Контакты

Основные виды агрессии. Агрессивное поведение: причины развития, основные проявления и способы коррекции

Как ни парадоксально, но ради логики изложения я нарушу традиционный способ подачи материала, согласно которому сначала нужно было бы дать определение явления, а потом уже рассматривать его виды. Делаю я это для того, чтобы, рассуждая о сущности агрессии, мне было на что опираться. Дело в том, что определение агрессии часто дается под конкретный ее вид и исследователей мало заботит, имеется ли в этом определении что-то общее с другими видами агрессии.

Рассмотрим различные подходы к классификации видов агрессии.

По мнению А. Басса (Buss, 1961), все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1).

Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Рати-новой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.

По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности, побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком - личностном уровне саморегуляции.

Тип агрессии Примеры
Физическая-активная-прямая Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия
Физическая-активная-непрямая Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая-пассивная-прямая Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели
Физическая-пассивная-непрямая Отказ от выполнения необходимых задач
Вербальная-активная-прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная-активная-непрямая Распространение злостной клеветы
Вербальная-пассивная-прямая Отказ разговаривать с другим человеком
Вербальная-пассивная-непрямая Отказ давать словесные пояснения или объяснения

Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.

Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта. В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотичный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции.

В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.

Исходя из форм поведения выделяют:
физическую - использование физической силы против другого лица или объекта;
вербальную - выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань)1.
Исходя из открытости проявления выделяют:
прямую - непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).

Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах (Feshbach, 1964) видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна.

Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии.

Берковиц (Berkovitz, 1974) пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху.

Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что «целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита» (с. 367).

Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) - об индивидуально и социально мотивированной агрессии.

Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон, «для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний». Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует?

В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия. характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда» (выделено мной. - Е. И.), то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло: «Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло (выделено мной. - Е. И.) может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем"» (Tedeschi et al., 1974, с. 31). Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон: «Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам» (с. 31). Но можно ли воровство считать актом агрессии только потому, что оно наносит ущерб его жертве? и не является ли «воровство» при сопротивлении жертвы грабежом?

Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав. Различие же между выделяемыми типами состоит в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается чувством вражды, а при остальных видах инструментальной агрессии этого чувства нет. Но тогда мы должны сделать вывод, что враждебная агрессия является одним из видов инструментальной агрессии. А если это так, то исчезает необходимость выделения инструментальной агрессии (ведь всякая агрессия инструментальна) и ее противопоставления враждебной агрессии.

Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию: «Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно (выделено мной. - Е. И.), но "так пришлось" или по субъективному сознанию "было необходимо" действовать».

Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия - это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия - когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи (Dodge, Coie, 1987) предложили использовать термины «реактивная» и «проак-тивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм - агрессию ради получения удовольствия).

По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн (Zillmann, 1970), выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод.

В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом (например, Bowen, Borden, Taylor, 1971; Gengerink, Bertilson, 1974; Gengerink, Myers, 1977; Taylor, 1967). Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно) (Zimbardo, 1969, 1972).

В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу по-крупному». Патерсон (Paterson, 1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет (Baron, 1973; Dengerink, Levendusky, 1972; Shortell, Epstein, Taylor, 1990).

Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу - даже мощную - не ослабит его желание инициировать столкновение (Baron, 1973).
Фрэнкин Р., 2003, с. 363

Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором - об аутоагрессии.

Агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”) и означает - “нападение, нападать”. Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.

Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию. Психотерапевты считают агрессией такое деструктивное поведение человека, которое наносит людям психологический дискомфорт и физический ущерб. Кроме того, агрессивное поведение без причины может свидетельствовать о серьезных гормональных нарушениях в организме, а также том, что человек страдает от болезни Альцгеймера. В любом случае, агрессивное поведения требует тщательного обследования, откладывать которое не рекомендуется ни в коем случае. Ведь не секрет, что агрессия увеличивается с каждым годом. От нее страдают не только в неблагополучных странах, но и вполне счастливых с точки зрения экономики и уровня жизни.

Ни для кого не является новым явлением. Испокон человек проявляет агрессивность. Причем нет ни одного индивида, который хоть раз бы не был агрессивным. Психологи отмечают приобретенную природу данного явления. Человек не рождается агрессивным, а становится таковым. Ребенок с самого детства развивает в себе данное качество под влиянием собственных родителей, воспитателей и учителей, всего общества.

Агрессивность

Что понимается под агрессивностью? Это характеристика личности, которая проявляется в желании причинить вред объекту агрессии. Гнев и злость могут быть направлены как на внешние объекты, так и на самого себя. Человек склонен к насильственным действиям ради достижения своей цели. Он готов причинить боль, чтобы достичь своего. Целью может быть что угодно:

  • Заработок.
  • Месть за перенесенные страдания.
  • Доминирование и установление власти.
  • Принуждение.
  • Получение удовольствия от причинения страданий.
  • Управление.
  • Разрешение .

Положительными целями агрессивности могут быть самозащита, конкуренция, прилив сил для движения.

По форме агрессивность бывает:

  • Физической (изнасилование, ранение, избиение).
  • Прямой.
  • Вербальной (клевета, угроза, оскорбление).
  • Инструментальной (для достижения цели).
  • Косвенной (злобные шутки, клевета).
  • Эмоциональной (аффект).

Другими видами агрессии являются:

  1. Контролируемая и импульсивная агрессия. Все зависит от того, в каком состоянии находится индивид.
  2. Произвольная и непроизвольная агрессия. В первом случае человек намеренно причиняет боль, оскорбляет оппонента. Во втором случае человек не контролирует своих поступков.

От частоты происходимых агрессивных реакций выделяют ситуативную агрессию, когда она проявляется под влиянием определенных обстоятельств. Как только они устраняются, человек перестает проявлять злость. Также выделяют агрессию, которая является постоянной чертой характера. Человеку не нужно повода, чтобы быть злым.

В зависимости от того, как успешно человек достиг цели, агрессивность может быть конструктивной и деструктивной. В первом случае человек достиг успеха при помощи своей эмоции, а во втором – только навредил.

Какие действия человек проявляет под влиянием своих эмоций? Агрессия здесь становится либо пассивной (отказ, уход, бездействие), либо активной (насилие, разрушение).

Причины агрессивности

Если говорить о факторах, которые стали главными в развитии агрессивности, то их можно назвать бесчисленное количество. Поскольку абсолютно все люди проявляют в той или иной степени агрессию, у каждого была своя история того, как он данную черту в себе развил. Рассмотрим самые распространенные причины агрессивности:

  1. Рассеянность и вдумчивость.
  2. Повышенное чувство справедливости.
  3. Высокие требования к себе или окружающим.
  4. Импульсивность.
  5. Эмоциональная восприимчивость, ранимость, дискомфорт, неудовлетворенность.
  6. Стремление к защите.
  7. Стремление к достижению цели.
  8. Форма отношений с другими людьми, которая навязывается человеку.
  9. Стремление отстоять свои интересы.

Человек по сути не является агрессивным. Данное качество является приобретенным в результате постоянного контакта с конкретными людьми. Если человек сталкивается с недоброжелательным отношением к себе, тогда он вынужден быть агрессивным.

Данное качество является формой выживания, которая помогает защитить себя и оградиться от окружающих. Поскольку не все люди являются доброжелательными, агрессия является приемлемой формой взаимоотношений.

Следует говорить еще о воспитании данного качества родителями. Либо ребенок перенимает агрессивность от родителей, либо он живет в условиях, неблагоприятных для себя, где без злости невозможно нормально существовать.

Агрессия является реакцией человека на проявления окружающего мира. Не просто так человек становится агрессивным, его к такому поведению подталкивает окружающий мир. В зависимости от того, как сам человек понимает отношение людей и мира в целом к нему, он проявляет ту или иную степень агрессии. Постоянно агрессивные люди просто не доверяют миру, поэтому всегда выбирают тактику нападения.

Признаки агрессивности

Агрессивность имеет признаки своего проявления. Обычно они выражаются в отношении, поведении и форме проявления агрессии. К примеру, признаками агрессивности могут стать доминирование, отсутствие кооперации и патологическая человека с окружающими. При этом отмечается болезненное восприятие критики в свой адрес. Человек не приемлет негативных высказываний в свой адрес, даже если речь идет всего лишь о выражении личной точки зрения.

Сайт психотерапевтической помощи сайт отмечает, что агрессивность ярко проявляется в поведении человека:

  • Хлопает дверью.
  • Отвечает криком или нецензурными словами.
  • Применяет физическую силу.
  • Бьет посуду.
  • Ругается.
  • Кусается.
  • Рвет вещи или ломает мебель.

Здесь ярко проявляются формы агрессивности:

  • Физическое насилие.
  • Косвенные попытки причинить боль.
  • Раздражение, переходящее в грубость и вспыльчивость.
  • Обида, основанная на реальных и вымышленных действиях окружающих.
  • Готовность к борьбе и сопротивлению.
  • Подозрительность и недоверие, поскольку человеку кажется, что люди ему намерены навредить.
  • Чувство вины и самобичевание, когда человек убежден, что он плохой.
  • Словесные выражения – крики, угрозы, проклятия, визги и т. д.

Агрессивность часто сопровождается уверенностью в собственной правоте, а также приливе сил, когда человек способен на все. Психологи отмечают, что пока человек слаб духом и своими убеждениями, он не склонен к злости. Он готов к тому, что может в чем-то ошибаться или заблуждаться. Агрессия же появляется в тот момент, когда человек стопроцентно убежден в собственной правоте.

Агрессивность считается социальным явлением, поскольку часто связана с интересами и желаниями людей. Если человек может поступиться своими интересами, тогда проявляет мягкость в поведении, в отличие от ситуаций, когда он не готов пойти на уступки.

Агрессивность у мужчин

Женщины знакомы с различными видами агрессивности, которые проявляются у мужчин. Пассивная агрессия проявляется в нерешительности и неспособности принять решение. Мужчина не доводит дела до конца, не держит своего слова. Он любит командовать и управлять другими, ссориться с близкими, чтобы при этом не впускать их в личное пространство и не становиться зависимым от них. Ошибки совершают только люди и мир в целом, а сам мужчина при этом не признает своей вины.

Данная модель агрессивности развивается на фоне подавления желаний мужчины. Когда он понимает, что выражать свои мысли и желания – значит прославиться эгоистом, тогда он вынужден не говорить о них. Только нежное и спокойное отношение к такому мужчине может помочь в выведении его на нужную модель поведения.

Противоположной моделью поведения является открытая агрессивность, которую невозможно не заметить. Здесь отсутствует чувство вины и тревожность. Мужчина проявляет напористость, уверенность в себе, силу, независимость и целеустремленность.

Нередко агрессивность у мужчин связана с половым возбуждением. Либо мужчина проявляет агрессию из-за возбуждения, которое он не способен контролировать, либо из-за удовольствия в момент доминирования над женщиной. Садизм, мазохизм и садомазохизм являются теми формами половых отношений, где партнеры ярко проявляют свою агрессию.

Причиной агрессивности у мужчин в момент полового возбуждения психологи отмечают фрустрацию – обманутые ожидания, которые требуют своего удовлетворения. Пожизненная неудовлетворенность и конфликтность взаимоотношений с женщинами вызывает постоянную внутреннюю агрессию. Мужчины из низших слоев общества, где женщины находятся в зависимом и подавляемом положении, часто позволяют себе проявлять агрессию, в так называемых, «воспитательных целях».

Агрессивность у женщин

Женская агрессия имеет совсем другую природу своего проявления и возникновения. Зачастую агрессивность у женщин появляется в пассивной форме. Они стараются скрытыми способами доставить боль другому человеку, например, путем распускания сплетен или наведения порч.

Нередко агрессивность проявляется у представительниц прекрасного пола по причине того, что они находятся в нервном или психическом напряжении. Усталость от работы, постоянных конфликтов, криков детей заставляет женщину раздражаться. Более того, неудовлетворенность жизни или любовными отношениями тоже заставляет проявлять агрессию.

Часто агрессивными становятся женщины в преклонном возрасте. Это связано с деменцией, изменением характера, а также отсутствием каких-либо внутренних ограничений в выражении чувств. Нередко под влиянием обстоятельств у женщины меняется характер в отрицательную сторону, из-за чего она становится злой.

Другими факторами женской агрессивности являются:

  1. Врожденная или гормональная недостаточность.
  2. , негативный опыт, который основан на эмоциях.
  3. Психические патологии.
  4. Отрицательный опыт с другими мужчинами.
  5. Негативное отношение к матери, к примеру, которая подавляла свою дочь.

Агрессивность у женщин зачастую является эмоциональной. Любая мелочь может стать причиной для раздражения. Сюда можно отнести неоправданные ожидания, которые женщина возлагала на себя, мужчину, детей и жизнь в целом. Если она не реализовала всех своих желаний, тогда в более преклонном возрасте может испытывать гнев на окружающих.

Агрессивность у детей

Проблема агрессивности у детей много и часто обсуждается взрослыми. С одной стороны, можно понять злобу на то, что родители не купили игрушку, которую ребенок в магазине увидел. Здесь часто проявляется истерика как один из видов агрессии. С другой стороны, совсем непонятными становятся проявления, когда ребенок дерется с другими детьми или отбирает их игрушки.

Основными причинами агрессивности у детей являются критика или игнорирование взрослыми:

  • При чрезмерной опеке и желании видеть в ребенке идеального человека родители заходят слишком далеко. Они становятся очень требовательными. Желания и интересы ребенка перестают учитываться. Он должен быть таким, каким его желают видеть родители, а иначе они будут его осуждать, критиковать, ругать и т. д. Ребенок перенимает их модель поведения, выплескивая свой гнев на других детей.
  • При отсутствии какой-либо заботы о ребенке происходит игнорирование. Здесь тоже не замечаются желания, интересы ребенка. Его как бы не существует для родителей. Ребенка это обижает, что он выплескивает на других детей. Также он таким образом привлекает внимание родителей к своей персоне.

Для устранения данного состояния родители должны проявлять внимание и заботу о ребенке. Самое главное – это проявление понимания к внутреннему миру малыша. Когда его поддерживают и выслушивают, он чувствует себя нужным и значимым.

Корректировке должны подлежать не только взаимоотношения между родителями и детьми, но и между группами детей. Уже с того возраста, когда ребенок начинает общаться с другими детками, он начинает развивать у себя агрессию. Она может проявляться в момент, когда у него забирают игрушку, когда он сам хочет поиграться чужой игрушкой, когда он не хочет уходить из детской площадки и т. д. Психологи отмечают данный период, как время для формирования правильных моделей поведения. Родители должны принимать активное участие в том, чтобы объяснить малышу, как нужно себя вести.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Агрессивное поведение формируется с самого детства. Чем старше становится человек, тем меньше он занимается устранением своей агрессии. Поскольку качество начинает свое развитие еще с пеленок и первых контактов с детьми, здесь проводятся различные упражнения по коррекции агрессивности у дошкольников по следующим направлениям:

  • Налаживание контактов с малышом.
  • Уважение личности ребенка.
  • Понижения уровня тревожности ребенка.
  • Безоценочное отношение к нему и восприятие его в целом.
  • Положительное отношение к внутренним переживаниям малыша.
  • Развитие у него положительной самооценки.
  • Развитие у него эмпатии, доброжелательного отношения к другим людям.
  • Обучение навыкам управления и контроля за собственным гневом.

Комплекс упражнений, который помогает в устранении агрессии, может быть проведен не только для детей дошкольного возраста, но и для более старших мальчиков и девочек:

  1. «Расскажите о своих эмоциях». Дети описывают свои переживания, а взрослый их выслушивает, обсуждает с ними, как их можно интерпретировать и управлять.
  2. «Нарисуй настроение». Таким образом дети выражают свои эмоции, не скрывая их и не стыдясь.
  3. «Помоги мне». Ребенка вовлекают в любое групповое мероприятие, где он должен сотрудничать и проявлять свою инициативу.
  4. «Релакс». Необходимо научить малышей релаксации. Если на протяжении всего дня ребенку будет трудно успокоиться, тогда он должен найти способы, которые ему могут помочь при пребывании в одиночестве.

Хорошей практикой становятся коллективные игры, где дети должны достичь одной общей цели. Это могут быть соревнования или настольные игры. Также эффективными станут спортивные мероприятия, где ребенок выплескивает всю свою энергию и эмоции.

У каждого ребенка должна иметься своя личная территория. Будет это его личная комната или уголок с игрушками – это должно стать той территорией, на которую не вторгаются родители. Чем старше становится ребенок, тем больше он отделяется от мамы и папы. Если родители поддерживают ребенка в том, чтобы он постепенно от них отгораживался и занимался своей жизнью, это будет способствовать развитию доверия к людям и миру.

Лечение агрессивности

Лечение агрессивности заключается в устранении данного качества из моделей привычного поведения либо умелого контроля за собственными эмоциями. Поскольку избавиться от агрессии полностью невозможно, данное качество является естественной ответной реакцией на проявления окружающего мира, следует научиться им управлять.

Это можно сделать путем саморегуляции, когда вы поощряете себя за хорошее поведение и наказываете за плохое. Предварительно проводится подготовка к тому, что в любой ситуации вы будете сохранять спокойствие. Когда же возникает конкретная стрессовая ситуация, в которой проявляется обычно ваша агрессия, тогда вы начинаете успешно применять свои навыки саморегуляции. Если вам удалось сдержать свою агрессию, тогда поощряйте себя различными удовольствиями и развлечениями. Если же вы снова были агрессивны, тогда накажите себя лишением каких-нибудь благ.

В момент агрессивной ситуации попробуйте сделать паузу. Остановитесь. Выйдите из ситуации. Успокойтесь и мысленно расслабьтесь. Подождите, когда эмоции немного стихнут. Вспомните о целях вашего общения с другими людьми. Подумайте, какими действиями можно достичь своей цели. После данной работы возвращайтесь в ситуацию и помните о том, что вам нужно цели достичь, а не характер свой проявить.

Следует понимать, что от агрессии никуда не уйти. Будут всегда случаться ситуации, вызывающие агрессию. Но важно другое – ваше отношение к ним. Можно попробовать изменить личное отношение к некоторым вещам, которые вызывают у вас агрессию. Это избавит вас от ситуации хронической усталости, которая возникает в результате постоянного раздражения и агрессии. Если вы эмоционально устаете, тогда отдохните от тех обстоятельств, которые вас изматывают.

Итог

С агрессивностью следует бороться лишь в том случае, если она проявляется часто и не к месту. Очень легко себя не контролировать и позволять себе поведение «взбалмошной девчонки». Гораздо труднее себя контролировать, когда хочется кричать и ругаться, а приходится быть вежливыми и культурными. Итог у каждой истории свой.

Если не контролировать своей агрессии, тогда можно обрести много врагов. Некоторые люди становятся асоциальными, другими – социопатами, третьи – зависимыми, четвертые – хулиганами. Агрессия всегда приводит человека к жизни, где он будет вынужден постоянно защищаться, огрызаться и никому не доверять. Как долго живут люди при агрессивном поведении, будет зависеть от того, насколько сильно они задевают свободу окружающих.

Прогноз жизни становится более успешным и гармоничным, когда человек сменяет гнев на милость. Это требует усилий и самоконтроля, однако подобные манипуляции дают свой положительный результат. Люди, контролирующие свои негативные эмоции, быстро заводят друзей и последователей. Конечно, враги везде найдутся, однако их будет меньше.

Полностью от агрессии человек никогда не избавится. Этого даже не нужно делать. Мир людей не такой доброжелательный и благоприятный, чтобы всем доверять и не ждать предательства. Всегда найдутся люди, которые вызовут агрессию. В данной ситуации психологи рекомендуют контролировать свои негативные эмоции. Пусть они будут, однако не контролируют поведение человека. Пусть каждый сам решает, когда использоваться энергию, возникающую под действием эмоций.

Агрессия нормальна в современном мире. Человек не живет в утопических условиях, нередко сталкивается со злыми и враждебно настроенными людьми. Агрессия в некоторой степени считается нормальным проявлением, которое не нужно лечить. В зависимости от причин ее возникновения, различают виды агрессии.

Что такое агрессия?

Интернет-журнал сайт называет агрессией деструктивное поведение с желанием причинить вред другому человеку. Агрессия может быть качеством характера, когда человек априори относится ко всему недобродушно, желая причинить психологический, физический или моральный вред.

Агрессия может быть:

  1. Способом самоутверждения.
  2. Способом психологической защиты от нежелательного.
  3. Формой психологической разрядки.

Может быть направлена на что угодно. В некоторых случаях агрессивные люди начинают ломать материальные вещи, чтобы таким образом выплеснуть свои злые эмоции.

Причины агрессии

Причин для возникновения агрессии существует большое количество. Ими могут быть:

  • Алкогольное или наркотическое опьянение, когда человек неадекватно оценивает ситуацию и не сдерживает своих эмоций.
  • Проблемы в личной жизни, начиная от неустроенности и кончая бракоразводными процессами.
  • Строгое воспитание человека.
  • Психические травмы.
  • Отсутствие отдыха, переутомление.
  • Увлеченность различными компьютерными играми, частый просмотр боевиков, фильмов ужасов.

Агрессия является гипертрофированной реакцией на обстоятельства. Лишь в 12% случаев совершение преступлений на фоне агрессии были следствием психических нарушений. В остальных случаях люди являются здоровыми, просто неправильно оценивающими ситуацию.

Не нужно полагать, что только психические расстройства являются причинами агрессии (хотя данное проявление свойственно отклонениям). Нередко люди просто агрессивничают, поскольку неправильно оценивают ситуацию, придерживаются одних обычаев, взглядов, религии, мнений, нежели люди, на которых проявляется агрессия в результате разности мировоззрения и образа жизни.

Причиной агрессивного поведения нередко становится поведение родителей, коллектив, в котором человек растет, средства массовой информации, которые демонстрируют насилие. Если в кругу обитания человека агрессия считается положительным качеством, тогда индивид будет ее использовать при решении конфликтных ситуаций.

Виды агрессии

Рассмотрим виды агрессии:

  1. По А. Бассу и А. Дарки:
  • Физическая – применение физической силы для причинения ущерба.
  • Раздражение – готовность к деструктивному поведению.
  • Косвенная агрессия – направляется на другое лицо.
  • Вербальная агрессия – выражение эмоций на уровне слов: визги, крики, угрозы, проклятия.
  • Негативизм – пассивное или активное противостояние чужому мнению, традициям, законам.
  • Зависть, ненависть, обида.
  • Подозрительность (когда человек с осторожностью относится к людям) и недоверие (когда человек уже не верит в то, что другие люди не причинят ему вреда).
  • Чувство вины – агрессия, направленная на самого себя, убежденность, что человек сам по себе плохой.
  1. По направленности:
  • Гетероагрессия – убийства, насилие, угрозы, оскорбления, побои, изнасилование.
  • Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя: самоубийство, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
  1. По причине возникновения:
  • Реактивная – возникает в ответ на внешний раздражитель.
  • Спонтанная – отсутствуют явные внешние раздражители, агрессия вызвана внутренним накоплением отрицательных эмоций или психических расстройств.
  1. По целенаправленности:
  • Инструментальная – агрессия используется как инструмент для достижения цели, например, спортсмен использует ее для победы.
  • Мотивационная (целевая) – когда агрессия является спланированной для сознательного причинения вреда другому человеку.
  1. По открытости проявления:
  • Прямая – ее легко увидеть, вызывает раздражение, ненависть, напряжение и проявляется в физической силе или словесных изречениях.
  • Косвенная – когда агрессия направлена не на объекты, ее вызвавшие, а на другие предметы или лица, которые наиболее доступны человеку, не могут дать ему отпор.
  1. По форме проявления:
  • Вербальная – на уровне слов.
  • Физическая – на уровне силы.
  • Экспрессивная – невербальные формы поведения: мимика, жесты, интонация, взгляды.

Агрессия имеет множество понятий, которые объединяются в то, что она является формой деструктивного поведения, направленного на причинение различного вреда другому индивиду, что противоречит законам и нормам, установленным в обществе. Вот почему некоторые формы проявления агрессии уголовно наказуемые.

Однако есть и более гуманные понятия агрессии:

  1. Она является инстинктивным проявлением сущности человека, которое направлено на защиту самого лица.
  2. Она является инструментом для достижения конкретной цели.
  3. Она является способом устранения того, что человеку мешает или пугает на физическом или моральном уровне.
  4. Она является естественной реакции на различные угрожающие раздражители.
  5. Она является способом доминирования человека над другими существами.

Формы агрессии

Э. Фромм выделил такие формы агрессии:

  • Архаическая жажда крови.
  • Игровая – способ проявления своих умений не с целью причинения вреда и без проявления ненависти.
  • Реактивная – защита своей или чужой свободы, достоинства, жизни.
  • Компенсаторная (злокачественная) – намеренное причинение вреда или насилия другому человеку, поскольку только таким образом человек может компенсировать имеющиеся у него потребности или страхи.

Чтобы у человека развилась агрессия, ему должны быть присущи:

  1. Рассеянность и вдумчивость.
  2. Эмоциональная восприимчивость.
  3. Склонность к импульсивности.
  4. Чувство неудовлетворенности.
  5. Ранимость и дискомфорт.
  6. Враждебная атрибуция.

Агрессия присуща всем живым существам и проявляется в желании бежать или обороняться в случае, если живому существу угрожает опасность. Деструктивная агрессия проявляется в поведении, основанном на эмоциях, чувствах, внутренних переживаниях и неадекватном реагировании.

Агрессия может быть доброкачественной и злокачественной:

  1. Доброкачественная агрессия проявляется в амбициях, мужестве, настойчивости, храбрости, отваге.
  2. Злокачественная агрессия выражается в хамстве, насилии, жестокости.

Для возникновения агрессии нужен импульс, который и вызовет в человеке соответствующее отношение к раздражителю. Этим импульсом может быть отбирание ценного, ограничение свободы, угроза жизни, отказ в сексе и пр. Агрессия может быть направлена на того, кто ее вызвал, так и на другого человека, который просто слабее физически или духовно (садистское удовлетворение).

Мужчины зачастую проявляют агрессию в виде физической силы. А женщины чаще прибегают к вербальной агрессии: «пиление», вечные жалобы, бесконечное недовольство, сплетни, нелогичные умозаключения.

Вербальная агрессия

Там, где человек не может на уровне физической силы выразить свою агрессию, он использует вербальные формы ее проявления:

  1. Вербальная-активная-прямая: оскорбление, словесное унижение.
  2. Вербальная-активная-непрямая: злостная клевета, распространение сплетен.
  3. Вербальная-пассивная-прямая: отказ от общения с другим индивидом, игнорирование его вопросов.
  4. Вербальная-пассивная-непрямая: отказ от предоставления объяснений другому индивиду.

Так, обычное молчание в ответ на реплику другого человека и нежелание разговаривать можно воспринимать как агрессивное проявление. Выделяют еще открытую и скрытую вербальную агрессию:

  • Открытая – прямое выражение своего негативного отношения и оскорблений с целью причинения морального или психологического вреда. Нередко переходит в физическую агрессию.
  • Скрытая – манипулирование, давление на другого человека с целью причинения ему вреда без явного проявления ненависти.

Речевая агрессия считается на сегодняшний день наиболее приемлемой формой проявления, которая не несет за собой уголовного наказания. Так, люди позволяют себе угрозы, оскорбления и унизительные слова в адрес друг друга, поскольку применение физической силы может быть наказуемо материально или лишением свободы.

Агрессия у подростков

Подростки достаточно часто являются агрессивными в отношении друг друга и даже родителей. Психологи это связывают с периодом полового созревания, когда происходит гормональный бум в организме, периодом взросления, когда ребенок только начинает получать свободу решений и действий, а также становится объектом влияния СМИ и ровесников.

Агрессия для подростка в 9-14 лет является обычным явлением. Агрессором становится тот, кто выражает эмоцию, а жертвой – индивид, на которого направлена агрессия. Для агрессора очень важны зрители – так называемые люди, которые и подтолкнули его к деструктивному поведению.

Нередко подросток становится агрессивным, находясь в группе своих друзей. Под их влиянием он начинает предвзято относиться к конкретным лицам. Можно сказать, что агрессия становится стадным чувством у подростков, когда отдельный ребенок поддерживает настроение всей группы, которой желает принадлежать.

Причинами подростковой агрессии могут быть трудности в обучении, строгое воспитание родителей, непонимание или конфликты с родителями и пр. Выделяют такие типы агрессивных подростков:

  1. Гиперактивный – такой ребенок является «кумиром» в своей семье и растет во вседозволенности. Такому подростку нужно ставить ограничения.
  2. Обидчивый, истощаемый – такой ребенок ранимо и обидчиво реагирует на ситуации. Чтобы ему помочь, нужно обучать техникам продуктивного выплескивания эмоций.
  3. Оппозиционно-вызывающий – такой ребенок противостоит любому требованию и желанию родителей, знакомых людей. В данном случае нужно решать вопрос отсутствия сотрудничества.
  4. Агрессивно-боязливый – такой ребенок нападает прежде, чем ему что-то будет угрожать, поскольку руководствуется собственными страхами. С ним нужно прорабатывать страхи, моделируя подобные ситуации и решая их.
  5. Агрессивно-бесчувственный – такой ребенок просто не испытывает эмпатии, сочувствия, отзывчивости. Ему нужно прививать гуманные эмоции и прививать чувство ответственности.

С агрессивностью подростков нужно работать, сперва устраняя причины ее возникновения: налаживание общего языка между родителями и детьми, устранение негативного влияния сверстников, нахождение интересов в полезных занятиях.

Агрессия у мужчин

Мужчины должны быть агрессивными, по мнению общества, поэтому они прибегают к открытой форме агрессии. Нередко мужчины проявляют физическую силу, чтобы выразить ее, что является уголовно наказуемым деянием.

С одной стороны, агрессия помогает мужчине демонстрировать власть, уверенность в себе, силу. С другой стороны, агрессивных мужчин часто различными способами наказывают.

Агрессия у женщин

Скрытая форма агрессии больше присуща женщинам, поскольку общество негативно относится к открытой агрессивности с их стороны. Женщины должны быть слабыми. Поэтому дамы прибегают к жалобам, нытью, «пилению» и прочим формам морального давления на окружающих. Нередко агрессивными женщины становятся ближе к пожилому возрасту, что связывают с различными психическими нарушениями и отклонениями.

Причины агрессивности у женщин:

  • Гормональная недостаточность.
  • Комплекс жертвы.
  • Негативный опыт из детства.
  • Детские травмы в психике.
  • Враждебные отношения с матерью.
  • Психические расстройства (например, ).

Агрессия у пожилых людей

Жизнь пожилых людей становится достаточно ограниченной и неинтересной. Постепенная потеря связей с общественностью заставляет их становится сварливыми, недовольными, раздражительными, склонными к конфликтам, проявлять протестное поведение, оскорблять и унижать более молодых людей. Нередко это связывают с расстройством сердечно-сосудистой системы, что влияет на работу головного мозга.

Агрессия мужа

Если муж является агрессивным, нередко в такой семье происходит насилие над женой и детьми. Причинами тому становятся:

  1. Несправедливое и несогласованное распределение труда в семье.
  2. Хронически неудовлетворенные потребности.
  3. Недостаточный вклад одного из супругов в семью.
  4. Разность психических миров (психологическая несовместимость).
  5. Разное понимание обязанностей и прав.

Семейные имеют под собой следующие причины:

  • Неудовлетворенность в интимном плане.
  • Пренебрежительное отношение партнеров, угнетение личной свободы, неуважение.
  • Отсутствие положительных эмоций.
  • Пристрастие к вредным привычкам (алкоголизм), азартным играм и прочим видам пустой траты денег.
  • Финансовые проблемы (нищета, отсутствие работы у одного из супругов, неудовлетворенность финансовым положением).
  • Отсутствие взаимоподдержки, сотрудничества, взаимопонимания.
  • Отсутствие досуга или невозможность совместного проведения отдыха.

Агрессия мужей является нормальным явлением с тех пор, как мужчины стали главами семей. Если у мужчины возникают проблемы чаще всего на материально-социальном уровне, тогда от этого страдает вся семья. Комплексы, страхи и неудовлетворенность мужчины никак не связаны с недостатками или поведением жены. Также насильственные действия могут осуществляться над детьми.

Мужчина может проявлять агрессию в виде диктаторства, придирок, провокаций, семейных ссор, замечаний, подколок, мелочности, саркастических шуток, отказа от помощи, лжи, обмана и даже измены. Поскольку женщины безграмотны в отношениях с мужчинами-агрессорами, они совершают немало ошибок:

  1. Делятся своими страхами и надеждами, рассчитывая на понимание мужей, а тем самым еще раз показывают свою беспомощность и слабость.
  2. Пытаются найти общие темы для разговоров, а получают лишь молчание или нежелание вести диалог.
  3. Делятся своими планами и дальнейшими поступками, чем еще раз дают повод покритиковать и осудить их.
  4. Ошибочно полагают, что мужья будут радоваться их жизненным достижениям, успехам.

Женщина должна понимать, что ей договориться с мужем-тираном не удастся. Здесь нужна лишь помощь специалиста, который поможет в решении проблем мужчины. Нужно устранить причины в муже, а не налаживать с ним отношения. Порой нужно уходить от мужа-тирана, чтобы обезопасить себя и детей от его бездумных действий.

Итог

Агрессию нужно лечить, если она является деструктивной и приводит человека к получению уголовного наказания или расставанию с важными людьми. Агрессивность невозможно будет полностью устранить. Однако можно устранить те психологические факторы, которые провоцируют ее появление.



Понравилась статья? Поделитесь ей