Контакты

Программы для улучшения памяти и внимания. Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами снова Юрий Окунев.

Вопрос на засыпку. Какая часть нашего тела является самой важной? Пройдем высокоинтеллектуальный тест:

  • Палец, поскольку им можно ковырять в носу.
  • Попа, так как я на ней сижу
  • Свой вариант.

Если вы проницательно отбросили первые два пункта, а в третьем большими буквами написали — МОЗГ, вы абсолютно правы. Спортзал периодически навещает каждый, а вот кто из вас тренирует мозг? Если вы уже думали об этом, есть отличная тема для разговора – программа для развития памяти и внимания.

Все мы живем в переполненном информацией мире. Ее нужно:

  • Воспринимать
  • Запоминать;
  • Анализировать,

По данным социологов, количество информации, воспринимаемой среднестатистическим россиянином, в 2,7 раза больше, чем жителем Токио

А ведь это не предел! Информационный поток продолжает расти с каждым днем. И этот поток состоит не столько из бриллиантов человеческой мысли, сколько из откровенного шлака.

Наш мозг обладает встроенным защитным механизмом: чем больше поступает информации, тем меньше он ее воспринимает. Но зачастую вместе с мусором отбрасывается и нужная информация: ценные указания начальника, просьба жены и т.п.

Чем больше информации поступает в наш мозг, тем меньше она усваивается

За функцию восприятия информации отвечает внимание. Затем подключается память. Она тоже имеет свойство переполняться и автоматически освобождать себя от «лишних» данных. Это игра на выбывание — «Слабое звено». Под раздачу могут попасть: список важных дел, пароль от аккаунта, день рожденья друга и т.д. На последнем этапе подключаются аналитические способности, то есть мышление. Это этап разработки и принятия решений.

Нетрудно догадаться, что хорошая работа мозга играет отнюдь не последнюю роль в нашей жизни. Кто не хочет произвести впечатление на начальника, очаровать девушку, развеселить друзей?

К сожалению, если мозг не развивать, он «сворачивает» свои функции. Наше умное подсознание постоянно «оптимизирует» находящуюся в его ведении систему.

Таким образом, мозг может находиться в двух состояниях:

  • Или развивается, если мы его используем на полную мощность;
  • Или откатывается назад (деградирует) в противном случае.

Третьего не дано!

«Быть сильным хорошо, быть умным – лучше вдвое!» (И.Крылов)

Что же делать? Работать, батенька! Вам помогут тренировки! В интернете уже десятки (даже сотни) развивающих программ и сайтов. Расскажу о своем выборе.

Я использую приложение для развития мозга Викиум. Почему именно оно?

Приятный интерфейс, флеш-игры и, самое главное, алгоритм, по которому он работает. Рассмотрим его поближе.

Викиум – новейшее изобретение российских ученых

Приложение для развития памяти и мышления Wikium было создано в январе 2014 года в тесном сотрудничестве с центром тестирования МГУ. Сайт растет и расширяется, все больше завоевывая признание российского пользователя, появляются новые игры (сейчас их около сорока), разрабатываются специальные курсы развития. Многие разработчики перенимают технологии Викиум, чтобы использовать в своих тренажерах.

Основные особенности (инновационные технологии) сервиса:

  • Наглядная статистика;
  • Адаптивная сложность (нейропластичность);
  • Элемент стресса (развитие внимания);
  • Индивидуальная самокорректирующаяся программа занятий;
  • Авторские методики программ развития личности.

При первом же знакомстве сервис Wikium предложит пройти тестирование (это займет пять минут), по итогам которого составит вашу личную программу интеллектуальной тренировки. Результаты теста будут выведены на монитор по трем категориям: «Внимание», «Память», «Мышление». После чего откроется возможность выполнять задания личной программы каждый день по 10-15 мин.

Результат каждого занятия отображается на экране. Можно отследить, как растет тот или иной показатель в течение определенного промежутка времени. Доступно даже сравнение в режиме онлайн ваших достижений с достижениями других пользователей (а их более 350 000!) в целом и в конкретной возрастной группе. Кроме того, каждый день личная программа тренировок корректируется с учетом достигнутых результатов, приоритеты отдаются слабым сторонам.

Принцип воздействия и особенности Викиум

Все упражнения тренажера четко выверены и высчитаны до микрона с учетом их воздействия на мозг и нервную систему. В основу заданий легли многолетние научные исследования психологов и ученых, как российских, так и зарубежных, в области нейропсихологии и высшей нервной деятельности. В разработках активно использовались технологии: МРТ (магнитно-резонансная томография) и ЭЭГ (электроэнцефалограмма) мозга. В общем, разработчики ребята серьезные.

Все это представлено в виде простейших флеш-игр, с которыми справится даже дошкольник, а интересны они одинаково как для детей, так и для взрослых.

Что такое «элемент стресса»? Это когда организм человека искусственно выводится из равновесия, чтобы добиться наибольшего развития внимания в короткий срок, все задания даются на грани возможностей конкретного пользователя. Этот принцип также лег в основу технологии Викиум и позволил многим людям достичь весомых результатов в сжатые сроки.

И, наконец, специализированные курсы Викиум:

  • Детоксикация мозга;
  • Развитие внимания;
  • Развитие памяти.

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» (Р.Декарт)

Как я уже говорил, наш мозг перегружен информацией. Курс «Детоксикация мозга» рационализирует работу мозга, тренируя способность после нагрузки оперативно удалять лишние данные из памяти и переключаться в состояние отдыха. В курсе про внимание рассматривается «синдром приобретенной рассеянности», а также способы, как можно этот дефект убрать и расширить поток входной информации. Третий курс – это программа эффективной тренировки памяти.

Курсы адресованы тем, кто хотел бы достичь в саморазвитии серьезных результатов. Конечно, для этого придется заниматься чуть дольше, чем 15 минут в день.

Почти все возможности данного сервиса платные. Это, пожалуй, единственный минус, но не решающий. В конце концов, стоимость абонемента не такая уж большая (один раз сходить в кино), а польза ощутимая, да и результат виден сразу. В бесплатной версии доступно не более 6-8 игр, они повторяются. Программа занятий тоже есть, но составляется она методом «игральной кости», то есть, никакой адаптации под клиента там попросту нет.

Настоятельно рекомендую программу для развития мозга Wikium всем. Пробуйте, тренируйтесь, побеждайте! На этом все. Не забывайте писать комментарии и отзывы, делитесь с друзьями, подписывайтесь. До новых встреч!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт собрал 10 приложений, которые помогут сосредоточиться и заставить мозг работать. При этом это будут вовсе не скучные занятия, а весьма интересные игры. Вы даже не заметите, как быстро они приведут ваш мозг в рабочий режим.

Тренировка мозга

Это только кажется, что здесь все очень просто. На самом деле, посидев за этим приложением буквально 5 минут, вы поймете, насколько легко обмануть наш мозг. В остальном именно простота - главная фишка этой программы. На выбор вам предоставятся 4 разновидности головоломок, в каждой разновидности нужно соотносить слова, цвета или числа. Все это отлично разовьет внимательность и скорость мышления. А еще это приложение абсолютно бесплатно.

В уме

«В уме» - российская разработка, одна из популярных программ, созданных фондом «Математические этюды» при поддержке Математического института им. В. А. Стеклова РАН. Приложение представляет собой сборник математических задач из книги С. А. Рачинского «1001 задача для умственного счета». В конце XIX века сельские школьники успешно решали эти задачи в уме. А вы справитесь?

Тест на возраст мозга

Простой тренажер, направленный на прокачивание памяти, внимания и концентрации. На несколько секунд в случайных местах экрана всплывают кружки с цифрами. А вам нужно запомнить их и воспроизвести в порядке возрастания. Три, четыре или пять цифр запомнить легко, но когда почти весь дисплей забит кружочками, создается ощущение, что зафиксировать такой их объем просто нереально. Тем не менее уже через несколько попыток вы (пусть и с трудом) пройдете и этот уровень и почувствуете, как «шевелятся» извилины.

После поражения программа выдаст вам истинный возраст вашего мозга и данные по его реальной работе.

Lumosity

Здесь можно составить собственную программу тренировок в зависимости от целей, которых вы хотите достичь. Когда вы зайдете в приложение впервые, оно начнет задавать вам неудобные вопросы. Часто теряете ключи? Не можете вспомнить имена людей через минуту после знакомства? Не способны быстро ориентироваться в новом материале? На следующем этапе Lumosity перестает понижать самооценку и предлагает выбрать, над чем пользователь хочет потрудиться прямо сейчас («внимание», «скорость», «гибкость в заданиях» и «решение проблем»).

В бесплатной версии доступны несколько тренировок в виде игр. Приложение составлено на английском языке, но для тех, кто им не владеет, разработчики предоставили послайдовое описание тренировок.

Загадки да Винчи

Увлекательная игра со множеством разнообразных задачек. Загадки разделены на несколько категорий: история, искусство, логика, математика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, при отгадывании загадки открываются следующие.

Если вы затрудняетесь с ответом, можно воспользоваться подсказкой. Для удобства решения математических задач можно открыть калькулятор. А, если для простоты решения задачу нужно визуализировать, в этом поможет специальная рисовалка.

Три слова

Придется поднапрячься и вспомнить весь свой словарный запас. На первый взгляд задача проста: необходимо составить из предложенных букв такое слово, которое в сочетании с первыми и последними буквами образует еще два других слова. Но на самом деле, чтобы решить головоломку, придется постараться. Суть игры напоминает старую добрую игру в города, но с усложненными правилами. В приложении 150 уровней, первые уровни сможет пройти и ребенок, а вот дальше придется хорошенько поломать голову.

Эйнштейн: Тренировка для ума

Легкая для восприятия игра, имеющая под собой вполне научную основу. Программа содержит 30 упражнений для стимуляции мозговой деятельности. Упражнения сопровождаются пояснениями, какая именно часть вашего мозга задействована в данный момент. Играть можно как в одиночку, так и в компании: здесь есть режим тренировки hot-seat, когда каждый играет по очереди.

Ксения Страхова
Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»

Коррекционная программа по развитию памяти у старших дошкольников с ЗПР «Развиваем память»

Цель программы: коррекция и развитие памяти учащихся с задержкой психического развития.

Задачи программы:

Выявить уровень и особенности развития памяти учащихся, имеющих ЗПР;

Разработать комплекс упражнений по развитию и коррекции памяти учащихся подросткового возраста с ЗПР;

Определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на коррекцию.

Занятия проводятся в групповой форме, 2 раза в неделю по 30 минут.

Цель занятий: коррекция памяти

Развитие памяти (зрительной, слуховой)

Формирование приемов запоминания

Тренировка памяти по средством разработанного комплекса дидактических игр.

Развитие познавательной активности

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания

2. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса., но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

3. Рефлексия занятия

Приложение 1

1 занятие: Знакомство с группой.

Время: 30 минут.

Цель занятия: Знакомство с учащимися, создание позитивной атмосферы и доверительных отношений друг к другу.

Оборудование: стулья, повязка на глаза

Психолог: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня я у вас проведу занятие, и мы с вами поиграем в интересные игры, в которых мы познакомимся поближе, вы узнаете много нового о друг друге.

Психолог говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

1 Упражнение «Оригинальное знакомство».

Цель: знакомство с тренером и друг с другом, развитие долговременной памяти в сочетании с моторной.

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и показывает любое движение. Задача второго участника повторить имя и движение первого и назвать и показать свое имя и движение. Третий повторяет имя и движение первого и второго участников и называет свое имя и показывает движение…и так далее до последнего участника.

2 Упражнение «Клубочек»

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

3 Упражнение «Угадай, кто позвал».

Цель: развитие внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

Дети стоят в кругу. В середину круга приглашается один участник игры. Ему закрывают глаза. Другие участники по очереди называют имя, стоящего в кругу, после чего ведущему участнику необходимо угадать по голосу кто его позвал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

2 занятие: «Наше внимание»

Время: 30 минут

Цель занятия: Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения.

Оборудование: серия картинок с сюжетом, ленты разных цветов

Психолог: Здравствуйте! Сегодня мы снова поиграем с вами в интересные игры, в которых я научу вас быть наблюдательными, внимательными. В жизни нужно уметь замечать даже незначительные малозаметные изменения вокруг себя.

Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

1 упражнение «Встаньте те, у кого…»

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:

Светлые волосы

Карие глаза

В одежде есть синий цвет

Пишет левой рукой

Любит танцевать

Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т. п.)» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

2 упражнение «Делай, как я!»

Количество играющих: 1 6 человек.

Ведущий выполняет какие-либо движения, а остальные дети должны повторить их как можно точнее.

Это может быть кивание головой, покачивание бедрами, движения руками и т. д. Выполняйте каждое движение по 4-5 раз, прежде чем заменить его другим.

Ребенок, выполнявший движения наиболее точно, может занять место ведущего

2 Упражнение «Живое домино».

Цель: развитие внимание.

Ведущий повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый, - он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый цвет и становится в пары.

Затем говорит:

Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу, найди себе пару, вы будете искать того, у кого такая же лента.

Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

3 занятие: «Наша память»

Время: 30 минут.

Цель занятия: активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку, развитие таких мыслительных операции- узнавание и запоминание.

Оборудование: 7-10 разных предметов, карточки с изображением различных фруктов и овощей.

Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня цель нашего занятия, научиться запоминать и быть сосредоточенным. Так как это одни из важнейших качеств, чтобы хорошо учиться в школе. Все же хотят хорошо учиться?

1 упражнение «Узнай предмет»

Цель: развитие тактильной памяти.

Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

2 Упражнение «Запомни все».

Цель: развитие памяти.

1. положить на парту в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их газетой. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

2. приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

3. переменить местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку сказать, какие предметы лежат не на своем месте.

4. не глядя больше на предметы, сказать. Какого цвета каждый из них.

3 Упражнение «Узнай на вкус».

Цель: развивать память вкусов, запахов…

Ведущая показывает карточки с различными фруктами и овощами, и предлагает каждому участнику рассказать об конкретном фрукте или овоще, какой он не вкус, запах и т. д.

Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

Занятие 4: «Разноцветный мир»

Время: 30 минут

Цель занятия: развивать память и внимание школьников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Оборудование: Карточки с картинкой для каждого ребенка

Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем учиться внимательно слушать и быстро отвечать, так же мы будем вспоминать разные цвета, которые вы знаете.

1) «Кто назовет больше»

Цель: Вспомнить как можно больше название различных цветов и их оттенков. Настроить детей на начало занятия «Разноцветный мир»

Инструкция: «Назови как можно больше цветов и оттенков

2) Лето на даче

Цель: Развитие слуховой памяти и внимания. Развития мелкой моторики по средствам рисования.

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневойсерединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

3) Дидактическая игра «Хамелеон»

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т. д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы.

Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

5 занятие: «Путешествие»

Время: 30 минут

Цель занятия: развить зрительную, слуховую память. Развить внимание. Создание положительной атмосферы.

Оборудование: Мешочек, спички, клад в виде игрушки

Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня мы будем путешественниками, которые ищут клад. Вы знаете кто такие путешественники и поход? Мы будем играть в игры, которые развивают вашу память.

Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

1) «Я положил в мешок»

Психолог, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут груши, сливы.» (порядок тот же).

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

2) «Волшебные спички»

Упражнение на развитие зрительной памяти

Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рис. 46, я, затем нарисовать то, что он запомнил.

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение

2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

3)«Где спрятана игрушка?»

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход ишры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенкадостать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

Убрать коробки на более длительное время;

Спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

Заменить игрушки.

Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

Занятие 6 «Моя память»

Время: 30 минут

Цель: развить непроизвольную образную память, развивать навык припоминания. Развить двигательную память.

Оборудование: Несколько ярких предметов.

Психолог: Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы будем учиться запоминать предметы, а потом описывать их. Вспоминать предметы по их признаку. И будем играть в театр, где куклами будите вы, а я кукловодом.

Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

1) "Опиши игрушку!"

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

2) Назови 5 предметов!

Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

3) «Делай, как я».

На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Ритуал прощания: Дети вместе с психологом встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие. Психолог: «Я передаю вам дружбу, и она идет от меня к Кати, к Тани – к Сереже и т. д. И наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она нас не покидает».

7 Занятие: «Развитие нашей памяти»

Цель: развить произвольное внимания, объема внимания, пространственного восприятия, развитие умения копировать образец, развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений, развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов;

Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

1.«Запомни слова»

Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

2. «Разрезные картинки»

3.«Что исчезло?»

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Ритуал прощания

8 занятие: «Учимся запоминать»

Цель: развитие произвольного внимания, развитие слуховой памяти, развитие наглядно-образного мышления.

Ритуал приветствия «Здороваемся необычно»

1. «Запомни свою позу»

Психолог ставит каждого ребенка в свою позу в определенном месте в классе. Затем включает музыку, дети бегают, прыгают, но как только мызыка выключается дети должны встать на свои места, в свои позы.

2. «Найди одинаковые»

3. «Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника - все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти .

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации . Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание» , игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

Представленная программа включает в себя не только упражнения на развитие разных видов памяти, но и физические упражнения, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

В занятиях используются словесный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей. При составлении заданий и упражнений для занятий учитывались психологические и индивидуальные особенности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Память – самая долговечная из наших способностей.

Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. (Р.С.Немов)

Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

Память психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

Если классифицировать память по времени, то можно выделить такие ее виды, как кратковременная, оперативная и долговременная. Кратковременная память хранит информацию не более 20 секунд. Оперативная память сохраняет текущую информацию, необходимую лишь для выполнения определенного действия.

Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности в течение дня, месяца, года или всей жизни.

Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрения, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Следовательно, выделяют зрительную , слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память .

Особое значение имеет деление памяти на непосредственную и опосредовательную по критерию развитости процессов запоминания. Непосредственная память отличается слабой обработкой запоминаемого материала. В таких случаях материал просто заучивается, благодаря многократному повторению, зазубривается.

Опосредованная память – это качественно более высокое запоминание, логическое, когда человек ищет способы запоминания, анализирует, сравнивает материал.

Произвольное запоминание – запоминание по установке на запоминание.

Непроизвольное запоминание – запоминание без намерения запомнить.

Важно осуществить как можно быстрее переход непроизвольной памяти в произвольную. Этот переход осуществляется поэтапно:

Выделение и осознание ребенком цели запоминания;

Формирование действий и операций запоминания (для этого занятия по смысловой группировке слов, установлению ассоциативных связей между запоминаемым предметом и хорошо знакомыми предметами. Используются наглядные образы для запоминания. Сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания показали, что при глубоком проникновении в смысловое содержание материала, при мыслительной переработке воспринятого материал сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но без активной интеллектуальной деятельности. Поэтому так важно развивать смысловую (словесно – логическую память), которая заключается в запоминании и воспроизведении мыслей.

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого – педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

В предлагаемом курсе развивающих занятий мы ставили следующие цели:

1.Развитие памяти.

Расширение объема памяти;

Развитие зрительной, слуховой памяти;

Развитие логического, ассоциативного и образного запоминания.

2.Формирование познавательной активности.

3. Профилактика и развитие мелкой моторики и физического самочувствия детей.

4. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям.

5. Создание атмосферы доверия и дружеского расположения друг к другу.

Представленная программа включает в себя не только упражнения на развитие разных видов памяти, но и физические упражнения, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

В занятиях используются словесный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей. При составлении заданий и упражнений для занятий учитывались психологические и индивидуальные особенности детей.

Занятия проводились в групповой и индивидуальной форме, в хорошо проветренном помещении, при хорошем освещении. Кабинет оснащен удобной мебелью, по возрасту детей (столы, стулья). Численность группы составляет 5 человек, возраст 5-5,5 лет. Длительность занятий 20 - 25 минут по два раза в неделю.

Развивающая программа.

Занятие № 1

Цель: развитие слуховой памяти и внимания .

1. «Давайте поздоровается»

Цель:

Инструкция: « Ребята, в начале каждого нашего занятия мы с вами будем здороваться необычным способом. Каждый из вас будет поворачиваясь друг к другу, прикладывать свои ладошки к ладошкам соседа. При этом произносим «здравствуй».

Ход упражнения .

2. Упражнение на развитие слуховой памяти

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал: набор односложных слов.

Инструкция: «Запомни и повтори слова: вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье»

Ход упражнения.

Участникам предлагается запомнить слова. Взрослый говорит цепочку слов, в произвольном порядке. Задача ребенка – повторить цепочку слов без ошибок»

3. «Похлопай в ладоши»

Цель : развитие памяти и слухового внимание.

Стимульный материал : бубен.

Инструкция: «Сейчас, я простучу в бубен в определенном ритме, а ты должен в точности повторить его»

Ход упражнения .

Психолог бьет в бубен, выстукивая простой ритмический рисунок. Задача игроков – хлопая в ладоши, в точности его повторить. Постепенно ритмический рисунок нужно усложнять: увеличивать его длительность, делать более сложным в плане исполнения.

4. Пальчиковая гимнастика.

Цель

Стимульный материал : «Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя. А вот и вся семья».

Инструкция:

Ход гимнастики.

Психолог произносит слова, показывает движения пальцев. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. «Назови овощи»

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал : стихотворение «Овощи» Я. Тувим

Инструкция: «Я сейчас причитаю стихотворение. А вы постарайтесь его запомнить. После того как я его прочитаю, вы повторите стихотворение».

Ход упражнения .

Участникам предлагается послушать стихотворение и запомнить его. Задача ребенка – повторить стихотворение без ошибок.

6.«Прощание»

Цель:

Инструкция: « Ребята, в начале каждого нашего занятия мы необычно здороваемся, а в конце занятия будем необычно прощаться. Сейчас я покажу, как мы будем это делать.

Ход упражнения .

Дети стоят по кругу, психолог объясняет и показывает, как будет проходить ритуал прощания. После объяснения дети начинают выполнять упражнения.

Занятие № 2

Цель: Развитие зрительной памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки в группе.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться улыбаясь друг другу, будем дарить улыбки. При этом произносим «здравствуй».

Ход упражнения .

Дети сидят на стульчиках, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2. Игра «Магазин»

Цель: развитие зрительной памяти.

Стимульный материал : карточка с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочках с различным узором, карточки с изображением пустых тарелочек, карточки с фруктами.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы отправимся в продуктовый магазин, покупать фрукты. Это прилавок с фруктами (психолог показывает карточку с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочке) каждый фрукт лежит на своей тарелочке. Вы внимательно посмотрите на какой тарелочке лежит каждый фрукт (затем психолог убирает карточку с фруктами). У вас у каждого есть пустая тарелочка, вы должны взять себе тот фрукт который лежал именно на вашей тарелочке».

Ход упражнения .

Детям предлагают для запоминания карточку с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочках с различным узором. Затем детям предъявляется карточки с изображением пустых тарелочек, а детям нужно взять, тот фрукт, какой лежал в данной тарелочке.

3. Упражнение на развитие зрительной памяти

Цель : развитие зрительной памяти.

Стимульный матерал : 4 цветных картинки различной формы с изображенными на них значками.

Инструкция: « Сейчас я покажу вам карточки, нужно запомнить их цвет, форму и то что на них изображено. После этого я даю вам такие же карточки только без рисунка, вы должны нарисовать в карточках рисунки самостоятельно».

Ход упражнения.

Детям предъявляются 4 цветные различной формы с изображенными на них значками. Затем детям предлагаются точно такие же по цвету и форме карточки, только без изображенных на них значков. Дети по очереди изображают эти знаки на доске, при необходимости исправляя друг друга.

4. Дыхательная гимнастика

подготовке детей к школе».

Цель : развитие слуховой, двигательной памяти, мышления, речи, внимания.

Стимульный материал : «Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в большом краю –

Всех я вас приветствую! ».

Т.Сикачева

Инструкция: «Давайте поиграем с пальчиками. Я сейчас покажу, как мы будем играть с пальчиками. Смотрите внимательно».

Ход гимнастики: Психолог произносит слова, показывает движения -пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. Упражнение «Найди вазу»

Цель: развитие зрительной памяти.

Стимульный материал: картинка с изображение 8 ваз с разными узорами и 2 вазы с одинаковым узором.

Инструкция: «Сейчас я вам покажу вазу с узором, вы ее рассмотрите внимательно и запомните рисунок на вазе. Вазу я уберу, вам нужно выбрать из нескольких ваз одну с таким же узором».

Ход упражнения.

Детям предлагают внимательно посмотреть на вазу и запомнить ее. Через минуту ваза убирается, а дети рассматривают несколько ваз, выбирают нужную.

6. Игра «Вспомни цвет игрушки»

Цель : развитие зрительной памяти (в данном случае на цвет), учить детей определять предмет по его форме.

Стимульный материал: стол, небольшая коробка или мешочек, повязка на глаза, несколько игровых однотонных предметов.

Инструкция: «Ребята у меня в руках волшебный мешочек, если опустишь в него руку, то можно угадать, что в нем лежит. Внимательно рассмотрите каждый предмет на столе, обратите внимание на его цвет и форму.

Все предметы я убираю в волшебный мешочек. Теперь, каждый из вас будет брать из мешочка предмет называть его, говорить какого он цвета».

Ход упражнения.

Психолог показывает детям мешочек и рассказывает, что этот мешочек волшебный. Дети внимательно рассматривают каждый предмет, особое внимание обращая, на его цвет и форму.

После этого психолог поочередно складывает в мешочек все игровые предметы.

Как только все предметы будут сложены в мешок, психолог предлагает поиграть. Выбирает среди детей первого игрока, завязывает ему глаза и просит достать из волшебного мешочка любой из предметов. После того как игрок делает это, ведущий просит его распознать предмет на ощупь и вспомнить, какого он цвета.

Для того, чтобы достать другой предмет из мешочка, ведущий выбирает следующего игрока. После того как игроки распознают все предметы из мешочка и вспоминают их цвета, игра считается законченной.

7. «Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция: «

Ход упражнения .

Занятие № 3

Цель: развитие двигательной, словесной памяти.

1. «Давайте поздоровается»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки в группе.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться только кивая друг другу головой, при этом произносим «доброе утро».

Ход упражнения .

Дети сидят на ковре, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2. Игра «Ласковая просьба»

Цель: развитие словесной памяти, коммуникативных навыков.

Стимульный мариал: карточки с нарисованными на них различными предметами.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с вами в семью. Вы будете моими детьми, а я буду вашей мамой. Я буду давать вам разные поручения. А вы их внимательно слушайте и запоминайте, чтобы выполнить их без ошибок.»

Ход игр: Психолог изображает маму, а все остальные игроки – дети. Игра является сюжетно-ролевой. Мама дает разнообразные поручения детям по поводу того, что они должны принести для дома – дети внимательно слушают мамины просьбы и выполняют их. Особенностью этих просьб состоит в том, что мама просит каждого ребенка принести сразу несколько вещей (карточек изображающих эти вещи). Например: «Таня, давай-ка сварим вкусные щи. Из чего варятся щи? Правильно, из капусты, картошки, морковки. Принеси, пожалуйста, мне капусту, картошку и морковку». Ребенок берет соответствующие карточки и приносит воспитательнице. Если игрок все сделал правильно, то мама хвалит его, а если нет, то ни в коем случае не упрекает, а просто повторяет свою ласковую просьбу и просит ребенка принести то, чего пока недостает. Тут же она обращается с ласковой просьбой и к другому ребенку: «Давай купим игрушки Маше, Оленьке и Саше. Сходи в магазин и купи там куклу, зайчика и машинку». После того как требуемые вещи нашлись, игрок раздает их тем, кому они адресованы, и т.д. Важно, чтобы каждый ребенок мог активно поучаствовать в игре. Остальные дети, пока еще не вступившие в игру, тоже внимательно слушают поручение и проверяют, правильно ли оно было выполнено игроком.

3. Игра «Танцуем от печки»

Цель: развитие навыков двигательной памяти, координации движений.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную танцевальную игру. Я буду подходить к каждому углу, и выполнять в нем определенное движение. Вы смотрите на меня, и запоминайте, какое движение я показываю в первом углу, какое во втором, какое в третьем, какое в четвертом углу. После того как я покажу все движения, вы по очереди их выполняете в той же последовательности».

Ход упражнения: Психолог должен поочередно подходить ко всем углам помещения и в каждом углу выполнять какое-то несложное движение (или принимать позу). Например, в первом углу он встает прямо, держа руки на поясе, во втором – приседает, в третьем – разводит руки в стороны, выставив вперед правую ногу с вытянутым носком, а в четвертом - кружится

на месте. Дети должны внимательно понаблюдать за психологом, после чего, в свою очередь, выполнить все игровые движения в том же порядке и каждое на своем месте. Если игрок правильно справился с заданием, нужно его похвалить, если немного запутался, ненавязчиво подсказать ему то, что забылось.

4. Игра «Повтори мне в тон»

Цель: развитие словесной памяти.

Стимульный материал : слова – трактор, тарелка, мышь, книга, подушка, щетка, зима, карандаш, кубик, утюг.

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете их и постарайтесь запомнить. После того как я назову все слова, вы по очереди, их повторите».

Ход игры: Психолог называет десять слов в произвольной последовательности. Дети по очереди получают слова и называют их самостоятельно. Желательно, чтобы слова по значению не связывались между собой. Задача ребенка – повторить слова в той же последовательности.

5. «Прощание»

Цель:

Инструкция: «

Ход упражнения .

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

Занятие № 4

Цель: развитие слуховой памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться очень необычно. Вы все закроите глазки, после этого каждый, начиная с меня, будет брать соседа за руку, говорить ему «доброе утро», а сосед должен в это время открыть глаза и тоже сказать «здравствуй или доброе утро».

Ход упражнения .

Дети стоят, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2. Игра «Раз, два, три, четыре, пять….»

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал: набор цифр – 5, 2, 10, 1, 3, 8, 7 .

Инструкция: Ребята, сейчас я буду называть цифры, вы внимательно слушаете их и постарайтесь запомнить. После того как я назову все цифры, вы по очереди, их повторите

Ход игры.

Психолог называет цепочку из цифр, располагая их в произвольном порядке. Ребенок должен повторить цепочку чисел без ошибок. Если ребенок не справляется с заданием сразу, то психолог еще раз повторяет цепочку из чисел, проговаривая ее немного медленнее, чтобы ребенок имел возможность все запомнить.

3. Игра «Я нашел на чердаке»

Цель: развивать слуховую память, учить запоминать цепочки слов.

Инструкция: «Ребята сейчас мы отправимся с вами в очень интересное помещение, которое называется чердак. Чердак – это место в доме, куда складываются старые вещи, и поэтому, заглянув на чердак, мы можем найти там самые разные и порой неожиданные вещи. И так представьте, что мы на чердаке, а что вы там увидели, каждый из вас, по очереди нам скажет. Но начинать говорить нужно со слов «Я забрался на чердак и увидел там….» Итак начинаем игру, первой говорить буду я. Психолог: «Я забралась на чердак и нашла там старые бусы». Следующий обязательно должен сказать фразу, которую я сказала и то, что я нашла. Дальше, следующий должен назвать все предметы которые нашли до него».

Ход игры .

Сначала С.Хромова «Психологические игры для детей» психолог объясняет детям, что такое чердак. Психолог объясняет, что ребята по очереди будут рассказывать о том, какие удивительные и неожиданные вещи они нашли на чердаке. При этом каждый игрок начинает свою реплику словами: «Я забрался на чердак и нашел там….(далее следует название какой – либо вещи, якобы обнаруженной на чердаке)». Второй участник, рассказывая о своей находке, должен сначала назвать вещь, о которой рассказал первый игрок, а потом уже назвать свою. Третьему игроку, таким образом, придется назвать то, что нашли два предыдущих игрока, и только потом называть и свою находку.

Например:

Психолог: Я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку.

Первый игрок: А я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку и старые тапочки. Второй игрок: А я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку, старые тапочки и живую обезьянку и т.д.

4. пальчиковая гимнастика

Цель : развитие слуховой, двигательной памяти, мышления, речи, внимания.

Стимульный материал : «- Ножка, ножка, поскарей!

Двигай домик мой сильней».

Л.Савина

Инструкция: «Давайте поиграем с пальчиками. Я сейчас покажу, как мы будем играть с пальчиками. Смотрите внимательно.

Ход гимнастики.

Психолог произносит слова, показывает движения – подушечками пальчев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. Упражнение «Запомни фразы»

Цель: развитие слуховой памяти

Стимульный материал: фразы: Осенью идут дожди.

Дети любят играть.

В саду растут яблони и груши.

В небе летит самолет.

Мальчик помогает своей бабушке.

Инструкция: «Ребята, я сейчас скажу предложения. Вы внимательно их слушаете, постарайтесь запомнить. После того как я их назову, вы постарайтесь повторить их без ошибок.

Ход упражнения.

Психолог читает детям фразы, после прочтения предлагает их повторить.

6. «Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу

Инструкция: «

Ход упражнения .

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

Занятии № 5.

Цель: развитие зрительной, слуховой ассоциативной памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы будем с вами здороваться носиками. Каждый из вас будет прислоняться носиком друг другу. При этом не забывайте говорить «доброе утро», и сосед должен в это время тоже сказать «здравствуй или доброе утро».

Ход упражнения.

Дети стоят, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнение.

2. игра на развитие зрительной ассоциативной памяти.

Цель: развитие зрительной ассоциативной памяти.

Стимульный материал: 7 цветных карточек, произвольно сгруппированных с предметными картинками попарно: капуста – красная, белка – синяя, цветок – белая, шуба – желта, редиска – зеленая, полотенце – оранжевая, портфель – фиолетовая.

Инструкция : «Ребята, сейчас я покажу вам цветные карточки с картинками. Внимательно посмотрите на них, постарайтесь запомнить, на какой из карточек находится каждый предмет. Карточки я убираю. А сейчас буду показывать вам цветные карточки без картинок. Вы должны мне назвать какая картинка была на красной карточке, какая на синей, белой и т.д.»

Ход упражнения.

Психолог показывает детям 7 цветных карточек, просит их запомнить. После, предъявляются пустые цветные карточки, а дети называют картинку соответствующую этой карточке.

3. Упражнение « Расскажи сказку»

Цель: развитие зрительно – слуховой и ассоциативной памяти.

Стимульный материал: Сказка «Лиса и рак». Пиктограммы по содержанию сказки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам сказку «Лиса и Рак» с помощью рисунков (пиктограмм). Постарайтесь запомнить ее, потом будем пересказывать, глядя на рисунки (пиктограммы).

Лиса встретила Рака и говорит ему:

Давай с тобой перегоняться.

Ну, что ж, Лиса, давай.

Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост.

Добежала Лиса до места, обернулась посмотреть, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит: «А я тебя тут давно жду!»

Ход упражнения.

Психолог дает установку на запоминание. Рассказывает сказку с помощью пиктограмм. После прочтения сказки, предлагает пересказать детям.

4. Упражнение «Повтори движение»

5. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Цель: развитие слуховой и ассоциативной памяти.

Стимульный материал: пары слов – праздник – подарок, лимонад – прохлада, стол – пирог, шапка – шарф, ваза – цветок, пчела – мед, дом – окно, будка – собака.

Инструкция : « Сейчас я буду называть слова, добавляя к ним другие. Которые связанны с первым по смыслу. Слушайте внимательно, запомните эти слова.

Ход упражнения.

Психолог зачитывает слова, дети слушают. После прочтения повторяют их.

6. «Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу

Инструкция: «

Ход упражнения .

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

Занятие №6

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

1. «Слепые фотографы (М.Сигимова)»

Цель- развитие памяти, внимания, тактильной чувствительности.

Возраст-4-5 лет

Стимульный материал - несколько игрушек, кубики.

Ход упражнения - детям предлагают запомнить (сфотографировать) несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали.

2. «Запомни движение»

Цель - упражнение развивает зрительно-моторную память и внимание.

Ход упражнения - Педагог выходит на середину комнаты.Дети внимательно следят за движениями его рук и запоминают их.Затем педагог останавливается,а дети должны повторить те движения,которые он им показал.

3. «Чего не стало?»

Цель .Игра развивает зрительную память.

Стимульный материал- муляжи фруктов и овощей.

Ход игры - на столе у педагога разложены муляжи фруктов и овощей. По просьбе педагога дети закрывают глаза, а он убирает со стола один из овощей. Дети по сигналу педагога открывают глаза и называют тот овощ, которого не стало.

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Ход упражнения -дети в течение 10-15 секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все красные предметы (или синие).Один ребенок начинает перечисление, а другие ему помогают. Повторяться нельзя.

5. Упражнение «Отдыхаем»

Цель

Ход упражнения . Педагог предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза. Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз, свободно свисают. Лицо неподвижно. Голова немного опущена.Тело расслаблено.Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В комнате тихо. Все сидят тихо. Слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, ловкими, быстрыми, смелыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими.

Занятие №7

Цель: развитие слуховой памяти и слухового внимания.

1. Игра"Повстречались

Цель - в процессе игры дети тренируют тонкие движения пальцев рук и закрепляют знания об особенностях голосовых реакций животных.

Ход игры. Вначале текст произносит педагог, а затем дети, исполняют роли животных.

Инструкция: «Педагог. Повстречались два котика.(Соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка.)

Ребенок. Мяу-мяу!

Педагог. Два щенка.(Соединяет безымянные пальцы.)

Ребенок. Гав-гав!

Педагог. Два жеребенка.(Соединяет средние пальцы.)

Ребенок. Иго-го!

Педагог. Два поросенка.(Соединяет указательные пальцы.)

Ребенок. Хрю-хрю!

Педагог. Два бычка.(Соединяет большие пальцы.)

Ребенок. Му-у!»

2. Упражнение "Кто больше знает имен"

Цель - Упражнение развивает слухоречевую память.

Ход упражнения . Педагог объясняет детям, что он будет называть какое-нибудь имя рядом сидящему.Тот должен повторить его и назвать следующему участнику свое имя и т.д., по кругу.

3. Игра «Я положил в мешок»

Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.

Ход игры . Взрослый начинает игру словами:"Я положил в мешок яблоки",- следующий играющий добавляет еще одно слово:"Я положил в мешок яблоки и ананасы",-третий говорит:"Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины",- и т.д.

4. Игра "Плавает, летает, рычит."

Цель : Игра развивает слуховую память и слуховое внимание.

Стимульный материал : карточки с изображением птиц, зверей, рыб; бубен.

Инструкция: сейчас мы вместе с вами встанем в круг. Я покажу вам как можно изобразить то или иное движение: рыба- плавает, птица - летает, зверь- рычит.

Ход игры : педагог показывает одну из трех картинок (рыба, птица, зверь), а дети самостоятельно имитируют движения или действия, характерные для рыбы, птицы или зверя. В момент смены картинки педагог ударяет в бубен.

5. Упражнение на расслабление

Цель : Упражнение снимает напряжение с мышц туловища, расслабляет их.

Ход упражнения . Педагог сообщает, что давно не было дождя и овощи

завяли: сначала опустились головки, потом- листики, а потом согнулся весь стебелек до земли. Дети показывают, как завяли овощи. На счет "раз"- опускают головы,"два"- роняют руки вдоль туловища, "три"- приседают на корточки.

Педагог. Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать.(Дети повторяют упражнение в обратном порядке.)

Педагог. Подул ветерок.(Дети поднимают руки над головой.) Зашумели стебельки.(Покачивают руками.) Затих ветерок. (Дети опускают руки вниз)

Занятие № 8

Цель: развитие слуховой памяти

1 «Давайте поздороваемся »

Цель:

Инструкция: ребята, сегодня мы будем здороваться ручками. Сейчас я вам покажу.

Ход упражнения : дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться.

После объяснения дети вместе с психологом начинают выполнять упражнение.

2. Игра-имитация "Дождь"

Цель: развитие слуховой, двигательной памяти, речи, внимания.

Инструкция . Психолог читает стихи, дети выполняют соответствующие движения.

Инструкция: « Ребята, я вам буду читать стихотворение, и показывать движения. Вы смотрите, и повторяйте за мной.

Плыли тучи дождевые: - Лей, дождь, лей!-

(Дети изображают тучки)

Дождинки пляшут, как живые: -Пей, рожь, пей!

(Дети подпрыгивают на носочках, протягивают руки, чтобы напоить рожь.)

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.

(Дети склоняются, как колоски, делают движения, как пьют водичку.)

А теплый дождь неугомонный льет, льет, льет...

(Дети стучат пальчиками по полу, быстро и звонко хлопают в ладоши.)

Вышла Женя погулять,

Стала дождик умолять:

"Дождик, дождик, подожди,

Дождик, дождик, не дожди.

(Дети поднимают руки вверх и просят дождик перестать.)

Ты нам не нужен, не нужны и лужи."

(Дети быстро- быстро топают ножками.)

3. «Кто больше знает имен»

Цель: Упражнение развивает слухоречевую память.

Ход упражнения .Педагог объясняет детям, что он будет называть какое-нибудь имя рядом сидящему.Тот должен повторить его и назвать следующему участнику свое имя и т.д., по кругу.

4. «Сонар- улавливатель звуков» (М. Сигимова)

Цель: Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

Ход упражнения . Психолог предлагает представить, что у них есть волшебный прибор, который помогает услышать любые звуки. И вот этот прибор включен. Что можно услышать в комнате?А на улице?

5. упражнение на развитие слуховой памяти.

Цель : развитие слуховой памяти.

Инструкция : сейчас я прочитаю 10 слов, а вы постарайтесь их запомнить и потом

рассказать мне, кто что запомнил.

Ход упражнения : психолог зачитывает слова, например:ветка, тигр, лепесток, воробей, лист, соловей, волк, ствол, попугай, лиса.Затем спрашивает у каждого из детей, что он запомнил.

6. Упражнение « На берегу»

Азбука общения, Детство-пресс, СПб, 2002г.

Цель: упражнение учит расслабляться.

Ход упражнения. Психолог предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря. Вокруг вас теплый, ласковый песок. Вам предлагается почувствовать, как тепло и приятно вашим головам. Вы можете протянуть руки и ощутить в ладонях теплоту песка, пропустить его через пальцы.Дети могут представить его ласковое и приятное прикосновение. Представляют, как ласково греет солнышко.

7. «Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция:

Ход упражнения

Занятие № 9

  1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: «

Ход упражнения:

  1. Упражнение «Подбери слово»

Цель :

Стимульный материал:

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова – признаки. Например: холод (зимний), солнце (теплое, желтое, яркое и т.д.) »

Ход упражнения:

Цель:

Стимульный материал:

Инструкция:

Ход упражнения: Психолог показывает карточки ,

Цель: развитие смысловой памяти и логического мышления.

Стимульный материал

Инструкция:

Ход упражнения:

Цель:

Ход упражнения:

6. «Прощание»

Цель:

Инструкция: «

Ход упражнения

Занятие №10

Цель: развитие зрительной памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: ребята, сегодня мы будем здороваться щечками. Сейчас я вам покажу.

Ход упражнения : дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться. После объяснения дети вместе с психологом начинают выполнять упражнение.

2. Игра «Веселые колокольчики» (пальчиковая гимнастика)

Цель: игра дает возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений.

Инструкция : «послушайте потешку про пальчики и вслед за мной поочередно загибайте пальцы рук.

Пальчик - пальчик,

Где ты был? С этим братцем-

В лес ходил,

(Дети загибают первый пальчик.)

С этим братцем - Щи варил,

(Дети загибают второй пальчик.)

С этим братцем - Кашу ел,

(Дети загибают третий пальчик.)

С этим братцем - Песни пел!

(Дети загибают четвертый пальчик.)

Пел, пел и уснул.

(Все пальцы сжаты в кулак.)»

3. Упражнение «Что изменилось»

Цель: развитие зрительной памяти, навыков счета.

Ход упражнения : из палочек выкладывают фигуры, затем один из детей отворачивается, а другой что- то меняет в фигуре (убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.

4. Игра «Как упали палочки?»

Цель: развитие зрительной паияти и внимания.

Стимульный материал : палочки.

Ход игры : психолог бросает палочки на стол и предлагает детям на счет "раз, два, три " запомнить, как они легли, затем он закрывает палочки и дает задание детям взять столько же палочек и так же разложить их. Потом работы детей сравнивают с оригиналом.

5. Упражнение «Что не так?»

Цель : упражнение тренирует зрительную память.

Стимульный материал : палочки.

Ход упражнения : психолог делит детей на две команды: мальчиков и девочек. В роли отгадчиков вначале может выступать команда мальчиков. Психолог договаривается с девочками о каких- то изменениях в деталях одежды и прически (развязанный бант, разная обувь на ногах, неправильно или сзади застегнутые пуговицы, разного цвета носки или гольфы и т. д.).Девочки вместе с психологом предлагают мальчикам отгадать, что изменилось в их внешности.

Затем команды меняются ролями.

6. Упражнение «Отдыхаем»

Цель - упражнение учит расслабляться.

Ход упражнения . Педагог предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза.

Инструкция: «Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз, свободно свисают. Лицо неподвижно. Голова немного опущена.Тело расслаблено.Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В комнате тихо. Все сидят тихо. Слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, ловкими, быстрыми, смелыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими».

7. « Прощание»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция: Ребята, наше занятие закончено.Давайте попрощаемся. Вставайте в круг, ставьте свои кулачки в столбик.

Ход упражнения : Дети стоят по кругу, Психолог показывает и объясняет, как будет проходить ритуал прощания.

Занятие № 11 (дополнительное)

Цель: Развитие смысловой памяти.

  1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться носиками. Сейчас я вам покажу».

Ход упражнения: Дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться. После объяснения, дети вместе с психологом начинают выполнять упражнения.

  1. Упражнение «Подбери слово»

Цель

Стимульный материал: набор слов: стол, вода, снег, дым, луна, трава, день, окно, крик.

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова – признаки. Например: холод (зимний), солнце (теплое, желтое, яркое и т.д.)

Ход упражнения: Психолог называет слова, дети произносят слова – признаки.

3 . Упражнение «Узнай и назови»

Цель: развитие знаково-символической функции памяти.

Стимульный материал: разные символы, изображенные на карточках, 10 карточек. К каждой карточке соответствующее слово: сказка (сердце), река(волнистая линия), дождь (стрелка влево), солнце (три кружка), горка (наклонная линия), топор (зигзаг), цветок (треугольник), мышка (овал), дверь (прямоугольник), дерево (крестик).

Инструкция: «Дети, перед вами карточки с изображением разных символов, вам нужно запомнить слова, обозначающие эти символы. Сейчас я их назову».

Ход упражнения: Психолог показывает карточки , при этом к каждой карточке называет соответствующее слов. Дети внимательно смотрят, запоминают.

4. Упражнение «Назови по смыслу»

Цель: развитие смысловой памяти и логического мышления.

Стимульный материал : 6 пар слов, связанных между собой, по смыслу: яйцо – курица – (цыпленок),

Лес – дерево – (доска), дом – город (улица), река – озеро – (море), шуба – холод – (мороз), птица – полет – (гнездо).

Инструкция:

«Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова которые подходят по смыслу. Например: ночь – луна – звезды».

Ход упражнения: Психолог называет слова, дети произносят слова подходящие по смыслу.

5. Упражнение «Разговор с лесом»

Цель: упражнение развивает умение расслабляться.

Ход упражнения: психолог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы и др. Психолог предлагает детям «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо свежему ветерку.

6. «Прощание» Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника.

Цель: объединить детей, все дни занятий в единую прграмму.

Инструкция: « Ребята, наше занятие закончено. Давайте попрощаемся. Ставьте в круг, свои кулачки в столбик.

Ход упражнения : Дети стоят по кругу, психолог напоминает, как будет проходить ритуал прощания.




Понравилась статья? Поделитесь ей