичная картина отмечается во многих западно-европейских странах. Поэтому при возрастающей антропогенной нагрузке многие виды животных нуждаются в дальнейшей охране и воспроизводстве.
и т.д.................

Человечество существует на планете Земля более 2 млн лет и с древнейших времен оказывает на природу различное воздействие. Люди стали вырубать леса, чтобы освободить место для строительства сначала поселений, потом - городов, истреблять животных, используя их мясо в пищу, а шкуры и кости - для создания одежды и жилищ. Многие представители фауны исчезли с лица планеты, став жертвами людей. Рассмотрим влияние людей на животных.

Уничтожение лесов

Влияние человека на животный мир может носить как положительный, так и отрицательный характер. Прежде всего, люди с давних времен активно вторгаются в жизнь дикой природы, уничтожая леса. Человечеству необходима древесина, которая используется в строительстве и промышленности. Население планеты растет с каждым годом, поэтому требуется также и свободное место, где будут располагаться города. На месте некогда густых лесов человек устраивает пастбища.

Поэтому леса подвергаются вырубке. Диким представителям фауны становится негде жить, поэтому год от года их популяции сокращаются. Помимо этого, леса - это зеленые легкие планеты, поскольку деревья в процессе фотосинтеза выделяют в воздух кислород. Чем их меньше, тем хуже становится и сам воздух, делая жизнь некоторых видов очень нелегкой. Если раньше большая часть североамериканского континента была покрыта густыми лесами, то теперь на их местах гордо разместились города. Тропики, известные своей разнообразной фауной, раньше покрывали более 10% поверхности планеты, сейчас же их всего 6%. Нередко животные исчезают вместе со своим «домом».

Итак, первый фактор негативного влияния людей на животных - уничтожение леса, которое приводит к гибели целых видов и даже экосистем.

Охота

С древнейших эпох одним из основных способов добычи пищи для людей была охота. Человек научился использовать копья и гарпуны, лук и стрелы, чтобы как можно более просто и безопасно убивать представителей дикой фауны. Однако охота первобытных людей, основной целью которой была добыча пропитания, не оказалась такой уж губительной для зверей, гораздо хуже с ними поступил современный человек. Мясо уже не представляло ценности само по себе, но животных истребляли в огромных количествах из-за ценного меха, кости, бивней. Поэтому полностью уничтоженными оказались многие виды:

  • Пример ужасающей жестокости и самого негативного влияния человека на животных - стеллеровы коровы. Эти добродушные неповоротливые гиганты на свою беду имели очень вкусное нежное мясо и плотную шкуру, которая применялась для изготовления лодок. Поэтому менее чем за 30 лет знакомства с цивилизованными людьми они полностью исчезли с лица земли.
  • Бескрылые гагарки - жители Северной Антарктики. Когда люди добрались сюда, им по вкусу пришлись мясо и яйца этих птиц, а мягким пухом стали набивать подушки. В итоге редкая птица была уничтожена.
  • Черные носороги имели очень ценный рог, из-за которого стали желаемой добычей охотников и браконьеров. Сейчас этот вид считается полностью уничтоженным, а сами животные - редкими и находятся под охраной.

Помимо вымерших животных, которых наши потомки уже никогда не увидят, можно привести массу примеров представителей фауны, чью численность резко сократили необдуманные действия людей. Это слоны, тигры, коалы, морские львы, галапагосские черепахи, гепарды, зебры, бегемоты. Далее рассмотрим прямое и косвенное влияние человека на животных.

Загрязнение природы

Промышленность активно развивается, постоянно открываются все новые заводы, которые, при всей своей полезности, выпускают в воздух ядовитые отходы, оказывающиеся губительными для живой природы. Загрязнение воздуха и почвы - пример влияния человека на животных, причем влияния отрицательного.

Чтобы заработал завод, ему необходима энергия, получаемая при помощи сжигания топлива, в роли которого выступают древесина, уголь, нефть. Горя, они образуют дым, в составе которого больше всего двуокиси углерода. Он отравляет атмосферу и может даже вызвать парниковый эффект. Поэтому представителям дикой фауны становится все труднее выживать в условиях, созданных ненасытной цивилизацией. Гибель сотен зверей вызывают кислотные дожди, употребление отравленной воды из водоемов, куда современные предприятия сливают свои отходы.

Экологические катастрофы

Отрицательное влияние человека на животных может быть вызвано и трагической случайностью. Так, к числу наиболее страшных экологических катастроф, приведших к гибели большого числа представителей фауны, можно отнести следующие:

  • В 2010 году потерпел крушение промышленный танкер, едва не уничтожив главную природную достопримечательность Австралии - Большой Барьерный риф. В воду тогда попало более 900 тонн нефти, поэтому событие по праву считается одной из самых страшных по последствиям экологических катастроф. На поверхности воды образовалось нефтяное пятно площадью около 3 км, и лишь оперативное вмешательство людей спасло природу от полного уничтожения.
  • Утечкаметилизоцианата в индийском городе Бхопал в 1984 году. Тогда в атмосферу попало более 40 тонн ядовитых паров, что стало причиной смерти тысяч людей и животных.
  • Взрыв на Чернобыльской АЭС навсегда изменил природный мир Украины. Последствия этой чудовищной катастрофы до сих пор дают о себе знать.

Примеров ужасающих экологических катастроф можно привести множество, все они оказывают косвенное воздействие на мир дикой природы и ее фауну.

Осушение болот

При кажущейся пользе этот процесс приводит к нарушению экологического баланса и может вызвать гибель животных. Он влечет за собой гибель растений, которые нуждаются в повышенной влажности, что не может не отразиться на сокращении численности и видов диких животных, которые использовали эти растения в пищу. Таким образом, осушение болот - пример негативного воздействия человечества.

Использование пестицидов

Желая получить богатый урожай, люди опрыскивают поля ядовитыми веществами, которые позволяют уничтожить бактерии и грибы, поражающие культурные растения. Однако жертвами нередко становятся и представители животного мира, которые, поглотив химикат, погибают сразу или получают заражение.

Исследования

Наука шагает вперед широкими шагами. Люди научились создавать вакцины против таких заболеваний, которые пару столетий назад считались неизлечимыми. Но страдают от этого снова животные. Именно на них проводятся опыты, исследуются новые препараты. С одной стороны, своя логика в этом есть, но с другой - страшно представить, сколько невинных созданий погибло в муках в лабораториях.

Заповедники

Стремясь сохранить редкие и исчезающие виды, человек берет их под свою защиту, открывая разнообразные заповедники, заказники, парки. Здесь звери живут на свободе, в естественной для себя среде обитания, охота на них запрещена, а численность регулируется опытными исследователями. Для мира фауны созданы все условия. Это пример положительного влияния человека на животных.

Помощь природным сокровищам

Уже упомянутый Большой Барьерный риф в Австралии - пример не только негативного, но и положительного влияния человечества на природу. Так, природную достопримечательность образуют кораллы - небольшие по размеру организмы, которые проживают настолько обширными колониями, что образуют целые острова. Люди с давних времен берегут это природное сокровище, ведь в коралловых рифах нашли себе дом множество удивительных морских обитателей: рыбы-попугаи, рыбы-бабочки, тигровые акулы, дельфины и киты, морские черепахи и множество ракообразных.

Однако Большой Барьерный риф находится в опасности: коралловые полипы, его образующие, являются любимым лакомством прожорливой морской звезды «терновый венец». За год одна особь способна уничтожить более 6 кв. м кораллов. Человечество борется с этими вредителями, искусственным образом сокращая их численность, но это довольно проблематично, поскольку единственный эффективный, но безопасный для экосистемы способ - сбор тернового венца вручную.

Мы рассмотрели прямое и косвенное влияние человека на животных и можем сделать вывод о том, что негативное воздействие выражено гораздо сильнее. Люди уничтожают целые виды и делают невозможной жизнь других, многочисленные экологические катастрофы XX-XXI вв. стали причиной гибели целых экосистем. Сейчас прикладываются усилия к охране и защите редких и исчезающих видов, но пока результаты неутешительны.

Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства Козлов Николай Иванович

Прямое и непрямое влияние

Прямое и непрямое влияние

Когда мир дружественен или ситуация проста, мудрить не нужно и действовать можно открыто: попросил - и получил. Вот чек - заверните, пожалуйста. Имею право - потребовал, имею «на что» - купил, а тут организовал удобную ситуацию, и все произошло. В окружении друзей,

Когда они друзья, или в магазине,

Когда там в целом соблюдаются правила торговли и обслуживания клиентов,

или на работе,

Когда каждый действительно выполняет свой функционал,

все так и происходит, и этого действительно достаточно, но жизнь иногда в нас верит и дает нам более трудные задачки. Когда прямо - не потребуешь, заинтересовать особенно нечем или это расценивается как подкуп, а попытка организовать удобную нам ситуацию пресекается на корню. Как к этому относиться?

Как к тому, что пришло время творческих решений и пора вспомнить, что, кроме прямых, есть и непрямые влияния.

Подробно и ярко эта теория Тимура Владимировича Гаги-на изложена в его готовящейся к изданию книге «Единая структура воздействия». Здесь - очень краткое изложение сути.

начало цитаты

Непрямое действие от прямого отличается тем, что кто-то платит за нас. Кто-то (или что-то) вытаскивает нам каштаны из огня и берет на себя расходы. Этот кто-то может знать об этом или не знать. Тут все зависит от степени нашего с ним сотрудничества.

Это что-то может вообще не быть действующим лицом. Сила тяжести, законы рынка, системные архетипы и человеческие предрассудки могут великолепно работать на нас. Главное при этом, что мы уже не штурмуем высоты, не выплачиваем все до копейки и вообще забываем про «баш на баш». Главное, что кто-то или что-то, от которых зависит наш результат, действуют в нужном нам направлении сами.

Действие непрямое едва ли не чаще встречается в нашей жизни, чем прямое. Плотогоны сплавляют лес по рекам, которые все равно текут. А ветер, который все равно дует, раскручивает лопасти мельниц. «Лежачий полицейский» просто лежит, а водители сбавляют скорость сами. Девушка просто мило улыбается или топчется в растерянности, а молодые люди предлагают помощь - сами.

САМИ!!! В этом суть.

А полководец, который думает, что заметил возможность окружения, отдает приказ, и тысячи солдат уходят туда, куда хочет противник, - сами. Своими ногами.

Очевидно, что организовать так ситуацию можно. И мудрые (сообразительные) люди делают это регулярно, весь вопрос - как они это организуют? Ведь вокруг нас - люди думающие. У них могут быть (и обычно бывают) свои интересы, цели и желания, и они не намерены возить нас на своей шее и платить по нашим счетам. Как же? Как?

Э… Тут вступает в силу очень интересная штука. Люди думающие действуют исходя из реальности какой? Объективной? Ну, не совсем… Реальность объективная нами воспринимается опосредованно.

Материя - это объективная реальность, ДАННАЯ НАМ В ОЩУЩЕНИИ.

И - вот оно! Нам достаточно изменить реальность субъективную, а люди, опираясь на нее, САМИ пойдут в нужном направлении. Сделают то, что требуется.

Это - не обман.

Точнее, это не обязательно обман.

Это организация субъективной реальности человека в том направлении, в котором мне надо: из возможных вариантов, которые все равно у человека как-то сорганизовались. Обмануть - это сделать нечто заведомо объективно ложное, а когда мы оперируем в поле субъективной реальности, про которую, как правило, вообще трудно сказать, «истинна она или нет», то момент этической оценки исчезает.

И если вы думаете, что это мысль новая и опасная, - просто оглянитесь. Вспомните, что вы сегодня делали. Почему решили, что это лучшее из того, что вы могли сделать. И при чем тут объективная реальность. А при чем реальность субъективная. Ваша.

Итак, для непрямого действия мы используем то, что уже есть, - контекст. Особенности реальности - настоящие или мнимые, тенденции и закономерности, которые и так работают, процессы, которые все равно уже идут. А если нет, мы создаем условия, чтобы все это появилось. Само.

Непрямое действие - это когда люди и стихии помогают нам - сами.

Когда мы прибегаем к непрямому действию? Критерием служит все та же достаточность. Если нам несложно найти или создать условия, которые запустят самостоятельные процессы в нужном направлении, если сделать это легче и дешевле, чем идти напрямую, - мы идем в обход. Логично?

Впрочем, если нам лень подумать или слишком трудно-дорого, мы все равно движемся напролом. И наши усилия использует кто-то другой. Менее стихийный.

Из книги Искусство словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Прямое зеркало - дверь в реальность - Увидеть себя - значит увидеть себя со стороны. Да?- Да, с помощью зеркала мы можем увидеть себя со стороны.Есть зеркала кривые, есть прямые зеркала. Человек, который любит философствовать, обычно сталкивается с кривыми зеркалами. В

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Непрямое общение со своим подсознанием Если у кого-то возникает потребность намного конкретнее получать информацию о нынешних потребностях будущего ребенка, то можно научиться общаться со своим подсознанием, которое прекрасно осведомлено обо всем, что в данный момент

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Влияние запаха Что начинает влиять на людей сразу после того, как вы появились, раньше, чем вы заговорили, раньше, чем вы посмотрели? В первую очередь на окружающих оказывает влияние запах. Почему запах имеет такое значение? В мире животных все воспринимают друг друга по

Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович

Прямое уверенное общение Позитивное, уверенное общение означает, что вы выражаете свои мысли и чувства ясно и сознательно, самым прямым, честным и спонтанным образом. Это также означает, что ваш язык соответствует тому, на котором говорит ваш собеседник. Это значит, что вы

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

2.2.2. Влияние – «I» Второй поведенческий тип называется «I» от английского слова Inducement. Глагол «to induce» в трактовке Марстона означает:1) влиять для того, чтобы вызвать определенное действие;2) лидировать, вести за собой.Опрошенные Марстоном люди интроспективно

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

ПРЯМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ САДИСТИЧЕСКОГО ТОРЖЕСТВА НАД АНАЛИТИКОМ Это сознательные Эго-синтонные ярость и презрение, направленные на терапевта и окрашенные чувством торжества, поскольку реакции терапевта не столь садистичны, как реакции пациента. Пациент может оскорблять

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

19. Прямое введение в круг мастерства …я должен сотворить свой Мир, иначе стану рабом в мире другого Человека. Уильям Блейк281 ПРЯМОЕ ВВЕДЕНИЕ В КРУГ МАСТЕРСТВА,или в МИСТИЧЕСКИЙ КРУГ! Или, еще лучше, в МАГИЧЕСКИЙ ТЕАТР! 282Этот стартовый метод из разряда «Технологий

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Прямое и обратное У мужчины половые органы открыто расположены снаружи тела и выдаются вперёд, у женщины они отведены назад и спрятаны между ног.Поэтому движение мужчины в мире прямое, направленное вперёд и открывающее, а движение женщины в жизни обратное, направленное

Из книги Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории автора Клупт Михаил

Прямое и косвенное гипнотическое внушение Прямое гипнотическое внушение осуществляется, когда вы подаете объекту внушения прямой сигнал: «пойдите туда-то и сделайте то-то». Косвенное внушение отличается более мягким воздействием, его формулировки более гибкие,

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

5.3. Индия: «прямое наступление» на рождаемость и его провал Результаты переписи 1971 г., показавшие, что снизить темпы роста населения не удается (рис. 5.3), произвели шокирующее впечатление на индийскую политическую элиту. За период между двумя переписями население

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Прямое выражение чувств Реакция людей на вербальное высказывание во многом зависит от вашей манеры разговаривать. Если кто-то в вашем присутствии курит сигару, а вам это неприятно, вы можете сообщить об этом различными способами. Например, вы можете сказать: «Тебе надо

Из книги автора

Прямое выражение неприятных эмоций Намного легче выразить свои негативные эмоции прямо, а не косвенно, при условии, что мы предварительно осознали эти эмоции и иррациональные мысли, которые могут их сопровождать. Хотя это не всегда просто, но тем не менее лучше открыто

Из книги автора

Прямое обращение В Гештальте избегают говорить о чем-то (будь то в настоящем или прошлом): этому «чему-то» непосредственно адресуют речь, что позволяет перейти от интериоризированной рефлексии (интеллектуального порядка) к отношенческому контакту (эмоционального

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое со­общение, предписание.

Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть исполь­зовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровен­ности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.

Предписания представляют задания для клиента (или кли­ентов, если на приеме - супружеская пара или семья), кото­рые он выполняет в промежутках между встречами с консуль­тантом.

Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.

Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.

Прямые предписания даются, когда у консультанта доста­точно авторитета, чтобы предписания были выполнены.

Хейли выделяет следующие ситуации применения предпи­саний:

1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;

2) предписания используются для того, чтобы сделать вза­имоотношения между семьей и консультантом более ин­тенсивными (на весь срок, на который дано предписа­ние, консультант присутствует в жизни клиента);

3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).

Для того чтобы предписание было выполнено, оно долж­но быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо моти­вировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания со­ответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждо­му, каким образом данное предписание связано с достиже­нием именно его цели.

В том случае, если задание сложное, то необходимо по­просить клиента повторить его, а также обсудить с ним, ка­ким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее все­го настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если автори­тет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вме­шаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого пред­писания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротив­ляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них раз­вито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В неко­торых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья ин­теллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод « у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал» 91 . В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая на­чинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присут­ствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в за­висимости от ситуации, выбрать один из двух возможных спо­собов поведения в данной ситуации. «Приятный» для кли­ента, заключающийся в извинениях со стороны консультан­та: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприят­ный» для клиента - консультант выражает свое неудоволь­ствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.

Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-пер­вых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого кли­ента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В каче­стве примеров косвенного влияния можно выделить парадок­сальные предписания и метафорические сообщения.

Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консуль­тант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему при­ходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.

Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь - из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борют­ся» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ре­бенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в от­вет начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Тера­певт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт мо­жет привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуа­ции, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребен­ком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту сле­дует настаивать на еще более крайнем поведений по сравне­нию с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупре­дить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может стол­кнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то ре­акцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше» 92 . Этапы парадоксального подхода:

1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, оп­ределяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.

2. Консультант четко определяет проблему и цели.

3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.

4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),

5. Консультант дает парадоксальное предписание.

6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его про­должать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.

7. Изменения стабилизируются, но консультант не при­знает это своей заслугой.

91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.

92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.

Пример

«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался ис­пражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель". Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может слу­читься, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попро­сил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одно­го нежелательного последствия и отвергли все послед­ствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продол­жал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объя­вила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранит­ся. И семье ничего не оставалось делать, как только из­мениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновре­менно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, чле­ны семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут» 93:

Метафорические сообщения являются частью нашего мыш­ления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство - это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь при­зму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапев­тической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В по­следнем случае говорят о метафоротерапии, основные прин­ципы которой изложены в следующей главе.

Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.

На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, кон­сультант может предложить ему выбрать в окружающем про­странстве любой привлекательный для него предмет и пого­ворить от имени данного предмета.

Пример,

Клиент может сказать: «Я - окно. Ко мне подходят люди; Смотрят на мир за мной, не замечая меня, несмотря на то, что именно я сохраняю в их жилище тепло». Таким изящным способом консультант получит представление и о структуре проблемы клиента и о специфике его восприя­тия себя в ней.

Некоторым клиентам трудно говорить о лицах, вовлечен­ных в проблему. В подобных случаях для прояснения сути проблемы и способов ее разрешения полезно перевести про­блему из субъективной реальности клиента в метафориче­скую. Данный переход можно осуществить при помощи во­проса: «Как бы это могло происходить на корабле (если клиент ходит в море), в саду (если клиенту нравится этот вид дея­тельности), в магазине?» и т.п. Подбираете метафору, основываясь на предварительно собранной информации, под спе­цифику жизненной ситуации клиента. И клиент может сказать: «Садовник ухаживает за садом, но ему грустно при мысли, что когда он устанет, растения не дадут ему возмож­ности укрыться от лучей- палящего солнца». И тогда консуль­тант может спросить: «Что может сделать садовник для того, чтобы ситуация изменилась?» И, возможно, клиент скажет: «Он должен четко сказать растениям, что он от них ожида­ет». Когда специалист понимает, что располагает достаточ ной информацией, он может осуществить обратный переход из метафорической реальности в реальность клиента при по­мощи вопроса: «Что это может значить для вашей ситуации?»

В тех случаях, когда у клиента имеется воспоминание о некой ситуации, итог которой ему хотелось бы изменить, консультант может предложить ему придумать сказку (исто­рию, анекдот), в которой он был бы главным героем (или главный герой попадал в подобную ситуацию) и вел бы себя таким образом, что данная ситуация имела желательный для него исход, который удовлетворил бы клиента и впослед­ствии, оказавшись в подобной ситуации он мог бы восполь­зоваться данной структурой поведения для получения желае­мого результата.

Метафоры также полезны для прояснения отношения кли­ента к своему прошлому, настоящему и будущему. С этой целью консультант может спросить клиента, какие метафоры он мог бы использовать для описания своей жизни в любом из данных временных отрезков. Выслушав метафоры, пси­холог должен продолжать работать над их прояснением. На­пример. Если клиент определяет свое прошлое как черную дыру, то выясните: ведет ли она куда-нибудь, что за ней на­ходится, есть ли в ней жизнь и если да, то кто населяет дан­ное пространство.

93 Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. П. С. 8.

Задание (выполняется в паре)

Запишите на листке то стихотворение, строчку из песни, пословицу, цитату из книги, которые в последнее время вы могли бы сделать эпиграфом своей жизни. Поменяйтесь листками с партнером. Сделайте анализ полученного текста по направлениям: пси­хоэмоциональное состояние, актуальная проблема на дан­ный момент, возможные способы решения ситуации. Под­берите метафору. Объясните ваш алгоритм рассуждений: на основании чего вы пришли к данному заключению? Снова обменяйтесь текстами. Прочтите анализ вашей си­туации, сделанный коллегой. Оцените степень достоверно­сти психологического диагноза и степень результативности

предложенных мероприятий исходя из специфики вашей личности и жизненной ситуации.

P.S. Многие методы и техники влияния сложно отнести к какому-либо одному виду вследствие их многоаспектности воздействия на клиента.

Литература

1. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994.

2. Коннер Р.В. Введение в семейную психотерапию / Институт семейной терапии. - Новосибирск, 2001.

3. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. I. - Новоси­бирск, 2001.

4. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. П. - Ново­сибирск, 2001.

5. О"Коннор Дж. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Пер. с англ. - М., 2003.

6. Психотерапевтическая энциклопедия // Под общей ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер Ком, 1998.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение процессу влияния.

2. Какие существуют виды влияния? Охарактеризуйте их.

3. Какие классификации видов влияния вы знаете?

4. Какие основные принципы лежат в основе данных классифи­каций?

5. Что такое «невербальное воздействие»? Из каких элементов состоит невербальное воздействие?

6. В чем отличие между прямым и косвенным влиянием?

7. Какой из видов влияния, с вашей точки зрения, наиболее эф­фективен?

8. Перечислите правила преподнесения предписаний клиенту.

10.В чем заключается смысл парадоксального подхода?

11.Какие этапы парадоксального подхода вы знаете?

Пока слово не сказано, оно словно нахо­дится в заточении, из которого стре­мится вырваться на волю. Но стоит слову вырваться на свободу, как тот, кто был его хозяином, становится его плен­ником.

Здоровье

Телевизионные передачи и фильмы, в которых слишком много тощих актрис, пагубно влияет на молодых девушек, которые перестают правильно питаться. Однако, даже если они не часто смотрят телевизор, проблема остается. Девушки, друзья которых регулярно смотрят телевизор, находятся под большим риском заработать анорексию, булимию или другие проблемы со здоровьем, считают ученые. При этом, совершенно не важно, любят эти девушки смотреть телевизор или нет.

Исследование проводилось на Фиджи, где ученые зафиксировали большой культурный сдвиг с тех пор, как там появилось телевещание в 1995 году. Влияние телевидения заметно повсеместно, даже если сам человек предпочитает не включать телевизор вообще, считает психолог Анна Беккер (Anne Becker) , заместитель председателя Департамента Здравоохранения и Социальной Медицины (Department of Global Health and Social Medicine) из Гарвардской Медицинской Школы в Бостоне.

"Если родители, к примеру, не разрешают детям долго смотреть телевизор, это не значит, что дети будут достаточно защищены от негативного влияния телевидения", - говорит Беккер.

Впервые ученые провели исследования в конце 1980-х годов. В это время у жителей Фиджи идеальными считались крупные формы, и женщины прекрасно себя чувствовали, будучи пухлыми. Для Беккер главный целью исследований было изучить, как культурный аспект может повлиять на пристрастия в еде и вызвать различные проблемы со здоровьем. При написании диссертации несколько лет Беккер жила на Фиджи в небольшом поселке, в котором не было электричества и асфальтированных дорог.

С течением времени волна модернизации прошлась по островам Фиджи: приехало много туристов, которые привезли с собой множество электронных устройств. В 1995 году правительство страны, наконец, одобрило появление вещательного телевидения и фиджийцы смогли смотреть западные телепередачи.

"С появлением телевидения в умах жителей островов случился настоящий переворот, особенно это касалось молодых девушек", - говорит Беккер. "До этих пор нарушение питания у молодежи наблюдалось очень редко. После того, как на Фиджи появилось телевидение, многое изменилось" .

В 1995 году никто из девушек даже не думал о том, что им надо сбросить вес. К 1998 году более 11 процентов из них стали проводить различные очистительные процедуры. Главная причина, почему они захотели измениться, по словам самих девушек, заключается в том, что они хотят быть привлекательными, как актрисы на экране, которые выглядят и живут совершенно иначе. Телевизионные шоу и кино девушки воспринимали не как вымысел, а как реальные новости с запада.

"Девушки говорили, что эти актрисы являются для них примером для подражания" , - рассказывает Беккер. "Они восхищались их стройными фигурами и тем, какими они были удачливыми. Они стали им подражать. Они хотели так же выглядеть, так же себя вести, так же говорить, так же одеваться для того, чтобы улучшить свои социальные возможности".

После того, как выяснилось, что телевидение оказывает влияние на молодых жительниц Фиджи, Беккер стало интересно, являются ли экранные герои виновниками того, что фиджийцы изменили свои привычки в питании. Она также стала размышлять о том, что не только само телевидение повлияло на изменения в обществе, но и то, что люди стали много говорить и обсуждать то, что видели на экране.

Чтобы подтвердить это предположение, Беккер и ее коллеги собрали данные о более, чем 500 девушек с островов Фиджи из разных областей. Все девушки говорили на одном языке, однако, некоторые из них проживали в более развитых районах на побережье, другие жили в мелких отдаленных селениях в горах. Возможность смотреть телевизор была не у всех.

После проведенных исследований и опроса девушек, ученые обнаружили, что существует всего один фактор, который приводит к появлению проблем с питанием, - это телевидение. При этом, совершенно не важно, смотрят ли они телевизор сами или слышат рассказы других.

"В области нарушения питания, это было первое исследование, которое показало, что существует прямое воздействие средств массовой информации, а также косвенное влияние через передачу информации с помощью общения", - сказал Майкл Левин (Michael Levine) , профессор психологии Колледжа Кенион (Kenyon College) в Гэмбире, штат Огайо, который занимался исследованиями нарушения питания. Эти исследования дали неопровержимые доказательства того, что телевидение оказывает и прямое, и косвенное влияние, побуждая людей гоняться за идеальной стройной фигурой, при этом нарушая свои привычки питания. Если признать силу, которой обладают СМИ, то ее вполне можно использовать для пропаганды здорового образа жизни, однако, на самом деле результат прямо противоположный.

"Если один источник, который влияет на культурные ценности, приводит к тому, что меняются идеалы и страдает здоровье, что тогда говорить о том, когда таких источников много?" - спрашивает Левин. "Масс медия является очень важным средством передачи информации в развитом обществе, и она может иметь негативное влияние".

Чтобы улучшить ситуацию, Беккер предлагает производителям масс медия задуматься о том, какие продукты они представляют на суд молодежи и детям относительно правильного питания или фигуры. Если недостаточно просто выключить телевизор или ограничить продолжительность просмотра, необходимо подсказать родителям, как им следует разговаривать с детьми не только о том, что именно они смотрят, но и о том, как полученная информация принимается в их окружении, проверить, понимают ли дети, что хорошо, а что плохо.



Понравилась статья? Поделитесь ей