Контакты

Тема: Методы воздействия на пациента с лечебной целью магнитным полем. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом

Психотерапия и гипноз.

Психотерапия - это метод лечебного воздействия врача на психику больного или группы больных с помощью словесного внушения для лечения нервно-психических и некоторых соматических (внутренних) заболеваний.

Основа психотерапевтического воздействия "- слово врача. Однако далеко не всякое слово врача является терапевтическим, лечебным. Если оно сказано врачом бездумно, то может оставить больного безучастным, не затронуть его. Слово врача может лечить больного тогда, когда оно несет полезную информацию, когда способно воодушевить больного, ободрить или принести успокоение. Таким образом, психотерапия- это система психического воздействия врача на больного. Основой советской психотерапии являются принципы физиологического учения И. П. Павлова о нервизме, учение об условных рефлексах, раскрывающее влияние высшей нервной деятельности на различные физиологические и болезненные процессы организма. Большое значение имеет правильное представление о целостности организма во взаимодействии психического и соматического.

В настоящее время существует много методик психотерапии. Главные из них: рациональная (разъяснительная) и суггестивная (суггестия - внушение) психотерапия. Под рациональной психотерапией понимают логически обоснованную или разъяснительную психотерапию, которая осуществляется при деятельном СОСТОЯНИЙ коры головного мозга, без гипнотического ее торможения. Методика рациональной психотерапии обычно такова. Врач принимает больного в своем кабинете, проводя курс лечения без усыпления больного, -- в бодром состоянии. Врач на основе лабораторно-инструментальных методов обследования пациента разъясняет больному его симптомы, страхи, тревоги, апеллируя к его рассудку, интеллекту, вызывая критическое отношение к его болезненным ощущениям и болезненному состоянию, заставляя активно участвовать в лечебном процессе. Постепенно под влиянием убеждающих слов врача у пациента возникает уверенность в преодолении болезни, исчезает страх, который был у него перед придуманным им заболеванием. Так, нередко больной воспринимает обычный гастрит желудка как опасное заболевание (рак). Он начинает читать медицинскую литературу, неправильно истолковывая написанное, и под влиянием болезненного самовнушения доводит себя до отчаяния и страха, что еще больше усиливает болезненные ощущения.

Когда же в процессе рациональной психотерапии врач убедительно докажет больному ошибочность его суждений о своей болезни, больной успокаивается и многие симптомы сами по себе, как ему кажется, исчезают. В действительности же симптомы исчезают под влиянием слов опытного врача-психотерапевта, снимающего эти страхи.

Под суггестивной психотерапией понимают способ психического воздействия врача на больного с помощью словесного внушения либо в бодром состоянии больного, либо в состоянии гипноза. Внушение - это явление, которое играет ведущую роль при всех психотерапевтических воздействиях врача на больного. Метод внушения в состоянии гипноза принято называть гипнотерапией. Провести резкую грань между внушением в обычном, бодром состоянии и внушением в гипнозе весьма трудно, так как и в том и в другом случае имеет место процесс торможения в коре мозга, однако этот процесс протекает в каждом отдельном случае по-разному.

Существует еще много других методов психотерапии, но они реже применяются и их роль менее существенна.

Рассмотрим теперь механизм речевого воздействия врача на больного, его психику, а через нее на весь организм.

Влияние слова на организм человека было известно давно, но конкретных исследований этого влияния до настоящего времени не было. Только с появлением тонких и чувствительных приборов для изучения физиологических процессов, совершающихся в теле человека, доказательства были наконец найдены.

Используется метод так называемой пальцевой плетизмографии, с помощью которого можно тонко регистрировать изменение просвета (диаметра) мелких и мельчайших сосудов под влиянием тех или иных раздражителей (зрительных, слуховых, кожных), применяющихся экспериментатором.

Опыт ставится так: на пальцы руки испытуемого надеваются специальные пластмассовые баллончики, которые улавливают кровенаполнение сосудов пальцев и с помощью специальных датчиков передают на прибор (плетизмограф) мельчайшие изменения диаметра сосудов руки.

Прибор регистрирует эти изменения на кривой, записывая их графически на бумаге. Во время опыта на обнаженное плечо испытуемого надевается металлический "змеевик" (трубка), по которому пускается то холодная, то горячая вода, раздражающая нервные окончания кожи. Так, при пропускании холодной воды сосуды кожи испытуемого сужаются, при пропускании горячей - расширяются, что тут же регистрируется и записывается прибором. При пропускании холодной воды, возникает типичный спад кривой, а горячей, наоборот, - зеркальный подъем. Но вот экспериментатор, пропуская горячую воду, говорит: "Даю холод!", и сосуды испытуемого "слушаются" словесного приказа исследователя, а не действительного раздражителя, который в данный момент применяется. При словесном внушении, приказе "Даю тепло" сосуды расширяются, хотя в этот момент подается холодная вода и реакция должна бы наступить сосудосуживающего характера. В другом случае, если внезапно уколоть руку испытуемого булавкой, на кривой возникнет реакция спазма (сужения) сосудов руки (как при холоде), но если исследователь заявит, что рука испытуемого не чувствует боли, то кривая на плетизмографе не изменится совершенно, будто укола иглой и не было. Наоборот, при словесном внушении "Нам больно! Укол!" на плетизмографе кривая отразит спазм сосудов, как при настоящем болевом раздражении, хотя укола не было. Эти, казалось бы, простые исследования объективно и закономерно показывают силу человеческого слова, словесного внушения. Заметим, что эти исследования ведутся, когда испытуемый находится в бодром состоянии, не загипнотизирован. Если же предварительно погрузить испытуемого в гипнотический сон, то все указанные и объективно регистрируемые приборами изменения сосудов становятся еще более резкими и отчетливыми. Это наблюдение показывает, что в гипнозе при частичном торможении коры сила слова возрастает в несколько раз.

Приведем еще один пример. Всем известно, что зрачок человека реагирует на яркий свет сужением своего диаметра. Но вот загипнотизированному при электрическом или солнечном освещении внушают: "Вы находитесь в очень темной комнате! Совершенно темно". И тут же отмечается сильное расширение зрачка испытуемого. Наоборот, в темной комнате испытуемому дается словесное внушение, что он видит яркий свет (прожектора), при этом немедленно отмечается резкое сужение зрачка.

В дальнейшем также было доказано, что и внутренние органы и среды (кровь, моча, желудочный сок, протромбин и сахар крови, лейкоциты и другие) подчиняются словесному внушению врача по заранее запрограммированной схеме, особенно если испытуемый находится в состоянии гипноза.

Так, если сытому человеку словесным внушением в гипнозе заявить: "Вы очень голодны!" - то через 5-7 мин. можно отметить резкое снижение количества лейкоцитов в периферической крови ("голодная кровь"), что и бывает при действительном голоде. Наоборот, при словесном внушении, что человек очень сыт, наблюдается нарастание количества лейкоцитов в крови ("сытая кровь"), что бывает после обильной еды.

Можно было бы привести многочисленные примеры, свидетельствующие о могуществе воздействия слова на человека в состоянии бодрости и особенно в состоянии гипноза. Исследования дают право психотерапевтам считать, что слово врача может быть не менее эффективным при лечении больного, чем лекарства химической природы. Известны факты, когда неосторожное слово, сказанное человеком, которому больной верил, вызывало у пациента резкие отрицательные реакции (психотравма) не только в настроении, но и в соматической сфере, приводя подчас к тяжелым осложнениям болезни.

В дальнейших исследованиях механизма словесного внушения было показано, что слово может даже и не произноситься, как это и бывает от самовнушения при аутогенной тренировке.

Специально подготовленный тренировками человек с богатым воображением может сам вызвать у себя сознательно или бессознательно сильные как положительные, так и отрицательные реакции в области сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы и других систем организма. Итак, человек может сам вызывать у себя целенаправленно те или иные положительные реакции, устранять боли, изменять ритм сердца и т.д. Однако человек нередко сам вызывает у себя путем самовнушения негативные реакции, вплоть до "воображаемых" болезней, не учитывая силы самовнушения и воображения.

Ключевые слова этой страницы: , .

Способность воздействия на психику больного , сила внушения, излияния, доминирования осуществляемая ими вокруг, делала знаменитыми, наряду с их эрудицией, некоторых крупных врачей, иллюстрирующих историю нашей профессии, как Шарко, Дюбуа, Фрейд, Альварез и даже Аксель Мюнтэ. Такие качества должен прививать себе наряду с терпением и приветливостью, в рамках как можно более гуманной личности, и врач наших дней, если хочет быть достойным этого наименования. К сожалению, этими качествами ныне слишком пренебрегают. Это, однако, его долг вспомнить и об этой стороне своей подготовки и личности, такой полезной и теперь для хорошей практики (необходимой, как мы видели, для разрешения некоторых страданий психического происхождения).

Наряду с обычным психологическим лечением (малой терапевтики), доступной любому врачу-практику, можно прибегнуть еще к широкой гамме других, более специальных терапевтических средств: аутогенную тренировку, лекарственное лечение психолептическими средствами, гормональными и пр., внушение, гипноз, нарко-анализ, психо-анализ, лечение сном, трудовая терапия и пр. Они входят в область специалиста (к которым иногда следует прибегать). Некоторые из этих средств - особой тонкости и допускают массу оттенков и вариантов; только в аналитической психотерапии известны 10 методов (они рассматриваются в новой книге Форда и Урбана).

А теперь, один лишь пример из собственной папки психосоматической патологии, чтобы показать патогенную потенцию самого простого из неприятных чувст, душевного недовольства (банальное аффективное состояние, зачастую так тяжело выражаемое, так тяжело схватываемое, почти всегда неясное, но такое вредное во многих случаях) и чтобы проиллюстрировать самую обычную выразительную соматическую форму этой патологии.

Один из коллег, сильно перешагнувший зрелый возраст , пришел спросить моего мнения о здоровье своей супруги, в последнее время оставляющее желать многого. Речь шла о многих, но не ясных расстройствах: потеря аппетита, разные диспептические нарушения (вздувание, запор, чувство горечи во рту), ощущение предсердечной тяжести и сжимания с неясной иррадиацией вверх, ощущение онемения конечностей, головные боли пр. Коллега подозревал, что речь идет о преклимаксе.

Меня поразило, при первой встрече, лицо больной (тоже человек умственного труда): депрессивная, меланхолическая физиономия, с легкой, печальной, горькой улыбкой и взглядом, выражающем страдание, недовольство; лицо показывающее внутреннее сдерживаемое волнение.

Объективное обследование не выявило ничего особенного, за исключением выдающейся вегетативной лабильности депрессивного вида: пониженное артериальное давление, подчеркнутое в стоячем положении, дыхательная аритмия, сильный дермографизм, с запаздывающим появлением, но удлиненной продолжительностью.

Опрос, касающийся духовной , аффективной, половой жизни в таких условиях провести было трудно. Несколько заданных мною деликатных и осторожных вопросов не вызвали удовлетворительных ответов. У меня было впечатление, что они далеко не искренни.

Я поставил диагноз невро-вегетативной дистонии , без того, чтобы мог объяснить субстрат (эндокринный? психогенный?) и назначил адекватное лечение; также попросил скорого свидания.

После 10 дней лечения , положение не изменилось намного. Но за это время я узнал ряд важных вещей. Коллега мужа по работе дал мне несколько ценных сведений. Муж на работе очень вежлив, но дома он „небольшой тиран", говорит наставительно, под видом „приказов и распоряжений", сравнительно молчалив и выражает мало эффективности по отношению к жене; редко выходят вместе на спектакли, нет у них общей жизни социальных отношений, супруг чаще выходит в город сам или с группой коллег. Кроме того, хотя и приближается к 60-ти летнему возрасту, проявляет внимание, более чем любезное, одной молодой ассистентке, недавно поступившей на работу (о чем, кажется, узнала супруга).

Обладая этими сведениями , я попросил у супруга свидания с глазу на глаз. Деликатно, не вдаваясь в подробности и оставаясь в рамках общих понятий, я объяснил ему насколько могут быть вредны для жены отсутствие понимания, эффективности, близости (хотя бы душевной), и что вначат для хрупкой психики женщины несколько знаков внимания, несколько нежных жестов: их не следует оставлять на долю дон-жуанов (сила которых и состоит в умении использовать максимально это оружие) и не следует покидать их через несколько недель после женитьбы (а следует использовать постоянна для счастливой семейной жизни, и сохранения ее теплоты в течение многих лет).
Коллега выслушал меня без протеста и ушел не рассерженным.

Через три месяца оба супруга нанесли мне визит. С порога я узнал: что-то изменилось к лучшему. Лицо женщины сияло, лучилось, освещенное бодрой, открытой улыбкой, ясным, живым, оптимистическим взглядом. У нее больше ничего не болело, не было больше никаких расстройств. У супруга тоже был довольный вид, надутый,. как индюк, явно приписывал себе чудо исцеления. Собственно, оно так и было: он меня понял, изменил свое отношение, отказался от поздних галантных похождений и усвоил все мои советы, мысли, а именно, что женщина нуждается в привязанности, нежности, в ласке внимании, как цветок нуждается в воде, чтобы сохранить свежесть, пышность, цвета и распространять благоухание.

Сколько неясных страданий , особенно женских (но и мужских) можно было бы излечить просто, естественно таким лечением, согласием!
Сколько существ, изнуренных бесчисленными страданиями соматического вида можно было бы вылечить пониманием, согласием, улыбкой, цветком, нежным взглядом, лаской, деликатным словом, теплым пожатием руки!

Психотерапия и гипноз.

Основа психотерапевтического воздействия "- слово врача. Однако далеко не всякое слово врача является терапевтическим, лечебным. Если оно сказано врачом бездумно, то может оставить больного безучастным, не затронуть его. Слово врача может лечить больного тогда, когда оно несет полезную информацию, когда способно воодушевить больного, ободрить или принести успокоение. Таким образом, психотерапия- это система психического воздействия врача на больного. Основой советской психотерапии являются принципы физиологического учения И. П. Павлова о нервизме, учение об условных рефлексах, раскрывающее влияние высшей нервной деятельности на различные физиологические и болезненные процессы организма. Большое значение имеет правильное представление о целостности организма во взаимодействии психического и соматического.

В настоящее время существует много методик психотерапии. Главные из них: рациональная (разъяснительная) и суггестивная (суггестия - внушение) психотерапия. Под рациональной психотерапией понимают логически обоснованную или разъяснительную психотерапию, которая осуществляется при деятельном СОСТОЯНИЙ коры головного мозга, без гипнотического ее торможения. Методика рациональной психотерапии обычно такова. Врач принимает больного в своем кабинете, проводя курс лечения без усыпления больного, -- в бодром состоянии. Врач на основе лабораторно-инструментальных методов обследования пациента разъясняет больному его симптомы, страхи, тревоги, апеллируя к его рассудку, интеллекту, вызывая критическое отношение к его болезненным ощущениям и болезненному состоянию, заставляя активно участвовать в лечебном процессе. Постепенно под влиянием убеждающих слов врача у пациента возникает уверенность в преодолении болезни, исчезает страх, который был у него перед придуманным им заболеванием. Так, нередко больной воспринимает обычный гастрит желудка как опасное заболевание (рак). Он начинает читать медицинскую литературу, неправильно истолковывая написанное, и под влиянием болезненного самовнушения доводит себя до отчаяния и страха, что еще больше усиливает болезненные ощущения.

Когда же в процессе рациональной психотерапии врач убедительно докажет больному ошибочность его суждений о своей болезни, больной успокаивается и многие симптомы сами по себе, как ему кажется, исчезают. В действительности же симптомы исчезают под влиянием слов опытного врача-психотерапевта, снимающего эти страхи.

Под суггестивной психотерапией понимают способ психического воздействия врача на больного с помощью словесного внушения либо в бодром состоянии больного, либо в состоянии гипноза. Внушение - это явление, которое играет ведущую роль при всех психотерапевтических воздействиях врача на больного. Метод внушения в состоянии гипноза принято называть гипнотерапией. Провести резкую грань между внушением в обычном, бодром состоянии и внушением в гипнозе весьма трудно, так как и в том и в другом случае имеет место процесс торможения в коре мозга, однако этот процесс протекает в каждом отдельном случае по-разному.

Существует еще много других методов психотерапии, но они реже применяются и их роль менее существенна.

Рассмотрим теперь механизм речевого воздействия врача на больного, его психику, а через нее на весь организм.

Влияние слова на организм человека было известно давно, но конкретных исследований этого влияния до настоящего времени не было. Только с появлением тонких и чувствительных приборов для изучения физиологических процессов, совершающихся в теле человека, доказательства были наконец найдены.

Используется метод так называемой пальцевой плетизмографии, с помощью которого можно тонко регистрировать изменение просвета (диаметра) мелких и мельчайших сосудов под влиянием тех или иных раздражителей (зрительных, слуховых, кожных), применяющихся экспериментатором.

Опыт ставится так: на пальцы руки испытуемого надеваются специальные пластмассовые баллончики, которые улавливают кровенаполнение сосудов пальцев и с помощью специальных датчиков передают на прибор (плетизмограф) мельчайшие изменения диаметра сосудов руки.

Прибор регистрирует эти изменения на кривой, записывая их графически на бумаге. Во время опыта на обнаженное плечо испытуемого надевается металлический "змеевик" (трубка), по которому пускается то холодная, то горячая вода, раздражающая нервные окончания кожи. Так, при пропускании холодной воды сосуды кожи испытуемого сужаются, при пропускании горячей - расширяются, что тут же регистрируется и записывается прибором. При пропускании холодной воды, возникает типичный спад кривой, а горячей, наоборот, - зеркальный подъем. Но вот экспериментатор, пропуская горячую воду, говорит: "Даю холод!", и сосуды испытуемого "слушаются" словесного приказа исследователя, а не действительного раздражителя, который в данный момент применяется. При словесном внушении, приказе "Даю тепло" сосуды расширяются, хотя в этот момент подается холодная вода и реакция должна бы наступить сосудосуживающего характера. В другом случае, если внезапно уколоть руку испытуемого булавкой, на кривой возникнет реакция спазма (сужения) сосудов руки (как при холоде), но если исследователь заявит, что рука испытуемого не чувствует боли, то кривая на плетизмографе не изменится совершенно, будто укола иглой и не было. Наоборот, при словесном внушении "Нам больно! Укол!" на плетизмографе кривая отразит спазм сосудов, как при настоящем болевом раздражении, хотя укола не было. Эти, казалось бы, простые исследования объективно и закономерно показывают силу человеческого слова, словесного внушения. Заметим, что эти исследования ведутся, когда испытуемый находится в бодром состоянии, не загипнотизирован. Если же предварительно погрузить испытуемого в гипнотический сон, то все указанные и объективно регистрируемые приборами изменения сосудов становятся еще более резкими и отчетливыми. Это наблюдение показывает, что в гипнозе при частичном торможении коры сила слова возрастает в несколько раз.

Приведем еще один пример. Всем известно, что зрачок человека реагирует на яркий свет сужением своего диаметра. Но вот загипнотизированному при электрическом или солнечном освещении внушают: "Вы находитесь в очень темной комнате! Совершенно темно". И тут же отмечается сильное расширение зрачка испытуемого. Наоборот, в темной комнате испытуемому дается словесное внушение, что он видит яркий свет (прожектора), при этом немедленно отмечается резкое сужение зрачка.

В дальнейшем также было доказано, что и внутренние органы и среды (кровь, моча, желудочный сок, протромбин и сахар крови, лейкоциты и другие) подчиняются словесному внушению врача по заранее запрограммированной схеме, особенно если испытуемый находится в состоянии гипноза.

Так, если сытому человеку словесным внушением в гипнозе заявить: "Вы очень голодны!" - то через 5-7 мин. можно отметить резкое снижение количества лейкоцитов в периферической крови ("голодная кровь"), что и бывает при действительном голоде. Наоборот, при словесном внушении, что человек очень сыт, наблюдается нарастание количества лейкоцитов в крови ("сытая кровь"), что бывает после обильной еды.

Можно было бы привести многочисленные примеры, свидетельствующие о могуществе воздействия слова на человека в состоянии бодрости и особенно в состоянии гипноза. Исследования дают право психотерапевтам считать, что слово врача может быть не менее эффективным при лечении больного, чем лекарства химической природы. Известны факты, когда неосторожное слово, сказанное человеком, которому больной верил, вызывало у пациента резкие отрицательные реакции (психотравма) не только в настроении, но и в соматической сфере, приводя подчас к тяжелым осложнениям болезни.

В дальнейших исследованиях механизма словесного внушения было показано, что слово может даже и не произноситься, как это и бывает от самовнушения при аутогенной тренировке.

Специально подготовленный тренировками человек с богатым воображением может сам вызвать у себя сознательно или бессознательно сильные как положительные, так и отрицательные реакции в области сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы и других систем организма. Итак, человек может сам вызывать у себя целенаправленно те или иные положительные реакции, устранять боли, изменять ритм сердца и т.д. Однако человек нередко сам вызывает у себя путем самовнушения негативные реакции, вплоть до "воображаемых" болезней, не учитывая силы самовнушения и воображения.

Любая поступающая к “слушающему” информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия - авторитарный и диалогический, различающиеся характером психологической установки, возникающей у “говорящего” по отношению к “слушающему”. В большинстве случаев установка не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия это - позиция “сверху”, в случае диалогического - “рядом”. Как врач, так и пациент могут занимать в диалоге позиции “сверху”, “рядом”, “снизу” - это зависит от типа лечебного учреждения, взаимоотношений медицинского персонала между собой, индивидуальных особенностей общающихся.

В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.

При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.

Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.

Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E.Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

Влияние врача на самосознание больного

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип "исцеление через осознание" и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать.

Учить – означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В.М. Бехтеревым. В.Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.

Педагогическая психотерапия является естественным продолжением рациональной психотерапии, отвечая полностью современным задачам психоневрологической и соматической клиник. Она стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

─ Избавление больных от неведения и ошибок суждения

─ Коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха

─ Обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы

─ Социальное активирование заболевшей личности

Во время сеансов педагогической психотерапии практикуются взаимное ободрение и поощрение к выздоровлению, использование так называемого "психотерапевтического зеркала", анонимное обсуждение рисунка поведения переживаний больных, соучастие, сопереживание и доброжелательное стимулирование.

В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки. Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной и даже эфемерной. Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности. Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной работы в области врачебной педагогики, психогигиены, психопрофилактики и психотерапии необходимо воспитать в себе некоторые профессионально важные качества личности:

─ Умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства;

─ Быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение);

─ Занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать менторства, поучительного тона, начетничества, помнить и выполнять правило: "Помогая, не унижайте";

─ Быть всегда и во всём пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать.

─ Быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела.

─ Быть по-хорошему недовольным собой, совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе.

─ Делиться своим опытом с коллегами. Уметь слушать, развивать в себе не только речь, но и "искусство молчания".

Сеансы врачебной педагогики – это, конечно, не просто лекции, занятия, просветительные беседы врача с больными. Это синтез упомянутых выше форм общения врача, психолога и педагога со слушателями. Это такое высокоэмоциональное и интеллектуальное общение, когда внимание слушателя захватывается целиком, так как сообщаются такие сведения, которые жизненно необходимы.

Основой хорошей сопротивляемости болезни, по мнению Н.И. Рейнвальда (1978), являются не сами по себе свойства организма, нервной системы, а их конкретное преломление в присущих данной личности потребностях, стремлениях и в побуждаемой ими деятельности. Активная жизненная позиция и, сответственно, интенсивное противодействие болезни, как правило, основаны на учёте интересов общества. Пациенты, для которых характерны значительные социальные интересы, активно взаимодействуют с врачом в процессе лечения. При их отсутствии перед врачом, параллельно с лечебными, встают и медико-педагогические проблемы. Важнейшей предпосылкой успешного лечения является выработка сознательной мотивации на активное преодоление болезни.

Многие исследователи рассматривали различные аспекты проблемы "личность и болезнь", выдвигая понятия, связанные с эмоционально-личностным реагированием пациента на заболевание: "переживание болезни". При этом Е.А. Шевалев в понятие "переживание болезни" включал отношения к самому себе, к своему болезненному состоянию, к окружающим, к той форме деятельности, которая была до болезни и так или иначе изменилась в связи в ней.

Проблема "больной-болезнь", познание больным своей болезни представляет большой интерес, однако при этом нельзя не учитывать влияния психогенных факторов, эмоционального состояния больного, постоянную взаимную индукцию больных, обсуждающих каждый симптом и болезни друг друга, возможные осложнения, характер лечения, прогноз и т.д. На формирование оценки болезни оказывают влияние контакт с тяжелобольными, сведения, почерпнутые из бесед с родными и знакомыми, с персоналом и другими лицами. Нередко при этом больные тенденциозно интерпретируют "случаи из практики", сведения, полученные из научно-популярных фильмов и журнала "Здоровье". Отрицательное влияние оказывают и больничные условия, своеобразная изоляция от привычной социальной среды, отрыв от трудовой деятельности, нарушение прежних контактов с семьёй, различные жизненные впечатления.

Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Залог успешного лечения - взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, в том числе с финансовыми претензиями, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. Статистика подтверждает, что в большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Это нельзя объяснить унизительной зарплатой медицинских работников: ведь такая ситуация складывается не только в нашей стране. В прошлом году Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, было на последнем месте. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения. Врач же “исключительно в интересах больного” поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Моделей общения врача и пациента несколько:

  • информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);
  • интерпретационная (убеждающий врач);
  • совещательная (доверие и взаимное согласие);
  • патерналистская (врач-опекун).

Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных людей, вникающих в суть проблем со здоровьем, - совещательная модель. Патерналистская модель, распространенная ранее, предполагает нарушение прав пациента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.

Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения (). Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом - ощущение поддержки . Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” - или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза (), когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие - ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания - все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon - должное и logos - учение) - профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента - вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:

  • сохранение врачебной тайны;
  • запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;
  • преданность профессии.

Любопытно, что в разных странах античная клятва оставалась практически неизменной на протяжении 17 веков. Претерпев у нас в стране несколько “редакций”, она лишь называлась по-разному - “Факультетское обещание” в дореволюционной России, “Присяга советского врача” - позднее.

Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип “не навреди” . Старейшее и, вероятно, самое главное положение медицинской этики в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere (“прежде всего - не навреди”). Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е. Ламберта, что “есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить”. Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств (подробнее об этом сказано в главе 2.6), негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов (глава 2.7), о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Но хороший врач - это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным.

Кстати, слово “врач” происходит от всем известного “врать”, которое, правда, в старину имело совсем другое значение - “говорить”, “заговаривать”. Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже. Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45-50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования - у 80-85% больных. Лишь у 15-20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование.

К сожалению, навыками общения врачи овладевают “стихийно”, это приходит с годами и приобретенным опытом. Специально в медицинских вузах этому практически не обучают. Горько видеть, если врач пренебрегает беседой с пациентом, становясь слепым заложником лабораторно-инструментальной диагностики или безвольным исполнителем схем лечения и директив, спущенных сверху. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.

Отметим еще один непреложный факт: беседа с пациентом должна идти “один на один”, присутствие третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут быть сообщены посторонним лицам и даже родственникам без его согласия. Сохранение врачебной тайны - это, как вы помните, одно из положений клятвы Гиппократа.

Согласно действующему законодательству (“Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”), пациент имеет право получать информацию о своем здоровье, соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Ведь 60%-я вероятность неблагоприятного исхода операции одновременно означает 40%-ю вероятность выздоровления.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие - частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство - быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”.

Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной клетки. Мысль о том, что это инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное ощущение.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.

  • Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.
  • Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
  • Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
  • Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
  • Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
  • Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце - вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Порой возникают вопросы немедицинского характера. Например, известно, что медицина до сих пор находится в сложном финансовом положении. В государственных медицинских учреждениях зачастую не хватает лекарств, перевязочных материалов, оплата труда персонала низкая... И в то же время газеты и сайты пестрят объявлениями о так называемой рецептурной подработке для врачей, и потенциальный работодатель не скупится, указывая возможный заработок. Соблазн велик! А суть таких предложений проста: врач должен убедить, уговорить своего пациента купить препарат, а чаще - биологически активную добавку, за некое вознаграждение - процент от стоимости лекарства, который и будет составлять заработок врача. Принцип “больше продал - больше получил”, хоть и удачно вписывается в систему рыночных отношений, но, на наш взгляд, в медицине неприемлем - это тупиковый путь, ведущий к отказу пациента от лечения и понижению авторитета врача. Но есть и другой путь: применение новейшей информации, касающейся квалифицированной синонимической и аналоговой замены препаратов, а также использование современных лекарственных средств и форм (раздел 2.2.1), улучшающих самочувствие, здоровье и качество жизни пациентов, приводит к укреплению авторитета врача и, как следствие, росту его социального положения. Так не лучше ли оставаться в ладу со своей совестью и достигать материального благополучия честным путем?

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.



Понравилась статья? Поделитесь ей