Контакты

Муза живописи как зовут. Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением

Дошли до наших дней. Греческий пантеон богов сам по себе достаточно интересен и занимателен, а истории из «жизни» небожителей захватывают и поражают воображение. Древние греки верили, что каждому явлению, предмету и сфере деятельности человека покровительствует отдельное божество или мифическое существо. Богов и полубогов в культуре этого народа невероятное множество, и порой сложно запомнить "специализацию" каждого из них. Мельпомена - это муза или богиня, покровительницей чего она является?

Мифы Древней Греции

Согласно верованиям древних греков, в результате союза верховного бога Зевса и Мнемосины на свет появились девять дочерей. Это богини-музы, покровительствующие наукам и искусству. Каждая из сестер являлась покровительницей конкретной сферы или жанра: Клио - истории, Евтерпа - музыки и поэтического слова, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии (а позднее и в целом), Терпсихора - танца, Эрату - любовно-лирического литературного произведения, Полигимния - пантомим и гимнов, Урания - изучения звезд и небесных тел, Каллиопа - народных сказаний и эпосов. По данным некоторых источников, первоначально Мельпомена - это покровительница песен, а впоследствии грустных напевов. Со временем музу стали считать олицетворением трагедий в театральных постановках, а позже ей был «отдан» и театр целиком как явление.

Облик и таланты Мельпомены

Изображают покровительницу трагедии и театра обычно в венке из виноградных листьев и головной повязке. Мельпомена - муза, всегда одетая в мантию и держащая в одной руке трагическую маску. В другой руке женщина держит меч или палицу как символ возмездия, которое всегда настигает людей, пошедших против божественной воли. Однако важно понимать, что Мельпомена - это не карающая богиня, а, скорее, сопереживающая людям и готовая напомнить им о том, что играть уместно только в театре. Интересный факт: именно является матерью сирен, которых она родила от Ахелоя. В современной культуре Мельпомена - это чаще покровительница театра, но уместно упоминать ее и как божество трагедий.

У каждого народа есть свои легенды, рассказывающие о происхождении мира, о появлении первого человека, о богах и славных богатырях, совершающих замечательные подвиги во имя добра и справедливости.

Создавая эти легенды, древние люди пытались понять окружающий их мир. Легенды древних греков о своих богах, духах и богатырях называются мифами. Греки представляли себе богов в виде людей, только более совершенных, обладающих огромной силой, красотой и бессмертием.

Во всем же остальном боги древних греков были очень похожи на обыкновенных людей: они враждовали, ссорились, страдали, любили, веселились, пили. Но и сами боги, как считали греки, появились не сразу.

В начале всех начал, как рассказывают мифы, был один лишь бесконечный Хаос . Из Хаоса родилась Любовь . и благодаря ее великой силе стала создаваться мир.

Девять муз

Аполлон. обожаемый предводитель девяти муз — дочерей Юпитера и титаниды Мнемозины. богини памяти, — имел прозвище Мусагет.

Время от времени все музы объединялись, чтобы спеть одну грандиозную песню. Славное содружество муз собиралось на горе Парнас или на горе Геликон, где они вели ученые дискуссии о поэзии, науке и музыке.

У каждой из муз были свои обязанности.

Клио . муза истории, записывала все великие и героические поступки, а также имена тех, кто совершил их, и потому изображалась с лавровым венком на голове и с книгой и пером в руке, что говорило о ее готовности зафиксировать все важное, что происходило в жизни смертных людей или бессмертных богов.

Эвтерпа . грациозная богиня пения, изображалась с флейтой и с гирляндами благоухающих цветов в руках.

Талия . муза пасторальной поэзии, держала в руках посох пастуха и маску и носила венок из полевых цветов.

Ее средняя сестра Мельпомена . богиня трагедии, носила на голове золотую корону, а в руках держала скипетр, а Терпсихора . легконогая муза танца, изображалась легко порхающей по воздуху.

Эрато . которая всем другим видам поэзии предпочитала лирическую, изображалась с лирой, а Полигимния . муза риторики, держала в руке скипетр в знак того, что перед властью красноречия не может устоять никто.

Каллиопа . муза героической поэзии, также носила на голове лавровый венок, а Урания . муза астрономии, держала в руках математические инструменты — свидетельство ее любви к точным наукам.

Музы - древнегреческие богини искусств и наук

Все музы - дочери Зевса и Мнемозины. Место обитания вместе с их предводителем богом Аполлоном гора Парнас.

В различных источниках называется разное число муз. Некоторые исследователи считают, что сначала у древних греков отвечала за творчество одна муза, потом, три Гесиод называет уже девять муз, а именно:

Евтерпа музыки и лирической поэзии;

Терпсихора танцев;

Клио истории;

Талия комедии;

Мельпомена трагедии;

Эрато любовной поэзии;

Полигимния красноречия и гимнов;

Урания астрономии;

Каллиопа героического эпоса.

Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами отсюда и произошёл термин музей.

Кроме этих божеств, Эллада создала целый сонм второстепенных богов. В каждом ручье, роще, долине было своё божество. которое порой являлось людям, имело влияние на их дела и занятия. Великие боги превращенные ходили по земле. Сам Зевс не гнушался принимать образ даже быка, чтобы похитить любимую женщину; порою он сходил золотым дождём, порою являлся лебедем, порою в виде туманного облака.

Девять муз

Греки считали, что все самое важное, сопровождающее человека на жизненном пути, принадлежит Зевсу. Для того чтобы людей всегда сопровождали красота и вдохновение, Мнемозина, богиня памяти, родила Зевсу девять дочерей — муз.

Музы стали вдохновительницами талантов. «Когда только избранник их родится, они начинают кормить его нежной небесной росой и из уст его льются слова сладкие, как мед», — рассказывает миф. Значит, печать таланта отмечает человека при рождении. Надо только ее заметить.

Дочери Зевса поделили между собою все считавшиеся у греков главными искусства и науки. А чтобы отличить муз друг от друга, каждой придали особые атрибуты.

Клио, муза истории, изображалась со свитком пергамента в руках.

Каллиопа, муза эпической поэзии, всегда сидела в мечтательной позе, держа в руках навощенную дощечку и острую палочку — стилос. Этот стилос мог писать только прекрасным стилем. Каллиопа вдохновила Гомера на создание «Илиады» и «Одиссеи».

Трагическая маска в руках, лавровый венок на голове и котурны на ногах отличали Мельпомену, музу трагедий.

Покровительницей всех танцев и танцоров стала Терпсихора. Она, как и Мельпомена, увенчана лаврами, а в руках у нее арфа, звуки которой слышат только талантливые танцоры.

Не только у трагедии, у комедии тоже была своя муза — Талия. Вместо головного убора у нее был венок из плюща, в одной руке комическая маска, а в другой тимпан, род гуслей.

Эрато никогда не расставалась с легкой сладкозвучной лирой, потому что она была музой любовной поэзии. Муза Эрато руководит нами, когда мы произносим прекрасные слова любви, прижимаем руку к сердцу или нежно обнимаем любимого человека.

А Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, изображалась всегда с флейтой.

Среди муз есть одна, у которой нет никаких отличительных атрибутов. Она просто стоит, опершись о скалу, и задумчиво смотрит вдаль. Это богиня гимнов богам и ораторов, которыми славилась Древняя Греция, Полигимния.

И наконец, была своя муза у астрономов и звездочетов — Урания. У ног ее — круг земной, а в руках деревянный циркуль, которым пользовались астрологи для определения места звезд на небесном своде.

Все музы любили жить у горы Геликон. Там были прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и посвященный им источник Гиппокрена. Стоит искупаться в его «фиалково-темных водах», как сами собой в душе рождаются чудесные песни. Этот источник выбил своим копытом крылатый конь Пегас.

На Олимп музы приходят в свите Аполлона. Он ударяет по золотым струнам кифары, музы начинают петь и плясать. И все боги пускаются в пляс, распевают песни и поют гимны самим себе.

Источники: sashka.inf.ua, www.mifyrima.ru, vikent.ru, legendami.ru, nsportal.ru

Бородинское сражение

Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - состоялось 7 ...

Автократия

Одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. В современной политологической...

Как помочь ребенку освоить пространство дома

Многие люди живут в однокомнатных квартирах с детьми. В данных ситуациях, ребенок не может сказать, что...

У любвеобильного громовержца Зевса, было много детей. У богини памяти Мнемосины от Зевса родилось 9 дочерей – муз. По другой версии их матерью была богиня Гармония.

Девять муз древней Греции

Музы сопровождали лучезарного Апполона, пели песни и водили хороводы, а также являлись покровительницами разных сфер и искусств, им предписывали дар ясновидения. Считалось, что музы проживают на священной горе Парнас. Муза переводится с греческого – мыслящая. Люди поклонялись музам в храмах, выстроенных для них - мусейонах, отсюда и название музея. Слово «музыка» также является производным от музы, в термином назывались не только искусства, но и науки. Всегда юные музы древней Греции, имена их отражали области, которым они покровительствовали.

Имена 9 муз древней Греции

В классическом варианте существовало девять муз древней Греции имена : Каллиопа, Мельпомена, Клио, Талия, Эвтерпа, Полигимния, Эрато, Терпсихора, Урания. Существуют и вариации, в зависимости от источников. Например, Плутарх считал, что существуют три музы: Гипата, Нэса и Мэта.

Каллиопа – покровительница эпической поэзии. Самая почитаемая из сесетер, спутница и покровительница царей. Каллиопа переводится как прекрасноголосая. От союза с Апполоном у Каллиопы родился Гомер и сладкоголосый Орфей. Также считается матерью сирен. Каллиопа учила петь Ахилла и вершила суд между Афродитой и Персефоной. В руках Каллиопы восковая табличка и стилос. Каждая муза имеет свой особенный атрибут, отличавший ее от сестер. Для формирования полной картины вы можете набрать запрос, в вашем поисковике: «Музы картинки древней Греции ». Веб-ресурсы предоставляют как изображения древних скульптур, так и рукописные портреты.

Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Атрибут Эвтерпы – флейта и цветочный венок. Была самой женственной музой, стихи, написанные Эвтерпой, жители Олимпа, слушали бесконечно, так они были великолепны.


Мельпомена
– муза трагедии. Изображалась в лавровом венке и драматическом облачении – мантии, с трагедийной маской и мечом в руках. От союза Мельпомены с Ахелоем родились сирены. По одной из легенд две из них решили соревноваться в искусстве пения с музами, но проиграли, за что были казнены. Мельпомена стала вечно их оплакивать, как и людей, непокорных богам. Символом этого считается меч, а на некоторых изображениях он заменен палицей – неминуемого наказания тому, кто перечит Богам.

Талия – муза легкой поэзии и комедии. Изображалась в скульптуре и на картинах с комедийной, улыбающейся маской в руках. Мельпомена является противопоставлением Талии. Вечно скорбящая Мельпомена и жизнерадостная, оптимистичная Талия. У обеих маски в руках – отражение, что человеческая жизнь – это театр богов. обольстился красотой и жизнерадостностью Талии. Зная, что гнев Геры – супруги Зевса безграничен, она попросила убежища у Аида – культа подземного царства.

Клио – муза истории. Считалось, что Клио сохраняет на своих свитках любые события, происходящие в мире, даже незначительные. В древних мифах, описывается конфликт музы с богиней Афродитой. Клио осудила богиню за любовные отношения с Дионисом, сама же муза любви не знала. Для того чтобы ее проучить, Афродита приказала сыну Эросу пустить любовную стрелу в Клио, а в Пиерона, стрелу убивающую любовь. Так Клио познала самое высокое чувство. На изображениях муза истории традиционно с пергаментом.


Эрато
– покровительница любовной поэзии. Изображалась с лирой или тамбурином. Она изображалась с розами, вплетенными в волосы. Согласно , на одной из свадеб Эрато заскучала, она протянула свою лиру слепому музыканту, тот заиграл мелодию и все присутствующие на свадьбе почувствовали непреодолимое желание никогда не расставаться. Так появилась музыка для брачных торжеств.

Терпсихора - символизировала танцы. Атрибут-лира. Танец Терпсихоры – это единение души и телесной оболочки.

Полигимния – сочинительница и покровительница гимнов. В мусейонах дары к ногам Полигимнии складывали ораторы. Она придает тексту оратора пламенность и складность.

Урания – покровительствует астрономии. В руках Урания держит глобус, расстояние на котором измеряет циркулем. Урания покровительствовала не только . Она является мудрейшей дочерью громовержца, естественно, после Афины.

Различные варианты того как именовались музы древней Греции википедия отображает в полной мере. Музы покровительствовали только тем, кто имел чистые помыслы. Они были добры, прекрасны и не отказывали в помощи страждущим. Но если их разозлить, гнев дочерей Зевса был страшен. Существует легенда о девяти царских дочерях, соревновавшихся в пении с Каллиопой. Конечно, смертные проиграли, но проигрыш признать не захотели и строили склоку, за что были превращены в сорок.

Музы древней Греции: презентация

Происхождение греческих муз. Их роль в жизни людей.

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера . Их не сразу было девять: Гомер говорит то о нескольких, то об одной музе, не упоминая никаких имен. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами . Постепенно число муз увеличилось до девяти, и стали известны их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муа комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки, Евтерпа – муза поэзии и лирики.

В те далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, а великие поэты слагали свои стихи о них, умение сплетать слова считалось самым почитаемым видом искусства. Скульптура или живопись относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. Поэзия стояла на вершине всего. Не случайно несколько муз связано с разными ее направлениями. Каллиопа отвечала за эпос, Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику, Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии, Пологимния покровительствовала всем, кто складывал гимны. У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у истории и астрономии. Эти науки приравнивались к искусству. Историки славили Клио. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Терпсихора - муза танца и хорового пения - замыкает плавное шествие сестер.

Слово «музы» происходит от др.-греческого слова «мыслящие», их называли также парнасидами, касталидами, аонидами, аонийскими сестрами, пиэридами и ипокренидами. Часть названий происходит от места обитания муз. Они всегда были связаны с источниками и горами. Музы обитали на горе Парнас , у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены.

Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Музы славят добрые нравы греческих богов , воспевают законы и все поколения богов - Гею , Кроноса , Океана , Никту , Гелиоса , самого Зевса и его потомство, связывая прошлое и настоящее. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Они покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Музы наделяют людей убедительным словом, наставляют их и утешают.

От муз происходит слово «музыка», обозначавшее первоначально не только музыку в нынешнем смысле, но любую науку или искусство, связанное с деятельностью муз. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее ».

Впоследствии Мельпомена становится олицетворением трагического сценического искусства, покровительницей театра вообще.

Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Оружием она как бы разит человеческие пороки.

ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») – Муза комедии и легкой поэзии

Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемого в поэтических произведениях.

Талия - это возможность познать цену комедии и улыбки. Муза комедии Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться в конце концов над своими ошибками.

В греческих мифах изображалась женщиной с комической маской в руках и венком из плюща на голове, отличалась оптимизмом и весёлым нравом.

ПОЛИГИМНИЯ или ПОЛИМНИЯ («многопоющая») – муза торжественных гимнов

Одно из значений её имени – «бессмертная слава». Согласно Диодору, имя своё получила от многих восхвалений (диа поллес химнесеос) тех, чье имя обессмертила славой поэзии.

Она покровительствует поэтам - создателям гимнов, олицетворяет силу речи, учит людей риторике и ораторскому искусству. Ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Считается, что она в памяти хранит все гимны, ритуальные танцы и песни, которые славят олимпийских богов.

Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки со свитком в руках, в задумчивой позе, с мечтательным лицом. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») – Муза хорового пения и танца

Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Популярный образ и символ в искусстве.

Эту музу связывают с Дионисом , приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне , посвященная Терпсихоре).

Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает с венком плюща на голове, в простой тунике с лирой в руках.

ЭРАТО («приятная») – Муза любовной (эротической) поэзии

Её имя происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Эрос был верным и постоянным спутником музы Эрато. Эрот – один из самых сильных и самых древних греческих богов на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

Эрато учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей вдохновению – как неиссякаемому источнику идей. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах, с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

УРАНИЯ («небесная») – Муза астрономии и математики

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Урания – самая младшая из всех муз, но и самая знающая, серьёзная и умная среди них. Её наравне с Афиной Палладой считают самой мудрой греческой богиней.

Музу Уранию изображают с небесной сферой и циркулем в руках, иногда она одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий.

ЭВТЕРПА или ЕВТЕРПА («увеселяющая») – Муза лирической поэзии и музыки

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Она считалась самой изящной и красивой из девяти сестер. Среди муз она выделяется особой утонченностью и нежностью. Её называли «дарящая удовольствие». Согласно мифам, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго.

Изображалась Евтрепа практически всегда с музыкальными инструментами в руках. Как правило, это были флейта, лира или авлос (двойная свирель, предок современного гобоя). На некоторых полотнах и барельефах держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Могла изображаться в окружении лесных нимф.

Стихи, посвященные музам

Многие века они вдохновляли поэтов. Вот примеры произведений, посвящённых самим музам:

«Теогония» Гесиода - классический текст о музах

Блажен человек, если музы любят его:

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

Авзоний

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

(Авзоний)

Гимн к Музам

Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем

Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум побуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет - ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

Ныне, богини, молю - уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

(из «Античных гимнов»)

Прокл

Под именем Прокла, главы афинской неоплатонической школы, до нас дошло семь гимнов, посвященных Гелиосу , Афродите , музам, всем греческим богам , Гекате , Янусу и Афине . По этому поводу в науке происходили споры, в которых высказывались и положительные и отрицательные взгляды на эти гимны.

Музы, молю - из толпы многогрешного города людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу - душу!

Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.

(отрывок)

Пушкин Аоександр Сергеевич

Муза

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Римфа

Эхо, бессонная нимфа , скиталась по брегу Пенея.
Феб , увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина .
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

О муза пламенной сатиры!

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
Не подражателям холодным,
Не переводчикам голодным,
Не безответным рифмачам
Готовлю язвы эпиграмм!
Мир вам, несчастные поэты,
Мир вам, журнальные клевреты,
Мир вам, смиренные глупцы!
А вы, ребята подлецы, -
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!

Этих муз поэт не раз упоминает в «Евгении Онегине»:

Но там, где Мельпомены бурно

Протяжный раздается вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой...

Василий Жуковский

Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно!
Каждая муза ему книгу оставила в дар.

Я музу юную, бывало...

Я музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал;
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.
Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать?

Но всё, что от времён прекрасных,
Когда он мне доступен был,
Всё, что от милых тёмных, ясных
Минувших дней я сохранил -
Цветы мечты уединённой
И жизни лучшие цветы, -
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, -
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Пока ещё её сиянье
Душа умеет различать:
Не умерло очарованье!
Былое сбудется опять.

Николай Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Афанасий Фет

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

Евгений Баратынский

Муза

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши:, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

Анна Ахматова

Музе

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд её ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все -
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».

Муза ушла по дороге...

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.

Все отнято: и сила, и любовь...

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке тёмном клонит,
Изнеможённая, на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшней
Беснуется: великой хочет дани.
Закрыв лицо, я отвечала ей...
Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Кое-как удалось разлучиться...

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, -
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад...
Чёрный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

Михаил Кузмин

Муза

В глухие воды бросив невод,
Под вещий лепет тёмных лип,
Глядит задумчивая дева
На чешую волшебных рыб.

То в упоении зверином
Свивают алые хвосты,
То выплывут аквамарином,
Легки, прозрачны и просты.

Восторженно не разумея
Плодов запечатленных вод,
Все ждет, что голова Орфея
Златистой розою всплывёт.

Игорь Гусманов

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных,
Мнемозины и Зевса живые черты,

Что такое ККУТТЭЭМП? Эти буквы скрывают
Девять сказочных образов древних времен,
Вспомни, как их зовут, и они засияют
Разноцветною радугой славных имен.

От подножья Парнаса до рощ Геликона
Ты услышишь их песен пленительный звук,
Ты увидишь их танец в лучах Аполлона
С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом
Пишет стилос ее на доске восковой,
Клия, муза истории, в пеплосе строгом
Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный,
Муза Талия - маску с улыбкой смешной,
Терпсихора танцует свой танец прелестный,
И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает,
Мельпомена с трагической маской в руках,
Полигимния лик покрывалом скрывает,
Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,
И сегодня слетают они с высоты,
Девять юных богинь, девять муз просвещенных,
Девять символов разума и красоты.

Георгий Мединцев

О, муза, милая подруга

О, муза, милая подруга,
Эвтерпа дивная моя!
В часы невзгод, в часы досуга
Всегда со мной, и добрым словом
Одна ты радуешь меня,
Как случай рыбака уловом,
В ночной тиши и в шуме дня.
Приятно мне с тобой общаться,
Приятно слушать голос твой,
Среди подруг твоих вращаться
И чувствовать: средь них я свой.
Меня в печали приласкаешь
Всегда, как малого дитя,
И петь под лиру вдохновляешь,
Не молод я уже хотя!

Зинаида Торопчина

Ода Музе

Ах, сколько обращений к Музе:
Её и хвалят, и зовут,
Хотят быть в тесном с ней союзе
И до зари порою ждут.
Она ж - капризная особа,
Махнёт крылом - её уж нет!
Следить за нею надо в оба,
Чтоб не терялся Музы след.

Да, ноутбуки - облегченье:
"Строчи" до умопомраченья!
И рифму можно подсмотреть.
Но стих не будет душу греть
Без Музы - спутницы поэта
(Давно замечено уж это!).

Прилёта Музы ждём с волненьем
И с умиленьем, с упоеньем.
Она нам дарит вдохновенье,
Души порывы - озаренье!

Да, с Музой надо жить в союзе.
И оды посвящать ей - МУЗЕ!

Александр Копп

Аполлон и музы

…На горе древнейшей Геликон
в старину совсем-совсем седую
собирал подружек Аполлон
про любовь им петь, про поцелуи…

Был красив он, статен, песни пел,
был он бог: владел мечом, кифарой…
Кто сказал, что был он не у дел? -
Зевс благословил - небесной фарой
им светил. Пегас хранил сюжет -
он источник создал Гиппокрена…
Девы-музы тех былинных лет
были умницы, в мозгах без «крена»…

Так с любовью, в предвечерний час, -
- перебор кифарный Аполлона -
космос, полня лирикой для нас,
пели хором музы Геликона!

Аполлон Светов

Муза

Я сплю. Во сне совсем не чую груза...
(А где-то, видно, клад во мне зарыт!)
Моя судьбой измотанная Муза
Устала и со мною вместе спит.

Нас не страшила никогда опала,
Мы вместе совершили много дел!
Теперь совсем ручною Муза стала.
Похоже, я ей просто надоел...

А без неё я ничего не значу!
Мне, видно, не проснуться самому...
Вот оседлаю не Пегаса - клячу -
И уступлю крылатого... Кому?

Откуда, чёрт, такое настроенье?
Ах да, я сплю... Какой кошмарный сон!
Вот новое... Прохлады дуновенье...
Я слышу стук копыт! Да это Он!

Незримо прочно нас скрепили узы...
То нити Света, Мудрости, Добра,
Моя непокорившаяся Муза
Шепнула мне: «Проснись, дружок. Пора!»

Муз греки считали Каллиопу, музу жертвенности и патриотизма. Каллиопа символизировала собой любовь к родине и вдохновляла воинов перед боем. Также ее называли музой эпической поэзии и изображали со свитком и стилосом в руках.

С Каллиопой была дружна муза истории Клио. Она изображалась со скрижалями, куда записывала любое, даже самое незначительное событие, происходившее в мире. Никто не должен забывать свое прошлое, так как без прошлого нет будущего – вот девиз Клио.

Другая покровительница науки, Урания, считалась мудрейшей из Зевса. Муза держит в руках небесную сферу и циркуль, которым определяет расстояние между звездами. Урания символизирует собой не только астрономию, но и стремление к познанию, тягу к звездам.

Современные покровительницы , муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия олицетворяли в Древней Греции театр жизни, в котором люди играют свои роли по воле богов. Мельпомена традиционно изображается с трагической маской в руке, но в другой руке может держать меч, карающий виновных в финале пьесы. Талия с комедийной маской в руках отстаивала возможность счастливой концовки для любой истории. Она отличалась оптимизмом и заразительным весельем.

Муза поэзии Эвтерпа считалась самой прекрасной из муз – боги на олимпийском пиру могли часами слушать ее стихи. Она изображалась со свирелью и венком из , часто в окружении лесных нимф, так как стихи и музыку подсказывала ей сама природа.

Эрато отвечала за любовную поэзию. Она призывала всех влюбленных бороться за свои чувства и бережно хранить их. Когда человек произносит слова любви или обнимает близкого человека, муза Эрато играет нежную мелодию на своей лире.

Терпсихора – покровительница танца, а танец в Древней Греции выражал особую связь с природой, единство души и тела в движении. В руках муза держит арфу, звуки которой слышны только талантливым танцорам.

Единственной музой без отличительных символов была Полигимния. Она благоволила ораторам. По ее воле речь оратора могла зажечь огонь в сердцах слушателей либо подвергнуться осмеянию. Полигимния была также музой молитв и гимнов, обращенных к богам.

Обитательницы Парнаса

Музы были спутницами бога Аполлона и обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ. Глоток воды из этого источника дарил вдохновение, ведь музы покровительствовали всем, кто стремился к прекрасному.

Девять богинь-сестер почитали по всей Греции и строили им храмы, называемые музейонами. Именно от музейонов произошло название современных музеев – хранилищ произведений искусства, на создание которых вдохновляли музы.



Понравилась статья? Поделитесь ей