Контакты

Профилактика вредных привычек школьников краткое содержание. Материал по ЗОЖ (класс) на тему: Доклад Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек. Профилактика вредных привычек у подростков

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Кировская средняя школа»

Полещук Л. В.

ПАСПОРТ

КЛАССНОЙ КОМНАТЫ № 2.1

1 КЛАСС

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ответственный за классную комнату:

Гришина Елена Анатольевна

Справка о нахождении классной комнаты № 2.1

    Классная комната № 2.1 начальных классов МБОУ «Кировская средняя школа».

    Адрес школы: 296423, ул. Ленина, д. 8, с. Кировское, Черноморский район, Республика Крым.

Структура паспорта

    Пояснительная записка.

    Положение о классной комнате начальных классов.

    Анализ работы классной комнаты и задачи на 2014-2015 учебный год.

    Анализ работы по оборудованию и оснащению классной комнаты № 2.1.

    Валеологический паспорт классной комнаты № 2.1.

    План классной комнаты № 2.1.

    Опись имущества классной комнаты № 2.1.

    Инвентарная ведомость на ТСО.

    Занятость классной комнаты № 2.1.

    Видео- и аудиоматериалы.

    Перспективный план развития классной комнаты 2.1 на 2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка

Классная комната – учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится методическая, учебная и внеклассная работа с учащимися.

Цель паспортизации классной комнаты:

Проанализировать состояние классной комнаты, ее готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению классной комнаты в соответствии с требованиями учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Кировская средняя школа»

Полещук Л. В.

ПОЛОЖЕНИЕ

о классной комнате начальных классов

    Общие положения.

    Классная комната начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

    Занятия в классной комнате должны служить:

    активизации мыслительной деятельности учащихся;

    формированию умений работать с различными видами информации и её источниками;

    формированию коммуникативной культуры учащихся;

    развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;

    воспитанию высокоорганизованной личности.

    Оснащение классной комнаты включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.

    Основные требования к классной комнате.

    Соответствие оборудования и оснащения классной комнаты требованиям СанПиН.

    Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в классной комнате.

    Соблюдение эстетических требований к оформлению классной комнаты.

    Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование классной комнаты:

    положение о классной комнате начальных классов общеобразовательного учреждения;

    должностная инструкция заведующего классной комнаты;

    правила пользования классной комнаты для учащихся;

    валеологический паспорт классной комнаты;

    инвентарная ведомость на имеющееся оборудование;

    паспорт автоматизированного рабочего места учителя;

    каталог учебных, учебно-информационных и учебно-методических материалов;

    анализ и план работы по развитию кабинета.

    Наличие расписания работы классной комнаты по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.

    Наличие в классной комнате инструкций и журнала инструктажа по технике безопасности для учащихся.

    Требования к учебно-методическому обеспечению классной комнаты.

    Укомплектованность классной комнаты учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения, необходимым для реализации ФГОС и выполнения образовательной программы школы.

    Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям ФГОС, реализуемому учебно-методическому комплекту.

    Обеспеченность обучающихся учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы и реализуемым учебно-методическим комплектом.

    Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.

    Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал классной комнаты должен содержать:

    правила техники безопасности работы и поведения в классной комнате;

    материалы, используемые в учебном процессе.

Анализ работы классной комнаты № 2.1

В 2014-2015 учебном году классная комната № 2.1 была организована как учебно-воспитательное подразделение образовательного учреждения, оснащённое учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по предметам. Кроме того, классная комната используется в преподавании различных учебных предметов, в организации общественно полезного труда учащихся, внеурочной деятельности, дополнительного образования, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Классное помещение просторное, хорошо проветриваемое и в меру светлое.

В 2014-2015 учебном году классная комната №2.1 и находящиеся в нём материалы используются для работы с учащимися начальной школы. Ежедневно в первой половине дня в классной комнате проводятся уроки в 1 классе по утверждённому расписанию. Используется возможность для организации индивидуальной, групповой и коллективной работы. Так же проходят встречи с родителями, родительские собрания и родительские всеобучи.

Психологически и гигиенически комфортная среда в классной комнате организована так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию учебной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по предметам и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Занятия в классной комнате способствуют:

    формированию у учащихся общеучебных умений, навыков и знаний об окружающем мире;

    ознакомлению учащихся с применениями полученных знаний в учебном процессе на практике;

    совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.

В 2014-2015 учебном году проводится большая и плодотворная работа по обновлению материально-технической базы кабинета и совершенствованию образовательного процесса, а именно:

    установлен компьютер;

    осуществлено подключение к сети ИНТЕРНЕТ;

    установлено для классной комнаты 14 парт и 28 стульев для учащихся, отвечающих современным требованиям гигиены и возрастным особенностям учащихся;

    модернизирован и обновлён раздаточный материал;

    систематизирован демонстрационный материал.

Планируется в следующем учебном году:

    проводить дальнейшее внедрение средств ИКТ в образовательный процесс;

    пополнение фонда электронных пособий, электронных учебников и программ;

    оборудовать кабинет современным стендовым и раздаточным материалом;

    разработать пособия, методические указания и конкретный учебный материал для работы с одарёнными детьми, индивидуальных и групповых занятий.

Анализ работы по оборудованию и оснащению

классной комнаты начальных классов № 2.1

Классная комната предназначена для организации учебного процесса учащихся 1 – 4 классов, включающего проведение:

    учебных занятий;

    индивидуальной работы с учащимися;

    классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.

Цель работы классной комнаты: обеспечение здоровьесберегающей, развивающей, предметно-пространственной среды для учащихся начальных классов.

Задачи классной комнаты:

Основными направлениями деятельности классной комнаты являются:

    Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

    Дидактическое обеспечение учебных занятий.

    Создание развивающей образовательной среды.

По первому направлению проводятся следующие мероприятия:

Установлены регулируемые с учётом роста учащихся парты и стулья, что способствовало сохранению осанки учащихся, уменьшению количества детей со сколиозом (по данным диспансерного осмотра). Над доской планируется установить софиты, что способствует сохранению зрения учащихся.

Данные мероприятия способствуют сохранению физического здоровья учащихся, в том числе осанки, зрения; созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий.

Установлены пластиковые окна, что облегчает возможность проветривания классной комнаты и обеспечивает более высокую звукоизоляцию и светопроницаемость, повышает соблюдение правил ТБ.

По второму направлению разрабатываются дидактические материалы по основным темам, изучаемым на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира, которые позволяют учитывать особенности восприятия информации на этапе изучения новых знаний и способов действий.

Разрабатываются и подготавливаются индивидуальные разноуровневые карточки для организации работы по закреплению и применению знаний и способов действий с учётом различного уровня обученности учащихся; комплекты для развития познавательных интересов учащихся и организации индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению отдельных предметов; разноуровневые дидактические материалы к урокам русского языка и математики.

С целью формирования и развития навыков работы с текстами подготавлтваются тестовые контролирующие материалы по темам, включённым для изучения на уроках литературного чтения.

Таким образом, использование в учебном процессе дидактического материала позволяет добиться более высокого уровня обученности учащихся.

В перспективе потребуется разработка дидактического материала, направленного на развитие логического мышления: умение анализировать, выделять главное, делать выводы, материалов для развития объёма вербальной памяти учащихся.

По третьему направлению систематически обновлялся стенды с материалами, содействующими развитию познавательной активности учащихся. В то же время этого недостаточно. Необходимо привлекать учащихся к обновлению стендовых материалов.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод , что данные направления работы классной комнаты актуальны и в предстоящем учебном году необходимо направить усилия на решение следующих задач:

    Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов.

    Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

    Систематически обновлять стендовые материалы классной комнаты для создания развивающей среды.

    Содействовать формированию эстетической культуры личности.

Валеологический паспорт классной комнаты № 2.1

Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты

Коэффициент естественной освещённости

(наиболее удалённое место 1,75 – 2 %)

согласно нормам

Основной поток света

(только с левой стороны)

с левой стороны

Наличие световых проёмов в стене, где висит доска (не допускается)

Расположение пособий

впереди, сбоку

Оптимальная ориентация окон классных комнат

согласно нормам

Гигиенические нормы соблюдение окон

чистота

Место цветов в классе

сзади, сбоку

Освещённость классной комнаты

согласно нормам

Включение светильников

(раздельное)

раздельное

Освещённость рабочей поверхности

норма

Наполняемость классной комнаты

Площадь классной комнаты

49,8 м 2

Форма классной комнаты

норма

Расположение столов в классной комнате

согласно нормам

Вход в класс

сбоку, впереди

План классной комнаты № 2.1

Шкаф для пособий

Парта ученическая регулируемая по высоте

Стул ученический регулируемый по высоте

Стол учителя однотумбовый

Кресло учителя, стул п/м

Парта ученическая

Шкаф двухчастей

Доска ученическая

Раковина

Опись имущества классной комнаты № 2.1

Наименование имущества

Инвентарный номер

Учительский стол

Кресло учителя

Ученические парты

Ученические стулья

Шкаф 2-х частей

Доска школьная 1х4

Настенные часы

Лампа над доской (дневного освещения)

Шкаф для пособий

Парта ученическая

Освещение классной комнаты № 2.1

Наименование рабочих зон

Размещение светильников

Тип освещения

Рабочие места учителя и учащихся

На потолке

Лампа дневного освещения

Поверхность классной доски

Над доской

Лампа дневного освещения

Инвентарная ведомость на технические средства обучения

классной комнаты № 2.1

Наименование ТСО

Инвентарный номер

Компьютер

Расписание занятости в классной комнате № 2.1

п/п

Расписание занятий

Время

пребывания

ПОНЕДЕЛЬНИК

1.Литературное чтение

8.00-8.45

2.Математика

8.55-9.40

9.50-10.35

10.55-11.40

12.00-13.00

ВТОРНИК

8.00-8.45

2.Математика

8.55-9.40

3.Русский язык

9.50-10.35

4. Украинский язык и литературное чтение

10.55-11.40

12.00-13.00

СРЕДА

1.Математика

8.00-8.45

8.55-9.40

3.Русский язык

9.50-10.35

4.Окружающий мир

10.55-11.40

5.Изобразительное искусство

12.00-12.45

12.55-13.55

ЧЕТВЕРГ

1.Литературное чтение

8.00-8.45

2.Русский язык

8.55-9.40

3.Окружающий мир

9.50-10.35

4.Технология

10.55-11.40

12.00-13.00

ПЯТНИЦА

1.Русский язык

8.00-8.45

8.55-9.40

3.Математика

9.50-10.35

4. Украинский язык и литературное чтение

10.55-11.40

12.00-13.00

Видео- и аудиоматериалы

Наименование

Литературное чтение

Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской

Литературное чтение

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В., Бойкиной М. В.

Русский язык

Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Математика

Электронное приложение к учебнику «Математика» М.И. Моро, С.В. Волковой, С. В. Степановой

Окружающий мир

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова

Перспективный план развития классной комнаты № 2.1

на 2014-2015 учебный год

Что планируется

Ответственный

Мероприятия по оформлению классной комнаты (оформление места педагога, ученических мест, подготовка постоянных и сменных учебно-информационных стендов).

В течение года

Гришина Е. А.

Обновление учебно-методического обеспечения классной комнаты (составление дидактического материала, тестов, текстов контрольных работ, раздаточного материала).

В течение года

Гришина Е. А.

Пополнять данные об учащихся, создавая портфолио каждого ученика.

В течение года

Гришина Е. А.

Пополнять классную библиотеку методической литературой, справочной литературой, наглядными пособиями.

В течение года

Гришина Е. А.

Мероприятия по обеспечению сохранности материально-технической базы классной комнаты.

В течение года

Гришина Е. А.

Мероприятия по обеспечению соблюдения в классной комнате правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, обеспечение сохранности классной комнаты в целом (пола, стен, окон, мебели), обеспечение уровня освещенности.

В течение года

Гришина Е. А.

Мероприятия по озеленению классной комнаты.

В течение года

Гришина Е. А.

Пополнять накопительные папки.

В течение года

Гришина Е. А.

Оборудовать полки в нишах левой стены.

В течение года

В школе работа по профилактике вредных привычек у школьников осуществляется классными руководителями, социальным педагогом, психологами, завучем по воспитательной работе, педагогом-организатором, медицинским работником. В первую очередь, груз этой работы ложится на классных руководителей.

Акцент на профилактику наркомании делают как в урочное время (на уроках химии, биологии, обществознания), так и на классных часах. Если педагог решил поговорить о наркомании на классном часе, он выбирает точный и конкретный материал из местной газеты или передач местного радио и телевидения. Обычно среди подростков бытует мнение, что состояние здоровья -- их личное дело. Однако, мнение первого советского наркома здравоохранения Н.А. Семашко: «Здоровье каждого -- здоровье всех». Педагог аргументирует эту точку зрения, используя материалы экологических общественных движений, международных конференций врачей.

Используются и другие формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работников УВД или прокурором), но практика показывает, что больший успех имеет обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из ростовских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсическими веществами знакомы 15% учащихся. Отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших -- на 100% негативное.

Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. В подавляющем большинстве случаев «вкус» спиртного дети узнают в 10--15-летнем возрасте с подачи родителей и друзей; 62% родителей об этих фактах знают.

Этапы профилактической деятельности: диагностика личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование пристрастий, а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях. О его друзьях; информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоление стрессовых ситуаций. Конфликтология и собственно проблемы вредных привычек; тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. Актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика вредных привычек невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе. Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Направленность на людей в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Неоценимый вклад в профилактику вредных привычек может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реального мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и пагубным соблазнам. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

Массовым явлением табакокурение среди школьников становится в подростковом возрасте, примерно с 11 -- 12 лет. Одним из центральных новообразований личности подростка становится стремление быть или хотя бы казаться, взрослым. Быть в чем-то как взрослый труднее, чем казаться таковым для окружающих. Табакокурение -- наилучший, по мнению подростков, и легчайший способ казаться взрослым, если не для самих взрослых, то для своих сверстников. Но ведь взрослые в большинстве своем выступают против курения школьников либо путем прямого запрета, либо посредством аргументации отрицательными фактами. Курение опасно для здоровья: вызывает сердцебиение, одышку, сужает сосуды, раздражает горло и вызывает образование налетов на чувствительной легочной ткани. Систематическое многолетнее курение приводит к преждевременным инфарктам, раку горла или легких, эмфиземам и другим легочным заболеваниям. Даже умеренное курение сокращает общую продолжительность жизни человека в среднем на 7 лет.

В борьбе с табакокурением наиболее важна профилактика, недопущение школьников к курению и эффективные средства к устранению его. Подросткам надо сообщить все факты о курении с предельной честностью. Весьма полезно знакомить их с наглядными вредными последствиями курения. При беседах о вреде табака следует избегать прямого запугивания. Значительно более эффективно умеренное описание отрицательных последствий курения. Отрицательно относящиеся к табакокурению учителя достигнут большего успеха в антиникотиновой пропаганде, чем нейтрально настроенные педагоги.

Основные мотивы убеждения в необходимости прекращения курения должны быть позитивными. Рекомендуется взывать к самолюбию подростков, их уверенности в себе, силе воли, чувству гордости за свои достижения, самоконтролю, а не сваливанию своей вины на других. Помогает утверждение о престижности достижения и сохранения хорошей физической формы. Педагогам в их борьбе с курением школьников требуется помощь других подростков и их групповых лидеров.

Антиникотиновую пропаганду рекомендуется начинать с дошкольного возраста и вести в течение ряда лет. Крайний срок начала этой компании -- 4-й или 5-й класс. Учащимся надо помогать в их осознании и выявлении у себя причин табакокурения и указывать реальные способы решения личных проблем, а не прибегать к курению как иллюзорному способу преодоления житейских трудностей. В борьбе с курением наилучшим считается не один, а совокупность методов.

В 70-х годах количество курильщиков всех возрастов в США резко сократилось благодаря массовой, постоянной и умелой контрпропаганде курения. Этот процесс коснулся также подростков и старшеклассников: с 1979 по 1992 г. количество их сократилось на 57%. Это вселяет надежду, что со временем врачи, психологи и педагоги найдут столь же эффективные методы воздействия на пьяниц и наркоманов.

Несовершеннолетние больные наркоманией в возрасте от 16 лет, уклоняющиеся от обязательного лечения, подлежат принудительному лечению в лечебно-воспитательных профилакториях.

Администрация и преподавательский состав школ и ПТУ должны проявлять максимальную бдительность относительно возможного употребления учащимися в случаях обнаружения у них таблеток, ампул и других медицинских форм лечебных препаратов; каких-либо приспособлений для инъекций (жгутов, шприцев, специальных игл) и следов на коже.

Если врачи подтвердят факт наркотизации учащегося, он ставится на учет в наркологическом диспансере или ближайшем наркокабинете поликлиники. В случаях, когда наркотизация представляется однократной, объективно случайной, подростки ставятся на профилактический учет. В случаях повторного или систематического приема наркогенных веществ или даже единичного их приема, но сочетающегося с активной тенденцией к алкоголизации, наличием других личностных и семейных факторов риска наркотизации, подростки ставятся на диспансерный учет.

Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании, способствующей самоутверждению подростка как здоровой интеллектуальной личности, помогающей ему обрести смысл жизни. Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.

Наконец, если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам: зрачки расширены; движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны; поведение резко меняется (от активности до сонливости). На лице у подростка -- выражение блаженства, дополняемое неестественной улыбкой; нарушена концентрация внимания; речь сбивчивая, невнятная.

В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное -- яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.

Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам: желание вести нормальную, полноценную жизнь; боязнь привыкания и смерти. Стремление нормально жить и радоваться жизни; боязнь принести страдания родным и близким; множество печальных примеров; осознание вреда для здоровья и трудности излечения; наличие других радостей в жизни и других источников наслаждения; анализ непоправимых последствий.

Этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношество от опасных увлечений.

Исследованиями установлено, что у юношей и девушек алкоголизм как болезнь развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых. Распад личности тоже идет интенсивнее.

Еще в советское время газета «Правда» описала случай, имевший место в одном из детских садов. Дети играли в праздник. Хозяйка говорит: «Ешьте, дорогие гости, что же вы не едите?» А мальчик опрокинул «чарку» и ответил: «После первой не закусываю».

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма нам представляются следующие: санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей-наркологов или школьного врача); пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни. Оценка социальной сущности и природы употребления наркотиков в общении с детьми на уроках и классных часах; ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал; борьба с любым потреблением спиртного (даже на выпускных вечерах).

Школа должна помочь ребенку увидеть подлинных героев в противовес современным прессе и телевидению, которые, будучи зависимыми от рекламодателей, во многом исказили шкалу общечеловеческих ценностей.

Таким образом, работа по профилактике вредных привычек у детей ложится главным образом на школу. Школой активно проводится информирование учащихся о вреде алкоголя, курения, наркомании. Однако, количество детей, курящих, употребляющих спиртные напитки, наркотики, заставляет задуматься об эффективности действующих мер профилактики. Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании. В первую очередь, груз этой работы ложится на классных руководителей, социальных педагогов, психологов, завучей по воспитательной работе, педагогов-организаторов, медицинских работников. Но свою лепту стоит внести и учителям-предметникам, в частности биологам и учителям физкультуры.

Зачастую вредные привычку в детстве имеют глубокие последствия в будущем. Как оградить ребенка от негативных привязанностей и воспитать в нем положительные качества, узнаете в нашем материале.

Согласно определению, привычка — это поведение или действие, ставшее для человека чем-то обыденным. Хорошие или плохие привычки есть у всех. Главная проблема, что вредная привязанность появляется легко, а вот выработать хорошую бывает сложно. Вредную привязанность можно сравнить с теплой постелью, расстаться с которой очень трудно. Большинство действий становятся для нас привычными еще с самого детства или юности.

Как избежать появления вредных привычек?

Первичная цель всех родителей — обеспечить детям хорошее будущее. И это возможно, если выработать хорошие привычки и избежать появления плохих.

Если родители приучили подростка раньше вставать, а также привили основы средств физической культуры, то в будущем он будет отличаться пунктуальностью, усердностью и силой воли. Еще с юности нужно принять правильные меры, чтобы привычки работали на нас, а не против нас.

Кто-то полагает, что для развития привычки или избавления от нее достаточно всего трех недель. Однако для избавления может понадобиться больше времени. Главное, запастись терпением и идти к своей цели. Будьте готовы, что в борьбе с привычкой вы будете срываться и ошибаться. Но важно не то, сколько раз вы упали, а то, сколько раз вы поднялись.

Желательно как можно раньше начать вести здоровый образ жизни. Тогда не придется вырабатывать эту привычку в будущем. Пока дети учатся в школе, у них есть хорошая возможность научиться не откладывать дела на потом и начать формирование культуры ЗОЖ, а также заниматься развитием нужных навыков.

Основные пути для достижения своих целей, связанных с привычками — это научиться поступать вопреки своим желаниям. Хорошо, если школьный психолог проводит разные формы работы, которые помогут определить направление и пути действий.

Профилактика вредных привычек у подростков

Проще всего формировать личность детей. Они послушны, податливы и легко учатся всему новому. С подростками же все немного сложнее. Для них авторитетом становятся друзья, но они нередко влияют негативно. Соответственно, они формируют массу плохих привычек у ребенка. Даже некоторые привычки, как, например, приходить поздно домой, могут восприниматься уже нормальными и оправданным. Однако в будущем они могут привести за собой негативный результат.



Примеры некоторых вредных привычек у подростков:

  • откладывать дела на потом;
  • не делать домашнее задание;
  • поздно приходить домой;
  • употреблять алкоголь;
  • курить;
  • сквернословить;
  • не соблюдать режим сна и отдыха.

Эти привычки развиваются легко и незаметно, а вот избавиться от них достаточно сложно.

Так как большую часть времени подростки проводят в школе, об их характере могут рассказать и учителя. Поэтому мамам и папам ни в коем случае нельзя пропускать родительские собрания или подобные мероприятия.

Чтобы приучить ребенка вовремя ложиться спать или начинать делать уроки, используйте смартфон, если на нем есть памятка с уведомлениями. Они напомнят, что пора спать или заниматься. Так молодые люди будут приучаться к графикам и временным рамкам. Если дети вечером пошли на прогулку без взрослых, то им точно не повредит напоминание в телефоне о времени возвращения домой. Уже спустя несколько раз подростки без напоминаний смогут делать все вовремя и по привычке.

Так как молодежь очень любит гаджеты, то им сможет помочь специальная программа. Интернет пестрит такими помощниками. В них можно вводить привычки, которые хочется выработать, составлять графики для достижения целей, отслеживать свои успехи и неудачи. Это очень помогает, так как лучший способ избавиться от вредной привычки — это заменить ее на положительную. Например, вместо игр за компьютером можно заниматься спортом или общаться с друзьями.

Еще одним переломным моментом в жизни молодых людей являются студенческие годы. У студентов много соблазнов попасть под плохое влияние. Поэтому если заложить прочный фундамент еще в детстве, то на этом этапе будет намного легче. Тогда даже вращаясь в молодежной среде, они смогут сохранить свои моральные устои и хорошие привычки.

Профилактика вредных привычек у школьников

В детстве родители — авторитеты для ребенка. К их советам он прислушивается. Поэтому нужно уловить этот момент и помочь ребенку сформировать личность. Хорошо будет выработать у младших детей привычку уважать старших и прислушиваться к их мнению. Это поможет избежать вредных привычек в будущем.

Так как дети дошкольного возраста очень любопытны и постоянно хотят узнавать что-то новое, они зачастую неусидчивы. Поэтому родителям важно приучить деток к внимательности и аккуратности. Также в таком возрасте легко привить детям любовь к книгам. Это поможет в будущем ребенку во многих аспектах, а также предупредит такую вредную привычку, как увлечение гаджетами и электронными устройствами.

В характере многих детей присутствует привычка хвастаться или обижаться по малейшему поводу, но избавиться от нее с помощью родителей деткам будет несложно. Очень эффективным в этом вопросе может оказаться участие в коллективных играх с другими детками разных возрастов. Они учатся работать друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и не затаивать обид.

Родители могут обучать своих детей с помощью игр. Таким образом, они прививают детям ценный опыт, которого не дают ни в школе, ни в университете, ни на улице. Они учатся жить в обществе и сотрудничать с остальными его членами. Характеристика у обучающихся деток будет сильно отличаться от характеристики тех детей, воспитание которых было пущено на самотек.

Мероприятия по профилактике вредных привычек

Так как школа оказывает огромное влияние на формирование личности человека, желательно, чтобы это влияние было положительным. Дети учатся не только друг у друга — они также берут пример с учителей и замечают даже самые мелкие детали.

Очень хорошо, когда каждую неделю в школе проводится классный час. Им нельзя пренебрегать, так как он может принести детям больше знаний и опыта, нежели все остальные уроки. Во время классного часа можно предупредить появление вредных привычек и развитие отрицательных качеств, а также помочь раскрыться каждому ребенку.

Классный час — это беседа, которая проводится классным руководителем. Он говорит с детьми на социальную или психологическую тематику, выслушивает их мнение, высказывает свое, обращается к авторитетным источникам и дает советы.

Во время классного часа с детьми можно разыгрывать сценки и составлять сценарий — это поможет оживить обсуждаемую ситуацию. Работа руководителя в этом вопросе очень важна — к ней нельзя относиться халатно.

В начале года школа выдает протокол, в котором прописан план работы. Время от времени проходит специальный тренинг, который показывает, что дети смогли усвоить и применить в жизни, а также над чем еще стоит поработать.

Руководители вместе с детьми могут проводить разные акции, которые помогут лучше усвоить учебный материал. Можно всем классом выбрать вредную привычку, с которой все хотят бороться, и положительную, которую нужно выработать. Создается уголок успеха, где отмечаются достижения за неделю. Если занятие проводится регулярно, дети привыкнут и станут более открытыми и податливыми.

Работа над собой и своими привычками продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому нужно делать так, чтобы следовать плохой привычке было сложно, а хорошей — легко.

Важно помнить, что планы и их выполнение приводят к успеху. Если разработать план действий и точно следовать ему, то результата долго ждать не придется. Также важно уделить внимание окружению, влияние которого особенно сильно распространяется на подростков и маленьких детей.

Если следовать всем советам и не опускать руки, тогда любая цель обязательно будет достигнута!

Нами была проведена опытно- экспериментальная работа на базе 1 «А» класса гимназии № 14, целью которой было выявить у учащихся экспериментального класса виды, причины вредных привычек и наметить план действий по их профилактике. В ходе данной работы мы провели беседы с классным руководителем 1 «А» класса, с медицинским работником, с родителями и самими детьми.

Таблица № 1

Профилактика вредных привычек в 1 "А" классе гимназии № 14

Медработник

Родители

Классный руководитель 1 «А» класса проводит большую работу с детьми по профилактике вредных привычек:

  • -во время уроков учитель ходит по классу, поправляя посадку детей и правильное расположение школьных принадлежностей;
  • - во время походов в столовую учитель проверяет, помыли ли дети руки перед едой;
  • - классный руководитель учит ребят называть друг друга только по именам, не давай различных прозвищ;
  • - учитель учит детей беречь школьное имущество, обращаться с ним, как со своим;
  • - учитель 1 «А» класса старается внимательно смотреть за тем, чтобы дети не грызли ногти, школьные принадлежности

Медицинский работник часто посещает класс. Врачом были проведены беседы с классом на темы типа: «Твои вредные привычки», «Ты и мир вокруг тебя» и другие, из которых дети узнали подробнее, что такое вредные привычки и как с ними можно бороться.

Родители учеников гимназии часто разговаривают со своими детьми на тему вредных привычек и об их профилактике, затрагивая не только самые распространённые (алкоголь, курение, наркомания), но так же и такие привычки, как: грызть ногти, ручку, мыть руки перед едой, не обманывать старших.

Сами дети пытаются контролировать друг друга, если этого не успевает делать учитель: скажут о правильной посадке соседа за партой, напомнят помыть руки перед едой.

Таким образом, из таблицы мы видим, что в классе проводится немалая работа по профилактике вредных привычек школьников как со стороны учителя, врача, так со стороны родителей и самих детей. Такая работа должна проводиться не только в лицеях и гимназиях, но и общеобразовательных школах.

Также нами была проведена анкета, состоящая из 9 вопросов, из результатов которой мы выявили, насколько ученики 1 «А» класса знают, что такое вредные привычки и проводится ли какая- либо работа с детьми

1. Знаете ли вы, что такое вредные привычки?

  • · нет, не знаю;
  • · предполагаю, но не уверен
  • 2. Имеете ли вы вредные привычки?
  • · Да, имею;
  • · нет, не имею;
  • · не знаю
  • 3. Имеют ли вредные привычки ваши родители?
  • · Да, имеют;
  • · нет, у моих родителей нет вредных привычек;
  • · не знаю
  • 4. Имеют ли вредные привычки твои друзья?
  • · Да, имеют;
  • · не имеют;
  • · не знаю
  • 5. Разговаривают ли родители с вами о вреде вредных привычек?
  • · Разговаривают часто;
  • · разговаривают редко;
  • · не разговаривают
  • 6. Проводит ли ваш классный руководитель с вами беседы о вреде вредных привычек?
  • · Проводит часто;
  • · проводит, редко;
  • · не проводит
  • 7. Знаете ли вы, как бороться с вредными привычками?
  • · Знаю;
  • · не знаю;
  • · не уверен
  • 8. Хотели бы вы, чтобы у вас не было вредных привычек?
  • · Хотел(а) бы;
  • · оставил(а) бы всё так, как есть;
  • · не хотел(а) бы
  • 9. Как вы считаешь, какие из перечисленных ниже привычек являются вредными? (подчеркни)
  • · Курение;
  • · грызение ногтей;
  • · чавканье за столом;
  • · прогулка по городу

Итак, подведя итог анкете, мы выяснили, что:

  • · знают, что такое вредные привычки- 87% учащихся класса;
  • · 79% ребят считают, что они имеют вредные привычки;
  • · у 85%- имеют вредные привычки родители;
  • · у 78% вредные привычки имеют друзья;
  • · почти все родители учеников разговаривают с ними о вредных привычках-97%;
  • · 100% учеников ответили, что их классный руководитель проводит с ними беседы о вреде вредных привычек;
  • · но лишь 36% детей ответили, что знают, как бороться с вредными привычками;
  • · 97% учеников класса хотят избавиться от вредных привычек и не иметь их;
  • · 93% ребят выбрали правильные ответы из перечисленных вредных привычек (курение, грызение ногтей, чавканье за столом);

Так, большая часть детей ответила, что они знают, что такое вредные привычки и как с ними бороться. С детьми проводят беседы как учитель, так и родители.

Так же мы составили диаграмму, из которой мы можем увидеть, насколько дети знают виды вредных привычек(ДИАГРАММА)

Так же мы выявили вредные привычки учеников 1 «А» класса.(ДИАГРАММА)

Из результатов диаграммы мы видим, что:

  • · часть учеников класса забвают вымыть руки перед едой- 45%;
  • · многие дети грызут от волнения ручки, карандаши и другие школьные принадлежности- 52%;
  • · так же есть в классе и немало детей, которые грызут ногти- 37%;
  • · есть дети, которые забывают убирать рабочие места после уроков (в частности урок рисования)- 19%;
  • · в классе имеются ученики, которые, переодеваясь, не кладут одежу на свои места, а разбрасывают её- 14%;
  • · малая часть детей, но всё- таки они есть, дают прозвища одноклассникам- 4%.

Так же мы провели индивидуальную беседу с двумя учениками 1 «А» класса - Чирковой Валерией и Ипатовым Яковом. Целью нашей беседы с ребятами было выявить, знают ли Лера и Яша, что такое вредные привычки, способы борьбы с ними и какие вредные привычки имеют сами дети.



Понравилась статья? Поделитесь ей