Контакты

Ураза как щит от стрессов. Рамадан и болезнь

Наступил Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза - время обязательного поста, вмененного Аллахом каждому верующему в Коране. Какая же польза уразы с точки зрения медицины?

Как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и возместить позже, либо, если болезнь неизлечима, накормить бедняков за каждый день поста. Как именно определить эту границу, когда поститься уже не следует?

Для того, чтобы ответить на него, следует пояснить, что такое ураза, ведь это не только воздержание от пищи. Не менее важны и другие составляющие поста. Ураза мусульман состоит из трёх частей: пост физический - когда постится его тело от материальной пищи; пост духовный - воздержание от соблазнов, таких как курение, и половое воздержание; и пост разума - когда разум человека постится от суетной информации материального мира - от сплетен, газет, телевизора, и т.п., и работает с Кораном - Книгой, каждая строчка которой полна глубокого смысла и непреходящей мудрости! И если на это посмотреть с точки зрения медицины, то эти три части поста соответствуют трём видам биоритмов: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Надо сказать, что из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в человеческом организме наибольшее значение для него имеют именно эти три индивидуальных многодневных биоритма, определяющие его физические возможности, эмоциональное (душевное) состояние, интеллектуальные (разумные) способности.
Если мусульманин в силу каких-либо объективных причин не может воздерживаться от пищи и питья, то ему следует сделать упор именно на другие составляющие поста, это очистит его разум и душу и приведёт в норму биоритмы. Здесь трудно дать какую-то конкретную рекомендацию, когда можно соблюдать пост, а когда - уже нет. Каждый определяет для себя интуитивно, обращаясь к Аллаху.

С точки зрения медицины существуют болезни, при которых нежелательно соблюдать пост. В первую очередь, это сахарный диабет. Не советуют воздержание от приёма пищи и воды больным с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью третьей стадии, особенно в жару. Потому что у таких больных вследствие недостаточного поступления жидкости может случиться обезвоживание, сгущение крови и, как следствие, осложнения - инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Конечно же, существует много заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда ураза противопоказана: это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, острые гепатиты.
Нежелательно также голодание в период любых острых инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, когда высок риск обезвоживания. Вообще, если имеются какие-либо хронические заболевания, необходимо посоветоваться с врачом. И тогда, будучи уверенным, что пост не повредит здоровью, можно держать уразу.
По поводу режима дня какие-то универсальные рекомендации, наверное, дать сложно, потому что все мы разные, кто-то работает днём, кто-то в ночную смену, а кто-то целый день находится дома. В жару, конечно же, нежелательно пребывать под палящими лучами солнца. Ходить надо с покрытой головой (мужчин тоже касается). Во избежание перегревания одежда должна быть свободная и только из натуральных материалов. Можно принимать чаще прохладный душ.
Жидкости человеку в сутки требуется не менее 1 литра. В жару, конечно, эта цифра больше - до 2,5 литров, так как много воды выводится с потом. Всю жидкость выпивать в один приём после ифтара не следует, лучше распределить равномерно. Во время сухура нежелательно пить кофе и крепкий чай. Они, наоборот, усиливают жажду. Для того, чтобы не было сильной жажды, лучше в уразу избегать различных деликатесов, они, как правило, содержат слишком много соли, да к тому же различные вредные добавки.
Лучше за 15-30 минут до приёма пищи выпить 1-2 стакана чистой воды, а после еды - травяной или некрепкий зелёный чай.
Воздержание от пищи часто сопровождается слабостью, утомляемостью, лёгкой сонливостью. Это состояние можно считать нормальным для постящегося. Может быть лёгкое головокружение, тогда лучше прилечь, отдохнуть. Если головокружение усиливается, появляются «мушки» перед глазами, резкая слабость, то лучше прервать уразу, выпить сладкий чай, полежать, это симптомы пониженного давления.
Если появилась нарастающая головная боль (обычно локализуется в области лба), тошнота, мучительная жажда, резкая сухость во рту и глотке, мышечные боли, судороги, повышается температура тела, появляются изменения в поведении - резкое возбуждение или, наоборот, сонливость. При этом кожа легко собирается в складки, которые медленно расправляются, глазные яблоки запавшие - это признаки сильного обезвоживания организма, которые требуют неотложной помощи. Конечно же, в этом случае необходимо прервать уразу и срочно вызвать врача.
Вопрос, который волнует многих женщин: во время поста из-за смены режима питания часто происходит набор веса. Как с этим справиться?
За время уразы можно как прибавить в весе, так и потерять. Прибавка в весе часто бывает связана с избыточным приёмом пищи после шести вечера. Так уж устроен наш организм: всё, что съедено на завтрак, расходуется в течение дня, а то, что съели на ужин - откладывается в виде жира. Надо настроиться прежде всего на то, что ураза - это очищение, и за этот период обычно всё лишнее, что накопилось за год в организме человека, сгорает. Ураза также способствует восстановлению нарушенных функций, поэтому женщинам не стоит бояться прибавки в весе, постепенно всё придёт в норму.
Для того, чтобы пост переносился легче и без ущерба для здоровья, рекомендуется употреблять легкую пищу, без излишеств. Обязательно - свежие фрукты и овощи, так как клетчатка помогает избавиться от накопившихся шлаков. Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и Приветствует) рекомендовал разговляться одним, тремя или пятью финиками, запивая их водой. Под легкой пищей подразумевается та, что легко усваивается организмом, т.е. преимущественно растительная.
Сюда же относятся и всевозможные злаки - они несут в себе необходимое количество каллорий. Ведь не зря же на завтрак испокон веков готовят кашу. Она дает заряд на целый день. Достаточное количество белка можно обеспечить за счет кисломолочных продуктов, сыра, орехов. А вот мясными деликатесами в уразу лучше не злоупотреблять. Мясо требует энергетических затрат на усвоение и дополнительное количество воды, а также способствует накоплению токсинов, поэтому после употребления мяса всегда хочется больше пить. По этой причине именно во время поста мяса надо есть меньше. Раньше мясо ели только по праздникам, а в наше время оно стало присутствовать в ежедневном рационе.
И, конечно же, необходимо соблюдать основные принципы здорового питания: это отказ от рафинированных продуктов, в коих уже ничего полезного не остается - это хлеб и кондитерские изделия из муки высшего сорта, белый рис, белый сахар, рафинированное растительное масло и т. д. Как известно, беременным и кормящим разрешается не поститься, если они опасаются за здоровье. Но некоторые все же решаются и держат пост. Как вы считаете, если женщина чувствует себя при этом хорошо, можно ли ей поститься?
Думаю, если Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и Приветствует) позволил женщинам не держать пост во время беременности и кормления грудью, значит на это есть серьёзное основание.

Приветствуется участие в благотворительности. Ведь даже в наше время сколько людей рядом с нами голодает! Но каждая мусульманка вольна принимать решение самостоятельно. И на всё воля Аллаха.
После поста к привычному графику вернуться трудно, но в течение нескольких дней, как правило, всё возвращается «на круги своя». Здесь следует отметить, что питание - важнейший биологический фактор, от которого в значительной степени зависит развитие всех функций человеческого организма. Недаром говорят: человек есть то, что он ест. И главное - соблюдать умеренность в еде не только в период уразы. Запретность излишества в еде содержится в аяте Корана:«...ешьте и пейте, но не излишествуйте» (7:31).
Если для человека будет нормой такое питание, то и здоровье он сохранит, и ураза будет переноситься легче.

1. Можно ли купаться в водоеме постящемуся человеку?

Во время поста можно купаться с намерением охладиться или сделать гусль (полное омовение) и это не портит пост. Однако, нужно следить за тем чтобы через нос и рот не попала вода. В хадисе от Абу Давуда говорится о том, что Пророк (с.гс.) во время поста спасаясь от жары и жажды, лил себе на голову воду. По мнению ученых, не портит пост и вода, попавшая в уши во время купания.

2. Разрешается ли мазать крем человеку, который держит пост во месяц Рамазан?

Вещества, проникающие через поры на кожном покрове человека, не портят пост. К примеру, можно пользоваться кремами, мазями, маслами, делать перевязку на раны. Однако, употребление крема или мази должно быть в меру. Потому что излишне плотный слой крема или мази может препятствовать проникновению воды во время тахарата - омовения, и он не будет правильным.

3. Нужно ли поститься беременным?

Шариат позволяет беременной или кормящей женщине не держать пост, отложив его на потом, если есть опасность за здоровье и жизнь ребенка или матери. В хадисе, приведенном сахабой Анесом бин маликом, наш Пророк (с.гс.), говорит: «…Поистине Всевышний укоротил намаз для путника,а пост не сделал обязательным для путника, беременной, кормящей женщины…»

4. Если проспал на сухур – утренний прием пищи, как быть?

Если по разным причинам (в том числе и по причине сна) верующий, держащий пост, пропустит сухур – утренний прием пищи, то в этот день он должен (без приема пищи) сделать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День ашура» приказал объявить: «Если кто-нибудь нечаянно съел что либо, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же, кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца» . Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет без приема пищи и держать пост.

5. Портится ли пост, если нечаянно или намеренно сглотнуть слюну?

Если человек, держащий пост, сглатывает слюну, его пост не нарушается. Кроме того, пост не считается нарушенным, даже если человек сглотнул соплевидные массы из носа.

6. Если во время поста поцеловать человека в щеку, испортит ли это пост?

Поцелуй в щеку постящегося человека не портит его пост. Потому что по свидетельству матери всех правоверных Аиши, Пророк (с.г.с), будучи постящимся, целовал своих жен.

Нужно особо отметить следующее: если целующий свою жену уверен, что во время поцелуя не произойдет семяизвержения, и поцелуй не повлечет за собой половой близости, то целовать разрешено. Если же такой уверенности нет, то это действие из разряда макрух.

7. Принимается ли пост человека, не читающего намаз?

Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков (неверующих) и мусульман является намаз» . Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).

8. Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свой нафс, воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, или же не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым приказ Всевышнего, неправильно. В одном из хадисов Всевышний гласит: « Ч еловек совершает свои деяния ради себя. Но пост в Рамазан – иное дело. Награду за него даю только Я. Потому что ради Моего довольства он отказывается от еды и питья. У постящегося есть две радости: первая – во время разговения, и вторая в миг встречи с Всевышним. Запах изо рта постящегося для Меня дороже запаха миска (благовония» .

9. Как определяется время разговения для пассажиров, летящих в самолете?

Человек, совершающий перелет во время поста время разговения определяет не по таблице, а ориентируется по закату солнца. Например, если в таблице указано время как начало разговения, а солнце еще в зените, то постящийся следит за закатом солнца, и разговляется только после его захода. Таблица предназначена лишь для постящихся в обычных условиях, на земле. Потому что в священном Коране сказано, что время прекращения еды и начала разговения определяется по восходу и заходу солнца.

11. Можно ли во время поста Рамазан получать систему – капельные растворы внутривенно?

Иногда людям, не имеющим возможности по разным причинам питаться обычным способом, для поддержания сил делают внутривенные инъекции. Поэтому ученые считают, что подобные процедуры (получение внутривенных инъекций или капельниц) нарушают пост, другие же лекарственные средства, полученные внутривенно, пост не нарушают. То есть можно резюмировать, что получение капельницы в медицинских целях, то есть для лечения, пост не нарушает. Однако, получать инъекции, чтобы восстановить силы постящемуся нельзя до разговения.

12. Нарушает ли жевательная резинка пост?

От вкуса свежей жевательной резинки, появляется сладкая жидкость во рту, которое попадает в желудок, и, соответственно, нарушает пост. Учитывая, что жевательная резинка относится к разряду пищевых продуктов, придется за ее использование во время поста восполнять кафарят, Аллаху аълям.То есть, человек, использовавший свежую жевательную резинку и сглотнувший выработанную сладкую жидкость вызванную жеванием, должен после окончания месяца Рамазан держать пост в течение двух месяцев непрерывно. Если же говорить об использовании жвачки, у которой вкус уже потерян, то это – макрух (нежелательное действие).

Если же вы хотите использовать жевательную резинку для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, советуем вам прибегнуть к другим способам. В частности, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Нужно лишь следить за тем, что бы не сглотнуть пену от зубной пасты. Если же нечаянно пена попала вам в желудок, то вы будете должны восполнить пост только за этот день. Кафарят (восполнение) не нужно, потому что зубная паста не относится к пищевым продуктам.

13. Нарушается ли пост п ри уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.органы), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

14. Нарушается ли пост при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходимо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день. Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

15. Нарушается ли пост при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство, введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

16. Нарушается ли пост при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» ,.

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

17. Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

18. Нарушает ли пост использование капель в нос, в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

19. Можно ли во время поста мыться в бане?

Учитывая, что баня-это место, где люди моются, используя пар, желательно отложить посещение бани до времени разговения. Потому что пар в бане – состоит из молекул воды, то есть в пар содержит частицы воды. Через вдыхание пара в большом количестве в организм попадает определенное количество воды. Поэтому есть основание говорить о том, что ваш пост будет нарушен.

Однако постящемуся можно принимать ванну или душ. Необходимо лишь следить за тем, чтобы через рот или нос не попала вода во внутрь. Истина же ведома лишь Аллаху!

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
сайт/

Фатауаль Исләмия, Даруль Ифта әл-Мысрия, 1/100 бет.
Әбу Дәуід, Китабус Сиям, 2365-хадис. Сахих.
Фатауаль Һиндия – 1/224 бет.
Әл-Кәсәни, Бадаиғ – 2/614 бет.
Ибн Мәжә – 1667.
Десятый день месяца Мухаррам
Сахих Бухари, Китабус Сиям, 1824-хадис
Бухари, Китабус саум – 1827.
Хидая – 1/310 бет.; Әл-Айни, Биная - 4/44 бет.
а) У.Зухайли: Фатауа Муаасыра – 32 бет. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
Муслим, Иман – 134.
Имам Мухаммад Әбу Захра, Фәтәуә: Сиям.
Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
Доктор Проф. Али Жума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
Бакара - №187 аят.
Құран Кәрім, Бақара сүресі – 184 аят.
Мажмагуль Фикхиль Ислами ад-Дуали, 1997г, постановление 91-96, принятое в период 03 – 28 августа.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 sene
Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
Бухари, Саум, 1837-хадис.
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ .

Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.

Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:

1. путешествие;

Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر

«А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней] ». (сура Аль-Бакара: 184)

2. болезнь;

Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж » пишет об этом следующее:

«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму. То есть это такой вред, который дозволяет человеку делать таяммум вместо омовения (болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду, если он опасается, что вода может принести вред какому-либо его органу, допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой; или же он опасается, что его болезнь может затянуться. В нашем случае соблюдение поста подобно использованию воды.). Об этом имеется недвусмысленное утверждение Имама и Иджма. Такому больному дозволяется не поститься, даже если болезнь возникла по его собственной вине».

Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

3. беременность и кормление грудью;

Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.

Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.

В книге «Рахмат аль-умма » пишется, что все четыре имама сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.

Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.

Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.

Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.

4. старость;

Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.

Фидья это искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта . Мудд равен одной четверти саха . Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.

Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.

Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«Тем, которые могут поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день ». (сура Аль-Бакара: 184)

Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

5. сильная жажда и голод;

Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.

Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.

6. работа в тяжёлых условиях;

Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.

Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.

Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.

Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца

Для мусульманина держать уразу – это святая обязанность, но врачи советуют подойти к ней ответственно: готовиться заранее и соблюдать все рекомендации в течение месяца. Следует знать и то, что длительные и жесткие ограничения в пище полезны далеко не для каждого организма. Подробнее разобраться в этих вопросах нам помог заведующий гастроэнтерологическим отделением РКБ МЗ РТ, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РТ, врач-гастроэнтеролог Одинцова Альфия Харисовна.

Альфия Харисовна, как врач-гастроэнтеролог, что бы вы посоветовали постящимся?

Вообще больные с хроническими заболеваниями – любыми, не обязательно желудочно-кишечного тракта – прежде чем приступать к уразе обязательно должны посоветоваться со своим лечащим врачом. Потому что есть болезни, при которых ураза противопоказана.

В частности, человеку с каким заболеванием лучше не держать уразу?

Этот вопрос решает врач, у которого наблюдается пациент. Очень много хронических заболеваний почек, печени, легких, при которых врачи могут посоветовать воздержаться от уразы. Как гастроэнтеролог, среди заболеваний желудочно-кишечного тракта могу отметить болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, острые гепатиты, воспалительные заболевания кишечника. К последним относятся неспецифический колит и болезнь Крона. Пациентам с такими заболеваниями противопоказана ураза, наиболее благоприятным для их здоровья является четырехразовое питание. Для таких больных мы специально расписываем, что надо есть и в каком количестве. Только посоветовавшись с врачом со спокойной совестью можно держать уразу, в противном случае это чревато возникновением серьезных проблем со здоровьем.

Можно ли пренебрегать утренним приемом пищи (сухур)?

Утром обязательно нужно поесть и попить. Одноразовый прием пищи, да еще вечером; такой режим не физиологичен. Утренний прием пищи должен расцениваться как обычный завтрак, то есть должен быть достаточно полноценным, чтобы хотя бы как-то на целый день обеспечить организм энергией.

Разрешается ли ложиться спать сразу после утреннего приема пищи?

Врачи не рекомендуют этого делать. После приема пищи вырабатывается соляная кислота, а когда человек на полный желудок ложиться спать, усиливается вероятность заброса желудочно-кишечного содержимого в пищевод. Особенно это противопоказано больным гастроэзофагеальной рефлексной болезнью, потому что кислосодержимое желудка забрасывается и вызывает раздражение пищевода. Таким больным обычно мы даем карточку, где указывается, что он не должен ложиться спать в течение двух часов после еды.

Может ли ураза восприниматься как альтернатива диете или расцениваться как лечебное голодание?

Ни в коем случае нельзя рассматривать уразу как альтернативу каким-то диетам, потому что, на мой взгляд, это что-то духовное, и сопровождается чисто духовными практиками. Мне кажется, эти вещи нельзя ставить рядом. И вообще, если у человека есть желание сбросить лишний вес мы не рекомендуем ему голодать. Лучше ограничить употребление некоторых продуктов – есть часто и небольшими порциями. Потому что само по себе голодание это большой стресс для организма.

Поэтому многие набирают вес во время уразы?

Пища, съеденная до обеда, сжигается, не откладывается. Пища же съеденная после шести вечера откладывается в жировое депо. Чисто потому что существует такой закон, так работают гормоны человеческого организма.

Возможно ли развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта во время уразы?

Заболевания ЖКТ могут развиваться как во время стрессов, так и во время поста. Смена характера питания – длительное голодание может провоцировать развитие каких-то заболеваний. Об этом тоже надо помнить и если появляются какие-то боли нужно обязательно получить рекомендации врача, поинтересоваться, можно дальше держать или нет.

Люди какой возрастной категории чаще обращаются к гастроэнтерологу? С какими проблемами?

Мы работаем с пациентами от 16ти и старше. По возрастам обращаемость одинаковая, просто характер заболеваний разный. У молодых – чаще язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или такие тяжелые заболевания как язвенный колит или болезнь Крона. У пожилых людей чаще встречается рак, язвенная болезнь желудка. В целом, надо сказать, что из года в год растет число болезней ЖКТ у населения, количество пациентов увеличивается.

Почему это происходит?

Это, конечно, влияние экологии на здоровье человека. Причину многих болезней нельзя сказать, но считается, что играет роль наследственная предрасположенность, которая реализуется под воздействием факторов окружающей среды. Идет рост больных язвенным колитом и болезнью Крона. Больными становятся люди трудоспособного возраста.

Есть сигналы, которые могут дать понять человеку, что ему пора задуматься о состоянии своего желудочно-кишечного тракта?

К сожалению, к врачу часто обращаются на поздних стадиях болезни. А такие сигналы, конечно, имеются. Если есть непонятные повторяющиеся боли в животе, понос, жидкий стул, запоры, выраженная слабость, головокружение – обязательно нужно идти к врачу, хотя бы просто удостовериться, что нет причин для беспокойства. Если у кого-то отягощенная наследственность по раку желудка, то он находится в факторе риска и обязательно должен обратиться к врачу.

Беседовала Алсу Бадаева

www.info-islam.ru

Кому разрешается не держать уразу?

Меня очень интересует вопрос о посте в месяц Рамадан. Скажите, пожалуйста, какой категории людей разрешено не держать уразу? Я иногда бываю в разъездах, можно ли дать себе послабление в таком случае? (Аноним)

Одной из величайших отличительных особенностей Ислама является лёгкость и гибкость в вопросах возложения обязанностей на людей. Подтверждением этому служит, к примеру, аят о посте, в котором прямо говорится о лёгкости Ислама:

يريد الله بكم اليسر و لا يريد بكم العسر

«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения…» (сура Бакара, аят 185). Поэтому шариат позволяет отказаться от соблюдения поста, если человеку трудно поститься, или если для этого имеются другие уважительные причины.

Перечислим причины, в силу которых разрешается не поститься, но после чего пост следует обязательно возместить.

Ислам разрешает не соблюдать пост человеку, удаляющемуся от родных мест на расстояние не менее 86 км (согласно ханафитскому мазхабу). В подобном случае путнику разрешается не соблюдать пост во время Рамадана в течение всего времени путешествия. После завершения ему необходимо возместить все пропущенные дни поста. Путешествие считается завершённым либо после возвращения человека домой, либо в том случае, если он принимает решение остаться там, куда он направлялся, не менее чем на пятнадцать дней.

Аят Корана указывает на то, что путнику разрешается не соблюдать пост.

«و من كان مريضا أو علي سفر فعدة من أيام أخر ...»

«…а кто заболеет или будет находиться в пути, должен поститься столько же (дней, сколько их было пропущено) в другие дни» (Аль-Бакара, аят 185).

Однако если пост не причинит вреда путнику ему лучше поститься, поскольку всё равно он будет обязан возместить его впоследствии.

Во время Рамадана больному разрешается не поститься, если он опасается, что соблюдение поста приведёт к ухудшению его здоровья или задержит выздоровление. Основанием для подобных опасений могут служить какие-либо признаки или прошлый опыт, в том числе и опыт другого человека, который болел той же болезнью, или указания опытного врача.

Не каждому больному разрешается не соблюдать пост во время Рамадана, поскольку пост может стать причиной исцеления. Ведь наукой доказано, что пост является средством лечения многих болезней. Таким образом, не соблюдать пост разрешается лишь тем больным, которым противопоказано поститься.

  1. Беременность и кормление грудью

Ислам разрешает не соблюдать пост беременным и кормящим грудью женщинам, если женщина опасается, что пост может повредить ей самой или ребёнку. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха разрешил не соблюдать пост беременным женщинам, которые опасались за своё здоровье, а так же кормящим грудью, которые опасались за здоровье своих детей (ан-Насаи, Ибн Маджа).

Кроме того, кормящая женщина может не соблюдать пост, если врач предпишет ей принимать лекарства, необходимые для лечения младенца.

Постящемуся разрешается нарушить пост, если жажда или голод окажутся столь сильны, что у него возникнет опасение лишиться из-за этого жизни или рассудка. В подобных случаях пропущенный день поста следует впоследствии возместить. Что же касается искупительных действий, то совершать их обязательно лишь тогда, когда человек сам доводит себя до такой степени изнеможения, что это начинает угрожать его жизни или рассудку, не будучи вынужденным делать это. Вот почему во время Рамадана людям, занятым на тяжёлых работах, например, пекарям или жнецам, либо не следует работать так много, что это не позволит им довести пост до конца, либо, по возможности, заниматься своей работой в вечернее время.

Если же человек вынужден работать днём и у него нет возможности трудиться меньше обычного, например, в таких случаях, когда он нуждается в получении оплаты в полном объёме, когда наниматель, к которому он нанялся на определённый срок, не соглашается расторгнуть договор найма или когда он опасается, что выращенный им урожай погибнет или будет украден, и не может нанять никого, кто выполнил бы его работу, то в таком случае на нём не будет греха, он не будет обязан искупать нарушение поста из-за столь сильной жажды или голода, что это заставит его опасаться за свою жизнь. В подобных случаях человеку следует только возместить пропущенный день в то время, когда он не будет работать или в другой день.

Люди, вынужденные заниматься тяжёлым физическим трудом во время Рамадана, должны знать, что им следует не отказываться от поста с самого начала дня, а начинать соблюдать пост в надежде на то, что Всевышний поможет им довести его до конца. Даже если это и не осуществится, человек всегда может отвести от себя опасность путём утоления жажды или голода, однако не соблюдать пост с самого начала таким людям не разрешается.

Если человек, который нуждается в заработке, знает, что работа причинит ему вред, он может нарушить пост, однако делать это запрещается до тех пор, пока он не почувствует, что заболевает.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Месяц Рамадан и обязательный пост


Еще две недели, и по милости Аллаха мусульмане всего мира будут встречать благословенный месяц Рамадан – месяц поста, чтения Корана, когда награда за совершение благих деяний увеличивается многократно. Многие мусульмане будут в этом году в первый раз держать пост – поэтому, прежде всего, для них мы хотим составить эту небольшую памятку, сделанную в форме самых распространенных вопросов и ответов на них.

В первой части данной статьи рассказывается в общем - чем знаменателен этот месяц, когда верующим был предписан пост, кто освобождается от необходимости держать пост, в чем заключается пост и что нужно для его действительности. Ближе к началу месяца Рамадан мы, иншаАллах, опубликуем вторую часть статьи - где более подробно обсудим, какие действия нарушают и не нарушают пост и тому подобные вопросы.

Чем знаменателен месяц Рамадан?

Рамадан – это девятый месяц лунного календаря, именно в этом месяце нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться Откровение от Всевышнего Аллаха, первые аяты Корана. Во время этого месяца мусульмане держат пост («саум» по-арабски, «ураза» на тюркских и персидском языках).

Когда верующим было предписано держать пост в Рамадан?

Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Ша’бан, во втором году по хиджре. Само же предписание поста имело место и до Ислама, пост был предписан Всевышним и предыдущим народам, в частности, Ахлюль-китаб (иудеям и христианам), жившим до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал (смысл):

«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и былыми общинами является то, что мусульманам предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.

В каких аятах и хадисах говорится о необходимости поста?

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране сказал (смысл):

«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост…» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится:

«Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 8; «Сахих Муслим», № 16).

Есть хадис, в котором рассказывается, как к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, какой пост Всевышний предписал мне?», на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Соблюдение поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 1792; «Сахих Муслим», № 11).

Если человек не держит пост в Рамадан или отрицает его обязательность?

Соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из столпов (основ) Ислама, а также явным предписанием, обязательность которого известна каждому мусульманину. Поэтому тот, кто не постится, будучи убеждённым в том, что это не обязательно, – впадает в неверие (куфр). Тот же, кто не соблюдает пост, не имея на это уважительной причины, не отрицая обязательность его соблюдения, является фасиком (нечестивцем, грешником).

В чем заключается пост во время Рамадана?

Во время поста от рассвета (по календарю - это время начала намаза фаджр) и до захода солнца (когда начинается намаз магриб) мусульмане не должны есть, пить и вступать в супружескую близость. До рассвета и после заката все это разрешается.

Когда начинается месяц Рамадан в этом году?

Месяц Рамадан в 2016 году (для жителей России) начинается с захода солнца 5 июня (первый день поста 6 июня) и продлится до 4 июля (5-е июля - праздник Ид аль-Фитр).

Поскольку в каждой стране используют разные методы определения начала Рамадана - метод наблюдения за луной или астрономические расчеты, то в разных частях земного шара начало лунного месяца может различаться примерно на сутки.

Что такое сухур и ифтар?

Сухур – это трапеза перед началом поста, ифтар – вечерний прием пищи после окончания поста.

Прием пищи перед началом поста (сухур) является Сунной и весьма желателен. Ифтар – разговение после окончания поста – хотя бы глотком воды – считается обязательным, нельзя держать пост несколько дней подряд, без перерыва.

Что еще, кроме воздержания от приема пищи и супружеских отношений, нужно для действительности поста?

Чтобы пост человека был действителен, необходимо также мысленно выразить намерение, что человек собирается держать пост. Это может быть просто осознание того факта, что завтра человек будет держать пост. Также всякое действие или мысль, которые указывают на решимость поститься, будут считаться ниятом, как, например, сухур (принятие пищи незадолго до намаза фаджр), или внутреннее решение подняться ото сна, чтобы совершить сухур, или обильное потребление пищи во время ужина с целью освободить себя от принятия пищи незадолго до наступления намаза фаджр.

Когда нужно выражать намерение на пост?

Намерение будет действительным, если человек совершил его с ночи до наступления рассвета и незадолго до полудня (до намаза зухр). Намерение нужно совершать перед каждым днем поста. Как уже сказано выше, какие-то действия – к примеру, прием пищи перед рассветом – будут также считаться намерением.

Что нарушает пост?

Попадание в желудок пищи или воды (это может быть не только прием пищи, но и питательные инъекции или клизмы с питательным раствором), а также вдыхание дыма (курение – для курящих), интимные отношения, а также выход семени (поллюция) - для мужчин.

Кто не держит пост в Рамадан?

Пост в Рамадан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно-отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Также могут не держать пост беременные женщины и кормящие матери, путники (мусаффиры), больные, которые знают, что их состояние может ухудшиться из-за поста. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Шариатским путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км (по ханафитскому мазхабу). Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост - то есть, он вышел в путь после времени фаджр-намаза, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост.

Однако, пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время, в течение года, но желательно - до начала следующего Рамадана).

Что делать, если у человека какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи)?

Если человек знает (из собственного опыта или так установил надежный врач, желательно, мусульманин), что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему можно не держать пост. Если есть надежда, что его состояние улучшится, он может отложить пост на другое время (к примеру, на зиму или осень, когда дни будут короче). Если болезнь такого свойства, что улучшения не предвидится, то человек не держит пост вообще, вместо этого он должен выплатить т.н. фидия-садака, возмещение за пост (более подробно о ней - см. фетву ученого).

Нужно иметь в виду, что если наступит момент, что человек почувствует облегчение от болезни, что будет в состоянии держать пост, ему нужно будет возместить посты за все пропущенные им годы, даже если он отдавал денежное возмещение вместо поста.

Если человек забыл, что держит пост и съел что-то, его пост нарушается?

Нет, забывчивость пост не нарушает, однако ему следует сразу же прекратить это, как только он вспомнил, что держит пост.

Если же человек проглотил воду или пищу по ошибке - допустим, проглотил нечаянно воду во время омовения, зубную пасту, когда чистил зубы, то его пост становится недействительным, и такой день поста нужно будет восполнить позже.

Когда постящемуся дозволено прервать пост?

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Или если он болен и почувствовал, что ему необходимо принять лекарство (к примеру, у него случился приступ астмы или сильная головная боль). Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь, в противном случае, затянется.

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развилась какая-то болезнь, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка.

Если человек знает, что сегодня ему необходимо держать пост, но совершает что-то, что его нарушает (ест, пьет), без уважительных причин?

В таком случае он должен совершить т.н. каффара (искупление поста).

Каффара (искупление) необходимо, если человек съел, выпил что-то или вступил в интимные отношения не по забывчивости, зная о необходимости держать пост.

В качестве каффара за нарушение поста в Рамадан нужно держать пост 60 дней подряд (без перерыва), либо выплатить денежное возмещение (если держать пост невозможно по состоянию здоровья).

Если же человек просто пропускает день поста (не начиная держать пост в этот день) - испугавшись за свое здоровье, по лени, и т.д. - ему необходимо лишь восполнить этот день позже, без каффары. Каффара требуется лишь если пост был начат, но прерван без уважительных причин.

Также нужно иметь в виду, что обязанность держать пост возлагается на человека с момента булюг (полового созревания, для девочек - с первой менструации и для мальчиков - с первой поллюцией), так что если человек по какой-то причине не начал держать пост в этом возрасте - по невежеству, отсутствию знаний или религиозного воспитания, ему нужно восполнить пропущенные посты. Это можно сделать в любое время года, подряд или вразбивку, кроме дней, когда держать посты не желательно или запрещено (как дни праздников).

Продолжение - месяц Рамадан и обязательный пост (женские вопросы).

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр и книги «Пост по ханафитскому мазхабу», выпущенной в Казани в 2013 году.

annisa-today.ru

9 мифов о посте в месяц Рамадан

Мусульмане всего мира встретили долгожданный священный месяц Рамадан, а вместе с ним и пост – Ураза. Из года в год в сознании мусульман формируются все новые заблуждения, связанные с постом в Рамазан. В этой статье собраны самые популярные мифы, которые витают в нашем постсоветском обществе.

1. Уразу можно держать по одному дню в начале, середине и конце месяца

Такой пост считается неполноценным, поскольку Ураза длится 29 или 30 дней. И все эти дни необходимо держать. А за каждый пропущенный день без причины, надо передержать 60 дней!

2. Ураза способствует похудению и соблюдать пост можно в качестве диеты

Основным в соблюдении поста должно быть намерение поклонения Аллаху. Держать пост только ради того, чтобы похудеть, является грехом.

3. Нельзя глотать слюну во время поста

Слюна является естественным выделением организма, поэтому запрета глотать слюну не существует.

4. Пост не засчитывается, если не сделать сухур (прием пищи еда до начала поста − закрытие разговения)

Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета (на сухур), то это никак не влияет на действительность его поста. Он может спокойно держать пост.

5. Пост не засчитывается тем, кто не читает намаз во время поста

Такой пост засчитывается, потому что пост и намаз – это два отдельных поклонения. Пост без намаза будет полным, но образ мусульманина при этом будет несовершенным.

6. Если постящийся случайно или по забывчивости поел или попил, то его пост нарушается

Не нарушает пост случайное попадание в рот еды или воды либо по забывчивости. Вы должны прекратить прием пищи или воды сразу, как только вспомнили, и продолжить пост.

7. Пост портит сделанный укол, прививка

Не портит, если в состав укола не входят подпитывающие или поддерживающие витамины, глюкоза и т. д. Разрешаются инъекции, необходимые для планового лечения, например пенициллина или инсулина, но без витаминов.

8. «Возмещать» пропущенные дни поста нужно сразу же после окончания месяца Рамадан

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, запретил держать любой пост в Ураза-байрам и Курбан-байрам. Возмещать пост можно вплоть до наступления следующего Рамадана. Человек может возместить пост в любой день на протяжении этого срока. Возмещать можно как по отдельности, так и все дни друг за другом.

9. Во время поста нельзя купаться, плавать в бассейне, так как попадание воды в уши и нос нарушает пост

Принимать душ, полоскать рот, купаться в бане, в море или реке во время поста не запрещается, но порицается, так как при этом необходимо соблюдать одно важное условие: не проглатывать воду. Если вода попала в уши, не страшно, поскольку через ухо она никак не проникнет в желудок.

Наступил Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза — время обязательного поста, вменённого Аллахом каждому верующему в Коране. Пользу уразы с точки зрения медицины раскрыл врач, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ГАУЗ «Высокогорская ЦРБ», Бариев Радиф Ракипович.

Радиф Ракипович, как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и возместить позже, либо, если болезнь неизлечима, накормить бедняков за каждый день поста. Как именно определить эту границу, когда поститься уже не следует?
Вопрос непростой. Для того, чтобы ответить на него, следует пояснить, что такое ураза, ведь это не только воздержание от пищи. Не менее важны и другие составляющие поста. Ураза мусульман состоит из трёх частей: пост физический — когда постится его тело от материальной пищи; пост духовный — воздержание от соблазнов, таких как курение, и половое воздержание; и пост разума — когда разум человека постится от суетной информации материального мира — от сплетен, газет, телевизора, и т.п., и работает с Кораном — Книгой, каждая строчка которой полна глубокого смысла и непреходящей мудрости! И если на это посмотреть с точки зрения медицины, то эти три части поста соответствуют трём видам биоритмов: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Надо сказать, что из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в человеческом организме наибольшее значение для него имеют именно эти три индивидуальных многодневных биоритма, определяющие его физические возможности, эмоциональное (душевное) состояние, интеллектуальные (разумные) способности.
Если мусульманин в силу каких-либо объективных причин не может воздерживаться от пищи и питья, то ему следует сделать упор именно на другие составляющие поста, это очистит его разум и душу и приведёт в норму биоритмы. Здесь трудно дать какую-то конкретную рекомендацию, когда можно соблюдать пост, а когда — уже нет. Каждый определяет для себя интуитивно, обращаясь к Аллаху.

Какие болезни могут быть противопоказанием к посту и требуют консультации врача перед Рамаданом?
С точки зрения медицины существуют болезни, при которых нежелательно соблюдать пост. В первую очередь, это сахарный диабет.
Затем, я бы не советовал воздержание от приёма пищи и воды больным с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью третьей стадии, особенно в жару. Потому что у таких больных вследствие недостаточного поступления жидкости может случиться обезвоживание, сгущение крови и, как следствие, осложнения — инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Конечно же, существует много заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда ураза противопоказана: это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, острые гепатиты.
Нежелательно также голодание в период любых острых инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, когда высок риск обезвоживания. Вообще, если имеются какие-либо хронические заболевания, необходимо посоветоваться с врачом. И тогда, будучи уверенным, что пост не повредит здоровью, можно держать уразу.

Как правильно организовать режим дня во время поста, чтобы переносить пост было легче, ведь летом — длинные и жаркие дни?
По поводу режима дня какие-то универсальные рекомендации, наверное, дать сложно, потому что все мы разные, кто-то работает днём, кто-то в ночную смену, а кто-то целый день находится дома. В жару, конечно же, нежелательно пребывать под палящими лучами солнца. Ходить надо с покрытой головой (мужчин тоже касается). Во избежание перегревания одежда должна быть свободная и только из натуральных материалов. Можно принимать чаще прохладный душ.

Сколько нужно выпивать жидкости и когда это правильнее делать? Сразу после ифтара или позже? И ведь на ночь пить вредно, как успеть выпить достаточное количество воды, чтобы не было обезвоживания? Сколько надо выпить утром, во время сухура? Как «удержать» жидкость в организме, чтобы этого хватило на весь день?
Жидкости человеку в сутки требуется не менее 1 литра. В жару, конечно, эта цифра больше — до 2,5 литров, так как много воды выводится с потом. Я бы не советовал всю жидкость выпивать в один приём после ифтара, лучше распределить равномерно. Во время сухура нежелательно пить кофе и крепкий чай. Они, наоборот, усиливают жажду. Для того, чтобы не было сильной жажды, лучше в уразу избегать различных деликатесов, они, как правило, содержат слишком много соли, да к тому же различные вредные добавки.
Лучше за 15-30 минут до приёма пищи выпить 1-2 стакана чистой воды, а после еды — травяной или некрепкий зелёный чай.

Какие симптомы должны насторожить и заставить прервать пост и обратиться к врачу, а какие можно перетерпеть, просто полежав, отдохнув?
Воздержание от пищи часто сопровождается слабостью, утомляемостью, лёгкой сонливостью. Это состояние можно считать нормальным для постящегося. Может быть лёгкое головокружение, тогда лучше прилечь, отдохнуть. Если головокружение усиливается, появляются «мушки» перед глазами, резкая слабость, то лучше прервать уразу, выпить сладкий чай, полежать, это симптомы пониженного давления.
Если появилась нарастающая головная боль (обычно локализуется в области лба), тошнота, мучительная жажда, резкая сухость во рту и глотке, мышечные боли, судороги, повышается температура тела, появляются изменения в поведении — резкое возбуждение или, наоборот, сонливость. При этом кожа легко собирается в складки, которые медленно расправляются, глазные яблоки запавшие — это признаки сильного обезвоживания организма, которые требуют неотложной помощи. Конечно же, в этом случае необходимо прервать уразу и срочно вызвать врача.

Если человек постоянно принимает какие-либо лекарства, можно ли их прием перенести на ночное время?
Здесь всё зависит оттого, какие лекарства и сколько раз в день он принимает. Если, например, лекарство предназначено для приёма один раз в сутки, можно принимать его во время сухура или ифтара, но всегда в одно и то же время. Если же препарат назначен 4-5 раз в сутки, то отложить приём на ночь нельзя, так как для успешного лечения нужно, чтобы концентрация препарата в крови была одинакова в течение суток. И если для человека жизненно необходимо постоянно принимать эти лекарства, то в этом случае уразу ему держать не рекомендуется.
Вопрос, который волнует многих женщин: во время поста из-за смены режима питания часто происходит набор веса. Как с этим справиться?
За время уразы можно как прибавить в весе, так и потерять. Прибавка в весе часто бывает связана с избыточным приёмом пищи после шести вечера. Так уж устроен наш организм: всё, что съедено на завтрак, расходуется в течение дня, а то, что съели на ужин — откладывается в виде жира. Надо настроиться прежде всего на то, что ураза — это очищение, и за этот период обычно всё лишнее, что накопилось за год в организме человека, сгорает. Ураза также способствует восстановлению нарушенных функций, поэтому женщинам не стоит бояться прибавки в весе, постепенно всё придёт в норму.
Для того, чтобы пост переносился легче и без ущерба для здоровья, рекомендуется употреблять легкую пищу, без излишеств. Обязательно — свежие фрукты и овощи, так как клетчатка помогает избавиться от накопившихся шлаков. Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и Приветствует) рекомендовал разговляться одним, тремя или пятью финиками, запивая их водой. Под легкой пищей подразумевается та, что легко усваивается организмом, т.е. преимущественно растительная.
Сюда же относятся и всевозможные злаки - они несут в себе необходимое количество каллорий. Ведь не зря же на завтрак испокон веков готовят кашу. Она дает заряд на целый день. Достаточное количество белка можно обеспечить за счет кисломолочных продуктов, сыра, орехов. А вот мясными деликатесами в уразу лучше не злоупотреблять. Мясо требует энергетических затрат на усвоение и дополнительное количество воды, а также способствует накоплению токсинов, поэтому после употребления мяса всегда хочется больше пить. По этой причине именно во время поста мяса надо есть меньше. Раньше мясо ели только по праздникам, а в наше время оно стало присутствовать в ежедневном рационе.
И, конечно же, необходимо соблюдать основные принципы здорового питания: это отказ от рафинированных продуктов, в коих уже ничего полезного не остается — это хлеб и кондитерские изделия из муки высшего сорта, белый рис, белый сахар, рафинированное растительное масло и т. д. Как известно, беременным и кормящим разрешается не поститься, если они опасаются за здоровье. Но некоторые все же решаются и держат пост. Как вы считаете, если женщина чувствует себя при этом хорошо, можно ли ей поститься?
Думаю, если Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и Приветствует) позволил женщинам не держать пост во время беременности и кормления грудью, значит на это есть серьёзное основание. Как врач, я бы рекомендовала серьёзно подойти к вопросу об уразе, тем более в жаркие летние месяцы, когда высок риск обезвоживания не только матери, но и плода. Ведь можно сделать упор на другие составляющие поста — очищение души и разума.
Приветствуется участие в благотворительности. Ведь даже в наше время сколько людей рядом с нами голодает! Но каждая мусульманка вольна принимать решение самостоятельно. И на всё воля Аллаха.

По окончании поста нужно ли как-то постепенно менять режим питания и режим дня или можно сразу возвращаться к привычному графику?
Сразу к привычному графику вернуться трудно, но в течение нескольких дней, как правило, всё возвращается «на круги своя». Здесь следует отметить, что питание — важнейший биологический фактор, от которого в значительной степени зависит развитие всех функций человеческого организма. Недаром говорят: человек есть то, что он ест. И главное — соблюдать умеренность в еде не только в период уразы. Запретность излишества в еде содержится в аяте Корана:«...ешьте и пейте, но не излишествуйте» (7:31).
Если для человека будет нормой такое питание, то и здоровье он сохранит, и ураза будет переноситься легче.



Понравилась статья? Поделитесь ей