Контакты

Ролевые конфликты и пути их решения. Классификация конфликтов по специфике противоположных сторон и условий развития конфликта. Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли

Ролевое поведение.

В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего Я.

Способы разрешения ролевых конфликтов.

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или в обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачам, возникающим при исполнении данной роли.

Неадекватная ролевая подготовка.

Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера - все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в следующих ролях. При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему.

Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим - далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей.

Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.

Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждым молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.

Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Однако разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.

Выполнение роли зависит от многих факторов как личностных, так и социальных. Если ролевые ожидания не соответствуют внутренним установкам личности, возникает ролевое напряжение. Его распространенной причиной является неадекватная ролевая подготовка человека, когда молодые люди плохо представляют как себя вести в тех или иных ситуациях. Часто молодой человек, имея идеализированное представление о ролях, испытывает разочарование, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями.

Поскольку человек выполняет множество ролей, между ними возможны различные отношения, от гармонии и согласованности до конфликта. Ролевой конфликт – это ситуация, когда человек вынужден удовлетворять требования не согласующихся друг с другом ролей. Это достаточно распространенная ситуация, скажем, студент – заочник должен выполнять предписания профессиональных ролей, которые могут противоречить необходимости заниматься и ездить на сессии. Ролевой конфликт носит внутриличностный характер.

Существуют различные способы разрешения подобных конфликтов. Одним из самых распространенных является рационализация, или самооправдание. Студент, не подготовившийся к сессии, начинает искать объективные причины, которые не позволили ему сделать.

В случае разделения ролей одна из ролей как бы выключается из сознания, хотя на ролевые требования человек реагирует. Например, деспот может любить родных и животных, но к остальным людям относиться как к вещам. Часто встречается ситуация, когда общество заинтересовано в нарушении тех или иных ролевых ожиданий. В этом случае оно прибегает к регулированию роли, создавая формальные процедуры освобождения человека от ответственности, вводя форму, придумывая особые обряды и ритуалы. Характерным примером будет роль солдата, присяга и форма как бы частично освобождают человека от обязательного для других людей требования « не убий». Одним из наиболее оптимальных способов разрешения ролевых конфликтов является сознательное признание человеком некоторых ролей более важными, то есть субординация ролей.

6.6 Социализация личности

Социализация – процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих социальным ролям. В самом общем виде социализацию можно представить как процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого реализуются природные психобиологические задатки человека, личность приобщается к культуре. В ходе социализации происходит становление личности человека, формируется ее характер, раскрываются способности, складывается мотивационная сфера личности. В процессе социализации личность учится навыкам общения. Наконец, социализация выступает условием сохранения общества, поскольку люди усваивают сложившиеся формы поведения.

Социализация идет всю жизнь человека. Выделяют два основных ее этапа. Первичная социализация протекает с момента рождения до совершеннолетия человека. Ее содержанием является формирование личности. В ходе первичной социализации ребенок не может еще оценить те образцы поведения, которые предлагают ему взрослые, поэтому он адаптируется к тем условиям, в которых живет. Вторичная социализация – это социализация взрослых, в ходе которой человек приобретает новые навыки и умения. Механизмами социализации являются подражание, убеждение, руководство.

Выделяют различные агенты социализации, ими выступают социальные группы и организации, в которых проходит социализацию индивид. Важнейшим из них является семья, в которой формируется мотивация на привязанность к другим людям, готовность к общению. Семья прививает человек систему норм и стандартов повседневного поведения, в семье ребенок овладевает языком. Школа дает человеку систему знаний и ценностей, необходимых для жизни в обществе. В группе сверстников человек приобретает навыки межличностного общения, обучается выполнению таких групповых ролей как лидер, эксперт, аутсайдер и др. Наконец, современном обществе огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации, которые предоставляют человеку не только огромный массив знаний, но и системы оценок, ожиданий, стилей поведения. Многие социологи подчеркивают роль референтных групп в социализации. Референтная группа – это совокупность людей, с которыми отождествляет себя человек. Она может быть реальной и воображаемой (скажем, кино герой, которому подражает человек).

Человек проходит социализацию на протяжении всей жизни, в которой возможны ситуации, когда он утрачивает ранее приобретенные нормы и ценности. Такой процесс называется десоциализацией. Он наблюдается, например, если индивид попадает в тюрьму, клинику для душевнобольных, где значительно меняется не только стиль жизни, но часто и сама личность человека. Утрата прежних норм и ценностей может привести к формированию новых стандартов поведения, начнется процесс ресоциализации, в ходе которого человек либо полностью изменяет свои ценности и нормы, либо восстанавливает прежние стандарты поведения.

Тема: Социальная структура.

1. Понятие социальной структуры, социального статуса и роли.

2. Социальные институты, виды институтов.

3. Общество и его типы.

Социальная структура – это совокупность ролей, статусов индивидов, институтов, удовлетворяющих социальные потребности. Вместе они составляют общество.

Люди сложны, поступки одного человека отличаются от поступков других людей; в различных ситуациях люди также ведут себя различным образом. Мы ведем себя отнюдь не одинаково с близкими друзьями и едва знакомыми людьми. Мы по-разному обращаемся с маленьким ребенком и своими родителями. Наше общение с любимым человеком совершенно непохоже на наши контакты с коллегами по работе.

Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью.

Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом . Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение. Часто главный статус человека обусловлен его работой.

Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: "Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?" Ответ на данный вопрос многое говорит о нем.

Некоторые статусы даны от рождения. Например, человек с черным цветом кожи приобретает статус негра с момента появления на свет. Кроме того, статусы обусловлены полом, этническим происхождением, местом рождения, фамилией семьи. Такие статусы называются приписанными (предписанными).

Наоборот, достигнутый (приобретенный) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа - после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы и называются смешанными. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остается навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.



Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит. по: Мертон, 1957). Роль музыканта полностью определяет его поведение, связанное с установленными правами и обязанностями музыканта. К ним относятся исполнение музыкальных произведений на определенном уровне мастерства, репетиции по несколько часов в день и проявление должного уважения к дирижеру.

Каждый статус обычно включает ряд ролей . Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями Министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, Р.Мертон называл ролевым набором

Усвоение различных ролей - значительная часть процесса социализации. Роль человека определяется тем, что ожидают от него другие. В современном обществе ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивляемся, сердимся, обижаемся, и наши отношения меняются.

Реакции , которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. За нападение на другого человека преступника признают виновным и отправляют в тюрьму. Тот, кто паркует автомобиль в неразрешенном для стоянки месте, может быть оштрафован. Это формальные наказания. Другие наказания менее формальны. Мужчина, который напивается на вечеринке и оскорбляет хозяйку дома, не попадет в тюрьму, но его больше не пригласят в этот дом. Более того, некоторые наказания выражаются в очень завуалированной форме. Неуместное замечание может быть встречено холодным молчанием, заставляющим говорящего понять, что он допустил ошибку в разговоре. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями . Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации

Характеристика ролей.

В обществе существует великое множество формальных ролей. Женщина может играть многие роли - жены, матери, учительницы, музыканта, члена профсоюза, избирателя. Как найти наилучший способ классификации этого огромного множества ролей?

Попытка систематизации социальных ролей была сделанаТалкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность . Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб . Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация . Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация . Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Проститутки работают для собственной выгоды - сексуальные услуги ради личного обогащения.

Выбор роли.

Обязательно следует отметить, что любая формальная или неформальная роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение соответствует ожиданиям других. Люди не автоматически реагируют на воздействие ролевых ожиданий. Они проявляют более активный подход. Поведение человека является продуктом уникального, свойственного только ему способа толкования и оценки ролевых ожиданий. Люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их, а затем действуют. Это означает, что зависимость между поведением индивида и ролевым ожиданием имеет неустойчивый характер; она не укладывается в рамки жестко фиксируемой, предсказуемой схемы. Некоторые социологи, сторонники символического интеракционизма и этнометодологии придают особое значение изменчивости системы «ожидание – поведение». Например, Гарфинкель (1972) критически относится к исследователям, полагающим, что индивид «одурманен культурой» и автоматически реагирует на ролевые ожидания. А. Сикорель (1972) отмечает, что люди не исполняют свои роли по заданному сценарию. В действительности они импровизируют по ходу действия.

Ролевые системы.

П оскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций (в семье, среди друзей, в какой-либо общности, в обществе), между ролями всегда существуют конфликты. Например, если мать наказывает своего сына, запретив ему пользоваться автомобилем, отцу может показаться, что наказание слишком сурово. Отсюда для отца возникает дилемма: исполняя роль мужа, он должен поддерживать решения своей жены, но как отец он должен заботиться о сыне. Какую роль следует ему играть?

Ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, Р.Мертон называл ролевым конфликтом. Это - обычное явление для высокоорганизованных обществ вроде США, где каждый человек исполняет огромное множество ролей. Подросткам приходится иметь дело с противоположными ожиданиями их родителей и сверстников. Работающие родители «разрываются» между требованиями, предъявляемыми к ним на работе, и стремлением удовлетворить потребности своих детей. Руководящие работники должны вести себя по-разному с начальниками и подчиненными. Ролевой конфликт может возникать также при переходе людей из одного общественного класса в другой, когда они стремятся поддерживать уже сложившиеся отношения с членами своей семьи и старыми друзьями.

Штайн и Хоффман (1978) исследовали ролевые конфликты, наблюдающиеся среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Они обнаружили, что черты характера, которые высоко ценятся среди спортсменов: твердость, независимость, эмоциональная сдержанность и стремление к победе, не соответствовали ожиданиям девушек, с которыми они встречались. Девушкам были неприятны излишняя жесткость и другие черты, которые вызывали одобрение среди спортсменов. Их больше привлекли бы искренность, глубина чувств и способность к сопереживанию.

Иногда возникает конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от работника социальной сферы ожидаются доброжелательность и отзывчивость. Однако необходимость иметь дело с бюрократами от социального обеспечения требует напористости и твердости. Эти противоречивые требования вызывают ролевую напряженность.

Способы преодоления ролевого конфликта

Мертон считает, что имеются несколько способов его ослабления. Один из них заключается в иерархизации ролей . Некоторые роли признаются более важными, чем другие. В нашем обществе на первом плане обычно находятся семья и работа Поскольку семья и работа являются основными приоритетами, легко понять, каким образом между ними может возникнуть конфликт. Большинство людей преодолевают его благодаря тому, что работу и дом отделяют друг от друга. Это отделение имеет две цели. Во-первых, как правило, мы более продуктивно трудимся в конторе или на заводе, чем дома. Во-вторых, члены нашей семьи не видят, как мы ведем себя на работе, а большинство сотрудников не знают, что происходит в домах их коллег. Разделение между этими двумя системами ролей ослабляет конфликт между ними. Возникновение конфликта может вызвать неприятности дома и на работе

Существуют и другие, более тонкие способы ослабления ролевого конфликта. Одним из них является юмор и шутка. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам.

Социальные институты.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности. Мы живем в высоко институционализированном обществе. Например, институтом является наша система образования. Она включает ресурсы и роли, необходимые для передачи знаний и культурных ценностей от одного поколения другому. Экономические институты производят и распределяют товары и услуги. Семья также является институтом - она создает новых членов общества. Даже из простейших видов взаимодействия строятся сложные институты. В данной главе мы ознакомимся с некоторыми общими свойствами институтов.

Одной из важных черт института является его соответствие «социальной потребности» . Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений - общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов. Кроме того, люди обладают исключительной способностью взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие « социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания.

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер (1897), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идет о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве)

Наконец, более современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами,

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей, согласно классификации Г.Ленски и Дж.Ленски. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. Медицинские институты содействуют защите членов общества и их биологическому воспроизводству (с помощью акушерства и педиатрии). И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Экономические институты, например, связанные с производственной деятельностью производственных предприятий, коммерческих фирм, семейных ферм и других организаций, для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:

1) землю или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;

2) труд или мотивация и навыки людей;

3) капитал или богатство, вкладываемое в средства производства;

4) организацию или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.

Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.

Следовательно, институты представляют собой социальное образование , созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей. Так, в семье существуют роли мужа, жены, матери, отца, сына, дочери, сестры, двоюродной сестры, дяди и тети. Все эти роли связаны с множеством прав и обязанностей, определяющих характер интеракции (взаимодействия) людей, которые включены в определенный институт: матери - сына, двоюродной сестры - двоюродного брата, дяди - племянницы и т.д. В учебных институтах многие роли тоже точно определены: учитель, ученик, администратор, секретарь, сторож; для их усвоения требуются определенные образцы взаимодействия людей, исполняющих именно эти роли.

Однако данная характеристика институтов в какой-то мере вводит в заблуждение. Институты представлены как совершенно устойчивые и неизменные образования. Поэтому в заключение этой главы следует подчеркнуть разнообразие форм и изменчивость институтов. В примитивных и земледельческих обществах экономические потребности удовлетворяются главным образом с помощью института семьи и системы родственных связей, в рамках которых осуществляется основная производственная деятельность.

Институты очень редко остаются устойчивыми в течение длительного времени. Условия, воздействующие на них, постоянно меняются. Что касается института медицины, то с развитием новых технологий, например усовершенствованных сканирующих устройств и почечного диализа, не только возникли новые роли (скажем, специалистов по медицинской технике), но изменились даже традиционные отношения между практикующим врачом и пациентом: они перешли в отношения между многочисленным персоналом больницы и пациентом.

Общество и его типы.

Что такое общество? Хотя мы часто говорим об «американском», «французском» или «японском» обществе, не пытаясь объяснить, что под этим подразумевается, ученые с трудом, определяют сущность этого понятия. Прежде всего, у него много различных значений. Когда мы говорим о «профессиональном обществе», то имеем в виду группу людей, имеющих одинаковую профессию, Которые создают организацию на основе общих интересов. Говоря о «высшем обществе» или «обществе завсегдатаев кафе», мы подразумеваем стихийно организованную группу людей, представителей определенного социального слоя, имеющих общие ценности и образ жизни. Но это понятие приобретает совершенно иное значение, когда мы говорим об «американском обществе», имеющем определенные географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. В ходе дальнейшего изложения мы сосредоточим внимание именно на последнем значении данного термина. Анализируя его, Марш (1967) пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

1) постоянная территория - например, Франция в своих государственных границах;

2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

3) развитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни (основные элементы культуры рассматриваются во 2-й главе);

4) политическая независимость - общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием, такие колониальные общества, как Бельгийское Конго до получения этой страной независимости, нельзя считать таковыми.)

Как отметил Марш, даже такое обстоятельное определение общества кажется несколько спорным. Что значит критерий «развитая культура»? Можно утверждать, что страны, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, например США, Индия и Югославия, в действительности не имеют общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением, а являются лишь совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью (см. 2-ю главу, где рассматриваются вопросы политической интеграции и многообразия культуры). Понятие «политическая независимость» также вызывает некоторые вопросы. Например, Канада и Мексика считаются политически независимыми от США, но, поскольку для развития их экономики необходимы значительные инвестиции, поступающие в основном из Америки, в действительности они не являются независимыми. В еще большей мере это относится к странам Центральной Америки, таким, как Панама и Сальвадор.

Другие социологи (Аберле, Коэн, Дэвис, Леви и Саттон, 1950; Парсонс, 1966) считают, что определяющей характеристикой общества является «самообеспеченность». Этот критерий близок к «политической независимости», упомянутой Маршем. Однако его также следует прояснить. Самообеспеченное общество необязательно само производит все товары и услуги. Многие общества, включая Японию, Великобританию и Норвегию, в большей мере зависят от внешней торговли. Однако каждое государство (т.е. его правительство) должно обладать валютой, необходимой для оплаты импорта. Таким образом, говоря о «самообеспеченном» обществе, мы имеем в виду сохранение его платежеспособности и возможность оплачивать долги.

Несмотря на трудности, различные критерии в самом дел помогают нам хотя бы приблизительно определить сущность понятия «общество». Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями «культура», используемым социальными антропологами, и «ациональное государство», которым пользуются ученые - политологи. Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль; в этом случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланизийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

С другой стороны, термин «национальное государство», близкий понятию «общество», обязательно предполагает наличие таких элементов, как формальный правительственный аппарат и некое национальное единство. Но в то же время можно назвать такие общества, которые не являются государствами - например, кочевые племена на территории Ближнего Востока.

Типология обществ.

Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различаются, например, первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество, англоязычное, русскоязычное). Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоят старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

2. Садоводческие общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало, прежде всего, усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

4. Промышленные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи. В ходе индустриализации семья утрачивает многие присущие ей функции, которые в новых условиях осуществляют другие институты - например, процесс социализации в основном регулируется учебными институтами.

Одно из наиболее важных исследований противоположности между допромышленным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины «Гемайншафт» (Gemeinschaft) и «Гезелыиафт» (Gesellschaft) (они переводятся как «общинность» и «общество»), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «Гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «Гезельшафт» - к городскому промышленному обществу. Отличия их заключаются в следующем:

1. С точки зрения индивидуальной мотивации, «Гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «Гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

2. В сфере социального контроля общество типа «Гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как «Гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве.

3. В области разделения труда общество типа «Гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей - обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа «Гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей.

4. В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» - на светских.»

5. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

Дихотомия Ф. Тенниса (и другие подобные исследования) подверглась критике в двух направлениях. Во-первых, это большое упрощение. Общества типа «Гемайншафт» тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других допромышлен-ных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы «Гезельшафт» и «Гемайншафт», т.е. последнее никуда не исчезает.

Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу. Фактически вся эта дихотомия может быть поставлена под сомнение в связи с углубляющейся интернационализацией обществ и усилением их взаимозависимости. Таким образом, все более важное место занимает межнациональный аспект изучение, т.е. сравнительный анализ.

Введение…………………………………………………………….……...3

1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4

1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9

1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…13

1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…14

Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….16

2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….16

2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21

Заключение………………………………………………………………..24

Список источников литературы………………………………………...25


Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.

Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.

Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.

Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.

Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.

Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.

Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.

Глава 1. Понятие ролевого конфликта

1.1. Конфликт и его виды

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.

Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.

Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.

Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные (рис.1).

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может быть неконтролируемым.

Типы конфликтов

Рисунок 1

Примерами являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус", "минус-минус".

Конфликты "плюс-плюс" предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки). Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты "плюс-минус" - это конфликты притягивания и отталкивания, принятия решения, когда каждый из вариантов может иметь и положительные, и отрицательные следствия, а выбрать надо один, с учетом решения общей задачи.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение

подчиненного возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.

Любой конфликт выполняет как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) функции. Несмотря на довольно четкое их деление в теоретическом плане, на практике бывает нелегко провести границу между конструктивностью и деструктивностью конкретного конфликта. Это обусловлено такими причинами:

Тяжело вообразить обобщенную оценку положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;

Степень конструктивности и деструктивности конфликта может изменяться на разных стадиях его развития;

Конфликт может оцениваться как конструктивный для одной из сторон-конфликта, и как отрицательный - для другой стороны;

Конструктивность и деструктивность конфликта можно рассматривать как относительно основных участников, так и относительно социального окружения.

Положительным, функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы, которая породила разногласия и вызвала столкновенье, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к преимуществу.

Конфликт есть способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти разногласия уже достигли наивысшего предела, и потому необходимо принять немедленные меры относительно их устранения. Таким образом, любой конфликт выполняет информационную функцию, то есть предоставляет дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт есть формой решения разногласий. Его развитие оказывает содействие устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его возникновению.

Конфликт оказывает содействие снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить обстановку.

К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастания враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, послабление сплоченности коллектива и т.п..

Социальное деструктивное влияние конфликта оказывается на разных уровнях социальной системы и выражается в конкретных следствиях. Кроме непосредственных участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.

Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития предприятия и его персонала. Больше того, он может вызвать стагнацию и кризис развития.

Конфликт может сопровождаться нарастанием в организации расположений духа пессимизма.

Одной из разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять.

Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.

Например: мастеру производственного участка прислано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру давались противоречивые указания, причем одновременно.

Данный конфликт в результате может быть сведен к конфликту "минус-минус", поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять, за счет чего это делать.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и арестом близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники - это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться об их бесправном положении. Евангелическая заповедь «не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезают ролевой конфликт и ролевая напряженность.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой.

Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль. Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.



Понравилась статья? Поделитесь ей