Контакты

Открытый урок на тему кровотечение. Восприятие наовой темы

Тема урока:

10 класс

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,

В.В. Горохова), Донецк 2015 год.

Разработка содержит:

    конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;

    презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point );

    видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);

    Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows : Word , Power Point . Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube .

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.

Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Цели и задачи:

    формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;

    развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;

    воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма работы: урок с использованием информационных технологий

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.

Ход урока

Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.

Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим

Объяснение нового материала

До 21 мин

Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»

Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи

Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

До 15 мин

4 мин

1 мин

Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.

Учащиеся высказывают свои мнения

Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.

Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.

Логическое завершение урока

1. Организационный этап.

2 . Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются кровотечения.

Кровотечение - это выход крови из просвета кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.

Актуальность данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта, боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.

    В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)

    Какие бывают виды кровотечений?

3.Изучение нового материала.

1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)

1.Определение кровотечения (слайд 2).

(в конспект записать тему урока и определение)

2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений ) (слайд 4)

3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)

«Шпаргалка»

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1) , выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).

Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.

Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).

«Эрудит» (приложение № 2)

4.Закрепление.

Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения - иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.

«Спасатель» (приложение №3)

На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).

Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»

5.Рефлексия (приложение № 4)

6.Подведение итогов (приложение № 5)

Объявление оценок учащимся.

7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».

Карточки:

1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки артериального кровотечения?

    Каковы способы остановки артериального кровотечения?

2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки венозного кровотечения?

    Каковы способы остановки венозного кровотечения?

3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки капиллярного кровотечения?

    Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?

4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки внутреннего кровотечения?

5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки кровотечения из носа?

    Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

Приложение № 2. « Эрудит»

Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны

Приложение № 3. « Спасатель»

Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,

ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.

Группа 2 . Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?

Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

Приложение № 4. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

На уроке я научилась…

Приложение № 5. Подведение итогов.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»?

Приложение № 6. Кровотечения

Опорный конспект по теме:

«Первая медицинская помощь при кровотечениях».
Кровотечение и острая массивная кровопотеря является наиболее частым осложнением травм при катастрофах.

Состояние пострадавшего во многом зависит от вида кровотечения и величины кровопотери.

Кровотечение может быть первичным – повреждение сосуда во время травмы и вторичным, которое возникает спустя некоторое время вследствие дефекта, возникает на месте ушиба.

Интенсивность кровотечения зависит от вида сосуда и характера повреждения.

Различают артериальные, венозные, капиллярные и смешанные кровотечения.

Артериальное кровотечение . Кровь ярко-красного цвета, бьет пульсирующей струей. При повреждении крупных сосудов (аорта, подключичная, бедренная артерия и др.) в течение нескольких минут может произойти кровопотеря, несовместимая с жизнью. Однако при ранении даже крупного артериального ствола смертельного кровотечения может не наступить в результате того, что поврежденный сосуд сдавливается гематомой, в его просвет ввертывается внутренняя оболочка и образуется тромб.

Венозное кровотечение . Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей. Цвет крови темно-вишневый. Такое кровотечение реже приводит к массовой кровопотере. Однако при ранении вен шеи, груди в их просвет в момент вдоха может поступить воздух, вызывает грозное осложнение – воздушную эмболию.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов (неглубокие порезы кожи, ссадины). Кровь из раны вытекает медленно, по каплям. При нормальной свертываемости крови прекращается самостоятельно.

Смешанное кровотечение наблюдается при одновременном ранении артерии и вен. Этот вид кровотечения характерен при повреждениях печени, селезенки, почек (паренхиматозное кровотечение). Сосуды паренхиматозных органов не спадаются, поэтому самостоятельной остановки такого кровотечения почти некогда не происходит.

В зависимости от того, куда изливается кровь из поврежденного сосуда, различают кровотечения наружные и внутренние.

Наружное кровотечение – кровь вытекает из раны или естественных отверстий человека.

Внутреннее кровотечение – кровь скапливается в тканях и замкнутых полостях тела .

Распознание наружных кровотечений обычно не вызывает затруднений. Диагностика внутренних кровотечений в ряде случаев представляет определенную сложность.

При внутритканевых кровотечениях больной жалуется на сильные боли в раненой конечности. Вследствие формирующей гематомы объем поврежденного сегмента конечности увеличивается, мягкие ткани становятся напряженными. Ниже уровня повреждения магистральной артерии отмечается бледность кожи, похолодание конечности. При этом пульс на периферических сосудах может отсутствовать.

Диагностика кровотечений в полости основывается на общих признаках массовой кровопотери, локальной симптоматики, появления крови в той или иной полости.

При любых травмах, сопровождающихся повреждением крупных кровеносных сосудов, следует хотя бы предположительно определить степень кровопотери. О вероятности степени кровопотери можно судить на основании характера и локализации травмы.

Условно принято считать, что при переломах бедренной кости кровопотеря достигает 1000-1500 мл; костей голени – 600-700 мл; плечевой кости – 300-400 мл; костей предплечья – 100-200 мл; таза – 1500-2000 мл. внутрибрюшные и внутриплевральные кровотечения могут сопровождаться кровопотерей до двух и более литров.

О величине кровопотери можно судить также по индексу Алговера: отношение частоты пульса к уровню систолического артериального давления (см. приложения).

При острой массивной кровопотере больной предъявляет жалобы на головокружение, потемнение в глазах и мелькание «мушек», зевоту, жажду, тошноту. У него отмечаются: бледность кожного покрова и видимых слизистых оболочек, холодный липкий пот, учащенное дыхание, частый и слабый пульс; по мере утяжеления состояния падает артериальное давление, наступает помрачение сознания, зрачки расширяются, дыхание приобретает патологический характер – типа Чейна-Стокса.

Борьба с острой кровопотерей реализуется путем остановки кровотечения и воспаления кровопотери.

При оказании первой медицинской и доврачебной помощи осуществляют временную остановку наружного кровотечения прижатием поврежденного сосуда на протяжении, резким сгибанием и фиксацией в этом положении конечности, наложением давящей повязки, кровоостанавливающего жгута или закрутки.

Прижатие поврежденного сосуда на протяжении – сдавливание артерии выше места ее ранения и вены – ниже места ее ранения.

Пальцевое прижатие сосуда к подлежащим костным образованиям обеспечивает немедленную остановку кровотечения, что позволяет выиграть время для остановки кровотечения другими способами.

Для каждого крупного артериального ствола имеются типичные места, где производят его пальцевое прижатие:


  1. Из боковой поверхности лба , щеки, верхнего и нижнего века:

    • поместить большой палец кисти на 1 см спереди от козелка ушной раковины;

    • прижать височную артерию к дуге скуловой кости.

  2. Из верхней и нижней губы, подбородка, десны, языка:

    • расположить большой палец кисти на расстоянии 1 см от угла нижней челюсти спереди от него;

    • прижать челюстную артерию к краю нижней челюсти.

  3. Из шеи:

    • уложить пострадавшего без подушки, повернуть его голову в противоположную сторону от раны;

    • поместить 3 палец кисти у наружного края грудино-ключично-сосцевидной мышцы;

    • на этот палец наложите указательный палец другой руки;

    • надавить по направлению к позвоночнику, прижимая сонную артерию к поперечному отростку 4 шейного позвонка.

  4. Из отделов верхней конечности или плечевого пояса:


    • большой палец кисти поместить в подключичную ямку;

    • остальные пальцы расположить в области трапециевидной мышцы сзади ;

    • прижать подключичную артерию к первому ребру.

  5. Из предплечья и нижележащих отделов:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • правой рукой захватить предплечье пострадавшего и поднять его вверх, согнув руку в локтевом суставе под углом 80 0 ;

    • левой рукой захватить плечо пострадавшего так, чтобы 2, 3, 4 и 5 пальцы находились во внутренней борозде двуглавой мышцы плеча, а большой палец – на противоположной стороне плеча;
четырьмя пальцами левой руки прижать плечевую артерию у средней трети плечевой кости.

  1. Из нижнего отдела бедра, голени, стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • в середине паховой складки кулаком прижать бедренную артерию к лобковой кости.

  2. Из голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на живот;

    • поместить 2, 3, 4, и 5 пальцы в середину подколенной ямки;

    • с помощью другой руки захватить голень пострадавшего и согнуть ему ноги в коленном суставе под углом 120 0 ;

    • прижать подколенную артерию к головке большеберцовой кости.

Временная остановка кровотечения наложением тугой давящей повязки:


  • закрыть рану несколькими слоями стерильного бинта (салфетками) или подушечками из ППИ;

  • поверх стерильного материала положите слой стерильной ваты или скатку бинта;

  • наложить туго круговую повязку, при этом перевязочный материал, плотно прижатый к ране, сдавливает сосуды и способствует остановке кровотечения ;
Временная остановка кровотечения наложением стандартного кровоостанавливающего жгута применяется, в основном, при кровотечении из крупных сосудов конечностей.

Методика наложения жгута:


  • придать поврежденной конечности (если это возможно) возвышенное положение;

  • на обнаженную часть конечности, выше раны, наложить марлевую салфетку, сделать несколько туров бинта или использовать любую другую прокладку из одежды, платка и т. п.;

  • сильно растянутый жгут наложить на конечность выше места кровотечения на прокладку так, чтобы 1-2 обороты жгута оставили кровотечение. Последующие туры жгута накладываются с меньшим натяжением таким образом, чтобы один перекрывал другой на 1/3, что предупреждает замещение мягких тканей, развитие боли и некроза;

  • закрепить конец жгута с помощью крючка и цепочки ;

  • поместить под жгут записку, в которой отметить дату и время наложения жгута;

  • на рану наложить асептическую повязку и ввести пострадавшего обезболивающее средство;

  • проверить правильность наложения жгута по прекращению кровотечения, пульсу на периферических артериях, цвету кожи конечности.
Примечание:

  • в зимнее время конечность, с наложенным жгутом, обернуть ватой, одеждой и т. п.;

  • время наложения жгута не должно превышать 1,5-2 часа в теплое время года и 1 час – в холодное ;

  • для предотвращения некроза тканей через каждый час, а в зимнее время – каждые полчаса, для частичного восстановления кровообращения в перетянутой конечности, жгут расслабляют на несколько минут, осуществляют при этом пальцевое прижатие артерии. Если с момента наложения жгута прошло более 2-х часов, то после расслабления жгута на несколько минут его накладывают немного выше.

Временная остановка кровотечения наложением жгута-закрутки. В качестве импровизированного жгута можно использовать косынку, платок, полотенце и т. п. Указанные предметы складывают в виде широкой ленты и ею обертывают конечность, предварительно наложив на область сосудистого пучка пелот (валик) из какого-либо плотного материала. Концы ленты связывают двумя узлами, между которыми вставляют крепкую деревянную палочку, ее вращением (закручиванием) сдавливают конечность. Палочка фиксируется куском и т. д. Закрутку накладывают по правилам наложения жгута.

Временная остановка кровотечения максимальным сгибанием конечности в суставе.


  1. При кровотечении из нижнего отдела плеча, предплечья и кисти:

    • в подмышечную впадину вложить ватно-марлевый валик, прибинтовать плечо к туловищу плотно бинтом, при этом валик сдавливает плечевую артерию и кровотечение останавливается.

  2. При кровотечении из предплечья и кисти:

    • вложить валик в локтевой сгиб ;

    • плотно прибинтовать плечо к предплечью, при этом валик сдавливает плечевую артерию, что способствует остановке кровотечения.

  3. При кровотечении из верхней трети плеча и подключичной области:

    • в подмышечную впадину на стороне ранения вложить ватно-марлевый валик;

    • согнуть руки пострадавшего в локтевых суставах и завести их за спину;

    • зафиксировать руки в области локтевых суставов с помощью ремня или бинтовой повязки.

  4. При кровотечении из нижней трети бедра, голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в подколенную ямку;

    • согнуть ногу пострадавшего в тазобедренном и коленном суставах;

    • плотно прибинтовать голени к бедру.

  5. При кровотечении из верхней и средней трети бедра:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в паховую складку ;

    • согнуть бедро в тазобедренном суставе и максимально привести его к нижней части туловища;

    • плотно зафиксировать бедро ремнем или бинтованием к туловищу.
Сгибание конечности с последующей фиксацией ее в этом положении. Способ применим при кровотечении из ран, расположенных у основания конечностей. При ранении предплечья и голени конечность фиксируют в локтевом и коленном суставах ; плеча – руку заводят до отказа за спину и фиксируют, бедра – ногу сгибают в тазобедренном и коленном суставах и фиксируют в положении, приведенном к животу.

Давящая повязка . Показана при венозном кровотечении и ранениях небольших артерий. На рану накладывают несколько слоев марли, а сверху плотный ком ваты и туго бинтуют.

Конечность следует уложить в приподнятом положении, а поверх повязки положить пузырь со льдом (холодной водой) и умеренный груз – мешочки с песком. Сдавленные повязкой поврежденные сосуды могут затромбироваться, и поэтому данный способ временной остановки кровотечения может стать окончательным.

Кровоостанавливающий жгут . Жгут должен применяться по строгим показаниям. Абсолютными показаниями следует считать ранения с повреждением магистральных сосудов , локализирующиеся выше коленного и локтевого суставов. Относительными показаниями являются: отрывы, длительное сдавливание дистальных отделов конечности, когда жгут применяется с целью профилактики вторичного кровотечения и уменьшения последующей токсимии. Его накладывают выше места кровотечения и по возможности ближе к ране. Последовательность и правила наложения жгута:


  • место предполагаемого наложения жгута обертывают несколькими слоями бинта;

  • жгут растягивают и делают 2-3 оборота вокруг конечности по подложенному бинту;

  • концы жгута закрепляют с помощью цепочки и крючка;

  • конечность должна быть перетянута до полной остановки кровотечения и исчезновения пульса на дистальных артериях;

  • поверх жгута повязку накладывать запрещается;

  • после наложения жгута следует ввести обезболивающий препарат;

  • время наложения жгута указывается в записке, которую прикрепляют к одежде пострадавшего.
Вместо жгута может быть применена закрутка . При ее наложении используются подручные средства (ремень, полотенце, толстая веревка). Подручный материал свободно завязывают вокруг конечности и образуют петлю. В петлю вводят палку, отвертку. И вращательным движением петлю закручивают, пока кровотечение не остановится. После чего указанную палку (отвертку) надежно фиксируют. Для предупреждения ущемления кожи при закручивании под образующийся узел подкладывают какую-либо плотную прокладку. Все правила наложения закрутки аналогичны правилам наложения жгута.

Жгут (закрутку) можно держать на нижней конечности не более 2 ч, а на верхней – 1,5 ч. Пребывание жгута (закрутки) на конечности сверх указанных сроков приведет к необратимым изменениям, омертвлению конечности. Если эвакуация задерживается, то по истечении критического времени для частичного восстановления кровообращения в конечности жгут (закрутку) необходимо снять или ослабить на 10-15 минут, а затем наложить вновь несколько выше или ниже того места, где он находится. На этот период артериальное кровотечение предупреждают пальцевым прижатием артерии на протяжении.

Кровотечение, внешнее, или внутреннее, довольно часто приводит к тяжелым состояниям человеческого организма, нередко становясь причиной летального исхода. Несмотря на то, что современная медицина научилась успешно бороться с данным явлением, различные виды кровотечений ежегодно уносят тысячи жизней. Ка правило, причина этому – неправильно оказанная первая помощь, по причине того, что не все люди могут правильно распознать тот или иной вид кровотечения.

Классификация

Классификация кровотечений – необходимая мера, которая позволяет быстро оказать правильную помощь для остановки крови.

Основные виды кровотечения и методы его остановки должны быть известны каждому человеку, а необходимо запомнить на всю оставшуюся жизнь. Порой заминка в действиях, или неправильное выполнение перевязки раны может стать причиной смерти.

Капиллярное

  • Сильное чувство слабости. Пациент испытывает головокружение.
  • Учащенный пульс.
  • Бледные кожные покровы.
  • Кровавая рвота, или рвота массами коричневого цвета.
  • Каловые массы густые, черного цвета, или появление водянистого кровавого кала.

Основные причины, которые вызывают кровотечение в желудочно–кишечном тракте – различные заболевания пищеварительной системы – язвы, опухоли. При наличии в организме данных заболеваний, пациенты с такими диагнозами должны быть четко осведомлены о симптомах кровотечения и методах первой помощи.

Методы временной остановки

Зависят от его вида. Первая помощь при кровотечении должна быть экстренной, ошибаться нельзя.

Общие меры при любом кровотечении:

  • Помочь больному принять горизонтальное положение тела.
  • Постоянно следить за тем, чтобы человек находился в сознании, измерять частоту пульса, фиксировать изменения в показателях артериального давления.
  • Обработать место травмы антисептическим средством, зафиксировать повязку.
  • Если есть возможность, приложить к ране лед, либо любой другой источник холода.
  • В кратчайшее время доставить пациента в медицинское учреждение.

Алгоритм действий при оказании первой помощи во время кровотечений, таблица согласно их видам:

Кровотечение Алгоритм действий
Оказание первой помощи, направленное на временную остановку кровопотери Медицинская помощь
Капиллярное кровотечение Обработка раны антисептическим раствором.

Наложение повязки их сухой, или смоченной в антисептике марли.

Накладывание швов (если присутствует такая необходимость)
Венозный тип Выполнение действий, характерных для капиллярного кровотечения.

Наложение повязки на расстоянии от 10 до 15 сантиметров выше и ниже места ранения.

Перевязка или наложение швов на неглубокую рану.

При наличии повреждения глубоких вен, проводится зашивание вены и места повреждения кожи.

Артериальное кровотечение Выполнение общих мероприятий.

Сдавливание пальцами сосуда в ране, который был поврежден.

Установка тампона из ваты или марли в рану.

Наложение медицинского жгута на расстоянии от 10 до 15 сантиметров выше места травмы.

Зашивание поврежденной артерии, или установка протеза.
Кровотечение желудочно-кишечного тракта, внутренние кровопотери Выполнение общих действий, которые входят в алгоритм доврачебной помощи. Введение пациенту препаратов, которые останавливают кровь.

Методы инфузионной терапии, помогающие восполнить потери крови.

Постоянное наблюдение за пациентом.

При наличии вновь образовавшегося кровотечения, проводятся дополнительные меры оперативного лечения.

Как правильно наложить жгут при кровотечениях:

  • Накладывается жгут строго ниже на 10 – 20 сантиметров от места повреждения артерии. Накладывать жгут ниже можно только в том случае, если характеристика ранения не позволяет сделать это на указанном расстоянии.
  • В случае отсутствия медицинского жгута, его можно заменить куском чистой ткани. Это может быть полотенце, любая тряпка, оторванный рукав от рубашки, штанина.
  • Под жгутом в обязательном порядке необходимо проложить повязку из ткани.
  • Первые несколько витков жгута не должны быть сильно тугими. При последующих наложениях кругов жгута их необходимо максимально затягивать.
  • Если все правила по наложению жгута были соблюдены, интенсивность кровотечения должна уменьшиться. Если этого не отмечается, значит, были допущены ошибки при его наложении, либо характер кровотечения не артериальный.
  • Жгут можно держать на конечности не более одного часа в зимний период, и не более двух часов летом.
  • При необходимости держать жгут дольше указанного времени, его необходимо ослабить через час (зимой), и два часа (летом), тампонировать рану, и повторно туго затянуть жгут.
  • При невозможности зафиксировать жгут ниже места ранения, например, при повреждениях шеи, высокой части плечевого пояса, его можно заменить простым зажатием кровоточащей артерии пальцами, опуская их глубоко в рану.

Неправильно наложенный жгут для остановки артериального кровотечения, также может стать причиной усиления крови. Фиксация жгута понадобиться только во время артериального вида кровотечения. Во время венозных кровопотерь использование данного медицинского средства экстренной помощи может привести только усилению потока крови.

Только при четком следовании алгоритму действий, которые направлены на оказание первой доврачебной помощи, можно помочь человеку, и доставить его в медицинское учреждение для оказания квалифицированной помощи.

III. Воспитательные задачи

Тип урока

Вид урока

Методы

Средства урока

План урока

  1. Организационный момент
  2. Ориентировочно - мотивационный этап.
  3. Операционно - исполнительный этап.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексивно - оценочный этап.

I Организационный момент.

II . Ориентировочно - мотивационный этап.

  1. Кровь - это. (ткань)

III

ВИДЕОРОЛИК

IV . Операционно - исполнительный этап.

Кровотечение (haemorrhagia) - истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

Проверяем схему………….

По каким признакам определить артериальное кровотечение …………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?.....(записываем).

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...(записываем)

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?..(записываем)

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?.(записываем)

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные - травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Динамическая пауза

V

  1. под музыку

Наложение жгута: 1 ряд - на плечевую область правой руки

2 ряд - на область предплечья руки

3 ряд - на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд - на средний палец руки

2 ряд - на большой палец руки

3 ряд - на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Познавательное - в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно - оценочный этап.

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии -

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно - напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Просмотр содержимого документа
«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

I. Развивающие задачи

    формирование интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, обобщать, разрешать проблемы

    развитие общетрудовых умений: применять знания на практике, умений пользоваться приборами и лабораторным оборудованием

    развитие воли и самостоятельности, уверенности в своих силах, инициативы, развитие настойчивости

II. Образовательные задачи

    научиться определять типы кровотечений

    научиться оказывать первую помощь при кровотечении

    формировать навыки работы с раздаточным материалом

III. Воспитательные задачи

    продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности

    содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему

    содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приёмы поддержания работоспособности.

Тип урока

    Комбинированный с элементами проблемного обучения

Вид урока

    С применением средств мультимедиа

Методы

    По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

    По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа

    По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

    По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

Средства урока

    компьютер, мультимедийный проектор

    памятка “Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях”

    текст-подсказка, таблица, бинты, ножницы, жгуты.

План урока

    Организационный момент

    Ориентировочно – мотивационный этап.

    Актуализация знаний и практических умений.

    Операционно – исполнительный этап.

    Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Домашнее задание.

    Рефлексивно – оценочный этап.

I Организационный момент.

День добрый дорогие ребята! Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Впереди у нас интересная и полезная для всех присутствующих работа. (Скажите, все ли присутствуют в классе?).

II . Ориентировочно – мотивационный этап.

Вы даже представить не можете, какой жизненно важный материал мы сегодня будем изучать. Тему вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

    Кровь – это... (ткань)

    Красная кровяная клетка крови называется …(эритроцит)

    Человек, которому переливают кровь … (реципиент)

    Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу… (вены)

    Мышечный слой сердца … (миокард)

    Гормон надпочечников ускоряющий и усиливающий частоту сердечных сокращений … (адреналин)

    Прибор для измерения артериального давления у человека … (тонометр)

    Искусственный пассивный иммунитет формируется после введения лечебной … (сыворотки)

    Заболевание у человека, вызванное устойчивым низким артериальным давлением … (гипотония)

    Сокращение предсердий и сокращение желудочков сердца … (систола)

    Стойкое повышение артериального давления у человека называется … (гипертония)

    Учёный, лауреат Нобелевской премии, открывший фагоцитарный иммунитет … (Мечников)

    Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называется …(иммунитет)

    Заболевание сердечно-сосудистой системы, которое в народе называют «Грудной жабой» … (стенокардия)

    Кровоизлияние в мозг …. (инсульт)

    Малый круг кровообращения … (лёгочный)

III . Актуализация знаний и практических умений.

«Типы кровотечений» - жизненно важный материал. Актуальность и практическую значимость её мы узнаем из видеоролика. Это будет продолжением темы нашего урока.

ВИДЕОРОЛИК

Ребята, сформулируйте тему урока? «Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

А каковы цели урока? «Изучить типы кровотечений, меры первой медицинской помощи при кровотечениях и научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях». Ребята, вы можете делать повязки или останавливать кровотечения? А хотите научиться?

IV . Операционно – исполнительный этап.

Какое ключевое слово в теме? «Кровотечение» Ребята посмотрите в Интернете, что оно обозначает?

Кровотечение (haemorrhagia) – истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Какие типы кровотечений бывают, мы узнаем из текста, по которому ещё составим кластер «Типы кровотечений»

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

капиллярное артериальное венозное

Пока ………………. записывает схему на доске, мы в тетради зачертим таблицу «Типы кровотечений», которую будем заполнять.

Проверяем схему………….

И начинаем совместную работу. Опираясь на текст, скажите, какими признаками обладает капиллярное кровотечение ……………….(записываем).

По каким признакам определить артериальное кровотечение ……………..(записываем).

Чем отличается венозное кровотечение от артериального………………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?..........................(записываем).

Знать, какие бывают кровотечения мало, надо уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему.

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...........(записываем)

Промыть рану перекисью водорода.

Смазать йодной настойкой или раствором зелёнки.

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?............(записываем)

Выполнить пальцевое прижатие сосуда выше раны (см. рис.58 стр.127).

Наложить жгут или закрутку выше повреждённого сосуда (демонстрация + инструкция в папке).

Рану обработать и наложить давящую повязку.

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?....(записываем)

Обработать края раны йодной настойкой.

Наложить давящую повязку (демонстрация повязки).

При сильном венозном кровотечении наложить жгут ниже раны. Почему как вы думаете?

Немного отвлечёмся от нашей работы и узнаем, как лечат раны? (Сообщение учащегося).

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные – травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Посмотрите на два фото. На них изображены меры первой помощи. На одном из фото сделана ошибка, какая вы мне сейчас назовёте, если прочитаете текст учебника на стр.128.

Запишем в таблицу меры первой помощи:

Пострадавшего посадить или положить, приподняв ему голову;

На переносицу наложить холодный компресс;

В носовую полость положить кусочек ваты, смоченной перекисью водорода.

Динамическая пауза

V . Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Задание по вариантам (2 варианта).

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. (Взаимопроверка ….). Подпишите и отложите листочки.

    Ролевая игра по рядам (3 варианта) под музыку

Наложение жгута: 1 ряд – на плечевую область правой руки

2 ряд – на область предплечья руки

3 ряд – на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд – на средний палец руки

2 ряд – на большой палец руки

3 ряд – на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Наш урок заканчивается записываем домашнее задание.

Обязательное - §25, записи в тетради.

Познавательное – в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно – оценочный этап.

Возвращаемся к цели урока. Мы её достигли? Как мы её достигали?

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии –

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно – напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Если же у вас тревога, что вы многого не поняли, то артериальное давление явно у вас выше нормы, поэтому кружочек поставьте выше 120 мм рт.ст.

Ну, а если у вас безразличие, то спасательный круг опускайте ниже 80 мм рт.ст.

Эпиграфа к уроку не было, но мне бы хотелось его завершить просмотром видео.

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения» ; раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения, алкоголизма и наркотических веществ на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Оборудование: таблица « Сердце» , «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.


2. Тестирование.

III. Изучение нового материала.

1. Заболевания сердечно - сосудистой системы и их причины.
2. Значение тренировки сердца.
3. Виды кровотечеий и первая помощь при кровотечениях.

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний .

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения (по таблицам).

2. Проводится компьютерное тестирование.
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное, находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное, находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;

Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.

III. Изучение нового материала:

Учитель : Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: читает стихотворение «Сердце».
Раньше не знали причин сердечно - сосудистых заболеваний и поэтому не могли их лечить. Медицина сегодняшнего дня пошла далеко. Медикам удалось раскрыть причины заболеваний и тем самым лечить больных.
Ребята, какие сердечно - сосудистые заболевания вы знаете? (Ответы учащихся).
Учитель : дает краткие сведения о сердечно - сосудистых заболеваниях: гипертония, гипотония, инсульт, атеросклероз, расширение вен, инфаркт, миокардит, ишемическая болезнь сердца. (Названия заболеваний вывешены на магнитной доске).
Русская народная пословица гласит: «Здоровье невозможно купить, его дарит ум».
Объясните смысл этой пословицы.(Слушаются мнения учащихся).
Отгадайте загадку: что на свете самое дорогое?(ответы учащихся).
Самое дорогое на свете - это здоровье. Если человек болен, ему никакие богат - ства не нужны. Каждый человек отвечает за свое здоровье.
Ребята, как вы думаете, в чем причина сердечно - сосудистых заболеваний? (Мнения учащихся).

Сердечно - сосудистые заболевания - это самые тяжелые и часто встречающиеся заболевания. Медицинская статистика всех стран показывает, что люди в большин-
стве случаев остаются инвалидами именно от этих заболеваний.

Учитель: Одной из причин сердечно - сосудистых заболеваний являются упот -ребление спиртных напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то его сердце покрывается жиром и увеличивается 1,5 - 2 раза от обычного. При этом сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы, вследствие чего человек может умереть.
Сообщение учащегося о вредном влиянии спиртных напитков.
«- Злоупотребление алкоголем неблагоприятно сказывается на здоровье: возникают различные заболевания внутренних органов, утяжеляется течение уже имеющихся болезней.
Особенно характерны для алкоголиков заболевания сердечно - сосудистой системы. По наблюдениям медиков, сердечно - сосудистые заболевания у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются чаще.
При систематическом употреблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций сердечно - сосудистых систем. Алкоголь нарушает нормальный ритм сокращений сердца, вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что особенно опасно для лиц, страдающих атеросклерозом и стенокардией. Проявляется это различными неприятными ощущениями - давлением, «замиранием» сердца, сжиманием и. т. д. Под влиянием алкоголя изменяется и артериальное давление, в большинстве случаев в сторону повышения. При этом нередко формируется стойкая гипертония. Особенно значительны подъемы артериального давления в состоянии алкогольного похмелья.
Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (мио -карда) вследствие нарушений обменных процессов. В результате этого мышечная ткань становится дряблой, мышечные волокна частично замещаются жировой и соединительной тканью, что приводит к снижению сократительной способности сердца, и оно перестает справляться с нагрузкой: при усиленной мышечной работе появляются сердцебиение, одышка, слабость».

Учитель : У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. У систематически курящего человека сосуды почти непре- рывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по протал-
киванию крови.
Сообщение учащегося о вредном влиянии курения.
«- В составе табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т. д. Курение - источник самых различных заболеваний нервной и кровеносной систем, дыхательных путей, желудочно - кишечного тракта.
Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.
Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка».

Учитель : На данный момент количество людей, принимающих наркотические вещества стремительно увеличивается. Многократное употребление наркотика чаще всего обуславливает привыкание к нему.
Что такое наркотики? Наркотики - это вещества, сильно действующие на психику чело- века. Наркотическое действие на организм дают природные и синтетические вещества: героин, кокаин, опиум и т.д.
Люди, принимающие наркотические вещества, быстро худеют и стареют. Ухудшается память, усиливается заболевание печени, почек, сердечно - сосудистой системы.
Сообщение учащегося о вредном влиянии наркотиков.
«- В организме человека можно выделить условные зоны риска, где разрушения после приема наркотика неизбежны. Это, прежде всего, головной мозг: на первых стадиях отмечается ухудшение памяти, работоспособности, головные боли, в дальнейшем развиваются отек мозга и паралич. Это дыхательная система, сердце, печень и почки, а также пронизывающие их нервные волокна и кровеносные сосуды. Значит, страдают все органы и системы организма. Однако наркоманы редко умирают от каких либо заболе -ваний, чаще от передозировки наркотиков. Еще не стоит забывать о СПИДе и гепатите- это тоже удел наркоманов.
При продолжительной наркотизации общая смертность возрастает в 30 раз; риск самоубийства- в 350; любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для окружающих; он может покалечить себя, упасть с высоты; для наркомана характерно состояние «озверения»».

Учитель: « Мы едим, чтобы жить, а живем не для того чтобы есть», - сказали древние римляне. Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство клетки, ткани и органов, является источником энергии.
Излишнее переедание является причиной сердечно - сосудистых заболеваний. У людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца возрастает в 3, 4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за 70 лет жизни сердце выбра -сывает 150 млн литр крови, а у людей с избыточным весом увеличивается на 20 - 30 %.
Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде - залог здоровья и долго - летия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «Обжора роет себе могилу зубами».
Сообщение учащегося о вреде переедании.
«- Особенно опасно переедание в наши дни. Ведь вследствие гипокинезии люди стали меньше тратить энергии, и, если количество энергии, получаемой с пищей, превышает энергозатраты, человеку угрожает ожирение, а вместе с ним многие другие болезни и сокращение продолжительности жизни.
Переедание может стать причиной артериальной гипертонии.
При избыточном потреблении с пищей животных жиров нарушается обмен холесте -рина, что, как известно, способствует развитию и пргрессированию атеросклероза».

Учитель : Жизнь современного человека богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют положительно, другие - отрицательно. Отрицательно влияющие эмоции приводят к сердечно - сосудистым заболеваниям.
С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отно- шениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций.
Учитель: читает стихотворение «Добродушие».

Учитель: Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, физический труд, активный образ жизни. При этом увеличивается объем крови, про - текающей через сердечную мышцу, улучшается ее снабжение кислородом, питатель- ными веществами. У тренированных спортсменов частота сердечных сокращений намного меньше, чем у нетренированных людей.
В спокойном виде у тренированных людей частота сердечных сокращений за 1 минуту составляет до 40, иногда до 28 ударов.
Хорошо тренированное сердце работает в экономном режиме, чем у нетренированных людей. Нетренированное сердце должно будет сокращаться чаще, чтобы выдавливать кровь в малом объеме.
(Учитель показывает и объясняет по таблице «Значение тренировки сердца»).
В настоящее время перед человечеством возникла экологическая проблема. Мы загрязняем природу и тем самым вредим себе. Природу превратили в свалку. Загрязнение и отравление природы вредно для здоровья и становится причиной возникновения различных заболеваний. Поэтому на данный момент глобальная проблема - сохранение окружающей среды и охрана природных богатств.
(Учитель знакомит учащихся, как обстоит дело с сердечно - сосудистыми заболевания- ми В Республике Татарстан) .

Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь чело- века. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызовить «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, веноз -ные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик : «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
2 –й ученик : «-Венозное кровотечение: характерен темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем - один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик : «-Внутреннее кровотечение: в полость организма (брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

Работа учащихся в группах : По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки крово-
течений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.

Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).

IV.Подведение итогов урока:

Татарская народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому надо быть внимательным, милосердным к больным людям, ухаживать за ними. Если ты доброжелательно относишься к больным, то и тебе также будут относиться с уважением.
Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.
Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь.
Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!

V. Вывод. Учитель комментирует оценки учащихся.

VI. Домашнее задание. а) подберите поговорки, пословицы и стихотворения о сердце, о здоровье; б) Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».



Понравилась статья? Поделитесь ей