Контакты

Сделанный анамнез человека. Медицинская энциклопедия - анамнез. Как проводится анамнестическое исследование

Отличительная черта медицинской науки - большое число заимствованных терминов из греческого языка и латыни. Это существенно затрудняет понимание многих явлений людьми без медицинского диплома. Одним из таких загадочных слов является «анамнез». Что это, будет полезно узнать поклонникам сериалов про врачей, чтобы понять суть происходящего на экране.

Что такое анамнез в медицине?

Важнейшую роль при постановке диагноза играет информация, получаемая медицинским специалистом путем задания конкретных вопросов пациенту - анамнез. Если речь идет о детях или психически нездоровых людях, опрашивают людей, лично знающих больного или ответственных за него (гетероанамнез). Совокупность жалоб, полученных в ходе обследования, составляют симптомы заболевания (в отличие от клинических признаков, полученных в результате физического обследования).

Анамнестическое исследование может существенно различаться по своей глубине и длительности в зависимости от ситуации:

  1. Сотрудник бригады скорой помощи ограничивается в своих расспросах персональными данными и конкретными жалобами;
  2. В психиатрической практике сбор данных отличается большой хронологической длительностью (до нескольких часов) и подробностью;
  3. Согласно современным нормативам, врач-терапевт может потратить на опрос около 10 минут.

Информация, полученная путем опроса, наряду с физической экспертизой, дает возможность для формирования диагноза и плана лечения. В спорных ситуациях ставится предварительный или дифференциальный диагноз (предполагаемые болезни, перечисленные в порядке вероятности).

Порядок проведения анамнестического исследования

Основы составления истории болезни были заложены еще в XIX веке отечественным врачом-терапевтом и видным медицинским теоретиком Григорием Захарьиным. За более чем сто лет порядок исследования принципиально не изменился.

Сегодня врач должен осведомиться у пациента о таких вещах:

  • Персональные данные (фамилия-имя-отчество, возраст, местожительство, сведения о работе);
  • Причина посещения врача: конкретные симптомы и время их появления;
  • Условия работы и жизни, на фоне которых стала развиваться болезнь;
  • Были ли попытки самолечения;
  • Наличие хронических заболеваний.

В качестве одного из каналов получения сведений используются компьютеризированные системы.

В развитых странах они являются иногда основным источником при анамнезе, поскольку при личном контакте с врачом велик риск эффекта смещения ответов в сторону более социально приемлемых. Так, больные боятся сказать вслух о своей наркомании или гомосексуальности, но при компьютерном анкетировании ведут себя более раскованно. С другой стороны, от врача ускользает важная невербальная информация (тревога и т. д.).

Отягощенный анамнез: что это?

Значительная часть женщин, готовящихся стать матерями, сталкивается с незавидной аббревиатурой «ОАА » в своей медицинской карте. Расшифровывается она как «отягощенный акушерский анамнез ».

В переводе с медицинского на русский это означает следующее :

  • Будущая роженица в прошлом имела проблемы в виде преждевременных родов, выкидышей, обильных кровотечений при отделении плода и т. д.;
  • При наличии вышеуказанных проблем женщина будет перенаправлена на дополнительное клиническое исследование (матки и других детородных органов);
  • В случае серьезных осложнений врач может охарактеризовать состояние пациентки как «крайне отягощенный акушерский анамнез». Такой женщине потребуется пристальное внимание медперсонала на всех этапах беременности.

В случае ОАА резко возрастает вероятность таких осложнений:

  • Рождение неполноценных детей;
  • Младенческая смертность;
  • Невынашивание;
  • Отслоение плаценты и т. д.

Причины такого незавидного положения могут быть как врожденные (особенности организма матери), так и приобретенные (несколько раз был сделан искусственный аборт).

Учение о припоминании в философии

Термин «anamnesis» может иметь отношение не только к сфере медицины, но и к гносеологической и психологической теории философа Платона. Основные ее тезисы были изложены в диалогах «Мено», «Федон» и «Федр»:

  • В отличие от бренного тела, душа абсолютно бессмертна и способна перевоплощаться снова и снова;
  • Люди в настоящей жизни обладают всеми знаниями, которые были накоплены ими в своих прошлых воплощениях;
  • В процессе обучения мы не узнаем ничего нового - всего лишь заново переоткрываем то, что запрятано глубоко внутри нас;
  • Физическая оболочка души (тело) суть источник соблазнов и ошибочных поступков. Смысл жизни заключается в достижении единения со своим духовным миром, или катарсисе («очищение», в переводе с греческого);
  • В качестве иллюстрации этих слов в диалоге «Мено» Платон приводит пример разговора с юношей на уроке геометрии. Ученик поначалу давал лишь неправильные ответы, но путем задания наводящих вопросов педагог помог ему достичь истины. Юноша не получил нового знания, а лишь вспомнил то, что уже знал в прошлой жизни. Платон осознает себя не учителем, а «акушером» в преподавательской деятельности.

Что такое анамнез жизни?

Для правильного лечения важно получить достаточную информацию не только о конкретном заболевании, но и в целом об условиях жизни человека:

  1. Детские годы : какие болезни перенес, как учился в школе, какие спортивные секции посещал, полученные травмы и т. д.;
  2. Данные о национальности и месте проживания. Если пациент часто меняет место жительства, риск подхватить экзотическую «болячку» резко возрастает;
  3. Наличие или отсутствие вредных привычек , степень двигательной активности;
  4. Качество питания индивида. Исследованию подвергается анализ количества еды, режим приема пищи, калорийность ежедневно рациона;
  5. Профессиональная деятельность : является ли работа вредной, и если да, то какие именно негативные факторы имеют действие на организм;
  6. Служба в армии , принятие участия в вооруженных конфликтах, полученная при этом инвалидность;
  7. Ранее перенесенные заболевания и травмы, наличие аллергических реакций;
  8. Заболевания ближайших кровных родственников, годы жизни и причина их смерти;
  9. Данные о наличии договора страхования здоровья.

Для того чтобы правильно поставить диагноз, врач должен собрать о своем пациенте значительный массив информации. Необходимые клинические исследования поводятся только по результатам личного собеседования, которое называется «анамнез». Что это значит, в первом приближении может дать буквальный перевод - «воспоминание ». Больной должен найти в своей памяти все, что может показаться важным медицинскому работнику .

) - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель - облегчение состояния пациента.

Данные анамнеза (сведения о развитии болезни , условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях , травмах , беременностях , хронической патологии, аллергических реакциях, наследственности и др.) медицинский работник выясняет с целью их использования для диагностики , выбора метода лечения и/или профилактики . Сбор анамнеза является одним из основных методов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших диагностических процедур. Сбор анамнеза - это универсальный метод диагностики , применяемый во всех областях медицины.

Виды анамнеза (список не полон)

Анамнез болезни (новолат. Anamnesis morbi )

Начало заболевания, динамика симптомов с момента начала заболевания до момента обращения, с какими факторами пациент связывает данное заболевание, какие исследования и какое лечение проводилось и каковы результаты и т.п.

Анамнез жизни (новолат. Anamnesis vitae )

Перенесённые ранее заболевания, существующая хроническая патология со стороны различных органов и систем органов, операции, травмы и т.п. А также где проживает и в каких условиях.

Акушерский анамнез

Были ли ранее беременности, как протекали, каков их исход.

Гинекологический анамнез

Перенесённые гинекологические заболевания и операции на женских половых органах, менструальный цикл , его особенности, периодичность, болезненность и т.п.

Семейный анамнез

Наличие подобных симптомов у кровных родственников , наследственные заболевания и т.п.

Аллергологический анамнез

Аллергические реакции, в том числе на лекарственные средства, вакцины, пищевые продукты, растения и т.п. Характер проявлений при развитии аллергии.

Анамнез характера питания больного

Сбор сведений о характере съеденной пищи , частоте её употребления и режиме питания на протяжении определённого промежутка времени (обычно 2-5 дней). Подобные сведения позволяют врачу сформировать простые рекомендации, связанные с питанием.

Страховой (Экспертный) анамнез

Наличие/отсутствие полиса ОМС (ДМС), срок нетрудоспособности по каким-либо причинам за последние 12 месяцев («сколько времени состоял на больничном листе»).

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Гонфалоньер
  • Ла-Риоха

Смотреть что такое "Анамнез" в других словарях:

    АНАМНЕЗ - (от греч. anamnesis воспоминание), представляет собой мед. биографию больного, излагаемую по периодам жизни. По А. можно установить, как реагировал организм б ного на все те внешние условия жизни и вредности, которые были в его прошлом. Анамнез… … Большая медицинская энциклопедия

    АНАМНЕЗ - результат опроса больного со сведениями о его прежней жизни, ходе болезни, самочувствии и прочем, записанный на память. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. АНАМНЕЗ сведения о прежнем состоянии … Словарь иностранных слов русского языка

    АНАМНЕЗ Современная энциклопедия

    Анамнез - (от греческого anamnesis воспоминание), сведения о больном (анамнез жизни) и его заболевании (анамнез болезни), собранные при опросе больного и (или) знающих его лиц, с целью установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    анамнез - а, м. anamnèse f. <гр.anamnesis воспоминание. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. БАС 2. Лекс. Южаков:анамнез; СИС 1937:анамне/з; БАС 1 1948: ана/мнез … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    анамнез - (неправильно анамнез). Произносится [анамнэз] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Анамнез - составная часть врачебного обследования информация, перечень сведений о ходе болезни, перенесенных ранее заболеваниях, травмах, оперативных вмешательствах, остаточных явлениях. Наиболее ценны сведения о заболеваниях, связанных с нервной, сердечно … Словарь бизнес-терминов

    АНАМНЕЗ - [нэ ], а, муж. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    анамнез - сущ., кол во синонимов: 1 сообщение (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Анамнез - сведения о жизни человека, перенесенных им заболеваниях, их начале и течении, данные о профессиональной, психической и физической работоспособности работника, его поведении в коллективе и семье...

Называют сбор сведений о жизни и болезни полученных путем опроса от самого пациента, близких родственников или хорошо знающих его людей. Сам термин произошел от греческого слова anamnesis — воспоминание. Данные, полученные врачом о развитии заболевания, жизни пациента, перенесенных болезнях и операциях, течении предыдущих беременностей, хронических и наследственных заболеваниях, возможных реакциях аллергического характера это виды анамнеза.

Одно из основных методов диагностических исследований, применяемый во всех отраслях медицины. При некоторых заболеваниях после сбора анамнеза и осмотра пациента можно поставить диагноз без дополнительных методов исследования.

Это важно! От того как точно врач выяснит все возможные сведения и самого стиля беседы зависит точность поставленного диагноза, качество и длительность лечения, психологическая совместимость врача с пациентом.

Классификация анамнеза

Выделяют два основных раздела анамнеза: (anamnesis vitae) и (anamnesis morbi). Рассмотрим каждый раздел подробнее.

Сбор анамнеза болезни

Сведения о начале болезни и ее течении врач может получить при первом опросе пациента в момент его обращения в поликлинику или поступления в стационар. Опрос пациента ведется по определенной схеме, основы которой были разработаны еще Захарьиным. Для постановки предварительного диагноза необходимо выяснить:

  • Паспортные данные пациента (ФИО, возраст, адрес, место работы).
  • Время появления первых симптомов заболевания (оно может варьироваться от нескольких часов до нескольких лет при хронических болезнях).
  • Остро или постепенно началась болезнь
  • С какими событиями и факторами связывает человек начало заболевания.
  • Что предпринималось (обращался ли к врачу, принимал ли лекарства, если да, то какие).
  • При остром заболевании выясняется точное время появления первых жалоб. При хроническом — часто ли бывают обострения и как они протекают.
  • При поступлении в стационар в истории болезни указывается как и когда поступил пациент и кем направлен.

Сбор анамнеза жизни

Анамнезом жизни называются сведения, которые характеризуют психическое и физическое состояние больного, социальное и профессиональное положение, наличие наследственных и приобретенных патологий. Объем получаемых сведений зависит от условий оказания медицинской помощи — при неотложных ситуациях собирается информация, которая может помочь в диагностировании заболевания и оказании первой помощи.

Выделяют следующие виды анамнеза жизни:

    1. Для оценки развития пациента в детском возрасте — выясняют особенности развития в раннем детском возрасте, в каком возрасте он начал ходить в школу, как давалась учеба, посещал ли спортивные секции или занимался в других кружках.
    2. Эндемический анамнез — зная место рождения и этническую принадлежность и получив информацию об экскурсионных и деловых поездках и проживании в некоторых регионах можно заподозрить наличие эндемических болезней (таких как малярия, например).
    3. — условия и место проживания человека, активный или пассивный образ жизни он ведет, имеет ли вредные привычки и какие.
    4. Анамнез питания — поможет определиться с характером и объемом пищи, употребляемой пациентом, рационом и режимом питания. Такие сведения приобретают большую важность при заболеваниях пищеварительного тракта и ожирении.
    5. Климатический анамнез — для определения этого вида истории жизни выясняют, в каких местностях проживал или бывал человек, насколько были длинны периоды пребывания в определенных местностях.
    6. Профессиональный анамнез — состоит из сведений обо всех видах и местах работы, службе в вооруженных силах, обо всех профессиях, возрасте начала трудовой деятельности, о наличии инвалидности и причинах ее получения. Необходимо выяснить режим рабочего дня, узнать обо всех профессиональных вредностях (физических, бактериологических, химических), о том соблюдаются ли санитарные нормы в рабочих помещениях. Уточнить, не связывает ли пациент появление заболевания с трудовыми нагрузками и условиями. У людей пожилого возраста выяснить принимали ли они участие во второй мировой войне, давно ли находятся на пенсии, работают или нет, уточнить занимаются ли общественной деятельностью.
    7. Сведения о перенесенных инфекционных и хронических болезнях, травмах, операциях, ранениях и контузиях. Необходимы сведения о всех заболеваниях перенесенных с раннего детского возраста в хронологическом порядке. Узнав все о болезнях, которыми ранее болел человек, можно определить возможную связь существующего заболевания с ранее перенесенными.
    8. Акушерский анамнез помогает выяснить репродуктивные особенности женщины. Для этого собираются сведения обо всех предыдущих беременностях и их результатах, начале первых менструаций и половой жизни. Иногда, в течение беременности впервые диагностируются скрытые хронические заболевания, ранее не проявляющиеся.
    9. — говорит обо всех перенесенных гинекологических заболеваниях и их лечении (консервативном и хирургическом).
    10. — определяет наличие аллергических реакций организма у самого пациента и его кровных родственников. Выясняют аллерген и клинические проявления, появляющиеся при контакте с ним. При наличии реакции сенсибилизации на медикаментозные препараты уточняют, на какие лекарственные вещества и какими симптомами она проявляется (фармакологический анамнез).
    11. Генеалогический (семейный)анамнез — определяет роль наследственности в развитии болезни, для этого выясняют причину и возраст смерти близких родственников в различных поколениях, а также какими заболеваниями они страдали. Уточняют, есть ли сходные заболевания у родителей и их родственников с обеих сторон.
    12. Страховой анамнез (клинико-экспертный) — наличие страхового полиса, срок и длительность последнего заболевания с оформлением больничного листа (за последний год).

Анамнез жизни ребенка собирается со слов родителей, некоторые вопросы задаются лично ребенку школьного и дошкольного возраста, но его ответы следует оценивать очень осторожно. Выясняя анамнез ребенка, следует узнать какой он по счету в семье, как развивался в раннем возрасте, как учится и общается со сверстниками. Помимо этого выясняется все о прививках и туберкулиновых пробах, а также о возможном контакте с возбудителями инфекционных заболеваний.

Анамнез жизни больных с расстройствами психики влияние расстройств психики на сознание определяют подразделение анамнеза жизни такого пациента на два вида: субъективный и объективный.

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать: схему сбора анамнеза болезни и жизни; уметь: собирать анамнез болезни и жизни и построить предположение о поражении системы органов на основании полученных данных; быть ознакомленным: с методикой собирания анамнеза болезни и жизни.

План организационная структура занятия:

Контроль исходного уровня знаний — 10 мин.

Демонстрация преподавателем на больном методики сбора анамнеза болезни и жизни — 15 мин.

Самостоятельная работа студентов по сбору анамнестических данных и их разбор — 60 мин.

Подведение итогов, задание на дом — 5 мин.

Вопросы для теоретической подготовки:

Анамнез болезни его значение в диагностике. Значение анамнеза жизни. Роль сведений, касающихся детского возраста. Роль сведений о трудовой деятельности. Влияние профессиональных вредностей и специфических условий работы. Влияние условий быта на состояние больного (жилище, питание, одежда). Значение сведений о перенесенных в прошлом заболеваниях. Влияние вредных привычек на течение заболевания. Значение семейного анамнеза.

Анамнез болезни (anamnesis morbi) должен отражать развитие заболевания от его начала до настоящего момента. Необходимо выяснить время появления первых симптомов заболевания и детально их описать. Охарактеризовать начало болезни (острое, постепенное). С чем связано, по мнению больного, данное заболевание. Выяснить время первого обращения к врачу, назначалось ли лечение (амбулаторное, стационарное), какое и его результаты. Подробно выяс­нить течение заболевания: наблюдалось ли улучшение или ухудшение состояния за время болезни. Появились ли новые симптомы (какие, время их появления). Предполагаемая причина последнего ухудшения состояния здоровья, что явилось причиной госпитализации.

Важное значение придается истории жизни (anamnesis vitae) больного, поскольку она дает возможность выявить ряд индивидуа­льных особенностей больного (как приобретенных, так и наследственных), условия быта и его труда, перенесенные заболевания и т.д. Собирая сведения, касающиеся детского возраста, обращают внимание на место рождения больного, ибо известно, что некоторые болезни (например эндемический зоб, малярия) больше распространены в одних местностях и редко встречаются в других; кроме того, климат местности иногда оказывает влияние на состояние здоровья и изменяет восприимчивость к некоторым болезням. Далее выясняют возраст родителей больного при его рождении, каким по счету ребенком был в семье, как развивался в детстве, не отставал ли в физической или умственном развитии от сверстников, как учился. Эти сведения позволяют оценить состояние здоровья больного при рождении в детском возрасте.

Большое значение имеет расспрос больного о его трудовой деятельности — трудовой анамнез. Выяснение наличия даже в прошлом профессиональных вредностей может способствовать правильному распознаванию заболевания. Обстановка и характер работы могут быть прямой причиной некоторых заболеваний, а также влияют на восприимчивость к самым разнообразным болезням, предрасполагая к ним, и накладывал отпечаток на их течение.

Большое значение для состояния здоровья имеют жилищно-бытовые условия в различные периоды жизни больного (отдельная квартира или общежитие, комната в полуподвале и прочие санитарные условия). Нужно установить семейное положение больного, сколько человек живет вместе с ним, состояние их здоровья; какова материальная обеспеченность семьи. Нужно выяснить режим питания больного, сбалансирован ли его пищевой рацион по основным питательным веществам — белкам, жирам, углеводам, витаминам.

Необходимо также установить, какие болезни перенес больной. Нередко заболевание, по поводу которого обратился больной к врачу, может быть следствием или осложнением ранее перенесенной болезни. Некоторые инфекционные заболевания (корь, скарлатина), сопровождаются выработкой стойкого иммунитета к данной инфекции; после других инфекционных заболеваний (рожа, ревматизм) остается склонность к их повторению.

Выявляют также вредные привычки: курение (с каких лет начал курить, сколько сигарет в день); употребление спиртных напитков (частота и количество), наркотиков.

Наследственная предрасположенность играет в ряде случаев немаловажную роль в диагностике заболеваний. Поэтому необходимо выяснить состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Такие заболевания, как, например, гемофилия, гемолитическая анемия, сахарный диабет, психические заболевания могут передаваться по наследству. Необходимо также принимать во внимание возможность семейных заболеваний, зависящих от условий быта, питания, образа жизни (склонность к ожирению, подагре, туберкулезу).

План самостоятельной работы:

Самостоятельно собрать жалобы и анамнез у курируемого больного. При собирании анамнеза необходимо помнить о таких правилах деонтологии, как уважительное обращение к больному по имени и отчеству, умении внимательно выслушать рассказ больного, необходимо, прощаясь, пожелать доброго здоровья.

В беседе с больными, необходимо соблюдать «стерильность слова», учитывать психику больного, особенно впервые заболевшего, который обеспокоен исходом заболевания. Полученные данные представить преподавателю в письменном виде.

Пример записи полученных результатов: см. схему истории болезни.

Контрольные задания:

  1. Если больной выписался из стационара с улучшением, то о чем нуж­но спросить его, собирая анамнез болезни?
  2. Больной отмечает появление высыпаний на коже и зуд после при­ема медикаментов. Чем нужно поинтересоваться у данного больного?
  3. При собирании анамнеза жизни выяснилось, что больного еще в детстве беспокоила одышка, из-за которой он не мог играть со сверстниками и был вынужден часто отдыхать во время игры. О поражении какой системы организма можно думать?
Литература

Основная:

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1995. Схема истории болезни для студентов.

Лекция по теме занятия.

Дополнительная:

Пропедевтика внутренних болезней (под ред. В.Х.Василенко) Москва, Медицина, 1989.

Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.

Минск, 1986.

Шелагуров А.А. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1975. Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. -Киев, «Вища школа», 1972.

от греч. anamnesis) – в психоанализе: воспоминание, восстановление в памяти пациента событий прошлого, предопределивших его заболевание.

Представление об анамнезе как воспоминании событий прошлого, оказавших воздействие на возникновение невротических симптомов, было выдвинуто Й. Брейером и З. Фрейдом в период их терапевтической деятельности, предшествовавшей становлению психоанализа. В предварительном сообщении «О психическом механизме феномена истерии» (1893) они писали о том, что истерические симптомы исчезают и больше не возвращаются, если удавалось восстановить в памяти событие, послужившее причиной этих симптомов. «Восстановление в памяти события и сопутствующего ему аффекта имело целью позволить больному потом как можно подробнее описывать событие и выразить словами переживаемый при этом аффект». Для восстановления в памяти пациента события Й. Брейер и З. Фрейд использовали катартический метод: пациент вводился в гипнотическое состояние, способствующее воспоминанию событий прошлого, и заново переживал эти события; в процессе повторного переживания устранялось воздействие ранее неотреагированного первоначального представления, и ущемленный аффект возвращался в сознание, что вело, как предполагалось, к исцелению. Эти идеи были высказаны ими подробнее в работе «Исследования истерии» (1895).

В терапевтической практике З. Фрейд встретился с тем затруднением, что некоторые пациенты не поддавались гипнозу. Поскольку гипноз требовался для расширения памяти, для обнаружения патогенных воспоминаний, то З. Фрейд должен был или отказаться от таких пациентов, или использовать другие методы. Задача состояла в том, чтобы избежать гипноза и в то же время иными средствами добиться у пациентов патогенных воспоминаний. Решая эту задачу, З. Фрейд стал использовать метод «концентрации», «настойчивости» или «психического принуждения»: он уверял пациента, что тот может вспомнить события прошлого; настойчиво требовал, чтобы тот шел в своих воспоминаниях все дальше и дальше. Затем он стал прибегать к «методологической уловке»: надавливал на лоб пациента пальцами рук и настоятельно просил, чтобы тот сообщал ему все, что пришло в голову. При сложном анализе требовалось непрерывное применение надавливания рукой на лоб, так как часто у пациента всплывали воспоминания, являвшиеся средним звеном между исходными и исконными патогенными представлениями.

Терапевтическая работа заключалась, по З. Фрейду, в том, чтобы, преодолевая сопротивления пациента, раскрыть тройное расположение психического материала: выявить «пучки воспоминаний, представляющих собой линейное наслоение друг на друга и образующих определенные темы»; обнажить второй вид размещения воспоминаний, являющихся концентрическим кругом, расположенным вокруг «патогенного ядра»; добраться до материала, составляющего ядро патогенной организации.

В процессе дальнейшей терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с двумя трудностями: с одной стороны, процедура надавливания пальцами рук на лоб пациента оказывалась не всегда эффективной, так как подчас не вызывала никаких воспоминаний, несмотря на настойчивость и напор врача; с другой – порой сами пациенты говорили о том, что настойчивость, напор, давление со стороны врача не только не способствовали, но, напротив, мешали возникновению воспоминаний. Принимая во внимание эти трудности, З. Фрейд отказался от «методологической уловки» и стал использовать метод «свободных ассоциаций», открывавший простор для спонтанных воспоминаний пациента. Отказ от гипноза и использование метода «свободных ассоциаций» как раз и стали основой для возникновения психоанализа.

Благодаря методу «свободных ассоциаций» удавалось добиться у пациентов таких патогенных воспоминаний, которые уходили своими корнями в раннее детство и оказывались связанными с реальными событиями сексуального совращения, соблазнения ребенка. Основываясь на подобных воспоминаниях, З. Фрейд выдвинул теорию «совращения», объясняющую причины возникновения невроза у человека. Однако вскоре ему удалось обнаружить, что часто пациенты его обманывали, и в действительности речь шла не о реальных событиях детства, а о фантазиях, которым предавались дети и взрослые. Как правило, фантазией совращения ребенок прикрывал инфантильный период своей сексуальной деятельности. Тем не менее для понимания невроза важно, как считал З. Фрейд, выявление воспоминания о травмирующем детском переживании, независимо от того, связано ли оно с реальным событием или фантазией. Для невроза существенное значение имеет не столько физическая, сколько психическая реальность, находящая свое отражение в фантазии человека. Отсюда – одна из основных задач психоанализа, заключающаяся в воспоминании (воскрешении, восстановлении) в памяти пациента травмирующей ситуации, связанной с переживанием в раннем детстве реального или воображаемого события и доведения ее до его сознания с целью последующего сознательного, а не бессознательного, что имело место в прошлом, разрешения внутрипсихического конфликта. Анамнез становится важной, необходимой составной частью аналитической работы, ориентированной на устранение симптомов заболевания и исцеление обратившегося за помощью пациента.

Анамнез

греч. anamnesis - воспоминание) - метод исследования пациента, основанный на целенаправленном стимулировании и системном анализе его воспоминаний о своей болезни, а также как источник сведений о различных событиях его жизни, имеющих к заболеванию прямое или косвенное отношение (биография, профессия, род деятельности, характерологические особенности, образование, сведения о родительской семье и т.п.). В психопатологическом исследовании анамнез имеет исключительно важное или даже незаменимое значение до настоящего времени.

АНАМНЕЗ

греч. anamnesis - воспоминание). Совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают А. психиатрический (особенности психического развития, преморбидные черты личности, наследственность, круг интересов и увлечений, успеваемость в учебном заведении, наличие вредных привычек и т.д.), социальный (бытовые условия, характеристика социальной микросреды, взаимоотношения в коллективе, общественное положение), фармакологический (лекарства, получаемые больным и их эффективность, побочные явления, непереносимость по отношению к некоторым препаратам), эпидемиологический (сведения о наличии в местности, где больной проживал, инфекционных заболеваниях, которые могли бы дать основания для предположения о возможности возникновения у него инфекционного психоза). В А. психиатрический входят и выделяемые как самостоятельные разделы А. болезни, жизни, наследственный, семейный.

АНАМНЕЗ

от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). А. включается в содержание истории болезни. В последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т. е. катамнез). В случае душевнобольных история болезни, по словам Б. В. Зейгар-ник, "представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы "продольный" срез его жизни". (Б. М.)

АНАМНЕЗ

В переводе с греческого означает "вспоминать", или "воспоминание". 1. Припоминание или способность вспомнить прошлые события. 2. В медицине, персональная история болезни в изложении пациента. Первоначально термин использовался исключительно в отношении утверждений пациента относительно конкретного расстройства и его мнения о важных событиях, предшествовавших этому расстройству, и, с его точки зрения, имеющих к нему какое-то отношение. Многие другие, особенно психиатры, используют этот термин для обозначения любых и всех аспектов истории болезни пациента, включая информацию, полученную и не от пациента, такую как биографические данные, сообщения членов семьи и т.д. Ср. с катамнезом.

АНАМНЕЗ (ANAMNESE)

Анамнез, или предварительная беседа, в обычном медицинском понимании касается прошлых страданий и болезней. Для Милтона Эриксона это означало нечто совсем другое.

К вопросу: «Когда вы почувствовали себя плохо?» - он не забывал добавлять: «А когда вы хорошо себя чувствуете?» или «Опишите мне, что требуется для того, чтобы стало лучше...» и т. д. Он был убежден, что упоминание о позитивном опыте должно вызывать благоприятные ассоциации и на этом следует акцентировать внимание.

Эриксон также считал, что разрешение симптома может не иметь никакой связи с причиной его возникновения. «Следовательно, прошлое не интересовало его с точки зрения поиска в нем причин страданий или симптомов, как ключа к выздоровлению. Как изменить прошлое, исходя из существующей реальности - вот в чем существо вопроса; прошлое - это непосредственно то, что должно быть пересоздано с помощью расширения и усиления скрытых возможностей, проявляющихся при общении с терапевтом. Другими словами, прошлое нужно не расшифровывать, а переплавлять под нажимом будущего» (Roustang, 1990).

«Вероятные ресурсы и описание мироощущения пациента - вот что его в конечном счете интересовало» (Van Dick, 1980). Во время сбора анамнеза «терапевт знакомится с объемом жизненного опыта пациента, с его навыками, которые могут быть использованы в дальнейшем. Пациенты являются пленниками систем, не позволяющих им использовать собственные возможности в своих интересах. Этот навык у людей пока еще не на высоте» (Erickson & Rossi, 1979).

Отметим также, что сбор анамнеза для любого гипнотерапевта - это момент, который стараются использовать для того, чтобы установить контакт с пациентом.

И, наконец, в гипнозе минимум анамнеза позволит уберечься от необдуманных действий (см. предосторожности в гипнозе).

Анамнез

Совокупность сведений, полученных от больного, его родственников и знакомых, а также по имеющимся медицинским документам, о начале и последующем развитии его заболевания (anamnesis morbi), а также о его наследственности и особенностях жизни: врожденные особенности, развитие в детском возрасте, перенесенные и хронические заболевания, подверженность профессиональным и бытовым токсическим воздействиям и пр. (anamnesis vite).

АНАМНЕЗ

психологический) (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Понятие А. поначалу применялось в медицинской психологии. Здесь с самого начала выделяют «объективный» и «субъективный» А., т. е. получение сведений от окружающего больного людей и от самого больного. В настоящее время понятие А. вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Заимствование термина А. из медицины не означает прямого переноса в психологию ее методов. Сбор и анализ анамнестических данных является одним из важнейших в арсенале психологических методов изучения личности. Это подтверждается известным высказыванием В.Н. Мясищева о том, что полностью и всесторонне личность может быть изучена «только на основе всей истории жизни личности, поэтому история личности является основным методом и материалом для ее изучения». Весьма близким к анамнестическому методу является биографический метод, который довольно часто, как отмечает М.А. Котик, используется для психологического анализа несчастных случаев и ошибок операторов. Анамнестическое исследование в психологии труда и инженерной психологии предваряет применение многих других методов. Так, личностный подход проявляется в том, что любое психологическое явление рассматривается в связи с другими явлениями и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность, во-вторых, личность человека рассматривается как одно из детерминант его поведения, в-третьих, понимание личности в целом и отдельных проявлений человека возмож- «т но только с учетом истории ее развития. В психологии используются различные формы сбора анамнестических данных: 1) объективный А. осуществляется в форме бесед с другими людьми, хорошо знающими обследуемого специалиста; 2) субъективный А., т. е. беседа с самим обследуемым; 3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, результатов деятельности и др. Основная задача практического психолога на производстве - установить факторы, определившие тот или иной путь психологического развития, т. е. значимые обстоятельства жизни человека и степень их влияния на изменение психики.



Понравилась статья? Поделитесь ей