Контакты

Упражнения для глаз для улучшения зрения ребенку. Проведение зрительной гимнастики у детей. Зрительная зарядка для дошколят

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

Гимнастика для глаз.

1 .Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

(посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

(закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

(Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

2. «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,

слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)

3 . Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Все запомнить важно.

Упражнение один –

На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох,

затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое

Повтори пять раз за мною.

Упражнение два -

Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки,

крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повтори четыре раза.

Упражнение три.

Делай с нами, не спеши.

(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо,

посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево,

посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

На упражнение четыре

Потратить нужно много силы.

(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2-3 с.

Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5-20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3-5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5-6 раз,

Все получится у вас.

Упражнение пять

Нужно четко выполнять.

(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на конники пальцев.

Подними руки вверх - вдох, следи глазами за руками,

не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

4. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами,

не поворачивая головы, за медленными движениями указательного

пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль насчет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6. Упражнение для глаз: «Сова»

На «раз» - широко открыть глаза.

На «два» - сильно зажмуриться.(3 раза)

7. « Муха»

Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз

5. Профилактические упражнения для глаз:

1). -15 колебательных движений глазами по горизонтали справа -

налево, слева - направо.

15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз,

вниз - вверх.

15 вращательных движений глазами слева - направо.

15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую

стороны - «восьмерка».

2). «Руки за спинку, головки назад»

Руки за спинку, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

3).Упражнения для глаз (комплекс 1)

И. п. - сидя за партой.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо- вверх.

- глаза влево- вверх.

- глаза вправо- вниз.

- глаза влево- вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза,

пальцы вместе. Держать 1 с.

Ладони на стол,

Открыть глаза.

4). Упражнения для глаз (комплекс 2)

Повторить 2-Зраза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть

на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить

3-4 раза.

3.Самомассаж.

Закрыть глаза и делать легкие круговые движения

подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с.

Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

5). Упражнения для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными

яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево.

Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

3.Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

6).Упражнения для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Повторит 2-Зраза.

2.Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки.

Повторить 5-6 раз.

3.Закрыть глаза, расслабить веки, 10- 15 с.

4. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза.

Представить море, лес. Отдых 10-15 с.

Открыть глаза.

6. Упражнения для снятия усталости глаз.

1. Потереть ладонью о ладонь.

Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак,

большой палец вверх.

Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки

по правой стороне, а правой рукой - полевой стороне

надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

7. Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

(Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги под ступ¬нями опираются на пол, голова в одном положении, ра¬ботают только мышцы глаз.)

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», « мама», «дом», «трава» -

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят.

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы.

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тело от рук.)

Раз, два. три, четыре, пять

Можно глазки открывать!

8. Упражнение для укрепления мышц глаз.

Выполнять упражнение детям помогает солнечный зайчик (ведущий использует зеркало). Каждое движение дети проделы¬вают 6-8 раз.

Глазки, глазки, где вы были?

В гости к зайчикам ходили.

Мы увидели зайчат, стали быстро догонять.

Влево - вправо, влево - вправо,

Влево кругом ходят глазки друг за другом.

Вправо - влево, вправо - влево

Побежали глазки смело.

Снизу вверх, а сверху вниз -

Опустились на карниз.

А потом восьмерки пишем:

Плавно глазками моргаем,

С силой глазки закрываем.

Повторим все еще раз

И рукой закроем глаз.

На нос посмотрим, потом вдаль.

Как ленивых деток жаль:

Играть с нами не хотели -

У них глазки заболели.

(Последние две строки дети произносят на выдохе, формируя правильное дыхание.)

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Немного среди нас осталось тех, у кого зрение «единица», а среди детей найти маленького человечка с идеально глядящими глазками трудно вдвойне. Уж очень много нагрузки ложится на детские глаза сегодня, начиная со школьной скамьи и заканчивая домашними девайсами, настырно стремящимися посадить зрение.

Смириться и уже к концу первого класса дружно шагать со своими чадами в магазин за модным аксессуаром или попытаться потренировать глазную мышцу, чтобы отодвинуть время водружения на нос очковой оправы, – выбор всегда остаётся за вами. Но коль вы не ленивы, то возможно детская гимнастика для глаз если и не вернёт упущенное, но начавшийся процесс ухудшения зрения приостановит точно.

Зачем детским глазам физкультура?

Ежедневная нагрузка на глаза детей приводит к сильному перенапряжению, а школьники наиболее к этому восприимчивы в силу того, что организм у них еще полностью не сформирован, и все системы находятся пусть не в начальной, конечно, но и не в конечной точке становления. Это касается и зрительной функции.

Слабые мышцы глаз ребёнка не справляются с большими объёмами поступающей визуальной информации, отдыхая порой только по ночам, и в результате сдаются и дают сбой.

Зрительное перенапряжение в школьном возрасте приводит к близорукости – это когда дети хорошо видят всё, что перед ними близко, и расплывчато различают то, что далеко. С помощью близорукости детское зрение приспосабливается под те условия, которые им создают. Когда перед ребенком на близком расстоянии часто живут либо книжка, либо , глаза со временем предпочитают видеть вблизи, отказываясь зорко смотреть вдаль.

Детская дальнозоркость – явление довольно нечастое, так как она не приобретается в школьном периоде при слишком трудоёмкой работе глаз. Причинами дальнозоркости являются наследственность и аномалии в глазной анатомии.

В обоих случаях нарушения зрения офтальмологи советуют после длительного напряжения на глаза прибегать к разминкам, по научному – офтальмологическим паузам, при помощи упражнений, позволяющих ослабить глазные мышцы и настроить глаза на новую работу.

Всю неделю по-порядку глазки делают зарядку…

Для тренировки глазных мышц существует много различных упражнений, цель которых у всех одна – снять усталость и облегчить труд глазам, улучшив кровоснабжение. Идеальный вариант – повысить остроту зрения и резкость наблюдаемых объектов.


Это важно! Носящему очки ребёнку гимнастику для глаз нужно делать в оптике, на одну или две диоптрии слабее обычной. Если нарушение зрения не выше одной диоптрии, то упражнения ребёнок должен выполнять без очков.

А как на счет подводной гимнастики для глаз? Хотите попробовать? Тогда смотрите видео)

Конечно, добиться весомых результатов «по щелчку» достаточно сложно. Зрение тем и отличается, что потерять-то его просто, а вот вернуть проблематично. Поэтому придётся запастись терпением, заведя за правило прерываться на гимнастику для глаз во время усердной работы. Кстати, взрослым это тоже полезно, почему бы не сделать это хорошей семейной привычкой?

С нетерпением буду ждать от вас рецептов для глаз, чтобы был «взгляд как у орла».

Желаю вам и вашим деткам крепкого здоровья!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.

ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!

Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5-10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет . Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Методика 2. «Цифровая гимнастика»

Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

Всего такая гимнастика займет не более 2 минут . Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.

Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Методика 3. «Точечная гимнастика»

Направлена на улучшение остроты зрения.

Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.

Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.

Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7-10 дней, отмечая достижения.

«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50-70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.

Методика 4. «Зрительная дуга»

Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.

Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.

Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.

Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.

Комментировать статью "Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения"

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Автор книги "Творческое воспитание" рассказывает, почему для развития детей так важна творческая среда. Творчество выстраивает нейронные связи В зависимости от типа упражнений, творческий процесс может задействовать все чувства - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. По мере того как дети экспериментируют - выдавливают краски, смешивают цвета и материалы, рисуют что-то воображаемое или то, что видят перед собой, - в их мозге образуются и закрепляются новые нейронные связи. Творческие...

В детстве в моем родительском доме сон ставился превыше всего. Меня и моих братьев с сестрами особо ни в чем не ограничивали - мы шли спать когда хотели, могли по желанию ужинать перед телевизором разогретой в микроволновке едой (дело было в 1980-х) и сколько угодно играть в видеоигры. Но было одно железное правило: нельзя будить взрослого или другого ребенка, когда тот спит. Потом я повзрослела и отправилась в большой мир, где выяснила, что взрослое общество не приветствует дневной сон...

За ростом ребенка родители стараются наблюдать с самого детства, обращая при этом особое внимание на него в период переходного возраста. Именно в этот период происходит один из скачков в росте детей. Как правило, ребенок продолжает расти до двадцати лет, но несмотря на это, спрогнозировать этот процесс очень непросто, так как на него влияет множество факторов: энергетический и внутриутробный. Часто бывает так, что нужный темп роста ребенка замедляется, в этом случае необходимо обратиться к...

поучаствуйте, пожалуйста Опрос от пользователя Jasmin Есть ли у вашего ребенка проблемы со зрением? нет близорукость дальнозоркость астигматизм другие Есть ли у вас (хотя бы у одного из родителей) проблемы со зрением? нет есть, врожденные есть, приобретенные Если проблемы со зрением у ребенка есть, то в каком возрасте обнаружились? до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 12 лет от 12 до 15 лет старше 15 лет А у вас? в дошкольном возрасте (до 7 лет) в начальной школе (7-10 лет)...

Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения. Гимнастика для глаз, коррекция зрения, упражнения при близорукости, дальнозоркости, усталость глаз.

Обсуждение

У меня, как у вашей дочки, обнаружили во 2 или в 3 классе близорукость. Родители тоже не близорукие, одна я не уродилась. Зрение падало на 1 диоптрию в год, но я очень быстро росла, а когда рост закончился, оно остановилось на -6. Сейчас ношу линзы, особых проблем не исптываю. СОгласна с авторами ниже - не самая страшная болезнь, не переживайте так. Вы молодцы, что взялись, занимайтесь этим. Про полное восстановление зрения никогда не слышала, про операции слышала, что большой процент неудачных. Не циклитесь на этом. Мой вам совет вот какой- пусть дочку посадят на 1-2 парту, и если она видит то, что написано на доске, ни в коем случае НЕ НАДЕВАЙТЕ ОЧКИ! У меня были одноклассники, которые при таком же зрении как у меня, обходились без очков отлично, а я не могла. Это привычка, вредная причем. Пока она может без них обходиться, очки ей не нужны. Когда не сможет - пусть надевает на время, постоянно носить не нужно!
Удачи! Пусть это будет ее единственной и самой ужасной болезнью.
Водные виды спорта хороши, если глаза нормально переносят хлор или в бассейнах с другим способом дезинфекции.

Однозначно не подходят виды спорта связанные с поднятием тяжестей, сотрясением головы (бокс например), не очень подходят связанные с резкими перемещениями по высоте (прыжки в воду, спортивная гимнастики, акробатика).

Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.

Простая гимнастика для глаз является эффективным способом сохранения здоровья вашего ребенка. Ежедневно выполняйте зарядку для улучшения зрения у детей.

Стоит закрыть на миг глаза, как пугающая темнота тут же распространяется вокруг. Мир, словно перестает существовать – становится безликим и неинформативным. Исчезают яркие образы, сочные краски, объем. Человек теряет способность видеть и ориентироваться в пространстве. В такие моменты понимаешь, как важно иметь хорошее зрение и бережно относиться к нему с самого раннего возраста. А первым шагом к здоровью должна стать доступная и простая детская гимнастика для глаз, эффективность которой признаёт офтальмология.

Почему падает острота зрения

У маленького человечка, только что пришедшего в наш мир, есть все предпосылки для развития 100% зрения. Но современная жизнь вносит коррективы в законы природы. Чтение книг, электронные гаджеты, даже пространство, ограниченное стенами квартиры. Заставляют глаз ребенка, приспособленный смотреть вдаль, рассматривать предметы на очень близком расстоянии. Эта нагрузка, а также наследственные факторы, травмы и пониженный иммунитет пагубно влияют на остроту зрения и тонус мышц, вызывая такие заболевания, как:

  • близорукость;
  • дальнозоркость;
  • астигматизм;
  • косоглазие;
  • ранняя глаукома;
  • патологии сетчатки.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения 19 миллионов детей имеют то или иное нарушение зрения. Причем у большей части проблемы являются обратимыми, при условии правильного лечения, включающего в себя систематическое выполнение простых упражнений для глаз.

Принцип действия и значение гимнастики

Острота зрительного восприятия ребенка во многом зависит от состояния мышц, поддерживающих глазное яблоко.


Правильно подобранные упражнения есть не что иное, как тренировка и восстановление работоспособности глазных мышц, вследствие чего значительно улучшается зрение ребенка. Кроме того, гимнастика:

  • помогает корригировать обменные процессы и кровоснабжение;
  • быстро снимает переутомление;
  • развивает координацию движений, что особенно важно при косоглазии;
  • стимулирует отделы мозга, отвечающие за зрительное восприятие информации.

К тому же это лучшее средство профилактики усталости глаз и развития миопии и дальнозоркости у детей.

Важно помнить, что такие комплексы противопоказаны при отслоении сетчатки и близорукости больше -6 диоптрий.

Для самых маленьких

Уже в 1-2 года ребенок может выполнять элементарную зрительную гимнастику. Конечно, занятия должны проходить в форме увлекательной игры и соответствовать возрастным особенностям.


В 2-3 года хорошо добавить к упражнениям тематический стишок – он сделает гимнастику более понятной, интересной и легко запоминающейся.

Это часики-глаза,
Тикают туда-сюда.
Ходят влево, ходят вправо
И не стихнут никогда.

Таким образом, детки привыкают к выполнению зарядки, которая пока кажется им веселой забавой, но уже приносит огромную пользу здоровью.

Зрительная зарядка для дошколят

В 3-4 года многие ребятишки начинают ходить в младшую группу детсада, и их жизнь меняется коренным образом. Теперь малыши проводят довольно много времени за занятиями. Чтобы снизить нагрузку, опытные воспитатели в обязательном порядке чередуют обучение с ЛФК и гимнастикой для глаз.

Каждый комплекс должен состоять из 5 упражнений и длиться не дольше 3 – 5 минут.


Наиболее эффективными по-прежнему остаются комплексы упражнений для дошкольников в стихах:

«Стало вдруг темным-темно – надо нам зажмуриться. День настал, и вот опять — надо глазки открывать. До 5-и с тобой считаем, снова глазки закрываем».

В конце зарядки – предложить деткам расслабиться и помассировать подушечками пальцев веки.

Мама также может придумать увлекательные игры для улучшения зрения: предложите похлопать ресничками, словно бабочка крыльями, или поймать глазками убегающего солнечного зайчика. Хорошо, если удастся подобрать веселый стих или рисунок, иллюстрирующий движения.

Готовимся к школе

В средней (4-5 лет) и в старшей (5-6 лет) группах детского сада идет интенсивная подготовка к школе. Ребенок должен посещать довольно длительные занятия по чтению, письму, математике, лепке и рисованию. Нагрузка на неокрепший организм резко возрастает. Гимнастика для глаз просто необходима для детей этого возраста, причем комплексы становятся все более сложными.


Как и прежде, все занятия должны проводиться в игровой форме, быть понятными и легко выполнимыми. Современные мультимедийные средства предоставляют широкий выбор упражнений для зрения в виде мультиков, анимации, сопровождающихся ритмичной музыкой или стихотворениями, которые задают дополнительный темп движениям. Использовать такие программы можно в детском саду и дома.

В начальной школе

В 6-7 лет дети, как правило, идут в первый класс. Школьные занятия, домашние задания, мелкий шрифт в учебниках, бумага ненадлежащего качества, плохое освещение становятся причинами колоссальной нагрузки на зрительный аппарат малыша. Глаза практически не отдыхают – после уроков дети, преимущественно, заняты компьютером или просмотром телевизионных программ. Не удивительно, что 4% первоклассников вынуждены носить очки.

В связи с этим физминутка, основанная на упражнениях из картотеки зрительной гимнастики, становится очень ценной для школьников.


Полезные упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с 3 минут в день и постепенно увеличивая нагрузку. Терпение, упорство и последовательность приведут к тому, что ваш школьник однажды скажет: «Мама, мне больше не нужны очки».



Понравилась статья? Поделитесь ей