Контакты

Почему творческие люди видят мир другими глазами? Знать другой язык – это смотреть на мир другими глазами

В тёплый летний день, под раскидистой старой яблоней на лавочке сидели старый седовласый дед и его внучата, близняшки – девочка и мальчик. Дети были подростками – уже не маленькие, но ещё и не взрослые. Дед дремал, положив голову на руки, упираясь на трость. А внуки, которые сидели по обе стороны от деда занимались кто чем. Мальчик разглядывал что-то в своём телефоне, а девочка смотрела вокруг, наслаждаясь природой.

Ой, смотрите, пёрышко! – вдруг воскликнула девочка. Пролетев между ветками яблони, пёрышко плавно спускалось вниз, не спеша паря в воздухе. Девочка подставила ладонь, и пёрышко приземлилось на неё. – Можно загадать желание, - восторженно произнесла девочка, и, зажав пёрышко в руке, зажмурилась и стала думать о своём.

Ха! Девчонка! – подтрунивал над сестрой мальчик. – Веришь в сказки! Как какое-то перо может исполнить твоё желание?

То, во что ты веришь и есть твоя реальность, - сказал, проснувшись от детского спора дед. - Каждый человек смотрит на окружающий мир по своему, оглянитесь вокруг, что вы видите?

Ну, деревья, трава, яблоки валяются. Ничего такого, - ответил мальчик.

Солнышко светит, пахнет яблоками и скошенной травой, ой, а вот и бабочка летит, кра-си-вая! – восторженно сказала девочка.

Вот видите, смотрите на одно, а видите по-разному, - сказал дед.

Дедушка, расскажи нам одну из твоих историй, давно ты нам ничего не рассказывал, - попросила девочка.

Давно уже всё рассказано, - ответил дед. - А впрочем…, - произнёс он задумчиво, поднимая с земли яблоко. – Слушайте…

В одной очень древней священной книге есть история о сотворении мира. Когда Творец создал этот мир, всё в нём было гармонично и красиво. И людей Он создал по образу и подобию своему – они были бессмертны, и они были такими же Творцами, как и Он. Люди могли создавать всё о чём мечтали и всё было им по силам. Но когда они сорвали плод с Дерева познания добра и зла, глаза их открылись, они стали видеть всё по-другому. Люди забыли, что они Творцы, стали делить всё на доброе и злое. Но способность воплощать в жизнь свои мечты и желания у них осталась, только желания эти были подвластны уже их видению.

Кто видит в жизни только плохое, для кого она тяжела и мучительна, наполнена препятствиями и страданиями, тот и притягивает всё это в свою жизнь. Притягивает таких людей и обстоятельства.

А кто умеет радоваться каждой прожитой минуте, наслаждаться жизнью, быть благодарным за то, что имеет, кто верит в то, что в жизни всё возможно, и что все испытания даются людям только для роста, тот живёт полной жизнью и притягивает к себе всё чудесное. И эти чудеса случаются в его жизни.

Так этим плодом с Дерева познания было яблоко. А глаз наш это что - глазное яблоко! – через него мы смотрим на мир, воспринимаем его и познаём. И если долго и внимательно смотреть в глаза другого человека, там, в глубине его глаз, можно увидеть его бессмертную душу, которая помнит ВСЁ! Душу ТВОРЦА, - закончил свой рассказ дед.

Притихли дети. Молча сидели они и смотрели вокруг. Каждый из них видел своё, но теперь они смотрели на мир совсем другими глазами.

И правда: как давно вы видели мир не так, как привыкли, а как будто со стороны? Или представляли, что не только вы на него смотрите, а он в ответ наблюдает за вами? А что, если посмотреть на это облако не стоя, а лежа? Или представить себя маленькой божьей коровкой, которая ползет по траве?

Лично я никогда не думала, что такое погружение в окружающий мир возможно. Но благодаря второму заданию фотоохоты в проекте Ульяны Кучеренко смогла увидеть привычное иными глазами, услышать то, что он хотел сказать и рассмотреть детали там, где, казалось бы, ничего нет. После , это задание стало не просто фотоохотой, а настоящим творческим свиданием с собой.

При этом со стороны я, судя по улыбкам и иногда удивленным взглядам, выглядела забавно.

С другой стороны, часто ли увидишь взрослую женщину, которая карабкается на деревья, лежит на животе на асфальте, ползает по прошлогодним листьям, качается на качелях или забирается на камни и заборы, чтобы сделать фото?

Но это было по-настоящему здорово! Мой внутренний ребенок пищал от восторга 🙂

Помимо удовольствия от процесса не меньшее удовлетворение я получила и от фото, качество которых, благодаря советам Ульяны, удалось улучшить. И еще один очевидный плюс - я начинаю не только смотреть по сторонам, но и видеть!

Представляю, на мой взгляд, лучшие фото, которые стали итогом фотоохоты апреля. Подробности проекта читайте в блоге у Ульяны. Присоединиться можно с любого этапа. А работы участников можно посмотреть в любой социальной сети с тегом #iamphotoshooter_task2. Хочу заметить, что все фотографии сделаны на телефон, без фильтров, кроме черно-белых, которые снимались с фильтром "монохром".

В основном, вся фотоохота проходила на территории казарм и музейного квартала Кауниснурми, а также православной церкви в Коувола. Некоторые фото сделаны в районе Рекола (Коувола).

Православная церковь Святого Креста в Коувола (построена в 1915 году, функционирует)


Если представить себя совсем крошечной, божьей коровкой, например, как бы выглядел этот мир?

И если предположить, что собаки видят только в черно-белом цвете, то, может, именно так для них выглядела природа?

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В мире существует много вещей, о которых мы не имеем ни малейшего понятия, но больше всего мы не знаем о самих себе. Например, вы в курсе, что за новыми туфлями лучше ходить в плохом настроении, иначе приобретение может со временем разочаровать? И таких парадосков мы набрали целых 10 штук.

сайт расскажет интересные факты о мозге и психике человека, в том числе и о том, как настроение влияет на покупки и другие решения, которые мы принимаем. Читайте, возможно, после них на многие вещи вы посмотрите другими глазами.

1. В чужих ошибках виноваты сами люди, в наших - обстоятельства

Представьте ситуацию: у женщины, идущей по улице, порвался пакет с яблоками и они оказались на асфальте. Проходящий мимо мужчина посмотрел с пониманием, но помогать не стал. Почему он так поступил? Большинство из нас предположит, что мужчина ленив, невоспитанный или, может, социофоб.

Теперь представьте, что мимо этой женщины прошли вы. Прошли и не помогли. Почему вы так поступили? Наверняка торопились на работу или важную встречу, и если бы не обстоятельства, то обязательно бы оказали помощь.

В психологии это называется фундаментальной ошибкой атрибуции : ошибки окружающих мы объясняем их личностными особенностями, а свои - влиянием внешних факторов. В случае с достижениями все наоборот. Если кто-то сдал экзамен на отлично, это внешние факторы (легкий билет или добрый преподаватель), а если вы получили высокую оценку - это от того, что хорошо подготовились.

2. Длина строки влияет на восприятие текста

Исследования показывают, что мы быстрее прочитаем текст, написанный в 10 строчек, чем этот же текст, но разбитый на 20 более коротких строчек. Для оптимальной скорости чтения в строке должно быть примерно 100 символов .

Но если дать человеку возможность выбрать, что читать - широкую колонку или узкие столбцы - он выберет второе. Больше всего людям «нравится» текст, где в одной линии от 45 до 74 символов. Теперь вы знаете, как написать признание в любви или письмо начальнику с просьбой об увеличении зарплаты.

3. Важные решения лучше принимать в плохом настроении

Оказывается, когда мы счастливы, то принимаем решения, больше опираясь на интуицию и внутреннее предчувствие. А когда грустим - делаем выбор, используя логику и аналитику. Именно поэтому в состоянии эйфории мы нередко совершаем поступки, которым потом удивляемся. В целом же решения, принятые в моменты грусти, более эффективны, отмечают исследователи.

4. Мы представляем объекты вокруг себя в канонической перспективе

Вспомните, как выглядит офисный принтер или транспортное средство, которое помогло вам добраться на работу. Большинство из нас представили эти предметы так, словно мы смотрим на них немного сверху и под таким углом, чтобы были видны лицевая и боковая плоскость (это и есть каноническая перспектива). Исследователь этого явления предлагал разным людям нарисовать их кофейную чашку, и на большинстве рисунков она была изображена именно в этом ракурсе.

5. Синхронные действия делают нас ближе

Если вы хотите укрепить отношения с коллегами или членами семьи, займитесь вместе пением, спортом или любым другим делом, которое предполагает синхронное выполнение каких-нибудь действий. Ученые доказали, что такие занятия вызывают положительные эмоции (даже если само занятие вам не нравится) и убирают психологические барьеры, в результате чего члены группы становятся ближе друг другу.

6. Мы все невнимательны, и это докажет видео ниже

Итак, посчитали. Заметили ли вы человека в костюме гориллы? Примерно 50 % человек, просматривающих этот ролик первый раз, его не замечают. Посмотрим второй раз? Кстати, девушки в белых футболках делают 16 пасов. После второго просмотра ответьте на следующие вопросы: какого цвета занавески на сцене? Красные? А в конце ролика? А сколько всего было девушек? В какой момент их количество уменьшилось?

Этот эффект психологи называют слепотой невнимания . Большинство из нас не замечают то, что происходит буквально под носом, если мы сосредоточены на другой задаче.

7. Распознавать легче, чем вспоминать

Прочитайте слова, написанные на картинке. Закройте глаза и попытайтесь эти слова перечислить (их там 9 штук). Сколько удалось вспомнить? Теперь нажмите на изображение, посмотрите на картинки и отметьте те, которые были в списке. Все 9 предметов вы, скорее всего, не найдете, но результат в любом случае будет лучше, чем в первый раз.

Так происходит потому, что распознавание требует меньше усилий, чем вспоминание. И именно поэтому для стимуляции мозговой активности рекомендуется заучивать наизусть различные тексты.

8. На качество выполняемой нами работы влияют окружающие люди

Если вы умеете очень хорошо что-то делать, то в присутствии других людей сделаете это еще лучше. Эффект аудитории - так называется это явление - хорошо демонстрируют спортсмены, которые на публичных выступлениях показывают результаты лучше, чем на тренировке. Но если вы возьметесь за работу, в которой у вас мало опыта, то присутствие зрителей не улучшит, а только ухудшит результат. Поэтому обучаться какому-нибудь ремеслу рекомендуется без посторонних.

Творчество выдающихся музыкантов, художников и писателей неизменно вызывает у публики восторг. Мы видим, как талантливые люди показывают нам то, что скрыто от наших глаз в действительности. С помощью них мы смотрим на мир по-другому. Однажды Пабло Пикассо сказал: «Другие видели это и спрашивают, почему? Я видел, что могло быть, и спросил, а почему нет?».

Некоторые люди видят больше возможностей

Идея о том, что некоторые люди видят больше возможностей, чем другие, не нова. Она занимает центральное место в концепции творчества. Психологи часто измеряют творческий потенциал с помощью «расходящихся задач мышления». Например, если перед вами будет лежать груда кирпичей, сколько объектов вы сможете создать? Мы уверены, что большинство из нас сподобится лишь на возведение стены, в то время как креативные личности рассмотрят и другие варианты (да хоть создание кукольной усыпальницы). Таким образом, если ваше мышление заточено на создание общих целей, вы не можете считаться креативно мыслящим. Но если же вы видите конкретные объекты и захотите использовать представленный материал совершенно неожиданным образом, вы обладаете большим творческим потенциалом.

Открытость переживанию

Существует аспект личности, который стимулирует творчество. Эта характеристика получила название «открытость переживанию». Она входит в пятерку основных черт личности и лучше всего определяет потенциальную производительность, основанную на различных задачах мышления. Открытость к переживанию может прогнозировать реальные творческие достижения конкретной личности, а также вероятность участия в повседневных творческих занятиях. Таким образом, творческое вдохновение снисходит на тех из нас, кто имеет открытые каналы. Но почему одни люди впитывают в себя послания из Вселенной, а другие не могут этого сделать?

Что является главным помощником креативных людей?

Этот феномен попробовали объяснить Скотт Барри Кауфман и Каролин Грегуар в своей книге «Созданные, чтобы творить». Эксперты утверждают, что открытые люди стремятся изучить внутренний и внешний мир, используя при этом разные грани. Их когнитивное мышление заточено на поиски различных деталей. Таким образом, главным помощником креативных людей является любопытство. Именно эта характеристика позволяет рассматривать обычные, казалось бы, вещи с разных сторон. Она позволяет находить всем этим вещам другое, совершенно неожиданное применение. С другой стороны, обычный, среднестатистический человек не может похвастать столь пытливым умом. Поэтому многим из нас не дано обнаружить «сложные возможности, скрытые в знакомых средах».

Творческое видение

Не так давно научная общественность узнала о результатах исследования, которое рассматривало возможности творческого видения открытых людей. В итоге выяснилось, что наши герои не просто стараются запечатлеть вещи с разных сторон, но они действительно смотрят на мир по-своему. Вот почему они имеет отличную от других людей точку зрения. Вот почему их самовыражение выходит наружу столь необычными способами. Рассмотрим подробнее ход эксперимента, результаты которого были опубликованы в «Журнале исследований в области личности».

Ход эксперимента

Исследователи решили выяснить, существует ли между открытостью и бинокулярным соревнованием (эффект сетчатки, в результате которого оба глаза проецируются на разных образах) какая-либо взаимосвязь. Личности с бинокулярным соревнованием способны одновременно воспринимать различные изображения, например, изображения красного и зеленого цветов. Как вы понимаете, этого не может сделать обычный человек. Суть эксперимента заключалась в создании зрительного эффекта, при котором наблюдатели могли видеть карточку, предназначенную для восприятия одним глазом, плавно переходящую в карточку, предназначенную для другого глаза (и наоборот). Перед учеными стоял вопрос: могут ли творческие личности в какой-то момент времени увидеть одновременно и зеленое, и красное пятно?

Выводы

Разумеется, многие участники видели перед глазами только лишь слияние фона. Но кто-то видел, как один цвет словно накладывается на другой, что создавало некоторую структурированную картинку. Этот феномен называется бинокулярным подавлением, при котором оба изображения становятся частично видимыми одновременно. Ученые разглядетли в этом зацепку, которая поможет объяснить феномен видения творческих людей. Вот почему сознание некоторых людей занято поисками творческого решения. Их глаза действительно по-другому реагируют на разные визуальные раздражители. В рамках исследования ученые пришли к выводу, что открытые люди способны улавливать пересекающиеся изображения в течение более продолжительного отрезка времени.

Хорошее настроение развивает творческий потенциал

Также глаза творческих личностей улавливают в сливающихся картинках более четкие образы, что неподвластно глазу обычного человека. В рамках эксперимента ученые установили, что эффект может продолжаться дольше в том случае, если наблюдатель пребывает в приподнятом расположении духа. Таким образом, было установлено, что хорошее настроение играет немаловажную роль для развития творческого потенциала.

Как видеть то, что скрыто от других?

В науке существует еще один любопытный термин, объясняющий особое видение открытых людей. Речь идет о «слепоте невнимания». Это состояние можно испытывать в том случае, если очень сильно сосредоточиться на конкретном объекте. Наверняка вы сталкивались с этим, когда внезапно переставали реагировать на то, что находится буквально в двух метрах от вас. В это время вы были поглощены чем-то более важным. Благодаря недавним научным исследованиям стало известно, что восприимчивость конкретного человека к слепоте невнимания зависит от его индивидуальной предрасположенности.

Сосредоточенность на мелких деталях

Открытые люди более сосредоточены на мелких деталях. Даже когда их внимание поглощено каким-то важным объектом, краем глаза они все равно успевают подмечать то, что в данный момент не имеет значения.

По сути, они никогда не выключаются из игры, а их внимание сложно отвлечь хитрыми трюками. Как видим, наши герои способны собирать больше визуальной информации. В совокупности с тем, что мозг творческих людей действительно более осознанно воспринимает окружающий мир, это дает им возможность видеть то, что скрыто от глаза простого обывателя.

Леонардо Витторио Арена (Leonardo Vittorio Arena) – специалист по восточной философии, преподаватель университета Урбино (Италия). Составитель и комментатор книги восточных притч «Волшебная пагода и другие рассказы о том, как найти счастье внутри себя» («La pagoda magica e altri racconti per trovare la felicita dentro di se», Piemme, 2008).

Psychologies: вы говорите о счастье как о психическом состоянии. То есть как о чем-то, что доступно каждому. Почему же тогда счастья так трудно достичь?

Леонардо Арена: основная трудность состоит в том, что счастье – не цель, которой нужно достичь, а путь. Сложно найти счастье, потому что мы привыкли представлять его себе как то, к чему стремимся и чем не обладаем. Поэтому мы чувствуем разочарование, не находя счастья, ведь мы ищем его где-то за пределами нас самих. Так, счастье отождествляют с достижением того или иного блага. А во многих притчах, восходящих к даосизму, говорится о том, что мы уже обладаем всем, что нужно для счастья.

Вы призываете искать скрытое в нас сокровище. Откуда мы можем начать этот путь?

Л. А.: Лао-цзы говорил: не выходя со двора, можно познать мир. Поиск спрятанного сокровища всегда начинается с осознания. Оно может произойти во сне или из-за случайной встречи: мы замечаем, что нам чего-то недостает. Мы не знаем точно, чего именно. Хотя предмет поисков неизвестен, мы ищем в разных направлениях, пока не поймем: поиск – это новое обретение возможностей, которые у нас и так есть. На самом деле никуда не нужно идти. То, что мы имеем, уже с нами.

Успех, деньги, карьера никак не связаны с ощущением счастья?

Л. А.: Нет. Мы стремимся к успеху, но потом, достигнув его, не испытываем удовлетворения, поскольку понимаем: это не то, чего мы по-настоящему искали. Но это не поражение, потому что главное – заметить момент кризиса, понять, что за нашим стремлением скрывалась попытка, пусть ошибочная, найти самих себя. И отсюда можно двигаться дальше.

Последователи суфизма живут по принципу: «Быть в мире, но не от мира сего»…

Л. А.: Да, человек может заниматься каким угодно делом, ставить себе любую цель, но, если у него нет внутренней свободы, если он зависит от того, чего достиг, его жизнь не будет иметь смысла. Все дело в способе осознания жизни. Человек может быть очень успешен и при этом оставаться самим собой. Важно отдавать себе отчет: настоящее счастье – не цель, а то, как мы идем к цели.

Сегодня очень многие сокрушаются, что им чего-то недостает, а даосизм призывает довольствоваться тем, что имеешь. Как примирить эти противоречия?

«ПУСТЬ ДРУГОЙ МОЖЕТ ДОСТИЧЬ ЦЕЛЕЙ, ДЛЯ МЕНЯ НЕДОСТУПНЫХ, - ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЕГО ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОЯ».

Л. А.: Довольствоваться – не значит не иметь устремлений и желаний. Но если не довелось родиться журавлем, незачем завидовать журавлю. Тот, кто живет мечтою быть рок-звездой, будет вечно разочаровываться… Очень часто говорят: будь у меня дом побольше, попади я на телевидение, будь у меня любовь, работа получше, я был бы счастлив. Но, рассуждая так, я сам отказываю себе в счастье, потому что, связывая его с достижением какого-то блага, всегда буду зависеть от других. Есть такая притча. Лошадь в конюшне сетует, что ее ценят меньше, чем других лошадей. Но когда тех остальных отправляют на войну, она понимает, как ей повезло. Я не могу завидовать другому, потому что не знаю, какая у него судьба. Каждый проживает свою жизнь. Пусть другой может достичь целей, которые мне недоступны, – это не значит, что его жизнь удалась больше, чем моя.

Многие восточные истории призывают пользоваться возможностями настоящего. Как заметить сигналы, которые посылает нам жизнь?

Л. А.: Ответы всегда перед нами, но наши ожидания и наши схемы мешают их увидеть. Мы как персонаж одной буддийской притчи, который не замечает, что дверь в темницу, где он провел долгие годы, открыта, и остается узником. Так же и мы совершаем одинаковые ошибки, снова и снова переживая ситуации, которые причиняют нам боль. Мы чувствуем себя не в своей тарелке в той или иной обстановке? И тем не менее мы стремимся к ней. Это неизбежно влечет за собой психосоматические расстройства, головные боли, усталость, тревогу… Приведу в качестве примера карьерный рост, часто вынуждающий нас идти на компромиссы, которые какая-то часть нашего существа не приемлет. Одним словом, с людьми или ситуациями определенного типа нас сталкивает не случай. Мы не можем возлагать на других вину за то, что несчастливы, только мы сами – хозяева своей судьбы.

Л. А.: Да, осознавая при этом в каждый момент, чего мы действительно хотим. Большинство из нас непременно навестили бы друга, раз уж потратили силы на целую ночь пути. А герой этой истории поворачивает назад, потому что в ту снежную ночь, когда он шел к другу, он уже пережил те ощущения, к которым стремился. Он увидел красоту ночного пейзажа – друга ему уже видеть незачем. Даже более того: разговор с ним мог бы нарушить его умиротворение.

В общем, чтобы быть счастливым, иногда надо уметь остановиться в нужный момент…

Л. А.: Именно так. Вкусив то, к чему стремился, свой день можно и закончить. Если говорить о повседневной жизни, это значит не злоупотреблять пищей, обращать внимание на сигналы нашего тела о том, что оно насытилось. А еще не нужно браться за все дела сразу, быть чересчур активными. Это призыв к умеренности – не к покорности, а к тому, чтобы каждый раз понимать, что действительно хорошо для нас, а что нет.



Понравилась статья? Поделитесь ей