Контакты

Отчет по речевому развитию детей. Отчет средней группы по познавательно-речевому развитию

Отчет о работе по проекту «К нам гости пришли…» на основе фольклорного материала по развитию связанной речи детей в группе № 25 общеразвивающей направленности с 1,5 до 3 лет.

Составила

воспитатель Елена Ивановнв Плюснина


Целью моего проекта: развитие связанной речи детей под названием «К нам гости пришли...»

Начиная работу в первой младшей группе я поставила перед собой такие задачи.

Задачи :

  • Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию произведения устного народного творчества.
  • Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из произведений устного народного творчества.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
  • Развивать мелкую моторику детей.
  • Воспитывать звуковую культуру речи.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества

На протяжении учебного года 2016 - 2017 для реализации данных задач в своей работе мы использовали:

  1. Дидактические игры :

д/и : «Семья» , «Расскажи об игрушке» , «Собери картинку» , «Кто где?»

«Большой - маленький» , «Кто с кем живет?» , «Чего не стало?» и т. д.

Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение : Жёлтое …. (солнце) Пушистые (облака) Машина …какая?

Научить употреблять существительные с предлогами. Упражнение : Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом) .

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

  1. Игровые ситуации : «Мама кормит куклу Машу» , «Покатаем собачку на машине» , «Готовим обед для Медвежонка» , «Зайка заболел» , «Завяжем котику бантик» , «Одеваются детишки» и т. д.
  2. Подвижные игры, музыкальные игры :
  1. Театрализованная деятельность

Настольный театр «Репка», «Колобок», и т.д.

Инсценировка русских народных сказок : «Теремок», «Курочка ряба» и т. д.

  1. Художественная литература

Чтение, разучивание и обыгрывание потешек : «Водичка, водичка умой моё личко» , «Расти коса до пояса», «Идет коза рогатая» , и т.д.

Рассказывание стихотворения А. Барто :

«Лошадка» , «Бычок» , «Мишка» , «Зайка»

Чтение русских народных сказок : «Заюшкина избушка» , «Теремок» , «Колобок», «Репка» , «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь»

  1. Развлечения, мероприятия.

«В гостях у сказки «Репка»», развлечение по сказке «Теремок», «В гости к матрешке», физкультурный досуг «В гости к Мишутке»,

Большое внимание уделялось развитию диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

Звуковая культура речи. Задачи: Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) через игровые ситуации «Кукла плачет», «Кукла поет», «Медвежонок заболел», «Кто плачет, кто смеется?»

Учили детей самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно : поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы : 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?

Использовали так же артикуляционную и мимическую гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж в стихотворной форме. Через эти формы работы развивали речь, внимание, память и скорость реакции, а веселые стихи помогали снять нервное напряжение.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. На прогулке велась большая работа по развитию связанной речи детей через наблюдение, беседы и …….

Выводы :

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию связанной речи

Большое внимание уделялось организации предметно-развивающей среды.

Созданию условий для проведения дидактических игр

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию связанной речи добились положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаем детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Благодаря проекту «К нам гости пришли …» уровень развития связанной речи детей по сравнению с началом года повысился на 38 % и составил 55%

Документы для скачивания:

Пояснительная записка

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

Целью моей работы стало изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исходя из цели, были определены задачи:

  • развивать связную диалогическую речь;
  • воспитывать желание и умение совместно играть;
  • расширить и активизировать словарный запас детей 4-5 лет;
  • закрепить навыки ведения диалога;
  • разработать перспективный план проведения игр по возрастной группе;
  • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
  • развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Для решения поставленных задач, я определила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

  • участие воспитателя в игре (второстепенная роль) ;
  • использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) ;
  • индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
  • внесение образных игрушек;
  • прием параллельной игры;
  • прием ролевой игры с продолжением;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
  • игра в телефон;
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Прежде всего, моя работа была направлена на создание благоприятной комфортной атмосферы в группе: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, выстраивание партнерских отношений. Большое внимание было уделено обновлению и наполнению предметно - развивающей среды, оформлению игр, пособий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр в моей практике стали: «Магазин» , «Семья» , «Детский сад» , Больница, Парикмахерская.

Работу я начала по следующим направлениям:

  • изучение литературы
  • работа над созданием развивающей среды
  • занятия с детьми
  • взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

  1. Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи» . СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс» , 2010.
  2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации» . -2-е изд., испр. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Дьяченко В.Ю. «Развитие речи: тематическое планирование занятий» Учитель, 2007.
  4. Пименова Т.М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.» , Учитель, 2013.
  5. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр» , М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

В течение года мною были подготовлены и проведены:

  • Беседы с детьми о профессиях.
  • Настольно-печатные игры («Что из чего сделано?» , «Профессии» )
  • Игры и упражнения на развитие речи
  • Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр («Поликлиника» , «Семья» , «Театр» , «Магазин» , «Салон красоты» , «Детский сад» и мн. др.) .
  • Составлены творческие рассказы, рассказы из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке» , «Мой папа – шофер» , «Парикмахер» , «Моя мама (папа) врач» ) и т. п.
  • Просмотрены видеофильмы по теме «Профессии взрослых людей» .
  • Было организовано чтение художественной литературы по теме «Профессии» .

А также, несомненно, благодаря реализации проектов «Осень в лесу» , «Вместе дружно мы играем» , дети приобрели огромный опыт общения друг с другом, самостоятельного распределения ролей в игре, проявления в ней инициативы, что, в целом, поспособствовало их речевому развитию. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга на конец 2015-2016 учебного года по образовательной области «Речевое развитие» , где высокий уровень развития составил 10%, средний 75%, а низкий – 15%, с которыми родители были ознакомлены на родительском собрании.

В течение года была проделана огромная работа с родителями воспитанников:

  • Консультации («Формируем умение ребенка общаться» , «Роль игры в жизни дошкольника» , «Играем вместе с ребенком» ) . Родителям было предложено поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) , представлены речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для формирования речи дошкольников.
  • Тест-опрос для родителей «Можно ли назвать вашего ребенка общительным?» .
  • Состоялось родительское собрание в конце 2015-2016 учебного года на тему «Развитие речи дошкольников» , где я выступала с соответствующим теме докладом.

А также в течение всего года родители активно принимали участие в изготовлении различных атрибутов для сюжетно-ролевых игр (маски, костюмы, скатерти, сделанные совместно с детьми, поделки) .

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка - дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи дошкольников при помощи пальчиковых игр», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Определила цель своей работы:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в условиях введения ФГОС. Повышение эффективности использования современных технологий для достижения детьми целевых ориентиров по образовательной области «Речевое развитие». Создание условий для успешного развития речи и обогащения словарного запаса детей при помощи пальчиковых игр.

И для достижения этой цели определила следующие задачи:

Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук; Повысить уровень речевой компетентности детей; Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи при помощи пальчиковых игр; Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность; Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

Разобрала план мероприятий. Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среде. Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, домино, крупные и мелкие пазлы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо.

Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утрен-ней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каж-дый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В своей работе я широко ис-пользую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Чтобы чисто говорит, надо с ручками дружить».

Для родителей своей группы были представлены письменные консультации:

Для чего нужны пальчиковые игры? Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей. Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев.

Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.

Изготовила буклеты для родителей:

Советы родителям. «Пальчиковая гимнастика дома» Пальчиковая гимнастика для детей.

Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач детского сада.

«Выполнение программных требований по разделу «Речевое развитие»»

Сроки: с21.11.16 по 25.11.16

Ответственные:

Заведующий МБДУ» Солнышко»- Н.А.Вареник

старший воспитатель - А.Н.Лешукова

Задачи:

  1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать уровень планирования работы.
  3. Оценить условия для речевого развития детей.
  4. Оценка эффективности занятий по развитию речи.
  5. Анализ обследования речевого развития детей.
  6. Приложение. Анкета для родителей.

Основные формы и методы контроля

  1. Экспресс-опрос педагогов.
  2. Анализ календарного планирования воспитателей.
  3. Просмотр занятий.
  4. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

  1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.
  2. Грамотность написания планов работы.
  3. Соответствие темы занятия тематике контроля.
  4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.
  5. Творческое построение работы с родителями.

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

  • 2 группа раннего возраста «Капелька»
  • 2 младшая группа «Звёздочки»
  • 2 младшая группа «Светлячки»
  • Средняя группа «Солнечные зайчики»
  • Старшая группа «Смешарики»
  • Подготовительная группа «Пчёлки»

Выводы:

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи показал:

  1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей (экспресс-опрос)

Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

  1. Проверка документации педагогических работников

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, фонетическую ритмику, лексические упражнения, логоритмические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.

Анализ планирования во 2 младшей группе « Звёздочки»(воспитатели Танцева Е.М.,Воронина С.А.) показал, что воспитателями выстроена система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой, но работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи ведётся не всегда эффективно. Словарную работу тесно проводить с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.)

Необходимо постоянно следить за правильным формированием звукопроизношения при подготовке:

Артикуляционного аппарата;

Уточнении произношения звука;

Закреплении звука в словах, фразовой речи.

Весь уклад жизни в группе должен способствовать постоянному развитию речи детей.

Во второй младшей группе «Светлячки»(воспитатели Турбовская И.С,Гупалик А.А.) прослеживается организованная и систематическая деятельность воспитателей по развитию речи детей. Работа по развитию речи осуществляется на занятиях разных видов и вне занятий - в утреннее время, на прогулках, в процессе индивидуальных занятий. Активно используются игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические речевые игры). Дети достаточно успешно осваивают бытовой словарь, что помогает им общаться. Необходимо обратить особое внимание на игры по формированию фонетического слуха и звуковой культуре речи.Детям необходимо помочь в формировании правильного и чёткого звукопроизношения.

Анализ планов в средней группе « Солнечные зайчики»(воспитатели Рухлядко А.А., Воронина С.А.) показал, что воспитатели планируют работу по развитию речи детей данного возраста.

Воспитатели должны учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи путём разнообразия речевых игр.

Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает обучение рассказыванию. Недостаточно раскрыта в планах работа по обучению ребят составлять рассказы о предмете, по картине; придумывать свою картину, используя раздаточные картинки, конкретизирующие заданную педагогом тему (встречи на лесной полянке, на морском дне и т.д.).

В данной группе воспитателями осуществляется подготовка детей к пересказу, проводятся игры-драматизации, игры-импровизации, чтение стихотворений по ролям.

Ведётся систематическая работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей этого возраста, проводятся игры на формирование фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка, особенно свистящих, шипящих и сонорных, но следует постоянно исправлять произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.Воспитателям необходимо также воспитывать у детей звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова, ставить в них ударение, совершенствовать речевое дыхание.

Для того чтобы порадовать детей и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки воспитатели проводят литературные викторины.

Анализ планирования в старшей группе « Смешарики»(воспитатели: Тихонюк А.М. ,Кайзер А.В.) показал, что в основном прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических и подвижных играх. Недостаточно уделено внимание сюжетно-ролевым играм, досугам и развлечениям, в планах не всегда прослеживается работа с родителями по развитию речевых способностей детей, на что следует уделить особое внимание. Воспитателям при планировании необходимо отражать и проводить работу по пересказыванию худ.произведений, составлению рассказов по картине, по серии сюжетных картинок, из опыта, об увиденном. Необходимо разнообразить речевые игры по ЗКР и подготовке к обучению грамоты.

В планах воспитательно-образовательной работы запланированы различные игры, работа в уголке природы, беседы о приметах осени, использование художественного слова; индивидуальная работа по развитию речи -заучивание стихов, песен, беседы в утренний и вечерний отрезок времени.

В подготовительной группе «Пчёлки» (воспитатели: Богдан.И.Ю, Кайзер А.В.) при проверке выявлено, что планируются словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи, на развитие восприятия тембровой окраски голоса,воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи при проведении фонетической ритмики, на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры. Необходимо рекомендовать данные игры и упражнения родителям. Но не прослеживается в планах работа по пересказыванию.

Мало планируется сюжетно-ролевые игры, игры нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., режиссерских игр, игры-фантазии.)

Рекомендации: Ежедневно в календарном плане отображать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков. Постоянно планировать речевые игры в разделе «Фонетическая зарядка+речевая игра»,дид.игры по речевому развитию; указывать в разделе « Худ.лит-ра» автора изучаемого произведения, согласно программы « От рождения до школы».При планировании занятий по речевому развитию всем воспитателям следить за правильность формирования и написанию целей и задач в зависимости от вида занятия по речевому развитию.

Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: "Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их", "Какие стихи ты помнишь?" Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5-6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.) . Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок - постоянно, ответственные - воспитатели групп.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

В группах создана предметно - пространственная среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.

Наличие оборудования речевого уголка

2гр ран. возраста

«Капелька»

«Звёздочка»

2-мл гр.Светлячки»

«Солн.зайч»

«Смешарики»

Библиотека

· наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств,

в иллюстрациях разных художников);

· иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и

ознакомлению с художественной литературой;

· тематические выставки;

· сменяемость материала

· детские энциклопедии

· книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы). .

· пособия по краеведению: символика родного края, страны, карта, открытки.

· портреты поэтов, писателей.

· поделки (книжки - малышки, книжки - игрушки, книжки - самоделки), рисунки

· мнемотаблицы для составления рассказов.

· репродукция картин, иллюстрации.

Художественная литература подбирается грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора, имеются книжки-самоделки.

Для данного возраста наличие художественной литературы в недостаточном количестве. Иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой имеются. Тематические выставки не прослеживаются (из-за недостаточного количества книг). Нет книг,знакомящих с культурой русского народа..Нет портретов поэтов и писателей. В группе отсутствуют пособия по патриотическому воспитанию. . Оформить папку « Мнемотаблицы»

Худ.лит-ра в достаточном кол-ве для данного возраста. Книги имеют эстетический вид. Тематические выставки в книжном уголке прослеживаются. Дополнить уголок книгами,альбомами для ознакомления детей с культурой русского народа, книжками-самоделками. Оформить папку « Мнемотаблицы»

Художественная литература подбирается грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора, имеются каталог детских книг. Нет материалов,знакомящих с культурой русского народа(загадки, потешки, пословицы в картинках) Оформить папку « Мнемотаблицы»

Худ.лит-ра имеется,но не систематизирована, книги требуют « лечения» в « Книжкиной больнице» .Книжный уголок расположен не в очень удобном месте для спокойного ознакомления и рассматривания. Портреты писателей оформить для выставки.

Мнемотаблицы не соответствуют зрительному восприятию.не оформлены. Уголок по патриотическому воспитанию имеется в отдельной зоне.

Звукоград

· Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

· Цветовые сигналы для звукового анализа слов (подготовительная группа)

· Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.

· Светофоры для определения места звука в слове.

· Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа

Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков имеются в недостаточном кол-ве. Необходимо

обновить и пополнить.

Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков имеются в недостаточном кол-ве. Необходимо обновить и пополнить указанные пособия.

Пополнить уголок

дидактическими играми для автоматизации и дифференциации звуков

Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков имеются в недостаточном кол-ве. Необходимо обновить и пополнить.

Дыхание:

  • Картотека упражнений на дыхание
  • Пособия (мыльные пузыри, свистки, воздушные шары, легкие шарфики, пушинки, снежинки; для игры «Шторм в стакане» соломинки и стаканчики).

Картотека упражнений на дыхание и игровой материал имеется в достаточном кол-ве

Картотек упражнений на дыхание нет.

Оборудование для упр.на дыхание имеется в достаточном кол-ве

Картотека упражнений на дыхание и игровой материал имеется,но необходимо разнообразить.

Картотека упражнений на дыхание и игровой материал имеется,но необходимо разнообразить.

Словарь:

  • Картотека игр на обогащение словаря
  • Тематические альбомы
  • Предметные картинки
  • Игра «Назови одним словом»
  • Дидактические игры

Имеются, но требуют пополнения и разнообразия.

Дид.игры необходимо пополнять,

имеются в недостаточном кол-ве.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Артикуляционная гимнастика:

  • Картотека артикуляционных упражнений в виде картинок
  • Наглядный материал для артикуляционных упражнений.

Пополнять наглядный материал для артикул.упр.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Для арт.гимн.,картотека и нагля.материал отсутствует.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Пополнить наглядный материал для проведения артикуляционной

гимнастики.

Оборудование для театрализованной деятельности:

· различные виды театра;

· элементы костюмов, маски, атрибуты для постановки сказок;

· картотека театрализованных игр.

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Ширма в процессе изготовления,

Пополнить различными видами театра,элементами костюмов,атрибутов.

Оборудование для театрализованной деятельности имеется согласно возрасту и требованиям.

Пополнить различными видами театра, элементами костюмов, атрибутов

Ширма отсутствует

Оборудование для театрализованной деятельности имеется

пальцев рук:

· маленькие зеркала для работы с детьми, массажёры для мелкой моторики.

· картотеки игр;

· игры и пособия;

· картотека речевых пятиминуток по теме

· « Фонетическая ритмика»

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

Зеркал нет, массажёры имеются.

Оборудование для развития мелкой моторики

Необходимо пополнить зеркалами,

Оборудование для развития мелкой моторики

необходимо пополнить зеркалами,

массажёрами для мелкой моторики.

Оборудование для развития мелкой моторики

Необходимо пополнить и разнообразить

массажёрами для мелкой моторики.

Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту, оформление: название, цель и правила дидактической игры по развитию речи.

Пополнять речевую среду дид.играми

« На игрушку посмотри и картину подбери»

«Куда прыгнула собачка»

«Поставь возле»

«Собери картинку»

«Кто где?»

«Большой - маленький»

«Кто с кем живет?»

«Назови,что на картинке»

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста.

« Покажи игрушку,

« Найди картинку»

« Назови,что покажу?» из серии

« Назови одним словом»);

«Назови одним словом»;

« Чьи детки?»

«Покажи,кто как кричит?»;

« Покажи картинку»(коса-коза;

« Слови звук»;

« Расскажи о картинке»;

«Расскажи стихотворение»;

« Повтори за мной»

(односложные, двусложные,

трёхсложные слова).

Имеются в достаточном кол-ве для данного возраста, но требуют обновления и разнообразия.

Речевые и дид.игры игры(обязательные):

« Покажи игрушку,

которую я назову и сделай, что я попрошу»; « Покажи картинку»; « Спрячь игрушку» (-в;-на;-под;-за;);

« Найди картинку» (где яблоко,где яблоки-покажи);

« Назови,что покажу?» из серии

« Назови одним словом»);

«Назови одним словом»;

« Чьи детки?»

« Скажи какой предмет» (цвет, форма); « Найди такой же»; « Скажи, что делает?»;

«Покажи,кто как кричит?»;

« Покажи картинку»(коса-коза;

усы-уши;уточка-удочка; мышка-мишка,миска-мышка,сабля-цапля);

« Слови звук»;

« Расскажи о картинке»;

«Расскажи стихотворение»;

« Повтори за мной»

(односложные, двусложные,

трёхсложные слова).

Имеются, но требуют пополнения обновления и разнообразия.

Речевые и дид.игры игры(обязательные):

« Покажи, о каком предмете я говорю»

« Один-много»;

« Поймай звук»;

«Назови,что покажу»;

« Что это и что это умеет делать?»;

«Эхо»; «Назови одним словом»;

« Назови ласково»;

« Скажи наоборот»;

« Повтори слово»;

« Назови слово, изображённое на картинке»(сложные слова);

« Давай поговорим…»;

« Расскажи о картинке»;

«Расскажи стихотворение»;

« Спрячь игрушку»(-в;-на;-под;-за;); « Назови много»;

«Угадай, чего нет»

«Угадай,кого нет.»

« Расскажи какой,какая,какое?»

« Доскажи словечко»

Имеются,но требуют обновления,

усложнения и разнообразия.

Речевые и дид.игры игры(обязательные):

« Что означает это слово?»; «Придумай окончание предложений»;

« Скажи наоборот»;

«Эхо»; « Повтори ряд слов»(кот-год-код ); «Назови одним словом»; «Кто как двигается»;

« Чьи детки?»;

« Кто у кого?»;

«Повтори за мной предложение»;

« Расскажи, какой предмет»; « Подумай и скажи, почему…?»(Тает снег,потому что…);

« Угадай чего нет..»

(предмет.картинки ведро-ведра;нет ведра,нет вёдер);

«Угадай,кого нет.»

« Назови ласково»;

« Назови правильно»;

« Рассказ по серии картинок»; « Перескажи произведение»;

« Поймай звук в слове»; « Звуковые бусы»; « Доскажи словечко»;

«Когда это бывает? Докажи.»;

« Четвёртый лишний»,

Всем воспитателям оформить дид.игры в соответствии с требованиями: (название, цель, правила игры).

В книжном уголке поселите сказочного персонажа или героя дет.мультфильма,или весёлого Петрушку.

ПОМНИТЬ,что ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.

Пополнить речевую зону открытками, детскими журналами, самодельными книжками, худ.произведениями различного жанра.

Провести АКЦИЮ « Помогите оформить детскую библиотеку в нашей группе!»(воспитатели заранее знакомят родителей с перечнем худ.литературы и материалами для пополнения зоны речевого развития)

Воспитателям всех групп изготовить «Каталог худ. произведений» своей дет.библиотечки.

Методическая литература.

Созданная предметно -развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Воспитатели групп периодически организуют выставки книг одного писателя.

Но не во всех группах в достаточном количестве дидактических, развивающих, настольно-печатных и творческих игр фабричных больше изготовленных своими руками.

В зоне сюжетно - ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра.

В зонах сюжетно - ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Не в каждой группе имеется фланелегрф и ширмы для обыгрывания и показа сказок.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.

  1. Оценка эффективности занятий по развитию речи

Главная цель посещения занятий по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

В подготовительной группе прошло занятие по грамоте по теме: « Слоговое строение слова» Воспитатель Богдан И.Ю. занятие построила методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие умений делить двусложные и трёхсложные слова на слоги, отчётливо произносит каждую часть слова; учить устанавливать последовательность слогов в словах, обогащение словаря детей, активизацию связной речи при ответах на поставленные вопросы. На занятии были использованы элементы здоровьесбережения (упр.на развитие дыхания, релаксация)..

Воспитатель напомнил детям о правилах поведения в группе во время проведения занятия. На каждом этапе занятия педагог эффективно использовал игровые приёмы. Дети справились с заданиями и игровыми упражнениями по развитию речи, но иногда путались с ответами, из-за нечёткого разъяснения правил игры и допускали речевые ошибки. При допущении речевых ошибок необходима коррекция со стороны взрослого. В подготовительной группе необходимо чаще использовать методы и приёмы, повышающие познавательную активность детей, побуждать их к умозаключениям.На занятии можно и нужно было использовать раздаточный материал (схемы, сигнальные карточки и т.д) При подведении итога занятия продумывать вопросы

— Чему мы его учили?

— А сами чему научились новому?

Что было непонятно про слоги?

Оценка активности детей с помощью персонажа -Котёнка, который приходил на занятие.

Рекомендации: Обращать внимание на осанку детей на протяжении всего занятия, привлекать к общению пассивных детей. Воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей.

В старшей группе прошло занятие по развитию речи на тему: «Доброта». (вос-ль Тихонюк А.М) Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Воспитатель заранее продумал организацию детей на занятии(чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя на ковре),а также использовал педагогические технологию проблемного обучения, что формирует способность к аналитическо-синтетической деятельности. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы различные методы и приёмы: рассматривание картины, работа с худ.словом, работа над звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, активизации словаря. Организованная деятельность началась в раздевалке с использованием элементов здоровьебережения и фонетической ритмики с проговариванием гласных звуков. В организационном моменте присутствовала мотивация и побуждение интереса детей - творить вокруг добро! Быть приветливыми и доброжелательными по отношению к окружающему миру. Желательно использовать сказочного персонажа при проведении занятия. Дети свободно пользуются грамматикой и лексикой при выражении своих мыслей. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности, но зачастую воспитателю не хватает терпения выслушать ответы детей, он сам даёт готовые ответы и требуют точного повторения от ребят. На протяжении всего занятия педагог следил, чтобы дети отвечали полными предложениями. Дети много знают стихотворений, пословиц (эта работа ведётся систематически,у детей хорошо развита память и слуховое восприятие).

У многих детей достаточно развит активный словарь, но в то же время многие испытывают трудности в построении сложных предложений. Дети выполнили много речевых заданий, воспитатель постоянно активизировал речевую деятельность наводящими вопросами, которые носили поисковый характер.

Рекомендации: Правильно подбирать и продумывать вопросы при проведении итога образовательной деятельности.Должна быть полная рефлексия по окончанию занятия. одним из основных требований к проведению занятий - это проведения анализа деятельности детей после каждого вида детской деятельности.(можно провести в виде игры: « Продолжи предложение»)

  • сегодня я узнал…
  • было интересно узнать…
  • было трудно выполнять…
  • теперь я могу решать..
  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…
  • я попробую сам…

Всем воспитателям познакомиться с консультацией: « Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста»

Педагогу необходимо добиваться чёткого произношения отрабатываемого звука используя чередование хоровых и индивидуальных ответов, сочетание речевых ответов с практическими действиями, развивать умения точно выражать свои мысли, чувства. На вопросы отвечали не все дети. Необходимо обращать внимание на всех детей, добиваться правильных и полных ответов. Дети отвечают одним словом, отвлекаются, не слышат педагога.

Рекомендации: Своевременно и тщательно готовиться к занятиям, продумывать ход занятия, и необходимое оборудование и материалы, продумывать задаваемые детям вопросы. При ознакомлении со звуками их отработкой требуется предварительная подготовка.

В 1 младшей группе (воспитатель Мякаева А.А.) прошло занятие по развитию речи «Коза и козлятки». Воспитатель Мякаева А.А.. Воспитатель заранее подготовился к проведению занятия.(чередование различных видов деятельности, качественная подготовка наглядных материалов, использование аудио воспроизведения «песенки» козы) Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие умения понимать речь взрослого, отвечать на поставленные вопросы, обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: создание мотивации, использование худ.слова, обыгрывание сказки, закреплял навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому. Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя; проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Рекомендации : Воспитателю на протяжении всего занятия привлекать к общению пассивных детей, и называть себя по имени отчеству. На каждом занятии использовать элементы артикуляционной гимнастики, упр.для развития мимических мышц,речевого дыхания, пения гласных звуков.

С целью улучшения уровня работы воспитателей рекомендуем:

  1. Воспитателям избегать собственного монолога на занятиях, активно развивать диалогическую речь детей, предоставляя им возможность вступать в непринужденный разговор с взрослыми. Постоянно
  2. Не ограничивать активность детей на занятии, давая возможность ребенку обдумать свой ответ, довести его до логического завершения, предусматривая вариативность. Избегать трафаретных ответов. Постоянно
  3. Систематически проводить работу по обогащению монологической речи дошкольников, составлению описательных рассказов по образцу воспитателя, рассказов на запланированную тему, пересказов произведений, используя инновационные технологии. Постоянно
  4. Избегать преобладания прямых способов влияния на ребенка, широко использовать активные и интерактивные формы, методы работы с детьми, раздаточные пособия с учетом возможностей детей.
  5. Воспитателям всех групп обновить, изготовить дидактические игры, раздаточные и демонстрационные пособия для формирования у детей речевой творческой компетентности. до 01.09.2017 г.
  6. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам), посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг;

активизировать формы работы по приобщению детей к чтению: организация НОД по ознакомлению с биографией писателей, создание Книжкиной больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов, проведение речедвигательной гимнастики, фонетической ритмики, логоритмики.

  1. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», на развитие восприятия тембровой окраски голоса «Угадай-ка», воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи «Хоровод», «Кто твой сосед?», для работы над речевым дыханием использовать упражнения «Ветряная мельница», «»Мыльные пузыри», «Буря в стакане», на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры. Рекомендовать данные игры и упражнения родителям.

ответственные: воспитатели групп; срок: постоянно

  1. Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

ответственные: воспитатели групп; срок: постоянно

9.Обязательно всем воспитателям МБДУ « Солнышко» просмотреть и изучить Программу и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет « Развитие речи в детском саду» автор В.В.Гербова.

  1. Анализ обследования речевого развития детей

Дети младшего возраста

Анализ обследования речевого развития детей показал, что необходимо систематически и углублённо проводить работу по речевому развитию детей младшего возраста.

Дети групп старшего возраста:

  • развивать интенсивность, глубину, длительность речевого дыхания;
  • умение: различать твердые и мягкие звуки в парах слов, слушать и понимать воспринятое на слух, наблюдать за артикуляционным аппаратом и выделять положение губ, языка при произношении отдельных звуков, улавливать рифмованные окончания и самим подбирать рифмы к заданным словам, различать и передавать интонационную окраску фразы в зависимости от характера или поведения партнера, сказочных персонажей, говорить в разном темпе и с разной силой голоса, различать на слух скороговорку, считалку, загадку, пословицу.

Продолжать формировать и активизировать словарный запас с помощью развития умений понимать и употреблять слова для обозначения названий, особенностей и действий, связанных во всех сферах жизнедеятельности

  • умение грамматически правильно сочетать слова в своей речи; использование формы обращения к сверстникам и взрослым, в частности используя местоимения уважительной формы Вы, Вас, Вам; согласовывают числительные, прилагательные; изменяют глаголы, названия действий;
  • Умение выражать просьбу, извинение, благодарность, сочувствие, уговаривание, доказательство, отстаивание, предположение и т. п.;
  • Упражнять в умении называть свое имя, улицу, где живёт семья, имена и фамилии своих родителей, братика (сестрички), бабушки, дедушки, их профессии, место работы, рассказывают о себе, о друге (подруге), своих любимцах (животных);
  • Учить подробно работать с детской книжкой: находить место расположения фамилии автора, названия, рассматривают рисунок на обложке и делать попытки догадаться о содержании произведения, внимательно слушать стихотворения, небольшие рассказы, легенды, сказки и отвечать на вопросы: о чём рассказывалось? о ком? кто какой? и т.п.; пользуются библиотечкой в групповой комнате.

В работе с родителями воспитателям необходимо также планировать мероприятия (родительские собрания, консультации, предлагают информацию в родительских уголках) по вопросам сензитивности развития речи в дошкольном возрасте.

Анализ обследования речевого развития детей показал, что необходимо систематически и углублённо проводить работу по речевому развитию детей МБДУ.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в МБДУ «Солнышко» соответствует достаточному уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

В заключение вспомним замечательные слова А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».

Справку составила:

старший воспитатель Лешукова А.Н.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

В анкетировании приняло участие 65 родителей «Значение развития речи в полноценном развитии ребёнка»

  1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? Родители - 13 - 20%

Д етский сад - 2 - 3,1% Совместно - 50 - 76,9%

  1. Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в детском саду:

Учить детей слушать литературные произведения разных жанров; - 7-10,7%

Развивать у детей речь; - 18 - 27,7%

Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; - 8 - 12,3%

Развивать мышление, память, внимание, воображение? - 39 - 60%

  1. Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В чём заключается их важность?

Важны - 57 - 87,7% -ребёнок хорошо выражает свои мысли, в дошкольном возрасте формируется правильное произношение звуков, речь напрямую связана с мышлением, восприятием окружающего мира, важны для уверенности ребёнка при общении со сверстниками и взрослыми, для послушания, умения, усидчивости , важность заключается в обучении ребёнка, алфавита, научить ребёнка считать, формируются умения и навыки.

Не ответили - 6 - 9,2%

Не знаю - 1 - 1,5%

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?

Да - 60 - 92,3%

Не ответили - 2- 3,1%

Возможно созданы - 1 - 1, 5%

На 1 взгляд нет, но могу ошибаться, поскольку не вижу, что происходит в течение дня - 1- 1,5%

  1. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?

Часто - 47 - 72,3%, нечасто - 16 - 24,6%, 2- не ответили

  1. Что Вы делаете для, того, чтобы поддержать этот интерес?

Читаем, рассматриваем картинки, учим стихи, читаем, пересказываем, запоминаем, покупаем книги, читаем вслух по ролям, рассуждаем о прочитанном материале, проводим совместные семейные чтения лит-ры разных жанров, странный вопрос- поддерживаем интерес, читаем, пересказываем, занимаемся; интерактивные книги; прошу её почитать мне что-нибудь; периодически менять книги; сижу с ним, помогаю, читаю;

  1. Какие книги есть у Вас дома?

Детские сборники классические; р. н. сказки; азбуки, книги о животных, букварь, библия детская, энциклопедия, романы, детективы, исторические, научно - фантастические, всякие хрестоматии, в библиотеку детскую ходим, сборники классической литературы; поэзия, рассказы, раскраски, вырезанки.

  1. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?

Часто - 47- 72,3%

Редко - 10 - 15,4%

Не ответили - 3 - 4,6%

Совместно не читаем, т. к. он ещё не умеет читать, он разглядывает, коментирует картинки, от желания ребёнка, на выходных,читаем редко из за отсутствия интереса к чтению - 5 - 7,7%

  1. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас
  • Информация отсутствует; - 1 -
  • Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание; -1
  • Информация есть, но крайне скудная;
  • Я не обращаю на неё внимания; - 5
  • Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня; - 3
  • Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное; - 1
  • Наглядная информация интересно и полезна для меня. - 50

Стоит непреметно, стоит обращать внимание родителей

  1. Какая помощь, воспитателядетского сада Вам требуется по проблеме речевого развития вашего ребёнка?

- постановка некоторых звуков; правильное произношение некоторых букв; ребёнок неправильно ставит буквы в словах; давать задания на дом, чтобы ответственности было больше; провести индивидуальные занятия; логопед в курсе проблем моего ребёнка; научить выговаривать букву «р»; коррекция речи; правильное произношение слов, содержащих буквы «л, р, х, ф»; неправильно склоняет слова.


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»
Отчет по речевому развитию
Подготовительная к школе группа
Выполнила: воспитатель
Мальцева М.К.
Набережные Челны, 2016
Отчет по речевому развитию детей.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно - эстетическое развитие.
Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Задачи:
Обогащать познавательную сферу детей информацией через ООД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.
Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;- развитие речевого творчества;- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО)
Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:
Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность.
Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Для осуществления поставленных задач, мы используем серии картин и сюжетных картинок:
ЗимаЗимние забавыМамы и деткиДикие животныеДомашние животныеЖивотные на фермеРасскажите детям о хлебеАвтомобильный транспорт
Птицы Космос
Спортивный инвентарь Герои сказокФрукты Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству.
Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка
Методы речевого развития.
Чтение и рассказываниеДидактические игрыНаблюдение в природе, Игры-драматизации
ИнсценировкиОбобщающая беседаРассказывание без опоры на наглядный материалХороводные игрыЗаучивание наизусть
Наблюдения
Экскурсии
Пересказ
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Поэтому мы ставили следующие цели:
- Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.
Развитие речи посредствам художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказываетогромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы.
Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры
По средствам дидактической игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей,появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
Развитие речи на прогулке.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Прогулки и экскурсии.
В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.
Работа с родителями.
Мы проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок,чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Программно – методическое обеспечение.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 -6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1987. -207с.3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ – 2010. – 80с.4. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозайка-Синтез – 2009.5. О.С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -176с.6. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -192с.7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.8. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.-111с.9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет - М.: ТЦ Сфера 2010. -192с.10. Ушакова О.С. Развитие речи 6-7 лет. Программа, методические рекомендации,конспекты занятий,игры и упражнения -М.: Вентана-Граф 2008.-288с.11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. / авт.- сост. В. И. Мустафаева и др.-Волгоград: Учитель, 2010.- 87с.


Приложенные файлы



Понравилась статья? Поделитесь ей