Контакты

Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению. Системный подход в управлении

Усиление взаимосвязи всех сторон деятельности организации – производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и др., а также расширение и усложнение ее внутренних и внешних отношений обусловливают формирование как системного и ситуационного – к управлению.

Исходя из их особенностей внутриорганизационное построение системы управления есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия внешней среды.

При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (таких, как люди, структура, задачи и технология), которые взаимодействуют с внешней средой.

В соответствии с этим элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, не просто функционально вытекают один из другого, как при процессном подходе, а все без исключения являются взаимосвязанными, т. е. оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное влияние. Изменения в одном из элементов неизбежно приводят к изменениям в остальных, а в конечном счете – во всей организации. Это требует комплексного решения любых ее проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных.

В рамках системного подхода существуют также многочисленные количественные теории управления, толчком к возникновению которых послужили появление и широкое распространение кибернетики и различных математических методов.

Однако системный подход еще не определяет того, как среда влияет на деятельность организации. Влияние среды на эффективность организации может быть установлено с помощью ситуационного подхода (вероятностный, зависящий от случайностей, от ситуации), который является логическим продолжением системного. Ситуационный подход базируется на ситуационных различиях между организациями и внутри них. Его цель – определить, какие средства профессионального управления могут быть использованы для конкретных условий с наибольшей эффективностью. Другими словами, посредством ситуационного подхода можно увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно, что, однако, не исключает прежних подходов к менеджменту.

При ситуационном подходе одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, поэтому задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и возможностей применения.

Для реализации ситуационного подхода:

во-первых, требуются глубокие знания средств профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, использование системного анализа, методов планирования и количественных методов принятия решений;

во-вторых, с учетом того, что любая управленческая концепция и методика имеют свои преимущества и недостатки, которые можно сравнить в конкретных ситуациях, важно уметь предвидеть последствия (как позитивные, так и негативные) использования той или иной методики или концепции;

в-третьих, для успешной реализации ситуационного подхода требуется умение правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

в-четвертых, необходимо тонко увязывать хорошо зарекомендовавшие себя на практике методы и приемы деятельности с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным способом при существующих обстоятельствах.

Таким образом, в качестве ключевых положений в концепции системного и ситуационного подходов к управлению используют взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации, а также выявление и учет ситуационных факторов окружающей среды. Основная же идея, используемая современным менеджментом, – это рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей, учитывающих специфику окружающей среды, их обратную связь, что обеспечивает достижение успеха организации (принятие управленческих решений на базе изучения всей совокупности ситуационных факторов).

Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению

Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Так, например, Питер Дракер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Новым в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности.

Таким образом, возникновение концепции «ситуационного подхода» прямо связывается с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их «непрактичность», за «оторванность от реального мира», неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство.

Р. Моклер считает, что «в самом лучшем случае можно разработать условные или ситуационные принципы, которые являются полезными в определенных конкретных деловых ситуациях» . Эта исходная посылка становится сегодня наиболее распространенной в американских исследованиях в области организации и управления. Она начинает также постепенно доминировать в системе подготовки и переподготовки менеджеров. Новый подход в исследованиях и в системе подготовки управленческих кадров выразился в том, что акцент стал переноситься на изучение действительных условий, конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма, и разработку на этой основе специфической, уникальной, если это необходимо, организационной структуры, отвечающей конкретным условиям и требованиям.

Ситуационный подход к организационным структурам получил наиболее последовательную разработку в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и среда». Они называют свой подход «случайностной» теорией организации, исходным положением которой является утверждение, что не существует одного или единственного способа организации и что на различных стадиях развития того или иного предприятия необходимы различные типы организационных структур. Основное содержание книги Лоуренса и Лорша составляет анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, определяемых различными ступенями роста компании, ее взаимодействия со средой. На этой основе, полагают авторы книги, становится возможным выбор организационной структуры, отвечающей действительным нуждам фирмы. Такой подход послужил толчком и для специалистов, занимающихся изучением организационных структур, которые стали отказываться от разработок формальных схем и традиционных иерархических структур с тем, чтобы разрабатывать индивидуализированные, специфические организационные структуры, отвечающие конкретным потребностям тех или иных промышленных фирм.
Характерно, что ситуационный подход, как уже отмечалось выше, затрагивает сегодня почти все основные школы и направления теории организации и управления. Он не ограничивается областью организационных структур, но все более определенно проявляется и при изучении всех других элементов управления. Так, например, ситуационный подход к проблеме руководства разрабатывается Ф. Фидлером в его работе «Теория эффективности руководства». Этот автор пытается категориально определить различные типы и ситуации группового поведения людей в организации и соответственно стиль руководства, наиболее эффективный для данной ситуации. Аналогичный подход характерен и для У.

Системный, процессный и ситуационные подходы в управлении

Уайта, который в работе «Организационное поведение: теория и ее применение» стремится определить типы группового поведения в организации и исследует влияние различных методов руководства на групповое поведение и поведение индивидов. Эти и другие исследования свидетельствуют, что ситуационный подход начинает превалировать и в этой области, что означает определенный отход от традиционного стремления американской теории управления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации.

Развитие концепций ситуационного подхода к теоретическим проблемам организации и управления преследует цель усилить практическую значимость научных исследований в этой области. В связи с этим он не связывается с той или иной отдельной школой или направлением, а представляется в качестве некоего общего принципа, который применяется во всех областях теории управления (включая системные разработки) с целью обеспечения более упорядоченной научной основы для разрешения управленческих проблем.

Как видно из вышеизложенного, ситуационный подход к проблемам управления начинает становиться доминирующей тенденцией в теории организации и управления. Хотя многие нынешние теоретики пытаются выдать его за «открытие» нового подхода, по существу он всегда имел достаточно широкое распространение. Новизна, пожалуй, проявляется лишь в том, что этот метод возводится в абсолют и превращается во всеобщий метод исследования проблем организации и управления. Разумеется, было бы нелепо отрицать важность анализа конкретных условий функционирования той или иной организации. Конкретный подход к изучению любого явления, в том числе и проблем организации и управления, является непременным условием научности.

3. Системный и ситуационный подходы в менеджменте. Современный интегративный менеджмент.

Усиление взаимозависимости всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной и др.), а также расширение, усложнение и интенсификация ее как внутренних, так и внешних отношений привели в формированию в середине ХХ века системного подхода к управлению. Системный подход в настоящий момент рассматривается как один из главных подходов в современной управленческой мысли.

Идеи системности применительно к управлению государством развивались также в работах польского ученого Б. Трентовского . В работе «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом» он подчеркивал, что действительно эффективное управление должно учитывать все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления. В частности он писал: «Наши успехи связаны с тем, насколько системно мы подходим к решению проблем, а наши неудачи вызваны отступлениями от системности. Сигналом о недостаточной системности существующей деятельности является появление проблемы».

К числу основоположников системного подхода можно отнести Александра Александровича Богданова . В 1911 г. вышел в свет первый том книги, а в 1925 г.- третий том его книги «Всеобщая организационная наука (тектология)». В его основу положена идея о том, что все существующие объекты и процессы имеют определенную степень, уровень организованности. В отличие от конкретных естественных наук, изучающих специфические особенности организации конкретных явлений, тектология должна изучать общие закономерности организации для всех уровней организованности.

подхода можно рассматривать идею южноафриканского юриста и полководца Яна-Кристиана Сматса о целостности различных форм жизни. В 1926 г. он изложил свое синеггетическое представление о вселенной, отметив, что «организм состоит из частей, но не является просто суммой этих частей». В научный обиход закон синергии, в соответствии с которымв сложных системах свойства и возможности целого превышают свой­ства и возможности их частей ввел И. Ансофф. Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе её самоорганизации и саморазвития.

Практическая ценность изучения синергического эффекта со­стоит прежде всего в использовании уникальных свойств больших систем – самоорганизации и возможности определения весьма ог­раниченного числа параметров, воздействием на которые можно управлять системой.

Методологическими предпосылками появления системного подхода можно считать разработку теории общих систем Л. Берталанфи, А. Рапопортом и К. Боулдингом, создание Н. Винером науки кибернетики и развитие теории информации.

По мнению Берталанфи, живой организм представляет собой нечто большее, чем сумму отдельных элементов, поскольку использует для организации их взаимодействия принцип синергизма. Все организмы существуют в тесной взаимосвязи с внешней средой, их функции и структура поддерживаются с помощью непрерывного обмена информацией с внешней средой. Поэтому любой организм, а применительно к управлению, любая организация может рассматриваться как открытая система.

Предметом кибернетики является исследование систем. Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т.е. достижения определенного уровня ее организации.

С кибернетикой Винера связаны такие продвижения в развитии системных представлений, как типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе, подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем, осознание информации как всеобщего свойства материи и возможности ее количественного описания, развитие методологии моделирования вообще и в особенности идеи математического эксперимента с помощью ЭВМ.

Одновременно с исследованиями Н. Винера стала разрабатываться теория информации . Ее предметом стало кодирование, передача и расшифровка сообщений, емкости каналов и математическое изучение связи.

Попытку соединения идей Л. Берталанфи, кибернетики Н. Винера и теории информации в единую систему предпринял Кеннет Боулдинг . Особое место при этом он отводит теории общих систем, которая, по его мнению, «направлена на создание каркаса (структуры), на который надо нанизывать определенные дисциплины и предметы в соответствующем порядке».

Системный подход – это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов. Он представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследования и конструирования, способов описания и объяснения природных или искусственно создававших объектов.

Сущность системного подхода сводится к тому, что деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на деятельность всех других ее частей. Этот принцип является следствием известного положения диалектики, требующего рассмотрения всех явлений в их причинной зависимости. Опираясь на положение диалектики о том, что «целое, хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, когда его делят».

В соответствии с этим системный подход к менеджменту требует перехода от разрозненных, частных управленческих моделей и изолированного рассмотрения категорий и отдельных частных вопросов к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути развития организации и способствующих выполнению намеченных планов.

Соответственно, суть системного подхода в теории организации и управления заключается в представлении об организации как о системе. Кроме этого системный подход представляет любую систему как подсистему: над любой системой есть надсистема, которая находится на более высоком уровне иерархии систем.

Системный анализ – это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Особенности системного подхода . С точки зрения системного подхода управление рассматривается не как «одномерное», а как многоплановое, комплексное и динамичное явление, призванное обеспечить взаимосвязь внутренней среды предприятия с ее внешним окружением.

Основываясь на этом утверждении, можно выделить следующие особенности системного подхода к управлению.

Во-первых, системный подход признает наличие в управлении синергетического эффекта.

Во-вторых, организация и соответственно управление трактуются как «многомерные» явления, что требует учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации, оказывающих как прямое, так и косвенное влияние на предприятие.

В-третьих, при системном подходе изменение одного элемента управленческой деятельности рассматривается как неизбежно обусловленное обновление всех остальных элементов и в конечном счете изменение всей организации.

В-четвертых, системный подход требует комплексного решения любых проблем управления. Менеджеры должны осознавать как непосредственное, так и опосредованное воздействие принимаемых ими решений. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и в свою очередь влияние организации на внешнее окружение.

Одно из главных преимуществ системного подхода состоит в том, что он позволяет интегрировать концепции всех школ, которые существовали и существуют в управленческой мысли, а также позволит синтезировать концепции и теории новых школ, которые появятся в будущем.

В настоящий момент системный подход вошел в современную теорию организации и управления как наиболее востребованная методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру. Овладение навыками системного подхода позволяет менеджеру более эффективно выполнять свои функции. Эти навыки особенно необходимы для менеджеров высшего звена или топ-менеджеров, направляющих все действия организации на достижение поставленных целей.

В 1980-е гг. одной из наиболее популярных концепций, разработанных в рамках системного подхода, стала так называемая концепция «Маккинси – 7С». Эту концепцию часто рассматривают как продолжение основных положений П. Друкера о результативности эффективного менеджмента. Создателями концепции «Маккинси – 7С» была группа специалистов из Гарвардской и Стэнфордской школ бизнеса и консультантов из фирмы McKinsey & Company: Томас Питерс , Роберт Уотерман , Ричард Паскаль и Энтони Атос (среди указанных авторов лидерство в разработке теории принадлежитТ. Питерсу и Р. Уотерману, изложивших в 1982 г. основные черты модели в работе «В поисках эффективного управления»).

Разработчики «Маккинси – 7С» пришли к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных. Эти семь составляющих были переименованы ими таким образом, чтобы их название по-английски начиналось с буквы «S» (на русский язык эти переменные также были переведены так, чтобы все они начинались с одной буквы «С»), что позволило бы им стать «своеобразными зацепками для памяти».

В соответствии с моделью «Маккинси – 7С» основными элементами от гармоничного сочетания которых зависит эффективность управления являются.

Стратегия (strategy)– избранный организацией путь дальнейшего развития, планы и направления действия.

Структура (structure) – внутренняя композиция организации, отражающая ее расчленение на подразделения, и их иерархическую субординацию и распределение власти между ними.

Системы (systems) – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации, в том числе: система управления информацией, система инновационной деятельности, финансовая система/система распределения капитала, система компенсаций/система поощрений, система контроля степени удовлетворенности потребителей.

Сотрудники (staff) – трудовые ресурсы организации, важные группы кадров, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т. д.;

Стиль (style) – способ руководства организацией, лидерский подход высшего руководства к делу и общий производственный подход организации, а также манера представления себя сотрудниками организации поставщикам и покупателям.

Сумма навыков (skills), – способности и умения, отличительные возможности ключевых фигур в организации.

Совместные ценности (shared values) – разделяемых всеми ценностные установки, смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

Значение модели «Маккинси – 7С» заключается в том, что управление понимается не только как процесс создания формальных схем и совокупности количественных показателей, но и как установление связи и согласия между сотрудниками, увязка их интересов, учет всех сторон деятельности человека на предприятии. Модель показывает важность планирования не только финансовых и количественных результатов, но и учета качества работы, квалификации сотрудников.

Модель «Маккинси – 7С» быстро стала одним из эффективных инструментов управленческого анализа и деятельности. Появление этой теории помогло изменить подход руководителей к вопросу о совершенствовании организаций. Она говорит о том, что недостаточно только лишь разработать новую стратегию и следовать ей, нельзя только создать новые системы, генерирующие улучшения. Для достижения эффективности, организация должна обладать высокой степенью соответствия между всеми элементами. Каждая «С» должна быть согласованной с другими «С» и подкреплять их. Невозможно добиться прогресса в одной сфере управленческой деятельности без прогресса по всем остальным направлениям. Поэтому, чтобы усовершенствовать организацию, необходимо уделять внимание одновременно всем семи элементам.

Во второй половине ХХ в. наиболее развитые страны мира вступили в стадию постиндустриального информационного развития. Дальнейшее ускорение научно-технического прогресса способствовало быстрым изменениям во внешней и внутренней среде организаций. В противоположность прежнему сравнительно плавному и во многом определенному ходу событий, начиная примерно с конца 1960-х гг. ситуация стала стремительно и часто непредсказуемо меняться. В результате конкурентоспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды. В этих условиях большое распространение и популярность стал приобретать ситуационный подход.

Подходы к управлению

Данное направление появилось в в 60-70-е года. Родоначальниками выступают американские менеджеры. Процесс управления рассматривается как постоянное реагирование менеджера на возникающие в бизнесе ситуации с целью эффективного разрешения каждой из них. Ситуационный подход подразумевает рассмотрение ситуации как совокупности различных ситуационных переменных в их взаимосвязи. При этом различают внешние (экономика, политика, технология, поставщики, потребители, конкуренты и т.д.) и внутренние(структура, культура и ресурсы) ситуационные переменные, по принципу возможности влияния на них.

Традиционно теоретические знания рассматриваются как научный компонент управления. При­менение принципов управления на практике традиционно рассматривалось как искус­ство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Сторонники ситуационного подхода предполагали необходимость прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Ситуационный подход включает следующие шаги:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это требует понимания процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов приня­тия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они при­ меняются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Не­ обходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. Если правильно определены ситуационные переменные, нет необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями.

Таким образом, при ситуационном подходе к управлению, прежде всего, рассматри­вается конкретная ситуация, проблема, требующая решения, для чего необхо­димы следующие составляющие:

1. правильная интерпретация ситуации;

2. знание управленческих концепций и методик;

3. опыт управленческой деятельности;

4. умение предвидеть возможные последствия управленческих действий;

5. умение увязать конкретные действия с конкретной ситуацией

Трудовые споры.

Трудовые споры — это споры из правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Трудовой спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры).

В Законе РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (отменен) дано следующее определение: «Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2).

Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации». Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.

Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, а в коллективных спорах - права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профсоюзного органа как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

По характеру спора все трудовые споры подразделяются на: споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективным или трудовыми договорами, социально-партнерскими соглашениями о правах и обязанностях; споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством.

Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, спор о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

Порядок разрешения:

Примирительная комиссия - это паритетный орган спорящих сторон. Она создаётся самими сторонами из равного числа их представителей на равноправной основе. Она должна быть сформирована в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформлена приказом работодателя и решением представителя работников. Работодатель не вправе уклоняться от её создания и участия в её работе и обязан создать необходимые условия для её работы.

Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о её создании.

Если в примирительной комиссии стороны не пришли к согласию, то они продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже, как они об этом договорятся. Если по данному вопросу они не пришли к согласию, то должны приступить к созданию трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника - это второй этап мирных процедур. Для этого по соглашению сторон приглашается посредник по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее просто Службы) (ст.407 ТК РФ) или независимо от неё. Служба является структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости. А если в течение трёх рабочих дней с момента обращения в Службу стороны не придут к соглашению о кандидатуре посредника, то он назначается Службой.

Он должен рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения (назначения). Это рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письменной форме, а при недостижении согласия - составлением протокола разногласий.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур - трудовому арбитражу.

Трудовой арбитраж - это временно действующий орган для разрешения конкретного коллективного трудового спора. Он создаётся сторонами спора и Службой в срок не позднее трёх рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или с участием посредника.

Формируется он в составе трёх трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража.

Трудовой арбитраж в этот пятидневный срок может заседать не один раз. Он рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора. В случае необходимости он информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Оканчивает трудовой арбитраж рассмотрение спора разработкой рекомендаций по существу спора в письменной форме. Эти рекомендации передаются сторонам. Они приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора о нём, а также от выполнения его рекомендаций, когда было соглашение об их обязательности, то предоставляется право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Хорошее качество рождается только в эффективной системе менеджмента качества.

Значение системного подхода в управлении

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем.

2.4. Системный и ситуационный подходы в управлении

Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Подготовлено по материалам БИГ-Петербург

Также на сайте:
Почему же ничего не выходит?
Четыре фазы внедрения стратегического планирования в контексте поведения организации

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru — один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Процессный подход

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции процесса управления

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование . Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Ораганизация . Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Мотивация . Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль . Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Связующие процессы

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Приниятие решений . По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация . Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляют собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Системный подход

Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Системные концепции

Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, определим сначала, что такое система.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами . Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимосвязаны.

Открытые и закрытые системы . Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы .

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой . Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающий извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Подсистемы . Крупные составляющие сложный систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют - какое из средств арсенала управления может оказаться успешным.

Модель организации как открытой системы . На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж и т.п.

Ситуационный подход

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время . Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

Ситуационный подход и процесс управления

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс :

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильны и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Ситуационные переменные . Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.

Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.

Практическая значимость целеполагания на ОАО "Прогресс"

Современный менеджмент базируется на довольно широком спектре учений и подходов к управлению. Более чем за сотню лет предприниматели создали множество теорий, которые постоянно апробируются на практике. И это богатство альтернатив зачастую ставит руководителей в тупик: они не знают, какой подход к управлению необходимо использовать в различных ситуациях.

Базовые системы управления

Современными теоретиками и практиками выделяются три основные системы менеджмента: процессный подход, системный и ситуационный. Все остальные при ближайшем рассмотрении оказываются производными одной из названных методик.

В чем же разница? Подходы к процессу управления базируются на разном отношении к самой организации, ко времени и к моменту приложения управляющего воздействия и к давлению со стороны окружающей среды. Так, процессная система рассматривает менеджмент как бесконечную цепь взаимосвязанных управленческих функций. Системный вариант акцентирует внимание на том, что организация состоит из множества подразделений, так или иначе взаимодействующих между собой. А ситуационный подход к управлению концентрируется на сиюминутном принятии решений, исходя из происходящих на рынке событий.

Управление – это процесс

Процессный подход к управлению предложен представителями административной школы теории менеджмента. Он рассматривает функции менеджера как единую взаимосвязанную систему. Достижение целей фирмы, согласно этому учению, это последовательное решение мелких задач. Само по себе каждое такое решение не играет роли в деятельности фирмы, но, будучи звеном цепи, является неотъемным элементом достижения успеха.

Процессный подход к управлению обеспечивается выполнением четырех важнейших функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Каждая из них также представляет собой систему. Поэтому успех организации рассматривается как сумма всех принятых управленческих решений на всех уровнях иерархической лестницы предприятия.

Кроме того, для объединения деятельности всех элементов фирмы необходимы так называемые связующие процессы. Или коммуникация.

Функции менеджмента

Первой функцией считается планирование. На этом этапе руководство занимается постановкой целей и задач и определяет направление деятельности подразделений компании. Можно говорить о том, что планирование позволяет выработать единую систему действий элементов организации по достижению поставленных целей.

Планирование является постоянной деятельностью руководителя. Дело в том, что и внешняя среда, и внутренние переменные постоянно вносят корректировки в выбранную стратегию. Поэтому менеджеру следует все время отслеживать соответствие текущей деятельности поставленным целям.

Функция организации предусматривает разработку организационной структуры предприятия, выработку алгоритма взаимодействия и передачи информации между различными подразделениями. Еще одной задачей организации является создание иерархии подчинения. Руководитель не только подбирает персонал для выполнения конкретных работ, но и делегирует ему часть ответственности и полномочий.

Но для успешной деятельности одного делегирования полномочий недостаточно. Необходимо найти подход к каждому сотруднику с тем, чтобы повысить производительность труда. Если раньше считалось, что достаточно всем сотрудникам пообещать материальное вознаграждение, то сейчас исследователи утверждают, что существует множество различных мотиваторов. И задача менеджера – подобрать правильный для каждого сотрудника.

Современная теория менеджмента выработала несколько подходов к управлению персоналом. Один из них предлагает руководителю определить истинные потребности сотрудников для того, чтобы найти достойное побуждающее воздействие.

Любая форс-мажорная ситуация может повлиять на следование запланированным курсом. Именно поэтому функция контроля рассматривается как непрерывная. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее и с меньшими потерями можно будет восстановить деятельность компании. Наиболее распространенными считаются три вида контроля. Первый – разработка стандартов. Все планы компании тщательно разрабатываются, и устанавливаются точные сроки выполнения задач. Второй – измерение. Предполагается, что результат деятельности, полученный за определенный промежуток времени, сравнивается с ожидаемым (запланированным) итогом. И наконец, третий этап контроля – корректировка. В работу предприятия вносятся поправки согласно полученным новым данным об окружающей среде или о внутренних нарушениях.

Ситуация на рынке диктует условия

Ситуационный подход к управлению предполагает, что принятие решения должно базироваться на анализе текущего положения вещей на рынке. Только изучив конкретный для заданного момента набор условий, можно принять единственно верное решение. Теоретики этой школы не считают все остальные методики управления неверными или ошибочными. Наоборот, они пытаются интегрировать частичные подходы других учений. Наиболее перспективным в этом плане считается системный подход в управлении.

Управление предприятием на основе анализа рыночной ситуации предполагает наличие у руководителя ситуационного мышления – умения концентрироваться на конкретных задачах и поиске их решения. При этом менеджеру необходимо не навредить выполнению стратегических целей компании. Это и объединяет ситуационный и системный подходы к управлению предприятием.

Удивительным оказывается еще и тот факт, что теоретики менеджмента еще в 20-е годы XX века говорили о том, что ситуация управляет всем. А известный приверженец и создатель теории организаций Мэри Паркер Фоллет утверждала, что «различные ситуации требуют различных знаний».

Методология ситуационного управления

Специалисты в области ситуационного менеджмента рассматривают накопленный опыт и эффективность принятия решений другими управленцами в аналогичных условиях. Сама же методология представляет собой четырехшаговый процесс.

Во-первых, руководитель должен быть знаком с эффективными средствами управления. Ему необходимо разбираться в теории поведения подчиненных и потребителей, знать основы системного анализа, уметь выделять наиболее значимые факторы (как внутри фирмы, так и за ее пределами), контролировать ход выполнения поставленных задач.

Во-вторых, управляющему необходимо уметь прогнозировать развитие ситуации в зависимости от принятого решения и уметь рассматривать несколько альтернативных решений одновременно. Поскольку все современные подходы к управлению имеют положительные и отрицательные стороны, этот навык оказывается наиболее ценным для руководителя.

В-третьих, необходимо уметь правильно выделять причинно-следственные связи между событиями. Только адекватная оценка ситуации позволит принять верное управленческое решение. К сожалению, этот навык приходит только с опытом.

И, наконец, в-четвертых, этот подход к управлению требует умения увязывать между собой различные приемы воздействия на деятельность предприятия. Необходимо строить такую программу действий, которая давала бы минимальный отрицательный эффект (т. е. не повлекла бы за собой негативные изменения прочих факторов) в существующих обстоятельствах.

Переменные

Такой подход к управлению оказывается эффективным только в том случае, когда менеджер умеет правильно и оперативно определять и оценивать переменные сложившейся ситуации и степень их воздействия на предприятие. Если ситуация поддается анализу, то остается очень мало места для всевозможных домыслов и использования метода «проб и ошибок».

Именно поэтому теоретиками этой методики выделяются стаж и опыт руководителя как важнейшие элементы успеха фирмы. Только в последние годы проведенные исследования позволили выделить некоторые ситуационные переменные, существенно влияющие на принятие управленческого решения.

Тем не менее определить все переменные (и особенно степень их воздействия на ситуацию) невозможно. Все, начиная с темперамента и настроения каждого сотрудника фирмы и заканчивая геополитическими изменениями в мире, может в той или иной степени сказаться на правильности принятого решения. Опытные специалисты рассматривают две категории факторов:

1) имеющие прямое воздействие на компанию;

2) потенциальные.

Системное управление

Все подходы к управлению организацией сосредотачиваются на каком-то одном аспекте деятельности. И в этом их недостаток. Ведь эффективность управления зависит от множества факторов. Развитие всех школ менеджмента позволило руководителям убедиться в целостности организационной системы, в важности взаимосвязей между отдельными подразделениями и в единстве предприятия и внешнего мира.

Именно поэтому теоретики системного управления стремятся интегрировать элементы различных подходов к менеджменту. Впервые о необходимости рассматривать менеджмент как единый непрерывный процесс заговорили в середине XX века. И с тех пор системный подход в управлении становится популярнее с каждым годом.

Концепция

Идея рассматривать организацию как систему пришла в менеджмент из точных наук. Для понимания основных идей этой школы необходимо определиться с тем, что такое система вообще.

Система – это нечто целое, состоящее из неравных, но взаимосвязанных элементов; каждый такой элемент вносит свой вклад в описание и свойства целого. Организации тоже являются системами, состоящими из людей (персонал), технологий, оборудования, финансов и т. д. Из-за взаимодействия людей и машин фирмы классифицируются как социотехнические системы. Подходы к управлению персоналом в этом случае должны вырабатываться каждой организацией самостоятельно, т. к. психологическая совместимость сотрудников имеет такое же значение, как и наличие дорогостоящего оборудования или современной технологии.

Виды систем

Теория различает два различных вида систем – открытые и закрытые. Закрытая жестко ограничена и практически независима от внешнего мира. Ярким примером такой системы является часовой механизм. Среди предприятий практически не встречается совершенно закрытых систем.

Чаще мы сталкиваемся с открытыми системами. Они характеризуются тем, что активно взаимодействуют с миром. Такие системы нуждаются в энергии, информации, материалах и ресурсах (как физических, так и финансовых и человеческих). Все это обнаруживается во внешней окружающей среде. Кроме того, открытые системы умеют адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Это обязательное условие продолжительной жизни открытой системы.

Подсистема

Мы уже помним, что система состоит из элементов. Чаще всего каждая такая составляющая сама является системой. Для упрощения понимания их называют подсистемами. Разбиение организации на такие разделы очень важно, особенно когда необходимо выработать подходы к управлению качеством. Ведь сбой в работе какой-то подсистемы приведет к принятию ошибочных решений в самой системе. Поэтому неисправности в работе даже самой маленькой структуры могут сказаться на результате всей производственной деятельности.

Именно понимание того, что предприятие – сложная составная открытая система, позволяет объяснить, почему невозможно безусловно применить постулаты какой-то одной школы менеджмента для эффективного управления. Ведь каждая из них концентрировалась на какой-то одной подсистеме. Так, школа научного управления изучает технические подсистемы, а бихевиоризм занимается социальной стороной вопроса работы организации.

Современные исследователи утверждают, что успех фирмы определяется факторами внешней среды. Именно они предопределяют условия и возможности функционирования компании. И только изучив состояние дел во внешнем окружении, менеджер может выбрать наиболее рациональное и эффективное решение задачи.

Организация – открытая система

Организацию можно рассматривать как некий станок или комбайн. Подбирая и смешивая компоненты (информация о состоянии окружающей среды, технология, персонал, оборудование и т. д.), предприятие перерабатывает их в конечный продукт и выпускает на рынок. Собственно информация, люди, капитал и материалы называются входами организации. А произведенные товары и услуги получили название выхода организации.

Если процесс управления предприятием организован корректно, то в ходе переработки ресурсов образуется добавочная стоимость. В результате, помимо товаров на выходе организации, появляются прибыль, рост рынка, рост производства (вследствие наращивания объема продаж).

Вот так выглядят современные основные подходы к управлению. Повторимся еще раз: не существует единственно верного стиля управления, как не может быть единственного правильного решения менеджера. Темпы передачи информации и развития современной окружающей среды настолько велики, что руководителю остается только искать наименее "вредоносные" решения. Т. е. те, которые не повлекут за собой серьезных колебаний состояний внешней и внутренней среды предприятия.

Процессный подход. (Начало было положено в 30г., но наибольшее распространение эти взгляды получили с 1960г. до наших дней). В отличии от административной школы управления, представители этой школы рассматривали управление как процесс. При этом они утверждали, что работа по достижению цели производится с помощью не единовременного действия, а серии непрерывных взаимосвязанных действий. Каждое это действие само по себе является процессом, такие действия называют функциями управления. Анри Файоль выделил 5 исходных функций: предсказание и планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.

В современной литературе список функций выглядит следующим образом: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров или заключение сделок. В качестве основных выделяют 4 функции: планирование, организацию, контроль, мотивацию. К связующим процессам коммуникации и принятие решения.

Функция планирование – предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены этой организации, чтобы достичь намеченной цели.

Организовать – значит создать некую структуру. Существует множество элементов которые в организации необходимо структурировать, чтобы достичь цели.

Мотивация , задача ее состоит в том, чтобы добиться от членов организации выполнения работы в соответствии с обязанностями и согласуясь с планом. Мотивация включает не только З/П, с позиций современной концепции управления, но и обеспечение удовлетворения важных для сотрудника потребностей через хорошую работу.

Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигнет своих целей. Существуют 3 аспекта управленческого контроля:

1) Установление стандартов т.е. точное определение целей, которые д.б. достигнуты.

2) Измерение того, что было достигнуто.

3) Сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

Связующие процессы. Все функции управления имеют общие характеристики – они требуют решения, а для этого необходима коммуникация, обеспечивающая обмен информации. Принятие решений – это интеллектуальная работа. Она представляет собой серию правильных выборов из альтернатив. Выбор одной из альтернатив и есть принятие решения. Но для грамотного принятия решений необходима адекватная информация. Единственным способом такой информации является коммуникация. Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловыми значениями между двумя и более людьми. Информация передается не только для того, чтобы принимать здравые решения, но и для того, чтобы они могли быть выполнены.



Системный подход. (с 1950 до настоящего времени). (Часто структуру организации представляют в виде блок схемы, показывающей взаимодействие подразделений, людей). Однако, это более сложная система на которую воздействует множество факторов. Попытка заставить эту систему работать эту систему более эффективно и привела к созданию системного подхода. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Организация – это социотехническая система, поскольку с ней наряду с техникой компонентом системы выступают люди.

Существуют 2 типа систем: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему (часы). Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через границы системы. Открытая система также имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Руководители в основном занимаются открытыми системами, т.к. любая организация открытая система. Крупные части составляющие сложных систем, таких как машина, организация, сами являются системами. Понятие подсистемы – важное понятие теории управления. Посредством деления организации на отделы создаются подсистемы внутри организации. Подсистемы могут в свою очередь состоять из других подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на всю систему.

Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, они предопределяют какие средства из арсенала предприятия могут оказаться более подходящими, и вероятнее всего успешными т.к. можно представить организацию как открытую систему.

Модель организации как открытой системы.

Входы Преобразования Выходы

Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость ресурсов, потребленных на входе. В результате роста доли рынка возможны дополнительные входы, реализация социальной ответственности, удовлетворения работников.

Определение переменных и их влияние на эффективность получило свое развитие в теории ситуационного подхода.

Ситуационный подход. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности науки в приложении к конкретным ситуациям. Центральным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Системный и ситуационный подходы разработаны в 60-е годы, делают попытку интерпретировать частные подходы различных школ.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как их шаговый процесс.

1. Изучения процесса управления, системный анализ, изучение группового и индивидуального методов планирования и контроля, и количественных методов принятия решений.

2. Каждая методика имеет свои сильные и слабые стороны, когда они применяются к конкретным ситуациям. При этом важно видеть отдельные

Новая управленческая парадигма, сформировавшаяся во второй половине XX в. рассматривает системный и ситуационный подходы к управлению в качестве мощного средства решения теоретических и прикладных проблем управленческой деятельности.

Ситуационный подход – это выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, основанный на определенной для данной организации стратегической концепции управления.

Впервые «закон ситуации» был сформулирован Мэри Паркер Фоллет в 1920-х гг. Превращение ситуационного подхода во влиятельную теоретическую позицию началось лишь в конце 1950-х годов. В число факторов, влияющих на формирование организационной структуры включают: состояние окружающей среды, размеры организации, стратегию организации (Альфред Чандлер).

Ситуационный анализ – комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой ситуации.

Ситуационное управление – принятие управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией.

Ситуационное управление предполагает: классификацию управленческих ситуаций, их корреляцию, экстраполяцию последствий принимаемых решений на каждом этапе управленческого цикла. Особенности реализации ситуационного подхода:

1. Руководитель должен быть знаком с принципами, формами и методами управления, которые доказали свою эффективность.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики и руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.

4. Руководитель должен использовать конкретные приемы, которые в данных обстоятельствах вызывают наименьший отрицательный эффект и имеют минимум недостатков, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Системный подход - интенсивно развивающееся научное направление. Под системой понимается некоторое множество взаимосвязанных частей – компонентов, объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регулярностью на конкретном отрезке времени. Компоненты системы: элемент системы, взаимоотношения между элементами, подсистема, структура системы. Системы различают по степени сложности: неживые, живые, социальные. Рассматривают системы открытые и закрытые, статические и динамические. Динамические социальные системы и социальные организации открытого типа, включающие людей и отношения между ними, могут рассматриваться в качестве субъекта и объекта управления.

Система есть целостное образование, комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих благодаря своему единению качественно новыми характеристиками. Каждая система является элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы – системой более низкого порядка. Одной из важнейших системных характеристик является энтропия. Энтропия характеризует соотношение дезорганизованности и организованности систем различной природы, предопределяет поведение людей в сложных искусственных системах (экономике, политике). При прогрессивном развитии социальной системы в ней быстрее уменьшается энтропия. Если энтропия в системе увеличивается, то это означает, что в системе преобладают процессы разрушения, движения в сторону неупорядоченности и гибели данной системы.

Исследователи выделяют различные системные свойства, которые необходимо учитывать при построении систем управления:

· Целостность – характеристика системы не сводится к сумме характеристик составляющих ее элементов.

· Структурность – возможность описания системы через установление связей и отношений ее элементов.

· Синергия – результат функционирования системы в целом всегда больше суммы результатов функционирования отдельных элементов системы.

· Иерархичность – соподчиненность элементов.

Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему. Системный подход помогает раскрыть сущность и содержание механизма управления. Управление современными социально-экономическими системами должно быть: всеситуационным, гибким, непрерывным, оперативным, эффективным. Системный подход включает следующие этапы деятельности:

  1. Выделение объекта управления. Выявление основных свойств данной системы и ее составных элементов.
  2. Определение основных критериев целесообразного функционирования системы, а также основных ограничений и условий ее развития.
  3. Выявление возможных вариантов структур и элементов, выявление факторов, влияющих на систему. Разработка модели системы.
  4. Оптимизация работы системы для достижения поставленной цели.
  5. Определение оптимальной схемы управления системой.
  6. Установление надежной обратной связи по результатам функционирования, определение надежности функционирования системы.

Основные понятия системного подхода можно представить в виде следующей логической последовательности: цель – элементы – связи элементов – структура – состояние системы – функционирование – взаимодействие с окружающей средой – организация – управляющее воздействие – результат.

Системы управления имеют сходную структуру, характеризующуюся наличием двух каналов связей между субъектом и объектом управления: канал прямой связи для передачи управляющего воздействия и канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта. Процесс управления осуществляется на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды. Управление с позиции системного подхода есть осуществление совокупности воздействий на объект, выбранных из множества возможных воздействий на основании информации о поведении объекта и состоянии внешней среды для достижения заданной цели. Управление есть функция системы, направленная на сохранение ее основного качества (т.е. совокупности свойств, утеря которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.

Учет синергетических закономерностей развития систем позволяет сделать следующие выводы. Эффект от управляющего воздействия не имеет однозначной зависимости от величины приложенных усилий. Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути развития. Необходимо понять, как можно способствовать лучшему проявлению собственных тенденций развития системы. Всегда существуют альтернативные пути развития, и нет жесткой предопределенности. Синергетический подход к управлению – это дальнейшее развитие системного подхода, который дает новые возможности для исследования и осуществления управленческой деятельности.

Планирование и организация как функции управления

Планирование и организация являются важнейшими направлениями и сердцевиной управленческой деятельности. Они наряду с контролем и мотивацией определяют содержание управленческого цикла.

Планирование – непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов. В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование.

Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегии поведения. Стратегия включает совокупность глобальных идей развития объекта управления и не всегда имеет точные временные индикаторы.

Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры, конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.

Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения им желаемого состояния, планирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей.

Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления . Эта альтернатива должна соответствовать интересам объекта управления, его возможностям (ресурсам) и должна быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана. Современная разновидность планирования -индикативное планирование. Базовым понятием системы индикативного планирования является индикатор – интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. Планированию должно предшествовать прогнозирование.

Планирование стратегии устанавливает общие направления развития организации и состоит из нескольких этапов: формулировка миссии и декларация принципов управления; определение целей и направлений деятельности организации; анализ внешней среды; анализ внутренней среды; формулировка различных стратегий; выбор лучшей стратегии; оценка возможности и целесообразности применения избранной стратегии; принятие стратегии.

Организация как функция управления направлена на то, чтобы реализовать намеченные планы. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Организация – это распределение ролей, заданий, информации и других ресурсов, процессов, методов и технологий, коммуникации, ответственности и полномочий. Организаторская функция предполагает также распределение и внедрение процедур, призванных обеспечить выполнение задач организации. Организация имеет место в рамках любого учреждения или предприятия. Зафиксированное и формально закрепленное разделение труда оформляется в виде организационной структуры. Существуют различные виды организационной структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная и др. Таким образом, организация – это процесс создания организационной структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. С помощью организационной структуры осуществляется координация деятельности. Координация обеспечивает взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач.

Этапы выполнения организационной функции :

· Построение организационной структуры, выделение подразделений, определение их состава, задач и функций.

· Предусмотрение взаимоотношений в организации (как горизонтальных так и вертикальных). На этом этапе определяются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и должностных лиц.

· Обеспечение этих взаимоотношений, распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительных актов.

Важнейшей составляющей функции организации выступает делегирование полномочий:

· поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;

· предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;

· формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Основные принципы организации как управленческой функции – это принцип единства цели и принцип эффективности. Организация деятельности людей в рамках того или иного предприятия должна обеспечивать высокую эффективность, то есть достижение целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках. Устойчивой тенденцией последних лет стало стремление организаций к уменьшению количества уровней управления.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь ей