Контакты

Методика формирования элементарных математических представлений (фэмп) в средней группе. Доклад на тему: «методы и приемы используемые по фэмп

Карлова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п.Тикси, Булунский район, Республика саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 22.05.2017
Раздел: дошкольное образование

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ: Карлова Н.М.

«Использование блоков Дьенеша в формировании элементарных

математических представлений у дошкольников»

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования универсальных

предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! «Ум человеческий отмечается такой ненасытной

восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»

Я.А. Коменский.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся

равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии,

нет потребности узнавать что – то новое, – это беда для всех. Беда для педагога:

очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет

интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда

безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только

скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с родителями, со

сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе,

самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он

один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от

него ждут окружающие.

Для современной образовательной системы проблема познавательной

активности чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье

тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и

образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так

как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме

знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в

школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к

произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных

познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить

творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь

пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для

педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как

возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство

активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно

работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать

обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность,

странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном

обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие

пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать,

сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в

ходе его:

Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении

результата);

Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и

осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней.

Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач.

Практика является источником мышления. Всё, чтобы ни познал человек

посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи

между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно

ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет.

Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах

обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация)

в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их

сравнением;

в синтезе – построении целого из частей;

в сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов;

в систематизации и классификации – построении предметов или объектов по

какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку;

в обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе

существенных признаков.

Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на

развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной

деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности

детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,

что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма

организации – игра.

В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию

интеллектуально-творческих способностей детей в процессе формирования

математических представлений

Педагоги нашего дошкольного учреждения успешного используют

современные педагогические технологии и методики организации

образовательного процесса.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является

использование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской

методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и

знаками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку,

кубики, которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у

педагогов нашей страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как

видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год

путем усложнения заданий от простого к сложному.

Цель: использования логических блоков Дьенеша яеляется - развитие логико-

математических представлений у детей

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.Развивать логическое мышление.

2.Формировать представление о математических понятиях –

алгоритм, (последовательность действий)

кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)

декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)

кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не»).

3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно

обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по

двум, трем признакам), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать

свои рассуждения.

4. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

5. Развивать пространственные представления, (ориентировка на листе бумаги).

6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного

решения учебных и практических задач.

7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении

цели, преодолении трудностей.

8. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию,

10. Способность к моделированию и конструированию.

С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к

группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.

Игра имеет классическую структуру:

Задачу (задачи).

Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).

Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями,

либо таблицей, либо схемой).

Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

И так, откроем коробку.

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков,

различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером -большие и маленькие;

4. Толщиной -толстые и тонкие.

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный

треугольник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное

количество игр и занятий с блоками Дьенеша.

Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной

методике. Мы хотим показать, как это интересно.

Наша цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то мы уверены,

коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!

в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игре.

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего

дошкольного возраста. Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.

Хотим предупредить, что строгое следование одного этапа за другим

необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с

блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или

исключать некоторые этапы.

Этапы обучения игр с блоками Дьенеша

1этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на

первом этапе дали детям возможность познакомиться с блоками:

самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему

усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут

построить башенки, домики и т.д. В процессе манипуляций с блоками дети

установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Хотим пояснить, что на этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно,

т.е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия

они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму,

величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур,

перекладывая блоки по собственному желанию. Например красные фигуры к

красным, квадраты к квадратам и т.д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные

анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства,

обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру,

форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение

для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

А когда знакомство и обследование произошло, предложили детям одну из игр.

Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности

детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и

раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить

зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Отметим, что комплекс игр

представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами.

Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный

характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи

фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине.

Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их

обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учаться

находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем

имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам

помогут карточки.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены

схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к

моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать

информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором

дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети

расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т.е.

перечисляли его признаки.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием

загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и

рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие

наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи»

и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие

задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске

закодированной фигуры.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения

значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается

перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не

квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» -

означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному

признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак

отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не

красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый,

маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об

отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы

«Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать

возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические

игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать

в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым

предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Речь детей

Так как мы работаем с детьми ОНР, то большое значение уделяем развитию

речи детей. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся

рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои

высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно

вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас,

пробуждается живой интерес к обучению.

Взаимодействие с родителями

Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родителей с

этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у родителей

были самые положительные. Они считают эту логическую игру полезной и

увлекательной, не зависимо от возраста детей. Родителям мы предложили

использовать плоскостной логический материал. Изготовить его можно из

цветного картона. Показали как легко, просто и интересно с ними играть.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются

предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных

вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно

«поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с

учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости

включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более

рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и

игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной,

радостной и сосем не трудной.

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией), накопить логико-математический опыт.

В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому они приобретают необходимую для ребенка сложность и эмоциональную насыщенность.

Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Она разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Проблемно-игровая технология предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное - ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и предлагать их сверстникам.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается. В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол. В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.

Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.

Авторы этой эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. Так, методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты число 5 (треугольник, цилиндр). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? Эвристические вопросы - позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.

К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями сказочными числами. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. Агглютинация - это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. А. Осборн (создатель метода) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Сегодня этот метод рекомендуется использовать и в работе с дошкольниками. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает. То есть, педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорят, что нет бура, что руки замерзнут и можно простудиться. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи. Анализ проводится по следующим вопросам: Что положительного в идее? Что отрицательного? Подумайте, какая идея самая лучшая. В итоге можно проверить идеи. Мозговой штурм можно применять и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.

Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником и тд.?

Этапы использования синектики в работе с детьми: формулировка проблемы педагогом; формулировка проблемы детьми; генерация идей на основе вопросов, предложенных педагогом, наводящих на решение проблемы. Рекомендуется использование таких видов аналогии как прямая, личная, символическая. Например, придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети: почему 5 больше, чем 3? Воспитатель: Зачем нам известен состав числа из единиц, приемы приложения и наложения, счет парами? Этот вопрос задается для того, чтобы у детей возникли аналогии, что может натолкнуть на мысль о пригодности того или иного правила для сравнения произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия может выявить глубину математических знаний; символическая - может навести на мысль об упорядочении натурального ряда чисел.

Наряду с использованием когнитивных и креативных методов рекомендуется предлагать ребенку задания креативного типа. Среди таких заданий придумать обозначение числа, звука, буквы, сформулировать математическую закономерность. Наряду с этими заданиями можно предложить ребенку сочинить сказку, поговорку, рифму, составить кроссворд, задания для других детей. Перевести фрагмент с языка одного предмета на другой, например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, оживить число, определить цвета дней недели. Изготовить поделку, модель, маску, математическую фигуру, придумать свои игры с числами и фигурами.

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

математический дошкольник обучение игра

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 5 города Сызрани структурное подразделение реализующее программы дошкольного образования «Детский сад»
Зимняя методическая неделя
Тема выступления: «Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте»
Составил: воспитатель ГБОУ СОШ№5 СП ДОУ№29 Горшунова Галина Михайловна
Сызрань, 2013
Введение государственного стандартного образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы. В нашем детском саду используют программу «Игралочка» Л.Г.. Петерсон Е.Е. Кочемасова.
Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и
привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. По-этому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка.» являются:
Задачи:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаю в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое зздание не даю детям в готовом виде, оно постигается
ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагаю прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Игралочка».
Большое внимание в программе уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном возрасте
эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, с бабушкой...
Поэтому работа с детьми в данном курсе веду на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагаю, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В
итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации
развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:
1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3 - 4 и 4 - 5 лет (методические рекомендации). -М.,Ювента2010.
2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч. 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка».-М.Ювента 2010.
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.
Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, а включается в
контекст всех других видов деятельности: игры, рисования, аппликация, конструирования, и т.д.
При знакомстве с цифрами использую стихи Маршака «Цифры».Для закрепления прямого и обратного счета использую сказки В. Катаева «Цветик -семицветик», «Белоснежка и семь гномов», различные игры например: «Прогулка в лес». (Дети с помощью треугольников изображают (зеленым и белым, елка и береза) считают, сравнивают, устанавливают равенство. Создаю затруднения в игровой ситуации: в лесу жила болтливая сорока, она не верила,что елок и березок поровну. Дети раскладывают квадратики (сороки) над елками и березками.
При представлении о цвете и оттенках использую игры « Рисуем рассказ» (разложить картинку с помощью разноцветных кружков), « Нарядим елку»(соотносят елки и игрушки), «Компот», (использую две банки, в одной банки светло-красный компот, а другой темно- красный). Подвожу детей
к самостоятельному открытию, предлагаю самим сварить компот.
Для закрепления понятия «длинный», «короткий» создаю мотивационную ситуацию, игра «Магазин». В магазине перепутались ленточки, нужно их разложить по длине от самой длинной до самой короткой.
Для знакомства с пространственными понятиями (на-над-под, выше-ниже,слева-справа, вверху-внизу, шире-уже,шире-уже, внутри-снаружи)): провожу такие игры: «Подарок зайцу» (взять в правую руку большую морковку, а в левую маленькую, подарить зайчику), «Сказка « Репка» (закрепление понятия «впереди», «сзади», « Одеяла» (подобрать одеяло зайке и мишке, познакомить с понятием широкий-узкий), «Белочка» (дети собирают грибы, ягоды, по сигналу «ночь» встают в обруч (внутрь).
Для формирования понятия ритм использую времена года (последовательность), игры «Художники»(выкладывают квадраты чередуя по цвету), « В разном ритме» (двигаются под музыку в определенном ритме).
Для знакомства детей с понятием «Пара» использую игру «Собираемся на каток» (дети перечисляют, что нужно одеть и взять парами), дети делают вывод, есть вещи которые используются только вместе.
Также знакомлю детей с геометрическими фигурами: квадрат, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник;
геометрическими телами: куб, цилиндр, конус, призма, пирамида.
Для этого применяю игровую ситуацию «Магазин» (находят предметы геометрических форм), «Прямоугольник и квадрат», «Необычный детский сад» (знакомство с конусом), «Найди паспорт» (подбирают к карточке геометрические тела).
Для индивидуальной работы удобно использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире),
чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.
В своей работе использую физкультминутки: « Отдых в лесу» (дети лежат на ковре рассматривают различных жучков), «Дикие и домашние животные» (изображают движениями и голосом различных животных, « Велосипед»(лежа на спине имитируют движения езды на велосипеде), и т.д. тематически связанные с заданиями.
Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток желательно разучивать заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. В образовательной деятельности их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями, или в индивидуальной работе, которая проводится в течение недели.
Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца.
Работу по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать малыша - каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!».
Надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные предложения малыша: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у малыша пропал интерес - надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и т.п.
Методическое пособие по развитию математических представлений
Тетради «Игралочка», части 1-2 являются дополнительным пособием к курсу «Игралочка» для детей 3-4 и 4-5 лет.
В них представлен материал, позволяющий закрепить и расширить знания по программе «Игралочка» в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями.
Учебно – методические пособия «Игралочка» по развитию математических представлений детей 3-4 и 4-5, соответственно является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…». Содержат краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации образовательной области « Познание» по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…».




Тезаурус Математическое мышление – если человек умеет построить какую – либо модель изучаемого понятия и описать ее математическим языком, следовательно он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Интеллектуальная (математическая) готовность – достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (память, восприятие, мышление, воображение, речь), овладение ребенком определенного багажа знаний в объеме программы.


Нестандартные средства - это такие средства, задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Нестандартное средство, задача выступает в роли проблемной. Нетрадиционные средства – это задачи, алгоритм решения которых неизвестен (Фридман)


Занимательный математический материал – это средство комплексного воздействия на развитие детей, с помощью которого осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении. Это одно из д\средств, способствующих развитию МП у детей. Это средство развития приемов умственной деятельности. Занимательность – это синоним интересного, способного привлечь внимание.


Математические игры – та, в которой используются математические методы или аналогичные доматематические (Б.А.Кордемский) Математические средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Математическая модель – это описание явления или процесса, имеющего место в действительности, с помощью математических структур (числа, уравнения)


Педагогические требования к занимательному математическому материалу Разнообразие Использоваться в системе, предполагающей постепенное усложнение Сочетание методов прямого обучения с созданием условий для самостоятельного поиска решения Отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка Сочетание с другими дидактическими средствами по ФЭМП


Средства обучения при ФЭМП у детей дошкольного возраста разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы; занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи- шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.; отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.


Занимательный математический материал в работе с дошкольниками геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу; логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил; задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например, «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»); задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место; лабиринты упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например, «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»); занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке; занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.); задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек); загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения; стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами; задачи в стихотворной форме; задачи-шутки и т. д.


Нетрадиционные математические средства Математические игры («Крестики-нолики», «Пять в ряд», «Ним», «Кегли» (игра Витхоффа), «Звездный ним») Математические головоломки (кубик Рубика, «Волшебные кольца», «Игры с дыркой» (пятнашки), плоскостные фигуры – силуэты из геометрических фигур, старинные головоломки, арифметические и т.п.) Комбинаторные задачи («Игра 15», «Кубик Рубика», задачи на маневрирование, перестановкой шашек, «Ханойская башня») Арифметические ребусы, игры – головоломки со спичками, топологические головоломки Оригами в ФЭМП у дошкольников


Комбинаторика - раздел математики, в которой изучается вопрос о том, сколько разных комбинаций подчиненные тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Моделирование – построение копий, моделей, явлений и процессов, используемых для систематизации изображений.








Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя был в середине? (24) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя и Вася не были рядом? (72) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Света не была второй слева? (96)



Развивающие игры Б.П.Никитина Каждая развивающая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.




Логические блоки Дьенеша Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в)двух размеров (большие и маленькие фигуры); г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).


Как можно играть с блоками Дьенеша? Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких Предложите малышу начать с самых простых игр: 1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине). 2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету). 3) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д. 4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка? 5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось? 6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее? 7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь. 8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.


Играем с детми постарше Игра «Поиск» Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера. Игра «Змейка» Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие: Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине). Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например. Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы. Игра «Этажи» Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. Игра «Домино» В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.


В.Воскобович и его «Сказочные лабиринты» По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы: - игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. - игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. - универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.




"Квадрат Воскобовича 2-х цветный" Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения Можете проверить. Рекомендуемый возраст 2-5 лет Состав На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - красного цвета, другая – зеленого. Цветные пооперационные схемы сложения 19 фигур Что развивает - умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; - умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук. Описание Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения




Примеры игр с палочками Кюизенера 1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п. 2.Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки. 3. Показать не синюю и не оранжевую. 4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик. 5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая. 6. Найти палочки равные по длине. 7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой дл самой длинной и наоборот. 8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь. 9.Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа). 10.Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной? 11.Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных. 12.Вы называете число, ребенок находит палочку. 13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой.Отнимать – из двух одну забрать. 14. Из каких палочек можно составить оранжевую? 15. Какие три нужно, чтобы получилась черная. 16. Получится ли составить оранжевую из четырех? 17. Из каких палочек можно составить число 10? 18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче? 19.Найди все короче фиолетовой. 20.Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд. 21. Оранжевая и желтая – один поезд красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда? 22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.



Сафронова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 19
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 30.10.2017
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ датский сад №19.

Методическое пособие.

Тема: Игровые технологии математического развития детей дошкольного

возраста.

Воспитатель: Сафронова Н.В.

Новокузнецк, 2017г.

Введение…………………………………………………………………...3

Игра, как основной метод обучения…………………………………...4

Процесс формирования элементарных математических

представлений, игровые технологии…………………………………..5

Заключение………………………………………………………………11

Используемая литература……………………………………………...12

ВВЕДЕНИЕ

Усвоение математических знаний на различных этапах школьного

обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из

причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе

усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления

дошкольников к усвоению этих знаний.

Проблемами развития мышления на основе опыта лежат идеи

отечественных и зарубежных педагогов – психологов:

Л.С. Выготского.П.П. Блонского, П.П.Гольперина, С.Л. Рубинштейна, В.В.

Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А.Менчинской,Д.Б. Эльконина,А.В.

Запорожца,

М. Монтессори.

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.

Вопрос о том, с чего и как начать подготовку детей дошкольного возраста к

изучению математики (или пред математическую подготовку) не может

решаться в настоящее время так, как решался 100 или даже 50 лет тому назад.

формированием представлений о числах и простейших геометрических

фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в

простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения

самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для

подготовки их к усвоению математических знаний является формирование

логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и

измерять, но и рассуждать.

1.Игра, как основной метод обучения детей дошкольного возраста.

Когда речь идет об обучении дошкольников, то, конечно, имеется в виду не

прямое обучение логическим операциям и отношениям, а подготовка детей к

усвоению точного смысла слов и словосочетаний, обозначающих эти

операции и отношения посредством практических действий, приводящих к

Таким образом, пред математическая подготовка детей представляется

состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е.

подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам

рассуждений, и собственно пред математической, состоящей в формировании

элементарных математических представлений. Отметим, что логическая

подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая

познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих

специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх

(наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и

повторения знаний) функции формирования новых знаний, представлений и

способов познавательной деятельности. Иными словами, речь идет о

необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей

обучение через игру.

Игра для них - труд, учеба, серьезная форма воспитания. Иногда

спрашивают, когда играть с детьми, до или после занятия, не подозревая

даже, что можно играть с детьми на самом занятии, обучать их в процессе

игры, играя с ними.

В обучении детей 4-6 лет игра рассматривается не просто как один из

методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в

дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам

обучения. Для детей 4-6 лет игра является ведущим видом деятельности: в

ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и

развивается.

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых

маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с

игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не

перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к

игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что

изучается, т. е в интерес к математике.

2. Процесс формирования элементарных математических

представлений, игровые технологии

Разработка и выбор технологий зависит от того, что подлежит освоению, и

в чем будет состоять развитие мыслительной деятельности ребенка- это

связей и взаимосвязей предметов и явлений окружающего мира. Это

освоение свойств объектов (форма, цвет, размер, масса, емкость и т.д.)

Игровые технологии:

Логические и математические игры;

Образовательные ситуации (развивающие, игровые);

Проблемные ситуации, вопросы;

Экспериментирование, исследовательская деятельность;

Творческие задачи, вопросы и ситуации.

Процесс формирования элементарных математических представлений

осуществляется под руководством педагога, в результате систематически

проводимой работы на НОД и вне ее, направленной на ознакомление детей с

количественными, пространственными и временными отношениями с

помощью разнообразных средств. своеобразными орудиями труда педагога и

инструментами познавательной деятельности детей.

В практике работы используются следующие средства формирования

элементарных математических представлений:

Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Методические пособия для воспитателя детского сада, в которых

раскрывается сущность работы по формированию элементарных

математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются

примерные конспекты занятий;

Сборной дидактических игр и упражнений для формирования

количественных, пространственных и временных представлений у

дошкольников;

Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению

математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений

средства обучения выполняют разнообразные функции:

Реализуют принцип наглядности;

Адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для

малышей форме;

Помогают детям овладевать способами действий, необходимыми для

возникновения элементарных математических представлений;.

Способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия

свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и

обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального

к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

Дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную

деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них

желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением,

простейшими способами вычисления и т. д.;

Увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей

на занятиях по математике и вне их;

Расширяют возможности педагога в решении образовательных,

воспитательных и развивающих задач;

Рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции:в

деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных

математических представлений. Они постоянно изменяются, новые

конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики

пред математической подготовки детей.

Основным средством обучения является наглядно дидактический

материала для занятий. В него входит следующее: объекты окружающей

среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки,

посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

Изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без

них, нарисованные на карточках;

Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры,

карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на

занятиях наиболее широко использую реальные предметы и их изображения.

С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании

отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами

применяется опосредованная система дидактических материалов.

Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для

детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со

старшими дошкольниками используются наглядные пособия, моделирующие

математические понятия.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных

особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного

на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на

определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми

фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы должен использоваться свой комплект

наглядного материала. Наглядный дидактический материал соответствует

возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям:

научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим,

экономическим и т. д.

Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для

повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах

обучения.

Обычно используется наглядный материал двух видов: крупный,

(демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный),

которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со

всеми задание педагога.

Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению:

первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем,

вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность

детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.

Эти функции являются основными, но не единственными и строго

фиксированными.

Учитываются размеры пособий: раздаточный материал должен быть

таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не

мешать друг другу во время работы.

Наглядный дидактический материал служит для реализации программы

развития элементарных математических представлений

в процессе специально организованных упражнений во время НОД. С этой

целью используются:

Пособия для обучения детей счету;

Пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и

геометрических фигур;

Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

Пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные

комплекты пособий должны соответствовать основным разделам

программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал.

Необходимые для проведения НОД дидактические средства изготавливаются

педагогом, привлекая к этому родителей, или берутся готовыми из

окружающей среды.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий можно включать:

Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с

детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и

материалами;

Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами;

обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б.

П. Никитиным; шашки, шахматы;

Занимательный математический материал: головоломки, геометрические

мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на

трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов

(например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и

нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

Отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки),

палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется

на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины

и многое другое.

Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и

рассматривания иллюстраций.

Все эти средства размещаются непосредственно в зоне самостоятельной

познавательной и игровой деятельности. Эти средства используются в

основном в часы игр, но могут применяться и на НОД

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий,

ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в

отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать

требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению.

Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая

индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп

развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности,

особенности.

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста

элементарных математических представлений являются занимательные игры,

упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал

чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и

воспитательному влиянию.

Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками

могут использоваться самые простые его виды:

Геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо»,

«Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур

требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного

образца или по замыслу;

- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор»,

«Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из

Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций,

открывает эффективные пути активизации умственной деятельности,

способствует организации общения детей между собой и со - взрослыми.

Занимательный математический материал является средством

комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется

умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок

занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное

воображение, логическое мышление, целенаправленность и

целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы

действия для решения практических и познавательных задач - все это,

вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других

учебных предметов в школе.

В программе "Детство" основными показателями интеллектуального

развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных

процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети,

испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым

свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии

(особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного

развития занимают большое место в работе с этими детьми и. как правило,

дают хороший результат.

Кроме традиционных игр, направленных на сенсорное развитие, очень

эффективны игры с Блоками Дьенеша. Например, такие:

Сделай узор. Цель: развивать восприятие формы

Воздушные шары. Цель: обратить внимание детей на цвет предмета,

учить подбирать предметы одинакового цвета

Запомни узор. Цель: развивать наблюдательность, внимание, память

Найди свой домик. Цель: развивать умение различать цвета, формы

геометрических фигур, формировать представление о символическом

изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать

геометрические фигуры по цвету и форме.

Пригласительный билет. Цель: развивать умение детей различать

геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.

Муравьи. Цель: развивать умение детей различать цвет и размер

предметов; формировать представление о символическом изображении

предметов.

Карусель. Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление;

упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету,

величине, форме.

Разноцветные шары. Цель: развивать логическое мышление; учить

Дальнейший порядок игр определяется усложнением: развитием умений

сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью

символов, классифицировать по 1-2 признакам. Эти и дальнейшие

усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же

разряд могут перейти и сами «отстающие» дети. Важно вовремя осуществить

необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать

детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но

выполнимым.

Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, педагог

должен стремиться создать ситуацию успеха для каждого с учётом его

достижений на данный момент развития. Необходимо иметь:

Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям

права выбора

Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых

Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменчивой,

обновляемой – дети любят новое

Соблюдение принципа неожиданности и необычности.

Заключение

Организованная в русле игровых технологий работа по математическому

развитию детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию

их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним

требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и

стимулирует к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию

умственных способностей у детей дошкольного возраста».

«Просвещение» 1989г.

Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для

педагогов». – М.: Просвещение, 2006.

Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит.

Изд. Центр «Владос»

Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7

лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г.



Понравилась статья? Поделитесь ей