Контакты

Доктор комаровский о синдроме навязчивых движений у детей. Почему грудничок сильно машет руками и ногами

Многие мамочки, не так давно родившие своего первого малыша, не только впервые сталкиваются с разными трудностями по уходу за своим сокровищем, но и с разными этапами его развития.

К такому этапу развития относится и период, когда в возрасте 3-4 месяцев, грудничок начинает осваивать новые движения, делая резвые манипуляции своими ручками и ножками. Мамочки со стажем, у которых второй, третий, а может и четвертый малыш такими проблемами не озадачивается, в отличие от неопытных молодых мам.

Для начала стоит обратить внимание на этапы развития малыша , его ежемесячное изменение в физическом и эмоциональном развитии. С самого рождения новорожденный малыш проявляет только рефлекторные движения ручками и ножками, и имеет навыки сосания, глотания, моргания.

К концу первого месяца, грудничок начинает активно показывать свое отношения к окружающим его резким звукам, движениям, у него проявляется чувство страха, отражаясь на резком движении приподнятых ручек.

Во втором месяце развития малыш учится различать настроение подходящего к нему взрослого и начинает делать движения ручками и ножками в хаотичном порядке. На этапе развития 3 и 4 месяца, у ребенка проявляется особенно большая активность движения конечностей.

Когда стоит обратить внимание

Многих мамочек начинает особенно беспокоить такое резвое оживление младенца, на первый взгляд может показаться, что ребенок очень активный и таким образом проявляет свой характер.

Возможно, такое тоже может быть, но чаще это происходит из-за мышечного тонуса . После рождения ребенка, каждая ответственная родительница в первый месяц после рождения малыша, и каждые последующие 3 месяца проходит комиссию, где собраны все опытные специалисты, которые внимательно проверяют состояние и здоровья ребенка. Не менее главным, а сказать даже основным таким специалистом является врач невропатолог . Именно этот врач, с легкостью определит, является ли активная возбужденность грудничка его проявлением темперамента, или же речь пойдет о мышечном тонусе.

Если после осмотра врач поставит диагноз гипертонус или гипотонус, не стоит сильно волноваться, но и расслабляться тоже. Таких детей невропатолог ставит на учет и ведет пристальное наблюдение в течение первого года жизни.

Все не без исключения новорожденные дети рождаются с мышечной дистонией . Пониженный или повышенный тонус мышц зависит от многих факторов, в том числе от того как прошли роды и протекала беременность, а также на сколько баллов по шкале АПГАР оценили состояние малыша сразу же после его рождения. В группе риска в первую очередь , дети, рожденные путем кесарева сечения, дети, с маленьким весом и врожденными генетическими заболеваниями.

Для грудничка мышечный тонус это залог его дальнейшего правильного физического развития, его эмоционального и психического самочувствия. Именно от того, как быстро начнется производиться лечение и будет виден результат. Мышцы в правильном тонусе помогают малышу в первую очередь садиться, вовремя начать ползать, вставать на ножки, самостоятельно ходить.

Повышенный или пониженный тонус влияет на осанку малыша, на искривление его ножек. Гипертонус перерастает в повышенную возбудимость, что мешает сосредоточиться на каком-то деле, отсутствует внимательность, проявляется постоянная агрессия и нервозность.


Гипотонус наоборот же, показывает, как плохо развивается ребенок в физическом здоровье, чаще он апатичен, ни чем не интересуется, он склонен к ожирению, отстает в психическом развитии от сверстников. К тому же мышечная дистония может говорить и о .

Исправление тонуса

Основное, чем должны заниматься родители, это следить за развитием и эмоциональным состоянием ребенка. Как правило, медикаментозное лечение требуется в исключительных случаях, в основном все лечение заключается в правильном и профессиональном детском массаже . Именно профессиональный массажист с легкостью определит, где у грудничка проблемные зоны и возьмется за его лечение.

Доверить здоровье своего малыша нужно именно опытному, и прежде всего детскому массажисту, ведь массаж может не только помочь, но при не правильном подходе и навредить. Производимые манипуляции с ручками, ножками малыша и движениях по его нежной коже дают прямые импульсы, которые поступают в кору головного мозга и центральную нервную систему, после чего активизируется правильная работа мышц.

Легкие поглаживания по ручкам, ножкам, спинке малыша может в домашних условиях делать мама грудничка. Такая зарядка не только взбодрит ребенка, но и придаст ему приятные тактильные ощущения.

Кроме массажа, эффективным средством против тонуса мышц является плавание . Это может быть и бассейн, и индивидуальные занятия с детским специалистом, или же успокаивающие ванны с набором различных трав, таких как ромашка, пустырник, общий травяной сбор.

Движение это главное в жизни маленького человечка и его основная функция. Правильное развитие грудничка залог его психоэмоционального состояния. Будьте здоровы.

Дети - существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.


Что это такое?

Синдром навязчивых движений у детей - это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.

Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:

  • грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
  • скрежетать зубами;
  • мотать головой из стороны в сторону;
  • раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
  • взмахивать или трясти руками;
  • щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
  • обкусывать собственные губы;
  • моргать и жмуриться без причины;
  • выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.

Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.



Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:

  • сильный стресс;
  • долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
  • тотальные ошибки в воспитании - попустительство или чрезмерная строгость;
  • дефицит внимания;
  • перемены в привычной жизни - переезд, смена детского сада , отъезд родителей и их долгое отсутствие.


Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.

Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.

Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует - тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).

Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.


Что делать родителям?

Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит - временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.

Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому - были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.


Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.

А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.

Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.

Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.


Чего делать нельзя?

Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.

Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.

Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.

Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.


Лечение

С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).

Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.

Вот что я написала в тот первый вечер когда узнала об аутизме и дополняла потом. (Копирую как есть, сыночку 25 месяцев на день записей)

ОКОЛО ПОЛУТОРА ЛЕТ (была в депрессии из-за потери второго ребенка, точно не знаем когда, но примерно к 18 месяцамразвитие застопорилось и с сыном стало труднее):

ПОСТАВЛЕНЫ ВСЕ ПРИВИВКИ! В полтора года особенно запомнилась-несколько дней болела нога, капризничал, отказывался ходить.

Прививка совпала с переездом в новую квартиру, боится шума дрели, плачет. Почти всегда в плохом настроении, редко улыбается.

На улице холодно и неинтересно, не дает надеть перчатки, отказывается выходить из коляски, подгибает ноги, залазитобратно, интересуют только лужи и песочница, игровые площадки и детей игнорирует. Часто делает одно и тоже, в одних и тех же местах. Странная реакция на магазины, поликлинику.

Много капризничает, мало интереса к игрушкам, смотрит два раза в день мультики

1,7 месяцев проходим логопеда к садику и нам впервые кто то говорит, что ребенок не реагирует на речь, просят проверитьслух и пройти невролога. Мы возмущаемся, считаем что все хорошо, просто вредный и возраст такой.

1,8Летим на море. Самый трудный перелет в самолете за все путешествия!

В поездке сын более активен, учится бегать, чаще ходит ножками, любит купаться в бассейне, иногда странно реагирует на закрытуюдверь, только войдя в новое помещение стремиться выйти. Иногда хныкает если с ним пытаются разговаривать и тискать, подолгу перебирает песок, уходит от меня в неизвестных направлениях…

Возвращаемся в снег, две недели рыданий, отказ от прогулок, не хочет одеваться, подходит к нашей машине и требует уехать. Ребенок в целом более вялый и капризный, ножками ходить не хочет, с машинкой большой играет лежа, катает туда и обратно.

ДУМАЕМ что во всем виноваты мультики, сокращаем, начинаем активно заниматься. Покупаем огромное количество игрушек, сынок старательно играет: очень любит сортеры, собирает по размеру стаканчики, складывает монетки в копилку, играет с бобами и мелкими предметами, складывает кусочки пластилина вкоробочку, любит говорящую азбуку.

в 1 и 9 уже неуверенны что все нормально, так как не можем добиться никакой реакции на просьбы и вопросы где мама исобачка и т.д. По ситуации ребенок все понимает, садится кушать, дает ножки и ручки при одевании, хорошо играет новыми илюбимыми игрушками. Внешне выглядит умненько и не чем не отличается от сверстников, только по-капризнее в чем то, носпит, ест и играет лучше других.

Сыну 1,9 месяцев, идем в детский садик, много ревем, говорят сложная адаптация, но на наше удивления сынок со второй недели выходит на полный день, воспитатели пока не жалуются, пытаются приучить к горшку.

Пока сынок ходит в садик мы изучаем проблему и думаем что у нас алаллия, начинаем обследование. Проходимузи головы — норма, сурдолога — снижение слуха из-за отита, пересдать повторно тоже не получается (не дается во время процедуры, уши самое трепетное место!), ждем нового направления. Невропатолог нами доволен — Пантогам выписал, но был оптимистичен, что до 3-х лет подождать надо. Логопед—ЗРР, на приеме ничего не добилась, реакции нет на просьбы и карточки, написали что обследование затруднено, была явно взволнована, сказала обязательно проверять слух и думать дальше. Проходим логопедический массаж у мануальщика, лепет появляется вновь, но не обращено и не как повтор, а просто так. Новыезвуки, но почти нет слогов! Одно время идут ыыыы, как у глухонемого, но слава богу проходит!

Три месяца Максим ходит в садик на полный день, практически без пропусков, к горшку не приучается, понимания нет. Воспитатели рассказывают что сынок в группе ходит с мячиками и утюгами, иногда намекают что ребенок странный, но в целом удобный, поэтому не жалуются… (на фото Максим в детском садике, 2 годика)

У меня же паника и депрессия, разница с обычными детьми ровесниками ОГРОМНА.


НАШИ СТРАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ с рождения и на момент постановки диагноза:

Просыпается в 5-6 утра, почти каждую ночь!

Очень хороший аппетит, ПОСТОЯННО голоден. Требует перекусов и вкусненького. Не любит ничего белого, очень плохо жует, пищу глотает, чувство насыщения снижено.

В стуле часто есть не переваренные кусочки еды, нестабильность стула по времени и консистенции с роддома. Бывает диатез и сухость кожи, корочки за ушами и на голове;

— спал до полутора лет в шапке, мешал свет(натягивали на глаза беретик);

Много капризничает, всего добивается плачем или нашей рукой(на фото 1 г. 8 м.);

Отказ, поломка, запрет, ожидание вызывают слезы и бурную реакцию;

— полевое поведение дома и на улице, ходит, бродит, что то привлекает, но не надолго, не увлекают игрушки и предметы интересные всем детям;

Подолгу наблюдает в окно(на фото 1 годик, смотрел настолько долго что приспособили вожжи),любит гулять в коляске, ездить в машине;

Мультики смотрит часами (диснеевские длинные), требует, ждет, возбужден;

— за стульчиком, в ванной, в кроватке мог подолгу сидеть один;

Невозможно померить температуру, трудно закапать нос, почистить уши, не дается врачам на осмотрах…

Вырывается из объятий, не может уснуть на руках, трудно утешить. Боится кататься на шее, предпочитает рукам коляску.

нет чувства края, опасности, не соблюдает безопасную дистанцию от матери, не оглядывается;

Не стремится к самообслуживанию, не умеет одеваться и раздеваться;

не любит когда его рукой что то делают, не дает помогать, одергивает;

— игнорирует или уклоняется от взаимодействия с любым взрослым, детей старательно не замечает;

животных не видит, не следит за направлением пальца, не пытается привлечь наше внимание к чему-либо;

на улице и в магазинах не управляем, бывает неадекватен, много капризничает и попрошайничает;

плохо развита крупная моторика, не умеет прыгать, плохо бегает, неуклюж, не любит ходить ножками, быстро устает;

Любой круглый предмет или табло с бегущей строкой вызывает интерес(автоматы, банкоматы, домофоны);


— странные, однообразные игры с раскладываниями, перекладыванием, прячет под ковер, под себя, под нас;

— любит играть в одно и тоже, в одних и тех же местах.Часто ставитигрушки в дверном проеме или за дверь;

Предпочитает одну дорогу домой, может 5-10 раз обойти скамейку точно соблюдая собственный маршрут. При попытки внести изменения-истерика;

— очень любит втискиваться в узкие пространства за диваном, столом, ищет такого давления. Не равнодушен к пледам и полотенцу;

Слабая реакция на боль, мокрое, мерзнет меньше чем другие дети, грязный подгузник никогда не вызывает дискомфорта, не боится щекотки, получая травму не всегда реагирует на нее(уснул при ожоге первой степени);

— речь отсутствует, громко вокализирует, обращений, команд не понимает, слабая реакция на громкий звук(реагирует, но не плачет);

Не пытается объяснитьсямимикой и жестами, нет вопросительной интонации и указательного жеста;

Не подражает бытовым действиям взрослых, не умеет имитировать, не интересуется собой в зеркале;

Машет руками как крыльями, стал ходить на цыпочках, нагиб ает голову в сторону, скашивает глаза, стучит зубками, иногда бьет себя по ушам;

Часто падает на пол при капризах, ударяется головой, иногда слегка бьется головой о пол или стену даже внеистерики;

Бывает взгляд в пустоту, отрешенность, ребенку очень часто скучно и безразлично все вокруг, пропала любознательность.

Вот такие неутешительные записи вела я первые два дня, готовилась все это показать подруге, а потом и мужу который был в заграничной командировке все эти дни. Мне почему то казалось, что мне не поверят, что у сына аутизм, поэтому я тщательно все вспоминала и записывала, все наши странности и особенности. Пересмотрела почти все фото и некоторые видео. Вспомнила как сынок перебирал часами камушки на улице и его дикие реакции на магазины, закрытые помещения и кабинеты врачей, а также другие загадочные вещи. Я почти не спала в те дни, однажды я легла в два ночи, а встала в пять утра и села вновь в Интернет читать, читать… Я бесконечночитала, копировала, писала списки, не с кем не делилась, накапливала информацию об аутизме, ее симптомах и лечении.Посмотрела много видео на ютубе про признаки аутизма и это мне очень помогло. Я увидела много наших приколов и все окончательно сталона свои места:

Мой сын болен аутизмом, с регрессом в полтора года, мой двухлетний малыш ушел в свой мир, капризный инеуправляемый.

Я помогу тебе сынок!



Понравилась статья? Поделитесь ей