Контакты

Атипичное расстройство аутического спектра что делать. Другие «эпидемии» и «модные диагнозы». Какой-то объем специальных исследований аутизма доступен и на территории России

Сегодня я (уже не в первый раз) столкнулась с негативной стороной доступности информации во всемирной сети интернет. Я имею ввиду самодиагнозы. Самое опасное - это когда родители начинают ставить диагноз своим детям, причем диагноз, как правило, страшный и неизлечимый.

В своем блоге я уже писала о том, в каком именно порядке и какими конкретно специалистами ставится диагноз (если есть желание прочесть еще раз - ). А сегодня я хочу поговорить конкретно об аутизме. И о том, как отличить аутизм от других нарушений аутического спектра. Надеюсь, это поможет развеять тревоги многим родителям.

Нарушения аутического спектра .

Это группа отклонений, связанная с социальным взаимодействием и психологическими характеристиками, которые за это взаимодействие отвечают. К этой группе относят ряд синдромов и отклонений, связанных со снижением уровня эмоционального и социального интеллекта, самым тяжелым из которых является аутизм. Но есть и другие отклонения, которые являются менее тяжелыми и даже поддаются коррекции. При недостатке осведомленности, люди часто пугаются таких проявлений, мгновенно принимая их за аутизм. Однако, не стоит спешить с самостоятельными диагнозами. В современном мире расстройства аутического спектра (РАС) стали встречаться чаще, что связывают с развитием компьютерных технологий и раннего приобщения детей к ним, из-за чего эмоциональная и особенно социальная сфера отстают в развитии. Во многих случаях при своевременном обнаружении это не несет в себе опасности и со временем эти проблемы ослабевают и уходят (не без коррекционной работы, конечно).

  • Синдром Аспергера. Проявляется в трудности социального взаимодействии, стереотипным и узким кругом интересов и поведенческих реакций. Речь и когнитивные процессы при этом развиты хорошо и со временем не деградирует. Такой человек может быть вполне успешным, способен социализироваться, однако его социальное взаимодействие выглядит неуклюже из-за ригидности эмоций и социального интеллекта. По мере взросления проявления этого синдрома остаются, но становятся более слабыми и менее заметными.
  • Синдром Ретта. Психоневрологическое расстройство, передается по наследству, встречается чаще всего у девочек, может стать причиной умственной отсталости. Диагностируется после 1,5 лет, когда начинают исчезать приобретенные до того речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Движения и реакции становятся стереотипными, речь ухудшается, может перейти в состоянии эхолалии (автоматического повторения чужих звуков) или совсем пропасть. Мимика становится однообразно грустной. Могут наблюдаться судороги. Заболевание является генетическими. Люди с синдромом Ретта требуют постоянного ухода и обучения для сохранения навыков.
  • Детское дезинтегративное расстройство. Проявляется в утрате прежде приобретенных навыков в возрасте после 2 лет. В результате чего появляется необратимая умственная отсталость.
  • Атипичный аутизм. Глубокое нарушений коммуникаций и социального взаимодействия. В отличие от аутизма может диагностироваться позже и протекать менее выражено.
  • Аутизм. Врожденное нарушение в работе головного мозга, которое характеризуется заметным дефицитом социальных навыков и проявляется в возрасте до 3 лет (обычно становятся заметными в первые 2 года жизни). Проявляется в задержке развития, нежелании идти на контакт, отсутствии реакции на свое имя, бурной эмоциональной реакцией на слабые раздражители, резкой негативной реакцией на телесный контакт. Аутистам требуются специальные комфортные условия обучения и жизни, которые могут снижать проявления болезни. Однако болезнь эта не лечится.

Как вы видите, аутизм - это очень серьезное заболевание, как и другие расстройства аутического спектра. Поэтому не спешите употреблять наименование этих болезней применительно к своему ребенку, если он не на столько общителен, как вам хотелось бы или реагирует на вашу просьбу не молниеносно.

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Давайте подробнее рассмотрим, на что стоит обратить внимание.

Главным образом это триада нарушений, то есть в трех сферах:

Общение. Как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)

Коммуникации. Как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)

Поведение. Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)

Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, это повод обратиться к врачу.

Нарушения социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия - самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

  • Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой
  • Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры
  • Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму
  • Может не проявлять интерес к играм других детей
  • Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми
  • Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
  • Не улыбается в ответ на улыбку
  • Не реагирует на свое имя
  • Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям


Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

Вместо этого, они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят повзаимодействовать или указывают на них рукой мамы.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:

  • Избегают контакта «глаза-в-глаза»
  • Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
  • Используют «управляемую руку» взрослого

Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

  • Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
  • Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
  • Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
  • Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
  • Часто многократно взмахивает руками
  • Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
  • Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
  • Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
  • Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
  • Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
  • Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

  • Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
  • Хождение на цыпочках
  • Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
  • Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
  • Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
  • Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
  • Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти

Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности.

Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

  • Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков
  • Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)
  • Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос
  • Может не переносить музыку
  • Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители
  • Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
  • Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей
  • Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

  • Может вырывать у себя волосы клочьями
  • Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
  • Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
  • Может кусать себя

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи. Другие симптомы: у ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами

Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Интеллект

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

Лечение

Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.

Помощь детям с аутизмом

Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи, чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии. Наиболее эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия – процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения. Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.

В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма.

Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и состояние взрослых, находящихся с ребенком, и восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Бесплатная онлайн-консультация Натальи Морозовой:

Аутистический спектр — группа расстройств, которые характеризуются врожденными нарушениями социальных взаимодействий. К сожалению, подобные патологии довольно часто диагностируются у детей. В данном случае крайне важно вовремя определить наличие проблемы, ведь чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем большей будет возможность успешной коррекции.

Аутистический спектр: что это такое?

Диагноз «аутизм» сегодня у всех на слуху. Но не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребенка-аутиста. Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом социального взаимодействия, трудностями при контакте с другими людьми, неадекватными реакциями при общении, ограниченностью интереса и склонностью к стереотипии (повторяющимся действиям, схемам).

Согласно статистическим данным, от подобных расстройств страдает около 2% детей. При этом у девочек аутизм диагностируется в 4 раза реже. За последние два десятилетия случаи подобных нарушений значительно участились, хотя еще неясно, действительно ли патология становиться более распространенной или же рост связан с изменением диагностических критериев (несколько лет назад пациентам с аутизмом часто ставили другие диагнозы, например, «шизофрения»).

Причины развития расстройств аутического спектра

К сожалению, развитие аутистического спектра, причины его появления и масса других фактов на сегодняшний день остаются неясными. Ученые смогли выделить несколько факторов риска, хотя цельной картины механизма развития патологии еще нет.

  • Имеет место фактор наследственности. Согласно статистике, среди родственников ребенка с аутизмом есть по крайней мере 3-6 % людей с такими же расстройствами. Это могут быть так называемые микросимптомы аутизма, например, стереотипное поведение, снижение потребности в социальном общении. Ученым даже удалось выделить ген аутизма, хотя его наличие не является 100 % гарантией развития отклонений у ребенка. Считается, что аутические расстройства развиваются при наличии комплекса разных генов и одновременном воздействии факторов внешней или внутренней среды.
  • К причинам можно отнести структурные и функциональные нарушения головного мозга. Благодаря исследованиям удалось выяснить, что у детей с подобным диагнозом часто изменены или уменьшены лобные отделы коры головного мозга, мозжечок, гиппокамп, срединная Именно эти части нервной системы отвечают за внимание, речь, эмоции (в частности, эмоциональную реакцию при совершении социальных действий), мышление, способности к обучению.
  • Было замечено, что довольно часто беременность протекает с осложнениями. Например, имело место вирусное поражение организма (корь, краснуха), тяжелый токсикоз, эклампсия и прочие патологии, сопровождающиеся гипоксией плода и органическими поражениями мозга. С другой стороны, этот фактор не является универсальным — множество детей после тяжелой беременности и родов развиваются вполне нормально.

Ранние признаки аутизма

Можно ли в раннем возрасте диагностировать аутизм? Расстройство аутистического спектра не так уж и часто проявляется во младенчестве. Тем не менее родителям стоит обратить внимание на некоторые тревожные сигналы:

  • С ребенком трудно наладить зрительный контакт. Он не смотрит в глаза. Отсутствует и привязанность к матери или отцу — малыш не плачет, когда они уходят, не тянет ручки. Вполне возможно, что ему не нравятся прикосновения, объятия.
  • Малыш отдает предпочтение одной игрушке, и его внимание ею полностью поглощено.
  • Имеется задержка в развитии речи — к 12-16 месяцам ребенок не издает характерных звуков, не повторят отдельные небольшие слова.
  • Дети с нарушением аутического спектра редко улыбаются.
  • Некоторые дети бурно реагируют на внешние раздражители, например, звуки или свет. Это может быть связано с гиперчувствительностью.
  • Ребенок ведет себя неадекватно по отношению к другим детям, не стремится к общению или играм с ними.

Сразу стоит сказать, что эти признаки не являются абсолютными характеристиками аутизма. Часто бывает и так, что до 2-3 лет дети развиваются нормально, а затем происходит регресс, они утрачивают ранее приобретенные навыки. Если есть подозрения, лучше обратиться к специалисту — только врач может провести правильную диагностику.

Симптомы: на что стоит обратить внимание родителям?

Аутистический спектр у детей может проявляться по-разному. На сегодняшний день выделено несколько критериев, на которые нужно обязательно обращать внимание:

  • Основным симптомом аутизма является нарушение социальных взаимодействий. Люди с таким диагнозом не могут распознавать не чувствуют состояния и не различают эмоций окружающих людей, что вызывает трудности в общении. Нередко наблюдаются проблемы со зрительным контактом. Такие дети, даже подрастая, не проявляют особого интереса к новым людям, не участвуют в играх. Несмотря на привязанность к родителям, малышу трудно проявлять свои чувства.
  • Проблемы с речью также присутствуют. Ребенок гораздо позже начинает говорить, или же речь отсутствует вовсе (зависит от разновидности нарушения). Вербальные аутисты часто имеют небольшой словарный запас, путают местоимения, время, окончания слов и т. д. Дети не понимают шуток, сравнений, воспринимают все буквально. Имеет место эхолалия.
  • Аутистический спектр у детей может проявляться нехарактерной жестикуляцией, стереотипическими движениями. В то же время им трудно сочетать разговор с жестами.
  • Характерные особенности детей с расстройствами аутистического спектра — повторяющиеся модели поведения. Например, ребенок быстро привыкает ходить одной дорогой и отказывается свернуть на другую улицу или зайти в новый магазин. Часто формируются так называемые «ритуалы», например, сначала нужно надеть правый носок и лишь затем левый, или сначала нужно бросить в чашку сахар и лишь потом заливать водой, но ни в коем случае не наоборот. Любое отклонение от выработанной ребенком схемы может сопровождаться громким протестом, припадками гнева, агрессией.
  • Ребенок может привязаться к одной игрушке или неигровому предмету. Игры малыша часто лишены сюжета, например, он не разыгрывает бои с игрушечными солдатиками, не строит замки для принцессы, не раскатывает машинки по всему дому.
  • Дети с аутистическими расстройствами могут страдать от гипер- или гипочувствительности. Например, есть дети, которые усиленно реагируют на звук, причем, как отмечают уже взрослые люди с подобным диагнозом, громкие звуки не только их пугали, но вызывали сильную боль. То же может относиться к кинестетической чувствительности — малыш не чувствует холода, или, наоборот, не может пройтись босиком по траве, так как ощущения его пугают.
  • У половины детей с подобным диагнозом наблюдаются особенности пищевого поведения — они категорически отказываются есть какие-то продукты (например, красные), отдают предпочтение какому-то одному блюду.
  • Принято считать, что аутисты обладают некой гениальностью. Это утверждение неверно. У высокофункциональных аутистов уровень интеллекта, как правило, средний или чуть выше нормы. А вот при низкофункциональных расстройствах вполне возможна задержка развития. Лишь 5-10 % людей с подобным диагнозом действительно обладают сверхвысоким уровнем интеллекта.

Дети с аутизмом не обязательно имеют все вышеперечисленные симптомы — у каждого ребенка свой набор нарушений, причем разной степени выраженности.

Классификация аутических расстройств (классификация Никольской)

Нарушения аутистического спектра невероятно разнообразные. Более того, исследования недуга все еще активно продолжается, поэтому и схем классификаций существует много. Среди педагогов и прочих специалистов пользуется популярностью классификация Никольской, именно ее берут во внимание при составлении коррекционных схем. Аутический спектр можно разделить на четыре группы:

  • Для первой группы характерны самые глубокие и сложные нарушения. Дети с подобным диагнозом не способны обслуживать себя, у них полностью отсутствует потребность во взаимодействии с окружающими. Пациенты невербальные.
  • У детей второй группы можно заметить наличие жестких ограничений в моделях поведения. Любые изменения в схеме (например, несоответствие в привычном режиме дня или обстановке) могут спровоцировать приступ агрессии и срыв. Ребенок достаточно открыт, но речь его проста, построена на эхолалии. Дети из этой группы способны воспроизводить бытовые навыки.
  • Для третьей группы характерно более сложное поведение: дети могут быть очень увлечены каким-либо предметом, выдавая потоки энциклопедических знаний при разговоре. С другой стороны, построить двусторонний диалог ребенку сложно, а знания об окружающем мире фрагментарные.
  • Дети четвертой группы уже склонны к нестандартному и даже спонтанному поведению, но в коллективе робкие и стеснительные, тяжело идут на контакт и не проявляют инициативу при общении с другими детьми. Могут испытывать трудности с концентрацией внимания.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — одна из форм Это нарушение отличается от классической формы. Например, у ребенка присутствует минимальная задержка в развитии речи. Такие дети легко идут на контакт, могут поддержать разговор, хотя он больше напоминает монолог. Пациент может часами рассказывать об интересующих его вещах, и остановить его достаточно трудно.

Дети не против игры со своими сверстниками, но, как правило, делают это нетрадиционно. Кстати, присутствует и физическая неуклюжесть. Часто ребята с имеют незаурядный интеллект и хорошую память, особенно если речь идет об интересующих их вещах.

Современная диагностика

Аутистический спектр очень важно вовремя диагностировать. Чем раньше будет определено наличие нарушений у ребенка, тем быстрее можно будет начать коррекцию. Раннее вмешательство в развитие малыша увеличивает шанс на успешную социализацию.

При наличии у ребенка вышеописанных симптомов стоит обратиться к детскому психиатру или психоневрологу. Как правило, за детьми наблюдают в разных ситуациях: на основе присутствующих симптомов специалист может сделать заключение о наличии у ребенка расстройств аутического спектра. Необходимы и консультации с другими врача, например, отоларингологом, чтобы проверить слух пациента. Электроэнцефалограмма позволяет определить наличие эпилептических очагов, которые часто идут в паре с аутизмом. В некоторых случаях назначают генетические анализы, а также магнитно-резонансную томографию (позволяет изучить структуру головного мозга, определить наличие новообразований и изменений).

Медикаментозное лечение аутизма

Аутизм не поддается медикаментозной коррекции. Лекарственная терапия показана только в том случае, если имеют место другие расстройства. Например, в некоторых случаях врач может назначить прием ингибиторов обратного захвата серотонина. Такие препараты используются как антидепрессанты, но в случае с ребенком-аутистом могут снять повышенную тревожность, улучшить поведение, повысить обучаемость. Ноотропные средства помогают нормализовать кровообращение в головном мозгу, улучшить концентрацию.

При наличии эпилепсии используются антиконвульсивные препараты. Психотропные средства применяются при наличии у пациента сильных, неконтролируемых приступов агрессии. Опять же, все вышеописанные препараты довольно мощные и вероятность развития побочных реакций при превышении дозы очень высока. Поэтому ни в коем случае их нельзя использоваться самовольно.

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Что делать, если у ребенка диагностировали аутизм? Коррекционная программа детей аутистического спектра составляется индивидуально. Ребенку нужна помощь группы специалистов, в частности, занятья с психологом, логопедом и специальным педагогом, сеансы с психиатром, упражнения с физиотерапевтом (при выраженной неуклюжести и отсутствии ощущения собственного тела). Коррекция происходит медленно, занятие за занятием. Детей учат чувствовать формы и размеры, находить соответствия, чувствовать взаимосвязи, участвовать, а затем и инициировать сюжетную игру. Детям с аутическими расстройствами показаны занятия в группах социальных навыков, где ребята учатся играть вместе, следовать социальным нормам и помогают выработать определенные модели поведения в обществе.

Основной задачей логопеда является развитие речевого и фонематического слуха, увеличение словарного запаса, обучение составлению коротких, а затем и длинных предложений. Специалисты также пытаются научить ребенка различать тона речи и эмоции другого человека. Адаптированная программа аутистического спектра нужна также в детских садиках и школах. К сожалению, далеко не все образовательные заведения (особенно государственные) могут предоставить квалифицированных специалистов для работы с аутистами.

Педагогика и обучение

Основной задачей коррекции является обучение ребенка социальным взаимодействием, развитие способности к произвольному спонтанному поведению, проявлению инициативы. На сегодняшний день популярной является инклюзивная система образования, которая предполагает, что ребенок с расстройствами аутического спектра будет обучаться в окружении нормотипических детей. Конечно же, такое «внедрение» происходит постепенно. Для того чтобы ввести ребенка в коллектив, нужны опытные преподаватели, а иногда и тьютор (человек со специальным образованием и навыками, который сопровождает ребенка в школе, корректирует его поведение и следит за взаимоотношениями в коллективе).

Вполне вероятно, что детям с подобными нарушениями понадобится обучение в специализированных профильных школах. Тем не менее есть обучающиеся с расстройствами аутистического спектра и в общеобразовательных заведениях. Здесь все зависит от состояния ребенка, степени выраженности симптомов, его способности учиться.

На сегодняшний день аутизм считается неизлечимым заболеванием. Прогнозы благоприятны не для всех. Дети с нарушением аутистического спектра, но со средним уровнем интеллекта и речью (развивается до 6 лет) при правильном обучении и коррекции вполне могут стать самостоятельными в будущем. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Что такое расстройства аутического спектра (РАС)?
Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий [классический] аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений (Лорна Винг, 1996). Следующее описание "триады нарушений" адаптировано из Джордана (1997):

Социальное взаимодействие - нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Затруднения с формированием, поддерживанием и пониманием сложных социальных взаимоотношений.

К примеру: может не участвовать в социальном взаимодействии кроме как ради удовлетворения непосредственных нужд; может играть рядом с другими детьми, но не делиться впечатлениями; может стремиться к дружбе, но иметь трудности с пониманием желаний и чувств других; может иметь мало эмпатии или не иметь её вовсе.

Речь и коммуникация - нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.

К примеру: может не развить речь; может использовать речь только для описания нужд; может говорить свободно, но испытывать трудности с пониманием полного смысла, стоящего за высказыванием; может быть крайне буквальным в интерпретации речи; может не распознавать интонации речи других; может говорить монотонно; может иметь трудности с каждым из видов смены очереди в разговоре; может не идентифицировать жесты и язык тела как часть коммуникации.

Мысли и поведение - ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие "ролевых игр".

К примеру: может негативно реагировать на любые изменения в распорядке или окружении; может следовать набору схем ритуалов; может иметь трудности с формированием мысленных представлений о том, как что-нибудь будет выглядеть; могут отсутствовать богатые воображением игры; может иметь затруднения с разграничением реальности и вымысла; может реагировать негативно, если не соблюдаются правила.

В дополнение к триаде нарушений люди с расстройствами аутического спектра (РАС) также зачастую имеют другие затруднения, касающиеся: высокой тревожности; сопротивления изменениям; перенесения навыков из одного окружения в другое; ранимости; обработки сенсорной информации; бедности диеты и/или еды; координации; сна; приведения себя в порядок; организации и планирования.

В чём различие между [классическим] аутизмом, высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера?
Диагноз высокофункционального аутизма даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки. Диагноз синдрома Аспергера даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки или задержки речи.

Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, следовательно, имеют IQ средний или выше среднего. Однако такие люди могут всё ещё испытывать крайние дефициты в области социальных взаимоотношений, гибкости мышления и поведения и речи и коммуникации.

В дополнение к триаде нарушений люди с синдромом Аспергера имеют связанные с ними трудности, включающие: слишком точное или стереотипное использование языка; ограниченные навыки невербальной коммуникации (выражения лица, жесты); социальную нечувствительность; специальные интересы, которые не соотносятся с заинтересованностью слушателя.

Мой ребёнок иногда закрывает уши/прищуривает глаза и испытывает неприязнь к некоторым запахам
Многие дети с РАС имеют сенсорные проблемы. Некоторые дети гиперчувствительны (повышенно чувствительны) и будут стараться блокировать стимуляции. Другие гипочувствительны (пониженно чувствительны) и будут требовать стимуляции. Дети могут часто колебаться между этими двумя вариантами.

Обычные признаки включают: хождение на кончиках пальцев, зажимание ушей, вращение, раскачивание, протестные реакции на запахи и вкус, неприязнь к касанию кожей определённых материалов, нюхание пальцев, непереносимость прикосновений, избегание связанных с балансированием действий, нелюбовь к темноте или яркому свету, влечение к свету, двигание пальцами или предметами перед глазами, любовь к вибрации, недостаточную или избыточную реакцию на тепло/холод/боль, любовь к давлению, к обтягивающей одежде, жевание и лизание предметов.

Что такое центральное согласование?
Центральное согласование - существующая в настоящее время психологическая теория, впервые описанная Утой Фрит. Это процесс, посредством которого все поступающие стимулы организовываются и интерпретируются в согласованной манере. Центральное согласование позволяет нам извлекать смысл и проводить связи между комплексами воспринимаемой информации.

Дети с РАС часто воспринимают стимулы в виде изолированных частей. Детали преобладают над смыслом в целом. Стимулы не обязательно обрабатываются как связанные между собой. Дети могут воспринимать вещи без интерпретации и понимания.

Слабость центрального согласования может вызывать много трудностей, например: затруднения с перенесением навыков, изученных в одном окружении, в другое; затруднения с составлением из чего-либо целого и проведением связей; затруднения с пониманием событий; знакомое окружение может не узнаваться при приближении с непривычного направления; настаивание на однообразии; сложности с идентифицированием относящейся и не относящейся к делу информации от органов чувств.

Что такое модель психического?
К возрасту 3-4 года типично развивающиеся дети начинают узнавать, что другие люди имеют мысли и чувства, отличные от их собственных. Знание об этом позволяет детям истолковывать мир через понимание действий людей. Мы понимаем действия других людей, будучи в состоянии думать об их убеждениях, желаниях, намерениях и эмоциях.

Психологические исследования показывают, что у некоторых детей с РАС построение модели психического не развивается до подросткового возраста, у других не развивается в полной мере, а некоторые не могут развить построение модели психического вообще.

Недостаточное развитие построения модели психического приводит к затруднениям в каждой из областей триады нарушений (социальное взаимодействие, социальная коммуникация и гибкость мышления).

К примеру: неспособность предсказывать поведение других; неспособность понимать планы других на будущее; неспособность понимать или предсказывать желания и/или намерения других; затруднения с размышлением над собственным поведением и поведением других; не отвечание при разговоре; следование собственной последовательности операций.

Что такое функции программирования и контроля?
Функции программирования и контроля дают возможность планировать сложные когнитивные задачи. За функции программирования и контроля ответственны лобные доли мозга. Они включают такую деятельность как: планирование достижения цели; придерживание стратегии достижения этой цели; отсутствие отвлечения на другие близкие, но неверные отклики. Важными в данном случае являются способность думать о последовательности событий и их распорядке, гибкость мышления и действий и общее представление о причинах и следствиях.

Дети с РАС часто имеют дефициты в сфере функций программирования и контроля. Общие проблемы касаются: самоорганизации и организации принадлежностей; планирования; определения последовательности движений (например, для одевания, умывания, уборки, приготовления пищи); последовательных размышлений; импульсивности.

Что вызывает расстройства аутического спектра?
Точные причины расстройств аутического спектра пока неизвестны, однако исследования указывают на важность генетических факторов (Гиллберг, К. и Коулман, М., 1992). Маловероятно, что будет обнаружен единичный ген аутизма, и, по оценкам, может быть задействован по меньшей мере десяток генов. Другие факторы могут касаться беременности/родов; быть биологическими, нейрохимическими/мозговой химии, неврологическими (связанными с мозгом).

Можно ли вылечить РАС?
РАС - первазивное нарушение развития; это означает, что оно влияет на все аспекты развития ребёнка. Расстройство аутического спектра в настоящее время представляет собой пожизненное состояние.

Какие преимущества есть у людей с РАС?
Размышления о РАС в позитивном свете могут дать каждому отдельному человеку ряд преимуществ. Опять-таки, они будут меняться и могут преломляться через личность каждого человека.

Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали; являются конкретными и логичными мыслителями; очевидно честны; прекрасные визуальные ученики; перфекционисты; обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют особые способности "саванта".

Представленный выше материал - сокращённый перевод текста "Autism Pack" .

Аутизм - диагноз, появившийся относительно недавно. Еще в конце прошлого века врачи, сталкиваясь с проявлениями аутизма, ошибочно ставили диагноз «шизофрения». Неправильно назначенное лечение приводило к необратимым последствиям. На сегодняшний день специалистами проводится большое количество исследований данного заболевания, однако природа его до конца неясна.

Картина аутизма больше проявляется в детском возрасте, нежели во взрослом, и ведет к нарушению интеграции ребенка в социум, изолируя его от окружающего мира.

  • Показать всё

    Что такое аутизм

    Под аутизмом психологи понимают нарушения развития, в течение которого основную роль играют расстройство эмоциональной сферы и коммуникативных способностей. Это расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Малыш или взрослый, страдающий аутизмом, не испытывает потребности получать ответа от внешнего мира. Его жесты, речь и эмоции не наполнены смыслом в привычном для окружающих социальном плане.

    Симптомы и лечение аутизма у пациентов любого возраста зависят от формы заболевания. В понимании природы заболевания нет единого мнения: одни ученые считают, что аутизм – наследуемая патология, другие же полагают приобретенную природу заболевания основной причиной развития аутизма.

    Дословный перевод слова «аутизм» - внутри себя.

    Причины развития синдрома

    Ученые различных областей не могут прийти к общему мнению относительно причин возникновения заболевания. Дети, страдающие данным расстройством, как правило, хорошо развиты физически и не имеют никаких внешне различимых отклонений.

    По одной из версий, заболевание возникает вследствие нарушения развития головного мозга.

    У матерей детей-аутистов также не наблюдается никаких серьезных нарушений, их беременность протекает без особенностей. Считается, что определенную роль в развитии патологии играют следующие факторы:

    Многие инфекционные заболевания способны негативно влиять на развитие головного мозга и являться своеобразными «триггерными» факторами, запускающими течение заболевания. До недавнего времени ведущей теорией этиологии аутизма являлась генетическая. Считалось, что существует ген, участок которого кодирует данное расстройство. Однако сейчас принято считать, что аутизм – полиэтиологическое заболевание с неясными причинами и механизмом возникновения.

    Симптомы

    У детей аутизм характеризуется определенной клинической картиной. Аутизм раннего детского возраста – состояние, возникающее в первые три года жизни.

    Первые симптомы аутизма способны возникнуть в первые 2-3 года жизни малыша. В зависимости от степени тяжести заболевания, интенсивность симптомов различна.

    Аутизм – сложное для диагностики заболевание, поэтому ставить данный диагноз вправе только квалифицированный врач-психиатр. Однако существуют определенные симптомы, позволяющие родителям предположить, что их ребенок страдает аутизмом.

    Для данного синдрома характерно четыре основных признака, которые проявляются с различной интенсивностью у разных детей:

    Симптом

    Описание

    Нарушение социального взаимодействия

    Эмоциональная составляющая

    Эмоции, жесты и мимика малыша не соответствуют текущей ситуации: ребенок не улыбается и не смеется, когда кто-то пытается с ним играть, веселить его и пр. В то же самое время смех может возникнуть без воздействия извне какого-либо раздражителя. Лицо аутиста похоже на маску, на которой время от времени возникают какие-либо гримасы.

    Также аутист не способен к пониманию эмоций окружающих людей. Здоровые дети, взглянув на человека, могут понять его настроение: радостное, расстроенное и пр.

    Обособление от людей

    Малыш не участвует в играх с ровесниками, стремясь к погружению в собственный недостижимый ни для кого мир. Дети постарше склонны к одиночеству и не обращают внимания на окружающих, воспринимая их как неодушевленные предметы

    Отсутствие понимания ролей

    Дети-аутисты испытывают проблемы в играх, где необходимо принимать ту или иную роль (казаки-разбойники, дочки-матери и пр.). Такие дети могут не воспринимать игрушки как предметы, что-либо олицетворяющие, имеющие какую-либо функцию. Например, взяв в руки игрушечную машинку, аутист часами крутит отдельное колесо, а не катает машинку по полу, как это делают здоровые дети

    Ребенок-аутист неадекватно реагирует на контакт с родителями

    Некоторое время назад было принято считать, что аутисты не понимают, чем их родители отличаются от незнакомых людей. Это предположение опровергнуто: находясь в компании собственных родителей, дети меньше зацикливаются на выполнении того или иного действия.

    Дети младшего возраста проявляют беспокойство, оставаясь одни, хотя попыток найти или вернуть родителей аутист не предпринимает

    Нарушение коммуникации

    Проявляется задержкой появления речи или ее полным отсутствием. В случае тяжелой формы течения заболевания ребенок не способен владеть речью. Для общения и обозначения собственных потребностей он использует односложные слова: есть, спать и т. д.

    Речь аутистов чаще бессвязна, не имеет направленности к окружающим людям. Аутист часто повторяет одну и ту же не имеющую смысла фразу. Часто, говоря о себе, аутисты используют местоимения «он», «она», то есть делают это в третьем лице.

    Отвечая на поставленный вопрос, дети повторяют вопрос либо его часть. Если назвать ребенка-аутиста по имени, велик шанс, что он не откликнется. Также такие дети испытывают трудности с приданием предложению правильной интонации, разговаривают слишком громко или напротив – слишком тихо. При общении они не смотрят в глаза

    Отсутствие интереса к окружающему миру

    В детском возрасте аутисты не испытывают интереса к окружающему миру, не задают родителям вопросов об его устройстве

    Стереотипное поведение

    Зацикливание

    В течение длительного времени ребенок, не отвлекаясь на внешние раздражители, выполняет однотипные действия: сортирует игрушки по цветам, строит башню из кубиков и т. д.

    Ритуальность действий

    Характеризуется тем, что дети-аутисты чувствуют себя комфортно только в случае нахождения в привычной для них окружающей обстановке. Малейшие перемены в привычном течении вещей (небольшая перестановка в их комнате, изменение в рационе и пр.) пугают их, заставляя уйти в себя, либо провоцируют агрессивное поведение.

    Для аутистичного поведения характерно выполнение определенных навязчивых действий (хлопания в ладоши, щелкания пальцами и др.) в непривычной обстановке

    Страх и агрессия

    В непривычной для ребенка ситуации он способен впадать в приступы агрессии либо «уходить в себя», не реагируя на происходящее

    Ранние симптомы аутизма

    Признаки аутизма возникают достаточно рано. В первые месяцы своей жизни дети-аутисты малоподвижны, проявляют неадекватную реакцию на раздражители извне, обладают скудной мимикой

    Причина возникновения данного синдрома до конца не изучена. В каждом конкретном случае проявления заболевания, несмотря на общие закономерности, протекают сугубо индивидуально. При появлении подозрений относительно поведения ребенка родителям следует незамедлительно обратиться к специалистам, изучающим данный вопрос.

    Развитие интеллекта у детей-аутистов

    В развитии интеллекта ребенка возникают так называемые аутичные черты. У детей-аутистов имеет место умственная отсталость незначительной или легкой степени. При развитии глубокой умственной отсталости дети теряют способность к обучению. В том случае, если имеет место легкая форма аутизма, интеллектуальное развитие может быть либо нарушено незначительно, либо не нарушено вовсе.

    Особенность течения аутизма – избирательность интеллекта. Такие дети нередко демонстрируют успехи в различных областях: математика, физика, химия, творческие предметы. Такое явление получило название синдрома саванта, или савантизма. При савантизме аутист чрезвычайно одарен в определенной области: обладает фотографической памятью или способен умножать в уме многозначные числа, но в ряде других дисциплин заметно отстает.

    Существует предположение, что целый ряд знаменитостей в той или иной мере обладали аутистичными чертами, среди них Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Уорхол, Леонардо да Винчи и многие другие.

    Синдром Аспергера

    • отсутствие интеллектуальных нарушений или, напротив, высокий уровень интеллекта;
    • речевые навыки без аномалий;
    • ребенок испытывает трудности с определением интонации предложений и громкостью их воспроизведения;
    • зацикленность на выполнении какого-либо действия;
    • незначительное нарушение координации движений, проявляющееся в виде неуклюжей ходьбы, бега, принятия необычных поз, неуместных в данной обстановке, и др.;
    • эгоцентричность.

    Дети с таким диагнозом живут без фактических ограничений: они учатся в обычных и даже престижных учебных учреждениях, создают семьи и т. д. Следует понимать, что их нормальная интеграция в социум происходит только благодаря грамотному подходу к особенностям их характера, заботе и любви со стороны родителей.

    Синдром Ретта

    Это тяжелый неврологический недуг, являющийся причиной тяжелой умственной отсталости. Заболевание является генетическим. Ген, кодирующий возникновение нарушений, локализуется в X-хромосоме, что означает возникновение патологии только у девочек. В силу того, что генотип мальчиков содержит только одну X-хромосому, они не способны прожить до собственного появления на свет и погибают в материнской утробе. Заболевание является достаточно редким – его частота составляет 1:10000 среди новорожденных. Клиническая картина синдрома Ретта включает в себя:

    • тяжелую степень аутизма, способствующую полной изоляции ребенка от окружающего его мира;
    • малыш развивается нормально только в течение первых полутора лет, после чего наблюдаются нарушения развития головного мозга, черепная коробка меньшего размера по сравнению с нормальными показателями;
    • невозможность овладевания целенаправленными движениями конечностей и приобретением каких-либо навыков;
    • речь затруднена либо пропадает (мутизм);
    • наблюдается нарушение нормальной двигательной активности.

    При диагностировании данного заболевания прогноз неблагоприятен, так как методы лечения и реабилитации малоэффективны.

    Как аутичный ребенок воспринимает мир

    Клиническая картина аутизма характеризуется определенными признаками, одним из которых принято считать неспособность ребенка-аутиста к образному мышлению. Такие дети не в состоянии воспринимать человека как сложное, целостное образование, включая все его черты и индивидуальные особенности.

    Ребенок-аутист практически не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Внешние раздражители – яркий свет, громкая музыка, прикосновения – способны заставлять чувствовать таких детей сильный дискомфорт, вплоть до возникновения у них агрессивного поведения. При этом ребенок замыкается в себе, стремясь полностью изолироваться от всего, что его окружает.

    Как вести себя родителям здоровых детей

    Родителям, не имеющим представления об аутизме, следует понимать, что такие дети могут встречаться среди сверстников их детей. В случае если кто-либо из них неадекватно отреагировал на прикосновение, громкую музыку или вспышку яркого света, можно заподозрить как аутизм, так и другое психическое нарушение. Необходимо спокойно оценить ситуацию, ни в коем случае не осуждать их родителей:

    • Лучше всего подбодрить их, попытаться предложить помощь. Возможно, в данный момент им это необходимо.
    • Не следует ругать ребенка или осуждать его родителей, полагая, что это проявление избалованности.
    • Нужно реагировать на все спокойно, не привлекая внимание окружающих к данному инциденту.
    • При возникновении подозрений на наличие психических отклонений следует ненавязчиво спрятать все опасные колюще-режущие предметы.

    Диагностика

    При беглом взгляде довольно трудно определить проявления аутизма у новорожденных детей. Чем раньше диагностируется заболевание, тем выше успех в реабилитации таких детей и их интеграции в социум.

    Чаще остальных странное поведение детей замечают их собственные родители, особенно, если у них уже есть дети.

    Специалисты из области психологии, педагогики и психиатрии несколько десятков лет работают над теми или иными способами ранней диагностики аутизма у новорожденных детей.

    Диагностический метод

    Описание

    Тестовые методики

    Специализированные опросники

    При возникновении подозрений на наличие расстройств аутистического спектра детей младшего возраста, помимо сбора анамнеза у их родителей, применяются следующие тесты:

    • шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS);
    • тест для диагностики аутизма (ADI-R);
    • шкала рейтинга детского аутизма (CARS);
    • поведенческий тест для диагностики аутизма (ABC);
    • контрольный список оценок показателей аутизма (ATEC);
    • опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

    Оценка речевых способностей

    Опытный логопед оценивает коммуникативные способности ребенка, определяет наличие или отсутствие признаков аутизма

    Когнитивные тесты

    При подозрении на аутизм ребенку и его родителям предлагается пройти IQ-тест или аналогичное исследование интеллектуального развития

    Оценка адаптивной способности

    Психолог задает ребенку определенные задачи, решение которых связано со способностью к взаимодействию с окружающим миром, адаптации к той или иной ситуации, встречающихся в повседневной жизни. Аутисту предлагают описать ту или иную последовательность действий (одевание, прием пищи и др.)

    Оценка сенсорно-двигательной системы

    Дисфункция сенсорной сферы (сферы ощущений) нередко сопровождает аутизм. Специалистом проводится диагностика мелкой и крупной моторики, зрения, обоняния и слуха малыша

    Инструментальные методы

    Ультразвуковое исследование (УЗИ) головного мозга

    Проводится с целью исключения повреждения структур головного мозга

    Компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная (МРТ) томография

    Методы основаны на получении послойного изображения исследуемых структур. Назначаются, чтобы исключить наличие органического компонента в этиологии заболевания

    Пунктиром и маркером обозначено новообразование в головном мозге, способное вызвать схожую с аутизмом клиническую картину

    Электроэнцефалография (ЭЭГ)

    Иногда аутизм сопровождается приступами эпилепсии. С целью определения эпилептического очага в головном мозге проводится данное исследование

    Лечение


    На сегодняшний день лечения заболевания не существует. Несмотря на это, есть возможность реабилитации таких детей с помощью регулярных занятий и созданий благоприятной психоэмоциональной обстановки.

    Педагогические методы требуют огромных усилий как от родителей и их детей, так и от специалистов. Правильно составленный план помощи способен включить ребенка в нормальную социальную жизнь.

    Общие закономерности воспитания ребенка-аутиста:

    1. 1. Важно понимать, что аутизм – не приговор. Поэтому необходимо привить малышу минимальный набор социальных навыков, предварительно установив с ним дружественный контакт.
    2. 2. Снизить до минимума негативные явления в поведении: «уходы в себя», агрессию, страхи и др.
    3. 3. Учить понимать и олицетворять социальные роли.
    4. 4. Обучать общению с ровесниками.
    Метод лечения Описание
    Поведенческая терапия

    Проводится с целью наблюдения и анализирования поведения аутиста в той или иной ситуации. После того как привычные действия детей изучены, специалист подбирает определенный набор мотивирующих факторов. Для одних таким стимулом является любимая еда, для других – музыкальная композиция.

    При помощи поощрения подкрепляется социально приемлемое поведение, когда это становится необходимым. При многолетней терапии между родителями и их чадом возникает своеобразный контакт, приобретенные умения закрепляются, а проявления аутистического поведения несколько стихают

    Логопедическая терапия Назначается в случае наличия у малыша трудностей с функцией речеобразования – важнейшей функцией, определяющей коммуникативную способность человека
    Прививание умений самостоятельного обслуживания и интеграции в социум Так как дети-аутисты в большинстве своем не обладают способностью играть, самостоятельно принимать пищу, поддерживать личную гигиену, психолог проводит специальные упражнения, призванные помочь ребенку придерживаться определенного порядка выполнения каких-либо действий
    Медикаментозное лечение Допустимо в том случае, когда агрессивное поведение пациента становится угрозой как для него самого, так и для окружающих людей. Лечащий врач строго индивидуально определяет тип препарата и его дозировку в соответствии с показаниями и противопоказаниями к применению каких-либо лекарственных средств, возрастом и полом малыша, наличия или отсутствия хронических системных заболеваний, ожидаемого терапевтического эффекта


Понравилась статья? Поделитесь ей