Контакты

Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа). Музыкальные произведения о природе: подборка хорошей музыки с рассказом о ней Музыкальные произведения о животных список и авторы

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Животные слышат музыку иначе, чем люди. Их слуховой аппарат, в отличие от человеческого, воспринимает очень высокие звуковые частоты. Это, кстати, используется при дрессировке: с животными работают с помощью специальных высокочастотных свистков. Как слышат музыку животные – вопрос до сих пор открытый. К сожалению, глобальных исследований в этой области до сих пор не проводилось. Пионером в таких изысканиях можно назвать Николая Непомнящего, современного российского писателя. Ему удалось по кусочкам собрать материалы скудных международных исследований и сделать некоторые выводы.

Непомнящий предположил, что для животных музыка – это не мелодия, а сочетание звуков. Среди них они выделяют определенные сигналы, которые могут понравиться или не понравиться животным. Даже название вкусной еды может звучать для собаки или кошки, как музыка. Писатель постарался выделить ряд исполнителей и композиторов, которые особенно нравятся нашим питомцам. Из композиторов ими благосклонно воспринимаются Моцарт, Гендель, Бах, Бетховен, Шуман. Любимыми исполнителями неожиданно стали Джон Леннон и Боб Дилан. Авангард и джаз животные не приемлют категорически: начинают поджимать хвост, прятаться по углам, скулить и мяукать. Некоторые динамичные композиции буквально сводят их с ума. В то же время плавная, спокойная музыка может так понравиться, например, кошке, что она начнет ласкаться и мурлыкать. Вспомним, как начинают подвывать собаки в унисон определенным звукам, как будто готовы посочувствовать незримому собеседнику.

ВИДЕО: ЛЮБИТЕЛИ ХОРОШЕЙ МУЗЫКИИ. СМЕШНЫЕ КОШКИ И СОБАКИ
http://www.youtube.com/watch?v=60AKR40bxPM

Непомнящий пришел и к такому выводу: животные прекрасно чувствуют музыкальный ритм. Вспомним, как мы удивляемся, когда наблюдаем выступления конников на параде: лошади безошибочно попадают в такт играющему оркестру, как будто очень долго репетировали.

ВИДЕО: РАЗВОД ПЕШИХ И КОННЫХ КАРАУЛОВ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ПОЛКА В КРЕМЛЕ - ВПЕРВЫЕ В 2015!
http://www.youtube.com/watch?v=ZdH90AyxOIs

А танцующие собачки на арене цирка? В основу их дрессировки положено все то же врожденное чувство ритма.

ВИДЕО: ТОП 5. ТАНЦУЮЩИЙ ПЕС (собака танцует)
http://www.youtube.com/watch?v=ExrEOSPXGOE

ЖИВОТНЫЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ

Ученые провели ряд экспериментов с попугаями жако и установили, что эти птицы любят что-то ритмическое, вроде регги, и успокаиваются, как это ни удивительно, под драматические токкаты Баха. Что примечательно – попугаи обладают индивидуальностью: у разных птиц (жако) отличались музыкальные вкусы: одни слушали регги, другие больше любили классические композиции. Также случайно было установлено, что попугаи не любят электронную музыку.

ВИДЕО: САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ПОПУГАЙ ИНТЕРНЕТА ТАНЦУЕТ В ПАМЯТЬ О ДЖЕКСОНЕ
]http://www.youtube.com/watch?v=S3_BcLhKQZU

ВИДЕО: ОПУГАЙ ТАНЦУЕТ ЛАМБАДУ
]http://www.youtube.com/watch?v=mYH7f17lpIA

ВИДЕО: ПОПУГАИ ТАНЦУЮТ ПОД ГИТАРУ
]http://www.youtube.com/watch?v=lFw0muAodhQ ]

Было установлено, что крысы любят Моцарта (во время экспериментов им ставили записи опер Моцарта), но немногие из них все же предпочитают классике современную музыку.

Известный своими энигма-вариациями сер Эдуард Уильям Эдгар подружился с псом Дэном, хозяин которого лондонский органист. На репетициях хора было замечено, что собака рычит на фальшивящих хористов, отчего снискала уважение у сэра Эдуарда, который даже посвятил четвероногому другу одну из своих энигма-вариаций.

У слонов есть музыкальная память и слух, они способны запоминать мелодии из трех нот, и больше любят скрипку и басовые звуки низких медных инструментов, чем пронзительную флейту. Японские ученые установили, что даже золотые рыбки (в отличие от некоторых людей) реагируют на классическую музыку и умеют делать различия в композициях.

ЖИВОТНЫЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ

Давайте рассмотрим животных, которые участвовали в различных необычных музыкальных проектах.

Как было замечено уже выше, собаки имеют свойство подвывать протяжным композициям и голосам, но они не пытаются подстроиться под тон, а наоборот, стараются держать свой голос так, чтобы он заглушал соседние; эта животная традиция берет свое начало от волков. Но, несмотря на свои музыкальные особенности, собаки иногда участвуют и в серьёзных музыкальных проектах. Например, в Карнеги Холл три собаки и двадцать вокалистов исполнили композицию Кирка Нурока “Howl”; через три года этот композитор, вдохновленный результатом, напишет сонату для фортепиано и собаки.

ВИДЕО: СОБАКА ПОЕТ ПЕСНЮ УИТНИ ХЬЮСТОН. AMERICAN TALANT SHOW
http://www.youtube.com/watch?v=YC3gORweyCs

Есть еще другие музыкальные коллективы, в которых участвуют животные. Так, есть «тяжёлая» группа Insect Grinder, где в роли вокалиста выступает сверчок; а в группе Hatebeak вокалист – попугай; в коллективе Caninus «поют» два питбуля.

ТЯЖЕЛАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ПТИЦ И СЛОНОВ

В Европе на одной птицефабрике был проведен эксперимент. Курице включили тяжелую музыку, и птица от этого начала кружиться на месте, потом повалилась на бок и задергалась в судороге. Но при этом эксперименте возникает вопрос: какой именно была тяжелая музыка и насколько громкой? Ведь, если музыка громкая, тут легко кого угодно свести с ума, даже слона.

Кстати, о слонах. Известен такой факт: африканские слоны в некоторые периоды, полакомившись забродившими фруктами, становятся буйными и совершают набеги на селения местных аборигенов. Прогоняют их оригинальным способом: включают на полную мощность записи рок-концертов. Даже такие гиганты не выдерживают пагубного воздействия децибел и уходят восвояси.

А ещё ученые проводили эксперимент над карпами: одних рыб помещали в закрытые от света сосуды, других – в светлые. В первом случае рост у карпов замедлялся, но когда им периодически ставили классическую музыку – их рост становился нормальным. Также было установлено, что деструктивная музыка негативно влияет на животных, что вполне очевидно.

Недавно в одном из провинциальных финских городков неожиданно стало появляться мясо очень низкого качества. Разбираясь, в чем же дело, обнаружили, что недалеко от бойни репетировала рок-группа, включая динамики на полную громкость. Коровы получали такой стресс, что их мясо становилось жестким и невкусным.

Много интересных фактов можно открывать просто изучая повседневные вещи. Кто бы мог подумать о подобном влиянии музыки на животных, но тем не менее исследования помогают продвинуться дальше в изучении этой темы. Ну а мы ждем интересных результатов и впредь…

КОРОВЫ-МЕЛОМАНЫ ИЛИ КАК УВЕЛИЧИТЬ УДОИ

На фото: Женская группа в университете штата Висконсин играет серенады коровам в рамках эксперимента изучающего влияние музыки на коров, 1930

Кстати. Весь этот джаз называется Эффектом Моцарта. Учёные всего мира утверждают, что музыка Моцарта усиливает интеллектуальные способности и улучшает здоровье

Ну и увеличивают надои..повсеместно:)

Интересны некоторые факты из истории. В 19 веке монахини из монастыря в Бретани (Франция), согласно Эй Би Си, первыми обнаружили положительное влияние музыки Моцарта на коров: специально для коров исполнялись мелодичные серенады Моцарта. Результат был потрясающим: буренки давали в 2 раза больше молока!

Удачный опыт монахинь уже в 20-ом веке переняли фермеры Германии. До сих пор в немецких хозяйствах звучит для коров незабываемая музыка великого композитора. Результат оправдывает затраты – удои молока повышаются. Владелец фермы Ганс Питер Зибер признался, что его 700 коров фризской породы во время дойки слушают Концерт Моцарта для флейты и арфы. Он также утверждал, что с тех пор, как коровам стали проигрывать произведения Моцарта, молоко приобрело более сладкий вкус.

Испанское периодическое издание «Эль Мундо» в 2007 году сообщило о том, что коровы на ферме в Вильянуэва дель Пардильо дают по 30–35 литров молока в день, на других фермах удой от каждой коровы только 28 литров.

В настоящее время на фермах от Англии до Израиля коровам дают слушать классическую музыку.

ВИДЕО: КОНЦЕРТ ДЛЯ БУРЁНОК. Смешные коровы слушают живую музыку
http://www.youtube.com/watch?v=hgkltsV60Wo

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Камиль Сен-Санс (1835-1921) – французский композитор, пианист, органист, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, неутомимый путешественник и любитель естественных наук. Он выступал с концертами в России и был знаком с русскими композиторами М.Балакиревым, А Бородиным, Ц.Кюи, А.Рубинштейном, С.Танеевым, П.Чайковским. Сен-Санс оставил обширное музыкальное наследие. Об одном из самых известных произведений и пойдет речь.


В мире есть удивительные места, где на одной территории живут животные из разных частей света. Это зоопарки. Никакой другой зоопарк не вызывает таких музыкальных ассоциаций, как венский Шёнбрунн.

Зоопарк расположенный в бывшей резиденции Габсбургов с 1752г., - старейший и единственный сохранившийся барочный зверинец. В 1779г. Он открылся для бесплатного посещения публики. На современной живописной территории животные живут в просторных вольерах, устроенных так, что у посетителей возникает ощущение, что сетки и ограждения отсутствуют.

Сегодня в зоопарке обитают 4 500 животных 390 видов. В 2007г. Произошло уникальное событие – рождение малыша большой панды. Это свидетельство хороших условий содержания, максимально приближенного к естественным. При зоопарке работает детский клуб, предлагающий семейные и образовательные программы для детей всех возрастов.

Бывал ли Камиль Сен-Санс в шёнбруннском зоопарке нам доподлинно не известно. Но то, что знаменитый «Карнавал животных» написан в небольшом австрийском городке после посещения Вены – факт его биографии. Парк и зоосад Шёнбрунна были любимым местом прогулок венской аристократии. Следовательно, исключать факт посещения композитором зоопарка нельзя.

На темы музыки и природы, музыки и животного мира написано много. Отражение этой многоликой составляющей жизни композитора неисчерпаемо. Но самое яркое – зоологическая фантазия «Карнавал животных» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.

«Карнавал животных» - кладезь музыкальных интонаций для слушания на занятиях в детском саду.

Название фантазии говорит о том, что нас ждет нечто с двойным дном, скрытым смыслом, подтекстом. Карнавал как культурный феномен предполагает переодевание, маску вместо лица, действие от вымышленного лица (маски), красочное шествие, мистификации, пародии, шуточные потасовки, карнавальную бутафорию. Блистательное описание карнавала мы находим в произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле.

«Карнавал животных – произведение не просто юмористическое. Это филигранное сочетание пародии, сатиры, фарса с проникновенным лиризмом и блестящим композиторским мастерством. За умело созданными музыкальными образами животных острый ум улавливает параллели с миром современников композитора. «Карнавал животных» «выразил в шутливой форме некоторые типичные, характерные, а частично и ценнейшие стороны творческой личности Сен-Санса.

Звучание фанфар возвещает появление на карнавале царя зверей («Королевский марш львов»). Гордо шествующие львы прерывают марш грозным рычанием. За ними в неистовом беге с подпрыгиваниями врываются антилопы.

Слон в исполнении контрабаса с тяжеловесной элегантностью танцует вальс. Прыжки кенгуру суетливы и осторожны.

В номере «Аквариум» на фоне прохладных переливов воды и рассыпающихся отблесков света звучит нежная, светлая мелодия. Интонации пьесы «Длинноухие персонажи» не дают слушателям обмануться в том, что речь идет об ослах. Упрямое взвизгивание скрипок и монотонные тянущиеся нисходящие интонации на двух звуках создают яркое изображение ослиного крика. Название намекает на недоброжелателей, которые дружно обрушивались на Сен-Санса насмешками.


В «Карнавале животных» много музыкальных цитат. Современный пользователь компьютера назвал бы их гипертекстовыми ссылками. Так, пьеса «Черепаха» - канкан Оффенбаха, исполненный торжественно и медленно. «Куры и петухи» - ссылка на произведения Рамо и Куперена и т.д.

Четыре пьесы «Карнавала животных» посвящены птицам. «Куры и петухи» - яркое изобразительное произведение. Назойливое скрипичное кудахтанье кур на птичьем дворе перемежается со звонким фортепианным кудахтаньем петуха. Имитация птичьего гомона в виртуозном исполнении звонкой флейты и приглушенного кларнета звучит в «Птичнике». В пьесе «Кукушка в чаще леса» появляются сдержанные лирические интонации. Редкое в начале пьесы, а потом непрерывное кукование в исполнении кларнета звучит на фоне изысканных, слегка сумрачных фортепианных гармоний.


Мелодия «Лебедь» - торжество лирики – одна из лучших когда-либо созданных композиторами. Это произведение было единственным номером фантазии, разрешенным Сен-Сансом к исполнению при его жизни. Возвышенная, бархатная, трепетная виолончельная мелодия плывет на фоне размеренных всплесков фортепиано. Среди масок на карнавале животных лебедь единственный настоящий персонаж. Камиль Сен-Санс создал образ гордой и красивой птицы, оставляющей расходящиеся круги на кристально чистой воде. Низкий голос виолончели, спокойные переливы фортепиано и бесконечная мелодия…

ПРИГЛАШАЕМ В МИР УДИВИТЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ

слушайте и смотрите вместе с ребенком!!!




Цель: систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся через различные виды учебной деятельности.

  • воспитывающая : вызвать музыкально-эстетический отклик на произведения; чувство прекрасного через работу с красками, интерес и любовь к классической музыке;
  • развивающая : способствовать развитию слухового внимания, музыкальной памяти, воображения; развитие умения сравнивать музыкальные произведения, опираясь на различие выразительных средств; способствовать развитию ритмичности движений под музыку, эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности;
  • обучающая : обеспечить усвоение учащимися знаний о музыкальных произведениях, изображающих животных и птиц; отработать умения различать музыкальные произведения; предоставить возможность учащимся проявлять свои творческие способности в процессе практической деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядно-образный, практический, игровой.

Ресурсное обеспечение: СD-проигрыватель, фонотека, иллюстрации животных и птиц, фортепиано, нотный материал, листы бумаги, карандаши и фломастеры, школьная доска, мольберты, рисунки учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся проявят музыкально-эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство прекрасного через работу с красками; активизируются слуховое внимание, музыкальная память, воображение; учащиеся проявят умение сравнивать музыкальные произведения, смогут ритмично двигаться под музыку; усвоят необходимые знания по теме, проявят свои творческие способности в практической деятельности.

План урока

Текущее время занятия Действия педагога Действия учащихся Используемые средства
5 минут
Организационный момент
Приветствует детей, объявляет тему урока, дает информацию об уроке. Входят в класс, приветствуют педагога, проходят к своим местам, прослушивают информацию об уроке.
10 минут
Актуализация знаний
Предлагает исполнить песню «Веселые путешественники»;

беседа о музыкальных и шумовых звуках, распределение рисунков по группам;

проводит игру «Звери».

Исполняют песню;

отвечают на вопросы;

играют в игру (отгадывают, кого изображает музыка, показывают движениями).

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки;

школьная доска, иллюстрации животных и птиц; фортепиано, нотный материал.

25 минут
Закрепление изученного материала и знакомство с новым музыкальным материалом
Объясняет задания;

проводит игру «Цветик-семицветик»;

Беседа о новом музыкальном произведении с показом иллюстрации;

предлагает детям проявить свои творческие способности, раздает листы, карандаши и фломастеры;

Предлагает показать «Танец утят», передать в танцевальных движениях образные черты;

включает песню «Голубой вагон»;

задает вопросы по материалу урока.

Отгадывают знакомую музыку, находят нужного героя;

анализируют новый музыкальный материал (отвечают на вопросы), раскрашивают и дополняют предлагаемый рисунок, передают настроения и чувства, вызванные музыкой;

подпевают песню;

отвечают на вопросы.

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки, мольберт с наглядным материалом;

иллюстрация, листы бумаги, карандаши и фломастеры; аудиозапись музыкальной пьесы;

СD-проигрыватель, аудиозапись музыки, песни;

2 минуты
Оценивание
Просит учащихся дать оценку уроку, раздает круги разного цвета;

оценивание деятельности учащихся.

Оценивают урок, выбирают определенный круг, учитывая свое отношение. Раздаточный материал.
3 минуты
Домашнее задание
Дает и объясняет задание на дом:

1. закончить рисунок;
2. найти стихотворение или рассказ о любом животном или птице;

Прощается с детьми.

Слушают задание, прощаются с педагогом, под музыку выходят из класса.

Ход урока

(дети входят в класс, рассаживаются)

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наш урок. Сегодня он не совсем обычный. Мы отправимся в путешествие по удивительному миру музыки. Этот мир невозможно потрогать руками, или увидеть глазами, или ощутить на вкус, его можно воспринять только сердцем и душой. Тогда мир музыки подарит нам удивительные открытия.

Урок называется «Музыка изображает животных и птиц». Сегодня вы будете выполнять разные задания, а верными помощниками будут ваши знания, внимание, дисциплина, память, любознательность, организованность, воображение.

Итак, мы отправляемся в зоопарк. Представьте, что вы сели в волшебный поезд, Чтоб он смог куда-нибудь поехать, необходимо исполнить песню.

Торопится поезд, колеса стучат.
А в поезде этом ребята сидят.

(Дети исполняют песню «Веселые путешественники» на муз. М. Старокадамского, сл. С. Михалкова.)

Учитель (подходит к мольбертам, на которых нарисованы двери с замком) : Вот мы и на месте, но двери в зоопарк закрыты. Если вы правильно ответите на мои вопросы, они откроются. Вы готовы отвечать?

Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка.
Это звуки …

Дети: Шумовые.

Учитель: Правильно. Но есть еще звуки другие. Какие?

Дети: Музыкальные.

Учитель: Сейчас я буду показывать вам изображения животных и птиц, а вы будете голосом изображать того, кто на рисунке и определять какой это звук: музыкальный или шумовой (проводится игра «Назови звуки», распределяются рисунки на доске в нужной части)

(Приложение 1 , Рисунки 1–13 )

Учитель (открывает нарисованные двери) : Добро пожаловать в зоопарк! (на мольберте рисунки детей)

Учитель: Давайте вспомним, какими бывают музыкальные звуки по высоте и длительности звучания (На инструменте показывает разные звуки).

Дети: Высокие, низкие, средние; короткие, длинные.

Учитель: Музыкальные звуки могут изобразить не только голос животных, но и движения: например, мягкую поступь лисы, неуклюжие движения медведя, как скачут зайцы или летает птичка. Теперь поиграем в игру.

(Проводится игра «Звери» – музыкальный материал: Д. Кабалевский «Маленькая полька», «Вроде вальса», «Маленькая арфистка», «Пьеса»; дети показывают движениями того, кого изображает музыка)

Учитель: Посмотрите, на нашем пути необычный цветок!

Чудо-цветик, диво цветик
Музыкальный семицветик.
Уж давно известно всем:
Лепестков в нем ровно семь!

Музыкальный семицветик
Хочет с вами поиграть.
Вам поможет семицветик
Животных и птиц угадать.

Учитель: Сейчас этот семицветик поможет мне проверить, как хорошо вы запомнили музыкальные произведения, которые мы уже прослушивали на уроках, а также, как вы внимательно умеете слушать новые музыкальные произведения.

(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского)

Учитель: Как называется это музыкальное произведение?

Дети: «Балет невылупившихся птенцов».

(Звучит пьеса «Слон» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса)

Учитель: Кого изображает музыка?

Дети: Слона.

Учитель: Назовите, какие музыкальные средства выбрал композитор?

Дети: Низкие звуки, медленный темп.

Учитель: Какой танец танцует слон?

Дети: Вальс.

(Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро»)

Учитель: Как называется этот музыкальный номер? Из какого балета?

Дети: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Учитель: В каком мультфильме звучит эта музыка, какие герои танцуют?

Дети: «Ну, погоди!» Курицы-балерины и волк.

Учитель (педагог играет пьесу Д. Кабалевского «Ёжик») : Кого изобразил композитор в этой пьесе?

Дети: Ёжика.

Учитель: Какими звуками он изображается? На что они похожи?

Дети: Звуки короткие, отрывистые, «колючие» как иголки ёжика.

(Звучит пьеса «Лебедь» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса)

Учитель: Назовите музыкальное произведение?

Дети: «Лебедь».

Учитель: Вспомните, как называется сказка, в которой маленький некрасивый птенец превращается в прекрасного лебедя.

Дети: «Гадкий утенок».

Учитель: А как называется балетный номер на эту музыку?

Дети: «Умирающий лебедь».

(Звучит пьеса «Кенгуру» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса»)

Учитель: Как вы думаете, кого изобразил в этой пьесе композитор, как он назвал эту пьесу?

Дети: «Кенгуру», композитор изображает её прыжки.

Учитель: У семицветика остался один лепесток (переворачивается лепесток, дети читают надпись)

Дети: «Аквариум».

Учитель: Это – новое произведение, которое я предлагаю вам прослушать сегодня. Композитор «музыкальными красками» изображает обитателей аквариума. А что бывает в аквариуме?

Дети: Вода, растения (водоросли), камни, ракушки, песок, улитки, разноцветные рыбки …

(Рисунок 14, см. Приложение 1 )

Учитель: Композитор создал лёгкую, прозрачную музыку, которая словно искрится и переливается всеми цветами радуги (раздаются листы бумаги с изображением пустого аквариума – водоросли, камни, ракушки и др., карандаши и фломастеры)

(Рисунок 15 , см. Приложение 1 )

Перед вами аквариум, пока звучит музыка заполните его разноцветными рыбками.

(Звучит пьеса «Аквариум» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса – 2 раза)

Учитель: Конечно, за такое короткое время невозможно создать красивый аквариум. Поэтому, вы возьмете их домой и дорисуете. А сейчас прошу вас выйти из-за парт, встать парами. Мы будем танцевать. Я буду мамой-уткой, а вы моими утятами

(Исполняется «Танец утят», дети в танцевальных движениях передают образные черты утят, по окончании танца усаживаются за парты)

Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Вспомните, с какими новыми музыкальными произведениями вы познакомились.

Дети: «Слон», «Ёжик», «Кенгуру», «Аквариум».

Учитель: Что узнали, слушая эти пьесы?

Дети: В пьесе «Слон» композитор использует низкие звуки, слон медленно и тяжело танцует вальс. В пьесе «Ёжик» звуки короткие, «колючие», как иголки у ёжика. В пьесе «Кенгуру» композитор изображает прыжки. В пьесе «Аквариум» изображены разные обитатели аквариума, музыка очень красивая, красочная.

Учитель: Мы еще встретимся на уроках с музыкой, которая изображает животных и птиц. Наш урок завершается, я хочу узнать, понравился он вам или нет, с каким настроением вы уходите. Я раздам вам кружки двух цветов: желтый – урок понравился, зеленый – не понравился. Покажите тот кружок, как вы оцениваете урок

(Дети дают оценку уроку)

Спасибо вам за активную работу на уроке, внимание и доброе отношение. Было приятно сегодня с вами работать. Сегодня вы все получаете «5».

Вашим домашним заданием будет: дорисовать рисунок, подготовить и рассказать стихотворение или маленький рассказ о животном или птице.

Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой. Урок окончен. До свидания!

(Дети прощаются, выходят из класса)

Людмила Нестеренкова
Цикл занятий по слушанию музыки «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Краснинского района Смоленской области

Цикл занятий по слушанию музыки

Тема : Камиль Сен – Санс «Карнавал животных »

Музыкальный руководитель .

Аннотация

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно уже в раннем возрасте раскрыть перед ребенком красоту музыки , дать возможность ее прочувствовать.

Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры » , которую я использую на своих музыкальных занятиях для слушания музыки детьми в полном объеме дает детям весь спектр различных музыкальных произведений , являющихся шедеврами мировой классической музыкальной культуры .

«Карнавал животных » , предлагаемый программой О. П. Радыновой - это сюита для фортепиано, струнных, флейты, кларнета и ксилофона. Сюите автор, французский композитор Камиль Сен - Санс дал подзаголовок «Большая зоологическая фантазия» . Композитор средствами музыкальной выразительности изображает разных животных . Это нашло отображение в названиях пьес : «Слон» , «Куры и петухи» , «Кукушка в чаще леса» , «Королевский марш льва» , «Антилопа» , «Черепаха» , «» Кенгуру», «Аквариум» , «Осел» , «Лебедь» .

Слушание сюиты входит в большую тему под названием «Музыка о животных и птицах » . Она направлена на решение следующих задач художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста :

1. Дать представления об изобразительных возможностях музыки ;

2. Побуждать сравнивать произведения, изображающие животных и птиц , находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания);

3. Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер (зайчик трусливый, смелый, веселый) :

4. Учить передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, изображаемых в музыке ; развивать творчество в музыкально - ритмических движениях, умения находить тембры музыкальных инструментов , близкие по характеру музыкальным образам , и оркестровывать произведения;

5. Развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств музыкальной выразительности , интонации.

Разработка представляет собой фрагменты музыкальных занятий , посвященных только этапу слушания музыки . На занятиях используются четыре произведения К. Сен – Санса : «Слон» , «Куры и петухи» , «Марш королевских львов» , «Кукушка в глубине леса» .

Цикл занятий для детей от 4 до 6 лет проводится в форме бесед, рассказа педагога, активного слушания музыки (оркестровка произведения с помощью детских шумовых инструментов, образных движений.)

Тема : ПОРТРЕТЫ ЖИВОТНЫХ В МУЗЫКЕ (3 занятия )

Занятие 1

Цель : рассказать о том, что музыка может изображать животных , птиц, их повадки.

Педагог. Вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Муз может передать и образы животных , птиц, их повадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы скажете, кто перед нами : слон или ежик. (Играет пьесы «Д. Б. Кабалевского и «Слон» К. Сен-Санса .) Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент пьесы «Ежик» .)

Дети. Про ежика.

Педагог. А кто появился потом? (Играет фрагмент пьесы К. Сен-Санса .) Дети. Слон.

Педагог. Вы правильно отгадали мои музыкальные загадки . Ведь ежик ленький, пугливый, колючий, и музыка , рассказывающая о нем, осторожная, о вистая, колючая. (Играет фрагент.)

А слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, зъу низко, тяжело, неповоротливо. (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы вторно.)

Занятие 2

Цель : формировать представления о языке музыки , средствах музыкальной выразительности (регистре, динамике, темпе, характере звучания) .

Педагог. Отгадайте, кто пришел к вам в гости? (Звучит фрагмент пьес К. Сен – Санса и Д. Б. Кабалевского, дети называют пьесы). Молодцы, вы не перепутали названия пьес : ежик колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая , отрывистая, тихая.

Давайте постучим пальчик о пальчик, самыми кончиками – отрывисто , легко и изобразим боязливые маленькие шажки ежика, его колючки. (Звучит пьеса, дети передают движениями пальцев характер музыки .)

А чтобы передать как тяжело шагает слон, нам придется стучать не кончиками пальцев друг о друга, а кулачками – увесисто , неторопливо, медленно. (Исполняется пьеса, дети стучат кулачками .)

Нарисуйте дома слона, ежика так, чтобы они были похожи на изображенного в пьесе.

Занятие 3

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , передавать характер музыки в движениях .

Педагог. Все вы, наверное, видели настоящего, живого слона - в зоопарке или в цирке. Вы слушали и пьесу «Слон» . Ее написал композитор К. Сен-Санс . Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне, который спокой-но СТОИТ, или он шагает, или, быть может, он пытается танцевать? (Играет фрагмент.)

Дети. Слон танцует.

Педагог. Да, наш слон танцует вальс. Вальс - это танец, который танцует кружась : раз, два, три; раз, два, три. Наш слон очень старается танцевать красиво и легко, но он такой большой и тяжелый, что двигается довольно медленно, неповоротливо и грузно. (Исполняет фрагмент.) Мелодия звучит низко, а аккорды, которые ее сопровождают, - тяжело, громко. (Играет фрагмент мелодии и аккомпанемента.)

Но наш слон так старается, ему так нравится танцевать, что мы невольно любуемся его танцем, правда? (Исполняет пьесу.) Кто из вас хочет показать, как танцует слон?

Дети двигаются под музыку .

В пьесе «Ежик» композитор Д. Кабалевский очень похоже передал осторожные движения маленького ежика - пугливые шажки и остановки. (Играет фраг-мент.)

Сначала музыка звучит тихо , ежик часто боязливо останавливается, озираясь вокруг, нет ли чего поблизости страшного. (Играет 1-4-й такты.) Потом он немного осмелел и пробежал подольше. (Играет 5-8-й такты.) А в конце пьесы он будто вспомнил, что может защищаться от врагов своими колючими иголочками . Три последние нотки в пьесе звучат громко, смело, решительно, как будто ежик говорит : «Уколю!» (Играет фрагмент)

Кто хочет изобразить ежика?

Дети двигаются под музыку .

Занятие 4

Тема : Птицы

Цель

Педагог. Сегодня вы послушаете песню «Курочка - рябушечка» Г. Лобачева. В этой песне курочку все время о чем-то расспрашивают, а она отвечает. Музыка здесь очень тонко передает то, о чем рассказывается в тексте песни. (Исполняется песня.)

В самом начале, прислушайтесь , музыка напоминает кудахтанье курочки (исполняет фрагмент) .

Когда курочка отвечает, что пошла за водой, в музыке слышны брызги водички (исполняет фрагмент) . Когда курочка рассказывает, что вода нужна цыпляткам, слышен тоненький, беззащитный писк цыпляток. (Исполняет фрагмент.)

А в конце песни, когда курочка говорит, что ее цыплятки пить хотят и на всю улицу кричат, они и впрямь не на шутку раскричались все вместе - громко, требовательно. (Исполняет фрагмент, потом всю песню.)

А сейчас послушайте , как музыка расскажет нам о петухах и курах без слов. Композитор К. Сен-Санс написал пьесу , которая называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье и кукареканье петушка. В конце слышно, как одна курица всех перекричала. (Звучит запись.)

Вот как по-разному музыка может рассказать о курочке - передать спокойный разговор с ней (звучит фрагмент песни) или изобразить целый переполох, громкое кудахтанье, суету. (Пьеса звучит повторно.)

Занятие 5

Тема : Кукушка

Цель : учить сравнивать произведения с похожими названиями.

Педагог. Сегодня мы будем слушать и сравнивать два музыкальных произведения про кукушку. Первое произведение – это песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» , а второе – называется «Кукушка в чаще леса» французского композитора К. Сен – Санса. Это не песня, а инструментальная пьеса из цикла «Карнавал животных » , написанного для оркестра и двух фортепиано. Какая по характеру пьеса «Кукушка в чаще леса» ? (Исполняется фрагмент)

Дети. Тихая, таинственная.

Педагог. Да, музыка изображает картину сказочного дремучего леса, звучит настороженно, затаенно, загадочно, таинственно. Кукование кукушки доносится до нас из самой чащи – тихо, осторожно, волшебно. В таком дремучем лесу и темно и страшно. (Исполняет пьесу.)

Второе произведение, которое сейчас прозвучит, - песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» . В ней поется о том, что все звери в лесу собрались вместе, чтобы послушать , как поет для них на концерте кукушка.

Концерт начать

Давно пора,

Прочитаны афиши…

Вот включены прожектора!

Вниманье!

Тише…Тише…

(Исолняет песню «Артистка» ) Как поет кукушка?

Дети. Весело, задорно.

Педагог. Да. В первом куплете кукушка поет игриво, весело, празднично, задорно. А во втором? (Исполняет второй куплет.)

Дети. Скучно.

Педагог. Да, кукушкино пение всем слушателям надоело , потому что она поет одно и то же : Все ку – ку да все ку – ку нагнала на всех тоску». Из – за монотонного, однообразного пения все звери разбежались с концерта.

Песня написана с юмором, смешная, шутливая. Вот сколько разных настроений можно передать в музыке , рассказывая о кукушке.

Занятие 6

Тема : ПОХОДКА, ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЙ В ОБРАЗАХ ЖИВОТНЫХ

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , создающие образы персонажей с различным характером движений, и передавать настроение музыки в двигательных импровизациях.

Педагог. Сегодня вы услышите пьесу французского композитора К. Сен-Санса , которая называется «Королевский марш льва» . Какой характер этой музыки ? (Звучит пьеса.)

Дети. Музыка грозная , страшноватая.

Педагог. Да, царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени путает всех своим рычанием. (Исполняется пьеса.) Кто хочет прошагать под музыку , передавая торжественное шествие льва?

Дети выполняют задание.

А сейчас вы услышите очень остроумную, шутливую пьесу Д. Кабалевского, которая называется - «Хромой козлик» . Вы, наверное, все слышали песенку «Жил – был у бабушки серенький козлик» ? Знаете, чем заканчивается эта песенка – сказка : «Напали на козлика серые волки, остались от козлика рожки да ножки…»

Д. Кабалевскому, видимо, было очень жаль козлика, и он сочинил сказку про козлика по-своему, с другим концом. Его козлик, наверное, смог как-то удрать от волков : они не съели его, а только повредили ему ножку, и он стал прихрамывать. (Исполняет пьесу.)

Музыка , передающая поступь льва, - торжественная и ровная, а хромого козлика, припадающего на одну ножку, - жалобная, неровная. Под нее можно просчитать так : раз-два-три, раз-два; раз-два-три, раз-два. (Исполняет фрагмент.) А под «Королевский марш» мы можем просчитать : раз-два, раз-два. Давайте движениями рук покажем, как шагает хромой козлик и как идет лев.

Дети выполняют задание под музыку .

Заключение

Цикл занятий по слушанию музыки о животных способствуют эмоциональному, интеллектуальному и творческому становлению, формированию основ музыкальной и общей культуры детей. У ребят короткие пьесы К. Сен – Санса вызвали яркие, эмоциональные проявления, желание повторного слушания , побудили к интересным высказываниям о характере музыкальных образов .

Приложение

1. Диск «Карнавал животных » , музыка К . Сен – Санса.

Используемая литература и источники :

1. Музыкальные шедевры : Музыка о животных и птицах . – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (3)

2. Музыкальные шедевры : Настроение, чувства в музыке . – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с. (1)



Понравилась статья? Поделитесь ей