Контакты

Сегмент рынка томатной пасты для промышленного производства. Технологический процесс производства томатной пасты. Документальное оформление бизнеса

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Долгова В. И., Аркаева Н. И., Сомова А. А. Исследование дивергентного мышления старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 126–130..htm.

Аннотация. В статье представлено исследование дивергентного мышления старших подростков, рассмотрена проблема дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе, представлены особенности дивергентного мышления старших подростков; по тесту дивергентного мышления Вильямса было проведено исследование дивергентного мышления старших подростков.

Аннотация. В статье представлено исследование дивергентного мышления старших подростков, рассмотрена проблема дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе, представлены особенности дивергентного мышления старших подростков; по тесту дивергентного мышления Вильямса было проведено исследование дивергентного мышления старших подростков.
Ключевые слова : дивергенция, мышление, дивергентное мышление, старшие подростки.

Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Серые личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других. Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте (в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда.

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческого потенциала старших подростков, что, несомненно, сказалось на активизации педагогических поисков, как в науке, так и в практике школьного воспитания .

Исходя из вышесказанного, проблема исследования дивергентного мышления старших подростков является актуальной.

Для рассмотрения данной проблемы дадим определения понятиям «дивергенция» и «мышление».

Согласно определению, данному Т. А. Барышевой, термин «дивергенция» обозначает обнаружение расхождений . Этот феномен является универсальным и характеризует бесконечный процесс усложнения любых форм существования самоорганизующейся материи как живой, так и неживой. Принцип дивергенции имеет важное значение для понимания процессов самоорганизации вообще и эволюции живого мира в частности. Основные свойства дивергенции заключаются в следующем:

1) расхождение как дискретность признаков (свойств);

2) расхождение как снижение связ-ности и возрастания дифференцированности признаков (свойств);

3) расхождение как со-существование и функционирование признаков (свойств) в параллельном, альтернативном, вза-имодополняющем (или взаимоисключающем) режиме;

4) расхождение, приводящее к росту многообразия и неопределенности.

В психологии мышление понимается как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Впервые в науку понятие «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд, указавший на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление определяется им как тип мышления, идущий в различных направлениях .

Понятие «дивергентное мышление» синонимично понятию «творческое мышление», так как они обладают одинаковыми характеристиками.

Дивергентное мышление опирается на воображение.

Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов, что является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Дивергентное мышление актуализируется на ранних стадиях решения проблемы, на поздних - конвергентное. В этом случае дивергенция заменяется актуализацией отдельных зон смыслового пространства.

Выделяют три показателя дивергентного мышления: беглость, гибкость и оригинальность.

Беглость мышления проявляется как богатство и разнообразие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула.

Гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способами действия, в легкости перестройки знаний в соответствии с требованиями задачи, в переключении с одних привычных действий на другие, с прямого хода действий на обратный.

Под оригинальностью понимает необычность мышления, его неповторяемость и оценивает по частоте встречаемости ответов в выборке.

В настоящее время проблема дивергентного мышления чаще рассматривается с позиции ос-новных положений системного подхода и таких его аспектов, как:

1) системно-исторический (возникновение термина и его уточнение по мере развития психологической науки);

2) сис-темно-функциональный (выделение компонентов дивергентного, позволяющее обнаружить причинно-следственные связи);

3) системно-компонентный (изучение совокупностей компо-нентов дивергентного мышления и каждого из них как отдельную микросистему);

4) систем-но-структурный (выделение системы связей субординации и координации между беглос-тью, гибкостью, оригинальностью, разработанностью и свойствами личности);

5) системно-интегративный (выявление системообразующего фактора, организующего как саму систе-му, так и каждую из компонентов системы).

Старший подростковый возраст характеризуется физическими изменениями и глубокой перестройкой психики, причиной чего являются физиологические факторы и психосоциальное влияние . Наиболее интенсивные изменения происходят у старших подростков с познавательными психическими процессами, в частности, с мышлением .

Уже к возрасту 15 лет основные способности мышления старшего подростка сопоставимы со взрослыми, что проявляется в следующем:

1) Мышление старших подростков может быть не связано с конкретными ситуациями: они могут рассматривать возможности, которые в настоящее время не существуют.

2) Происходит развитие гипотетического мышления, основой чего является повышение качества дедуктивого рассуждения . Результатом этого является возможность видеть будущие последствия действий и альтернативные объяснения событий, заранее планировать, возможность ставить себя на место оппонента в ходе дебатов.

3) Появляется более систематическое, абстрактное мышление. Результатом этого является:

Возможность легче, чем в детском возрасте понимать высшую абстрактную логику, которой присуща игра слов, а также пословицы, метафоры и аналогии;

Увеличение богатства языка;

Возможность понимать такие жанры как сатира, метафора и сарказм;

Возможность качественно рассуждать, применяя логику в идеологической и социальной сферах, а также в вопросах межличностных отношений, политики, философии, религии, нравственности, дружбы, веры, демократии, справедливости и честности .

4) Появляется «метапознание», то есть способность мыслить о самом мышлении . Процесс метапознания включает в себя мониторинг собственной познавательной деятельности во время своего мыслительного процесса. Улучшение у старших подростков знания о собственных шаблонах мышления приводит к улучшению самоконтроля и более эффективному обучению. В результате повышается самоанализ, самосознание и рационализация, что является важным в процессе социального познания. В результате появления метапознания старшие подростки гораздо лучше, чем дети могут понять, что люди не имеют полного контроля над их умственной деятельностью.

На основании вышеперечисленных изменений мышления, характерных для старшего подросткового возраста, развивается дивергентное мышление. При развитии дивергентного мышления старших подростков следует учитывать, что некоторые виды мышления не развиваются сами по себе, а оказывают существенное влияние на другие, до некоторой степени являются их детерминантами: например, абстрактное мышление влияет на теоретическое, продуктивное, словесное, образное и системное. Таким образом, можно использовать отдельные виды мышления как инструмент развивающего воздействия по отношению к другим видам .

Развитие дивергентного мышления основывается на установлении взаимодетерминации и взаимосвязи видов мышления внутри, так что составляющие творческого мышления могут выступать по отношению друг к другу как детерминанты, регуляторы, факторы и т. д. Следовательно, некоторые виды мышления можно рассматривать как факторы развития других, более сложных. Знание взаимодетерминации и взаимосвязи видов мышления используется в развивающих программах: развивая системное, продуктивное, дивергентное мышление, необходимо первоначально обеспечить достаточно высокий уровень логического, образного, словесного .

Большую роль в процессе развития дивергентного мышления старших подростков имеют условия учебной деятельности, так как они могут как затормозить, так и способствовать развитию данного вида мышления. Развитию дивергентного мышления способствуют следующие условия :

Использование равного количества заданий дивергентного и конвергентного типов;

Преобладание над информационной насыщенностью учебного материала его развивающих возможностей;

Совместное развитие продуктивного мышления и навыков его практического использования;

Преобладание исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

Ориентация в учебной деятельности на интеллектуальную инициативу;

Исключение моментов, требующих конформистских решений, то есть неприятие конформизма;

Стремление сформировать способности к критичности и лояльности в оценке идей;

Формирование стремления максимально глубоко исследовать проблемы;

Формирование самостоятельности в учебной деятельности, стремления самостоятельно осуществлять поиск знаний, исследовать проблемы;

Создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса, то есть индивидуализация;

Ориентация на постановку проблемных ситуаций, то есть проблематизация.

Также для развития дивергентного мышления оказывает влияние соблюдение следующих принципов образовательно-педагогической деятельности :

Стремление вызвать интерес учащихся к разным явлениям жизни путем вдумчивого отбора новых фактов и малоизвестных сведений;

Использование научного объяснения в осмыслении, перестройке, уточнении житейских представлений;

Развитие умственной деятельности, включение старших подростков в самостоятельный поиск решения поставленных задач, помощь в преодолении трудностей и содействие эмоциональному подъему;

Вооружение старших подростков необходимыми умениями, помощь в оперировании знаниями, в творческом использовании их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

Предоставление старшим подросткам возможности наблюдать за степенью своего продвижения;

Стремление обеспечить успех каждого ученика в любом виде деятельности;

Стремление вовлечь учащихся в активную трудовую деятельность.

Таким образом, в старшем подростковом возрасте происходит интенсивное развитие дивергентного мышления. Во многом это происходит благодаря развитию абстрактного и систематического мышления, развитию «метапознания» в этом возрасте. Большую роль в развитии дивергентного мышления старших подростков оказывают условия учебной деятельности и принципы образовательно-педагогической деятельности .

В ходе проведения эмпирического исследования дивергентного мышления старших подростков был использован тест дивергентного мышления Вильямса, который позволяет оценить дивергентное мышление по следующим показателям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название.

В исследовании приняли участие 25 старших подростков, 15 мужского пола и 10 - женского.

В ходе проведения теста дивергентного мышления Вильямса были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса

Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса

Результаты исследования показали следующее:

48% (12 чел.) испытуемых обладают средним уровнем развития дивергентного мышления,

20% (5 чел.) - низким уровнем развития дивергентного мышления,

32% (8 чел.) - высоким уровнем развития дивергентного мышления.

По результатам исследования были разработаны и даны рекомендации педагогам и родителям по развитию дивергентного мышления старших подростков.

1) внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности старших подростков;

2) необходимо видеть потенциальные творческие способности в каждом из старших подростков;

3) педагоги должны видеть творческие проявления старших подростков не только во время классных или специальных заданий, но и в любой другой деятельности, поощрять индивидуальный стиль учащихся, их самостоятельность;

4) педагоги должны создать морально-психологический климат в коллективе, характеризующийся свободой от шаблонов и стереотипов, инициативностью и самостоятельностью старших подростков, возможностью проявить свои индивидуальные особенности, неравнодушным отношением к успеху всех и каждого, что позволит создать творческую атмосферу, устранить творчеcтво подавляющие факторы и поддержать инициативу обучающихся;

5) необходимо создать материально-техническую базу развития дивергентного мышления должны позаботиться педагоги и родители старших подростков;

6) необходимо для стимулирования старших подростков к деятельности сформировать у них достаточно высокую са-мооценку, отмечая их индивидуальные достижения и используя гибкие формы поощрения;

7) педагогам и родителям старших подростков необходимо развить свои творческие способности, быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании.

Таким образом, в ходе исследования нам удалось решить следующие задачи:

1. Изучить проблему дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности дивергентного мышления старших подростков.

3. Определить этапы, методы и методики исследования.

4. Дать характеристику выборки и проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

Решение вышеперечисленных задач позволило изучить дивергентное мышление старших подростков. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что у старших подростков преобладает средний уровень развития дивергентного мышления - подтвердилась.

  • Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12.- С. 17-24.
  • Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
  • Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 206 с.
  • Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Гардарики, 2005. - С. 37-45.
  • Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 7 (13). - С. 17-22.
  • Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии- М.: Юрайт, 2012. - 368 с.
  • Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников- СПб.: Питер, 2012. - 38 с.
  • Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр.- М.: Педагогическое общество России, 2009. - 224 с.
  • Список литературы

    Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12.– С. 17-24.

    Долгова В.И. Инновационные технологии профессиональной деятельности психолога// Функции воспитания и просвещения в условиях ускоренной социализации личности в современном обществе (2015-06-18 14:00:00 - 2015-06-24 18:00:00). - МАНВО, Лондон, Великобритания, 2015. - http://gisap.eu/ru/node/75770

    Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.

    Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 206 с.

    Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Гардарики, 2005. – С. 37-45.

    Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 7 (13). – С. 17-22.

    Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии– М.: Юрайт, 2012. – 368 с.

    Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников– СПб.: Питер, 2012. – 38 с.

    Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр.– М.: Педагогическое общество России, 2009. – 224 с.

    Для начинающего бизнесмена важно подобрать такой бизнес, который не повлечет за собой большое количество рисков и не будет требовать существенных капиталовложений. Большинство «молодых» предпринимателей стараются обойти пищевые отрасли, считая их наиболее рискованными. Однако, еда всегда будет стоять на первом месте у покупателей. А чтобы подобрать несложную для начинающего бизнесмена отрасль, стоит обратить внимание на бизнес по изготовлению томатной пасты.

    Томатная паста, это простой по технологии приготовления продукт питания, который содержит в своем составе помидоры и соль. Чтобы приготовить такую смесь не нужно вкладываться в серьезные агрегаты. По факту, томатная паста - это продукт, изготовленный путем гомогенизации и высушенный до состояния сухого вещества в 20-40%. Лучшего бизнеса для начинающего предпринимателя не найти!

    Оборудование для производства.

    Для изготовления томатной пасты необходимо купить линию, которая позволит из выгруженных в бункер томатов получить пакетированную или бутилированную пасту из них.

    Узловыми компонентами такой линии будут:

    1. Бункер для ссыпания помидоров навалом или вручную из тары - 1,5 тыс. $ и выше (в зависимости от объема);
    2. Ленточный транспортер - от 1,5 тыс. $;
    3. Моечная машина (удалит пыль и песок с томатов) - от 1,2 тыс. $;
    4. Инспекционный транспортер с ополаскивателем (зона для удаления гнилых или порченных томатов) - 800 $ и выше;
    5. Измельчитель (режет на кубики помидоры) - от 1 тыс. $;
    6. Протирочная машина (делает из кусочков пюре) - от 1 тыс. $;
    7. Вакуумно-выпарная машина (позволит избавить пюре из томатов от излишней влаги) - от 6 тыс. $;
    8. Буферная емкость (добавляют соль согласно нормам и стандартам) - от 500 $;
    9. Дозатор (разливает томатную пасту в банки, жесть, одноразовые емкости из металлизированного картона, пластиковые ведра и так далее) - от 1,5 тыс. $;
    10. Упаковочное оборудование - от 2 тыс. $.

    Купить оборудование для изготовления пасты из томатов или получения гомогенизированных продуктов можно от азиатских, европейских и отечественных изготовителей. Дешевле всего купить устройства от российских изготовителей.

    Главное внимания уделяют подбору качественного миксера-гомогенизатора (вакуумно-выпарная машина). Чем большим количеством опций будет обладать машина - тем лучше. Важно, чтобы присутствовали такие показатели, как наличие регуляторов частоты вращения, механизм автоматического подъема крышки и другое. Еще, паровой гомогенизатор будет стоить дешевле, чем электрический.

    Всего на приобретение оборудования тратят от 18 тыс. $.

    Сырье.

    Сырье должно быть в большом количестве. Даже по самым скромным планируемым объемам производства, сырья важно закупить в нужном количестве. Сами томаты - это сезонный продукт. Конечно, выращиваются они круглый год. Но, только в летний сезон, с июля по сентябрь из можно закупить в нужном количестве абсолютно недорого. Покупать зимой (и начинать в холодное время свой бизнес) - абсолютно нерентабельно. Для получения тонны пасты необходимо подготовить 5,8 тонн томатов.

    Важно закупить необходимое количество томатов и создать все условия для из максимально длительного хранения. Часто изготовители заготавливаются впрок за летний период, чтобы предлагать пасту из свежих томатов в течении года. А хранится такой продукт в законсервированном виде не менее 12 месяцев. Поскольку томатов необходимо большое количество, то важно заручиться поддержкой нескольких крупных поставщиков, закупать томаты непосредственно с полей и открыть пункт приема для малых поставщиков. Также по рецептуре нужно добавлять к томатной пасте соль - не более 1,2 % от всей массы.

    На закупку первой партии томатов готовят не менее 6 тыс. $.

    Персонал.

    Для работы в одну смену даже малому производству необходим персонал в количестве 8 человек: технолог качества, инспектор, наладчик оборудования, операторы на линии, разнорабочие. Персонал на предприятии пищевой промышленности должен иметь в обязательно порядке санитарные книги. Также необходимы на предприятии бухгалтер, менеджеры, секретари и директор. Оплата труда работникам может зависеть от объемов производства.

    На ежемесячные выплаты оставляют не менее 7 тыс. $, учитывая штат из 18-20 человек.

    Помещение.

    Организовать производственное помещение можно на базе бывшего пищевого производства. Выбирать можно промышленную черты зону в пригороде и в самом городе. Важно соблюдать отдаленность от жилых домов не менее чем в 50 метров. Помещение должно быть обеззаражено, обладать всеми коммуникациями, быть оснащено хорошей системой вентиляции, отвечать санитарным требованиям и правилам противопожарной безопасности.

    В зависимости от выбранного района на оплату рабочего помещения площадью от 250 метров квадратных выделяют около 1,3 тыс. $. Важно выделить рабочую зону, также отделить склады, пункт приема. Складские помещения должны позволять контролировать температуру и влажность воздуха, комфортную для длительной сохранности помидоров и уже готовой томатной пасты.

    Рекламировать томатную пасту собственного производства можно ориентируясь на все существующие методы рекламы. Важными шагами будет: создание собственного сайта, рекламный ролик на телевидении, реклама на радио и популярных печатных изданиях, расклейка плакатов и аренда бордов. Для привлечения покупателей можно сделать дегустацию в торговым точках или предложить раздачу бесплатных пробников. Яркая упаковка также станет своеобразным рекламных ходом.

    Траты на создания бизнеса.

    К первоначальным тратам на реализацию бизнеса по производству собственной томатной пасты необходимо учитывать такие моменты:

    1. Оборудование - 18 тыс. $;
    2. Сырье - 6 тыс. $;
    3. Персонал - 7 тыс. $;
    4. Помещение - 1,3 тыс. $;
    5. Реклама - 700 $.

    Всего для старта такого бизнеса необходимо владеть капиталом в размере 32 тыс. $.

    Для пищевой отрасли такие вложения не являются большими. А вот спрос на сам продукт круглый год остается стабильным и высоким.

    Прибыль и окупаемость.

    Окупаемость пройдет быстро при налаженном процессе сбыта. Даже самое малое производство изготавливает не менее 30 тонн томатной пасты. Учитывая, что 1 кг продукта на оптовом рынке будет стоить всего лишь 1,5-2,1 $, то прибыль может получаться достойная. Сбывая весь товар можно выйти на прибыль более чем 55 тыс. $. На долю предпринимателя придется лишь 30%, но и такая сумма вполне существенная. Единственное, важно правильно организовать сбыт товара, тогда и окупаемость осуществится за 2 сезона.

    Клиенты и варианты для развития.

    Покупатели: рынки, торговые точки, оптовые базы, рестораны общественного питания. Варианты для развития: создания собственного поля для выращивания томатов, приготовления продуктами со специями, добавками, высушивания до порошкообразного состояния томатной пасты (пригодится для выхода на международный уровень), продажа томатной пасты из желтых помидоров и так далее.

    Читайте так же:

    Назад Вперед -Бизнес: производство фотокартин

    Концентрированные томатопродукты занимают одно из ведущих мест в ассортименте плодоовощных консервов. Они являются основным компонентом овощных закусочных, обеденных, заправочных и некоторых рыбных, мясных консервов, а в системе общественного и домашнего питания входят в рецептуры первых и вторых обеденных блюд, соусов, приправ и гарниров.

    ООО «НЗПО» - Молпромлайн™ выпускает оборудование для производства томатной пасты на базе варочных котлов атмосферного типа, на базе вакуумно-гомогенизирующих аппаратов, на базе вакуумно-выпарных аппаратов, а также на базе УГ-ГУРТ.

    Концентрированные томатопродукты представляют собой томатную массу, освобожденную от семян и кожицы и уваренную до разной массовой доли сухих веществ (в%):

      томатное пюре – до 12, 15 и 20,

      томатная паста – до 25, 30, 35 и 40.

    К этой группе консервов относят и томатные соусы. Основной продукцией томатного производства является 30%-ная томатная паста.


    Подготовка сырья

    В сырьевых зонах крупных предприятий широко распространены пункты первичной переработки томатов, где получают дробленую томатную массу (пульпу), которую в цистернах доставляют на завод. При этом лучше используется транспорт, упрощаются погрузочно-разгрузочные работы, сокращаются потребности в таре. Вместе с тем дробленая томатная масса не обладает естественным иммунитетом, свойственным сырью, и легко поддается порче. Поэтому разрыв между заготовкой пульпы-полуфабриката и ее переработкой на заводе не должен превышать 2 ч.

    Для обеспечения ритмичной работы томатных цехов в течение суток на заводе или пункте первичной переработки создаются запасы пульпы, которую обрабатывают следующим образом: подогревают до 75 ±5°C, протирают и финишируют (диаметры отверстий в ситах протирочных машин соответственно 1,2 и 0,4 мм), затем подогревают до 93 ±3 °C с целью подавить жизнедеятельность микроорганизмов и охлаждают до 23 ±3°C. Хранить пульпу в теплоизолированных емкостях вместимостью 2...100 м3 можно в течение 10 часов.
    Технологические процессы мойки, сортировки по степени зрелости и качеству, дробление относят к первичной переработке томатов, которая может осуществляться по двум схемам. Первая схема предполагает выгрузку томатов из ящиков, ящичных поддонов и других средств доставки в емкости с водой, соединенные системой гидротранспортеров, в которых осуществляются смыв, размягчение и удаление почвенных примесей. Гидротранспортер представляет собой бетонированный желоб, расположенный в полу с уклоном 10... 12 м на 1 м, в котором потоком воды томаты перемешаются со скоростью 0,7...1 м/с. Расход воды составляет 4...5 л/кг сырья. Для улавливания механических примесей в днище ванны и руслах гидротранспортеров устанавливаются ловушки. Томаты из гидрожелоба наклонным элеватором подают в моечные машины вентиляторного типа. Расход воды для эффективной мойки должен составлять не менее 2 л/кг сырья, а давление воды в душах 200...300 кПа. Сортировка сырья по степени зрелости и качеству проводится вручную на роликовом конвейере. По первой схеме успешно осуществляется переработка томатов ручного сбора. Что касается сырья машинной уборки, поступающего в больших объемах, с повышенным содержанием земляных и растительных примесей и недозрелой части (более 15%), то его обрабатывают по второй схеме. Томаты разгружают с помощью гидромониторов. Мойку их осуществляют в системе гидротранспортеров четырех контуров, что значительно снижает повреждаемость томатов по сравнению с традиционными моечными машинами. Сырье из приемной емкости по решеткам попадает в гидрожелоб второго контура, а вода поступает в гидрожелоб первого контура и в емкость для очистки, а затем опять подается на гидромониторы. Томаты из гидрожелоба элеватором подаются на флотационный сортирователь третьего контура, основанный на разной скорости всплывания в потоке воды зрелых и зеленых томатов. Окончательную сортировку по степени зрелости на три фракции (красные, бурые и зеленые) сырье проходит на фотоэлектронном сортирователе и роликовых конвейерах четвертого контура. Красные томаты поступают на дальнейшие технологические операции, а недозрелая часть томатов может быть использована для выработки солений, маринадов и салатов.

    Нормализация пульпы

    В процессе производства концентрированных томатопродуктов нерастворимые в воде части плода – кожица, семена и сосудистые волокна, не представляющие непосредственной ценности для получения готового продукта, удаляют. Для приближения соотношения растворимых и нерастворимых веществ к оптимальному применяется процесс, называемый нормализацией, который осуществляется по следующей схеме: грубое протирание, подогрев, протирание и прессование отходов.

    Стерилизация томатной массы в потоке

    Низкая активная кислотность томатов машинного сбора (рН 4,0...4,7), обильное загрязнение почвой, растительными примесями, повышенное количество поврежденных плодов (6... 15%) создают благоприятные условия для развития микроорганизмов. Томатную пульпу поэтому приходится подвергать довольно жесткой тепловой обработке по схеме: подогрев до 125 °C, выдержка в течение 70 с, охлаждение до 85°C. Поскольку дальнейшие технологические процессы производства томатной пасты (уваривание, подогрев, пастеризация) осуществляются при температуре, не являющейся летальной в отношении спор возбудителей ботулизма, стерилизация пульпы в потоке рассчитана на их уничтожение. Для стерилизации применяют многоходовые трубчатые или скребковые теплообменники.

    Концентрирование

    Концентрированные томатопродукты в том числе томатную пасту получают выпариванием влаги из томатной массы. Для обеспечения надежной работы выпарной аппаратуры в пульпе, поступающей на выработку томатной пасты, отношение Р/НР должно быть не меньше 6,5. Если это отношение меньше 6,5, томатная масса направляется для производства томатного пюре.

    Варка томатного пюре

    Для уваривания томатной пульпы до массовой доли сухих веществ 12, 15 и 20% применяют вакуумно-выпарные аппараты или выпарные аппараты окрытого типа в случае применения открытых аппаратов, при наличии нагара на змеевиках резко уменьшается коэффициент теплопередачи, увеличивается продолжительность варки и ухудшается качество продукта.

    Варка томатной пасты

    Томатную пасту варят в вакуум-выпарных установках. Отсутствие контакта с воздухом и низкая температура кипения под разрежением обеспечивают сохранение витаминов, красящих веществ и других ценных составных частей сырья.

    Пониженная температура кипения томатной массы позволяет применить для обогрева вакуум-аппаратов пар низкого давления, что дает значительную экономию теплоты. На консервных предприятиях на линиях производства томата-пасты распространены вакуум-выпарные установки трех типов: прямоточного, противоточного и смешанного (прямоточно-противоточного). В установках, работающих на принципе прямотока, движение греющего пара и продукта осуществляется в одном направлении, противотока- движение греющего пара и продукта встречное, в установках прямоточно-противоточного типа реализуются оба принципа.

    Установки противоточного типа более совершенны в техническом отношении и лучше приспособлены для переработки томатов машинной уборки. Температура готового продукта благодаря противоточной схеме выше, чем при прямотоке. Следовательно, вязкость при противотоке меньше, что улучшает циркуляцию массы и интенсифицирует процесс выпаривания. Это существенное преимущество при производстве продуктов высокой вязкости, каким является 30%-ная томатная паста.

    Асептическое консервирование

    Особое место в решении проблемы преодоления сезонности и организации равномерной работы томатного производства в течение всего года отводится асептическому консервированию. Технологический процесс включает следующие этапы: санитарную обработку технологического оборудования для производства томатной пасты, а также резервуаров для ее хранения, подготовку стерильного воздуха, кратковременную стерилизацию и охлаждение продукта, хранение его в крупных емкостях вместимостью 20...50 м 3 и фасовку в межсезонный период в потребительскую тару.

    Для обеспечения асептических условий все оборудование, продуктопроводы и резервуары проходят проверку на герметичность, мойку горячей водой, стерилизацию горячим 2-3%-ным раствором каустической соды в течение 45 мин., мойку водой при 90±10°C в течение 1 часа и обработку паром при 110°C не менее 2 часов. Стерильный воздух, заполняющий резервуары, получают фильтрованием окружающего воздуха через бактериологические фильтры.

    Томатная паста температурой 46...70°C из вакуум-выпарных установок поступает в приемный резервуар, а из него в подогреватель, где, смешиваясь с паром, нагревается до 125±5°C и при этой температуре выдерживается 240 с в стерилизаторе. Далее продукт поступает на предварительное охлаждение до 100°C в атмосферный охладитель, а затем окончательно охлаждается в вакуумном охладителе до 30±5°C. Одновременно из продукта испаряется конденсат, внесенный при стерилизации. Вакуум создается эжекторным конденсатором и паровым эжектором.

    Охлажденный продукт по стерильному трубопроводу подается в подготовленные резервуары, герметизируется и хранится при температуре не ниже 0°C. Полуфабрикаты из резервуаров-хранилищ в асептических условиях вновь фасуют в стерильную транспортную тару и доставляют на специализированные предприятия по выпуску на их основе готовой продукции.

    Томатные соусы изготавливают из свежих томатов или из концентрированных полуфабрикатов с добавлением главным образом соли, сахара и пряностей. В отдельные виды соусов добавляют овощи, яблочное пюре, муку, растительное масло, пюре из сладкого перца и лимонную кислоту.

    Если Вы хотите приобрести технологическую линию или оборудование для производства томатной пасты, томатных соусов, либо концентрированной томатной пасты с упаковкой в асептические мешки, обращайтесь к нашим специалистам, и они подготовят для Вас коммерческое предложение.

    Купить оборудование для производства томатной пасты можно по предварительно согласованным вариантам, габаритам и производительности. Цена оборудования для производства томатной пасты всегда договорная из-за непредсказуемости затрат.

    Часто люди, которые только начинают свое первое дело и не имеют опыта ведения бизнеса, стараются не вкладывать средства в пищевые отрасли, предпочитая им не пищевое производство и сферу услуг.

    Однако, как показывает опыт предпринимателей, бизнес в сфере услуг и торговли часто несет в себе гораздо больше рисков, чем пищевое производство. Также часто бизнесмены сталкиваются с проблемой сезонности и с высокой конкуренцией в определенной сфере. А производство некоторых видов пищевой продукции является очень простым технологически, и особых преград в реализации готовой продукции также не предвидится. К такому виду продукции относится и томатная паста, которая востребована круглый год.

    Чтобы изготовить томатную пасту, необходимо всего два ингредиента, а именно – помидоры и соль. С учетом невысокой стоимости этих ингредиентов и отсутствия необходимости какой-либо специальной высокотехнологичной обработки, изготовление томатной пасты можно считать производством, не требующим больших затрат.

    Если речь идет о промышленном производстве томатной пасты, то сырье для него необходимо в очень большом количестве. Помидоры становятся томатной пастой после определенных стадий обработки, но по сути паста — это протертые помидоры с добавлением соли, которые уварились до объема, равному примерно 20-40% от первоначальной массы сырья.

    Чтобы получить 1 тонну томатной пасты, необходимо пустить в производство около 5,8 тонн помидоров. Такое соотношение заставляет производителей томатной пасты сотрудничать сразу с несколькими крупными поставщиками помидоров.

    Технология производства томатной пасты

    Производство томатной пасты моно условно разделить на 7 стадий:

  • Загрузка помидоров в специальный бункер. Сырье (то есть помидоры) могут поставляться в специальной таре либо без нее (навалом). Если имеем дело с первым случаем, то помидоры необходимо сначала извлечь из тары, используя машины, или вручную. И только после этого загрузить в бункер.
  • Из бункера посредством ленточного транспорта происходит , где они очищаются от грязи, пестицидов, и случайно попавшего мусора.
  • Отбор непригодных для производства овощей (гнилых, испорченных, недостаточно дозревших). Это делается работниками с помощью инспекционного транспортера с ополаскивателем. На этой же стадии происходит дополнительное очищение помидоров, которые были недостаточно промыты на предыдущем этапе в моечной машине.
  • Поступление пригодных помидоров в измельчитель . Там слишком большие овощи разрезаются на более мелкие куски, и всё перетирается в гомогенизированную массу.
  • Далее в вакуум-выпарной машине нужно повысить плотность получившейся массы . После перетирки масса получается полужидкой, следовательно, необходимо увеличить количество сухого компонента.
  • Томатную массу остается только подсолить , делается это в буферной емкости.
  • Готовая томатная паста делится на порции и разливается в тару , в которой будет продаваться.

    Оборудование для производства томатной пасты

    Изготовление томатной пасты требует набора определенного оборудования. Если не учитывать различные вспомогательные устройства (транспортеры, податчики), то набор оборудования выглядит следующим образом:

  • Гомогенизатор вакуумного типа. Паровые гомогенизаторы стоят от 7 до 9 тысяч долларов. Гомогенизаторы электрического нагрева обойдутся в пределах от 25 до 33 тысяч долларов.
  • Машина для измельчения и термизации сырья. Стоимость этого устройства от 25 до 75 тысяч долларов в зависимости от объема сырья, которого может одновременно загрузить в себя машина (50-700 литров).
  • Вакуумно-выпарная машина. Её стоимость варьируется от 7 до 50 тысяч долларов (также в зависимости от объема емкости – 50-5000 литров).
  • Выше перечислены основные компоненты линии производства томатной пасты. Также необходимо такое оборудование для транспортировки, дозировки, фасовки и других дополнительных операций. Стоит также отметить, что каждая машина имеет определенную мощность, и она должна быть одинаковой у всех аппаратов. Иначе могут возникнуть проблемы с соединением некоторого оборудования с другим.

    Все аппараты можно приобрести как готовой линией, так и по отдельности. Значительную сумму можно сэкономить, если купить оборудование б/у. Приобретая каждую машину по отдельности, вы можете столкнуться с проблемой их состыковки друг с другом. Обычно решение о покупке готовой линии либо оборудования б/у вытекает из желаемого охвата рынка. Если вы планируете работать только на городском и региональном рынке, то вполне достаточно будет б/у оборудования. А если планируется выход на , то производство должно осуществляться на линиях полного цикла.

    Реализация готового продукта

    Томатную пасту используют не только хозяйки на кухне для приготовления различных блюд. Томатную пасту можно также продавать производителям различных соусов, томатного сока, кетчупов. Для изготовления этих продуктов томатная паста является базовым ингредиентом, и производители нуждаются в ее поставке в больших количествах. Выгодным может стать сотрудничество с различными и , в меню которых есть блюда, содержащие томатную пасту.

    Продукт приготовляют из свежих, зрелых томатов, или томатного пюре, томатной пасты с добавлением сахара, соли, пряностей и уксусной кислоты, с добавлением или без добавления овощей, яблочного пюре, муки, лимонной кислоты и растительного масла.

    Ассортимент: соус томатный острый, соус кубанский, соус томатный по - грузинский, соус томатный черноморский, соус томатный острый «Деликатес», соус астраханский, соус аппетитный, соус летний, соус Херсонский.

    Поставленная задача достигается тем, что в способе производства томатного соуса, включающем подготовку сырья и материалов, приготовление смеси экстрактов, варку, наполнение и укупоривание тары, стерилизацию, новым является то, что предварительно мытье, очищенные и измельченные помидоры, петрушку, сельдерей, лук, чеснок и черный перец смешивают в пропорции 71,26: 4,75: 4,75: 14,25: 4,75: 0,24 и обрабатывают в экструдере, полученную овощную смесь подсушивают до влажности 73 % путем сброса давления и испарения образующихся паров, далее в полученное овощное пюре вводят 90 % - ный сахарный сироп в количестве 2,64 % к первоначальной массе овощной смеси, 6 % - ный водный раствор этановой (уксусной) кислоты в количестве 0,71 % к первоначальной массе овощной смеси и варят полученную смесь под давлением 3400 Па до получения томатного соуса с конечной влажностью 44%.

    Помидоры, петрушку, сельдерей, лук, чеснок и черный перец для производства пюре должны быть свежими, здоровыми, с высоким содержанием пектина. Органолептических кислот и сухих растворимых веществ.

    Способ производства томатного соуса осуществляется следующим образом.

    Помидоры, петрушку, сельдерей, лук, чеснок и чёрный перец подвергаются мойке в отдельности в моечной машине. Затем мытые овощи (помидоры, петрушку, сельдерей, лук, чеснок, чёрный перец) инспектируют и сортируют вручную на сортировочно - инспекционном транспортере. Затем (помидоры, петрушку, сельдерей, лук, чеснок, чёрный перец) после ополаскивания смешивают в пропорции 71,26: 4,75: 4,75: 14,25: 4,75: 0,24, что соответствует примерно следующему соотношению: 71,26 кг красных помидоров, 4,75 кг петрушки, 4,75 кг сельдерея, 14,25 кг лука, 2,0 кг чеснока, 0,1 кг черного перца и подвергаются обработке в экструдере.

    Предлагаемая пропорция овощей: 71,26 кг красных помидоров, 4,75 кг петрушки, 4,75 кг сельдерея, 14,25 кг лука, 2,0 кг чеснока, 0,1 кг черного перца обеспечивает наиболее рациональное сочетание основных компонентов и благотворно сказывается на степени их усвоения человеческим организмом.

    В экструдере смесь овощей (помидоры, петрушку, сельдерей, лук, чеснок, черный перец) подвергается уплотнению и постепенному сжатию. В нем происходит постепенное увеличение давления и уплотнение парообразной массы продукта вследствие уменьшения размеров винтового канала шнека экструдера.

    При вращении шнека овощи измельчаются, образуется парообразная смесь попадает в предматричную зону и продавливается через матрицу экструдера. Выходящая из экструдера парообразная масса направляется в вакуум - варочную камеру. После выхода сжатой парообразной массы из экструдера в вакуум - варочную камеру в результате резкого перепада температуры и давления происходит мгновенное испарение влаги. При этом происходит подсушивание полученного томатного соуса до влажности 73 % за счет сброса давления и испарения образующихся паров из вакуум - варочной камеры.

    В томатном пюре могут развиваться плесени, уксуснокислые бактерии и некоторые другие виды аэробных микроорганизмов, поэтому пюре подвергают тепловой обработке (пастеризации) для подавления жизнедеятельности микроорганизмов и обеспечения стойкости при хранении. Изменение содержания пропорций вышеуказанных компонентов ведет к существенным изменениям вкуса и глубины физико - химических изменений, происходящих в пюре под действием таких консервантов, как сахар, соль и водный раствор этановой (уксусной) кислоты.

    Так, например, использование большого количества сахарного сиропа, например 3,0 %, приведет к изменению вкуса и появлению излишней сладости и, как следствие, ухудшению его качества. Использование меньшего количества сахарного сиропа, например 2,0 %, приведет также к изменению вкуса и появлению солено - кислого вкуса и, как следствие, ухудшению его качества.

    Использование большего количества раствора хлорида натрия, например 7,2 %, приведет к изменению вкуса и появлению излишней солености и, как следствие, ухудшению его качества. Использование меньшего количества раствора хлорида натрия, например 5,1 %, приведет так же к изменению вкуса и доминированию сладкого вкуса и, как следствие, ухудшению его качества.

    Использование большего количества 6 % - го водного раствора этановой (уксусной) кислоты, например 0,9 %, приведет к изменению вкуса (повышению кислого привкуса) и, как следствие, ухудшению его качества. Использование меньшего количества 6 % - го водного раствора этановой (уксусной) кислоты, например 0,3 % , приведёт к изменению вкуса, нарушению кислотного баланса и недостаточному консервирующему действию на готовый продукт.

    За счет нагрева томатной массы и поддержания величины разряжения 3400 Па происходит дальнейшее испарение образующихся водяных паров. Если пюреобразная томатная масса имеет повышенную влажность, то она подвергается дополнительному выпариванию до получения баклажанного парообразного концентрата с конечной влажностью 44 %. Основное назначение нагревателя - не только доведение томатного соуса до конечной 44 % путем испарения избыточной влаги под разряжением 3400 Па, но и инактивация окислительных ферментов. Под влиянием нагревания и органических кислот, присутствующих в овощном пюре, происходит гидролиз протопектина, находящегося в срединных пластинках и клеточных стенках. Прочная связь между клетками нарушается, часть их стенок разрушается и ткань размягчается.

    Получение томатного соуса с конечной влажностью 44 % обусловлено следующими соображениями. Если конечная влажность томатного соуса будет менее 44 %, например 41 %, то его консистенция будет недостаточно нежной и мягкой. Пюреобразный томатный соус будет иметь высокую вязкость, что может создать дополнительные трудности при использовании его в пище - концентратной и консервной промышленности.

    Таким образом, получают томатный соус заданного состава, который направляют на фасовку и хранение. Горячий томатный соус фасуют в подготовленные стеклянные банки, герметично укупоривают и выдерживают, затем охлаждают.

    Таким образом, использование предложенного способа производства томатного соуса позволяет:

    • 1. получать томатный соус заданного состава с введением необходимых дополнительных компонентов (сахарного сиропа, раствора хлорида натрия, водного раствора этановой (уксусной) кислоты) для их дальнейшего использования в пище - концентратной и консервной промышленности;
    • 2. снизить энерго - и трудозатраты на производство томатного соуса вследствие совмещения технологических операций измельчения, протирания, уваривания, введения и перемешивания дополнительных компонентов путем использования процесса экструзии;
    • 3. снизить материальные затраты вследствие устранения вспомогательных и перегрузочных операций;
    • 4. повысить качество томатного соуса за счет исключения многоэтапной и продолжительной обработки продукта на каждой стадии технологического процесса.


    Понравилась статья? Поделитесь ей