Контакты

Биографический метод исследования. Исследование личности биографическим методом

Биографический метод - метод изучения индивидуального пути развития человека, истории человека как личности и субъекта деятельности. Биографический метод используется как в психологии, так и в других науках, например в социологии и истории, в литературоведении. В качестве биографического метода в этих областях выступает изучение личных документов, продуктов деятельности.

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер, которая считала биографический метод средством выявления возможностей развития человека в процессе его жизни. В отечественной психологии большой вклад в развитие биографического метода внес Н.А.Рыбников, подчеркивающий его значение для изучения взрослого человека в разные периоды жизни.

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.

Предметом биографического метода является жизненный путь-история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.

Биографический метод получил распространение в исследованиях творческой деятельности писателей, ученых, шахматистов, педагогов, художников, представителей рабочих специальностей (М.Д.Александрова, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина и др.).
Биографический метод тесно связан с методом изучения продуктов деятельности, так как жизненный путь человека - это не только прохождение им времени жизни, но и то, чем это время было заполнено.

Биографический метод имеет важное значение в исследовании взрослого человека на разных этапах его жизненного пути.

Биография (от био… и …графия) - жизнеописание. Биография воссоздает историю жизни человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т.д. Биография художника, писателя, педагога может выступать как жанр, в котором предметом изучения становится непосредственно жизненная и личностная основа творчества писателя в ее связи с мировоззрением, социальными факторами, литературной средой. Особый вид биографии - автобиография. (БСЭ).



5. Основные методы организации исследований развития человека.

Принцип объективности. Независимо от того, насколько честным и беспристрастным пытается быть исследователь, его личные и культурные установки могут создавать серьезные преграды на пути к правильному пониманию поведения человека. Всякий раз, когда оноценивает, на что способны - или не способны - люди, когда пытается предсказать должное поведение, - иными словами, когда судит о поведении других людей, он привносим в свои выводы ценности и нормы, сформировавшиеся у него на основе личного опыта и социализации в условиях определенной культуры. Ему трудно от­казаться от своих субъективных суждений и посмотреть на других исходя изихнорм, ценностей и условий жизни.

К сожалению, полной объективности достичь не удается никогда. Исследовате­ли, живущие в разное время, принадлежащие к различным культурам или придер­живающиеся разных философских воззрений, описывают поведение человека по-разному. Поэтому для них важно выявить собственные упущения и пристрастия и спланировать исследование таким образом, чтобы можно было обнаружить ошибки в своих построениях.

Одной объективности, хотя она и является необходимым требованием при про­ведении исследований человеческого развития, еще недостаточно для получения значимых результатов. Такие результаты можно получить, только применяя систе­матический подход, включающий 7 последовательных шагов, или этапов. Это: 1) формулирование содержательных вопросов; 2) применение научного метода; 3) выбор условий исследования; 4) выбор экспериментального плана для изучения генетических изменений; 5) использование подходящего метода сбора данных; 6) интерпретация полученных данных и 7) формулирование выводов и определение области их применения.

Искусство задавать вопросы. Большинство открытий в области естественных и социальных наук явились следствием постановки содержательных вопросов и острой наблюдательности ис­следователей. Ученый, заметив нечто интересное, выходящее за рамки общеприз­нанного, формулировал зондирующие вопросы, продолжал наблюдение и, прежде чем прийти к каким-то обобщениям и прогнозам, подвергал обнаруженное им явле­ние систематическому изучению.

Использование научного метода. При исследовании развития ребенка применяется тот же научный метод, кото­рым пользуются в любой другой области социальных наук или наук о поведении. Термин научный метод относится к тем об­щепринятым приемам, которые ученый использует для того, чтобы продвинуться в своем исследовании от на­чальной стадии формулирования вопросов до оконча­тельных выводов. Ученые могут расходиться во взглядах на то, что следует наблюдать и как лучше всего изме­рить наблюдаемое явление, но большинство исследований, в сущности, состоит из 4-х этапов.

1. Постановка проблемы. Исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучать.

2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучае­мого явления. Исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление.

3. Проверка гипотезы. Исследователь должен: а) собрать данные иб) проана­лизировать их, используя соответствующие статистические критерии.

4. Формулирование выводов. Учитывая результаты предыдущего этапа, иссле­дователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, кото­рые предполагались в исходных гипотезах.

Краткое обсуждение этих этапов поможет уяснить то, как планируется научное исследование.

Выбор условий проведения исследования. Планирование любого исследования в области социально - психологических наук заключается в определении структуры и типа собираемых данных, а также способов их анализа. Растущий человеческий организм развивается в меняющейся среде. Исследователям никогда не удается охватить картину этих изменений полностью. Вместо этого они должны выбрать какой-то ее фрагмент, определить условия, в которых будет проводиться исследование, отобрать для него испытуемых, а также выбрать адекват­ные методы измерения и анализа. Совокупность решений исследователя по этим вопросам и составляет то, что называется экспериментальным планом.

Среди решений, образующих экспериментальный план, разумеется, присутствует выбор условий прове­дения исследования.

Лабораторные условия. В лабораторной обстановке исследователь может пери­одически изменять некоторые условия (независимые переменные) и наблюдать результирующее поведение (зависимые переменные). Лаборатория - идеальное место для проверки гипотез и доказательства существования при­чинно-следственных связей между переменными. Именно в таких условиях прово­дились многие исследования процессов научения и памяти у людей всех возрастных групп.

Естественная обстановка. Исследования, проводимые в естественных усло­виях, допускают гораздо меньший контроль. В этом случае изменение независимых переменных достигается исключительно за счет их выбора, а не манипулирования ими. В ряде исследований, проводимых в естествен­ных условиях, ученым приходится ждать, когда произойдет интересующее их собы­тие.

Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени. Как уже не раз говорилось, развитие - это непрерывный, динамический про­цесс, продолжающийся всю жизнь. Поэтому генетические исследования, в отличие от других видов исследований, сосредоточены на изменениях, происходящих с те­чением времени. Любая область исследований, касающаяся временных или возрастных изменений, относится к науке о развитии.

В табл. 2. дается сопоставление трех различных экспериментальных планов.

Таблица 2.

Методы сбора данных. Научные исследования дают широко расходящиеся результаты в зависимости от используемых методов измерения и состава испытуемых. Людей можно наблю­дать в реальной жизни, а можно подвергнуть тестированию в контролируемых, ис­кусственно созданных ситуациях. Им можно предложить письменно ответить на вопросы теста, чтобы определить уровень их достижений, способность решать за­дачи или креативность. Исследователи могут попросить испытуемых рассказать о своем поведении, задавая прямые вопросы или используя проективные методики, дающие косвенные сведения об их мыслях и чувствах.

Независимо от типа измерения, его эффективность определяется понятиями надежности и валидности. Надежная мера заслуживает доверия, дает устойчивые и воспроизводимые результаты. В противо­положность этому, валидность показывает, измеряет ли используемая в данном исследовании методика то, для измерения чего она предназначена.

6. Этические нормы проведения психологических исследований:

«Не навреди!». Ни одно исследование или эксперимент с участием людей не должны причинять вред психическому или физическому здоровью. Но, если после­днего избежать относительно легко, то определить, что может нанести ущерб пси­хическому здоровью человека, довольно трудно.

В социологических и психологических исследованиях, объектом которых является человек, степень риска должна быть минимальной, то есть не должна превышать ту, с которой человек может столкнуться в повседневной жизни или при выполнении обычных психологических тестов.

Получение добровольного согласия. Испытуемый должен участвовать в исследова­нии добровольно, получать полную информацию о содержании и возможных по­следствиях эксперимента и что недопустимо добиваться чьего-либо согласия на участие в исследовании, предлагая денежное вознаграждение. Дети младшего воз­раста могут участвовать в эксперименте только с разрешения родителей. Дети старше 8 лет и взрослые должны дать свое собственное согласие. Исследователь должен быть очень осторожным, используя различные формы убеждения. Кроме того, и дети, и взрослые имеют полное право в любой момент отказаться от дальнейшего участия в исследовании.

Конфиденциальность. Необходимо соблюдать конфиденциальность инфор­мации, полученной в результате исследования. Никакие организации или частные лица не должны иметь доступа к сведениям, сообщенным респондентами о близких им людях, их мыслях и фантазиях. То же самое касается и результатов тестирова­ния.

Осведомленность о результатах. Участники имеют право получить инфор­мацию о результатах исследования в доступной для их понимания форме. Если в эксперименте участвуют дети, о результатах можно сообщить родителям.

Привилегии участников. Ребенок, участвовавший в исследовании, имеет те же привилегии, что и взрослый. Права участников исследования еще не определены до конца. Тем не менее многие исследования сегодня могут быть запрещены по этическим соображениям.

7. Возрастные изменения в психике: революционные, ситуационные, эволюционные.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, кото­рые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охваты­вают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для мла­денцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти измене­ния зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния орга­низма ребенка, его места в системе человеческих социальных отноше­ний, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа на­зываются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного раз­вития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спо­койно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения ребенка явилось одним из оснований для разделения детства на периоды возрастного развития.

Важными аспектами в изучении развития психики были соотне­сение качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного путей ста­новления психического. Частично с этим связывался вопрос о тем­пе развития и возможности его изменения.

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи, как го­ворилось выше, считали, что развитие психики происходит посте­пенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично может ускоряться или замедляться в зависимости от условий. Работы Штерна, в частности его идея о том, что темп раз­вития психики индивидуален и характеризует особенности данно­го человека, несколько поколебали этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом. Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не позволяли подвергнуть сомнению поступательный характер развития психи­ки, связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совершенствованием. Так, П. П. Блонский, связывавший развитие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность его ус­корения, так как темп умственного развития, по его мнению, про­порционален темпу соматического развития, которое не может быть ускорено.

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психо­аналитиков показали, что нервная система человека является продуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов, а также работы И. П. Павлова, В. М. Бехтерева и других уче­ных, которые установили наличие достаточно сложных условных рефлексов у маленьких детей и животных. Таким образом, было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды можно добиться быстрых изменений в психике ребенка и существен­но ускорить его психическое развитие (например, при обучении оп­ределенным знаниям и умениям). Это привело некоторых ученых, в частности российских лидеров социогенетического направления, к мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и револю­ционные, скачкообразные, периоды в развитии психики, при кото­рых происходит резкий переход накопленных количественных из­менений в качественные. Например, исследования подросткового периода привели А. Б. Залкинда к мысли о его кризисном характере, обеспечивающем резкий переход на новую стадию. Он подчерки­вал, что такой качественный скачок определяется тремя процесса­ми - стабилизационными, которые закрепляют прежние приобре­тения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка, и появляющимися в этот период новыми элементами, характерными уже для взрослых людей.

Однако в целом развитие психики все же характеризовалось боль­шинством психологов как преимущественно эволюционное, а воз­можность полностью изменить направленность и индивидуальные особенности процесса, была постепенно отвергнута. Идея же о со­четании литических и критических периодов в становлении психи­ки позднее была воплощена в периодизации Выготского.

Еще один тип изменений, которые могут рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной си­туации. Их можно назвать ситуационными. Такие изменения вклю­чают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного или неорганизованного обучения и вос­питания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют системати­ческого подкрепления, в то время как ситуационные изменения пси­хологии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные оставляют ее без видимых перемен, затра­гивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Биографический метод занимает важное место в структуре психологического знания. Изучение биографий позволяет понять человека как целостность во взаимосвязи различных аспектов, увидеть его в процессе развития. Кроме того, в психологии биографии выступают как ценный материал, раскрывающий тайны душевного мира человека.

В структуре психологического знания выделяются различные группы методов психологии: организационные, обрабатывающие, эмпирические, интерпретационные. Биографический метод (наряду с наблюдением, экспериментом) относится к эмпирическим методам, основная направленность которых является сбор информации. В биографическом исследовании осуществляется накопление сведений о личности на основе наблюдения и самонаблюдения (69).

Начало биографическому методу положила работа Д. Тидемана «Наблюдение над развитием душевных способностей у ребенка», опубликованная в 1787 году. В 1910 году выходит в свет работа З.Фрейда «Леонардо да Винчи», которая является первой психоаналитической биографией. В психоанализе значительное место уделялось изучению периода раннего детства, анализировалось влияние различных психологических конфликтов, психотравматических ситуаций, впечатлений раннего детства на последующую жизнь.

Биографический метод в психологии становится популярным после цикла исследований, выполненных Шарлоттой Бюлер. В своей работе «Жизненный путь как психологическая проблема» (1933) она на основе обширных исследований сформулировала основные этапы жизненного пути, предложила методы анализа биографического материала, способы обработки полученной информации.

В изучении биографии она выделяет три аспекта:

· внешний, объективный ход событий жизни;

· история творческой деятельности человека;

· возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Ш.Бюлер отмечает комплексный характер биографического исследования. В практической деятельности биограф использует три вида источников:

· сам испытуемый – данные, полученные от него, опираясь на его способности к самонаблюдению;

· окружающие – знакомые, сотрудники, соседи и др.;

· источники в узком смысле слова, то есть вещественные и письменные свидетельства о жизненном пути, о среде развития, о внутреннем мире, а также продукты творчества(48).

В России интерес к биографическому методу возникает в начале двадцатого столетия. Биографические исследования проводили отечественные психологи Н.А. Рыбников, М.М. Рубинштейн, И.М. Соловьев.

Н.А. Рыбников является пионером в изучении биографического метода в нашей стране. Многие его работы, написанные в двадцатые годы прошлого века, не утратили своей актуальности. Метод «синтетического изучения душевной жизни» необходим для психолога, по мнению Н.А. Рыбникова, так как позволяет понять человеческую личность как единое целое, выявить причины отношения между живыми, реальными фактами душевного мира в их естественном проявлении. Наконец, изучение биографий позволяет психологу заглянуть в тайники души, недоступные опытному наблюдению (71,72).

Рыбников Н.А. выделяет 3 типа биографий, с которыми работает психолог:

· простое сведение всех имеющихся биографических источников. Эти сведения могут отличаться по степени полноты, истинности;

· материал располагается психологом в определенной последовательности;

· биография, созданная на основе объединения и синтеза материалов по определенному плану, сознательно и бессознательно, пользуясь схемой (72).

Таким образом, Рыбников Н.А. акцентирует внимание в основном на качественном аспекте работы психолога с биографическим материалом.

Рубинштейн М.М. акцентировал внимание на использовании биографических методов (автобиографические анкеты, дневники) в изучении проблем юношеского возраста.

Егорова М.С. выделяет три разновидности биографического метода, позволяющие решить различные задачи психологических исследований индивидуальности:

а) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности на основе сведений, подчеркнутых из документальных источников (писем, дневников, воспоминаний). Ретроспективное воссоздание жизненного пути способствует пониманию целостности личности, но в процессе работы возможны проблемы в описании жизни, низкая достоверность некоторых сведений о жизни;

б) длительные лонгиттюдные исследования, представляющие экспериментальные данные для биографического анализа. В рамках этого подхода ключевой является проблема интеграции разнообразных экспериментальных данных, создания целостного образа жизненного пути человека;

в) каузометрический анализ, позволяющий установить связи между различными событиями жизни на основании событийных оценок испытуемого. Каузометрический анализ позволяет получить субъективную картину жизненного пути человека, биографию основных событий его жизни и их взаимосвязь. В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронометрического возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определяет системообразующие свойства личности (32).

В 60-е годы Ананьев Б.Г. уделил специальное внимание биографическому методу в связи с разработкой теории индивидуальности. Он определил биографический метод как собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.). Он выделяет два вида генетического подхода к развитию человека, и соответственно, две исследовательские стратегии: онтогенетика , направленная на изучение онтогенеза, эволюции индивида и генетическая персоналитика – исследование жизненного пути человека(2,3).

Идеи Б.Г. Ананьева нашли дальнейшее развитие в работах Н.А. Логиновой, которая защитила диссертацию «Биографический метод в психологии и в смежных науках (1975). В диссертационном исследовании представлен содержательный исторический анализ биографического метода, его особенности в других областях (истории, социологии, литературоведении, психологии). В диссертационной работе содержится обобщенное описание биографических источников, включающие следующие группы: свидетельство человека о себе и своей биографии; продукты деятельности и произведения; биографические свидетельства из окружения, находящегося в официальных и неофициальных отношениях с данным субъектом.

К источникам биографического метода она относит: автобиографии, интервью (биографическая беседа), дневники, письма, воспоминания, продукты деятельности (курсовые работы, рефераты и т.д.), свидетельские показания, официальные биографические документы.

Также Н.А.Логиновой были предложены методики биографической психодиагностики («Круг общения», «События», «Впечатления»), позволяющие определить историю общения личности, прояснить структуру индивидуальной жизни, актуализировать значимый жизненный опыт и индивидуальную реакцию на обстоятельства развития.

На основе проведенного исследования Н.А. Логинова отмечает характерные черты особенности биографического метода:

1) исторический метод – т.к. объект – жизненный путь личности – историчен по своей природе;

2) генетический метод – т.к. прослеживается индивидуальное развитие на длительных отрезках времени и призван для того, чтобы установить генетические связи между фазами жизни:

3) жизненность – факты жизненного пути нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, их можно только реконструировать;

4) синтетичность – стремление к многостороннему и целостному охвату жизни человека во множестве факторов, определяющих ее течение и направленность;

5) интимность – освещаются не только объективные аспекты жизни, но и внутренние переживания и мысли, которые обычно скрыты от окружающих (45,46,47).

Итак, мы видим, что в основе лежат различные подходы в изучении человеческой жизни на основе продуктов деятельности, конкретных эмпирических срезов развития отдельных сторон, на основе осознания связи, существующей между событиями своей жизни.

В любом случае этот подход ориентирован на создание целостного образа человека и его жизни (биографии) и связан с потребностью в интегральном и многоаспектном основании биографии, которая открывает возможность для более полного обзора различных точек зрения и качественной интерпретации.


Похожая информация.


Биографический метод в литературоведении это способ изучения литературы, при котором контекст жизненного опыта писателя и его личность рассматриваются как основополагающий фактор творчества. Связь между личностью писателя и его произведением в свете биографического метода оказывается определяющей. На становление биографического метода оказал влияние романтизм и его культ жизнетворчества. Дпя биографического метода важна также герменевтическая теория Ф.Шлейрмахера, утверждавшего, что идеи и ценности не могут быть поняты без анализа их генезиса, и, следовательно, без обращения к биографии конкретного автора. Каждой человек, по Шлейермахеру, глубоко индивидуален, для понимания текста необходимо приблизиться к его автору «с объективной и с субъективной стороны» (т.е. берез понимание его языка и фактов его внешней и внутренней жизни). Интерес к личности писателя во многом скорректирован социологическими установками О.Конта. Основоположник и крупнейший представитель биографического метода - Шарль Огюстен Сент-Бёв согласно мнению которого, на формирование творческой личности писателя (и, следовательно, его произведений) оказывает непосредственное влияние его генеалогия (наследственность), литературное (ученики, оппоненты, даже враги) и политическое окружение. Каждый «подлинный поэт неповторим», индивидуален, а его произведение является только «заговорившей личностью» писателя и, чтобы его постичь, надо «разглядеть в поэте человека». Излюбленным критическим жанром Сент-Бёва становится литературный портрет. Установка на изучение генезиса творчества делает биографический метод отчасти психологическим методом (см. ). Сент-Бёв признавал, что говорит не о произведениях писателей, «а о самой их личности».

Биографического метода оказал влияние на становление культурно-исторического метода (см. ) изучения литературы, основные принципы которого были сформулированы И.А.Тэном. Приняв основные положения биографического метода, Тэн затем развил их в собственную теорию, усилив как системные исторические акценты, так и роль бессознательного в творчестве - «расы, среды и момента». Элементы биографического метода использовались датским критиком Георгом Брандесом, назвавшим свой метод «историко-психологическим». Вместе с оценкой творческой личности Брандес («Главные течения в европейской литературе XIX века», 1872-90) уделяет большое внимание идеологической детерминированности, а европейская литература предстает у него в виде единого процесса, который зависит от специфики национально-исторических условий конкретной страны. Назначение литературы, по Брандесу, - способствовать прогрессивному развитию общества.

Биографический метод в России

В России биографический метод был использован Н.А.Котляревским («Старинные портреты», 1907), согласно которому, «каждый литературный памятник должен быть оценен прежде всего как документ своей эпохи и как документ, объясняющий психику поэта». Работы Котляревского отражают определенную тенденцию развития биографического метода: тяготение к культурно-историческому методу.

В начале 20 века биографический метод модифицировался: из сферы его применения были выведены «внешние» по отношению к творчеству социальные и художественные «направления мысли», влияние «расы, среды и момента». Подобный подход был назван «импрессионистическим»: его сторонников начинает интересовать отражение в тексте «сокровенного «я»» писателя. Яркие представители импрессионистического эссеизма - М.Кузмин, С.Маковский, Ю.Айхенварьд (в России), А.Франс, Р.де Гурмон (во Франции), А.Саймонс, Дж.Сантаяна (в Англии и США).

Жизнеописание как форма научного исследования и жизненный путь человека как его предмет встречаются в философии, социологии, истории науки, психологии и других гуманитарных областях. Это неудивительно, поскольку каждая из данных дисциплин пытается по-своему ответить на вопросы, касающиеся обстоятельств и сущности человеческого бытия, а значит, неизбежно должна затрагивать проблему индивидуальной жизни.

Так, для социолога анализ биографии – это один из способов исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Биографический метод в социологии позволяет выявить закономерности общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм событий единичной жизни в тенденции общественного развития.

При обработке биографического материала отдельные биографии накладываются друг на друга, в результате выделяются общие и нетипичные моменты.

Для целей социологического исследования используются также биограммы, которые американский социолог Т. Абель определяет как рассказ о собственной жизни, написанный человеком, представляющим определенную социальную группу и составленный в соответствии с определенной схемой, заданной социологом. Биография становится биограммой, когда ее объединяют с биографиями других членов той же социальной общности. Поэтому биограмма, по мнению Абеля, интересна для социолога, тогда как история жизни – для психолога.

В психологии нет единого мнения относительно целей, задач и способов применения биографического метода. Доказательство тому – наличие как минимум трех различных значений, в которых употребляется само понятие «биографический метод». При этом сами авторы зачастую не осознают того, что одним и тем же термином в психологической литературе обозначаются совершенно разные реальности.

В своем наиболее широком значении биографические методы в психологии – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. В этом качестве биографические методы представляют собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. В нем воплощен специфический принцип анализа личности: через историю ее развития и становления.

Данный подход разрабатывался первоначально в рамках психоанализа, а в двадцатом столетии анализ личности через ее жизненный путь был представлен в работах Н.А. Рыбникова, С.Л.Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Итак, сущность биографического метода в первом значении состоит в том, чтобы ответить на вопрос, из каких событий жизни и посредством каких механизмов рождается конкретная личность и как в дальнейшем она сама строит свою судьбу. Как особый методический принцип психологического анализа биографического метода заключается в реконструкции значимых для личности событий и выборов, выстраивании их причинно-следственной последовательности и выявлении их влияния на дальнейшее течение жизни. Однако отнюдь не всякое использование биографических данных для исследования психологии ученого служит цели реконструкции его личности через историю жизни.


Сущность во втором значении состоит в том, что понятие «биографический метод» наиболее широко представлено в психологии. Под биографическим методом подразумевают любое использование биографических материалов – автобиографий, дневников, свидетельств очевидцев, биографических опросников и др. – для самых разнообразных исследовательских и практических целей. Среди этих целей Г. Олпорт называет сбор феноменологических данных, изучение умственной жизни взрослых, составление различных типологий, иллюстрирование различных теоретических положений в психологии и многие другие.

Наконец, в своем третьем, наиболее узком значении, биографический метод – это получение интересующих психолога сведений из уже имеющихся биографических справочников, сборников и т.д. Так, например, К. Кокс, Р. Кеттелл, Дж. Кеттелл использовали подобные биографические источники для выделения черт, присущих творческой личности.

Биографический метод в двух своих последних значениях может служить вспомогательным инструментом для изучения тех или иных сторон жизни и деятельности человека (11).

Как уже оговаривалось выше, единого взгляда на понимание биографических методов нет, поэтому следует привести несколько наиболее распространенных определений данного понятия.

Биографические методы в психологии (от греческого bios – жизнь, grapho – пишу) – это способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности (14).

Биографический метод – средство научного познания личности (10).

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности (12).

Биографические данные в социологии – это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности (7).

Биографический метод имеет своим предметом жизненный путь личности, точнее, личность как субъект этого пути. Отсюда вся специфика биографического метода.

В наше время происходит активное развитие биографического метода и расширение его технического инструментария, что позволяет уже говорить о методе во множественном числе. Нередко эти методы называют в психологии психобиографическими,желая подчеркнуть принадлежность именно этой науке, его направленность на психологические проявления и механизмы жизнедеятельности личности как субъекта жизни.

Слово «биография» относится и к самой истории жизни, и к ее описанию. Наличие собственной истории – отличительный признак личности. Сопряженность личности и ее жизненного пути позволяет развернуть целую область исследований, которую Б.Г. Ананьев назвал генетической персоналистикой или, по аналогии с онтогенетикой, биографикой. Ее методом является биографический, а предметом – жизненный путь и личность как субъект жизнедеятельности – жизнетворчества (10).

Таким образом, биографический метод – это метод исследования, направленный на выявление стиля жизни индивида и типа его адаптации в среде, должен использоваться как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности.

Жизнеописание как форма научного исследования и жизненный путь человека как его предмет встречаются в философии, социологии, истории науки, психологии и других гуманитарных областях. Биографический метод в социологии позволяет выявить закономерности общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм событий единичной жизни в тенденции общественного развития. Для целей социологического исследования используются биограммы. Биография становится биограммой, когда ее объединяют с биографиями других членов той же социальной общности. Поэтому биограмма интересна для социолога, тогда как история жизни – для психолога. Биографические методы в психологии – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. Данный подход разрабатывался первоначально в рамках психоанализа, а в двадцатом столетии анализ личности через ее жизненный путь был представлен в работах Н.А.Рыбникова, С.Л.Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Сущность биографического метода состоит в трех значениях:

1. В том, чтобы ответить на вопрос, из каких событий жизни и посредством каких механизмов рождается конкретная личность и как в дальнейшем она сама строит свою судьбу.

2. Под биографическим методом подразумевают любое использование биографических материалов – автобиографий, дневников, свидетельств очевидцев, биографических опросников и др.

3. Биографический метод – это получение интересующих психолога сведений из уже имеющихся биографических справочников, сборников и т.д.

В наше время происходит активное развитие биографического метода и расширение его технического инструментария. Нередко эти методы называют в психологии психобиографическими,желая подчеркнуть принадлежность именно этой науке, его направленность на психологические проявления и механизмы жизнедеятельности личности как субъекта жизни. Слово «биография» относится и к самой истории жизни, и к ее описанию. Наличие собственной истории – отличительный признак личности.

Психология обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования. Не существует идеальных, удобных во всех отношениях методов исследования. У них есть как достоинства, так и недостатки.

Например, главным преимуществом метода наблюдения можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна - важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков. Этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, полученные при помощи анкет и вопросников не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Исследования эффективности анкетирования показывают, что ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов. Анкетирование к тому же практически не дает возможности исследователю контролировать ситуацию. Он почти не имеет возможности убедиться, что анкета была вручена тому, кому предназначалась и что на нее отвечает тот, кому следует. У него также нет уверенности, что респондент правильно понял все вопросы.

Интервью, как и анкетирование, имеет свои достоинства и недостатки, которые примерно уравновешены. Интервью «лицом к лицу» позволяет интервьюеру получить дополнительную информацию, наблюдая поведение респондента. Интервьюер может также уточнить вопрос, вызвавший затруднение респондента. И, наконец, интервьюер точно знает, что на его вопросы отвечает именно тот человек, который его интересует. Но в применении и этого метода исследователь сталкивается с затруднениями. Главное из них связано с достоверностью, правдивостью информации, которую сообщает о себе респондент.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Биографический метод основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Достоинство метода- надежность и обоснованность выводов о психологических особенностях человека. Но метод трудоемок и не может быть использован широко. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, свидетельств очевидцев, с изучением продуктов деятельности и т.д.

«Архивный метод» («анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод) содержит в себе ряд ценных качеств, которые отсутствуют в других методах. Он позволяет проверять гипотезы, используя данные широкого исторического и социального диапазона на материалах различных времен и народов, что недоступно другим методам. Многие сведения и факты относятся к вековой истории, т. е. охватывают такой временной период, который находится вне сферы исследования других, уже описанных методов. Другим достоинством архивного метода является то, что для его проведения используется беспристрастная информация, т. е. сведения о людях без личного знакомства с ними. Но, хотя при его использовании практически отсутствует проблема требуемых характеристик и очень мала вероятность столкнуться с ожиданием оценки, тем не менее, и здесь не обходится без своих проблем. Самая существенная из них -- отсутствие или недостаток нужной информации. Данные, сосредоточенные в архивах, могут быть фрагментарными, неполными, в результате чего исследователь не имеет возможности получить то, что ему требуется. Когда информация искажена или неточна, невозможно адекватно проанализировать данные. И даже в том случае, когда имеется доступный необходимый материал, его порой трудно классифицировать, рассортировать таким образом, чтобы он стал пригодным для исследования.

Методы контент-анализа должны быть разработаны более тщательно и точно, чем те, которые используются в других исследованиях. Но эти процедуры трудоемкие, они отнимают много времени и к тому же не всегда бесспорны.

Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного (в этом его достоинство) изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. Этот метод конкретизируется в совокупности самых разнообразных методик. Его недостаток в возможной ошибочности обобщения, связанной с недостаточной полнотой или глубиной собранного материала.

Достоинство диагностических методов(различных тестов), наряду с точностью и портативностью, состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов. Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. В процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, - настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию.

Главным достоинством экспериментальных методов является то, что исследователь имеет возможность проверить свои гипотезы с точки зрения их причинно-следственных связей. Возможность работать с независимыми переменными и задавать, применяя принцип случайности, различные экспериментальные условия для участников дает основание для выводов о причинах и следствиях. Кроме того, эксперимент позволяет исследователю конструировать, отсортировывать, отбирать переменные таким образом, чтобы упростить сложные явления социального мира, разложив их на составляющие. Другим преимуществом эксперимента является его практичность. Проведение эксперимента в лабораториях очень удобно во многих отношениях. Эксперименты, проводимые в полевых условиях, менее удобны. При работе в полевых условиях эксперимент имеет ряд и более существенных недостатков. Это сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. Экспериментальные условия, создаваемые в исследовании, лишь частично отражают реалии повседневной жизни, выхватывая из нее лишь какой-то фрагмент, лишенный контекста. Поэтому многие ситуации, создаваемые в лабораториях, мало похожи на настоящую жизнь

Формирующие методы выявляют резервы психического развития и одновременно конструируют, создают новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Этот метод считают ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии. Его сложность - в тщательной подготовке.

В психологии обычно используют не один какой-либо метод, а ряд методов, взаимно дополняющих друг друга.

личность темперамент сензитивный ролевой репертуарный



Понравилась статья? Поделитесь ей