Контакты

Паспортный и биологический возраст: наследственность или среда? Или нужен ли паспорт на тренировке? Ваш возраст: биологический и по паспорту - чья взяла? Определение паспортного и биологического возраста

Что такое биологический возраст человека? Почему бывает сложно определить биологический возраст? Почему он порой сильно не соответствует дате рождения? Об этом в видеостудии "Правды.Ру" рассказала эксперт Центра молекулярной диагностики Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотебнадзора Наталья Беглярова.


Биологический возраст: подарок судьбы или плод усилий человека?

— Что такое биологический возраст человека? Достаточно сложно сходу определить биологический возраст, который к тому же далеко не всегда соответствует паспортным данным. Почему не совпадает то, как выглядит человек, и его паспортные данные? Что является главенствующим — генетика, местные условия или что-то еще?

Ведь народности, которые живут в умеренном климате и на Севере, лучше сохраняются, а те, кто обитает в южных странах, стареют быстрее… Однако в горах люди чаще живут дольше. И, кстати, у людей, которые прекрасно выглядят, обычно спрашивают: "В каком холодильнике вы спите?"

— По сути, биологический возраст — это возраст нашего тела. Он зависит от того, как функционирует наш организм. Это понятие появилось не так давно в связи с тем, что стали обращать внимание, что одни люди стареют быстрее, а другие — медленнее. Поэтому люди в одном и том же паспортном возрасте могут совершенно по-разному выглядеть и чувствовать себя.

На темпы старения нашего организма, конечно, сильно влияет именно сочетание, совместное действие генетических факторов и средовых. Но больше влияет, по последним данным, все-таки генетика. Ее вклад вообще в старение, продолжительность жизни — где-то 20-40 процентов. Но и место, где мы обитаем, наша среда и внешнее воздействие тоже очень важны.

— Получается, что какая бы ни была прекрасная генетика у человека, в общем-то, он не должен расслабляться и думать, что если у него такие хорошие гены, то можно пить, курить, вести нездоровый образ жизни и ничего особо плохого не будет. Накопительный эффект рано или поздно все равно даст о себе знать?

— Безусловно. Биологический возраст оценивается прежде всего не по внешнему виду человека, а в основном по состоянию сердечно-сосудистой системы. Поэтому даже если человек будет иметь хорошие внешние данные и обращать внимание на то, что его возрастные родственники хорошо выглядят, это совсем не значит, что у него нет риска заболеваний сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов. Его биологический возраст может в реальности оказаться намного большим, чем внешний вид и даже паспортный возраст.

— То есть можно прекрасно выглядеть и при этом иметь слабое сердце, к примеру?

— Да, на самом деле есть очень много разных интересных систем оценки биологического возраста, в том числе лабораторный —например, уровень холестерина. Таким образом мы смотрим, нет ли повышенного риска атеросклероза. Уровень глюкозы — этот фактор показывает, нет ли риска сахарного диабета.

Учитывается индекс массы тела и многие другие параметры , которые не имеют такого прямого отношения к тому, как человек выглядит.

Северные народы действительно выглядят лучше южных. Есть такой интересный научный факт, что если бы мы понизили температуру тела на два градуса, то могли бы жить до 300 лет. Также считается, что люди, которые предпочитают более холодные температуры, любят, чтобы температура была более низкая, будут дольше жить. Обменные процессы замедляются. Но стоит помнить, что процессы все замедляются.

— И метаболизм?

— В том числе, метаболизм и, в общем-то, интеллектуальные процессы тоже.

— Но ведь метаболизм способствует нашему организму избавляться от шлаков, быстрее перерабатывать пищу, запускает все наши внутренние процессы…

— В любом случае организм так работает, чтобы поддерживать постоянство внутренней среды. Поэтому, в принципе, то, какая температура "за бортом", в общем-то, не так сильно влияет на постоянство внутренней среды организма. То есть организм старается работать в прежнем режиме, поэтому метаболические процессы работают адаптированно.

— Геном долгожителя чем-нибудь отличается от генома обычного человека?

— Геном — это совокупность генетических особенностей, всей генетической информации человека. Что касается отдельных долгожителей и целых народностей, то здесь очень интересно получается. Интересные наблюдения сделал в свое время английский военный врач, который работал в северной Индии, где инфекционные и другие опасные заболевания не редкость.

Он обратил внимание на племя хунзакутов, которые живут в горах. Там еще более трудные, жесткие условия обитания, но жители этих районов ни разу не обращались к нему за помощью. Тогда очень пристальное внимание было уделено этому племени, их особенностям. Сделали перепись населения этого племени, их было около 20 тысяч. И обратили внимание, что средняя продолжительность жизни этих людей — 120 лет. В связи с этим они привлекли еще большее внимание исследователей, были изучены особенности их жизни.

Оказалось, что единственное отличие — это их рацион, то, как они питаются. Их меню очень ограничено в связи с тем, что там достаточно бедная среда проживания. Ведь весь основной суточный рацион — это горстка зерен или зерновая лепешка зимой или весной, еще какие-то сухофрукты, а летом и осенью туда добавляются свежие фрукты и ягоды. Вот и все.

У них очень ограниченный набор продуктов, и суточный рацион крайне низок по калориям. Поэтому и появилась такая теория, что ограничение по калориям способствует увеличению продолжительности жизни.

— Но ведь питание должно быть разнообразным, чтобы получать полноценный набор необходимых веществ.

— Безусловно, здесь просто такой очень интересный факт. Возможно, у людей этой народности есть какие-то генетические изменения, мутации, которые не только адаптировали их к таким условиям жизни, но и способствовали увеличению срока жизни.

Беседовала Оксана Орловская

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Возраст - продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени. Возраст анатомо-физиологический - возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному возрасту.

Возраст хронологический (паспортный) - период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек.

Кроме этого, существует понятие биологический возраст – это истинный возраст человеческого тела, показывающий, сколько лет человеку на самом деле. Биологический возраст показывает возраст тела человека (насколько действительно состарилось тело). Возраст тела человека обычно не совпадает с календарным возрастом. "Износ" тела не у всех людей выражен одинаково и не у всех происходит с одинаковой скоростью. Тело 40-летнего человека может соответствовать по состоянию здоровья телу 20-30-летнего.

Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.

Формулирование понятия "биологический возраст" имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Почему же люди одного календарного возраста могут выглядеть совершено по-разному? Мы все встречались с такими "взрослыми" людьми, когда даже в присутствии этого человека - своего ровесника чувствуешь себя подростком, по сравнению с ним.

Жизнеспособность нашего тела определяется не прожитыми годами, а степенью износа организма. Пока внутренние органы и системы нормально работают и взаимодействуют друг с другом, поддерживается сбалансированный обмен веществ, происходит обновление старых клеток - организм существует.

С биологической точки зрения, процесс старения организма - это очень медленный процесс. Смерть чаще всего наступает не от самого естественного старения тела, а от сопутствующих ему болезней.

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения.

Одна из важнейших закономерностей онтогенеза − это неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма.

Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Биологический возраст – это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.

Основными критериями биологического возраста считаются:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

Показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

Морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений. С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей.

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению.

Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие.

Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

"Биологический возраст" человека отличается от "паспортного" (хронологического) возраста. Он отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. У всех приматов существуют индивидуальные отличия в ростовых процессах. Темп роста, сочетание скоростей роста и развития на разных этапах онтогенеза могут существенно варьировать у разных людей. Это проявляется, например, при исследовании групп людей одного паспортного возраста. Например, в группе 10-летних девочек 50% обследованных по биологическому развитию будут соответствовать "типичному", среднему варианту, остальные будут отклоняться в пределах 1-2 года в ту или другую сторону, т.е. биологический возраст их будет соответствовать 11-12 годам или 8-9 годам.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо - функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Варианты ЗПР.

ЗПР конституционального происхождения .

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме,при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.

Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития. Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия.

ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:

Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно потакая его капризам, и заставляют ребенка поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные, так и мнимые. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.

Развитие личности по невротическому типу наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.

23 Октября 2012

Жизнь на склоне
Не умирай раньше смерти! – этот девиз поэта по-своему используют психотерапевты

На вопросы ответственного редактора приложения «НГ-сценарии» Юрия Соломонова отвечает ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Ирина Рощина.

– Ирина Федоровна, кто-то из писателей однажды не без изящества сказал: «Каждый человек сам выбирает себе возраст». С вашей точки зрения, этот девиз может оказывать психотерапевтическое влияние на того, кто в него поверит?

– Думаю, да. Дело в том, что в практической работе психологи иногда встречают такие феномены. И обнаруживается, что есть люди, которые обладают самоощущением определенного возраста. Он может быть больше реального возраста или наоборот – меньше. Замечательная актриса Алла Сергеевна Демидова писала, что она всю сознательную жизнь чувствовала себя на сорок лет. Знаю человека уже почтенного возраста, который не раз говорил мне: «Как ни удивительно, но я все время ощущаю себя на 38 лет. Мне кажется, что это какой-то мой базисный возраст. Я когда и моложе был и когда стал старше этого возраста, все равно продолжаю себя ощущать в этом возрастном диапазоне».

Безусловно, это ощущение есть не у всех. Во всяком случае, восприятие человеком своего возраста в контексте всей жизни, к сожалению, исследовано в психологии недостаточно. Характеристика человеческого возраста возможна с разных позиций. Скажем, есть хронологический (паспортный) возраст – это тот срок, который вы на данный момент прожили. Есть биологический возраст, который определяется не паспортными данными, а состоянием различных систем организма и скоростью их возрастных изменений. То есть можно по совокупности биологических параметров, отражающих состояние сердечно-сосудистой, эндокринной и др. систем организма, узнать биологический возраст человека. Разные системы организма изменяются с возрастом в разном темпе. У кого-то раньше начинаются изменения в эндокринной системе, у кого-то в сердечно-сосудистой системе.

Есть еще понятие и психологического возраста, которое научно мало разработано. Это то, как человек себя ощущает в данный момент жизни. Пока анализ этих состояний сводится к метафорическим описаниям, таким как «бодрость духа», «ясность мысли» и т.д.

Подводя итог, можно сказать: если биологический возраст опережает хронологический, мы имеем дело с ускоренным старением. Если же все выглядит наоборот – мы говорим о том, что человек стареет медленнее и успешнее.

Важно понимать, что каждый из нас стареет индивидуально. Конечно, есть общие закономерности этого этапа жизни, но персонально на качества старости каждого из нас влияет то, как мы прожили предыдущие годы своей жизни. В этом контексте очень важно, как пожилой человек использует опыт предыдущих этапов своей жизни, и то, насколько он научился использовать сознательно или невольно наработанные стратегии саморегуляции для борьбы с теми изменениями, которые с годами в нас происходят. Если человек находит в себе и для себя различные способы саморегуляции и пользуется ими, то это приводит к гармоничному ощущению себя в старости. И в молодости, и при старении мы можем быть здоровыми или переносить болезни, что, конечно же, влияет на организм, психику, продолжительность жизни и на то ощущение возраста, о котором вы спросили.

– Можем ли мы при этом предполагать, что есть национальные, этнические особенности старения, возраста, отношения к старости?

– Конечно. Потому, что человек и его психика определяются биологическими, психологическими и социальными факторами. А это и образ жизни, и привычки, правила, стереотипы и даже предрассудки той среды, в которых протекает жизнь каждого из нас. Это все нельзя сбрасывать со счета. С другой стороны, есть биологические факторы, обуславливающие, скажем, генетическую предрасположенность к каким-то болезням, и это в итоге может проявиться как у жителя высокоразвитой страны, так и у того, кто живет в менее комфортной для существования среде.

Но, безусловно, еще и другое: общество, которое заботливо и ответственно относится к старению каждого своего гражданина, делает старость людей благополучной, обеспеченной и, если хотите, радостной. Тут огромную роль играют как материальные, так и моральные условия, а также уровень психологической культуры общества.

Кроме этого, если говорить о национальных особенностях, можно вспомнить, что в восточных культурах (а в России такие регионы представлены в полной мере) отношение к старикам традиционно замечательное. В человеке, прожившем долгую жизнь, окружающие априори видят мудреца, советчика, наставника. Отсюда уважение, внимание и даже послушание. Причем это соблюдается и по отношению к тем старцам, которые вовсе не обладают этими важными для своего возраста качествами и не являются носителем мудрости своего народа. Можно говорить, что при таких традициях и молодые, и зрелые люди чувствуют себя уверенно, зная, что в старости их ждет такое же уважение и понимание.

– А такое понятие, как «красивая старость», психология как наука признает и как-то комментирует?

– Это понятие связано, конечно же, не только с внешним видом старого человека, а скорее определяется особенностями личности и делами и достижениями человека. Если человек все предыдущие этапы своего существования развивался, сознательно работал над собой, то и в старости он живет интересно, активно, отыскивая для себя какие-то новые возможности, занятия, контакты. Это включает в себя и расширение круга интересов, и достижение новых реальных целей. Конечно, резкая смена образа жизни в определенном возрасте уже нежелательна. Но тот, кто набирал с годами мудрость и опыт, это и сам понимает. Главное, что таких людей не жизнь ведет, а они – ее. То, что личность может развиваться до конца жизни, доказано всеми исследованиями. Это во-первых. А во-вторых, если раньше между старостью и болезнью всегда ставился знак равенства, то есть преобладало отношение к старости как к болезни, то сегодня это представление начинает в обществе меняться. Хотя это процесс нелегкий. Например, еще нередко срабатывает странная целесообразность: стоит ли прилагать значительные усилия для лечения тех, кто все равно уже заканчивает свою жизнь.

– Вы хотите об этом поговорить?

– Это, конечно же, в корне неверная позиция. Ее нельзя оправдать ни профессионально, ни морально. Но в нашем обществе, мне кажется, с осуждением аморальности такого отношения к больным старым людям дело обстоит не лучшим образом. Помимо падения нравов сказываются многие социальные проблемы, превращающие пожилых людей в изгоев, лишних членов семьи и т.д.

– Но нередко у нас можно наблюдать активность пожилых людей в общественном поле. Взять те же митинги. Казалось бы, пассионарность, активность с годами уходит, но некоторые пожилые люди находят для себя некие компенсаторы, когда вдруг выходят на площадь – что-нибудь требовать или защищать…

– Тут все зависит от конкретного человека. Понимание перспективы жизни у пожилых людей иное. Оно ограничено продолжительностью оставшейся жизни, и поэтому нужно ставить перед собой реальные, выполнимые задачи. Но чувство долга перед родными, близкими, перед собой – оно никуда не исчезает. Вот оно и заставляет одних доводить до ума домашние, семейные дела, находить смыслы и цели именно в этом. А есть те, чье сознание всегда было включено в общественные сферы, и это тоже не исчезло. И вот такие старые активисты могут находить удовлетворение в митинге, собрании, встрече с депутатом, в публичной критике сложившегося порядка вещей…

– Понятно, что улучшить социальные условия для стариков, поднять пенсии ваша наука не в силах. Но все-таки какова роль психологии, психиатрии в поддержании этого слоя общества в нормальном психологическом, духовном состоянии?

– Врачи-психиатры занимаются лечением психических заболеваний в позднем возрасте. Есть даже такое направление в психиатрии – геронтопсихиатрия. Психиатры лечат весь спектр психических заболеваний у больных в позднем возрасте. Важной особенностью лечения больных в позднем возрасте является комплексный подход к больному. Потому что старость – это такой возраст, когда соматическая и психическая сферы человека находятся в тесном взаимодействии. Поэтому обострение любого хронического заболевания (желудка, почек, сердца) приводит к ухудшению психического состояния больного. И наоборот – если подлечить хроническое соматическое заболевание, то улучшается и психический статус пациента.

В проблемах старения есть, конечно, и психологическая составляющая. А значит, есть психологи, хотя их явно недостаточно, которые работают с пожилыми пациентами. Они хорошо знают психологические особенности нормального и патологического старения, владеют методами диагностики вариантов нормального и болезненного старения, проводят коррекционно-реабилитационные занятия, занимаются тренингом памяти и других функций, а также другими формами поддержки психического здоровья пожилых и старых людей.

Кстати, когнитивный тренинг необходим и здоровому стареющему человеку. Особенно это важно для тех, кому за 50. С этой возрастной черты уже требуются тренировка памяти, внимания, мышления. Это должно быть регулярной дополнительной нагрузкой, которые американцы образно называют «массажем мозга».

– У нас уже не вызывают зрительский смех фразы из американских фильмов вроде «Ты был сегодня у своего психотерапевта?» или «У тебя проблема? Ты хочешь об этом поговорить?»

– Я не хочу сказать, что у нас в этом смысле проблема психологической помощи достигла американских масштабов. Но, несмотря на то что личный психолог есть далеко не у каждого даже в Москве, возможность получения психологической помощи становится все более реальной. Это выражается прежде всего в том, что люди уже не боятся пойти на прием к психологу. К психиатру за лечением, конечно, пойдет не каждый. Остается довольно стойкое и несправедливое предубеждение против психиатрического лечения. Но обращаться за психологической помощью для себя и для детей стали многие.

Сложнее дело обстоит с пожилыми людьми. Они очень обделены психологической помощью и часто за ней приходят в поликлинику – к терапевту, невропатологу.

У нас была удачная научная программа, когда в обычной районной поликлинике был организован специальный кабинет для пожилых людей, который мы, чтобы никого не пугать, поименовали табличкой «психоневролог». В этот кабинет терапевты, другие специалисты направляли преимущественно пожилых людей с психическими проблемами. У них психиатры, психологи обнаруживали депрессивные расстройства и другие симптомы психического неблагополучия. С пациентами тщательно и внимательно работали психиатры и психологи, занимались лечением, психокоррекцией, психотерапией. Пожилым пациентам очень нравилось отношение к ним, они отмечали существенное улучшение качества своей жизни. Но потом, к сожалению, этот кабинет закрыли, и работа была прервана. При этом часть пациентов довольно долго после этого приезжала на амбулаторный прием к нам в НЦПЗ.

– Им важно было общение?

– Общение тоже. Но главным все-таки была профессиональная клинико-психологическая помощь. Мы же их консультировали, выписывали лекарства, психологи занимались с ними когнитивным тренингом, другими методами психотерапии. И то, что они к нам возвращались и очень высоко оценивали получаемую помощь, говорит об эффективности нашей работы и необходимости развития амбулаторной геронтологической службы.

– Я не сомневаюсь. Вы же специалисты. Но когда таковых поблизости нет, их место занимают шарлатаны, целители всего и вся. Одни просто изображают чудо-врачей, другие за счет ловких манипуляций втираются в доверие, и дальше, сами знаете, что происходит…

– Да, это действительно широко распространено. И никто эту, проблему серьезно не решает. Я могу говорить об этом как психолог. Это объясняется тем, что у многих пожилых людей снижаются критические возможности. Они становятся очень доверчивыми. Бдительность ослабевает, увеличивается вера в чудные исцеления и легкие способы что-то выиграть, получить дешевое и эффективное лекарство. Когда пожилые люди лишены возможности получать качественную медицинскую помощь, у них вольно или невольно возникает вера в чудесную таблетку от всех болезней. Но разумного человека, который стареет активно, критично, такими психологическими фокусами убедить невозможно.

– С другой стороны, и молодые люди попадаются на эти махинации! И все потому, что плохо образованны, легковерны. У меня есть пытливые студенты, которые читают много современной литературы. Приходит такой студент с новостью: «Слышали? Нашли лекарство против старения…»

– И мне приходится напоминать, что старение – это сложнейший системный процесс возрастных изменений во всех системах организма и никакой чудо-таблеткой его не замедлить и уж тем более не остановить. Гораздо более правильно утверждать, что к активной успешной старости нужно готовиться смолоду. Уровень образования, полученный в молодости, способность достигать поставленные цели, жизненный оптимизм – все это определяет качество старости, что подтверждается огромным числом примеров.

– Это верно. Но при этом нельзя обойти вопрос, который занимает всех людей: что с возрастом происходит с нашей памятью?

– С памятью происходят изменения, которые характерны и для других психических функций. По мере старения снижаются темп и объем психической деятельности, что сказывается на объеме запоминания новой информации, возрастает забывчивость на текущие события. То есть любой здоровый пожилой человек, как правило, признает, что память у него стала хуже. Причем память на прошлое остается хорошей, а вот события, только что произошедшие, запоминаются хуже. Но это не мешает нормальной жизни. Пожилые люди понимают, что они довольно быстро забывают элементы текущей жизни. Поэтому они применяют самые разные компенсаторные приемы – делают записи, кладут вещи на определенное место, снижают темп деятельности, тренируют память. А она действительно в определенных пределах поддается тренировке. Но, повторю, память на прошлое при нормальном старении практически не страдает. И произвольная память – тоже. Когда пожилой человек ставит себе задачу что-то запомнить, ему это неплохо удается. Да, требуется больше времени и усилий, но результат это оправдывает.

– Некоторые пожилые люди, например, учат стихи…

– Очень хорошо. Это как раз элементы когнитивного тренинга. Еще полезно работать с памятью на прошлое: вспоминать события, детали, даты. Также полезно тренировать память на текущие события, которая особенно подвержена возрастным изменениям. Поэтому все, что касается текущего запоминания – стихи, кроссворды, головоломки, загадки, решение задач и прочее, – несомненно, идет на пользу. Писать, читать, считать, запоминать – вся эта вербальная деятельность со словами чрезвычайно полезна. Главное, делать это в разумных объемах, предпочитая то, что больше нравится (с удовольствием!) и что имеет смысл для самого человека. Причем делать все надо не спеша. Тише едешь – больше запомнишь, я бы так перефразировала известную пословицу. Темп психической деятельности с возрастом снижается у всех. А импульсивное стремление к быстроте приводит к ошибкам, которые, естественно, раздражают и могут отвратить от действительно полезных занятий, снизить самооценку и т.д.

Я хочу подчеркнуть, что, безусловно, существует активное и успешное старение. Многое зависит от того, как человек прожил свою жизнь, как подготовился к старости, чем он в ней занят, какие нити связывают его с окружающими и с самим собой.

На мой взгляд, в шкале ценностей любого уходящего поколения на первом месте должно стоять и, я уверена, стоит чувство семьи, рода. Этот приоритет рождается из ощущения, понимания того, что ты еще можешь сделать для родных, близких. Многое решают чувства, из которых главное – это любовь. Тот, кто растет в атмосфере тепла, семейной гармонии, ощущает на себе любовь не только родителей, но и бабушек, дедушек, вырастает психологически более защищенным и психически здоровым. Роль старшего поколения в психическом здоровье последующих поколений семьи очень велика.

Details Hits: 33450

Считается, что развитие человека обусловлено тремя основными программами: видовой (генетической), социальной и онтогенетической . При этом онтогенетическая программа формируется в результате взаимодействия генетической и социальной.

Ведущую роль в совершенствовании двигательной деятельности человека играет социальная программа, подтверждающаяся практикой физической культуры и спорта, непрерывным ростом арсенала и сложности физических упражнений.

В литературе можно встретить следующие термины: «календарный возраст» (он же паспортный, или хронологический) и «биологический возраст».

Паспортный возраст - это время от момента рождения, определяемое количеством прожитых лет, месяцев, дней.

Биологический возраст показывает степень зрелости (физической, интеллектуальной), достигнутой организмом.

Понятие «биологический возраст» возникло в связи с тем, что дети и подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет, обладая в периоды гармоничной акселерации большими морфофункциональными возможностями, чем их сверстники.

Биологическая проблема давно уже стала социальной в связи с гетерохронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, в поле, телосложении, уровне биологического созревания и определяют гетерохронность в физическом развитии (В.П. Губа В.П., 1989; Тихвинский СБ., Воронцов И.М., 1991).

Нередко физическое и умственное созревание, функциональная дееспособность двигательного аппарата и внутренних органов, общее состояние организма, т.е. все то, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется с календарным, опережая его или, наоборот, заметно отставая. Такое несовпадение может еще более усиливаться акселерацией, под которой понимают сложный комплекс явлений, характеризующихся следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

Соотношение между паспортным и биологическим возрастом детей и подростков - один из актуальных вопросов, привлекающих внимание представителей многих научно-практических дисциплин (спортивной медицины, возрастной физиологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и др.). Это связано с тем, что биологический возраст в большей степени, чем паспортный, отражает онтогенетическую зрелость индивида и характер адаптивных реакций при физических нагрузках (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978; Бахрах И.И., 1981).

Биологический возраст, как указывают Р.Е. Мотылянская (1956), К. Tittel, H. Wutscherk (1992), отражает морфофункциональную зрелость отдельных систем и организма ребенка в целом, т.е. он в большей степени, чем паспортный, дает представление о работоспособности, уровне проявления основных двигательных качеств и характере приспособительных реакций на различные по характеру, объему и интенсивности тренировочные нагрузки.

Возможны существенные индивидуальные колебания темпов биологического созревания. В этот период наиболее четко прослеживается расслоение детей по темпам полового созревания, достигающее порой 3-5 лет (Дорохов Р.Н., Губа В.П., 2002), а в отдельных случаях и 5-6 лет (Astrand P.O., 1992).

Критериями биологического возраста могут быть морфологические и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от периодов детства. Из морфологических показателей чаще используют скелетную зрелость (сроки оссификации скелета), зубную зрелость (прорезывание и сменазубов), зрелость форм тела (пропорций), развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональными критериями биологического возраста являются показатели, отражающие зрелость нервной системы, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем (дыхание, кровообращение и т.п.).

К биохимическим показателям относится ряд объективных критериев гормонального и ферментативного профиля у детей и подростков (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978).

Зубная формула учитывает порядок, сроки прорезывания и смены зубов и является объективным показателем биологического возраста от 6 до 13 лет, но в последующие годы ее информативность теряется. Для оценки зубного возраста необходимо визуально определить наличие или отсутствие молочных зубов, степень и число прорезавшихся постоянных зубов и результат сравнить со стандартом.

Для оценки биологического возраста в период полового созревания обычно используется учет стадий развития первичных и вторичных половых признаков. Из большого числа разных схем, предложенных для определения биологического возраста детей, наиболее распространены схемы В.В. Бунака (1965), J. Tanner (1955) и др.

Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета, объективно отражающие процессы развития организма ребенка, определяются рентгенографически (Гладышева А.А., 1982; Никитюк Б.А., 1996; Дорохов Р.Н., Губа В.П., 2000 и др.). Это одни из падежных критериев биологического возраста.

При анализе рентгенограмм с целью оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами, приведенными в специальных атласах.

В исследованиях И.И. Бахраха (1966, 1968) показано, что подростки мужского пола одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно различаются по уровню морфофункциональных показателей. В связи с этим следует отметить, что характер физического развития и особенности адаптивных реакций внешнего дыхания и кровообращения у них в большей степени связаны с индивидуальными темпами полового созревания, чем с паспортным возрастом.

Аналогичные данные о влиянии индивидуальных темпов полового созревания на проявление двигательных качеств и приспособительные реакции юных спортсменов отмечают Г.И. Вербицкий (1972) и Б.А. Никитюк (1978).

Однако в настоящее время нормативы контрольно-педагогических испытаний (тестов) физической подготовленности детей и подростков рассчитаны, и организаторы спортивных соревнований ориентируются на календарный (паспортный), а не на биологический возраст.

Поэтому решение проблемы физического воспитания ребенка, развития у него физических качеств, обучения спортивным умениям и навыкам немыслимо без выяснения конкретных паспортного, биологического и двигательного возрастов. Рассматриваемые показатели выступают в качестве необходимой для тренера-преподавателя системы «определителей дозировки» физической нагрузки, так сложно выявляемой в различные возрастные периоды.

Для определения биологического возраста детей и подростков целесообразно пользоваться для оценки индивидуальных особенностей роста и развития юных спортсменов так называемой «зубной формулой» - простой и доступной для тренера (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Определение возраста по «зубной формуле»-(число молочных зубов, сменившихся на постоянные)

Возраст, лет

Мальчики

Двигательный возраст характеризуется показателями физического развития ребенка в спортивном упражнении с учетом соматотипа и паспортного возраста (Дорохов Р.Н., Губа В.П., Петрухин В.Г., 1994; Дорохов Р.Н., Губа В.П., 1995; Губа В.П., 2000). В этом случае габаритное варьирование, биологическая зрелость ребенка опускаются, что значительно снижает информативность приводимых данных, а следовательно, и их прогностическую способность.

Каждый человек проходит одни и те же стадии развития, однако в сроках и темпах биологического созревания наблюдаются большие индивидуальные различия. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровню развития силовых способностей, функциональной производительности и росто-весовым данным.

Примерно в 60-65% случаев у девочек 11 -13 и мальчиков 13-15 лет наблюдается нормальный уровень физического развития (медианты), а 35-40% - это подростки, относящиеся к акселерированному и ретардированному типам биологического развития.

При планировании многолетней тренировки эти знания позволяют наиболее полно реализовать программы развития юных спортсменов (Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П., 2000).

Таким образом, только комплексные знания морфологических показателей, характеризующих ребенка, в сочетании с функциональными параметрами дают объемное представление о развитии организма ребенка и позволяют квалифицированно строить учебно-тренировочный процесс, производить отбор и ориентацию в виды спорта.

Обычно половое созревание считается ранним, если первые его признаки появляются у девочек в возрасте 8-9 лет, а у мальчиков - в 10 лет. К среднему варианту темпа полового созревания у девочек относится начало появления первых его признаков в 10-11 лет при общей продолжительности этого процесса в среднем 5-6 лет, у мальчиков - начало процесса в возрасте 12 - 13 лет и завершение его к 18 годам. О позднем начале полового созревания свидетельствует появление первых его признаков у девочек в 13 лет и позже, а у мальчиков - в 15 лет.

По данным различных авторов, до 15-20 % 11 -13-летних детей отличаются ускоренными темпами полового созревания. Они превосходят своих сверстников по показателям роста и массы тела, мышечной массы, уровню развития двигательных качеств (особенно силовых), способностью к освоению спортивной техники и т. п. И хотя эти различия не очень велики - по отношению к нормально развивающимся детям - 2-4 %, а ретардантам - 4-8 % (Wutscherk, Schmidt, Schulze, 1988), однако достаточны для того, чтобы акселераты имели заметное преимущество в объемах и интенсивности тренировочной деятельности и уровне спортивных результатов.

Особенности возрастной периодизации

Возрастная морфология и решаемые ею чисто практические задачи немыслимы без четких знаний индивидуальных периодов роста и развития отдельных систем и организма человека в целом. Особенно остро этот вопрос стоит в связи с отбором, ориентацией, оптимальными тренировочными нагрузками, а следовательно, и связанными с ними педагогическим и тренировочным процессами. Тренеру необходимы глубокие биологические знания для достижения его учениками не только высоких спортивных результатов, но и спортивного долголетия, а также для сохранения здоровья по окончании занятий спортом. Конечно, предлагаемые периодизации строятся на усредненных данных и требуют индивидуальных уточнений, но это реперы (опорные точки), на которые следует равняться при работе с детьми и подростками, а также пожилыми людьми, когда спорт переходит в стадию оздоровления и поддержания на должном возрастном уровне физических качеств и здоровья.

Е.М. Груздев (1912) предложил выделять в росте и развитии ребенка четыре периода:

Первый - грудной, охватывающий время от рождения до 1,5 лет. Длинна тела в этот период варьирует от 47,5 до72,5 см, прирост массы на каждый см длинны тела составляет3 г.

Второй (раннее детство) - от 1,5 до 5,5 лет. ДТ - от 72,5 до107,5 см, прибавка массы составляет2 гна см длинны тела.

Третий (младший возраст) - от 5,5 до 12,5 лет. Прибавка массы на1 см-2 г.

Четвертый период (подростковый возраст) - от 12,5 до 14 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков.

Л.С. Северцев (1962) разделил постнатальный онтогенез на два периода:

  1. 1)период собственно индивидуального развития;
  2. 2)период половой зрелости, или период способности воспроизвести себе подобных и их воспитать.

А.В. Нагорным и его учениками (1988) была несколько усовершенствована периодизация. Предлагалось весь онтогенез разделить на пренатальный (дородовой) и постнатальный (послеродовой) периоды.

Постнатальный период в свою очередь делился еще на три периода: рост, зрелость, старость .

В. В. Бунак на основании работ московских антропологов выделил стадии и фазы роста. Весь период онтогенеза был разделен на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную.

Прогрессивная стадия характеризуется волнообразным приростом базовых антропометрических показателей - чередованием высоких приростов и замедлений. Границей прекращения этой стадии является остановка роста тела в длину.

Стабильная стадия отличается увеличением подкожного жирового слоя, а вместе с ним - поверхности тела. Возрастают значения весоростовых индексов как следствие увеличения массы тела. Стабилизируются физические качества, свойственные индивиду.

Регрессивная стадия - это в большинстве случаев уменьшение массы тела, изменение кожных покровов (за счет огрубения соединительной ткани), осанки и длинны тела (за счет уменьшения высоты межпозвоночных дисков), снижение скорости движений и размаха движений в основных суставах.

Период от новорожденности до 7 лет включительно называют периодом нейтрального детства, так как в эти годы отсутствуют ярко выраженные половые различия - половой диморфизм.

В педагогической практике предложено делить постнатальный период следующим образом:

  1. 1.Преддошкольный - до 3 лет;
  2. 2.Дошкольный - от 4 до 6 лет;
  3. 3.Младший школьный - от 7 до 10 лет;
  4. 4.Средний школьный - от 11 до 14 лет;
  5. 5.Старший школьный - после 15 лет.

В 1998 г. на совещании ВОЗ было решено всех субъектов от 1 года до 18 называть детьми.

В схеме такой периодизации предложено (как указывалось ранее) выделять сенситивные или критические периоды, которые характеризуются повышенной чувствительностью отдельных систем к внешним воздействиям, в том числе и тренировочным нагрузкам (табл. 5.2).

Таблица 2.2

Схема периодизации постнатального онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР (Москва, 1965)

Новорожденные

Грудной возраст

10 дней - 1 год

Раннее детство

Первое детство

Второе детство

8-11 лет (девочки), 8-12 лет (мальчики)

Подростковый возраст

12-15 лет (девочки), 13-16 лет (мальчики)

Юношеский возраст

16-20 лет (девушки), 17-21 лет (юноши)

Зрелый возраст:

21-35 лет (жен.), 22-35 лет (муж.)

36-55 лет (жен.), 36-60 лет (муж.)

Пожилой возраст

56-74 лет (жен.), 61-74 лет (муж.)

Старческий возраст

75-90 лет (муж. и жен.)

Долгожители

90 лет и выше

Для тренера не важно, в каком периоде находится его подопечный, он должен точно знать, какая из систем, обеспечивающих точность движения, гибкость или оптимальный прирост силы, находится в фазе восприимчивости к конкретным тренировочным воздействиям. Правильно оценить биологический возраст можно только при глубоком и правильном понимании индивидуального онтогенеза, закономерностей и механизмов, лежащих в его основе. Биологический возраст можно оценить с двух позиций: физиологической и морфологической (соматической). Важно понять, чем определяется продолжительность каждого периода, выделенного в схеме периодизации и в еще не решенной до конца схеме возникновения именно сенситивных периодов. По мнению И.А. Аршавского, они связаны с продолжительностью беременности и развитием адаптации человеческого организма к окружающей среде, которая вырабатывались тысячелетиями. Поэтому понять суть биологической зрелости и ее этапность можно только при изучении филогенеза. Отражением исторического развития длительности периодов детства являются акселерация и ретардация. Продольные наблюдения Р.Н. Дорохова показали, что у лиц мужского пола опережение в длине тела в 5 лет сохраняется в 88% случаев, по окончании полового созревания у лиц женского пола эта тенденция проявляется в 90%. Корреляционная связь длинны тела в 5 и в 20 лет достигает 0,805-0,957.

Как же оценить наступление сенситивных периодов? Оказалось, что физические качества и результат их тестирования до 6-7 лет связаны с «зубным» возрастом, в более поздние периоды - со сроками закрытия зон роста, оволосения лобка, подмышечной впадины и т.д. Ориентация и группировка детей по этим показателям дают в тренировочном процессе лучшие результаты усвоения упражнения, чем хаотичный подбор групп.

  • < Prev
  • Next >


Понравилась статья? Поделитесь ей