Контакты

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа? Логопедический массаж, как способ преодоления дизартрии Массаж зубной щеткой при дизартрии

Процедура проводится чистыми теплыми руками, чтобы пациенту было комфортно. Ногти у массажиста должны быть аккуратно вычищены и коротко подстрижены, никаких украшений на пальцах и запястьях не допускается.

Сначала для релаксации мышц шеи массажист поворачивает голову пациента из стороны в сторону несколько раз, затем делается массаж лица при дизартрии чаще для расслабления, иногда – для тонизирования лицевой мускулатуры. Массажные движения повторяют пять-шесть раз.

Пациент лежит, массажист находится сзади. Поглаживания выполняются в следующих направлениях: от бровей в сторону волос; от центра лба по дуге к вискам; над глазами – от внутреннего угла по дуге к наружному, под глазами – от наружного к внутреннему. В области щек массируют дуги, соединяющие крылья носа, и кость скулы, затем круговыми движениями непосредственно щеки. Мускулатуру губ массируют от центра над верхней губой к ее углам, затем так же – под нижней; от угла рта – к козелку уха. Массажируют, растирая, подбородок; щечную мышцу – от скуловой кости вниз (косточками сжатых пальцев). При асимметрии лица пораженную сторону массируют более интенсивно.

Пальцевый массаж языка при дизартрии выполняется с использованием лоскута натуральной ткани, марли, напальчников (сообразуясь с чувствительностью пациента). Во время процедуры массажисту удобно находиться справа от пациента. Предварительно в неторопливом темпе проделывают подготовительные упражнения, расслабляющие мускулатуру корня языка:

  • массажист зажимает язык пальцами (большой находится при этом сверху, указательный и средний – снизу) и вращает его несколько раз в одну, потом – в другую сторону;
  • подтягивает язык на себя, «наматывая» его на указательный палец, потом отпускает, раскручивая.

Массаж языка начинается с ямки под подбородком – глубокие нажатия средним пальцем, не отрывая палец. Чтобы расслабить мышцы – движения выполняются в спокойном темпе, для активизации мускулатуры – применяется более интенсивный массаж. Круговыми растирающими движениями массируются щеки, затем переходят непосредственно к языку. Выполняют его «перетирание» сложенным вдвое широким бинтом или лоскутом хлопковой ткани. При этом большой палец кладется на верхнюю часть языка, два следующих – снизу. Если языковая мускулатура напряжена, массируют от кончика к корню, если расслаблена – наоборот, чтобы расслабить мышцы – язычок можно потрясти.

Упражнение «часики» – он отводится за кончик из стороны в сторону, затем сжимается с двух сторон и проводится по боковым сторонам к кончику.

Упражнение «стрелочка» – сжав язык пальцами (большим и указательным), проводят, слегка вытягивая, указательным пальцем другой руки от его корня к кончику.

Выполняется перетирание мышц:

  • подъязычной;
  • губ – большой палец внутри, указательный снаружи;
  • щечной – указательный во рту, большой – снаружи.

Логопедический массаж при дизартрии осуществляется с использованием вспомогательных приспособлений, называемых зондами. Производятся они из металла и пластика, имеют самую разнообразную форму: шарика, грибка, вилки, усиков, молоточка и прочие. Зондовый массаж при дизартрии эффективно развивает артикуляционный аппарат, нормализует мышечную деятельность и подвижность языка, звукопроизношение становится более четким и понятным. В качестве массажного инструментария используются также шпатели (металлические, деревянные), зубные щетки. С их помощью массаж делают от кончика языка к его корню и наоборот, например, шариковым зондом, активизируя или расслабляя продольные мышцы языка. Движениями от центра языка к его краям тонизируют деятельность поперечной языковой мускулатуры, в этом же направлении осуществляют точечные надавливания. Расслабляющие движения, наоборот, – мягкие и поглаживающие. Зондом, щеткой либо шпателем проделывают круговые и спиралевидные движения.

Покалывают язык по периметру усикообразным зондом (примерно 10 секунд).

Пощипав язык, выполняют ритмичные похлопывания по языку любым приспособлением, двигаясь вглубь от его кончика. Так нормализуют мышечную активность вертикальной языковой мускулатуры, также – его массируют, имитируя легкую вибрацию, используя зубную щетку либо шпатель.

Выполняют поглаживания по нижней стороне языка в направлении из глубины к его кончику любым подходящим приспособлением, при этом растягивается языковая уздечка.

Можно распластывать язык маленькой сложенной в два раза клизмой-спринцовкой (большей ее частью), держась за кончик.

Такой массаж делается ежедневно или с дневным интервалом. Это примерный перечень упражнений, возможны и другие. Их подбирают индивидуально в зависимости от расположения пораженных мышц.

Расслабляющий массаж при дизартрии выполняется с использованием, главным образом, поглаживающих и вибрирующих движений, также практикуется расслабляющее воздействие на точки акупунктуры. Массажировать пациента обычно начинают с воротниковой области, переходя к плечевой зоне, затем следует массаж лица. Процедура заканчивается массажем языка. Движения массажиста должны быть неторопливыми и скользящими. Их выполняют от восьми до десяти раз. С целью релаксации закрепощенных мышц в домашних условиях можно применить следующую технику:

  • поглаживать шею от линии роста волос в направлении к плечам;
  • указательным, средним и безымянным пальцами поглаживать лоб от висков к центру, от волос в сторону бровей;
  • кончиками этих же пальцев гладить по кругу щеки;
  • затем выполняют поглаживания от височной кости в сторону крыльев носа (движение выполняют по дуге);
  • растирают щечные мышцы по спирали от ушных раковин в направлении к крыльям носа;
  • от ушей в сторону подбородка, слегка нажимая, поглаживают скулы;
  • оглаживают пальцами поочередно верхнюю, затем – нижнюю губу, потом разминают их, передвигаясь от углов рта к его центру;
  • одновременно обеими руками оглаживают участок лица от крыльев носа в сторону подбородка и в обратном направлении;
  • простукивают пальцами всю поверхность губ.

После этого массажируют язык. Не имея логопедических зондов, в домашних условиях можно поглаживать указательным пальцем от его кончика в сторону корня.

Сниженная активность артикуляционной мускулатуры предполагает более интенсивные действия – поглаживающие и растирающие, похлопывающие и разминающие, пощипывающие и вибрационные. Каждую позицию повторяют восемь-десять раз. Первые движения легкие, затем их интенсивность постепенно усиливается. Они выполняются с надавливанием, но не должны при этом вызывать дискомфорта.

Вначале прорабатывают основные мышечные группы, затем – второстепенные:

  • лоб поглаживается пальцами (указательным и средним) одновременно обеих рук от центра в сторону висков, разминается костяшками этих же пальцев, растирается в том же направлении, проработка этого участка заканчивается легкими постукивающими и пощипывающими движениями;
  • мускулатуру щек прорабатывают растирающими и разминающими движениями в направлении от крыльев носа к ушам теми же двумя пальцами, затем их массажируют слева направо и по спирали от ушей к подбородку, заканчивают беспорядочным пощипыванием кожи на щеках;
  • растирание с нарастанием активности в дугообразных направлениях от подбородка к ушам и от уголка губы к наружному углу глаз;
  • мышцы губ разрабатываются от центра к уголкам рта (отдельно каждую губу), их сначала поглаживают, затем пощипывают и тщательно массируют складку, пролегающую от носа к губам.

Массаж зубной щеткой при дизартрии выполняется щетками разного размера и жесткости. Язык массируется как щетиной, так и ручкой щетки. Движения аналогичны описанным выше.

Развитие речи и произношения тесно связаны с тонкой моторикой рук. Поэтому массаж рук будет полезен ребенку с самого рождения. В самом раннем возрасте (до трех месяцев), проконсультировавшись с неврологом и в кабинете «здорового ребенка» в поликлинике, можно начинать делать легкий массаж пальчиков. Он делается теплыми, чистыми и смазанными детским маслом руками. Выполняются легкие разминающие, растирающие и поглаживающие движения для каждого пальчика.

С четвертого месяца можно применять разнообразные предметы и игрушки с выступающими частями (кубики, игольчатые мячики, шишки). Дети их перекатывают, ощупывают ручками.

Детям старше года рекомендуется зажимать каждый пальчик по очереди указательным и средним пальцами взрослого и тихонько покручивать; ребенок сцепляет одинаковые пальцы на левой и правой руке (два больших, два указательных и так далее), а взрослый расцепляет; можно помочь ребенку помассировать поочередно свои пальчики, нажимая на обе их стороны, самостоятельно.

В логопедическом кабинете детям в качестве подготовительных процедур разминают пальчики на руках. Начинают движение с кончика мизинца. Поднимаясь к основанию пальчика, его тщательно разминают, не пропуская ни миллиметра. Закончив разминать все пальцы, надавливают на пальцевые выпуклости и постукивают по ним концом ногтя. Затем по спирали оглаживают ладонь от края к центру и разминают ее в том же направлении.

Существуют разные методики массажа пальцев рук, в том числе – точечный тибетский, пальчиковые игры. Для развития мелкой моторики полезно перебирать ручками крупы, горох, сжимая и разжимая пальчики. Смешать две разные крупы и попросить ребенка разложить их по сортам в две разные тарелочки.

Логопедический массаж ложками при дизартрии выполняется с помощью четырех чистых чайных ложек без архитектурных излишеств. Его можно делать дома самостоятельно, однако, прежде чем начинать занятия, обязательно проконсультироваться с врачом.

Техника выполнения массажа ложками

  1. Выпуклой частью ложек – по направлению часовой стрелки погладить виски от шести до восьми раз; глазные впадины гладят над глазами от внутреннего угла к внешнему, затем под глазами – наоборот; щеки гладят круговыми движениями; виски – спиралевидными; затем так же – между бровей.
  2. Боковой стороной ложки делают массаж щек в направлении от подбородка к глазам.
  3. Концом ложки делают растирание носогубного треугольника. Прорабатывают верхнюю губу, слегка нажимая, затем – нижнюю.
  4. Выпуклой частью ложек массируют круговыми движениями подбородок и скулы.

Каждое движение повторяют от шести до восьми раз.

Логопедический массаж не должен доставлять болезненных ощущений. Продолжительность сеанса зависит от множества факторов: возраста, степени тяжести поражения артикуляционного аппарата, индивидуальной чувствительности и прочих. Вначале он длится от двух до шести минут, количество упражнений постепенно увеличивается и процедура удлиняется до 15-20 минут. В раннем возрасте не рекомендуется длительность сеанса более 10 минут, младшим дошкольникам не стоит делать массаж более четверти часа, детям старше пяти лет можно продлить сеанс до 25 минут, подросткам и взрослым уделяют от 45 минут до часа.

При нежелании ребенка делать массаж не допускается никакого насилия, процедура проводится в игровой форме, в первые разы можно ограничиться массажем кистей рук и лица. Рекомендуется отвлекать ребенка песенками, стихами, сказками.

К каждому пациенту любого возраста разрабатывается индивидуальный подход и составляется персональная план-схема лечения. Стандартный курс состоит из восьми-десяти сеансов. Его повторяют с интервалом в три недели. После завершения второго курса уже заметен положительный эффект. Например, если пациент вообще не разговаривал, то он начинает говорить. Через три месяца по завершению второго этапа лечения может быть назначен при необходимости третий.

Одним только логопедическим массажем при тяжелых степенях дизартрии обойтись нельзя, его применяют в составе комплекса лечебных мероприятий.

Нина Смыкова

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи.

Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики речи, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. Она проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах или параличах мышц артикуляционного аппарата, патологических двигательных проявлениях мышц речевого аппарата (синкинезиях, гиперкинезиях, судорогах и т. п., а также в недостаточной сформированности произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого развития и некритичное отношение детей с дизартрией к своей речи обуславливает необходимость поиска более эффективных путей коррекции данного речевого дефекта.

Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе при дизартрии, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений массаж проводится наряду с артикуляционной гимнастикой.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально обученными логопедом.

Основными целями логопедического массажа являются:

1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

2. Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

4. Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

5. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Как правило, массаж рекомендуется проводить только по назначению врача. Чаще всего основным показанием к его проведению является изменение мышечного тонуса, как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.

В начале работы логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных. Это поможет определить тактику массажа. Такая диагностика проводится путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Ни в коем случае нельзя проводить массаж, если у ребенка активные формы туберкулеза, конъюнктивиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, острая крапивница, отек Квинке в анамнезе, наличие увеличенных лимфатических желез, фурункулез, ОРЗ, стоматит.

Массаж проводится в чистом, уютном, хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят курсом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Начальная длительность процедуры составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 минут.

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы: медицинский спирт, стерильные салфетки, стерильные медицинские перчатки или напальчники.

В логопедической практике могут быть использованы разные комплексы массажных движений, я бы хотела остановиться подробнее на некоторых из них.

В первую очередь это классический логопедический массаж лица без учета формы и степени выраженности дефекта.

- От середины лба к вискам

От бровей к волосистой части головы

Движения поглаживающие,разминающие,вибрационные (можно с помощью

вибромассажера).

Щёки:

- От угла рта к вискам по щечной мышце

От скуловой кости вниз на нижнюю челюсть

Движения поглаживающие, разминающие,растягивающие.

-Вдоль крыльной части носовой мышцы

Поглаживающими,растирающими и вибрационными движениями.

Носогубная складка:

- От крыльев носа к углам губ

Движения поглаживающие.

- От середины верхней губы к углам

От середины нижней губы к углам

Движения поглаживающие,растирающие,вибрационные.

(Растирание - подушечками указательного и среднего пальцев, большим пальцем, ребром ладони. Разминание – подушечкой большого пальца, большого и указательного или большого и всех остальных пальцев. Вибрация – одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды.)

При недостаточной подвижности языка необходим массаж язычной мускулатуры. Его проводят с помощью деревянного шпателя, зубной щетки либо просто большим и указательным пальцами, одетыми в напальчники. Большим и указательными пальцами левой руки аккуратно придерживают язык. Пальцы необходимо обернуть бинтом.

- Продольные мышцы языка массируются поглаживающими движениями от корня или средней части к кончику.

Вертикальные мышцы - от корня языка к кончику и обратно ритмичными надавливаниями,прокачиванием щетиной зубной щетки.

Поперечные мышцы - из стороны в сторону продольно и зигзагообразно поглаживающими движениями.

Активизация мышц - от корня к кончику вибрирующими движениями, с помощью шпателя или щетины зубной щетки.

Подъязычная уздечка массируется снизу вверх, до легких болевых ощущений потягивающими движениями.

При отклонении языка в какую-либо сторону спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляют, с помощью глубоких разминаний и вибраций.

Если говорить подробнее о массаже языка, то мне хотелось бы представить вашему вниманию еще один комплекс массажных движений:

1. Подергивание языка за кончик (два пальца снизу, большой сверху).

2. Два указательных пальца под язык, большие сверху. Растягивать язык в стороны, накручивая на указательные пальцы.

3. Среднюю часть языка взять пальцами, приподнять и тянуть вперед.

4. Большой палец сбоку, два других с другой стороны, язык выкручивается на пальцы.

5. Левой рукой держать язык, а правой сжимать язык от кончика к корню.

6. Тоже самое от корня к кончику.

7. Держать кончик большим и указательным пальцами и массировать вверх-вниз с боков.

8. Скользить вниз по бокам языка, не разжимая пальцев.

9. Держать большим и средними пальцами язык с боков, и большим (указательным) нажимать на середину.

10. Сверху два пальца, снизу один. Ставить язык на ребро.

Каждое упражнение выполнять 30 раз. Но за одно занятие не более двух упражнений.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики.

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических и артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа. Такие движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно, в том случае, если ребенок не может выполнить их самостоятельно или выполняет не в полном объеме. Перед тем, как выполнить пассивное движение, логопед показывает его на себе. Движения выполняются медленно, ритмично, постепенно увеличивая амплитуду, сериями по 3-5 движений.

Наиболее эффективными являются следующие пассивные упражнения:

1. Ребенок лежит на кушетке, голова свисает. Логопед плавно, медленно производит круговые движения головой ребенка.

2. Ребенок сидит. Круговые движения головы ребенка по часовой, а затем против часовой стрелки. Затем, предложить ребенку голову уронить вперед - «уснули». Голову запрокинуть, наклонить вправо-влево. Голову медленно опустить, затем, вернув в исходное положение, резко «уронить».

3. Слегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизвольному закрыванию рта.

4. Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта. При этом логопед своей рукой помогает в осуществлении этих движений.

5. Пассивные артикуляционные движения: улыбка, растянуть губы, вернуть в исходное положение; поднимание и опускание верхней и нижней губы по очереди и одновременно.

6. А также различные движения языка, направленные на растяжение и расслабление его корня: потянуть язык, повернуть его вправо влево, как бы слегка накручивать язык на палец.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений, а именно полнота объема движений, точность, интенсивность выполнения. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

1. Так, после массажа плечевого пояса и шеи рекомендуется выполнять наклоны и повороты головы с преодолением сопротивления.

2. После массажа щек можно перейти к активному движению открывания рта, используя непроизвольное «зевание».

3. Ну и, конечно же, к активной гимнастике можно отнести широко применяемую артикуляционную гимнастику.

Часто для преодоления дизартрии рекомендуют использовать зондовый массаж. Интересный материал по этой теме представлен в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 3, 2006. В статье дано описание зондового массажа, разработанного Е. В. Новиковой. Его сущность заключается в целенаправленном воздействии зондами на пораженные участки артикуляционных органов. Применяя различные приемы зондового массажа, можно повышать или понижать тонус мышц, ускорять кровообращение, повышать обменные процессы в тканях. В отличие от классического массажа с помощью зондов можно воздействовать на глубоко расположенные мышечные ткани органов артикуляции, преодолевать рвотный рефлекс, повышенное слюнотечение. Противопоказаниями для проведения зондового массажа являются те же, что и для проведения классического. Во время сеанса ребенок должен находиться в положении «полулежа», с этой целью кабинет необходимо оборудовать кушеткой с высокой подушкой. Перед проведением массажа учителю-логопеду необходимо изучить заключения педиатра, невропатолога, отоларинголога, в которых содержится характеристика состояния здоровья ребенка. И самое главное, для проведения зондового массажа учитель-логопед должен пройти обучение на авторских курсах Е. В. Новиковой и получить документ, подтверждающий право на осуществление этого вида деятельности.

В целом, это все, о чем я хотела рассказать в рамках нашей сегодняшней встречи. Подробнее о логопедическом массаже можно узнать в предоставленной ниже литературе.

Литература:

1. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.

3. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи, Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 3, 2006.

4. Краузе Е. Н. «Логопедия для малышей».

5. Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. – М., 2000.











Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

Назначить при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам - в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов- зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

делать логопедический массаж при заикании и дизартрии ? Фото: на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по —разному . Один малыш без особых проблем начинает говорить , другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов . Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста .

  • Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения , проблемы психологические , послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами , так как проблема нарушения речи не исчезнет просто . Пройдите консультацию с врачом —логопедом , определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда . Такое средство лечения в приоритете при заикании , дизартрии и дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж ?



Фото: логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения , с воздействием приемов механики на состояние нервов , тканей в речевом аппарате , где расположены сосуды кровеносные . Это техника по лечению и нормализации состояния речевого произношения , эмоциональности ребенка .

Такой массаж применяют успешно при дизартрии , заикании . Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы , общее организма состояние на физиологическом уровне .

Основными задачами такого массажа выступают :

  • активация аппарата речи , мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении . Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов . Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца .

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках . Проходит в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний , вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный : сегментируются приемы классического приема в определенных зонах . Выполняются упражнения в воротниковой зоне , в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый . Выполняется за счет использования инструмента — зонда


Фото: сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж ? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку , для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры .
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений :

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки . С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи .
Обязательно проводить все процедуры в установленный невропатологом и педиатром срок . Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики , приемы и инструменты для логопедического массажа ?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов . Существует три комплекса , целенаправленных в зону симптомов патологических .

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии , атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает :

  • нормирование тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности , ритма , переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить :

  • последовательность работы со звуками ; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков , которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии . К первоначальным симптомам на болезнь относят : ужасную дикцию , невероятные замены звуков в структуре слога , невнятную речь .

Основная логопедическая программа спланирована так :

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал , который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи , проходит устранение дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы . На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса . Здесь логопед проводит массаж , и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания . Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж на языке .

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических , которые определены на выздоровление участков тела ребенка , которые поражены
  • Длительность процедуры не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают : рвотные позывы , заболевание зубной полости , заболевания вирусно — инфекционной группы


Фото: инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе . К ним относят зонды . Делятся они на два подвида : разработанные из металла и из пластмассы . Форма их достаточно разнообразна :

  • Шарик , улитка , топорик , усы , грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка .

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения массажных упражнений :

  • Расположение — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле , с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений : кресла , коляски ). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое . Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения , проводимые при дизартрии :

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке . Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам , для их укрепления . Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами . Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка , держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка .

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий .

Дети , имеющие меньшую степень болезни быстрее восстанавливают развитие речи.

Видео: Логопедический массаж при заикании и дизартрии

Видео: Занятие ребенка с логопедом

Видео: Домашний логопед

Дизартрией (от греч. dys – расстройство, arthroo – произношу членораздельно) называют расстройство звукового произношения, обусловленное поражением иннервации аппарата речи в результате каких-либо поражений мозга. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом.

Под дизартрической речью обычно понимают неясную, смазанную, глухую, часто с носовым оттенком речь. О таких людях говорят, что у них «полный рот каши».

Это заболевание у взрослых не сопровождается распадом речевой системы: нет нарушения слухового восприятия речи, письма и чтения. А вот детском возрасте дизартрия часто приводит к нарушению самого произношения слов и, соответственно, к нарушениям письма и чтения, а также к общему недоразвитию речи. Такие недостатки можно исправить посредством занятий с логопедом.

Причины

Дизартрия возникает в результате поражения речевого аппарата, причём "очаг поражения" локализован в определённом отделе центральной нервной системы.

1. У детей причиной этого нарушения речи может стать:

  • органическое поражение подкорковых структур (ранняя стадия церебрального паралича).
  • перенесённое в раннем детстве воспалительное заболевание головного мозга (менингит и энцефалит);
  • травма или кислородное голодание головного мозга в процессе родов;
  • токсикоз беременных.

2. Причины, характерные для взрослых:

  • новообразования головного мозга (злокачественные и доброкачественные);
  • интоксикации (алкогольная, наркотическая, лекарственная и др.);

Классификация логопедов

По степени выраженности поражения головного мозга и нервов, ответственных за речевой аппарат различают:

  • анартрия - полная утрата способности произносить членораздельные звуки;
  • выраженная дизартрия - устная речь возможна, но она нечленораздельная, малопонятная. Грубые нарушения звукопроизношения, дыхания, голоса и интонационной выразительности.
  • "стёртая" - все неврологические, психологические и речевые симптомы выражены в неявной форме.

Стёртую дизартрию часто путают с дислалией. Разница в том, что при первом варианте можно наблюдать очаговую неврологическую микросимптоматику.

Классификация неврологов

По месту поражения двигательного аппарата речи в мозге выделяют

Согласно этой классификации существует 5 форм дизартрии:

  • бульбарная - проявляется при заболеваниях продолговатого мозга. Характерным является парез или паралич мышц гортани, глотки, языка и мягкого нёба. Нарушено глотание любой пищи, жевание тоже затруднено. Голос становится слабым, все произносимые звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Слова становятся невнятными, крайне нечёткими, произносятся замедленно.
  • псевдобульбарная - наиболее часто встречается у детей, так как является следствием родовых травм, интоксикации беременных или заболеваний, перенесённых в раннем детстве. Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может варьироваться. По клиническим проявлениям нарушений эта форма близка к бульбарной форме дизартрии, но возможности коррекции и положительного прогноза при терапии псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
  • экстрапирамидная (подкорковая) - диагностируется при поражении подкорковых узлов. Произношение такого человека смазанное, невнятное, с носовым оттенком. Сильно нарушены интонация и мелодика речи, её темп.
  • мозжечковая возникает вследствие поражения мозжечка; Эта форма характеризуется скандированной, растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью.
  • корковая проявляется при поражении определённых отделов коры головного мозга, отвечающих за осуществление артикуляции; при сохранении правильной структуры слова наблюдается расстройство произнесения слогов.

Симптомы

К речевой симптоматике относят нарушения:

  • звукопроизношения;
  • интонации;
  • фонематических функций;
  • чтения и письма;
  • лексико-грамматического построения предложений;

К неречевым симптомам дизартрии относят нарушения:

Диагностика

В постановке диагноза участвуют несколько специалистов:

  • логопед исследует особенности нарушения звукопроизношения, даёт характеристику другим сторонам речи, после чего отражает состояние пациента в специальной речевой карте.
  • практический психолог исследует общее интеллектуальное развитие, исключает психосоматику и влияние психотравм.
  • после этого врач-психоневролог, опираясь на мнение логопеда и практического психолога, ставит диагноз.

Коррекция, методы лечения

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие. Логопедическая коррекция обязательно производится в сочетании с ЛФК и медикаментозным лечением.

Комплексная методика лечения дизартрии состоит из:

  • лекарственных препаратов;
  • лечебной физкультуры, физиотерапии, иглотерапии;
  • закаливающего и поддерживающего лечения;
  • логопедической работы по развитию и исправлению речи;
  • лечения сопутствующих заболеваний.

Работа логопеда направлена на разработку органов артикуляции. Такое воздействие включает в себя:

  • работу над выразительностью речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • массаж языка.

Логопедический массаж языка при дизартрии

Значительную роль в лечении (в особенности это касается стёртой формы дизартрии) занимает массаж языка. Логопедический массаж языка оказывает благотворное воздействие на весь организм, а также вызывает позитивные изменения в системах, которые играют главную роль в речедвигательном процессе (в мышечной системе и нервной системе).

Основное воздействие логопедического массажа направлено на:

  1. нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата;
  2. активизацию групп тех мышц периферического речевого аппарата, которые имеют недостаточную сократительную способность;
  3. стимуляцию проприоцептивных ощущений;
  4. подготовку условий к формированию произвольных и скоординированных движений языка и других органов артикуляции;
  5. уменьшение слюноотделения;
  6. укрепление глоточного рефлекса;
  7. афферентацию (передачу возбуждения от периферических нейронов к центральным нейронам) в речевые зоны коры головного мозга. Это стимулирует речевое развитие при задержке формирования речи.

Проведение массажа языка противопоказано при:

  1. инфекционных заболеваниях (например, при гриппе и ОРВИ);
  2. заболеваниях кожи;
  3. герпесе на губах;
  4. стоматите;
  5. конъюнктивите;
  6. людям с эписиндромом (судорогами) логопедический массаж языка следует назначать с большой осторожностью.

Профилактика и прогноз

Прогноз в терапии дизартрии чаще всего неопределённый. Чем раньше начата систематическая работа пациента с логопедом, тем более вероятен положительный результат. Наиболее благоприятный прогноз в лечении заболевания возможен в случае лечения основного заболевания, усилий самого пациента-дизартрика и поддержки таких усилий его окружением.

В случае стёртой дизартрии при подобном подходе к терапии можно рассчитывать на фактически полную нормализацию речи. Овладев необходимыми навыками правильной речи, человек в дальнейшем может успешно обучаться и работать, периодически получая необходимую ему логопедическую помощь в поликлиниках.

При тяжелой форме возможно только улучшить состояние речевой функции. Особое значение для социализации людей с дизартрией имеет совместная работа логопеда, психоневролога, практического психолога, невролога, массажиста и специалиста по ЛФК.

Профилактика дизартрии у детей с перинатальными поражениями головного мозга должна осуществляться с первого месяца жизни. Дальнейшая профилактика и у детей, и у взрослых, заключается в предупреждении травм головного мозга, нейроинфекций и токсических воздействий на нервную систему.

Видео по теме

В видео демонстрируется комплекс артикуляционной гимнастики, которую можно делать самостоятельно:



Понравилась статья? Поделитесь ей