Контакты

Агрессия и конфликты Определение и виды агрессии Агрессия: определение. Агрессия: что это в психологии. Причины, виды, способы борьбы. Коррекция агрессивного поведения

Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другое государство с целью захвата его территории, порабощения народов, экономического или политического подчинения страны государству-агрессору. Термином "А." обозначают также меры не военного характера, но преследующие цели захвата, грабежа, порабощения других стран (экономическая А.). Пример военной А.: нападение гитлеровской Германии и ее европейских союзников на СССР (июнь 1941).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АГРЕССИЯ

от лат. aggressio - нападение), незаконное с точки зрения Устава ООН применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа (нации). Обязательными признаками А. являются первенство (инициатива в применении вооруженной силы) и имперские намерения, захватнический умысел (отторжение территории другого государства, вмешательство в его внутренние дела, расширение сферы своего влияния и т. п.). Определение А. принято в 1974 29-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Она может быть прямой и косвенной. К прямой А. относятся: вторжение вооруженных сил государства на территорию другого государства; военная оккупация территории государства; аннексия всей территории государства или ее части; применение любого оружия одним государством против другого государства; блокада военная портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства; применение государством своихвооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению, против третьего государства в нарушение условий соглашения; пребывание таких вооруженных сил на территории другого государства после прекращения действия соглашения. Вооруженное нападение - наиболее опасная и открытая форма агрессии, но она может осуществляться и в экономической, идеологической, психологической и иных формах. Косвенная А. - это замаскированное применение вооруженных сил против другого государства, когда эти вооруженные силы скрывают связь со своим государством, хотя фактически действуют от его имени или по поручению. Выделяют как особый случай соучастие в А. Оно включает такие действия, как, например, предоставление государством территории в распоряжение другого государства для совершения агрессивных актов против третьего государства. Перечисленные виды А. не являются исчерпывающими. В каждом конкретном случае Совет Безопасности ООН, принимая во внимание всю совокупность обстоятельств, может определить, какие действия представляют собой агрессию. Не являются А. вооруженная борьба народов за свободу и независимость, участие иррегулярных вооруженных формирований и добровольцев в оказании помощи национальноосвободительным движениям. А. - тягчайшее преступление международное, за которое в международном праве предусмотрена политическая, материальная и уголовная ответственность. По решению Совета Безопасности ООН против агрессора могут быть применены санкции невоенного характера, а при необходимости - действия вооруженными силами государств-членов ООН. Агрессии отражение, система мер оборонительного характера государства, подвергшегося агрессии, направленных на срыв замыслов агрессора, сохранение основной части военного потенциала, стратегическое развертывание вооруженных сил, нанесение агрессору ответного удара. Такие действия не могут рассматриваться как А., даже если они являются наступательными. В полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права российское законодательство актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления ей войны признает: 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любую военную оккупацию территории Российской Федерации, являющуюся результатом такого вторжения или нападения, либо любую аннексию территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы; 2) бомбардировку вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации; 3) блокаду портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств); 4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федера-ции или другие войска независимо от места их дислокации; 5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации; 6) засыпку иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее. В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего, потенциала ядерного сдерживания. Тем не менее, значение военносиловых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным. В силу этого в Российской Федерации в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность органов власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они, в соответствии с законом об обороне, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Агрессии пресечение, решительное применение военной силы, политико-дипломатических, экономических и других средств мирового сообщества либо государств-участников региональных соглашений о коллективной безопасности против агрессора для прекращения его вооруженного нападения. Государство, подвергшееся А., имеет право на индивидуальную и коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН). Лит.: Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: Пер. с англ. СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003; Борьба СССР в ООН за мир, безопасность и сотрудничество. М., 1986; Международное право в документах. М., 1982; Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия - тягчайшее международное преступление. М., 1980; Донской Д. Агрессия - вне закона: об общепризнанном определении агрессии. М., 1976.

Отличное определение

Неполное определение ↓

индивидуальное или коллективное поведение, действие, на¬правленное на нанесение физического или психологического вреда, ущер¬ба оппоненту. А. - совокупность поведенческих реакций, имеющих отри¬цательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, сопро¬вождающуюся грубостью, порицанием, с целью подчинения своей воле.

АГРЕССИЯ

В современной психологии до сих пор не существует однозначной трактовки такого многогранного феномена, как агрессия. В то время как одни исследователи рассматривают агрессию как важную характеристику поведения индивида, направленного на преодоление препятствий, в качестве которых могут выступать как внешние предметы, события, люди и.д., так и собственные психические особенности, акцентируя внимание на адаптационном аспекте агрессивных проявлений; другие рассматривают ее как исключительно деструктивное явление, говоря об агрессивности как об устойчивом свойстве субъекта, отражающем его врожденно-биологические или социально-приобретенные особенности. В этой связи выделяют ауто- и гетероагрессию, темпераментную и характерологическую, конкретно ситуационную или личностную агрессивность.

В отличие от Фрейда, который понимал агрессию как разрушительную силу, с помощью которой проявляется бессознательное человеческое стремление к смерти (мортидо), с позиций динамической психиатрии агрессия рассматривается как центральная функция «Я», расположенная в неосознаваемом ядре личности. Тем самым, во-первых, подчеркивается ее важнейшее значение как структурной личностной составляющей, а во-вторых, указывается на функциональный, активно-приспособительный характер этого интрапсихического образования.

1. Конструктивная агрессия

Агрессия, как изначально присущая человеку конструктивная Я-функция (ad gredi - подходить к чему-нибудь), представляет собой первоначальную открытость ребенка окружающей среде в смысле стремления к установлению контактов и любопытства. Иными словами, это первичный общий потенциал активности, уровень целенаправленности и целесообразности душевной деятельности, которым располагает личность для решения задач адаптации, поддержания и развития своей Я-идентичности.

Конструктивная агрессия обеспечивает активно-исследовательское отношение к миру, деятельный, творческий подход к жизни, способность к контактам, к открытому выражению своих эмоциональных переживаний, предпочтений, точек зрения, мнений, идей, к формированию, удержанию и достижению собственных жизненных целей и их безбоязненному отстаиванию в конструктивно-агрессивном социально-энергетическом столкновении (дискуссиях) с другими лицами и группами; установление продуктивных межличностных контактов и их поддерживание, несмотря на возможные противоречия; способность к сопереживанию, широкий круг интересов и богатый мир фантазий.

Конструктивно-агрессивный подход в человеческих отношениях по Аммону является развивающим, стимулирующим и плодотворным. Он представляет собой установление настоящего человеческого контакта, развитие отношений взаимоприятия и дружбы.

Вместе с тем, в зависимости от характера и структуры группо-динамических отношений, прежде всего, в первичной (родительская семья), а в последующем и референтных (ближайшее окружение) группах, агрессия может терять свое активно-приспособительное значение, становясь дезинтегрирующим и дезадаптирующим фактором.

2. Деструктивная агрессия

Будучи изначально конструктивной, агрессия под влиянием деструктивной динамики первичной группы превращается в деструктивную агрессию, представляющую из себя деформацию первичного потенциала активности в виде разрыва контактов и отношений, изменения или разрушения целей и задач субъекта, т.е. в виде деструкции, направленной как наружу, против окружающего социума и предметного мира (деструктивное отреагирование, деструктивная сексуальность, преступность, а также разрушительные фантазии, чувства мести, цинизма и т.д.), так и внутрь, против себя, своих целей и планов, (психосоматика, депрессия, наркомания, суицидальные тенденции, склонность к несчастным случаям и самоповреждениям или отреагирование социальной запущенностью).

Причина деструктивной агрессии обычно кроется в бессознательном враждебно-отвергаемом отношении матери к ребенку (в частности, к его потребностям в получении нового жизненного опыта и психологическом овладении окружающей реальностью, что возможно лишь под ее защитой.). Такой интериоризованный «запрет» на собственную автономию и идентичность в последующем приводит к ситуационной неадекватности использования активности как по интенсивности, так и по направленности, способу или обстоятельствам проявления и сложному межличностному пространству человеческих отношений.

На поведенческом уровне это проявляется склонностью к конфронтации, обесцениванием (эмоциональным и интеллектуальным) других людей, разрушением контактов и межличностных отношений, разрушительными поступками вплоть до открытых вспышек гнева и насилия, стремлением к силовому решению проблем, приверженностью к деструктивным идеологиям, словесным выражением своего гнева и ярости,

Для деструктивно-агрессивных личностей характерны недоброжелательность, конфликтность, агрессивность, чрезмерное упрямство и неуступчивость, злопамятность, мстительность, злорадство, цинизм, жестокость, импульсивность, взрывчатость и (или) чрезмерная требовательность, ироничность, сарказм; неспособность поддерживать длительные дружеские отношения, нарушения эмоционально-волевого контроля и социальной адаптации, деструктивные фантазии и (или) кошмарные сновидения.

Деструктивная агрессия играет важную роль при всех так называемых архаичных заболеваниях личности, в связи с чем ее психотерапевтическая обработка представляет собой основное звено психодинамической терапии идентичности.

3. Дефицитарная агрессия

Дефицитарная агрессия обозначает блокирование первичного потенциала активности с утратой стремления к автономии, к выходу из первичного симбиоза, активному овладению и манипулированию предметным миром, т.е. блокирование потребности в реализации своей Я-идентичности.

Причина кроется в дефицитарном характере раннего симбиоза с бессознательным эмоциональным отвержением матерью своего ребенка или чрезмерной идентификацией с ним. Равнодушное отношение к проявлениям прежде всего двигательной и познавательной активности ребенка, отсутствие у матери фантазий, создающих «игровое поле симбиоза» и поддержки ребенка в попытках игрового овладения окружающим миром, приводит к ощущению его непреодолимой сложности, отказа от реализации и неиспользованности первичного конструктивного потенциала активности.

На поведенческом уровне дефицитарная агрессия проявляется неспособностью прикладывать усилия для достижения собственных целей, реализации своих планов, задач, отстаивания интересов и удовлетворения потребностей, избеганием каких-либо ситуаций «соперничества», конфронтации, конфликтов, дискуссий со склонностью к быстрым уступкам, затруднениями в открытом проявлении своих чувств, переживаний, выражения претензий и предпочтений; снижением предметной активности, сужением круга интересов и пассивным уединением, то есть, в общем, в неспособности к установлению продуктивных межличностных контактов и теплых человеческих отношений.

Для дефицитарно-агрессивных личностей, таким образом, характерны пассивность, уступчивость, жертвенность, зависимость, ведомость, послушность, стеснительность, неспособность брать на себя ответственность в выборе и принятии решения, чувство внутренней пустоты, скуки, одиночества, собственной некомпетентности и вины, ненужности, безучастности, бессилия, «хронической» неудовлетворенности происходящим, отсутствие «радости жизни», ощущение бесперспективности существования и непреодолимости жизненных трудностей, компенсаторной склонностью к заместительным фантазиям, несбыточным планам и мечтам.

Три разных аспекта агрессии (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).

АГРЕССИЯ

Действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, - это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.

АГРЕССИЯ

от лат.- aggredi - нападать) - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.

АГРЕССИЯ

Один из механизмов психологической защиты. Понятие, введенное K. Horney для обозначения защиты от фрустрации агрессией, направленной не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации. Примером этого является А. перемещения, наблюдающаяся в тех случаях, когда А. на реальный фрустратор нежеланна, может привести к тяжелым последствиям. К механизму А. перемещения относят негативизм, критиканство, отказ в сотрудничестве, если они направлены не на истинный источник фрустрации.

АГРЕССИЯ

мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). Выделяются следующие виды агрессии: 1) физическая (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта; 2) вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.); 5) инструментальная являющаяся средством достижения какой-либо цели; 6) враждебная - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Психологический аспект агрессии (частично перекрывается понятием социальной агрессии) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая агрессия осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления психологической агрессии - взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Особые трудности психологической агрессии испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.д.). В этих случаях адаптация способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

Агрессия

Agression) . Физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. В лабораторных экспериментах под этим может подразумеваться удар электрическим током или словесный выпад, рассчитанный на то, чтобы заметить чьи-либо чувства. При таком социально-психологическом определении агрессии человек может быть напористым, не будучи агрессивным.

Агрессия

aggression) А. - сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960-х гг. в США были опубликованы три основополагающих труда, в к-рых проводилась эта идея: "Об агрессии" (On aggression) Лоренца, "Территориальный императив" (The territorial imperative) Ардри и "Голая обезьяна" (The naked ape) Морриса. Каждый автор пытался обосновать взгляд на А. как порождение врожденного инстинкта борьбы. Агрессивная энергия, в соответствии с этим взглядом в силу инстинкта вырабатывается у индивида непрерывно и с постоянной скоростью. Со временем энергия накапливается. Чем ее больше, тем слабее раздражитель, необходимый для ее высвобождения в форме агрессивного поведения. Если с момента последнего открытого проявления А. прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв А. происходит спонтанно. Согласно этой т. зр., агрессивная энергия неизбежно накапливается и столь же неизбежно ищет выхода. Теория инстинкта все же весьма притягательна, хотя и представляет собой смесь аналогий и неопределенных понятий, опирающихся на отрывочные описания и несистематические наблюдения из жизни животных и людей. Она оправдывает безответственность: сам чел. якобы не может повлиять на свое агрессивное поведение, коль скоро энергия накапливается и неизбежно должна найти выход. Теория претендует на универсальность, т. е. с ее помощью пытаются объяснять различные формы и проявления А., не имеющей очевидных причин. Большинство совр. американских ученых сходятся в том, что генетико-физиолог. потенциал А. все же существует, но это не единственный фактор, ответственный за агрессивное поведение. Агрессия как драйв Когда научный интерес к поиску предполагаемой инстинктивной основы агрессивного поведения угас, понятие инстинкта было заменено понятием драйва (внутреннего побуждения или влечения). Более двух десятилетий усилия американских ученых концентрировались на попытках объяснить А. на основе той или иной теории драйва. Большинство исслед., посвященных проверке гипотезы "фрустрация - агрессия" и выведенных из нее утверждений, проходили не слишком гладко. Хотя удалось многое узнать о фрустрации и А., оставались проблемы с точным определением понятий, и потому связь между этими двумя неременными явно носила характер порочного круга. Как отмечает Р. Н. Джонсон, "наличие фрустрации априори предполагало, что следующее за этим поведение, вероятно, должно быть агрессивным, а проявление А. считалось доказательством предшествующей фрустрации". Л. Берковиц и С. Фишбах сконцентрировали внимание на теории драйва, приложив значительные усилия для пересмотра и расширения гипотезы "фрустрация-агрессия". Берковиц высказал предположение, что стимулы, регулярно связываемые с проявлениями А., постепенно приобретают способность вызывать агрессивные действия у спровоцированных индивидуумов. Фрустрация, по его мнению, вызывает гнев, к-рый сам по себе не ведет к открытой А., но создает готовность или установку реагировать агрессивно. Берковиц предположил, что актуальная открытая А. не возникает, если индивидуум не обнаруживает сигналов (или признаков), разрешающих А. Этими сигналами обычно бывают стимулы (люди, места, предметы и т. д.), связанные с текущими или предыдущими источниками гнева. Агрессия как социальное научение Американская психология после 1950-х гг. большей частью переключила внимание с недоступных наблюдению, предполагаемых внутренних детерминант поведения на внешние факторы, влияющие на наблюдаемые поведенческие реакции. Поведение людей подверглось широкому изучению с т. зр. вызывающих его стимулов и подкрепляющих последствий. Теория соц. научения - это смесь когнитивных и стимульно-реактивных концепций в отношении широкого множества разнообразных форм и видов поведения, включая А. Согласно этой теории, процессы, на к-рые возлагается ответственность за А., по существу идентичны процессам, имеющим отношение к освоению, реализации и поддержанию большинства видов открытого поведения. В табл. 1 дан обобщающий перечень этих процессов, к-рые, согласно теории соц. научения, ответственны за первоначальное приобретение индивидуумом форм агрессивного поведения, побуждение к открытым актам А. в данный момент времени и поддержание такого поведения.

Таблица 1. Теория социального научения агрессии

1. Нейрофизиологические предпосылки

Генетические

Гормональные

Ц.н.с. (например, гипоталамус, лимбическая система)

Физические характеристики

1. Аверсивные события

Фрустрация

Ослабление подкрепления:

Относительная депривация;

Несправедливые тяготы жизни

Словесные угрозы и оскорбления

Физическое насилие

1. Прямое внешнее подкрепление

Осязаемое (материальное)

Социальное (статус, одобрение)

Облегчение аверсивности

Выражение обиды

II. Обсервационное научение

Влияние семьи (напр., жестокое обращение)

Субкультурное влияние (напр., делинквентность)

Символическое моделирование (напр., телевидение)

II. Влияние моделирования

Растормаживание/снятие запретов

Фасилитация

Эмоциональное возбуждение

Сильные раздражители (привлечение внимания)

II. Викарное подкрепление

Наблюдаемое вознаграждение (эффект получения - фасилитации)

Наблюдаемое наказание (эффект избегания - растормаживания)

III. Непосредственный опыт

Военные действия

Подкрепляемые действия

III. Поощряющие стимулы

Инструментальная агрессия

Предвосхищаемые последствия

III. Нейтрализация самообвинений

Моральное оправдание

Успокаивающее сравнение

Эвфемистическое обозначение

Перекладывание ответственности

Распыление ответственности

Дегуманизация жертвы

Обвинение жертвы

Искажение последствий

Прогрессивная десенсибилизация

IV. Следование предписаниям

V. Влияние бредовых идей

VI. Влияние факторов окружающей среды:

Теснота;

Температура окружающей среды;

Физическая обстановка Теория соц. научения признает, что потенциальная способность конкретного чел. вести себя агрессивно, возможно, возникает из нейрофизиолог. особенностей. Считается, что генетические, гормональные, неврологические и результирующие физ. характеристики индивидуума влияют в совокупности на функциональные или потенциальные возможности выражения А., равно как и на вероятность научения тем или иным специфическим формам А. Учитывая наличие у чел. нейрофизиолог. функциональных возможностей приобретать и сохранять агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое приобретение происходит на основе непосредственного или викарного опыта. Открыто агрессивные действия, совершаемые индивидуумом в контексте проб и ошибок или под руководством и с поощрения окружающих, в случае их подкрепления увеличивают вероятность того, что произойдет научение или приобретение А. данным индивидуумом. Бандура рассматривает подкрепляемые действия как особенно значимое событие в научении А. через непосредственный опыт, будь то детская возня, подростковые стычки или военные действия взрослых. Однако наиболее важную роль в приобретении А. играют викарные процессы. Считается, что такое обсервационное научение происходит в рез-те моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного и символического. Ребенок - жертва жестокого обращения родителей - агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Викарное символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов тж служит важным источником выученной А. Важнейшим является тот факт, что такая А. обычно "работает", т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за к-рое др. получают вознаграждение. Вероятность научения возрастает с обнаружением определенных характеристик модели (напр., воспринимаемой компетентности, высокого статуса, а тж одного с наблюдателем возраста, пола и расы), демонстрируемого моделью поведения (напр., ясности, повторяемости, трудности, детальности, принятию и воспроизведению др. моделями) и наблюдателя (напр., сходства с моделью, дружеского расположения к модели, указаний воспроизвести поведение модели и, что самое важное, вознаграждения за подражание). Подводя итог нашему обсуждению, можно сказать, что из трех существующих в США подходов к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория А. как инстинкта всегда оставалась в стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления А. и способов ее контроля. Теория А. как драйва тж оказалась неадекватной во мн. частностях, но выполняла и продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теорет. исслед., к-рым она дала начало. На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее обоснованные теоретически и подкрепленные эмпирически, а тж полезные с практ. т. зр. представления об А. дает теория соц. научения. Эта теория, как и подобает хорошим научным теориям, представляет собой проверяемую, логически непротиворечивую систему конструктов, обоснованность к-рых получает все большее эмпирическое подтверждение. Побуждение Если чел. уже научился поступать агрессивно - и знает, когда, где, в отношении кого это можно делать, - то чем определяется, будет ли он в действительности совершать агрессивные поступки? Согласно теории соц. научения, действительное агрессивное поведение зависит от множества факторов. Побудить чел. к А. могут аверсивные события. Одним из таких аверсивных стимулов, как и в теории драйва, считается фрустрация. Но, в отличие от теории драйва, теория соц. научения рассматривает фрустрацию только как один из целого ряда аверсивных стимулов, причем имеющий, помимо А., несколько равновозможных последствий, таких как регрессия, уход, зависимость, психосоматизация, снятие напряжения с помощью наркотиков и алкоголя и, наконец, конструктивное решение проблем. Вызывающее неприязнь ослабление подкрепления - второй предполагаемый класс аверсивных побудителей к А. Комментаторы случаев коллективной А. указали на этот провоцирующий стимул (особенно когда он проявляется в форме воспринимаемого людьми лишения (депривации) по сравнению с др. или воспринимаемых ими тягот жизни как несправедливых, а вовсе не тягот и лишений в абсолютном смысле) как на главную причину насилия толпы, бунтов и т. п. Словесные угрозы и оскорбления, а тж физ. насилие служат дополнительными, однако чрезвычайно сильными аверсивными побудителями А. Точ показал, что словесные оскорбления особенно часто вызывают агрессивную реакцию в виде применения физ. силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление действием особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцирующие действия носят серьезный и частый характер. Поскольку новые образцы агрессивного поведения приобретаются гл. обр. через подражание моделям, эти же модели могут служить в качестве значимых побудителей к открытой А. Если мы наблюдаем за др. чел. (моделью), к-рый ведет себя агрессивно и не бывает за это наказан, такое наблюдение может вызвать растормаживающий эффект. За счет процесса, сходного с викарным угашением страха, такое растормаживание может привести к проявлению наблюдателем открытой А. Если же модель вознаграждается за проявление А., может возникнуть эффект реакции фасилитации. Отныне поведение модели служит побуждающим стимулом к сравнимому поведению. Наблюдение за проявлениями А. часто вызывает у наблюдателя эмоциональное возбуждение. Накоплено достаточно фактов, позволяющих утверждать, что эмоциональное возбуждение облегчает появление агрессивного поведения, особенно у лиц, для к-рых такой способ реагирования стал привычным и не вызывает напряжения. Поощряющие стимулы. С. Фишбах и др. исследователи различают гневную А. и инструментальную А. В первом случае ставится задача причинить страдания др. человеку, во втором - получение поощрения. Поощряющие к А. стимулы имеют отношение ко второму виду А. А. очень часто приносит дивиденды, а А. с целью получения поощрения позволяет агрессору получить высоко ценимое в об-ве (модное, дорогое и т. д.) вознаграждение. И именно в этом заключено одно из препятствий - возможно, существенное - к успешному, широкому контролю агрессивного поведения. Следование предписаниям. Один чел. может проявить А. в отношении др., исполняя приказ. Послушание воспитывается и дифференцированно вознаграждается семьей и школой на протяжении детства и отрочества-юности, а затем - мн. общественными ин-тами на протяжении всей взрослой жизни (на работе, на военной службе и т. д.). Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия - все это может выступать в качестве побудительных стимулов к А. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощения идей мессианства, проявления героизма и т. д. Роль бредовых идей как провоцирующего А. фактора не следует преуменьшать, хотя частота этой формы побуждения обычно сильно завышается. Влияние факторов окружающей среды. В последнее время психологи стали проявлять все больший интерес к влиянию внешних событий на поведение человека, образовалась даже особая подобласть энвайронментальной психологии, посвященная глубокому изучению средовых событий как побудителей к А. Были исследованы такие факторы, как теснота, температура, шум и др. характеристики окружающей среды. Будет ли агрессивное поведение действительно вызываться стесненными условиями, жаркими днями и ночами, высоким уровнем шума и др. аналогичными факторами, по всей вероятности, каким-то сложным образом зависит от физ. интенсивности этих средовых характеристик, их персонологических атрибутов, уровня вызываемого ими эмоционального возбуждения, а тж взаимодействия этих факторов, внешних ограничений и др. соображений. Поддержание На агрессивное поведение влияют внешние вознаграждения, к-рые оно приносит. Такие вознаграждения м. б. материальными или соц., а могут заключаться в ослаблении аверсивного воздействия. Не исключено, что вознаграждением агрессору м. б. видимые проявления страданий жертвы А. В поддержании А. большое значение имеют викарные процессы. Поддерживающий А. эффект наблюдения за вознаграждением агрессора, по мнению Бандуры, возникает благодаря: а) информ. функции наблюдения; б) его мотивационной функции; в) его растормаживающего действия, когда наблюдатель видит, что др. избегают наказания за свое агрессивное поведение. Теория соц. научения предполагает, что люди регулируют свое поведение, опираясь тж на собственные выводы, касающиеся его последствий. Так, большинству известно, что агрессивное поведение заслуживает порицания, поэтому они говорят или думают про себя плохо после агрессивных проявлений. Есть и такие, кто полагает, что агрессивные поступки доказывают их мужественность и позволяют гордиться собой. Такие люди обычно настроены воинственно, а агрессивные поступки повышают их самооценку. Предсказание агрессии Профилактика агрессивных проявлений была бы более эффективной, если бы мы могли точно знать, кто, когда и при каких обстоятельствах склонен к А. К сожалению, высокой точности предсказаний достичь весьма трудно. Благодаря широким исследовательским данным удалось установить, что преступное агрессивное поведение устойчиво коррелирует с такими демографическими и родственными переменными, как прошлое криминальное поведение, возраст, пол, (национальное) происхождение, социоэкономический статус, злоупотреблением алкоголем и опиатами. Однако такие актуарные вероятности имеют ограниченную ценность для предсказания открытой А. у конкретного чел. или конкретной группы лиц. В своей работе "Клинический прогноз насильственного поведения" (The clinical prediction of violent behavior) Монахан дал критический обзор рез-тов 5 крупных исслед., целью к-рых была оценка

полезности психол. тестов и данных интервью для предсказания А. Очевидно, что клинический прогноз А. у взрослых приводит к обескураживающему количеству ошибок. Во всех 5 исслед. особенно много ошибок типа "ложная тревога", т. е. когда мн. люди, к-рые, по прогнозам, должны были совершить агрессивные действия, за период последующего наблюдения этого не сделали. Монахан заключает: ""Лучшее" из имеющихся на настоящий момент клинических исслед. показывает, что точность психиатров и психологов не превышает одного из трех предсказаний насильственного поведения за период в несколько лет". Контроль агрессии Обучение релаксации, имеющее ист. корни в методиках прежних лет, предложенных еще Джекобсоном, чрезвычайно популярно в совр. терапевтической практике, особенно в качестве компонента процедур систематической десенсибилизации. Его эффективность получила эмпирическое подтверждение в широкой серии исслед. Это действенное средство ослабления состояний напряжения и возбуждения, к-рые обычно считаются предвестниками открытой А. Обучение самоконтролю как подход к контролю гнева и А. имеет неск. форм, главная из к-рых заключается в том, чтобы приучить клиента заниматься процедурой, наз. разными специалистами по-разному: рациональным реструктурированием, когнитивным самоинструктированием или прививкой от стресса. Основная идея тренинга - обучить чел. давать себе вербальные инструкции, помогающие реагировать на чувство гнева и возбуждения более обдуманно (рефлексивно) и менее агрессивно. Эффективность такого вмешательства, контролирующего А., убедительно доказана, и оно становится все более популярным. Тренинг коммуникативных умений использует техники работы в диадах, чтобы обучать конкретным образцам конструктивного коммуникативного поведения. Особое внимание уделяется подходам к разрешению конфликтов путем переговоров. Обучение ведению переговоров проводится после освоения клиентами общих навыков коммуникации. Наконец, чтобы максимизировать вероятность того, что достигнутые в ходе переговоров и направленные на разрешение конфликта соглашения будут соблюдаться конфликтующими сторонами в реальной жизни, участников конфликта учат составлять и выполнять письменные соглашения, наз. поведенческими контрактами. По всей видимости, эта обычно сочетаемая триада вмешательств является особенно перспективным подходом к контролю А. и обусловленному им ослаблению межличностного конфликта. Ситуационное управление, или использование вознаграждений и нефиз. наказаний, имеет самую долгую исследовательскую историю обсуждаемых здесь вмешательств. Ситуационное управление - это крайне действенное вмешательство, обеспечивающее контроль А., особенно в тех приложениях, к-рые сочетают вознаграждения для усиления конструктивного или просоциального поведения. Психотер. оказалась не слишком эффективной в плане контроля А. Психотерапевтические приложения, чувствительные к специфическим особенностям пациента, таким как подверженность агрессивных подростков влиянию группы сверстников, оказались более эффективными в снижении А. Инструктивные терапии, обычно заимствующие специфические процедуры из теории соц. научения, довольно устойчиво демонстрируют свою эффективность в отношении изменения поведения. Вмешательства на уровне малых групп. Тренинг психол. навыков использует ряд психопедагогических процедур с целью обучения навыкам совладания с А. Обучающие процедуры обычно включают моделирование, отработку поведения и обратную связь о практ. применении полученных навыков. Эффективность улучшения навыков с помощью этого вида вмешательства получила широкое и надежное подтверждение. Воспитание характера - в его совр. варианте, представленном Программой воспитания характера (Character Education Curriculum), - реализуется в виде полного цикла занятий, посвященных чертам просоциального характера. Программа рассчитана преимущественно на учащихся начальных классов. Прояснение ценностей нацелено на повышение привлекательности просоциальных ценностей без излишнего догматизма и опирается на довольно разнородные допущения и методики. Цель - помочь учащимся сформировать, прояснить и применить в жизни свои ценности путем свободного и вдумчивого выбора среди различных альтернатив. Получены предварительные эмпирические данные, частично подтверждающие эффективность прояснения ценностей для ослабления деструктивных аттитюдов и поведения и усиления конструктивных альтернатив. Моральное просвещение, подробно описанное в работах Колберга, - это, пожалуй, особенно действенный вид вмешательства на уровне малых групп с целью обучения просоциальным альтернативам А. См. также Средовой стресс, Расстройства личности, Просоциальное поведение, Самоконтроль, Вспышки раздражения, Насилие А. П. Голдстейн

АГРЕССИЯ

agression) Гипотетическая сила, ИНСТИНКТ или первопричина, которая представляется побудителем ряда действий и чувств. Часто рассматривается как антитеза СЕКСУ или ЛИБИДО, и в этом случае обозначает разрушительные влечения. Даже когда термин используется как синоним деструктивности, существуют разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, т.е. агрессивным разрешительный инстинктом, или же реакцией на ФРУСТРАЦИЮ. Расходятся мнения и в отношении того, является ли агрессия инстинктом со своими собственными целями или же она лишь поставляет ЭНЕРГИЮ, позволяющую ЭГО преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Почти общая тенденция аналитиков приравнивать агрессию к НЕНАВИСТИ, деструктивности и САДИЗМУ приходит в противоречие как с этимологией (ad.giadior: я двигаюсь в направлении к:), так и с традиционным пониманием агрессии как динамизма, самоуверенности, экспансивности, влечения. Психоаналитическое использование термина началось с поздних работ Фрейда, где агрессия понимается как производное ИНСТИНКТА СМЕРТИ. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ использует термины АГРЕССИФИКАЦИЯ и ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ соотносительно с ЛИБИДИЗАЦИЕЙ и ДЕЛИБИДИЗАЦ ИЕЙ. Что касается биологии агрессивного поведения, см. Lorenz (1966).

АГРЕССИЯ

Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Основные формы - агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом "образе врага".

Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности - агрессивность. Некоторые проявление агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр). В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, Идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

АГРЕССИЯ

от лат. aggresio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются след. виды А.: 1) физическая А. (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта; 2) вербальная А. - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3) прямая А. - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта; 4) косвенная А. - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная А., являющаяся средством достижения к.-л. цели;

6) враждебная А. - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия - А., проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А., имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением (см. Аффективные дети). Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения к.-л. значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Основные теоретические подходы к исследованию А. м. б. обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный (см. Гипотеза фрустрации-агрессии) и бихевиористский. (С. Н. Ениколопов.)

Агрессия

Любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба. Агрессия почти всегда классифицируется как антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. В некоторых случаях агрессия приводит к позитивным последствиям - например, когда она используется для благотворных перемен в обществе или противостоит силам угнетения. Ниже перечислены главные объяснения причин агрессивного поведения. 1. Биологическое объяснение. К примеру, агрессия может быть следствием перенаселенности и потребности отстоять свою территорию (последнее не подтверждено убедительными доказательствами). В то время как животные способны ограничивать свою агрессию ритуальными представлениями (см. Угрожающее поведение), у людей эта способность развита в гораздо меньшей степени. Современные исследования указывают на возможную роль нейротрансмиттера серотонина в агрессивном поведении шимпанзе; предполагается, что это справедливо и по отношению к людям. 2. Психологические теории, например, теория подавленной агрессии, рассматривают агрессию как неизбежное следствие блокировки на пути к поставленной цели. Типичным примером служит водитель, попавший в транспортную пробку и вымещающий свою злость на других водителях или пешеходах. 3. Социальные (или социопсихологические) теории, такие как теория социального обучения, признают важность имитации в развитии агрессивного поведения. Дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за агрессией взрослых людей, чье поведение вознаграждается тем или иным образом (т. е. они получают то, что хотят). Все эти теории используют разные подходы для ослабления или устранения причин агрессивного поведения. Биологические и психологические теории, с их акцентом на биологическую неизбежность или психологическую анормальность, маргинализируют агрессивное поведение и отвлекают внимание от других факторов повседневной жизни, которые могут вносить существенный вклад в его уменьшение и ограничение. С другой стороны, социопсихологические теории гораздо более оптимистичны во взглядах на контроль над агрессивным поведением. В конце концов, то, что поддается изучению, всегда можно изменить.

АГРЕССИЯ

Очень общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, включающих нападение, враждебность и т.д. Обычно этот термин используется для обозначения таких действий, которые могут быть мотивированы: (а) страхом или фрустрацией; (б) желанием вызвать страх у других или обратить их в бегство; или (в) стремлением добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов. Это свободное, но приемлемое определение, хотя оно не вполне отражает нюансы использования его в психологической литературе. Конкретные использования обычно зависят от того, какое теоретическое направление представляет автор. Например, этологи рассматривают агрессию как сложившийся в ходе эволюции ("инстинктивный") образец реакции на определенные стимулы, такие как вторжение на территорию или нападение на потомство; авторы фрейдистской ориентации рассматривают агрессию как сознательное проявление Танатоса (гипотетического инстинкта смерти); последователи Адлера расценивают агрессию как проявление стремления к власти, желания контролировать других; те, кто связывают понятия агрессии и фрустрации, определяют это понятие как любую реакцию на фру-стрирующую ситуацию (см. фрустрационно-агрессивная гипотеза); а представители теории социального научения рассматривают акты агрессии как реакции, усвоенные через наблюдение и имитацию других и последующее подкрепление такого поведения. Следует подчеркнуть, что понятие агрессии играет главную роль во многих теоретических концепциях и, как это часто случается в социальных науках, использование термина зависит от теории, и ученые не приходят к какому-то общепринятому определению понятия. Используется также много сочетаний с этим термином, основные из них приводятся ниже.

Каково правильное значение слова агрессия? Под этим термином принято понимать жестокость, склонность к нападению, активную разрушительную позицию, деструктивность. На самом деле изначально агрессивность является врожденным человеческим качеством, связанным с инстинктом самосохранения и защиты, неотъемлемой частью психологической личности, фактором, без которого личность не будет целостной.

Агрессия в психологии имеет определение как нападение, вербальное или физическое, всегда ярко эмоционально-негативно окрашенное, целенаправленное и жесткое. С латинского языка само слово переводится как «нападение», но она может проявляться не явно: человек может не кричать, не лезть в драку, но при этом агрессировать.

Есть две теории агрессии: определение первой – это реакция на внешние факторы. Вторая теория заключается в осознанном принятии агрессивности как основной формы поведения. Обе теории имеют место, и на практике встречаются их подтверждения.

Психология описывает различные виды агрессии, имеющие целый ряд особенностей и различную степень деструктивности. Среди них:

  • Вербальная и физическая агрессия.
  • Подавленная агрессия.
  • Мужская и женская агрессия.
  • Агрессия во время беременности или после перенесения болезней.
  • Пассивная и активная.
  • Аутоагрессия.
  • Подростковая агрессия.
  • Реактивная (проявляется как реакция на что-либо).
  • Спонтанная, немотивированная агрессия.
  • Осознанная (инструментальная), направленная на достижение конкретного результата.
  • Косвенная (агрессия у детей и взрослых, направленная на посторонний объект, в результате накопления).

Это основной, но неполный список, так как виды и типы агрессии изучались множеством психологов и терапевтов, и многие специалисты создавали свои классификации. Проявления и причины – самые разные, и если их детально изучить, то можно понять, как реагировать на агрессию со стороны другого человека и как избавиться от агрессии у себя самого. Рассмотрим, как проявляют себя те или иные виды и факторы агрессии.

1. Основной, врожденной формой является здоровая, доброкачественная агрессивность, которая заложена у каждого человека в генах. Она позволяет человеку быть настойчивым и твердо добиваться своего, достигать побед в спорте, соревнованиях, в бизнесе и личной жизни, проявлять волевые качества, преодолевать себя, бороться с ленью, вредными привычками, соперничать.

Амбиции, смелость, умение отстоять собственные интересы – все это, как ни странно, относится к здоровой человеческой агрессивности, и это нормально, если человек умеет контролируемо, в правильных дозах и формах проявлять данные качества, сознательно направляя свои действия на увеличение или уменьшение их.

2. Скрытая агрессия – частое явление, которое имеет свои конкретные причины и последствия. Проявляется она не явно. Как правило, природа агрессии, подавленной и скрытой, заметна в постоянном недовольстве, во внезапных вспышках страха или злобы, в постоянном напряжении, раздраженности, неумении расслабиться.

Такой человек не способен получать удовольствие от отдыха, развлечений, не умеет созерцать прекрасное. Ему свойственна недоверчивость, подозрительность, в большой мере проявляется раздражительность по пустякам. Часто как следствие возникают сильные вспышки агрессии.

3. Агрессия у мужчин имеет отдельное определение и считается обособленным видом. Проявляется в постоянном недовольстве, жестком характере, авторитарности, неудовлетворенности.

Такому мужчине невозможно угодить, он всегда в напряжении, вспыльчив, уязвим, крайне сложно идет на контакт, не склонен к компромиссам. Часто проявляется в семье, с детьми, на работе с подчиненными – одним словом, с теми, кто слабее или ниже по статусу. Такой мужской характер приносит близким и родным много переживаний и страданий.

4. Признаки и определение женской агрессии несколько отличаются. Проявляется она в резкой и весьма частой смене настроения, в беспричинных истерических припадках, обидчивости, внезапных вспышках, недовольстве, неудовлетворенности, приступах страха, отчаяния. Приступы агрессии у женщин часто проявляются при беременности и возникают в связи с изменениями гормонального фона.

5. Детская агрессия – частое и болезненное явление, которое знакомо многим родителям и педагогам. Уровень агрессии у детей и подростков бывает самым разным и проявляется по-разному – от невинных шалостей до хамства, хулиганства, драк, преступной деятельности. Связана с воспитанием, болезнями, эмоциональной средой в доме, детском саду или школе, с переходным возрастом и гормональными изменениями, с рядом психоэмоциональных факторов.

6. Семейная агрессия. Встречается чаще у мужей, но бывает свойственна и женам. Отличается от женского и мужского типов тем, что проявляется исключительно в общении с членами семьи, как реакция на общение с партнером. Выглядит как постоянное раздражение, отстранение, отчужденность, частые вспышки гнева «на ровном месте», недовольство.

7. Спонтанные и неконтролируемые приступы агрессии – как правило, возникают как следствие пассивной агрессии, подавления, особенностей воспитания. Проявляются как резкий, беспричинный взрыв ярости, истерики, припадки. В таком состоянии человек может устроить скандал в людном месте, ударить кого-то, ломать предметы и мебель, нанести вред себе и окружающим людям. Длятся подобные приступы от трех минут до часа, иногда требуется срочное врачебное вмешательство.

Каждый тип и каждое проявление агрессии имеет свои особенности, свои формы проявления и степень риска. При правильной классификации можно понять причины, прогнозировать последствия и понять, как справиться с агрессией.

Причины

Все, что свойственно личности, имеет те или иные конкретные истоки, так же как любая, самая беспричинная, на первый взгляд, агрессия всегда имеет конкретные причины. И первое, с чего стоит начинать самоанализ и борьбу с деструктивным поведением, – это поиск и определение причин.

1. Повышенная агрессия часто бывает причиной подавления в детстве, в процессе воспитания. Когда естественная детская агрессия грубо подавляется родителями – ребенку не позволяют кричать или плакать, выражая собственные эмоции, подавляя его психоэмоциональную среду, – это перерастает в подавленное состояние постоянного стресса и напряжения, и, как следствие, появляется подростковая агрессия, а в зрелом возрасте может проявиться социальная агрессия или любая другая форма.

2. Очень распространенная причина – наличие психоактивных веществ в организме. Продолжительное курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотических средств, энергетиков, медикаментов неизбежно ведут к повышению раздражительности и агрессивности.

3. Часто причиной является стресс, переутомление, хроническая усталость или недостаточное излечение после болезни. К сожалению, отдых в наше время считается чем-то необязательным, и многие люди попросту игнорируют его, считая, что в выходной день лучший отдых – это либо застолье с алкогольными напитками, либо домашние дела. И то, и другое не имеет ничего общего с отдыхом – организм накапливает напряжение, стрессы, не отдыхает и не «перезаряжается». Как следствие, появляется повышенная агрессивность.

4. Болезни, психические расстройства, посттравматический синдром или пережитая стрессовая ситуация. Это довольно распространенная причина агрессии как у подростков, так и у многих взрослых.

5. Недовольство жизнью, неудовлетворенность социальным, финансовым положением, личной сферой, неуверенность в себе, социальная дезадаптация. Слабый и безвольный человек, не имеющий хорошей поддержки друзей, близких, не получающий любви в семье, обязательно накапливает агрессию.

Пути решения проблемы

Итак, главный вопрос: что делать? Как бороться с агрессией у себя, как подавить и успокоить ее, и как бороться с агрессором, если он причиняет страдания и боль?

Главное, что стоит понять в первую очередь: само по себе понятие агрессии не несет в себе никаких патологий, это – естественная, врожденная часть психики любого из нас, и ее попросту нужно принимать, контролировать и выражать в правильных формах, не накапливая и не вымещая на невинных окружающих или себе во вред.

Важно: подавление – это не способ снижения агрессии! Ее нельзя подавлять силой, природа агрессии такова, что она должна выражаться, выходить наружу, а от силового подавления рано или поздно наступят кризисные ситуации и приступы.

1. Наиболее болезненное явление для родителей – это повышенная детская агрессия, особенно агрессия подростков, которые становятся неуправляемыми. Как правильно бороться с повышенной агрессией у ребенка?

Прежде всего стоит определить, есть ли повод для беспокойства, действительно ли есть проблема, или он – нормальный, просто эмоциональный, ранимый и очень чувствительный ребенок. Ведь для ребенка естественно иногда плакать, кричать, капризничать и вообще эмоционально проявлять свою внутреннюю натуру.

Если же проблема действительно есть, возможно, стоит обратиться к детскому психологу, но ни в коем случае не подавлять приступы силой, угрозами или наказанием, так как это приведет к ухудшению и плачевным последствиям в будущем.

2. Если обнаруживается сильная агрессия у подростков, тут есть самые разные рекомендации родителям, главная из них – наберитесь терпения. Как правило, жизнь подростка – это сплошной стресс, и это нужно просто пережить. Постарайтесь встать на сторону ребенка, поддержать его, не навязывать советы и тем более не давить.

Старайтесь создать для подростка такую атмосферу, в которой будет минимум стрессовых ситуаций, и не провоцируйте. Скорее всего, агрессия в подростковом возрасте пройдет сама по себе, вместе с «трудным возрастом», если только сами родители не будут ее усугублять.

3. Как отвечать агрессору, если он не дает спокойно жить – в окружении, на работе, в коллективе? Главное правило – не ответить тем же и не указывать на неправильное поведение, не пытаться «перевоспитать» человека, не вызывать у него чувство вины (которое, кстати, тоже всегда приводит к агрессивности).

Если вы вынуждены работать или взаимодействовать с агрессивным человеком, старайтесь сохранять самообладание и не «покупаться» на его поведение, не быть жертвой, сохранять позитивное, спокойное и уравновешенное состояние. Таким образом вы не поменяете характер человека, но с вами он будет вести себя со временем иначе.

Если же человек вымещает свою злобу и накопленное напряжение именно на вас, то в вас самих есть на то причина. Возможно, вы – хорошая жертва, боитесь чужого гнева и остро на него реагируете.

Оглянитесь вокруг: наверняка найдутся в вашем окружении люди, на которых данный агрессор не реагирует, с которыми он общается спокойно. Постарайтесь увидеть, как ведут себя эти люди, и перенять их форму поведения – так вы наверняка избавите себя от нападок агрессора.

4. Совсем другое дело – приступы агрессии у мужчин, у мужа, в семье. Идеальный вариант, но довольно сложный – уговорить супруга (или супругу) посетить специалиста, записаться на прием к психоаналитику, который сможет помочь вам решить семейную проблему.

Общие же рекомендации – не провоцировать, не раздражать и не указывать, не проявлять постоянное недовольство, а постараться найти причины, проанализировать, когда и в связи с чем близкий человек «загорается», и найти силы для того, чтобы борьба прошла мирно и увенчалась успехом.

5. Наиболее сложный вопрос – как побороть агрессию в себе. Ведь самоанализ и работа над собой – пожалуй, самая сложная работа, но человек мотивированный и уверенный в своей цели всегда ее достигнет.

Первым делом необходимо найти причины детской агрессии в себе самом, покопаться в прошлом, проанализировать свою жизнь. Не пытаться подавить ее, а попробовать найти способ избавляться от нее естественными путями – например, заняться спортом, в котором необходимы большая выносливость и сила: боевыми искусствами, атлетикой.

Начать вести здоровый образ жизни, попрощаться с табаком, алкоголем и любыми вредными привычками, много двигаться и главное – хорошо отдыхать. Эти способы будут иметь прекрасный результат. Отличные результаты также дают йога, медитация, приемы релаксации.

Если же агрессивность не проходит или проявляется в виде серьезных приступов, необходимо обратиться к специалисту и обязательно пройти правильное тестирование и полный курс лечения.

Психолог проведет диагностический тест на уровень агрессии, проанализирует диагностику, разберется в причинах и подберет подходящее лечение, которое поможет справиться с проблемой.

Чтобы бороться с чем-то, что мешает жить полноценно и счастливо, необходимо хорошо в этом разобраться, изучить, понять. Поняв, что такое пассивная агрессия, откуда берется повышенная агрессивность у детей и подростков, каковы причины подавленности и озлобленности, можно самостоятельно привести психическое состояние в порядок, достичь уравновешенности и гармонии в своем внутреннем мире. Автор: Василина Серова

В ежедневных сводках постоянно мелькают события, которые происходят из-за человеческой агрессивности. В повседневной жизни любого сопровождают ссоры, конфликты, крики и так далее. В современных реалиях агрессия воспринимается как негативное явление, поэтому подвергается осуждению. Однако это никак не влияет на существование вражеских группировок.

Для того чтобы понять, как сдерживать агрессию, нужно более подробнее разобраться в причинах ее появления, а также в самом понятии.

Что такое агрессия?

Для того чтобы разобраться с понятием “агрессия”, необходимо проанализировать данный термин. В психологии это явление представляет собой совершение разрушающих действий, которые способны нанести вред как психологический, так и физический предметам или живым существам.

Если рассматривать анализы различных ученых, то следует заметить - агрессию называют не только специфическим поведением, но также состоянием человека.

Известный психотерапевт Зигмунд Фрейд отмечал, что данное явление представляет собой предрасположенность каждого объекта. Чем она выше, тем больше будет тенденция к проявлению агрессии. Поэтому описываемую реакцию можно считать естественной на различного рода стрессы и провоцирующие факторы. Агрессия способна быть деструктивной, а также конструктивной. В первом случае она является ответной, а во втором - позволяет человеку сохранить свою индивидуальность, самоутвердиться или же повысить самооценку. Помимо сказанного, агрессия - это способ снять напряжение.

Описываемое явление может быть как эмоциональным проявлением, так и показателем социального поведения. Агрессией можно назвать любое действие, которое способно каким-либо образом нанести вред. Жертвой может быть как неодушевленный предмет, так и человек (животное).

Некоторые психологи ставят агрессию на уровне с жестокостью, однако нужно понимать, что не всякое действие с описываемым явлением можно классифицировать как тяжкое. Агрессивность воспринимается как свойство личности, когда человек способен совершить какие-либо подобные действия в рамках защиты своих интересов и для того, чтобы добиться определенных результатов.

Данное явление можно рассматривать в двух вариантах: форма враждебности и характеристика адаптивности. В первом случае человек будет обижаться на всех, затевать ссоры или драки, наносить разрушающие “удары”. Во втором варианте личность пытается защитить себя, свои права и сохранить независимость.

Таким образом, агрессивность может рассматриваться как негативное явление, так и условие, позволяющее человеку развиваться и реализовываться. Любому лидеру нужно иметь хотя бы малую долю агрессии, чтобы контролировать других.

Характеристика агрессии

Как уже было сказано выше, проявление агрессии следует рассматривать в двух аспектах. Один из них заключается в желании причинить вред, а второй - в необходимости, что позволяет гармонически развиваться.

В научной литературе указывается то, что при отсутствии агрессивности человек может стать пассивным и, как следствие, его индивидуальность будет стираться, а существование станет невыносимым. Данное явление есть у каждого человека, однако оно имеет различный уровень и особенности. То, насколько сильная агрессия, а также как долго она длится, полностью зависит от многих нюансов. Подобные негативные явления следует рассматривать еще со стороны факторов, которые воздействуют на человека, то есть ситуационные, психологические, физиологические и так далее. К этому нужно добавить, что агрессия - это реакция человека на какую-либо неудовлетворенность, связанную с окружающей действительностью. Она может иметь скрытый характер либо же явный, быть прямой или непрямой, пассивной или активной, вербальной или физической. Рассмотрим классификацию подобных действий. Выделяется 5 разных форм.

Формы агрессии

Рассмотрим более подробно виды агрессии.

  • Существует физическая. Она заключается в проявлении силы к любому живому организму.
  • Непрямая форма говорит о том, что человек ведет себя агрессивно не по отношению к причине раздраженности. Эти эмоции проявляются в сторону другого. Иногда человек в такой ситуации может выражать агрессию, хлопая дверями, постукивая по столу и так далее.
  • Словесная агрессия проявляется криками и ссорами, а также нередко люди используют брань, нецензурные слова, угрозы и прочее.
  • Негативизм характеризуется тем, что возникает агрессивное поведение к старшим по возрасту, а также по социальному положению людям. То есть, в таком случае вспышка агрессии будет проявляться только в сторону авторитета.
  • Последняя форма - это склонность человека к раздражению. То есть объект становится агрессивным даже при самой маленькой степени возбудимости: он очень вспыльчив, резок и груб.

Причины

Любая агрессия, как правило, проявляется вследствие каких-либо факторов. Именно они провоцируют человека на возникновение такой реакции. Следует рассмотреть основные причины, которые могут быть.

  • Особенности характера, темперамента.
  • Факторы поведенческого, социального, психологического типа и так далее.
  • Ненависть, которая проявляется по отношению к моральным убеждениям, а также попытка агрессивно утвердить в обществе свои идеалы.

Описание провоцирующих факторов

Для того чтобы вести борьбу с агрессией, необходимо знать, какие факторы способствуют повышению уровня такого явления. Рассмотрим их по отдельности.

  • Поведенческие. Речь идет о действиях, которые направлены на остановку развития человека. Сюда же следует отнести отсутствие стремления к саморазвитию, а также такие трудности, как вандализм или бесцельность самого существования.
  • Социальные. На человека могут влиять такие факторы, как политика, экономика самого государства. В том случае, когда в обществе проявляется какой-либо культ насилия или враждебности, а также какие-то вещи начинают резко пропагандироваться СМИ, то любой может проявлять агрессию. Следует также отметить влияние людей, которые окружают человека, а еще низкое социальное положение в самом обществе.
  • Личностные факторы. Речь идет о характере человека. Например, агрессивным будет тот, у кого повышенная тревожность, раздражительность, депрессивность, проблемы с развитием, самооценкой, с проявлением эмоций, гендерными ролями, имеются различные зависимости, трудности при общении в социуме.
  • Ситуативные. Сюда нужно отнести условия температурного и климатического типа, влияние культуры, стрессовые ситуации, ожидание какой-либо мести или же приступа агрессии со стороны другого человека.

Проявления в разных возрастных категориях

То, как человек проявляет свою агрессивность, зависит от большого количества факторов. Среди них нужно отметить индивидуальное развитие, возрастную категорию, опыт, нервную систему, а также воздействие вышеописанных нюансов на жизнь человека. Особая роль при выяснении причин агрессии отводится системе воспитания и социальному окружению. В различном возрасте агрессивность может проявляться по-разному.

  • Если речь идет о малышах, то они плачут, кричат, не улыбаются, не хотят идти на контакт с родителями. Помимо этого ребенок может причинять вред младшим и животным.
  • В дошкольном возрасте проявление агрессии становится более разнообразным. Дети используют не только крик и плач, но также могут кусаться, плеваться, употребляют обидные слова и так далее. Как правило, в таком возрасте подобная реакция несет только импульсивный характер.
  • Агрессия школьников зачастую проявляется причинением вреда слабым детям. Они могут издеваться над другими, оказывать давление, насмехаться и влезать в драки.
  • В подростковом периоде агрессивность может проявляться из-за воздействия со стороны сверстников. Как правило, в таком возрасте данное явление является способом утвердиться в коллективе, а также занять особое место в обществе. Следует отметить, что часто агрессия у подростков возникает не только из-за ситуации, в которую он попал, но и также считается проявлением характера.
  • Отдельно нужно отметить появление агрессивности уже во взрослом возрасте, так как на человека будет воздействовать большее количество факторов, учитывая то, что характер уже является сформированным. Следует выделить наличие страха, который направлен на то, что общество может не принимать и не признавать, сильной раздражительности, импульсивности, подозрительности, зависимости от различных примет. Такие люди, как правило, испытывают только страх и обиду. Они не способны чувствовать вину и ответственность. Им также очень тяжело адаптироваться в новом обществе.

Условия формирования

Следует разобраться, что провоцирует агрессию у ребенка и взрослых людей. Наиболее значимыми условиями, которые формируют такое проявление, нужно выделить влияние СМИ, семейных факторов, агрессию со стороны окружающих, а также индивидуальные, возрастные и половые особенности.

Что касаемо масс-медиа, то в психологии этот фактор под вопросом. Рассмотрим условия, которые способны вызвать агрессию у ребенка или взрослого.

Почему появляются негативные эмоции? Причин тому несколько:

  • то, что пропагандируют масс-медиа, принимается человеком как проявление агрессии;
  • принятие себя как негативного героя из ролика или фильма;
  • отождествление себя как объекта, способного причинить вред какой-либо жертве;
  • показываемые ситуации выглядят слишком реалистично. Они могут существенно оказывать влияние на эмоциональную сферу человека.

Диагностика

Очень важно правильно провести диагностику агрессии для того, чтобы полностью ее побороть. Учитывая то, что данное явление у каждого человека развито по-разному, нужно точно изучать все особенности психотипа конкретного пациента. Необходимо не просто наблюдать за поведением, но и также провести диагностику, состоящую из различных методик. Они позволят не только понять всю ситуацию с субъективной стороны, но и еще объективно подтвердить результаты, которые были выявлены.

Внутреннюю агрессивность рассмотреть с медицинской точки зрения довольно сложно, так как большая часть методик направлена только на выявление внешних проявлений. На данный момент врачи используют опросник Басса-Дарки, тест Ассингера, а также некоторые другие методики. Они позволяют понять, что человек чувствует и каковы же причины агрессии. Рассмотрим отдельно каждую методику.

  • Тест Ассингера. Он необходим для того, чтобы выявить агрессию в отношениях. Благодаря ему можно разобраться, какой уровень негативных эмоций возникает у человека при разговоре с кем-то другим. Таким образом, становится понятным, легко ли ему дается общение, как он строит контакты с окружающими людьми и так далее.
  • Тест Айзенка. Благодаря ему можно проверить психическое состояние пациента. Имеется 4 шкалы. Они описывают различные состояния психики: фрустрацию, тревожность, ригидность и непосредственно агрессию.
  • Опросник Басса-Дарки. Он состоит из 8 шкал и позволяет определить то, какая агрессия у человека доминирует. Также можно понять по подсчету индекса, насколько выражена враждебность.

Нужно отметить, что эти методики не являются универсальными. Поэтому понять лишь по одному тесту, почему агрессия у человека появляется слишком часто, не получится. Диагностика должна всегда состоять из целого комплекса, что позволяет говорить про реальные результаты.

Корректировка состояния

Невозможно говорить о полном излечении от агрессивности, потому что она заболеванием не является. Данное явление - это свойство личности, которое может усиливаться или же, наоборот, подавляться. Все зависит от самосознания, саморегуляции и особенностей конкретного человека. Ученые также говорят о влиянии генетических условий на формирование агрессии. Однако она больше зависит все-таки от навыков социального общения, а также тех факторов, которые влияют на человека ежедневно. Поэтому для лечения проявления агрессии у ребенка или взрослого важно использовать коррекционные методы. Они снижают уровень враждебности. Следует заметить, что проявление такой эмоции не является неизбежной формой реагирования психики на различные трудности.

Уже давно доказано: если правильно работать над собой, а также создать комфортные условия для существования, то можно не только научиться контролировать подобные приступы, но и полностью прекратить их появление. Коррекцию агрессивности может осуществлять психолог либо же психотерапевт. К психиатру следует обращаться в том случае, если агрессия подростков или более взрослых людей дошла до критичной ситуации, когда человек способен навредить или себе, или другим живым существам.

Среди основных методов борьбы следует отметить гипноз, психодраму, психоанализ, тренинговые программы, а также аутогенную тренировку.

Очень интересным многие психологи считают тренинг, который позволяет человеку научиться общаться в социуме и приобрести определенные навыки. На нем специалист моделирует ситуации, в которых максимально показывается, что человек может спокойно отреагировать на любой конфликт либо же проявление агрессивности со стороны других людей. Устраиваются ролевые игры, что позволяет с максимальной безопасностью для психики человека переживать различные стрессовые ситуации. На тренинге также учат, как переносить полученные умения и навыки в свою жизнь.

Что делать с агрессивным ребенком?

Следует понимать то, что агрессия - это эмоции, которые дети часто испытывают. Главный шаг в борьбе с ней - внимание к ребенку. Если родители хорошо знают свое дитя, то они могут предотвратить внезапные вспышки. Если речь идет о физической агрессии - ее подавить будет проще, чем вербальную. Когда ребенок начинает выражать свои эмоции какими-либо способами, его нужно отвлечь. Можно придумать какое-то интересное занятие. Если ребенок стал причинять вред другому, то за такое его следует наказать.

Когда малыш не понимает, что ему нужно остановиться, рекомендуется максимально доступно объяснить ему ошибку и дать наказание. При этом объект вражды надо окружить вниманием и заботой. Тогда ребенок поймет, что его поведение является проигрышным и нужного результата он не добьется.

Сначала он будет проявлять больше агрессии, отказываться убирать за собой, следовать советам и так далее, однако уже через время осознает, что подобная тактика невыгодна. Важно дать понять малышу, что несет ответственность за свои поступки, в том числе и за агрессию. После того как ребенок выполнил необходимые действия, которые были сделаны в качестве наказания, он должен быть поощрен.

Игры для агрессивных малышей

Агрессия - это явление негативного характера, которое нужно вовремя купировать. Если речь идет о ребенке со слишком импульсивным и вспыльчивым характером, то следует придумать методы, помогающие ему бороться с агрессией. Психологи рекомендуют выбирать те упражнения, которые позволят ему понять, что не обязательно издеваться над младшими, чтобы выплеснуть эмоции. Можно заниматься с ребенком при помощи игр. Хорошим вариантом будет покупка боксерской груши, выбивание подушек, бег или занятия на игровой площадке (в секции). Ребенку можно положить в карман бумагу, которую он будет рвать при стрессе. Именно так малыш сможет ликвидировать свои негативные эмоции и перестанет проецировать их на младших.

Информация к размышлению

В качестве итога необходимо подчеркнуть все, что было написано выше. Агрессией принято считать проявление характера человека, которое может быть воспринято как в позитивном свете, так и в негативном. Подобное явление позволяет лидерам сохранять авторитет. Агрессия также дает возможность контролировать людей. Благодаря ней можно утвердиться в социуме. Однако она хороша только в меру.

На данный момент в обществе негативные эмоции проявляются довольно часто. Это влияет на развитие у маленьких детей неосознанного стремления к проявлению своих чувств в агрессивной форме. Для предотвращения негативных ситуаций нужно бороться с данным явлением. Следует обращаться к психологу. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Это связано с тем, что легче подавить агрессию только, когда она начинает проявляться, чем уже после сформировавшегося восприятия мира. Только благодаря проведению коррекционных мер можно предотвратить различные проблемы в обществе.

Психология человека - довольно сложное понятие, и агрессия считается негативным проявлением характера. Следует бороться с ней, чтобы не конфликтовать с миром и нормально общаться с социумом.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Несмотря на то что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться.

В более «легких» случаях ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти — стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти и к сохранению отношений с ним.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться в состоянии как чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования. А насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения.

Для обуздания насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

По книге Е. В. Змановской
«Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)»



Понравилась статья? Поделитесь ей