Контакты

Осознанные сновидения: теория, личный опыт, практика. Странные способы пересечения снов и реальности Сны сны а реальность реальность

«Фильмы», которые люди смотрят, когда спят, называют иногда виртуальной реальностью, параллельным миром, развлечением для мозга, мини-смертью … Но вопросы остаются: откуда берет сознание сюжеты для сновидений и для чего эти выдумки ему нужны? Тем более, если это не просто выдумки, а нечто большее? Какие ещё задачи решаются организмом во сне, кроме очевидного физического отдыха?

Как оказалось, самая простая часть ответа сугубо физиологическая. Эксперименты показывают, что и потребность в сне на этом уровне определяется прежде всего высшим отделом нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая контролирует все процессы, происходящие в организме. Корковые клетки довольно быстро утомляются. И в качестве средства самозащиты, предохраняющего их от истощения и разрушения, выступает торможение — нервный процесс, задерживающий их деятельность. Когда он разливается по всей коре больших полушарий возникает состояние сна. А при глубоком сне торможение спускается и на некоторые нижележащие отделы мозга.

В течение семи-восьми часов ночного сна мозг несколько раз погружается в состояние глубокого сна, каждое из которых длится от 30 до 90 минут, а десяти-пятнадцатиминутные интервалы между ними называются эпизодами быстрого сна. К концу ночи, если человека не тревожить, продолжительность медленного сна уменьшается, а количество эпизодов быстрого сна увеличивается. Сновидения во время этих эпизодов сопровождаются всплесками электрических импульсов. На этом собственно необходимые анатомические подробности заканчиваются. Ничего о связи сновидений с реальностью они нам не говорят.

Загадочный мир снов манил к себе философов со времен Древнего Китая и Древней Греции. Достаточно вспомнить известную историю о сновидении одного из основателей даосизма Чжуан-цзы, пересказанную, например, Борхесом:

Уравнение сна и реальности играет в даосизме важную философскую роль: к жизни следует относится как ко сну, но и ко сну следует тоже относиться как к реальности.

Красивые философские иллюстрации к проблеме соотношения реальности и сна придумали основатели философского волюнтаризма Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer, 1788–1860) и Фридрих Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche , 1844–1900). Первый называл историю скучным и бессвязным сном человечества, а второй считал сон отдохновением от жестокой ясности яви. Перу Шопенгауэра принадлежит множество ярких афоризмов, иллюстрирующих и его отношение ко снам, и его отношение к жизни: «Сон — это частичка смерти, которую мы занимаем заранее, сохраняя и возобновляя ею истощившуюся за день жизнь» или «Жизнь и сны — страницы одной книги, читать их по порядку — значит жить, листать как попало — значит мечтать». То есть мечтания (а значит, и само образное мышление) — это что-то вроде сна наяву, с открытыми глазами.

Зигмунд Фрейд (Sigismund Schlomo Freud , 1856–1939) стал не только рассматривать сны, как нечто, имеющее прямое отношение к работе мозга во время бодрствования, он заподозрил, что сны — это некие зашифрованные послания подсознания сознанию. Однако методы, которыми пользовался отец психоанализа для такой расшифровки, многим и не без оснований казались совершенно произвольными и заслуживающими мало доверия. Может показаться, что Карл Юнг (Carl Gustav Jung , 1875–1961) пошел ещё дальше в толковании снов, но роль, которую он им при этом приписывал, совершенно иная. У него сон является не индивидуальным, а коллективным бессознательным опытом, то есть, пользуясь привычной марксистко-ленинской дихотомией субъективного и объективного, сон, субъективный у Фрейда, оказывается объективным у Юнга.

Психоделические увлечения конца XIX века нашли свое отражение не только в учениях философов и психологов. Смыслом образов, рождаемых в воображении, когда сознание спит, стали все больше интересоваться и обычные люди. Шагнуть за грань повседневного опыта и погрузиться в неверную игру галлюцинаций призывали английские писатели-шестидесятники Колин Уилсон (Colin Wilson) и Олдос Хаксли (Aldous Huxley , 1894–1963). А с приходом в литературу Карлоса Кастанеды возник и новый мотив: грань эту можно сделать тонкой и несущественной. Для этого достаточно для начала научиться проносить с собой в сон какие-то мелкие предметы из яви — хотя бы сжатые в кулаках монеты. Все дело просто в том, чтобы во сне вспомнить о них, разжать кулаки и посмотреть на монеты…


Сейчас практика осознанных снов приобретает все новых поклонников, хотя каких-либо строгих методов их изучения или даже констатации их существования по-прежнему нет. Но они причудливо взаимодействуют с возникающими новыми культами и новыми версиями старых. Сам Кастанеда претендовал на реконструкцию традиционных мексиканских практик, существовавших во времена тольтеков. Но многие его последователи находили в них много схожего с буддизмом, в котором толкование сна лишается всякого смысла, поскольку само сновидение полностью управляется сновидцем. В соответствии с философией буддизма, сон является первичным опытом медитации и единственным способом прорыва к истинной реальности — реальности подлинного бытия.

В буддизме вопрос подлинного бытия решается неоднозначно, множеством разных способов. Так, мнению Caтпрема (Bernard Enginger , 1923–2007), буддизм предполагает бесконечную лестницу взаимно пересекающихся и существующих одновременно реальностей. Мысль эта, как ни удивительно, находит довольно неожиданную поддержку в современной физике. В одном из вариантов истолкования уравнений квантовой механики, предложенной в 1956 году Хью Эвереттом (Hugh Everett III , 1930–1982), квантовые эффекты объясняются наличием разных слоев реальности и интерференции между ними . Основную его идею можно сформулировать так: настоящее определяется не только тем прошлым, которое действительно было, но и тем, которое могло быть. А значит, и возможное прошлое тоже в известном смысле реально.

Эти идеи Эверетт высказал в своей диссертационной работе, которая была резко отрицательно воспринята современными ему физиками. Он ушел в военную инженерию и больше никогда физикой не занимался. Однако идея не умерла: со временем она была подхвачена и приобрела множество более современных вариаций. В одной из них, предложенной относительно недавно московским физиком Михаилом Борисовичем Менским , подлинное бытие — это полная волновая функция Вселенной , в которой нет различия между действительно произошедшим и тем, что только могло произойти. Такое разделение производит сознание. Когда сознание спит, это различие стирается. Психология смыкается с физикой, а сон с действительностью.


Неудивительно, что начиная с определенного времени стиранием этой грани стали заниматься уже не шаманы и этнологи, а выпускники физических вузов. Один из них, выпускник МФТИ Вадим Зеланд в своей книге «Шелест утренних звезд» отождествляет эвереттовскую множественную Вселенную (получившую в литературе название Мультиверса) с бесконечной буддистской лестницей пересекающихся реальностей . «Мозг хранит не самое информацию, а некое подобие адресов к информации в пространстве вариантов, — излагает свою теорию Зеланд. — Сны не являются иллюзиями в обычном понимании этого слова. Мы все каждую ночь отправляемся в пространство вариантов и переживаем там виртуальную жизнь».

Главную проблему этой виртуальной жизни, по его мнению, составляет её отрыв от той, что протекает осознанно. Ему, как и Кастанеде на сорок лет раньше, нужно научиться не забывать, засыпая, о том, что он хотел сделать во сне, а просыпаясь, не забывать приснившееся. Предлагаемый рецепт довольно прост: нужно приучить разум почаще спрашивать себя «А происходит ли это на самом деле?». «Самое удивительно, — пишет Зеланд, — что такой простой метод работает». Рано или поздно человек сумеет «поймать» момент сна, задав по привычке ключевой вопрос.

Очень важно научиться не забывать о технике безопасности. По уверению автора «Шелеста утренних звезд», она здесь также существует: сон — это путешествие души в пространстве вариантов, а почувствовав неограниченную свободу, душа может потерять осторожность и «залететь неведомо куда». В случае «невозвращения» констатируют смерть во сне.

Другой адепт практики осознанных снов, также выпускник московского физтеха Геннадий Яковлевич Трощенко , считает наивной веру, что во сне можно делать что угодно. Сон накладывает отпечаток на реальную жизнь, ведь в результате действий человека в мире сна, может меняться физическая и биохимическая структура его мозга — только уже в реальной жизни. Поэтому, если уж познавать Мультиверс посредством осознанных снов, то не забывая о благоразумии и о возможности проснуться совсем не в той реальности, в которой сон начинался.

Такую крайнюю «объективистскую» точку зрения разделяют далеко не все. Большинство психологов все-таки склонны к более традиционным «субъективистским» теориям. «Я думаю, что сны — это кино для нашего сознания — пояснял в своих популярных статьях британский профессор Джим Хорн (Jim Horne), многие годы изучающий сон в Центре исследований сна Лафборо (Loughborough Sleep Research Centre). — Они развлекают наш мозг, пока мы спим». Он оспаривает какую бы то ни было возможность излечения во сне или хотя бы получения во сне положительных эмоций: «Многие из нас верят в то, что сны полезны для психического здоровья, они помогают решать внутренние конфликты и в некотором роде „лечат душу“. Но в поддержку этой привлекательной теории Фрейда и других невозможно привести ни одного серьёзного доказательства. Фактически сновидения могут даже навредить человеку. Например, люди в депрессии обычно видят грустные и страшные сны, которые могут только усугубить состояние страдальца на следующий день». Так что сны вообще лучше не видеть или, по крайней мере, стараться как можно быстрее их забыть.

Конечно, всякий может возразить, что иногда люди во сне совершают важные открытия, на них нисходит что-то вроде озарения. Так, Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) во сне увидел свою периодическую таблицу, а немецкий химик Фридрих Кекуле, увидев во сне змею, кусающую собственный хвост, догадался о циклическом строении молекулы бензола. И совсем уж не перечесть всех композиторов, видевших во сне то или иное свое произведение, которое оставалось только записать на бумаге проснувшись. Но и на этот случай у Джима Хорна и его единомышленников есть возражение: проверить все эти истории практически невозможно. Более того, все перечисленные герои вспоминали в юности увиденный сон, уже будучи глубоко пожилыми людьми.

Что и говорить: перспектива построить свой Город Солнца, побывать в разных точках мира или прожить самые разные, вплоть до невообразимых, ситуации, не покидая при этом пределов собственной постели, очень заманчива. Почти каждому человеку удавалось хоть раз в жизни почувствовать «управляемость» собственного сна (а может, это только иллюзия?), но о том, что этот процесс «поставлен на поток» приходится слышать обычно только от авторов книг и методик. А пока среди философов и обывателей идет спор о том, можно ли летать во сне и как часто, другие пытаются вынести из сновидений практическую пользу.

Когда человеку что-то снится, в его мозге наблюдается такая же активность, как если бы эти события происходили в действительности. Что бы он ни делал во сне: прыгал, бегал, танцевал – его мозг понимает это так, как если бы человек занимался этими делами в реальности.

Такой вывод сделали исследователи Института психиатрии в Мюнхене. Они изучили активность мозга сновидящих людей. Задача оказалась не из легких – чтобы получить более точные результаты, специалисты долго искали добровольцев, которые могут управлять своими сновидениями.

Нейрофизиология сновидений – не самая простая задача. Во-первых, мы часто забываем, что нам снилось. Во-вторых, как правильно сопоставить активность головного мозга с происходящими во сне событиями? Для это надо, чтобы доброволец одновременно и находился в глубоком сне, и сообщал экспериментатору события, происходящие в этом сновидении. Феномен управляемого сна помогает решить эту задачу. Его основная особенность заключается в том, что сновидящий осознает, что это ему снится, и может в какой-то степени осознанно управлять своими действиями во сне. Только долгие упорные тренировки позволяют достичь возможности контролирования своих сновидений.

Итак, исследователи предложили шести добровольцам, практикующим управление снами, принять участие в эксперименте. Им должно сниться, как они сжимают правую или левую руку. Если практикующие впадали в нужный, контролируемый сон, то они должны были подать знак – движение глаз. Разумеется, специальное оборудование сканировало активность мозга сновидящих.

В условиях данного эксперимента только двоим добровольцам удалось увидеть контролируемые сновидения. Тем не менее, благодаря другой паре участников исследователи убедились, что активность моторной коры, которая отвечает за левую или правую руки, во время движения, снящегося добровольцу, была точно такой же, как если бы эти действия происходили наяву. Отсюда доказательство: сон – это не кино. В его восприятии участвует не только зрительный анализатор, но и весь мозг человека.

Тогда почему мы действительно не прыгаем, не бегаем и не сжимаем руку во время соответствующего сна? Исследователи утверждают, что во время сновидения та область мозга, которая отвечает за принятие решений, молчит. Именно поэтому не реализуется та активность моторной коры, которая отвечает непосредственно за движения. Как следствие этого, сновидящие, способные управлять своими снами, ясно понимают, что это им снится. Поэтому утверждать, что мозг человека не различает сон и реальность, можно только до определенной степени.

Авторы данных исследований не остановились на достигнутом и в ближайшем будущем хотят проанализировать активность головного мозга человека во время более сложных движений – во время бега или полета сновидца. Для этого будет привлечено большое количество испытуемых, способных управлять своими снами.

Осознанное сновидение (ОС) – это особое измененное стояние сознания, которое кардинально отличается от обычного сна. В осознанном сне реальность и четкость восприятия окружающего пространства не уступает объективной, а иногда даже кажется еще более яркой, чем в физическом мире. При этом спящий помнит о том, что он спит.

Вспоминание или вхождение в ОС из обычного сна по ощущениям напоминает прохождение сквозь трубу: будто что-то засасывает в другой, параллельный мир. Этот мир непостоянен и изменчив в отличии от мира земного, и потому осознанность удается здесь сохранять лишь при полной концентрации внимания.

Управление вниманием и практика осознанных сновидений

Недостаток концентрации превращает ОС в обычный сон, потому многие сновидческие техники направлены на развитие способности к управлению своим вниманием: через созерцание предметов или остановку внутреннего диалога. Эти техники вырабатывают привычку возвращать себя к поставленной цели, что повышает осознанность, действующую как наяву, так и во сне. Одним из методов вхождения в осознанное сновидение является выработка привычки проверять реальность на подлинность, задавая себе вопрос «а не сплю ли я?» или возвращая себя к состоянию присутствия - «я есть». Такая привычка повышает шансы к вспоминанию себя во сне и выходу в ОС.

Концентрация в осознанном сне: фиксация реальности

Фиксация внимания на руках – один из эффективных методов, используемый практиками для удержания своего внимания в осознанном сновидении. Ведь войти в ОС – только первый шаг. И также важно уметь сразу после вхождения опять не погрузиться в сон. В этих целях помогут прикосновения к объектам сновидения или их детальное рассмотрение.

Концентрация на объектах осознанного сна помогает сохранить относительную стабильность сновидческой реальности, не давая ей постоянно плавать. Окружающее пространство в осознанном сновидении удерживается сознанием, но также может быть и зацепкой, за которую сознание держится, сохраняя свою осознанность. Хотя, во втором случае, руки – все же более универсальный объект для фиксации, ведь они всегда при нас. Однако, в ОС может также случиться, что объекты для фиксации внимания отсутствуют, хотя, это и единичные случаи.

Из личного опыта

Однажды я казалась в весьма необычном осознанном сне. Все вокруг было абсолютно белым. Сперва мое сознание решило, пространство вокруг ограничено белыми стенами, но когда я попробовала нащупать хотя бы какую-то твердую основу, оказалось, что ее нет: нет ни стен, ни пола, ни даже моего собственного тела.

Если проводить параллели с эзотерическими системами иерархии космоса, можно предположить, что я оказалось в нулевой точке Альва, которую древние называли предельной глубиной вселенной. В этом мире не существует никаких разделений и проявлений. Стены же, изначально очерченные моим сознанием, вероятно, были продуктом разума, который не сразу смог принять столь необычное состояние. В той реальности единственное, за что я могла зацепиться для сохранения осознанности, лишь только одна память о своем существовании «я есть», ведь никаких других объектов для фиксации там просто не существовало. Освоив это состояние, для практики осознанных сновидений более не нужна будет фиксация на визуальных объектах, что значительно расширяет горизонты возможного опыта.

Научный взгляд

Феномен осознанных сновидений подтвержден научно экспериментальным путем. В ходе эксперимента сновидящие смогли доказать свою осознанность во сне, передавая сигнал определенным движением глаз. Вместе с этим, выяснилось, что вхождение в ОС наиболее вероятно в промежуток быстрой фазы сна, длящейся в пределах от 5 до 15 минут. Эта стадия находится на пороге бодрствования, и именно в этот период человеку снятся сны.

Быстрая фаза сна наступает приблизительно через 90 минут с момента засыпания, после прохождения основной и наиболее длительной - фазы медленного сна. Фазу медленного или глубокого сна связывают с восстановительными процессами. В периоде этой фазы все процессы в организме замедляются, снижается мышечная активность, частота дыхания и пульса.

За ночь человеческий организм проходит несколько таких циклов сна – от медленного к быстрому. И с каждым новым повторением длительность фазы медленного сна становится короче, а фаза быстрого сна, соответственно, длиннее.

Сильное энергетическое истощение может привести к полному исключению из цикла сна быстрой фазы, потому ключевым моментом в практике осознанных сновидений является обеспечение полноценного отдыха. Недосыпание и хроническая усталость резко снижают не только возможность вхождения в ОС, но и вероятность видения и запоминания даже неосознанных снов.

Техники осознанных сновидений

Фактически сновидения посещают нас на пороговых состояниях сознания – период засыпания или пробуждения. На основе этого существует два варианта вхождения в ОС:

Техника прямого вхождения в сознанный сон

Этот вариант наиболее подходит для дневных практик. Сон в середине дня, как правило, поверхностный и чуткий, на уровне дремоты, без погружения в глубокую фазу, что делает прямой выход в ОС более вероятным.

Такая техника прямого вхождения в осознанное сновидение заключается в сохранении памяти о присутствии своего сознания вместе с соблюдением полной неподвижности тела. В этом методе основной проблемой является именно сохранение неподвижности, поскольку мозг, проверяя сознание на предмет отключения, может подавать в тело разнообразные импульсы. Вы можете вдруг почувствовать где-то покалывание, зуд или желание поменять позу. Однако мозг, как оказывается, можно обмануть: остановка внутреннего диалога и физических движений приводит к засыпанию приблизительно уже через 15 минут.

Также этот метод используют в утренней практике, когда организм уже успел полностью восстановиться за ночь, но еще не наступило полное пробуждение. В этом методе поможет короткий звуковой сигнал, установленный на определенное время, раньше привычного времени пробуждения. Наиболее благоприятным считается время, начиная с 5 часов утра.

Короткого звукового сигнала для сознания будет достаточно, чтобы вывести его из неосознанного сна, но и недостаточно, чтобы оно перешло в полное бодрствование. Таким образом, вы окажетесь в том самом пороговом состоянии, которое некоторые практики называют фазой. Далее вашей задачей останется сохранить осознание своего пребывания в ОС, в чем помогу практики на концентрацию, предложенные в начале статьи.

Техника выхода в ОС из обычного сна

Эта техника осознанных сновидений предполагает вспоминание себя непосредственно во сне. Для этого рекомендуется предварительно, во время бодрствования время от времени осуществлять проверку реальности.

Примеры проверки реальности:

  • Проверка времени. Если посмотреть во сне на часы, отвести взгляд, и снова посмотреть, время будет различным. То же самое касается и надписей;
  • Попробуйте взлететь, пройти сквозь стену или погрузить руку в твердый объект. Правда, иногда и во сне это оказывается невозможным;
  • Посмотрите на свои руки. В сновидении линии на руках будут отличаться;
  • Мысли о прошлом. Подумайте о том, где вы были до того, как оказались здесь или попытайтесь вспомнить вчерашний день;
  • Пересчитайте пальцы на руках. Во сне их число может быть больше или меньше десяти;
  • Попробуйте дышать с закрытым носом;
  • Дотянитесь до потолка;

Существует еще целая масса вариантов проверки реальности на объективность. Можно использовать аксессуары: например носить не снимая кольцо или браслет, время от времени проверяя его тактильно или зрительно. Можно ставить себе звуковые сигналы на период сна и бодрствования, связывать осознание себя здесь и сейчас с каким-то действом: например, прохождением сквозь дверные проемы, или с проверкой электронной почты, или чтением смс. Для лучшего эффекта стоит применять разные методы, лучше даже создавая собственные.

Альтернативная техника вхождения в осознанный сон

Другой, альтернативной техникой непрямого вхождения в ОС является постановка намерения перед засыпанием. Условно это можно привязать к фразе «это ночью мне приснится осознанный сон». Однако, здесь основная суть не в словах, а в волевом посыле, который в них вкладывается. После того, как посыл сформирован следует отключить внутренний диалог и уснуть. Избавиться от навязчивых мыслей поможет предварительный перепросмотр дня и фокусировка внимания перед сном например, на сердечной чакре или на приятном образе, который бы вы желали встретить во время предстоящей сновидческой практики.

В моем восприятии одна из главных хитростей психологического консультирования заключается в том, чтобы увидеть проблему клиента, как разновидность сновидения – навеянного морока, который помогает развеять сторонний специалист. В этом смысле работа толкового психолога – это такая «просветляющая» ум деятельность. Она, сокращая дурман иллюзий, отрезвляет, или в ином смысле, пробуждает от психического сна. О том, что это за сон я уже начинал говорить в , а сегодня тему раскрывать продолжаю немного с другого ракурса. Если ваш ум смущают сомнения в реальном, можно все нижеописанное воспринимать, как аллегорию.

Вы когда-нибудь задумывались о критериях реального? Что именно отличает реальность от иллюзии? Каким образом реальность становится реальной в наших глазах?

Можно сказать, что реальность сна иллюзорна, потому что она не то, чем кажется. Зыбкая и неустойчивая, она как бы дурачит нас, прикидываясь твердой реальностью дня, побуждая к серьезному отношению со всем арсеналом «взрослых» эмоций, пока мы в нее верим. Во сне мы путаем реальность физического мира с хрупкой картиной сновидения.

И все же, пока мы спим, реальность сна не вызывает подозрений, ее имидж поглощает так же всеохватывающе, как и образы привычной жизни. И лишь по пробуждению морок рассеивается – и все проблемы, возникшие во сне, уходят вместе с ним. Но до тех пор, пока сон длится, он кажется реальным и принимается всерьез.

Момент, который я здесь хочу подчеркнуть – это глубокая уверенность сновидца в происходящем. Будучи во сне, он как бы «знает», что находится в реальном мире. И вот здесь приходится констатировать, что все его твердое знание есть ни что иное, как крепкая вера.

Ночью мы верим в реальность сна, днем – в реальность повседневности. И вера эта в сущности идентична. Мы просто принимаем происходящее, как должное, словно с этим миром априори все ясно. Ни ночью, ни днем у нас к реальности нет никаких вопросов. Вплоть до пробуждения – аналогичный драматизм и накал страстей. Остается некритично-самозабвенно поглощаться грезами.

То есть, мы «знаем», что дневная реальность реальна точь-в-точь так же, как «знаем», что реальна реальность сна, пока она снится. У нас нет никаких объективных критериев «реального». Мы попросту верим в этот мир. Глубоко, бессознательно, убежденно. И называем свою твердую веру знанием.

О веревках и змеях

По сути сон отличается от повседневности лишь своей неустойчивостью. Сны – преходящи. Но и наша жизнь в контексте космических сроков не более устойчива. Все, что мы знаем, пройдет. И если устойчивость мира говорит о его подлинности, тогда, наш мир реален в такой же относительной степени, как и мир сновидения.

На сайт эту идею я уже озвучивал в статье о : «Можно убежденно «знать» все, что угодно. Но сама эта убежденность имеет мысленную структуру. По-настоящему мы ничего не знаем, потому что наша уверенность в чем бы то ни было – это только крепкая безусловная вера.».

Клиентам я часто привожу известную аналогию, где человек увидевший веревку, принимает ее за змею и переживает неподдельный страх. Он «знает» настолько твердо, насколько вообще способен, что перед ним смертельная опасность. Она для него реальна.

Роль психолога заключается как раз в том, чтобы клиента от его беспокойных снов пробудить. Задача эта непростая, потому что большую часть сновидений нам показывают в «кинотеатре» бессознательного, откуда до поверхности сознания «эхом» доносится лишь некое фоновое настроение, какая-то смутная боль за себя и свою жизнь.

И здесь почти все сводится к тому, чтобы суметь увидеть корень проблемы. Если есть опыт исследования личных психических глубин и хватает чуткости прислушиваться к собственному нутру, можно быть самому себе психологом. В каком-то смысле это равносильно тому, чтобы стать объектом собственного исследования.

Чтобы нацелить внимание на источник переживаний, могут подойти такие вопросы: «Что я сейчас чувствую?», «О чем думаю?», «Что я сейчас «знаю» о своей жизни?» Проекции рассеиваются при их прямом осознании, и реальность освобождается от той драмы, которой ее застилали, навеянные умом сновидения.

Где все эти «реальные» события?

Примеров рассеивания психических снов в жизни каждого предостаточно. В такой, навеянной грезами «реальности», расставания становятся концом света, или пустым, бессмысленным будущим. Чужая смерть принимается за собственную. За чьим-то невовлеченным спокойствием грезится холодное, предательское равнодушие. Небольшие победы навевают сны о собственном величии. Мимолетные побуждают верить в галлюцинации о личной низкосортности. И т.д., и т.п.

В таком ключе вся наша повседневность – все та же иллюзия, потому что она, подобно сновидению – не то, чем кажется. Мы принимаем химеры своего ума за реальные события. Можно сделать оговорку и сказать, что иллюзорно лишь наше отношение к жизни, а сама жизнь реальна. Но дело в том, что мы не знаем жизни за пределами собственного к ней отношения.

По пробуждению мы осознаем, что сон – иллюзия, потому что навеяли его себе сами. А чем отличается дневная повседневность? Где все эти «реальные» события? Здесь и сейчас в этот настоящий момент вся наша уверенность в событиях происходящей реальности – это все те же грезы. Мы спим наяву и нам снится наша жизнь – снятся события, отношения, мы сами себе снимся.

Разоблачать жизнь, как это делают буддийские монахи и отшельники-йоги вплоть до стадии просветления никто не обязан. Интенсивность практики каждый волен выбирать самостоятельно. Кому-то суждено нестись впереди паровоза, кому-то проще, вообще, «не заморачиваться». Но, как я это вижу, актуальная стадия проработки для каждого – те самые бытовые события и переживания, которые воспринимаются, как проблемные.

И даже тысячи отрезвляющих облегчений от взломанных иллюзий большинству из нас недостаточно, чтобы ощутить эту вопиющую шаткость личной убежденности в том, что реально, а что нет. Мы лишь меняем одно сновидение на другое – в лучшем случае более-менее реалистичное. Как-то так видимо и пролегает «местный» земной путь душевного взросления. От детских иллюзий движемся к утонченным, и далее – к «осознанным сновидениям».

В одном из самых ранних экспериментов, проведенных нашей исследовательской группой, мы проверяли традиционное представление о том, что восприятие времени во сне отличается от восприятия его наяву. Согласно разработанной нами технике, мы просили испытуемых во время осознанного сна сделать движение глазами, затем после 10-секундной паузы (считая: тысяча один, тысяча два и т.д.) сделать второе движение глазами. Мы установили, что во всех случаях оценка временного интервала в осознанном сновидении в пределах нескольких секунд совпадала с его оценкой в бодрствующем состоянии и, таким образом, была довольно близка к реальному времени между сигналами. Из этого был сделан вывод, что оценка времени в осознанных сновидениях очень близка к реальной, то есть, на выполнение какого-либо действия в них требуется практически столько же времени, сколько и в состоянии бодрствования.

Такой вывод может вызвать удивление, поскольку многие из Вас во сне, возможно, проживали годы и даже жизни. Я считаю, что этот эффект достигается во сне за счет того же сценического трюка, который вызывает иллюзию течения времени в кино или театре. Если на экране, на сцене или во сне выключают свет, и часы бьют полночь, а через несколько мгновений в окно светит яркое утреннее солнце и звонит будильник, мы допускаем (притворяемся, не осознавая, что притворяемся), что прошло много часов, даже если "знаем", что это заняло всего несколько секунд.

Метод, когда человек в состоянии осознанного сновидения подает сигнал глазами, продемонстрировал строгое соответствие между сменой направления взгляда во сне и действительным движением глаз под прикрытыми веками. Исследователи, не использовавшие в своих экспериментах осознанно сновидящих, вынуждены были опираться на вероятность соответствия между движениями глаз и соответствующими им действиями испытуемых во сне, о которых они сообщали. В результате они, как правило, получали только слабую корреляцию между движением глаз во сне и наяву. Причина устойчивой связи между движениями глаз во сне и бодрствующем состоянии состоит в том, что для наблюдения как мира сна, так и реального мира мы используем одну и ту же зрительную систему нашего организма. Одним из самых ярких примеров связи между физиологией и действиями во сне является сексуальная активность во сне. В 1983 году мы предприняли исследование с целью выяснить, в какой степени сексуальная активность в осознанном БДГ-сновидении отражается на физиологических показателях.

Для опыта была выбрана женщина, поскольку женщины чаще сообщали об оргазме в сновидениях. У нее наблюдались различные физиологические показатели, на которые обычно влияет сексуальное возбуждение: дыхание, частота сердечных сокращений, тонус вагинальных мышц и амплитуда пульсаций влагалища. В эксперименте от нее требовалось подать специальный сигнал глазами в следующих ситуациях: когда она поймет, что спит, когда начнутся сексуальные действия (во сне), и когда у нее наступит оргазм.

По ее словам, она в точности выполнила условия поставленной задачи. Анализ записей выявил значительную корреляцию между тем, что она делала в сновидении, и всеми физиологическими показателями кроме одного. В течение 15 секунд, которые она определила как период оргазма, активность ее вагинальной мускулатуры, амплитуда пульсаций влагалища и частота дыхания достигли максимума за всю ночь, и значительно превышали аналогичные показатели остальной части данного БДГ-периода. Частота сердечных сокращений, вопреки ожиданиям, возросла очень незначительно.

После этого мы провели аналогичные эксперименты с двумя мужчинами. В обоих случаях наблюдалось резкое учащение дыхания, но опять же никаких существенных изменений сердечного ритма. Примечательно, что хотя оба сновидца сообщили о ярко выраженном оргазме в своих осознанных сновидениях, ни у кого из них не было эякуляции, в отличие от обычных для подростков "мокрых снов", которые часто не сопровождаются эротическими сновидениями.

Деятельность во сне непосредственно влияет на мозг и тело

Из описанных выше экспериментов следует вывод, что события, участниками которых Вы становитесь во сне, оказывают влияние на Ваш мозг (и, в меньшей степени, на тело), во многом сходное с тем, которое оказывают аналогичные события наяву. Дополнительные исследования подтверждают этот вывод. Когда осознанно сновидящие задерживают во сне дыхание или дышат чаще, то это непосредственно отражается на их реальном дыхании. Более того, изменения в деятельности мозга, вызываемые переходом от пения к счету (при пении в большей степени задействуется правое полушарие, а при счете - левое) в бодрствующем состоянии, практически точно воспроизводятся в осознанных сновидениях. То есть, для нашего мозга нет разницы, во сне или наяву выполняется то или иное действие. Этот вывод объясняет, почему сновидения кажутся такими реальными. Для мозга они действительно реальны.

Мы продолжаем изучение взаимосвязей между деятельностью человека в сновидениях и его физиологией с целью получить подробную схему взаимодействий сознания и тела во время сновидений, для всех физиологических систем, поддающихся измерению. Такая схема смогла бы оказать большую поддержку экспериментальной психологии сна и психосоматической медицине. Действительно, непосредственное влияние деятельности во время сновидений на физиологию делает возможным использовать осознанное сновидение для улучшения работы иммунной системы. В любом случае, физиологические эффекты, вызываемые сновидениями, показывают, что нельзя отстраняться от них, как от незаконных детей нашего воображения. И хотя наша культура старается игнорировать сновидения, события, переживаемые в них, так же реальны, как и в реальной жизни. И если мы хотим улучшать нашу жизнь, было бы правильным делать это и со своими сновидениями.

Социальные ценности и осознанные сны

Часто можно слышать жалобы людей, интересующихся осознанными сновидениями, на обособленность, поскольку, как пишет один из них, "я ни с кем не могу поговорить об этом: все считают меня психом и смотрят на меня как на ненормального, когда я пытаюсь рассказать о том, что делаю во сне". Наша культура не предусматривает никакой социальной поддержки для тех, кто изучает различные состояния сознания. Это неприятие коренится, вероятно, в бихевиористском подходе в психологии, который рассматривает всех животных, включая человека, как "черные ящики", действия которых целиком зависят от внешних воздействий. Содержимое же "сознания" животного считается неизмеримым, и, таким образом, не подлежит научному исследованию.



Понравилась статья? Поделитесь ей