Контакты

Психогенный инфантилизм представляет психическое развитие. Детская патопсихология. Психическая и физическая недозрелость - психический инфантилизм

Психический инфантилизм (ОТ инфантильности к просветлению)

Инфантилизм (от лат. infantilis - младенческий, детский) представляет собой универсальное психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Инфантильность проявляется в неадекватной хронологическому возрасту приверженности к детским образцам поведения. Различают инфантилизм врожденный и приобретенный; общий и частичный.

При общем – черты детскости проявляются в физическом и психическом складе. У ребенка отмечаются отставания в росте и весе (при этом сохраняются пропорции тела), а также особенности мимики и жестикуляции, свойственные более раннему возрасту. В психическом складе личности на первый план выступает незрелость эмоционально-волевой деятельности при относительно сохранном интеллекте.

Для частичного инфантилизма характерна дисгармоничность психических свойств – раздраженность, неуравновешенность, нарушение поведения, которое подчиняется, прежде всего, желаниям настоящего момента. Признаки незрелости психики сочетаются с нормальным или даже опережающим физическим развитием.

Причиной возникновения инфантилизма может быть:

— органическое происхождение – поражение центральной нервной системы в результате черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний и др.;

— соматогенно обусловленный инфантилизм возможен при эндокринных нарушениях, хронических истощающих заболеваниях, а также при поражениях некоторых внутренних органов (печени, почек, сердца);

— психогенно обусловленный инфантилизм — чаще всего следствие изнеживающего воспитания и гиперопеки.

Рассмотрим еще одно возможное основание для возникновения психического инфантилизма. Для этого обратимся к идее ментального метаболизма, изложенного в работе Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия».

Ментальный метаболизм – идея обмена веществ как принципа функционирования организма, перенесенная в область психической жизни. Психика является функцией живого организма и формируется в процессе его развития, в основном в периоды возникновения и реализации естественных потребностей. Иначе говоря, для развития человека необходимо получение каких-либо необходимых веществ из внешней среды. Эти вещества не могут быть усвоены напрямую, поскольку они включены в состав каких-то объектов внешнего мира. Для того чтобы усвоить «вещества», надо построить сложную поведенческую цепочку: во-первых, найти в окружающем мире объект, в котором содержатся необходимые «вещества», во-вторых, разрушить, измельчить этот объект, чтобы он стал удобен для усвоения, переработать полученное и включить необходимое во внутреннюю среду организма, и, в-третьих, выбросить из организма ненужные остатки. Идея заключается в том, что аналогично тому, как человек удовлетворяет пищевую потребность, он получает необходимые «вещества» для поддержания и развития своей психики.

Обратимся к истокам формирования способности удовлетворять потребности организма. Перлз выделяет четыре стадии развития инстинкта утоления голода: — пренатальную (до рождения); — предентальную (грудной младенец); — резцовую (кусание); — молярную (откусывание и пережевывание).

На начальной стадии эмбрион ничем не отличается от любой другой ткани матери. Он получает кислород и необходимую ему пищу в разжижином и химически подготовленном к усвоению виде через плаценту и пуповину. На первых порах все продукты доставляются к тканям зародыша без какого бы то ни было усилия с его стороны, хотя позднее в их распределение включается сердце эмбриона. С рождением ребенка пуповина перестает выполнять свои функции и для того чтобы остаться в живых младенцу приходится самостоятельно добывать себе кислород, т. е. начать дышать, и научиться самому поглощать пищу. Появляется первый вид активной деятельности, который приходится выполнять младенцу – присасывание, после чего кормление сводится к конфлюенции («confluence» — от лат. «fluere» — течь).

Перед тем как перейти к рассмотрению психологических аспектов дальнейших стадий остановимся на проблеме нетерпения – одном из проявлений инфантилизма. Многие взрослые люди относятся к твердой пище так, как если бы она была жидкой. Таких людей характеризует нетерпение. Они требуют немедленного утоления своего голода (как впрочем и различных ментальных потребностей), не находя интереса в разрушении твердой пищи. Нетерпеливость сочетается у них с жадностью неспособностью достичь удовлетворения. И это очень похоже на нетерпение грудного младенца на стадии присасывания. Когда взрослых одолевает жажда они ведут себя подобным образом и не видят в этом ничего предрассудительного. Но те люди, что заглатывают куски целиком, глотают не только жидкую, но и твердую пищу, объясняя это нехваткой времени. В результате у них не развивается ни способность пережевывать, т. е. тщательно переработать что-либо, ни умение выносить напряженное ожидание. Попробуем найти объяснение этому факту. Для этого закончим анализ предентальной стадии и перейдем к резцовой.

Итак, у ребенка прорезаются передние зубы – появляются первые орудия для разрушения твердой пищи. Соски матери становятся «объектом кусания». Укусы соска могут оказаться болезненными для матери. Не понимая биологической природы детского желания укусить или имея чувствительный сосок, мать способна расстроиться и даже отшлепать младенца. Повторное наказание обуславливает подавление кусания. Кусание идентифицируется с причинением боли и самим чувством боли. Травма наказания, однако, встречается реже, чем травма фрустрации при отлучении от груди (преждевременном или внезапно проведенном). Чем сильнее запрещается кусательная активность, тем менее ребенок окажется способным энергично вцепиться в предмет в том случае и тогда, когда этого требует ситуация.

Такое поведение закрепляется окончательно на четвертой (молярной) стадии откусывания и пережевывания. Прерываемая активность может служить формированию инфантильных качеств. Активность, постоянно встречая сопротивление, приспосабливается к среде тем, что подавляет потребность к развитию. Далее индивид, выявив выгоды, отстаивает навязанное поведение как желаемое, когда среда пытается активизировать его к деятельности.

Подкрепление инфантильного поведения развивается по трем типам. Психологический инфантилизм первого типа (по В. В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценить ситуацию, изменить поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы. Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» — ребенок 4-5–ти лет напоминает 2-3 –летнего. Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно. Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у специалиста. Младенчество слишком затянулось. Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и вначале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза.

Незрелость психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г. Е. Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития. Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций. Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятельный. Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность. Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его. То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. У психически инфантильного по второму типу нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. С возрастом, на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье. К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)

Третий тип психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая от жизни, родители искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания. Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца. Семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается. Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться! Родители, склонные к гиперопеке, задумайтесь: после пяти с половиной лет ваш ребенок уже может пребывать в таком состоянии, как если бы ему повредили мозг!

Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически ребенок развит абсолютно нормально, но ведет себя неадекватно своему возрасту: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности. Не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.

При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз. Психотерапевт профессор М. Е.Бурно в своей систематике характеров, описывая психопатические личности — неустойчивые и истерические представляет инфантильность, как неотъемлемую черту в формировании таких характеров.

НЕУСТОЙЧИВЫЕ личности. Здесь на первый план выступает душевная неустойчивость. Такой человек, подобно мягкой глине, не имея твердой конструкции собственных принципов, чрезвычайно податлив чужим влияниям, плохим и хорошим. Воспитание в духе безнадзорности, несомненно, способствует здесь утяжелению картины. Без заботливого и строгого глаза, без "ежовой рукавицы" такой человек, быстро и легко спивается, ввязывается в воровскую компанию, запутывается в сексуальном разнообразии и т. п. При всем этом он симпатичен, мягок, нежен, лиричен. Искренне раскаявшись в своих проступках, горячо попросив прощения с крупными чистыми слезами, он через час после этого, встретившись с приятелями, загорается лихим желанием забыться-повеселиться. Такой человек способен и сам себе внушить, что необходимо ему сделать в данный момент именно то, что ему хочется. Он врет — и в этот момент искренне верует, что не врет, а говорит сущую правду.

Он часто склонен к вере в мистику, в потустороннее, но и эта зачарованность у него не стойкая, как увлекательная детская игра. Он может искренне играть то в баптизм, то в православие, то в магометанство, то с не менее искренним жаром читать атеистические лекции. Брак двух неустойчивых нередко являет собой картину одновременно и детски-смешную, и печально-трагическую. Супруги то дерутся, то буквально через десять минут безудержно целуются. Поссорившись с женой, неустойчивый ювенил горстями глотает валериановые таблетки, грозится застрелиться, повеситься, пишет избитой им жене из другой комнаты на многих страницах изобличающее ее объяснение, а ему уже давно за сорок. Неустойчивые, как правило, неряшливы (разбросанная одежда, окурки в углах и т. п.). Многие из неустойчивых отличаются довольно яркими художественными способностями. Большинство же — романтически "шатается" по жизни без стойких интересов и глубоких привязанностей, часто меняя места работы, попадая в скверные компании, спиваясь, наркотизируясь. Следует относиться с осторожностью к искренним обещаниям, деловым предложениям, информативным сообщениям таких людей.

ИСТЕРИЧЕСКИЕ (ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ) личности. У них на первый план выступает не всегда приемлемое яркое стремление находиться в центре внимания, жадно впитывать в себя зрителей: эгоцентризм ("Я в центре"). Эгоцентризм сочетается с душевной холодностью ко всему, в чем не заинтересован, с потребностью лицемерить, плести интригу, дабы заставить события вращаться вокруг себя. Человеку с истерическими чертами характера важно, прежде всего, чтобы о нем говорили, чтоб с ним возились, и он готов всеми средствами, в том числе и дурными, обратить на себя внимание.

Нельзя сказать, что человек с истерическим рисунком личности делает все это сознательно-продуманно — многого в своем поведении он инфантильно не осознает, вытесняет из сознания. В отличие от неустойчивого в истерическом характере нет внутренней мягкости, сердечности, но есть нередко деловитость, аккуратность в делах, четкость. Интеллигентный истерик может быть даже немногословным и создавать внешнее впечатление твердых принципов. Однако в глубине души он также по ювенильному "всеяден" во всех отношениях (в частности, в своих интересах к произведениям искусства), как и неустойчивый. Человек с истерическим складом часто считает свою "всеядность" редкой способностью гармонично развиваться. Именно гармоничностью и блестящей памятью радует он в школе и институте своих родителей, сея в них надежды, что пойдет очень далеко. Понятно, что истерические личности, сообразно своему душевному складу, тянутся на посты начальников.

Если ювенильный характер не выступает за рамки здоровья (нормы), то говорят об ювенилизме как о характерологической особенности — говорят о здоровых ювенильных людях. Но у больных истерическим неврозом истерические реакции — ступор, припадки и т. д.- возникают в ответ не только на чрезвычайный, угрожающий жизни раздражитель, но и в ответ на обыкновенные, будничные неприятности (неудача по работе, кухонная ссора и т. д. В принципе истерическая реакция может возникнуть у каждого человека, так как у каждого есть "подкорка", "животная половина" (термин И. П. Павлова). И, конечно, предрасположены к истерическим реакциям дети, даже здоровые. Грудной ребенок вообще представляет собой прекрасную "модель" истерии, когда он "закатывается в плаче", выгибаясь дугой в руках матери. Малыш выражает неудовольствие трясением ручек, ложится на пол и бьет ножками, причем в плаче у него суживается сознание, как у истерика в припадке. Это тоже в широком смысле истерическое реагирование, но не патологическое, а "возрастная норма". Хотя, безусловно, малышей следует всячески отучать от подобных "истерик", дабы это не выросло в истерию-болезнь.

В норме — психическая незрелость (инфантилизм, ювенилизм — лam. juvenilis — юношеский) проявляется свойствами, естественными для здорового ребенка и юноши, девушки.

Это, прежде всего некоторое легкомыслие и "легкочувствие". Детству и юности свойственны известная неглубокость интересов и, значит, неустойчивость их, легкая переключаемость. Ребенок познает мир, прежде всего живыми ощущениями и образами, не вникая в его сложность. Да и пессимистические раздумья здоровой юности о смысле жизни также отличаются более театрально-художественным движением души , нежели философски-глубокой продуманностью. Ребенок и юноша не способны зрело переживать, например, смерть близкого человека. Тут больше внешне яркого, двигательного переживания (плач, трагические движения), весьма быстро проходящего, нежели стойкой, глубокой, но внешне тихой и малоподвижной тоскливости. Мозг ребенка и юноши (девушки) просто не способен по своей возрастной нежности, незрелости переживать горе по-взрослому, не способен серьезно тревожиться о завтрашнем дне. Дети и юноши нередко живут эмоцией настоящей минуты. Спрятав от родителей дневник с двойкой, соврав им, что дневники отдадут в понедельник, школьник легкомысленно думает: «Вот в воскресенье повеселюсь, а в понедельник будь что будет!"

Другое яркое инфантильно-ювенильное свойство — красочность, образность мышления, склонность к ярким фантазиям с верой в истинность нафантазированного. В детстве почти все любят рисовать цветными карандашами и красками, и удовольствие получают от яркости своих картинок. С годами, по мере созревания мозга мы все более "загружаемся" отвлеченными размышлениями, блекнут краски наших рисунков, пропадает и желание рисовать. Лишь у здоровых людей ювенильно-художественного склада остается на всю жизнь чувственно-образная манера познания мира.

Еще одно инфантильно-ювенильное свойство — стремление находиться в центре внимания, стремление казаться значительным, дабы занимались тобой, восхищались или негодовали, но только не относились равнодушно. Наконец, еще одна ювенильная черта — упрямое стремление поступать вопреки советам и просьбам старших, начальников и т. д. Этот здоровый детский негативизм, известный почти всем родителям, со временем превращается в юношеский, "протест", когда молодой человек, бессознательно чувству свою душевную слабость, незрелость, пытается изо всех сил представиться взрослым.

"Психологическая защита" ювенильных личностей обычно проявляется бессознательным вытеснением из сознания каких-то травмирующих моментов. Например, он искренне "забывает", что жена больна и надо пораньше приехать домой, когда ему очень хочется поехать в компанию друзей. На различные душевные травмы ювенильные люди обычно отвечают истерическими невротическими реакциями, которые могут сцепляться в истерический невроз. Эти реакции и невроз, есть, по сути дела, также вытеснение из сознания травмирующей ситуации с помощью "ухода в болезнь" истерическими средствами.

Ювенильные личности, а также их близкие должны знать, что люди с таким характером в любой обстановке практически способны сдерживать свои негативные стремления, а значит, отвечать за них полной мерой. Мы рассмотрели несколько возможных путей формирования психического инфантилизма в норме и патологии. Далее обозначим некоторые социальные образы и роли с доминирующей инфантильной составляющей.

АЛЬФОНСЫ. "Как же ей повезло, моей невесте, завтра мы идем тратить все ее деньги вместе…" — эти слова из известной песни Ильи Лагутенко емко описывают мысли и психологию любого альфонса. Среди этого типа мужчин встречаются не только инфантильные хлюпики, алкаши и наркоманы, но и настоящие мачо — сильные, спортивные, красивые. Ведь чем больше у дамы денег, тем более качественный "товар" она хочет заполучить. Однако далеко не каждой это удается. Психологи считают, что альфонсов становится больше по трем основным причинам: это легкий способ зарабатывания денег, желание острых ощущений, авантюризма или же инфантильный тип характера мужчины. По мнению психологов, фактически альфонсом постепенно в той или иной мере становится любой нормальный среднестатистический мужчина, который находится рядом с самодостаточной женщиной и ему просто нечего ей дать.

ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ. Как у мужчин, так и женщин, склонных к гомосексуальности, отношения длятся непродолжительное время. Невротическое пристрастие к ощущению неудовлетворенного желания или, другими словами, невротическая потребность постоянно жаловаться, крепко держит их в своих тисках и все время заставляет искать новые иллюзии. Гомосексуальные чувства, иногда превозносимые как "чистая любовь", на самом деле не имеют никакого отношения к подлинной любви. Ибо эти чувства эгоцентричны по своей природе. Это любовь, просящая любви и внимания, молящая о них. И это становится очевидным из того, чем обычно заканчивается гомосексуальное партнерство. Партнер нужен лишь для того, чтобы удовлетворить потребность инфантильного "эго", а не потому, что он любим как нечто самоценное. Люди, склонные к гомосексуализму, как и другие невротики, страдают от компульсивной жалости к себе Эмоциональный инфантилизм людей с гомосексуальным комплексом заставляет их действовать и мыслить, как это делают дети, и, фактически, подавляет нормальное эмоциональное развитие в степени, зависящей от силы самого комплекса. "Внутренний ребенок" прошлого сохраняет инфантильные установки и чувства по отношению к представителям противоположного пола. Гомосексуальный мужчина продолжает ненавидеть женщин и видит в них завоевателей, непрошено вторгающихся в его жизнь, или соперников, стремящихся украсть у него друзей, или просто "этих глупых девчонок", которые только портят мальчишеский мир. Возможно, он до сих пор боится их и чувствует себя в их присутствии неполноценным, стыдясь своей недостаточной мужественности. Бывает, что он продолжает видеть в некоторых женщинах фигуры материнского плана, способные защитить и утешить, а не взрослых особей женского пола, к которым он должен относиться как взрослый мужчина. Человек в целом — это всегда больше, чем его инфантильная личность, хотя некоторые гомосексуально ориентированныe люди, действительно, могут производить впечатление очень незрелых. Если же мы посмотрим более внимательно, то обнаружим у каждого гомосексуала, будь то мужчина или женщина, множество взрослых качеств и устремлений. Психотерапевт имеет дело именно со взрослой частью гомосексуальной личности и именно к ней адресуется в своем воздействии, именно от этой части мы можем ожидать реалистичного взгляда на себя, доброй воли и другой целительной энергии. Взрослая часть личности наиболее интересна и богата. Инфантильная — наиболее ригидна и стереотипна. В повседневной жизни нам, главным образом, приходится наблюдать причудливую смесь зрелости и ребячества в одной и той же личности .

Источником БИСЕКСУАЛЬНОСТИ служит как раз эта двойственность личностной структуры. Сексуальная ориентация взрослой составляющей, прошедшей весь цикл развития до конца, направлена на объект зрелой сексуальности — на противоположный пол. "Жалующийся ребенок", со своей стороны, тянет человека к объектам незрелой сексуальности. Поскольку одна часть бисексуальной личности способна подавить другую, то становится очевидным, что гетеросексуальность таких людей неполноценна.

КИДАЛТЫ (от английских kid, ребенок и adult, взрослый).Отличительными признаками кидалтов можно назвать сознательное уклонение от ответственности, соответствующей их взрослому статусу. Нежелание обзаводиться семьей, детьми, даже подчас собственным жильем. Продлить детство живя в возрасти за 30 в родительском доме, за родительский счет. Менталитет застрявших в бесполой оральной фазе настроен на поиск развлечений, не требующих усилий, не способных на творчество. Это идеальные потребители. В последние годы именно в России феномен приобрел широкое распространение. Может, сказывается до сих пор незабытое, недоигранное, перестроечное детство? Может быть виноват высокий процент неполных семей — ведь кидалт не стремится доказать свою мужественность. у него нет такой мотивации – ему комфортно в маске мальчика. Искаженное восприятие роли мужчины в семье слишком часто перекликается с проблемой отсутствия формирующего авторитета отца. Но и другой вариант возможен — гиперопекающие, контролирующие семьи также провоцируют развитие инфантилизма, привычку всю ответственность и решения переложить на чужие «взрослые» плечи. Можно ли кидалту стать взрослым? Безусловно, главным для этого является его сильная мотивация, когда человек пришел к стойкому желанию, не может жить по-старому, и сильно хочет перемен в своей жизни. Излечение должно осуществляться в рамках семейной психотерапии, когда вместе с «ребенком» присутствуют его родители. Именно в лоне долговременной психотерапии можно проработать вторичные выгоды, которые имеются у родителей от поведения их ребенка. Родители кидалта обременены внутренним конфликтом, который состоит в следующем, с одной стороны они негативно относятся к инфантилизму своего дитяти, но с другой стороны им нравится сохранять возможность управления им, поэтому они бессознательно не хотят, чтобы он взрослел.

Такой же конфликт имеет место в семье, где молодая жена, вышедшая замуж за инфантильного супруга, с одной стороны заинтересована в развитии семьи (которое может санкционировать муж), но с другой ей нравится им управлять. Таким образом, можно наблюдать театр инфантильных отношений среди людей имеющих свою семью.

Рассмотрим некоторые сценарии, представленные в авторском проекте психолога Юрия Молчанова:

Запрос от инфантильных женщин: «Будь мне опорой (я неполноценная или с низким самоуважением) и хорошим, заботливым папочкой (я маленькая и пугливая девочка)! Мне объяснили, что нужно найти сильного мужчину и стать его частью, как бы присвоить его силу себе, только так можно почувствовать в себе уверенность. Иначе я обречена на вечную тревогу и страхи. Я верю, что единственное достоинство женщины – это ее сексуальность и способность соблазнять. Поэтому я только этим и озабочена, с утра до вечера, а как же – иначе я сразу чувствую слабость и никчемность.

1. Вариант развития – отношения созависимости. Мужчина: «Хорошо. Меня раздражают взрослые женщины, потому что они хотят слишком многого. Поэтому мне гораздо проще жить с маленькой девочкой. Купил ей гостинец — и нет проблем! Мне очень нравится эта власть и значение, которым ты меня наделяешь. Я не люблю (боюсь) независимых и состоятельных женщин и равноправные отношения в браке. Мне будет в будущем скучно с тобой, и я буду временами тебя обесценивать. Но ты будешь разыгрывать свою козырную карту – беззащитную и обиженную девочку – и я растаю. Ну кто же устоит от соблазна, чувствовать себя могучим, большим и милостивым? Ты накачиваешь меня этими эмоциями как маленький насос которые будут накачивать меня чувствами и значимостью, потому что внутри меня много пустоты, а сам я себя наполнять не умею…».

2. Вариант развития — конфликт. Мужчина: «Нет! Я хочу быть просто мужчиной, самим собой. Я никому и ничего не должен доказывать или обосновывать!». Женщина: «А-а, да ты предатель! Если не соответствуешь моим ожиданиям – ты сволочь! И вообще, ты — ненастоящий мужчина, не джентльмен и т. п. (не папа)!».

Запрос от инфантильных мужчин: «Будь мне мамой (я еще подросток) – постоянно думай и заботься обо мне, корми и обслуживай меня. Я буду перекладывать на тебя всю ответственность, и периодически раздражаться на тебя. Особенно тогда, когда ты будешь пытаться влезть мне в душу или в мои дела, напоминая мне мою мать, которая все никак не может оставить меня в покое. Я ощущаю себя в чем-то, постоянно виноватым мальчиком — поэтому я буду много врать тебе. Ведь мама с папой любили и принимали меня только тогда, когда я был ненастоящим, изображая для них какую-нибудь роль. Только так я и выжил. Я очень хорошо научился играть роли. Стоять у кассы, расплачиваясь за покупки и разговаривать "через окошко" с администраторами в различных учреждениях, что-нибудь у кого-нибудь спрашивать — все это я поручу тебе. Так мне удобнее — я ведь не очень-то уверен в себе в общении.

1. Вариант развития — отношения созависимости. Женщина: «Хорошо, я согласна. Мне объяснили, что мое предназначение – это забота и обслуживание мужчины, и воспитание детей. И я верю, что только в этом случае я смогу быть счастлива и никак иначе. Чтобы не чувствовать себя и душевной боли, мне нужно тотально посвятить всю себя заботе о ком-либо. Мужчина с инфантильной психологией очень хорошо для этого подходит. Он, скорее всего, от меня никуда не денется.

2. Вариант развития — конфликт. Женщина: «Нет! Я хочу быть просто женщиной, самой собой. И я никому ничего не должна доказывать или обосновывать!». Мужчина: «А-а, да ты стерва! Что ты о себе возомнила (уважения захотела)? Хочешь из меня подкаблучника сделать (равноправные отношения)? И зачем мне такая жена (мне нужна кухарка и горничная)? Да кому ты такая (независимая) нужна? Нелегко осознавать эти игры и пласты сознания. Мало кто искренне желает, чтобы все люди становились по-настоящему взрослыми и осознанными. Детьми ведь проще управлять, их легко использовать в своих целях, а также запугивать или давать надежду, рассказывая сказки. Взрослый, осознанно живущий человек – угроза властителям душ, умов и тел.

К. Юнг назвал свою эпоху «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом». Причину он видел в «глупых и ограниченных методах воспитания». Классик утверждал – чтобы воспитывать, самому нужно быть воспитанным. Ведь личность – это не зародыш в ребенке, который сам по себе развивается. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. Детей часто ориентируют чтобы они добивались того, чего не добились родители, им навязывают амбиции, которые родители так и не смогли реализовать. Никто не в состоянии воспитать личность, если сам не является личностью. И не ребенок, а только взрослый может достичь этого уровня развития. Результат – плод жизненных свершений, направленных на достижение поставленной цели.

Достичь уровня личности означает максимально развернуть свою целостность, свою индивидуальную сущность. Личность как полная реализация целостности – недостижимый идеал. Это указатель пути, но никак не цели. Никто не развивает личность только потому, что ему сказали, что это полезно и благоразумно. Природа редко внимает доброжелательным советам. Только каузально действующее принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую .

«Многие призваны, но немногие избраны» — эти слова более всего относятся именно сюда. Ибо развитие личности от исходных задатков до полной сознательности – это харизма и одновременно проклятие. Первое следствие этого развития – обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада. Это одиночество и верность собственному закону. Верность как вера, осознанное решение выбрать собственный путь. Что побуждает человека избирать собственный путь? Не только каузальный мотив, необходимость, еще то нечто, что зовется предназначением.

Чувство предназначенности – это прерогатива не только великих людей, но и обычных. Разница лишь в том, что вместе с убыванием величины предназначение становится все более туманным и все более отдаляется. И место предназначения занимают в конце концов коллективные потребности. Однако личности откликаются на призыв индивидуального голоса и выделяются среди прочих.

По мере того, как человек изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностью, он теряет смысл своей жизни. Инфантильность ассоциируется с потерянной целью, отсутствием цели как таковой. И корни этого лежат еще в детстве. А все из-за того, что родители пытаются убить личность в ребенке, требуя подчинения. Если не подчиняется – применяется сила. Дитя живет в атмосфере полного эмоционального игнорирования. Из него просто делают «второго себя». По счастью природа не вкладывает фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А если никто не спрашивает, не нужно и отвечать.

Голос глубин – это голос более полной жизни, полного и объемного сознания. Поэтому в мифологии рождение героя совпадает с восходом солнца. По этой причине большинство подобных героев обладает солнечными атрибутами, а момент рождения их великой личности называется просветлением.

Ольга Шамсутдинова, психолог Глорис — Новосибирского Центра Психологии

Психический инфантилизм

Психический инфантилизм - психическая и физическая недозрелость ребенка, приводящая при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации (- адаптации к жизни в обществе). Предпосылки к нему создаются генетически, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, болезнями первых месяцев жизни. Его развитию способствует и усугубление неблагоприятных предпосылок эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием.

Первый вариант истинный - базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной вышеприведенными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм и правил поведения и общения, выработка понятий "нельзя" и "надо" , чувства дистанции в отношениях со взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, когда следует соответственно их изменениям менять и поведение, а также способности предвидеть развитие событий, и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Это тот случай, когда ребенок сначала делает, а потом думает. Дети с данной формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на один-два года, и при поступлении в детский сад возникает потребность поместить такого ребенка в младшую группу, а при достижении им школьного возраста оставить его "на дозревание" в детском саду. Такой ребенок нередко выглядит глупым, но это не задержка умственного развития .

При психическом инфантилизме дети начинают говорить вовремя и даже раньше срока, задают вопросы и рисуют в полном соответствии с возрастными нормативами, своевременно осваивают чтение, счет, психически активны и даже бойки. Они нередко высказывают оригинальные мысли, свежо воспринимают природу. Смущает лишь их наивность, детскость не по возрасту и неприспособленность к жизни. Они не то чтобы плохо думают, они скорее просто не задумываются.

Живость психически инфантильного не расторможенность, а скорее жизнерадостность, бьющая через край эмоциональность двух-трехлетнего, хотя на самом деле ребенку уже четыре-пять лет. Его неосмотрительность, неосторожность не от умственного отставания, а от наивности ребенка, не представляющего, что его кто-то или что-то может обидеть. Ребенок с этой формой психического инфантилизма не ведает зла. Его манера вольного обращения со взрослыми не от грубости и бесцеремонности, а от щенячьей радости жизни и той же безоглядной живости, когда отсутствует представление о том, что можно, а чего нельзя.

Психически инфантильные предлагают взрослому побегать и поиграть с ними, порадоваться, не понимая, что маме и бабушке не до этого. Они во всем следуют от себя, от своего восприятия жизни. Они веселы, шаловливы, потому что "сверхдети". Их детскость подкупает взрослых и как-то сама собой подводит к воспитанию психически инфантильных по эгоцентрическому типу, к любованию непосредственностью "малышки", "крошки" до тех пор, пока реальность, необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Таких детей баюкали в младенчестве и не заметили, на какой непростительно долгий срок затянулось баюканье. И инфантильные не хотят взрослеть и даже говорят сюсюкая. Они знают, что такое завтра, но оно для них как бы не существует, они как бы застряли в сегодня.

"Нельзя" и "надо" инфантильные не воспринимают , поскольку задержано развитие лобно-теменных функций мозга, а безутешный плач и истерический протест столь "маленьких" так обезоруживают взрослых, что и время доразвития этих основополагающих понятий нередко оказываются упущенным. Спохватываются тогда, когда требование выполнять "нельзя" и "надо" вызывает у инфантильного уже недоумение, обиду и, естественно, бурный протест. И ребенок капризно требует то, чего нельзя, не приемлет того, что надо, и желает, чтобы все было, как он хочет. Инфантильные добры, но результат их развития таков, что они не понимают, когда можно пошалить, а когда нельзя, так как в семье неприятность или горе.

Сверстники подходят к ним как к равным, потому что физически они развиты и выглядят по возрасту, но общение не получается, ибо инфантильные думают, говорят и поступают как младшие по возрасту. Естественно, такие дети вопиюще несамостоятельны и ничего не умеют , потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. Они не только одеваться, но и есть самостоятельно не желают, и воспитательница в детском саду не знает, плакать ей или смеяться, - четырехлетнего впору брать на руки. И вот результат: инфантильному пришло время идти в школу, а он не готов к ней. Однако возраст есть возраст, требования к нему жесткие, и ребенка с психическим инфантилизмом отправляют в его возрастную среду, где он сталкивается с реальностью и вначале удивляется, а потом огорчается - тяжко, до невроза, конечно, истерического.

Для инфантильных характерна богатая природная эмоциональность, но она не обогащается параллельным развитием качеств истинного ума, обеспечивающих полноценную ориентацию и социализацию, а потому не достигает необходимого по возрасту уровня. Они неподдельно радуются, гневаются, печалятся, симпатизируют, испытывают страх, но все это через край, бурно, безудержно и поверхностно. Их мимика, как и жестикуляция, жива, выразительна. Но они не знают глубокой любви, истинной печали, настоящей тоски. Им неведомы тревожность и чувство опасности. В них нет эмоциональной основательности , чтобы плакал так
плакал, а радовался так уж радовался. Их эмоциональность как летний дождик: и капает, и солнышко, а в результате ни того ни другого.

Более всего у инфантильных страдает волевое начало. Задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременного целеобразования и планирования предопределяет и тенденцию к задержке формирования воли. Неправильное воспитание усугубляет инфантильность волевого фактора у таких детей. Какая уж тут воля, если ребенку до пяти - семи лет неведомы серьезные усилия в преодолении трудностей. Волевой компонент заложен в темпераменте, но и эту его сторону, как и прочие, полезные, не развили. И волевое начало у инфантильного так и не разовьется, если не принять мер к перевоспитанию.

Второй вариант психического инфантилизма - общая психофизическая незрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм , когда ребенок миниатюрен физически и выглядит младше своего возраста социально, по Е.Е. Сухаревой). Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте. Однако недозрелость во втором варианте тотальна. Ребенок не только ведет себя как более младший по возрасту, но и выглядит в пять лет как трехлетний. Он рождается с малым весом и ростом, миниатюрен. Это "мальчик с пальчик" или девочка-"Дюймовочка". Таких детей и называют уменьшительными именами: гуленька, зайчик, малютка. Ребенок с данным вариантом психического инфантилизма грациозен, подвижен, но слаб и хрупок.

Не отставая в психомоторном и психоречевом развитии, своевременно осваивая все навыки и умения, рисование, счет и чтение, такой ребенок еще и музыкален, эмоционально живой, но, как и в первом варианте, у него задерживается дозревание высших социальных функций . Время идет, а ребенок не готов к равноправному общению со сверстниками и вопиюще несамостоятелен. Он из тех, кто не созревает к сроку. Подобное встречается и в животном мире, но там такой детеныш обречен. Выводок уводят, а он остается в логове. Ребенок со вторым вариантом психического инфантилизма - дитя надолго, если это своевременно не преодолевают. Его хрупкость, миниатюрность вызывают тревогу у родителей. У него плохой аппетит, и он часто болеет. Он шалун, но в меру, часто тихоня. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен.

Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. И его воспитание, как правило, приобретает тревожные тенденции. В детском садике воспитательница оберегает его, и это не вызывает протеста с его стороны. Он принимает покровительство старших как должное. Учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже сверстники охотно играют с ним, отводя ему роль маленького, проецируя на него зарождающийся родительский инстинкт, защищают, утешают, если он плачет. И ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна.

Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Если события развиваются в таком же направлении, он, став взрослым, продолжает играть ту же роль. И тогда речь идет о мужчине-сыне, женщине-дочери уже в брачных отношениях, когда его опекает жена, ее - муж.

У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает свою данность. Соответственно у него редок невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Очевидно, что такой человек не приспособлен к жизни и рано или поздно его ждет крах, несостоятельность, своеобразная инвалидность.

Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае к шести - восьми годам ребенок дозревает в высших психических функциях, приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью, компенсируемой физической ловкостью и нормальным здоровьем. Психически инфантильного по второму варианту не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год-два, и к школе дозреет. И вновь мы видим: воспитание решает многое.

Совершенно недопустим третий вариант психического инфантилизма. Ребенок рождается гармоничным во всех отношениях, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием. Подобное чаще всего бывает у родивших поздно, долго ждавших ребенка, истосковавшихся в ожидании. Шестеро взрослых любуются, тешатся одним младенцем. Самый интересный детский возраст - от двух до трех лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, хотят и преуспевают в этом. Третий вариант психического инфантилизма целиком обусловлен неправильным воспитанием , когда здорового сделали незрелым и развитие лобных функций мозга искусственно задержали.

Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни отгораживают. За ребенка думают и все за него делают, дорогу перед ним расчищают, препятствия с его пути убирают и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он, не ведая ни о чем, идет навстречу жизни, и встреча эта не сулит ему ничего хорошего. Дело осложняется тем, что психическое развитие следует жесткой генетической программе и упущенное по возрасту во многом оказывается упущенным навсегда. В результате после пяти с половиной лет ребенок уже инфантилен объективно, как если бы ему повредили мозг. В первых двух вариантах начиналось с повреждения, в третьем - заканчивается им. И третий вариант хуже первых двух. Хуже и прогноз. Тяжелее преодоление.

Мать в панике. Крупный и внешне ни в чем не уступающий сверстникам ребенок на уроке извлекает из портфеля игрушку и забавляется ею; встает, не обращая внимания на запрет учительницы, и идет к двери; в открытую говорит с соседом и просится к маме. Дома он стремится только играть. Он эгоцентричен и не признает отказа ни в чем. Состояние родителей он попросту игнорирует. Он капризен, требователен и истеричен. Его детскость уже никого не радует. "Доктор, помогите!" А доктору грустно. Перед этой семьей у доктора были другие пациенты с тяжелыми врожденными или возникшими по не зависящим от родителей причинам заболеваниями. Все было понятно. Надо лечить, помочь в беде. А тут сами здорового превратили в больного. Ребенку с третьим вариантом психического инфантилизма угрожает истерический невроз.

Все вышесказанное - серьезное предупреждение тем родителям, бабушкам и дедушкам, которые поощряют инфантильное развитие своих детей и внуков. Пресловутое сюсюканье, восхищение детскостью "милой малютки", сверхопека, лишение самостоятельности, воспитание трехлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как трехлетних чреваты тяжелейшими последствиями, В угоду эгоцентрическим тенденциям, наслаждению детством "дорогой крошки" приносится в жертву будущее человека.

Родившегося с психическим инфантилизмом или приобретшего его в связи с неблагоприятными воздействиями в первые месяцы жизни лечит врач-психоневролог, способствуя дозреванию высших нервно-психических функций; его консультируют по показаниям врача-эндокринолога. В случаях, когда необходимо стимулировать дозревание, народная медицина рекомендует апилак, элеутерококк и крапиву аптечную. Более эффективные средства укажет, индивидуально и по показаниям, лечащий врач. Такому ребенку полезны ванны с морской солью, купания в Черном, Азовском или Каспийском морях, пребывание на солнце, но в панамке, майке и шортиках. Пусть загорают лицо, ручки и ножки. Однако загорать он должен не на пляже, а на прогулке, в игре на воздухе.

Главное же - правильное воспитание. Усилия направляются прежде всего на социализацию ребенка. Подчеркнуто, настойчиво прививаются понятия "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо". Соблюдение с первых месяцев жизни режима сна, бодрствования, вскармливания в данном случае важно еще и как дисциплинирующее, социализирующее ребенка воспитание. Ребенку настойчиво разъясняют последствия его ошибок, шалостей. Ему позволяют ушибиться, чтобы дать возможность прочувствовать, когда и отчего бывает больно. Такого ребенка постоянно побуждают преодолевать посильные трудности, неприметно помогая и радуясь вместе с ним его победам. Радость эти дети любят, остается только доказать им на практике, что она в преодолении трудностей и в достижении результата, цели. Инфантильного своевременно, не щадя усилий, обучают навыкам и умениям. И это в данном случае не только необходимо для обыденной жизни, но и путь к преодолению психического инфантилизма. Инфантильный стремится к детям младше себя, а его следует побуждать к общению со сверстниками, помогая равноправно сотрудничать с ними и устраняя конфликты. Чрезмерность проявления эмоций мягко умеряется; взрослые воспитывают в инфантильном углубленную эмоциональность, особенно отзывчивость.

Воздействие родителей на психически инфантильного реализуется через игру. С ним играют во все, что встречается в жизни ребенка его возраста. Играют, например, в детский сад, где он в роли воспитателя, а отец в роли непослушного ребенка. В игре отрабатывают навыки, необходимые для успешной адаптации в детском саду. С ним играют в школу, и он выступает как учитель, требующий от ученика дисциплинированности. С ним обыгрывают саму детскую игру, готовя к играм со сверстниками. В совместной игре высмеиваются безалаберность, неорганизованность, непродуманность последствий поступков и сами неразумные поступки, эгоизм. В игре ставится цель, разрабатываются планы ее достижения, в игре она и реализуется.

Если же, несмотря на воспитательные усилия, инфантильный окажется не готовым к школе в семь лет, лучше задержать такого ребенка на год в подготовительной группе детского сада и в восемь лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника, чем скомкать начало школьного обучения, а возможно, и все его целиком.

– психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

    Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов , психопатий , реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

    Причины психического инфантилизма

    Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

    • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии , асфиксии .
    • Психические расстройства . У детей с умственной отсталостью, аутизмом , шизофренией , задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
    • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
    • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

    Патогенез

    Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

    Классификация

    Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы , асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром .
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия , тревожность , истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром . Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией , аутизмом, поведенческими расстройствами . Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутробной интоксикацией, токсико-инфекционными воздействиями в первые годы жизни ребенка).

Наиболее изучена клинико-психопатологическая характеристика простого (неосложненного) психического инфантилизма, к которому относится также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мотива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. В интеллектуальной деятельности также "преобладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, в то время как игровые продолжают-преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это создает феномен "школьной незрелости", выявляющейся при начале школьного обучения.

Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием в созревании компонентов формирующейся личности, особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей, страдающих олигофренией. К числу таких особенностей относятся преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти. Вместе с тем структура и динамика интеллектуальной недостаточности отличается от таковых при ядерной умственной отсталости.

Детям с психическим инфантилизмом свойственны общая живость, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов. Их игровая деятельность характеризуется самостоятельностью, активностью. Она содержит элементы творчества, фантазии, воображения. Эмоциональная жизнь детей с простым психическим инфантилизмом более богата, привязанности более дифференцированы. Экспериментально-психологическое позволяет выявить у детей этой группы более широкую "зону ближайшего развития". Их потенциальные интеллектуальные возможности, уровень их абстрактно-логического мышления превышают таковой у умственно отсталых детей. Им доступна способность к использованию помощи и к переносу усвоенного на новый материал. Продуктивность в самостоятельных видах деятельности у них более высокая. В отличие от олигофренов детям с проявлениями простого инфантилизма требуется значительно меньшая конкретизация задания для абстрагирования того или иного признака. В соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции. В то же время у них отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов, столь характерные для детей-олигофренов.

Динамика описываемых состояний также иная. С возрастом проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность может быть компенсирована. Собственно интеллектуальная недостаточность при простом психическом инфантилизме неглубока и в значительной мере имеет вторичный характер, определяясь главным образом отставанием развития компонентов формирующейся личности. Она обычно является преходящей и обратимой. В связи с этим в таких случаях правильнее говорить не об умственной отсталости, а о "задержке темпа психического развития". При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине наряду с чертами детскости, незрелости психики отмечается и ряд других патологических проявлений. В этой группе можно выделить несколько вариантов. Наиболее труден для дифференцировки первый вариант - "органический инфантилизм.

Органический инфантилизм чаще всего возникает на основе рано перенесенных органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций и травм. В связи с этим он представляет промежуточную форму патологии между ди-зонтогенетическими и энцефалопатическими вариантами пограничной интеллектуальной недостаточности. В клинической картине, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы - непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, неспособность к занятиям, требующим волевого усилия и внимания, повышенная внушаемость. Однако качество инфантилизма в этих случаях иное, "органически окрашенное". У детей отсутствуют живость, веселость. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможенны, их игра более бедна, однообразна, лишена воображения и фантазии. Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированны. В отличие от детей с неосложненным инфантилизмом у них чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем.

При психологическом исследовании у таких детей обнаруживается конкретность мышления и менее выраженная способность к использованию помощи. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью. В выраженных случаях дифференциальный диагноз с олигофренией бывает затруднен. Решающее значение при этом имеет структура интеллектуальных нарушений. При органическом инфантилизме преобладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, темпа работоспособности), в то время как собственно интеллектуальная слабость, недостаточность функции обобщения у них, хотя и имеется, но не является ведущей в клинической картине. Динамика этого варианта инфантилизма менее благоприятна. По данным катамнестических исследований, значительная часть таких детей переводится во вспомогательную школу, другие нуждаются в обучении в специальных условиях. Некоторые авторы относят органический инфантилизм к вариантам.

К вариантам осложненного инфантилизма относится весьма распространенный церебрастенический вариант. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции). Проявления инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом инфантилизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой обстановке.

Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма. В структуре личности при этом также выражены астенические радикалы психического инфантилизма: повышенная тормозимость, робость, пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений. Изучение катамнеза таких детей показывает, что при неблагоприятных условиях воспитания и обучения при невропатическом инфантилизме обнаруживается выраженная тенденция к закреплению астенических черт личности либо в рамках тормозимого варианта патохарактерологического формирования личности, либо в плане становления астенической психопатии.

Инфантилизм психический (лат. infantilis младенческий; детский; синоним )

психопатологическое состояние, характеризующееся детскостью, незрелостью психики. В основе И. п. лежит задержка темпа психического развития.

Различают И. п. врожденный (конституциональный) и приобретенный (); общий (тотальный) и частичный (парциальный, или дисгармонический); органический И. п., соматогенно обусловленный И. п., психогенно обусловленный И. п.

В клинической картине И. п. условно можно выделить симптомы, связанные с нозологической принадлежностью, и общие симптомы. При общем инфантилизме черты детскости проявляются в физическом и психическом складе субъекта (психофизический ), т.е. психические и физические признаки незрелости гармонически сочетаются. У таких детей отмечается отставание в росте и весе (при этом сохраняются пропорции тела), а также особенности мимики и жестикуляции, свойственные более раннему возрасту. В психическом складе личности на первый план выступает незрелость эмоционально-волевой деятельности; при относительно сохранном интеллекте отличается конкретностью, незрелостью суждений, преобладанием поверхностных ассоциаций логикой. Слабо выражена способность к интеллектуальному напряжению и концентрации внимания. Возникает быстрая от деятельности, требующей волевого усилия, в то же время отмечается неутомимость в играх. Наблюдаются нестойкость интересов, постоянное стремление к переменам впечатлений, особый интерес к новым острым ощущениям («сенсорная »). Характерны непосредственность и непоследовательность в высказываниях и поступках, недостаточная самостоятельность и повышенная . Настроение отличается неустойчивостью, легко возникают аффективные вспышки, которые также быстро проходят.

Дисгармонический И. п. можно определить как психопатический, т.к. инфантильные черты органически входят в структуру психопатической личности (см. Психопатии), чаще истерической и неустойчивой. При этом наряду с выраженной (заостренной) инфантильностью отчетливо выступают дисгармоничность психических свойств, раздраженность и неуравновешенность, нарушение поведения, которое подчиняется прежде всего желаниям настоящего момента. Признаки незрелости психики нередко сочетаются с нормальным или даже опережающим физическим развитием.

Органический И. п. возникает вследствие органического поражения ц.н.с. (черепно-мозговой , инфекционных болезней, интоксикаций и др.), при этом психическая незрелость отмечается на фоне легко протекающего психоорганического синдрома (Психоорганический синдром).

Соматогенно обусловленный И. п. возможен при эндокринных нарушениях, хронических истощающих заболеваниях, а также при поражениях некоторых внутренних органов (печени, почек, сердца и др.). При этом наряду с проявлениями основного заболевания, например врожденным Гипогонадизм ом, гипофизарным субнанизмом (см. Нанизм), легкими формами Гипотиреоз а при эндокринных нарушениях, наблюдается психическая незрелость, которая отмечается на фоне постоянной астении с преобладанием психической истощаемости.

Психогенно обусловленный И. п. чаще возникает вследствие изнеживающего воспитания и гиперопеки. таких детей характеризуется эгоцентризмом, капризностью, постоянным стремлением к признанию и сочувствию, вытекающее из самовлюбленности. Направленные притязания сочетаются с беспомощностью, что приводит подчас к социальной несостоятельности, несмотря на сохранный, а иногда и высокий .

Психический инфантилизм может развиться при шизофрении (Шизофрения) особенно если она началась в раннем детском возрасте, когда под влиянием заболевания наступила вторичная задержка психического развития. В этих случаях признаки инфантилизма сочетаются с такими характерными для шизофрении изменениями личности, как , манерность, эмоциональное оскудение и др.

Лечение и должны быть направлены на основное , вызвавшее задержку развития. Показаны симптоматическая и лечебно-оздоровительные мероприятия, а также меры лечебно-педагогического воздействия. При выраженности психических отклонений применяют ( , транквилизаторы, ноотропы). Социальная больных требует индивидуального подхода, соответствующей организации обучения, трудового приспособления и трудоустройства.

Библиогр.: Ковалев В.В. детского возраста, с 524, М., 1979; Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. 2, с. 224, М., 1959.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Инфантилизм психический" в других словарях:

    Инфантилизм психический - (Laseque, 1864; Anton, 1906) задержка психического и личностного развития на детской или ювенильной стадии онтогенеза. G. Anton различает также “парциальный” инфантилизм, проявляющийся лишь незрелостью поведения. Г.Е. Сухарева (1959) выделяет… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Инфантилизм психический - (Lasegue E.Ch., 1864; Anton G., 1906). Особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени. Отмечается в первую очередь эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями,… … Толковый словарь психиатрических терминов

    - (i. psychicus; син. психическая незрелость) И. с наличием присущих детской психике особенностей суждений и поведения: повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т. п … Большой медицинский словарь

    Инфантилизм психический - отставание ребёнка в личностном развитии (общее недоразвитие, специфические отклонения) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ИНФАНТИЛИЗМ - ИНФАНТИЛИЗМ, infantilismus (от лат. iufantilis детский), отсталость физ. и псих. развития. Название впервые было предложено Ласегом (Lasegue). В 1871 г. Лорен (Lorain) под этим названием описал определенный тип задержанных в общем развитии лиц,… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от лат. infantilis детский) сохранение у взрослых особей физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Может быть общим и частичным (напр., половой инфантилизм). Возникает при нарушениях внутриутробного развития, внутренней… … Большой Энциклопедический словарь

    А; м. [от лат. infantilis младенческий, детский]. 1. Мед. Отсталость в развитии, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических или психических черт, свойственных ребёнку. Страдать инфантилизмом. 2. Книжн. Поведение, черты характера взрослого … Энциклопедический словарь

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    инфантилизм - 1. Сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту. 2. Форма задержки при прохождении стадий развития онтогенетического, при коей оказываются недоразвитыми и функции физические … Большая психологическая энциклопедия

    Инфантилизм - (от лат. infantilis детский, младенческий) отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием И. обозначают отставание в физическом развитии, которое… … Педагогический терминологический словарь



Понравилась статья? Поделитесь ей