Контакты

Педагогическая характеристика в подготовительной группе. Особенности возраста и организации жизни детей подготовительной к школе группы

Елена Перевалова
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей подготовительной группы 6–7 лет»

Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. В этом возрасте игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл , который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Так, ребёнок обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. д. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Очень часто встречаются бытовые сюжеты : мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Одежда украшается различными деталями.

В подготовительной группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они уже совершенно свободно владеют обобщенными способами анализа - как изображений, так и построек. Дети уже могут самостоятельно и очень быстро подобрать необходимый материал для построек. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобиться для её выполнения.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их необходимо учить. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется и конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников в этом возрасте продолжает развиваться речь : её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь . В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте . Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст . Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития , что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Публикации по теме:

Информация для родителей «Возрастные особенности пятилетних детей» Возрастные особенности наших детей. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. Дошкольник пятого.

«Особенности развития детей раннего возраста». Ранний возраст (второй-третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, – уникальный.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, первые три года которого выделяются в особый период, называемый периодом.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» (третья младшая группа) Протокол №1 родительское собрание в третий младшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. 26 ноября 2015 года Третья.

Возрастные особенности детей 3–7 лет. Консультация для родителей Выполнила: Тютькина Светлана Владимировна Воспитатель д/с №66 «Радость» г. Норильск. Дошкольное детство - это большой отрезок жизни ребенка.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 22.05.2012 13:48 Просмотров: 6317

    Возрастные особенности детей

    Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни)

    К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.

    Внимание

    В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

    Память

    В 6-7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.

    Мышление

    Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы - показатели развития любознательности.

    Отношения со сверстниками

    Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

    Отношения со взрослыми

    Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

    Эмоции

    У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

    О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.

    Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

    Игровая деятельность

    В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.

    Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

    (6 - 7 лет)

    Старший дошкольный возраст (6-ти - 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

    Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

    Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

    Память . К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

    Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

    Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

    В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

    Для деятельности ребенка 6 - 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

    Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 - 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

    У детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возник-новение на этой основе внутренних позиций.

    В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 - 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

    Ребенок 6 - 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

    Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 - 7 летнего возраста.

    Возрастные особенности детей подготовительной группы.

    Возрастные особенности детей 6-7 лет.

    Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

    В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
    Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

    Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

    Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

    Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

    Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Вам кок его родителям важно:

    Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
    Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

    Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.

    Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы.

    Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

    Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

    Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.

    У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

    у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

    При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

    Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

    Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

    Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

    В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

    У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

    Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

    Готовность к школе.

    Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

    Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или
    проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.
    Такие тесты обычно проверяют:

    Развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);

    Чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;

    Развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);

    Произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);

    Готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);

    Умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);

    Развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);

    Пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);

    Общую осведомленность ребенка об окружающем мире;

    Элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

    Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

    Ребенка считают неготовым к школе, если он:

    Настроен исключительно на игру;

    Недостаточно самостоятелен;

    Чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

    Не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

    Мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

    Имеет серьезные нарушения речевого развития;

    Не умеет общаться со сверстниками;

    Не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

    При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс
    Обычно, когда говорят о "школьной" готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

    Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

    Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.

    Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

    Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

    В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками.
    Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих
    соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

    Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал
    постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

    Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени.
    Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

    С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

    Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".

    Общие сведения о ребенке:

    Астапов Андрей Алексеевич родился 03.09.2005. Возраст на момент обследования и составления психолого-педагогической характеристики составляет 6 лет 1 месяц. Ребенок был зачислен в младшую группу МДОУ «Детский сад № 461 г. Челябинска» 05.09.2008 года в возрасте 3 лет. Мальчик поступил в данное дошкольное образовательное учреждение из семьи. В срок пребывания ребенка в данном учреждении на момент составления психолого-педагогической характеристики составляет 3 года 1 месяц.

    Ребенок рожден от второй беременности. Беременность протекала без осложнений. Роды проходили стремительно.

    На первом году жизни перенес стафилококковую инфекцию (на 1 месяце), пневмонию (в 6 мес.). В настоящее время хронических заболеваний у ребенка нет, но отмечаются общая соматическая ослабленность, снижение иммунитета и устойчивости к инфекциям. Ребенок физически развит плохо, длина и масса тела значительно отстают от возрастных норм.

    В младенчестве и раннем возрасте отмечались задержки психомоторного развития. Ходит и говорит с 15 мес. В настоящее время отмечаются задержка становления в развитии двигательных функций (ловкости, точности, быстроты, плавности движений, статической и динамической координации движений во всех двигательных сферах, двигательной памяти и двигательного внимания).

    У ребенка имеются дефицит социально-бытовых и коммуникативных навыков, снижена потребность в общении как с взрослыми, так и со сверстниками. Ребенок не проявляет инициативы к общению со сверстниками и взрослыми, избегает участия в совместных играх и общественных мероприятиях и в целом характеризуется как малоактивный, замкнутый. Это оказывают отрицательное влияние на дальнейшую социализацию ребенка.

    Интерес к сюжетно-ролевой игре сформирован у мальчика не достаточно. Он лишь на непродолжительное время способен принять роль и подчиняться вытекающим из нее правилам игры, но потом быстро теряет интерес к совместным играм, поэтому чаще играет один. Интерес к игрушкам развит у ребенка удовлетворительно, но его индивидуальная игровая и конструктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, составлении мозаик и пр.) редко починяется какому-либо предварительному замыслу, и здесь он также часто не доводит начатое до конца.

    В сфере восприятия у Андрея отмечается недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия, следствием чего является неустойчивость зрительного образа и задержка образного мышления Особенностью памяти ребенка являются сужение объема кратковременной слухоречевой памяти и невозможность удержания более длинного словесного ряда, что привело к задержке становления ряда речевых функций, в том числе – номинативной функции речи, недоразвитие которой связано с ограничением активного и пассивного словаря, и регуляторной функции внутренней речи, недоразвитие которой влечет задержку становления высших (произвольных) познавательных процессов. Вследствие этого у Андрея отмечается задержка становления памяти и внимания в их произвольном звене и задержка произвольной регуляции собственного поведения в целом.

    Одним из проявлений задержки становления произвольности является не достаточно сформированный интерес Андрея к сюжетно-ролевой игре (в которой требуется подчиняться неким заранее установленным правилам и нормам, предписанным принятой на себя ролью, и согласовывать свои желания потребности с желаниями и потребностями других игроков) и неумение доводить до конца начатую индивидуальную конструктивную деятельность, подчинять индивидуальную игру с игрушками предварительному замыслу.

    Вследствие ограниченного объема кратковременной памяти, неустойчивости внимания, дефицита номинативной функции речи и снижения познавательной мотивации запас знаний и представлений об окружающей действительности у Андрея ограничен. Мальчику известны некоторые основные сведения о нем самом и его семье, но объем этих знаний несколько снижен по сравнению с возрастной нормой.

    У мальчика сформированы элементарные представления о предметах и явлениях окружающего мира, но причинно-следственные связи в этих явлениях он выявить не может. Развитие мышления в целом не соответствуют возрастной норме. Преобладает наглядно-образное мышление, его уровень развития соответствует нижней границе нормы, отмечается задержка становления словесно-логического мышления.

    Речевое развитие Андрея не соответствует возрасту. Ребенок использует простые по конструкции фразы и предложения, делает большое количество необоснованных пауз в речи, частое употребляет неправильные грамматические формы, слова в их неточном значении.

    Усвоение ребенком программы обучения подготовительной группы детского сада и подготовка к школьному обучению затруднены.

    Работоспособность у Андрея характеризуется как слабо удовлетворительная, продуктивность деятельности – невысокая вследствие недостаточной усидчивости и быстрого истощения, утомления, неравномерного темпа деятельности.

    Заключение о состоянии речевого развития: ОНР II уровня.

    Требуется систематическая психолого-педагогическая коррекционная работа с учетом принципов поэтапности, последовательности и дробности предъявления заданий (с учетом сужение объема кратковременной слухоречевой памяти). При разработке программы коррекционно-педагогической работы с этим ребенком необходимо учитывать совместную работу сразу всех специалистов детского сада и родителей. Работа должна состоять не только из занятий с ребенком индивидуально, но и в коллективе детей.



    Понравилась статья? Поделитесь ей