Контакты

Как отличить враждебное отношение и защитить себя от скрытых агрессоров. Шкала эмоций: скрытая враждебность Скрытая враждебность признаки

У меня такой консёрн случился. Разбираясь в своих коммуникациях, нашла одну здоровенную дырку.

Вот есть враждебность открытая. Когда другой человек тебе откровенно хамит, грубит, угрожает, вот это все. С этим мне понятно, что делать.

А вот есть враждебность скрытая. Несмотря на то что ее сложно верифицировать, ощущается она очень отчетливо, думаю, вы тоже сталкивались с ней. Благо, проявлений скрытой враждебности полно: от советов "надо делать так, я же хочу для тебя лучшего" (на самом деле не хочет) до "ой, ты так потолстела\похудела", брякнутого не просто невпопад, а так, что потом стоишь и думаешь - что это было и зачем? Ну форм полно, на самом деле. В целом, ее можно отсечь следующим образом - человек вроде говорит что-то социально приемлимое, но это выбивает из колеи, делает неприятно и вызывает мысли wtf вообще. Довольно часто это вещается с родительской позиции старшего и авторитетного. Есть еще один популярный вид - подкатывание "снизу" из серии "вооот, хорошо тебе, ты такая успешная-красивая, а вот яяяя" - тоже скрытая враждебность как она есть.

Так вот.
Во-первых, я поняла, что часто эту скрытую враждебность просто в себя пропускаю, потому что не распознаю сразу. Ладно. С этим тоже понятно, что делать - прислушиваться к своим ощущениями.
Во-вторых - и в этом консерн - я не знаю, что делать, когда ты ее отсек, эту враждебность. Она действительно замаскирована под заботу\участие\авторитетный совет и у меня просто нет формулировок, которые помогли бы ее более-менее отбивать на подходе и возвращать автору, не вляпываясь в нее самой. Я не слишком искрометный человек в плане острых и быстрых ответов, мне удобнее наработанные стратегии.

Сейчас я дошла до одной рабочей стратегии - интересоваться "а зачем ты мне это сейчас говоришь и с какой целью?" и это работает, хотя приводит в итоге к ситуации "да ничего я такого не хотела, все тебе показалось, пфф, обидка!" и убирает от тебя подальше носителя скрытой враждебности. У этой стратегии один минус - она жрет ресурсы, которые уходят на этот самый разговор.

Есть ли какие-то другие универсальные формулировки у вас в ходу?

P.S. И еще один важный момент. Я вот поняла, что не даю в лоб таким людям из странной иллюзии, что с ними можно будет выстроить нормальную ровную коммуникацию. Но вот перебираю сейчас варианты и понимаю, что нормальные коммуникции я выстраивала как раз с людьми, с которыми входила в открытый клинч (если говорить о враждебном отношении). А вот со скрытой враждебностью коммуникации все были гнилыми и пусть некоторые и жили какое-то время, все равно в конце заканчивались каким-то буэ. Вот мне интересно: это у меня так или в принципе здоровое общение с человеком в такой позиции невозможно.

Слово «враждебность» (от русского «варяг», «ворог», «чужестранец») у разных авторов имеет различный смысл.

В мировой литературе термин «враждебность» (англ. hostility), как правило, употребляется наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним, - «агрессия» и «гнев». Дифференциация этих трех понятий была проведена еще в 1961 г. (A. Buss). В ее основе лежат представления о трех основных компонентах психических явлений - когнитивном, эмоциональном и поведенческом. В соответствии с этим были предложены следующие определения: враждебность - длительное, устойчивое негативное отношение или система оценок, применяемая к окружающим людям, предметам и явлениям; агрессия - инструментальная поведенческая реакция, носящая характер наказания; гнев - эмоциональное состояние, имеющее побудительную силу.

Несмотря на то что приведенные определения дают достаточно четкое представление о каждом из обсуждаемых понятий, термины «враждебность», «гнев» и «агрессия» по-прежнему нередко в научных публикациях подменяются одно другим. Дело в том, что они отражают разные аспекты целостного психологического феномена. Это обстоятельство делает затруднительной выработку их самостоятельных концептуальных определений, что находит отражение в исследованиях враждебности.

В толковании соотношения враждебности, гнева и агрессии исследователи (Barefoot et al., 1989; 1992) на первый план выдвигают понятие враждебности. По их мнению, враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент представляет целый ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п. Когнитивный компонент содержит негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие, подозрительность). Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые, - агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д. Все три компонента враждебности необходимо изучать отдельно. Наиболее ценным в подходе указанных исследователей представляется то, что они вышли за пределы триады «враждебность - гнев - агрессия» и описали достаточно широкий спектр поведенческих и эмоциональных коррелятов враждебности.

В некоторой степени «смазывая» резкие различия между тремя компонентами, Дж. Чаплин (J. Chaplin, 1982) определяет враждебность как тенденцию испытывать желание причинения вреда другим людям или тенденцию переживать аффект гнева по отношению к другим людям. Враждебность, таким образом, понимается как личностная черта. Такое определение враждебности позволяет довольно легко идентифицировать ее эмпирически, однако затрудняет объяснение механизмов ее возникновения и связи с другими психологическими категориями.

Т. Смит (T. Smith, 1992) предлагает определять враждебность как «комплекс негативных отношений (вражда, неприязнь, недоброжелательность), убеждений и оценок применительно к другим людям, т. е. восприятие других людей как вероятный источник фрустрации, обмана, провокации и т. п.». Таким образом, как устойчивая, общая черта враждебность подразумевает девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное - причинять вред или пассивное - наблюдать причинение вреда).

Сходное с предыдущими определение дает А. Элизар (A. Elizur, 1949): «Враждебность - чувства неприязни, негодования, обиды, которые часто подавляются в нашей культуре, но почти неминуемо проявляются в искаженном отношении субъекта к людям и в поведении».

Нами было предложено рассматривать враждебность как специфическую картину мира субъекта, в рамках которой внешним объектам приписываются негативные характеристики (А. В. Садовская, 1998; 1999).

Ениколопов С. Н., Садовская А. В., 2000. С. 59

К. Изард определяет враждебность как комплексную аффективно-когнитивную черту или ориентацию личности. Враждебность имеет переживательные и экспрессивные компоненты, главными из которых являются гнев, отвращение и презрение, но не включает в себя вербальные или физические действия. Таким образом, он отделяет враждебность от агрессии. И в то же время пишет, что «поскольку враждебность отражает негативные эмоции (например, посредством гневной экспрессии), она может причинить вред тому, на кого она направлена, но этот вред бывает преимущественно психологическим» (2000. С. 286). Следовательно, чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения (агрессии или, наоборот, уклонения от контакта) в качестве одного из мотиваторов и сопровождать эти действия (поэтому они и называются враждебными). Нечеткость и даже нелогичность в рассуждениях К. Изарда по поводу отделения враждебности от агрессии возникают из-за того, что за агрессию он принимает враждебные действия. Раз так, то надо признать, что действия по причинению вреда образуют с чувством враждебности единый неразделимый эмоционально-мотивационный комплекс. Но К. Изард, наоборот, стремится отделить враждебность и агрессию друг от друга. Правильно утверждая, что «враждебность еще не есть агрессия» (с. 287), он не учитывает, что агрессия может быть и вербальной, причиняющей, как он пишет, «эмоциональный и психологический ущерб».

Кроме того, он не пишет о том, что агрессия может осуществляться и без чувства враждебности. Поэтому сводить агрессию только к враждебным действиям («В рамках теории дифференциальных эмоций мы определяем агрессию как враждебное действие или поведение», - пишет К. Изард, с. 286) неправомерно. Собственно, он и сам, очевидно, понимает это, когда тут же пишет: «Агрессия, как правило, мотивируется враждебностью» (c. 287. Выделено мной. - Е. И.), т. е. не во всех случаях является враждебными действиями.

П. Куттер (1998) пишет, что «враждебность - это совокупность ощутимых, но незримых аффективных и когнитивных реакций, формирующих предубеждение против определенной личности» (c. 58). То есть для Куттера враждебность - это скрытое состояние человека в отличие от насилия как открытого враждебного поведения. Спилбергер c коллегами (Spielberger et al., 1985) враждебность рассматривают как личностную черту, представляющую собой набор склонностей, которые мотивируют агрессивное поведение. Однако А. Басс отмечает, что враждебность и агрессивное поведение сочетаются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враждебности, когда, например, грабят человека, не испытывая к нему никаких враждебных чувств.

К. Изард тоже подчеркивает, что прямые агрессивные вербальные и физические действия не входят во враждебность, и это действительно так. Враждебное (агрессивное) поведение может проистекать из чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Враждебность еще не есть агрессия (хотя трудно представить себе, чтобы по отношению к объекту вражды человек не проявил косвенную вербальную агрессию, т. е. не пожаловался на него кому-нибудь, не сказал про него какую-нибудь колкость. Очевидно, у этих авторов речь идет о проявлении прямой физической и вербальной агрессии).

В. Н. Мясищев (1966) относит враждебность к эмоциональным отношениям и отмечает, что враждебность формируется в процессе взаимодействия с ее объектом и затем задает пристрастность восприятия новых объектов.

В. А. Жмуров (2012) определяет враждебность как: 1) интенсивную и длительную неприязнь, при которой негативное отношение к кому-либо проявляется как активно и открыто, так и скрытым образом; 2) желание, побуждение причинить вред кому-либо, кто воспринимается как «враг»; 3) качество личности индивида воспринимать нейтрально или доброжелательно настроенных к нему людей своими личными врагами, лицами, представляющими непосредственную угрозу собственной безопасности, без объективных на это оснований (обычно это свойственно лицам с психопатическими качествами, индуцированным в интересах агрессивной политики, или пациентам с психическим расстройством) или в силу прежнего негативного опыта общения с такими и подобными людьми.

В ряде исследований враждебность рассматривается как «негативное отношение к объектам окружающей действительности» (Barefoot, 1992; 1994; А. В. Охматовская, 2001; А. В. Ваксман, 2005). С таким пониманием - без необходимых оговорок - враждебности трудно согласиться. Я могу негативно относиться к ряду продуктов, но это не значит, что я испытываю к ним враждебность.

С. О. Кузнецова и А. А. Абрамова (2011) рассматривают враждебность как сложное, многомерное образование, как совокупность негативных отношений к актуально воспринимаемым объектам (объекту), которая характеризуется степенью выраженности (общим уровнем враждебности), степенью осознанности и генерализации, устойчивостью, степенью субъективной значимости, структурой.

Они, как и другие авторы, выделяют во враждебности когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент враждебности представлен негативными убеждениями в отношении человеческой природы в целом (цинизм), убеждениями в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие, подозрительность), снижением самоценности (убеждением индивида в том, что он нехороший и недостойный человек), убеждением индивида в том, что он не может контролировать происходящие с ним события, убеждениями в своем невезении и убеждениями личности в максимальной роли случая в жизни, а также тенденцией к сближению оценок «положительных» и «отрицательных» стимулов. Аффективный компонент враждебности составляют взаимосвязанные эмоции, включающие гнев, раздражение, обиду, презрение, негодование, отвращение, а также подозрительность, настороженность, агрессивность и т. д. Поведенческий компонент враждебности включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто замаскированные: агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения, социально пассивное поведение.

Отсюда враждебность может быть скрытой, подавленной и вследствие этого не приводить к вражде, т. е. прямой агрессии, к «войне». Поэтому во многих работах, посвященных проблеме враждебности, используется деление на проявляемую и переживаемую враждебность.

Точка зрения

Иная вражда может быть на вид «мирной» и холодной. Но… холодное отношение к другому - это тоже вражда; у любви не существует нейтральной территории. В таком смысле вражда - довольно естественное явление, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу.

Например, я типичный интроверт, а потому склонен воспринимать любого экстраверта как поверхностного, слишком шумного, неискреннего и нетактичного собеседника. Это естественная предпосылка для создания врага: я легко делаю вывод, что такой человек мне неприятен и следует держаться от него подальше. Поскольку я знаю эту свою особенность, мне легче не спешить вносить бо?льшую часть людей в список моих врагов. Критическое отношение к своему восприятию тут слишком важно.

Часто к врагам мы относим группу людей, которых, как нам внушили, можно оправданно не любить: в отношении их у нас иные стандарты. Маленький К. С. Льюис однажды сказал отцу: «Мне кажется, что у меня есть предрассудки против французов». - «В чем же они заключаются?» - «Но, папа, - ответил мальчик, - если бы я понимал, в чем они заключаются, это бы не были предрассудки». Льюис был прав: предрассудки, порождающие вражду, растут в темноте. Человек способен сам создавать себе врагов, не подозревая, что он это делает. Тут крайне важную роль играет феномен, который психологи называют проекцией.

Завалов М., 2012

Существуют люди, для которых враждебное восприятие мира является постоянной их характеристикой, качеством личности. Для них подходит такое название, как злопыхатели . С. О. Кузнецова и А. А. Абрамова характеризуют их следующим образом. У них имеется высокий уровень враждебности, склонность приписывать другим объектам и явлениям негативные качества. В системе уже сложившихся отношений такого человека враждебность преобладает; вероятность формирования негативного отношения к новым объектам в целом выше, чем вероятность формирования позитивного, т. е. имеет место определенная предвзятость. У злопыхателей враждебное отношение может быть неадекватно обобщенным, вплоть до того что человек воспринимает любые объекты или воздействия извне как негативные, неприятные, нежелательные и т. п. В таких случаях генерализации враждебного отношения имеет смысл говорить о враждебной картине мира.

Враждебные люди не просто более интенсивно реагируют на конфликтные ситуации, а скорее провоцируют и создают их. В этом процессе существенную роль играют такие характеристики, как цинизм, недоверие, подозрительность, негативизм. Люди с высоким уровнем враждебности в большей степени склонны приписывать нейтральным объектам и ситуациям негативные качества. Многие ситуации социального взаимодействия представляются им конфликтными, фактически не являясь таковыми. Враждебные люди ниже оценивают вероятность благоприятных событий и выше - вероятность неблагоприятных. Все это создает для них множество дополнительных источников стресса по сравнению с невраждебными субъектами.

Враждебность может обладать различной степенью устойчивости. Чем конкретнее враждебное отношение, тем оно менее устойчиво. Напротив, генерализованная враждебность резистентна к изменениям.

Враждебность как отношение может быть разных видов.

Ненависть . Сильно выраженное чувство враждебности обозначается как ненависть (Олпорт, 1998). Ненавидеть можно не только отдельных людей, но и человечество в целом: «Я ненавижу человечество. Я от него бегу спеша. Мое единое отечество - Моя пустынная душа», - писал К. Бальмонт.

Стернберг (цит. по: Г. М. Бреслав, 2004), аналогизируя структуру ненависти с представленной им структурой любви, выделяет в первой три компонента: а) отрицание интимности (дистанцирование) вследствие испытываемого отвращения, омерзения; б) страсть (гнев или страх при опасности) и в) девальвация человеческого достоинства (взгляд на объект ненависти как на неполноценное). Различное сочетание этих компонентов дает, по Стернбергу, семь видов ненависти (табл. 6.1).

Нельзя не отметить, что в этой классификации совмещены чувство ненависти как устойчивое отношение к кому-либо и эмоциональные переживания чувства ненависти, возникающие внезапно (кипящая ненависть) при восприятии объекта ненависти как отвратительного (негодующая ненависть), и даже предполагаемые или желаемые действия по отношению к объекту ненависти (сжигающая ненависть). Условность этой классификации и даваемых видам ненависти названий очевидна.

Таблица 6.1. Виды ненависти по Стернбергу


Ненависть проявляется также в злопыхательстве, т. е. в исполненном злобы раздраженно-придирчивом отношении к кому-нибудь, а также в клевете, особенно если ненависть носит скрытый характер.

В то же время чувство ненависти может быть полезно для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена ненависть.

Озлобленность - это фрустрированность, результат частого подавления обид и злости, форма хронической неприязни ко всем и вся, ожесточение. Это хроническое состояние крайнего раздражения, доходящего до жестокости. Озлобленность формируется постепенно и часто свои истоки имеет в младенчестве. Так, «озлобленными детьми» нередко являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого обращения с ними родителей и взрослых. Они относятся к окружающим с таким же равнодушием, черствостью, бессердечием, а порой и жестокостью, с каким относились когда-то к ним. У них озлобленность призвана закрыть собой невыносимые обиды и разочарования.

Чувство враждебности проявляется в эмоциях злости (гнева), отвращения и презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые приводят к агрессивному поведению. В связи с этим Ч. Спилбергер c коллегами (Spielberger et al., 1985) говорят о синдроме ВАГ: Враждебность - Агрессия - Гнев.

Враждебность в целом имеет сравнительно низкие показатели наследуемости. В то же время отдельные авторы выделяют наследственно обусловленные характеристики личности, имеющие отношение к враждебности (гнев , цинизм ).

Ф. Бэкон считал особенно подверженными зависти и связанной с ней враждебности уродов, калек и евнухов, или, говоря его словами, тех, кто не в состоянии помочь себе и поэтому стремится навредить другим. «Ибо они люди <…> которые считают, что бедствия других людей искупают их собственные страдания». Справедливость слов Ф. Бэкона, что к зависти склонны те, кто не в состоянии что-то изменить у себя, видна и в поступках людей, которые неизлечимо больны. В медицине известны случаи, когда в прежние времена больные открытой формой туберкулеза стремились заразить других людей из-за зависти к их здоровью. В наше время так же ведут себя некоторые больные СПИДом.

Враждебность является спутником «черной» зависти, проявляемой как вражда, т. е. в деструктивном агрессивном поведении, направленном на объект зависти. Будучи порожденной конкурентным чувством, агрессия зависти направлена на стремление разрушить превосходство другого, обосновываемое как устранение несправедливости.

Враждебность может играть существенную роль в этиологии различных тяжелых соматических заболеваний (Miller et al., 1996). Так, установлена связь между враждебностью и общей ранней смертностью, а также с тяжестью протекания рака (Graves, Thomas, 1981).

Во многих исследованиях показано, что враждебно настроенные люди чаще болеют ишемической болезнью сердца. Враждебным людям свойственны более интенсивные и длительные психофизиологические реакции на фрустрирующие или стрессогенные воздействия (повышение артериального давления, ускорение сердечного ритма, изменение содержания в крови некоторых гормонов). Обнаружено, что враждебным субъектам свойственно хроническое состояние бдительности (поиск и регистрация источников опасности), которое характеризуется повышенным содержанием в плазме крови тестостерона, играющего существенную роль в этиологии атеросклероза. Не случайно попытки обнаружить внутренние причины склонности людей типа А к сердечно-сосудистым заболеваниям привели к необходимости рассмотрения враждебности в качестве основного фактора (Barefoot et al., 1994; Dembroski et al., 1985; Dembroski, Costa, 1987; Houston, Vavak, 1991; Siegman, 1994; Shekelle et al., 1991; Smith, 1992; Watkins et al., 1992; Williams et al., 1985).

В ряде исследований отмечается связь враждебности с бронхиальной астмой. Сдерживаемая агрессия, адресованная внешним объектам, обращается внутрь, вызывая «вегетативную ажитацию» и создавая тем самым предпосылки для возникновения приступа удушья (Berry, Pennebaker, 1993; Groen, 1979; Mellett, 1978).

Исследователи (Leiker, Hailey, 1988) предполагают, что враждебные люди попадают в группу риска развития соматических заболеваний, по крайней мере отчасти, из-за нездорового образа жизни. Было отмечено, что враждебные субъекты чаще употребляют алкоголь и курят, меньше заботятся о собственном здоровье (имеются в виду посещения врачей, режим сна, питания), а также реже занимаются спортом. Аналогичные результаты были получены в ряде других исследований (Houston, Vavak, 1991; Krantz, Durel, 1983).

Впрочем, С. Н. Ениколопов и А. В. Садовская (2000) отмечают, что, говоря о влиянии враждебности на здоровье человека, следует иметь в виду, что здесь, как и во многих других психосоматических исследованиях, не решена проблема разведения причины и следствия. В большинстве перечисленных работ враждебность измерялась уже на этапе развития того или иного заболевания, что не позволяет сделать вывод о направлении причинно-следственной связи, а дает основание говорить лишь о существовании корреляций.

Переходя к методическому уровню изучения враждебности, следует в первую очередь отметить следующее. В то время как на концептуальном уровне враждебность может быть довольно четко отделена от смежных с ней характеристик, на операциональном уровне такой возможности практически нет: враждебность смешивается с ее частными эмоциональными, поведенческими и соматическими проявлениями, например с гневом и агрессией. Это происходит в силу того, что все три явления, как уже отмечалось, часто [соприсутствуют] и тесно связаны между собой. Существующие методики в недостаточной степени решают эту проблему, и возникает острая необходимость в создании достоверных методов, адекватных для измерения собственно враждебности и дифференцирующих ее с операционально близкими характеристиками. Эта проблема осложняется тем, что для таких методов чрезвычайно трудно выделить группу валидизации, а именно выборку заведомо враждебных субъектов. Исторически наиболее часто используемым с этой целью критерием были всевозможные виды агрессивного поведения, а это, как уже обсуждалось, ложный путь. Наконец, не следует забывать, что враждебность (как негативное отношение к внешнему миру) - социально неприемлемая характеристика. Поэтому при организации исследования необходимо с особой тщательностью учесть влияние социального фактора.

Основная методологическая сложность измерения враждебности заключается в том, что последняя не имеет однозначных поведенческих или каких-либо других внешних коррелятов и критериев, являясь по своей сути гипотетическим конструктом. По определению враждебность как таковая существует только в системе представлений субъекта о внешнем мире, которые далеко не всегда можно сформулировать в речи и количественно зафиксировать. По этой причине враждебность может изучаться лишь на основании ряда внешних критериев, которые гипотетически выводятся из ее свойств, в связи с чем возникает вопрос об объективности исследований враждебности как таковой.

Ениколопов С. Н., Садовская А. В., 2000. С. 63

Алена: Стиль взаимоотношений в семье и стиль взаимоотношений с окружающими взаимосвязаны. Обратная связь с окружающими, их мнения и оценки, слова поддержки и поощрения оказывают огромное влияние на формирование самооценки в детском и подростковом возрасте. В случае, когда обратная связь с ребенком поддерживается лишь в негативной форме, в виде наказаний и угроз, критических замечаний и слов осуждения, у него возникают сомнения по поводу своей ценности:

"Являюсь ли я значимой личностью? Стою я чего-то сама по себе или нет? Достойна ли я уважения? Добьюсь ли признания со стороны других?"

Сомнения в себе становятся постоянными спутниками взрослеющей личности. Потеря ощущения миролюбивости ближайшего окружения тормозит развитие любознательности ребенка. Он гораздо меньше стремится осваивать окружающий мир и тем самым так и не приобретает необходимых навыков общения, активного познания окружающей действительности.

Вместе с утратой доверия к людям возникает настороженность, страх отвержения, стиль общения становится защитным. Ожидание негативного отношения со стороны других вызывает страх в общении, который препятствует установлению доброжелательных взаимоотношений с другими.

Ирина: Как утрата доверия к людям в детском возрасте отражается во взрослой жизни человека?

Алена: Во взрослой жизни это проявляется в заниженной самооценке, непринятии себя, антипатии к своей личности, в защитном поведении по отношению к другим.

Даша: Мне все время кажется, что я для других неинтересна… В общении явственно ощущаю свою роль Обузы и не ожидаю от него ничего хорошего… Может быть, такое состояние возникло у меня с детства… Я не ощущала своей желанности…

Алена: Без ощущения своей желанности в мире взрослых ребенку сложно поверить в собственную значимость, поверить в свою «хорошесть». У него формируется четкое представление о себе как о «незначимом», "недостойном уважения", "нехорошем".

Нелли: Как это отражается во взрослой жизни?

Алена: Во взрослой жизни детский негативный сценарий взаимоотношений лишает человека возможности свободно изучать действительность.

Вера: Как это происходит?

Алена: Прошлый негативный опыт непрошеным гостем вмешивается в реальность, влияет на оценку настоящих событий, нарушает самовосприятие, искажает объективную картину реальных взаимоотношений.

Юлия: Как этот негативный сценарий восприятия и самовосприятия формируется?

Алена: Дети, лишенные родительской поддержки, а значит, и столь необходимого ощущения безопасности, став взрослыми, крайне болезненно реагируют на любое воздействие из внешнего мира. Они ожидают от окружающих лишь неприятностей! Исследование окружающего мира подменяется «выискиванием» сигналов неудачи, провала, недоброжелательности окружающих.

Даша: Как это понять?

Алена: Вместо того, чтобы акцентировать внимание на своих успехах и руководствоваться ими, ребенок обучается уделять внимание лишь своим промахам и игнорировать результаты. Следовательно, начинает панически боятся осуждения, наказания, критических оценок. Страх осуждения усиливает сигнал: "Стоп! Взрослый мир опасен! Без особой надобности инициативы не проявлять! Инициатива – наказуема! Усилия – бесплодны!" Даша: Именно так я и ощущаю…

Алена: Это не удивительно! Таким образом и возникает ощущение замкнутого круга проблем!

Восприятие действительности

Дашину проблему усугубляет еще и то, что в книге под заголовком "Все, что было позитивного в моей жизни…" в графе «плюс» у нее не оказалось никаких записей, за исключением двух первых строк, говорящих о положительных событиях и приятных переживаниях в ее жизни. Следуя своей детской установке, Даша все еще воспринимает мир через прошлые негативные эмоции. Она все еще зависит от прошлого негативного опыта.

Марина: Чем оборачивается продолжающаяся зависимость от прошлого негативного опыта?

Алена: Негативный прошлый опыт искажает объективное восприятие происходящих в настоящем событий, искажает саму действительность, сужает поле зрения. В этом случае восприятие становится односторонним, а не многосторонним.

Ольга: Что имеется в виду?

Алена: Восприятие действительности может быть двояким. Как оптимистичным, так и пессимистичным. Человека с оптимистичной установкой отличает: широкий кругозор, исследовательская ориентация, объективность оценок, вера в свои возможности, вера в успех.

Галина: Что отличает пессимистов?

Алена: Пессимистов отличает: узкий кругозор, панический страх освоения окружающей действительности, зависимость от негативных оценок со стороны, хроническая неуверенность в себе, сомнения в успехе.

Рита: Когда мы можем говорить о пессимистической установке, а когда – об оптимистичной?

Алена: Когда внимание человека фокусируется лишь на негативных сторонах действительности, на ограничениях и препятствиях, уместно говорить о пессимистической установке. Оценка действительности с точки зрения преимуществ и перспектив свидетельствует об оптимистичной установке.

Вы, конечно же, слышали забавные шутки о различной оценке пессимистами и оптимистами одних и тех же фактов. Эти шутки довольно точно передают разницу между пессимистичной и оптимистичной жизненными установками. Пораженческая установка является визитной карточкой пессимиста. Оптимиста же отличает вера в успех!

Зоя: Как будет реагировать оптимист, столкнувшись с неудачей?

Алена: Оптимист, обнаружив свою неспособность справиться с той или иной ситуацией, будет обучаться, пробовать до тех пор, пока не достигнет желаемого. Оптимист не так уж быстро теряет веру в успех! Самооценка оптимиста устойчива, его вера в успех оказывается гораздо сильнее сомнений и разочарований!

Даша: Что можно сказать о пессимисте?

Алена: Пессимист, столкнувшись со своей неспособностью в чем-либо, еще больше разочаруется в себе, а заодно и в других… У пессимиста крайне неустойчивая самооценка, он легко теряет в себя веру, легко разочаровывается в людях.

Неудовлетворенность собой

Юлия: Как пессимист и оптимист реагируют на неудовлетворенность собой, своим местом среди других?

Алена: Человек, не удовлетворенный собой и своим местом среди других, может поступить двояко. Оптимист будет ориентироваться на свои настоящие достижения и выберет исследовательскую стратегию освоения жизни: "За что я могу себя уважать? Какие личные достижения свидетельствуют о моих способностях? Почему я достойна самоуважения? Как добиться самоуважения в будущем?"

Пессимист же будет ориентироваться на свою прошлую неспособность, беззащитность, настоящие недостатки и выберет подстраховочную стратегию адаптации к реальности: "Как мне подстраховаться на случай новых неприятностей? Как избежать новых наказаний за неудачи? Как защитить свое хрупкое Я, сохранить крохи самоуважения?" Подобная подстраховка на случай неудач приводит лишь к новому витку переживаний, новым сомнениям, усилению страха перед жизнью.

Пессимистичная установка на жизнь, негативное самовосприятие служит индикатором защитного поведения человека и серьезного нарушения самооценки. В этом случае можно представить себе человека, пробирающегося сквозь дремучие заросли и с трудом перепрыгивающего через сложные препятствия, в то время как рядом пролегает удобная дорога, идти по которой – сплошное удовольствие!

Даша: Почему путник выбирает более трудную дорогу, если существует более удобная?

Алена: Путник ее не замечает! Он с детства привык обращать внимание лишь на препятствия и неприятности. А как известно, что активно ищешь, то и находишь!

Неадекватное самоотношение

Мы то и дело сетуем на свои «дефекты» вместо того, чтобы повышать самоуважение за счет развития достоинств! Как мы успели убедиться на собственном опыте, размер наших неприятностей измеряется отнюдь не лишними килограммами, невыгодными особенностями внешности или прошлыми неудачами, а неадекватным самоотношением! За фасадом внешних очевидных проявлений заниженной самооценки, неудовлетворенности собой скрывается более серьезная причина – неприятие себя в качестве достойной уважения личности, продолжающаяся зависимость от детского ощущения беззащитности, неспособности отстоять себя, свое достоинство. Страх потери самоуважения – самый тяжелый из всех возможных страхов!

Не стоит думать, что история Даши – это из ряда вон выходящая история "скверной девчонки", которая всех ненавидела, на всех обижалась, а окружающие только и думали, как бы ей насолить. Это обычная история, правдивое описание детских впечатлений, оставивших свой след во взрослой жизни нормальной женщины. И таких историй, к сожалению, гораздо больше, чем вы думаете! В памяти каждого человека хранится груз воспоминаний обиженного ребенка. Тем не менее Даша все-таки отличается от многих других людей!

Рита: Чем же именно!

Алена: Своей смелостью заглянуть в самые потаенные уголки своей памяти, своего негативного прошлого!

Вера: Да, на это, конечно же, нужна смелость! Даша не такая уж беззащитная, какой сама себя считает! Я до сих пор не могу решиться на такое откровение!

Даша: Это было не так уж страшно сделать… Неосознаваемое негативное прошлое кажется гораздо болезненнее и опаснее, нежели является таковым в действительности! Мне, конечно, было неприятно вспоминать эти моменты, я даже плакала от боли! Но после того, как освободилась от накопленных негативных эмоций, мне стало гораздо легче… Я почувствовала себя более свободной. Сама этому состоянию удивилась! Для меня состояние свободы ново! Даже не знаю, почему мне стало так легко на душе, ведь проблемы мои еще не разрешились! Но начинаю думать, что смогу справиться со своими проблемами. Они не такие уж неразрешимые!

Алена: Сделав первый шаг в сторону осознания своих комплексов, Даша приоткрыла дверь в свое свободное от "лишних вещей" настоящее! У Даши появился шанс шаг за шагом создавать свою жизнь "здесь и сейчас", причем согласно своим желаниям, по своему усмотрению, а не под влиянием неосознаваемого бремени прошлого!

Психическая травма затрагивает человека на разных уровнях индивидно-личностной организации, в том числе на уровне картины мира. Что в данном контексте подразумевается под картиной мира? В англоязычной терминологии есть словосочетание «assumptive world», то есть мир допущений человека о реальности. Под картиной мира понимается совокупность его представлений о самом себе и о внешней реальности, а также об отношениях между «Я» и внешней реальностью. Такие представления называются базисными убеждениями. В приложении к психической травме концепция базисных убеждений была разработана американской исследовательницей Ронни Янов-Бульман. Она описала концептуальную систему репрезентации отношений человека и мира через несколько базисных убеждений.

1. Базисное убеждение о доброжелательности/враждебности мира

Первое - это убеждение о доброжелательности/враждебности окружающего мира, которое отражает отношение к миру в терминах добрый/враждебный или хороший/плохой. В целом внутренняя концепция в отношении мира большинства взрослых, здоровых, не страдающих депрессией или какими-то другими расстройствами людей такова, что в мире гораздо больше хорошего, чем плохого, что людям в целом можно доверять, что в трудных ситуациях, как правило, люди готовы прийти на помощь.

Это базисное убеждение в контексте изучения травмы разделяется на два вида: первый - это доброжелательность/враждебность персонального мира, то есть людей, и второй - доброжелательность/враждебность неперсонального мира, то есть природы.

2. Представления о справедливости, самоценности и удачливости

Второе базисное убеждение - так называемое убеждение справедливости. Это очень сложный конструкт, он по-разному соотносится с психологическим благополучием человека, но тем не менее по результатам исследований большинство людей считает, что в целом хорошие и плохие события в мире распределяются неслучайно, люди способны контролировать то, что с ними происходит, жизнь влияет на это, и в целом, если человек хороший и совершает преимущественно хорошие поступки, в его жизни в основном будут и должны происходить хорошие события. Таким образом, в некоторой степени исключается фактор случайности.

Третье базисное убеждение касается «Я» человека. Сюда входит представление о самоценности, то есть о том, насколько человек достоин любви, уважения к себе со стороны других людей. Это внутренние, глубинные структуры. Сюда же Янов-Бульман включает представления человека о его способности контролировать то, что с ним происходит, контролировать ситуации в его жизни, влиять на них, управлять ими, то есть быть в некоторой степени хозяином своей жизни.

Еще одно убеждение, которое в некоторой степени противоречит предыдущему, - это убеждение об удачливости. Человек может считать, что он слабый, некомпетентный, что он не может управлять своей жизнью, но тем не менее в жизни ему может везти. Если брать взрослых здоровых людей, то, если объединить все эти базисные убеждения, их концепция звучит так: «В жизни гораздо больше хорошего, чем плохого, и если плохое и случается, то это происходит где-то на периферии, на экране телевизора, не со мной, не рядом со мной и, возможно, с теми, кто что-то сделал не так».

3. Источники базисных убеждений

Откуда берутся базисные убеждения? Считается - и это разделяется основными теоретическими психологическими концепциями, - что эти базисные представления о себе, о мире существуют у младенца на довербальном уровне уже примерно к 8 месяцам. Ребенок имеет глубинные неосознаваемые представления о том, насколько мир доброжелателен к нему, насколько он готов откликаться на его потребности.

Таким образом, маленький ребенок уже имеет какие-то основы для базисной картины мира, и в течение жизни эти основы могут немного меняться. Но в целом считается, что эти убеждения очень устойчивы в отличие от более поверхностных убеждений и представлений. Например, представление человека о том, что он хороший профессионал, так или иначе постоянно эмпирически верифицируется, корректируется, и его изменения не вызывают в нас каких-то тяжелых и серьезных переживаний. Система базисных убеждений, если они в целом позитивные, обеспечивает человеку ощущение относительной неуязвимости и защищенности.

4. Психическая травма: нарушение базисных убеждений

Когда происходит экстремальное стрессовое событие, которое ставит под угрозу бытие человека, устойчивая и надежная опора - картина мира - нарушается. Человек начинает ощущать себя в состоянии хаоса, потому что мир уже не доброжелателен и не достоин доверия, и человек чувствует себя уже не таким сильным, компетентным, управляющим тем, что с ним происходит, потому что, как правило, травматические события происходят внезапно. Мы не можем утверждать, что картина мира рушится, но она претерпевает серьезные изменения. Далее по механизмам формирования новых когнитивных структур должна произойти либо ассимиляция этого события, то есть событие должно быть вписано в картину мира, либо аккомодация, то есть изменение картины мира под новые условия. Работа в посттравматическом периоде состоит в восстановлении картины мира.

Восстановление не происходит полностью, и обычно после переживания тяжелого травматического события в случае хорошего исхода и отсутствия тяжелых нарушений концепция мира звучит примерно так: «В целом мир доброжелателен, и в нем много хороших людей, и он в целом хорошо со мной обходится, но так бывает не всегда».

В посттравматическом периоде людям свойственно искать новые смыслы и значения травматического события для того, чтобы вписать его в картину мира. Результаты исследований показывают, что людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, которые пережили такие же события, но попали в более тяжелую ситуацию, например, тоже лишились имущества в результате наводнения, но их потери были большими. В целом это помогает вписать эту травматическую ситуацию в картину мира, и люди начинают искать в этой ситуации новые смыслы.

5. Посттравматический рост личности

С начала 90-х годов ведутся исследования посттравматического личностного роста. В частности, было обнаружено, что у некоторых людей после переживания психической травмы наблюдаются серьезные личностные изменения в сторону большей личностной зрелости, переоценки ценностей. Эти изменения затрагивают, во-первых, образ «Я», то есть после переживания катастрофы человек ощущает себя более сильным, более достойным и более компетентным; во-вторых, происходит изменение жизненной философии, то есть после травмы, как это ни странно, люди начинают ощущать себя более живыми и начинают ценить то, что раньше казалось незначительным.

Последняя группа изменений после травмы касается отношений с другими людьми. Таким образом, позитивное изменение образа «Я», изменения в отношениях с другими людьми в виде большей близости, взаимной поддержки и изменение жизненной философии - это зоны роста, над которыми мы можем работать, в частности, в психокоррекции, психотерапии травмы.

Как выбирать своих людей Миншулл Рут

ГЛАВА 9. СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ (1.1)

ГЛАВА 9. СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ (1.1)

Скрытый: 1) Укрытый или прикрытый; спрятанный. 2) утаенный; тайный; секретный.

Враждебный: 1) Вражеский или относящийся к врагу. 2) чувствующий или показывающий враждебность; антагонистичный.

Американский Словарь Наследия

Основная трудность с 1.1 в том, что на нем нет неоновой вывески говорящей вам, что это 1.1.

Это скрытый тон - наиболее трудный для распознания на шкале. После того как вы все же определите его, не ожидайте, что следующий 1.1, который вы встретите, будет иметь большое сходство с этим.

ЕГО МНОГОЛИКОСТЬ

Он может быть веселым, общительным шутом, "душой компании". Она неприметная маленькая старая дева, которая никогда не забывает ваш день рождения. Он может быть веселым, шумно выражающим свою радость продавцом. Ловкий мошенник. Остроумный обозреватель, ведущий колонку развлекательной светской хроники. Роскошный офисный Дон Жуан, которым может быть улыбающаяся леди из соседнего кабинета, кто знает все деликатные подробности о своих сослуживцах. Он любовник, который весел и нежно влюблен сейчас и презрительно язвителен в следующую минуту. Он ловкий мошенник, который в течение пятнадцати лет выдавал себя за хирурга. Он гомосексуалист с мягкими манерами. Или тот приятный молодой человек, кто "никогда никому не сказал ни одного плохого слова", но который был признан виновным в шести ужасных сексуальных преступлениях. Или газетный репортер, который казался таким дружелюбным, пока не вышла его статья (полная гнусных инсинуаций). И здесь же мы находим того милого президента банка, который присвоил 100,000 долларов и смотался в Бразилию с танцовщицей. Он может быть тонко чувствующим поэтом, обходительным миллионером или очаровательным бродягой, который всеми правдами и неправдами добывает себе средства к существованию и за двадцать лет никогда не работал.

Где бы он ни оказался, он будет в маске. Если вы великодушны по характеру, вы можете оказаться склонными относится к нему со снисходительностью. Не делайте этого.

В 1.1 мы находим эмоцию, которую Рон Хаббард описал как "наиболее опасный и злобный уровень на шкале тонов". ("Наука выживания ") Он на полпути между Страхом (который служит причиной его тона) и Гневом (который он должен скрывать). Его эмоция диктует ему, чтобы он всегда улыбался и делал хорошую мину, так как он "знает", что мы никогда не должны сердиться. На этом уровне мы находим вопиющую ложь, используемую для того, чтобы избежать настоящего общения. Такая ложь может быть в форме притворного согласия ("какая прекрасная идея"), лести ("это прелестное платье, моя дорогая") или успокоения ("ну, не волнуйся, я обо всем позабочусь"). 1.1 строит лживый фасад, искусственную личность. Он веселый лицемер.

КАК ДРУГ

Вам не понадобятся враги. Лучше бы вы держались в стороне, как отшельник. Не доверяйте ему ваши деньги, репутацию или жену. Это человек, который ненавидит, но не способен сказать, что ненавидит. Он предает и ожидает, что его простят. Он будет говорить вам, что защищал вас, когда, на самом деле, он изо всех сил старался разрушить вашу репутацию. Он будет довольно лицемерно вам льстить, ожидая своего момента, чтобы погубить вас. И он найдет больше способов погубить вас, чем я смогу придумать и описать в одной главе.

1.1 ожидает специальных привилегий или исключений. Он - человек, который, скорее всего, будет предполагать, что он может нарушать правила в браке, компании, группе или обществе.

По началу нам нравится 1.1, потому что он притворяется таким высоко-тонным. Но со временем (если только мы не в Сочувствии) мы все больше презираем его. Однако наше отвращение иногда трудно объяснить, потому что мы редко точно можем определить, что именно из того, что делает эта кукла, вызывает наше презрение.

Несмотря на высокомерие, он такой совершенный актер, что нас может ввести в заблуждение его притворная скромность. Имея власть над всеми тонами ниже себя, он бессовестно использует их, чтобы убедить нас в своей безобидности и добрых намерениях. Таким способом он манипулирует людьми, всегда стремясь к скрытому контролю. Он может плакать, умолять, задабривать или сочувствовать; он может проявлять презрение или пренебрежение. Но, играя все эти спектакли, он пытается уничтожить других, чтобы опустить их до уровня, где сможет ими пользоваться.

Если вы сердитесь на него, он обычно падает в Задабривание (старается изо всех сил сделать что-нибудь для вас или преподносит вам подарки) или в Горе ("Я не хотел причинить вред..."), для того чтобы снова вползти к вам в доверие. Считайте, что ему известны ваши слабые места и что он виртуозно играет на них.

РАЗГОВОР

Вот быстрый способ определить 1.1: он стремится интровертировать вас. Это в основном происходит в первые несколько секунд при встрече с ним. Он говорит: "О, ты поправился, да?" или "Я не могу понять, что в тебе изменилось..." По телефону он может начать беседу с: "Твой голос звучит смешно, ты что простудился?" Под маской дружеской заботы, эти замечания предназначены для того, чтобы направить ваше внимание на вас самих (и от него). Вскоре вы начнете объяснять себе или беспокоится: "Что со мной случилось?"

При встрече, 1.1 почти всегда пытается заговорить первым, для того, чтобы захватить контроль над разговором. Если он первым метнет свои стрелы, то меньше шансов, что что-нибудь метнут в него. Я как-то знакомила двоих 1.1. Когда я это делала, мне было интересно, кто из них выиграет в неминуемой спешке первым начать разговор. Ну, они оба начали говорить одновременно и продолжали говорить так, по крайней мере целую минуту, не слушая ни одного слова сказанного другим. Они хорошо подходили друг другу.

Скрытая Враждебность наполняет свою беседу маленькими колкостями, тонко завуалированными под комплименты ("это очень вкусный торт, почти такой же, как продаются в магазине"). Именно 1.1 пускает в ход классическую колкость: "Какое на тебе прекрасное платье. Я годами им восхищаюсь".

Он чувствует постоянную, до нервозности, необходимость отражать почти каждое замечание. Если вы пытаетесь сделать искреннее заявление или представить высоко-тонную идею, он будет подвергать ее сомнению: "Я понимаю, что вы имеете в виду, но..." Он любезно поправит ваше произношение и выбор слов (он фанат семантики), снимет ниточки с вашего плеча или вставит шутку на ваш счет (обычно с каламбурами, он любит их). Он использует все мыслимые методы, чтобы разорвать ваше общение в клочья. Конечно (ха-ха) он не желал вам зла. Просто по-дружески.

ЧЕСТНОСТЬ

Он лжет даже тогда, когда нет никаких причин лгать. Факты запутанны, извращены или скрываются, когда он с шумом заявляет о своей честности, этичности и добродетельности. Он может давать вам "торжественное обещание" и в то же время держать нож за спиной.

Если вы подвергаете сомнению его ложь, он, возможно, скажет вам, что это была просто утонченная шутка.

ШПИОН

Высоко-тонный человек может исполнять роль шпиона и делать это хорошо (хотя ему не нравится увиливать). 1.1 же - прирожденный шпион. Если вы хотите заставить этого парня ожить, подарите ему заманчивую ситуацию, требующую обмана, коварства, неискренности или искажения. Дайте ему оправдание для подглядывания, подслушивания, выслеживания или тайного расследования и он полностью придет в себя.

Когда есть возможность сделать что-нибудь напрямую, 1.1 не будет ее использовать, это не придет ему в голову. Он придумает окольный метод, чтобы сделать то же самое. Я как-то работала в конторе, где руководитель в 1.1 запрещал вытряхивать пепельницы в корзинки для мусора. Я предполагала, что это правило было вызвано привередливостью (или заботой по предотвращению пожара), пока я не узнала, что каждую ночь он копался во всех корзинках, перед тем как их очистят (он даже складывал вместе обрывки бумаги), таким образом он мог узнавать что "действительно происходило" в конторе. Ему нравилось обнаруживать таким образом чью-нибудь пикантную подробность. Конечно, пошел слух, поэтому персонал стал развлекать себя тем, что подбрасывал в корзины вместе с отходами всякого рода дикие, выдуманные обрывки "свидетельств".

Хотя 1.1 тщательно скрывает свои собственные мотивы и действия, он рьяно принуждает раскрыть секреты других. Это тон предателя и вероломства. Не имея никакого уважения к личной жизни других, он не упускает шанса разоблачить людей (это даже больше преобладает в следующем тоне: Отсутствие Сочувствия). Скрытая Враждебность, у кого есть "тайные" любовные отношения, постарается, чтобы факты вышли на поверхность так, чтобы люди обнаружили это, особенно там, где это создаст проблемы его партнеру.

Он гений по вытягиванию информации из других. Несколько лет назад, я работала над секретным исследованием в одной компании. Только трое из нас знали истинную природу этого проекта и никто из нас не был неразборчивым болтуном. Поэтому я однажды была удивлена, обедая с оператором коммутатора, когда она случайно сказала: "Да, я понимаю, что вы обнаружили..." Она была настолько близка к правде, трудно было поверить, что она просто догадалась. Я стала отрицать, что я что-либо знаю по этому предмету, и она сказала: "О, хватит меня разыгрывать. Все знают над чем вы работаете". Позже я поняла, что она, должно быть, -подслушала часть информации по телефонным разговорам; остальное были ее догадки.

Даже догадки 1.1 делаются с крикливой претенциозностью, что он все знает; этим способом он часто соблазняет свою ничего не подозревающую жертву говорить слишком много.

ТАЙНАЯ ТЕХНИКА

1.1 не только нравится раскрывать тайны, ему также нравится создавать их. Он даже может использовать знающую, загадочную улыбку с целью вас сконфузить. Я однажды видела, как 1.1 просматривал рукопись моего друга, в то время как тот напряженно ждал комментарии. Закончив, 1.1 просто лукаво улыбнулся и сказал: "Я воздержусь от комментариев. Я подумаю".

Намекать на скрытые знания - это обычный метод сплетника. Человек в более высоком тоне может передавать новости о друзьях, но он старается придерживаться фактов. 1.1 же приукрашает факты дополнениями, которые звучат правдиво. "Ты знаешь, что Джо и Филлис расстались?" Это может быть фактом. Но Мэйбл (1.1) добавит: "Только между нами, я бы не удивилась, если бы узнала, что она тайно встречалась с Биллом". Ее всезнающая манера внушает мысль, что она уверена в большем количестве фактов, чем говорит.

СПЛЕТНИК

Хронический сплетник, которому нравится подрывать репутацию полуправдой, предположениями и догадками - это 1.1. Вы можете встретить ее облокотившуюся на изгородь заднего двора; вы найдете его в конторе прислонившимся к водоохладителю. Это часто тон репортера, журналиста и ведущего ток-шоу - того, кто использует свое обаяние, чтобы войти в доверие к дающему интервью, перед тем как порезать его на кусочки. Требуется стоическая дисциплина, чтобы противостоять технике коварных вопросов 1.1. Много лет назад я переехала в квартиру и купила мебель прежних жильцов. Чуть позже ко мне заглянула соседка сверху. "Я вижу, вы купили их мебель" - сказала она.

Я кивнула и переменила тему. Несколько минут спустя она вернула разговор обратно к мебели: "Я думаю, они просили за нее полторы тысячи долларов..." Это высказывание повисло в воздухе как вопрос, который создавал прекрасную возможность для меня поправить или согласиться с ним. Уже познакомившись с ее добротой до этого, я решила загасить ее 1.1, поэтому я просто пробормотала: "Правда?" и переменила тему.

БИЗНЕС

1.1 подвергает опасности ваш бизнес. Он умело заражает весь офис, настраивая людей друг против друга и всех против самой компании. Он настолько скрыт, что его почти невозможно разглядеть как источник плохих новостей и общего чувства разочарования среди людей. Хотя он может выполнять работу и обычно ему удается создать впечатление трудолюбивого, это часто обман. Неспособный позволить себе быть чьим-нибудь следствием, он уклоняется от этого скрытыми способами. Попросите его выполнить поручение и он ответит: "Конечно, я с удовольствием сделаю это", но оно никогда не будет выполнено. Он притворяется, что принимает приказы, но у него нет никакого намерения выполнять их.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Скрытая Враждебность безответственен, но притворяется ответственным. Однажды я поехала на современную замечательную свадьбу на Западном Побережье, где не было шафера. Родственница в 1.1 со стороны жениха взяла это на себя - стояла у двери, говоря входящим гостям: "Так как, по-видимому, шаферов не предвидится, я думаю вам нужно самим выбрать себе место". Произнося это с язвительным выражением, она, казалось, брала на себя ответственность, но ее намерение было разрушительным. Безусловно, она хотела дать понять гостям, что эта свадьба была "плохо подготовлена". Если бы высоко-тонный человек заметил, что прибывающие гости смущены (а я не думаю, что это было так), он бы сказал: "Просто садитесь там, где вам нравится". И никакого злобного подтекста.

1.1 очень озабочен тем, чтобы произвести на людей впечатление, его необходимость в признании все время толкает его на сцену. Не зная отдыха, он - актер, постоянно изучающий своих зрителей, чтобы узнать на всех ли он произвел впечатление. Для 1.1 трудно долго быть зрителем.

В классе он часто самый первый задает вопрос после лекции (он может и прервать, если это позволено): "Профессор, а не думаете ли вы..." Он не заинтересован в получении ответа, он просто хочет показать свое великолепие. Вопрос задается для эффекта.

Многие 1.1 так сильно хотят внимания, что они напрочь лишены смущения. Я как-то знала одного, который одевался в самую нелепую одежду, которую можно себе вообразить. Он слонялся повсюду, выглядя как в наркотическом опьянении, частенько похваляясь: "Все меня заметили". Этот же парень наслаждался любой возможностью сделать замечание, которое шокировало каждого в комнате. Между прочим, есть и другие 1.1, которые одеваются и разговаривают очень сдержанно.

Когда он не может сам попасть в центр внимания, он прикрепляется к творческим, успешным людям и непрерывно работает над тем, чтобы сбросить их на дно шкалы. Мы находим 1.1, толпящихся вокруг шоу бизнеса. Он часто является ничего не производящим критиком, который ищет скрытый контроль над некоторыми областями эстетики, чтобы можно было давать талантливым людям разрушительные советы "для твоего же блага".

Если ему не удается и близко подобраться к победителям, он все равно хвастается, что ему это удалось. Он знает знаменитых кинозвезд. Сам Президент спрашивает у него совета. Он притворяется, что имеет любовные отношения с самыми красивыми женщинами.

НАСТОЙЧИВОСТЬ

Из-за непреодолимого влечения разыгрывать из себя важную персону, 1.1 часто устремляет свой путь в высшие эшелоны бизнеса, политику, клубы или общественные группы. Он, однако, любит срезать углы и с такой ленивой настойчивостью, что редко является мастером в каком-либо направлении. Вместо этого, он узнает достаточно для того, чтобы замаскировать свое продвижение к важной должности. Он хочет, чтобы ему аплодировали, не желая даже учиться танцевать.

Он дилетант, который балуется музыкой и потом бросает это. Он учится рисовать и потом теряет интерес. Слишком непостоянный, чтобы долго концентрироваться на одном предмете и достичь в нем совершенства, он предпочитает поверхностное изучение, после чего использует хитрость и уловки, чтобы выдать себя за эксперта.

ПРЕСТУПНИК

Все преступники находятся ниже 2.0 на шкале (пока они все еще преступники) и очень большая их часть - в 1.1. Даже когда 1.1 активно не нарушает закон, он неэтичен и непорядочен.

У него есть склонность к самоубийству, но он активно ищет погибели для всего своего окружения ("Я думаю я погибну, но, может быть, я возьму тебя с собой"). Здесь мы находим убийство через медленное разрушение индивидуумов и культуры, каждое разрушительное действие ловко маскируется многословными оправданиями. Здесь мы находим людей, которые больше всего проталкивают порнографию (и испытывают огромное удовольствие от нее). Здесь же вкрадчивый сутенер, который уговаривает молоденькую девушку стать проституткой. Здесь же хитрый торговец наркотиками, который убеждает подростков, что им нужно "идти в ногу с модой" и что, в любом случае, наркотики не несут никакого вреда.

ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ

Он предпочитает передавать только наиболее злобную коммуникацию. Хорошие новости быстро забываются или сознательно подавляются. Если вы посылаете заказчику специальное уведомление о выгодной сделке и там 1.1 открывает почту, то он постарается, чтобы это уведомление никогда не дошло вовремя до покупателя. Люди в Скрытой Враждебности часто занимают такие места, где они могут контролировать входящую коммуникацию. Это не только удовлетворяет их шпионские инстинкты, это позволяет осуществлять скрытый контроль.

Однажды утром я наблюдала, как 1.1 управляла делами в одном учреждении, пока отсутствовал его владелец. Был оживленный день с множеством постоянно приходящих покупателей, заказов и запросов. Позвонил один разъяренный работник; бригадира не было на рабочем месте и его вообще нигде не могли найти. Несколько минут спустя позвонил владелец. "О" - с удовольствием сообщила наша мечтательная девушка, - "сегодня кругом такой беспорядок..." И она подробно остановилась на одном "проблемном" звонке, совершенно не позаботившись упомянуть хорошие новости и о нормальном ходе дел.

ЧУВСТВО ЮМОРА

Ему чуждо настоящее чувство юмора, но в этом тоне вы чаще всего будете слышать насильно выдавливаемый смех, который грохочет, когда нет совсем ничего смешного. Мы можем обсуждать погоду или счет матча и 1.1 будет бессмысленно хихикать и радоваться. Он смеется над шуткой - возможно даже дольше чем остальные, - но на самом деле его ничто не веселит. Ничто.

Я знала много 1.1, которые не были грубыми шутниками; но я никогда не знала ни одного грубого шутника, кто не был бы 1.1. Им доставляет удовольствие старательно заниматься секретными приготовлениями, чтобы одурачить, привести в замешательство, разоблачить, принизить или оскорбить жертву. И все это, конечно, шутки ради.

Менеджер местной страховой компании рассказал мне о времени, на заре своей карьеры, когда его перевели в другой штат. Вероятно, некоторые этнические убеждения были причиной того, что именно в этом месте люди отказывались покупать договоры по страхованию жизней, хотя с удовольствием покупали договоры по страхованию ренты. Не зная этого, наш знакомый потратил совершенно бесполезно две недели, пытаясь продать страхование жизни, но у него так ничего и не получилось. Сбитый с толку и расстроенный, он рассказал о своих злоключениях ребятам в конторе. В конце концов, они открыли ему секрет продажи в этом городе. Позволение ему потерпеть неудачу с самого начала было частью "посвящения" для новичка. Хотя моему другу совершенно не понравилась эта шутка, ребята в 1.1 нашли ее чрезвычайно веселой.

Он удивлен, когда вы не смеетесь над его ловкими проделками. Если вас это раздражает, он ожидает, что вы простите его грешки.

СЕКС

Вы можете написать целую книгу по сексуальным характеристикам 1.1 (и многие люди так и сделали). Некоторые из них нетерпимы в вопросах нравственности до ханжества и требуют нравственности от других. Но также на этом уровне мы чаще всего находим промискуитет, извращения, садизм и любую необычную практику. Странно то, что 1.1 в действительности не испытывает удовольствие от полового акта как такового, но он весьма им озабочен. Он будет страстным защитником "свободной любви".

Чересчур неразборчивый человек почти всегда 1.1. Его непостоянство проявляется в неспособности наслаждаться долговременными, содержательными отношениями с одним человеком. Он постоянно ищет сексуального удовольствия в новизне и непохожести.

Такие люди опасны для общества, потому что их извращенное поведение заразно. Свободная любовь и беспорядочные связи -опасные сигналы, на которые следует обратить внимание, если раса намерена продолжать существование. Подобные действия указывают на скрытое отрицание чистоты любви и супружества. Сейчас настолько много публикаций посвященных исключительно защите, поощрению и восхвалению промискуитета, что высоко-тонные люди могут почувствовать себя в подавляющем меньшинстве. Они начинают подвергать сомнению свое естественное влечение к верности и постоянству и думают, не старомодны ли они.

Сегодняшняя открытая борьба с абортами, с контролем над рождаемостью и управлению сексуальным просвещением гораздо более разумна, чем Викторианская педантичность, которая многие годы затуманивала эти вопросы. Однако предвестники "свободного поколения" (обычно пресса и журналы в 1.1) хотят заставить нас поверить, что это означает вседозволенность. Совершенно безответственно они сообщают о наиболее унизительных поступках человечества и игнорирует возможность того, что их подбор "новостей" оказывает разрушительное воздействие.

1.1 может быть самым сладкоголосым любовником на шкале, но как долговременный партнер он очень опасен. Скорее всего он будет изменять и/или тайно подрывать уверенность своего супруга всеми возможными ухищрениями. Он не будет удовлетворен до тех пор, пока его партнер не опустится в Апатию и все мечты не испарятся.

ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ

Недавно мой друг написал мне о своих наблюдениях за группой гомосексуалистов, которые жили рядом с ним: "Я думаю их правильно называют "геи"- писал он. - "Я никогда не слышал так много смеха как сейчас, когда живу по соседству с этими парнями. Почти постоянно напускное веселье и счастье".

Это притворное "счастье" 1.1.

Гомосексуалисты могут быть испуганными, сочувствующими, задабривающими, плачущими или апатичными. Иногда им удается слабая вспышка раздражения. Но место их базирования - это 1.1.

Гомосексуалисты не практикуют любовь, 1.1 не могут этого делать. Их отношения состоят из: 1)недолгих, жалких и безликих встреч или 2) более длительных мероприятий наполненных театральными разглагольствованиями, спорами, завистью и частыми изменами. И это едва ли может быть по-другому, так как этот тон сделан из подозрительности и ненависти, которые дают в результате милую сладость усыпанную мелочными раздражениями. Их "любовь" в конце концов, превращается в глубокое презрение.

РОДИТЕЛИ

Хотя 1.1 ненавидит детей, он иногда способен убедительно играть роль родителя. Там, однако, всегда существует едва уловимая, разрушительная тенденция и не имеет значения какой добротой это маскируется. Мы видим небольшую заинтересованность в будущем своих детей. Мы видим легкомысленные поступки в семье (такие как нарушение супружеской верности), которые ведут к расколу семьи и разрушению безопасности, от которой зависит будущее детей.

Иногда 1.1 хорошо заботится о физическом здоровье ребенка, но виновен в эмоциональном и моральном пренебрежении. Этот тон всегда пытается остановить гнев ребенка, таким образом опуская его ниже 1.5 по шкале. Он чересчур озабочен внешностью и манерами ребенка - его фасадом. В конечном счете, он пытается загнать ребенка в апатичное согласие. В лучшем случае, родитель в Скрытой Враждебности воспитывает ребенка в Скрытой Враждебности.

Так как в обществе непопулярно ненавидеть детей, 1.1 может скрывать свою жестокость за веселыми шутками. Он дразнит, критикует и потихоньку изводит ребенка до слез. Как-то раз ко мне зашла продавец и шутя сказала моему младшему сыну: "Я заберу тебя с собой". Он взглянул на нее так, как будто она рехнулась и побежал играть. Она рассказала, что недавно сказала маленькой девочке, что заберет ее маленького братика домой; девочка разразилась слезами. Это типично для 1.1, напугав одного ребенка, она теперь пытается использовать ту же технику на моем. Под маской дружеской шутки она хотела причинить ребенку вред.

ВЫВОДЫ

В безопасной, высоко-тонной среде, 1.1 может подняться до 1.5. Но, вообще говоря, он не способен на Гнев. Где-то в прошлом, потеря самообладания стала настолько опасной, что он теперь боится делать это. Враждебность, однако, постоянно подавляется под видимость хороших, дружеских отношений. Если бы он смог потерять самообладание и выбраться из своей системы, он бы поднялся по шкале и стал прекрасным человеком. Но, так как он не может выразить себя в прямом противоборстве, он тайно наносит вред и разрушает. Если вы неуверенны 1.1 ли это, отметьте, как вы чувствуете себя, находясь вместе с ним. Выходите ли вы из себя? Чувствуете себя неловко? Беспокоитесь о том достаточно ли вы остроумны, хладнокровны, современны?

Это распространенный социальный тон. Люди более высоких и низких тонов используют до некоторой степени фальшивую обходительность в повседневных контактах. Подобные "хорошие манеры", однако, не несут разрушительного намерения хронического 1.1.

Тона ниже этого более разрушительны (особенно для тех бедняг, кто находится в них), но они слабые. Они оказывают небольшое влияние на вас, если только ваши отношения не являются очень близкими. 1.1 же редко когда можно не заметить. Он вторгается. Он делает известным о своем присутствии. Чем вы более способный, тем больше вероятность, что он вкрадется в ваше пространство, ваше время и вашу жизнь - с таким же весельем, как смертельный вирус, который вторгается в ваше кровообращение и укладывает вас в кровать на шесть недель.

Несколько способов управления 1.1 обсуждаются в следующих главах, но, возможно, самый лучший совет это: уберите его из вашего окружения. Даже и не беспокойтесь о том, чтобы быть деликатным в отношении этого. Он нечувствителен к намекам, неспособен смущаться. Он будет продолжать приходить с назойливостью мухи в жаркий и влажный день, до тех пор, пока вы напрямую не скажете ему - возможно даже несколько раз, - что вы не хотите его компании. Как только вы это сделаете он, естественно, будет говорить про вас у вас за спиной. Но не обманывайте себя, он все время делал это. Помните, что за этим мерцанием феи, бьется сердце из чистого гранита.

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Враждебность Посейдона по отношению к троянцам В злопамятстве Посейдону не было равных. Его гнев на троянцев был так велик, что он, несмотря на недвусмысленный запрет Зевса, принял в Троянской войне сторону греков. Эта ненависть имела давние корни. Некогда Посейдон и

Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни Карен

Из книги НЛП. Техники россыпью автора Горин Сергей Николаевич

Глава 7. НЕЯВНАЯ И СКРЫТАЯ ГИПНОТИЗАЦИЯ Наведение транса через кинестетическую неопределенность С. Горин: Теперь я намерен перейти к способам наведения транса, которые можно было бы назвать «полуофициальными». Применяя их, вы можете наводить транс, не упоминая о нем, но

Из книги Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать автора Козлов Николай Иванович

Враждебность – дружественность окружения Враждебное окружение в картинке есть ощущение враждебности окружающего мира. Если ты заказал себе колющий, враждебный ветер в лицо, то ты будешь с кем-то или чем-то биться, кого-то или что-то преодолевать. Это записано в твоей

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

10 глава. Самоубийства подростков: скрытая эпидемия ЧЕРНОЕ ДОСЬЕ: ОТ ЕВРОПЫ ДО ЯПОНИИ Сравнительная статистикаПроблемы статистикиОчень трудно сравнивать данные по разным странам ввиду разности медицинских подходов и качества собранных санитарных статистических

Из книги Человеческая природа и социальный порядок автора Кули Чарльз Хортон

Из книги Философское чтиво, или Инструкция для пользователя Вселенной автора Райтер Майкл

Из книги Любовь и оргазм автора Лоуэн Александр

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Скрытая причина Верьте не верьте, порой люди скрывают главный источник проблем. Они боятся, что подвели вас, потому что не смогли или не захотели выполнить работу, поэтому скрывают правду. Им кажется, что так удастся избежать новых проблем. Например, врач просит студента

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Глава 12. Скрытая сила материи Вещи, которыми ты владеешь, в конце концов начинают владеть тобой. Чак Паланик Мозг на кончиках пальцев Несколько лет назад я участвовал в подготовке презентации для государственных организаций о том, как вести разъяснительную работу среди

Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Скрытая реальность Когда глаза человека не достигают звездных далей, он придумывает телескоп и приближает к себе Звездное Небо. Когда телескоп тоже оказывается бессильными, а человеку хочется заглянуть еще в глубь Космоса, он придумывает радиотелескоп и исследует

автора Шевцов Алексей

Из книги Магия и культура в науке управления автора Шевцов Алексей

Понравилась статья? Поделитесь ей