Контакты

Отличие психического от психологического состояния. Отличие психического от психологического. Инстинкты у людей

Разделение на психологическое и психическое , как на норму и патологию, исторически понятно, но терминологически неоправданно. Если говорят, что у человека психические проблемы - чаще всего, на самом деле, подразумевают психотические проблемы, что сужает понятие психики до психоза, крайней формы психических нарушений. А если хотят сказать, что человек испытывает общечеловеческие затруднения, то говорят о психологических проблемах, что, строго говоря, весьма странно, потому что психологические проблемы могут быть только в научном смысле (да, у науки психологии много проблем), а у человека могут быть только психические проблемы. Говорить о "психологических проблемах" у человека также семантически неверно, как говорить о "медицинских проблемах", вместо "проблем со здоровьем".

Тем не менее, не только в быту, но и в науке прижились два понятия: "психика человека" и "психология человека". Таким образом, слово "психология" стало защитным от признания тревожной истины, что любой человек наделен психикой. Надо признаться, этому весьма посодействовали сами психологи, всячески избегая употреблять слово "психика". И слово "психология" слишком плотно вошло в своем втором, переносном, значении в речь, что от этого смысла слова уже невозможно отказаться. Например, словосочетание "психологическая поддержка" невозможно заменить на "психическую поддержку". Слово "психическое", все же, приобрело более негативный характер, и словосочетание "психическая поддержка" вызовет, скорее, ассоциации с "психической обработкой".

Между прочим, определение психологии как науки о душе - исторически понятно, но не оправдано. Термин "душа" (по-гречески "психе") имеет исключительно религиозное значение и никак не используется сегодня среди научных терминов в психологии. Душу "изучали" религиозные философы, а современные психологи изучают психику, а точнее, ее проявления.

Однако, если кого-то пугает слово "психика" по ассоциации с "психическими болезнями", то его должно также пугать слово "душа" по ассоциации с "душевными болезнями". Однако, надо признаться, слово "психический" более отталкивает, и, очевидно, заслуга этому, прежде всего, психиатров.

Но если человек "боится" всего, что связано с психическим — на это должно быть много причин.

Конечно, эти сложности и путаница в понятиях связаны не только с историческим развитием этих двух наук о психике человека, но и с историей отношения к людям, имеющим психические заболевания. Вряд ли психиатрия и психиатры могли заслужить доверие, когда еще каких-нибудь несколько десятилетий назад использовались такие варварские способы "лечения" как электросудорожная терапия и лобоэктомия (вспомним, хотя бы, "Полет над гнездом кукушки").

Но дело даже не в тех ужасах психиатрических клиник, о которых мы читали в книгах и видели в кино. Дело, прежде всего, во врачах, задачей которых является лечить, для чего необходимо изучать болезнь. И врачи, изучавшие психические болезни, говорили о психике только в связи с болезнью. Но хуже того, т.к. врачи лечат больных, любой обратившийся к врачу, лечащему психические болезни, оказывался, вроде бы как сразу, психически больным.

И в этом главное пугающее значение слова "психика". И дело, даже, не в том, что если человек обращается к психиатру, или даже заговаривает о проблемах с психикой - его окружающие сразу приписывают к "психам", так сказать, приклеивают ярлык, хотя и это очень важно.

Подумать о психическом жутко, потому что психически больной человек почти никогда не может заметить свои психические проблемы, и мы все об этом знаем. Об этом знают, конечно, и психиатры, и мы об этом тоже знаем. И нам жутко от самого факта визита к психиатру (а, заодно, и к психоневрологу, психологу или психоаналитику), потому что нас страшит не только то, что у нас могут обнаружить психические отклонения, а в большей степени то, что нам об этом даже не попытаются сказать правду.

Но некоторые люди набираются смелости и приходят к психологу, несмотря на то, что в наименовании его специальности присутствует корень "псих".

К психологу, как правило, приходят за советом.

Но кто такой психолог, чтобы давать советы?


Сколько бы не твердили о равенстве полов, с сыном или дочкой мы общаемся по-разному, понимая, что их психика устроена неодинаково. Желая вразумить сына, мы говорим: «Будь мужчиной!». А расшалившейся дочке всякий раз напоминаем: «Ну ты же девочка!». Но порой мы истолковываем эти утверждения не совсем верно. Чем же отличается психика одних от других? Развеять заблуждения нам помогут исследования специалистов.

Считается, что девочки пассивнее, чем мальчики. На самом деле юные леди производят меньше шума, зато действуют более целенаправленно и эффективно.

Считается, что у девочек чувство коллективизма развито намного сильнее, чем у мальчиков. В сущности, и те, и другие любят объединяться к компании. Только в девчачьих - 2-3 человека, а в мальчишечьих - толпа.

Считается, что девочки легче поддаются чужому влиянию. На самом деле у маленьких принцесс на все есть
собственное мнение. Мальчики же слепо придерживаются правил, принятых в компании.

Считается, что девочки чаще испытывают чувство страха. В действительности девочки просто чаще мальчиков говорят об этом.

Считается, что мальчики более амбициозны и упорны в достижении цели. Надо признать, что девочки зачастую действуют самостоятельно, а вот мальчиков нередко приходится подталкивать.

Считается, что мальчики натуры творческие, спонтанные, не любят монотонные занятия. На самом деле у детей обоих полов одинаковые способности к механическому запоминанию и умению находить нестандартные решения.

Считается, что у мальчиков более аналитический склад ума. В действительности умненькие девочки уже в 5 лет со знанием дела рассуждают о жизни. А мальчишки и в 7 лет - несмышленые сорванцы. Специалисты объясняют: у девочек раньше формируются области левого полушария, ответственные за рационально-логическое мышление.

И еще. Воспитывая детей, помните, что мальчикам особенно важно, за что их хвалят, а девочкам - кто именно и каким тоном. Никогда не сравнивайте разнополых детей. Тем более не ставьте одних в пример другим.

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

    Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

    Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

    Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

    Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

3.4. Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики: первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов; вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не - Я»; третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека; четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

      Бессознательное

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное. Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне; некоторые патологические явления; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З. Фрейд. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго («сверх – я»). В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». К ним относятся механизмы отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, компенсации, идентификации, сублимации. Механизмы психологической защиты работают в комплексе.

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Переживать неприятные эмоции, но при этом продолжает нормально функционировать и ему не требуется обращение к психиатру, можно говорить, что он психически нормален. Третья трактовка связана с экзистенциально-гуманистическими представлениями о человеке, и в ней различается психическое и психологическое здоровье. Когда мы говорим о психологическом здоровье, мы имеем в виду не только отсутствие психиатрических симптомов, например, в виде тревоги, депрессии, но и определенные...

https://www.сайт/psychology/110730

https://www.сайт/navigator/psihicheskoe-napadenie.html

Которые не представлялось возможным изменить, порой представлялось полезным посмотреть с другой стороны. В отличие от мотивационных ораторов Джонни видел путь преодоления затруднений не столько в подстёгивании пациента, когда... особых шансов. Фактически, всё что изменилось – это в графе «образование» он указал, что в своё время окончил психический ... пардон, психологический факультет МГУ. Получается, люди обычно оценивают других и то важное, что те имеют им сообщить, ориентируясь не на существо...

https://www..html

И свои силы, а также уверенность в завтрашнем дне. Вторая волна ажиотажного спроса на услуги психологических тренеров пришлась на середину девяностых: время активного налаживания деловых отношений между отечественными предпринимателями и западными... , считает коммерческий директор тренинг-центра «Перспектива» Максим Цветков. По его словам, тренинг выгодно отличается от простой психологической консультации именно тем, что позволяет тут же, на практике применить знания и навыки, приобретенные во...

https://www.сайт/journal/13302

Стимулирует и движет, а с другой - препятствует, мешает, раздражает или отталкивает, то быстро станет ясным, что психологическое давление часто возникает в том случае, если различные чувства борются друг с другом. Формулировка «Я хотел(а) бы... . То, что для одного является «обременительным», для другого не воспринимается иначе. Итак, в отличие от физического психологическое давление не может быть объективно измерено. Каждый человек переживает давление по-своему. Субъективное восприятие давления...

https://www.сайт/psychology/12865

Нашли разработку: общепсихологическая теория деятельности; проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе; механизмы психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления; проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. ... задача) - D(опер.) Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель...

https://www.сайт/psychology/17364

... отличается от старого; оно только немного изменило свое название, в нем остаются прежние руководители и господствуют старые идеи. Независимо от того, что происходит в отдельных случаях, войны ведутся с целью изменить психологию противника. Таким образом, войны ведутся для достижения психологических ... . Желать своего поражения, даже соглашаться с ним - большая трагедия для каждого разумного, психически нормального человека. Немец, который желал поражения рейху, был предателем своей страны так же, ...

https://www.сайт/psychology/11908

Психическое рождение

Психике, в сознании человека, который происходит при его психическом созревании. Можно дать ещё одно определение. Психические роды - процесс выхода человека из-под психологической опеки родителей и становление его как самостоятельной, самодостаточной... сам понимать, и помогать себе родиться. Вот несколько ключей, помогающих психически родиться и открыть дверь в мир гармоничного человека. Первый ключ к психологическим родам и быстрому взрослению заключается в наиболее глубоком и честном осознании...

В некоторых науках понятия «психика» и «сознание» являются фундаментальными. В каждое из них вкладывается свой смысл. Попытаемся раскрыть названные термины и выясним, чем отличается психика от сознания.

Определение

Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в частности человеку и животным, свойство особым образом отражать действительность.

Сознание – сложное проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высшем уровне психического развития.

Сравнение

Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. А отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.

Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.

Совокупность высших проявлений подобной деятельности образует сознание. На таком уровне функционирует только мозг человека, но не животных. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, действующим на основе предметного восприятия. Это характерно даже для таких «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.

В то же время возможности сознания, присущего человеку, не ограничиваются лишь формированием образов. Здесь великую роль играет речь. Она позволяет выполнять важные абстрактно-логические операции и овладевать новыми знаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям свойственно планировать и ставить цели. Кроме того, они склонны к оценке собственного поведения и самоконтролю.

Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в некоторой степени контролировать. Это происходит, когда мы, например, заставляем себя запомнить стихотворение или специально концентрируем внимание на чем-то. Животные с их простейшей психикой делать этого не могут. Сознание человека исторически сложилось и существует совместно с его общественно-трудовой деятельностью.

В чем разница между психикой и сознанием? В том, что последнее, несмотря на свою сложность и многогранность, является лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.



Понравилась статья? Поделитесь ей