Контакты

Ключевые моменты противостояния азербайджана и армении. Разница между азербайджанцами и армянами в религии В чем причина конфликта армении и азербайджана

Мало кто понимает, что в карабахском конфликте самая пострадавшая сторона, которая стала заложником армянских националистов и шовинистов – это жители Нагорного Карабаха, которые формально относятся к «армянам».

Однако почти все без исключения беспристрастные люди, которые приезжают в Нагорный Карабах, отмечают, что местное население резко отличается от армян в Ереване и других регионах республики Армения. Причем как внешне, так и ментально.

Также практически все наблюдатели отмечают фактически полную внешнюю идентичность карабахских «армян» с соседями-азербайджанцами. Как будто речь идет о родных братьях. В принципе это так и есть. Парадокс, но по крови и генетически и армяне, и азербайджанцы Нагорного Карабаха — это практически один и тот же народ.

По мнению ученых, большинство жителей Карабаха – потомки древнего населения Кавказской Албании. Просто одни из них стали мусульманами и полностью перешли на тюркский язык (распространенный и в албанские времена), а вторые из-за осуществленной армянской плутократией политики духовного порабощения христиан Азербайджана и арменизации перешли на армянский язык, изначально населению Карабаха чуждый.

Доказательством того, что армяне Карабаха и армяне республики Армения разные народы, служит также то, что среди армян Нагорного Карабаха абсолютно не распространены те генетические заболевания, которые распространены среди армян республики Армения и характерны для жителей востока Средиземноморья и юга Балканского полуострова (то есть тех областей, откуда на Южный Кавказ и переселились потомки армян — хаев).

Все это говорит о том, что мы имеем дело не с генетическими армянами в Карабахе, а с арменизированным населением, которое, в принципе, особо ничего общего с большинством армян республики Армения по крови не имеет.
Более того, исторически известная воинственность карабахских армян (совершенно несвойственная основной массе армянского этноса) только подтверждает их иное происхождение по сравнению с основной массой армян.

В чем-то такой характер жителей карабахских гор роднит их с народами горного Дагестана, которые, как известно, генетически и по языку более близки к древним кавказским албанцам (язык потомков древних албанцев – удин – относится к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы кавказских языков).

Между тем история того, как столетиями шаг за шагом происходила арменизация албанского населения Карабаха и стирание даже исторической памяти о древнем народе, и самобытной культуре заслуживает отдельного исследования.

Изначально Кавказская Албания не имела ни этнически, ни культурно, ни даже религиозно с Арменией ничего общего. Древняя Албанская церковь вместе с Грузинской церковью старалась держаться Православия, в отличие от Армянской церкви, уклонившейся в монофизитство.

Однако армяне, чтобы начать процесс духовного порабощения Албанской церкви, прибегли к интриге. Они, по сути, заставили еще в начале 7-го столетия власти Сасанидского Ирана, под чьим управлением находились и Армения и Албания, объявить вне закона православное вероисповедание и разрешить только «армянскую версию» монофизитского вероисповедания.

Если в Грузии, сперва благодаря католикосу Кириону, а затем тюркам-хазарам и византийскому императору Ираклию, удалось избавиться от армянского духовного ига и восстановить православие (для этого хазарам пришлось взять штурмом Тбилиси и истребить персидских наместников), то судьба Албанской церкви сложилась более трагично. Албанская церковь не была подобно Грузинской церкви освобождена от монофизитства и духовного гнета армян, которые начали шаг за шагом распространять свое влияние в Кавказской Албании, используя «единоверие».

Впоследствии, с арабским завоеванием и началом процесса исламизации Азербайджана, вновь появился шанс на то, чтобы Албанская церковь стала самостоятельной и вышла из под армянского влияния. Но армянская верхушка подкупом и лестью привлекла на свою сторону уже мусульманских правителей, и продолжилось шаг за шагом духовное подчинение албанского католикосата армянскому духовенству. При этом вся албанская православная духовная литература и книги уничтожались и заменялись армянскими богослужебными книгами.

После того, как армянской торговой верхушке удалось заручиться поддержкой азербайджанских правителей (Кара Коюнлу, Ак-Коюнлу, Сефевидов), предоставившим армянскому торговому капиталу огромные привилегии, армянская духовная экспансия на территорию Албанского каталикосата и его арменизация продолжалась с новой силой. Противостоять сверхбогатым армянским купцам, зарабатывающими сверхдоходы на внешней торговле державы Сефевидов, и «спонсируемому» ими армянскому духовенству бедные крестьяне из малоземельного Нагорного Карабаха, понятное дело, не могли. Древние албанские храмы один за другим перешли под контроль армянского духовенства и ими весьма специфически «реставрировались».

Есть масса фактов, что старые албанские надписи на храмах Карабаха были сознательно заменены на более поздние армянские. Даже если в новых арменизированных надписях сохранялись тюркские и албанские слова – эти надписи уничтожали и «переписывали» по-новой, чтобы сделать их «чисто армянскими».

Тем не менее, свой язык и свое этническое самосознание албанцы-христиане сохраняли очень долго. Даже в 18-м столетии иностранцы отмечали особости карабахских христиан, которых хоть и называли «армянами» (по вероисповеданию), но их отличием от других армян. При этом нужно учесть, что между албанской церковью и армянской долгое время был своеобразный «буфер» — Сюникская митрополия на территории нынешнего Зангезура, который также исторически никогда не имел армянское население. Местные «армяне» — это потомки арменизированных албанцев и тюрков.

Окончательно арменизировано было христианское население древней Албании – Нагорного Карабаха в 19 столетии после того, как армянам удалось убедить власти Российской империи, что древние христиане Азербайджана тоже «армяне» и то, что их традиционно нужно подчинить армянкой церкви. В итоге Албанский каталикосат был упразднен и подчинен Эчмиадзинскому католикосату. А поскольку все верующие армянской церкви в Российской империи считались армянами, то к ним причислили и албанское население Карабаха.

Тогда же начали массово переселяться в Карабах армяне из Персии и Турции. Но примесь армянской крови среди коренных карабахцев все равно незначительная. Дело в том, что значительную часть переселявшихся в Карабах армян составляли купцы. Они образовали местную торгово-ростовщическую верхушку, жившую достаточно обособлено и даже особо не вступали в браки с «простым» карабахским населением албанского происхождения, представленным в основном крестьянами, к торговле никакого отношения не имеющим. При первой же возможности, поселившиеся в Карабахе армяне переселялись дальше – в крупные города Российской империи. Поэтому у большинства карабахских армян если и армянская примесь, то она очень несущественно и это даже видно по их внешности.

Удалось сохранить свою идентичность лишь части древнего албанского населения – удинам, которые сохранили язык и этническое самосознание просто чудом, несмотря на усилия армянского духовенства по искоренению любой памяти о древних албанских наречиях и переходу к общению христиан Азербайджана на армянский язык.

При этом армянское духовенство действовало изощренно. Священниками в приходы Албанского каталикосата захватавшие в нем власть армянские иерархи старались назначать представителей исключительно пришлых армян. У потомков древних албанских христианин не стало фактически духовенства, родственного им по крови. После того, как Албанский каталикосат был полностью подчинен духовному гнету армян, на территории Азербайджана из местного духовенства почти все представители коренного населения были шаг за шагом «вытеснены» армянами из Турции.

При этом нужно учесть, что арменизация проходила не только по духовной линии, но и по политической. Особенно она усилилась с появлением армянской террористической организации Дашнакцутюн. Дашнаки, в первую очередь, обращали внимание насаждению националистического армянского духа среди населения, которое они причислили к «армянам». Поэтому люди, которые в чем-то сумели сомневаться в своем армянском происхождении, подвергались преследованию, а иногда прямому террору. Известно, что дашнакскими террористами собственно в Карабахе сознательно уничтожались те армяне, которые не хотели работать на организацию и не хотели ее финансировать.

Конечно же, упущением властей советского Азербайджана было то, что они в годы СССР попались на армянские заявления о «дружбе армянского и азербайджанского народа, которая будет отныне всегда» и не стали возрождать уникальной албанской нации и албанской культуры. Даже сохранившаяся чудом удинская община была лишена в советские времена особой поддержки своей идентичности. Лишь то, что удинское население не подчинялись властям арменизированной Нагорно-Карабахской автономной области, спасло этот народ от принудительной ассимиляции.

Таким образом, армяне Карабаха по крови и по происхождению и культурным корням – никакие ни армяне. По крови они – древние албанцы со значительным тюркским компонентом. То, что они сегодня говорят по-армянски, ничего не значит. Большинство ирландцев свой язык забыли и говорят на английском языке, но четко осознают ирландское происхождение и свою ирландскую идентичность.

К счастью, находятся смелые люди из числа карабахцев-христиан, которые начинают бороться за свою албанскую идентичность. Делать это им трудно и опасно – тем большее значение имеет распространенное недавно в социальных сетях обращение Артура Агаджанова – бакинского армянина, выходца из Карабаха, который уже многие годы пытается бороться с армянской пропагандой и историческими фальсификациями. Из этого обращения многие впервые смогли узнать о трагедии подвергшегося жесточайшей ассимиляции и «промывке мозгов» в армянском националистическом духе христианского населения Карабаха, которое изначально армянам было абсолютно чуждо. Вот это обращение:

«В течение многих веков земля Карабаха остается ареной для различных войн и столкновений. В результате этих процессов страдает ее древняя культура, храмы, архитектурные памятники и наследие народов, которые являлись частью древнего государства Кавказская Албания. У этого древнего государства была своя особая культура, история и архитектура. Была Автокефальная Албанская Церковь – одна из старейших в христианском мире. Однако ныне все это древнее наследие или уничтожено, или же приписано к армянской культуре и истории.

Дело в том, что издревле людей делили по религиозному признаку, а не по этническому. Вплоть до 19 века именно по религиозной и конфессиональной принадлежности людей называли иудеями, христианами, магометанами, буддистами, гебрами (огнепоклонниками), армянами и др. Под этими названиями объединяли представителей разных народов, исповедовавших ту или иную веру. Уже после стала стираться разница между разными народами, которых начали объединять под общим самоназванием. Таким образом, понятие армяне превратилось из религиозного термина в этнический и под «армян» начали записывать кипчаков, татов, курдов, удин и представителей других кавказских народов, исповедовавших монофизитское христианство. Трагедия заключается в том, что всех, кого записали «армянами», подчинили Эчмиадзинской церкви, которая изначально было духовным центром гайканского (хайского) народа. В результате, всех армян насильно превратили в гайкан, лишив своего этнического самосознания, культуры и истории.

Уже два века, как армянские переселенцы (представители хайского или гайканского народа) из Турции, Ирана, стран Ближнего Востока осваивают древние земли Карабаха. В течение этих двух веков эти переселенцы при поддержке Эчмиадзинской церкви смогли упразднить древнюю Автокефальную Албанскую Церковь. В результате упразднения Гандзасарского и Амарасского и других патриарших престолов Албанской церкви в Карабахе и на всем Южном Кавказе, многочисленные народы, их культура, храмы, книги и наследие перешли в руки армянской церкви Эчмиадзина. Часть этих народов исповедовали армянское григорианство, но не имели ничего общего с армяно-хайским (гайканским) народом и Эчмиадзином. Однако эти народы насильно были деэтнизированы и арменизированы.

Карабахские христиане биологически близки к азербайджанскому и другим народам Кавказкой Албании. Однако на фоне молчаливого согласия и пособничества различных политических центров и стран, в течение двух веков армянское наследие разных народов, стран и культур были приписаны и переписаны в угоду армяно-хайскому народу и армянкой церкви Эчмиадзина. Эта вопиющая несправедливость стала причиной ряда кровавых межнациональных конфликтов, самым жестоким и кровоточащим из которых является армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт.

Мы понимаем, что любое высказывание или выступление против армянской националистической концепции по истории и судьбе Карабаха опасно для жизни. За последние 25-30 лет убито и терроризировано большое количество армянских политиков, общественных деятелей и активистов, которые выступали против постулатов армянского национализма. Любой, кто выступал с тем, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, частью истории древней Кавказской Албании и ее христианской культуры — сталкивался с прямой угрозой для своей жизни. Но мы считаем, что не надо бояться говорить правду и бороться за нее, следует решить Карабахскую проблему, иначе она достанется нашим детям и будет литься уже их кровь. Люди гибли и гибнут из-за фальшивой истории, разработанной и претворяемой армянскими националистами. Именно в такой исторической концепции кроется все зло, которое обрушилось на наши народы – мы должны сделать все, чтобы разоблачить фальшивую историю и остановить кровопролитие. Нас, карабахских армян из-за этнической разницы с гайканами в Армении считали и продолжают считать людьми «второго сорта», презрительно называя «шуртвацами» (перевертышами, оборотнями). Это еще раз подтверждает, что сами же гайкане признают нас другим народом, отличным этнически, духовно и исторически.

Призываем мировую общественность, международные организации – ООН, ЮНЕСКО и другие принять все меры для сохранения и изучения крупиц древнего наследия различных народов армянского вероисповедания. Мы со своей стороны, готовы внести свой вклад в борьбу за сохранение, изучение и популяризацию наследия народов армянского вероисповедания и восстановления Автокефальной Албанской Церкви – одной из старейших в христианском мире. Мы с радостью восприняли информацию о возрождении в Азербайджане Албанской церкви и восстановлении службы в храмах. Это является большим стимулом для нас и поводом объединиться вокруг албанского духовного наследия. С этой целью в ближайшее время мы создадим организацию, в ряды которой смогут войти все, кому не равнодушна судьба и история Карабаха.

Призываю всех помочь в распространении этого обращения!»

Борьбе за возрождение фактически уничтоженной идентичности древнего и уникального народа – кавказских албанцев – нужно помочь.

Также необходимо, чтобы в Азербайджане, особенно после деокупации Карабаха, среди местного армянского населения шаг за шагом возродилось свое албанское самосознание и эти люди влились в единое азербайджанское государство как уникальная, не имеющая аналогов в мире этнокультурная общность. Для Азербайджана то, что среди потомков древних албанцев начнется движение за возрождение своих духовных и культурных корней очень важно, поскольку это будет способствовать самобытности и развитию страны.

На геополитической карте мира достаточно мест, которые можно отметить красным цветом. Здесь то затихают, то вновь разгораются военные конфликты, многие из которых имеют более чем вековую историю. Подобных «горячих» точек на планете не так уж и много, но все же лучше, чтобы их не существовало вовсе. Однако к сожалению, одно из таких мест находится не так далеко от российской границы. Мы говорим о Карабахском конфликте, кратко рассказать о котором довольно сложно. Сама суть этого противостояния армян и азербайджанцев уходит корнями в конец девятнадцатого века. А многие историки считают, что конфликт между этими нациями существует гораздо более продолжительное время. Рассказывать о нем невозможно, не упомянув армяно-азербайджанскую войну, которая унесла большое количество жизней с обеих сторон. Историческая летопись этих событий ведется армянами и азербайджанцами очень тщательно. Хотя каждая народность видит в произошедшем только свою правоту. В статье мы разберем причины и последствия Карабахского конфликта. А также вкратце обрисуем сегодняшнюю ситуацию в регионе. Несколько разделов статьи мы выделим армяно-азербайджанской войне конца девятнадцатого - начала двадцатого века, частью которой являются вооруженные столкновения в Нагорном Карабахе.

Характеристика военного конфликта

Историки часто утверждают, что причинами многих войн и вооруженных конфликтов являются недопонимания среди смешанного по составу местного населения. Таким же образом можно охарактеризовать армяно-азербайджанскую войну 1918-1920 гг. Историки называют ее этническим конфликтом, но главную причину вспыхнувшей войны видят в территориальных спорах. Они были наиболее актуальными в тех местах, где исторически на одних территориях уживались армяне и азербайджанцы. Пик военных столкновений пришелся на конец Первой мировой войны. Относительной стабильности в регионе властям удалось добиться только после вхождения республик в состав Советского Союза.

Первая Республика Армения и Азербайджанская Демократическая Республика не вступали в прямые столкновения между собой. Поэтому армяно-азербайджанская война имела некое сходство с партизанским сопротивлением. Основные действия происходили на спорных территориях, где республики поддерживали ополченские отряды, созданные своими согражданами.

За все время, пока длилась армяно-азербайджанская война 1918-1920 годов, самые кровавые и активные действия происходили в Карабахе и Нахичеване. Все это сопровождалось настоящей резней, которая в итоге стала причиной демографического кризиса в регионе. Наиболее тяжелыми страницами в истории данного конфликта армяне и азербайджанцы называют:

  • Мартовскую резню;
  • резню армян в Баку;
  • Шушинскую резню.

Нельзя не отметить, что молодые советские и грузинские правительства пытались оказывать в армяно-азербайджанской войне посреднические услуги. Однако подобный подход не возымел никакого действия и не стал гарантом стабилизации ситуации в регионе. Решить проблему удалось только после того, как Красная Армия заняла спорные территории, что привело к свержению правящего режима в обеих республиках. Однако в некоторых регионах пожар войны был лишь слегка притушен и разгорался еще не единожды. Говоря об этом, мы имеем в виду Карабахский конфликт, последствия которого в полной мере не могут до сих пор оценить наши современники.

Предыстория военных действий

С самых давних времен были отмечены напряженные отношения на спорных территориях между народом Армении и народом Азербайджана. Карабахский конфликт стал всего лишь продолжением долгой и драматичной истории, разворачивающейся на протяжении нескольких веков.

Религиозные и культурные различия между двумя народами часто считали тем поводом, который привел к вооруженному столкновению. Однако реальной причиной армяно-азербайджанской войны (в 1991 году она вспыхнула с новой силой) был территориальный вопрос.

В 1905 году в Баку начались первые массовые беспорядки, которые вылились в вооруженный конфликт между армянами и азербайджанцами. Постепенно он стал перетекать на другие районы Закавказья. Везде, где этнический состав был смешанным, происходили регулярные столкновения, которые были предвестниками будущей войны. Ее спусковым механизмом можно назвать Октябрьскую революцию.

С семнадцатого года прошлого века ситуация в Закавказье полностью дестабилизировалась, и скрытый конфликт перешел в открытую войну, унесшую множество жизней.

Через год после свершения революции на некогда единой территории произошли серьезные изменения. Изначально в Закавказье была провозглашена независимость, однако новоиспеченное государство продержалось всего лишь несколько месяцев. Исторически закономерно, что оно распалось на три независимых республики:

  • Грузинская Демократическая Республика;
  • Республика Армения (Карабахский конфликт очень серьезно ударил по армянам);
  • Азербайджанская Демократическая Республика.

Несмотря на это деление, в Зангезуре и Карабахе, вошедших в состав Азербайджана, проживало немало армянского населения. Они категорически отказались подчиняться новым властям и даже создали организованное вооруженное сопротивление. Это отчасти и породило Карабахский конфликт (кратко мы рассмотрим его немного позже).

Целью армян, проживающих на озвученных территориях, было вхождение в состав Республики Армения. Вооруженные столкновения между разрозненными армянскими отрядами и войсками Азербайджана повторялись регулярно. Но ни к какому окончательному решению обе стороны не могли прийти.

В свою очередь на сложилась подобная ситуация. В ее состав вошла Эриванская губерния, густо населенная мусульманами. Они сопротивлялись вхождению в состав республики и получали материальную поддержку от Турции и Азербайджана.

Восемнадцатые-девятнадцатые годы прошлого века являлись для военного конфликта начальным этапом, когда происходило формирование противоборствующих лагерей и оппозиционных групп.

Наиболее важные для войны события происходили в нескольких регионах практически одновременно. Поэтому мы рассмотрим войну через призму вооруженных столкновений именно в этих районах.

Нахичеван. Сопротивление мусульман

Мудросское перемирие, подписанное в восемнадцатом году прошлого века и ознаменовавшее поражение сразу же изменили расстановку сил в Закавказье. Ее войска, ранее введенные в Закавказский регион, были вынуждены спешно покинуть его. Освобожденные территории после нескольких месяцев самостоятельного существования было решено ввести в состав Республики Армения. Однако делалось это без согласия местных жителей, большая часть из которых являлась азербайджанскими мусульманами. Они стали оказывать сопротивление, тем более что турецкие военные поддерживали эту оппозицию. Солдаты и офицеры в незначительном количество были переброшены на территорию новой Республики Азербайджан.

Ее власти поддерживали своих соотечественников и сделали попытку обособить спорные регионы. Один из азербайджанских лидеров даже объявил Нахичеван и еще несколько ближайших к нему районов самостоятельной Аракской Республикой. Подобный исход сулил кровопролитные столкновения, к которым мусульманское население самопровозглашенной республики было готово. Поддержка турецкой армии была очень кстати и, по некоторым прогнозам, армянские правительственные войска были бы разбиты. Серьезных столкновений удалось избежать благодаря вмешательству Британии. Посредством ее усилий на объявленных независимыми территориях было сформировано генерал-губернаторство.

За несколько месяцев девятнадцатого года под британским протекторатом спорным территориям удалось восстановить мирную жизнь. Постепенно наладилось телеграфное сообщение с другими странами, было отремонтировано железнодорожное полотно и пущено несколько поездов. Однако британские войска не могли долго оставаться на этих территориях. После мирных переговоров с армянскими властями стороны пришли к соглашению: британцы покинули район Нахичевана, а армянские военные подразделения вошли туда с полным правом на эти земли.

Данное решение привело к возмущению азербайджанских мусульман. Военный конфликт вспыхнул с новой силой. Повсеместно происходили грабежи, горели дома и мусульманские святыни. По всем районам, приближенным к Нахичевану, гремели бои и мелкие столкновения. Азербайджанцы создавали свои отряды и выступали под британскими и турецкими флагами.

В результате сражений армяне практически полностью потеряли контроль над Нахичеваном. Выжившие армяне были вынуждены покинуть свои дома и бежать в Зангезур.

Причины и последствия Карабахского конфликта. Историческая справка

Этот регион не может похвастаться стабильностью до сих пор. Несмотря на то что теоретически решение Карабахского конфликта было найдено еще в прошлом веке, в действительности оно не стало реальным выходом из сложившейся ситуации. А корнями своими она уходит в далекие времена.

Если говорить об истории Нагорного Карабаха, то хочется остановиться на четвертом веке до нашей эры. Именно тогда данные территории вошли в состав Армянского царства. В дальнейшем они стали частью и шесть столетий территориально входили в одну из ее провинций. В дальнейшем эти области не единожды меняли свою принадлежность. Они управлялись албанцами, арабами, вновь Естественно, что территории с такой историей в качестве отличительной черты имеют неоднородный состав населения. Это и стало одной из причин Нагорно-Карабахского конфликта.

Для лучшего понимания ситуации необходимо сказать, что в самом начале двадцатого века в этом регионе уже были столкновения между армянами и азербайджанцами. С 1905 по 1907 год конфликт периодически давал знать о себе кратковременными вооруженными стычками среди местного населения. Но Октябрьская революция стала точкой отсчета нового витка в данном конфликте.

Карабах в первой четверти двадцатого века

В 1918-1920 годы Карабахский конфликт разгорелся с новой силой. Поводом стало провозглашение Азербайджанской Демократической Республики. В ее состав и должен был войти Нагорный Карабах с большим количеством армянского населения. Оно не приняло новое правительство и стало оказывать ему сопротивление, в том числе и вооруженное.

Летом 1918 года армяне, проживающие на этих территориях, созвали первый съезд и избрали свое собственное правительство. Зная об этом, азербайджанские власти воспользовались помощью турецких войск и начали поэтапно подавлять сопротивление армянского населения. Первыми подверглись нападению армяне Баку, кровавая резня в этом городе стала уроком для многих других территорий.

К концу года ситуация была далека от нормальной. Столкновения между армянами и мусульманами продолжались, повсюду царил хаос, повсеместными стали грабежи и разбой. Ситуация осложнялась тем, что в регион стали стекаться беженцы из других районов Закавказья. По предварительным подсчетам британцев, в Карабах пропали около сорока тысяч армян.

Промежуточное решение Карабахского конфликта британцы, которые вполне уверенно чувствовали себя на этих территориях, видели в передаче этого региона под управление Азербайджана. Подобный подход не мог не шокировать армян, считавших британское правительство своим союзником и помощником в регулировании ситуации. Они не согласились с предложением оставить решение конфликта за Парижской мирной конференцией и назначили в Карабахе своего представителя.

Попытки решить конфликт

Свою помощь в стабилизации ситуации в регионе предложили грузинские власти. Они организовали конференцию, куда приехали полномочные делегаты из обеих молодых республик. Однако урегулирование Карабахского конфликта оказалось невозможным из-за разного подхода к его решению.

Армянские власти предлагали руководствоваться этническими характеристиками. Исторически данные территории принадлежали армянам, поэтому их притязания на Нагорный Карабах имели под собой основания. Однако Азербайджан приводил неоспоримые доводы в пользу экономического подхода к решению судьбы региона. Он отделен от Армении горами и никаким образом не связан с государством территориально.

После продолжительных споров к компромиссу стороны не пришли. Поэтому конференция считалась провальной.

Дальнейшее течение конфликта

После неудачной попытки урегулировать Карабахский конфликт, Азербайджан ввел экономическую блокаду данных территорий. Его поддерживали британцы и американцы, однако даже они были вынуждены признать такие меры крайне жестокими, так как они привели к голоду среди местного населения.

Постепенно азербайджанцы наращивали свое военное присутствие на спорных территориях. Периодические вооруженные столкновения не перерастали в полноценную войну только благодаря представителям из других стран. Но долго это продолжаться не могло.

Об участье курдов в армяно-азербайджанской войне в официальных докладах того периода не всегда упоминалось. Но они принимали в конфликте активное участие, вступая в специализированные конные отряды.

В начале 1920 года на Парижской мирной конференции было принято решение признать спорные территории за Азербайджаном. Несмотря на номинальное решение вопроса, ситуация не стабилизировалась. Грабежи и разбои продолжались, частым явлением стали кровавые этнические чистки, уносившие жизни целых поселений.

Восстание армян

Решения Парижской конференции привели к относительному миру. Но в сложившейся ситуации он был всего лишь затишьем перед бурей. И она грянула зимой 1920 года.

На фоне вновь обострившейся национальной резни азербайджанское правительство потребовало безоговорочного подчинения армянского населения. С этой целью была созвана Ассамблея, делегаты которой трудились до первых чисел марта. Однако к единому мнению тоже не пришли. Одни выступали только за экономическое объединение с Азербайджаном, а другие отказывались от любого контакта с властями республики.

Несмотря на установленное перемирие, генерал-губернатор, поставленный азербайджанским республиканским правительством управлять регионом, постепенно начал стягивать сюда военный контингент. Параллельно он ввел массу правил, ограничивающих армян в передвижениях, и составил план уничтожения их поселений.

Все это только обостряло ситуацию и привело к началу восстания армянского населения 23 марта 1920 года. Вооруженные группы напали на несколько населенных пунктов одновременно. Но добиться заметного результата получилось только в одном из них. Удержать город повстанцам не удалось: уже в первых числах апреля он был возвращен под власть генерал-губернатора.

Неудача не остановила армянское население, и на территории Карабаха с новой силой возобновился застарелый военный конфликт. В течение апреля населенные пункты переходили из одних рук в другие, силы противников были равны, и напряжение с каждым днем только усиливалось.

В конце месяца произошла советизация Азербайджана, что в корне изменило ситуацию и соотношение сил в регионе. За следующие полгода советские войска закрепились в республике и вошли в Карабах. Большая часть армян перешла на их сторону. Те офицеры, которые не сложили оружие, были расстреляны.

Промежуточные итоги

Изначально право на него было закреплено за Арменией, однако чуть позже окончательным решением стало введение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана в качестве автономии. Однако подобный итог не удовлетворил ни одну из сторон. Периодически возникали незначительные конфликты, спровоцированные то армянским, то азербайджанским населением. Каждый из народов считал себя ущемленным в правах, а вопрос о передаче региона под власть Армении поднимался неоднократно.

Ситуация только внешне казалась стабильной, что и было доказано в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, когда вновь заговорили о Карабахском конфликте (1988 год).

Возобновление конфликта

До конца восьмидесятых годов ситуация в Нагорном Карабахе оставалась условно стабильной. Разговоры об изменении статуса автономии периодически велись, но делалось это в очень узких кругах. Политика Михаила Горбачева повлияла на настроения в регионе: недовольство армянского населения своим положением усилилось. Народ стал собираться на митинги, звучали слова о намеренном сдерживании развития региона и запрете на возобновление связей с Арменией. В этот период активизировалось националистическое движение, чьи лидеры рассказывали о пренебрежительном отношении властей к армянской культуре и традициям. Все чаще звучали обращения к советскому правительству с призывами о выходе автономии из состава Азербайджана.

Идеи воссоединения с Арменией просочились и в печатные издания. В самой республике население активно поддерживало новые веяния, что негативно повлияло на авторитет руководства. Стараясь сдержать народные выступления, коммунистическая партия стремительно теряла свои позиции. Напряженность в регионе росла, что неминуемо привело к очередному витку Карабахского конфликта.

К 1988 году были зарегистрированы первые столкновения между армянским и азербайджанским населением. Толчком к ним послужило увольнение в одном из поселков руководителя колхоза - армянина. Массовые беспорядки были приостановлены, но параллельно в Нагорном Карабахе и Армении был запущен сбор подписей в пользу объединения. С данной инициативой группа делегатов была направлена в Москву.

Зимой 1988 года в регион стали прибывать беженцы из Армении. Они рассказывали о притеснении азербайджанского народа на армянских территориях, что добавило напряженности в и так непростую ситуацию. Постепенно население Азербайджана разделилось на две противоборствующие группы. Одни считали, что Нагорный Карабах наконец должен стать частью Армении, а другие прослеживали в разворачивающихся событиях сепаратистские тенденции.

В конце февраля народные депутаты-армяне проголосовали за обращение к Верховному Совету СССР с просьбой рассмотреть наболевший вопрос с Карабахом. Депутаты-азербайджанцы отказались голосовать и демонстративно покинули зал заседаний. Конфликт постепенно выходил из-под контроля. Многие опасались кровавых столкновений среди местного населения. И они не заставили себя ждать.

22 февраля с трудом удалось развести две группы людей - из Агдама и Аскерана. В обоих населенных пунктах сформировались довольно сильные оппозиционные группы, имеющие в своем арсенале оружие. Можно сказать, что это столкновение стало сигналом к началу настоящей войны.

В первых числах марта в Нагорном Карабахе прокатилась волна забастовок. В дальнейшем народ еще не единожды будет прибегать к подобному способу обратить на себя внимание. Параллельно на улицы азербайджанских городов стали выходить люди, выступающие в поддержку решения о невозможности пересмотра статуса Карабаха. Наиболее массовыми были подобные шествия в Баку.

Власти Армении пытались сдерживать давление народа, который все чаще выступал за объединение со спорными когда-то областями. В республике даже сформировалось несколько официальных групп, собирающих подписи в поддержку карабахских армян и проводящих в массах разъяснительную работу по данному вопросу. Москва, несмотря на многочисленные обращения от армянского населения, продолжала придерживаться решения о прежнем статусе Карабаха. Однако обнадежила представителей этой автономии обещаниями наладить культурные связи с Арменией и предоставлении ряда послаблений местному населению. К сожалению, подобные полумеры не могли удовлетворить обе стороны.

Повсюду расползались слухи о притеснениях тех или иных национальностей, люди выходили на улицы, у многих из них было оружие. Ситуация окончательно вышла из-под контроля в последних числах февраля. В это время в Сумгаите произошли кровавые погромы армянских кварталов. На протяжении двух дней правоохранительные органы не могли восстановить порядок. В официальные отчеты так и не попали достоверные сведения о количестве жертв. Власти все еще надеялись скрыть реальное положение вещей. Однако азербайджанцы были настроены проводить массовые погромы, уничтожая армянское население. С трудом удалось не допустить повторения ситуации с Сумгаитом в Кировобаде.

Летом 1988 года конфликт между Арменией и Азербайджаном вышел на новый уровень. Республики стали использовать в противостоянии условно «законные» методы. К ним можно отнести частичную экономическую блокаду и принятие законов относительно Нагорного Карабаха без рассмотрения мнений противоположной стороны.

Армяно-азербайджанская война 1991-1994 годов

Вплоть до 1994 года ситуация в регионе была крайне сложной. В Ереван была введена советская группа войск, в некоторых городах, в том числе и в Баку, власти установили комендантский час. Народные волнения зачастую выливались в массовые расправы, остановить которые было не под силу даже военному контингенту. На армяно-азербайджанской границе стали нормой обстрелы артиллерией. Конфликт перерос в полномасштабную войну между обеими республиками.

В 1991 году был провозглашен республикой, что вызвало очередной виток военных действий. На фронтах использовалась бронетехника, авиация и артиллерия. Жертвы с обеих сторон только провоцировали проведение очередных военных операций.

Подводим итоги

Сегодня причины и последствия Карабахского конфликта (в кратком изложении) можно найти в любом школьном учебнике по истории. Ведь он является примером замороженной ситуации, которая так и не нашла своего окончательного решения.

В 1994 враждующие стороны заключили соглашение о Промежуточным итогом конфликта можно считать официальное изменение статуса Нагорного Карабаха, а также потерю нескольких азербайджанских территорий, которые ранее относились к пограничным. Естественно, что сам Азербайджан считал военный конфликт не решенным, а всего лишь замороженным. Поэтому в 2016 году назад начал обстрел прилегающих к Карабаху территорий.

Сегодня ситуация грозит вновь перерасти в полноценный военный конфликт, ведь армяне вовсе не желают возвращать своим соседям земли, присоединенные несколько лет назад. Российское правительство выступает за перемирие и стремится оставить конфликт в замороженном состоянии. Однако многие аналитики считают, что это невозможно, и рано либо поздно ситуация в регионе вновь станет неконтролируемой.

Кавказ является одним из немногих регионов мира, где на сравнительно небольшой территории сосредоточено огромное количество разнообразнейших этносов. Неискушенному в местных реалиях человеку порой трудно разобраться во всем многообразии здешних культур, языков или религий. Попробуем на примере двух крупнейших кавказских народов разобраться в проблеме. Итак, чем отличаются азербайджанцы от армян? Отличия будем рассматривать по нескольким аспектам:

  • лингвистическому;
  • религиозному;
  • историческому;
  • культурному.

Языки

Армянский язык по современной лингвистической классификации принадлежит к индоевропейской семье. Ближайшим его родственником из ныне существующих языков предположительно является греческий, а из мертвых языков – фригийский. Среди индоевропейских языков армянский входит в группу, единственным представителем которой и признан, в то время как многие другие группы (славянская, германская, кельтская, романская) дали большое количество «потомков» в виде национальных языков, на которых говорит большая часть населения мира. Кстати, в этом отношении у армянского много общего с греческим: последний также является единственным представителем отдельной индоевропейской ветки, хотя некоторые лингвисты и выделяют ряд греческих диалектов, на которых говорят греки диаспоры.

Отличие азербайджанцев от армян в том, что их язык, принадлежа к огузской ветви тюркских языков, не имеет ничего общего с индоевропейскими. Согласно одной из гипотез, индоевропейские и алтайские языки (в числе которых – и тюркские) являются «родственниками» на более высоком таксономическом уровне, входя в так называемую ностратическую макросемью. Разделение праиндоевропейского языка и предка алтайских языков произошло предположительно 12 тысяч лет назад. Естественно, прямых доказательств этому быть не может, гипотеза выдвинута на основе данных глоттохронологии, изучающей порядок и скорость изменения языков под воздействием времени и при взаимодействии с другими языками. Азербайджанский язык настолько похож на турецкий, что многие даже считают его диалектом последнего.

Сравнение

По второму параметру также различие принципиальное: армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Второй была Грузия – 324 год, а в Римской империи окончательное становление христианства как государственной религии произошло лишь в конце 4 века при правлении Феодосия Великого. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.

Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм. Разница объясняется тем, что территория Азербайджана продолжительное время находилась в политической зависимости от Ирана, где шиитская разновидность ислама укоренилась очень давно. Конкретной даты принятия азербайджанцами ислама не существует, так как они долго не имели единой государственности, да и становление их этноса, в отличие от армянского, продолжалось все позднее Средневековье и даже в Новое время.

Исторические различия

Не углубляясь в исторические нюансы, касающиеся азербайджанского и армянского народов, стоит все же отметить некоторые особенности. Проникновение армян на территорию, где сейчас находится их страна, началось несколько тысяч лет назад. А вот насчет того, когда именно, существует несколько гипотез. Согласно одной (базирующейся на сочинениях Геродота), армяне – это часть фригийцев, мигрировавших на восток примерно за 7-8 веков до нашей эры. По другой гипотезе, армяне живут на своей территории еще дольше, что зафиксировано в хеттских иероглифических источниках. Насколько верны оба предположения – предмет научных споров. Известно, что древнее государство Урарту, частично располагавшееся на месте современной Армении, населял неиндоевропейский народ, следовательно, армяне не являются его прямыми потомками.

В чем разница между азербайджанцами и армянами по части освоения занимаемых ими сегодня территорий? Азербайджанцы мигрировали в Закавказье уже на глазах средневековых историков. Тюркизация бывшей Кавказской Албании (античное и раннесредневековое государство) началась примерно в 11 веке нашей эры. Несколько волн пришлых кочевников (турок-сельджуков, чей язык принадлежит к огузской ветви тюркских языков) в корне изменили этнографическую карту региона, где ранее проживали народы кавказской языковой семьи или иранцы. Постепенно этнографические различия между разными группами огузов-пришельцев сгладились, а местное население было ассимилировано и вошло в состав молодого азербайджанского этноса.

Культура и диаспора

Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев считал армян «осколком» Византийской империи. Это верно, ведь армяне дали Византии много представителей господствующего класса, в том числе военных, и даже семь императоров и одну династию, несправедливо названную историками Македонской. И впоследствии, когда вал мусульманского завоевания прокатился по Передней Азии и Кавказу, армяне сохранили христианскую (во многом византийскую) культуру. Территория расселения армян ранее была значительно обширнее, чем территория современной Армении. Гора Арарат, являющаяся национальным символом, сейчас находится на территории Турции, хотя и видна с территории Армении невооруженным глазом.

Дело в том, что после череды русско-турецких войн часть армянских земель вошла в состав Российской империи, что сохранило и армянскую культуру, и армян как народ, а в Османской империи они подвергались многочисленным гонениям и физическому уничтожению (последний случай – геноцид 1915 года, когда погибло около миллиона армян). В результате армяне Турции расселились по всему миру, дав начало диаспоре. Оставшиеся были либо физически уничтожены, либо, приняв ислам, ассимилированы турками, исключений мало. И сейчас в Армении проживает меньше армян, чем вне страны (около 3 млн и 8-9 млн соответственно). Армяне диаспоры оставили заметный след в культуре стран своего расселения. Это Шерилин Саркисян, более известная как певица Шер, французский певец Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян), русский художник-маринист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) и многие другие.

Большинство азербайджанцев также проживает вне Азербайджана (8 млн и 24-27 млн человек соответственно). В отличие от армян, расселившихся по всему миру, азербайджанцы сконцентрированы в основном в близлежащих мусульманских государствах. В одном только Иране живет в два с лишним раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане! Но это случилось не в результате исхода из страны, а потому, что в 19 веке Россия и Иран спорную территорию делили произвольно, не глядя на то, что в результате целые народы оказались разъединенными. Азербайджанцы также оставили заметный культурный след вне своей страны, и прежде всего – в Иране: поэт Мухаммед Шахрияр, певица Гугуш, историк и лингвист Ахмед Кесрави.

Долгое время контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха (азербайджанское название), или Арцаха (то же самое по-армянски), – лишнее тому подтверждение. Как ясно любому, изучавшему историю, в данном случае определение, «кто первым начал» конфликт, – бессмысленно. Договариваться надо исходя из status quo – существующего в данный момент положения вещей.

ГРИГОРИЙ АЙВАЗЯН - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НПО «АССАМБЛЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ АРМЯН», AZƏRBAYCAN ERMƏNLƏRININ MƏCLISI SƏDR, АЗЕРБАЙДЖАНОВЕД

Организация «АССАМБЛЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ АРМЯН» которую я возглавляю, представляет и защищает законные права и интересы общины азербайджанских армян в изгнании (беженцев). Мы также занимаемся аналитической работой, научными азербайджановедческими исследованиями, пропагандистско-разъяснительной работой, правозащитной деятельностью, поисками путей мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и т. д. Мы глубоко убеждены в том, что без учета законные права и интересы всех пострадавших и заинтересованных сторон конфликта невозможно достижения прочного, справедливого и долговременного мира и стабильности в регионе Южного Кавказа. Азербайджанские армяне (беженцы) являясь основной пострадавшей и заинтересованной стороной армяно-азербайджанского конфликта, без учета их законных интересов и прав в регионе невозможно достижения прочного, долговременного, справедливого мира и внутриполитической стабильности в РА, где они составляют около 12 % населения.

Ключи к достижению справедливого проармянского решения Карабахского конфликта кроются в верном преставлении и интерпретации истории и судьбы азербайджанских армян мировому сообществу. История и судьба азербайджанских армян неоспоримое доказательство невозможности мирного сосуществования карабахских армян и азербайджанских тюрок в рамках единого государства. Актами геноцида армян проживавших в Сумгаите, Баку, Кировабаде в 1988-1990гг. Далее последовали программы и акты массового насилия по всей республике. Имена заказчиков организаторов и исполнителей погромов давно и хорошо известны. Это все прошлое руководство Аз. ССР и НФА. Азербайджанское руководство нарушило неписаный закон сосуществования общин азербайджанских армян и тюрок в рамках общего государства и это крупный просчет азербайджанской политической элиты. После произошедшего в 1988-1990гг. вдали от зоны конфликта и за долго до его военной фазы с азербайджанскими армянами мирными гражданами Азербайджана совершенно не причастными к карабахскому движению и полностью лояльными к государству Азербайджан не имеет ни моральных прав, не юридических оснований претендовать на принадлежность НКР. Изгнанные из мест своего исконного проживания, армяне Восточного Закавказья до сих пор так и не получили ни материальной, ни политической (территориальной), ни моральной компенсации.

Во всем мире насчитывается около трех миллионов армян выходцев с территории бывшей Аз ССР и их потомков. Из них около одного миллиона человек это армяне, покинувшие Азербайджанскую республику вовремя конфликта1988-1994гг. и их потомки. Их вклад в историю культуры, экономическую и политическую жизнь Азербайджана невозможно переоценить.

Общину азербайджанских армян в классическом понимании было бы неверно называть диаспорой. Армяне на Востоке Закавказья (в нынешнем «Азербайджане») народ автохтонный, проживали здесь издревле задолго до прихода в регион из Манчжурии, Алтая и Средней Азии прямых предков современных «азербайджанцев»- тюрок. Азербайджанские армяне это прямые потомки коренного христианского населения исторических провинций Арцах, Утик (Карабах) и собственно Албании (Кавказской Албании-Агванка). В советское время в историографии по этому вопросу особых споров не было. Единственное противоречие было в том, что одни историки считали, что карабахские и азербайджанские армяне изначально были армянами, а другие, что они потомки образовавшихся в 10-19 веках «албанов-удин». При всем этом никто не ставил под сомнение автохтонность наших предков на землях, которые с 1918 года стали называться «Азербайджаном». Эти земли и есть историческая родина азербайджанских армян . Восточное Закавказье термином «Азербайджан» стало называться лишь с 1918г., а этноним азербайджанцы как официальное обозначение новой нации приобрел «гражданство» и широкое распространение с 1936 г. Понятие «азербайджанец» является собирательным и в нынешнем его виде. Оно всё еще отображает скорее не этническое происхождение индивида, а его гражданскую принадлежность. С научной точки зрения понятие «азербайджанец» является собирательным, даже в нынешнем его виде. Этот факт были вынуждены признать и некоторые азербайджанские ученые . Чтобы поставить всё на свои места, следует знать о ком именно идет речь; если об азербайджанцах (azərbaycanlılar), то у них нет своей «особой» истории до 1936 г., а если об азербайджанских тюрках (они имеют смешанное этническое происхождение), тут дело обстоит совершенно иначе, и путать и тем более подменять эти два разных понятия, как это делают многие, называя, тюрок Восточного Закавказья «азери» (azərilər), недопустимо. В том же случае, если речь идет о тюрках Азербайджана, а не об азербайджанцах, всё становится предельно ясно, ведь их история хорошо известна . Хотя в этом случае об автохтонности придется забыть.

АзССР была основана на исторических землях азербайджанских армян как «единый государственный союз» основных двух общин республики «мусульман и армян». Армяне АзССР были фактически одной и государствообразующих и титульных наций этой республики. Мотивируя именно этим и «исходя необходимости национального мира между мусульманами и армянами…» республики, Кав бюро ЦК РКП(б) приняло решение от 5 июля 1921 года о передаче НК из ССР Армении в АзССР. Позже армянское население АзССР стало постепенно вытесняться из республики, и подвергалось различного рода притеснениям, доходящим до открытой дискриминации. Так, например армянское население АзССР в процентном соотношении было на лидирующем месте по количеству призванных и отправленных на фронты ВОВ в республике, что, по сути, было преднамеренным актом, направленным на сокращение числа армян. Подобную политику руководство Азербайджана проводит и сейчас в отношении других коренных народов республики (лезгин талышей и т.д.) отправляя их служить в самые горячие точки на карабахском фронте.

Вопреки историческим фактам азербайджанские авторы и пропагандисты со всех трибун твердят, что в результате войны 1988-1994 годов более 20% территории Азербайджана было оккупировано и более миллиона «азеров» стали «беженцами» или перемещенными лицами. Беженцев азербайджанцев в Азербайджане вообще нет . В действительности все было с точностью до наоборот, это Армения и Карабах подверглись неспровоцированной агрессии со стороны Азербайджана как в 1918-1920, так и в 1988-1994 годах. Это - коренное армянское население Восточного Закавказья по указке руководства Азербайджана подверглось этническим чисткам и массовой насильственной депортации с родной земли. Азербайджан в 1988-1990гг. в результате политики геноцида проводившейся властями республики на самом высоком уровне, было вынуждено покинуть практически всё его коренное армянское население. К тому же армянская сторона освободила, а не захватила всего часть Нагорного Карабаха и вовсе не выходила за пределы его историко-географических границ. Ведь в нарушение решения Кавбюро РКП (б) от 05.07.1921 г. вместо всего Нагорного Карабаха (включая ныне освобожденные районы) автономия была предоставлена небольшой его части, и позже область по факту была переименована из АОНК в НКАО. К тому же под оккупацией азербайджанских тюрок всё еще находятся исконные земли армян Восточного Закавказья, такие как Шаумяновский, Шамхорский, Ханларский, Дашкесанский, Кедабекский, армяно-удинские Куткашенский и Вардашенский районы, армянский Гандзак, Нахичевань и т. д. Азербайджанские авторы провозглашают армян-автохтоннов региона пришлыми, а восточную часть их родины называют Западным Азербайджаном, и на этой лжи воспитывают молодежь, в то время как около половины территории нынешнего «Азербайджана» – это исторически земли Северо-восточной Армении!

Зачастую когда говорят о праве возвращения беженцев на прежние места проживания создается ошибочное впечатление, что речь идет исключительно об одностороннем возвращении азербайджанских «беженцев» (точнее перемещенных лиц, так как людей в статусе беженца в Азербайджане просто нет) на места прежнего проживания на территории РА и НКР, но в действительности дело обстоит совершенно иначе. Как нас заверили в представительствах стран сопредседателей минской группы ОБСЕ речь идет о возвращении всех, в том числе и армянских беженцев из Азербайджана. При наличии международных гарантий безопасности уверяю вас, что многие наши земляки, в том числе и лично я, хотели бы вернутся в родные края.

Что касается вероятности подобного развития событий, то оно вероятно настолько же, насколько вероятно возвращение азербайджанских «беженцев» в РА и НКР не больше и не меньше. Концепция всеобъемлющего решения проблемы беженцев в зоне армяно-азербайджанского конфликта может быть исключительно универсальной либо взаимное возвращение всех беженцев, либо взаимное исключение их возвращения другого не дано!

Мы многократно призывали прочие коренные народы Азербайджана к тесному сотрудничеству во имя общих интересов. С некоторыми из них сотрудничество уже налажено. Ассамблея азербайджанских армян это часть Ассамблеи народов Азербайджана (демократического правительства Азербайджана в изгнании) подлинное место Ассамблея азербайджанских армян должно быть в городе Баку, куда мы обязательно вернемся при первой же возможности, рано или поздно. Наше дело правое, мы убеждены, что победа будет за нами!



Предки тюрок обитали в районах севернее Китая. Ареал их расселения время от времени охватывал юг Сибири, некоторые территории современной Монголии, временами доходя вплоть до Маньчжурии.

Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 71; Алекперли Ф., Национальная идеология Азербайджана. Кто мы, от кого произошли и куда идем? «Зеркало», Баку, 08. 08. 2009. (Фарид Алекперли, доктор исторических наук и заведующий отделом Института рукописей НАН АР-Г. А.).

Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, с. 71; Алекперли Ф., Национальная идеология Азербайджана. Кто мы, от кого произошли и куда идем? «Зеркало», Баку, 08. 08. 2009.

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.



Понравилась статья? Поделитесь ей