Контакты

Введение. Научно-технический прогресс, раздел «Историк

Если попытаться взглянуть на историю развития человечества в крупном временном масштабе, то можно заметить, как сильно изменились условия жизни нашей цивилизации под влиянием научно-технического прогресса (НТП). Наука и техника глубоко проникли во все сферы жизнедеятельности человека, повлияли на его взаимоотношения с природой, дали ему новые приемы и способы производства, сказались на уровне и стиле жизни людей. Так, благодаря современной технике люди могут за несколько часов перемещаться из одной точки земного шара в другую, общаться друг с другом на расстоянии в несколько тысяч километров с помощью телефонной, радиотелевизионной связи, практически мгновенно узнавать о событиях, происходящих в других странах, или непосредственно наблюдать за ними с помощью прямой трансляции. Человек может сегодня погружаться в самые глубокие точки Мирового океана, где давление в сотни раз больше атмосферного, и работать на других планетах в условиях космического перепада температур при полном отсутствии атмосферы. Оптическая и электронная техника помогает нам изучать как жизнь огромных космических объектов, так и строение мельчайших элементов живой клетки, отдельных молекул и атомов. Создание быстродействующих компьютеров и разработки в области кибернетики позволили человеку отказаться от непосредственного участия во многих производственных процессах и поручить их выполнение автоматам.

При этом важно отметить, что большинство из этих достижений науки и техники получены в последние десятилетия, за срок, ничтожно малый по сравнению со всей предшествующей историей человечества. Еще в конце 19 в. - начале 20 в. проходили многие годы, прежде чем открытие ученого внедрялось в технику или промышленность. Основным способом совершенствования и создания новой техники был эволюционный путь поиска, накопления и развития практических навыков, который и привел к созданию большинства машин и инструментов, используемых и сегодня, особенно в быту и традиционных отраслях промышленности.

Значительный толчок развитию производительных сил был дан в 19 в. благодаря бурному развитию естествознания, которое сумело объединить в себе разрозненные знания об окружающем мире в виде единой стройной научной системы, позволяющей не только объяснить многие открытия, но и определять приоритетные направления научных исследований на далекую перспективу. Бее это создало предпосылки для быстрого развития естественных наук, открытия которых стали активно внедряться в технику и промышленность. На этом этапе НТП стал приобретать уже не эволюционный, а революционный характер. Количественное накопление как практических навыков в использовании и совершенствовании технических орудий, так и научных знаний об окружающем мире переросло в качественный скачок, позволивший обеспечить тесное, все ускоряющееся взаимодействие между наукой и техникой. Особенность этого этапа развития НТП состоит в том, что все значительные технические достижения стали опираться в первую очередь не на прямой практический опыт человечества, а на научные открытия, сделанные на основе этого опыта. Это, разумеется, не значит, что в прошлом наука не оказывала никакого влияния на прогресс техники. Открытия Б. Паскаля, А. Л. Лавуазье, М. В. Ломоносова, Дж. К. Максвелла, И. Ньютона и многих других ученых безусловно помогали изобретателям выбирать верные направления технического поиска. Однако, во-первых, ранее не было столь бурного прямого внедрения научных достижений в технику, и, во-вторых, взаимодействие между наукой и техникой было очень слабым. Ведь только при очень высоком уровне техники можно было создать такие передовые средства научного исследования, как электронные микроскопы, радиотелескопы, синхрофазотроны, ядерные реакторы, мощные быстродействующие ЭВМ и другие приборы. Научные исследования, производимые с их помощью, приводят к новым открытиям, которые внедряются в новые машины и приборы, и, таким образом, обеспечивают базу для новых открытий. Следовательно, возникает своеобразная обратная связь: новая техника способствует еще более глубокому проникновению науки в тайны природы, а это, в свою очередь, порождает новые, еще более глубокие технические идеи, методы и процессы. Конечно, это не означает, что в науке не осталось места для чисто теоретических исследований с помощью «бумаги и карандаша», однако практическое воплощение научных разработок в наши дни немыслимо без соответствующей технической экспериментальной базы. Таким образом, современное развитие человечества определяется все ускоряющимся взаимодействием науки и техники, создающим качественно новый этап в развитии производительных сил. Этот процесс получил название научно-технической революции в рамках научно-технического прогресса.

С точки зрения целого ряда ученых, в последнее время начался качественно новый этап НТП, который неминуемо приведет к новым глубоким революционным сдвигам в развитии производительных сил и в жизни общества. Эти изменения обусловливаются целым рядом проблем, в частности возможным в ближайшее столетие существенным истощением природных ресурсов Земли.

Уже сегодня на смену традиционным источникам энергии - углю, газу и нефти - пришли альтернативные: энергия атома, солнца и воды. Редкие и благородные металлы постепенно вытесняются специальными стекловолокнами, значительно превосходящими своих предшественников по целому ряду физических и химических свойств; чугун и высокие сорта стали, используемые в машиностроении, уступают свое место керамике и пластмассам; успехи в развитии медицины и биологии привели к возникновению целой новой отрасли науки, именуемой биоинженерией, она поможет людям избавиться от тяжелых недугов и болезней. Сочетание достижений в биологии, вычислительной технике и кибернетике привело к созданию современных сверхмощных компьютеров с элементами искусственного разума, способного не только заменить человека на производстве и в экстремальных условиях, но и помочь ему проникнуть в глубинные тайны природы. Большое влияние на современную науку и технику оказало изобретение лазера, находящего все более широкое применение в самых разнообразных отраслях человеческой деятельности. С его помощью открылись новые горизонты в технике связи, в медицине, в космических исследованиях, в быту. Еще трудно оценить влияние на развитие человечества новой отрасли знания - информатики, но несомненно то, что она способна оказать огромное воздействие на сложившиеся стереотипы научной и производственной деятельности.

Но научно-технический прогресс помимо всего того прогрессивного значения, которое он имеет для современной цивилизации, несет в себе и целый ряд проблем. Здесь можно назвать и использование достижений науки в средствах массового уничтожения людей, и участившиеся психологические стрессы, связанные с огромным информационным потоком, и экологические проблемы нашей планеты (см. «Зеленых» движение), и многое другое. Все это требует разумного использования крупных достижений науки и техники, что позволит сделать каждого человека поистине счастливым обитателем Вселенной.

История научно-технического прогресса

Научно-техническая революция, мировые экономические лидеры технического прогресса

Раздел 1. Суть Научно-технического прогресса, научно-техническая революция.

Раздел 2. Мировые экономические лидеры.

Научно-технический прогресс - этовзаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, обусловленное нуждами материального производства, ростом и усложнением общественных потребностей.

Суть Научно-технического прогресса, научно-техническая революция

Научно-технический прогресс неразрывно связан с возникновением и развитием крупного машинного производства, которое базируется на все более широком использовании научных и технических достижений. Он позволяет поставить могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс сознательного применения данных естественных и других наук.

С укреплением взаимосвязи крупного машинного производства с наукой и техникой в конце XIX в. XX в. быстро расширяются особые виды научных исследований, направленные на воплощение научных идей в технические средства и новую технологию: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки и производственные исследования. В результате наука все полнее превращается в непосредственную производительную силу, преобразуя все большее количество сторон и элементов материального производства.

Научно-технический прогресс имеет две основные формы:

эволюционную и революционную, означающую сравнительно медленное и частичное совершенствование традиционных научно-технических основ производства.

Эти формы обусловливают друг друга: количественное накопление сравнительно небольших изменений в науке и технике приводит, в конце концов, к коренным качественным преобразованиям в этой области, а после перехода к принципиально новой технике и технологии революционные изменения постепенно перерастают эволюционные.

В зависимости от господствующего общественного строя научно-технический прогресс имеет различные социально-экономические последствия. В условиях капитализма частнособственническое присвоение средств, производства и результатов научных исследований приводит к тому, что научно-технический прогресс развивается в основном в интересах буржуазии и используется для усиления эксплуатации пролетариата, в милитаристских и человеконенавистнических целях.

При социализме научно-технический прогресс поставлен на службу всему обществу, а его достижения применяются для более успешного решения экономических и социальных задач коммунистического строительства, формирования материальных и духовных предпосылок всестороннего развития личности. В период развитого социализма важнейшей целью экономической стратегии КПСС является ускорение научно-технического прогресса как решающее условие повышения эффективности общественного производства и улучшения качества продукции.

Выработанная XXV съездом КПСС техническая политика обеспечивает согласование всех направлений развития науки и техники, развертывание фундаментальных научных исследований, а также ускорение и более широкое внедрение их результатов в народное хозяйство.

Намечено на основе проведения единой технической политики во всех отраслях народного хозяйства ускорить техническое перевооружение производства, широко внедрять прогрессивную технику и технологию, обеспечивающие повышение производительности труда и качества продукции, экономию материальных ресурсов, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Поставлена задача - осуществить переход от создания и внедрения отдельных машин и технологических процессов к разработке, производству и массовому применению высокоэффективных систем машин;

оборудования, приборов и технологических процессов, обеспечивающих механизацию и автоматизацию всех процессов производства, и особенно вспомогательных, транспортных и складских операций, шире использовать переналаживаемые технические средства, позволяющие быстро осваивать производство новой продукции.

Наряду с усовершенствованием уже освоенных технологических процессов будут создаваться заделы по принципиально новой технике и технологии.

Научно-техническая революция - коренные преобразования в системе научного знания и в технике, происходящие в неразрывной связи с историческим процессом развития человеческого общества.

Промышленная революция XVIII-XIX вв., в процессе которой на смену ремесленной технике пришло крупное машинное производство, и утвердился капитализм, опиралась на научную революцию XVI-XVII вв.

Современная научно-техническая революция, ведущая к замене машинного производства автоматизированным, имеет своей основой открытия в науке конца XIX - первой половине XX в. Новейшие достижения науки и техники несут с собой переворот в производительных силах общества и создают огромные возможности роста производства. Открытия в области атомной и молекулярной структуры вещества, заложили основы создания новых материалов;

успехи химии сделали возможным создание веществ с заранее заданными свойствами;

изучение электрических явлений в твердых телах и газах послужило основой возникновения электроники;

исследование структуры атомного ядра открыло путь к практическому использованию атомной энергии;

благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления.

Все это свидетельствует о создании новой системы знаний о природе, радикальном преобразовании техники и технологии производства, о подрыве зависимости развития производства от ограничений, накладываемых физиологическими возможностями человека и естественно-природными условиями.

Возможности роста производства, созданные НТР, находятся в вопиющем противоречии с производственными отношениями капитализма, подчиняющими научно-техническую революцию возрастанию монополистических прибылей, упрочению господства монополии (см. Монополии капиталистические). Капитализм не может выдвинуть перед наукой и техникой соответствующих их уровню и природе социальных задач, придает им однобокий, уродливый характер. Применение техники в странах капитала ведет к таким социальным последствиям, как рост безработицы, усиление интенсификации труда, все большая концентрация богатства в руках финансовых магнатов. Общественным строем, открывающим простор для развертывания НТР в интересах всех трудящихся, является социализм.

В СССР осуществление научно-технической революции неразрывно связано с построением материально-технической базы коммунизма.

Техническое развитие и совершенствование производства осуществляется в направлении завершения комплексной механизации производства, автоматизации процессов, которые с технической и экономической стороны подготовлены для этого, отработки системы автоматических машин и создания предпосылок перехода к комплексной автоматизации. При этом развитие орудий труда неразрывно связано с изменением технологии производства, применением новых источников энергии, сырья и материалов. НТР оказывает воздействие на все стороны материального производства.

Переворот в производительных силах обусловливает качественно новый уровень деятельности общества по управлению производством, более высокие требования к кадрам, качеству работы каждого труженика. Возможности, открываемые новейшими достижениями науки и техники, реализуются в росте производительности труда, на основе чего достигается достаток, а затем и изобилие предметов потребления.

С прогрессом техники, прежде всего с применением автоматических машин, связано изменение содержания труда, устранение неквалифицированного и тяжелого ручного труда, повышение уровня профессиональной подготовки и общей культуры работников, перевод на индустриальную основу сельскохозяйственного производства.

В перспективе, обеспечив полное благосостояние для всех, общество преодолеет сохраняющиеся еще существенные различия между городом и деревней при социализме, существенные различия между умственным и физическим трудом, создаст условия для всестороннего физического и духовного развития личности.

Таким образом, органическое соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства означает развитие в направлении коммунизма всех сторон жизни общества.

Научно-техническая революция является главной ареной экономического соревнования между социализмом и капитализмом. Вместе с тем это арена и острой идеологической борьбы.

Буржуазные ученые подходят к раскрытию сущности НТР преимущественно с естественно-технической стороны.

В целях апологетики капитализма они рассматривают сдвиги, происходящие в науке и технике, вне общественных отношений, в «социальном вакууме».

Все общественные явления сводят к процессам, совершающимся в сфере «чистой» науки и техники, пишут о «кибернетической революции», которая якобы ведет к «трансформации капитализма», к превращению его в лишенное антагонистических противоречий «общество всеобщего изобилия».

В действительности научно-техническая революция не меняет эксплуататорской сущности капитализма, а еще больше обостряет и углубляет социальные противоречия буржуазного общества, пропасть между богатством немногочисленной верхушки и бедностью масс. Страны капитализма ныне столь же далеки от мифического «изобилия для всех» и «всеобщего благоденствия», как и до начала развертывания научно-технической революции.

Потенциальные возможности развития и эффективности производства определяются, прежде всего, научно-техническим прогрессом, его темпами и социально-экономическими результатами.

Чем целенаправленнее и эффективнее используются новейшие достижения науки и техники, являющиеся первоисточником развития производительных сил, тем успешнее решаются приоритетные задачи жизнедеятельности общества.

Научно-технический прогресс (НТП) в буквальном понимании означает непрерывный взаимообусловленный процесс развития науки и техники, а в более широком значении - постоянный процесс создания новых и совершенствования применяемых технологий.

НТП можно истолковать также как процесс накопления и практической реализации новых научных и технических знаний, целостную циклическую систему “наука-техника-производство”, охватывающую направления:

фундаментальные теоретические исследования;

прикладные научно-исследовательские работы;

опытно-конструкторские разработки;

освоение технических нововведений;

наращивание производства новой техники до необходимого объема, ее применение (эксплуатация) на протяжении определенного времени;

технико-экономическое, экологическое и социальное старение изделий, их постоянная замена новыми, более эффективными образцами.

Научно-техническая революция (НТП) отражает коренную качественную трансформацию обусловленного развития на основе научных открытий (изобретений), оказывающих революционизирующее влияние на смену орудий и предметов труда, технологии управления производством, характер трудовой деятельности людей.

Общие приоритетные направления НПТ. Научно-технический прогресс, всегда осуществляемый во взаимосвязанных эволюционных и революционных его формах, является определяющим фактором развития производительных сил, неуклонного повышения эффективность производства. Он непосредственно влияет, прежде всего, на формирование и поддержание высокого уровня технико-технологической базы производства, обеспечивая неуклонный рост производительности общественного труда. Опираясь на сущность, содержание и закономерности современного развития науки и техники, можно выделить характерные для большинства отраслей народного хозяйства общие направления НТП, а для каждого из них приоритеты, по меньшей мере, на ближайшую перспективу.


В условия современных революционных преобразований технического базиса производства степень его совершенства и уровень экономического потенциала в целом определяется прогрессивностью используемых технологий - способов получения и преобразования материалов, энергии, информации, изготовления продукции. Технология становится завершающим звеном и формой материализации фундаментальных исследований, средством непосредственного влияния науки на сферу производства. Если раньше ее считали обеспечивающей подсистемой производства, то сейчас она приобрела самостоятельное значение, превратившись в авангардное направление НТП.

Современным технологиям присущи определенные тенденции развития и применения. Главными из них являются:

во-первых, переход к мало стадийным процессам путем соединения в одном технологическом агрегате нескольких операций, выполняемых ранее отдельно;

во-вторых, обеспечение в новых технологических системах мало - или безотходности производства;

в-третьих, повышение уровня комплексной механизации процессов на основе применения систем машин и технологических линий;

в-четвертых, использование в новых технологических процессах средств микроэлектроники, позволяющих одновременно с повышением уровня автоматизации процессов достичь большей динамической гибкости производства.

Технологические методы все чаще определяют конкретную форму и функцию средств и предметов труда, и тем самым инициируют появление новых направлений НТП, вытесняют из производства технически и экономически устаревшие орудия труда, порождают новые виды машин и оборудования, средств автоматизации. Сейчас принципиально новые виды техники разрабатываются и изготовляются “под новые технологии”, а не наоборот, как это было ранее.

Доказано, что технический уровень и качество современных машин (оборудования) непосредственно зависят от прогрессивности характеристик применяемых для их производства конструкционных и других вспомогательных материалов. Отсюда вытекает огромная роль создания и широкого использования новых материалов - одного из важнейших направлений НТП.

В сфере предметов труда можно выделить такие тенденции НТП:

существенное улучшение качественных характеристик материалов минерального происхождения, стабилизацию и даже уменьшение удельных объемов их потребления;

интенсивный переход к применению в большем количестве легких, прочных и коррозиестойких цветных металлов (сплавов), ставший возможным вследствие появления принципиально новых технологий, значительно уменьшивших стоимость их производства;

заметное расширение номенклатуры и форсированное наращивание объемов производства искусственных материалов с наперед заданными свойствами, включая уникальные.

К современным производственным процессам предъявляются такие требования, как достижение максимальной непрерывности, безопасности, гибкости и производительности, которые могут быть реализованы только при соответствующем уровне их механизации и автоматизации - интегрированного и завершающего направления НТП. Механизация и автоматизация производства, отражающая разную степень замены ручного труда машинным трудом, в своем развитии последовательно, параллельно или параллельно- последовательно переходит низшей (частичной) к высшей (комплексной) форме.


В условиях интенсификации производства, острой необходимости многоразового повышения производительности труда и радикального улучшения его социального содержания, коренного повышения качества производимых изделий автоматизация производственных процессов становится стратегическим направлением НТП для предприятий большинства отраслей народного хозяйства. Приоритетная задача состоит в обеспечении комплексной автоматизации, поскольку внедрение отдельных автоматических машин и агрегатов не дает желаемого экономического эффекта из-за остающегося значительного количества ручного труда. Новое и достаточно перспективное комплексное направление связано с созданием и внедрением гибких автоматизированных производств. Форсированное развитие таких производств (прежде всего в машиностроении и некоторых других отраслях) обусловлено объективной необходимостью обеспечивать высокоэффективное использование дорогого автоматического оборудования и достаточную мобильность производства с постоянным обновлением номенклатуры продукции.

Мировые экономические лидеры

Развитые страны мира, страны «золотого миллиарда». Серьезно готовятся к вступлению в постиндустриальный мир. Так, государства Западной Европы объединили свои усилия в рамках общеевропейской программы. Разворачиваются промышленные разработки в следующих областях информационных технологий. Глобальная мобильная телефонная связь (Германия, 2000-2007 гг.) - обеспечение повсеместного теледоступа к любым абонентам и информационно-аналитическим ресурсам глобальной сети с персональной телефонной трубки (типа сотовой) или специального мобильного терминала.

Системы телеконференций (Франция, Германия, 2000-2005 гг.) возможность для удаленных друг от друга абонентов оперативно организовать временную корпоративную сеть с аудио-видеодоступом.



Трехмерное телевидение (Япония, 2000-2010 гг.).

Полномасштабное использование электронного носителя в повседневной жизни (Франция, 2002-2004 гг.).

Создание сетей виртуальной реальности (Германия, Франция, Япония, 2004-2009 гг.) - персональный доступ к базам данных и системе синтеза много сенсорного (мультимедийного) отображения искусственного образа окружающей среды или сценариев развития гипотетических событий.

Бесконтактные системы идентификации личности (Япония, 2002-2004 гг.).

В США в 1997-1999 гг. экспертами университета Дж. Вашингтона подготовлен долгосрочный прогноз развития национальной науки и технологий на период до 2030 г. на основе неоднократного анкетирования большого числа руководителей исследовательских учреждений.

Она была глубоко проработана в государственном департаменте, министерстве юстиции, в крупных производственных компаниях и в банковской сфере.

Программа предусматривает оперативный глобальный высокоскоростной сетевой доступ к любым национальным и основным мировым информационным ресурсам.



Определены организационные, юридические и финансовые основы ее реализации, предусмотрены меры по быстрому развитию мощных вычислительно-аналитических центров.

С 1996 г. началось выполнение программы, выделен многомиллионный бюджет и образованы корпоративные инвестиционные фонды. Аналитики отмечают очень быстрый рост индустрии информатизации, превышающий правительственные планы.

Максимальный всплеск «прорывных» информационных технологий прогнозируется с 2003 по 2005 гг. Период бурного роста займет 30-40 лет.

В области компьютерных систем к 2005 г. появятся персональные ЭВМ, совместимые с кабельными сетями телевидения. Это ускорит развитие интерактивного (с частично программируемыми передачами) телевидения и приведет к созданию домашних, промышленных и научно-образовательных фондов телевизионных записей.



Развитие таких локальных фондов и больших баз данных изображений будет обеспечено созданием в 2006 г. нового поколения систем цифровой памяти и хранения практически неограниченных объемов информации.

На рубеже 2008 г. ожидается создание и широкое распространение карманных компьютеров, рост использования ЭВМ с параллельной обработкой информации. К 2004 г. возможно коммерческое внедрение оптических компьютеров, а к 2017 г. - начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы.

В сфере телекоммуникаций к 2006 г. прогнозируется, что 80% систем связи перейдут на цифровые стандарты, произойдет существенный скачок в развитии микросотовой персональной телефонии - РС5, на которую будет приходиться до 10% мирового рынка мобильной связи. Это обеспечит повсеместную возможность приема и передачи информации любых форматов и объемов.


В области информационных услуг к 2004 г. будут внедрены системы проведения телеконференций (путем голосовой и видеосвязи с помощью компьютерных устройств и быстрых цифровых сетей передачи аудио-видеоинформации между несколькими абонентами в реальном времени). К 2009 г. существенно расширятся возможности электронных банковских расчетов, а к 2018 г. в 2 раза возрастет объем торговых операций, осуществляемых через информационные сети.

Принципиально новый подход к фотосъемке представили сотрудники компании Lytro. Они презентовали фотоаппарат, который сохраняет не изображение, а световые лучи.


В традиционных фотокамерах для создания снимка используется матрица (пленка), на которой световой поток оставляет след, преобразующийся затем в плоское изображение. В камере Lytro вместо матрицы используется датчик освещенности поля. Он сохраняет не изображение, а захватывает цвет, интенсивность и вектор направления лучей света.

Такой подход позволяет выбирать объект фокусировки уже после съемки, а специальный формат снимков Lytro LFP (Light Field Picture – снимок светового поля) позволяет сколько угодно менять фокус на снимке.

Письменность

Человечество искало способы передачи информации с незапамятных времен. Первобытные люди обменивались информацией с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и т.д. Однако прорыв в развитии произошел с появлением первых форм письменности около 4 тысяч лет до н.э.

Книгопечатание

Книгопечатание было изобретено Иоганом Гутенбергом в середине XV века. Благодаря ему в Германии появилась первая в мире напечатанная книга - Библия. Изобретение Гутенберга зажгло зеленый цвет эпохе Возрождения.

Именно этот материал, а точнее, группа материалов с общими физическими свойствами, совершил настоящую революцию в строительстве. На что только не приходилось идти древним строителям, чтобы обеспечить прочность строений. Так, китайцы для скрепления каменных блоков Великой стены использовали клейкую рисовую кашу с добавлением гашеной извести.

Лишь в XIX веке строители научились готовить цемент. В России это произошло в 1822 году благодаря Егору Челиеву, получившему вяжущий материал из смеси извести и глины. Два года спустя патент на изобретение цемента получил англичанин Д. Аспинд. Материал решено было назвать портландцементом в честь города, где добывали камень, похожий на цемент по цвету и прочности.

Микроскоп

Первый микроскоп с двумя линзами изобрел голландский оптик З. Янсен в 1590 году. Однако первые микроорганизмы с помощью собственноручно изготовленного микроскопа увидел Антони ван Левенгук. Будучи торговцем, он самостоятельно освоил ремесло шлифовальщика и соорудил микроскоп с тщательно отшлифованной линзой, которая увеличивала размер микробов в 300 раз. Легенда гласит, что с тех пор как ван Левенгук рассмотрел в микроскоп каплю воды, пить он стал только чай и вино.

Электричество

Еще совсем недавно люди на планете спали до 10 часов в сутки, но с появлением электричества человечество стало проводить все меньше времени в постели. Виновником электрической «революции» считается Томас Альва Эдисон, создавший первую электрическую лампочку. Однако за 6 лет до него, в 1873 году, свою лампу накаливания запатентовал наш соотечественник Александр Лодыгин - первый из ученых, додумавшийся применять в лампах вольфрамовые нити.

Первый в мире телефон, который сразу же окрестили чудом из чудес, создал знаменитый бостонский изобретатель Белл Александр Греем. 10 марта 1876 года ученый позвонил на приемную станцию своему помощнику, и тот отчетливо услышал в трубке: «Мистер Ватсон, пожалуйста, придите сюда, мне нужно с вами поговорить». Белл поспешил запатентовать свое изобретение, и уже несколько месяцев спустя телефон находился почти в тысяче домов.


Фотография и кино

Перспектива изобретения устройства, способного передавать изображение, не давала покоя нескольким поколениям ученых. Еще в начале XIX века Жозеф Ньепс спроецировал вид из окна своей мастерской на металлическую пластинку с помощью камеры-обскуры. А Луи-Жак Манд Дагер усовершенствовал его изобретение в 1837 году.


Свой вклад в изобретение кино сделал неутомимый изобретатель Том Эдисон. В 1891 году он создал кинетоскоп - аппарат для демонстрации фотографий с эффектом движения. Именно кинетоскоп вдохновил братьев Люмьер на создание кино. Как известно, первый киносеанс состоялся в декабре 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов.

Споры о том, кто первым изобрел радио, продолжаются. Однако большинство представителей научного мира приписывают эту заслугу российскому изобретателю Александру Попову. В 1895 году он продемонстрировал аппарат беспроволочной телеграфии и стал первым человеком, пославший миру радиограмму, текст которой состоял из двух слов «Генрих Герц». Однако первый радиоприемник запатентовал предприимчивый итальянский радиотехник Гульельмо Маркони.

Телевидение

Телевидение появилось и развивалось благодаря усилиям многих изобретателей. Одним из первых в этой цепочке стоит профессор Петербургского Технологического университета Борис Львович Розинг, продемонстрировавший в 1911 году изображение на стеклянном экране электронно-лучевой трубки. А в 1928 году Борис Грабовский нашел способ передачи движущегося изображения на расстояние. Год спустя в США Владимир Зворыкин создал кинескоп, модификации которого впоследствии использовались во всех телевизорах.

Интернет

Всемирную паутину, окутавшую миллионы людей по всему миру, в 1989 году скромно сплел британец Тимоти Джон Бернерс-Ли. Создатель первого веб-сервера, веб-браузера и веб-сайта мог бы превратиться в самого богатого человека в мире, если бы вовремя запатентовал свое изобретение. В итоге, Всемирная паутина досталась миру, а ее создателю - рыцарский титул, орден Британской империи и Технологическая премия в 1 миллион евро.


Наука и научно-технический прогресс

Вопросы

1. Взаимоотношение науки и техники.

2. Научно-техническая революция: технологические и социальные последствия.

3. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.

Лекция

1. В настоящее время развитие науки является главным условием развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на проблему взаимоотношения науки и техники в обществе.

Первая – указывает на определяющую роль науки, а технику трактует именно как прикладную науку. Это такая модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника – как его практическое применение, воплощение.

Другая модель акцентирует взаимовлияние науки и техники как самостоятельных явлений, взаимодействующих на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Техника использует научные результаты для своих целей, а наука использует технические средства/устройства для решения своих проблем.

Третья модель указывает на ведущую роль техники: наука раз­вивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и разви­вается как попытка понять, постичь процесс функционирования техни­ческих устройств. Так, мельница, часы, насос, паро­вой двигатель и т.д. создавались мастерами – практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теорети­ческое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает тер­модинамика.

Чтобы разобраться в этой непростой проблеме взаимоотношения науки и тех­ники, надо рассмотреть ее исторически.

Термин «техника» имеет два основных значения: 1) то, что вне человека – технические средства, орудия труда и т.д.; 2) то, что внутри человека, т.е. его навыки и умения. И то, и другое – необходимые условия процесса трудовой деятельности, без которых труд, его продуктивность невозмо­жны. На разных этапах развития общества их удельный вес различен.

В докапиталистическом (традиционном, аграрном) обществе преобладали простые орудия труда, поэтому конечный результат всецело зависел от опыта, навыков и умений мастера, а также от множе­ства других неизвестных и неподконтрольных человеку причин. Человек еще в древности научился выплавлять металл, не имея адекватного представления о том, что при этом происходит, какие физические и химические процессы определяют получение конеч­ного результата. Знание передавалось в форме рецепта, имело рецептурный характер: взять то-то..., сделать то-то. Это неизменное традиционное знание доставалось от предков, кото­рые, в свою очередь, получили его «свыше». Оно было священно, было священнодействием.

Производственная деятельность человека в общественно-историческом процессе заменяется действием механи­ческого устройства, механическое устройство инициирует науку ме­ханику – первую из естественных наук.

Современная наука возникает во многом как стремление понять действие технических устройств. Она исследует те природные законы, на основе которых функционирует техника. Позднее в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техни­ки, и естественные науки о природе, исследующие природные процессы.

Современную технику создавали не только ученые, но и практики-изобретатели. Часов­щик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – пря­дильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые па­ровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами, хотя и в соответствии с научным знанием и требованиями научного подхода.

Начиная с конца XIX века целые отрасли про­мышленности: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д. создаются на основе открытий науки. История изучения электричества и магнетизма представила пер­вый пример, когда на основе комплекса научных работ была со­здана промышленность крупного масштаба, и научное исследование превратилось в системную инженерную практику.

Особенно показательно это проявилось в деятельности американского изобретателя Т.Эдисона. Он организовал в 1876 г. пер­вую в США научно-исследовательскую лабораторию, перед которой была поставлена задача создания необхо­димых для практики научных разработок. В лаборатории этой, дававшей ежегодно де­сятки различных изобретений, теоретические исследования дово­дились до стадии промышленной разработки и эксплуатации. Вслед за Эдисоном крупнейшие промышленные компании США стали создавать свои научно-исследовательские лаборатории.

В настоящее время создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В современной науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники и отрас­ли, ориентированные на фундаментальные исследования. Эта единая сфера деятельности обозначается в статистичес­ких справочниках как «Научные исследования и опытно-конст­рукторские разработки» (НИОКР).

Следует подчеркнуть, что в современных условиях технические новшества базируют­ся на развитии научно-теоретических знаний, и развитие современной техники зави­сит от развития науки в первую очередь. Техника, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи, и может рассматриваться в контексте общественной практики, на которую ориентировано познание.

Уровень развития современного техногенного общества определяется развитием нау­ки и техники как показателем ро­ста производительных сил, их исторической зрелости. Нынешний этап научно-технического прогресса – научно-техническую революцию с функционально-производственной точ­ки зрения можно охарактеризовать так: на­ука превращается в ведущую сферу общественного производства; происходит качественное преобразование всех элементов производительных сил – производителя, орудия, предмета труда; осуществляется интенсификация производ­ства в плане использования новых, более эффективных видов сырья и его обработки, снижение трудоемкости за счет автоматизации и компьютеризации, повышения социальной роли информации через развитие средств массовой коммуникации и др.

Можно сделать вывод о том, что взаимоотно­шения науки и техники изменялись. В докапиталистическом (традиционном) обществе преобладали ручные орудия тру­да. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на научно-технической основе. Создаются машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современ­ная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного плодотворного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.



2. Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используе­мое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Нача­ло НТР как интенсификации научно-технического прогресса относится к середине 40-х гг. XX века. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производитель­ную силу общества. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение тру­да, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психоло­гию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, кото­рый имеет две главные предпосылки – научно-техническую и со­циальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – начале XX вв., в результате кото­рых произошел коренной переворот во взглядах на материю, и сло­жилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относитель­ности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую оче­редь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио. Родилась авиация. В 40-х гг. XX века наука решила про­блему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атом­ной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибер­нетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послу­жило школой для осуществления общенациональных научно-тех­нических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследова­тельских учреждений. В начале 90-х гг. XX века общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек. Для сравнения, к началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Общее число научных ра­ботников на начало 1991 г. составляло примерно 2 млн. человек.

Во второй половине 50-х гг. XX века под влиянием успехов СССР в изу­чении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударствен­ных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились связи между научными и техничес­кими разработками, ускорилось использование научных достиже­ний в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной пе­редачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и робототехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ – принципиально новый вид техники, изменяющий положение че­ловека в процессе производства.

На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.

1) Произошло превращение науки в производительную силу общества в результате слияния воедино революционных изменений в на­уке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее про­изводственного воплощения.

2) Возник новый этап общественного разделения труда, свя­занный с превращением науки в ведущую сферу развития современного обще­ства.

3) Качественным преобразованиям подверглись все элементы производительных сил – предмет труда, орудия производства и сам работник. Возросла интенсификация всего процесса произ­водства благодаря научной его организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, сни­жению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости про­дукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сокра­тить затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократ­но окупая расходы на научные исследования и технические раз­работки.

4) Изменились характер и содержание труда, в нем повыси­лась роль творческих элементов; производ­ство трансформировалось из простого процесса труда в научный, точнее – наукоемкий процесс.

5) На этой основе возникли материально-технические предпо­сылки сокращения ручного труда и замены его механизирован­ным. В дальнейшем развернулась автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.

6) Осуществляется создание новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7) Гигантское развитие средств массовой коммуникации сопровождается огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности.

8) Происходит рост уровня общего и специального образова­ния и культуры населения.

9) Возрастает взаимодействие наук, комплексные исследова­ния сложных проблем, повышается также роль социальных наук.

10) Имеет место резкое ускорение всех общественных процес­сов, дальнейшая интернационализация всей человеческой деятель­ности в масштабе планеты, возникновение так называемых гло­бальных проблем.

Наряду с основными чертами НТР, можно выделить опреде­ленные этапы ее развития и главные научно-технические и тех­нологические направления, характерные для этих этапов.

Достижения в области атомной физики (осуществление цеп­ной ядерной реакции, открывшей путь к созданию атомного ору­жия), успехи молекулярной биологии (выразившиеся в раскры­тии генетической роли нуклеиновых кислот, расшифровке моле­кулы ДНК и последующего ее биосинтеза), а также появление кибернетики (установившей определенную аналогию между жи­выми организмами и некоторыми техническими устройствами, являющимися преобразователями информации) дали старт науч­но-технической революции и определили главные естественно­научные направления ее первого этапа. Этот этап, начавшийся в 40 – 50-х гг. XX века, продолжался почти до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техни­ка (ставшая технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

С конца 70-х гг. XX века начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой дан­ного этапа НТР стали новейшие технологии, которых не было в середине XX века, в силу чего второй этап НТР получил наименование «научно-технологической революции». К таким новейшим технологиям относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнологии и др. Вместе с тем новый этап НТР не только не отбросил многие традиционные технологии, но позволил их модернизировать и существенно повысить их эффективность.

Суть второго этапа НТР, определяемого как «научно-техноло­гическая революция», заключается в объективно закономерном переходе от различного рода внешних, по преимуществу механи­ческих, воздействий на предметы труда к высокотехнологичным (субмикронным) воздействиям на уровне микроструктуры не­живой и живой материи. Не случайна та роль, кото­рую приобрели на этом этапе НТР генная инженерия и нанотехнология.

За последние десятилетия существенно расширился диапазон исследований в области генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами и до клониро­вания высших животных (а также и самого человека). Конец XX века ознаменовался успехами в расшифровке генетической основы человека. Так, в 1990 г. стартовал международ­ный проект «геном человека», ставящий целью получение полно­го генетической карты Homo sapiens.

Сферой нанотехнологии – одного из направ­лений в области новейших технологий – стали процессы и явле­ния, происходящие в микромире, измеряемом нанометрами, т.е. миллиардными долями метра (один нанометр составляют пример­но 10 атомов, расположенных вплотную один за другим).

В дальнейшем исследования в области физики полупроводни­ковых наногетероструктур заложили основы новых информаци­онных и коммуникационных технологий. Достигнутые успехи в этих исследованиях, имели огромное значение для развития оптоэлектроники и электроники высоких скоростей.

Бурные темпы роста в 80 – 90-х гг. XX века информацион­но-технологической индустрии явились следствием универсального характера использования информационных технологий, их широ­кого распространения практически во всех отраслях экономики. В ходе экономического развития эффективность материального производства стала во все большей степени определяться масшта­бами использования и качественным уровнем развития духовной сферы производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый ресурс – информация (научная, технологическая, экономичес­кая, организационно-управленческая), которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему пред­шествует, определяет его соответствие меняющимся условиям жизни, завершает превращение производственных процессов в процессы научно-производственные.

Второй этап НТР оказался в значительной степени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая «микропроцессорная революция»). Это во многом обусловило формирование мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычисли­тельное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного кон­торского и бытового оборудования. Указанный крупный комплекс отраслей промышленности и сферы услуг ориентирован на инфор­мационное обслуживание как общественного производства, так и личного потребления.

Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав ос­новных фондов в нематериальном производстве, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, торговле, здравоохранении. Но этим не исчерпывается влияние микроэлектроники на сферу нематери­ального производства. Создаются новые отрасли, масштабы кото­рых сопоставимы с отраслями материального производства. На­пример, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-х годах XX века превысила в денежном исчислении объемы произ­водства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа -, судо - или станкостроение.

На повестке дня современной науки – создание квантового компьютера (КК). Здесь существует несколько интенсивно разра­батываемых в настоящее время направлений: твердотельный КК на полупроводниковых структурах, жидкие компьютеры, КК на «квантовых нитях», на высокотемпературных полупроводниках и т.д. Фактически все разделы современной физики представлены в попытках решения этой задачи.

Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предва­рительных результатов. Квантовые компьютеры еще только про­ектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во многом станет иным. Ожидаемый технологический прорыв должен превзойти достижения так называемой «полупроводниковой революции», в резуль­тате которой вакуумные электронные лампы уступили место крем­ниевым кристаллам.

Таким образом, возникшая на основе научно-технического прогресса как развернувшегося первоначально в Европе Нового времени непрерывного процесса открытия новых знаний и технико-технологического применения их в системе общественного производства, научно-техническая революция середины XX века повлекла радикальную пе­рестройку всего технического базиса, технологического способа общественного производства. Вместе с тем она вызвала серьезные изменения со­циальной структуры общества, оказала влияние на сферы образо­вания, быта, досуга, массовой культуры и т.д.

В 70-е гг. XX века в странах Запада началось абсолютное сокраще­ние занятости в материальном производстве, и в первую очередь – в материалоемких отраслях массового производства. При этом объем производимых и потребляемых обществом материальных благ в условиях экспансии сервисной экономики не снижается, а растет. Производ­ственная база современного хозяйства остается, и будет оставаться той основой, на которой происходит развитие новых экономичес­ких и социальных процессов, и ее значение преуменьшаться не должно. Рост объема материальных благ во все большей мере обеспечива­ется повышением производительности занятых в их создании ра­ботников.

Таким образом, современное общество не характеризуется оче­видным падением доли материального производства. При этом все большую долю общественного богатства составляют знания, ин­формация, которые становятся основным ресурсом нынешнего производства в любой его форме.

Становление современного общества как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось в 50-е гг. XX века. Знания (научные знания) как непосредственная производительная сила становятся важнейшим фактором совре­менной (наукоемкой) экономики, а создающий их сектор оказывается наиболее важным ресурсом производства. Происходит пе­реход от расширения использования материальных ресурсов к сокращению потребности в них. При этом происходит быстрое удешевление наиболее наукоем­ких продуктов, способствующее их широкому распространению во всех сферах хозяйства. В резуль­тате возникает экономика «нелимитированных ресурсов», безгра­ничность которых обусловлена не масштабом добычи, а сокраще­нием потребности в них.

По мере развития информационного сектора экономики стано­вится все более очевидным, что знания являются важнейшим стра­тегическим активом любого производства, предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса – т.е. поистине неограниченным ресурсом.

Таким образом, развитие современного общества эпохи НТР приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готово­го продукта информационными составляющими. Следствием это­го становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базо­вых производственных факторов, что является предпосылкой от­хода от массового создания воспроизводимых благ как основы об­щественного благосостояния.

Научно-техническое развитие приводит к глобальной трансформации общества. Общество вступает в новую фазу своего развития, которую ученые, социологи квалифицируют как «информационное общество».

И конечно, с социальной/культурной точки зрения современное научно-техническое развитие рождает потребность в высоком общеобразова­тельном уровне, в высоком уровне специального образования, в необходимости координации научных усилий на междуна­родном уровне.

3. Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-техни­ческий прогресс/НТР является одной из наиболее очевидных реальнос­тей нашего времени. Наука колоссально повышает производитель­ность общественного производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Страна, которая не в состоянии обеспе­чить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах обществен­ной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.

Еще в недавнем прошлом было принято некритически восхва­лять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору всеобщего прогресса человечества. Такова точка зрения сциен­тизма, то есть представления о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности. Вместе с тем быстрые темпы развития науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив.

Сегодня многие игнорируют гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели науки и общества в наше время обнаруживают проти­воречие, что этические нормы современной науки едва ли не про­тивоположны общечеловеческим социально-этическим и гумани­стическим нормам, ценностям и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и известный сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.

Противники сциентизма апеллируют к опыту современности. Они указывают на то, что сложно говорить о со­циально-нравственной роли науки, поскольку ее достижения исполь­зуются для создания чудовищных средств массового уничтоже­ния, в то время как ежегодно множество людей умирает от голо­да. Трудно говорить о нравственности ученого, так как, чем глуб­же он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты. Трудно говорить о благе науки для человече­ства, поскольку ее достижения нередко используются для создания та­ких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавле­нию, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека. Такова позиция антисциентизма.

Научно-технический прогресс/революция не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного разви­тия, но и порождает новые. Более того, его негативные проявле­ния могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества. Сегодня уже не только произведения писате­лей-фантастов, авторов антиутопий, но и многие реальные собы­тия предупреждают о том, какое ужасное будущее ждет лю­дей в обществе, для которого бурное научно-техническое развитие выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения».

За после­дние десятилетия результаты научно-технического развития и их воздей­ствие на человеческую жизнь стали расширяться и расти с такой скоростью, что оставили далеко позади любые другие формы и виды культурного развития. Человек уже не в состоянии контролировать эти процессы, и даже просто осознать их последствия. Даже в том случае, если удастся найти пути поставить научно-техническое развитие под надежный контроль, все равно оно будет производить в нем масштабные изменения. Современная техника, созданная на научной основе человеком, превратилась в главный фактор происходящих изменений на нашей планете.

Человеческое развитие вступило в но­вую эру. В начале XX века темпы развития стали резко воз­растать. Особенно захватывающие открытия сделаны человеком в области исследования космоса. Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформу­лировать общую теорию относительности и теорию расширяющейся Вселенной. На другом конце спектра познания мы проникли в тайны бесконечно малых объектов. Расщепление атома, определе­ние структуры ядра и обнаружение множества элементарных час­тиц, а также расшифровка генетического кода, синтез рибонукле­иновой кислоты и многие другие открытия – все это способствова­ло неумолимому раскрытию секретов материи и самой жизни.

Это феноменальное расширение границ теоретических знаний привело к открытию таких вещей и явлений, как лазер, голография, криогеника, сверхпроводимость. Не менее революционные достижения были параллельно с этим отмечены и в приклад­ной сфере. Они известны под наименованиями витаминов, пенициллина, инсектицидов, телевидения, радара, реактивных двигателей, тран­зисторов, карликовой пшеницы, противозачаточных пилюль и многими другими наименованиями. Такое экспоненциальное накопление научных знаний и технических средств, новых ма­шин и новых видов продукции позволило человеку приблизить область фантазии к границам реальности и рассчитывать на еще более блестящее будущее.

Человек теперь может побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествующими поколениями) продол­жительность жизни, существенно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовершенствовал способы производства товаров, и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах; он изоб­рел технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны; он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был. Он повсюду настроил дорог, возвел дамбы, создал горо­да, прорыл шахты, буквально завоевав и подчинив себе всю пла­нету.

Человек изобрел компьютер – своего «электронного слугу», память, вычислительные возможности и скорость операций кото­рого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. На­конец, он решился вступить в со­стязание с Природой. Сейчас он пытается овладеть энер­гией материи, открыв ядерную энергию; пытается распространить свои вла­дения за пределы Земли – первые шаги в этом направлении он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав в космос при­боры для детального исследования солнечной системы; он стремится изменить самого себя с помощью генной инженерии – путем манипулирования с генетическим материа­лом человека.

Познав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, человек оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно но­вую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете – включая и свою собственную жизнь.

Эта новая роль человека возвышенна. Ему пред­стоит принимать те решения и выполнять те функции, которые он ранее относил к мудрости Природы. Его роль теперь в том, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле, и ему придется взять на себя руководство этим процессом, с тем, чтобы ориентировать его в бла­гоприятном направлении.

По мере того, как возрастало могущество современного челове­ка, все тяжелее и ощутимее становилось необходимость в нем чувства ответственности, созвучного его новому положению в мире. Могущество без мудрости сделало человека современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим представления о том, как применить ее во благо.

Глобальные проблемы современности, явившиеся оборотной стороной глобализации антропогенного влияния в эпоху трансформации НТП в НТР (и особенно – экологический кризис) есть прямое следствие неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его миро-устроительной роли, осознать свои новые обя­занности и ответственность перед миром.

Проблема в самом человеке, а не «вне его», поэтому и возможное ее решение связано с ним. Это можно выразить аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем именно «средние» человеческие ка­чества миллиардов жителей планеты.

Проблема, возникшая на критической стадии современного развития человечества, находится вну­три, а не вне человеческого существа, взятого на индиви­дуальном и коллективном уровне развития, и ее решение должно исходить изнутри человека. Для обуздания негативных последствий научно-технической революции и для того, чтобы напра­вить человечество к достойному его будущему, следует, прежде всего, подумать об изменении самого чело­века, о революции в самом человеке. Речь идет об изменении (социальных) ценностных установок личности и общества, переориентации с идеологии потребительства на духовное совершенствование.

Итак, наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем в их морально-нравственном аспекте – не качества отдельных элитарных групп, а «средние» ка­чества миллиардов жителей нашей планеты. В условиях глобализации знания и воля миллионов людей должны определять направление общественного развития.

Научно-технический прогресс порождает массу проблем. По­добно любому историческому развитию, он необратим. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспо­сабливаясь к его негативным последствиям.

Конкретные направ­ления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы как ныне живущих, так и будущих поколений, – вот то, что требует широкого, гласного, де­мократичного и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать, либо отвергать своим свободным волеизъявлени­ем.

Этим определяется сегодня социальная ответственность уче­ного. Опыт истории убеждает, что знание – это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Последствия НТП/НТР бывают очень серьезными и далеко не всегда благопри­ятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные негативные последствия, потенци­ально заложенных в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвиде­нию лучше, и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого пред­полагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те науч­но-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и нравственно оправданными.

Велика роль ученых в современном мире эпохи научно-технической революции, и в обозримом будущем она будет возрастать. Ученые обладают теми интеллектуальными качествами, знаниями и квалификаци­ей, которые необходимы не только для обеспечения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять его на благо человека, общества и природы, на оптимизацию глобальной системы связей «человек – общество – природа».

В этой связи на передний план выходят вопросы гуманизма. Активно прорабатывается термин «научный гуманизм», вы­ражающий необходимость коренного изменения деятельности, ставящей НТР в прямую зависимость от нравственных качеств отдельного человека и человечества. Применительно к современным условиям речь идет о «новом гуманизме» как утверждении таких норм, которые отражали бы насущные интересы всех людей планеты и потому воспринимались бы как всеобщие, общечеловеческие ценности.

Литература

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 399-414.

2. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 504-514.

3. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – С. 649-665.

4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С. 468-472.

5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – С. 401-405.

Наука помогает нам проникнуть в суть явлений, происходящих в природе и обществе, понять закономерности, управляющие развитием окружающей нас естественной и созданной человеком среды.

Она указывает людям способы, позволяющие воздействовать на это развитие и направлять его. Техника возникает как материальное воплощение опыта и знаний, накопленных наукой и практикой, является орудием практической деятельности человека. Благодаря технике человек активнее взаимодействует с окружающим миром, имеет возможность улучшать условия своего существования. Техника становится также и мощным стимулом дальнейшего развития научных знаний, так как с ее помощью либо сразу, либо по прошествии определенного времени возникает возможность оценить результаты научных исследований.

Взаимодействие науки, техники и производства, ведущее к совершенствованию производительных сил общества, и порождает научно-технический прогресс.

В течение многих столетий наука и техника развивались, не обнаруживая явной взаимосвязи друг с другом. Наука тяготела к умозрительным построениям, к логическим выводам и философским обобщениям, в то время как техника и технология совершенствовались главным образом на основе опыта, интуитивных догадок и случайных находок. Тайны мастерства нередко передавались только по наследству. Это препятствовало широкому распространению технологических открытий. Наука не была тесно связана с производственной деятельностью человека.

В XVI в. нужды торговли, мореплавания и крупных мануфактур потребовали теоретического и практического решения целого ряда задач. Под влиянием идей Возрождения наука постепенно начинает обращаться к практике.

В последующие столетия ученые в разных странах - Г. Галилей, Э. Торричелли, Р. Бойль, И. Ньютон, Д. Бернулли, М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, А. Вольта, Г. Дэви и многие другие - изучали механические процессы, тепловые, оптические, электрические явления. Результаты их научных открытий способствовали сближению науки и практики.

В XVIII-XIX вв. с развитием машинного производства наука становится все более тесно связанной с практической деятельностью человечества. Русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов был инициатором самых разнообразных научно-технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России. Английский изобретатель Дж. Уатт создал универсальную паровую машину. Французский химик А. Лавуазье объяснил с помощью закона сохранения массы вещества процесс обжига металлов и горение. Французский физик С. Карно дал теоретическое обоснование рабочего цикла паровой машины. Известный русский инженер-металлург Д. К. Чернов заложил основы металловедения.

В XX в. научно-технический прогресс связан с научно-технической революцией. Под ее воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники.

Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, микроэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство электронной вычислительной техники и др. Наука стимулирует развитие техники, а техника выдвигает перед наукой новые задачи и обеспечивает ее современным экспериментальным оборудованием.

Научно-технический прогресс охватывает не только промышленность, но и многие другие стороны практической деятельности общества, сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркий пример плодотворной связи науки и техники - освоение человечеством космического пространства.

Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса. Однако в капиталистическом обществе прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, военно-промышленного комплекса, нередко сопровождается разрушением человеческой личности.

При социализме научно-технический прогресс осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению экономических и социальных задач коммунистического строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.

XXVII съезд КПСС выдвинул на первый план задачу ускорения социально-экономического развития нашей страны на основе научно-технического прогресса. Одно из важнейших его направлений - широкое освоение передовых технологий: лазерных, плазменных, мембранных, радиационных, электроннолучевых, технологий с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагрузок и т. д. Другое направление - комплексная автоматизация и механизация производства, призванные сделать труд рабочих, колхозников, интеллигенции более производительным, творческим. Современный этап автоматизации опирается на революцию в электронно-вычислительной технике, быстрое развитие робототехники, роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность.

Рисунок (см. оригинал)

В последнее время на основе опыта ведущих научных организаций в нашей стране создаются межотраслевые научно-технические комплексы, являющиеся новой эффективной формой соединения науки с производством. Воплощается в жизнь Комплексная программа на-учно-технического прогресса стран - членов СЭВ на период до 2000 года.

Сущность и основные направления научно-технического прогресса (НТП)

НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

Для него характерны следующие признаки:

  • разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин,
  • работающих в автоматическом режиме;
  • создание и развитие качественно новых технологий производства;
  • открытие и использование новых видов и источников энергии;
  • создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;
  • широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков
  • с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов,
  • гибких производственных систем;
  • внедрение новых форм организации труда и производства.

На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП:

  1. Наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас - основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам.
  2. Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.
  3. На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
  4. Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.
  5. Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.
  6. Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Для обеспечения эффективного функционирования экономики необходимо проводить единую государственную научно-техническую политику. Для этого следует выбирать приоритетные направления развития науки и техники на каждом этапе планирования.

Основными направлениями НТП являются электрификация, комплексная механизация, автоматизация производства и химизация производства.

Электрификация - это процесс широкого внедрения электроэнергии в общественное производство и быт. Она является основой для механизации и автоматизации, а также химизации производства.

Комплексная механизация и автоматизация производства - это процесс замены ручного труда системой машин, аппаратов, приборов на всех участках производства. Этот процесс сопровождается переходом от низких к более высоким формам, то есть от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации - автоматизации.

Химизация производства - процесс производства и применения химических материалов, а также внедрение химических методов и процессов в технологию.

Приоритетными направлениями НТП на современном этапе являются: биотехнология, электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, ускоренное развитие атомной энергетики, создание и внедрение новых материалов, освоение принципиально новых технологий.

НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования. В четвертых, прогресс науки и техники обеспечивает решение социально-экономических задач (занятость населения, облегчение труда и т.д.), служит более полному удовлетворению потребностей как общества в целом, так и каждого человека.

Эффективность НТП

Результатом внедрения достижений НТП является повышение эффективности функционирования народного хозяйства.

Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.

Эффект может быть:

  • экономический (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);
  • политический (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);
  • социальный (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);
  • экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).

При определении экономической эффективности при внедрении достижений НТП различают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты - это капитальные вложения на создание новой техники. Текущие затраты - это издержки, которые осуществляются в течение всего срока эксплуатации новой техники.

Различают абсолютную и сравнительную экономическую эффективность. Абсолютная экономическая эффективность определяется, как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект. По народному хозяйству в целом абсолютная экономическая эффективность (Ээ.эф.н/х) определяется так:

Ээ.эф.н/х = DД/К

где DД - годовой прирост национального дохода, руб.; К - капитальные вложения, вызвавшие этот прирост, руб.

Сравнительная экономическая эффективность

Расчеты сравнительной экономической эффективности используются при выборе вариантов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, технологических процессов, конструкции и так далее.

Сравнение различных вариантов решений хозяйственных и технических задач осуществляется с помощью системы основных и дополнительных показателей.

Основные показатели:

  1. Производительность труда.
  2. Капитальные вложения.
  3. Себестоимость продукции.
  4. Условно-годовая экономия.
  5. Прибыль.
  6. Приведенные затраты.
  7. Годовой экономический эффект.
  8. Срок окупаемости капитальных вложений.

Дополнительные показатели: 1.Улучшение условий труда. 2.Уменьшение загрязнения окружающей среды и так далее.

Производительность труда - определятся количеством продукции произведенной работником в единицу времени или количеством рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.

Общие капитальные вложения состоят из следующих затрат:

Коб = Кос + Коб.с. + Кп.н. + Кпр

где Коб - общая величина капитальных вложений, руб.Кос - капитальные вложения в основные фонды, руб.;
Коб.с. - капитальные вложения в оборотные средства, руб.;
Кпн - капитальные вложения, связанные с пуском и наладкой оборудования, руб.;
Кпр - капитальные вложения, связанные с проектными и научно-исследовательскими работами, руб.

Определяются также удельные капитальные вложения (Куд) по формуле:

Куд = Коб/N,

где N - программа выпуска продукции в натуральном выражении.

Себестоимость продукции - это затраты на ее производство и реализацию. При этом может использоваться для расчета технологическая, цеховая, производственная или полная себестоимость.

Условно-годовая экономия (Эу.г.э.) определяется так:

Эу.г.э = (С1 - С2) N2

где С1, С2 - себестоимость единицы продукции по базовому и внедряемому вариантам, руб.;
N2 - годовой выпуск продукции внедряемого варианта в натуральном выражении.

Прибыль - это разница между ценой и себестоимостью продукции. Прирост прибыли (D П) при внедрении новой техники определяется по формуле:

DП = (Ц2-С2) N2 - (Ц1 - С1) N1

где Ц1, Ц2 - цена единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.;
С1, С2 - себестоимость единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.;
N1, N2 - программа выпуска до и после внедрения новой техники, в натуральных показателях.

Приведенные затраты (Зпр) определяются так:

Зпр = С + Ен К,

где С - себестоимость годового объема выпуска продукции, руб.; Ен - нормативный коэффициент эффективности; К - капитальные вложения.

Приведенные затраты могут определятся и на единицу продукции:

Зпр.ед = Сед + Ен Куд,

где С - себестоимость единицы продукции, руб.;
Куд - удельные капитальные вложения, руб.

Годовой экономический эффект (Эг.э.эф.) показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам. Он определяется так:

Эг.э.эф. = [(С1 + Ен Куд1) - (С2 + Ен Куд2)] N2,

где С1, С2 - себестоимость единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.; Куд.1, Куд.2 - удельные капитальные вложения до и после внедрения новой техники, руб.; N2 - программа выпуска по внедряемому варианту, в натуральных показателях.

Срок окупаемости капитальных вложений определяется по формуле:

Следует заметить, что очевидность преимуществ того или иного варианта по сравнению с другими не всегда может быть явной, поэтому наиболее экономичный вариант выбирают по приведенным затратам. На показатели экономической эффективности оказывает влияние инфляция, поэтому необходимо ее учитывать при расчете показателей. Точность расчетов экономической эффективности повышается с увеличением количества ресурсов, по которым учитывается темп инфляции цен на них. Прогнозная цена продукции или ресурса определяется по формуле:

Ц (t) = Ц (б) I (t),

где Ц (t) - прогнозная цена продукции или ресурса, руб;
Ц (б) - базовая цена продукции или ресурса, руб;
I (t) - индекс изменения цен продукции или ресурса на t-ом шаге по отношению к начальному моменту расчета.



Понравилась статья? Поделитесь ей