Контакты

Как соотносятся психическое и психологическое здоровье. Понятия психическое и психологическое здоровье и их критерии. Психическое и психологическое здоровье

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров - личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру - ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться.

Итак, психологическое здоровье - это гармоничное и позитивное состояние личности, её мышления и образа жизни . Оно заключается в способности человека слышать себя, развивать свой потенциал, справляться со стрессами и продуктивно работать. Психологическое здоровье неотделимо от физического самочувствия и успешной социализации человека в обществе.

Психологическое и психическое здоровье

Оно касается не только «меня» в отношении «меня самого», но и в отношении других людей, жизни человека в разных социальных средах (в семье, на работе, учёбе), Оно определяется и тем, как человек чувствует себя во время отдыха, в отношении своего тела, насколько он может чередовать работу и отдых. В каждой из таких сфер можно найти то, что будет говорить о благополучии или неблагополучии личности.

Одна из формул психологического здоровья (благополучия) - это формула Зигмунда Фрейда, который говорил, что главная задача терапии - это помочь человеку научиться любить и работать . Нынешние психоаналитики добавляют, что не только любить и работать, но и делать это с удовольствием.

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров - личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру - ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться.

Например, он на работе очень старается, копит огромное количество напряжения, потому что не находит способа справляться с раздражением на коллег, с обидами на начальника. Потом приходит домой и выливает весь негатив дома: кричит на жену, бьёт детей. Всё это можно считать психологическим неблагополучием личности.

Определяем психологически здорового человека

Психологическое здоровье взаимосвязано со всеми сферами жизни , но, если «плясать» от личности, то психологически здоровым мы считаем человека, у которого нормальное восприятие реальности : у него нет галлюцинаций, он понимает, где находится, ведёт себя адекватно в каждой ситуации : там где надо, веселится, где необходимо проявить уважение - он его проявляет, где нужно быть ответственным - он выполняет взятые на себя обязательства.

Самая главная характеристика психологически здорового человека - это выбор . Он делает всё исходя из своих осознанных выборов. В отличие от человека нездорового, который действует стихийно или с оглядкой на кого-то - реального или воображаемого. (Вспомните Грибоедова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»).

Психологически благополучный человек может быть в общении довольно открытым, честным, искренним, из-за чего порой не очень приятен окружающим . Потому что в отличие от психологически нездоровых людей он не прибегает к манипуляциям, заискиваниям, действиям, которые бы вызывали желаемую для него реакцию у окружения.

Допустим, жена говорит мужу: «Не хочешь ли ты свозить меня в парикмахерскую?» Муж-манипулятор ответит: «Да, дорогая». А потом он говорит ей: «Можно я завтра съезжу на рыбалку? Я же тебя отвозил вчера». Она отвечает согласием.

Здоровый муж честно говорит супруге: «Послушай, дорогая, я не хочу тебя везти сегодня в парикмахерскую, я смотрю футбол. Могла бы ты сама съездить?» При этом он совершенно спокойно может сказать: «Завтра я еду на рыбалку».

Психологически здоровые люди способны устанавливать здоровые отношения привязанности. У всех у нас есть травмы привязанности, растущие из детства. Люди, которые живут в гармоничном партнёрстве, могут исцелить свои раны и создать семью, где они будут получать удовольствие, радость, удовлетворять различные потребности и реализовывать все цели, для которых семья предназначена.

Люди с нарушением привязанности чаще всего образуют различные деструктивные союзы, где один превращается в преследователя, а другой - в отстраняющегося . Чаще всего встречающийся союз такого рода - это женщина-преследователь, которая чего-то хочет от мужчины, и мужчина, который пытается от неё убежать всеми способами.

Такие браки могут держаться годами, но они не доставляют никакого удовольствия участникам, разрушают их психику, способствуют возникновению неуверенности в себе, агрессии и разных самодеструкций, которые могут выражаться через психосоматические заболевания, нервное поведение, невозможность достигать поставленных целей. Такие пары калечат психику собственных детей. Ведь сыновья и дочери эту модель перенимают и в будущем воспроизводят в собственной семье.

Психологически здоровый человек - человек ответственный. Он отвечает за себя, за свои планы и действия, за тех людей, которые ему доверились. Если это родитель, то он в ответе за своих детей, если начальник - в какой-то степени за подчинённых. Он ценит свою личность, свою автономию, при этом уважает и ценит других людей и их выбор.

Например, часто встречаются споры по поводу того, кто лучше: мужчины или женщины. Или размышления на предмет того, какими должны быть представители двух полов. Женщина, мол, должна носить юбку, быть хитрой, скромной, спокойной, красивой, мужчина - сильным, смелым, умеющим быть добытчиком.

Психологически здоровый человек активен, у него есть интерес к жизни. Фрейдовское «любить и работать» у него обычно реализовано. У него есть стратегия преодоления трудностей: как семейных, так и профессиональных. Этот человек не ангел, но он всегда знает, кем он является. Это то, что в психологии называется стабильная, здоровая, зрелая идентичность или представление о самом себе.

Психологически здоровые люди обычно ищут себе таких же. Им достаточно сложно жить с нездоровыми, как и нездоровому человеку - сосуществовать рядом с тем, кто имеет разнообразные нарушения.

Благополучная личность, не обижаясь, учитывает чужое мнение , вполне может не доказывать с пеной у рта своё. Такой человек предлагает компромиссы: «Ты хочешь в театр, а я на футбол. Давай мы сегодня пойдём в разные места? Или договоримся: сегодня ты идёшь со мной на футбол, а завтра я с тобой в театр».

Психологически здоровый человек способен прямо заявлять, чего он хочет. Он может уступить, реализовать своё намерение позже. Он способен как жертвовать своим временем, силами (например, воспитывая детей или поддерживая нуждающегося в помощи партнёра), так и отказываться от жертвенности, если есть что-то важное для него самого.

Очень часто признаком нездоровья является созависимость. Это, фактически, одна из бед современной семьи. Мы не знаем, что значит с уважением относиться к своим границам и к границам нашего партнёра, детей, сотрудников.

Если человек привык жить в созависимой системе, ему сложно из неё выбраться. Ему постоянно приходится угадывать, чего хочет другой, или обижаться, если не угадали его желания. Такой человек часто чувствует себя виноватым, потому что сделал что-то не так,не то, чего от него ожидали другие.

Все проблемы «вырастают» из неблагополучия семьи. То, каким будет психологическое здоровье личности, фактически определяется даже до рождения человека: от того, ждали его или нет, хотели или не хотели, какой он по счёту, как к его появлению относятся родители, как относятся они друг к другу, был ли ребёнок с мамой до трёх лет или его отдали бабушке или в детский сад и т.д.

Когда человек вырастает, вступает в брак, за его плечами «стоит» вся его семья, весь его прошлый опыт. Но нам никогда не поздно иметь хорошее настоящее, изменить его здесь и теперь.

Абрахам Маслоу, известный гуманистический психотерапевт прошлого века, считал, что психологически здоровый человек - это человек самоактуализирующийся. То есть ищущий своё предназначение, свою цель. И он полагал, что таких людей на Земле всего один процент.

Изучающие созависимые отношения также пишут, что здоровых людей со здоровой взаимозависимостью всего один процент. Возможно, это те самые самоактуализирующиеся люди, о которых говорил Маслоу.

Хотя, всё не так пессимистично. На самом деле, есть немало людей со здоровой привязанностью, устойчивым чувством своего «я», достаточно сердечных, глубоких, мудрых, осознающих, выбирающих, с которыми бывает по-разному, но которые действительно понимают, чего они хотят от жизни и достигают этого.

И неважно, что делает такой человек: учит ли он детей музыке в детском саду, изобретает ли он вечный двигатель или просто подметает улицы. Если человек живёт в гармонии с собой и окружающими, он счастлив.

И когда порой смотришь в глаза стариков, которые всю жизнь пасли отару овец, восхищаешься, насколько такие люди могут быть гармоничными, довольными своей жизнью. насколько у них хорошая семья, дети и внуки, которые их уважают.

Именно тогда и понимаешь, что психологическое здоровье - это тот фактор, который позволяет человеку чувствовать себя счастливым, удовлетворённым, жизнерадостным, переживать трудности . Они могут горевать, но через какое-то время, преодолев кризисы и потери, начинают радоваться жизни. Они могут сострадать, помогать и принимать помощь. Психологически здоровые люди могут быть очень разными.

Недовольство - бич сынов человеческих?

Недовольство - это, к сожалению, порок нашего воспитания. Потому что воспитывая нас, родители постоянно с кем-то сравнивали: «Таня получила пятёрку, а ты четвёрку», «Вася пробежал стометровку быстрее, а у Коли лучше голова соображает в физике».

В детстве мы все очень счастливы, но родители начинают нас сравнивать с другими, закладывая зерно сомнения: достаточно ли мы хороши. Самое сложное - что из-за этого мы практически не умеем наслаждаться жизнью и принимать с радостью и гордостью то, что мы уже сделали. Потому что каждый раз маячит перед глазами призрак того, что кто-то сделал это лучше.

Разумные японцы руководствуются принципом: не сравнивать детей друг с другом. Они сравнивают ребёнка с самим собой: «Сейчас ты это делаешь лучше, чем пять лет назад». Если сравнивать себя с собой, вспомнить, что вам пришлось преодолеть на пути к своим результатам, вы сможете получить удовольствие. Потому что вы уникальны. Но как только мы смотрим на себя сквозь призму кого-то, наступает коллапс.

На самом деле все мы устроены очень просто, и нам хватает немногого. Каждому из нас хватило бы пары свитеров, юбок, тёплой обуви, нормальной еды - и мы были бы счастливы. Но мы живём в обществе потребления, где социум всё время заставляет нас сравнивать себя с другими.

Любовь можно получать гораздо меньшими усилиями. Жене не так важно: зарабатывает муж 500 долларов или 550. Ей важнее, чтобы он пришёл домой, поцеловал её, спросил: «Как дела?» или сказал:«Слушай, какие у нас классные дети!». И она будет счастлива. Но он приходит и долго, нудно зудит, потому что за лишних 50 долларов он порвал себе все нервы и жилы. А она старается сделать ужин как можно лучше, потому что ей кажется, что если блюдо получится идеальным, то муж её будет больше любить.

Что ещё важно для поддержания психологического здоровья?

Для психологического здоровья нужно уметь завершать ситуации: уходя с работы, от партнёра, из деструктивных отношений, - уходить. Завершение гештальта - очень серьёзное дело . Если бы люди умели закрывать двери прошлого, осознавать, чего на самом деле они хотят, это очень способствовало бы здоровью не только отдельной семьи, но и человечества в целом.

Чтобы стать психологически благополучнее, справиться со своими душевными трудностями, которые накопились за жизнь, любому человеку нужен человек . Невозможно себя вытащить из болота за волосы, как это сделал барон Мюнхгаузен. Поэтому такие люди организуют группы взаимопомощи, читают книги и ищут единомышленников, идут дополнительно учиться. Но им обязательно нужен кто-то другой, кто будет зеркалом их переживаний.

Некоторые, очень упорные и целеустремленные, могут пробовать изучать литературу, слушать аудиолекции, чтобы изменить свою жизнь. Но всё равно нужен тот, с кем можно обсудить свой прошлый опыт и попробовать выстроить новый. Потому что часто человек наедине с самим собой мысленно ходит по кругу.

Психологическое здоровье - это тонкий и эфемерный субстрат. Это вопрос, скорее, философский, в отличие от психического здоровья, которое диагностируют психиатры. Психологическое здоровье - это ваш ответ на вопрос: «Счастлив ли я?» («Живу ли я в гармонии с самим собой?», «Хорошо ли у меня в основных сферах: в семье, работе, дружбе, любви?», «Доволен ли я своей жизнью?»). Если большинство ваших ответов: «да», то, скорей всего, вы психологически здоровый человек. Да ещё и счастливый.

Цените себя и других, будьте благодарны жизни за каждый день, который вам дан. Помните, что есть только две необратимые точки: рождение и смерть. Всё остальное человеку по силам изменить. Старайтесь переживать эмоции с той интенсивностью, с которой вы можете: если вам радостно - радуйтесь, хочется злиться - злитесь. Потому что каждое событие должно быть прожито.

И, конечно же, любите. Любовь - это то, что может исцелить нас, дать силы и уверенность, придать смысл и помочь не просто выжить - а жить с наслаждением .опубликовано .

Наталья Олифирович

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

В разделе на вопрос В чем разница между психический и психологический? Не важно к чему относится, а в общем. заданный автором Медиокритас лучший ответ это психический от слова психика (психическое здоровье, например, имеется в виду состояние психического состояния) , а психологическое (психика плюс наука) - в принципе, одинаково, только в психиатрии используются медицинское вмешательство, а в психологии - разные немедиц. методы (а вот еще есть психотерапия - между этими двумя понятиями): тренинги, методы коррекции, релаксация, арттерапия, песочная терапия, игротерапия и пр. и пр. вопрос классный, постаралась ответить как учили

Ответ от Кособокий [новичек]
Воспользуйтесь тренингом ссылка


Ответ от Іитрамон [гуру]
Ответы полная чушь
Речь не идёт о психиатрии.
А об Психике
Нельзя сказать к примеру Психологическое состояние ну если речь не идёт о состоянии психолога..
Можно сказать Психическое от слова психика то есть состояние а не психология Наука


Ответ от Невроз [активный]
Психика - "душа" с какого-то языка. Психология - наука о душе. Соответственно психический - это что-то относящееся к психике (психическое состояние). Психологический - относящееся к науке психологии (психологический метод).


Ответ от тростинка [активный]
Психический - это медицина психология -наука


Ответ от ЃПР [новичек]
психическое возникает спонтанно а психологическое путем логических рассуждений


Ответ от Казмагамбетов Кайыржан [активный]
Психический-это медецина.. психология наука...


Ответ от Лариса [гуру]
Психический - это ближе к медицине, к организму и подобным расстройствам. Психологический - ближе к душе.


Ответ от ЀЫЖАЯ [гуру]
А в общем-большая. В первом случае нарушение психики, во втором просто может быть вегетоневроз. Первая лечится у психиатра, вторая у психотерапевта или психоаналитика. Лучше у психотерапевта.
2-ое функциональное нарушение.

Разделение на психологическое и психическое , как на норму и патологию, исторически понятно, но терминологически неоправданно. Если говорят, что у человека психические проблемы - чаще всего, на самом деле, подразумевают психотические проблемы, что сужает понятие психики до психоза, крайней формы психических нарушений. А если хотят сказать, что человек испытывает общечеловеческие затруднения, то говорят о психологических проблемах, что, строго говоря, весьма странно, потому что психологические проблемы могут быть только в научном смысле (да, у науки психологии много проблем), а у человека могут быть только психические проблемы. Говорить о "психологических проблемах" у человека также семантически неверно, как говорить о "медицинских проблемах", вместо "проблем со здоровьем".

Тем не менее, не только в быту, но и в науке прижились два понятия: "психика человека" и "психология человека". Таким образом, слово "психология" стало защитным от признания тревожной истины, что любой человек наделен психикой. Надо признаться, этому весьма посодействовали сами психологи, всячески избегая употреблять слово "психика". И слово "психология" слишком плотно вошло в своем втором, переносном, значении в речь, что от этого смысла слова уже невозможно отказаться. Например, словосочетание "психологическая поддержка" невозможно заменить на "психическую поддержку". Слово "психическое", все же, приобрело более негативный характер, и словосочетание "психическая поддержка" вызовет, скорее, ассоциации с "психической обработкой".

Между прочим, определение психологии как науки о душе - исторически понятно, но не оправдано. Термин "душа" (по-гречески "психе") имеет исключительно религиозное значение и никак не используется сегодня среди научных терминов в психологии. Душу "изучали" религиозные философы, а современные психологи изучают психику, а точнее, ее проявления.

Однако, если кого-то пугает слово "психика" по ассоциации с "психическими болезнями", то его должно также пугать слово "душа" по ассоциации с "душевными болезнями". Однако, надо признаться, слово "психический" более отталкивает, и, очевидно, заслуга этому, прежде всего, психиатров.

Но если человек "боится" всего, что связано с психическим — на это должно быть много причин.

Конечно, эти сложности и путаница в понятиях связаны не только с историческим развитием этих двух наук о психике человека, но и с историей отношения к людям, имеющим психические заболевания. Вряд ли психиатрия и психиатры могли заслужить доверие, когда еще каких-нибудь несколько десятилетий назад использовались такие варварские способы "лечения" как электросудорожная терапия и лобоэктомия (вспомним, хотя бы, "Полет над гнездом кукушки").

Но дело даже не в тех ужасах психиатрических клиник, о которых мы читали в книгах и видели в кино. Дело, прежде всего, во врачах, задачей которых является лечить, для чего необходимо изучать болезнь. И врачи, изучавшие психические болезни, говорили о психике только в связи с болезнью. Но хуже того, т.к. врачи лечат больных, любой обратившийся к врачу, лечащему психические болезни, оказывался, вроде бы как сразу, психически больным.

И в этом главное пугающее значение слова "психика". И дело, даже, не в том, что если человек обращается к психиатру, или даже заговаривает о проблемах с психикой - его окружающие сразу приписывают к "психам", так сказать, приклеивают ярлык, хотя и это очень важно.

Подумать о психическом жутко, потому что психически больной человек почти никогда не может заметить свои психические проблемы, и мы все об этом знаем. Об этом знают, конечно, и психиатры, и мы об этом тоже знаем. И нам жутко от самого факта визита к психиатру (а, заодно, и к психоневрологу, психологу или психоаналитику), потому что нас страшит не только то, что у нас могут обнаружить психические отклонения, а в большей степени то, что нам об этом даже не попытаются сказать правду.

Но некоторые люди набираются смелости и приходят к психологу, несмотря на то, что в наименовании его специальности присутствует корень "псих".

К психологу, как правило, приходят за советом.

Но кто такой психолог, чтобы давать советы?

ПСИХОЛОГИЯ

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПСИХИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

© 2009 О.А.Баякина

Самарский муниципальный институт управления

Статья поступила в редакцию 03.10.2009

В статье рассматриваются понятия психического и психологического здоровья личности, описываются различные подходы к пониманию их содержания. Автор указывает на недопустимость подмены одного понятия другим, которая имеет место в современной психологической литературе. Результаты теоретического анализа позволяют говорить об определенном соотношении содержаний описываемых понятий. Психическое здоровье представляется необходимым, но далеко не единственным условием формирования здоровья психологического.

Ключевые слова: Психическое здоровье, психологическое здоровье, психология здоровье, патопсихология, соотношение понятий психического и психологического здоровья, критерии психического и психологического здоровья, зрелая личность, самоактуализация, целостность личности.

Актуальность исследования психологического здоровья обусловлена в первую очередь определяющим значением самого феномена здоровья для жизнедеятельности человека. Понятие «здоровье» синкретично, то есть характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью. Важнейшей составляющей здоровья человека является психологическое здоровье, которое служит основой эффективности, как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека и, по мнению М.Ф.Се-кача должно рассматриваться как «непременное условие социальной стабильности и прогно-зируемости процессов, происходящих в обществе»1. Однако в наше время еще встречается убеждение, что для понимания здоровья достаточно обыденного здравого смысла2. Решение обозначенной проблемы возможно посредством предварительного научного осмысления содержания понятия «психологическое здоровье». Такое осмысление затрудняется тем, что в многочисленных научных трудах нет четкого разграничения понятий «психическое» и «психологическое» здоровье, а в некоторых публикациях наблюдается подмена одного понятия другим. Возможно, это объясняется тем, что долгое время проблема здоровья оставалась за рамками интереса психологической науки.

Если обратиться к истории ее становления, то можно обнаружить, что психика и личность как автономные, целостные системы стали предметом научного исследования, преимущественно из-за своих аномальных проявлений. Именно врачи пси-

Баякина Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии. E-mail: bajakina @ram bler. ru

1 СекачМ.Ф. Психология здоровья. - М.: 2003.

2 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья челове-

ка. - М.: 2001.

хотерапевты, которые стремились раскрыть причины психических нарушений, выдвинули первые теории, призванные научно истолковать разнообразие психических явлений. В условиях ежедневной психотерапевтической работы родились учения З.Фрейда, А.Адлера, К.Г.Юнга. Таким образом, именно патопсихология была отправным пунктом в построении большинства фундаментальных психологических теорий личности. В результате фокус внимания выдающихся исследователей человеческой психики в XX столетии неуклонно смещался к полюсу болезни, патологии и страдания. Одним из основных противников такого смещения был Г. Олпорт. В частности, он полемизировал с представителями психоанализа и бихевиоризма, так как считал, что они недооценивают уникальные, осознанные и динамические аспекты личности. Олпорт в большей степени, чем кто-либо другой, отстаивал разносторонний подход к ее изучению. Он, признавал, что почти все теории содержат находки, принципы и подходы, расширяющие возможность понимания человеческого опыта и поведения. В то же время он был глубоко убежден в том, что другие теории неоправданно игнорируют здоровую, зрелую личность. «Некоторые теории развития основаны, главным образом, на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках, доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких которые не столько стараются сохранить свою

жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной» . Несмотря на попытки заполнить пробел в исследованиях феноменологии здоровья, научно-обоснованных данных о соотношении психического и психологического здоровья личности на сего-

3Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности - СПб.: 2003.

дняшний день, явно недостаточно. До недавнего времени в многочисленных исследованиях эти понятия вообще рассматривались как синонимы. Хотя, возможно, термин «рассматривались» не совсем точен, поскольку попытки разделить эти понятия просто не предпринимались. Анализ современной научной литературы убеждает в том, что зачастую авторы допускали подмену одного понятия другим. Для иллюстрации подобного заявления достаточно нескольких примеров.

В учебном пособии «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» Л.Д.Деминой, И.А.Ральниковой введение начинается следующими словами: «Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого - начале нового, XXI века - века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии»4. Далее - «в специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З.Фрейд». И здесь же - «Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации, до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А.Маслоу» (Там же).

К сожалению, такие случаи подмены понятий не единичны. В сборнике «Социальная психология личности в вопросах и ответах» под редакцией В.А.Лабунской двадцатый раздел, автором которого является О.С.Васильева, носит название «Психологическое здоровье личности», между тем в тексте раздела данный термин не используется ни разу. О.С.Ва-сильева и Ф.Р.Филатов - авторы по истине монументального труда по психологии здоровья, имеющего одноименное название, также допускают подобную неточность. Цитата И.В.Дубровиной, которую они приводят в своей книге, звучит следующим образом: «Как отмечала И.В.Дубровина, «термин «психическое здоровье личности» имеет

отношение не к отдельным психическим процессам

и механизмам, но относится к личности в целом» . На самом деле И.В.Дубровина пишет дословно следующее: «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам,

4 Демина Л.Д. Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - Барнаул: 2000.

5 Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А.Лабунской. -М.: 2000.

6 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: 2001.

то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом...»7. Объяснение подобным неточностям можно найти, выявив, исторические корни возникновения проблемы здоровья в психологии. Как мы уже отмечали выше, психология XX века была сосредоточена, в основном, на аномалиях человеческой природы, в то время как здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Неудивительно поэтому, что понятие «психическое здоровье» и его норма имеют выраженный медицинский контекст. Как справедливо отмечает Б.С.Братусь, когда встает вопрос о критериях психического здоровья, все сводится либо к статистическим критериям, либо к адаптационным, либо к негативным (пока явно не болен, то здоров)8. Все эти критерии психология позаимствовала из дисциплин естественного цикла: из физиологии -понятия адаптивности и гомеостазиса; из медицины - модели здоровья, как отсутствия болезней и т. п. Только во второй половине прошлого века, когда в сферу научного интереса был включен здоровый человек, стало ясно, что применять к личности только эти критерии недостаточно. Переосмысление проблем здоровья и патологии, обозначилось в переходе от свойственного психиатрии и психопатологии жесткого фиксирования нормальных и болезненных состояний к исследованию процесса становления личности, ее свободного и искреннего самораскрытия.

Так, Э.Фромм выделял пять социальных типов характера, представляющих собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Э.Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Э. Фромма. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально--полезные по-

Э.Эриксон подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, инте-гративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. По мнению Эриксона, релевантно-фундирующий образ Эго и те или иные поведенческие паттерны должны вырабатываться в течении длительного периода эволюции личности и быть, таким образом, генерально-витальными факторами, обуславливающими психическое здоровье субъекта. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу (потеря себя)10.

7 Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы // Под ред. Дубровиной И.В. - Екатеринбург: 2000.

8 Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988.

9 Фромм Э. Иметь или быть? - Киев: 1998.

10 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996.

А.Адлер в качестве одного из критериев оценки здоровья индивидуума выделил выраженность социального интереса, ссылаясь на него, как на барометр нормальности. То есть, с позиции Адлера, жизнь человека ценна только в той степени, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других11.

К. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения здоровья, разнонаправленные тенденции личности должны быть интегрированы в согласованное целое. Результатом такого единства становится «обретение самости». Сам процесс интеграции многих противодействующих внут-риличностных сил и тенденций получил название «индивидуация». Когда достигнута интеграция всех

аспектов души, человек ощущает единство, гармо-

нию и целостность.

Г.Олпорт дал следующее описание здоровой (зрелой) личности: имеет широкие границы Я, может посмотреть на себя со стороны, активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, способна к теплым, сердечным социальным отношениям (существует две разновидности таких отношений: дружеская интимность и сочувствие), демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие, реалистическое восприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией13.

А.Маслоу считал здоровой личностью ту, которая стремиться быть всем, чем она может, развивать свой потенциал через самоактуализацию. Кроме того, показателем здоровья личности является стремление к гуманистическим ценностям. Самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, склонность к творчеству. Для А.Маслоу здоровая личность та, которая умеет реализовать свои таланты, способности и потенции14.

Представление целостной картины нормальной психической деятельности можно найти и в отечественной психологической литературе. Так, Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушакова выделяют 15 критериев здоровья личности, среди которых критерии и физического, и психологического, и социального плана: детерминированность психических явлений и их упорядоченность; соответствующая возрасту индивида зрелость чувства; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей; соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида; чувство посто-

11 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М.: 1995.

12 Юнг К.Г. Структура психики и проблема индивидуации. -М.: 1996.

13 Олпорт Г. Личность в психологии. - СПб.: 1998.

14МаслоуА. Психология бытия. - М.: 1999.

янства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность планировать свой

жизненный путь и др. .

Соотносить все перечисленные выше характеристики с узким пониманием психического здоровья, предлагаемым медициной, уже не представлялось возможным. Как справедливо отмечают О.С.Васильева и Ф.Р.Филатов, проблему здоровья на индивидуально-личностном уровне, некорректно сводить к «нормальному функционированию» определенных подсистем психики16. Исходя из этого именно они (а не Дубровина) предлагают относить термин «психическое здоровье личности» не к отдельным психическим процессам и механизмам, но к личности в целом (Там же). Такого же мнения придерживаются и другие многочисленные исследователи. Так, в сборнике «Социальная психология личности в вопросах и ответах» под редакцией В.А.Лабунской психическое здоровье определяется как «одна из интегральных характеристик личности, связанная с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации»17, Е.В.Снедков (профессор кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И.Мечникова) отмечает, что важную часть психического здоровья человека составляют социальное поведение, продуктивность труда, межличностные отношения, мировоззрение, личностные ценности, творчество, эволюция личности, возможности реализации ее духовного и интеллектуального потен-18

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегриро-ванности, гармоничности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и т.д.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности. Очевидно, что все, перечисленные выше характеристики, описывают здоровую личность в рамках психологического подхода. Именно поэтому они и были отнесены к области психического здоровья. Другого термина, объединяющего данные характеристики, не было.

Б.С.Братусь назвал такие характеристики здоровой личности описательными критериями психического здоровья. В таких критериях вместо психиат-

15 Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - Л.: 1976.

16 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: 2001.

17 Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. Лабунской В.А. - М.: 2000.

18 Снедков Е.В. Современная концепция психического здоровья (http://psychiatry.spsma.spb.ru/lib/snedkov/snedkov6.htm 01.04.2007).

рической терминологии стали звучать общечеловеческие принципы и понятия. Анализируя, используемые в описании термины, Б.С.Братусь отмечает общность взглядов большинства авторов по вопросу о том, какими свойствами должна обладать здоровая личность. Наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к внешнему миру, наличие «жизненной философии», которая систематизирует опыт, способность юмористически окрашивать действительность, способность к установлению душевных контактов с окружающими, целостность личности, и ряд других19. Таким образом, объем понятия «психическое здоровье» наполнялся все большим содержанием. Игнорировать подобную тенденцию дальше не представлялось возможным, равно как и рассматривать все обозначенные критерии в одной плоскости. Назрела необходимость пересмотреть подходы к пониманию психического здоровья личности.

Одним из первых, кто указал на подобную необходимость, был именно Б.С.Братусь. Он предложил рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья - личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья. Он определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья. Его оценка зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. И последний уровень - уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности. Каждый из данных уровней, имея свои критерии, имеет и свои особые закономерности протекания. Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. По предположению Б. С. Братуся, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.

Предлагая поуровневый подход к рассмотрению психического здоровья, Братусь, между тем отмечает, что применение термина «уровень» является в достаточной степени условным. В строгом значении об уровнях уместнее говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет» нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни (так говорят о повышении уровня образования, культуры и т. п.). В данном же случае речь идет скорее о составляющих психического здоровья, существующих одновременно. Несмотря на то, что эти составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы, они не поглощают и не заменяют друг друга. Однако, уровневая терминология более привычна для психологической науки, поэтому, с учетом вы-

19 Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988.

сказанных оговорок, ее использование представляется возможным. Именно два уровня - личностно-смысловой и индивидуально-психологический Бра-тусь и называет собственно психологическими уровнями (Там же).

Сегодня многочисленные авторы придерживаются именно такого подхода к пониманию психического здоровья личности. Однако существует и другой подход, основанный не просто на необходимости поуровневого деления «психического здоровья», но на принципиальном разделении понятий психического и психологического здоровья. Еще А.Н.Леонтьев, говоря о «личностном» как об особом

«измерении», настаивал на том, что, «личность нес: 20 обходимо разделять, разводить с «психическим» .

Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать, мыслить и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.)»21. Б.С.Братусь, размышляя о тенденциях современного общества, признает, что для большого количества людей становится характерным именно этот диагноз: «психически здоров, но личностно болен» (Там же).

Очевидно, что такого же мнения придерживается и И.В.Дубровина Именно она, одна из первых современных отечественных психологов, предприняла попытку разграничить понятия психического и психологического здоровья. Осмысливая содержательную суть психологической службы, Дубровина пришла к выводу о необходимости введения в научный психологический лексикон нового термина -«психологическое здоровье».

Определяя психическое здоровье в рамках традиционно сложившегося медицинского подхода и психотерапевтического направления, она объединяет остальные характеристики здоровой личности новым понятием «психологическое здоровье». «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими

проявлениями человеческого духа.» .

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (И.В.Дубровина, 2000; Г.С.Никифоров, 2003; В.Э.Пахальян, 2002; В.И.Слободчиков и

A.В.Шувалов, 2001 и др.). В работе

B.И.Слободчикова и А.В.Шувалова «Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей» отмечается, что до недавнего времени эта проблема была на периферии терапии

20 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1975.

21 Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии. - 1997. - №5.

22 Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы..

выраженных психических расстройств. В теоретическом аспекте психологическое здоровье не имело определенного научного содержания, а в практическом плане те, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», оставались вне поля видения и позитивного вмешательства врачей и психологов.

Результаты, проведенного под патронажем Института педагогических инноваций РАО исследования проблемы психологического здоровья детей в рамках антропологического подхода, позволили сделать авторам вывод о том, что термин «психическое здоровье» чаще и по праву используется врачами в связи с отдельными психическими процессами и механизмами. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Оно является предпосылкой здоровья психологического. Состояние психологического здоровья характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и способностей. О состоянии психологического здоровья свидетельствует личностная устремленность чело-

Такого же мнения придерживается и В.Э.Пахальян, который отмечает, что психическое здоровье - это, прежде всего баланс различных психических свойств и процессов, тогда как психологическое здоровье - «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возмож-ности»24. Проблемы собственно психологического здоровья, следует рассматривать в контексте психологической помощи, недирективной, немедицинской психотерапии и индивидуального психологического консультирования. В частности, Пахальян отмечает, что здоровые в психологическом смысле - это люди с высокой степенью самоактуализации [Там же].

Т. Н. Метелкина, ст. н. сотрудник КК ИПК РО, осуществляя в своей работе «Формирование психологического здоровья школьников» теоретический обзор подходов к названной проблеме, констатирует, что психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека. Психологическое здоровье, в свою очередь, это определенный уровень развития и совер-

23 Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопр. психол. - 2001. - №4. - С.96.

24 Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психо-

логического здоровья детей // Прикладная психология. -2002. - №5-6. - С.83 - 94.

шенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовы-вать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни. Под «развитием» понимается не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к цели, определяющее последовательное накопление человеком позитивных новообразований25.

Понимание содержаний описываемых понятий позволяет говорить об их определенном соотношении. Психическое здоровье представляется нам необходимым, но далеко не единственным условием формирования здоровья психологического. Следовательно, говорить о психологическом здоровье, лишь как об аспекте здоровья психического на наш взгляд неправомерно. Психологическое здоровье, являясь важнейшей составляющей здоровья человека, относится к личности в целом и представляет собой не застывшее образование, а процесс развития в направлении достижения человеком своей сущности и самоактуализации.

25Метелкина Т.Н. Формирование психического здоровья школьников http://doshkolnik.rU/talk/820/1158024948.html (дата обращения 03.08.2009)

«PSYCHOLOGICAL» AND «MENTAL» HEALTH BALANCE OF A PERSON

© 2009 O.A.Bayakina°

Samara Municipal Institute of Management

The article touches upon the concepts of mental and psychological health of a person, different approaches to comprehension of their content are described in the article. The author points to inadmissibility of substitution of one concept with the other, which takes place in the modern literature on psychology. The results of the theoretical analysis make it possible for us to speak of certain interrelation of contents of the described concepts. Mental health seems to be indispensable, but still, not a single condition of psychological health formation.

Key words: mental health, psychological health, psychology of health, pathopsychology, psychological and mental ihealth balance, criteria of mental and psychological health, mature person, self-actualization, personal integrity.

Bayakina Olga Anatolievna, Senior lecturer of the General and Applied Psychology department. E-mail: bajakina@rambler. ru



Понравилась статья? Поделитесь ей