Контакты

Рекомендации родителям по предупреждению неврозов у детей. Виды и современные методы лечения неврозов у детей

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе. Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!

Неврозы у детей

Что же представляют собой детские неврозы? Какими они бывают? Можно ли их избежать, и поддаются ли они лечению? На все эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответ в настоящей статье.

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают, как правило, на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, провоцирующий возникновение невроза.

Чаще всего неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой. Многие дети переживают депрессивные состояния , у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена. Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, главным образом, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Поскольку ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

Симптомы

Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну. Продолжительность таких приступов составляет примерно 15–30 минут, а сами приступы в ряде случаев имеют тяжелое течение и могут даже сопровождаться галлюцинациями. Что же столь необъяснимо пугает ребенка? Страх остаться одному? Темнота? Навязанные воображением различные сказочные чудовища? У дошкольника причиной появления провоцирующего невроз страха нередко может быть отношение к нему в детском саду, у школьника – неприятности в школе.

Наблюдали ли вы ребенка, постоянно шмыгающего носом, подергивающего ручками и ножками? Или малыша, который испытывает непонятный страх перед замкнутыми помещениями, закрытыми дверями, темнотой? Родители порой считают, что здесь нет ничего особенного, дескать, этого боятся многие дети, но любой специалист-невролог скажет вам: «Будьте внимательнее, возможно, у вашего малыша невроз!».

Дети, особенно школьного возраста, могут впадать в своеобразный психологический ступор. У них необоснованно снижается самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница. Все это – верные признаки невротического расстройства. У дошкольников своя «фишка»: они демонстрируют собственную беспомощность иным образом – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок. Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных классными и домашними заданиями, дополнительными учебными занятиями. В этом же возрасте многие дети, преимущественно девочки, буквально «сходят с ума» по своему здоровью, чрезмерно заботятся о собственном самочувствии, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, о которых можно судить только гипотетически. Все это также признаки наступающего или уже наступившего невроза.

У многих детей, главным образом, мальчиков, в период становления первоначальных речевых навыков на фоне расстройства психики может возникнуть невротическое заикание. Особенно критичны возрастные периоды двух-трех лет и пяти лет, когда речь ребенка в силу интенсивного физического и интеллектуального развития значительно усложняется. Основная причина происхождения заикания у ребенка – мгновенный сильный испуг, который, например, может быть спровоцирован внезапной разлукой с родителями. Заметим, что причиной заикания могут быть и другие психические травмы, которые легко может получить ребенок в этом возрасте.

Главной причиной появления тех или иных неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма , спровоцированная ситуацией или действиями, к которой или к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

Признавая психическую травму стартовой основой возникновения и развития любого детского невроза, мы, тем не менее, не должны забывать и о других провоцирующих факторах. Так, немалую роль в возникновении и протекании этих заболеваний играют пол и возраст ребенка, его наследственность, история беременности и родов, ранее перенесенные болезни, особенности воспитания и обучения, социальное окружение и, в первую очередь, семья. Причиной возникновения невроза, о чем мы уже вскользь упоминали выше, могут быть школьные перегрузки, избыточные дополнительные занятия в секциях и кружках , постоянное недосыпание и т. п.

Родители должны иметь полную информацию о причинах возникновения и способах лечения детских неврозов. Без понимания того, почему с ребенком вдруг начинают происходить подобные проблемы, а также того, каким путем следует идти для преодоления расстройства, трудно говорить об успешном исцелении. Понятно, что далеко не во всех случаях родители самостоятельно могут справиться с невротическим расстройством у ребенка – такие случаи вообще довольно редки, их, без преувеличений, можно пересчитать по пальцам. В подавляющем большинстве случаев для устранения невроза у ребенка требуется профессиональное вмешательство высококвалифицированного специалиста-медика.

О профилактике детских неврозов

Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей. Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.

Творческий арсенал современных врачей изобилует множеством эффективных и проверенных практикой психотерапевтических методов лечения неврозов, позволяющих оказать малышу действенную помощь без агрессивного навязывания лекарственной терапии.

Хорошо известно, что дети наиболее восприимчивы к неврозам в начальных классах школы. Родители в это время буквально заваливают врачей-психотерапевтов и детских психологов жалобами на то, что ребенок не может адаптироваться к и требованиям, постоянно выбивается из колеи, «психует», «истерит», становится непослушным и неуправляемым. И это лишь «обыденные» проявления невротических расстройств у детей. Приходится констатировать, что зачастую встречаются и более тяжелые формы заболевания, такие, например, как логоневроз.

Как не бывает дыма без огня, так не существует детского невроза без проблем психофизиологического характера, которые в той или иной степени провоцирует подготовка к школьной жизни и ее начало. Родители должны быть готовы правильно воспринять подобные формы поведения ребенка и отнестись к ним с пониманием, разговаривая с малышом не раздраженно, а доброжелательно, пытаясь ненавязчиво объяснить ему, что надо делать, чтобы от этих проблем избавиться. Каждый из родителей для ребенка – лучший целитель и педагог.

Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы, вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек. Совершенно изолировать малыша от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием. Да, мы не можем изменить ход происходящих в обществе процессов, даже если общество ограничивается рамками детского сада или школы, но нам вполне под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и даже нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома , где ребенок всегда будет чувствовать себя под защитой «семейной крепости». Именно дом и родители призваны стать инструментом, не только позволяющим ребенку успешно преодолевать возникающие трудности, но и способствующим формированию в сознании гражданской позиции, основанной на приоритете семейных ценностей.

Итак, волшебный ключ от психического здоровья ребенка находится в руках его родителей. Никогда не забывайте об этом!

Здоровье наших детей является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны, научный и экономический потенциал нашего общества. Это самая важная и ничем незаменимая ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом. Прогрессирующее ухудшение здоровья наших детей стало сегодня серьезной и актуальной проблемой. Поэтому данная проблема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской медицины и педагогики, но и, прежде всего, родителей (в том числе будущих).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика неврозов у детей

Здоровье наших детей при любых социально-экономических и политических условиях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны, научный и экономический потенциал нашего общества. Это самая важная и ничем незаменимая ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом.

Прогрессирующее ухудшение здоровья наших детей стало сегодня серьезной и актуальной проблемой. Несмотря на пристальное внимание к вопросам здоровья подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в 3 раза. По данным статистики, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Здоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества учеников, а остальные 90% имеют проблемы как в физическом, так и в психологическом, нервном развитии. Неутешительные прогнозы на будущее вызывают глубокую тревогу и озабоченность у всего сознательного общества и требуют принятия незамедлительных мер. Поэтому данная проблема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской медицины и педагогики, но и, прежде всего, родителей (в том числе будущих).

"Все болезни - от нервов" - бросаем мы порой избитую фразу, не придавая ей при этом особого значения. И мало кто по-настоящему задумывается о том, что данное утверждение верно. Ведь, действительно, ни одна болезнь не проходит без участия в ней нервной системы и ее подчиненных - эндокринной системы и обмена веществ. Но психологи добавляют: большинство психических расстройств у человека родом из детства. И, как правило, истоки возникновение неврозов заложены в семье. Именно там ребёнок испытывает первые стрессы от конфликтов между родителями, от неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные принципы, запреты, от блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью и т. п.)

Поэтому попробуем разобраться, какова же опасность детских неврозов, в чем кроются их причины и возможна ли их профилактика.

Многие родители зачастую не придают должного значения время от времени проявляющимся болезненным симптомам своих детей, считая их естественными и безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами собой. А если кто-то из родителей и замечает что-то неладное в поведении своего ребенка, то обычно считает, что в этом виноваты обстоятельства, детский сад, школа, но только не они сами. Однако давно подмечено, что эмоциональные и нервные расстройства формируются и развиваются в первую очередь в семье, с самого рождения ребенка (а если быть точной, то еще во внутриутробный период - важнейший период, определяющий как биологическую судьбу организма, так и его психологическое развитие). Золотые слова "жизнь начинается не с рождения, а с момента зачатия" - говорят об этом лучше всего. Ведь именно мама является для ребенка его первой вселенной, и многие реакции плода, переживаемые им на гормональном уровне, связаны именно с состоянием этой самой "вселенной". Не так давно ультразвуковой сканер нового поколения позволил ученым увидеть … мимику плода! Будучи еще в утробе матери, ребенок улыбается, моргает и даже … может плакать. Любовь, с которой мать вынашивает своего ребенка; мысли, связанные с его появлением; глубина общения, которую мать делит с ним, оказывают огромное влияние на его уже развивающуюся психику. Какой это ребенок? - желанный или нет? - Наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. Поэтому сейчас нет ни малейшего сомнения в том, что отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Эмоциональный стресс матери соотносится с преждевременными родами, обширной детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, часто со школьными неудачами, склонностью к наркомании и попыткам суицида.

Помимо матери, в данный период не менее важна и роль отца ребенка: его отношение к жене, беременности и ожидаемому малышу. Специалисты считают, что еще в утробе матери ребенок отличает голос своего отца от других мужских голосов. Вот почему так важно, чтобы папа обращал как можно больше внимания на беременную жену, обнимал ее и разговаривал с будущим малышом.

Кстати, в последнее время возникло даже новое направление психотерапии - перинатальная психотерапия, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии.

Но всё же первым серьезным стрессом для ребенка является момент его появления на свет , выход из утробы матери. Не зря этот период получил название "кризис рождения". В этот момент малыш теряет последнюю связь с матерью (обрезание пуповины) и вступает в совершенно иной мир, где на него начинает воздействовать сила тяжести, огромное количество антигенов (бактерий, грибков, вирусов) и множество других раздражителей (холод, свет, звук, прикосновения и др.) . Всё это - сильнейший стресс для ребенка, и чтобы как-то сгладить его, необходимо сделать переход из одной (привычной) среды в другую (новую) наиболее плавным. Это достигается за счет тепла матери, ее прикосновений, запаха, голоса и, конечно же, грудного вскармливания.

С этого момента ребенок будет постоянно нуждаться в этом человеке. Человеке, который его принимает (в психоанализе он называется "объектом привязанности"). Этот человек, прежде всего, формирует у ребенка "базовое доверие к миру". Это очень важное понятие. Это доверие возникает у ребенка только благодаря его родителям, которые обеспечивают ему ощущение защищенности и безопасности. Благодаря им, у ребенка рождается и закрепляется уверенность, что мир надежен, что есть люди, к которым он всегда может обратиться и получить в ответ поддержку.

До трех лет для ребенка любовь и забота родителей - это насущная потребность, и об этом стоит помнить постоянно. Он должен чувствовать полное принятие и спокойствие родителей. Если с этим есть сложности, проблемы во взаимоотношениях родителей, если ребенок чувствует себя нежеланным - это отражается на его психике, и это самый большой стресс для него. Родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве, он будет любим и в старшем возрасте, и сам будет способен любить.

3 года - это возраст, когда детей обычно отдают в детский сад . Это первое место, где они остаются без опеки родителей, наедине с большим количеством других детей. И очень важно, чтобы на этом этапе родителям удалось избежать многих проблем. К этому времени ребенок должен быть полностью насыщен "сенсорно", должен доверять миру. Физиологическое и психологическое развитие многих детей ещё не позволяет маленькому человеку расставаться с матерью без вреда. Разлуку с родителями ребёнок может воспринимать как предательство, как признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим людям. К тому же ребёнок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться, или же вообще могут наказать. Страх потери, страх неизвестности и страх неодобрения вызывает у ребенка сильный стресс. На стресс, вызванный посещением садика, организм ребёнка может отреагировать сильной невротической реакцией. Поэтому родителям в этот период нужно быть особо внимательными к своему ребенку: уделять ему больше своего времени, играть вместе, проявлять больше любви, ласки и понимания, поддерживать эмоционально (чаще обнимать, гладить, называть ласковыми именами, быть терпимее к его капризам, и ни в коем случае не пугать, не наказывать детским садом. Обязательно интересоваться поведением ребенка в детском саду, советоваться с воспитателем, медиками, психологом для исключения тех или иных негативных проявлений.

Нежелательно отдавать в детский сад ребёнка, который с самого младенчества часто и много болеет. В детском саду он будет болеть ещё чаще, чем ещё больше подорвёт своё здоровье. Нежелательно отправлять в обычный детский сад и детей с неустойчивой нервной системой. В данном случае это принесёт больше вреда, чем пользы. В таких случаях следует поинтересоваться оздоровительными детскими садами. В подобных детских садах регулярно проводят разнообразные оздоровительные и укрепляющие процедуры (всевозможные виды массажа, закаливания, кислородные коктейли).

Психоневролог А. И. Захаров приводит такую формулу: "Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет пониженный иммунитет, как правило, заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения). Частые болезни служат отправной точкой развития невроза" .

Посмотрим теперь, какие же дети в большей степени подвержены неврозам?

1. Дети, предрасположенные к этому генетически (многие психические расстройства могут быть переданы от родителей к детям через гены).

2. Дети с дисбалансом специальных химических веществ в мозге, так называемых нейромедиаторов, а также с повреждением определенных областей мозга.

3. Дети с психологическими травмами (эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; потеря одного из родителей; пренебрежения со стороны родителей) ;

4. Дети с высоким уровнем сензитивности;

5. Дети с СДВГ (это расстройство проявляется такими симптомами, как трудности с концентрацией внимания, гиперактивность и плохая управляемость) ;

6. Дети-аутисты (эти дети замкнуты, стремятся уйти от общения со сверстниками. Их поведение однообразно, лишено обычной детской эмоциональности, а со временем становится все более заметна и задержка интеллектуального и речевого развития. Особенности восприятия аутичных детей таковы, что они "не чувствуют" конкретный предмет, ситуацию, другого человека) .

Итак, что же является первой необходимостью для профилактики неврозов?

Думаю, это формирование механизмов психической саморегуляции . Как показывают исследования, уже на первом году жизни у ребенка начинают формироваться произвольные движения; в период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи; с 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно растет. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Эмоциональных , с развитым чувством "Я" и художественно-одарённых детей следует окружать особой заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство "Я". Но, конечно же, без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

Психологическая специфика детей с СДВГ такова, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но мгновенно реагируют на малейшую похвалу. Но хвалить надо правильно, обращая внимание именно на поступок. Взаимоотношения с таким ребенком должны строиться на основе согласия и взаимопонимания. Если ребенку что-то запрещать, необходимо сразу же объяснить ему, почему это вредно или опасно. Если ребенок будет видеть, что заботы и дела его значимы, а достоинства признаны, он станет более спокойным и уверенным.

Наказание должно следовать за проступком незамедлительно, т. е. быть предельно приближенным по времени к неправильному поведению. Гиперактивных детей ругать за чрезмерную подвижность не только бесполезно, но даже вредно. В таких случаях можно только критиковать, давая положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. Например: "Ты хороший мальчик, но сейчас поступаешь неправильно (конкретно: что делается плохо, надо вести себя так… "

Также важно уметь вовремя пользоваться приемом удаления с поля деятельности. Дело в том, что дети очень любят навязывать взрослым дискуссию, они ершатся, противятся, так что очень легко поддаться искушению ввязаться с ними в назидательные дебаты. Чтобы сбить накал чрезмерного возбуждения у ребенка, можно на некоторое время самому покинуть комнату или вывести ребенка в другую комнату. Вместо нравоучений ребенку можно показать, что его недовольство понято, но выполнять требования взрослых ему все же придется.

Еще одно немаловажное правило - постараться не наклеивать ярлыки. Это влияет на самооценку ребенка, его отношения со взрослыми и его желание действовать.

Поменьше с такими детьми нужно бывать в местах большого скопления людей, иначе ребёнку будет трудно потом успокоиться.

Немаловажно следить за соблюдением режима дня (четко регулировать время приема пищи, сна, давать ребенку возможность расходовать лишнюю энергию в физических упражнениях, продолжительных прогулках, беге.

Обязательно следует показывать ребенку, что он любим, что его любят таким, какой он есть. Для таких детей особенно важна родительская любовь, ласка и тепло.

При правильном воспитании детей с СДВГ, он становится менее выражен уже к 9 годам и проходит к 14-15 годам.

При общении с аутичными детьми , задача взрослых прежде всего - это помочь ребенку по возможности преодолеть его отрешенность от реальности. Для этого самое главное - установить с ним контакт. Это можно сделать, например, заинтересовав его игрой. Но необходима осторожность, деликатность и огромное терпение, чтобы не вызвать раздражения и протеста ребенка. Лишь позже, по мере установления контакта, укрепления доверия имеет смысл добиваться, чтобы ребенок научился называть игрушки, предметы, картинки. С аутичным ребенком полезно играть в прятки, в жмурки, в мяч; кружить, качать на руках. Словом, хороши любые элементарные приемы, которые помогают хоть как-то "расшевелить" ребенка, вызвать у него радость, стремление к открытости. После того, как удалось завоевать расположение ребенка, можно приступать и к систематическим занятиям с ним. Детские психотерапевты советуют обсуждать с аутичными детьми все события дня: перемену погоды, гигиенические процедуры, совместные игры. Нужно сделать все, чтобы окружающий мир представлялся ему доброжелательным, уютным, радостным. Это достаточно длительная и кропотливая работа, требующая огромного терпения, выдержки и такта. Но наградой за эти титанические усилия (родителей, педагогов и детских психологов) послужит улыбка ребенка, обретшего жизненно необходимую способность к общению и познанию мира!

Да, все дети разные: кто-то активный, кто-то пассивный, кто-то говорливый, кто-то молчаливый, кто-то шумный, кто-то спокойный. Но каждый ребёнок хорош по-своему, и главной задачей и родителей, и педагогов является создание благоприятного эмоционального фона для развития и обучения каждого ребенка.

Итак, подводя итоги, хочется еще раз отметить роль семьи в жизни наших детей. Да, никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. Концентрация внимания большинства родителей лишь на материальных благах для своих детей, ведет к формированию все более ранних патологий, о чем свидетельствуют данные статистики. Но всё же, несмотря на все сложности, именно семья должна оставаться своеобразным тылом; и в первую очередь для тех, кто более всего находится в зоне риска - наших детей. При любых обстоятельствах ребенок должен знать, ощущать, что семья - это всегда понимание, помощь, защита и тепло. Только в таких условиях мы сможем оградить наших детей от стрессов и вырастить поколение, здоровое как физически, так и психически.

Уважаемые родители, проводите с Вашими детьми как можно больше времени: играйте с ними, читайте с ними, говорите с ними, учите их, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, и другим социальным навыкам. Учите детей любить, заботиться о других, учите их великодушию и деликатности, самостоятельности. Не откладывайте это на потом. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. А что может быть дороже этого? И всегда помните: дети учатся на примерах, а не на словах.


Невроз является функциональным нарушением в работе нервной системы, которое формируется на фоне длительного эмоционального перенапряжения. Болезнь проявляется в виде неустойчивого настроения, повышенной тревожности, быстрой утомляемости и вегетативных нарушений. Специалисты отмечают, что основную группу пациентов с невротическими расстройствами составляют дети в возрасте от четырех до пятнадцати лет. Многие родители уделяют критически мало внимания проявлению заболевания, что приводит к появлению более серьезных психических заболеваний. В данной статье мы предлагаем обсудить причины и виды неврозов у детей.

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы

Тревожное невротическое расстройство проявляется в виде патологического чувства страха. В некоторых случаях, эта форма заболевания может сопровождаться приступами галлюцинаций. Выраженность страха имеет тесную взаимосвязь с возрастом ребенка. Большинство детей дошкольного возраста испытывают страх одиночества и темноты. Причиной возникновения этой боязни может быть просмотренный фильм или услышанная история. Некоторые дети боятся мифических персонажей, которых родители используют в воспитательных целях.

В школьном возрасте, причиной страха выступают строгие учителя, необходимостью придерживаться дисциплины и трудности в учебе. Под влиянием невроза дети совершают различные необдуманные поступки, сбегают с уроков или из дома. Эта форма неврастенического расстройства проявляется в виде частых перемен в настроении. В некоторых случаях, у детей наблюдается дневной энурез. По мнению специалистов, с подобными трудностями чаще всего сталкиваются дети, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения или детские сады.

Невротические реакции могут проявляться в виде навязчивых состояний. Данная форма заболевания подразделяется на две подгруппы:

  1. Навязчивые действия – обсессивное невротическое расстройство.
  2. Фобический невроз.

В редких случаях, у маленьких пациентов наблюдается наличие симптомов, характерных как для первого, так и второго типа навязчивых состояний. Навязчивые действия проявляются в виде рефлекторных движений, которые производятся с определенной периодичностью. К таким действиям относится подмигивание, кашель, хлопки по различным поверхностям и тики, имеющие разную форму выраженности. Термин «тик» означает мышечные спазмы, вызванные эмоциональным перенапряжением.

Фобическая форма невроза может быть выражена в виде навязчивого страха замкнутых помещений, различных действий, ситуаций и объектов. Дети, приближающиеся к подростковому возрасту, испытывают патологическую боязнь смерти, различных заболеваний и других негативных ситуаций. Довольно часто в сознании ребенка появляются мысли, которые противоречат общественным ценностям. Появление таких мыслей может лишь усилить тревожность и эмоциональные переживания.


Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей

Неврозы у детей и подростков часто имеют депрессивную форму выраженности. Развитие болезни приводит к снижению самооценки, повышенной эмоциональной чувствительности и резким перепадам в настроении. Депрессивный невроз проявляется в виде бессонницы, снижения физической активности и аппетита, а также стремления к социальной изоляции.

Истерическая форма невротических расстройств более характерна для дошкольников. Подобное состояние проявляется в виде криков и воплей, что сопровождаются ударами конечностей или головы об твердые предметы. Значительно реже у детей наблюдаются приступы удушья. Причиной их появления лежит отказ исполнения требований малыша или наказание за его поведение. В более взрослом возрасте, у детей с истерическими неврозами наблюдаются изменения в чувствительности слизистых оболочек и кожных покровов. В редких случаях, одним из осложнений заболевания может стать истерическая слепота.

Неврастения у детей, более известная как астеническая форма невротического расстройства, чаще всего проявляется в подростковом возрасте. По мнению психологов, причиной развития этой формы заболевания является трудность усвоения школьной программы. Чаще всего этот недуг диагностируется у детей со слабым здоровьем. Детская неврастения проявляется в виде:

  • высокой эмоциональной чувствительности;
  • беспочвенной раздражительности;
  • бессонницы и потери аппетита;
  • синдрома хронической усталости и дефицита внимания.

Ипохондрическая форма невроза так же, как и предыдущая, распространена среди подростков. Этот тип заболевания проявляется в виде патологической заботы за состоянием собственного здоровья, и беспричинной боязни возникновения болезней, не поддающихся лечению.

Признаки невротических расстройств

В большинстве случаев, невротические реакции у детей проявляются в виде заикания. Этот признак нарушений деятельности нервной системы характерен для детей в возрасте от двух до пяти лет. Возникновение симптома связано с острыми психотравмирующими обстоятельствами, результатом которых стал сильный испуг. В некоторых случаях, причиной неполадок в работе речевого аппарата может стать неправильный подход к воспитательному процессу, когда родители намеренно перегружают сознание ребенка различной информацией.

По мнению врачей, нервные тики являются специфическим симптомом невротических расстройств. Этот симптом более характерен для представителей сильного пола. Причины возникновения нервных подергиваний связаны с негативным влиянием как психических, так и физиологических факторов. Конъюнктивит, блефарит и другие соматические заболевания могут спровоцировать появление различных навязчивых движений. На ранних этапах развития патологии, данные движения имеют целесообразность и обоснованность, однако в определенный промежуток времени они приобретают характер рефлексов.


Родители и педагоги не всегда распознают ранние симптомы невроза или недооценивают серьезность невротического состояния ребенка

Проблемы, связанные со сном, проявляются в виде ночных кошмаров, приступов сомнамбулизма, нарушений качества сна, тревожности и трудностей, связанных с засыпанием. По мнению специалистов, причина появления сомнамбулизма тесно связана со сценарием сновидений. Данная невротическая реакция более характерна для детей в возрасте от трех до десяти лет. На сегодняшний день, отсутствуют точные сведения, касаемо причин развития лунатизма.

Анорексия, как одно из проявлений отсутствия аппетита, более характерна для девочек в возрасте от семи до пятнадцати лет. По мнению психологов, причиной нарушения аппетита могут быть настойчивые попытки родителей оказать физическое воздействие для того, чтобы заставить ребенка есть. Значительно реже, причиной развития анорексии является влияние различных событий, имеющих негативную окраску, тесно взаимосвязанных с процессом приема пищи. Данная невротическая реакция может проявляться в виде избирательного или полного отказа от приема пищи. Попытка насильно накормить ребенка может привести к перемене настроения, истерическому приступу и развитию приступов рвоты.

Типичными проявлениями невротических реакций принято считать сосание пальцев, обгрызание ногтей, хаотичные или целенаправленные движения конечностями, постоянное внимание к своей прическе. Большинство подобных признаков более характерны для малышей двухлетнего возраста, однако по мере взросления, эта психологическая установка может закрепиться в сознании ребенка.

Симптомы невроза у детей в виде следующих психологических и физиологических признаков:

  1. Увеличение тревожности и высокая эмоциональна чувствительность.
  2. Склонность к плаксивости и подвластность влиянию стрессовых факторов.
  3. Беспричинное агрессивное поведение и чувство отчаяния.
  4. Нарушения в интеллектуальной сфере, снижение уровня концентрации внимания.
  5. Повышенная восприимчивость к громким звукам и яркому свету.
  6. Бессонница и нарушения качества сна, дневная сонливость.
  7. Повышенное потоотделение, завышенные показатели артериального давления, тахикардия.

Провоцирующие факторы

Причины возникновения невроза тесно связаны с формой выраженности заболевания. По словам специалистов, провоцирующие факторы можно разделить на три условных группы:

  1. Биологические причины – различные нарушения в период внутриутробного развития, проблемы со сном, чрезмерная физическая активность, эмоциональное перенапряжение, генетическая предрасположенность и осложнения перенесенных болезней.
  2. Психологические факторы – особенности темперамента и личности ребенка, а также психотравмирующие обстоятельства, с которыми ребенок столкнулся в возрасте от нескольких месяцев до пяти лет.
  3. Социальная группа факторов: частые конфликты и ссоры между родителями, жесткий подход к процессу воспитания.

Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного лечения

По мнению психологов, именно психотравмирующие обстоятельства являются основной почвой для развития невротических расстройств. Важно отметить, что однократное влияние подобных негативных событий в жизни ребенка редко приводит к формированию невротической реакции . В большинстве случаев, психотравмирующие факторы воздействуют на сознание малыша на протяжении длительного промежутка времени. Именно неспособность сопротивляться стрессу является первопричиной появления патологии.

Также следует отметить, что далеко не всегда психотравмирующие обстоятельства должны обладать масштабностью. Наличие склонности к тревожным расстройствам может способствовать возникновению невроза даже при самых незначительных конфликтных ситуациях.

Несправедливое отношение педагога, испуг, вызванный лаем уличной собаки или сигналом автомобиля — могут способствовать развитию болезни. По мнению психологов, склонность к невротическим расстройствам имеет взаимосвязь с возрастом ребенка. В возрасте от нескольких месяцев до двух лет, даже короткая разлука с родителями может вызвать невротическую реакцию. Ученые говорят о том, что критические промежутки в детском развитии наблюдаются в возрасте от двух до семи лет. Чаще всего рассматриваемый недуг формируется у детей пятилетнего возраста.

Психологические травмы, что получены в детском возрасте, оставляют четкий отпечаток на сознании ребенка . Всего одного эпизода достаточно для того, чтобы в голове ребенка закрепилась четкая установка. Невротические расстройства, возникшие в детском возрасте, являются следствием сложных внутрисемейных отношений, неправильного подхода к воспитанию и несостоятельности ЦНС. Конфликты внутри семьи, развод родителей или уход одного из них тяжело воспринимаются детьми, поскольку у них отсутствует возможность повлиять на развитие событий.

Профилактические мероприятия и терапия

Лечение невроза у детей основывается на терапевтическом воздействии, направленном на устранение факторов, спровоцировавших развитие болезни. Среди психотерапевтических методик следует выделить эффективность гомеопатических средств, гипноза, игрового лечения и сказка-терапии. Методы психотерапевтического воздействия подбираются на основе индивидуальных особенностей темперамента малыша.

Чрезмерная забота о состоянии ребенка может создать благоприятную почву для формирования негативных черт в характере и ипохондрии.


Проявлениями невроза может быть депрессия, заикание и нарушение речи, страхи и фобии, нервный тик, нарушение сна, потеря аппетита, эмоциональная неустойчивость

Родителям ребенка, страдающего неврозом, следует избегать паники. Профилактика неврозов у детей полностью лежит на плечах родителей.

Для того чтобы устранить тревогу и страх у малыша, следует оказывать ему как можно больше внимания. Психологии не рекомендуют культивировать образ своего ребенка и считать его исключительным. Подобное отношение к малышу может стать причиной эмоционального перенапряжения. Появление этого симптома говорит о начале развития истерической формы невроза.

В задачу психолога входит поиск решения внутрисемейных конфликтов и обучение родителей правилам воспитания детей. Лечение невротических расстройств основывается, в первую очередь, на психотерапевтической коррекции и устранении установок в сознании ребенка, вызванных ошибками в процессе воспитания личности.

Невроз у детей - психогенное заболевание, которое возникает по причине стрессовых ситуаций и плохих внутрисемейных отношений. В подростковом возрасте этот недуг может привести к невротическому развитию личности. Существуют две группы неврозов, которые отличаются друг от друга распространенностью и их симптомами. При терапии этого недуга необходимо комплексное лечение, которое включает в себя помощь психолога и прием медикаментов. Для предотвращения развития заболевания нужно, чтобы в семье у ребенка были хорошие гармоничные отношения.

    Показать всё

    Невроз у детей: описание заболевания

    Невроз у детей - заболевание психогенного характера, которое представляет собой реакцию личности на психотравмирующую стрессовую ситуацию. Распространенной причиной возникновения этого состояния является наследственная предрасположенность. К факторам развития заболевания относятся изменения в жизни (переезд в другой город, новую квартиру).

    Смена коллектива играет важную роль в формировании детского невроза. Обычно такие состояния развиваются, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Психические травмы, неблагоприятный климат в семье (сложные отношения, развод родителей, конфликты между супругами) влияют на формирование расстройства.

    Основные клинические проявления и виды

    Существует большое количество видов невротических расстройств, которые проявляются у малышей, детей дошкольного, младшего школьного и школьного возрастов, а также подростков. Эти формы состояний отличаются друг друга выраженностью и спецификой симптомов. Существует несколько видов неврозов, которые подразделяются на общие и системные:

    • невроз страхов;
    • навязчивых состояний;
    • депрессивный;
    • истерический;
    • неврастения;
    • ипохондрический тип невротических реакций;
    • нервная анорексия;
    • заикание;
    • тики;
    • расстройства сна;
    • энурез и энкопрез;
    • невротические расстройства аппетита;
    • патологические привычные действия.

    Общие невротические расстройства

    Общие неврозы - самая распространенная группа невротических состояний у детей. Отмечаются соматические и вегетативные симптомы.

    Наблюдаются неврологические (двигательные) расстройства. Эта группа неврозов приводит к невротическому развитию личности.

    Невроз - причины возникновения, симптомы, виды и способы лечения

    Невроз страхов

    Невроз страхов характеризуется наличием предметных опасений, которые связаны с травмирующими ситуациями и тревогой, в некоторых случаях - с иллюзиями и галлюцинациями. Они зависят от возраста ребенка. У школьников и дошкольников наблюдаются страхи сказочных животных и персонажей.

    В дошкольном и младшем школьном возрасте часто отмечаются боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями. У подростков наблюдаются страхи, связанные с вопросами о жизни и смерти. Симптомы отличаются приступообразностью, их длительность составляет от 10-15 минут до нескольких часов.

    У таких детей наблюдаются сомато-вегетативные расстройства: тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное потоотделение и затрудненное дыхание. Отмечаются неприятные ощущения в области сердца и дрожь. К вегетативным признакам относятся жалобы на остановку сердца, трудности в глотании. Дети требуют вызвать врача и считают, что умирают.

    Существует два вида динамики этого состояния: кратковременный и затяжной. Первый тип характеризуется тем, что преобладает у детей младшего возраста. Его длительность - 3-4 недели. Затяжной тип возникает в основном у подростков и школьников и составляет от нескольких недель до 2-3 лет.

    Отмечается наличие особой формы неврозов страха - "школьный невроз". Этот тип наблюдается у учащихся 1-4 классов. У таких детей возникает страх посещения школы. Он сопровождается отказом учиться, уходом из учреждения и дома, а также истерическими реакциями. Из-за этого у ребенка появляются проблемы в школе. Боязнь обусловлена страхом трудностей или разлуки с мамой.

    Истерический тип

    Истерический невроз возникает у детей из-за длительного влияния стрессовой ситуации и наличия истерических черт характера. У пациентов отмечается нарушение способности стоять и ходить (астазия-абазия) при сохранении движений в положении лежа. В редких случаях наблюдаются истерические параличи и парезы. Иногда имеются парезы глазодвигательных мышц и голосовых связок.

    У детей припадков почти не наблюдается. Иногда отмечаются ситуации, при которых ребенок с громким плачем и криком падает на пол, бьется руками и ногами, выгибает спину дугой. У некоторых детей такие припадки могут возникать от 10 до 15 штук за день.

    У больных истерическим неврозом наблюдается дискомфорт в области живота, сердца. Пациенты жалуются на головные боли, рвоту, нарушения глотания и запоры. Иногда у детей отмечается истерическая слепота, повышенная и пониженная чувствительность.

    Невроз навязчивостей

    Невроз навязчивых состояний у детей младшего возраста характеризуется наличием страхов заражения и загрязнения, острых предметов и замкнутых помещений. У более взрослых ребят наблюдаются боязни болезни и смерти, покраснения. Отмечается страх речи у тех детей, кто страдает заиканием.

    Опасение за свое здоровье характеризуется переносом на своих родителей. В результате этого формируется страх за здоровье матери и отца. Особой разновидностью этого типа является невроз ожиданий, который характеризуется тревогой и боязнью неудачи при выполнении какой-либо деятельности.

    Нередко у детей наблюдается невроз навязчивых действий, которому свойственны тики (у дошкольников и младших школьников). К ним относятся мигания, наморщивание лба и носа, подергивание плечами. Отмечаются покашливания и шмыганье носом.

    Депрессивный вид

    У таких детей наблюдается пессимистичное настроение, грустное выражение лица и тихая речь. Отмечаются замедленные движения, плаксивость, снижение активности и стремление к одиночеству. Этот вид невроза характеризуется ухудшением успеваемости по образовательной программе. Такие симптомы свойственны подросткам.

    В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается вялость, пассивность и заторможенность. Отмечается агрессивность и раздражительность. Такие дети отличаются упрямством и грубостью.

    Неврастения

    Эта форма невротического состояния возникает у школьников и подростков. Отмечается состояние раздражительной слабости. Оно характеризуется наличием несдержанности, склонности к гневу.

    Наблюдается снижение внимания, плаксивость. Такие дети жалуются на плохой аппетит и рвоту. Отмечаются нарушения сна.

    Ипохондрический невроз

    У детей, страдающих этой формой невроза, отмечаются опасения по поводу своего здоровья. Наблюдаются вегетативные расстройства и полуобморочные состояния. Возникают ощущения жжения, разрыва сосудов или внутренних органов.

    Появляются перепады артериального давления. Эта форма невроза у подростков имеет длительное течение. Из-за этого возникает невротическое развитие личности.

    Нервная анорексия

    У таких пациентов наблюдается осознанное ограничение приема пищи. Они убеждены в том, что имеют лишний вес, стремятся похудеть и вести высокую физическую активность. Длительность этого состояния составляет около 5 лет.

    При долгом течении наблюдается снижение настроения. Это сопровождается тревогой и страхами. Отмечается повышенная эмоциональность.

    Системные неврозы

    Эта группа неврозов чаще всего возникает у детей младшего школьного возраста. В редких случаях - у подростков.

    Эти невротические реакции развиваются из-за испугов по различным причинам.

    Заикание

    Клинические проявления характеризуются наличием судорог в дыхательных мышцах. Отмечаются нарушения речевого дыхания, дополнительные движения мышц лица и шеи. Особенностью этого вида является то, что ребенок начинает замечать патологию через несколько лет после возникновения заикания.

    Пациент старается не говорить в присутствии других людей, отказывается от публичных выступлений. С возрастом у детей возникает страх речи - логофобия. Это состояние усиливает заикание при волнении. Это может привести к отказам от устных ответов на уроках.

    Тики

    Невротические тики - различные автоматизированные привычные движения и покашливания. Преобладают в области лица и шеи, плечевого пояса. С возрастом тики могут перерасти в навязчивые.

    Их локализация со временем может подвергаться изменениям. Этот недуг длится около 3-4 недель. Заболевание сочетается с заиканием и энурезом.

    Расстройства сна

    У пациентов отмечаются жалобы на трудности засыпания, страхи и пробуждения по ночам. У некоторых больных наблюдается снохождение и сноговорение (лунатизм). Длительность засыпания составляет 1-2 часа.

    Процесс сопровождается страхами и опасениями (боязнь темноты). Для детей младшего школьного возраста характерны долгие ночные пробуждения. Длительность этих состояний составляет несколько часов.

    Анорексия

    У больных отсутствует желание осуществлять прием пищи. Отмечается избирательное отношение к еде. Такие дети медленно едят. Во время приема пищи часто возникает рвота.

    Трапеза вызывает капризность и плаксивость. Отмечается плохое настроение. Длительность этой формы невротической реакции - 2-3 недели. В некоторых случаях наблюдается отказ от еды.

    Энурез и энкопрез

    Энурез - недержание мочи, которое возникает при обострении стрессовой ситуации. Возникновению этой патологии способствуют такие черты характера, как тревожность, боязливость, впечатлительность и неуверенность в себе. Этот недуг сочетается с перепадами настроения, раздражительностью, капризностью, страхом и нарушениями сна.

    Энкопрез - непроизвольное выделение испражнений, которое возникает при отсутствии нарушений и заболеваний желудочно-кишечного тракта. У пациентов отмечается наличие небольшого количества кала и мочи на постельном и нижнем белье. Дети вначале не замечают этого и только через некоторое время ощущают неприятный запах.

    Энкопрез сочетается с пониженным настроением, раздражительностью и плаксивостью. Причиной развития этого нарушения являются психотравмирующие ситуации. Они имеют хронический характер.

    Патологические привычные действия

    У таких пациентов наблюдается сосание пальцев или языка, которое возникает преимущественно у дошкольников. В большинстве случаев отмечается сосание большого пальца. Это может привести к формированию неправильного прикуса.

    Наблюдается кусание ногтей, которое сопровождается их проглатыванием. Возникает расстройство в препубертатном возрасте. У таких пациентов встречаются онанизм, ритмическое раскачивание телом и головой. Это происходит перед засыпанием и после пробуждения.

    Наблюдается стремление выдергивать волосы на голове и бровях (трихотилломания). Это действие сопровождается чувством удовлетворения. Недуг отмечается у девочек школьного возраста. Трихотилломания приводит к облысению.

    Лечение и коррекция

    Лечение детских неврозов осуществляется при помощи психотерапии и медикаментов. Чтобы убедиться в отсутствии у ребенка нарушений, которые возникают в неврологии, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу. Психотерапия помогает установлению гармоничных отношений в семье и нормализации эмоционального состояния малыша. Таким детям необходима поддержка воспитателя или педагога.

    В коррекции неврозов важную роль играют препараты. Чтобы избавиться от страхов, назначают прием транквилизаторов. При депрессивном состоянии рекомендуется применять антидепрессанты (Амитриптилин) и снотворные лекарственные средства. Рекомендуется пить витаминные и минеральные комплексы.

    Профилактика

    Профилактика этого заболевания заключается в гармонизации отношений между супругами. Рекомендуется не конфликтовать непосредственно при детях, поскольку это негативно влияет на нервную систему ребенка. К мерам профилактики относится коррекция неправильного стиля воспитания малыша (гиперопека, гипоопека).

    Следует избегать телесных наказаний детей. Нельзя осуществлять изоляцию ребенка от его друзей при проступке. Нужно предъявлять такие требования, которые ему по силам осуществить.

В современном мире мы все подвержены воздействиям внешней среды, а дети особенно. Детская психика очень чувствительна и ранима к таким воздействиям, что может привести к перенапряжению нервной системы, и послужить причиной возникновения такого психического расстройства, как детский невроз. Что представляет собой данное психическое заболевание и как можно предотвратить его появление?

Детский невроз является приобретенным функциональным расстройством нервной системы, которое возникает по причине психического перенапряжения или психотравмирующих воздействий при несовершенстве механизмов психологической защиты, проявляющее себя специфическими клиническими феноменами. Истерия , заикание , депрессия , невроз навязчивых состояний , фобический невроз – наиболее распространенные виды детских неврозов .

Каждый ребенок подвержен отрицательным переживаниям, но почему тогда не у каждого они способны вызвать невроз? Толчком к развитию детских неврозов могут послужить различные патологии беременности, травмы во время родов, врожденные и хронические заболевания. Основными же причинами возникновения неврозов в детском возрасте являются психическая травма, психотравматическая ситуация, особенности личности, склонность к страхам и эмоциональной неустойчивости, неправильное воспитание, а также семейные взаимоотношения. Зачастую родители не придают особого значения данным предрасполагающим к детским неврозам факторам, ошибочно думая, что проблемы пройдут сами по себе. Но, к сожалению, проявления детского невроза не заставляют себя долго ждать, давая о себе знать поначалу наиболее наглядными симптомами: обгрызание ногтей и губ (ребенок грызёт ногти и кусает губы), сильное надавливание ручки, а после более серьезными признаками: нервные тики, нарушение сна, памяти, внимания и речи. Проявляется данное расстройство также в форме различных невротических реакций: нестойкий страх, неусидчивость, низкая работоспособность, замкнутость, повышенная чувствительность к громкому звуку и яркому свету до колебаний артериального давления, головной боли, снижения аппетита и настроения, нарушения сна, энуреза и заикания.

Так как, неврозы в детском возрасте являются одним из наиболее распространенных видов нервно-психической патологии, профилактика данного заболевания имеет огромное значение для сохранения и укрепления психического здоровья детей, ведь она позволяет избежать длительного и сложного лечения заболевания. Как можно предотвратить возникновение неврозов в детском возрасте?

Предродовая подготовка

Во избежание детских неврозов родители еще до рождения ребенка должны принять следующие меры: консультация психотерапевта, избегание будущей мамой стрессов и неблагоприятных воздействий, предродовое обучение и главное – настрой на успешные роды.

Первые годы жизни ребенка

Малыш должен быть долгожданным, чтобы не стать помехой для родителей. Очень важно принять ребенка в семью, независимости от того, какого он пола. В первые годы жизни ребенка необходимо посвятить себя полностью воспитанию и уходу за ним, не отдавая его в ясли или на чье-то попечение, ведь в этот период у ребенка развиваются эмоции и способности к человеческим контактам.

Предупреждение психотравмирующих воздействий

Огромную роль в профилактике данного психического расстройства играет предупреждение негативных психических воздействий и психических травм. К основным психотравматическим воздействиям в детском возрасте можно отнести испуг, конфликт в детском саду или школе, внутрисемейный конфликт, неблагоприятная оценка какого-то вида деятельности ребенка, поэтому главная задача родителей и педагогов – ликвидировать источники психической травматизации.

Правильное воспитание детей

Для предупреждения детских неврозов большое значение имеет правильное воспитание детей, в процессе которого ребенок находиться в состоянии эмоционального комфорта. Это возможно при условиях постоянной поддержки, привязанности в семье, теплых отношений с родителями, в семье, где отсутствуют ссоры, угрозы, выяснение отношений и конфликты между родителями, а также эмоциональный шантаж.

Чтобы ребенок в будущем с легкостью справлялся с жизненными проблемами, необходимо с детства развивать в нем выдержку, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким идеалам.

Допускать вседозволенности в процессе воспитания не стоит, ведь существует риск воспитать избалованного и эгоистичного ребенка, не считающегося с мнением других, который может не выдержать в условиях, где нужна будет большая выдержка.

Хвалите своего ребенка, но не захваливайте, чтобы не развить в нем тщеславие и чувство превосходства над другими. Ребенок, привыкший к похвалам, подвержен нервному срыву под влиянием неудач.

Родители должны часто играть с детьми, сочувствовать их переживаниям, стараясь избегать чрезмерной опеки и « тепличных условий воспитания», подавляя инициативность ребенка и требуя чрезмерного послушания. Главная задача родитель – быть гибким в общении с детьми, признавая свои ошибки и поступаясь принципам, помочь ребенку вырасти сильной личность с высокой самооценкой.



Понравилась статья? Поделитесь ей