Контакты

Вертикальный вид социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность

Общество в наши дни развивается быстрыми темпами. Это приводит к появлению новых позиций, существенному росту числа социальных перемещений, их скорости и частоты.

Что такое

Первым начал изучать такое понятие, как социальная мобильность, Сорокин Питирим. Сегодня многие исследователи продолжают начатую им работу, поскольку актуальность ее очень велика.

Социальныя мобильность выражается в том, что позиция того или иного человека в иерархии групп, в отношении его к средствам производства, в разделении труда и в целом в системе производственных отношений значительно трансформируется. Это изменение связано с потерей или приобретением собственности, переходом на новую должность, получением образования, овладением профессией, заключением брака и др.

Люди находятся в непрерывном движении, а общество постоянно развивается. Это обозначает изменчивость его структуры. Совокупность всех социальных перемещений, то есть изменений инидивида или групп, входит в понятие социальной мобильности.

Примеры в истории

С давних времен эта тема была актуальной и вызывала интерес. Например, неожиданное падение человека или его возвышение - излюбленный сюжет множества народных сказок: мудрый и хитрый нищий становится богачом; трудолюбивая Золушка находит богатого принца и выходит за него замуж, тем самым повысив свой престиж и статус; бедный принц вдруг делается королем.

Однако движение истории определяют главным образом не индивиды, не их социальная мобильность. Социальные группы - вот что более важно для нее. Земельную аристократию, например, заменила на определенном этапе финансовая буржуазия, из современного производства люди, обладающие малоквалифицированными профессиями, вытесняются "белыми воротничками" - программистами, инженерами, операторами. Революции и войны перекраивали на вершину пирамиды поднимая одних и опуская других. Такие изменения в российском обществе произошли, например, в 1917 году, после Октябрьской революции.

Рассмотрим различные основания, по которым можно делить социальную мобильность, и соответствующие ее виды.

1. Социальная мобильность межпоколенная и внутрипоколенная

Любое перемещение человека между или слоями означает его мобильность вниз или вверх внутри социальной структуры. Отметим, что это может касаться как одного поколения, так и двух-трех. Изменение позиции детей по сравнению с позициями их родителей - свидетельство их мобильности. Напротив, социальная стабильность имеет место тогда, когда определенная позиция поколений сохраняется.

Социальныя мобильность может быть интергенерационной (межпоколенной) и интрагенерационной (внутрипоколенной). Кроме того, существует 2 ее основных типа - горизонтальная и вертикальная. В свою очередь, они распадаются на подтипы и подвиды, тесно друг с другом связанные.

Социальныя мобильность межпоколенная означает повышение или, напротив, понижение статуса в обществе представителей последующих поколений по отношению к статусу нынешнего. То есть дети достигают в обществе более высокой или низкой позиции, чем их родители. К примеру, если инженером становится сын шахтера, можно говорить об интергенерационной восходящей мобильности. А нисходящая наблюдается, если слесарем-сантехником работает сын профессора.

Мобильность внутрипоколенная - это ситуация, при которой один и тот же человек, вне сравнения с его родителями, несколько раз на протяжении жизни меняет свои позиции в обществе. Этот процесс иначе именуется социальной карьерой. Токарь, например, может стать инженером, потом начальником цеха, затем его могут повысить до директора завода, после чего он может занять должность министра машиностроительной отрасли.

2. Вертикальная и горизонтальная

Вертикальная мобильность представляет собой перемещение индивида из одной страты (или же касты, класса, сословия) в другую.

Выделяют, в зависимости от того, какое направление имеет это перемещение, мобильность восходящую (движение вверх, социальный подъем) и нисходящую (движение вниз, социальный спуск). К примеру, повышение в должности - это пример восходящей, а разжалование или увольнение - нисходящей.

Понятие социальной мобильности горизонтальной означает, что индивид переходит из какой-либо социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне. В качестве примера можно привести перемещение из католической в православную религиозную группу, смену гражданства, переход из родительской семьи в свою собственную, из одной профессии - в другую.

Географическая мобильность

Географическая социальныя мобильность является разновидностью горизонтальной. Она обозначает не изменение группы или статуса, а переезд в другое место при сохранении прежнего социального статуса. В качестве примера можно привести межрегиональный и международный туризм, переезд и обратно. Географическая социальная мобильность в современном обществе - это также переход из одной компании в другую с сохранением статуса (например, бухгалтера).

Миграция

Мы рассмотрели еще не все понятия, связанные с интересующей нас темой. Теория социальной мобильности выделяет также миграцию. О ней мы говорим тогда, когда перемена статуса добавляется к перемене места. Например, если житель деревни приехал в город для того, чтобы навестить своих родственников, то имеет место географическая мобильность. Однако если он переселился сюда на постоянное место жительство, начал работать в городе, то это уже миграция.

Факторы, влияющие на горизонтальную и вертикальную мобильность

Отметим, что на характер, который имеет горизонтальная и вертикальная социальная мобильность людей, влияют возраст, пол, уровень смертности и рождаемости, плотность населения. Мужчины, а также в целом молодые люди, более мобильны, чем пожилые и женщины. В перенаселенных государствах эмиграция выше, чем иммиграция. В местах с высоким уровнем рождаемости более молодое население и, следовательно, более подвижное. Для молодых людей свойственна в большей степени профессиональная мобильность, для пожилых - политическая, для взрослых - экономическая.

Уровень рождаемости распределен по классам неодинаково. Как правило, у низших классов детей больше, а у высших - меньше. Чем выше по социальной лестнице поднимается человек, тем меньше рождается у него детей. Даже в том случае, если каждый сын богача займет место своего отца, в социальной пирамиде, на верхних ее ступенях, все равно образуются пустоты. Их заполняют выходцы из более низких классов.

3. Социальная мобильность групповая и индивидуальная

Различают также групповую и индивидуальную мобильности. Индивидуальная - это перемещение конкретного индивида вверх, вниз или по горизонтали по социальной лестнице, вне зависимости от других людей. Мобильность групповая - перемещение вверх, вниз или по горизонтали по социальной лестнице определенной группы людей. К примеру, старый класс после революции вынужден уступить новому господствующие позиции.

Групповая и индивидуальная мобильность связаны определенным образом с достигаемыми и приписываемыми статусами. При этом индивидуальной соответствует в большей степени достигаемый статус, а групповой - приписываемый.

Организованная и структурная

Таковы основные понятия интересующей нас темы. Рассматривая типы социальной мобильности, выделяют иногда также мобильность организованную, когда перемещение индивида или групп вниз, вверх или по горизонтали контролируется государством, как с согласия людей, так и без него. К организованной добровольной мобильности можно отнести социалистический оргнабор, призывы на стройки и т.д. К недобровольной - раскулачивание и переселение малых народов в период сталинизма.

От мобильности организованной следует отличать структурную, вызванную изменениями в самой структуре хозяйства. Она происходит помимо сознания и воли отдельных людей. Например, социальная мобильность общества велика тогда, когда профессии или отрасли исчезают. В этом случае большие массы людей перемещаются, а не только отдельные индивиды.

Рассмотрим для наглядности условия повышения статуса человека в двух подпространствах - профессиональном и политическом. Любое восхождение госчиновника по карьерной лестнице отражается как изменение ранга в государственной иерархии. Увеличить политический вес можно также повышая ранг в иерархии партии. Если же чиновник принадлежит к числу активистов или функционалов партии, которая стала правящей после парламентских выборов, то у него намного больше шансов занять руководящий пост в системе муниципального или государственного управления. И, безусловно, профессиональный статус индивида повысится после получения им диплома о высшем образовании.

Интенсивность мобильности

Теория социальной мобильности вводит такое понятие, как интенсивность мобильности. Это число индивидов, которые меняют свои социальные позиции в горизонтальном или вертикально направлении за некоторый отрезок времени. Количество таких индивидов в - это абсолютная интенсивность мобильности, тогда как доля их в общей численности этой общности - относительная. Например, если мы посчитаем количество людей до 30-ти лет, которые разведены, то здесь имеет место абсолютная интенсивность мобильности (горизонтальной) в этой возрастной категории. Однако если мы рассмотрим отношения количества разведенных в возрасте до 30 лет к численности всех индивидов, это будет уже относительная мобильность в горизонтальном направлении.

Анализ причин всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повышения своего и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непременно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

Сегодня в России каналы вертикальной мобильности при декларируемом равенстве всех перед всеми для многих слоев населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам: весной 2006 г. 16 % россиян оценивали свой социальный статус в обществе как хороший, ровно столько же — как плохой, а остальные 68 % — считали его удовлетворительным. Не удивительно, что при опросе молодежи относительно ее основных жизненных опасений выявилось следующее (табл. 1): то, что всегда и во все времена ценилось выше всего, — любовь и дружба, в жестких условиях выживания для молодых россиян перестаю быть поводом для переживаний или опасений (а может, наша молодежь очень уверенно чувствует себя в личностной сфере).

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества (рис. 1), воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса Офаниченны для большей части молодого поколения (рис. 2).

Таблица 1. Динамика различных опасений молодежи,%

Опасения в жизни

Не встретить любимого человека

Проблема с устройством на работу

Остаться без материальных средств к существованию

Опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности

Не суметь создать свою семью

Невозможность получить хорошее образование

Потерять работу

Боязнь ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой)

Остаться без друзей

Рис. 1. Численность различных социальных слоев в российском обществе, %

Из ответов молодежи становится ясно, что молодые люди, высоко оценивая значимость личных качеств, умений, квалификации, четко понимают, что в России при устройстве на работу знакомства и связи играют очень важную роль. Отметим позитивный момент: по сравнению с ответами молодежи на данный вопрос в 1997 г. современная молодежь более оптимистична и уверена в своих силах и возможности самостоятельного успеха и мобильности по сравнению с молодежью, профессиональное становление которой пришлось на тяжелые 1990-е гг.

Рис. 2. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, (допускалось не более 3 ответов): 1 — молодежь (2007); 2- молодежь (1997); 3- старшее поколение (2007); 4 — старшее поколение (1997)

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных и в то же время — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности свидетельствуют приведенные в исторических источниках названия улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков и т.д. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и
удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках — важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием (рис. 3).

Рис. 3. Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. Из рис. 4 видно, что за последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. — 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (рис. 4).

Рис. 4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения. Как видно из рис. 21.5, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Но на это у них гораздо меньше шансов, чем у благополучных.

Рис. 5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % работающих их представителей: 1 — уже добились; 2- хотят, но пока не добились; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогут добиться; не было в жизненных планах

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели — очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а но социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы — воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Каналы и механизмы социальной мобильности

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М . Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру. Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

Еше одна закономерность, связанная с корреляцией между ранней социализацией людей и их последующей профессиональной активностью: выходцы из сельских поселений, из провинциальной, слабо дифференцированной среды демонстрируют в среднем меньший темп социального продвижения и более узкие возможности варьировать области приложения своего труда, чем выходцы из городских поселений, из урбанизированных центров.

Cтраница 1


Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.  

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.  

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность - это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно - из высшего слоя в низший.  

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.  

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.  

Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.  

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - перемещения людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объективных и субъективных факторов; отражающая эти процессы теория социальной мобильности указывает на горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность означает переход людей из одних социальных групп в другие, находящиеся, так сказать, на одном уровне социальной структуры общества. Например, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность - это социальные перемещения людей в иерархическом порядке, например, из низшего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате труда или же обратно - из высшего слоя в низший. В основе теории социальной мобильности лежат труды П. А. Сорокина, широко используемые в западной социологии, прежде всего американской.  

Социальное пространство общества многомерно. Главным в нем являются вертикальная и горизонтальная мобильность. По горизонтали все люди равны, тогда как по вертикали выделяются слои.  

Исследователи, изучая утопические движения в средневековой Европе, определили, что утопические фантазии наиболее сильно были распространены среди бывших крестьян, согнанных со своей земли и ставших городскими ремесленниками, рабочими, безработными или просто нищими. Эти люди были втянуты в процесс географической, горизонтальной мобильности и, кроме того, в процесс вертикальной мобильности. Выяснилось, что если комбинированная мобильность охватывает значительные массы людей, то это всегда приводит к возникновению социальных движений.  

Горизонтальная мобильность - физическое передвижение индивида или группы из одного региона в другой. При анализе вертикальной мобильности социологи изучают как мобильность индивида в рамках его собственной карьеры, так и различия социальной позиции индивида и его родителей.  

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - один из крупнейших социологов XX в. Горизонтальная мобильность - это фактическое перемещение в физическом пространстве, миграция; вертикальная - изменение социального статуса, движение вверх и вниз по социальной лестнице (Sorokin P.A. Social Mobility. В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых являются армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они так же необходимы социальному организму, как органы контроля кровотока в сложном биологическом теле. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.  

Стратификация представляет собой дифференциацию людей в иерархическом порядос каГораягосявБьаается на неравном распределении между членами группы социальных капиталов - прав, власти, влияния, возможностей, привилегий и льгот, дохода и т.п. Существует три основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая и профессиональная. Между стратами и внутри них наблюдаются перемещения индивидов, которые называются социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение из одной социальной группы в другую, расположенных в одной плоскости. Вертикальная - перемещение из одного социального уровня в другой.  

Страницы:      1

Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Вертикальная мобильность может быть как восходящая, связанная с повышением статуса, так и нисходящая, предполагающая его понижение.

Вертикальная и горизонтальная мобильности связаны между собой: чем интенсивнее движение "по горизонтали", пусть без заметного повышения социального статуса, тем больше накапливается возможностей (связей, знаний, опыта и т.д.) для последующего восхождения по социальной лестнице.

Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной, связанной с изменением социального статуса и положения в социальном пространстве отдельного индивида, и групповой, предполагающей перемещение целых групп. Все виды мобильности могут происходить добровольно, когда индивид или целенаправленно изменяет свое положение в социальном пространстве, и принудительно, когда перемещения и изменения статуса происходят независимо от воли людей или даже вопреки ей. Обычно восходящая индивидуальная добровольная мобильность связана с волевыми усилиями и активной деятельностью по повышению социального статуса. Однако существует и нисходящая добровольная мобильность, обусловленная личным решением индивида отказаться от высокого статуса ради тех благ, которые может давать низкий статус. Примером такой мобильности в современном обществе является дауншифтинг – сознательное и добровольное понижение профессионального и экономического статуса ради увеличения количества свободного времени, которое можно потратить на увлечения, саморазвитие, на воспитание детей и т.д.

По степени доступности социальной мобильности и интенсивности перемещений индивидов различаются открытые и закрытые общества. В открытых обществах мобильность доступна большинству индивидов и групп. По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества – интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых, недемократических странах и наоборот. В реальной жизни нет ни абсолютно открытых, ни абсолютно закрытых обществ – всегда и везде есть как разнообразные каналы и лифты мобильности, так и фильтры, ограничивающие доступ к ним. Каналы социальной мобильности обычно совпадают с основаниями стратификации и связаны с изменением экономического, политического, профессионального статуса, престижа. Социальные лифты делают возможным быстрое изменение социального статуса – его повышение или понижение. К основным социальным лифтам относятся такие виды деятельности и связанные с ними социальные институты, как предпринимательская и политическая деятельность, образование, церковь, военная служба. Об уровне социальной справедливости в современных обществах судят по доступности каналов мобильности и социальных лифтов.

Социальные фильтры (П. А. Сорокин использовал понятие "социальное сито") – это институты, ограничивающие доступ к восходящей вертикальной мобильности для того, чтобы на высшие уровни социальной иерархии попадали наиболее достойные члены общества. Примером фильтра является система экзаменов, предназначенная для того, чтобы отобрать для обучения наиболее подготовленных и профессионально пригодных индивидов.

Кроме того, проникновение в высокостатусные социальные группы, как правило, ограничено различными фильтрами, и чем выше статус группы, тем они сложнее и труднее для проникновения. Недостаточно соответствовать уровню высшего класса по доходам и обеспеченности, чтобы быть его полноценным членом, надо вести соответствующий образ жизни, обладать адекватным культурным уровнем, и т.д.

Восходящая социальная мобильность существует в любом обществе. Даже в обществах с преобладанием предписанного социального статуса, передающегося по наследству и санкционированного традицией, например в индийском кастовом обществе или европейском сословном, существовали каналы мобильности, хотя доступ к ним был весьма ограничен и затруднителен. В индийской кастовой системе, которая справедливо считается примером наиболее закрытого общества, исследователи прослеживают каналы индивидуальной и коллективной вертикальной мобильности. Индивидуальная вертикальная мобильность была связана с выходом из кастовой системы вообще, т.е. с принятием другой религии, например сикхизма или ислама. А групповая вертикальная мобильность была возможна и в рамках кастовой системы, и связана с весьма сложным процессом повышения статуса всей касты через теологическое обоснование ее более высокой религиозной харизмы.

Следует помнить, что в закрытых обществах ограничения на вертикальную мобильность проявляются не только в затрудненности повышения статуса, но и в наличии институтов, снижающих риски его понижения. К ним относятся общинная и клановая солидарность и взаимопомощь, а также отношения типа "патрон – клиент", предписывающие покровительство нижестоящим в обмен на их лояльность и поддержку.

Социальная мобильность имеет тенденцию к флуктуации. Ее интенсивность изменяется от общества к обществу, а в рамках одного и того же общества отмечаются сравнительно динамичные и стабильные периоды. Так, в истории России периодами рельефно выраженных перемещений были периоды правления Ивана Грозного, царствования Петра I, Октябрьской революции. В эти периоды по всей стране старая правительственная верхушка практически уничтожалась, а люди из низших социальных слоев занимали высшие управленческие должности.

Значимыми характеристиками закрытости (открытости) общества являются внутрипоколенная мобильность и межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность показывает изменения социального статуса (как повышение, так и понижение), которые происходят в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность демонстрирует изменения статуса последующего поколения относительно предыдущего ("детей" относительно "отцов").

Распространено мнение, что в закрытых обществах с сильными традициями и преобладанием предписанных статусов "дети" скорее воспроизводят социальные позиции, профессии, образ жизни "отцов", а в открытых обществах – выбирают собственный жизненный путь, зачастую сопряженный с изменением социального статуса. В некоторых социальных системах следование по пути родителей, создание профессиональной династии рассматривается как морально одобряемый образ действий. Так, в советском обществе при наличии реальных возможностей социальной мобильности, открытости доступа к таким лифтам, как образование, политическая (партийная) карьера для выходцев из низших социальных групп, особо поощрялось создание "рабочих династий", воспроизводящих из поколения в поколение профессиональную принадлежность и обеспечивающих передачу особых навыков профессионального мастерства. Однако следует отметить, что и в открытом обществе принадлежность к высокостатусной семье уже создает предпосылки для воспроизведения этого статуса в следующих поколениях, а низкий статус родителей накладывает определенные ограничения на возможности вертикальной мобильности детей.

Социальная мобильность проявляется в разных формах и, как правило, сопряжена с экономической мобильностью, т.е. флуктуациями экономического положения индивида или группы. Вертикальная социально-экономическая мобильность связана с ростом или падением благосостояния, и основным се каналом является хозяйственная и предпринимательская, профессиональная деятельность. Кроме того, на экономическую мобильность могут влиять и другие формы мобильности, например, рост властных возможностей в контексте политической мобильности влечет за собой, как правило, и улучшение экономического положения.

Исторические периоды, сопровождающиеся ростом социально-экономической мобильности в обществе, совпадают с интенсивными социально-экономическими изменениями, реформами, революциями. Так, в России начала XVIII в., во время реформ Петра I, возросла социальная мобильность в целом, произошла ротация элит. Для российского торгово-экономического класса реформы были связаны с принципиальными изменениями состава и структуры, повлекшими за собой потерю экономического статуса (нисходящую мобильность) значительной части прежних крупных предпринимателей, и быстрое обогащение (вертикальную мобильность) других, нередко пришедших в крупное предпринимательство из мелкого ремесла (например, Демидовы) или из других сфер деятельности. В эпоху революционных изменений в начале XX в. произошла резкая нисходящая мобильность практически всей экономической верхушки российского общества, вызванная насильственными действиями революционных властей – экспроприациями, национализацией промышленности и банков, массовыми конфискациями имущества, отчуждением земель и т.д. Одновременно утратили свои экономические позиции и непредпринимательские, но относящиеся к профессиональным элитам и потому обладающие сравнительно высоким материальным статусом, группы населения – генералитет, профессура, техническая и творческая интеллигенция и т.д.

Из приведенных примеров очевидно, что экономическая мобильность может осуществляться следующим образом:

Индивидуально, когда отдельные индивиды меняют свое экономическое положение независимо от положения группы или общества в целом. Здесь важнейшими социальными "лифтами" являются как создание экономических организаций, т.е. предпринимательская деятельность, повышение профессионального уровня, так и социальная мобильность, связанная с переходом в группу, обладающую более высоким материальным статусом. К примеру, в период постсоветских реформ в экономике в России 90-х гг. XX в. переход офицеров или ученых в менеджмент означал повышение благосостояния;
в групповой форме, в связи с ростом материального благосостояния группы в целом. В России 1990-х гг. многие социальные группы, в советский период считавшиеся экономически состоятельными – офицеры, научная и техническая интеллигенция и др. утратили прежние высокие зарплаты и совершили резкую нисходящую экономическую мобильность без изменений социального, профессионального, политического статуса. Целый ряд других групп, напротив, повысили свое материальное благосостояние без фактических изменений в других аспектах своего статуса. Это, прежде всего, государственные служащие, юристы, некоторые категории творческой интеллигенции, менеджеры, бухгалтеры и т.д.

Обе формы экономической мобильности интенсифицируются в периоды реформ и преобразований, но возможны и в спокойные периоды.

Как мы уже отмечали, абсолютно закрытых обществ не бывает, и возможности вертикальной экономической мобильности есть даже в тоталитарных обществах, однако они могут быть связаны с ограничениями экономической стратификации в целом: возможен рост благосостояния в связи, например, с получением высокооплачиваемой профессии, но этот рост будет невелик относительно других профессиональных групп. Запрет на предпринимательскую деятельность, безусловно, существенным образом ограничивает и абсолютные, и относительные возможности вертикальной экономической мобильности в обществах советского типа. Однако и нисходящая мобильность в виде потери источников средств существования, жилья и т.д. здесь ограничена в связи с наличием социальных гарантий и общей уравнительной политикой. Демократические общества с развитыми экономическими свободами представляют возможности обогащения путем предпринимательской деятельности, однако возлагают на самого индивида бремя риска и ответственности за принятые решения. Поэтому здесь существует и опасность нисходящей мобильности, сопряженной с рисками экономических флуктуаций. Это могут быть как индивидуальные потери, так и групповая нисходящая мобильность. Например, дефолт в России (а также в Великобритании и ряде стран Юго-Восточной Азии) привел не только к разорению отдельных предпринимателей, но и временному понижению материального уровня (нисходящей мобильности) целых профессиональных групп.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Примерами горизонтальной мобильности могут служить перемещения из одного гражданства в другое, из православной религиозной группы в католическую, из одного трудового коллектива в другой и т.п.

Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переехал на постоянное место жительства и устроился на работу, то это уже миграция.

Следовательно, горизонтальная мобильность может быть территориальной, религиозной, профессиональной, политической (когда меняется только политическая ориентация индивида). Горизонтальная мобильность описывается номинальными параметрами и может существовать только при определенной степени гетерогенности в обществе.

У П. Сорокина относительно горизонтальной мобильности сказано лишь то, что имеется в виду переход людей из одной социальной группы в другую без изменения их общественного положения. Но если исходить из принципа, что все без исключения различия в мире людей имеют какую-то неравную значимость, нужно будет признать, что и горизонтальная социальная мобильность также должна характеризоваться изменением социального положения, только не восходящим или нисходящим, а поступательным или отступательным (регрессирующим). Таким образом, горизонтальной мобильностью можно считать любой процесс, приводящий к формированию или изменению классовых социальных структур - в отличие от стартовых, которые образуются и изменяются в результате вертикальной социальной мобильности.

На сегодняшний день в обществе, особенно среди жителей крупных городов набирает обороты именно горизонтальная мобильность. У молодых людей становиться за правило смена места работы каждые 3-5 лет. При этом большинство социологов это приветствуют, считая, что такой подход позволяет человеку не «консервироваться» на одном месте и неизменном круге задач. Во-вторых, немалая часть работников предпочитает осваивать смежные специальности или вообще кардинально менять сферу деятельности.

Смена места жительства - а она является также видом горизонтальной мобильности - часто дополняет смену места работы, пусть даже новая работа расположена в том же городе - существуют люди, предпочитающие снять квартиру поближе, лишь бы не тратить по два с половиной часа в день на дорогу.

Смысл вертикальной мобильности совершенно прозрачен - многие хотят улучшить свое положение. Гораздо интереснее вопрос о том, что движет социальной мобильностью по горизонтали.

Прежде всего, становится заметно, что в последние годы перестают работать так называемые социальные лифты: то есть, уменьшается количество возможностей взять и одним махом перескочить на более высокий социальный уровень. Единичные случаи возможны, но для большинства этот ход закрыт. А горизонтальная мобильность в принципе доступна почти для всех.

Горизонтальная мобильность позволяет существенно расширить кругозор, она не заставляет существенно менять свои привычки, образ жизни.



Понравилась статья? Поделитесь ей