Контакты

Земельный налог – ставки, льготы, порядок оплаты. Об установлении земельного налога По земельному налогу а также

Земельный налог отнесен ч. 1 ст. 15 НК РФ к категории местных налогов. По общему правилу местные налоги устанавливаются, вводятся в действие и прекращают свое действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – в соответствии с НК РФ и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

На федеральном уровне отношения по поводу установления и взимания земельного налога урегулированы нормами гл. 31 НК РФ "Земельный налог". В указанной главе НК РФ определены субъекты земельного налога и основные элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговые ставки; порядок исчисления земельного налога; порядок и сроки уплаты земельного налога.

Нормотворчество представительных органов местного самоуправления и представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ограничивается дополнительным определением двух элементов налогообложения – налоговых ставок (в пределах, установленных ст. 394 ПК РФ), порядка и сроков уплаты земельного налога. Указанным органам также предоставлено право по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Правовое регулирование земельного налога осуществляется актами не только налогового, но и земельного законодательства, в частности, ЗК РФ. На комплексный характер регулирования земельно-налоговых отношений неоднократно обращал внимание КС РФ.

Круг налогоплательщиков земельного налога определен в ч. 2 ст. 388 НК РФ. Это организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следует отметить различия в терминологии налогового и земельного законодательства при определении круга субъектов соответствующих правоотношений. Согласно ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане и юридические лица, которые в зависимости от титула их права на земельный участок именуются в земельном законодательстве собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.

Как уже было сказано выше, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, а также находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает в силу наличия у юридического лица (организации) или гражданина (физического лица) права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также у гражданина (физического лица) – права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Налогоплательщиками земельного налога могут быть также иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся собственниками земельных участков в соответствии с законодательством.

Доказательством существования права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком является соответствующая запись об их государственной регистрации в ЕГРП (п. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество).

В то же время это не означает, что лица, не зарегистрировавшие свое право на земельный участок в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество, освобождаются от уплаты земельного налога. Закон о введении в действие ЗК РФ (п. 9 ст. 3) признает государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, имеющими равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Поэтому плательщиками земельного налога признаются также лица, права на земельные участки которых удостоверяются ранее выданными актами (свидетельствами или другими документами), перечисленными в абз. 2 п. 9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В постановлении от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" ВАС РФ также указал на возникновение обязательств по уплате земельного налога в случаях перехода прав на земельные участки в порядке универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц (за исключением выделения) и при наследовании (п. 5).

Соответствующие вещные права на земельные участки в таких случаях переходят непосредственно в силу закона, а правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. При наследовании земельного участка обязательство по уплате земельного налога возникает с даты открытия наследства.

Существуют некоторые особенности определения круга налогоплательщиков в отношении земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, а также земельных участков общего пользования, предоставленных дачным, садоводческим, огородническим некоммерческим объединениям граждан.

Если земельный участок находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, то плательщиками земельного налога следует признать указанных лиц. Налог на земельные участки общего пользования, оформленные в общую долевую собственности членов дачных, садоводческих, огороднических некоммерческих объединений, уплачивается гражданами-членами перечисленных некоммерческих объединений.

В случае, когда существует подтвержденное правоустанавливающими документами право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок соответствующего некоммерческого объединения (товарищества собственников жилья, дачного кооператива и т.п.), обязанности по уплате земельного налога возлагаются на данное юридическое лицо.

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Определение земельного участка как объекта правоотношений дано в ст. 11.1 ЗК РФ, где земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Как прямо указано в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован (п. 2). Процедура формирования земельного участка включает прежде всего выполнение в отношении земельного участка работ по подготовке документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения о нем, а также осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Указанные работы проводятся в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре недвижимости.

Состав сведений о земельном участке, отражаемых в государственном кадастре недвижимости и имеющих значение для целей налогообложения, установлен в ст. 7 названного Закона и включает, в частности, сведения о его кадастровом номере, о местоположении границ, о его площади, о категории земель, к которой отнесен земельный участок, о его разрешенном использовании и др.

Статья 389 НК РФ выводит из-под налогообложения некоторые категории земельных участков. Это, во-первых, земельные участки, которые изъяты из оборота и не могут передаваться в собственность граждан и юридических лиц, а также быть объектами иных гражданско-правовых сделок. К изъятым из оборота отнесены земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности и перечисленными в п. 4 ст. 27 ЗК РФ:

  • – государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • – объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  • – объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Вместе с тем признаются объектами налогообложения земельные участки, расположенные в границах национальных парков, но принадлежащие на праве собственности или на ином праве, с которым связано возникновение налоговых обязательств, гражданам или юридическим лицам. Такие земельные участки облагаются земельным налогом на общих основаниях.

Также не являются объектами налогообложения некоторые категории земельных участков, ограниченных в обороте. Ограничение оборота земельного участка согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ означает, что такой земельный участок не предоставляется в собственность граждан или юридических лиц, но может быть объектом иных гражданско-правовых сделок (например, аренды). Из-под налогообложения выведены ограниченные в обороте земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Порядок признания объектов особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия установлен ст. 24, 25, 49, 57, 58 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Φ3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.

Также не облагаются земельным налогом следующие ограниченные в обороте земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе земель водного фонда.

Одним из обязательных элементов любого налога является его налоговая база, представляющая собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ).

Налоговой базой при исчислении земельного налога признается кадастровая стоимость земельного участка , определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым перио-

дом, и доводимая до сведения налогоплательщиков в установленном порядке (ст. 390, 391 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка после начала налогового периода (т.е. после 1 января) не является основанием для изменения налоговой базы в текущем налоговом периоде.

В тех случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка по каким-либо причинам не определена, для целей определения налоговой базы применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ).

Для разных категорий налогоплательщиков установлен различный порядок доведения сведений о налоговой базе. До граждан-налогоплательщиков информация о налоговой базе доводится в рамках налогового уведомления. Юридические лица (организации) обязаны самостоятельно получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Аналогичный порядок предусмотрен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в отношении земельных участков, используемых ими (или предназначенных) для предпринимательской деятельности (например, для ведения крестьянского хозяйства).

Со своей стороны, территориальные органы Росреестра обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков в порядке, установленном ст. 14 Закона о кадастре недвижимости.

Для отдельных категорий налогоплательщиков ст. 391 НК РФ предусмотрены так называемые налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу на сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга). Налоговые вычеты предусмотрены, в частности, для Героев Советского Союза или Российской Федерации, отдельных категорий инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и др. Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих соответствующий статус налогоплательщика и представляемых им в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из собственников пропорционально его доле, а в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, – в равных долях. При наличии у лица права собственности на часть земельного участка, занятую зданием (сооружением) и необходимую для его использования, налоговая база определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Ставки могут дифференцироваться в зависимости от принадлежности земельного участка к определенной категории земель и (или) от его разрешенного использования.

Установленные таким образом ставки не могут превышать предельные значения налоговых ставок, предусмотренные ст. 394 НК РФ. Ставка, равная 0,3%, предусмотрена для земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения и земель зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах; для земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Для всех прочих земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, максимально допустимая ставка установлена ст. 394 НК РФ в размере 1,5%.

Сумма земельного налога, подлежащего к уплате по истечении налогового периода (календарного года), определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Для стимулирования сокращения сроков строительства и ускорения введения в эксплуатацию вновь созданных объектов недвижимости п. 15, 16 ст. 396 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога на земельные участки, предоставленные (приобретенные) в собственность для жилищного строительства. Налог с юридических и физических лиц на земельные участки, предназначенные для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого гражданами), исчисляется с применением коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом. Если жилищное строительство не было завершено в течение трех лет, то в последующий период вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом земельный налог исчисляется с применением коэффициента 4.

Налог на земельные участки, приобретенные (предоставленные) в собственность гражданами для индивидуального жилищного строительства, исчисляется с применением коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный индивидуальный жилой дом.

Юридические лица (организации) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и сумму авансовых платежей по налогу. Аналогичный порядок предусмотрен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в отношении земельных участков, используемых ими (или предназначенных) для предпринимательской деятельности (например, для ведения крестьянского хозяйства). Гражданам-налогоплательщикам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и не использующим земельные участки для предпринимательской деятельности, сумма земельного налога исчисляется налоговыми органами и доводится в налоговом уведомлении.

Существенным, но не обязательным элементом любого налога являются льготы. На федеральном уровне льготы по земельному налогу в виде освобождения от его уплаты предусмотрены ст. 395 НК РФ для некоторых категорий юридических лиц (организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, организаций народных художественных промыслов и др.), а также для граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Дополнительные льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Так, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге" (ст. 3.1) льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении земельных участков, используемых для непосредственного осуществления основных функций и видов деятельности, предоставлены: органам государственной власти г. Москвы и органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве; учреждениям образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемым из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов; органам судебной системы, включая мировых судей, органам прокуратуры, внутренних дел; товариществам собственников жилья, жилищным, жилищностроительным кооперативам и др.

Земельный налог, будучи местным налогом, подлежит зачислению в соответствующие местные бюджеты: в бюджеты поселений и городских округов – по нормативу 100%; в бюджеты муниципальных районов – но нормативу 100% налога, взимаемого на межселенных территориях (ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ).

Совет депутатов сельского поселения Данковское

1. Установить и ввести с 01 января 2018 года на территории сельского поселения Данковское Серпуховского муниципального района Московской области (далее - сельское поселение) земельный налог, порядок и сроки уплаты налога на землю, находящиеся в пределах границ сельского поселения.

2. Налогоплательщиками налогов (далее – налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие , признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ сельского поселения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой , налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

2.1. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по .

3. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах сельского поселения Данковское.

3.1. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с ;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами наследия, музеями-заповедниками;

3) земельные участки из состава земель ;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

5) земельные участки, входящие в состав общего имущества .

4. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течении налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

4.1 . Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

5. Налоговым периодом признается календарный год.

6. Установить налоговые ставки на территории сельского поселения Данковское в следующих размерах:

6.1. 0,3 % в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) ;

занятых дачными и садоводческими объединениями граждан, в т. ч. дачное строительство и дачное хозяйство;

в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов, а так же земель рекреационного назначения, находящихся за границами населенных пунктов;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

6.2. 0,2 % в отношении земельных участков:

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, и приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства;

6.3. 1,5% в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению;

6.4. 1,5% в отношении прочих земельных участков;

6.5. 1,5 % в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства(дачного строительства) коммерческим организациям;

7. Установить, что для организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, являющиеся объектом налогообложения на территории сельского поселения, льготы, установленные в соответствии со ст. 395 Налогового кодекса РФ, действуют в полном объеме.

7.1. От уплаты налога полностью освобождаются:

12. Настоящее решение вступает в силу с 01 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Совета депутатов

Зам. Председателя Совета депутатов

сельского поселения Данковское

Глава сельского поселения Данковское

Земельный налог традиционно относится к поимущественным налогам и взимается по факту владения или пользования. Как и все поимущественные налоги, он не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Однако в отличии от других поимущественных налогов он един для всех категорий плательщиков – юридических и физических лиц, и поэтому он относится к смешанным налогам.

Поступление земельного налога в бюджетную систему централизовано: в федеральный бюджет - 30%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 20%, в местные бюджеты – 50%. Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на финансирование предприятий и компенсацию затрат землепользователя по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, инженерное и социальное благоустройство территории.

Налогообложение земельных участков в Российской Федерации регулируется Законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738-1, инструкцией МНС России «По применению закона РФ «О плате за землю» от 21 февраля 2000 года № 56, а также законами местных органов власти, конкретизирующими ставки налога по категориям землепользователей.

Установленными формами платы за землю являются: ежегодный земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Каждая форма платы за землю предназначена для своих функций.

Земельным налогом облагается владение или использование земли (кроме аренды).

Субъекты и объекты земельного налога

Плательщиками (субъектами) земельного налога выступают землевладельцы, землепользователи (кроме арендаторов) и собственники земли на территории Российской Федерации. К ним относятся:

а) юридические лица (в том числе иностранные) и их структурные подразделения;

б) физические лица (граждане и индивидуальные предприниматели).

Основанием для установления земельного налога (арендной платы) служит документ, удостоверяющий право собственности или аренды за земельный участок.



Ставки земельного налога

Ставки земельного налога устанавливаются в абсолютном выражении (руб., коп.) к размеру площади (за 1га или за 1кв.м), а также дифференцированы по месту нахождения и зонам градостроительной ценности территории. Законом установлен базовый норматив (Бст) налога на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Средняя ставка (Бст на земли сельскохозяйственного назначения устанавливается по субъектам РФ (республика, область) в рублях за 1га пашни. Местные органы законодательной власти утверждают конкретные, в том числе минимальные, ставки земельного налога по видам земель (пашни, насаждения, пастбища и т.п.) и корректировкой (kместн) на их местонахождение и ежегодную индексацию (kгод). По этим вставкам облагаются сельскохозяйственные угодья, участки в границах и вне сельских населенных пунктов, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.

Налог за земли сельскохозяйственного назначения:

ЗН = SІ · Бст · kместн · kгод,

где SІ - площадь участка, находящаяся во владении (пользовании). Средняя ставка (Бст) налога за земли несельскохозяйственного назначения устанавливается по 11 экономическим районам Р.Ф. в рублях за 1кв.м. площади. Для расчета точной ставки налога по конкретной территории (месту нахождения) земельного объекта применяются коэффициенты, увеличивающие сумму налога.

Налог за земли несельскохозяйственного назначения

ЗН = SІ · Бст · kстат · kкур· kгод,

где kстат - коэффициент статуса города или развития социально – культурного потенциала; kкур – коэффициент курортной местности..

Глава 4 Проблемы земельного налога и возможные методы их решения

Аграрный сектор

Некоторые политики и экономисты суть реформы в нем сводят исключительно к частной собственности на землю. Но неограниченный оборот земли не означает автоматического появления эффективного собственника. Быть собственником земли важно. Но не менее важно распоряжаться результатами своего труда и знать, что они будут обществом востребованы. Очевидно, что в отношении оборота сельскохозяйственных земель необходимо предусмотреть определенные ограничения: изменение их целевого использования, концентрацию земельных долей в руках одного собственника и наличие профессионального опыта у земледельцев. В отсутствие Земельного кодекса регионы вынуждены искать свои подходы. Например, в Белгородской области использование земель проводится на праве собственности или на основании договоров аренды земельных паев с выплатой пользователем арендной платы в виде фиксированной доли от произведенной продукции. Если собственника результаты хозяйствования на его земле не удовлетворили, он может сдать ее в аренду другому хозяйству, что обеспечит переход земли не от бедного к богатому, а от плохо работающего к эффективному пользователю. При рассмотрении вопроса купли-продажи земли необходима чисто практическая оценка, что даст тот или иной подход для улучшения финансирования аграрного сектора и формирования эффективного собственника.

Базовыми условиями привлечения капитала в любую сферу экономики, в том числе и сельское хозяйство, являются доход на вложенный капитал и гарантии возвратности средств. Однако доходность сельскохозяйственной деятельности определяется ее технологическим уровнем, который сегодня крайне низок. Поэтому простое декларирование тезиса купли-продажи земли, хотя и создает предпосылки для привлечения капитала в аграрную сферу, но не решает указанные проблемы. Для того чтобы в сельское хозяйство пришел инвестор и сформировался эффективный собственник, государство должно продемонстрировать реальную заинтересованность в развитии аграрно-промышленного комплекса, в частности, через государственную поддержку кредитования под залог земли и использованием закладных на землю.

Принципами использования закладных в российских условиях, по моему мнению, являются гарантии государства, обязательность их приема при расчетах всеми организациями и предприятиями по номинальной стоимости, для приобретения современной (отечественной и импортной) техники и реализации прогрессивных высокоэффективных технологий. Каждый инвестор, готовый и способный работать на земле, должен получить от государства закладные на соответствующие площади сельскохозяйственных земель, на которых он планирует работать. А рассчитавшись по ним поставками продукции в течение, например, 5 лет, он может стать собственником земли, уже доказав свою дееспособность. Такой подход позволит обеспечить государственное регулирование земельных ресурсов и формирование инфраструктуры земельного рынка, создание условий для привлечения реальных инвестиций в сельское хозяйство, и, в конечном итоге, появление собственника, способного эффективно работать на земле.

Существуют очень много способов и предложений по созданию цивилизованного рынка земли в России. Ниже мы попытаемся рассмотреть некоторые из них, на мой взгляд, наиболее перспективные.

Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать .

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

Налоговые ставки по земельному налогу

Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

  • сельскохозяйственных;
  • жилого фонда;
  • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

Налоговые льготы

Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

  • Героев СССР и РФ;
  • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
  • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
  • лиц, получивших воздействие радиации.

Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
  • религиозные организации;
  • общественные организации.

Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

Методика расчета предельно проста, нужно соответствующую ставку помножить на налоговую базу. Для каждого отдельного земельного участка его налоговая база и налог рассчитываются отдельно. В случае владения землей несколькими лицами, следует выделить долю в участке для каждого собственника.

В течение года налогоплательщики (юридические лица) уплачивают ежеквартальный аванс по налогу в бюджет по месту расположения земельных участков. Физические же лица не производят авансовых платежей. Граждане уплачивают налог после получения уведомления об оплате от местной ФНС.

Не позднее 1 февраля налогоплательщики-юридические лица представляют декларации по налогу в налоговую инспекцию. Население перед налоговыми органами не отчитывается.

Лица, своевременно не уплатившие налог, обязаны погасить свою задолженность перед бюджетом, но не более чем за три предыдущих года.

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Кто платит земельный налог в 2020 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно .

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Формула расчета

Обратите внимание! С 2015 года физические лица, в том числе предприниматели, не должны рассчитывать налог на землю самостоятельно. Это обязанность возложена на ИФНС. Уплата производится по налоговому уведомлению.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв ,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Льготы по земельному налогу

Некоторые плательщики могут воспользоваться льготами федерального и местного уровня. Если налоговый орган располагает информацией о праве плательщика на льготу, она будет учтена при расчете налога. Но если налогоплательщик заметил при получении уведомления, что льгота не учтена, ему нужно подать в ИФНС заявление по форме из приказа от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@. Заявление предоставляется только один раз — далее льгота действует автоматически.

Федеральные льготы

Не платят налог на землю коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также их общины — в отношении участков, которые используются для сохранения традиционного образа жизни.

При исчислении налога для отдельных категорий плательщиков база уменьшается на стоимость 6 соток площади земельного участка. Льгота действует для инвалидов 1 и 2 группы, Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных родителей, «чернобыльцев». Полный список льготных категорий — в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Если участков несколько, льгота по освобождению от налогообложения 6 соток действует только по одному из них. Выбрать, по какому именно, может сам плательщик. Для этого ему нужно подать в любую ИФНС уведомление о выборными земельном участке по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@.

Местные льготы

Представительные органы муниципальных образований могут своими актами вводить дополнительные льготы для некоторых категорий граждан. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Примеры расчета

Пример 1. Расчет земельного налога за полный календарный год

Объект налогообложения

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей .

Расчет налога

0,3%.

7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Пример 2. Расчет земельного налога за неполный календарный год

Объект налогообложения

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Пример 3. Расчет земельного налога за долю земельного участка

Объект налогообложения

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей .

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Пример 4. Расчет земельного налога с учетом льготы

Объект налогообложения

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей .

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3% .

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2020 году за 2019 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь .

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так .

C 1 января 2015 года вступил в силу закон , согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2020 года.

Поэтому в случае неполучения уведомления ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на прием можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него земельного участка, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение. Однако данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте. Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 НК РФ и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Срок уплаты земельного налога

В 2020 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2020 года (для уплаты налога за 2019 год).

Обратите внимание , что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ . Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

  1. Лично обратившись в территориальный налоговый орган ФНС по месту жительства.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. При помощи специального сервиса на Едином портале государственных услуг.
  4. Через банк данных на официальном сайте судебных приставов (только для должников, дела которых находятся в исполнительном производстве).


Понравилась статья? Поделитесь ей