Контакты

Управление финансово-промышленной группой. Правовой статус центральной компании. Высшим органом управления фпг является

Правовой статус центральной компании

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.

Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров.

Центральная компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация осуществляется дважды:

регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;

регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности финансово-промышленной группы банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ. В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания ФПГ:

выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. Постановлением Правительства от 9 января 1997 г. N 24 установлен Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ. Помимо этого центральная компания предоставляет отчетность отдельно по своей деятельности. ФПГ может быть также признана консолидированной группой налогоплательщиков;

готовит ежегодный отчет о деятельности группы. Этот отчет рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития) и публикуется в срок не позднее 90 дней после окончания финансового года. Отчет составляется после проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторскую проверку оплачивает центральная компания ФПГ;

выполняет в интересах участников отдельные банковские операции в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях юридических лиц (см. табл. 4).

Таблица 4

Центральная компания -
хозяйственное общество

Центральная компания -
ассоциация (союз) юридических лиц

Коммерческая организация,
основной целью деятельности которой является извлечение прибыли

Некоммерческая организация, которой
вопреки общим правилам ст. 50 ГК РФ
запрещено самостоятельно заниматься предпринимательской деятельности
(ст. 121 ГК РФ)

Участники
хозяйственного общества не несут ответственности
по его обязательствам и рискуют только потерей оплаченных ими вкладов в
уставный капитал

Участники

Члены ассоциации
(союза) несут по ее (его)
обязательствам субсидиарную
ответственность

Участники
центральной компании несут солидарную
ответственность по ее обязательствам

ФПГ оказывается государственная поддержка, например, предоставляются следующие льготы:

зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ;

предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы;

передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;

предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций;

Центральный банк РФ может снижать нормы обязательного резервирования для повышения инвестиционной активности ФПГ.

Проверь себя

1. ФПГ - это:

  • 1) ассоциация юридических лиц - некоммерческая организация;
  • 2) холдинговая компания;
  • 3) группа лиц, не имеющая статуса юридического лица.
  • 2. Какие из перечисленных лиц могут быть участниками ФПГ?
  • 3) общественные объединения.
  • 3. Инициативными участниками ФПГ являются:
  • 1) производственные предприятия;
  • 2) инвестиционные фонды;
  • 3) кредитные организации, банки.
  • 4. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?
  • 1) страховые компании;
  • 2) кредитные организации, банки;
  • 3) торговые дома.
  • 5. Какой государственный орган осуществляет регистрацию ФПГ?
  • 1) Министерство юстиции;
  • 2) Минэкономразвития;
  • 3) Министерство финансов.
  • 6. Высший орган управления ФПГ - это:
  • 1) совет холдинга;
  • 2) общее собрание участников;
  • 3) совет управляющих.
  • 7. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?
  • 1) товарные биржи;
  • 2) производственные предприятия;
  • 3) страховые компании.
  • 8. Какие из перечисленных лиц не могут быть участниками ФПГ?
  • 1) индивидуальные предприниматели;
  • 2) хозяйственные товарищества;
  • 3) производственные кооперативы.
  • 9. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:
  • 1) инвестиционного фонда;
  • 2) союза юридических лиц;
  • 10. Центральная компания ФПГ не может быть создана в форме:
  • 1) ООО;
  • 2) союза юридических лиц;
  • 3) некоммерческого партнерства.
  • 11. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:
  • 1) ассоциации юридических лиц;
  • 2) автономной некоммерческой организации;
  • 3) некоммерческого партнерства.
  • 12. В какой срок после окончания финансового года публикуется годовой отчет о деятельности ФПГ?
  • 1) до 1 апреля;
  • 2) до 1 июня;
  • 3) до 30 июня.
Главная > Учебно-методический комплекс

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы. Центральная компания - это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании финансово-промышленной группы государственная регистрация осуществляется дважды: регистрируется центральная компания финансово-промышленной группы в реестре юридических лиц; регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп. Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются: - зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же финансово-промышленной группы; - предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы; - передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы; - предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций; - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам. Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок предоставления мер поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с приоритетами в промышленной и социальной политике, заявляемыми им ежегодно, одновременно с представлением проекта федерального бюджета на соответствующий год, и отчитывается о результатах их применения при отчете об исполнении федерального бюджета. Полномочный государственный орган вправе не чаще чем один раз в год потребовать отчет о деятельности финансово-промышленной группы и назначить ее аудиторскую проверку. Проверка, проводимая по инициативе полномочного государственного органа, проводится за его счет. Участники финансово-промышленной группы обязаны предоставлять полномочному государственному органу по его запросу любую информацию по отдельным вопросам текущей деятельности финансово-промышленной группы. В зависимости от характера и степени нарушения полномочный государственный орган может: - предложить участникам финансово-промышленной группы устранить выявленные недостатки и установить сроки их устранения; - обратиться в Правительство Российской Федерации, соответствующий орган субъекта Российской Федерации с предложением о лишении финансово-промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер поддержки; - принять меры по привлечению к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в его нарушении; - обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы. О каждом из перечисленных действий полномочный государственный орган информирует Правительство Российской Федерации.

Тема 12

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

    Понятие, объективные предпосылки возникновения и развития холдингов. Место холдингов в системе участников предпринимательских отношений. Нормативная основа создания и деятельности холдингов.
Холдинговые компании - это «держательские» организации, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. В составе такой группировки предприятий основное предприятие («материнская» компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий. Холдинговая компания - это юридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой компании или компаний и управление этими компаниями. Здесь и далее под «контрольным пакетом акций» понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления. Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальными органами с учетом конкретных особенностей учредительных документов и структуры капитала предприятий. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой компании. Холдинговая компания имеет право в соответствии с действующим законодательством осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении. Дочернее предприятие, независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме, включая залог и траст (доверительную собственность). Холдинговые компании создаются для содействия кооперации предприятий-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Не допускается передача холдинговой компании или какому-либо из ее дочерних предприятий прав на сбыт третьим лицам продукции (работ, услуг) дочерних предприятий холдинговой компании (за исключением экспортных операций), а также регулирование холдинговой компанией в какой-либо форме цен на указанную продукцию (работы, услуги). Холдинговые компании создаются с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов. Создание холдинговых компаний не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Если холдинговая компания признана монополией по определенной группе однородных или взаимозаменяемых продуктов (товаров, работ, услуг), включена в реестр предприятий-монополистов по этой группе и реализует свое доминирующее положение на рынке посредством диктата цен, на нее и на ее дочерние предприятия, производящие продукты указанной группы, распространяется действие санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством. Не допускается создание холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном рынке определенной группы однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35% общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение предприятий) или подведомственными одному органу государственного управления. Создание холдинговых компаний не допускается в следующих сферах деятельности (отраслях): - торговле товарами производственно-технического назначения (материально-техническое снабжение) и потребительскими товарами; - сельскохозяйственном производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства; - общественном питании и бытовом обслуживании населения; - транспорте (кроме железнодорожного, трубопроводного транспорта и предприятий, осуществляющих исключительно международные перевозки). В целях ограничения монополистической деятельности и развития конкуренции Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом могут совместным решением определять и другие сферы деятельности (отрасли), в которых не допускается создание холдинговых компаний. Создание холдинговой компании на основе государственных предприятий, на приватизацию которых наложены ограничения в соответствии с Государственной программой приватизации, не допускается до отмены этих ограничений соответствующими органами государственного управления. Создаваемые холдинговые компании не могут быть правопреемниками ранее существовавших концернов, корпораций, союзов, ассоциаций (в том числе государственных) или иных объединений предприятий, а также органов государственного управления. Комитеты, в качестве учредителей холдинговых компаний, вправе устанавливать в их уставах ограничения на характер предпринимательской деятельности и пределы правомочий по принятию решений, влияющих на деятельность дочерних предприятий, на основе рекомендаций Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальных органов. Преобразование предприятия (подразделения) в дочернее предприятие допускается только с согласия его трудового коллектива, выраженного голосами более 1/2 всех работников и принятого решением общего собрания или подтвержденного подписными листами. Финансовой холдинговой компанией признается холдинговая компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. В состав активов финансовой холдинговой компании могут входить только ценные бумаги и иные финансовые активы, а также имущество, необходимое непосредственно для обеспечения функционирования аппарата управления холдинговой компании. Холдинговая компания, состав активов которой в момент учреждения не соответствует указанному требованию, обязана в течение одного года с момента государственной регистрации осуществить действия, необходимые для его выполнения либо для снижения доли ценных бумаг и иных финансовых активов до уровня, не превышающего 50% капитала компании. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия арбитражным судом решения о ликвидации компании. Финансовые холдинговые компании вправе вести исключительно инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для них не допускаются. Комитеты не вправе вносить в уставный капитал финансовых холдинговых компаний находящиеся в государственной собственности пакеты акций акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий (объединений), составляющие более 20% их уставного капитала. Финансовая холдинговая компания не вправе вмешиваться в производственную и коммерческую деятельности дочерних предприятий. Представители финансовой холдинговой компании могут принимать участие только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение представителей финансовой холдинговой компании в состав советов директоров и иных органов управления дочерними предприятиями не допускается. Финансовая холдинговая компания не вправе совершать сделки с принадлежащими ей акциями иначе, как на организованном рынке ценных бумаг (фондовой бирже). Сделки с акциями, не зарегистрированные в установленном порядке на фондовой бирже, признаются недействительными. Холдинговые компании могут быть созданы: при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий; при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий; при учреждении новых акционерных обществ. Поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией (если это не имело места ранее), а поглощаемое - ее дочерним предприятием. Поглощение предприятия не допускается в следующих случаях: а) если поглощаемое предприятие и холдинговая компания или другие ее дочерние предприятия реализуют третьим лицам аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги); б) если холдинговая компания или какие-либо из ее дочерних предприятий являются потребителями товара (вида работ, услуг), производимого поглощаемым предприятием, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35% либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первыми соответствующего товара (вида работ, услуг); в) если поглощаемое предприятие осуществляет сбыт товара (вида работ, услуг), производимого холдинговой компанией или каким-либо из ее дочерних предприятий, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последних. Слияние предприятий (независимо от размеров их уставного капитала) не допускается в следующих случаях: а) если сливающиеся предприятия реализуют аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги) и их совокупная доля на соответствующем рынке превышает 35% либо если их слияние приводит к расширению рынка, на котором действует какое-либо из них; б) если одно из сливающихся предприятий является потребителем товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35% либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первым соответствующего товара (вида работ, услуг); в) если одно из сливающихся предприятий осуществляет сбыт товара (вида работ, услуг), производимого другим, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последнего. Холдинговые компании обязаны ежеквартально публиковать в общедоступной периодической печати свои балансы, счета прибылей и убытков, а также полные сведения о принадлежащих им акциях (долях участия в капитале) других предприятий в форме, устанавливаемой Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом со согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной компании, т.к. инвестиционная компания вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания - с целью получения контроля над их деятельностью. Основными преимуществами образования холдингов являются: распределение коммерческих рисков; возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юридическими лицами. В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных обществ. Порядок их организации и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации. Данный порядок регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Холдинг обладает следующими признаками субъекта предпринимательской деятельности: 1.государственная регистрация. 2. правоспособность. 3. обособленное имущество. 4. ответственность. Холдинг может быть также образован в рамках финансово-промышленной группы согласно Федеральному закону «О финансово-промышленных группах».

Тема 13

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Понятие внешнеторговой деятельности. Основные способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенно-тарифное регулирование. Нетарифные методы. Экспортный контроль. Государственная монополия. Защитные меры. Запрет экспорта отдельных видов товаров.
В целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация осуществляет контроль за внешнеторговой деятельностью. Внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: 1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; 2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; 3) единство таможенной территории Российской Федерации; 4) взаимность в отношении другого государства (группы государств); 5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации; 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации; 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится: 1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации; 2) защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц; 3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации; 4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними; 5) определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду; 6) определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней; 7) координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации; 8) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации; 9) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; 10) учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах; 11) участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями; 12) определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; 13) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации; 14) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности. В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях. Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать: 1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации; 2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо: а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения; б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара; в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  1. Е. В. Соломонов предпринимательское право учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс

    Предпринимательское право. Учебно-методический комплекс. Авторы: Е.А. Грызыхина, Е.Л. Невзгодина, Е.В. Соломонов. Омск. ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. 2005.

  2. Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Составитель: воропанов в. А., к и. н

    Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс «История отечественного государства и права» разработан для студентов специальности 021100 «юриспруденция» очного и заочного отделений Челябинского филиала Университета Российской академии образования.

  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы Теории и практики радиосвязи» Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии

    Учебно-методический комплекс

    Название дисциплины: учеб.-метод. комплекс по дисциплине Основы теории и практики радиосвязи для студентов специальности Экономика и управление на предприятии / сост.

Полномочия органов управления финансово-промышленной группы не распространяются на всю коммерческую деятельность ее участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта об­щая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объ­единенных для достижения этих целей активов.

Высшим органом управления финансово-промышленной груп­пой является совет управляющих, в который входят представите­ли всех участников ФПГ. Формирование совета управляющих происходит по типу той организационно-правовой формы, в ко­торой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-пра­вовой форме акционерного общества. В этом случае совет управ­ляющих будет действовать как общее собрание акционеров. Проводя аналогию между управлением акционерным обществом и финан­сово-промышленной группой, можно сказать, что совет управ­ляющих ФПГ является аналогом общего собрания акционеров, а центральная компания играет роль исполнительного органа.

Центральная компания - юридическое лицо, которое мо­жет создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания, как правило, является инве­стиционным институтом, поэтому исходя из задач формирова­ния ФПГ трудно представить, чтобы она не осуществляла предпринимательскую деятельность. В этой связи создание центральной компании в организационно-правовой форме ассо­циации вряд ли целесообразно. Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциа­ция (союз) юридических лиц является единственной формой не­коммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую дея­тельность.

Центральная компания подлежит государственной регистра­ции в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная реги­страция может осуществляться дважды: сначала регистрируется центральная компания в Едином государственном реестре юри­дических лиц, а затем - сама финансово-промышленная группа в государственном реестре ФПГ, который ведет Минэкономраз­вития России.

Надо сказать, что участники будущей финансово-промыш­ленной группы могут специально не создавать центральную ком­панию, а поручить выполнение ее функций уже существующей организации, в которой имеется доля участия каждого из них.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова «центральная компания финансово-промышленной группы», о чем направляет уведом­ление в регистрирующий орган (соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы). Изменения в учредительных документах юридических лиц регистрируются в уведомитель­ном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. На сегодняшний день уведомительная процедура регистрации используется только для изменений в уставе хозяйственного об­щества, связанных с созданием филиалов и представительств. Формуляры документов, используемых в процессе государст­венной регистрации юридических лиц, также не предусматри­вают уведомлений для регистрации изменений фирменного наименования организации . Поэтому в свете действующего законодательства правильнее говорить, что центральная компа­ния должна зарегистрировать изменение своего фирменного наименования, а не просто уведомить об этом регистрирующий орган.

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. И это действительно эффектив­но в связи с тем, что помимо финансирования деятельности ФПГ, банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претен­дуют на право управления финансами всех участников группы, в этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, что невозможно, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Если центральная компания является банком или кредитной организацией, она может выполнять в ин­тересах участников группы отдельные банковские операции.

Центральная компания выступает от имени всех участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью груп­пы, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы и отвечает за правильность ведения консолидированной отчетности. Центральная компания готовит ежегодный отчет о деятельности группы, который рассылается всем участникам груп­пы, уполномоченному государственному органу (Минэкономраз­вития России), а также публикуется в срок не позднее 90 дней по окончании финансового года. Отчет составляется после независи­мой аудиторской проверки деятельности финансово-промыш­ленной группы, которую оплачивает центральная компания ФПГ.

Поскольку финансово-промышленная группа не пользуется правами юридического лица, в гражданских правоотношениях она выступает через свою центральную компанию, учрежденную всеми участниками или являющуюся по отношению к ним основ­ным обществом. Участники группы несут солидарную ответст­венность по обязательствам, возникшим в результате деятель­ности центральной компании. Это правило корреспондирует с положениями п. 2 ст. 1047 ГКРФ о том, что участники дого­вора о совместной деятельности (простого товарищества) отве­чают солидарно по всем общим обязательствам. Здесь следует обратить внимание на понятие «общие обязательства», означаю­щее, что повлечь солидарную ответственность участников ФПГ могут не все обязательства центральной компании, а только непо­средственно связанные с деятельностью финансово-промышленной группы.

Надо сказать, что специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хо­зяйственных обществах и ассоциациях (союзах) юридических лиц. Так, участники хозяйственного общества не отвечают по его обяза­тельствам и рискуют в предпринимательской деятельности только потерей оплаченных ими вкладов в уставном капитале. Члены ассоциации (союза) юридических лиц отвечают по обязательст­вам созданной организации субсидиарно. Если же ассоциация (союз) или хозяйственное общество выполняют функции цен­тральной компании финансово-промышленной группы, то все участники ФПГ (учредители центральной компании) отвечают по ее обязательствам солидарно.

Еще одно несоответствие можно отметить в структуре хол­динговой модели финансово-промышленной группы. В такой ФПГ центральная компания как отдельное юридическое лицо не создается, ее функции выполняет основное общество. В соответ­ствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ дочернее общество не отвечает по дол­гам основного общества, а в финансово-промышленной группе дочерние компании солидарно отвечают по обязательствам сво­его основного общества.

Несмотря на отмеченные противоречия, следует сказать, что за­конодательство о финансово-промышленных группах носит специ­альный характер и поэтому имеет приоритет перед общими нор­мами Гражданского кодекса РФ.

Изначально предполагалось, что финансово-промышленным группам будут оказываться меры государственной поддержки. Среди этих мер законодательство называет: зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ;

предоставление участникам группы права самостоятельно опреде­лять сроки амортизации оборудования и накопления амортизаци­онных отчислений с направлением полученных средств на дея­тельность группы; передача в доверительное управление централь­ной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы; предоставление государст­венных гарантий для привлечения инвестиций и др.

Однако на практике эти льготы не предоставляются, и мож­но сказать, что отсутствие государственного протекционизма - одна из причин, не позволивших ФПГ стать более распростра­ненными и влиятельными формами предпринимательских объе­динений.

Еще по теме § 2. Управление финансово-промышленной группой. Правовой статус центральной компании:

  1. § 2. Особенности финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации
  2. 13.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЗДАНИИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИИ
  3. 3.2 Приоритеты развития и государственная поддержка финансово-промышленных групп
  4. 29.4. Финансово-промышленные группы как новая форма предпринимательской деятельности
  5. 14. Правовой статус Центрального банка РоссийскойФедерации
  6. 4.5.Специфика правового статуса транснациональных компаний
  7. Глава 13. Транснациональные монополии и финансово-промышленные группы в системе мирохозяйственных связей
  8. Глава 20МЕСТО И РОЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ФИНАНСОВО- ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ
  9. ГРУППА А: Признаки данной компании или отрасли (6 переменных)
  10. Стратегические преимущества финансово­промышленных групп

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

Полномочия органов управления финансово-промышленной группы не распространяются на всю коммерческую деятельность ее участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в который входят представители всех участников ФПГ. Формирование совета управляющих происходит по типу той организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать как общее собрание акционеров. Проводя аналогию между управлением акционерным обществом и финансово-промышленной группой, можно сказать, что совет управляющих ФПГ является аналогом общего собрания акционеров, а центральная компания играет роль исполнительного органа.

Центральная компания - юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания, как правило, является инвестиционным институтом, поэтому исходя из задач формирования ФПГ трудно представить, чтобы она не осуществляла предпринимательскую деятельность. В этой связи создание центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли целесообразно. Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация может осуществляться дважды: сначала регистрируется центральная компания в Едином государственном реестре юридических лиц, а затем - сама финансово-промышленная группа в государственном реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России.

Надо сказать, что участники будущей финансово-промышленной группы могут специально не создавать центральную компанию, а поручить выполнение ее функций уже существующей организации, в которой имеется доля участия каждого из них.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова «центральная компания финансово-промышленной группы», о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы). Изменения в учредительных документах юридических лиц регистрируются в уведомительном порядке в случаях, предусмотренных законодательством.

На сегодняшний день уведомительная процедура регистрации используется только для изменений в уставе хозяйственного общества, связанных с созданием филиалов и представительств. Формуляры документов, используемых в процессе государственной регистрации юридических лиц, также не предусматривают уведомлений для регистрации изменений фирменного наименования организации. Поэтому в свете действующего законодательства правильнее говорить, что центральная компания должна зарегистрировать изменение своего фирменного наименования, а не просто уведомить об этом регистрирующий орган.

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. И это действительно эффективно в связи с тем, что помимо финансирования деятельности ФПГ, банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников группы, в этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, что невозможно, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Если центральная компания является банком или кредитной организацией, она может выполнять в интересах участников группы отдельные банковские операции.

Центральная компания выступает от имени всех участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы и отвечает за правильность ведения консолидированной отчетности. Центральная компания готовит ежегодный отчет о деятельности группы, который рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития России), а также публикуется в срок не позднее 90 дней по окончании финансового года. Отчет составляется после независимой аудиторской проверки деятельности финансово-промышленной группы, которую оплачивает центральная компания ФПГ.

Поскольку финансово-промышленная группа не пользуется правами юридического лица, в гражданских правоотношениях она выступает через свою центральную компанию, учрежденную всеми участниками или являющуюся по отношению к ним основным обществом. Участники группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании. Это правило корреспондирует с положениями п. 2 ст. 1047 ГК РФ о том, что участники договора о совместной деятельности (простого товарищества) отвечают солидарно по всем общим обязательствам. Здесь следует обратить внимание на понятие «общие обязательства», означающее, что повлечь солидарную ответственность участников ФПГ могут не все обязательства центральной компании, а только непосредственно связанные с деятельностью финансово-промышленной группы.

Надо сказать, что специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях (союзах) юридических лиц.

Так, участники хозяйственного общества не отвечают по его обязательствам и рискуют в предпринимательской деятельности только потерей оплаченных ими вкладов в уставном капитале. Члены ассоциации (союза) юридических лиц отвечают по обязательствам созданной организации субсидиарно. Если же ассоциация (союз) или хозяйственное общество выполняют функции центральной компании финансово-промышленной группы, то все участники ФПГ (учредители центральной компании) отвечают по ее обязательствам солидарно.

Еще одно несоответствие можно отметить в структуре холдинговой модели финансово-промышленной группы. В такой ФПГ центральная компания как отдельное юридическое лицо не создается, ее функции выполняет основное общество. В соответствии с п. 2 ст. 105 ГК РФ дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, а в финансово-промышленной группе дочерние компании солидарно отвечают по обязательствам своего основного общества.

Несмотря на отмеченные противоречия, следует сказать, что законодательство о финансово-промышленных группах носит специальный характер и поэтому имеет приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Изначально предполагалось, что финансово-промышленным группам будут оказываться меры государственной поддержки.

Среди этих мер законодательство называет: зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ; предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы; передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы; предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций и др.

Однако на практике эти льготы не предоставляются, и можно сказать, что отсутствие государственного протекционизма - одна из причин, не позволивших ФПГ стать более распространенными и влиятельными формами предпринимательских объединений.

§ 3. Управление деятельностью финансово-промышленных групп

1. Высший орган управления финансово-промышленной груп­пы - совет управляющих, включающий представителей всех участ­ников финансово-промышленной группы. Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы. Компе­тенция совета управляющих устанавливается договором о созда­нии финансово-промышленной группы.

Постоянно действующим органом, специально созданным для ведения общих дел финансово-промышленной группы, является ее центральная компания. Центральная компания финансово-про­мышленной группы в случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации и договором о создании финансово-промышленной группы, осуществляет следующие функции:

выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с ее созданием и деятельностью, и несет ответственность за общие дела группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промыш­ленной группы;

выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законо­дательством Российской Федерации о банках и банковской дея­тельности.

Иные функции центральной компании по ведению дел финан­сово-промышленной группы устанавливаются ее уставом и дого­вором о создании финансово-промышленной группы. Центральная компания вправе создавать свой банк, торговые организации, стра­ховые и инвестиционные фонды.

2. Особенность финансово-промышленных групп состоит в том, что полномочия их управляющих структур не распростра­няются на всю жизнедеятельность входящих в группу юридичес­ких лиц. Управляющее воздействие этих структур имеет свой объект - общую деятельность непосредственно самих групп, ко­торая ограничена четко очертанными пределами и, как правило, намного уже деятельности, проводимой юридическими лицами - участниками группы в целом. Если, скажем, целью финансово-промышленной группы является производство небольшого круга однородных товаров, то ее участники вносят лишь такую долю собственных активов, которая требуется для достижения этой цели. Соотношение между активами конкретного участника фи­нансово-промышленной группы, объединенными в группе и оста­ющимися в его собственности или хозяйственном ведении, слу­жит показателем возможностей этого участника для самостоя­тельной деятельности вне финансово-промышленной группы. Таким образом, вхождение в финансово-промышленную группу влечет для ее участника не полную, а лишь частичную потерю самостоятельности в пределах объединенного капитала, необхо­димого для обеспечения общего интереса участников группы. Соответственно, под деятельностью финансово-промышленной группы понимается деятельность участников, ведущаяся ими в соответствии с договором о создании финансово-промышлен­ной группы и/или ее организационным проектом при ис­пользовании обособленных активов.

Наиболее ярко в деятельности финансово-промышленных групп выделяются два аспекта. Первый характеризует граждан­ско-правовую ответственность участников группы. По обязатель­ствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, ее участники не­сут солидарную ответственность. Особенности исполнения соли­дарной обязанности устанавливаются договором о создании фи­нансово-промышленной группы.

Второй аспект связан со сводным учетом в финансово-про­мышленной группе. В случаях и в порядке, установленных законо­дательством Российской Федерации о налогах, договором о созда­нии финансово-промышленной группы, ее участники, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консоли­дированной группой налогоплательщиков, а также могут вести свод­ные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

Установленная Законом возможность признания всех объеди­ненных в одну финансово-промышленную группу юридических лиц консолидированной совокупностью с ведением сводных учета, от­четности и баланса и соответственно рассмотрение их в этой части как единого налогоплательщика открывают широкий простор участникам группы для свободного распоряжения активами и тем са­мым для снижения себестоимости производимой продукции. Реа­лизация этой возможности, являющейся по своей сути мерой госу­дарственной поддержки финансово-промышленной группы, поста­вила вопрос о соотнесении сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса всей финансово-промышленной группы с учетом, отчетностью и балансом каждого отдельного ее участника. Пределы сводных (консолидированных) учета, отчетности и ба­ланса определяются объемом активов, объединенных участника­ми финансово-промышленной группы. При полном слиянии акти­вов, что бывает редко, сводные учет, отчетность и баланс будут полностью включать учет, отчетность и баланс всех участников группы. Отдельные учет, отчетность и баланс участник финансо­во-промышленной группы должен вести только в отношении той части собственных активов, которые им используются в деятель­ности вне группы.

Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчет­ности и баланса финансово-промышленной группы определяется Правительством РФ*.

* См.: постановление Правительства РФ от 9 января 1997 г. // СЗ РФ, 1997, № 3, ст. 388.

Ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы осуществляет ее цент­ральная компания, учрежденная всеми участниками договора о создании группы или являющаяся по отношению к этим участни­кам основным обществом, уполномоченным вести общие дела груп­пы. Сводные (консолидированные) сведения отражают имущест­венное и финансовое положение финансово-промышленной груп­пы, а также результаты ее инвестиционной деятельности. При этом показатели активов и пассивов бухгалтерских балансов участни­ков группы складываются; инвестиционная деятельность группы отражается в целом, инвестиции, направленные участниками груп­пы в центральную компанию, и средства, внесенные ими в ее ус­тавный капитал, в отчетность не включаются; не включаются в отчет показатели бухгалтерского баланса и финансовые результа­ты, отражающие объем реализации товаров (работ, услуг), обяза­тельства и расчеты между центральной компанией и участниками группы; прибыль и убытки каждого участника группы показыва­ются в отчете в развернутом виде; показатели финансово-хозяйст­венной деятельности банков и иных кредитных и страховых орга­низаций, а также инвестиционных институтов (за исключением центральной компании) в отчет не включаются. При наличии в со­ставе финансово-промышленной группы двух и более банков или страховых организаций либо инвестиционных институтов состав­ляются отдельные сводные (консолидированные) отчеты по видам деятельности этих организаций.



Понравилась статья? Поделитесь ей