Контакты

Вопросы поэзии. Вопросы о поэзии Чтоб утомить ненужную тревогу

Форма урока:

учебная встреча . Класс делится на 4 команды в соответствии с литературными направлениями, существовавшими в I четверти ХХ века - символисты, акмеисты, футуристы и те, чьё творчество было индивидуально, вне этих направлений. Каждая команда для предварительной подготовки получает четыре задания. Остальные три задания заранее не оговариваются. Учебная встреча рассчитана на два академических часа.

Цели встречи:

  • углубить знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии, творческих индивидуальностях этой литературной эпохи;
  • уметь объяснить художественное своеобразие произведений представителей символизма, акмеизма, футуризма и тех, чьё творчество было вне этих направлений;
  • знать литературоведческую терминологию, теорию литературы (символ, символизм, акмеизм, футуризм, ренессанс);
  • совершенствовать навыки монологического ответа;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.
  • Оборудование:

    репродукции портретов поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века

    Ход учебной встречи.

  • Представить направление
  • (символизм, акмеизм, футуризм, вне групп): дать определение, объяснить происхождение термина названия литературного направления, перечислить его представителей; история развития данного литературного направления – до 5-ти баллов .
  • Знание биографии
  • : дать краткую биографическую справку (назвать самые существенные факты), не называя поэта; узнать по фактам биографии поэта представителя другого литературного направления – 3 балла за краткий биографический рассказ + 2 балла за правильно названную фамилию.
  • Конкурс чтецов : представитель каждого литературного направления рассказывает наизусть какое-либо стихотворение (на выбор) поэта-символиста, поэта-акмеиста, поэта-футуриста и вне групп (соответственно). Желательно выполнить это задание с элементами инсценировки – до 5 баллов .
  • Поэзия – это… : рассказать о том, что такое поэзия, каково назначение поэта и поэзии с точки зрения символистов, акмеистов, футуристов и тех, кто вне групп – до 5 баллов (+3 балла дополнительно за эмблему – символ своего направления).
  • Создание клипа : на текст стихотворения М.И. Цветаевой “Мне нравится…” создать видеоряд и объяснить жюри и зрителям свою идею и способ ее реализации – до 6 баллов .
  • Сочинить стихотворение : по предложенным рифмам создать стихотворный текст, выразительно прочитать его – до 7 баллов .
  • Викторина для болельщиков: вопросы на знание творчества поэтов Серебряного века, истории этого периода литературы, литературоведческой терминологии.
    1. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм ).
    2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий (ренессанс; расцвет русской духовности ).
    3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”? (И. Северянин ).
    4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий (Ахматова – псевдоним ).
    5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году? (И. Бунин ).
    6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов? (“Цех поэтов” ).
    7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке? (Н. Гумилев ).
    8. Что означают ахматовские строки:
    9. “Муж в могиле, сын в тюрьме,

      Помолитесь обо мне”?

      (в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина ).

    10. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом? (там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии ).
    11. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”? (Ф. Сологуба ).
    12. Кому принадлежит такое сравнение: “Стихи растут как звезды и как розы”? (М. Цветаевой ).
    13. Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством (символисты ).
    14. О каком великом поэте И. Северянин писал:
    15. Он – это чудное мгновенье,

      Запечатленное в веках!

      Он воплощенье вдохновенья

      И перед ним бессилен прах… (об А.С. Пушкине ).

    16. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…” (Ах, как их замолчать заставить ).
    17. Назовите манифесты футуристов (“Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др ).
    18. Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:
    19. Мой биограф будет очень счастлив,

      Будет удивляться два часа,

      Как осел, перед которым в ясли

      Свежего насыпали овса,

      Вот и монография готова,

      Фолиант почтенной почтенной толщины:

      “"О любви несчастной …

      В год четвертый мировой войны”.

      Здорово, гордец чумазый,

      Чтоб камнем – тяжеловес

      Избрал, не прельстясь алмазом.

      Здорово, булыжный гром!

      Зевнул, козырнул – и снова

      Оглоблей гребет – крылом

      Архангела ломового.

    20. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:
    21. а) Как я люблю фламандское панно,

      Где овощи, и рыбы, и вино,

      И дичь богатая на блюде плоском –

      Янтарно-желтым отливает лоском.

      И писанный старинной кистью бой –

      Люблю. Солдат с блистающей трубой,

      Клубы пороховые, мертвых груду,

      И вздыбленные кони отовсюду!

      (Акмеизм )

      б) Как часто выразить любовь мою хочу,

      Но ничего сказать я не умею,

      Я только радуюсь, страдаю и молчу:

      Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

      Но в близости ко мне живой души твоей

      Как все таинственно, так все необычайно, –

      Что слишком страшною божественною тайной

      Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

      (Символизм )

      в) Нет людей.

      Понимаете

      крик тысячедневных мук?

      Душа не хочет немая идти,

      а сказать кому?

      Брошусь на землю,

      камня корою

      в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

      Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

      покрою умную морду трамвая.

      (Футуризм )

      г) Я вольный ветер, я вечно вею,

      Волную волны, ласкаю ивы,

      В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

      Лелею травы, лелею нивы.

      Весною светлой, как вестник мая,

      Целую ландыш, в мечту влюбленный,

      И внемлет ветру лазурь немая, -

      Я вею, млею, воздушный, сонный.

      (Символизм )

    22. Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона (М. Волошин ).
    23. Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском (О. Мандельштам ).

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

    Вариант №1

    1. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

    2. Стихотворение «Прозаседавшиеся» написал…

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Мандельштам

    3. Произведение «Двенадцать» Блока – это…

    А) поэма Б) повесть В) стихотворение Г) роман

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Цветаева

    5. Где родился С.Есенин?

    А) в Рязанской губернии Б) в Ярославской губернии

    В) Москве Г) Петербурге

    6. Годы жизни С.Есенина:

    А) 1870 – 1938 Б) 1895 – 1925 В) 1892 – 1941

    7. Представителем какого литературного течения является А.Блок?

    А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

    8. В каком журнале вышли декларации акмеистов?

    А) «Аполлон» Б) «Современник» В) «Время»

    9. Назовите мужа А.Ахматовой (поэт, представитель акмеизма).

    А) Гумилев Б) Блок В) Сологуб Г) Мандельштам

    10. Где родилась А.Ахматова?

    А) Москва Б) Одесса В) Царское Село Г) Рязань

    11. Кто из поэтов был расстрелян в 1921 году?

    А) Гумилев Б) Мандельштам В) Брюсов Г) Блок

    12. Назовите псевдоним поэта Игоря Лотарева.

    А) Ахматова Б) Цветаева В) Есенин Г) Блок

    А) Гумилев Б) Мандельштам В) Есенин Г) Блок

    15. Кто из поэтов застрелился?

    А) Есенин Б) Блок В) Маяковский Г) Гумилев

    16. Термин, который в переводе с латинского означает «упадок».

    А) декаданс Б) акмеизм В) имаженизм

    17. Чья декларация вышла в сборнике «Пощечина общественному вкусу»?

    А) акмеисты Б) футуристы В) символисты

    18. Представителем какой литературной группы был А.Мариенгоф?

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Сологуб

    20. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

    А) Блок Б) Маяковский В) Лермонтов

    21. Объединение «Гилея» - одно из направлений…

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

    «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

    Вариант №2

      Представителем какого литературного течения является Н.Гумилев?

    А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

    2. Сатира занимает в творчестве В.Маяковского…

    А) 50% Б) 30% В) 40% Г) 60%

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Брюсов

    4. Первая книга С.Есенина называлась…

    А) «Русь» Б) «Радуница» В) «Пугачев» Г) «Москва кабацкая»

    5. Назовите новый литературный жанр, который появился у Маяковского:

    А) «рассказа» Б) «повести» В) «сказки» Г) «оды»

    6. Сколько стихотворений вошло в сборник «Стихи о Прекрасной Даме»?

    А) более 150 Б) 160 В) более 160 Г) 100

    7. Представителем какого литературного течения является В.Маяковский?

    А) акмеизм Б) символизм В) футуризм Г) имаженизм

    А) Блок Б) Маяковский В) Есенин Г) Гумилев

    9. Годы жизни В.Маяковского:

    А) 1893 – 1930 Б) 1880 – 1921 В) 1892 – 1941

    А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин Г) Гумилев

    11. Сколько модернистических направлений было в начале 20 века?

    А) два Б) три В) четыре Г) пять

    12. Объединение «Центрифуга» - одно из направлений…

    А) акмеизма Б) футуризма В) символизма

    13. Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой.

    А) Цветаева Б) Гумилева В) Горенко

    14. Кто из поэтов покончил жизнь самоубийством в 1941 году?

    А) Цветаева Б) Ахматова В) Есенин

    15. Кто из поэтов погиб в лагере на Дальнем Востоке в 1938 году?

    А) Мандельштам Б) Есенин В) Блок Г) Сологуб

    16. Термин, который в переводе с французского означает «новейший, современный».

    А) модернизм Б) футуризм В) символизм

    17. Назовите литературный псевдоним Федора Тетерникова.

    А) Белый Б) Северянин В) Черный Г) Сологуб

    18. Кто из поэтов не является представителем серебряного века?

    А) Брюсов Б) Мандельштам В) Некрасов

    19. Представителем какой литературной группы был С.Есенин?

    А) имаженизм Б) футуризм В) акмеизм

    20. Кто ввел в 1933 г термин «Серебряный век»?

    А) Н.А.Оцуп Б) Л.Н.Андреев В) В.В.Маяковский

    21. Зинаида Гиппиус – представитель…

    А) акмеизм Б) символизм В) имаженизм

    ОТВЕТЫ

    ВАРИАНТ № 1

    1. В

    2. Б

    3. А

    4. А

    5. А

    6. Б

    7. Б

    8. А

    9. А

    10. Б

    11. А

    12. Б

    13. Б

    14. Б

    15. В

    16. А

    17. Б

    18. А

    19. В

    20. В

    21. Б

    ВАРИАНТ № 2

    1. А

    2. А

    3. А

    4. Б

    5. А

    6. В

    7. В

    8. А

    9. А

    10. Б

    11. В

    12. Б

    13. В

    14. А

    15. А

    16. А

    17. Г

    18. В

    19. А

    20. А

    Вопросы поэзии

    Последние лет сорок пять я наблюдал, как поэзия становилась объектом множества начинаний, подвергалась экспериментам самого различного свойства, испытывала пути совершенно неведомые, возвращалась порою к определенным традициям, участвовала, одним словом, в тех резких колебаниях и в том процессе непрестанного обновления, какие характерны, по-видимому, для нынешнего мира. Богатство и хрупкость комбинаций, непостоянство вкусов и быстрая смена ценностей, наконец, почитание крайностей и исчезновение незыблемого?-?таковы отличительные признаки нашего времени, кои ощущались бы куда сильнее, не отвечай они с такою точностью самой нашей чувствительности, которая все более притупляется.

    В ходе этого полувека выявился последовательный ряд поэтических формул и методов, начиная с четкого и легко определимого типа, представленного Парнасом, и кончая творчеством наиболее необузданным и дерзаниями подлиннейше свободными. К совокупности этих новаторств надобно и важно добавить кое?какие воскрешения, порой чрезвычайно удачные: заимствования, из XVI, XVII и XVIII веков, чистых и изощренных форм, изящество которых, быть может, неувядаемо.

    Все эти искания получили толчок во Франции, что весьма примечательно, ибо, хотя страна эта и породила немало прославленных поэтов, поэтическая ее репутация стоит невысоко. В самом деле, за каких?нибудь три столетия французы приучились не понимать истинной природы поэзии и соблазняться путями ложными, уводящими вспять от ее пределов. Я без труда покажу это здесь. Отсюда понятно, почему поэтические вспышки, эпизодически у нас случавшиеся, должны были принимать форму взрыва или мятежа?-?либо, напротив, сосредоточивались в узком кругу восторженных умов, ревниво хранивших свои сокровенные верования.

    Но в последнюю четверть века минувшего среди того же маломузыкального народа явило себя изумительное богатство лирических открытий. Около 1875 года, когда жил еще Виктор Гюго, а Леконт?де Лиль и его собратья восходили к славе, можно было наблюдать рождение имен Верлена, Стефана Малларме и Артюра Рембо, этих трех волхвов современной поэтики, носителей столь бесценных даров и столь редкостных ароматов, что время, с тех пор минувшее, не ослабило ни блеска, ни власти их необычайных щедрот.

    Крайнее несходство их созданий в сочетании с многообразием форм, предложенных поэтами поколения предшествующего, позволило и позволяет еще мыслить, чувствовать и творить поэзию чрезвычайно различную по изумительному множеству манер. Есть еще сегодня поэты, которые явственно следуют Ламартину; иные суть продолжатели Рембо. Вкусы и стиль человека могут меняться; в двадцать лет он сжигает то, что боготворил в шестнадцать; некая сокровенная трансформация передает от одного учителя к другому способность восхищать. Поклонник Мюссе изощряется и порывает с ним ради Верлена. Другой, слишком рано вкусивший Гюго, всецело отдает себя Малларме.

    Эти духовные сдвиги происходят, как правило, в одном направлении, гораздо более вероятном, нежели противоположное. Почти немыслимо, чтобы «Пьяный корабль» привел со временем к «Озеру». Зато отнюдь не обязательно во имя любви к чистой и трудной «Иродиаде» утратить вкус к «Молитве Эсфири» 1.

    Эти разочарования, эти гибельные или благие прозрения, и эти отступничества и замены, и эта возможность чувствительности к последовательному воздействию поэтов, ничем меж собою не связанных, суть литературные феномены решающей важности. Следственно, о них никогда не говорят.

    О чем же, однако, говорят, когда речь идет о «поэзии»?

    С изумлением вижу я, что нет такой сферы нашей пытливости, в которой наблюдение самих вещей оставалось бы в большем забвении.

    Я знаю прекрасно, что так происходит повсюду, где могут быть опасения, что ничем не стесняемый взгляд разрушит свой предмет или же его чары. Не без интереса наблюдал я неудовольствие, вызванное тем, что пришлось мне однажды написать об Истории и что сводилось к ряду несложных констатации, какие мог бы сделать каждый. Эта маленькая сумятица была совершенно естественной, и предсказать ее не составляло труда, ибо отвергнуть легче, нежели вдуматься, и это наименьшее из усилий должно с неизбежностью возобладать в подавляющем большинстве интеллектов. Что касается меня, я всегда сторонюсь этого неистовства мнений, которое игнорирует зримый объект и, подменяя его словами, спешит растравлять личное чувство… Мне кажется, пора отучиться взирать лишь на то, что предлагает нашему взору привычка и прежде всего язык?-?привычка наиболее властная. Надобно сделать усилие и сосредоточиться на вопросах иного порядка, которые отнюдь не обозначены словами или?-?что?то же?-?прочими людьми.

    Итак, я попытаюсь показать, как обыкновение подходит к Поэзии и как оно извращает се сущность в ущерб действительному ее существу.

    Едва ли возможно сказать о «поэзии» нечто такое, что не оказалось бы явно никчемным для всех тех, в чьей внутренней жизни эта своеобычная сила пробуждает влечение и жажду выразить себя, выявляясь в форме непостижимого запроса их естества или же наиболее целостного его ответа.

    Люди эти испытывают потребность в том, в чем нет, как правило, ни малейшей практической пользы, и они различают порою некую закономерность в определенных комбинациях слов, которые другим представляются вполне произвольными.

    Трудно заставить их полюбить нелюбимое или же разлюбить любимое,?-?к чему сводилось, во времена давние и недавние, основное усилие критики.

    Что же касается тех, кто не ощущает достаточно ни присутствия Поэзии, ни ее отсутствия, для них она, несомненно, всего только нечто абстрактное и загадочно узаконенное, нечто предельно бесплодное,?-?хотя традиция, каковую надлежит уважать, связывает с этой сущностью одну из тех смутных ценностей, кои держатся в небольшом числе па поверхности обыденного сознания. Почтение, с каким относятся в демократической стране к благородному званию, может служить этому примером.

    Касательно существа Поэзии я полагаю, что, сообразно с различием склада умов, оно либо не имеет никакой ценности, либо же обладает бесконечной значимостью: что уподобляет ее самому Богу.

    Среди этих людей без особой страсти к Поэзии, которые не знакомы с потребностью в ней и не помышляют творить ее, есть, к несчастью, изрядное число таких, чье назначение или удел?-?судить о ней, ее анализировать, возбуждать и культивировать вкус к ней,?-?словом, расточать то, чего у них нет. Нередко вкладывают они в это всю свою изощренность и все свое рвение,?-?последствий чего надобно опасаться.

    Со словом «поэзия», звучным и целомудренным, неминуемо тянет их, или им остается, связывать все, что угодно, кроме того предмета, которым, как кажется им, они занимаются. Они не подозревают, что все служит им лишь для того, чтобы уходить или бессознательно отвлекаться от главного. Им служит все, что таковым не является.

    Так, они перечисляют очевидные средства, которыми поэты пользуются, обнаруживают повторяемости и пробелы в их словаре, выявляют излюбленные их образы, регистрируют у них схожести и заимствования. Кое?кто силится восстановить их тайные помыслы и вычитать из их созданий, в мнимой прозрачности, некие побуждения и намеки. С самонадеянностью, которая лишь вскрывает все их ослепление, любят они копаться в том, что известно (или же почитается известным) о жизни автора, как если бы можно было добраться до истинных ее пружин и как если бы красоты речи, чарующая, всегда… предопределенная гармония формул и звуков являлись вполне естественными следствиями чудесных или трагических превратностей существования. Всякий, однако же, бывал счастлив и несчастлив, и во взлетах блаженства, равно как и в безднах страдания, не было отказано ни самым бесчувственным душам, ни душам наименее музыкальным. Ощущать еще не значит сделать ощутимым, и того меньше?-?ощутимым прекрасно…

    Не достойно ли изумления то, что мы ищем?-?и даже находим?-?столько подходов к предмету, совсем не касаясь его существа, но зато обнаруживая в применяемых методах, в приемах наблюдения, к коим мы обращаемся, и в самой истовости, какую себе предписываем, полное, абсолютное непонимание действительного вопроса?

    Более того: среди массы ученых трудов, посвященных Поэзии за многие столетия, встречается до чрезвычайности мало таких (говорю «мало» только во избежание крайности), которые не несут в себе отрицания ее бытия. Самые наглядные свойства и самые реальные проблемы этого исключительно сложного искусства словно бы нарочито помрачаются, стоит остановиться па нем взглядам подобного рода.

    Как мы поступаем? К стихотворению мы подходим так, как если бы оно распадалось (и распадаться должно было) на прозаическое высказывание, автономное и самосущное, и на некий фрагмент своеобразной музыки, более или менее сходной с музыкой в узком смысле?-?той, какою способен звучать человеческий голос. Эта музыка, однако, не поднимается до пения, каковое, кстати сказать, равнодушно к словам, ибо зиждется исключительно на слогах.

    Что касается прозаического высказывания?-?то есть высказывания, которое и в иной формулировке служило бы той же цели,?-?его расчленяем мы в свой черед. Оно представляется нам состоящим из двух компонентов: с одной стороны?-?короткого текста (который может подчас сводиться к одному слову или заглавию произведения), с другой?-?некой толики речи подсобной: украшений, образов, фигур, эпитетов, «красочных деталей», чье совокупное свойство заключается в том, что их можно вносить, множить, отбрасывать ad libitum… *.

    * По желанию (латин.).

    Что же касается поэтической музыки?-?той своеобразной музыки, о которой я только что упомянул,?-?для одних она неразличима, для большинства?-?несущественна; иным служит она объектом отвлеченных анализов, порою искусных, как правило, тщетных. Я знаю, что предпринимались достойные попытки одолеть сложности этой материи; но я весьма опасаюсь, что усилия растрачены были не по назначению. Нет ничего обманчивей, нежели так называемые «научные» методы (подсчеты и регистрация, в частности), которые на всякий, даже нелепый или ложно поставленный вопрос позволяют ответить каким-либо «фактом». Достоинство их (как и достоинство логики) обусловлено тем, как они применяются. Статистика, запись по воску, хронометрические наблюдения, к которым прибегают для разрешения вопросов, всецело «субъективных» в своей основе либо направленности, нечто, конечно же, проясняют; но в данном случае их оракулы, вместо того чтобы вразумить нас и покончить со спорами, лишь вводят, под прикрытием средств и аппарата физики, грубо прикрашенную метафизику.

    Сколько бы ни считали мы шаги богини, сколько бы ни измеряли их частоту и среднюю их протяженность, это не объяснит нам секрета ее стремительных чар. Мы что?то еще не видели, чтобы похвальная любознательность, которая вкладывает себя в постижение тайн музыки, свойственной «артикулированной» речи, принесла нам создания небывалой и капитальной значимости. А ведь в этом все. Единственным залогом подлинного знания является способность: способность творить или способность предвидеть. Все прочее?-?Литература…

    Должен, однако, признать, что изыскания эти, которые представляются мне не слишком плодотворными, имеют по крайней мере то достоинство, что преследуют точность. Побуждения, за ними стоящие, прекрасны… Приблизительность легко удовлетворяет нашу эпоху?-?всякий раз, когда существо дела не поставлено на карту. Следовательно, эпоха наша обнаруживает больше точности и больше поверхностности, нежели любая другая: больше точности?-?вопреки себе, больше поверхностности?-?своим умением. Случайное ценит она выше сущности. Людьми она тешится, человек ей в тягость, и наипаче всего страшится она той благословенной скуки, которая, во времена более мирные и словно бы менее заполненные, рождала нам читателей истовых, трудных и желанных. Кто?-?и для кого?-?станет взвешивать ныне ничтожнейшие слова свои? И какой Расин стал бы взывать к своему непременному Буало, дабы испросить согласия на замену, в такой-то строке, слова «горестный» словом «злосчастный»,?-?каковое получено не было?

    Коль скоро я взялся хоть как?то очистить поэзию от всей той прозы и духа прозы, которые ее тяготят и загромождают познаньями, абсолютно бесполезными для знания и уразумения ее сущности, я вправе пронаблюдать эффект, какой эти занятия производят во множестве современных умов. Очевидным становится, что привычка к предельной точности, уже достигнутой в известных областях (и усвоенной большинством ввиду разнообразного ее использования в повседневной жизни), стремится воздействовать на нас, делая праздными, и того пуще?-?несносными, многие традиционные построения, многие концепции и теории, которые бесспорно способны еще захватывать нас, более или менее возбуждать интеллект, понудить нас написать, и даже просмотреть, не одну превосходную книгу, но для которых явно достаточно было бы чуть большей пристальности либо нескольких парадоксальных вопросов, чтобы все эти отвлеченные миражи, произвольные системы и туманные горизонты свелись на глазах у нас к простейшим возможностям слова. Отныне все науки, располагающие лишь тем, что они изрекают, оказываются «потенциально» обесцененными за счет развития тех наук, коих достижения испытывают и применяют ежемгновенно.

    Представим же себе, какие суждения могут родиться в уме, приученном к известной четкости, когда ему предлагают некие «определения» и некие «интерпретации», притязающие ввести его в понимание Литературы и Поэзии в частности. Чего могут стоить рассуждения о «Классицизме», «Романтизме», «Символизме» и т. д., когда нет для нас более непосильной задачи, нежели связать характерные свойства и качества исполнения, составившие ценность и обеспечившие жизненность данного произведения, с так называемыми общими идеями и «эстетическими» тенденциями, которые эти внушительные именования призваны обозначать. Все это?-?термины отвлеченные и условные; по условности это отнюдь не вполне «удобные», ибо разногласия авторов относительно их смысла в известной мере являются правилом, и сами они будто созданы для того, чтобы разногласия эти порождать и давать повод к бесконечным расхождениям.

    Совершенно очевидно, что все эти классификации и легковесные оценки никак не способствуют наслаждению читателя, умеющего любить, равно как и у художника не углубляют понимания средств, выработанных мастерами: они не учат ни читать, ни писать. Больше того, они отвлекают и уводят интеллект от подлинных проблем искусства, тогда как сотням слепцов они позволяют блистательно рассуждать о цвете. Сколько никчемностей написано было по милости термина «Гуманизм» и сколько вздора?-?дабы уверить людей в том, что Руссо открыл «Природу»!… В самом деле, будучи приняты и усвоены публикой, вкупе с тысячами химер, бесплодно ее занимающих, эти призраки мыслей обретают видимость бытия и дают повод и материал для бесчисленных комбинаций, отмеченных своего рода школярской оригинальностью. С великой искусностью распознаем мы подобие Буало в Викторе Гюго, некоего романтика?-?в Корнеле, некоего «психолога» или некоего реалиста - в Расине… Все это не истинно и не ложно?-?да и не может быть ни ложным, ни истинным.

    Я допускаю, что к литературе вообще и к поэзии в частности можно оставаться вполне равнодушным. Красота?-?дело сугубо личное; впечатление, что в некий миг узнаешь ее и проникаешься ею, наблюдается в нашей жизни сравнительно часто?-?так же как боль или наслаждение,?-?но еще больше зависит от воли случая. Никогда нет уверенности в том, что такой-то предмет восхитит нас; ни в том, что, понравившись (либо не понравившись) нам один раз, он понравится (или же не понравится) и в другой. Эта гадательность, которая опрокидывает любые расчеты, любые усилия и которая создает возможность любых отношений произведения с индивидом, какой угодно враждебности и какого угодно идолопоклонства, приводит судьбу написанного в зависимость от капризов, страстей и метаморфоз всякой личности. Если мы действительно любим некое стихотворение, любовь наша выражается в том, что мы говорим о ней как о чувстве личном,?-?ежели только мы о ней говорим. Я знавал людей, которые до такой степени ревновали то, чем страстно они восхищались, что для них нестерпимо было, чтобы кто?то еще этой вещью увлекся и даже просто узнал ее, ибо, разделенная, любовь казалась им отравленной. Они предпочитали утаивать свои любимые книги, нежели их распространять, и обращались с ними (в ущерб широкой славе авторов и выгодам их культа), как мудрые мужья Востока?-?со своими женами, которых они окружают тайной.

    Если, однако, мы хотим?-?как того хочет обычай?-?видеть в литературе своего рода общественно полезный институт и связывать с репутацией народа?-?каковая является, в сущности, государственным достоянием,?-?названия «шедевров», которым подобает быть вписанными в один ряд с именами его побед; если орудия духовного наслаждения мы превращаем в средства воспитательные, возлагая на них важную роль в формировании и обучении молодых людей,?-?надлежит подумать еще и о том, чтобы не извратить тем самым подлинно своеобразного смысла искусства. Извращение это состоит в подмене бесплодными внешними сведениями и шаблонными характеристиками исчерпывающей достоверности наслаждения и прямого интереса, вызванного чьим?либо творчеством; в том, что творчество это вынуждают служить лакмусовой бумагой для педагогического контроля, материалом для досужих изысканий, поводом к абсурдным проблемам…

    Все эти усилия ведут к одному: вопросы реальные подменяются некой иллюзией…

    Когда я вижу, во что превращают Поэзию, что ищут в ней и что находят, как мыслится она в критике (и почти всюду), мой ум, каковой почитает себя (разумеется, следуя врожденной природе умов) самым трезвым из всех возможных, изумляется «до крайних пределов».

    Он говорит себе: я не вижу во всем этом ничего, что могло бы позволить мне лучше прочесть это стихотворение, лучше исполнить его для собственного удовольствия,?-?либо представить отчетливей его структуру. Меня побуждают к совсем иному и ничем не гнушаются, дабы отвлечь меня от божественного. Мне преподносят какие?то даты и биографию, меня посвящают в чьи-то распри и теории, о которых я знать не хочу, когда дело имею с музыкой и тончайшим искусством голоса, несущего в себе мысль… Где же главное в этих суждениях и идеях? Почему забывают о том, что сразу же раскрывается в тексте, о чувствах, им пробуждаемых, ради которых он и написан? Будет еще время порассуждать о жизни, любви и взглядах поэта, о его друзьях и недругах, о его рождении и смерти, когда мы достаточно преуспеем в поэтическом осмыслении его создания,?-?когда, иначе говоря, мы станем орудием писанной вещи, так что наш голос, наш интеллект и весь заряд нашей чувствительности сочетаются, чтобы дать жизнь и могущественное присутствие творческому акту автора.

    Первый же точный вопрос вскрывает поверхностность и бесплодие тех исследований и пособий, которым я только что изумлялся. Пока я внимаю этим ученым трудам, в коих нет недостатка ни в «документах», ни в обстоятельности, я ловлю себя на мысли, что не знаю даже, что такое фраза… Я не уверен, что именно разумею я под стихом. Я прочел или вообразил дюжину «определений» ритма, из которых ни одного не приемлю… Что говорю!… Стоит мне только задаться вопросом, что такое согласная, как я теряюсь в догадках; я хочу просветить себя, и я встречаю одни лишь подобия точного знания, распыленного в массе противоречивых взглядов. Если же, далее, я надумаю осведомиться о тех приемах или, лучше сказать, тех излишествах речи, какие мы объединяем неясным собирательным термином «фигура», я не найду ничего, кроме полузабытых следов чрезвычайно несовершенного анализа, которому подвергли древние эти «риторические» феномены. А ведь эти фигуры, столь пренебрегаемые современной критикой, играют роль капитальной значимости не только в поэзии явной и организованной, но и в той постоянно действующей поэзии, какая расшатывает установившийся словарь, расширяет либо сужает значения слов, оперирует ими путем аналогии и переноса, меняет ежемгновенно достоинство этой монеты и?-?на устах ли толпы, для внезапных ли нужд технического лексикона или же под неверным пером писателя?-?вызывает ту трансформацию языка, которая нечувствительно преображает его до неузнаваемости. Никто, по-видимому, даже не пытался продолжить этот анализ 2. Никто не ищет в углубленном рассмотрении всех этих замен, этих сжатых помет, этих нарочитых обмолвок и этих ухищрений, по сей день чрезвычайно туманно толкуемых лингвистами,?-?никто не ищет сокрытых в них закономерностей, которые не должны чрезмерно отличаться от тех, какие обнаруживает подчас гений геометрии в его искусстве создавать себе все более гибкие и изощренные инструменты мысли. Поэт бессознательно движется в сфере возможных связей и превращений, где он подмечает, или же получает, лишь мгновенные и частные эффекты, необходимые ему в какой?то момент его скрытого действования.

    Я не спорю, что подобные изыскания невероятно сложны и что осознать их полезность способны лишь весьма немногие; готов также признать, что обстоятельный разбор «источников», «влияний», «психологии», «среды», поэтических «импульсов»?-?дело менее отвлеченное, более доступное, более «человеческое» и «жизненное», нежели погруженность в глубинные проблемы речи и ее эффекты. Я не отрицаю значения и не оспариваю интереса той литературы, которой сама Литература служит декорацией, а писатели?-?персонажами; не скрою, однако, что я не нашел в ней никакой существенной и дельной помощи для себя. Все это хорошо для разговоров, полемики, лекций, статей, трактатов и прочей деятельности чисто внешнего свойства, чьи требования весьма отличны от тех, которые предъявляет жесточайшее столкновение воли и возможностей личности. Поэзия рождается?-?и открывает себя?-?в полнейшей отрешенности и в глубочайшем сосредоточении; ежели мы подходим к ней как к объекту исследования, искать надобно здесь, в самом человеке, и лишь крайне скупо?-?в его окружении.

    Подумать только?-?вновь шепчет мне мой дух простоты,?-?что эпоха, которая на заводе и стройке, на общественном поприще, в лаборатории и в конторах доводит до пределов невообразимых разделение труда, экономию и эффективность работ, чистоту и четкость операций,?-?что эта эпоха отбрасывает в искусствах преимущества накопленного опыта и отказывается полагаться на что?либо, кроме импровизации, озарения свыше и ставки на случай, наделяемых массой хвалебных имен!… Никогда в прежние времена не обнаруживалось, не выказывалось, не утверждалось и, уж конечно, не декларировалось решительней презрение ко всему, что обеспечивает неповторимое совершенство творений и придает им, в связности их элементов, цельность и полноту формы, равно как и прочие качества, каких не может им сообщить и самая чудодейственная случайность. Мы, однако, живем минутой. Слишком много перемен и всяческих революций, слишком много быстрых превращений восторженности в брезгливость и предметов насмешки в предметы бесценные, слишком много слишком несходных сокровищ, предлагаемых разом, приучают нас довольствоваться ближайшими границами наших впечатлений. Да и как в наши дни думать о долговечности, рассчитывать на будущее, заботиться о преемстве? Вполне тщетным представляется нам стремление противостоять «времени» и донести до незнакомцев, которые жить будут через две сотни лет, некие образцы, способные волновать их. Нам кажется просто непостижимым, что о нас помнило столько великих людей и что потому-то, быть может, и стали они великими. Наконец, в любой вещи все видится нам столь зыбким и эфемерным, столь неизбежно случайным, что случайности восприятия и наименее устойчивого сознания стали у нас субстанцией множества произведений.

    Одним словом, поскольку мысль о потомстве развеяна как предрассудок, забота о будущности отброшена, а композиция, скупость средств, изящество и совершенство сделались неощутимы для публики менее восприимчивой и взыскательной, нежели была она в прежние времена,?-?весьма естественно, что искусство поэзии и его понимание (равно как и масса других вещей) пострадали от этого до полной тщетности любых расчетов и, того больше, любых гаданий относительно даже ближайших его перспектив. Судьбы всякого искусства зависят, с одной стороны, от судеб его материальных средств; а с другой,?-?от судеб людей, способных увлечься им, которые находят в нем удовлетворение некой реальной своей потребности. С глубочайшей древности и доныне чтение и письмо оставались единственными способами сообщения, будучи единственными формами передачи и сохранения речевого высказывания. Нельзя более поручиться за их. будущность. Что же касается людей, уже теперь видим мы, как обрушивается на них и как их прельщает столько мгновенных соблазнов и прямых возбудителей, которые с легкостью вызывают у них острейшие ощущения и дают им почувствовать саму жизнь и живое присутствие естества,?-?что позволительно усомниться, найдут ли наши внуки хоть какую?то привлекательность в обветшалых прелестях самых замечательных наших поэтов и всякой поэзии вообще.

    Поставив себе целью продемонстрировать, насколько всеобщий подход к Поэзии свидетельствует о всеобщем ее непонимании, показать ее в роли печальной жертвы умов, подчас проницательнейших, но решительно к ней бесчувственных,?-?я должен пойти дальше и сделать ряд уточнений.

    Сперва процитирую великого Даламбера. «Таков, как мне кажется,?-?пишет он,?-?суровый, но справедливый закон, который век наш диктует поэтам: он больше не ценит в поэзии ничего, чем не восхищался бы в прозе».

    Сентенция эта?-?из числа тех, которые прямо противоположны тому, что, как мы думаем, следует думать. Стоило читателю 1760 года сформулировать суждение противное, дабы обнаружилось то, что в весьма недалеком будущем должно было стать предметом поисков и восторгов. Я отнюдь не хочу сказать, что Даламбер заблуждался, ни что заблуждался сам век его. Я имею в виду, что, думая говорить о Поэзии, он под термином этим разумел нечто совсем иное.

    Одному богу известно, сколько усилий потратили поэты на опровержение этой «теоремы Даламбера» с тех пор, как была она сформулирована!…

    Одни из них, движимые инстинктом, уходили в своих созданиях как можно дальше от прозы. При этом они счастливо избавились от риторики, морали, истории, философии и всего прочего, что утверждается в интеллекте лишь за счет многовидности слова.

    Другие, несколько более взыскательные, совершенствуя и уточняя анализ поэтического влечения и наслаждения, а также их скрытых пружин, пытались построить такую поэзию, которую было бы невозможно свести к выражению некой мысли и, следственно, изложить, не разрушив ее, иными словами. Они обнаружили, что передача поэтического состояния, которая мобилизует все наше чувствующее существо, совершенно отлична от передачи идеи. Они убедились, что буквальный смысл поэтического создания не заключает в себе и не реализует его конечной цели, а потому отнюдь не является непременно единственным.

    Однако вопреки замечательным поискам и свершениям утвердившаяся привычка судить о стихах применительно к прозе и ее назначению, оценивать их, так сказать, по тому, сколько прозы они содержат; национальный характер, все более прозаический начиная с XVI столетия; поразительные ошибки в литературном образовании; влияние театра и поэзии драматической (что значит действия, каковое есть проза по преимуществу)?-?все это увековечивает массу нелепиц и навыков, которые свидетельствуют о самом грубом невежестве в отношении основных принципов поэзии.

    Не составит труда набросать список «критериев» антипоэтического сознания. То был бы перечень подходов к стихотворению, способов его оценки и разбора, которые представляют собой действия прямо противоположные усилиям поэта. Перенесенные в школу, где они служат правилом, эти бесплодные варварские приемы стремятся с детства разрушить чувство поэзии и само понятие наслаждения, которое это чувство способно доставлять.

    Разделять в стихах сущность и форму, тему и ее раскрытие, звук и смысл; усматривать в ритмике, метрике и просодии нечто такое, что естественно и свободно отрывается от самого речевого высказывания, от самих слов и синтаксиса,?-?все это свидетельства непонимания или бесчувственности относительно мира поэзии. Пересказывать или же заставлять пересказывать поэму прозой, превращать ее в материал обучения либо проверки знаний?-?это не просто невинные ереси. Нужна настоящая извращенность, чтобы ухитриться столь искаженно толковать принципы искусства, тогда как, напротив, надлежало бы вводить умы в то самое царство слова, которое является прямым антиподом привычной системы обмена значимостей на действия либо идеи. Поэт распоряжается словами совсем иначе, нежели то делает практическая потребность. Слова у него, разумеется, те же самые, но их значимости совершенно иные. Оставаться вне практики, не сообщать «о дожде»?-?это-то и есть назначение поэта; и всякое доказательство, всякое подтверждена тому, что он не изъясняется прозой, идет ему только на пользу. Рифмы, инверсии, развернутые фигуры, параллели и образы все они, будь то находки или условности, служат средствами противодействия прозаической предрасположенности читателя (подобно тому как общеизвестные «законы» поэтического искусства постоянно напоминают поэту о сложности мира этого искусства). Невозможность свести его творение к прозе, невозможность изложить или постигнуть его в качестве прозы?-?таковы непреложные условия его бытия, вне которых творение это поэтически лишено смысла.

    После всех этих негативных суждений я должен был бы теперь заняться положительной стороной вопроса; но, думается мне, было бы не слишком уместно предварять сборник стихов, в котором представлены самые разнообразные тенденции и творческие манеры, изложением сугубо личных идей, как бы ни старался я приводить и развивать лишь такие соображения и доводы, какие в свой черед мог бы повторить каждый. Нет ничего труднее, нежели не быть собой или же не быть собой лишь в меру желаемого.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения автора Грачёв Алексей Павлович

    О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание В настоящее время часто всю поэзию, передающую личный опыт автора, принято называть лирикой. Но это неправильно. Лирика по определению - это поэзия, выражающая личные переживания автора. Однако внутренний опыт

    Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

    Из книги Век Джойса автора Гарин Игорь Иванович

    СТРУКТУРА ПОЭЗИИ Слова - возможно, самый трудный для искусства материал, ибо ими надо пользоваться так, чтобы передать и зримую красоту и красоту звучания, а кроме того, выразить в грамматически оформленном предложении какую-то мысль. Т. С. Элиот Я буду рассказывать

    Из книги Универсальный журналист автора Рэндалл Дэвид

    Глава 5 Искусство задавать вопросы Газетчики задают дурацкие вопросы. Они смотрят на солнце и спрашивают светит ли оно. Сонни Листон Расспрашивать людей, держа в голове мысль о статье - особое искусство. Порой это может напоминать беседу, но это не беседа; расспросы людей

    Из книги Умирание искусства автора Вейдле Владимир Васильевич

    Из книги Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] автора

    Из книги Открытая педагогика автора Фильштинский Вениамин Михайлович

    Из книги Искусство оформления сайта. Практическое пособие автора Бердышев Сергей Николаевич

    Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

    Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

    Вопросы, упражнения и творческие задания 1. Что такое рисунок? Дайте его определение.2. Какие виды рисунка вы знаете? Охарактеризуйте их.3. Расскажите об истории развития рисунка у разных народов.4. Перечислите художественные материалы, применяемые для рисунка.5. Назовите

    Из книги Литературные записи автора Фурманов Дмитрий Андреевич

    Ответы на вопросы 2Виды рисунка – станковый, академический, учебный рисунок, наброски и зарисовки.5Выдающиеся художники русской школы рисунка: О. Кипренский, К. Брюллов, А. Лосенко, А. А. Иванов, И. Репин, Н. Крамской, В. Серов, Б. Кустодиев, В. Борисов-Мусатов, М. Врубель;

    Из книги Желание чуда автора Бондарчук Сергей Фёдорович

    Вопросы* Вопросы миллионной толпы - «Что такое хотел сказать художник плоскостью», «Что она означает» - возбуждают желание ответить.Жаль, что творящий Бог не отвечает на вопросы и предоставляет разобраться самому гражданину в творениях и отыскать в них себе ответ. Это

    Из книги "Тектоника". Лучшее. 94-98 автора Горцев Сергей

    «Ваши вопросы…»* Ваши вопросы застали меня в то время, когда я не думаю о том «Что?» и «Почему?».Остался один вопрос у меня пред всякой работой моей, «КАК?».Но Ваши вопросы заставили меня вернуться к моему юношеству.В годы юности моей, когда ходил на горки цветущие трав

    Из книги автора

    ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИИ 1. У каждого действующего лица должен быть заранее определен основной характер, и факты - слова, поступки, форма реагирования, реплики, смена настроений и т. д. - должны быть только естественным проявлением определенной сущности характера, которому

    Из книги автора

    Из книги автора

    Ответы В.Шумова на вопросы зрителей Место: концерт в Смоленске (зал СФМЭИ, 600 чел.) Время: 6 июня 1987 г. - Что значит название "Центр"?- Когда мы создавались в 1982 году... Я не знаю, как у вас, у нас на сленге "центр" - это значит "очень хорошо". Вот мы решили так назвать свою

      Сходство творческой судьбы породило сходство мотивов и образов в стихотворениях А. Тарковского, Б. Чичибабина, В. Корнилова. Какими примерами из их стихотворений вы могли бы это подтвердить?

      Последний прижизненный сборник стихов И. Бродского называется «В окрестностях Атлантиды». Какие реальные факты биографии И. Бродского отразились в этом стихотворении?

      Новое в прочтении библейской традиции в творчестве И.Бродского (целостный анализ «Рождественской звезды»).

      Тема Языка в поэтической метафизике И.Бродского.

      «Римская» тема в поэзии И.Бродского.

      Каких современных поэтов (1990-х-2000-х годов) – представителей авторской песни вы можете назвать? Охарактеризуйте творчество одного из них.

      Творчество А.Галича. Своеобразие лирического героя.

      Творчество Б.Окуджавы. Целостный анализ одного стихотворения.

      Творчество В.Высоцкого. Целостный анализ одного стихотворения.

      Творчество А.Кушнера: мотивы, сюжеты, образы. Целостный анализ стихотворения.

      Творчество Е.Рейна: мотивы, образы, художественная эволюция.

      Мотивы и образы лирики Инны Лиснянской.

      Образ Сада в лирике И.Лиснянской.

      Мотивы и образы лирики Т.Бек.

      Мотивы и образы лирики Владимира Корнилова.

      Своеобразие лирического героя О.Чухонцева.

      Религиозно-философская и мифопоэтическая образность в поэзии А. Тарковского.

      Тема свободы в поэзии Б.Чичибабина.

      «Пушкинский текст» в поэзии Т.Кибирова.

      “Громкое” и “тихое” поэтическое слово в поэзии 2-й половины ХХ века (Е. Евтушенко; Н.Рубцова).

      Лирический герой позднего творчества Е. Евтушенко.

      Рефлексия традиции в позднем творчестве Б. Ахмадулиной.

      Историческая тема в творчестве Б. Чичибабина.

      Тема свободы в творчестве В. Корнилова.

      Любовная лирика в позднем творчестве И. Лиснянской.

      Мотивы и образы поэзии Т. Бек.

      Образы пространства в цикле стихов О. Чухонцева «Фифиа».

      Поэтика «вещного мира» в творчестве Е. Рейна.

      «Петербургский текст» в стихах А. Кушнера.

      Античная тема в творчестве поэтов «петербургской школы» (А. Кушнер, Е. Рейн, А. Найман, И. Бродский – на выбор).

      Литературные традиции в рок-поэзии (на примере творчества одного из авторов).

      Концептуализм и его «преодоление» (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, С.Гандлевский – на выбор).

      Литературные и фольклорные традиции в творчестве Т. Кибирова.

      Функция языка советской эпохи в поэзии Д. Пригова.

    Литература к прозаическим текстам.

      Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.

      Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008. Или другое издание.

      Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

      Современная русская литература: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005.

      Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.

      Современная русская литература (1990-е-начало ХХ1 века)/С.И.Тимина.Спб.-М.,2005.

      Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов и др. М.-СПб., 2002.

      Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. М., 2003.

      Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.

      Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

      Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940 – 1990-е годы: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

      Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.


    Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
    образовательное учреждение
    МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    «раменский дорожно-строительный техникум»
    (РАДОСТ)
    ВОПРОСЫ
    ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ
    «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ»
    Вопросы подготовлены
    преподавателем русского языка и литературы Меркурьевой Е.А.

    Раменское
    ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ, ПРИУРОЧЕННОЙ КО ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ПОЭЗИИ
    1. Перечислите имена 4-х муз поэзии. (1.Каллиопа, муза эпической поэзии, 2.Полигимния, муза священных гимнов и веры, воплощенной в музыке, 3.Эвтерпа, муза божественной музыки, 4.Эрато, муза любви и любовной лирики).
    2. Кто примерно в середине 20-х годов прошлого века предложил отмечать День поэзии? (Американская поэтесса Теса Уэбб)
    3. Какого числа и в честь кого проводился День поэзии? (15 октября, в честь Вергилия)
    4. С какого года по решению ЮНЕСКО День поэзии получил статус Всемирного праздника? (2000)
    5. Кому принадлежат эти строки и из какого произведения они взяты?




    (А.С. Пушкин «Осень»)
    Это- круто налившийся свист,
    Это- ночь, леденящая лист,
    Это- двух соловьев поединок... (Б. Пастернак)
    Это - выжимки бессонниц,
    Это - свеч кривых нагар,
    Это - сотен белых звонниц
    Первый утренний удар... («Про стихи»)
    8. Укажите количество поэтов – лауреатов Нобелевской премии в области литературы с 1901 по 2011. (35)
    Сюлли-Прюдом, Франция, 1901, Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Норвегия, 1903, Фредерик Мистраль, Франция, 1904, Джозуэ Кардуччи, Италия, 1906, Пауль Хейзе, Германия, 1910, Рабиндранат Тагор, Индия, 1913, Карл Хейденстам, Швеция, 1916, Карл Гьеллеруп,Дания, 1917, Карл Шпиттелер, Швейцария, 1919, Уильям Йейтс, Ирландия, 1923, Грация Деледда, Италия, 1926, Эрик Карлфельдт, Швеция, 1931, Вильхельм Йенсен, Дания, 1944, Габриэла Мистраль Чили, 1945, Томас Элиот, Великобритания, 1948, Хуан Хименес, Испания, 1956, Борис Пастернак, СССР, 1958, Сальваторе Квазимодо, Италия, 1959, Сен-Жон Перс, Франция, 1960, Йоргос Сеферис, Греция, 1963, Нелли Закс, Швеция, 1966, Пабло Неруда, Чили, 1971, Эудженио Монтале, Италия, 1975, Висенте Алейсандре, Испания, 1977, Одисеас Элитис, Греция, 1979, Чеслав Милош, Польша, 1980, Ярослав Сейферт, Чехословакия, 1984, Воле Шойинка, Нигерия, 1986, Иосиф Бродский, США, 1987, Октавио Пас, Мексика, 1990, Дерек Уолкотт, Сент –Люсия, 1992, Шеймас Хини, Ирландия, 1995, Вислава Шимборская, Польша, 1996, Герта Мюллер, Германия, 2009, Тумас Транстрёмер, Швеция, 2011
    9. Какое своё произведение хотел полностью уничтожить А.А.Блок перед своей смертью? («Поэма «Двенадцать»)
    10. Почему поэты не любили Маяковского за написание стихов лесенкой? (Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве - ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины).
    11. Кто казнил поэтов за грустные стихи? (Китайский император Цяньлун казнил поэтов за написание грустных стихов).
    12. Кто из поэтов придумал имя Светлана? (Имя Светлана не является исконно славянским. Оно было придумано и впервые использовано поэтом Востоковым в романсе «Светлана и Мстислав», а широкую популярность получило после выхода в свет баллады Жуковского «Светлана» в 1813 году).13. Какой поэт способствовал тому, что диалект его округи стал литературным итальянским языком? (Так как Италия на протяжении многих веков была раздроблена на множество мелких княжеств и городов-государств, на её территории существовало большое количество диалектов, произошедших от народной латыни. В начале 14 века флорентиец Данте Алигьери написал знаменитую «Божественную комедию», которой зачитывались во всей Италии. Именно это произведение стало одной из основных причин того, что родной для Данте тосканский диалект стал основой литературного итальянского языка. Хотя и сегодня при одинаковом написании слов их произношение в разных итальянских провинциях может сильно различаться).14. На протяжении жизненного пути среди питомцев этого поэта были лиса, барсук, крокодил, орёл, журавль и цапля. Назовите фамилию поэта. (Байрон)
    15. Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Назовите поэтов, которые ввели в наш лексикон слова «бездарь», «изможденный». Кто дал название профессии летчика? (До этого летчиков называли авиаторами).(Благодаря Игорю Северянину в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами)
    16. Укажите псевдоним русского поэта- сатирика Антиоха Дмитриевича Кантемира. (Харитон Макентин. И имя, и фамилия его псевдонима представляют собою анаграммы).17. В фильме «Москва слезам не верит» кроме актеров Харитонова и Смоктуновского, которые играют сами себя, появляется поэт …. – в роли поэта … . Он читает на площади стихотворение «Параболлическая баллада», а проходящие мимо подруги Катя и Людмила не могут понять ни строчки. Назовите этого поэта. (Андрей Вознесенский)18. Назовите фамилию поэта, который проходя военную службу санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны, часто выступал перед императрицей и её дочерьми в Царском Селе. (Есенин)
    19. Назовите фамилию поэта, знакомого Анны Ахматовой, который «за тунеядство» был сослан в Архангельскую область на 5 лет; в 1972 году был лишён советского гражданства; в США 24 года работал преподавателем, был профессором Мичиганского Университета. Вместе с Михаилом Барышниковым инвестировал деньги в развитие ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, был его совладельцем. (Иосиф Бродский)
    20. Кто автор строк:


    Кому уюта нет, покоя нет.
    (Е. Евтушенко)
    21. Назовите фамилию русского поэта, который много лет занимал должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. (В.А.Жуковский)
    22. Современники называли ее «петербургской Кассандрой», «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой». Кто она? (Зинаида Гиппиус)
    23. В 1936 году переехал в Москву и поступил на обучение в столичный институт философии, истории и литературы. Он в эти годы перевел много классики народов СССР. Будучи студентом института, получил орден Ленина за заслуги в области литературы. Литературная слава, а также всесоюзное признание позволили поэту, писателю вернуть родственников из ссылки. О ком идёт речь? (А.Т.Твардовский)
    24. Небольшой кинематографический опыт этой советской поэтессе принес ей новую порцию народной любви. В 1964 году она сыграла, по сути, саму себя: в ленте Василия Шукшина «Живет такой парень» она исполнила роль молодой журналистки, вложив в образ весь свой опыт работы в «Литературной газете». Позже фильм был отмечен «Золотым львом» на Венецианском кинофестивале. Назовите фамилию поэтессы (Ахмадулина)
    25. В 1927 году вышла в Москве книга стихов этого поэта «Провода в соломе». Книгу незамедлительно подверг разгрому известный критик А. Лежнев, однако за молодого поэта вступился М. Горький. О каком поэте идёт речь? (М.Исаковский)
    ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ, ПРИУРОЧЕННОЙ КО ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ПОЭЗИИ
    1. Перечислите имена 4-х муз поэзии. 2. Кто примерно в середине 20-х годов прошлого века предложил отмечать День поэзии? 3. Какого числа и в честь кого проводился День поэзии? 4. С какого года по решению ЮНЕСКО День поэзии получил статус Всемирного праздника? 5. Кому принадлежат эти строки и из какого произведения они взяты?
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
    Минута - и стихи свободно потекут.
    6. Кто дал такое определение поэзии:
    Это- круто налившийся свист,
    Это-щелканье сдавленных льдинок,
    Это- ночь, леденящая лист,
    Это- двух соловьев поединок...
    7. В каком стихотворении А.А.Ахматова даёт такое определение поэзии:
    Это - выжимки бессонниц,
    Это - свеч кривых нагар,
    Это - сотен белых звонниц
    Первый утренний удар...
    8. Укажите количество поэтов – лауреатов Нобелевской премии в области литературы с 1901 по 2011. 9. Какое своё произведение хотел полностью уничтожить А.А.Блок перед своей смертью? 10. Почему поэты не любили В.Маяковского за написание стихов лесенкой? 11. Кто казнил поэтов за грустные стихи? 12. Кто из поэтов придумал имя Светлана? 13. Какой поэт способствовал тому, что диалект его округи стал литературным итальянским языком? 14. На протяжении жизненного пути среди питомцев этого поэта были медвежонок, лиса, барсук, крокодил, орёл, журавль и цапля. Назовите фамилию поэта. 15. Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Назовите поэтов, которые ввели в наш лексикон слова «бездарь», «изможденный», «лётчик». (До этого летчиков называли авиаторами).16. Укажите псевдоним русского поэта - сатирика Антиоха Дмитриевича Кантемира. 17. В фильме «Москва слезам не верит» кроме актеров Харитонова и Смоктуновского, которые играют сами себя, появляется поэт …. – в роли поэта … . Он читает на площади стихотворение «Параболлическая баллада», а проходящие мимо подруги Катя и Людмила не могут понять ни строчки. Назовите этого поэта. 18. Назовите фамилию поэта, который проходя военную службу санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны, часто выступал со своими стихами перед императрицей и её дочерьми в Царском Селе. 19. Назовите фамилию поэта, знакомого Анны Ахматовой, который «за тунеядство» был сослан в Архангельскую область на 5 лет; в 1972 году был лишён советского гражданства; в США 24 года работал преподавателем, был профессором Мичиганского Университета. Вместе с Михаилом Барышниковым инвестировал деньги в развитие ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, был его совладельцем.
    20. Кто автор строк:
    Поэт в России - больше, чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождатьсяЛишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
    Кому уюта нет, покоя нет.
    21. Назовите фамилию русского поэта, который много лет занимал должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. 22. Современники называли ее «петербургской Кассандрой», «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой». Кто она? 23. В 1936 году переехал в Москву и поступил на обучение в столичный институт философии, истории и литературы. Он в эти годы перевел много классики народов СССР. Будучи студентом института, получил орден Ленина за заслуги в области литературы. Литературная слава, а также всесоюзное признание позволили поэту, писателю вернуть родственников из ссылки. О ком идёт речь? 24. Небольшой кинематографический опыт этой советской поэтессы принес ей новую порцию народной любви. В 1964 году она сыграла, по сути, саму себя: в ленте Василия Шукшина «Живет такой парень» она исполнила роль молодой журналистки, вложив в образ весь свой опыт работы в «Литературной газете». Позже фильм был отмечен «Золотым львом» на Венецианском кинофестивале. Назовите фамилию поэтессы. 25. В 1927 году вышла в Москве книга стихов этого поэта «Провода в соломе». Книгу незамедлительно подверг разгрому известный критик А. Лежнев, однако за молодого поэта вступился М. Горький. О каком поэте идёт речь?

    В Н И М А Н И Е!С 14.03.2016 по 21.03.2016
    в ГБПОУ МО Раменский дорожно-строительный техникум
    проводится
    ДИСТАНЦИОННАЯ ВИКТОРИНА,
    приуроченная к празднику
    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ
    Вопросы викторины можно взять в кабинете № 6
    или скачать с сайта
    http://enotik-72.wix.com/merkurjeva (вводить в адресную строку)
    страница Для студентов
    Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
    Ахматова, Барто, Твардовский…
    В России, если ты поэт –
    Ты должен ярким быть и броским.
    Знать, словом должен зажигать,
    И душу вылечить словами.
    Тебе ли этого не знать,
    Поэт, живущий рядом с нами?
    Поэзия – великий дар!
    Кто оседлать сумел Пегаса,
    Тот никогда не будет стар,
    Рифмуя мысли ежечасно. (Е. Козлова-Гыра)



    Понравилась статья? Поделитесь ей