Контакты

Что такое психика человека. Общее понятие о психике Определение понятия психика по психологии

О «черном ящике» обычно говорят в двух случаях: на передаче «Что? Где? Когда?» и после автокатастрофы. Парадокс в том, что внутри каждого человека есть его личный «черный ящик» – его психика. И никакие усовершенствованные методы не могут приблизить ученых к его расшифровке. Почему психика – самый загадочный предмет для науки и почему ее нельзя отождествлять с сознанием? Как красивые картинки из соцсети провоцируют психические поломки? Что первично в проблеме тело-психика? Об этом наша статья.

Что такое психика

Психика - это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется сложной совокупностью осознаваемых и неосознаваемых процессов, определяющих основные свойства . Она не является врожденной, но формируется на протяжении жизни через обучение и общение. Психика – чрезвычайно сложная для понимания система, которая состоит из иерархически организованных подсистем и элементов. Все они взаимосвязаны друг с другом, порой изменчивы и неустойчивы.

Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Это все информационные процессы и структуры, необходимые для ориентации и взаимодействия человека с внешним миром, способы отражения реальности, органы и функции, происходящие внутри организма. Главный орган психической деятельности – мозг.

Основные свойства психики – целостность и системность работают на то, чтобы:

  • Регулировать поведение и деятельность.
  • Помочь человеку осознать свое место в окружающем мире.
  • Проявляться в особых формах осознанной и неосознанной .
  • Формировать эмоционально и чувственно окрашенный субъективный образ реальной (объективной) картины мира.
  • Уравновешивать конфликт собственных потребностей и требований социума.
  • Обеспечивать взаимодействие человека с окружающей средой.

Термин «психика » происходит от греческого слова, которое переводится как «душевный, жизненный ». Термин распространен в психологии, медицине, философии, поэтому его значение может меняться. В течение долгого времени психика обозначалась терминами «душа», «душевные явления» и была центральным предметом философствования. В качестве психических также рассматриваются чувственные восприятия, ощущения и образы, эмоции, переживания, сновидения, трансы, намерения, интуиция.

Знаменитыми исследователями человеческой психики были П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов. Один их крупнейших психологов С. Л. Рубинштейн утверждал, что психика и сознание не самодостаточны, а принадлежат человеку или конкретно – личности. Возможно, поэтому эти два понятия часто используются как синонимы. Но такое обозначение не совсем корректно. Понятие психики намного шире , поскольку кроме сознания включает бессознательное и сверхсознание (Супер-Я). Тем более, что проблема «Мы управляем сознанием или сознание – нами? » в XXI веке остается открытой.

Как сказал профессор медицины В. Ф. Ясенецкий-Войно: «Я много раз делал трепанацию черепа, но никогда не видел там ума ». Несмотря на сложности изучения человеческой психики, исследования в этой области не прекращаются. Наоборот, разрабатываются новые методы 3D-сканирования и моделирования мозга, усовершенствуется МРТ-технологии. Ученые получают новые цифры о нейронах, синапсах, нейронных связях. Но это всего лишь данные о «материи». Понять, как формируются мысли, гипотезы, новые идеи, речь, как работает , не удалось никому.

Тело или психика: что первично?

В отличие от других высокоорганизованных живых существ, человек устроен сложнее. Человеческая психика наделена , бессознательным, эмоциями, воображением. В человеке все так совершенно и идеально «подогнано», что полностью отделить физическое от психического невозможно. Поэтому если в организме случились неполадки, помогать ему нужно на всех уровнях.

Понять взаимосвязь тела и психических процессов поможет простое упражнение-эксперимент . Что нужно сделать:

  • Сесть на стул, широко развести руки в стороны, откинуть голову назад. Глубоко вдохнуть, глубоко выдохнуть.
  • Попробовать вспомнить что-то печальное, погрустить. В таком положении долго сохранять невозможно. Либо печаль начнет уходить, либо захочется опустить плечи, зажать мышцы шеи и туловища.
  • Дело в том, что грусть удерживается на физическом уровне с помощью мышечного зажима. Удерживать его в таком «развернутом» положении невозможно. Поэтому нет мышечного напряжения, нет грусти.

Так или иначе, все душевные явления сопровождаются телесными процессами. Они приводят к едва заметным переменам в кровообращении, частоте дыхания, сокращении мышц, деятельности желез даже в тех случаях, когда это совершенно незаметно. Более существенные проявления этой взаимосвязи – болезни и наоборот, лечение заболеваний через внушение или психотерапию. Поэтому проблема тело-психика сродни вопросу: «Что первично – яйцо или курица?». Однозначного ответа нет.

Что такое психологическая (не)устойчивость

Крепкая психика поможет выдержать любое давление, перенести любые катаклизмы и успешно пережить неблагоприятные обстоятельства. Для этого нужно развивать данные природой возможности. Но делать это правильно, чтобы укрепить свой дух, а не сломать его.

Как ломается психика

Среди наиболее очевидных причин поломки психики большинство назовет травмирующие события, насилие, . Это действительно так. Но есть другие, незаметные на первый взгляд причины душевного нездоровья.

Нарушение в работе внутренних биологических часов

Внутренние часы «тикают» практически в каждой клетке организма, а также устанавливают свой ритм работы органов и тканей. Они сильно влияют на работу всего тела, гормональный фон, температуру, обмен веществ. Особенно это влияние проявляется у подростков и людей преклонного возраста.

Доказано, что нарушение внутреннего ритма не просто утомляет, но приводит к (депрессии, неврозам, нестабильному поведению, острым приступам одиночества.). Дело не только в смене часовых поясов или ночной активности. Биологические часы сбиваются при использовании гаджетов ночью. Белый свет экрана приглушает выработку гормона сна мелатонина, нарушает привычный ритм работы остальных органов.

Выгорание

Состояние хронического стресса приводит к физическому и эмоциональному истощению. Для него даже придумали термин «выгорание миллениалов» – людей, настроенных только на успешную карьеру. Их мозг с установкой на решение новых задач все время работает, а одна мысль об отдыхе вызывает страх.

На первых этапах выгорания людей разных профессий, возраста и достатка объединяет одна черта – они настолько истощены под давлением неотложных дел, что не справляются с простыми бытовыми делами. Далее стресс провоцирует бессонницу, вынуждает нервничать из-за всего на свете. Им на смену могут прийти , фибромиалгия. В критических случаях можно уработаться до смерти – в Японии и Китае такое уже случалось.

Излишнее доверие к соцсетям

В заточенных под изображения соцсетях зачастую создается иллюзия . Постановочные сцены из жизни выглядят так красиво, что создается ощущение большей реалистичности, чем . Это заставляет людей чувствовать свою неполноценность, вызывает тревогу.

Ученые провели опросы среди жителей Британии и доказали, что соцсети могут усиливать психические проблемы . В группе риска находятся подростки и молодые люди, которым еще сложно отличить «жизнь с картинки» от реальности. По мнению ученых их неустойчивая психика может не выдержать такого дисбаланса. Поэтому онлайн-ресурсам нужно предупреждать пользователей, что выложенные фотографии обработаны.

Травмирующие события рано или поздно приводят к тому, что психика закольцовывается на самой себе, уходит в сторону от многократных попыток «переварить» болезненный жизненный опыт. В один момент происходит что-то такое, что психика говорит «стоп». Иногда перед этим она посылает нам тревожные «звоночки».

Признаки того, что нужно уделить себе особое внимание:

  • Постоянно хочется спать . Даже после 12-часового отдыха чувствуется . Сразу заснуть не удается, во сне мучают кошмары, преследуют плохие сны.
  • Физическое недомогание . Без физиологических причин мучают головные или мышечные боли, головокружение, скачки давления.
  • Непонимание своего состояния . На вопрос «Что с тобой?» не получается ответить даже самому себе. Неясные ощущения тревожат круглосуточно.
  • Резкие перепады настроения . На смену неожиданно может прийти . Все чаще случается слезливость, нервозность, раздражительность, досада и зашкаливают.
  • Энергии нет совсем . Даже после отдыха, общения с друзьями силы не восстанавливаются. Фитнес не помогает, поскольку нет сил даже на простые упражнения.
  • Привычные вещи уже не радуют , зато появился страх перед будущим.

Что делать? Срочно начинать заботиться о себе. Постепенно здоровье улучшится, появятся силы, придет душевный комфорт.

Как сделать психику устойчивее

Психическая устойчивость не передается по наследству, но сделать психику более «упругой» вполне возможно. Американская психологическая ассоциация выпустила целое пособие для тех, кто хочет прокачать душевную выносливость. Вот некоторые советы:

  1. Укреплять отношения . Связь с родителями дает человеку и его психике огромный ресурс. Крепкая дружба позитивно сказывается на психологической устойчивости. Поддержка близких в тяжелой ситуации придаст сил, чтобы бороться с обстоятельствами.
  2. Верить в свои силы . Без трудно преуспеть, вести бизнес, творить и вообще начинать любое дело. Укрепить уверенность помогут амбициозные, но реалистичные цели, которые дадут видимые результаты. Понадобится также умение , расставлять приоритеты, организованность.
  3. Использовать дополнительные тренажеры (стрессы, раздражители). Ситуации, когда нужно выходить из зоны комфорта, всегда сопровождаются стрессом. Но без этого невозможно добиться результата. Дозированный стресс поможет не увязнуть в рутине, выйти из проторенной колеи, а заодно укрепить мышцу .
  4. Посетить психотерапевта . Именно он выслушает, задаст правильные вопросы, обратит внимание на сильные или слабые стороны. Психотерапевт поможет разобраться в скрытой части бессознательного, встретиться с «призраками» прошлого.
  5. Отдыхать . Как и мышцам, психике необходимо время для восстановления. Для этого необходимо , обязательно высыпаться, особенно после напряженной работы. Веселится, расслабляться, заниматься приятными делами: горячая ванна, приятная прогулка могут стать полезным дополнением к психотерапии.

Чтобы получше понять сложное устройство психики, можно представить ее N-мерным объектом. Она настолько многогранна, что создает бесконечное множество проекций, в каждой из которых человек видит что-то свое. Можно спорить до хрипоты, отстаивать свою точку зрения, но при этом оказаться на месте. Потому что психика – тайна для всего человечества, она была тайной и тайной, скорее всего, останется.

Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

  1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
  2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
  3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.
  4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).

Структура психики человека

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.

Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

  • сила: устойчивость клеток к раздражению;
  • подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;
  • уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;
  • резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;
  • лабильность – гибкость нервной системы.

Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

  1. Психические процессы

Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

Познавательные процессы:

  • ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;
  • восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;
  • внимание – состояние концентрации;
  • память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;
  • воображение – способность к созданию несуществующего образа;
  • мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей.

Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

Эмоционально-мотивационные процессы:

  • чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;
  • эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;
  • мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
  • воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.
  1. Психические качества (личностные характеристики)

Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психическое состояние

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.

Для человека психика имеет ряд важных функций:

Психика человека отражает внешнюю среду, регулируя процесс адаптации и внутреннее содержание поведения. При этом поведение является внешней формой проявления психики.

Элементы психической деятельности неразрывно связаны с деятельностью мозга. Важно ощущать собственную психику как самостоятельное образование, зависящее от собственных чувств и воли.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны , поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны . Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, "проигрывать" варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности . Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

  1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
  2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
  3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
  4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
  5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.

Структура психики человека

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы ( и ), процессы памяти и , процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

— внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

  • эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
  • активационные (активность, пассивность);
  • тонические (бодрость, угнетенность);
  • временные (длительность состояния).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

Первоначальный уровень психики является . Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Рис. 1. Структура психики человека

Коллективное бессознательное выражается в архетипах - древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

Сознание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • ощущение себя познающим субъектом;
  • способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  • способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное , — включает в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Рис. 2. Структура сознания

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

  • возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  • человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.

Душевное и духовное в психике человека

Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь человека не только с точки зрения ее функционирования, но и направленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является работа В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Современные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».

В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической деятельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.

Состояния и акты сознания у человека определяются не только воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействием высшей духовной реальности - Бога.

Согласно В.Ф. Войно-Ясенецкому, состояния и акты сознания, такие, как мышление, воля, чувства, страсти, любовь и другие, вызываются:

  • органическими ощущениями нашего тела;
  • восприятиями органов чувств;
  • восприятиями от нашего трансцендентального (свсрхопыт- ного) существа;
  • восприятиями из высшего духовного мира;
  • воздействиями нашего духа.

Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания непрерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глубиной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоянно изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда участвует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Полнота психической жизни обозначается в христианской психологии понятием души.

Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятии, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

В деятельности души участвует дух, имеющий своим источником дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости.

Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жизнью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф. Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жестокий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаст отражающие его грубые формы. Дух чистый созидает соответствующие телесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и похожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейроисихической деятельностью.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отражение внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки представляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпечатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны последовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир неведомых идей содержится внутри нас.

Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, органические и чувственные восприятия, составляющие элементы самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низшая чувственная душа подчиняется законам причинности.



Понравилась статья? Поделитесь ей