Контакты

Понятие безбарьерной среды и его содержание. Руководство по адаптации в рамках программы доступная среда в учебном учреждении. Общее понятие о безбарьерной среде и оздоровлении детей

Создание доступной среды в образовательном пространстве школы


Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды.

…Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

…Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее - Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Цель программы - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.

«Доступная среда» - безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.

Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

Вход в школу

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Школьная раздевалка

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

Школьная столовая

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

Школьный туалет

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

Спортивный зал

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

Школьная библиотека

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

Классные кабинеты

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Территория школы

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

Сенсорная комната

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие и светооптические эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию

Воздушная среда (среда запахов) - в основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времён. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. То есть могут приходить взрослые, заботящиеся о своём психоэмоциональном состоянии, родители с детьми любого возраста, будущие мамы, и все, кому необходим отдых. Она благотворно воздействует на человека.

В такой комнате специалисты проводят направленные занятия, способствующие гармонизации личности, оптимизации функционального состояния, оздоровления. Она может быть использована и просто для отдыха и релаксации после рабочего дня.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты - восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются

  • различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
  • задержки психомоторного и речевого развития;
  • резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.;
  • o аутизм (легкие формы);
  • o даптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);
  • школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);
  • явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);
  • нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);
  • психосоматические заболевания;
  • различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Противопоказания

Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов, синдром гиперактивности.

При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

Занятий в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом.

Форма проведения занятий

Занятия в Сенсорной комнате проводятся по следующим направлениям:

  • Развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы и высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), а также на достижение психоэмоциональной разгрузки, восстановлению/поддержанию психологического здоровья.
  • Психотерапия широкого спектра психологических проблем.
  • Психокоррекция нарушенного поведения, эмоциональной сферы.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Агрессивное поведение, вспыльчивость.
  • Замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи.
  • Нейропсихологическая коррекция «школьных проблем» (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации).

Занятия проводятся в подгруппах (2-3 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики.
Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Государственная программа «Доступная среда » была запущена в 2011 году и рассчитана до 2015 года. За пять лет российские города должны стать более приспособленными для жизни инвалидов.


«Исток Аудио Трейдинг» предлагает комплексный подход к созданию доступной (безбарьерной) среды для людей с ограниченными возможностями здоровья с помощью современных технических средств реабилитации. Реализация данного подхода создаст условия для повышения качества жизни и их полноценной интеграции в общество.


В рамках программы « Безбарьерная среда для инвалидов» предприятие значительно расширило ассортимент продукции, позволяющей осуществлять комплексный подход к проблемам людей с ограниченными возможностями, чтобы сделать их жизнь проще и безопаснее. Помимо классического ассортимента, предприятие реализует следующие группы товаров:

  • Оснащение организаций и объектов инфраструктуры специальными средствами для различных категорий граждан: людей с нарушениями слуха и зрения, маломобильных групп населения (временно нетрудоспособных людей, малолетних детей, беременных женщин, пожилых, инвалидов-колясочников, людей с детскими колясками). Пандусы, подъемники, информационные таблички, индукционные системы;
  • Товары, позволяющие создать систему безопасности в квартире или доме, где находятся пожилые или больные люди, которые не имеют возможности позвать на помощь. Тревожная кнопка, кнопка вызова, светозвуковой информатор, звуковой маяк;
  • Товары, облегчающие уход за пожилыми или лежачими людьми, или позволяющие им самостоятельно себя обслуживать. Ходунки, костыли, трости и поручни, подъемники.

На сайте компании "Исток Аудио Трейдинг" появилась новая рубрика статей под названием "Путеводитель по доступной среде". Из неё вы узнаете много новой и полезной информации об организации доступной среды, современном оборудовании, а также сферах его применения.

Подведены итоги реализации госпрограммы "Доступная среда" в уходящем году. О достижениях, ориентирах и планах на среднесрочный период, в рамках заседания Координационного Совета по контролю за реализацией государственной программы "Доступная среда" рассказал Заместитель Министра Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Вовченко.

Москвичи с ограниченными возможностями здоровья получат новое средство компенсации за питание и технические средства реабилитации (ТСР). Департамент социальной защиты столицы сообщает, что новая система социального обеспечения данной категории людей примет абсолютно новую форму.

Москва стала одним из первых субъектов РФ, принявших в апреле 2010 года Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». В нем обозначены условия, необходимые для создания комфортной образовательной среды для всех без исключения жителей столицы младше 18 лет.

Один из самых популярных сервисов интернет-рекрутмента (онлайн-ресурс для поиска работы и найма персонала) HeadHunter сделал поиск работы удобнее для людей с ограниченными возможностями.

На юге Москвы - в ЖК "Аннинский" - открылся первый в России детский сад, полностью отвечающий нуждам детей с ограниченными возможностями.

22 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев провёл совещание по проблемам трудоустройства людей с ограниченными возможностями. К сожалению, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда организации стремятся всеми правдами и неправдами отказать этой категории граждан в приёме на работу.

В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации поступило 72 проекта программ по организации доступной среды в регионах. Все проекты были рассмотрены, а замечания по ним отправлены в соответствующие субъекты Федерации.

Государственная Дума одобрила законопроект, предусматривающий административную ответственность для работодателей, которые отказываются создавать рабочие места для инвалидов по квотам.

Являясь учебно-методическим центром профессиональной и медико-социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, МГТУ им. Н.Э. Баумана объявляет о проведении специализированного вебинара, в котором приглашает принять участие не только специалистов по вопросам инклюзивного образования и помощи инвалидам, но также всех, кому важна и интересна проблема социализации данной категории людей.

1 - 10 из 37
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Большое значение имеет создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

С 2011 в России начинается реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Под термином «доступность» в указанной программе подразумевается создание не только пандусов, специальных лифтов и всевозможных приспособлений для нужд инвалидов на общественном транспорте и дорогах. Не меньшее внимание уделяется адаптации социальных, информационных и других государственных служб для людей с ограниченными возможностями, выразившими желание работать в данных сферах.
В большинстве регионов России уже существуют законы и распоряжения местных органов власти, в качестве примера можно рассмотреть закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур г. Москвы» (17 января 2001 г. №3) который определяет, какие объекты должны быть доступными для инвалидов:

  • жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;
  • административные здания и сооружения;
  • объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, храмы);
  • объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
  • объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
  • гостиницы, отели, иные места временного проживания;
  • физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
  • объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
  • станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
  • почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
  • производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
  • тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
  • прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

1
В последнее время значительно выросло внимание к решению проблемы
создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.
Понимая безбарьерную среду, как среду, доступную для всего населения, не
ограничиваемся только понятием доступности зданий и сооружений.
«Безбарьерность» рассматривается, как возможность участвовать в общественной,
производственной, творческой жизни родного города и страны, получить достойное
образование иквалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную
жизнь. Дети с ОВЗ более других нуждаются в адаптации к окружающей среде; в
разрушении барьеров между ними и миром, возникающих из­за особенностей их
физического и умственного развития. Дети с ОВЗ нуждаются в том, чтобы рядом с
ними были надёжные помощники и добрые друзья –педагоги, не позволяющие им
растерять уверенность в себе и самостоятельность. Именно
комплексная,
целенаправленная, своевременная, систематическая коррекционная работа с
учётом индивидуальных особенностей детей помогает им осмыслитьокружающий
мир и происходящие в нём. Нам очень хочется передать ребятам свои знания,
научить их понимать свою Родину, познать истоки истории родного города,
почувствовать окружающий мир и свою сопричастность к нему.
Безбарьерная среда ­ это обычная среда, дооборудованная с учётом
потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с
особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач образовательного учреждения является создание
необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды,
благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и
максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такойполитики
является доступность для инвалида физической среды.

социальной инфраструктуры (ОСИ).
В ДОУ функционируют две коррекционные группы. Всего воспитанников: 23,из
них 10 детей­ инвалидов, с диагнозами: расстройство аутического спектра,
интеллектуальная недостаточность
психического развития.
Коррекционные группы укомплектованы специалистами: педагог­дефектолог,
специалист по физической культуре, музыкальный руководитель. На детей –
инвалидов разработаны индивидуальные образовательные маршруты. Предметно­
пространственная среда в группах организована так, чтобы каждый ребёнок имел
возможность заниматься любимым делом.Всё пространство групп безопасно:
элементы среды соответствует требованиям по обеспечению надёжности и
безопасности их использования. Оборудования и материалы, используемые на
участке и в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей,
санитарно­ гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности,
что подтверждается
сертификатов соответствия (маркировка
постельного белья и полотенец, правильное освещение, стулья в комплекте со
В образовательном учреждении имеется паспорт доступности объекта
,задержка
наличием
МБДОУ № 102 г. Оренбург

2
столом, у детской мебели нет острых углов, мебель устойчива и надёжно
укреплена).Развивающая предметно­ пространственная среда групп гибкая,
трансформируемая, вариативная. Игрушки для самостоятельных игр находятся на
открытых полках в непосредственной доступности.
Педагоги регулярно проводят инструктаж по технике безопасности
(безопасность во время образовательной деятельности: обращение с ножницами,
кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за
столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).
Комфортная предметно­пространственная среда: размеры и конструкции
оборудования и пособий соответствуют анатомо­физиологическим особенностям
детей, их возрасту, индивидуальным особенностям. Среда группы зонирована и
способствует проявлению детской активности. Сферы самостоятельной детской
активности внутри группы не пересекаются между собой. Центры, активности
общения, сюжетно­ролевых игр, строительно­конструктивных игр, театральный,
изобразительного искусства, развития речи и грамотности, экспериментирования и
исследований, спортивный, охватывают все интересы ребенка.
В помещениях групп имеется мебель (диван, кресла, шкафы), напоминающие
домашнюю обстановку, что способствует созданию уюта и комфортного
пребывания детей в группе, снижает тревожность и другие психологические
особенности, свойственные детям с ограниченными возможностями здоровья. В
помещения групп и раздевалках используются детские фотографии, а также
выставки детских работ, выполненных руками детей и совместных работ с
родителями. Помимо различных игровых центров в группе существует уголок
«уединения», обустроенный с помощью кресла и стеллажа с растениями, где
ребенок может отдохнуть, рассмотреть иллюстрации в книге, посмотреть свой
семейный альбом. Также в интерьер включены элементы оформления, создающие
приятные, позитивные ассоциации у воспитанников (детские работы ­ рисунки,
аппликации, композиции из пластилина).
Развивающие пособия в группе подобраны с учетом гендерного подхода,
учитывающего интересы и потребности мальчиков (разнообразные конструкторы,
игрушки, изображающие виды транспорта, рабочие инструменты, спортивные
пособия и др.) и девочек (куклы, кроватки с постельным бельем, посуда, мебель,
коляски, альбомы для рассматривания, книги) .
Комфортному пребыванию детей способствует стиль поведения воспитателя:
задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на
основе пространственного принципа «глаза в глаза»,
используются
коммуникативные игры, существуют добрые традиции группы: отмечать в группе
праздники: дни рождения детей.
Особое внимание уделено визуальному оформлению предметной среды. Так как
основную информацию человек получает при помощи зрения, предметно­
пространственная среда группы эстетично организована. Все предметы убранства и
оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из
которых они изготовлены. Цветовое решение интерьера не раздражающее (цветовой
МБДОУ № 102 г. Оренбург

3
игровым,
физкультурным,
игровую,
коммуникативную,
комфорт: крупные, «малоподвижные» предметы обстановки окрашены в спокойные
тона, присутствие ярких предметов – игрушки, яркие элементы отделки). В
оформлении использованы природные компоненты (природный уголок, элементы
растительного декора).

Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений обусловлен
максимальным обеспечением условий для развития ребенка и для того, чтобы он
чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и
воспитания:
оздоровительным оборудованием,
инвентарем и материалами, массажные коврики, дорожки и мячи, разнообразный
материал для профилактики плоскостопия. Насыщенность среды обеспечивает
разнообразную деятельность:
познавательно­
исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд,
конструирование,
изобразительную, музыкальную, двигательную активности ребенка.
Воспитание и обучение дошкольников с ОВЗ и детей – инвалидов, их

деятельность строится на основе их возможностей,
предупреждения
интеллектуальных, физических и нервно – эмоциональных перегрузок, отрицательно
сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
В кабинетах специалистов имеется необходимое оборудование:
­ столы и стулья по количеству детей, занимающихся в однойподгруппе;
­ шкафы и полки для учебного материала и методическойлитературы;
­ настенные зеркала для логопедических занятий;
­ набор логопедических инструментов;
­ стол канцелярский;
­ песочные часы, секундомер;
­ систематизированный наглядный материал;
­ учебные пособия;
­ дидактические и настольно­печатные игры;
­ методическая литература;
­ технические средства обучения.
МБДОУ № 102 г. Оренбург

Программы для
индивидуальных занятий.
 Магнитофон аудиозаписи, кассеты.
 Фланелеграф с набором
дидактического материала.
 Перечень дидактических игр и
упражнений: по развитию речи; по
развитию математических
представлений; по развитию
восприятия и внимания; по
ознакомлению с окружающим; по
развитию ручной и мелкой моторики.
 Иллюстративный материал по
лексическим темам.
 Подбор дидактических игр с
использованием природных материалов
для развития восприятия и мелкой
моторики.
 Перечень дидактических игр по всем
разделам программы.
 Мебель для практической
деятельности (столы, стулья).
 Магнитная доска, набор магнитов.
 Шкафы для методической литературы.
Большое зеркало и индивидуальные
зеркала на каждого ребенка.
 Полочки для пособий и игрушек.
 Большие контейнеры для
дидактического материала, маленькие
контейнеры для игрушек и
раздаточного материала.
Музыкальные инструменты.
 Дидактические пособия по сенсорному
воспитанию.
 Муляжи овощей и фруктов, наборы
МБДОУ № 102 г. Оренбург

6
домашних и диких животных.
 Развивающие игры.
МБДОУ № 102 г. Оренбург

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Приложение к письму Департамента образования и молодежной политики ХМАО Югры от Методические рекомендации по формированию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях Введение Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм (согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Анализируя созданные условия для детей-инвалидов в системе образования, В.В. Путин ставит следующие задачи: «Уже к 2016 году количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно вырасти более чем в 8 раз с 1,2 тыс. сегодня до 10 тыс. У нас сегодня доля общеобразовательных учреждений в которых создана универсальная безбарьерная среда составляет всего 2,5%». В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений, должна составить не мене 20%. В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на годы» предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой В соответствии с методическим пособием «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг», разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской

2 Федерации, варианты организации доступности объекта могут быть следующие: «А» доступность всех зон и помещений - универсальная «Б» доступны специально выделенные участки и помещения «ДУ» доступность условная: дополнительная помощь сотрудника, услуги на дому, дистанционно «ВНД» не организована доступность Таким образом, универсальной безбарьерной средой следует считать такую среду, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детейинвалидов (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания. В рамках данной темы адаптация (приспособление к новым условиям) понимается как приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (создание условий доступности, безопасности, комфортности и информативности) посредством технических и организационных решений. Общие положения Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной

3 безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/10 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5 процента общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений. По статистическим данным муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в Ханты-Мансийском автономном округе Югре количество детей с различными нарушениями развития школьного возраста составляет 4490 человек, в т.ч детей-инвалидов (из которых 774 чел. обучается на дому), и 2 281ребенок с ограниченными возможностями здоровья (из которых 487 чел. обучается на дому). Количество детей с различными нарушениями развития, которым в соответствии с заключениями психолого-медико-педагогических комиссий рекомендовано получение психолого-педагогических услуг в учреждениях социального обслуживания, составляет 330 человек. В рамках интеграции детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях созданы специальные (коррекционные) классы, в которых обучается 109 детей инвалидов и 1017 детей с ограниченными возможностями здоровья. В обычных классах 365 общеобразовательных учреждений округа обучается 1244 ребенка-инвалида и 1069 детей с ограниченными возможностями здоровья, в.т.ч. 4 глухих ребенка, 26 слабослышащих и позднооглохших, 1-незрячий, 65 слабовидящих и поздноослепших, 42 ребенка с тяжелой патологией речи, 100 детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, 590 детей с задержкой психического развития, 241 ребенок с умственной отсталостью. Действующее федеральное законодательство (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года 1954-ФЗ) устанавливает обязательства Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий.

4 Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация комплекса мероприятий, в т.ч. и в сфере образования: - приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; - приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий; - оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и пространственнорельефными указателями; - оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.; - комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения); - адаптация официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению; - оснащение специальным оборудованием зданий государственных органов и органов местного самоуправления для удобства и комфорта инвалидов мест оказания государственных и муниципальных услуг; - обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к электронным государственным услугам посредством сети Интернет с учетом технических возможностей; - производство и (или) распространение и тиражирование социально значимой продукции электронных средств массовой информации, создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение; - выпуск периодических печатных изданий для инвалидов, в том числе для инвалидов по зрению. В соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от п (ред. от) "О целевой программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда" на годы" (далее целевая программа) основными мероприятиями целевой программы для образовательных учреждений являются: - обследование объектов социальной инфраструктуры автономного округа с целью объективной оценки состояния доступности, выявления

5 существующих ограничений и барьеров для инвалидов и маломобильных групп населения, паспортизации объектов, рабработки мер по поэтапному устранению существующих ограничений и барьеров; - проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации объектов социальной сферы посредством сооружения, как внутри зданий, так и снаружи, пандусов, поручней, входных групп, лифтов, обустройства территорий, подъездных путей, санитарных узлов, ванных комнат, установки специального оборудования и приспособлений; - оснащение учреждений современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для обеспечения доступности учреждений, организации реабилитации инвалидов по зрению, слуху, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; - оснащение образовательных учреждений современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом; - приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детейинвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основные требования в сфере создания безбарьерной среды для лиц с инвалидностью регламентируются следующими нормативными документами: - Постановление Госстроя России и Минтруда России "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры" от г. - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»; - Федеральный закон «О техническом регулировании»; - СНиП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; - СП «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения Общие положения»; - СП «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; - СП «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». - ГОСТ Р «Восьмибитный код обмена и обработки информации для восьмиточечного представления символов в системе Брайля»; - ГОСТ Р «Устройства, печатающие шрифтом Брайля. Общие технические условия»; - ГОСТ Р «Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия»; - ГОСТ Р с изменением 1. «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия»; - ГОСТ Р «Аппаратура телевизионная увеличивающая реабилитационная. Общие технические условия»; - ГОСТ Р «Восьмибитный код обмена и обработки информации для шеститочечного представления символов в системе Брайля»;

6 - ГОСТ Р «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия»; - ГОСТ Р «Средства телефонной связи реабилитационные для инвалидов по слуху или зрению. Классификация. Основные параметры»; - ГОСТ Р «Средства связи и информации реабилитационные. Документы эксплуатационные. Виды и правила выполнения»; - ГОСТ Р «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей. Параметры»; - ГОСТ Р «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»; - ГОСТ Р «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования»; - ГОСТ Р ГОСТ Р «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»; - ГОСТ Р МЭК «Аппараты слуховые программируемые. Технические требования к устройствам цифрового интерфейса. Размеры электрических соединителей». - ГОСТ Р «Тренажеры реабилитационные. Общие технические требования»; - ГОСТ Р «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и производственной среде»; - ГОСТ Р «Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики»; - ГОСТ Р «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»; - ГОСТ Р ГОСТ Р «Синтезаторы речи для специальных компьютерных рабочих мест для инвалидов по зрению. Технические требования»; - ГОСТ Р ГОСТ Р «Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения». - ГОСТ Р «Кресла-коляски. Общие технические условия»; - ГОСТ Р «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»; - ГОСТ Р «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»; - ГОСТ Р «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп»; - ГОСТ Р «Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования». Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется реализация следующих мероприятий:

7 - определение приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп, подготовка и проведение паспортизации указанных объектов и услуг. При реализации этого мероприятия будет учитываться мнение общественных организаций инвалидов; - формирование карт доступности объектов и услуг. Создание универсальной безбарьерной среды для получения образовательных услуг детьми-инвалидами, относящимися к маломобильной группе населения Основное количество зданий учреждений образования построены без учета требований создания универсальной безбарьерной среды, поэтому основные мероприятия по организации необходимых условий для маломобильных категорий детей должны быть направлены на реконструкцию действующих зданий образовательных учреждений. Не во всех зданиях учреждений образования, построенных без учета основных требований безбарьерной среды для лиц с инвалидностью, возможно создать универсальную безбарьерную среду посредством реконструкции, капитального ремонта. Целесообразно включить в план мероприятий по созданию универсальной безбарьной среды прежде всего те здания общеобразовательных учреждений, которые требуют наименьших затрат и подлежат реконструкции. Эти учреждения и будут являться базовыми общеобразовательными учреждениями по созданию универсальной безбарьерной среды. В соответствии с пунктом 2 Свода правил по проектированию и строительству СП "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям" основные требования доступности к зданиям учреждения образования предъявляются: - к габаритам дверных проемов входов в помещения, - к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, - безбарьерную зону специальных ученических мест (Приложение, рис. 2.6), - место у доски или кафедры, - зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами; - к специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест; к системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении; - к дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, воздухообмен, системы информации и связи). Здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:

8 полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения; возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися; меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения. Учащиеся-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего образования (школы, гимназии, лицеи) и учреждениях профессионального образования (профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, а также учебные центры повышения квалификации), за исключением образовательных учреждений, имеющих ограничения по приему обучаемых со стороны органов образования, здравоохранения или соответствующих ведомств. Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки. Общие требования к зданиям учебных заведений: - Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья. Исключение составляют специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания. Доступности должны отвечать все учебные помещения (Приложение, рис) В общем случае в стандартном классном помещении с параметрами 6 x 9 м достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема. При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходы к входной двери и доске. Площадь учебных кабинетов (родного языка, литературы, математики, истории и географии) на 1 учащегося с дефектами слуха и нарушением интеллекта следует принимать не менее 2,5 кв.м; для детей с недостатками зрения и поражением опорно-двигательного аппарата - не менее 3 кв.м. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 1 6 кв.м. Площади учебных кабинетов информатики, электроники и радиотехники следует принимать из расчета не менее 4,5 кв.м на 1 учащегося с дефектами слуха и нарушением интеллекта и не менее 5 м для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 18 кв.м.

9 Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места-кабины (с боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.), что создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими. В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках из расчета: в зале на мест мест; в зале на мест мест; в зале на мест мест; в зале на мест мест. Места для учащихся-инвалидов с поражением ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам, и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслахколясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (ареной, подиумом и т.п.). Часть обычных кресел в зале рекомендуется оборудовать специальными фиксирующими и опорными приспособлениями. Эти кресла из числа остальных следует выделить цветом, а в рядах напротив них поместить соответствующие визуальные указатели. Зрительские места для детей-инвалидов с дефектами слуха следует связывать с акустической системой зрительного зала. На креслах должны быть оборудованы пункты подключения индивидуальных слуховых аппаратов. Усиление громкости звука должно быть обеспечено с помощью регулятора, установленного в подлокотниках, в спинках кресел или в самих наушниках. Специальные места для хранения наушников могут быть устроены в подлокотниках или спинках кресел. Для подъема на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный или приставной пандус шириной не менее 0,9 м с уклоном 8% и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы должны иметь ограждения с двойными поручнями на высоте 0,5/0,7/0,9 м. На путях эвакуации зрителей из зала необходимо устраивать вдоль стены опорные поручни-перила на высоте 0,5/0,7/0,9 м от уровня пола. За 1,5 м до дверного проема или поворота коридора фактура поверхности поручня должна меняться. В фойе перед актовым залом следует предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для учащихся-инвалидов. Дополнительная площадь зоны отдыха - в учреждениях общего образования не менее чем на 3 учащихся (зона на 1 учащегося - 1,2 x 1,8 м); в профессиональных учебных заведениях - на 50% специализированных мест для учащихся-инвалидов в актовом зале. В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5% читальных мест следует оборудовать с учетом доступа учащихся-

10 инвалидов. С этой целью в читальном зале следует предусматривать обособленные непроходные зоны для размещения специальных мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе, и отдельно - для учащихся с недостатками зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное периметральное освещение, а также дополнительное место для чтеца и предусматривать возможность размещения тифлотехнических средств. Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде индивидуальных полукабин, изолированных барьерами. Габариты зоны рабочего места на одного ребенка-инвалида на креслеколяске составляют не менее 1,8 x 0,9 м. Проход между рабочими столами для свободного проезда и подъезда к столу должен быть не менее 0,9 м, т.е. габариты рабочей зоны вместе с проходом - 1,8 x 1,8 м. Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,7 м. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м. В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно. В столовой должна быть предусмотрена для учащихся-инвалидов своя непроходная зона, оборудование которой должно учитывать возможность пользования детьми и на креслах-колясках. В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, осуществляющих обучение детейинвалидов, в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать: кабинет психоневролога, кабинеты окулиста и отоларинголога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в задании на проектирование. В соответствии с пунктом 1.1. СНиП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Уборные в зданиях должны быть на каждом этаже, при этом не менее одной из общего числа кабин в уборных должна быть универсальной.

11 Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения креслаколяски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Нежелательно смежное размещение мужских и женских уборных для инвалидов по зрению. Объект 1. Входы, общее коммуникационно -рекреационное пространство здания Требования к зданиям учреждений образования образования, в центрах переквалификации - по пандусу или с применением специального подъемника. 2.2 Наличие не менее одного лифта для учащихся, передвигающихся в инвалидном кресле, и с нарушениями сердечно-сосудистой и легочной системы Если ширина коридора менее 1,8 м, рекомендуется предусматривать через каждые м длины коридора, но не менее одного на коридор карман глубиной 1,8 м, длиной - 3,0 м. среднего профессионального образования должен предусматриваться в специальном лифтовом холле с ограниченным доступом в него остальных учащихся. П р и л о ж е н и е Т а б л и ц а 1 Требования по критериям доступности безопасности информативности комфортности 2.1. Подъем на 3.1. Лифт для 4.1. В вестибюлях 5.1. Поручни на площадку крыльца в учащихся-инвалидов, учреждений ограждениях лестниц учреждениях общего передвигающихся в образования следует следует и начального инвалидном кресле, в предусматривать предусматривать на профессионального учреждениях общего электронные часы и образования - по образования, а также календарь. пандусу, в начального и учреждениях среднего и высшего профессионального высоте 0,5 м (в блоке начальных классов); 0,7 и 0,9 м. Диаметр поручня - 0,35-0,45 м для начальных классов и 0,45-0,55 м - для остального контингента учащихся Если лестницы крыльца проектируются без ограждения (с двухили трехсторонним спуском), их следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах Следует предусматривать зоны отдыха для учащихся-инвалидов: 3-4 места в каждой рекреации, 5-6 мест в гардеробе верхней одежды Зоны переодевания учащихся-инвалидов в гардеробе должны размещаться в стороне от транзитных проходов и иметь специальное оборудование: поручни, скамьи шириной не менее 0,4

12 Объект 2. Основные учебные помещения Требования по критериям доступности безопасности информативности комфортности м, полки и крючки для сумок и одежды, места для сидения и переодевания. Вблизи следует предусматривать индивидуальные камеры хранения личных вещей и учебников При входной группе помещений следует предусматривать телефоны-автоматы, другие устройства внешней и внутренней двусторонней связи. Телефоны-автоматы следует крепить на высоте (до номеронабирателя) не выше 0,85 м Все ученические 3.2. Стационарное 4.2. Ученические 5.6. В зоне места для учащихсяинвалидов крепление места для учащихся- специальных следует необходимо инвалидов должны ученических мест для оборудовать предусматривать для размещаться учащихся с одноместными ученических, идентично в нарушением ОДА и столами. рабочих и обеденных однотипных учебных слепых следует 2.5 Места для столов, стульев, помещениях одного предусматривать учащихся с мольбертов, учебного учреждения. дополнительное нарушением зрения кроватей в спальнях 4.3. Зону специальных пространство для должны иметь и т.п. для учащихся с ученических мест в хранения свободный доступ с нарушением ОДА. учебных помещениях индивидуальных двух сторон. Кровати в спальнях и следует выделять из средств 2.6. В учебных ученические места в общей площади реабилитации при мастерских опытных помещений общеобразовательны лабораториях и рельефной фактурой х учреждений практикумах должны или ковровым следует оборудоваться предусматривать 3 опорными места по каждому поручнями. профилю обучения для учащихсяинвалидов с нарушением ОДА В мастерских профессиональных учебных заведений для учащихся, передвигающихся в инвалидном креслеколяске, ширину свободного прохода, а также расстояние между станками следует принимать не менее 1,6 м. покрытием поверхности пола В многофункциональны х помещениях (группа продленного мастерские с разными видами деятельности, клубные и кружковые помещения и т.п.) следует предусматривать информационные указатели размещения функциональных зон по деятельности. передвижении, личных индивидуальных средств компенсации, личных вещей Ученические места для учащихся с нарушением слуха и дня, зрения должны иметь дополнительное местное освещение рабочего места. В учебном помещении эти места следует располагать в первых рядах и у окна Ученические места для учащихся с видам нарушением слуха (слабослышащих) должны иметь возможность оборудоваться электроакустическим

13 Объект 3. Залы для физкультурных занятий, бассейны, раздевальные, душевые Требования по критериям доступности безопасности информативности комфортности и приборами, индивидуальными наушниками, а в лекционных аудиториях учреждений профессионального образования - еще и сурдотехнической аппаратурой Вдоль свободных участков стен в безбарьерной зоне учебного помещения рекомендуется предусматривать опорный поручень на высоте 0,5 и 0,7 м - в помещениях начальных классов; 0,7 и 0,9 м - для остального контингента учащихся На площади 3.3. Раздевальная, В спортивного зала или душевая и туалет при образовательных в отдельном физкультурном зале учреждениях в помещении следует для учащихсяинвалидов раздевальных предусмотреть с физкультурного зала пространство нарушениями ОДА и бассейна для (свободное или со должны учащихся-инвалидов специальными предусматриваться следует тренажерами) для отдельным предусматривать занятий учащихсяинвалидов, комплексом изолированную не помещений с раздевальную с имеющих соответствующим душем и туалетом. противопоказаний к оборудованием. физкультурным 3.4. В специальной занятиям. зоне физкультурного зала или в специальном помещении для занятий учащихсяинвалидов общеобразовательны х учреждений следует предусматривать «мягкие стены» для защиты от травм.

14 "Рисунок 2.1. Учебные помещения"

15 "Рисунок 2.2. Учебные помещения"

16 "Рисунок 2.3. Учебные помещения"

17 "Рисунок 2.4. Учебные помещения"

18 "Рисунок 2.5. Учебные помещения".

19 Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям категории учащихся-инвалидов (по видам заболеваний) и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать по 1-2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорнодвигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения. По отдельным предметам в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями учащихся-инвалидов (занятия физкультурой, военная подготовка, занятия по труду и т.п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются. Требования доступности при проектировании относятся: к габаритам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота креслаколяски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест (рис. 2.6), место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами; к специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест; к системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении; к дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, воздухообмен, системы информации и связи). Минимальный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски равен 1800 x 1800 мм. Ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах, - не менее 0,9 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 1,0 м. Расстояние между столами в ряду - не менее 0,85 м. В учебных мастерских, используемых инвалидами на креслах-колясках, ширина основного прохода, а также расстояние между станками должны быть не менее 1,6 м (рис. 2.7) При выделении ученических мест для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а также с нарушением психического развития расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м. Площадь ученического стола для инвалида по зрению должна быть не менее 1 м

20 ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы и тифлосредств. "Рисунок 2.6. Учебные помещения"

21 "Рисунок 2.7. Учебные помещения".


ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ 1. Информация об объекте Наименование:ГАПОУ КК «Ленинградский социально-педагогический колледж. Главный учебный корпус 1» Место нахождения (адрес):

УТВЕРЖДЕНО Приказом Ректора Автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования / 118/1 от «15» августа 2014 года ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ 1. Информация об объекте Наименование Государственное бюджетное профессиональное бразовательное учреждение Краснодарского края «Ахтырский техникум

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ 1. Информация об объекте Наименование муниципальная бюджетная общеобразовательная организация лицей 4 имени профессора Евгения Александровича Котенко

ЧТО ТАКОЕ ДОСТУПНАЯ СРЕДА? РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКОЙ, КОСТЫЛЯМИ, ТРОСТЬЮ...) Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной

Лестница на уровень 1-го этажа Пандус внутренний к лестнице на уровень 1-го этажа Пандус переносной Подъемник для инвалидов Коридоры/холлы Пиктограммы (доступность, вход, выход) Пути движения Экраны, текстовые

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» Инженерно строительный

Требования к доступности образовательной организации Самсонова Елена Валентиновна к.психол. наук, руководитель НРЦ ИПИО МГППУ Безбарьерная среда Безбарьерная или универсальная среда позволяет всем людям,

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

СПРАВОЧНИ значений параметров анкеты обследования доступности для инвалидов общественного здания Институт профессиональной реабилитации подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» Москва

СДАЮ / А.В. Якуб / 20 Mr. доступности для инвалидов объекта и пр ^^^^^Éix на нем услуг в сфере образования (далее услуги) I. Краткая характеристика объекта Адрес объекта, на котором предоставляется (ются)

/ А.В. Яку б / 20/ г. ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее - услуги) I. Краткая характеристика объекта Адрес объекта, на котором предоставляется

Форма акта согласованных с общественным объединением инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги (в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной

Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна директор автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» ü С о в р е м е н н а я

АНЕТА ОБЛЕДОВАНИЯ доступности для инвалидов общественного здания Основные сведения по объекту (учреждению) Наименование объекта ГБУ г. Москвы МДТ «АпАРТе» Фактический адрес 125009, Москва, Тверской бульвар,

Приложение к распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от ПЛАН мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020

АНЕТА ОБЛЕДОВАНИЯ доступности для инвалидов общественного здания Основные сведения по объекту (учреждению) Наименование объекта Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы

Предварительные итоги выездной экспертизы эффективности и целевого расходования средств субсидии и средств бюджета субъекта РФ в рамках ГП РФ «Доступная среда» Тюрина Елена Александровна, начальник управления

МИНИСТЕРСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ Москва Об утверждении Порядка обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов торговли

ТВЕРЖДАЮ уководитель.и. Фирсова 2016 г. ПАСПОРТ доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее - услуги) I. Краткая

Приложение 1 АНКЕТА ОБЛЕДОВАНИЯ общественного здания по его доступности для лиц с ограничениями жизнедеятельности и других маломобильных групп населения (МГН) Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна директор автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» Современная модель образования

Раздел 15. Обеспечение доступности для инвалидов общего образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (И з в л е ч е н и я) Статья 79. Организация

Описание маршрута следования к объекту: Расстояние до объекта от остановки транспорта, м 800 Вид транспорта, номер маршрута, название остановки Маршрутное такси, остановка ул. Чапаевская Наличие переходов

Информация, размещенная на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования Кореновский район в июне 2013г. «Комплексное оборудование зданий и территорий в рамках обеспечения доступной

Утвержден Приказом ГОБУ «Боровичский ЦППМС» от 17 марта 2016 года 66 ПАСПОРТ объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования п. Любытино Новгородская область 2016 г. ПАСПОРТ объекта и предоставляемых

1 Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики

22 октября 2009 года N 121/2009-ОЗ Принят постановлением Московской областной Думы от 15 октября 2009 г. N 4/92-П ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 200 с углубленным изучением отдельных

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Правительство Российской Федерации,

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ в БГМУ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России обеспечивает условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Башкортостан.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 сентября 2015 г. 583-р г. Улан-Удэ Во исполнение пункта 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные

1.3. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности

Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (далее ПГНИУ). 2.

УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАПОУ ПО ПКСТПБ Пронькина Т.Ю. 20 г. ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования 1. Краткая характеристика объекта Адрес объекта, на

8. Год постройки 1971 9. Год последней реконструкции 2014 Описание маршрута следования к объекту: Расстояние до объекта от остановки транспорта, м 100 Вид транспорта, номер маршрута, название остановки

Сведения об архитектурной МБДОУ «Детский сад 46 «Северяночка» 1. Территория, прилегающая к зданию (участок) п/п 1.1 1.2 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 46 «Северяночка»,

Требования к оборудованию архитектурной среды образовательного учреждения, реализующего инклюзивную модель образования 1. Общие требования к зданиям учреждений образования Данные требования разработаны

Руководитель В.В.Кузнецова 20 г. Паспорт доступности социальных объектов МКОУ Обуховская средняя общеобразовательная школа (полное юридическое наименование объекта) 624852 Свердловская область Камышловский

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 октября 770/пр Об утверждении Плана мероприятий "дорожной карты" Министерства строительства и жилищно-коммунального

Акт согласованных с общественным объединением инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги (в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур

ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее - услуги) I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА Утверждаю Директор МБОУ СОШ 70 О.Р. Прокопенко 2016 г. Адрес

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ объекта социальной инфраструктуры К ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ ОСИ 42000541 20 г. территориального образования субъекта Российской Федерации 1. Общие сведения об объекте 1.1. (вид) объекта Образование

I. Общие положения 1. План мероприятий («дорожная карта») ФГБОУ ВО БГИТУ направлен на обеспечение условий по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объектам университета (далее - объекты)

1 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Фонд содействия научным исследованиям проблем инвалидности Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ

Уважаемые посетители сайта, предлагаем ознакомиться с информацией о доступности для МГН (маломобильной группы населения) Санкт-Петербургского государственного учреждения «Комплексный центр социального

АНЕТА ОБСЛЕДОВАНИЯ доступности для инвалидов общественного здания Основные сведения по объекту (учреждению) Наименование объекта Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования

1 Пояснительная записка Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является

Приложение 1 к приказу от 23 сентября 2016 г. 163-п ПЛАН мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в Детском саду 2

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сланцевская детская музыкальная школа» Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Ленина, д. 25, корпус 5 (выполнено

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ДОСТУПНОСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ПРИОРИТЕТНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2 1. Общие сведения об объекте 1.1. Наименование (вид) объекта муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кемчугская средняя общеобразовательная школа» 1.2. Адрес объекта 662045, Красноярский

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 " 8 " ноября 2014 г. 1. Общие сведения об объекте 1.1. Вид (наименование) объекта Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными

ГАУ ДПО «Брянский институт повышения квалификации работников образования» по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам I Общие положения 1. План

ПЛАН мероприятий («дорожная карта») Муниципального бюджетного учреждения по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам I Общие положения 1. План

Раздел к программе развития МБОУ СКОШ 5 на 2016-2020 годы Мероприятия, направленные на создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными

Главный корпус 1. Краткая характеристика объекта Адрес объекта, на котором предоставляется услуга: 656038 Алтайский край, г.барнаул, пр-т Ленина, 46, Здание главного корпуса Наименование предоставляемой

УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации МБДОУ детский сад Хазиева Т.В «14» октября 2013 г. АНКЕТА (информация об ОИ) К ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ 1. Общие сведения об объекте 1.1. Наименование (вид) объекта МБДОУ

Об инклюзивном образовании стр. 2 из 10 образования); - Уставом и локальными нормативными актами Академии. 1.3. Настоящее Положение определяет: - вопросы организации в Академии обучения инвалидов и лиц

21.06.2016 136 Об утверждении Плана мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Гремячинского муниципального района» («дорожная карта») В соответствии

Доступность для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее услуги) I. Краткая характеристика объекта Адрес объекта, на котором предоставляется(ются) услуга (услуги): г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Технологии оценки создания специальных условий

Описание маршрута следования к объекту: Расстояние до объекта от остановки транспорта, м 900 м Вид транспорта, номер маршрута, название остановки 27 квартал, Наличие переходов на пути следования от остановки

Доступность для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее услуги) I. Краткая характеристика объекта Адрес объекта, на котором предоставляется(-ются) услуга (услуги): 121170

СОГЛАСОВАНО Председатель комиссии 20 г УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации Г.А. Калинина 20 г ПАСПОРТ доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта социальной инфраструктуры 1.

Практика обследования и решения вопросов адаптации объектов социальной инфраструктуры и оформления результатов с учётом основных форм организации доступности Координатор проектов АНО «Межрегиональный ресурсный

Приказ МВД России от N 809 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для

"Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России



Понравилась статья? Поделитесь ей