Контакты

Как повысить работоспособность и сохранить хорошее настроение. Что предпринять для повышения работоспособности. Этапы выполнения любых работ

Внимание! Как повысить работоспособность — Лень уходит навсегда

5 причин понижения работоспособности

— 5 причин понижения работоспособности
— 7 способов повысить свою продуктивность
— 7 советов как поднять выносливость
— Продукты, повышающие трудоспособность и умственную активность
— Как увеличить функциональность: пошаговая инструкция
— Заключение

В первую очередь причинами являются хронические заболевания, в основе которых лежит поражение центральной нервной системы. Здесь присутствуют такие симптомы, как сонливость, леность, неуклюжесть, рассеянность. При этом, кажется, что буквально всё валится из рук.

При этом начинает медленно развиваться хроническая усталость. Это отрицательно сказывается на работоспособности.

Вторая причина снижения работоспособности – стрессовые состояния, депрессия и другие явления, которые подавляют работу ЦНС. Кроме угнетения на работоспособность влияет и перевозбуждение, например, сильные эмоции. Сюда же можно отнести приём некоторых медикаментов, а также чрезмерное употребление кофе или чая.

Третья, не менее частая причина – переутомление. Чаще всего здесь играют роль такие факторы, как переработка, недосып и неправильный режим дня. А отсутствие отпуска и необходимость работать даже по выходным только усугубляют процесс. Поэтому важно своевременно выявить и обязательно устранить все эти факторы. В противном случае переутомление может в дальнейшем превратиться в синдром хронической усталости.

Пятый – психологический фактор. Бывает так, что работа сильно раздражает, при этом человек не получает удовлетворения от своей деятельности, а также не получает от неё финансового удовлетворения. В этом случае работа делается кое-как, что сильно влияет на работоспособность.

Пятая частая причина – неправильный график работы. Сюда же следует отнести неправильно расставленные приоритеты при выборе первичных и вторичных по важности задач.

7 способов повысить свою продуктивность

Сегодня стала довольно популярной тенденция «делать меньше». Как следует из названия, это направление охватывает техники, с помощью которых можно достичь больших результатов, прикладывая меньше усилий.

Рассмотрим некоторые из этих техник, которые повышают во много раз .. Надеюсь, что они помогут вам достичь наилучших результатов в кратчайшие сроки.

1. Закон Парето, или принцип 20/80.
В общем виде данный принцип формулируется так: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Закон 20/80 применим практически во всех сферах жизни.

Если вы знаете, как воспользоваться законом Парето должным образом, это поможет вам не только в профессиональной, но и в повседневной жизни. Это маленький удобный трюк, который сумеет помочь спрогнозировать результат.

Согласно закону Парето, следует делать все неважные задачи тогда, когда ваша производительность невысока. Важно расставить приоритеты между рабочими задачами. Старайтесь выполнять важные задания именно в то время дня, когда ваша работоспособность будет на высоком уровне.

2. Три важные задачи.
Многие составляют список дел, это позволяет сделать рабочий процесс более организованным.

Каждое утро потратьте пять минут на то, чтобы записать три наиболее важных задачи на день. А затем сосредоточьте все свои усилия на выполнении этого короткого списка.

Сосредоточьтесь на этих трёх основных задачах, и если вы успеете выполнить их раньше срока, то можете приняться за что-нибудь ещё.

3. Философия «Делай меньше».
Философия «Делай меньше» очень популярна в современных реалиях. Различные авторы предлагают различные подходы. Например, Марк Лессер рекомендует находить несколько минут во время рабочего дня для того, чтобы помедитировать. Это выравнивает ваше дыхание, вы придёте в чувства, избавитесь от стресса и сможете лучше сконцентрироваться на поставленной задаче.

Не забывайте про расстановку приоритетов. В первую очередь выполняйте важные задачи, а затем уже переходите к низкоприоритетным. Не перегружайте себя большим количеством задач: лучше сделать меньше, но качественно и с удовольствием, чем больше, но без энтузиазма.

4. Помидорная техника.
Помидорную технику предложил Франческо Чирилло. Техника называется помидорной из-за того, что её автор первоначально применял кухонный таймер в виде помидора для измерения времени.

В основе методики лежит принцип работать 25 минут над конкретной задачей без перерыва, но после этого обязательно сделать перерыв.

Посмотрите на свой список задач и выберите из него наиболее приоритетные задания.

Затем установите таймер на 25 минут и начните работать, ни на что не отвлекаясь, пока не услышите сигнал таймера. Каждый 25-минутный период времени называется «помидор».

После этого сделайте пятиминутный перерыв и включите таймер снова.
После четырёх «помидоров» (то есть через каждые два часа) делайте более длительный перерыв в 15–20 минут.

Если ваша задача занимает более пяти «помидоров», её можно разделить на несколько частей.

Такая техника помогает работать над более приоритетными задачами, улучшает внимание и помогает лучше сконцентрироваться.

5. Миф о многозадачности.
Режим многозадачности вовсе не делает нас более продуктивными, это миф. На самом деле, когда мы концентрируемся на многих заданиях одновременно, это оказывает негативное влияние на нашу производительность и концентрацию.

Независимо от того, насколько хорошо вы приноровились работать в режиме многозадачности, ваша производительность будет намного меньше, чем если бы вы решили сосредоточиться от начала и до конца на выполнении одной задачи.

Если вы хотите выполнять поставленные задачи более продуктивно, лучше сосредоточьтесь на одном задании, выполните его от начала до конца и только потом переходите к другим.

6. Информационная диета.
В наше время перегрузить свой мозг информацией так же просто, как получить тепловой удар в пустыне Сахара. И даже симптомы схожи: нарушение сна, рассеянное внимание и замедленная реакция. Наш мозг перегружен информационным шумом. В современном мире люди постоянно ищут новости, хотя они и так везде окружают нас.

Постарайтесь получать как можно меньше совершенно ненужной для вас информации хотя бы на протяжении недели и проследите, как это скажется на вашей продуктивности.

7. Живите по графику.
Помните, что есть время отдыхать, а есть время работать. Проведите чёткие границы между тем и другим. Начните с того, что прекратите заниматься делами, как только почувствуете, что вам необходимо отдохнуть.

Закон Паркинсона гласит, что «работа заполняет время, отпущенное на неё». Это означает, что если вы, к примеру, решили, что напишете отчёт за неделю, вы всю неделю будете его писать. Но если вы заключите каждую задачу в жёсткие рамки, это позволит вам расправляться с делами куда более эффективно. Когда у вас есть дедлайны, вы стараетесь успеть выполнить всё в срок, так что это отличнейшая мотивация.

Следуя этим советам, вы навсегда забудете про .

Совет № 1: Всегда составляйте план на день.
Планирование – очень полезная вещь, даже если речь идет всего лишь об очередном рабочем дне в офисе. Приучите себя составлять план каждое утро, выписывая в ежедневник все необходимые дела, которые вам нужно закончить сегодня. Будьте уверены, каждый взгляд на этот список будет способствовать усилению вашей работоспособности.

Совет № 2: Выполняйте сложные задачи первыми.
В конце концов, если перед вами стоит трудная задача, выполнить которую должны именно вы, рано или поздно вам все равно придется заняться ее решением. Так почему бы не сделать это прямо сейчас?

Совет № 3: Всегда адекватно оценивайте собственные силы.
Не обещайте того, что не сможете сделать. Выполняйте свою работу так, насколько позволяет вам это сделать ваш опыт.

Совет № 4: Хвалите себя за все победы.
Пообещайте себе маленький сюрприз за хорошо выполненную работу, и вы увидите – выполнять ее станет куда проще и приятнее. Главное - чтобы «приз» был действительно желанным и мотивировал.

Совет № 5: Откажитесь от социальных сетей.
Удалите закладки социальных сетей на своем рабочем компьютере, и вы увидите – день гораздо длиннее, чем вам казалось еще вчера. Отказавшись от просмотра ВКонтакте, Facebook и Twitter в рабочее время, вы освободите огромный пласт времени, который поможет вам делать свою работу гораздо качественнее и быстрей.

Совет № 6: Не забывайте отдыхать.
Время от времени вашему организму просто необходим перерыв для того, чтобы верно выполнять все поставленные задачи. Устраивайте себе небольшой отдых каждый раз, когда достигните очередной мини-цели.

Совет № 7: Полюбите свою работу.
Ни для кого не секрет: лучше всего мы делаем то, что нам нравится. Постарайтесь относиться к своей работе с любовью, и уже очень скоро она действительно начнет вам нравиться.

Продукты, повышающие трудоспособность и умственную активность

Для того, чтобы сохранять ясность мышления, мозгу нужен белок, поэтому необходимо включать в питание белковую пищу растительного и животного происхождения.

Известно, что мозгу для работы необходим сахар, и многие люди поедают сладости. При сидячей работе это верный путь к избыточному весу: ведь сахар быстро усваивается и сгорает. Лучше употреблять в пищу те продукты, в которых есть натуральные сахара и крахмал: чёрный хлеб, картофель, рис, бобовые, орехи и т. д. Такая пища будет усваиваться медленнее, и мозгу хватит питания на несколько часов.

Если мозгу не хватает биологически активных веществ – бесполезно тренировать память и выполнять различные упражнения. Клеткам не хватает питания – откуда они должны его взять? Конечно, только из пищи. Очень важны витамины группы В и витамин РР, а также полиненасыщенные жирные кислоты.

Включайте в питание жирную рыбу, крупы, яйца, молочные продукты, дрожжи. Авокадо, изюм, курага и семечки тоже помогают снять утомление и справиться с длительной умственной нагрузкой. Берите с собой на работу орешки: фисташки, миндаль или грецкие.

Улучшить концентрацию внимания помогут вещества, содержащиеся в кальмаре, креветках, крабах, свежем репчатом луке. Успокоиться и перестать нервничать поможет кусочек шоколада, только не стоит им увлекаться.

Клубника или бананы тоже помогают снимать стресс и улучшают настроение.

Простой продукт — морковь, в сочетании с имбирём, тмином и сметаной поможет улучшить память и зрение: ведь именно оно больше всего страдает при работе за компьютером. Добавьте к морковному салату ягоды черники – свежие или сушёные, и ваши глаза скажут вам спасибо.

Как увеличить функциональность: пошаговая инструкция

Шаг 1 . Перед тем, как повысить работоспособность, давайте отдохнем .
Без полноценного отдыха не бывает полноценной работы.

Шаг 2 . Займемся планированием.
Без планирования у вас никогда не будет повышенной работоспособности. Поэтому на этом этапе заведите себе ежедневник.

Итак, каждый вечер вам нужно будет записывать все планируемые дела на завтра.
Делать это нужно именно вечером, так как с утра мозг находится в сонном состоянии и совершенно не хочет думать о каких-то делах.

Шаг 3 . Расставляем приоритеты и определяем свое продуктивное время.
Все люди разные, и значит, каждый человек имеет наибольшую работоспособность в разное время.

Кто-то плодотворно работает в 7 утра, а у кого-то включается моторчик лишь к 7 вечера.

Поэтому определите время своей наибольшей продуктивности.

Теперь приступаем к расстановке приоритетов.

Создав для себя список дел, посмотрите, какие дела требуют от вас наибольшей продуктивности. Вот эти дела и запишите на свое активное время. Мелкие дела всегда можно выполнять по утрам. А не особо важные можно оставить на вечер.

Шаг 4 . Концентрируемся на работе.
В рабочие моменты старайтесь концентрироваться только на работе. Отключите скайп, аську и другие программы. Установите себе график!

С сегодняшнего дня старайтесь концентрироваться на работе и отвлекаться только на жизненно важные проблемы.

Шаг 5. Переключаемся.
Как только вы справились с одним делом, постарайтесь переключиться на что-то совершенно другое.

Если вы 2 часа занимались умственным трудом, то следующие 30-60 минут вы можете заняться спортом, рутинными или бытовыми делами.

После мозговой активности организму требуется отдых и переключение.

Только так он сможет продолжить дальнейшую мозговую активность.

Прочитав данную статью и применив описанные в ней советы в своей работе, вы во много раз повысите свою работоспособность. Приятным бонусом к этому станет куча свободного времени, которое вы сможете потратить на себя и свою семью.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Итак, давайте сразу отбросим такие факторы, как:

а) низкая мотивация к выполняемой работе — из-за отсутствия к ней личного интереса;

Б) низкая мотивация к выполняемой работе из-за отсутствия (по тем или иным причинам) адекватного вознаграждения;

В) неправильная организация рабочего места;

Г) неправильная организация рабочего времени;

Д) плохое физическое самочувствие

И прочие очевидные вещи.

Всё это, конечно же, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить.

Возьмём двух человек, пребывающих в практически одинаковых условиях - у них нормальное количество витаминов в организме, одинаковая мотивация, одинаковые условия труда... И вот, как говорится, при прочих равных, один - показывает высокую трудоспособность, а другой вынужден с печалью констатировать, что это именно про него сказано - ЧЕЛОВЕК С НИЗКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ.

Знаете, я нашла ответ на этот вопрос. И сейчас я с Вами им поделюсь. Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Вот она, разгадка этой безблагодатности! Да-да, мы опять будем сводит всё к тонкостям работы правого - образного, и левого - рационального полушарий.

Значит, у нас в стране есть два ОЧЕНЬ известных учёных, которые стоят в авангарде всей мировой науки о человеческом мозге. Это - ныне покойная Наталья Бехтерева (в представлении не нуждается) и ныне здравствующий, молодой профессор Дмитрий Спивак - старший научный сотрудник института мозга человека РАН.

Так вот именно в их работах и содержится ответ на обозначенный мною выше и давно мучавший меня вопрос.

Для начала, очень коротко о работе полушарий.

Хотя правильней будет отослать читателя (Вас) к монографии Руднева «Словарь культуры ХХ века», а точнее, к содержащейся в ней статье «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Итак, известно, что левое полушарие доминирует по речи и интелекту. Оно же управляет пишущей рукой всех людей, то есть, правой рукой - правшей, левой - левшей.

Левое полушарие отвечает за связи слов в предложении, за абстракции, за схемы. Оно понимает структуры. Оно понимает глаголы - слова, которые выражают наше отношение ко времени.

Правое полушарие отвечает не за структуру предложения, а за сами слова, из которых состоит предложение. Особенно за конкретные слова, которые можно «пощщупать», то есть - за имена существительные.

Итак, левое полушарие - это корзина. Правое - яйца в этой корзине.

Поскольку наша речевая деятельность невозможна без структуры, без логики (иначе будет непонятно, о чём мы лопочем!), считается, что левое полушарие СВЯЗАНО С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Хотя, как мы видим из всего вышесказанного, правое полушарие тоже играет в формировании речи не последнюю роль, да?

Но исходя из этой логики, считается, что правое полушарие, в свою очередь, СВЯЗАНО С ОБРАЗАМИ, РИСУНКАМИ - С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Так. Разобравшись в теории, перейдём непосредственно к ответу на вопрос: как работа полушарий головного мозга влияет на нашу трудоспособность. Имеется в виду, конечно, в первую очередь, умственный труд.

Группа учёных из института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН суммировала результаты своих многолетних экспериментов и выдала следующую концепцию (почитать об этом Вы можете в коллективной монографии «Индивидуальный мозг», изданной под редакцией акад. П.В. Симонова)

Для лиц с высокой работоспособностью характерна попеременная активация правого и левого полушария.

Это, как если бы Вы, неся тяжёлую сумку, несли её не в одной руке, а постоянно меняли руку.

Для лиц с низкой работоспособностью характерна застойная активация левого полушария.

Причём его передних отделов, как раз связанных только с речью.

Давайте теперь пойдём вглубь и уточним, какие ещё специфические функции выполняют при умственной работе полушария мозга? Знать это важно - для ответа на наш вопрос.

Структуры левого полушария отвечают за формирование стереотипов деятельности,

А правого - за их механическое выполнение.

Это очень понятно, не правда ли? Когда мы впервые в жизни делаем новую, сложную - незнакомую работу, то стереотип деятельности ещё не сформирован (учимся ходить, кататься на коньках, чертить круг ровно, рисовать на глазах «стрелки»). И левое полушарие работает во всю мощь.

Когда же стереотип - сформирован, то левое полушарие начинает отдыхать, а правое - подключается - следить за механическим исполнением уже сформированного стереотипа.

Со стрелками на глазах всё просто. Сложнее с умственной работой. В ней постоянно наряду со старыми задачами мелькают и новые. А иногда можно констатировать - Ваша умственная работа - это столкновение с новым каждый день.

Так вот люди со слабой работоспособностью отличаются тем, что они не способны «отключать», давать отдых своему левому полушарию, поскольку полагают (на неосознанном уровне, конечно!), что:

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА!

Вот это и есть нейрофизиологическая разгадка того, что называют словом «перфекционизм ».

А что же делают в это время люди с высокой работоспособностью? А они (опять же, неосознанно!) демонстрируют очень лёгкое и даже равнодушное отношение к выполняемой задаче. Ибо они «позволяют себе»

ДАВАТЬ ОТДЫХ ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ , переключаясь на своеобразный «автопилот».

Итак, проблема людей с низкой работоспособностью в том, что они ошибочно полагают, что

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧИ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА НЕ БУДЕТ.

Учёные пишут: «По мере утомления у нормального человека (выделено мной - Е.Н. ) к выполнению задачи подключается механизм адаптации, который изменяет состояние нервной системы».

Другими словами, у нормального человека в мозгу звучит фраза: «Расслабься, отдохни, спусти на тормоза, снизь важность, солдат спит - служба идёт».

Это не значит, что все нормальные люди, с точки зрения нейрофизиологов - злостные халтурщики. Нет! Это значит, что работа в расслабленном сосотянии - норма, а перфекционизм, тотальный рациональный контроль - патология.

Представьте себе, как бы Вы сделали несколько шагов, если бы серьёзно и ответственно думали о том, как Вы переставляете ноги? Вы бы взмокли через пять шагов!

Примерно так, как взмокает человек, переходящий речку по бревну.

А вот если он каждый день переходит так речки, то не взмокнет - ибо будет ВЫПОЛНЯТЬ ЭТУ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКИ.

«Истощение сознания»

Хотите я Вас попугаю? В науке есть два устоявшихся термина, противоположных друг другу в некотором смысле. Это:

  1. «Селективное (избирательное) внимание» и
  2. «Истощение сознания».

Так вот, Первое существует для того, чтобы с человеком не случилось Второе.

Оказывается, что в нормальном состоянии бодрствования у нас имеют место кратковременные эпизоды ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ! Остаётся работать только одна зона в правом полушарии, выполняющая функцию «сторожевого пункта». Она и поддерживает минимальный уровень внимания.

И заметьте, это не когда человек спит, это когда человек как бы «бодрствует».

Почему же всё-таки так происходит?

Концентрация внимания на творческой работе приводит неизбежно к истощению сознания тех людей, у кого не срабатывает механизм переключения работы полушарий. Человеку мало сказать: «Расслабься, снизь важность!». Представьте, что «кнопка, переключающая на правое полушарие» - заржавела, заела, её нужно восстанавливать...

Что делать?

Есть одно отлично работающее упражнение, которое несложно выполнять самостоятельно или со своими детьми, для предотвращения формирования у них «мозга перфекциониста». Это упражнение основано на действии так называемого

«СТРУП-ЭФФЕКТА» (Stroop Effect)

Заготовьте большое количество картонных карточек.

Заготовьте много разноцветных карандашей или фломастеров.

На каждой карточке по центру напишите крупно одно слово, обозначающее тот или иной цвет.

Значение слова не должно совпадать с цветом чернил, краски.

Примерно вот так:

ЗЕЛЁНЫЙ

КРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

ГОЛУБОЙ

Теперь в расслабленном состоянии показывайте себе по одной карточке и быстро сначала:

  1. читайте слово, затем
  2. называйте «его цвет».

Второе задание подразумевает активную работу правого полушария.

У Вас будут сбои, и это - хорошо. Это значит, что Вы начали учиться свободно переключать работу полушарий - в игровой форме.

«Разработав» таким образом этот заржавевший когнитивный механизм, Вы наконец-то сможете приблизиться к той «норме», которую имеют люди с так называемой «высокой работоспособностью».

Конечно, упражнение, основанное на Струп-эффекте - это не панацея. Это один из первых шагов. Хотя он и эффективен.

Однако немаловажно уже и то, что теперь мы знаем точную причину низкой работоспособности, а зная точную причину легче искать выход.

Снижение работоспособности – это состояние, которое имеет немало самых разных причин. При наличии такого симптома можно думать как о довольно серьёзном заболевании, так и о синдроме хронической усталости, поэтому в данном случае всё строго индивидуально.

Почему так происходит

В первую очередь причинами являются хронические заболевания, в основе которых лежит поражение центральной нервной системы. Здесь присутствуют такие симптомы, как сонливость, леность, неуклюжесть, рассеянность. При этом кажется, что буквально всё валится из рук.

При этом начинает медленно развиваться хроническая усталость. Это отрицательно сказывается на работоспособности

Вторая причина снижения работоспособности – стрессовые состояния, депрессия и другие явления, которые подавляют работу ЦНС. Кроме угнетения на работоспособность влияет и перевозбуждение, например, сильные эмоции. Сюда же можно отнести приём некоторых медикаментов, а также чрезмерное употребление кофе или чая.

Третья, не менее частая причина – переутомление. Чаще всего здесь играют роль такие факторы, как переработка, недосып и неправильный режим дня. А отсутствие отпуска и необходимость работать даже по выходным только усугубляют процесс. Поэтому важно своевременно выявить и обязательно устранить все эти факторы. В противном случае переутомление может в дальнейшем превратиться в синдром хронической усталости.

Пятый – психологический фактор. Бывает так, что работа сильно раздражает, при этом человек не получает удовлетворения от своей деятельности, а также не получает от неё финансового удовлетворения. В этом случае работа делается кое-как, что сильно влияет на работоспособность.

Пятая частая причина – неправильный график работы. Сюда же следует отнести неправильно расставленные приоритеты при выборе первичных и вторичных по важности задач.

И, наконец, причиной снижения работоспособности может стать употребление в пищу большого количества сахара и углеводов.

Как исправить

Чтобы повысить работоспособность, необходимо соблюдать некоторые важные правила. Первое, что нужно сделать – посетить врача и выяснить, нет ли каких-то серьёзных отклонений в здоровье, а это могут быть нарушения со стороны эндокринной, нервной и других систем. Такое состояние часто присуще онкологическим заболеваниям, поэтому посещение онколога тоже должно быть обязательным. Также необходимо постараться все имеющиеся хронические заболевания перевести в стадию ремиссии.

Важно не залёживаться по утрам и каждый день просыпаться в одно и то же время. Это помогает активировать нейроны, которые отвечают за работоспособность. В этом случае можно легко избавиться от лени. Самое главное – заставить себя подняться с кровати.

При необходимости можно поступить и более кардинально и сменить нелюбимую работу или уволиться оттуда, где есть нелюбимые начальники. Как правило, это спасает от снижения работоспособности в большинстве случаев. Ведь работа должна приносить не только деньги, но и удовольствие и удовлетворение собой.

Если снижение желания заниматься той или иной деятельностью связано с психологическим фактором, то следует обязательно обратиться к психологу, который посоветует, как поступить в той или ной ситуации. Как правило, такие сеансы помогают практически всегда вернуть радость жизни.

Обязательно занимайтесь спортом и желательно на свежем воздухе. Это один из лучших способов для того, чтобы побороть депрессию. Также знайте меру в работе и старайтесь не оставаться на предприятии после окончания рабочего дня.

И, конечно, не забывайте про тайм-менеджмент, который может оказаться невероятно полезным, ведь грамотно распоряжаться своим временем может далеко не каждый.

Что касается профилактических мероприятий, здесь рекомендуется вести здоровый образ жизни, регулярно посещать в отпуске другие страны, а в выходные необходимо отдыхать, а не доделывать работу, которая осталась с рабочей недели.

Кстати, вас также могут заинтересовать следующие БЕСПЛАТНЫЕ материалы:

Снижение работоспособности – это такое состояние человека, при котором затраченные на выполнение какого-либо действия усилия не дают должного результата. При этом он испытывает чувство сильной усталости и даже слабости. В случае, если человек действительно приложил огромные усилия в том или ином деле, спад активности на некоторое время – нормальный процесс, так как организму требуется восстановиться как психически, так и физически.

Снижение способности активных действий и способности вынести умеренные нагрузки считается патологией и может быть соотнесено с рядом заболеваний, негативных процессов в организме и факторов.

  1. Физиологические факторы системного характера:
    • Нехватка кислорода, который получают клетки, из-за густоты и вязкости крови и проблем с капиллярами;
    • Инфекционные заболевания;
    • Ослабление иммунитета и восприимчивости к заболеваниям;
    • Заболевания соматического характера;
    • Психоэмоциональные перегрузки организма, вследствие чего развиваются различные нарушения и проблемы с нервной системой;
    • Большое количество свободных радикалах в мышечной ткани.
  2. Внешние факторы, провоцирующие снижение работоспособности:

Нормальное течение физического труда и любых других видов работ, включая механический и мыслительный, состоит из нескольких этапов:

  1. Адаптация. Это состояние сопряжено с началом выполнения работ и длится около получаса. Причём физическая и умственная активность на протяжении этого времени постоянно нарастает.
  2. Компенсация. Это длительный период времени, в который наблюдается отличный уровень работоспособности. При помощи силы воли этот период может продолжаться несколько часов, обычно 2-3.
  3. Компенсация неустойчивого характера. Это различный по длительности этап. Всё зависит от рода деятельности и уровня нагрузки. Причём работоспособность то повышается, то понижается.
  4. Снижение работоспособности. Очень сильное снижение уровня выносливости и утомление. Человек чувствует усталость, а деятельность становится не такой продуктивной, как в предыдущие этапы.

Эти этапы описаны достаточно приблизительно и в каждом индивидуальном случае могут иметь разную длительность и характеризоваться различным уровнем работоспособности. Всё зависит от воздействия внутренних и внешних факторов. Также огромное значение играют биологические часы, которые носят индивидуальный характер. Так, кому-то легче и удобнее работается рано утром, а кто-то в это время всё делает через силу, а пик активности его приходится на вечерние часы. Также влияние оказывают и сезонные изменения.

Если учитывать возрастные рамки, то самая низкая работоспособность наблюдается в ранние годы и возрасте после 50-55 лет. Максимальный уровень мыслительной и физической деятельности приходится на возраст 15-45 лет. Но есть и исключения. Люди творческих профессий часто также активны в 70 лет, а иногда даже больше, чем в 35. У них проявляется повышенная выносливость и тяга к труду.

Наблюдается и ненормальное снижение уровня работоспособности. Это происходит в силу стечения ряда внешних и внутренних факторов. Причём даже в самое продуктивное время суток и сезон при затрате максимума усилий результат минимальный. Если это состояние длится достаточно долго, то ни в коем случае не стоит пускать его на самотёк.

Необходимо по возможности выявить причины снижения работоспособности и при необходимости обратиться к квалифицированному специалисту. Ведь хроническое проявление этого состояния может говорить о том, что у вас есть какое-то серьёзное заболевание или нарушение здоровья.

Снизить способность активно действовать и полностью лишить сил человека может депрессия, некоторые психические и соматические заболевания, онкологические заболевания и многие другие проблемы и расстройства.

Но, как правило, даже при снижении работоспособности и плохом самочувствии, человек не прекращает свою деятельность и всё также занимается своими привычными обязанностями. Это ведёт к психическим, физическим и эмоциональным перегрузкам организма. Даже при правильном образе жизни, сбалансированном питании, отсутствии перегрузок и вредных привычек, правильном режиме дня бывают периоды, когда наблюдается спад активности.

Что и говорить, если все эти условия не соблюдаются?

Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

Итак, давайте сразу отбросим такие факторы, как:

а) низкая мотивация к выполняемой работе - из-за отсутствия к ней личного интереса;

б) низкая мотивация к выполняемой работе из-за отсутствия (по тем или иным причинам) адекватного вознаграждения;

в) неправильная организация рабочего места;

г) неправильная организация рабочего времени;

д) плохое физическое самочувствие

и прочие очевидные вещи.

Всё это, конечно же, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить.

Возьмём двух человек, пребывающих в практически одинаковых условиях - у них нормальное количество витаминов в организме, одинаковая мотивация, одинаковые условия труда... И вот, как говорится, при прочих равных, один - показывает высокую трудоспособность, а другой вынужден с печалью констатировать, что это именно про него сказано - ЧЕЛОВЕК С НИЗКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ.

Знаете, я нашла ответ на этот вопрос. И сейчас я с Вами им поделюсь. Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Вот она, разгадка этой безблагодатности! Да-да, мы опять будем сводит всё к тонкостям работы правого - образного, и левого - рационального полушарий.

Значит, у нас в стране есть два ОЧЕНЬ известных учёных, которые стоят в авангарде всей мировой науки о человеческом мозге. Это - ныне покойная Наталья Бехтерева (в представлении не нуждается) и ныне здравствующий, молодой профессор Дмитрий Спивак - старший научный сотрудник института мозга человека РАН.

Так вот именно в их работах и содержится ответ на обозначенный мною выше и давно мучавший меня вопрос.

Для начала, очень коротко о работе полушарий.

Хотя правильней будет отослать читателя (Вас) к монографии Руднева «Словарь культуры ХХ века», а точнее, к содержащейся в ней статье «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Итак, известно, что левое полушарие доминирует по речи и интелекту. Оно же управляет пишущей рукой всех людей, то есть, правой рукой - правшей, левой - левшей.

Левое полушарие отвечает за связи слов в предложении, за абстракции, за схемы. Оно понимает структуры. Оно понимает глаголы - слова, которые выражают наше отношение ко времени.

Правое полушарие отвечает не за структуру предложения, а за сами слова, из которых состоит предложение. Особенно за конкретные слова, которые можно «пощщупать», то есть - за имена существительные.

Итак, левое полушарие - это корзина. Правое - яйца в этой корзине.

Поскольку наша речевая деятельность невозможна без структуры, без логики (иначе будет непонятно, о чём мы лопочем!), считается, что левое полушарие СВЯЗАНО С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Хотя, как мы видим из всего вышесказанного, правое полушарие тоже играет в формировании речи не последнюю роль, да?

Но исходя из этой логики, считается, что правое полушарие, в свою очередь, СВЯЗАНО С ОБРАЗАМИ, РИСУНКАМИ - С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Так. Разобравшись в теории, перейдём непосредственно к ответу на вопрос: как работа полушарий головного мозга влияет на нашу трудоспособность. Имеется в виду, конечно, в первую очередь, умственный труд.

Группа учёных из института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН суммировала результаты своих многолетних экспериментов и выдала следующую концепцию (почитать об этом Вы можете в коллективной монографии «Индивидуальный мозг», изданной под редакцией акад. П.В. Симонова)

Для лиц с высокой работоспособностью характерна попеременная активация правого и левого полушария.

Это, как если бы Вы, неся тяжёлую сумку, несли её не в одной руке, а постоянно меняли руку.

Для лиц с низкой работоспособностью характерна застойная активация левого полушария.

Причём его передних отделов, как раз связанных только с речью.

Давайте теперь пойдём вглубь и уточним, какие ещё специфические функции выполняют при умственной работе полушария мозга? Знать это важно - для ответа на наш вопрос.

Структуры левого полушария отвечают за формирование стереотипов деятельности,

а правого - за их механическое выполнение.

Это очень понятно, не правда ли? Когда мы впервые в жизни делаем новую, сложную - незнакомую работу, то стереотип деятельности ещё не сформирован (учимся ходить, кататься на коньках, чертить круг ровно, рисовать на глазах «стрелки»). И левое полушарие работает во всю мощь.

Когда же стереотип - сформирован, то левое полушарие начинает отдыхать, а правое - подключается - следить за механическим исполнением уже сформированного стереотипа.

Со стрелками на глазах всё просто. Сложнее с умственной работой. В ней постоянно наряду со старыми задачами мелькают и новые. А иногда можно констатировать - Ваша умственная работа - это столкновение с новым каждый день.

Так вот люди со слабой работоспособностью отличаются тем, что они не способны «отключать», давать отдых своему левому полушарию, поскольку полагают (на неосознанном уровне, конечно!), что:

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА!

Вот это и есть нейрофизиологическая разгадка того, что называют словом «перфекционизм ».

А что же делают в это время люди с высокой работоспособностью? А они (опять же, неосознанно!) демонстрируют очень лёгкое и даже равнодушное отношение к выполняемой задаче. Ибо они «позволяют себе»

ДАВАТЬ ОТДЫХ ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ , переключаясь на своеобразный «автопилот».

Итак, проблема людей с низкой работоспособностью в том, что они ошибочно полагают, что

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧИ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА НЕ БУДЕТ.

Учёные пишут: «По мере утомления у нормального человека (выделено мной - Е.Н. ) к выполнению задачи подключается механизм адаптации, который изменяет состояние нервной системы».

Другими словами, у нормального человека в мозгу звучит фраза: «Расслабься, отдохни, спусти на тормоза, снизь важность, солдат спит - служба идёт».

Это не значит, что все нормальные люди, с точки зрения нейрофизиологов - злостные халтурщики. Нет! Это значит, что работа в расслабленном сосотянии - норма, а перфекционизм, тотальный рациональный контроль - патология.

Представьте себе, как бы Вы сделали несколько шагов, если бы серьёзно и ответственно думали о том, как Вы переставляете ноги? Вы бы взмокли через пять шагов!

Примерно так, как взмокает человек, переходящий речку по бревну.

А вот если он каждый день переходит так речки, то не взмокнет - ибо будет ВЫПОЛНЯТЬ ЭТУ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКИ.

«Истощение сознания»

Хотите я Вас попугаю? В науке есть два устоявшихся термина, противоположных друг другу в некотором смысле. Это:

  1. «Селективное (избирательное) внимание» и
  2. «Истощение сознания».

Так вот, Первое существует для того, чтобы с человеком не случилось Второе.

Оказывается, что в нормальном состоянии бодрствования у нас имеют место кратковременные эпизоды ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ! Остаётся работать только одна зона в правом полушарии, выполняющая функцию «сторожевого пункта». Она и поддерживает минимальный уровень внимания.

И заметьте, это не когда человек спит, это когда человек как бы «бодрствует».

Почему же всё-таки так происходит?

Концентрация внимания на творческой работе приводит неизбежно к истощению сознания тех людей, у кого не срабатывает механизм переключения работы полушарий. Человеку мало сказать: «Расслабься, снизь важность!». Представьте, что «кнопка, переключающая на правое полушарие» - заржавела, заела, её нужно восстанавливать...

Что делать?

Есть одно отлично работающее упражнение, которое несложно выполнять самостоятельно или со своими детьми, для предотвращения формирования у них «мозга перфекциониста». Это упражнение основано на действии так называемого

«СТРУП-ЭФФЕКТА» (Stroop Effect)

Заготовьте большое количество картонных карточек.

Заготовьте много разноцветных карандашей или фломастеров.

На каждой карточке по центру напишите крупно одно слово, обозначающее тот или иной цвет.

Значение слова не должно совпадать с цветом чернил, краски.

Примерно вот так:

Теперь в расслабленном состоянии показывайте себе по одной карточке и быстро сначала:

  1. читайте слово, затем
  2. называйте «его цвет».

Второе задание подразумевает активную работу правого полушария.

У Вас будут сбои, и это - хорошо. Это значит, что Вы начали учиться свободно переключать работу полушарий - в игровой форме.

«Разработав» таким образом этот заржавевший когнитивный механизм, Вы наконец-то сможете приблизиться к той «норме», которую имеют люди с так называемой «высокой работоспособностью».

Конечно, упражнение, основанное на Струп-эффекте - это не панацея. Это один из первых шагов. Хотя он и эффективен.

Однако немаловажно уже и то, что теперь мы знаем точную причину низкой работоспособности, а зная точную причину легче искать выход.

Елена Назаренко

Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru , где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.

Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!



Понравилась статья? Поделитесь ей