Контакты

Роль и значение врача для развития людей. Роль медицины в обеспечении здоровья Факторы, влияющие на физическое развитие человека

Введение

Врач -- лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врач -- также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства, как то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного общения с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством.

Профессия врача была всегда востребована и уважаема. Очень много людей стремятся получить медицинское образование, именно поэтому конкурс в медицинские ВУЗы очень высок. При этом обучаться медицине не так уж легко, а количество лет, затрачиваемых на полную подготовку врача, больше, нежели у других профессий. Но это не останавливает современных студентов, и толпы абитуриентов снова и снова покоряют двери приемных комиссий.

Роль врача в обществе

Профессия медика наряду с некоторыми другими - например учителя или ученого - в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением: так, врачи стремятся оказать помощь своим пациентам, учителя - дать знания и привить социальные навыки ученикам, ученые - развивать науку. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгоды.

Медицина зачастую воспринимается как профессия для альтруистов и осмысливается с позиций социальной миссии, врач инициируется в своем статусе, подтверждая, что клянется:

· "честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

· быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

· проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

· хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

· доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

· постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

В этой клятве можно обнаружить три критерия профессионализма, которые выделил Талкотт Парсонс в своей работе "Профессии".

Профессия медика в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным прежде всего получением выгодных индивидов. Во-вторых, наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. И в-третьих, самое главное - наличие у свободных профессионалов уверенности, что они работают в интересах всей социальной системы (что проявляется в зафиксированных в клятве готовности действовать в интересах любого больного и утверждении ценности человеческой жизни).

Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути. Это определяет и особую ответственность этой профессии, и пристрастное отношение к ней и обывателей, и представителей средств массовой информации. Обратите внимание, с какой нетерпимостью, и с какой злобой осуждают промахи и ошибки врачей наши папарацци. Эти представители демократической прессы легко прощают подлость и предательство своих покровителей и свои собственные, но призывают посадить, лишить, наказать огромным штрафом врачей, «виновных» по их мнению, в гибели или инвалидизации своих пациентов.

Позицию обывателя хорошо иллюстрирует следующий пример. Автокатастрофа. Несчастные искалеченные люди и зеваки, которые стыдливо прячутся неподалеку. Никто не торопится помочь пострадавшим. Приезжает «скорая», толпа плотным кольцо окружают место происшествия, их активность резко возрастает, они советуют, возмущаются, пытаются помочь. Некоторые не выдерживаю вида крови, падают в обморок. Теперь помощь нужна уже им… В итоге формируется «общественное мнение» в случае смертельного исхода - виноваты врачи. Заметьте, не роковые стечения обстоятельств автокатастрофы, не отсутствие своевременной помощи очевидцами, не плохие дороги, а именно врачи конкретной бригады медицинской помощи.

Часто встречается такая реакция: «Бедный Б. Вот ему досталось… Эти коновалы не хотят признавать ничего нового, вот и у нас был случай…».

Конечно, среди врачей есть безответственные, черствые, избыточно корыстные люди, но страдают от народного гнева почему-то как раз те, кто честно выполняет свой долг.

Еще в 1898 году В.В.Вересаев в записках врача писал: «В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов. Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью».

С чем это связано? Да с тем, что человек смертен, продолжительность жизни его ограничена, организм его далеко не совершенен и подвержен болезням. Это многих огорчает и побуждает к иллюзиям с завышением возможностей медицинской науки.

Мало кто говорит: «У меня болит нога, потому что я был неосторожен и травмировал ее». Чаще скажут так: «Врач назначил неправильное лечение, которое мне не помогает». Или в случае смерти близкого человека, скорее всего, скажут «Его не смогли спасти, «скорая» приехала слишком поздно», а не «Мы не были к нему внимательны и часто создавали ему проблемы, доводя его до сердечных приступов».

Искусство врача это не только уровень его профессиональной подготовки, это и его умение правильно построить взаимоотношения с пациентом, который является имманентно (по определению) человеком капризным, зависимым, с набором всяких предрассудков, которые он получил из жизненного опыта, по слухам, из медицинской рекламы…

Профессия врача - особая специальность, в ее основе - любовь. Любовь к человеку, любовь к больному человеку. Понятны слова Сократа, который говорил, что лечить, учить и судить - самое трудное занятие в жизни. Правильно говорят - медицина это профессия от бога.

В современном обществе большинство людей в той или иной степени сталкивается с медициной и различными средствами лечения заболеваний. С первых попыток лечения человек использовал для этих целей огромное количество разнообразных средств, поиск которых никогда не прерывался. Одни из них исчезли из арсенала медицины как малоэффективные и были заменены более совершенными, другие, как оказывающие на организм вместе с положительным и отрицательное воздействие, третьи сохранились до наших дней. Растения же применяются человеком на протяжении всей истории его развития.

Использование растений для лечения вообще широко распространено в животном мире. Описаны многочисленные случаи самоизлечения животных при поедании различных трав и растений. Некоторые из этих наблюдений явилась ценными для человека. Так, в древних арабских рукописях рассказывается о том, как эфиопские пастухи обратили внимание на коз, начинавших оживленно прыгать и резвиться после поедания листьев кофейного кустарника. В результате проверки этого наблюдения было установлено возбуждающее действие не только листьев, но и бобов кофе. В настоящее время напиток кофе получил столь широкое распространение и популярность, что нет необходимости останавливаться на достоинствах (и недостатках) его использования.

Левзея сафлоровидная, применяемая в настоящее время в медицине как общеукрепляющее и тонизирующее средство, среди народов Сибири называется еще и маральим корнем. Охотники неоднократно наблюдали, как уставшие от погони олени поедают стебли и корни левзеи, после чего убегают. В дальневосточной тайге Приморья косули и другие дикие животные охотно едят жесткие листья кустарника элеутерококка. Такое необычное поведение вызвало предположение, что живoтныe лечатся. Действительно, тщательное изучение элеутерококка, проведенное, в частности, И.И. Брехманом, привело к обнаружению у него выраженных тонизирующих и адаптогенныx свойств. Бурятские охотники утверждают, что раненые олени охотно поедают красную гвоздику, в результате чего у них очень быстро прекращается кровотечение из ран. Как кровоостанавливающее средство гвоздика до сих пор применяется в народной медицине.

Дикие и домашние животные поедают растения, обладающие антигельминтными свойствами, например, полынь. В Бурятии для излечения овец от гельминтов их периодически выгоняют на пастбище, где растет туган-цыган. В Закавказье утверждают, что гималайские медведи с той же целью поедают цветки рододендрона. По-видимому, такое лечение и описал замечательный советский писатель-натуралист Н.И. Сладков: "Жует медведь цветы с отвращением, оттопыривая губы, давится, плюется, но глотает". Как человек открывал целебные свойства растений, мы, естественно, точно установить не можем. Несомненно, что путь к познанию лечебных трав был долгим и трудным.

Формирование человека как вида началось в лесу среди растений, которые в первую очередь привлекали к себе внимание людей. Главной пищей для первобытного человека являлись плоды, стебли, корни и корневища травянистых растений. Вместе с пищевыми растениями обнаруживались и лекарственные. Такие открытия были случайными. В результате многократного повторения лечебного действия отдельных растений человек стал понимать связь между наступившим облегчением страдания и применением какого-либо средства. Он запоминал полезные действия растений и при необходимости пользовался ими. "По всей вероятности, все питательные, возбудительные и целебные свойства самых невзрачных растений каждой страны впервые были открыты дикарями, которые были к тому подвигнуты крайней необходимостью, прошли через бесчисленное множество подобных опытов, а приобретенные на практике познания передавали друг другу и потомству изустно", - писал Чарльз Роберт Дарвин (1809 - 1882). Полученные сведения о лекарственных или токсических свойствах растений передавались от поколения к поколению и на протяжении многих веков накапливались в народе, слагаясь в опыт народной медицины.

Несомненно, что лекарственные растения явились первыми лечебными средствами, которые сознательно стал применять человек. В первобытном обществе искусством врачевания, по-видимому, владело все взрослое население, в связи с чем становится понятным, почему Иван Петрович Павлов (1849 -1936) в работе по истории медицины писал о врачах: "Их деятельность - ровесница первого человека... было бы несправедливо считать историю медицины с письменного его периода".

Изучая историю применения лекарственных растений, известный специалист в этой области Нина Георгиевна Ковалева сделала удивительно точный вывод о том, ..... что первый лекарь на земле был фитотерапевт. И быть практически только фитотерапевтом человеку пришлось в течение сотен лет, так как животная пища еще долго оставалась лишь случайным дополнением к растительной, а поэтому он и не мог достоверно обнаружить ее целебные свойства. Даже в период появления письменности, как свидетельствуют обнаруженные записи, большинство лекарственных средств имело растительное происхождение.

"Лечение растениями не является надуманным, изобретенным способом лечения. Успешное применение растений с лечебной целью - закономерный процесс, непосредственно вытекающий из условий развития человеческого организма. Поэтому не только первобытный человек, и но и заболевшее животное, которых вел инстинкт самосохранения, находили среди окружающей природы нужное растение, расплачиваясь иногда жизнью за неудачные поиски", - пишет Н. Г. Ковалева.

Сбор растений, приготовление лекарств и лечение заболевших требовало много времени, знаний и опыта. Поэтому по мере развития общества информация медицинского характера сосредоточивалась у определенных лиц. В древности это были, как правило, служители религиозных культов - шаманы, жрецы и т.п., позднее появилась профессия врача. Однако сведения о полезных свойствах целебных растений используются не только научной медициной, они и сейчас живут в народе, передаваясь от поколения к поколению. И знания о том, что прекрасным средством, останавливающим кровотечение из небольшого пореза, является подорожник, а при "куриной слепоте" нужно есть морковь, что слива и чернослив послабляют, а черемуха закрепляет и многое другое, мы получаем раньше, как правило, не от врача, а от своих близких. Научная и народная медицина не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Роль и значение врача для развития людей

Один из наиболее любимых Еленой Ивановной философов и писателей Фридрих Ницше в своем произведении "Человеческое, слишком человеческое..." так отмечал главенствующее значение врачебной профессии в культуре человечества: "В настоящее время ни одно призвание не дает возможности достигнуть такого высокого положения, как призвание врача. Но высшее духовное образование врача не ограничивается теперь знанием лучших, новейших методов лечения, навыком и умением делать те быстрые заключения о причинах и влияниях, которые создают славу диагноста: нет, врач должен, кроме того, обладать умением говорить, применяясь к положению пациента, убедить его, тронуть его сердце; он должен обладать мужеством, один вид которого прогонял бы малодушие, - этого червяка, грызущего каждого больного; ловкость дипломата в посредничестве между больными, которым для выздоровления необходимы радости, и теми, которые, в видах своего здоровья, должны и могут доставлять радость другим; проницательность сыщика и следователя, чтобы разгадывать тайны души, не выдавая их, - словом, хороший врач должен в совершенстве владеть приемами искусства всех других профессий. Являясь в таком всеоружии, врач в состоянии сделаться благодетелем всего общества, увеличивая количество добрых дел, духовную радость и производительность ума, удерживая от дурных мыслей, злых намерений, плутовства (отвратительным источником которых так часто бывает брюшная полость), освобождая от так называемых душевных мук и угрызений совести и способствуя восстановлению духовной и физической аристократии (помогая или препятствуя заключению браков). Только таким образом он из медика сделается спасителем общества".

В полном соответствии с древними традициями Восточной Медицины, в Учении Живой Этики врачу отводится совершенно особое место среди ученых и практиков, работа которых связана с людьми. Врач представляется своего рода целителем душ и тел, причем не просто "психотерапевтом", но и в самом прямом смысле духовником , труд которого помогает облагораживать людей: "Вы писали сегодня о физических лекарствах, но для толп даже бочки самого драгоценного вещества будут бесполезны. Можно просить всех врачей мира начать миссию одухотворения сердца. Каждый врач имеет доступ в разные дома. Он видит разные поколения, слова его принимаются со вниманием. Он так легко может среди физических советов прибавить самые ценные наставления. Он имеет право узнать все подробности нравственных условий дома. Он может дать совет, который заставит подумать поверх действий желудка, приказать может, ибо за ним стоит страх смерти. Врач - самое священное лицо в доме, где больной. Человечество озаботилось достаточным количеством болезней - значит, врач может дать много ценных предупреждений..." (Мир Огненный, II, 217).

Поле деятельности врача в доме больного расширяется от необходимости подать совет о переустройстве быта до изменения образа поведения и отношения к труду и к родным людям. Лишь в последние десятилетия вследствие общеизвестных деформаций во врачебном образовании и практике поликлинических врачей в нашей стране заметно снизился престиж врачебной профессии. Во все же времена врач считался главнейшим из специалистов , ибо от его действий зависела сама жизнь пациента. В данном же случае значение врача в жизни человека еще более углубляется, хотя, разумеется, для достижения такого высокого профессионализма одних лишь знаний и умений мало. Необходимо еще стать высоконравственным, духовно утвердившимся человеком: "Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа. Разум врача должен усиливаться сердцем. Невозможно, чтобы врач был невежественным отрицателем. Не может врач не быть психологом и не может он пренебрегать чудесной психической энергией..." (Аум, 3).

В древности врач был не только высоконравственным и глубоко знающим свой предмет специалистом. Врачи путем специальной йогической тренировки приобретали паранормальные (хотя и совершенно естественные для высокоразвитого человека) экстрасенсорные способности, которые помогали им точно поставить диагноз и избрать необходимую схему лечения в полном соответствии с индивидуальностью заболевшего.

Это не означает, что в прошлом все врачи были похожи на Вольфа Мессинга или Розу Кулешову. Однако овладение психическими паранормальными способностями вменялось наряду с обретением высокой наблюдательности и развитой памяти каждому врачевателю в профессиональную обязанность, и в развитой степени (в зависимости от таланта и усердия в тренировках) этими способностями владели очень многие медики. В трактате "Чжуд-ши", содержащем основные положения индо-тибетской медицины, есть специальный раздел, целиком посвященный йогическому психоэнерготренингу врача, целью которого и являлось развитие высших способностей человеческого восприятия . Соответствующие разделы, называемые "Даосской Йогой", имелись и в трактатах китайских медиков.

Современной психологии самосовершенствования известна одна из врожденных способностей, называемая "врачевательной". Она заключается в повышенной природной способности сопереживать другому человеку. Это сопереживание происходит не только на субъективно-психическом, но и на сугубо физиологическом уровне восприятия. Обладающий такой способностью человек буквально ощущает все, что чувствует, переживает и даже мыслит осматриваемый им пациент ("со-чувствует" ему).

В прошлые века опытные наставники определяли среди претендентов на звание врачевателя именно таких одаренных людей и направленно (посредством использования упражнений Йоги и целевого программирующего внушения) развивали в них эту уникальную способность. Впоследствии (после развития и освоения) умение "контактировать" с телом и душой пациента успешно заменяло врачам и рентгеноскопию, и биохимические анализы крови, и другие инструментальные и лабораторные методы обследования пациента.

Главным для врачевателя прошлого являлось владение в совершенстве наукой о душевных свойствах и психических процессах человека: "Ни в одной врачебной школе не преподается психология. Такой предмет вообще не существует. Слово "психология" связывается с педагогикой, но не с познанием качеств психической энергии. Невозможно допустить, чтобы врачебное образование могло обойти такой основной предмет. Познавание психической энергии позволяет явить внимание к лекарствам. Насколько меньше потребуется лекарств, когда врачи смогут применять психическое лечение. Условия помощи психической энергией обновит все явления жизни. Не будем отделять высшее понятие бытия от врачебной помощи. Сколько древних источников указывают, что священнослужители были и врачами. Так подчеркивалось, что врач имеет авторитет, иначе он будет ходить в хвосте болезней, не имея возможности предотвратить их..." (Община, 234).

Высокий авторитет врача в прошлые века позволял его советам доходить до умов и сердец пациентов. Только таким образом и можно было заниматься истинной профилактикой заболеваний. Иначе какая же помощь может упредить развитие болезни, если люди не принимают (вследствие недоверия к врачам и из-за собственной низкой культуры) рекомендации медиков и не изменяют собственные пагубные привычки и вредные условия жизни! Только священностью положения врача можно объяснить такое пристальное внимание, которое уделялось в древних медицинских трактатах именно профилактике болезней, вопросам оздоровления быта и всего образа жизни, вопросам ведения естественного порядка труда и отдыха в "следовании ритмам и состояниям Природы". И авторитет высоконравственного и прекрасно владеющего своей специальностью медика для введения такой профилактики был обязателен.

Знание прикладной психологии крайне важно и даже обязательно для врача еще и потому, что организм человека под направленным психологическим воздействием способен выделять целые "наборы" особенных собственных феноменально активных и направленно действующих веществ, которые наиболее естественны для его функционирования и по качеству, и по дозировке. Такие "внутренние лекарства" способны физиологически приводить ткани и органы к целительным перестройкам в соответствии с задачей лечения, передаваемой медиком пациенту при психологическом воздействии. Организм, оказывается, очень внимательно слушает голос врача, его мысль и настроение, разумеется, если врач сумел "понравиться" организму и "войти с ним в контакт".

Гипнотерапевт Кашпировский А.М. усердно пропагандировал идею возможности выработки организмом человека, находящегося под психологическим влиянием врача, таких внутренних биологически активных веществ, своего рода "собственных лекарств", которые, в частности, способны "растворять" даже рубцовую ткань, до сих пор считавшуюся практически неизменяемой даже под действием мощных химиотерапевтических и ферментных препаратов. Те же идеи вот уже три десятка лет успешно развиваются в США. Даже выделен новый раздел экспериментальной медицины - психоэндокринная нейроиммунология, приверженцы которой занимаются поисками путей активации организма человека и стимуляции выработки необходимых для исцеления биологически активных веществ внутреннего происхождения посредством применения различных психологических методов влияния, в том числе используется трансцендентальная медитация, аутотренинг, активное программирование, нейролингвистическое программирование или старый добрый гипноз.

Крайне интересен в этой связи опыт работы американского специалиста по психологическому воздействию Карла Синглтона. В многочисленных популярных и научных книгах, выходящих из-под его пера и сразу становящихся бестселлерами, этот врачеватель делится собственным опытом создания им специальных групп психологической активизации скрытых резервов самоисцеления у онкологических больных. Влияние психотерапии, проводящейся, разумеется, по специально разработанной для различных типов больных программе, таково, что действие всех "классических" методов лечения раковых заболеваний (химиотерапия, хирургия, лучевая терапия) значительно усиливается, их эффективность увеличивается за счет создания в группах пациентов особенно положительного эмоционального фона, выработки установки на исцеление и генерации непоколебимой веры в успех проводимого лечения.

Наряду с обычным облучением, химиотерапией и хирургическим вмешательством доктор Синглтон использует также технику психического расслабления и технику визуализации - умения видеть "на закрытых глазах" воображаемые картины процессов, происходящих в это время в организме. Вот как описывается метод Синглтона в книге Дж.Мишлава "Корни сознания".

"Пациента просят медитировать по 15 минут в одно и то же время 3 раза в день - утром после пробуждения, днем около полудня и ночью перед самым отходом ко сну. Первые несколько минут медитации идут на то, чтобы войти в состояние расслабления: лишь полностью расслабившись, пациент может визуализировать спокойный пейзаж. Далее следует основная часть работы с мысленными образами. Прежде всего, пациент "настраивается" на раковую опухоль и созерцает ее "оком своего ума". После этого он представляет предположительную картину работы его собственного иммунного механизма, устраняющего мертвые и умирающие клетки. Пациента просят визуализировать армию лейкоцитов, которые толпятся около раковой опухоли, унося злокачественные клетки, ослабленные или погибшие в результате облучения. Затем пациент представляет, как лейкоциты разрушают злокачественные клетки, после чего остатки последних "вымываются" из организма. В завершение медитации пациент визуализирует себя самого совершенно здоровым и счастливым".

Помимо применения техники визуализации, пациента знакомят с общими принципами работы иммунного механизма, показывают ему фотографии других пациентов, которые исцелились полностью с помощью метода доктора Синглтона. Изучив истории болезней 152 пациентов, доктор обнаружил, что почти у половины из них наступило полное излечение, обычные методы лечения с использованием метода психической мобилизации дали лучшие результаты, чем без такого сочетания. Разумеется, лечение принесло наибольшую пользу тем, кто был наиболее оптимистично настроен и полнее, глубже вовлекался в целостный лечебный процесс. У пациентов этой же группы были значительно ослаблены негативные побочные эффекты, вызываемые обычно применением лучевой терапии.

Интересно, что и в книгах Учения Живой Этики подобные идеи выдвигались еще в 20-х гг. нашего столетия, причем значительно серьезнее была поставлена сама проблема - проблема связи внутренней "лаборатории" организма человека не только с его психическим состоянием, но даже с влиянием планетарной и космической энерго-информационной среды: "...Щедро наделены люди мощными веществами. Химическая лаборатория человека феноменальна. Поистине, можно сказать, - нигде не может быть сосредоточено столько сил, как в организме человеческом. Не случайно существовала теория, что человек может от всех болезней лечиться своими собственными выделениями. Также не забудем, что человеческий химизм является тончайшим, все находится под воздействием психической энергии, которая, в свою очередь, постоянно может обновляться в связи с пространственными токами... Силен яд человеческий и целебна психическая энергия... Неразрывны психические и химические воздействия..." (Надземное, 338).

В Восточной Медицине издревле было известно о возможности целенаправленной активизации способности организма человека к выделению целебных веществ под психологическим воздействием опытного врача. Поэтому-то психология в древности и была столь жизненно необходима врачам в их повседневной практике. Овладение же практической психологией требовало от самого врача высочайшего развития его психических качеств и нравственных достоинств.

Врачи прошедших веков старались развить в себе так называемый "пробный камень" - практическую интуицию, посредством которой они могли непосредственно ощущать состояния пациента: так они "догадывались" о необходимой схеме лечения (что, правда, вовсе не исключает необходимости глубокого знания предмета, но дополняет способности к размышлению интуитивными озарениями).

Врачи прошлого использовали развиваемую методами йогического психотренинга способность к внушению и таким образом воздействовали на пациента, приводя в действие его скрытые химические "лаборатории", что позволяло естественным образом решать многие лечебные задачи, фактически не прибегая к введению лекарств. Разумеется, внушение было важным, но далеко не единственным методом лечения. Однако именно установлению психологического, точнее, прямого психоэнергетического контакта медика с пациентом в древности придавалось первостепенное значение при определении прогноза лечения заболевания и возможности исцеления. Между прочим, и доктор Синглтон стремился отбирать в свои группы именно оптимистически настроенных больных , еще не потерявших веру в возможность реального исцеления и доверия к медицине и ее представителям. Он это делал с помощью психодиагностических тестов. Врачи прошлого при их наблюдательности и внутренней чуткости могли выбирать и "на глаз".

Что касается развития современной фармакологии и широкого распространения стандартных схем лечения, связанных с совершенствованием фармацевтической базы современной медицины и углублением знаний об интимных механизмах работы биохимических "машин" организма человека, в Учении Живой Этики сказано более чем определенно: "Могут спросить - будет уменьшаться число врачей при умножении готовых лекарств? Это было бы бедствием. Явление врачей повсеместно - если только понимать врача как высокообразованного друга человечества. Именно условно заготовленные лекарства вызовут заболевания, которые врач должен индивидуально лечить. Потребуется очень тонкое сочетание внушения с медикаментами. Не говорим о хирургии, ибо эта область не вызывает рассуждений, если она не превышает своего назначения. Хирург, производящий ненужную операцию, нередко подобен убийце. Потому и в этой области требуется истинное чувствознание (синоним сознательно управляемой интуиции - С.К.). Но еще сложнее положение врача при сочетании нескольких заболеваний, а такие случаи умножаются. Можно лечить одну болезнь и тем ухудшать другую. Многие местности до сих пор лишены разумной врачебной помощи. Из такого положения рождается явление понижения жизненности. Вырождение не есть измышление. Можно наблюдать повсюду признаки такого бедствия. Такое несчастье поражает не только современное поколение, но оно извращает будущее человечества. Нам закричат, что такой совет стар. Но почему же он не принимается до сих пор?" (Братство, 141).

Высокое призвание врача и его центральная, прямо скажем, роль в процессе исцеления пациента определяются тем, что врач не просто специалист, знакомый с медицинской наукой, но высокообразованный и высоконравственный помощник нуждающегося в нем человека, специалист, обладающий запасом "психической энергии", столь необходимой для всякого лечения, как его понимали основатели Учения Живой Этики.

И поэтому врач не может быть заменен ни компьютером, ни приборами, ни синтезируемыми в колбах химзаводов лекарствами. Но что же это такое - "психическая энергия", которой так много внимания уделяется практически во всех теориях и практических рекомендациях как Учения Живой Этики, так и в древних трактатах Восточной Медицины и целом?

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

7. Значение земской медицины в России для развития медицинской науки В России в середине XIX в. глубокие социальные и экономические процессы стали причиной возникновения и развития во второй половине XIX в. земской медицины. Общественное и экономическое развитие страны

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

2. Предмет, содержание гигиены, место и значение гигиены в деятельности практикующего врача Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье.Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического,

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

42. Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека Минеральные вещества участвуют во всех физиологических процессах:1) пластических – в формировании и построении тканей;2) в поддержании кислотно-щелочного равновесия (кислотность сыворотки не более 7,3–7,5), в

Из книги Предпосылки гениальности автора Владимир Павлович Эфроимсон

43. Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека Магния в организме содержится до 25 г. Однако хорошо известна его роль в процессе углеводного и фосфорного обмена. Магний нормализует возбудимость нервной системы, обладает антиспастическим и сосудорасширяющим

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Из книги Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой автора Михаил Николаевич Щетинин

ЛЕКЦИЯ № 2. Роль и значение воды в жизни человека

Из книги Суставная гимнастика автора Людмила Рудницкая

Минеральные вещества. Роль и значение в питании человека Ф. Ф. Эрисман писал: «Пища, не содержащая минеральных солей и удовлетворительная по другим показателям, ведет к медленной голодной смерти, так как обеднение организма солями неминуемо ведет к расстройству

Из книги Китайская медицина для здоровья и долголетия автора Юнь Лун

Макро– и микроэлементы, их роль и значение Условно все минеральные вещества дополнительно делят по уровню содержания в продуктах (десятки и сотни мг%) и высокой суточной потребности на макро– (кальций, магний, фосфор, калий, натрий, хлор, сера) и микроэлементы (йод, фтор,

Из книги Лён автора Алевтина Корзунова

Из книги Справочник окулиста автора Вера Подколзина

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий и игрушек

Из книги автора

Заключение врача-фтизиопульмонолога высшей категории, кандидата медицинских наук, заслуженного врача России Н.Д. Егоркиной В связи с растущей популярностью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в последние годы вокруг нее складывается, на мой взгляд, нездоровая

Из книги автора

Заключение врача высшей категории, заслуженного врача России, заведующей детско-подростковым отделением ЦНИИ туберкулеза РАМН З.В. Евфимьевской С 1992 г. М.Н. Щетинин на благотворительной основе проводит сеансы дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой в

Из книги автора

Суставная гимнастика для пожилых людей и людей с тяжелыми заболеваниями Гимнастика для пожилых людей Если вам 55–60 лет - не читайте эту главу, она не для вас. Я считаю, что пожилыми могут себя считать люди от 70 и выше. Да и то далеко не все.1. Сядьте на стул. Ноги чуть

Из книги автора

Глава 26. Решающая роль психологии для врача и военного Представление о сердце имело особое значение для древней китайской медицины. Понятие «сердце» включало два аспекта: «сердце телесное», которое руководит внутренними органами и кровеносными сосудами, и «сердце

Из книги автора

Роль и значение минеральных микро- и макроэлементов, их влияние на здоровье и жизнедеятельность человека В 1713 г. Лемери и Георфи впервые обнаружили в тканях человека железо. И с тех, открывая один за другим химические элементы, ученые задаются вопросом: зачем они

Из книги автора

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПИГМЕНТАЦИИ ВО ВНУТРИГЛАЗНЫХ ОПУХОЛЯХ Опухоли глаза относятся к группе новообразований, связанных с проблемой пигментации.В конъюнктиве, особенно в ее эпибульбарной области, в радужной оболочке, цилиарном теле, хориоидее наблюдаются новообразования. В


В жизни каждого человека медицина играет очень важную роль на протяжении всей его жизни и утверждать обратное не имеет смысла. Отрицать нельзя и факт о том, что лучше иметь крепкое здоровье, чем хорошую медицину. Но от всего невозможно быть застрахованным. Что делать, если ты очень серьезно заболел? Ответ очень прост!

Необходимо немедленно обратиться к врачу: записаться к окулисту, записаться на прием к ортопеду или же это будет врач логопед. Необходимо посетить врача, даже в том случае, если болезнь не несет серьезную угрозу организму. Хороший специалист всегда даст совет и подскажет все запрещенные и разрешенные действия во время вашего недуга. Он может Вам прописать специальную диету. Лучших специалистов можно найти на этом ресурсе medbooking.com.

Откладывать поход к врачу категорически запрещается, особенно если ваш недуг является разновидностью простуды и Вы подвергаете опасности не только себя, но и окружающих. Нередко поход к специалисту открывает новые изъяны вашего организма. Большое количество людей просто боятся этого и откладывают поход к врачу «на потом». Если затянуть со своей болезнью и не обратиться к специалисту во время, можно получить осложнения, которые вылечить будет не так уж и просто.

Никогда не забывайте об этом. Ведь здоровье человека бесценно и при малейшей вспышке заболевания, необходимо немедленно обратиться за помощью к специалисту.

План урока

Дата:

Класс: 9

Тема: Роль медицины в нашей жизни

Цель: Создание языковой среды способствующей повторению лексического материала по теме “Health ” и грамматического материала, развитию речевых способностей, воспитанию у учащихся интерес к здоровому образу жизни

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, наглядный материал

Организационная часть (приветствие, сообщение цели урока).

T : Good morning children .

S : Good morning teacher .

T : Sit down please.

S: Thank you.

T: Today at the lesson we are going to revise grammar and lexical material we have learned within the theme “Medicine”. To do it we will listen to some dialogues, read texts and do crosswords. Can you tell me what material was new for you?

S: Modal verbs and present perfect tense.

T: You are quite right. Let’s begin then.

Look at the screen. I have a monster. Describe it . Be careful and don’t forget about plural forms.

S: The monster has got …

T : Well done . Our next task is listening . You will hear the conversation twice and decide if the statements on the screen are TRUE or FALSE.

Statements on the screen :

The boy has got the flu.

The boy’s back hurts.

The boy’s temperature is normal.

He must take tablets.

He should drink hot tea with lemon.

Давайте, прежде всего, повторим некоторые слова, которые могут вам понадобиться: (translate into Russian )

What’s the matter?

How are you?

The flu

I have got the flu.

Back

Hurt

Temperature

Take tablets

You should

Tea with lemon

После первого прослушивания можно выяснить, что поняли дети, какие слова не поняли.

После второго прослушивания идет работа с утверждениями. Сильных учащихся можно попросить исправить утверждения согласно тексту.

T: Great. Let’s continue. Our next task is in AB. Оpen your AB, page 79, ex. 6. Look through the GRAMMAR HINT. What is the difference between the modal verbs must and should.

T: Good. What do you think, can we do without doctors?

S: Yes, sometimes we can.

T: I agree with you. In these cases we can use home medicine. What are these cases?

S: headache, a cold, a cut, a burn (not serious).

T: Yes. Do you use home medicine&

S: Yes, I do.

T: What home medicine do you use?

S: tea with lemon, warm compress and so on.

T: I offer you to read a text and learn about some other home medicine.

Read the text and match illnesses and advice. Be attentive . (соедините болезни и способы их лечения).

T : Super . Are you tired ? Let’s play to have a rest. Tell us about your problem. And your friends will give you advice. You can also mime your problem.

Попытайтесьупотреблятьмодальныеглаголы, повелительноенаклонениеиотрицательныепредложения.

S: I’ve got a cold. – Consult a doctor. (or You should consult a doctor).

T: You are so artistic. Have you ever had an appendicitis?

S: Yes, I have.

T: And you?

S: No, I haven’t.

T: What tense do we use to tell about what we have had?

S: Present perfect.

T: right. How is it formed?

S: have/has+the third form of the verb

T: Yes, quite right. Tell me about health problems you have ever had.

S: I have had a cold this month.

T: Do the exercise 7 on the page 79 in your Activity Books. Well done. I think you have been working well today and so you deserve a prize. I know you like crosswords. I have a crossword for you. Do it, please.



Понравилась статья? Поделитесь ей