Контакты

ЛФК (лечебная физкультура). Организация и реабилитационные методы лфк и массажа в реабилитационных центрах

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Физическая реабилитация включает в себя назначение различных средств физической реабилитации (ЛФК, различные виды массажа, преформированные и природные факторы). Проводится врачами физиотерапии, ЛФК и массажа, а также средним медицинским персоналом (физиосестры, массажисты, инструктора ЛФК).

Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных и действенных методов физической реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях нервной системы различной этиологии с многообразными клиническими синдромами как в неврологической, так и нейрохирургической. Это определяется, с одной стороны широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма - сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой стороны, тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при дифицитарности или недостаточности различных функций организма.

Современные теоретические и практические аспекты лечебной физкультуры позволяют сформулировать наиболее общие принципы применения этого метода медицинской реабилитации.

1. Целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, в сердечно-сосудистой, дыхательной деятельности.

2. Дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также степени его выраженности.

3. Адекватность нагрузки лечебной физкультурой индивидуально-динамическим возможностям пациента, оцениваемым по общему состоянию, состоянию сердечно- сосудистой и дыхательной систем и по резервным возможностям дефицитарной функциональной системы при данном конкретном этапе заболевания (на данное занятие ЛФК), с целью достижения тренирующего эффекта при оптимуме нагрузки.

4. Своевременность применения методик ЛФК на ранних этапах заболевания с целью максимального возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита.

5. Последовательная активизация лечебно-физкультурных воздействий путём расширения методического арсенала и объёма ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определённые функции и на весь организм пациента.

6. Функционально оправданная комбинированность применения различных средств ЛФК - лечебной гимнастики, массажа, постуральных упражнений - в зависимости от периода заболевания нервной системы, функционального дефицита, степени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений, а также этапа реабилитации пациента.

7. Комплексность применения методик ЛФК в медицинской реабилитации с другими методами - медикаментозной терапией, физиобальнеотерапией, иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратным лечением, ортопедическими мероприятиями и др.

Использование перечисленных принципов применения ЛФК является обязательным как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых пациентов.

Существует много методик и разновидностей двигательной активности, которые имеют место в проведении реабилитационных мероприятий.

Массаж является одним из древнейших способов физического воздействия на организм больного человека. Ему посвящены многие руководства и монографии, в которых описаны техника, тактика и особенности различных видов массажа.

Массаж - это совокупность приёмов механического воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами, через воздушную водную или другую среду. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа: гигиенический, лечебный, спортивный, самомассаж.

Важными задачами, которые решаются с помощью массажа, являются:

1. Общетонизирующее воздействие - путём усиления крово- и лимфообращения, а также неспецифического стимулирования экстероцептивной и проприоцептивной чувствительности (классический, сегментарный, точечный массаж);

2. Регионарно-тоническое воздействие на вялопаретичные мышцы - достигается применением различных способов классического массажа в большом объёме, с достаточной силой, а также специального массажа, благодаря продольному растиранию и разминанию брюшка мышцы при различных её состояниях (расслаблении или разной степени напряжения) и последующему потряхиванию, мелкоточечной вибрации и кратковременному до болевого ощущения прижатию мышцы;

3. Расслабляющее воздействие на ригидные, спастичные и локально-спазмированные мышцы, осуществляемое с помощью общих расслабляющих приёмов классического массажа (поглаживания, потряхивания, мелкой вибрации), выполняемых в медленном темпе с обязательными паузами между приёмами, а также с помощью точечного и сегментарного массажа определённых точек и зон;

4. Противоболевое воздействие достигается рефлекторным влиянием точечного (акупрессура), сегментарного, восточного и классического (в расслабляющем варианте) массажа.

Все приёмы массажа должны сочетаться с различными методами лечебной гимнастики. Лишь в особых случаях, когда общее состояние больного не позволяет проводить занятия лечебной гимнастикой, проведение массажа становится самостоятельным, стратегически важным методом.

Физиотерапия. В комплексной реабилитации больных применяются различные виды физиотерапевтических процедур. Все они решают практически одни задачи: снижение активности воспалительного процесса, активизация репаративных процессов, уменьшение болевого синдрома, улучшение крово- и лимфообращения, а также трофики тканей, предупреждение и устранение контрактур, восстановление важнейших иммунно-адаптационных систем организма.

Принципами физиотерапии являются своевременное использование физических факторов, правильное их сочетание, преемственность в лечении. Существует несколько групп искусственно получаемых и естественных лечебных физических факторов.

Механотерапия представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.

По своей эффективности аппараты механотерапии могут быть подразделены на следующие группы:

1. “Диагностические” аппараты, помогающие учитывать и точно оценивать эффект двигательного восстановления;

2. Поддерживающие, фиксирующие аппараты - помогающие выделять отдельные фазы произвольных движений;

3. Тренировочные аппараты, помогающие дозировать механическую нагрузку при движениях;

4. Комбинированные аппараты из первых трёх групп.

В настоящее время в практике восстановительного лечения широко используются следующие группы аппаратов механотерапии по принципу воздействия на организм человека:

1. Аппараты, основанные на принципе блока (функциональный механотерапевтический стол, блоковая установка стационарного типа, портативная блоковая установка), предназначенные для дозированного укрепления различных мышечных групп верхних и нижних конечностей;

2. Аппараты, основанные на принципе маятника, для восстановления подвижности и увеличения объёма движений в различных суставах верхних и нижних конечностей и аппараты для повышения общей работоспособности (тренажёры). Маятниковые аппараты надёжны в эксплуатации. Стойки допускают изменение высоты крепления аппарата. На стойке, состоящей из основания, жёстко связанного четырьмя направляющими колонками с верхней крышкой, можно одновременно укрепить два аппарата механотерапии. На колонках располагаются две плиты, на которые устанавливают аппараты. Наличие контргруза даёт возможность аппарату легко крепиться с помощью стопорного устройства на нужной высоте.

Министерство здравоохранения Российской Федерации Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины Федеральный центр лечебной физкультуры и спортивной медицины

Московский учебно-методический центр по среднему медицинскому образованию

Н. А. Белая

Лечебная

физкультура и массаж

Учебно-методическое пособие для медицинских работников

«Советский спорт»

и спортивной медицины с курсом физиотерапии, лечебной физкультуры и спортивной медицины факультета усовершенствования врачей РГМУ, заслуженному деятелю науки РФ,

главному специалисту по лечебной физкультуре и спорту Минздрава РФ,

президенту Российской ассоциации по спортивной медицине

и реабилитации больных и инвалидов, академику Международной академии информатизации при ООН,

доктору медицинских наук, профессору А. В. ЧОГОВАДЗЕ;

главному врачу Московского научного центра спортивной медицины, заслуженному врачу РФ,

президенту Федерации спортивной медицины РФ, профессору Л.Н.МАРКОВУ;

директору Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины

Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ, профессору И.Л.ИВАНОВУ;

заместителю директора Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины

Минздрава РФ, заслуженному врачу РФ АА.ШЛЕЙФЕР.

Предисловие

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире при­ меняют при лечении различных заболеваний и травм, а так­ же в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих ме­ тодов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно вли­ яющую на человека ограниченную двигательную актив­ ность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподина­ мия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти фак­ торы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокине­ зии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосу­ дистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздей­ ствие на организм. Однако при этом возможны плохая пе­ реносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе за­ болевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимо­ сти от особенностей этиологии, понимания сущности патоге­ неза заболевания, клинических форм течения его, функцио­ нального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажи­ сты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания

с высшим образованием.

К сожалению, при обучении в средних медицинских учеб­ ных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу. Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г. Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисцип­ лин в вузах также испытывают большие трудности из-за отсутствия необходимых знаний в области клинической ме­ дицины.

llj)educJip

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты лечебных учреждений должны иметь сертификат специали­ ста, который выдается после подготовки на курсах специа­ лизации, усовершенствования и сдачи квалификационного экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверж­ дать экзаменом.

Значительные трудности при этом возникают из-за отсут­ ствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноцен­ но подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим физкультурным образованием к тому же необходимо вос­ полнить пробел знаний в вопросах обоснования методик ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клиниче­ ских особенностей заболевания, травм.

Таким образом, для получения сертификата необходимы знания по специальности, а также о сущности заболеваний, травм для понимания клинико-физиологического построе­ ния методик с обязательным учетом анатомо-топографиче- ских показателей, особенностей воздействия физических упражнений и каждого из приемов массажа.

В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и применять его в сочетании с пассивными упражнениями,

а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной гимнастике.

В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом объеме, не полно представлен массаж, в литературе по мас­ сажу не освещены вопросы ЛФК.

Эти предпосылки побудили представить в данном пособии как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики их применения.

Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры

Понятие о предмете

Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятедьная на­ учная дисциплина. В медицине это метод лечения, исполь­ зующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспи­ тательное значение; развивает силу, выносливость, коорди­ нацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК осно­ вывается на современных научных данных в области меди­ цины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упраж­ нения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей фи­ зической работоспособности.

Лечебная физкультура:

*- естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

- метод неспецифической терапии, но в то же время от­ дельные виды упражнений могут влиять на определен­ ные функции организма;

- метод патогенетической терапии, в связи с возможно­ стью физических упражнений влиять на реактивность организма;

- метод активной функциональной терапии, так как при­ спосабливает организм больного к повышающимся фи­ зическим нагрузкам;

- метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

- метод восстановительной терапии в комплексном лече­ нии больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс трени­ ровки больных физическими упражнениями.,

Различают общую и специальную тренировку:

- общая тренировка направлена на оздоровление, укреп­ ление организма больного с помощью общеукрепляю­ щих упражнений;

- специальная тренировка осуществляется упражнения­ ми, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

М а с с а ж - м е т о д лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воз­ действия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппа­ ратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать мето­ дику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клиничес­ ких особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных при­ емов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с дру­ гими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хро­ нических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последст­ виях перелома костей и др.

ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах. Массаж и физические упражнения способствуют более со­ вершенному психо-физическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилак­ тики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Гре­ ции физические упражнения и массаж были неотъемлемы­ ми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Йбн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в своих трудах методику применения физических упражне­ ний для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на ма­ лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упраж-

Понятие, о предмете и краткая история развития ЛФК

нения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов (1844-1908), придавали важное значение применению физи­ ческих упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф.Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умствен­ ного и физического воспитания для более совершенного раз­ вития человека.

Открытия великих физиологов - И. М. Сеченова (18291922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (18491936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значе­ ние ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного че­ ловека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким мето­ дом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в сана­ ториях и на курортах. В 1926 г. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков,

В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.). Учебники по лечебной-физкультуре И. М. Саркизова-Сера-

зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохра­ нения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значе­ ние лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открыва­ ются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых меди­ цинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ- культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (18901941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контро­ ля и лечебной физкультуры Центрального института усовер­ шенствования.врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, посо­ бия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф.Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкуль­ тура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансе­ ры для медицинского обеспечения занимающихся физкуль-

турой и спортом, организационно-методического руковод­ ства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии -=-, в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил членкорреспондент АМН СССР В.Н.Мошков. Плодотворная пе­ дагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание" в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкуль­ туры, им написаны монографии по всем основным направ­ лениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специали­ стов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе,

И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Епифанов, О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопьев, В. А. Силуянова, Э. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С.В.Хрущев, А.В.Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском госу­

дарственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стомато­ логическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного обра­ зования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицин­ ских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международ­ ных конференций, научных контактов с зарубежными спе­ циалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент, С. В.Хрущев). Ассоциа­ ция ежегодно проводит международные конференции по ак­ туальным проблемам специальности.

Влияние физических упражнений на организм

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я - это естественные

и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК

и физическом воспитании. Их отличие от обычных движе­ ний заключается в том, что они имеют целевую направлен­ ность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физио­ логическими свойствами мышц. Каждая поперечнополоса­ тая мышца состоит из множества волокон. Мышечное во­ локно обладает способностью отвечать на раздражения са­

возбуждение - это свойство обозначают как проводимость. Мышца способна изменять свою длину при возбуждении)

что определяется как сократимость. Сокращение иди ного мышечного волокна проходит дне фазы: COKpi «кия с расходованием энергии и расслабления с восстанов 1енн ем энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят слож­ ные биохимические процессы с участием кислорода (аэроб­ ный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный об­ мен доминирует при кратковременной интенсивной мышеч­ ной работе, а анаэробный - обеспечивает умеренную физи­ ческую нагрузку в течение длительного времени. Кислород и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой. Мышечная деятельность связана со всеми органами и систе-. мами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; фи­ зические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов из ЦНС.

Центральная нервная система регулирует движения, по­ лучая импульсы от проприорецепторов, которые находятся в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надко­ стнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздра­ жение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы со­ ставляют рефлекторную дугу.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный меха-

низмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, из­ меняет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце- ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние кор­ ковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Фи­ зические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекис­ лоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновремен­ ным участием и психической, и физической сферы человека. Основой в методе лечебной физкультуры является процесс дозированной тренировки, который развивает адаптацион­ ные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов - повышается возбу­ димость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически выраженной повы­ шенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип, что способствует уменьше­ нию или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внут­ ренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятель­ ности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гу­ моральный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нерв­ ной системы.

Физические упражнения:

- стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокрин­ ную систему;

- повышая иммунобиологические свойства, ферментатив­ ную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;

- положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение;

- оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.

Для понимания благоприятного влияния ЛФК следует оттенить роль теории моторно-висцеральных рефлексов М. Р. Могендовича (1975), суть которой состоит в том, что любое упражнение для мышц сопровождается изменениями в состоянии внутренних органов.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Чувашский государственный педагогический университет

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССАЖ

/Учебно-методический комплекс дисциплины/

Специальность 033100 (050720)– «Физическая культура».

Чебоксары

ББК 75.092 53.541

Лечебная физическая культура и массаж: учебно-методический комплекс дисциплины: специальность 050720 «Физическая культура» / составитель – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 20 с.

Печатается по решению учёного совета университет им. »

Рецензенты:

Д-р. пед. наук, профессор, зав. кафедрой физического воспитания и спорта ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. ;

Д-р мед наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. »

ã , составление, 2007

ã ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. », 2007

Специальность 050720 Физическая культура

ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДПП. Ф.12 Лечебная физическая культура и массаж

Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения. По завершении обучения студентов курса «Лечебная физическая культура и массаж» выпускник должен знать общие и частные методики ЛФК при различных заболеваниях и повреждениях. Владеть приемами классического, сегментарного, точечного и спортивного массажа и использовать их в практической деятельности.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс массажа на факультете физической культуры педуниверситета ставит своей целью обучить студентов применению этих средств для:

Коррекции нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья у школьников, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и основной группам, но имеющих отдельные дефекты здоровья;

Физического воспитания школьников специальной группы и учащихся специальных школ-интернатов для детей с различными заболеваниями;

Лечения больных с различными заболеваниями;

Обучения школьников самостоятельным занятиям лечебной физкультурой и самомассажу.

Учебная работа проводится в форме лекций, практических и самостоятельных занятий, консультаций и экзаменов. На лекциях студентов знакомят:

С понятиями, задачами, средствами и организацией лечебной физкультуры (ЛФК) и лечебного массажа в лечебно-профилактических учреждениях России;

С общими правилами выполнения процедур ЛФК и массажа;

С механизмом действия ЛФК и массажа;

Со средствами ЛФК и массажа и их классификациями;

С частными методиками лечебной физкультуры и лечебного массажа;

С 2 методиками гигиенического, спортивного массажа.

На практических занятиях студенты овладевают знаниями и умениями:

Выполнять процедуры ЛФК и массажа соответственно общим и частным методическим правилам;

Контролировать и индивидуализировать программы ЛФК и массажа, ориентируясь на переносимость пациентом лечебных воздействий и консультируясь с врачом.

В лекционном курсе вопросы ЛФК и массаж преподносятся по тематическому принципу.

На практических занятиях студенты обучаются основным методам проведения занятий ЛФК и массажа.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Практические занятия (семинары)

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля: экзамен/зачет

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Тематический план

Практические занятия,

семинары

Лабораторные работы

Введение. Общие основы лечебной физической культуры и массажа

Лечебная физкультура и массаж при травмах

Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях органов дыхания

Лечебная физкультура и массаж при ожирении, заболеваниях суставов и в клинике внутренних болезней

Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях нервной системы

1. Введение. Общие основы лечебной физической культуры и массажа

Общие основы лечебной физической культуры и массажа. Особенности ЛФК и массажа как лечебных методов. Значение ЛФК и массажа в комплексном лечении заболеваний и травм. Лечебная физкультура и массаж в детских лечебно-профилактических учреждениях. Краткий очерк развития ЛФК и массажа. Организация ЛФК и массажа в лечебно-профилактических учреждениях. Роль врача, методиста ЛФК и массажиста в оздоровлении детей. Помещение, инвентарь кабинета лечебной физкультуры, массажного кабинета, гигиенические требования к ним. Средства и формы лечебной физкультуры. Гигиенические упражнения, спортивно-прикладные упражнения, подвижные игры, упражнения в воде, упражнения на тренажерах, трудотерапия, естественные факторы природы. Утренняя гигиеническая гимнастика, процедуры ЛФК; групповые, самостоятельные занятия, консультативные формы занятий.

Классификация физических упражнений в лечебной физкультуре: общетонизирующие, специальные, упражнения на растяжения, на расслабления. Дозировка и критерии величины нагрузки (интенсивность, объем) в лечебной физкультуре: исходное положение, темп выполнения, амплитуда, величина отягощений, упражнения с предметами, величина сопротивления на тренажерах, количество повторений, серий, продолжительность пауз отдыха, продолжительность процедуры, длительность и сложность маршрута пешеходной прогулки, терренкура, количество шагов в минуту, самочувствие, визуальные признаки утомления; подсчет дыханий; пульсометрия, измерение артериального давления; двойное произведение, физиологическая кривая урока, плотность занятия, электрокардиография, мониторное наблюдение, уровень толерантности (переносимости) к нагрузке, кратность процедур в течение дня; продолжительность курса ЛФК.

Приемы и техника массажа. Средства, приемы и техника массажа. Приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, ударные приемы. Массаж отдельных частей тела. Инструментальный массаж: вибрационный, вакуумный и баночный, гидромассаж. Точечный массаж, способы воздействия: пальцем, специальным массажером, прижиганием, электротоком и др.; приемы пальцевого массажа: вибрация, вращение, давление. Методика пальцевого массажа. Сегментарный массаж. Гигиенический массаж.

Спортивный массаж; подготовительный (разминочный), восстановительный, стимулирующий (электростимуляция). Косметический массаж. Самомассаж: техника самомассажа, методика самомассажа отдельных частей тела.

Контроль за переносимостью процедур ЛФК и массажа: самочувствие; пульсометрия; измерение АД; визуальные признаки утомления; мониторное ЭКГ наблюдения, контроль за эффективностью ЛФК и массажа по кумулятивному эффекту; изменение клинических показателей и функционального состояния.

Документация в кабинете ЛФК и массажа.

2. Лечебная физкультура и массаж при травмах

ЛФК при травмах

Составить комплекс ФУ и провести занятия у больных с переломом конечностей

ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Составить комплексы ФУ и провести занятия у больных с диагнозами: гипертоническая болезнь, гипотоническая болезнь, инфаркт Миокарда, стенокардия, атеросклероз, хроническая сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания

Составить комплекс ФУ и провести занятия с больными: острым и хронически бронхитом, пневмонией, бронхиальной астмой, плевритом.

ЛФК внутренних болезней.

Составить комплекс ФУ и провести занятия у больных с диагнозом: сахарный диабет, ожирения, гастрит, язвенная болезнь желудка, желчекаменная болезнь, подагра, спланхноптоз заболеваниях суставов.

ЛФК при заболеваниях нервной системы

Составить комплекс ФУ и провести занятия у больных с диагнозом: ДЦ2, инсульт, неврит, радикулит, плегии и нарезы

Классический, спортивный и сегментраный массаж, самомассаж, массаж при различных заболеваниях

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ:

1. Дубровский, физическая культура / . – М.: Владос, 2005.

2. Епифанов, физическая культура и массаж / . – М.:Д. Ботар, 2004.

3. Лечебная физическая культура /под ред – М.: Меди, 2004.

4. Спортивный массаж / Составитель,

/ Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. – 66 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Вайнер, массажа / .- Липецк: Орчус, 1985. - 98 с.

2. Васичкин, по массажу / . – СПБ: Гиппократ, 1993. - 174 с.

3. Давыдов, доступен каждому /. - М.: ФиС, 1991. - 320 с.

4. Дубровский, массаж /. - М.: Шаг, 1994. - 448 с.

5. Елифанов, физическая культура / - М.:Медгиз, 1987. - 528 с.

6. Попов, физическая культура / - М.: ФиС, 1988. - 270 с.

7. Бирюков, : учебник для институтов физической культуры / . - М.: ФиС, 1988. – 251 с.

8. Хрущев, физкультура при ревматизме у детей / . – М.: Медицина, 1986. – 112 с.

9. Белов, здоровье / . - М.: ТОО КСП; Екб.: ТОО Реслекс, 1994. - 271 с.

10. Бирюков, / . – М.: ФиС, 1985. - 64 с.

5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

9. Организация службы ЛФК: роль врача, инструктора-методиста, оборудование кабинета и документация.

11. Типовые двигательные режимы в стационаре.

12. Массаж в гимнастике.

13. Типовые двигательные режимы на курортах.

15. Дозировка физических упражнений в ЛФК.

17. Классификация физических упражнений, применяемых в ЛФК.

18. Массаж в водных видах спорта.

19. Формы занятий ЛФК.

20. Массаж в спортивной борьбе.

21. Исходные положения, темп, плотность, эмоциональный уровень занятий в ЛФК, учет эффективности.

22. Массаж в игровых видах спорта.

23. Структура занятий ЛФК. Вводный (лечебный период ЛФК).

24. Восстановительный массаж в день отдыха.

25. Тонизирующий и тренирующий периоды ЛФК.

26. Восстановительный массаж при многодневном соревновательном цикле и однократном выступлении в день.

27. Сердечная недостаточность, ее характеристика.

28. Восстановительный массаж в перерывах от 20 минут до 6 часов.

29. Сосудистая недостаточность, ее характеристика.

30. Восстановительный массаж в перерывах 5-20 минут.

31. Факторы компенсации в деятельности сердечно-сосудистой системы.

32. Восстановительный массаж в кратковременных перерывах (1-5) минут.

33. Острое и хроническое перенапряжение миокарда, перетренированность.

34. Предварительный массаж, его подвиды.

35. ЛФК при инфаркте миокарда.

36. Тренировочный массаж, его подвиды.

37. ЛФК при гипер - и гипотонических болезнях.

38. Особенности массажа у детей и женщин. Самомассаж.

39. ЛФК при миокардитах, эндокардитах пороках сердца, стенокардии.

40. Мази, гели, растирки, применяемые при массаже.

41. Дыхательная недостаточность, ее степени.

42. Специальные приемы спортивного массажа. Противопоказания массажу.

43. Механизм лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания. Специальные дыхательные упражнения.

44. Разминание, вибрация.

45. ЛФК при пневмониях, бронхитах.

46. Поглаживание, растирание.

47. ЛФК при бронхиальной астме, плевритах.

48. Физиологическое действие массажа.

49. Негативные воздействия на организм при травмах, понятие о травматической болезни и сопровождающих ее синдромах, необходимость назначения ЛФК.

50. ЛФК при гастритах, колитах, спланхноптозе.

51. Оценка эффективности лечения в травматологии.

52. ЛФК при язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки.

53. Нарушения в двигательном аппарате, чувствительности, координации и трофики при заболеваниях и повреждениях нервной системы.

54. ЛФК при сахарном диабете.

55. ЛФК при спастических и вялых параличах и парезах.

56. ЛФК при ожирении, подагре.

57. Массаж в стрельбе.

58. Реабилитация больных ДЦП, задачи ЛФК.

59. ДЦП, факторы их вызывающие. Клиника, тяжесть течения.

60. ЛФК при невритах.

7.3. АПИМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА ФФК

1. Противопоказания к ЛФК.

2. Плотность занятий ЛФК

3. Физиологическая кривая урока в ЛФК.

4. Охарактеризуйте Ш (тренирующий) период ЛФК.

5. Исходные положения в ЛФК.

6. Специальные дыхательные упражнения.

1. Темп занятий ЛФК.

2. Упражнения противопоказанные больным с заболеваниями ССС.

3. Классификация физических упражнений, применяемых в ЛФК.

4. Плотность занятий ЛФК у детей с ожирением.

5. Тонус мышц при вялых порезах и параличах.

6. Контроль эфективности занятий ЛФК.

2. Тонус мышц при спастических парезах и параличах.

3. Охарактеризуйте строго постельный и постельный режимы в стационаре.

4. Способы дозировки нагрузки в ЛФК.

5. Исходные положения в ЛФК.

6. Охарактеризуйте I (лечебный) период ЛФК.

1. Охарактеризуйте П (тонизирующий) период ЛФК.

2. Формы ЛФК.

3. Физиологическая кривая урока в ЛФК

4. Задачи УГГ.

5. Противопоказания в ЛФК.

6. Классификация игр, применяемых в ЛФК.

1. Тонус мышц при вялых парезах.

2. Специальные дыхательные упражнения.

3. Осложнения в ОДА при переломах.

4. Способы дозировки физической нагрузки в ЛФК.

5. Плотность занятий в ЛФК.

6. Документация и оснащение кабинета ЛФК.

1. Классификация гимнастических упражнений, применяемых в ЛФК.

2. Терренкур.

3. Острая сосудистая недостаточность (обморок).

4. Исходные положения, применяемые в ЛФК.

5. Структура урока.

6. Противопоказания к ЛФК

Преподавание строится с учетом знаний студентов о морфофункциональных критериях нормального состояния организма, о структуре физических упражнений, полученных в курсах биологии, анатомии, физиологии, ОБЖ и ТМФВС.

9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ не предусмотрена

Учебное издание

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАССАЖ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальность 050720 «Физическая культура»

Составитель

Подписано в печать 27.04.07 Формат 60Х 84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная.

Усл. печ. л. 1.1: Тираж 50 экз. Заказ № .

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. »

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. »

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Разминание – основной и наиболее сложный прием при любом массаже. На его выполнение отводится больше половины времени всего сеанса. Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы (повышает их тонус, сократительную способность, улучшает кровообращение, снимает мышечное утомление). Оно заключается в непрерывном или прерывистом захватывании (I фаза), оттягивании, сдавливании (II фаза), сжимании, «перетирании» тканей (III фаза).

Основные приемы разминания :

  • продольное;
  • поперечное.

Продольное разминание выполняется одной или двумя руками по ходу мышечных волокон, начиная от места перехода мышцы в сухожилие . Выпрямленные пальцы при отведенном большом пальце располагаются на массированной поверхности так, чтобы большой палец лежал на одной стороне, а остальные пальцы – на другой стороне массируемого участка. Это первая фаза –

...

Методика и дозировка физических упражнений в ЛФК

Основные приемы массажа - Растирание

Растирание состоит в сдвигании и растяжении тканей в различных направлениях. При этом кожа сдвигается. Растирание оказывает более глубокое воздействие на ткани: усиливается лимфоток, размягчаются и рассасываются патологические образования, ликвидируются отеки, уменьшаются боли при травмах, невритах, невралгиях, улучшается сократительная функция мышц, увеличивается амплитуда движений в суставах. Энергичное растирание в области нервных стволов и окончаний снижает возбудимость нервной системы. Растирание подготавливает ткани к разминанию, выполняют медленно, проводят по массажным линиям.

Основные приемы растирания проводят в прямолинейном, круговом и спиралевидном направлениях, это:

  1. растирание пальцами;
  2. ладонями;
  3. основанием ладони.

Растирание пальцами используется при массаже лица, волосистой части головы, межреберных промежутков, спины,

...

Особенности гимнастики и массажа в зависимости от возраста

Детей грудного возраста в зависимости от состояния аппарата движения делят на 4 группы:

  • I – от 1,5 до 4 мес.,
  • II – от 4 до 6 месяцев,
  • III – от 6 до 9 месяцев,
  • IV- от 9 до 12 месяцев.

В I группе . В первые месяцы повышен тонус сгибателей конечностей, поэтому используют рефлексы, связанные с разгибанием. Задачи : расслабление сгибателей конечностей, повышение тонуса разгибателей, содействие первым навыкам по изменению положения тела и развитию умелости рук (подвешивание на высоте рук игрушек, предметов). ЛГ : назначают рефлекторные упражнения и активные движения с учетом рефлексов. Рефлекс ползания – если ребенка положить на живот и приставить ладонь к подошвам, то он совершает ползающие движения. Хватательный рефлекс (с 3 месяцев) – при надавливании на ладони ребенка он сильно схватывает пальцы проводящего занятия или предмет. Рефлекс Галанта – разгибание туловища при проведении

...

ЛФК и массаж при эмфиземе легких, бронхиальной астме, туберкулезе легких

Эмфизема легких

Это хроническое заболевание, к которому приводит хронический обструктивный бронхит. Эластическая соединительная ткань легких заменяется фиброзной, развивается пневмосклероз, легкие расширяются, увеличивается остаточный объем легких, развиваются поверхностное дыхание, ригидность и малоподвижность грудной клетки

Задачи ЛФК и массажа

Усилить локальную вентиляцию легких, уменьшить гипоксемию и одышку, усилить обмен веществ во всех тканях, особенно в сердечной мышце и нервной системе, улучшить функцию дыхательной мускулатуры.

Особенности методики ЛФК

Применяют экспираторную гимнастику, то есть упражнения, способствующие полноценному выдоху, укрепляющие мышцы туловища и брюшного пресса, которые участвуют в дыхании и сохраняют подвижность грудной клетки и позвоночника – статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими. ИП при постельном и полупостельном режиме – лежа и сидя с опорой на спинку стула, а при общем режиме – стоя,

...

Общие сведения о массаже, лечебный массаж

Массаж - это совокупность приемов механического дозированного воздействия на поверхность тела человека руками или специальными аппаратами (вибрационный, вакуумный вибромассажер, ультразвуковой и др.).

Действие массажа на организм

Механизмы действия :

  1. нервно-рефлекторный . Механические раздражения возбуждают механорецепторы кожи, мышц, суставов, сухожилий. Механическая энергия превращается в нервный импульс. Нервное возбуждение по чувствительным путям направляется в ЦНС, откуда по эфферентным путям – в различные органы и ткани, изменяя их функции;
  2. гуморальный . В коже образуются биологически активные вещества (гистамин, ацетилхолин), которые с током крови разносятся по всему организму и участвуют в расширении сосудов и передаче нервных импульсов;
  3. механическое действие в месте непосредственного воздействия : усиление тока крови, лимфы и тканевой жидкости (что облегчает
...

ЛФК и массаж при гипертонической болезни и первичной артериальной гипотензии

ЛФК и массаж при инфаркте миокарда

ЛФК и массаж при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Основные приемы массажа - Вибрация

ЛФК и массаж при бронхите и бронхоэктазии

Бронхит

Различают острый и хронический бронхит.

Острый бронхит

Это острое воспаление трахеобронхиального дерева, вызываемое вирусами, бактериями, химическими и другими факторами.

Задачи ЛФК и массажа

Уменьшение воспалительных процессов в бронхах и восстановление их дренажной функции; профилактика хронического бронхита и пневмонии; повышение иммунитета.

Особенности ЛФК

ЛФК назначают по стихании острого процесса. Применяют вначале статические дыхательные упражнения, а позже динамические дыхательные упражнения, делая акцент на выдохе и на откашливании мокроты, и общеукрепляющие упражнения.

Особенности методики массажа

Вначале массируют спину в ИП лежа на животе, а затем лежа на спине – переднюю поверхность грудной клетки. Руки массажиста располагаются параллельно ребрам и скользят от грудины к позвоночному столбу во время вдоха, а во время выдоха – к грудине, сжимая грудную клетку.

...

ЛФК и массаж при артритах и артрозах

Артриты

Это воспаление суставов, сопровождающееся ограничением движений, а при более сложных изменениях – полной неподвижностью (анкилоз) суставов, болями при нагрузке, а позднее и в покое. Различают моноартрит (поражение одного сустава) и полиартрит (поражение нескольких суставов).

Задачи ЛФК и массажа

Активизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализация обмена веществ, улучшение подвижности в суставе, увеличение силы мышц, ликвидация боли.

Особенности ЛФК

Активные движения следует выполнять в облегченных условиях: в положении лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др. Не допускать болевых ощущений. В занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении стоя и сидя при поражении

...

ЛФК и массаж при сколиозе

ЛФК и массаж при плеврите

ЛФК и массаж при дискинезиях желчевыводящих путей и хроническом холецистите

Дискинезии желчевыводящих путей

Это расстройства двигательной функции жёлчевыводящей системы, включая сфинктер Одди, которым способствуют различные вегетативно-нервные нарушения. Различают два клинические формы:

  • гиперкинетическая (спастическая): приступообразные боли, которые возникают после физических нагрузок (перегрузок) и часто сопровождаются тошнотой, рвотой, нарушением стула, раздражительностью, головной болью, ухудшением общего состояния;
  • гипокинетическая (гипотоническая, атоническая): после еды появляются тупые боли и чувство распирания в правом подреберье, особенно в положении сидя, иногда возникают диспептические явления и ухудшение общего состояния. Лечение включает массаж, ЛГ, диетотерапию, питье минеральных вод, физио- и гидротерапию, лекарственную терапию, фитотерапию и др.

Задачи ЛФК и массажа

Нормализация функции желчевыводящих путей и психоэмоционального состояния, обезболивающее действие, улучшение оттока желчи, общеукрепляющее

...

ЛФК и массаж при заболеваниях и травмах головного мозга

Основные приемы классического массажа

ЛФК и массаж при повреждениях связок суставов, вывихах, ушибах

Повреждения связок суставов (растяжения, разрывы)

Повреждения связок делят на растяжения, частичные разрывы и полные разрывы. Чаще повреждаются связки голеностопного и коленного суставов. Возникают боли, припухлость в месте повреждения, ограничение движений или патологическая подвижность, возможен гемартроз. Конечности придают такое положение, при котором точки прикрепления связок максимально сближаются. Конечность иммобилизируют, при полном разрыве связок их предварительно сшивают.

Задачи ЛФК и массажа

Улучшение местного крово- и лимфообращения, стимуляция регенерации тканей, восстановление объема движений в суставах, функции мышц, формирование временных компенсаций утраченных функций.

Особенности ЛФК

В I периоде назначают общеразвивающие упражнения и специальные упражнения на сохранение подвижности в суставе (их начинают с 3-5-го дня при растяжении и через несколько недель при разрывах). Во II периоде – пассивные упражнения и активные для восстановления

...

ЛФК и массаж при плоскостопии, врожденной косолапости, кривошее

Плоскостопие

Это деформация свода стопы, заключающаяся в уплощении ее сводов в сочетании с пронацией и супинацией стопы и нередко контрактурой. Возникает чаще у детей в результате раннего вставания и ходьбы, перенесенного рахита, а также слабости мышц и связок, особенно задней большеберцовой мышцы и сгибателей пальцев, неправильно подобранной обуви, длительного хождения или стояния и др. Утрачиваются рессорные свойства стопы, и основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний край стопы. Появляются боли в стопах, в икроножных мышцах при длительной ходьбе. Признаком выраженного плоскостопия является изменение формы стопы. Для диагностики плоскостопия применяют плантографию (отпечаток подошвенной поверхности стопы). Для лечения применяют ЛФК, массаж.

Задачи ЛФК и массажа

Восстановление и укрепление мышц свода стопы, исправление деформации стоп, восстановление их рессорных свойств и закрепление результатов лечения.

Особенности ЛФК

ЛГ выполняется 2-3 раза

...

ЛФК и массаж при гинекологических заболеваниях

Гинекологические заболевания

На функции полового аппарата женщины влияют многие факторы: болезни эндокринной системы, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринные заболевания, в то же время при гинекологических заболеваниях страдает общее состояние организма: возникают отраженные боли. Боли от половых органов и отраженные боли по нервам, соответствующим зонам Захарьина-Геда, рефлекторно влияют на функции гипофиза, мочевого пузыря, кишечника, сердечно-сосудистой системы, печени, почек, надпочечников и др., а длительные болевые импульсы вызывают нарушение кровообращения и секреции половых органов. Наиболее часто отмечаются воспалительные заболевания половых органов, нарушения менструальной функции, ограничение или увеличение подвижности матки, яичников, маточных труб, бесплодие, неправильные положения матки, недоразвитие половых органов, недержание мочи. Лечение может быть консервативным и оперативным. Большие гинекологические операции осуществляют в основном посредством чревосечения

...

ЛФК и массаж при беременности

Задачи ЛФК и массажа

Общее укрепление организма; уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС, часто нарушенного при беременности; улучшение кровоснабжения, дыхания, обмена веществ, оксигенации плода; укрепление мышц, участвующих в родовой деятельности, и повышение их эластических свойств; увеличение подвижности тазовых сочленений, тазобедренных суставов и позвоночника; обучение правильному дыханию; предупреждение осложнений (варикозное расширение вен, рубцы беременности и др.).

Особенности ЛФК

I триместр (от начала беременности до 16-й недели)

Формирование плаценты заканчивается к концу 16-й недели, связь плодного яйца с маткой непрочная, и происходит сложная перестройка организма (изменяется деятельность эндокринных желез, вегетативной нервной системы). Существует опасность выкидыша, поэтому занятия проводят осторожно, особенно в сроки, соответствующие менструации, в медленном или среднем темпе. Исключают упражнения,

...

ЛФК и массаж при заболеваниях и травмах спинного мозга и периферической нервной системы

Заболевания и травмы спинного мозга

Повреждения спинного мозга чаще возникают при переломах позвоночника. При поражении двигательных клеток рогов спинного мозга (травмы, полиомиелит) и их волокон часто развивается периферический (вялый) паралич или парез . Больные длительное время находятся на постельном режиме. В зависимости от локализации поражений нарушения двигательной функции различны: при локализации в шейном отделе – возникают спастические тетрапарезы и параличи; в нижнешейном и верхнегрудном – вялый парез (паралич) рук и спастический парез (паралич) ног; в грудном отделе – спастические параличи (парезы) ног; в нижнегрудном и поясничном – вялый парез (паралич) ног.

Задачи ЛФК и массажа

Активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем; улучшение проведения двигательных и чувствительных импульсов; укрепление паретичных и растяжение сокращенных мышц (при контрактурах); предупреждение атрофии мышц; укрепление мышечного

...

ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей

Рахит

Это хроническое заболевание с нарушением обмена веществ, преимущественно фосфорно-кальциевого, расстройством костеобразования (их размягчением и деформацией), поражением мышц (дряблость, гипотония) и др. органов, в том числе нарушением дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц и деформации грудной клетки. Различают 3 степени рахита: легкий, средней тяжести и тяжелый. Лечение рахита длительное, комплексное: витамин D, медикаменты, ультрафиолетовое облучение, закаливание, полноценное питание, гидротерапия, ЛГ, массаж.

Физические упражнения и массаж существенно влияют на обмен веществ путем активизации нервных и гуморальных воздействий. Они являются частью комплексного лечения при нарушениях обмена веществ (ожирение, подагра, диабет). Сахарный диабет

Понравилась статья? Поделитесь ей