Контакты

Как подружиться с врачом. Как вести себя с врачом в современных условиях. Что отвечать на вопросы пациента

Не так давно блогосфера бурно обсуждала историю в Димитровграде. Если вкратце, то молодая женщина приехала в Димитровград, чтобы родить дома, при помощи мужа и единомышленников. Родила. Вызвала участкового педиатра, чтобы получить на чадо «справку о живности ребенка» (конец цитаты).

Врач пришел, очень удивился такой истории на своем участке и начал давать рекомендации, но получил идеологически подкованный отпор. Дальше всего было много, и в итоге закашлявшего младенца власти изъяли и положили в стационар.

Мать отделалась недетским испугом, несколько дней обивая пороги и требуя воссоединения с новорожденным. Эта маленькая история – лучший пример того, как нельзя подружиться со своим участковым педиатром.

Если война с детской поликлиникой не входит в ваши планы, давайте попробуем ее избежать. Для начала примем на веру две вещи – врач знает, как надо, а вы, на гормонах и после прочтения всего Интернета, знаете, как лучше вам. Два этих знания могут и не совпадать.

Разделите для себя профилактику с лечением и воспитание. По первым двум пунктам педиатр, несомненно, даст вам фору. Воспитание (если это не «на колени на горох в углу и никакой еды до пятницы!») — это ваше дело. Отказ от выполнения медицинских рекомендаций и назначений может быть опасен и даже фатален.

Если вы проигнорируете дисплазию или доведете дело до пневмонии, пытаясь лечить младенца грудным молоком и материнской любовью, ребенка останется только пожалеть. Если вы пропустите мимо ушей замечание о том, что слишком часто берете новорожденного на руки и предлагаете ему грудь по первому требованию – ничего страшного не случится.

Также неплохо вспомнить про ответственность за младенца и повесить на дверь холодильника график профилактических прививок, осмотров специалистов и привеса-прироста. Потому что «вас вон сколько, а врач одна». И ситуация «Здрасьте, Марьванна, нам бы направление к неврологу – пора же вроде?» куда менее конфликтна, чем «Я не пойму, чем вы вообще тут заняты, Марьванна. Я вот впервые слышу, что нас невролог должен был смотреть в полгода!».

В это трудно поверить, когда пролактин в крови зашкаливает, а свежеприобретенный материнский инстинкт ревет, как весенний мишка. Но, даже если вы с педиатром не совпадаете во взглядах на воспитание младенцев, грудное вскармливание, прикорм и прививки, это не значит, что вы имеете дело с плохим врачом. Перед вами в любом случае человек, который видел и видит сотни и тысячи сопливых и кашляющих детей. Как лечить и на что обратить внимание, этот человек знает лучше вас.

И совершенно не стоит самостоятельно отменять назначенный врачом курс или его часть. Если вы категорически не доверяете рекомендованному лечению, меняйте врача. Вы имеете на это законное право.

А вот жонглировать здоровьем и жизнью младенца, опираясь на мнение анонимных советчиков из Интернета, как минимум безответственно. Практика показывает, что все горазды лечить чужих детей, рекомендуя гомеопатию от укусов бешеной собаки. Однако, как только дело касается своего ребенка, даже настоящий фанат естественных методов выращивания детей быстренько вызывает неотложку.

Каждый из нас является покупателем своего здоровья. Именно больные напрямую или через налоги обеспечивают зарплату врачам. За свои деньги мы хотим получить результат.

Что мы вправе требовать от врача

1. Объем информации такой, какой мы хотим.

Это означает, что мы имеем полное право знать свой диагноз, прогноз и альтернативные методы лечения, получить необходимые рекомендации и знать, на чем они основаны.

Принципиально правильное положение, однако иногда бывает трудно выполнить его по моральным соображениям, например, когда врач имеет дело с пациентом, прогноз течения заболевания у которого неблагоприятен, особенно если его близкие просят врача не говорить всей правды.

2. Возможность не торопясь изложить свои вопросы и сомнения.

Если у врача в настоящий момент нет времени отвечать на ваши вопросы, попросите его назначить другое время для беседы.

3. Возможность регулярного общения с лечащим врачом.

Вам нужно поговорить с врачом о возможности повторных консультаций и решить должны ли они быть регулярными или осуществляться по мере необходимости.

4. Участие в выработке решения - ваше мнение должно быть принято в расчет врачом.

Должен быть решен вопрос, кто заменяет вашего врача, если он заболел или временно отсутствует.

6. Информация о том, кто имеет право доступа к вашей истории болезни.

Насколько конфиденциальны содержащиеся в истории болезни сведения, передает ли их доктор вашему работодателю, страховым компаниям или властям, какие обязательства имеет он на этот счет.

7. Информация о стоимости лечения.

Врач должен сказать вам стоимость каждой позиции отдельно, чтобы вы имели точные сведения, за что и сколько вы платите. Он должен также информировать вас, какие из методов обследования лечения покрывает ваша страховка.

Обязательно помните этот совет, поскольку в наших условиях он особенно актуален. Наше обязательное медицинское страхование не покрывает некоторые виды диагностики и лечения. Кроме того, хотя у нас и декларируется право больного на выбор врача, страховые компании заключают договор лишь с определенными медицинскими учреждениями, куда и направляют больных. Если вы обратитесь в медицинское учреждение, с которым у вашей страховой компании нет договора, то платить вы будете, скорее всего, из своего кармана.

8. Гарантия быть принятым в назначенное время.

Если врач назначил конкретное время приема, необходимо чтобы он обязательно был на месте. Исключением, конечно, могут быть срочные вызовы.

9. Право выбора врача.

Вы имеете полное право сменить доктора, если он не устраивает вас по какой-либо причине. При этом вам должны быть выданы все необходимые документы о проведенном обследовании и лечении.

Однако хорошо подумайте, прежде чем сделать это. Вашему новому врачу придется заново знакомиться со всем, что связано с вашим заболеванием, чтобы определить наиболее подходящий именно вам метод лечения, лекарственные препараты, что может занять довольно длительный промежуток времени. Хирурги не любят выполнять повторные операции больному, ранее оперированному в другом учреждении, и всегда советуют ему обратиться туда, где ему было выполнено первое вмешательство.

10. Второе мнение.

Если доктор не может поставить диагноз или у вас есть сомнения, можете настаивать на обращении к другому врачу.

Однако помните, что могут возникнуть некоторые проблемы связанные с тем, что среди врачей нет полного единства по многим вопросам.

Права доктора

1. Полная откровенность пациента.

Врачи не телепаты, если вы скрываете что-либо из истории вашего заболевания, проводимого лечения или наследственности, не следует ожидать, что вам будет поставлен правильный диагноз. Кроме того, вам может быть выписана не то лекарство, на которое у вас аллергия, назначен не тот препарат и так далее.

Люди редко умышленно скрывают какие-либо сведения о своих заболеваниях. Пожилые больные нередко просто забывают о том, как протекало их заболевание, какие исследования выполнялись, и какие методы лечения использовались. Поэтому храните выданные вам медицинские документы, особенно справки об оперативных вмешательствах, и приносите их с собой на консультации.

2. Взаимная вежливость.

Обращайтесь с врачом не хуже, чем со своими деловыми партнерами. Если вы договорились о консультации, являйтесь в назначенное время, если не можете - по крайней мере, позвоните и предупредите об этом врача.

Бывает, что пациент, назначенный на госпитализацию, в силу каких-то обстоятельств не может явиться в больницу в назначенный срок. Если он не сообщает об этом заранее, то могут возникнуть ненужные сложности в работе врачей, особенно если операция планировалась заранее.

3. Обдумайте, что скажете врачу.

Если вы собрались на прием, продумайте жалобы, которые вы собираетесь предъявить, чтобы с одной стороны врачу не пришлось вытаскивать их из вас, а с другой - не слушать в течение часа не относящиеся к делу истории. Если у вас плохая память, лучше запишите свои жалобы, чтобы не упустить важных подробностей течения болезни.

4. Понимайте вопросы и ответы врача.

Если вы чего-то не поняли - переспросите. Прервите, если необходимо, разъяснения доктора и попросите изложить то же самое в более доступной для вас форме. Не обвиняйте впоследствии доктора в том, что он вам дал недостаточные разъяснения.

Не стесняйтесь переспрашивать. Совершенно не обязательно, что ваше непонимание связано с недостаточной эрудицией. Вполне возможно, что доктор просто не способен понятно для вас формулировать свои мысли.

5. Не нервируйте понапрасну врача.

Если вам необходима врачебная консультация, постарайтесь договориться о ней обычным путем и явиться в назначенное время. Совершенно не обязательно постоянно звонить доктору домой в 4 часа утра или 10 раз в день на работу, чтобы изложить каждую новую жалобу.

6. Дайте врачу достаточно времени для установления диагноза.

Диагнозы моментально не ставятся. Дайте доктору время на проведение необходимых обследований. Не ожидайте чуда за пятнадцать минут. Скорее всего, вам придется появиться повторно после того, как у врача будут все необходимые результаты вашего обследования.

Чрезвычайно разумный совет, старайтесь ему следовать. Иногда больной искренне недоумевает, почему профессор не может поставить диагноз сразу после того, как он переступил порог его кабинета.

7. Пунктуально следуйте советам врача.

Принимаете лекарства, как предписывает врач, не меняя ни дозы, ни времени приема. Однако если ваше состояние ухудшается после приема лекарства, немедленно информируйте об этом врача.

8. Несогласие с врачом.

Если вы полагаете, что ваши интересы не совпадают с тем, что предлагает врач, скажите свое мнение и дайте ему возможность объяснить свою позицию. Не хлопайте дверью и не угрожайте отдать врача под суд – возможно, он прав.

Если вы начитались в газетах о многомиллионных исках больных к врачам, которые удовлетворяют страховые компании на Западе, то запомните, что к нам это не относится. Если даже продать русского врача со всем его имуществом, вряд ли вы можете рассчитывать на получение сколько-нибудь значительных сумм.

Если вы нарушаете эти положения, врач имеет полное право отказаться иметь с вами дело и предложить поискать другого специалиста.

Информация с Инета, пишет стоматолог:

Итак, если для Вашего зубастика это впервые.
Начнем с того, что поход к стоматологу состоит из нескольких частей: домашняя подготовка, сам визит и подведение итогов.

При подготовке:

Никогда не говорите о том, что у врача тебе не будет больно и страшно- взбодрили! Если Вам рекомендуют сходить на обычный массаж и постоянно твердят и уверяют, что там абсолютно не больно и не страшно, Вас это не насторожит? Так же и ребенка.

Не говорите, что он будет самым смелым в семье, т.к. все остальные домашние безумно боятся этого врача- хм, а как же бесспорный папин авторитет? Он ведь может есть вареную морковку в супе, в темную комнату зайти и защитить от дворовых детей, а тут боязнь стоматолога…Страшно? Вот и чадо Ваше в таком же замешательстве.

Не используйте в своем рассказе о стоматологе таких слов, как «укол», «выдирать», «сверлить»…Будьте более романтичны и находчивы, это на взрослом приеме Вы можете получить укол и выдрать зуб, а вот у детей…У них нет уколов, у них есть специальное варенье, наевшись которого микробы обязательно заснут (это если мы говорим про аппликационную анестезию), а потом на них спящих польют замораживающим сиропом (это уже про укол). Деткам не «сверлят», им рисуют на зубах разных принцесс и суперменов, или ведут с врагами морской бой. И пломб нет, а есть оооочень вкусные зубные жвачки, которыми заклеивают домики микробов, чтобы они, не дай бог, туда не возвратились.

Полезно поиграть в стоматолога, чтобы малыш представлял, о чем пойдет речь в кабинете.

Никогда не пугайте детей врачами вообще и стоматологами в частности! Теперь я могу понять ужас третьеклассника Саши, который визжал, как корабельная сирена, едва увидев меня в кабинете!

Вроде бы все, Вы теоретически подготовлены, теперь отправляемся на визит к врачу:

Тщательно выбирайте врача и клинику, врач обязательно должен быть детским, т.к. детская стоматология отличается от взрослой и навыками врачей, и используемыми материалами. Не экономьте на первых порах, здесь Вы закладываете базу на всю жизнь ребенка.

Приходите к врачу без каких-либо проблем, просто, не дожидаясь обострений (в таких случаях ребенку вдвойне больнее и страшно). Пусть Ваш малыш знает, что у этого врача есть космическое кресло, на котором можно покататься (для храбрости в первый раз можете сесть вместе с ребенком, но потом уступите ему место. Пусть Он ощущает свою значимость). Еще у этого доктора есть трубочка, которая пьет воду (слюноотсос), специальная ручка со стерженьками, которой рисуют рисунки на зубах (бормашина с борами) и многое другое.

Детей до 4ех лет записывайте на визиты только в первой половине дня, иначе в 8 часов вечера Ваше начинание провалится, получив в ответ непонимание, слезы и просьбы о возврате в родные стены. Это действительно важный пункт, не стоит его игнорировать, проверено! Да не дадут соврать мои пациенты!

Не стоит начинать лечение в первое посещение. Рискованно. Малыш может дать начать, но в ходе лечения перехотеть. А вот здесь-то уже долечивать необходимо и слезы тогда неизбежны. Не торопитесь в этом вопросе. Максимум, что стоит делать- это почистить зубы щеткой. Не больно и интересно!

Не будьте слишком эмоциональны и встревожены, ребенок это обязательно почувствует. И, как результат, будет манипулировать слишком мягкой мамой, охая и всхлипывая даже при виде ватной палочки, или сам насторожиться, не дав доктору возможности подружиться с ним.

Если вы боитесь сами или знаете, что в кабинете дадите слабину, попросите более смелых родственников сопровождать ваше чадо. Или ждите в коридоре.

Приходите на визит к врачу в строго назначенное время, а не за 40 мин, объясняя это тем, что были в шаговой доступности от клиники и решили здесь подождать. Малыш: а)устанет ждать, и уже заходя в кабинет, будет хотеть из него выйти; б) может услышать крики детей, которые уже имеют негативный опыт. Вам нужны лишние впечатления?

Можете купить что-то, чего несколько дней желал Ваш малыш, и тайно передать врачу для торжественного вручения «герою стоматологии», когда осмотр закончится. Врача сразу прировняют к рангу волшебников, что добавит ему бонусов в глазах ребенка.

Теперь можно прощаться с доктором, договорившись заранее о следующем визите и с ним, и с маленьким пациентом. И, придя домой, не забудьте рассказать, каким суперменом был Ваш Коля, как он здорово открывал рот и какие у него замечательные зубы. Только не стоит хвалить его за то, «как он дал отпор врачу», или «превратил кабинет в руины». Будете пожинать плоды сами…
А если Ваш малыш не может рассмотреть Нюшу из «Смешариков», которую ему нарисовал доктор, то включайте свою фантазию. Разве Вы забыли, что Нюша появляется только тогда, когда ребенок чистит зубки?

Это все хорошо, когда ваш ребенок подготовлен, первый его доктор оказался «таким умничкой», и малыш вынужден Вас дурить, что у него что-то с зубиком, чтобы вновь посетить стоматолога (не удивляйтесь, были в моей практике и такие пациенты).
Но, чаще всего, мы видим обратный результат- ребенок напуган. В этом может быть виноват не только врач, но и «добрые» детки в школе, которые для него авторитетны, или сами родители, любящие рассказывать свои стоматологические страшилки из прошлого. Здесь уже включаются другие советы.

Найдите другого врача. Детей не обманешь, они чувствуют настрой врача за километр, отвечая ему доверием или нет. Не стоит его насиловать, Вы же не делаете маникюр у мастера, который вечно недоволен и раздражен.

Замените «стоматологический лексикон». Если раньше Вашему малышу надували шарик, делая анестезию, теперь можно «посыпать снежком», или «поколдовать ледяной палочкой».

Опять же не настаивайте на лечении здесь и сейчас. Дайте врачу с ребенком подружиться. Если честно, нам, врачам, тоже страшно бывает, так как ответственности намного больше, нельзя потерять авторитет в глазах недоверчивого чада.

Не кричите, не наказывайте ребенка при враче. Не подействует. Только сильнее напугаете. Пусть доктор продемонстрирует, чем он будет пользоваться и для чего, предварительно убрав все колюще-режущие предметы. Можно даже дать большое зеркало пациенту, пусть контролирует работу врача. Он имеет на это право, это его зубы, в конце концов!

Сдерживайте свои обещания, а потому, будьте осмотрительны. Пообещав купить Sony PlayStation, покупайте. Иначе займете почетное место в рядах лгунов и обманщиков, кстати, вместе со своим стоматологом.

Если вы являетесь «слабым звеном» и ребенок это чувствует, постоянно на вас отвлекаясь и простирая с мольбою к вам руки, пожалейте себя, врача и самого просящего, подождите в коридоре. Уверяю, лечение пойдет намного быстрее и эффективнее, т.к. главный зритель принял взрослое решение и удалился.

Для храбрости можете дать своему малышу что-то, что для вас ценно: авторучку, колечко, ключи от машины и т.п., пообещав при этом, что это все для смельчаков, и Вы, заходя в темную комнату, обязательно берете это с собой, поэтому такие смелые.

Хвалите, но в пределах разумного. Не стоит бросаться на шею с поцелуями после проведенной анестезии, пациент сразу заподозрит подвох. Рискуете провалить «операцию».

Хм…… Наверное, это большая часть советов, которые я могла Вам дать. Главное, не опускайте руки, если Ваше чадо отказалось от лечения. Придите в следующий раз, и еще раз, и еще. Положительный результат будет! Главное верить в себя, во врача и …… в Вашего стоматологического супергероя!

Уже несколько лет тема отношений между врачом и пациентом все больше привлекает всеобщее внимание. Чаще всего звучат сетования на то, что эти отношения уже не те, что были раньше, что врачи потеряли способность сочувствовать, что в этой области, очевидно, они не получают специального образования.

Но так ли в действительности выглядит эта проблема? Идет ли речь только об образовании или все же о практических навыках и возможности обменяться мнениями с коллегами касательно их отношений с пациентами в тех или иных конкретных ситуациях? Из опыта проведения образовательных курсов для врачей нам известно, насколько бывает интересно узнать, что делает коллега в той или иной ситуации. Участие в обмене опытом всегда предпочтительней приобретения теоретических знаний: интересней услышать суждения о себе самом, чем просто познакомиться с неким «ноу-хау».

Мы отталкивались от конкретных, часто встречающихся ситуаций, предложенных группой практикующих врачей и имеющих значение для повседневной практики.

Речь идет не о готовых рецептах, которые можно механически использовать в той или иной ситуации, но о предложениях и суждениях, которые могут стать так сказать ключом к шифру. Каждый может сам судить относительно уместности предложенных ситуаций с учетом собственного практического опыта.

И последнее: поскольку мы сами практикующие врачи, то знаем, как нам не хватает времени для чтения даже интересных книг! По этой причине мы стремились быть как можно более краткими. Каждая глава этой книги может быть прочитана за несколько минут и независимо от того, прочитаны ли другие. Поскольку, повторим еще раз, мы не стремились дать исчерпывающую информацию и детально углубляться в предмет: мы хотели лишь дать стимул для размышления о вашей практике.

Ситуации, связанные с поведением пациента
«Доктор, дела совсем плохи, ужасно плохи, ужасно!»

Конечно, в надежде получить помощь в решении своих проблем все пациенты обращаются к врачу с жалобами. Но есть среди них и такие, которые приходят на прием с единственной целью - высказать свои жалобы. То, что перед ними сидит человек, по долгу службы обязанный выслушивать и облегчать страдание другого, является для них непреодолимым соблазном.

На что пациенты жалуются?

Совершенно очевидно, что поводы для жалоб неисчислимы, но их можно разделить на три большие категории:

  • жалобы на «внутренние» факторы, связанные с болезнью или социальными условиями (страдание, затруднения, одиночество);
  • жалобы на «внешние» факторы, связанные с окружением (общество, семья, молодые люди, соседи,..);
  • жалобы «интерактивного» характера, связанные с медицинскими процедурами (побочные явления при лечении, поведение врача...).

Разумеется, данные проблемы могут быть и настоящими, но, бесспорно, существуют пациенты, которые при столкновении с теми же трудностями намного более склонны жаловаться, чем другие.

Какую функцию выполняют жалобы?

В общем случае следует рассматривать каждую жалобу как послание. Проблема состоит в том, чтобы правильно расшифровать его смысл.

  • Желает ли пациент получить советы, или ему просто нужно, чтобы его выслушали и выразили сочувствие?
  • Жалуется ли он с целью упрекнуть врача в чем-то?
  • Не является ли жалоба «рукой помощи» врачу, дабы помочь ему задавать вопросы по проблеме, о которой он сам не решался спрашивать прямо?

Даже если существуют «Хронические жалобщики», нужно с уважением относиться к каждой жалобе, по крайней мере, в первое время: следует показать, что пациенту дают право жаловаться, что врач предпринимает усилия с целью его понять и хочет ему помочь.

Некоторые стратегии в отношении жалоб

1. Эмпатия (сопереживание)

Эмпатией называется общая установка, как в психологическом, так и в поведенческом плане, выражающаяся в уважении точки зрения другого человека, даже если эта точка зрения не разделяется. Эта позиция, например, может выражаться в таком ответе пациенту, жалующемуся на лечение: «Я вижу, что побочные эффекты принесли вам стеснение, понимаю, что вы немного разочарованы. Но в то же время я думаю, что это - лучшее лечение из всех, которые имеются, и вот почему. В первой фразе врач показывает, что он не ставит под вопрос саму жалобу и что он понимает эмоциональную реакцию пациента (разочарование). Действуя таким образом, он увеличивает шансы на то, что пациент прислушается к его словам, когда он будет приводить свои аргументы.

2. Общий подход

Парадоксально, но иногда хорошей тактикой бывает осведомиться о наличии других жалоб до того, как начать обсуждать уже высказанную, ибо это позволяет избежать игры в словесный пинг-понг по типу: «Хорошо, доктор, но есть еще это, это и это».

Выслушав жалобу, врач может начать задавать вопросы: «Согласен, вижу. Есть ли другие проблемы?».

После «управления» жалобами врач может приступить к «глобальной перестройке». Например, по поводу жалоб о побочных эффектах: «Хорошо, мы уже поговорили о проблемах, с которыми вам пришлось столкнуться из-за лечения, и с тем, что можно по этому поводу думать. Но мы еще не говорили о той пользе, которую принесло лечение. Принесло ли оно вам пользу?». Действуя таким образом, врач увеличивает вероятность того, что пациент положительно оценит основной результат лечения, на что нельзя было рассчитывать до диалога по поводу его сетований.

ОШИБКИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ОТВЕТЕ НА ЖАЛОБЫ

Жалоба пациента:

«Доктор, это ужасно, после того, как вы изменили мое лечение, я себя чувствую все хуже и хуже».

Возможные (но нежелательные!) ответы:

Игнорирование жалобы: «Мм... да, а как дело обстоит СО СНОМ?»
«Узаконивание» жалобы: «Вот как! Нужно всё это пересмотреть, лечение будет снова изменено. Посмотрим, посмотрим....»
Коррекция содержания жалобы: «Я понимаю, но вы всегда немного преувеличиваете. Вы выглядите совсем неплохо...»
Агрессивность: «Вы всегда недовольны. Как бы там ни было, но в вашем случае существует только этот вид лечения...»

3. Советы после выслушивания жалоб

После любого диалога в связи с жалобой врачу лучше уклониться от советов или высказывания своей точки зрения. Пациент не может мгновенно одобрить позицию и совет врача: негативный эмоциональный заряд жалобы, как правило, не позволяет сразу согласиться с другой точкой зрения. Именно поэтому советы и аргументы для «корректировки» мнения пациента должны звучать как предположения: «Вот как мне представляется положение вещей с учетом моего опыта. Я вам предлагаю подумать над этим, и мы поговорим об этом позднее».
Нужно ли всегда выслушивать и выражать поддержку жалобе?

В течение длительного времени думали (и такая точка зрения получила поддержку разных школ в психиатрии), что нужно систематически поддерживать стремление пациента высказывать свои жалобы. Многие из видов психотерапии сводились, впрочем, к годам (!) сетований пациента по поводу своего прошлого или настоящего перед лицом врача, который молчал.

Сегодня считается, что жалобы, несомненно, нужно выслушивать и относиться к ним с уважением, но не нужно их излишне поощрять. Чем больше человек жалуется, тем больше он привыкает реагировать на свои проблемы подобным образом, в ущерб более эффективным психологическим или поведенческим установкам.

В случае хронических жалоб, не направленных против врача, иногда стоит вступить в диалог, задав пациенту вопрос: «Приносит ли вам в глубине души облегчение то, что вы излагаете мне свои жалобы?».
«Заходите, когда захотите принять рюмочку аперитива, доктор!»

Люди всех профессий заводят друзей на работе. Почему же это должно быть запрещено врачу? Почему мы не можем заводить дружеские отношения с нашими пациентами? Если в результате консультации во врачебном кабинете может зародиться настоящая дружба, то, как мы увидим, вопрос становится деликатным и требует подхода с учетом некоторых нюансов. Здесь мы будем говорить о возникших по инициативе врача или пациента достаточно интимных дружеских отношениях, например, с приглашением в гости к себе домой, участием в семейной жизни. В противоположность этому, ситуации, возникающие из-за посещения одного и того же спортивного клуба или участия в одних и тех же мероприятиях бывают неизбежны, особенно в небольших городах, но они сами по себе не представляют попытки завести дружеские отношения, если контакты остаются просто сердечными.

Почему пациенты желают проникнуть в частную жизнь врача?

Напомним несколько причин, по которым пациент может желать завести дружбу с врачом.

Доверенное лицо

Иногда врач выступает как одно из немногих лиц, с которым пациент может говорить свободно. Опыт интимности, который он имел с друзьями, может заставить нашего пациента рассматривать вас как нового друга, и он предложит ему то, что предлагают друзьям: приглашение на обед, предложение участвовать в развлечениях, подарки.

Отношения, льстящие самолюбию

Врач может показаться пациенту престижным знакомым, так что пациент будет стремиться привнести немного этого престижа в свою социальную жизнь.

Манипуляция

Некоторые люди стремятся завести дружеские отношения с врачом под влиянием более или менее осознанного желания гарантировать себе привилегии в будущем (легче попасть на прием, получить льготы при оплате, рекомендации, обусловленные дружескими отношениями).

Благодарность

Некоторые пациенты могут испытывать к своему врачу чувство благодарности с ощущением, что у них есть «долг» перед врачом. Они предложат врачу то, что им представляется наиболее ценным: свою дружбу, прием в своей семье, участие в развлечениях на досуге.

Естественные привязанности

Например, врач и пациент подружились бы, даже если бы они встретились при других обстоятельствах, занимаясь другой профессиональной деятельностью. Конечно, подобное случается, и мы рассмотрим, как избежать неприятностей в подобных ситуациях.

Какие риски влечет за собой дружба с пациентом?

Вы рискуете оказаться вовлеченным в отношения, поддерживать которые со временем станет тяжело

Что будет после того, как пройдет ощущение удовольствия от первых встреч вне врачебного кабинета, и вы обнаружите, что ваш пациент и члены его семьи не столь забавны, как казалось раньше? Не забывайте: как правило, сложнее (и более болезненно для пациента) охладить существующие отношения, чем не заводить их с самого начала.

Пациент получает возможность вами манипулировать

Если вы имели несчастье вовлечься в дружеские отношения с пациентом-манипулятором, вы рискуете, что он будет все чаще и чаще обращаться к вам с просьбами. Например, звонить вам в воскресенье утром, чтобы получить медицинский совет или назначить настоящую консультацию в конце завтрака, будет просить выдать ему свидетельство или справку, которую вы не имеете права выдавать, и наконец, обратится к вам с просьбой срочно заняться размещением его слабоумной бабушки в какое-либо учреждение.

Неуравновешенные отношения

Слишком большая разница в социальном положении между лечащим врачом и пациентом, разные эмоциональные потребности - вот некоторые из факторов риска, которыми будет трудно управлять при установлении дружеских отношений с вашим пациентом.

Трудные ситуации

Если вы подружитесь со своим пациентом, то познакомитесь с его семьей, супругой, детьми. Что вы будете испытывать, когда увидите, что ваш пациент, страдающий гиперхолестеринемией, ест слишком много сливочного масла за семейным столом? А если вы держите в секрете его диагноз - рак легких - как вы будете делать хорошую мину за обедом, когда ничего не знающая о диагнозе жена станет рассказывать вам о планах семьи на будущие годы? А что говорить о пациентах-алкоголиках или серопозитивных пациентах? Есть патологии, с которыми врачу трудно сталкиваться даже в своем кабинете. Не переоценивает ли он свои силы, когда думает, что с этим легче справится в социальной жизни?

Денежные проблемы

Деньги часто являются источником затруднительных ситуаций, когда дружба и забота перемешиваются друг с другом. Разве ваш пациент-друг не будет считать, что он может воспользоваться вашими услугами бесплатно? Как действовать, если в конце консультации он вас горячо поблагодарит и уйдет, не заплатив?

Ухудшение качества услуг

Это - последний из рисков, и нам, врачам важнее всего рассмотреть именно его. При недостаточно хороших или плохо уравновешенных дружеских отношениях создаются трудности, которые с большой вероятностью отзовутся на объективности наших диагнозов, качестве терапевтических услуг и отношений врач-пациент, которые мы должны поддерживать.

Наконец, даже при удачной дружбе остается риск получить неудовлетворительный результат. Другу нельзя задавать некоторых вопросов или читать наставления, его нельзя обследовать как обыкновенного пациента. Причем в этом случае обоим будет труднее пережить ошибки в диагнозе и лечении. Впрочем, эта проблема может возникать и с другой стороны, поскольку некоторые из наших друзей хотят, чтобы мы принимали их как пациентов...

Как отказаться от дружбы, не нанося обиды?

Если вы придете к выводу, что лучше не отвечать на предложение вашего пациента вступить в дружеские отношения, то как отказаться от дружбы, не нанося обиды? Предположим, что пациент пригласил врача на обед... Вот несколько стратегий, позволяющих отказаться с проявлением уважения:

Показать, что вы тронуты вниманием пациента: «Я тронут тем, что вы меня пригласили, и вижу в этом свидетельство того, что вы мне доверяете».

Отказаться и объяснить почему: «К сожалению, я не могу принять вашего приглашения, потому что я хочу оставаться для вас хорошим врачом, я должен играть свою роль и не смешивать ее с другими».

Закончить на положительной ноте: «Я уверен, что вы поймете, что я хочу сказать. Мне нелегко отказать вам, но я хочу остаться вашим лучшим врачом, насколько это только возможно».

Может случиться, что, несмотря на ваши усилия, ваш собеседник будет несколько обижен вашим отказом. Это вызывает сожаление, но это все-таки лучше для вас обоих, чем вступить в отношения, которые станут тяжелыми и нестабильными.

А если дружба кажется возможной?

Однако вы можете прийти к тому выводу, что с некоторыми из ваших пациентов можно вступить в дружеские отношения. В этом случае не забудьте, что, возможно, наступит момент, когда будет разумно посоветовать вашему другу консультироваться в дальнейшем у вашего коллеги. И объясните причину: даже в случае успеха дружба может затруднить врачу процесс постановки диагноза и выбора терапевтических средств, что идет во вред пациенту, ставшему нашим другом.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО СЕБЕ ЗАДАВАТЬ...

  1. Каковы возможные причины, которые толкают этого пациента предложить мне свою дружбу?
  2. По каким причинам я хочу принять эту дружбу?
  3. Что произойдет, если я разочаруюсь в отношениях?
  4. Если бы мы встретились при других обстоятельствах, стали бы мы друзьями или нет?

Ответ «да» на последний вопрос может быть единственной разумной причиной, из-за которой стоит заводить дружеские отношения с пациентом при условии, что вы гарантируете качество услуг, которые тот непрерывно будет получать.
Ситуации, связанные с медицинской практикой
«На самом ли деле нужно, чтобы я принимал это лекарство?»

«Врач должен знать, что пациенты часто лгут, когда говорят, что они принимали лекарства». Эта цитата из сочинений Гиппократа напоминает нам о том, что врачи всегда сталкивались с той проблемой, что пациенты не соблюдают их предписаний. Анкетирование, недавно проведенное СРЕЗ, показало, что

  • 58.6% пациентов искажают предписания врачей
  • из них - 21.5% не соблюдают дозировки или указаний относительно числа приемов лекарств
  • 37% - не принимают лечения в течение рекомендованного времени (как правило, сокращают это время).

Ну а другие цифры? По оценкам, по прошествии одного месяца от 10% до 15% пациентов, страдающих от гипертензии, не выполняют в точности предписаний врача.

Другое исследование показало, что часть пациентов с депрессией проходит лечение только на протяжении 3 недель, хотя они должны его проходить на протяжении многих месяцев.

Что касается лечения верхних дыхательных путей антибиотиками, то анкетирование показало, что 36% пациентов не выполняют инструкций по их лечению надлежащим образом.

Причины несоблюдения предписаний врача

Существует четыре основные категории причин несоблюдения предписаний врача.

  • Причины, связанные с лекарством: побочные эффекты (как правило, лучше предупреждать пациентов об этих эффектах с самого начала); назначение лечения на длительное время (в этом случае, наилучшие результаты бывают, когда лекарства принимаются один раз в день).
  • Причины, связанные с личностью пациента: негативистичные/возражающие личности или люди, прислушивающиеся к «хорошим советам» окружающих.
  • Причины, связанные с болезнью: хронические заболевания могут приводить к усталости и забывчивости, иногда даже к неосознанному неприятию болезни.
  • Причины, связанные с отношениями между врачом и пациентом, причем хорошие отношения способствует выполнению предписаний врача.

Самоконтроль

Чтобы понять причины соблюдения или несоблюдения предписаний врача, нужно понять ту концепцию, которую психологи называют самоконтролем. «Самоконтролем» называется способность конкретной личности совершать какие-то действия с целью получения пользы в долгосрочной перспективе без обязательного получения пользы в краткосрочной перспективе (когда, например, студент с сентября прилагает усилия, чтобы сдать экзамен в июне, или молодая женщина немедленно отказывает себе в кондитерских изделиях, чтобы похудеть к лету). Не все наделены способностью самоконтроля в равной степени, причем эта способность тесно связана с психологическими и образовательными факторами.

С другой стороны, некоторые обстоятельства в силу своей природы подавляют эту способность, поскольку приводят в уныние. Такими обстоятельствами являются хронические и бессимптомные болезни. В этом случае трудно увидеть результат регулярного лечения (приема лекарств и соблюдения какой-нибудь диеты), режима или правил гигиены, поскольку:

польза будет в отдаленном будущем (но уже сегодня нужно прикладывать усилия для достижения результата через несколько месяцев или даже лет);
польза может быть абстрактной (не заболеть в течение нескольких лет);
польза может быть гипотетической (уменьшить риск без абсолютной уверенности в защитном действии).

Именно поэтому врач должен, облегчить пациенту жизнь, в том числе в отношении самоконтроля. Это не означает, что он должен читать пациенту нотации («Ведите себя разумным образом, это для вашей пользы») или учить его жить («Я знаю, что хорошо для вас, и вы должны меня слушаться»). Подобные заявления в некоторых случаях могут оказаться эффективными в ближайшей перспективе, однако эти стратегии не подтвердили своей эффективности в перспективе долгосрочной.

Эволюция отношений между врачом и пациентом

Ушло то время, когда врачебные предписания являлись безоговорочным приказом для пациента. Сегодня предписания врача напоминают скорее дипломатические соглашения, чем императивные рекомендации...

Можно констатировать, что отношения между врачом и пациентом попадают в одну из трех категорий:

«С педагогическим уклоном»: «Я объясню вам, что вы должны делать, будет вполне достаточно, если вы последуете моим советам».

«Отношения типа сотрудничества»: «Вот мои советы для вашего случая: кажется ли вам, что они реализуемы?».

Ни один из этих типов отношений не может претендовать на абсолютное превосходство: установка на авторитарные отношения принята в неотложных ситуациях и при краткосрочном лечении, в то время как отношения с педагогическим уклоном хорошо подходят для первых консультаций. У каждой из этих установок есть свои пределы: например, известно, что наиболее информированные пациенты не обязательно лучше других выполняют предписания врача. Но, несомненно, установка на сотрудничество открывает наилучшую перспективу в отношении соблюдения предписаний врача на протяжении длительного времени.

Стратегия для лучшего соблюдения предписаний врача

Роль врача не может сводиться к постановке диагноза и назначению лечения, врач также должен добиться того, чтобы пациент выполнил его предписания. Перефразируя Клемансо («Война слишком серьезная вещь, чтобы оставлять ее военным»), можно сказать, что соблюдение предписаний слишком серьезная проблема, чтобы оставлять ее только на усмотрение пациента.

Необходимо уделять время выяснению того, соблюдаются ли предписания. В идеальном случае нужно всегда, когда это возможно, следовать правилу «трех третей». Треть времени нужно отводить на клиническое обследование, треть - на беседу и треть - на выписку рецептов и сопутствующие действия («аккомпанемент»). Нужно резервировать время, чтобы объяснить, как выполнять предписание, выявить то, что пациент умалчивает. В этом случае вероятность того, что пациент будет точно следовать предписаниям врача больше, чем в случае, когда рецепт выписывается в самом конце.

Управление процессом формулировки врачебных рекомендаций

Управление этим процессом основывается на простых педагогических принципах: проинформировать пациента о его проблеме и лечении, напомнить ему о необходимости регулярного лечения, выявить то, что пациент скрывает, и обсудить это с ним серьезно и без критики. В дополнение к предписанию следует обсудить правила гигиены жизни и т. д. Иногда может оказаться полезным повысить степень вовлеченности пациента в лечение, например, предложить ему выбрать форму препарата среди многих его форм («Какой сироп вы предпочитаете: клубничный или апельсиновый?»).

Каждый врач должен исходить из того, что пациенту может вовсе не казаться очевидной необходимость соблюдать врачебные предписания на протяжении многих лет.

Поэтому полезно регулярно задавать ему вопросы на эту тему, выражая при этом эмпатию: «Я знаю, что нелегко проходить лечение регулярным образом. Бывает ли у вас, что вам это надоедает, и вы прерываете лечение на некоторое время?»

Таким образом, вы получите более правдивые ответы, чем если просто спросите: «Принимаете ли вы лекарства каждый день?». Что может ответить пациент, кроме: «Да, конечно, доктор».

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ, ДАВАЯ ПРЕДПИСАНИЯ ИЛИ РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Выписывать рецепт в стиле «уходи поскорее», полагая, что пациент согласен с этим: «Хорошо, вот, примите всё это и поставьте меня в известность».
  • Представлять акт выписки рецептов в виде акта утверждения своего авторитета: «Вы мне доверяете или нет?».
  • Быть нетерпимым к тому, что пациент в чем-то сомневается или задает вопросы: «Вы хотите выздороветь, да или нет?».
  • Не информировать о возможных побочных эффектах или проинформировать о них, не оставив времени на то, чтобы успокоить пациента: «Это у вас вызовет тошноту, но это не страшно. До следующей недели».
  • Критиковать пациента сразу после того, как тот сознается, что не следовал врачебным предписаниям.
  • Обнаружив трудности, ограничиться уговорами снова начать лечение, не выяснив в точности причин, почему пациент плохо соблюдал предписания.

Стратегия повышения степени соблюдения пациентом врачебных предписаний требует:

  • не забывать, что пациент более встревожен и менее информирован о своем заболевании и лечении, чем врач;
  • отводить достаточное время на объяснение врачебных рекомендаций (после объяснения патологии);
  • дать четкие объяснения (дозировка, часы приема, продолжительность лечения, побочные эффекты и поведение) с учетом уровня понимания пациента;
  • представлять вещи как можно более позитивным образом: делать акцент на эффективности лечения, отсутствии или обратимости побочных эффектов и т. д.;
  • проверять, насколько хорошо пациент понял предписания и согласен с ними, и почаще убеждаться в этом, задавая ему вопросы;
  • активно исследовать, не умалчивает ли пациент о чем-нибудь, происходящем с момента начала лечения;
  • регулярно проверять, насколько пациент соблюдает предписания врача в случае хронических заболеваний и уделять этому особое время.

«Я хочу получить ясный ответ, доктор!»

Современный практикующий врач, безусловно, никогда не претендует на то, чтобы называться мудрецом или ученым, но по сути своей он - «представитель науки» в области «интегративной» медицины, исследователь в обыденной жизни. А представлять науку сегодня - значит, более чем когда-либо, знать границы ее возможностей. Но как об этом говорить с пациентом?
Когда полезно говорить о пределах своих возможностей?

Чаще всего подобные ситуации возникают, когда речь идет о прогнозах: когда пациенты расспрашивают врача о будущем, во многих случаях трудно быть уверенным.

Что сказать депрессивному пациенту, спрашивающему, будет ли у него снова рецидив; больному раком, который хочет узнать, сколько ему осталось жить; родителям, которые расспрашивают о перспективах умственного развития ребенка с врожденной церебральной недостаточностью?

Перед врачом встает две проблемы. С одной стороны, он не уверен в том, что произойдет, и не существует достоверных статистических данных. С другой - он чувствует, что ему не просто задают вопрос технического характера, а хотят услышать слова успокоения, и часто возникает тенденция скорее подать надежду с риском немного наврать, чем выразить убежденность в негативном ходе событий. При этом он может оставаться в уверенности, что просто выполняет свою работу и предохраняет личность пациента от травмирующей информации. Но сегодня информация становится все более и более доступной. Поэтому есть риск, что врачу придется иметь дело с цифрами или данными, которые пациент найдет сам. Безусловно, ушло то время, когда пациент слепо доверял врачу: постепенно пациенты начинают рассматривать врачей как лиц, оказывающих медицинские услуги, и часто ищут самостоятельно уточнения или ответы на вопросы, которые они не получили, в другом месте...

Почему врачу трудно признаться в ограниченности своих знаний и возможностей, а пациенту трудно об этом слушать?

Признать ограниченность своих знаний и возможностей, значит в некоторой степени отказаться от роли эксперта, в особенности, если привычный стиль общения врача основывается на формуле «доверьтесь мне». Отречение от «всемогущества» поэтому может казаться не только уязвлением самолюбия, но и вызывать страх, что пациент будет меньше прислушиваться к мнению и советам врача и в меньшей степени следовать его предписаниям.

В равной степени у некоторых пациентов может возникать чувство беспокойства, если врач говорит «я не знаю». Или в силу того, что, с их точки зрения, врач это профессионал, который должен иметь ответы на все вопросы, или в связи с их беспокойством по поводу болезни, когда любая неясность вызывает тревогу. Таким образом, пациенты-ипохондрики плохо воспринимают идею о том, что медицина не является точной наукой, способной объяснить, почему они испытывают те или иные ощущения в тот или иной момент.

Как поведать о пределах своих знаний пациенту?

В свое время:

  • регулярно напоминать пациенту, что, несмотря на прогресс, медицина еще не дает ответов на все вопросы;
  • не раздражаться, открыв тот факт, что у пациента уже есть сведения, которых у врача еще нет;
  • строить с пациентом отношения на равных

Что отвечать на вопросы пациента?

  • Признавать право и потребность пациента узнать, что будет, и взять слово первому («Я хорошо понимаю, что для вас важно узнать то, что может произойти»).
  • Демонстрировать свое активное участие («Мне тоже очень хотелось бы это вам сказать»).
  • Подчеркнуть пределы своих возможностей («Но сегодня это то, чего нельзя сказать с уверенностью»).
  • Показать то, что известно на данный момент («Тем не менее, вот то, что можно сказать о многих людях»).
  • Указать на активную роль пациента в своем лечении. {«Но это также зависит от того, насколько вы будете выполнять врачебные предписания, как вы организуете вашу жизнь...»).
  • Уверить пациента в своей поддержке («В любом случае я постараюсь ответить на ваши вопросы и дать вам мои советы...»).

Возврат к истокам?

Парадоксальным образом расширение медицинских знаний сужает пределы знаний медиков: сегодня невозможно иметь исчерпывающие знания в области терапии как конкретного заболевания, так и конкретного пациента. В трудные моменты Вашей клинической практики может помочь обращение к смирению врачей прошлого, и не можем не процитировать знаменитую фразу Амбруаза Паре; «Я сделал ему перевязку, Бог его вылечил».

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ ПАЦИЕНТА?

  • Желания на все вопросы отвечать: «Доверьтесь мне, и всё будет хорошо».
  • Отвергать все сомнения пациента: «Но не задавайте всех этих вопросов».
  • Слишком акцентировать свои сомнения: сказать «Я не знаю» не обязательно означает прибегать к уверткам, колебаться, не осмеливаться принять решение.

Ситуации, связанные с врачом
«Доктор, я сейчас пребываю в стрессовом состоянии!»

«Я тоже!» - часто хочет ответить практикующий врач. В большинстве случаев анкетирование врачей общего профиля подтверждает, что их профессия сопряжена со стрессом, который сказывается на их здоровье. Существуют ли какие-либо правила для лучшей защиты от профессионального стресса?

Признаки стресса

Стресс - это не болезнь, но, тем не менее, он может стать патогенным, если чрезмерен или действует непрерывно. По каким признакам можно определить, что достигнут критический порог? Признаки стресса классифицируются в четыре большие категории:

Физические признаки: мышечное напряжение, повышение артериального давления, чувство стеснения в груди...

Поведенческие признаки: тенденция ускорять свою деятельность, попытки делать несколько вещей одновременно (писать и открывать свою корреспонденцию по время телефонного разговора, звонить по телефону за рулем автомобиля, читать на ходу...), совершение ошибок или оплошностей.

Психологические признаки: ощущение перегруженности, пребывания под давлением (в этом случае говорят об «умственной нагрузке»), ощущение, что все на тебя нападают или не дают тебе покоя (даже в банальных ситуациях, когда помешали говорить по телефону или когда нужно дать кому-то объяснения...).

Эмоциональные признаки: возрастающая раздражительность, пессимизм, утрата интереса к тому, что обычно интерес вызывало.

Если подобные симптомы имеются постоянно или часто появляются, их нужно рассматривать как предупредительные сигналы, которые следует срочно принять во внимание: продолжаете ли вы ехать на автомобиле, когда на приборной доске загорается много красных индикаторов?
Риски, сопряженные со стрессом

Риски, сопряженные со стрессом, также можно схематически разделить на четыре большие категории;

Здоровье: сегодня известно, что плохо управляемый стресс влияет на здоровье, способствует декомпенсации проблем, возникших до этого, и ранимости индивидуума. Действие стресса еще плохо изучено. Безусловно, существует посредничество иммунной системы (повторные реакции на стресс изменяют иммунную реакцию) и гормонов (стресс, нарушает секрецию эндогенных кортикостероидов}.

Личная производительность : если в небольших дозах стресс может повысить личную производительность, то выше определенного порога, наоборот, стресс снижает творческие способности, гибкость (способность вовремя отступить), влечет за собой логические ошибки.

Качество отношений с другими людьми: отношения часто являются первой жертвой стресса из-за предвзятости по причине враждебных эмоций, которые часто сопровождают стресс (увеличение числа конфликтов, повышенная нетерпимость к раздражающим факторам и критике).

Самочувствие и комфорт : в стрессовом состоянии человек все меньше получает удовольствия и меньше его чувствует, его ощущение общего хорошего состояния и комфорта изменяется; стресс усиливает его склонность к тревоге и депрессии.

Некоторые способы непосредственного управления стрессом

  • Вовремя осознать, как твой организм реагирует на стресс
  • Как правило, индивидуум слишком поздно обнаруживает, что он пребывает в стрессовом состоянии, исходя из реакции раздражительности или болезненных ощущений, связанных с мышечным тонусом.
  • Использовать минутные расслабления
  • Расслабления не следует рассматривать только как метод восстановления сил после дня, полного стресса, их нужно практиковать на протяжении всего дня в виде небольших упражнений продолжительностью от одной до двух минут.
  • Убедитесь, что вы сидите самым удобным образом.
  • Опустите (расслабьте) плечи и челюсти.
  • Замедлите и углубите дыхание, попробуйте дышать животом, не делая больших вдохов (выдохните до конца, затем расслабьте мышцы, не делая усилий для вдоха...).
  • Делать регулярные паузы
  • Естественной склонностью человека, пребывающего в стрессовом состоянии, является желание «нанизывать» одно дело на другое. Например, пригласить войти пациента сразу после того, как предыдущий вышел из кабинета. В подобной ситуации не существует никакой возможности для декомпрессии. Хорошим способом предотвратить избыточный стресс является перерыв между приемом пациентов продолжительностью от одной до двух минут, чтобы передохнуть (мини-расслабление, растягивание, и т. д.). «Потерянное» время в значительной мере компенсируется за счет повышения производительности, улучшения общего самочувствия и ощущения комфорта в конце рабочего дня.
  • Попробуйте зарезервировать свободное место в своем рабочем дне
  • Если это только возможно, полезно систематически заранее оставлять свободными полчаса (без встреч) в середине дня с тем, чтобы подготовиться к возможным неотложным или непредвиденным ситуациям. Даже если подобных ситуаций нет, как приятно иметь в своем распоряжении полчаса, чтобы привести в порядок все вами написанное!

Желательное и возможное

Мы осознаем, что все даваемые тут советы из числа тех, которые называют «хорошими советами», т. е. такими, с которыми; 1) все соглашаются и... 2) сетуют, что нет времени следовать им. Но нужно ли от них отрекаться? Или лучше попробовать постепенно внедрить их в практику, по крайней мере, в те дни, когда это можно сделать?

Некоторые способы долгосрочного управления стрессом

Первый этап состоит, безусловно, в размышлениях над тем, какие факторы являются стрессовыми

Каких стрессовых ситуаций можно избежать, от каких - можно отказаться? Разве не существует некоторого числа предписаний, которым нужно было бы сказать «нет»? Например, из числа тех, которые не являются необходимыми для финансового и личного равновесия? Управление временем основывается в значительной степени на констатации того факта, что перед выполнением задачи мы должны задать себе три вопроса; можно ли отказаться от нее? Передать ее другому человеку? Выполнить ее за меньшее время?

Разрабатывать «модераторы» стресса

Не всегда возможно избежать стрессовых факторов. В этом случае необходимо убедиться в том, что в вашем распоряжении есть достаточно средств для сопротивления стрессу. Эти средства называют «модераторами», их эффективность была подтверждена во многих исследованиях. Например, социальная поддержка: когда перед лицом больших и малых трудностей, с которыми вы столкнулись, вы используете возможность рассказать другому человеку о своих проблемах, быть выслушанным и получить совет. Или занятия на досуге и удовольствия: сколько времени в неделю посвящаете вы приятным для себя занятиям, а не занятиям с целью доставить удовольствие другим? Или участие в деятельности, привносящей "добавочную стоимость«в вашу жизнь: известно, что люди, участвующие в деятельности спортивного или религиозного характера легче переносят стресс...

ЧЕГО НУЖНО ИЗБЕГАТЬ ПЕРЕД ЛИЦОМ СТРЕССА?

  • Отрицать проблему: «Я в стрессовом состоянии? Никогда!» Стрессу легче противостоять, если вы знаете о его существовании.
  • Отрицать возможность каких-либо действий: «Ничего нельзя сделать, увы, такова наша жизнь!». Существуют способы уменьшения стресса, эффективность которых была оценена.
  • Ожидать скорых и впечатляющих результатов: «Несмотря на все мои усилия, я все время ощущал себя в стрессовом состоянии, поэтому я всё прекратил». Управление стрессом требует обучения и, следовательно, времени. Только спустя определенное время это управление станет эффективным.
  • Лечить стресс при помощи лекарств, не задумываясь о его причинах и о наших реакциях на стресс.

Регулярно думать о своих приоритетах и ограничениях

Управление стрессом основано на добровольной установке. Вам необходимо решить, в чем состоят наши приоритеты, определить пределы своих возможностей, уточнить основные пункты душевного равновесия, которые следует защищать в первую очередь... Стресс слишком часто проистекает из того, что человек забывает о себе, чтобы удовлетворить просьбы окружающих. Мы не делаем того, что приносит пользу нам, а только то, о чем нас просят. Человек не строит свою жизнь, а лишь действует в ответ на просьбы. Именно это хотел показать опытный профессор молодым выпускникам Национальной школы администрации, когда заполнял перед ними сосуд: вначале крупным щебнем {«полон ли сосуд?» - все ответили «да»), затем добавляя туда более мелкие камешки («полон ли сосуд теперь?», ученики проявили осторожность и промолчали), и, наконец, добавив туда мелкого песка, он спросил: «Какую мораль можно извлечь из этого?». Ученики ответили (профессор вел занятия по управлению временем): «Когда мы используем наше время, всегда остается пустое место - даже когда мы думаем, что его нет». Но профессор им возразил: «Нет, я хотел вам показать другое: если вы не положите в сосуд сначала крупные камни, потом они туда не войдут. Действуйте аналогичным образом в вашей жизни: размещайте сначала ваши приоритеты, крупные «камни», и лишь затем - менее важные вещи: им всегда найдется место, ибо они проскользнут между большими «камнями». Если вы будете действовать противоположным образом, крупным камням места в сосуде не останется.

Найти общий язык с врачом из женской консультации не всегда просто. Как подружиться с гинекологом с советским воспитанием?

Я была очень эмоциональной и уязвимой на протяжении всей беременности. Мне, как и большинству, хотелось бы, чтобы окружающие обращали на меня внимание, исполняли все мои капризы. Должна сказать, что я неплохо «надрессировала» всех своих домашних и близких (вплоть до соседей, которые всегда рвались помочь, а бабушки с подъезда угощали свежеиспеченными пирожками). А вот с доктором из женской консультации этот номер не прошел… «Мигера», - подумаешь ты. Я тоже так сначала подумала…

Обязан ли врач?

Мы, беременные, весь мир воспринимаем через розовые очки, и, отправляясь к доктору в первый раз, думаем, что как только он узнает, что мы в положении, то даст волю эмоциям и всплакнет от радости. Но так ли должно быть?! Запомни главное правило! Врач не должен с тобой сюсюкаться. Ведь это не подруга (хотя, сейчас можно попасть и к гинекологу-ровеснику или ровеснице). Каждый день через кабинет доктора проходит не две и не пять будущих мам. И у всех гормоны, и все хотят более теплого к себе отношения. Но так ли уж это тебе нужно?

Подумай, ведь у наблюдающего тебя врача есть и своя жизнь. А успокаивать тебя и быть снисходительным к твоим эмоциям должен муж, мама, друзья и даже дальние родственники, но никак не гинеколог из женской консультации.

  • Переступая порог кабинета гинеколога, обычно мы так и не задаем заранее задуманные вопросы. И дело здесь не в злобности доктора или твоей забывчивости. Обычно очередь к кабинету врача весьма внушительна, и чтобы успеть всех осмотреть и проконсультировать, ему приходится проводить консультации в ускоренном режиме. Лично я во время первой встречи с гинекологом попросту растерялась и забыла вообще о всех вопросах. Поэтому, если у тебя есть крайне важные вопросы, советую их записать и всю консультацию держать блокнот рядом.
  • Постарайся выстроить со своим врачом деловые отношения. Поверь, он всего лишь делает свою работу. Умиляться от твоих слов или интересоваться какие курьезы с тобой уже случились с начала беременности, он не должен. Ты же, в свою очередь, будь более спокойной и не пытайся высказать все, что накипело. Задача доктора - следить за твоим состоянием и самочувствием и давать рекомендации и советы (пускай иногда и сухие, без минимальной улыбки или сочувствия). Для него ты всего лишь один из многих пациентов, переступивших порог его кабинета.
  • Часто между беременной женщиной и врачом появляется недоверие. Ведь мы такие умные и сами лучше знаем, что нам подходит. Если ты не уверена, что тебе необходимо делать определенный анализ или пить таблетки - просто скажи об этом доктору и внимательно выслушай его доводы.
  • Многие считают, что с первой встречи необходимо расположить врача к себе (как правило, в ход идут конфеты и шампанское, иногда белые конверты с понятным содержимым). Мое мнение - этого делать в первое посещение не стоит. Припаси этот невинный милый жест на вашу последнюю встречу. А там, возможно, строгий врач немного смягчится и поможет найти хорошего доктора, который будет курировать до, во время и после родов.

Разумеется, врач должен проявлять тактичность по отношению к тебе, но строгость очень даже полезна иногда. Ведь мы такие капризные и непослушные пациенты. К тому же строгость продиктована ответственностью доктора за тебя и жизнь твоего ребенка. Возможно ты осознаешь эту ответственность в конце беременности, готовясь к родам, или уже в больничной палате после рождения драгоценной крохи.

Напротив, к врачу это понимание приходит гораздо раньше, и он чувствует повышенную ответственность за твою жизнь и за развитие твоего ребенка. Поэтому позволь выполнять доктору свою работу, пускай даже с чересчур серьезным видом. Ну, а ты всегда сможешь сгладить обстановку пошутив. Только умоляю, не стоит острить в течение всей консультации.



Понравилась статья? Поделитесь ей