Контакты

Виды здоровья: физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья. Психическое здоровье

Тема 2. Психическое здоровье человека и психологическая помощь

    Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.

    Факторы и условия психического благополучия и риска.

    сохранении

    Этические аспекты оказания психологической помощи

1. Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.

Психическое здоровье (ментальное здоровье) - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

    осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

    чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

    критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

    соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

    способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

    способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

    способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность , которая интегрирует основные характеристики психики - восприятие, внимание, память и др. Под умственной работоспособностью понимают «определенный объем работы, выполняемый без снижения оптимального для данного индивидуума уровня функционирования организма». Высокая умственная работоспособность - один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

2.Факторы и условия психического благополучия и риска.

Изучая проблему здоровья всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического развития в здоровье ребенка . В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие Детей» (1979) отмечается следующее:

    нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями;

    основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.

Нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты : во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой , чем в другие возрастные периоды. Сухомлинский В.А. еще в начале семидесятых годов XX века горячо убеждал педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Oti писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.» (Сухомлинский В. А., 1974, с. 104-105).

В материалах ВОЗ уделяется большое внимание не только воспитанию ребенка в семье, но и школе , которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Причем подчеркивается, что решающая роль принадлежит нравственной атмосфере, которая существует в школе, ее стандартам как социального учреждения и характеру взаимоотношений между ее сотрудниками и детьми. Материальная база школы (оборудование, размеры школьных помещений и т. д.) имеет второстепенное значение.

Проблемы психического здоровья детей рассматриваются в ряде Работ медицинского характера (Кабанов М. М., 1983; Захаров А. И., 1982; Исаев Д. Р., 1983; Козлов В. П., 1983; ред. Громбах С. М., 1988; Винокуров А. Н., 1992, и др.). Указывается, что детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам.

А. И. Захаров подчеркивает: «Успешно лечить невроз ребенка можно, только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье» (1982, с. 5).

Определенный интерес в плане решения проблемы психического здоровья имеет концепция locus minoris resistentiae (места наименьшего сопротивления), выдвинутая классиками психиатрии, в частности П. Б. Ганнушкиным (1964, с. 116), и получившая значительное распространение в последние годы (Личко А. Е., 1977,1979; Эйдмиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1983, и др.). В соответствии с этой концепцией в основе декомпенсации психопатий и временных дезадаптации, акцентуаций характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций.

Это ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилептоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном). При неустойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при «сензитивном» - «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом - необходимостью делать выбор, принимать решение. Во всех случаях, подчеркивают Э. Г. Эйдмиллер и В. В. Юстицкий, причина дезадаптации - встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией, а задача психолога - помочь подростку повысить способность к ее разрешению (1983).

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).

Определяющую роль в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности, отмечает А. И. Захаров. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения (1982, с. 6-7).

Несмотря на то что во всех вышеупомянутых работах употребляется термин «психическое здоровье», речь, по существу, идет главным образом о нарушениях психического здоровья: о причинах нарушения здоровья, проявлении симптомов нездоровья, неблагоприятных условиях для психического здоровья и т. п.

Этот факт еще в 1979 году отметили эксперты Всемирной организации здравоохранения. Они сформулировали очень важную для психологической службы образования рекомендацию:

♦ перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса;

♦ от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения.

Научные данные последних лет и анализ опыта практической работы психологов в учреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.

    Психологическая культура и ее роль в сохранении психического здоровья человека.

Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в:

1 - преобладающем хорошем самочувствии;

2 - глубоком понимании и принятии себя;

3 - позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

Высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;

Высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

Как видно из этого перечня проявлений “хорошей жизни”, она является целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. “Хорошая жизнь” человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.

Психологическая культура высокого уровня включает в себя комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений (тенденций, потребностей, ориентаций), изначально присущих человеку, и обеспечивающих их реализацию природных способностей; набор соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

К культурно-психологическим поведенческим проявлениям относятся:

1 - регулярно совершаемое самопознание, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый, образ жизни, и т.п.;

4 - достаточно гармонично организованное творчество - наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности);

5 - конструктивное ведение своих дел, для которого характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.);

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, Природе, отношения к ним, улучшающих весь наш образ жизни.

Психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед Природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении к жизни как к природному дару, интересному эксперименту и самоиспытанию. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства Природы, предрасполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни, научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно гармонично, гибко, творчески и полно.

Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, "саногенных" личностных установок, "позитивного мышления" и поведения.

4.Этические аспекты оказания психологической помощи

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

Запрет давать советы. Психолог, даже не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог - обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

Анонимность, означающая, что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и конрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

В психологической и медицинской науках, существует достаточно много понятий, которые дают возможность оценить функции организма человека на всех уровнях его организации, особенности развития личности человека и специфику его внутренних состояний. Наиболее сущностными, но в то же время, достаточно противоречивыми, являются понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». В настоящее время здоровье трактуется как способность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливаться, способность к самосохранению и саморазвитию, ко всё более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания (Лишук В. А., 1994). Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения в 1979 году. В США и Великобритании, (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание “mental health” обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями.

Одним из основных понятий психологии здоровья является понятие психологическое здоровье, которое, в отличие от психического здоровья встречается пока нечасто. Современная наука разводит понятия психическое здоровье и психологическое здоровье. В психологии термин психологическое здоровье употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности. Инициатива в постановке и разработке проблемы психического здоровья с позиций феноменологического подхода (саноцентрическая, психологическая модель) принадлежит представителям гуманистической психологии. Понятие «психологическое здоровье» было введено в научный лексикон И.В. Дубровиной. С ее точки зрения, если термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. Термин психологическое здоровье в этом смысле, более нейтральный для восприятия, не вызывающий напряженного отношения. Использование этого понятия является целесообразным по следующим соображениям. Психологическое здоровье рассматривается как показатель социально-психологического аспекта образа жизни, характеризует восприятие, оценку индивидом своего социального благополучия, уровня и качества жизни, степени удовлетворения потребностей и реализации жизненных планов. Многие авторы указывают на тесную связь понятий психологическое здоровье и психическое здоровье, например, Б.С. Братусь выделяя три уровня здоровья: психофизиологическое, индивидуально-психологическое и личностное, первый относит к психическому здоровью, в то время как второй и третий - к психологическому благополучию или психологическому здоровью.

Обобщая взгляды многих авторов на проблему психологического здоровья можно сказать, что оно представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, включающую в себя несколько компонентов: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.

Психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками. Первый - соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности, принципа оптимума или, в соответствии с известной метафорой, стремление придерживаться золотой середины. Одно важное уточнение: эта зона оптимума для каждого человека своя и в нахождении ее в части психологических констант, поведения, образа жизни - состоит одна из задач психологии здоровья. Этот признак находит свое отражение и в критериях здоровья личности, и во многих высказываниях философов, писателей, человековедов от древности до наших дней. Второй признак психологического здоровья: эффективная адаптация, в первую очередь - социальная, социально-психологическая и интрапсихическая. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, с людьми и с самим собой.

Критерии психологического здоровья основываются на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация». Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в непривычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека.

  • · Первый критерий связан со способностью человека реагировать на другого человека как на равного себе («другой такой же живой, как и Я»).
  • · Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.
  • · Третий критерий - как человек переживает свою относительную зависимость от других людей.

Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов данного общества в данный конкретный момент.

Конкретизацией этих признаков могут служить различные критерии, позволяющие с разных сторон провести качественную и количественную оценку уровня психологического здоровья личности. Анализ текстов отечественных и зарубежных авторов, стоявших у истоков изучения проблемы психического (личностного) здоровья позволил выделить следующие его критерии:

  • · Целостность. (С.Л. Рубинштейн);
  • · Сознательность (С.Л. Рубинштейн);
  • · Наличие собственной жизненной позиции. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
  • · Активность, направленная на реализацию собственного внутреннего потенциала. (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь);
  • · Духовность, свобода и ответственность (Г.С. Абрамова Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл);
  • · Тождественность самому себе, своей природе, переживание своего «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Бьюдженталь);
  • · Творчество (А. Маслоу, К. Роджерс)
  • · Важность Другого (эмпатическое понимание и принятие другого человека) (К. Роджерс);
  • · Самотворчество (возможность реально стать хозяином собственной жизни, способность развиваться, изменяться) (Дж. Бьюдженталь).

Эти критерии тесно взаимосвязаны друг с другом и с другой точки зрения могут рассматриваться как личностные особенности (например, выраженность критичности и самокритичности, способность к самоконтролю, коммуникативная эффективность, свобода от угнетающих зависимостей, чувство юмора и т.п.) и в определенной степени согласуются со многими чертами здоровой личности:

Современные исследования психологического здоровья:

  • · подчеркивают его целостный, системно-структурный характер, включающий несколько уровней проявления;
  • · рассматривают психологическое здоровье в непосредственной связи с личностью, как интеграл ее жизнеспособности.

Важным критерием психологического здоровья является характер и динамика основных процессов, определяющих душевную жизнь индивида, в частности, изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах. На психологическое здоровье влияют генетически обусловленные качества (тип высшей нервной деятельности, особенности анатомо- физиологического развития сенсорных систем, выраженность моторно-двигательной активности и т.п.), т.е. врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы (индивидуальные особенности поведения, развившиеся в ходе приобретения личного опыта). Психологическое здоровье это определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни.

Таким образом, можно сказать, что психологическое здоровье, несомненно, связано с психическим здоровьем, именно последнее создает основу для здоровья психологического. Психическое здоровье необходимое, но далеко не единственное условие формирования здоровья психологического. Четкое понимание данных понятий, их сущностная характеристика и особенности очень важны, так как важно разграничивать сферы деятельности специалистов, работающих в области охраны и укрепления психического здоровья (психиатры, психологи, психотерапевты и т.д.) и профессионалов, изучающих психологическое здоровье (психологов, психотерапевтов).

ПСИХОЛОГИЯ

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПСИХИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

© 2009 О.А.Баякина

Самарский муниципальный институт управления

Статья поступила в редакцию 03.10.2009

В статье рассматриваются понятия психического и психологического здоровья личности, описываются различные подходы к пониманию их содержания. Автор указывает на недопустимость подмены одного понятия другим, которая имеет место в современной психологической литературе. Результаты теоретического анализа позволяют говорить об определенном соотношении содержаний описываемых понятий. Психическое здоровье представляется необходимым, но далеко не единственным условием формирования здоровья психологического.

Ключевые слова: Психическое здоровье, психологическое здоровье, психология здоровье, патопсихология, соотношение понятий психического и психологического здоровья, критерии психического и психологического здоровья, зрелая личность, самоактуализация, целостность личности.

Актуальность исследования психологического здоровья обусловлена в первую очередь определяющим значением самого феномена здоровья для жизнедеятельности человека. Понятие «здоровье» синкретично, то есть характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью. Важнейшей составляющей здоровья человека является психологическое здоровье, которое служит основой эффективности, как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека и, по мнению М.Ф.Се-кача должно рассматриваться как «непременное условие социальной стабильности и прогно-зируемости процессов, происходящих в обществе»1. Однако в наше время еще встречается убеждение, что для понимания здоровья достаточно обыденного здравого смысла2. Решение обозначенной проблемы возможно посредством предварительного научного осмысления содержания понятия «психологическое здоровье». Такое осмысление затрудняется тем, что в многочисленных научных трудах нет четкого разграничения понятий «психическое» и «психологическое» здоровье, а в некоторых публикациях наблюдается подмена одного понятия другим. Возможно, это объясняется тем, что долгое время проблема здоровья оставалась за рамками интереса психологической науки.

Если обратиться к истории ее становления, то можно обнаружить, что психика и личность как автономные, целостные системы стали предметом научного исследования, преимущественно из-за своих аномальных проявлений. Именно врачи пси-

Баякина Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии. E-mail: bajakina @ram bler. ru

1 СекачМ.Ф. Психология здоровья. - М.: 2003.

2 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья челове-

ка. - М.: 2001.

хотерапевты, которые стремились раскрыть причины психических нарушений, выдвинули первые теории, призванные научно истолковать разнообразие психических явлений. В условиях ежедневной психотерапевтической работы родились учения З.Фрейда, А.Адлера, К.Г.Юнга. Таким образом, именно патопсихология была отправным пунктом в построении большинства фундаментальных психологических теорий личности. В результате фокус внимания выдающихся исследователей человеческой психики в XX столетии неуклонно смещался к полюсу болезни, патологии и страдания. Одним из основных противников такого смещения был Г. Олпорт. В частности, он полемизировал с представителями психоанализа и бихевиоризма, так как считал, что они недооценивают уникальные, осознанные и динамические аспекты личности. Олпорт в большей степени, чем кто-либо другой, отстаивал разносторонний подход к ее изучению. Он, признавал, что почти все теории содержат находки, принципы и подходы, расширяющие возможность понимания человеческого опыта и поведения. В то же время он был глубоко убежден в том, что другие теории неоправданно игнорируют здоровую, зрелую личность. «Некоторые теории развития основаны, главным образом, на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках, доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких которые не столько стараются сохранить свою

жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной» . Несмотря на попытки заполнить пробел в исследованиях феноменологии здоровья, научно-обоснованных данных о соотношении психического и психологического здоровья личности на сего-

3Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности - СПб.: 2003.

дняшний день, явно недостаточно. До недавнего времени в многочисленных исследованиях эти понятия вообще рассматривались как синонимы. Хотя, возможно, термин «рассматривались» не совсем точен, поскольку попытки разделить эти понятия просто не предпринимались. Анализ современной научной литературы убеждает в том, что зачастую авторы допускали подмену одного понятия другим. Для иллюстрации подобного заявления достаточно нескольких примеров.

В учебном пособии «Психическое здоровье и защитные механизмы личности» Л.Д.Деминой, И.А.Ральниковой введение начинается следующими словами: «Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого - начале нового, XXI века - века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии»4. Далее - «в специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З.Фрейд». И здесь же - «Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации, до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А.Маслоу» (Там же).

К сожалению, такие случаи подмены понятий не единичны. В сборнике «Социальная психология личности в вопросах и ответах» под редакцией В.А.Лабунской двадцатый раздел, автором которого является О.С.Васильева, носит название «Психологическое здоровье личности», между тем в тексте раздела данный термин не используется ни разу. О.С.Ва-сильева и Ф.Р.Филатов - авторы по истине монументального труда по психологии здоровья, имеющего одноименное название, также допускают подобную неточность. Цитата И.В.Дубровиной, которую они приводят в своей книге, звучит следующим образом: «Как отмечала И.В.Дубровина, «термин «психическое здоровье личности» имеет

отношение не к отдельным психическим процессам

и механизмам, но относится к личности в целом» . На самом деле И.В.Дубровина пишет дословно следующее: «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам,

4 Демина Л.Д. Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - Барнаул: 2000.

5 Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А.Лабунской. -М.: 2000.

6 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: 2001.

то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом...»7. Объяснение подобным неточностям можно найти, выявив, исторические корни возникновения проблемы здоровья в психологии. Как мы уже отмечали выше, психология XX века была сосредоточена, в основном, на аномалиях человеческой природы, в то время как здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Неудивительно поэтому, что понятие «психическое здоровье» и его норма имеют выраженный медицинский контекст. Как справедливо отмечает Б.С.Братусь, когда встает вопрос о критериях психического здоровья, все сводится либо к статистическим критериям, либо к адаптационным, либо к негативным (пока явно не болен, то здоров)8. Все эти критерии психология позаимствовала из дисциплин естественного цикла: из физиологии -понятия адаптивности и гомеостазиса; из медицины - модели здоровья, как отсутствия болезней и т. п. Только во второй половине прошлого века, когда в сферу научного интереса был включен здоровый человек, стало ясно, что применять к личности только эти критерии недостаточно. Переосмысление проблем здоровья и патологии, обозначилось в переходе от свойственного психиатрии и психопатологии жесткого фиксирования нормальных и болезненных состояний к исследованию процесса становления личности, ее свободного и искреннего самораскрытия.

Так, Э.Фромм выделял пять социальных типов характера, представляющих собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Э.Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Э. Фромма. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально--полезные по-

Э.Эриксон подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, инте-гративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. По мнению Эриксона, релевантно-фундирующий образ Эго и те или иные поведенческие паттерны должны вырабатываться в течении длительного периода эволюции личности и быть, таким образом, генерально-витальными факторами, обуславливающими психическое здоровье субъекта. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу (потеря себя)10.

7 Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы // Под ред. Дубровиной И.В. - Екатеринбург: 2000.

8 Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988.

9 Фромм Э. Иметь или быть? - Киев: 1998.

10 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996.

А.Адлер в качестве одного из критериев оценки здоровья индивидуума выделил выраженность социального интереса, ссылаясь на него, как на барометр нормальности. То есть, с позиции Адлера, жизнь человека ценна только в той степени, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других11.

К. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения здоровья, разнонаправленные тенденции личности должны быть интегрированы в согласованное целое. Результатом такого единства становится «обретение самости». Сам процесс интеграции многих противодействующих внут-риличностных сил и тенденций получил название «индивидуация». Когда достигнута интеграция всех

аспектов души, человек ощущает единство, гармо-

нию и целостность.

Г.Олпорт дал следующее описание здоровой (зрелой) личности: имеет широкие границы Я, может посмотреть на себя со стороны, активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, способна к теплым, сердечным социальным отношениям (существует две разновидности таких отношений: дружеская интимность и сочувствие), демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие, реалистическое восприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией13.

А.Маслоу считал здоровой личностью ту, которая стремиться быть всем, чем она может, развивать свой потенциал через самоактуализацию. Кроме того, показателем здоровья личности является стремление к гуманистическим ценностям. Самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, склонность к творчеству. Для А.Маслоу здоровая личность та, которая умеет реализовать свои таланты, способности и потенции14.

Представление целостной картины нормальной психической деятельности можно найти и в отечественной психологической литературе. Так, Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушакова выделяют 15 критериев здоровья личности, среди которых критерии и физического, и психологического, и социального плана: детерминированность психических явлений и их упорядоченность; соответствующая возрасту индивида зрелость чувства; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей; соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида; чувство посто-

11 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М.: 1995.

12 Юнг К.Г. Структура психики и проблема индивидуации. -М.: 1996.

13 Олпорт Г. Личность в психологии. - СПб.: 1998.

14МаслоуА. Психология бытия. - М.: 1999.

янства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность планировать свой

жизненный путь и др. .

Соотносить все перечисленные выше характеристики с узким пониманием психического здоровья, предлагаемым медициной, уже не представлялось возможным. Как справедливо отмечают О.С.Васильева и Ф.Р.Филатов, проблему здоровья на индивидуально-личностном уровне, некорректно сводить к «нормальному функционированию» определенных подсистем психики16. Исходя из этого именно они (а не Дубровина) предлагают относить термин «психическое здоровье личности» не к отдельным психическим процессам и механизмам, но к личности в целом (Там же). Такого же мнения придерживаются и другие многочисленные исследователи. Так, в сборнике «Социальная психология личности в вопросах и ответах» под редакцией В.А.Лабунской психическое здоровье определяется как «одна из интегральных характеристик личности, связанная с ее внутренним миром и со всем многообразием взаимоотношений с окружением. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации»17, Е.В.Снедков (профессор кафедры психиатрии и наркологии СПбГМА им. И.И.Мечникова) отмечает, что важную часть психического здоровья человека составляют социальное поведение, продуктивность труда, межличностные отношения, мировоззрение, личностные ценности, творчество, эволюция личности, возможности реализации ее духовного и интеллектуального потен-18

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегриро-ванности, гармоничности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и т.д.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности. Очевидно, что все, перечисленные выше характеристики, описывают здоровую личность в рамках психологического подхода. Именно поэтому они и были отнесены к области психического здоровья. Другого термина, объединяющего данные характеристики, не было.

Б.С.Братусь назвал такие характеристики здоровой личности описательными критериями психического здоровья. В таких критериях вместо психиат-

15 Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - Л.: 1976.

16 Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: 2001.

17 Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. Лабунской В.А. - М.: 2000.

18 Снедков Е.В. Современная концепция психического здоровья (http://psychiatry.spsma.spb.ru/lib/snedkov/snedkov6.htm 01.04.2007).

рической терминологии стали звучать общечеловеческие принципы и понятия. Анализируя, используемые в описании термины, Б.С.Братусь отмечает общность взглядов большинства авторов по вопросу о том, какими свойствами должна обладать здоровая личность. Наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к внешнему миру, наличие «жизненной философии», которая систематизирует опыт, способность юмористически окрашивать действительность, способность к установлению душевных контактов с окружающими, целостность личности, и ряд других19. Таким образом, объем понятия «психическое здоровье» наполнялся все большим содержанием. Игнорировать подобную тенденцию дальше не представлялось возможным, равно как и рассматривать все обозначенные критерии в одной плоскости. Назрела необходимость пересмотреть подходы к пониманию психического здоровья личности.

Одним из первых, кто указал на подобную необходимость, был именно Б.С.Братусь. Он предложил рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья - личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья. Он определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья. Его оценка зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. И последний уровень - уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности. Каждый из данных уровней, имея свои критерии, имеет и свои особые закономерности протекания. Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. По предположению Б. С. Братуся, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.

Предлагая поуровневый подход к рассмотрению психического здоровья, Братусь, между тем отмечает, что применение термина «уровень» является в достаточной степени условным. В строгом значении об уровнях уместнее говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет» нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни (так говорят о повышении уровня образования, культуры и т. п.). В данном же случае речь идет скорее о составляющих психического здоровья, существующих одновременно. Несмотря на то, что эти составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы, они не поглощают и не заменяют друг друга. Однако, уровневая терминология более привычна для психологической науки, поэтому, с учетом вы-

19 Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988.

сказанных оговорок, ее использование представляется возможным. Именно два уровня - личностно-смысловой и индивидуально-психологический Бра-тусь и называет собственно психологическими уровнями (Там же).

Сегодня многочисленные авторы придерживаются именно такого подхода к пониманию психического здоровья личности. Однако существует и другой подход, основанный не просто на необходимости поуровневого деления «психического здоровья», но на принципиальном разделении понятий психического и психологического здоровья. Еще А.Н.Леонтьев, говоря о «личностном» как об особом

«измерении», настаивал на том, что, «личность нес: 20 обходимо разделять, разводить с «психическим» .

Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать, мыслить и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.)»21. Б.С.Братусь, размышляя о тенденциях современного общества, признает, что для большого количества людей становится характерным именно этот диагноз: «психически здоров, но личностно болен» (Там же).

Очевидно, что такого же мнения придерживается и И.В.Дубровина Именно она, одна из первых современных отечественных психологов, предприняла попытку разграничить понятия психического и психологического здоровья. Осмысливая содержательную суть психологической службы, Дубровина пришла к выводу о необходимости введения в научный психологический лексикон нового термина -«психологическое здоровье».

Определяя психическое здоровье в рамках традиционно сложившегося медицинского подхода и психотерапевтического направления, она объединяет остальные характеристики здоровой личности новым понятием «психологическое здоровье». «Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими

проявлениями человеческого духа.» .

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (И.В.Дубровина, 2000; Г.С.Никифоров, 2003; В.Э.Пахальян, 2002; В.И.Слободчиков и

A.В.Шувалов, 2001 и др.). В работе

B.И.Слободчикова и А.В.Шувалова «Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей» отмечается, что до недавнего времени эта проблема была на периферии терапии

20 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1975.

21 Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии. - 1997. - №5.

22 Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы..

выраженных психических расстройств. В теоретическом аспекте психологическое здоровье не имело определенного научного содержания, а в практическом плане те, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», оставались вне поля видения и позитивного вмешательства врачей и психологов.

Результаты, проведенного под патронажем Института педагогических инноваций РАО исследования проблемы психологического здоровья детей в рамках антропологического подхода, позволили сделать авторам вывод о том, что термин «психическое здоровье» чаще и по праву используется врачами в связи с отдельными психическими процессами и механизмами. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Оно является предпосылкой здоровья психологического. Состояние психологического здоровья характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и способностей. О состоянии психологического здоровья свидетельствует личностная устремленность чело-

Такого же мнения придерживается и В.Э.Пахальян, который отмечает, что психическое здоровье - это, прежде всего баланс различных психических свойств и процессов, тогда как психологическое здоровье - «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возмож-ности»24. Проблемы собственно психологического здоровья, следует рассматривать в контексте психологической помощи, недирективной, немедицинской психотерапии и индивидуального психологического консультирования. В частности, Пахальян отмечает, что здоровые в психологическом смысле - это люди с высокой степенью самоактуализации [Там же].

Т. Н. Метелкина, ст. н. сотрудник КК ИПК РО, осуществляя в своей работе «Формирование психологического здоровья школьников» теоретический обзор подходов к названной проблеме, констатирует, что психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека. Психологическое здоровье, в свою очередь, это определенный уровень развития и совер-

23 Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопр. психол. - 2001. - №4. - С.96.

24 Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психо-

логического здоровья детей // Прикладная психология. -2002. - №5-6. - С.83 - 94.

шенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовы-вать это взаимодействие; это процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни. Под «развитием» понимается не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к цели, определяющее последовательное накопление человеком позитивных новообразований25.

Понимание содержаний описываемых понятий позволяет говорить об их определенном соотношении. Психическое здоровье представляется нам необходимым, но далеко не единственным условием формирования здоровья психологического. Следовательно, говорить о психологическом здоровье, лишь как об аспекте здоровья психического на наш взгляд неправомерно. Психологическое здоровье, являясь важнейшей составляющей здоровья человека, относится к личности в целом и представляет собой не застывшее образование, а процесс развития в направлении достижения человеком своей сущности и самоактуализации.

25Метелкина Т.Н. Формирование психического здоровья школьников http://doshkolnik.rU/talk/820/1158024948.html (дата обращения 03.08.2009)

«PSYCHOLOGICAL» AND «MENTAL» HEALTH BALANCE OF A PERSON

© 2009 O.A.Bayakina°

Samara Municipal Institute of Management

The article touches upon the concepts of mental and psychological health of a person, different approaches to comprehension of their content are described in the article. The author points to inadmissibility of substitution of one concept with the other, which takes place in the modern literature on psychology. The results of the theoretical analysis make it possible for us to speak of certain interrelation of contents of the described concepts. Mental health seems to be indispensable, but still, not a single condition of psychological health formation.

Key words: mental health, psychological health, psychology of health, pathopsychology, psychological and mental ihealth balance, criteria of mental and psychological health, mature person, self-actualization, personal integrity.

Bayakina Olga Anatolievna, Senior lecturer of the General and Applied Psychology department. E-mail: bajakina@rambler. ru

Традиционно психология здоровья рассматривает несколько уровней существования человека и характеризует их соответствующими уровнями здоровья, которые в совокупности составляют феномен целостного, интегративного здоровья индивида. Здоровье понимается как системный феномен, характеризующийся не просто комфортным состоянием человека на различных уровнях бытия – физическом, социально-психологическом, духовном, но и как обладание потенциалом, запасом определенных сил, возможностей проявления активности, ресурсов на всех этих уровнях. В рамках психологии здоровья изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья, появление и протекание болезней.

Таблица 1.Сравнительные характеристики понятий «психическое» и «психологическое» здоровье

Уровень и качество психологического здоровья характеризуется показателями социально-психологической и индивидуально-психической адаптированности личности. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности продуктивного развития и оптимальной жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Это понятие включает, например, способности к саморегуляции, рефлексивные возможности, системы самосознания и Я-концепции, уровень сформированности и качество познавательных процессов, системы ценностно-смысловой регуляции. Когда говорится о психическом здоровье, речь идёт о здоровье как неотъемлемом свойстве психической системы и в качестве объекта изучения выступает психика на разных уровнях ее функционирования или системы (подсистемы) психической деятельности. В отличие от понятия “психическое здоровье” термин “психологическое здоровье” встречается пока не часто и обозначает всю совокупность индивидуально-личностных особенностей адаптации и предпосылок здорового образа жизни.

Разграничение понятий психического и психологического здоровья – еще не до конца решенная на сегодняшний день проблема, однако большинство психологов склоняются к определению психологического здоровья как некоего свойства личности, осознаваемое самой личностью и ее социальной группой в качестве ресурса. Психологическое здоровье выступает как атрибут личности –свойство, которое личности приписывается ее культурным окружением, социальной группой, осознаваемое самой личностью в качестве собственного достояния, ресурса, потенциала или био-психического «капитала».

Психическое и психологическое здоровье

В широком смысле здоровье определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени. Неотъемлемой составляющей общего здоровья является психическое здоровье(mental health ). Б. С. Братусь выделяетследующие уровни психического здоровья:


1) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;

4) адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

5) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами);

6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее;

7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

По Г. Олпорту, психологически зрелый, здоровый человек характеризуется следующими чертами:

Широкие границы Я

Способность к теплым, сердечным социальным отношениям

Демонстрация эмоциональной стабильности и самоприятия

Реалистическое восприятие, опыт и притязания

Способность к самопознанию и чувство юмора

Цельная философия.

«Психическое здоровье», в соответствии с определением ВОЗ, понимается как состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.



Понравилась статья? Поделитесь ей