Контакты

Шесть правил эффективного общения с пациентом. Профессиональный подход. Как общаться с пациентами в условиях кризиса. Игнорирование просьб и пожеланий родственника относительно индивидуальных особенностей пациента

Как правило, эффективность посещения доктора, верность диагноза, назначенного лечения, процесса выздоровления часто зависят от самого пациента. Правильно вести себя на приеме у доктора, построить разговор и выполнять рекомендации поможет данная информация.

Каждый человек, посещая врача, желает втретиться с профессионалом, спокойным, внимательным, думающим и решающим индивидуальные проблемы конкретного индивидума. Однако время, отпущенное на прием одного пациента, ограничено.

Для того, чтобы общение с доктором было эффективным и успешным, необходимо учитывать несколько моментов.

Во-первых, следует все медицинские документы, которые имеются у Вас на руках (справки, выписки из стационаров, результаты анализов и обследований), сохранять в отдельной папке.

Во-вторых, все подлинники медицинских документов нужно хранить у себя в папке, а копии документов отдавать в поликлинику (в амбулаторную карту) или по месту требования.

В-третьих, на прием к врачу необходимо взять с собой имеющиеся результаты анализов и других исследований. В этом случае доктор не будет задавать Вам лишних вопросов, а Вы - вспоминать сложную медицинскую терминологию для ответов. Это поможет сэкономить время и, следовательно, уделить больше внимания осмотру, постановке диагноза и рекомендациям по дальнейшему лечению.

В большинстве случаев при посещении врача человек сильно волнуется. Выходя с приема вспоминает, что забыл задать ряд вопросов. Поэтому необходимо заранее на листе бумаги записать все вопросы, которые Вас беспокоят, и на которые Вы хотели бы услышать ответ. Также желательно записать по датам и месяцам все жалобы (симптомы - кашель, температура, насморк, боли и т.д.) и последовательность их появления при развитии заболевания.

В настоящее время уже имеется возможность заранее выяснить график работы врача - день, время (по телефону, ) и записаться на прием. Если вы обращаетесь в частные клиники, сразу можно спросить стоимость консультации данного специалиста.

Старайтесь доверять врачу и не скрывать всех проявлений заболевания и возможных причин их развития. Кроме этого, очень важно сказать доктору о имеющихся уже сопутствующих заболеваниях (например, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, травмы и операции). Это важно для правильной постановки диагноза, определения формы заболевания (острая или хроническая), и правильности назначенного обследования и лечения.

Если при разговоре с доктором Вы что-то не поняли, переспросите и уточните смысл медицинских терминов. Старайтесь внимательно слушать рекомендации доктора по лечению. Можно сразу самостоятельно записать в блокнот необходимую информацию, которую трудно запомнить (название методов обследования, лекарственных препаратов, трав).

Если доктор Вам понравился и Вы ему доверяете, в дальнейшем желаете продолжить общение, можно уточнить его контактные телефоны, график работы.

Никогда не занимайтесь самолечением, не берите на себя ответственность по назначению лечения, так как это всегда приводит к хроническому течению заболевания, серьезным осложнениям и трудностям диагностики и лечения в последующем Вашего заболевания докторами.

Если контакт с доктором не состоялся, если после общения у Вас возникли сомнения в назначениях врача, тогда необходимо обратиться за консультацией к другим специалистам.

Помните, здоровье - самое значимое и ценное, что у Вас есть! Берегите его! Не затягивайте и не ждите вечера и ночи, не надейтесь на то, что может "пройти само по себе". Своевременно обращайтесь к специалистам.

Необходимо знать, что состояние здоровья на 90 % зависит от самого пациента. Врач назначает лечение и дает рекомендации, а выполняете их Вы в домашних условиях, и Вашими действиями обусловлен процесс выздоровления.

Коллектив докторов Сибирского медицинского портала постарается Вам помочь, дать ответы на волнующие Вас вопросы, и своевременно направить Вас на очные консультации!

Различают несколько моделей общения с пациентами: патерналистскую, интерпретационную, совещательную и технологическую. Первая из них может называться отцовской. Это означает, что врач при поступлении больного тщательно его обследует и назначает курс терапии. Мнения медицинского работника и больного могут не совпадать, но врач должен убедить его в правильности своего решения.
Такая модель подразумевает, что врач всегда прав. При этом он выступает в роли отца или опекуна. Данный тип общения не всегда актуален, так как нередко пациент оказывается более образованным, нежели работник больницы.

Второй тип общения – информационное. При нем врач практически не общается с пациентом, проводя диагностические процедуры, но медик обязан предоставить всю информацию о заболевании и возможных способах его лечения. Таким образом, больной сам оценивает ситуацию и свое состояние, выбирает соответствующее лечение. Врач же должен сделать все возможное, чтобы больной принял верное решение, не навязывая ему свое. Схожей с ней является интерпретационная модель.

Совещательная модель подразумевает общение врача и пациента на равных. Медицинский работник выступает в роли друга и дает полную информацию о заболевании и возможных методах терапии.

Как общаться с пациентом

Общение врача с больными людьми условно можно разделить на два вида: терапевтическое и не терапевтическое.

В первом случае медик относится к своему больному доброжелательно, вежлив с ним, предоставляет ему полную информацию, отвечает на все интересующие его вопросы. Врач обязан успокоить человека, уменьшить его страх. Известно, что семья, друзья могут создать хорошую обстановку. Медику нужно действовать так, как будто он является частью семьи больного человека.

Большое значение имеет и то, что человека нужно убедить в том, что заболевание излечимо и все будет хорошо. В ходе лечения медицинский работник обязан быть внимательным.

Общение может быть как вербальным, так и не вербальным. В том случае, если вербальное общение невозможно по причине глухоты или слепоты больного, то врач общается с ним в письменной форме или посредством карточек. Большое значение имеет и телесный контакт (прикосновение).

Не терапевтическое общение не подразумевает всё вышеперечисленное, но, тем не менее, на сегодня не редко встречается на практике. Такие взаимоотношения могут лишь усугубить состояние больного, вызвать у него стресс и даже депрессию.

В каком документе ВМА описаны обязанности врача (дата и место его принятия)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

ВМА, Венеция, октябрь, 1983

Виды ответственности за нанесение ущерба здоровью пациента. От чего зависит вид ответственности.

Первый судья врача – собственная совесть(за нарушение этических норм). Второй – медицинское сообщество, которое в лице врачебной ассоциации имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Российской Федерации, врач несет ответственность по закону. (административную и уголовную)

Вклад В.А.Манассеина в развитие медицинской этики в России

Он основал газету «врач».где поднимались вопросы о врачебных ошибках, смертной казни,профессиональной ответственности врача.

Вклад В.В.Вересаева в развитие медицинской этики в России

В.В. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Н.И. Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Свое образие книги Вересаева заключается в том, что это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки. «Я, - говорит В.В. Вересаев, - обыкновенный средний врач со средним умом и средним знанием; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжелых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают передо мною на каждом шагу».

Вклад М.Я.Мудрова в развитие медицинской этики в России

Основоположник мед.этики в россии.предположил моральные качества русского врача в слове «о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача». Выделял 3 качества настоящего врача: способности, условия, желания. Черты характера врача: скромный, честный,сдержанный,опрятный, здоровый, не корыстный, не стыдится обращаться за помощью к коллегам.



Вклад Н.И.Пирогова в развитие медицинской этики в России

Поднял вопрос о врачебных ошибках. считал. что врачебные ошибки неизбежны в практике врача. Не нужно их стыдится, нужно обнародовать, чтобы другие не совершали подобные ошибки

Вклад Н.Н.Петрова в развитие медицинской этики в России

Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология»

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Международному кодексу медицинской этики

Обязанности врачей по отношению друг к другу

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

Вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему;

Не переманивать пациентов у своих коллег;

Соблюдать принципы Женевской декларации, одобренной Всемирной медицинской ассоциацией.

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Этическому кодексу Российского врача

Статья 16. Врач обязан поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества.

В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству.

Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе врачебных ассоциаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные ассоциацией врачей.

Моральная обязанность врача – блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Статья 17. По отношению к коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым передать им свой опыт и знания.

Моральное право руководства другими врачами и персоналом дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискриминации коллег. Врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

Врач не может переманивать пациентов у своих коллег. Предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам – этично и гуманно.

10. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки. (ответственность только моральная)

За совершение врачебной ошибки врач подлежит только моральной ответственности

11. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению М.Я.Мудрова

скромность, честность, благоразумия. Иметь способности, условия, желания. Хороший внешний вид, быть здоровым, сдержанность, умеренность

12. Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса

Я пришла на прием к гинекологу. Честно говоря, была разочарована тем, что врач едва задавала вопросы, проводила больше времени по телефону. Но очень удивило меня то, что в кабинет вне всякой очереди зашла знакомая врача, и ей предложили подождать прямо в кабинете. Врач обсуждала с посетительницей вопросы, не связанные с медициной (о ремонте квартиры, поездке на Тайвань, и т.д.), потом провела быстрый осмотр меня, всунула мне в руки заготовленную бумажку со списком обследования и разных препаратов для лечения. Я сожалею, что растерялась и не сказала об этом врачу, но я чувствовала себя очень некомфортно в присутствии другого человека. Также, во время моего осмотра, в кабинет зашел врач из соседнего кабинета, и спрашивал, какую сумму денег с человека собирают на подарок заведующему отделения. Скажите, кто может присутствовать на приеме и при проведении осмотра, и адекватны ли действия врача? Как должен вести себя врач при приеме пациента?


  1. Исход конфликтной ситуации зависит от умения специалиста занимать профессиональную позицию, выстраивать границы делового взаимодействия

  2. Используйте прием «соглашение в малом»: поддержите очевидный аргумент оппонента, но при этом продолжайте настаивать на своей позиции

  3. Объясняйте, почему вы назначаете определенный вариант лечения. Пациенты хорошо воспринимают доводы со ссылкой на авторитетные источники

Со скандальными пациентами медицинские работники сталкиваются ежедневно. На первой линии обороны — начмеды: им нужно разрешать конфликты, которые не смогли предотвратить подчиненные. Рассмотрим несколько случаев из практики врачей и проанализируем, как лучше действовать медработникам, чтобы избежать конфликтов или вывести их в конструктивное русло.

1. «Какие ужасные сотрудники здесь работают»

Ситуация. На прием к хирургу вломилась известная на всю поликлинику дама, расталкивая всех локтями и демонстрируя оперированный палец. Приказала врачу перевязать его. Хирург вежливо попросила подождать своей очереди. Дама из кабинета не вышла и стала кричать, какие ужасные сотрудники здесь работают, «гнать их нужно паршивой метлой». Медбрата, который ее перевязывал, обозвала криворуким.

На другой день хирург работала без младшего медперсонала. Пациентка заявилась опять без очереди, растолкав пациентов с талонами. Предложение сменить уличную обувь или снять ее восприняла как дерзость и приказала врачу тоже снять обувь (хотя у всех сотрудников обувь сменная). Чувствуя продолжение, хирург пошла за ближайшим свидетелем, врачом-гинекологом. Пациентка переключилась на нового человека, отругала за мятый халат, отсутствие «сменной» обуви, и опять понеслось! Голос повышался и повышался…

Хирург попыталась начать перевязку. Пациентка приказала ей убрать «грязную тряпку» (т. е. пеленку), на которой должна происходить перевязка. Хирург позвонила заместителю главного врача, попросила подойти в кабинет.

Внезапно у хирурга появился тремор в руках, она стала заикаться. Ее срочно отвели на ЭКГ и измерили давление — оно оказалось 160/115, тахикардия. Зафиксировали гипертонический криз, дали лекарства, уложили в дневной стационар.

Скандальная дама знакома всем сотрудникам медучреждения, после одной из ее жалоб и последующих разборок уролог поликлиники умер от острого кровоизлияния в мозг.

ВАЖНО!!! В общении со скандальными пациентами сосредоточьтесь на сохранении внутреннего эмоционального баланса

В общении со скандальными пациентами сосредоточьтесь не на приемах и техниках по разрешению конфликта, а на сохранении и восстановлении внутреннего эмоционального баланса.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
1. Если пациент заходит на прием без очереди, попросите его покинуть кабинет. Выйдите к очереди и проговорите порядок приема. Например, в кабинет заходят попеременно — сначала те, кто записан на прием, потом те, кто пришел на перевязку. Тем самым вы обозначите для всех больных равные условия, покажете, что соблюдаете их интересы. После этого пациенты сами будут следить за тем, чтобы очередность не нарушалась.
2. Если пациент проявляет неуважение, пытается руководить лечением, остановите его. Скажите, что сможете продолжить лечение, только если пациент будет вести себя уважительно. В противном случае вы сначала уделите время другим пациентам, которые в большей степени нуждаются в помощи.
3. Не вступайте в словесные перепалки. Не оправдывайтесь, не пытайтесь смягчить ситуацию. Задайте деловые границы для вашего взаимодействия. Четко обозначьте требования, соблюдать которые необходимо в вашем кабинете.

В описанной ситуации медицинский работник боится конфликтных ситуаций внутренне, демонстрирует чувства «маленького ребенка», который находится перед грубым, крикливым взрослым.

Подумайте в спокойной обстановке, в каких ситуациях в детском или подростковом возрасте вы испытывали чувство беззащитности? Кто был тем взрослым, который их вызывал? Это мог быть один из родителей, отчитывающий за проступок, или воспитатель детского сада, или учитель в школе.

Когда врач на приеме сталкивается с «отчитывающими» пациентами, он регрессирует, впадает в детское состояние и видит в оппоненте значимого когда-то взрослого, наделяет его соответствующими качествами. И тогда врач не может вести себя как взрослый, уверенный в себе профессионал, который умеет поставить крикливого пациента на место. Вместо этого, как ребенок, он испытывает беспомощность, призывает помощников в виде более статусных лиц — например, заместителя главного врача.

После того как вы вспомнили ситуацию из прошлого, возможно, вспомнили лицо, с которым связано подавленное состояние, советуем сделать следующее упражнение.

Определите на полу в кабинете место 1 : можете отметить его мысленно или положить туда лист бумаги. Это место будет связано с вашими нересурсными детскими состояниями и испугом. Встаньте ненадолго в центр этого круга. Почувствуйте себя маленьким и испуганным. Теперь выйдите из круга. Посмотрите внимательно на то место, где вы стояли, и скажите мысленно следующее: «Теперь я вижу, что, когда ко мне приходят крикливые пациенты, я веду себя так, как когда-то вела себя с мамой, папой, учителем. Тогда я не могла сделать по-другому. Но теперь я выросла, стала профессионалом и могу вести себя по-взрослому».

Наметьте на полу место 2 . Это точка, где вы чувствуете себя как профессионал, который долго учился и много лет плодотворно работал. Здесь вы ощущаете себя уверенно. Вы точно знаете, как себя вести и что сделать, чтобы помочь пациенту. Встаньте в центр этого круга. Это та позиция, из которой вы можете общаться с пациентом. Здесь вы четко определяете границы своего общения с ним. Вы уже не «пытаетесь» сделать ему перевязку, не оправдываетесь, не зовете на помощь руководителя. Только вы знаете, что надо делать в этом кабинете!

Запомните состояние уверенности и место, которое вы обозначили. Иногда достаточно мысленно встать туда, чтобы почувствовать себя профессионалом.

Теперь с чувством внутренней устойчивости вы можете встречать следующего крикливого пациента.

2. «Пишите в карте то, что мне нужно»

Ситуация. На повторный прием к терапевту пришла женщина, которая оформляет санаторную карту. На первичном приеме врач ее осмотрел, дал направления на анализы крови, мочи, кала и на ЭКГ. И вот она вернулась: зашла в кабинет, свысока оглядела его, села, развернув стул, как ей удобно, достала амбулаторную карту и ткнула в нее:

— Молодой человек, вот вы тут написали, что стул в норме, а ведь у меня уже год запоры.

— Что же вы не акцентировали внимание на этом в первый раз?

— Но вы же доктор, вы должны сами у меня все расспрашивать, а я отвечать.

Не желая вступать в конфликт, врач стал расспрашивать про ее проблему. Оказалось, что у нее запоры около полугода (1-2 раза в неделю), ранее по поводу ЖКТ пациентка не обследовалась.

— Молодой человек, напишите в санаторной карте то, что мне нужно, — чтобы мне в санатории лечили запоры.

Терапевт отказался это сделать, т. к. точный диагноз пациентке не поставлен. Ехать в санаторий недообследованной запрещено. Врач предложил сейчас про запоры забыть, полечить в санатории остеохондроз, а после нормально обследоваться.

— Запрещено?! Молодой человек, это ты мне, что ли, запрещаешь? Пиши запоры в карту.

Пациентка побежала жаловаться к заведующему отделением, потом главному врачу, назвала их хамами. Потом поехала жаловаться в министерство.

Терапевт, возможно, допустил оплошность, поскольку на первичном приеме не поинтересовался состоянием стула пациентки. Врач — живой человек и не всегда может быть безупречным.

Советуем врачу в подобной ситуации использовать прием «соглашение в малом». Суть его в том, что врач соглашается с очевидным и не самым существенным аргументом оппонента, продолжая при этом настаивать на принципиальных для себя позициях. Например: «Да, согласен, я не проявил внимания и не спросил вас о состоянии стула. Но и вы тоже не сказали мне о том, что у вас есть такие проблемы». Обычно, если человек слышит признание своей правоты по какому-то пункту обвинения, его намерение конфликтовать снижается.

В описанной ситуации верное, по сути, врачебное решение было подано пациенту не под лучшим «соусом». Поэтому больной воспринял его как отказ без объяснения причин и без учета его интересов. Врачу нужно было сообщить пациенту, что он отказывается вписывать «лечение запоров» в санаторно-курортную карту потому, что заботится о его здоровье, что это не прихоть врача. Например: «Такой симптом, как запоры, может быть связан с рядом заболеваний. Вам необходимо дообследоваться».

Иногда может помочь прямой вопрос: «Что, с вашей точки зрения, я должен сделать в этой ситуации?». По сути, вы приглашаете пациента к переговорам, предоставляете ему возможность посмотреть на ситуацию с точки зрения врача. Задавая такой вопрос, врач выходит из позиции непререкаемого эксперта, приглашает пациента занять партнерскую позицию и взять на себя ответственность за собственное здоровье. Даже у самых настырных людей при этом появляются сомнения в своей правоте.

3. «А мне знакомая врач сказала, что так не лечат»

Ситуация. В поликлинику поступил вызов к 5-месячному ребенку, температура 38 градусов. Ранее переболел отец малыша. Педиатр назначила противовирусное лечение, выписала бесплатные лекарства (анаферон, свечи нурофен). После выходных врач вновь посетила семью, узнала, что у малыша 2-й день кашель. Осмотрела, добавила в лечение ингаляции лазолваном через небулайзер. Собиралась уходить, как в этот момент начала возмущаться бабушка ребенка: «А мне знакомая врач сказала, что так не лечат». Выяснилось, что она консультировалась по телефону со знакомой, которая работает в реанимации. Та рекомендовала антибиотики. Бабушка угрожала написать жалобу, если врач не выпишет азитромицин. Педиатр ответила, что у ребенка вирусная этиология заболевания, и антибиотики бесполезны. Рекомендовала для начала сделать общие анализы крови и мочи. Но не убедила бабушку, потому что на следующий день на участковую поступила жалоба главврачу.

Конфликтная ситуация продолжилась по вине врача. По всей видимости, аргументы, которые привела врач, оказались неубедительными для бабушки заболевшего ребенка. Родственники пациента восприняли педиатра как недостаточно компетентного специалиста.

Если врач умеет доносить свою позицию, он сможет договориться даже с самым конфликтным пациентом

Когда тяжело болеет ребенок — это стресс для всех взрослых членов семьи. Они испытывают страх за жизнь ребенка, чувствуют вину за то, что не смогли сохранить его здоровье. И, конечно же, стараются приложить все усилия, чтобы вновь увидеть свое чадо здоровым и веселым.

В диалоге с родителями и родственниками в такой ситуации важно:

1. Вначале увидеть, озвучить их чувства: «Я понимаю, что вы сейчас очень волнуетесь за малыша».

2. Принять эти чувства и показать, что вам они тоже небезразличны: «Я тоже волнуюсь, когда мои дети болеют. Я переживаю за вашу малышку».

3. Объяснить, почему вы назначаете именно такой вариант лечения. Полезно подкрепить свою аргументацию — пациенты хорошо воспринимают доводы со ссылкой на авторитетные источники. Например, «ученый N., который изучает влияние антибиотиков на течение болезни в детском возрасте, говорит о том, что велика вероятность побочных эффектов. Более эффективно в этом случае лечение с помощью препаратов А и В».

4. Подчеркнуть, что назначенное лечение на сегодняшний день уже привело к определенным результатам, например снижению температуры и др. Нужно пояснить пациенту (его родственнику), как протекает заболевание и сколько дней может длиться кашель.

Иными словами, пункт 3 и 4 — это грамотное, аргументированное разъяснение тактики лечения.

5. Можно отметить, что врач, который дал рекомендации, работает в другой области. Так, в отделении реанимации специалисты решают другие задачи и поэтому используют иной подход к лечению.

6. Подтвердите еще раз, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы малыш как можно скорее выздоровел.

7. Если возможно, оставьте родителям номер своего телефона на случай, если улучшение не наступит в течение ближайших дней. Или скажите, что перезвоните, чтобы узнать о состоянии малыша и скорректировать лечение.

Конфликтные ситуации между врачом и пациентом не обязательно перерастают в конфликт. Исход зависит в первую очередь от умения специалиста занимать профессиональную позицию, выстраивать границы делового взаимодействия, заботиться не только о благополучии клиента, но и о собственном эмоциональном комфорте. В психологии такое качество личности называется «ассертивность» — взаимодействие с окружающими, которое сочетает в себе внутреннюю силу, умение уверенно и с достоинством отстаивать свои права и соблюдать при этом права и интересы других людей.

В большинстве случаев конфликтная ситуация возникает там, где есть дефицит важной информации. Умение доступно донести до пациента свою тактику лечения, объяснить свою позицию поможет договориться с самыми конфликтными людьми.



Понравилась статья? Поделитесь ей