Контакты

Создание и использование мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста. Мультимедийная презентация в работе с дошкольниками в дополнительном образовании

  • Евдокимова Вера Евгеньевна

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / MULTIMEDIA PRESENTATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / INTERACTIVE PRESENTATION / АНИМАЦИЯ / ANIMATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Евдокимова Вера Евгеньевна

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования, направленного на развитие любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, воспитатели и специалисты дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности все чаще сочетают традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Именно использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и посвящена данная статья. Приводится пример создания мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint 2010 (в других версиях этой программы некоторые возможности, описанные в статье, могут быть недоступны). В презентации приведены приемы работы с различными объектами (изображения, автофигуры), применение к ним анимации с помощью триггеров, управляемых кнопок и действий. Подробно описано создание интерактивной ленты «Чем питается кошка». Подобная мультимедийная презентация позволит воспитателю моделировать различные ситуации окружающего мира, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Евдокимова Вера Евгеньевна,

  • Информационно-коммуникационные технологии в организации внеклассной работы с одаренными учащимися в системе литературного образования

    2014 / Петрович Ольга Борисовна
  • Использование информационных технологий в образовательной практике студентов

    2015 / Шорохова Алевтина Борисовна, Денисенко Наталья Николаевна
  • Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    2012 / Решетникова О.В.
  • Технология разработки электронных образовательных ресурсов для изучения полиграфических машин

    2013 / Шмаков Михаил Сергеевич, Хворост Елизавета Михайловна
  • Инновационные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

    2010 / Соболев Ю. Н., Александров А. А.

Using ICT to create a multimedia presentation for preschoolers

After the entry into force of the Federal State Educational Standards in Russia for preschool education, aimed at developing an active, emotionally responsive means of communication and ways of interaction with adults and peers, child educators and experts in preschools are increasingly combining traditional teaching methods and modern information technology. The article is devoted to the information and communication technologies usage in the educational process on the example of creating a multimedia presentation in Microsoft PowerPoint. The article illustrate possibilities of work with different objects, subjecting them to animation . Detailed instructions for creating interactive film “What cat eats “ is provided. Multimedia presentation will allow the teacher to simulate different situations of the world, while developing creative and cognitive abilities of children of preschool age, causing interest to the subject.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста»

В.Е. Евдокимова

Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста

Евдокимова Вера Евгеньевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики информатики ФГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (Шадринск, Россия)

После вступления в силу федерального государственного образовательного стандарта для дошкольного образования, направленного на развитие любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, воспитатели и специалисты дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности все чаще сочетают традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Именно использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и посвящена данная статья. Приводится пример создания мультимедийной презентации в программе Microsoft PowerPoint 2010 (в других версиях этой программы некоторые возможности, описанные в статье, могут быть недоступны). В презентации приведены приемы работы с различными объектами (изображения, автофигуры), применение к ним анимации с помощью триггеров, управляемых кнопок и действий. Подробно описано создание интерактивной ленты «Чем питается кошка». Подобная мультимедийная презентация позволит воспитателю моделировать различные ситуации окружающего мира, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедийная презентация, интерактивная презентация, анимация.

Using ICT to create a multimedia presentation for preschoolers Evdokina Vera, PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of ICT, Shadrinsk State Pedagogial Istitute (Shadrinsk, Russia) After the entry into force of the Federal State Educational Standards in Russia for preschool education, aimed at developing an active, emotionally responsive means of communication and ways of interaction with adults and peers, child educators and experts in preschools are increasingly combining traditional teaching methods and modern information technology. The article is devoted to the information and communication technologies usage in the educational process on the example of creating a multimedia presentation in Microsoft PowerPoint. The article illustrate possibilities of work with different objects, subjecting them to animation. Detailed instructions for creating interactive film "What cat eats " is provided. Multimedia presentation will allow the teacher to simulate different situations of the world , while developing creative and cognitive abilities of children of preschool age , causing interest to the subject . Keywords: information and communication technologies, multimedia presentation, interactive presentation, animation.

Сегодня предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Информатизация дошкольного образования предполагает создание единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе.

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов при обучении и воспитании дошкольников. С одной стороны, информационно-коммуникационные технологии позволяют педагогам активно использовать различные программные продукты, технические мультимедийные средства, Интернет при разработке интегрированных занятий и проектной деятельности, с другой, как средство интерактивного обучения, ИКТ позволяют стимулировать познавательную активность детей в освоении новых знаний.

Чаще всего педагоги, создающие интерактивные образовательные ресурсы, используют программу Microsoft PowerPoint. Данная программа позволяет создавать как линейные, так и интерактивные мультимедийные презентации. Линейная презентация представляет собой последовательную смену слайдов, интерактивная, ее еще называют управляемая презентация, основана на использовании гиперссылок и управляемых кнопок. В отличие от линейной, интерактивная презентация может состоять из одного или нескольких слайдов, в зависимости от поставленной дидактической задачи.

Интерактивные мультимедийные презентации позволяют удобно и эффектно представлять информацию. Они сочетают в себе динамику, звук и изображения - факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь большего эффекта. Таким образом, мультимедийные презентации облегчают процесс восприятия и запоминания информации детьми с помощью ярких образов.

Презентация для дошкольников представляет собой тематическую подборку изображений без описания или с краткими

описаниями. При создании мультимедийных презентаций используются принципы методики раннего развития, которая подразумевает, что кратковременный просмотр изображений объектов помогает ребенку не только запомнить сам предмет, но и расширить кругозор. Визуализация информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, анимация надолго привлекают и удерживают внимание ребенка.

Обучать ребенка при помощи презентаций можно уже с раннего возраста, но при создании таких информационных продуктов следует обращать внимание, что количество изображений должно быть небольшим, а картинки озвучены четким голосом, с хорошим произношением. Воспитатели могут использовать мультимедийные презентации в индивидуальных беседах с детьми и на групповых занятиях по ознакомлению с окружающим миром, математике, грамоте и др.

В данной статье будут рассмотрены настройки интерактивной мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста по теме «Знакомство с домашними животными», созданной в программе Microsoft PowerPoint 2010. Презентация состоит из одного слайда и содержит несколько дидактических задач:

1) рассказ о строении тела кошки;

2) рассказ о детенышах кошки;

3) дидактическая игра «Чем питается кошка».

Эти задачи независимо друг от друга воспитатель может использовать на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

Создание презентации начнем с выбора фона, для этого в программе PowerPoint на вкладке Дизайн выбираем понравившуюся тему (фон). Если фон не подходит к презентации, то можно добавить свой фон (любое изображение). Для этого на вкладке Дизайн в группе Фон выбираем команду Стили фона, а затем строку Формат фона. В открывшемся диалоговом окне находим строку Рисунок или текстура и в раскрывшемся списке нажимаем кнопку Файл, указываем путь выбранного фонового изображения и нажимаем кнопку Применить ко всем. После указанных действий рисунок станет фоном для всех создаваемых слайдов.

После того как мы определились с фоном презентации, можно приступать к добавлению объектов (изображения, автофигуры, звук).

В рассматриваемой в статье презентации использованы изображения кошки и котенка из наглядных пособий для педагогов,

логопедов, воспитателей и родителей «Домашние животные» и «Детеныши домашних животных». Изображения, добавленные в презентацию, должны быть без фона, так как фон будет отвлекать внимание детей, поэтому рисунки подверглись предварительной обработке в программе Adobe Photoshop.

Также для создания презентации понадобятся дополнительные изображения, которые отражают то, чем питается кошка, например, кувшин молока, кусок мяса, сухой корм для кошки в миске, хлеб, рыба, гриб. Такие изображения можно найти в Яндекс.Картинках, на сайтах, созданных для воспитателей и специалистов детских учебных заведений, или в наглядных пособиях для детей из серии «Окружающий мир». Следует обратить особое внимание, что все изображения, используемые в презентации, должны быть подобраны и оформлены в одном стиле.

После подбора изображений продумываем структуру презентации, в какой последовательности представлять детям информацию о кошке и как на слайде будут располагаться изображения.

Так как презентация состоит из одного слайда, то добавляем готовые изображения в презентацию, накладывая друг на друга (рис. 1).

Рис. 1. Размещение изображений на слайде

После того как изображения размещены на слайде, можно приступать к настройке анимации первой дидактической задачи - рассказ о строении тела кошки. Анимационные движения будут выступать помощником воспитателю в рассказе. Для этого на слайд нужно добавить автофигуру, например Стрелка вниз (зеленая стрелка на рис. 2), которая находится на вкладке Вставка на ленте Иллюстрации в группе Фигуры.

Рис. 2. Автофигура «Стрелка вниз»

Стрелку прорисовываем над головой кошки. Для движения стрелки по экрану применяем к ней анимацию. Это можно сделать следующим способом: выделяем стрелку и на вкладке Анимация в группе Анимация выбираем появление фигуры Вход и эффект Выцветание.

После того как стрелка появится на слайде презентации, она должна будет совершить движение вокруг головы кошки, поэтому следующим шагом будет добавление пути перемещения стрелки. Для этого на вкладке Анимация в группе Анимация находим строчку Другие пути перемещения и выбираем Круг.

При демонстрации презентации стрелка не должна быть видна, она появляется в том случае, когда воспитателю это нужно (при рассказе о частях тела кошки). Движение стрелки связано с появлением ее на экране, поэтому нужно выбрать время начала анимации и ее длительность. Это можно сделать на вкладке Анимация в группе Время показа слайдов в строке Длительность. Устанавливаем длительность 1 секунда. Длительность анимации воспитатель может установить, учитывая индивидуальные особенности детей определенного возраста (1-5 с.).

После того как стрелка совершит свой путь, обрисовав голову кошки, она должна исчезнуть с экрана, чтобы после нее появилась следующая стрелка, показывающая на туловище животного.

Чтобы скрыть стрелку, следует совершить следующие действия: в области анимации в строке, указывающей на движение стрелки по кругу, нажимаем на флажок, который находится с правой стороны строки (он появится тогда, когда вы выделите стрелку на

слайде). При нажатии на флажок раскрывается контекстное меню, в котором выбираем строку Параметры эффектов. После нажатия на эту строку откроется диалоговое окно с тремя вкладками: Эффект, Время, Анимация текста.

На вкладке Эффект в строке После анимации выбираем команду После анимации скрыть.

Как было отмечено выше, для дальнейшей работы нам понадобится еще одна стрелка. Чтобы эта стрелка не отличалась от предыдущей, ее можно скопировать. При копировании первой стрелки копируется и ее анимация, поэтому эту анимацию следует либо удалить и добавить новые настройки, либо просто изменить настройки. Рассмотрим оба способа.

Итак, мы скопировали стрелку и вставили ее в слайд. Не изменяя пока параметров анимации, переместим стрелку в нужное место, растянув при этом круг так, чтобы в него вошло туловище кошки. На слайде появилось две стрелки и два пути перемещения.

Отличие анимации второй стрелки от первой будет состоять в том, что ее появление начнется после того, как закончит свою анимацию первая стрелка. Продолжительность движения второй стрелки должна быть больше - 7 секунд, так как туловище обводить дольше, чем голову.

После анимации вторую стрелку, так же как и первую, следует скрыть, чтобы при демонстрации презентации ее не было видно на экране.

Следующая стрелка должна указать на хвост кошки. Для настройки анимации третьей стрелки можно скопировать вторую стрелку или добавить из буфера обмена первую стрелку.

Настройку анимации появления третьей стрелки на экране оставляем без изменений, а путь передвижения удаляем и добавляем новые настройки: путь движения Боб, длительность движения 4 секунды. После настройки анимации данную стрелку, так же как и предыдущие, следует скрыть.

Прорисовываем лапу у кошки (четвертая стрелка). Появление ее не отличается от предыдущих стрелок, время движения

выставляем 2 секунды, путь движения Пользовательский путь, Прямая линия. Данную стрелку, как и предыдущие, следует скрыть.

Осталось прорисовать ушки на голове кошки. Для этого снова копируем или вставляем стрелку из буфера обмена. Но следует обратить внимание, что ушки прорисовываются отдельно, то есть для каждого ушка нужна своя стрелка, будем называть их, соответственно, пятая и шестая стрелки.

Итак, настройка пятой стрелки. Появление ее также не отличается от появления предыдущих стрелок (Выцветание, После предыдущего, длительность 1 секунда). Путь движения стрелки выбираем Пользовательский, так как с его помощью мы сможем прорисовать ушко кошки по контуру. Начало движения - Вместе с предыдущим, длительность - 0,25 секунды.

Аналогично производится настройка шестой стрелки (второе ушко).

В итоге на слайде презентации будет изображена кошка и шесть стрелок, с указанием путей их движения (рис. 3).

Рис. 3. Расположение стрелок на слайде

После рассказа о строении тела кошки можно приступить к рассказу об ее детенышах, и, например, после вопроса «Как зовут детеныша кошки?» на экране может появиться изображение котенка.

Для лучшего восприятия детьми информации изображение котенка можно аними-ровать. Для этого выделяем изображение и применяем следующие настройки: появление на экране выбираем Вылет, направление движения - Справа. Движение котенка будет осуществляться по щелчку на изображении кошки, которое будет являться триггером для движения котенка.Триггер, или «горячая зона», - это объект на слайде, щелчок по которому анимирует другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает занятиям игровой момент и делает презентацию интерактивной.

Для создания триггера выделим изображение котенка и в группе Расширенная анимация выбирем кнопку Триггер, затем команду По щелчку и далее из раскрывающегося списка - нужный объект (в нашем случае это кошка). Но дело в том, что в этом списке объекты называются одинаково - picture (картинка) и им присваиваются только номера (в той последовательности, как они добавлялись в презентацию) - picturel, picture2 и т.д. Поэтому на вкладке Главная, в группе Рисование нужно найти Упорядочить и выбрать строку Область выделения. Откроется панель Выделение и видимость, в которой можно переименовать объект Кошка. После того как изображение будет переименовано, его будет легче найти в группе предлагаемых триггеров.

После того как триггер добавлен, можно настроить дальнейшую анимацию объекта Котенок - длительность анимации 4 секунды. После настройки анимации по условию дидактической задачи изображение котенка можно скрыть или оставить на экране.

Для того чтобы удержать внимание дошкольников, можно на слайд добавить звуковой эффект, например мурлыканье кошки или котенка. Для этого в меню Вставка в группе Мультимедиа выбираем команду Звук, и в открывшемся окне указываем путь нахождения звукового файла (он должен находиться в той же папке, где презентация). После добавления появится меню Работа со звуком, в котором можно изменять настройки звука.

Для дидактической игры «Чем питается кошка» можно использовать интерактивную ленту, которая представляет собой последовательную смену изображений по действию (щелчку по триггеру) воспитателя. Для интерактивной ленты используются изображения продуктов питания, размещенные в верхней части слайда. В данной презентации эти

объекты расположены в два ряда по три в ряд, один ряд находится на переднем плане.

Для начала движения всех изображений нам понадобится триггер, например стрелка, в программе она называется Нашивка 5. Стрелку помещаем в верхний левый угол слайда и поворачиваем в ту сторону, в которую будет двигаться лента (рис. 4). Чтобы стрелка была менее заметна и не привлекала внимание детей, можно приглушить ее цвет. Для этого на вкладке Средства рисования находим команду Заливка фигуры и выбираем строку Нет заливки или цвет заливки слабого оттенка.

Рис. 4. Триггер «Нашивка»

Далее работаем с изображениями первого ряда. Каждое изображение в интерактивной ленте должно появляться и уходить с экрана. Начало движения ленты начинается с первого изображения верхнего ряда. Выделяем это изображение (в данном случае рисунок кувшина с молоком) и применяем к нему анимацию: появление Вылет, направление движения Справа, начало движения По щелчку, длительность движения - 3 секунды.

Настройка анимации второго и третьего изображений первого ряда делаются аналогично первому изображению, изменяются только настройки начала движений, а именно движение начинается После предыдущего.

Затем, когда все изображения появились на экране, следует применить анимацию исчезновения их с экрана. В рассматриваемой презентации все три изображения скроются одновременно после анимации Выход -Случайные полосы. Для этого выделяется первое изображение (кувшин с молоком), к нему применяется анимация Начало по щелчку на триггере Нашивка 5, длительность анимации 2 секунды. К следующим двум изображениям применяются те же настройки, только начало движения выбираем Одновременно с предыдущим.

Аналогично производится настройка второго ряда изображений продуктов. В итоге все объекты и их анимационные действия с настройками на макете презентации будут выглядеть на слайде как на рис. 5.

Не следует забывать, что при демонстрации созданной презентации на слайде будет находиться только изображение Кошки, триггер для интерактивной ленты и значок звука, который можно сделать невидимым, используя настройки меню Работа со звуком (рис. 6). Остальные объекты будут появляться на слайде, когда воспитатель будет решать конкретную дидактическую задачу.

Таким образом, рассмотрев основные приемы создания мультимедийной интерактивной презентации в программе Microsoft PowerPoint, можно сделать вывод, что такие презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия ребенка, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Рис. 6. Объекты, отображенные на слайде в начале демонстрации презентации

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления в игровой форме развивает произвольное и непроизвольное внимание детей. ■

Использованные источники

1. Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Домашние животные [Текст] / Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Гном. - 2007. - 31 с.

2. Знакомство с окружающим миром и развитие речи: Детеныши домашних животных [Текст] / Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Гном. - 2007. - 16 с.

3. Изображения с Яндекс.Картинки [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://images. yandex.ш/?шnfo = ww-1349-wh-664-fw-1307-А>458^-1. - 03.03.14.

Статья поступила в редакцию 4.02.2014 г.

Уважаемые читатели! На страницах журнала «Современное дошкольное образование» вы найдете актуальную информацию об инновационных образовательных методиках, современных технологиях дошкольного образования, конспекты занятий и многое другое. Над журналом работают ведущие специалисты в области дошкольного образования. Творческий коллектив редакции прилагает максимум усилий, чтобы сделать его интересным и полезным для всех, кому небезразличны вопросы воспитания дошкольников. Мы рассчитываем и на вашу помощь, надеемся, что вы будете делиться опытом, участвовать в наших дискуссиях, предлагать темы для обсуждения.

Анисимова Валентина Сергеевна МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Светлячок» г. Губкина Белгородской области

Развитие информационных компьютерных технологий предъявляет современному специалисту 21 века новые требования. От него ожидаются не только высокие профессиональные навыки, но и умение использовать современные методы обучения и педагогические технологии, принципиально изменяющие образовательную среду, обогащающие и делающие её более активной, рефлексивной и прозрачной для всего педагогического сообщества. Невозможно себе представить современное развитие общества без информационно - коммуникационных технологий. Компьютер быстро входит в жизнь каждого ребенка и становится хорошим помощником педагога при работе с детьми. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике.

Непосредственная образовательная деятельность имеет огромную роль в образовательном процессе ДОУ, поэтому очень важно поддерживать у детей постоянный интерес к ней, активизировать познавательную активность каждого ребенка.

В настоящее время существует множество традиционных методов обучения, которые можно использовать в образовательном процессе для активизации познавательного интереса: рассматривание иллюстраций по теме, беседы, рассказы воспитателя, наблюдения, экспериментирование и др. Но есть и инновационные методы обучения, одним из которых является использование в образовательном процессе мультимедийных презентаций.

Роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане. Одним из основных средств расширения детских представлений являются мультимедийные презентации.

Презентация - это обучающий мини – мультик; электронная звуковая книжка с красивыми картинками; отличное пособие, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны. Принцип детской электронной презентации - «развлекаясь – обучаюсь!» Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога.

В своей работе мы используем мультимедийные презентации сравнительно недолгое время, но нами уже было выявлено много преимуществ этого приема: использование таких презентаций стимулируют познавательную активность дошкольников; герои, иллюстрации, задания на экране привлекают внимание детей, вызывают наибольший интерес и надолго откладываются в памяти каждого воспитанника; презентации позволяют детям легче усвоить сложный для восприятия материал.

Мы используем мультимедийные презентации при проведении НОД по: ознакомлению с окружающим миром; формированию лексико – грамматических категорий и связной речи; формированию правильного звукопроизношения.

Просматривая презентацию, ребенок легко и ненавязчиво знакомится с разнообразием животного и растительного мира, начинает узнавать достопримечательности мира, транспорт, профессии, инструменты и т.д.; быстрее и лучше запоминает информацию; подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь; классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие; учится сопоставлять картинку и звук; моделирует такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Непосредственно-образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоционально насыщенная, яркая, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. В этом нам помогает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Мы активно используем разработки в этой области. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность более интересной, эмоциональной и запоминающейся для детей не только старшего возраста, но и других возрастных групп.

Большинство наших презентаций строятся на основе сюрпризного момента: к детям приходят знакомые герои мультфильмов и предлагают отправиться в путешествие и узнать много нового.

Так же, использование мультимедийных допустимо на разных этапах знакомства с темой: на этапе знакомства с новым материалом; на этапе закрепления пройденного материала; на этапе контроля знаний.

В процессе работы нами были разработаны учебно-наглядные пособия, объединенные в серию под названием «Край наш - родное Белогорье» . Наряду с речевыми, они решают и патриотические задачи в рамках использования регионального компонента. Используя презентации, мы проводим виртуальные экскурсии по тем местам, которые мы не можем посетить («Столица нашей родины» , «Животные севера» , «Космос» и др.) .

Наибольший интерес у детей вызывают задания, которые включены в каждую презентацию, и как бы подводят её итог. При закреплении пройдённого материала основой презентации становятся задания по пройдённой теме («Найди лишнее» , «Назови одним словом» , «Чего не хватает» и др.) В процессе наблюдения нами выявлено, что дети выполняют задания предложенные на экране с большей активностью и интересом, чем аналогичные задания в тетрадях.

Наиболее понравившиеся презентации («Мой родной город» , «День Победы» , «Мы читаем сказки Пушкина» и другие) , дети предлагают показать и вне занятий, что позволяет закрепить материал, а полученные знания остаются в памяти на более долгий срок.

Во время просмотра презентаций, дети получают массу положительных впечатлений. Дома они рассказывают родителям об увиденном, совместно с ними ищут в энциклопедиях, Интернете дополнительную информацию и делятся ею в детском саду. Это создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей. Таким образом, ещё в дошкольном возрасте дети обучаются самостоятельному добыванию знаний, повышая свою познавательную активность, что сыграет немаловажную роль при дальнейшем школьном обучении.

Применение мультимедийных презентаций на практике показало, что их систематическом использовании в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и приёмами повышает эффективность работы по активизации познавательного интереса у детей. Это подтверждают следующие факторы: дети лучше воспринимают новый материал; знания полученный на занятиях наиболее ярко запоминаются детям за счет зрительного и звукового сопровождения презентаций; дети более легко усваивают сложные темы («Космос» , «Солнечная система» и др) .

Таким образом мы можем сказать, что использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности. Применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность воспитательной работы.

Список использованной литературы.

  1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 2008г
  2. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Воспитатель ДОУ – М., 2011. – № 3.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе дошкольного образования. /Под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 2009.
Мультимедийная презентация – одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками в дополнительном образовании.

Мультимедийная презентация – одна из форм использования ИКТ в работе с дошкольниками.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Компьютер становится лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и при работе с родителями.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал.
В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Например, для развития самоконтроля детей 5-7 лет могут быть использованы такие игры, как «Собери домик», «Собери пирамиду», «Рассади пассажиров».
Для воспитания полезных привычек детей можно использовать презентации на стихи детских поэтов, например, «Волшебные слова»
М. Дружининой.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений: "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций
« Моя семья » и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью. Мы фотографируем детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на всех общешкольных мероприятиях. Создаем фотогалереи и размещаем в детском саду и на сайте.

Рекомендации по оформлению и содержанию презентаций:
Критерии оформления:
соответствие оформления целям и содержанию презентации;
единый стиль в оформлении;
разумное разнообразие содержания и приемов оформления;
грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций (рисунков, фото);
качественное форматирование текста;
качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений;
дизайн и эстетика оформления;
продуманное, обоснованное применение анимации, настройки анимационных эффектов.
Критерии содержания:
соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия (воспитательного мероприятия);
соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия;
слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда;
не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными.

Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Применяя информационно – коммуникационные технологии в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Следует помнить и о недостатках компьютера:

Чрезмерное обращение с компьютером может привести
к ухудшению зрения ребенка, а также может отрицательно
сказаться на его психическом здоровье.
Особенно это опасно для застенчивых детей.
И главное, нельзя уповать только на компьютер.
Ребенок – маленький человек,
он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми,
и, живя в реальном мире.

Лариса Калачева
Использование мультимедиа в детском саду

Использование мультимедиа в ДОУ

Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ - одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Актуальность ее решения обусловлена насущной потребностью модернизации системы дошкольного образования, повышением его качества.

Ученые отмечают, что использование информационных технологий в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем в психическом, личностном развитии ребенка : активизируют и восстанавливают высшие психические функции, повышают мотивацию деятельности, ее регуляцию ребенком. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.

В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа технологии . Этот термин пришел к нам из английского языка (multimedia-от multi- много и media –среда)

Мультимедиа , как отмечается в литературе – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения : видео, звук, речь.

Какие же мультимедийные средства мы используем в работе с детьми и родителями? Это цифровой фотоаппарат, видеокамера, диктофон, проекторы, компьютеры, принтер. Причем некоторыми видами этой сложнейшей техники могут пользоваться не только педагоги, но и под их руководством и сами дошкольники.

Мультимедиа технологии используются как в работе с детьми, так и с родителями.

Спектр используемых педагогами в образовательном процессе информационных ресурсов сегодня очень разнообразен. Прежде всего, это компьютерные развивающие программы для детей. К их числу относится программа «Скоро в школу» Она содержит комплекс увлекательных игр-заданий, которые в сочетании с красочными иллюстрациями, захватывающими историями, анимацией способствуют развитию психических процессов детей : речи, памяти, воображения, мышления, расширению их кругозора. Большой популярностью среди детей и взрослых пользуется программа «Страна знаний» . Она предназначена не только для совместной работы педагогов с детьми, но и для самостоятельной работы дошкольников на компьютере. Программа включает в себя интерактивные учебные игры, в которых описываются приключения различных персонажей, с которыми происходят различные события. Достоинством этой программы, по нашему мнению является тот факт, что игры имеют разные уровни, поэтому дети могут самостоятельно добиваться различных результатов в ней. Представленные в этой программе игры не требуют сложных технических навыков от дошкольников, в частности владение умениями работы на клавиатуре. Щелкая мышью, дети перемещают различные объекты на экране. К тому же программа предусматривает и систему подсказок, позволяющих ребенку без помощи взрослого найти правильный ответ. Таким образом, педагоги имеют возможность организовывать индивидуальные занятия ребенка с компьютером в подходящем для него темпе, помогают детям овладевать практическими способами работы с информацией.

Однако важно заметить, что не всегда имеющиеся компьютерные программы можно использовать в работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не соответствуют по своему содержанию дидактическим принципам (прежде всего принципу научности, учета возрастных особенностей детей, направлены на развитие у детей агрессивности, жестокости, насилия. Поэтому специалисты разрабатывают и активно используют авторские тематические мультимедийные презентации . Презентации позволяют глубже погрузить ребенка в предмет изучения, создать иллюзию сопричастности, сопереживания с изучаемым объектом. Дети с удовольствием погружаются в тему, рассказывают дома об увиденном на экране.

Практика показывает, что создание презентаций отнимает много времени, поскольку нужно найти необходимый иллюстративный материал, продумать его расположение, техническое оформление. В поисках информации воспитателей выручают мультимедийные энциклопедии . В этих дисках они используют не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия .

В ДОУ мультимедиа средства и технологии также используются в проектной деятельности.

В ходе проектной деятельности с использованием мультимедиа решаются следующие задачи : развитие творческих способностей, создание условий для социального самовыражения детей, ознакомление педагогов, родителей с компьютерными технологиями, цифровой техникой, обучение детей навыкам фотографирования, формирование начальных представлений у детей о профессиях журналиста, корреспондента, телеведущего.

Публикации по теме:

Использование атрибутов в проведении праздников и развлечений в детском саду Праздник в детском саду – яркое событие в жизни детей, которое запоминается своими сюрпризами и необычностью. Дети любят праздники за то,.

Использование музыкотерапии в детском саду Информационно-тематическое сообщение для воспитателей Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ №46 Кирьякова И. В. Музыкальная терапия.

Цель занятий: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования, создание условий для.

Использование бросового материала в детском саду Структурное подразделение МБУ "Лицей №51" детский сад "Реченька" Федотова Н. Н. Князева А. В. Наш опыт работы с детьми показывает, что для.

Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего,.

Татьяна Светличная
Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении

В своей работе широко использую мультимедийные презентации

Тема моей концепции «Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении .

Актуальность

Применение мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Задачи :

Систематизировать усвоение знаний;

сформировать мотивацию к учению;

Расширять словарный запас детей и их знания об окружающем мире;

Формировать звуковую культуру речи;

развивать память, внимание, мышление, творческие способности

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ :

1. Презентация дошкольникам ; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Маленького почемучку интересует масса вещей : с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша : чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» , прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

3. Возможности мультимедийных презентаций позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

4. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

5. Осваивая детские мультимедийные презентации , дошколята активны . За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Эффективность

Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы детей старшего дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы :

дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам , не умеющим читать и писать;

у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов . Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;

полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.) .

Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.

Мультимедийные средства используются мною на разных этапах занятия. Так, например :

1. Во вступительной части занятия воспитанникам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с изображением, указывающим на тему занятия.

2. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии.

При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются мои слова, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала : услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.

4. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия я делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.

Также я использую презентации при проведении родительских собраний, круглых столов, психологических гостиных. Особенно интересны презентации на итоговом педсовете, составленные по проектам, самообразованию.

«Хорошая презентация - это когда ставишь ребенку слайды и он поглощен процессом просмотра. Если ребенок с удовольствием смотрит презентацию и просит поставить ее еще раз, уверена, что он с пользой провел это время!».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Использование ИКТ на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении» В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании,.

Использование картотеки в работе с детьми в дошкольном учреждении Тема: Использование картотеки в работе с детьми в дошкольном учреждении Слайд 2-5 Так как детский сад новый, и развивающей среды не достаточно,.

Использование мультимедийных презентаций на учебных занятиях в организациях СПО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СПО Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций,.

Использование фольклора в дошкольном учреждении Поэтический народный фольклор помогает малышам ориентироваться в окружающем мире, влияет на познавательное развитие. Потешка помогает ребёнку.

Использование элементов степ-аэробики в современном дошкольном учреждении Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение физического, психического и двигательного здоровья воспитанников.



Понравилась статья? Поделитесь ей