Контакты

Характеристика эмоциональных состояний. Психологическая структура эмоций

Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования.

Эмоциии (от лат. emovere - возбуждать, волно­вать) – это особая группа психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение че­ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Человек не только познает окружающую действительность, но и активно на нее реагирует и оказывает соответствующее воздействие. Познавая действительность, человек, так или иначе, к ней относится. Одни события, явления, предметы его радуют, другие огорчают, раздражают, третьи возмущают, вызывают негодование, и даже приступы ярости.

Эмоции (от латинского emoveo – потрясать, волновать) – реакция психики человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, носящая ярко выраженную субъективную окраску.

Эмоции, как правило, относительно простой непосредственный вид психического отражения, протекающий в форме переживаний личной значимости и оценке внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека. Это отражение носит ярко выраженный субъективный характер, каждый из нас по-своему и плачет и по-своему смеется. Эмоции могут быть реакцией не только на непосредственные события, но и на вероятные и вспоминаемые, они отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и могут предвосхищать результат и действие.

В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Функции эмоций

Сигнальная функция эмоций выражается в передаче собеседнику информации о своем психическом состоянии, своем отношении к текущей ситуации, готовности действовать определенным образом.

Регулирующая функция эмоций состоит в стимулировании активности индивида. Эмоции, связанные с негативными переживаниями, как правило, снижают работоспособность. Известно, что одна минута межличностного конфликта в коллективе порождает 20 минут послеконфликтных переживаний и снижение результативности деятельности работников на 25%. И наоборот, приподнятое настроение повышает трудовую отдачу.



Защитно – мобилизационная функция эмоций связана с чувством надвигающейся опасности для индивида. Она помогает ему вовремя подготовиться к сложной ситуации. При этом подготовка происходит не только на уровне аналитических размышлений над поиском вариантов защиты, но и на уровне психофизиологических изменений в организме (выброс в кровь дополнительного количества адреналина, приведение соответствующих групп мышц в напряженное состояние и др.).

Оценочная функция эмоций позволяет человеку сформировать субъективную обобщенную оценку текущим событиям, признать за ними тот или иной уровень полезности или неприемлемости, оценить их соответствие его актуальным потребностям.

показателем талантливости артиста.

Виды эмоций

Характеристика эмоций Виды эмоций
1 Знак Положительные, отрицательные, амбивалентные
2 Модальность Радость, страх, гнев и пр
3 Влияние на поведение и деятельность Стеничные (повышающие активность), астеничные (понижающие активность)
4 Степень осознанности Осознаваемые, неосознаваемые
5 Предметность Предметные, беспредметные
6 Степень произвольности Произвольные, непроизвольные
7 Происхождение Врожденные приобретенные Первичные, вторичные
8 Уровень развития Низшие, высшие
9 Длительность Кратковременные, длительные
10 Интенсивность Слабые, сильные

Формы эмоционального реагирования:

аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализуют «аварийное поведение». Самоконтроль резко понижен.

Эмоции – относительно более длительное и слабее проявляющееся во внешнем поведении переживание. Выражает оценочное отношение личности к воспринятой информации.

Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

Интерес - интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность.

Радость - эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и самому себе.

Удивление - эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями.

Печаль - переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

Гнев - эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности.

Отвращение - эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов.

Презрение - чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии.

Страх - эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выраженной тенденцией к бегству.

Стыд - переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, как способствующее соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих.

Вина - переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.

1. Эстетические чувства возникают при восприятии мира прекрасного, будь то явление природы, произведение искусст­ва или поступки человека (чувство красоты, величия, низости, комического и трагического).

2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс по­знания, воображения и творчества (изумление, сомнение, недо­умение, пренебрежение, любопытство).

3. Нравственные чувства характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, к людям и к обще­ству в целом (чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства).

4. Праксические чувства возникают в практической дея­тельности и отражают эмоциональное отношение как к резуль­татам, так и к самому процессу труда.

Настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течении достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура эмоций
Рубрика (тематическая категория) Психология

Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом (1873-1874). По ᴇᴦο мнению, структура эмоций включает три основных измерения˸ 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы в работах других зарубежных и отечественных психологов. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты˸ 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) физиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на структуру эмоций придерживаются такие ученые, как Е. П. Ильин (2001), К. Изард (2000), Г. М. Бреслав (1984), А. Н. Лук (1982), Р. Лазарус (1991) и др.

Каждый из этих компонентов при различных формах эмоционального реагирования должна быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как её составляющие.

Импрессивный компонент эмоционального реагирования (переживание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфическое внутреннее переживание, являющееся ʼʼглавной эмоциональной единицейʼʼ (А. Е. Оль-шанникова, 1983). Согласно С. Л. Рубинштейну, переживание – это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. По мнению Л. И. Божович, понимание характера переживаний человека позволяет лучше понимать и ᴇᴦο сущность. Следовательно, основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление ᴇᴦο сущности, места в мире и т.д.

В современной психологии существует несколько подходов к определению понятия ʼʼпереживаниеʼʼ˸

1) через ᴇᴦο противопоставление объективному знанию . Так, согласно Л. М. Веккеру (2000), переживание – это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов является знанием;

2) через лингвистический анализ слова ʼʼпереживаниеʼʼ, ʼʼпережитьʼʼ. Это характерно для деятельностной теории переживаний Ф. Е. Василюка (1984), согласно которой пережить что-либо, значит, перенести какое-то жизненное событие, справиться с критической ситуацией, а переживание – это ʼʼособая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизниʼʼ. Переживание-деятельность проявляется в тех случаях, когда становится невозможным прямое и непосредственное решение проблем в предметно-практической деятельности;

  • - Структура эмоций

    Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом (1873-1874). По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрешение. Впоследствии эти взгляды на... .


  • - Структура эмоций. Компоненты эмоционального реагирования.

    Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения: 1) удовольствие/неудовольствие; 2) возбуждение/успокоение; 3) напряжение/разрешение. В настоящее время в качестве...

  • Выходные данные сборника:

    СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

    Гурьев Михаил Евгеньевич

    канд. ист. наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии, ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургского университета министерства внутренних дел Российской Федерации», РФ, г. Санкт - Петербург

    SUBJECT MATTER AND STRUCTURE OF PERSONALITY AFFECTION

    Mikhail Guriev

    candidate of historical sciences, associate professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Federal State Public Educational Institution of Higher Vocational Education Saint Petersburg University of the Russian Interior Ministry, Russia, Saint Petersburg

    АННОТАЦИЯ

    В последнее время все большее внимание уделяется тем аспектам эмоциональной сферы, которые связаны с особенностями профессиональной деятельности человека. Ведь именно в структуре реализации различных видов деятельности, человек проводит большую часть своей жизни. И именно эмоциональное благополучие определяет, в конечном итоге, успешность профессиональной деятельности индивида.

    Актуальность данной проблемы обусловливается необходимостью разработки теоретических и практических аспектов эмоциональной сферы личности.

    ABSTRACT

    Recently increasingly greater attention is given to those aspects of affection which are connected with peculiarities of professional activities of a human. Exactly in the structure of realization of different kinds of activities person spends the most part of his or her life. And namely emotional well-being ultimately defines success of professional activities of an individual.

    Topicality of this problem is determined by the necessity of development of theoretical and practical aspects of personality affection.

    Ключевые слова: эмоции; эмоциональные состояния; психосоматические расстройства; эмоциональное напряжение; эмоциональная реакция; эмоциональное отношение; переживание; настроение; стресс; тревога; страх; паника.

    Keywords : emotions; emotional states; psychosomatic disorders; emotional tension; emotional response; emotional attitude; feeling; mood; stress; anxiety; fear; panic.

    Несмотря на активный интерес к понятию эмоций на протяжении нескольких столетий, психология эмоций, как научное направление, начало развиваться не так уж давно. Это свидетельствует о том, что некоторые ученые, исследующие природу человека, еще задолго до научных открытий этого феномена, говорили о важности эмоций для самосознания человека и развития социальных отношений субъекта.

    Изучением эмоций, в отечественной и зарубежной науке, занимались многие ученые. Последние годы охарактеризовались самыми разнообразными подходами и точками зрения на природу эмоций и их значение. Одни полагают, что исследуя поведение человека, необходимо большее внимания уделять понятиям «возбуждение» и «активация», а категорию «эмоция» можно не учитывать, так как эти понятия не так аморфны, как сфера эмоций. Вторые разделяют точку зрения, что первичная мотивационная система человека образуется эмоциями .

    Некоторые авторы определяют эмоциям роль кратковременных, переходящих состояний, другие же считают, что нахождение человека под влиянием той или иной эмоции, постоянное. Они утверждают, что поведение человека неразрывно связано с аффектом .

    Отдельные ученые выражают точку зрения, что поведение человека разрушается и дезорганизуется эмоциями и что они ведут к психосоматическим заболеваниям . Другие же отводят эмоциям положительную роль, как организующие, мотивирующие и подкрепляющие человеческое поведение .

    Первыми, кто отметил важность эмоций в человеческом поведении, были: Р. Липер (1948), являющийся ведущим специалистом по теории личности и О. Мауэр (1960), один из выдающихся специалистов по психологии научения. В своих трудах они утверждали, что «эмоции» выступают в качестве того важнейшего фактора и тех изменений поведения, и его результативности, которые получили название «научением» и впервые признали (в отличие от большинства западных психологов) значимость изучения проблемы эмоций, наряду с проблемами поведения и интеллекта, которые в тот период достаточно интенсивно изучались в западной психологии .

    Подобной позиции придерживался И.П. Павлов, который изучал приспособительную роль эмоций в связи с развитием учения о динамическом стереотипе - устойчивой системе ответных, в том числе и эмоциональных реакций животного и человека, соответствующей определенной комбинации внешних сигналов. По мнению автора, отрицательные эмоции возникают, когда нет удовлетворения потребности, действия не достигают цели. Положительные эмоции являются компенсаторным механизмом, восполняющим дефицит информации .

    П.К. Анохин полагал, что эмоции являются наиболее древней формой реагирования индивида, а зачастую и единственной возможностью оценить ситуацию .

    Интересными представляются взгляды на эмоциональную сферу У. Кеннона, Д. Барда, У. Джеймса, которые попытались исследовать не просто эмоции, но и их детерминанты. В работах авторов прослеживается детальное изучение взаимосвязи физиологических и психологических компонентов эмоций.

    Несколько позже, в рамках информационной теории эмоций, П.В. Симонов высказывается о природе эмоций следующим образом: «Почему возникли эмоции, почему природа не могла обойтись одним разумом, мышлением?». Отвечая на данный вопрос, автор полагает, что эмоции явились предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые его функции. П.В. Симонов полагает, что эмоции возникают тогда, когда недостаточно информации для того, чтобы реализовать цель. Эмоции помогают человеку достигать того, что для него полезно, вызывает удовлетворение и радость, либо уберегают его от негативных воздействий.

    В Большой советской энциклопедии можно прочесть, что эмоции это: радость, уверенность, наслаждение, бесстрашие, страх, горе, ненависть, отвращение, это человеческие переживания и отношения к миру, окружающему его и к самому себе .

    Сущность эмоций диалектически двойственна и исходно определяется тем, что они объективно нужны не только для ориентировки организма во внешнем мире, но и для нормального функционирования организма в целом. Структура эмоциональных процессов тесно связана с познавательной сферой индивида, однако отличается от познавательных процессов тем, что эмоции не только осмысливаются и осознаются, но и переживаются. Тем самым переживания человека превращаются в непосредственное отражение собственных телесных, физиологических и душевных состояний.

    В Психологическом словаре эмоции (от лат. emovero - волную, потрясаю) выделяются в самостоятельный разряд психических состояний и процессов, которые связаны с потребностями, мотивами и инстинктами, и которые проявляются в виде переживания (удовлетворенности, неудовлетворенности, радости, печали, страха, спокойствия и т. д.) значимости воздействующих ситуаций и явлений на индивида, которые осуществляют его жизнедеятельность. Эмоции сопровождают любую активность субъекта, они выполняют функцию основного и главного механизма, осуществляющего регуляцию поведения и психической активности, направленных на удовлетворение, наиболее значимых для человека, потребностей .

    Следует отметить, что эмоции, в том числе и эмоциональные состояния субъекта, являются той областью психического, которая является наиболее близкой к сфере органических ощущений, что обеспечивает взаимосвязь эмоций с физиологическими особенностями индивида. У переживающего какую либо эмоцию человека, фиксируются изменения электрической активности лица и, в том числе, мышечной ткани всего организма. Эти же изменения отмечаются в мозговой электрической активности и в функционировании дыхательной и кровеносной систем. Пульс сердечной мышцы, у испугавшегося и разгневавшегося человека, может превышать нормальные показатели на 40-60 ударов в минуту. Эти существенные изменения показателей работы организма человека, под воздействием эмоций, свидетельствуют о том, что в их осуществлении участвуют практически все его соматические и нейрофизиологические структуры. Все эти изменения прямо пропорционально сказываются на протекание психических познавательных процессов, таких как: ощущение, восприятия, внимание, представление, воображение, мышление, на особенности поведения индивида, а иногда могут приводить к соматическим заболеваниям и даже нарушениям психики. Различные эмоции активируют деятельность вегетативной нервной системы, которая в свою очередь активируют деятельность всех внутренних систем организма, среди которых и нервно-гуморальная и эндокринная. В том случае, когда поведение индивида, по каким-либо причинам, неадекватно протекаемой эмоции, ему могут грозить нарушения как со стороны психосоматических расстройств, так и со стороны процесса осуществляемой им деятельности.

    Любое эмоциональное состояние может оказать серьезное влияние на соматические и физиологические функции организма человека, для этого нет необходимости пережить психосоматический криз. Любая переживаемая человеком эмоция, независимо от силы ее протекания, приводит к физиологическим изменениям которые происходят в его организме и которые, как правило, способствуют изменениям в нем, игнорировать которые порой просто не возможно. Многие нейрофизиологические исследования доказывают, что и эмоции, и эмоциональные состояния непосредственно влияют на иммунную систему человека, а в случае негативного стечения обстоятельств, способствует снижению сопротивляемости организма к болезням. При условии, когда человек продолжительное время находится под влиянием негативных эмоций, таких как: злость, ненависть, тревога, ожидание, депрессивное состояние, у него гораздо больше вероятности, что он может заболеть простудными заболеваниями, расстройствами кишечника, вирусными инфекционными заболеваниями. Переживания, вызванные соответственными эмоциями, приводят к изменениям уровня электрической активности больших полушарий головного мозга человека, что способствует напряжению либо расслаблению соответственных мышц лица, влиянию на эндокринную кровеносную и дыхательную систему организма .

    В период эмоционального напряжения человека, резко меняются физиологические реакции организма, такие как: артериальное давление крови, показатели сахара в крови, частота дыхания и пульса, мышечная напряженность. У. Джемс высказал предположение, что именно в этих изменениях кроется сущность эмоций. Однако дальнейшее исследование эмоций показало, что существенные органические изменения не являются ее сущностью, поскольку при исключении всех ее физиологических проявлений, содержание субъективных переживаний не изменяется и не исчезает. Таким образом, было выявлено, что наиболее значимым является психологический компонент эмоций, который в большей мере и оказывает влияние на изменения в сфере поведения и деятельности индивида .

    На современном этапе теоретических исследований эмоциональной сферы выявлено, что эмоциональные реакции и состояния играют не только условно отрицательную, но и положительную роль, поскольку являются необходимым условием активизации всех сил организма для усиленной мышечной, интеллектуальной и других видов деятельности. На этом основании можно утверждать, что эмоциональные состояния позволяют осуществлять энергетическую мобилизацию организма.

    Формы проявления эмоций индивида могут быть совершенно различными, начиная от кратковременных эмоциональных реакций на ситуативные обстоятельства (собственно эмоции), до стабильных форм личностного эмоционального реагирования на различные объекты и ситуации (эмоциональные свойства личности) .

    Эмоциональные реакции и состояния являются наиболее динамичными формами проявления эмоций, а, следовательно, могут считаться гибкими индикаторами изменений, которые возникают в организме под влиянием средовых воздействий, условий деятельности, позволяют быстро настроиться на ту или иную деятельность. Необходимо более подробно остановиться на проблеме эмоциональных состояний.

    Указанная проблема стала изучаться как самостоятельная с 60-х годов XX столетия. Первой работой, посвященной данной проблеме была книга Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека», которая вышла в свет в 1964 году. В частности он отмечал, что никакая сфера психической деятельности так не связана с термином «состояние», как эмоциональная жизнь, поскольку в чувствах и эмоциях достаточно сильно прослеживается сложившаяся тенденция особым образом окрашивать деятельность и переживания человека, создавая им временное направление или так называемый тембр, или качественное своеобразие психической жизни. Продолжая далее, он замечал, что когда даже отдельные авторы не пытаются использовать «психические состояния» как особую психическую категорию, в отдельных случаях, для определения понятий «чувства» и «эмоции» они пользуются ею.

    Понимание эмоциональной реакции, как состояния, очень важно, поскольку это делает возможным более полно и конкретно понять сущность эмоции, ее влияния на организм человека, устранить поверхностный подход к эмоции только как к способу выразить свое отношение к чему-либо или кому-либо. Н.Д. Левитов отмечал, что любое состояние является в одно и то же время и способом переживания субъекта, и результатом деятельности самых разнообразных функциональных систем его организма. Оно внешне выражается не только психофизиологическими показателями, но и поведением человека. Формулируя категорию «состояние», Н.Д. Левитов определил его как совокупную характеристику психической деятельности в определенную единицу времени, которая показывает то своеобразие, с которым протекают психические процессы. Однако автор замечал, что при характеристике переживаний нельзя ограничиваться лишь внешними показателями форм проявления поведения, поскольку самые различные переживания и связанные с ними психические состояния, могут выражаться одинаковой формой проявления поведения. Он же полагал, что продукты человеческой деятельности могут многое рассказать о психическом состоянии .

    Л.В. Куликов считал, что механизмы взаимодействия человека с жизненной средой отражаются в психических состояниях, как это можно наблюдать в других психических явлениях. Изменения, которые возникают во внешней среде, организме человека, внутри его личности находят отклик, который проявляется в новых психических состояниях, влияющих на изменение уровня активности, настроения и переживаний субъекта. Автор относил категорию «состояние» к метакатегориальным понятиям. Так например физика определяет «состояние» как сиюминутную характеристику объекта. «Процессом» обозначается множественная совокупность измененных состояний, «функцией» тогда следует обозначить отношение внешнего проявления состояния системы к другим системам. Состояние системы, во внешнем проявлении, которая находится в относительно неизменном состоянии, во времени, получило название «свойство» .

    Психология «состоянием» называет достаточно устойчивую, в небольшом временном промежутке, определенную внутреннюю характеристику человеческой психики. Необходимо отметить, что с развитием психологии, категория эмоциональных состояний достаточно часто стала исследоваться учеными. Дифференцируя понятие «состояние», Н.Д. Левитов отмечал, что в основу его классификации, как правило, ставят либо доминирующий психический процесс (познавательный, волевой, эмоциональный), либо доминирующий характерологический аспект (решительность, подъем, лень).

    В.Н. Мясищев эмоциональные состояния определил в самостоятельный класс эмоциональных явлений. Он утверждал, что чувства (эмоции) охватывают три группы разнородных эмоциональных явлений таких, как: реакции, состояния и отношения. В его оценке эмоциональные состояния представлены как класс, где на первый план выдвигаются эмоциональные характеристики. Относя состояния к данному классу, В.Н. Мясищев предполагал, что если индивид находится в данном состоянии, то он переживает сильные эмоции .

    Несколько позже, интересную классификацию эмоциональных состояний предложил Л.В. Куликов. Автор рассматривает эмоциональные состояния в качестве самостоятельного явления. В свою очередь, к этой группе он относит целый класс проявлений человека, автор полагает, что эмоциональные состояния отличаются от других групп состояний тем, что является частью любого другого психического состояния.

    Ю.Е. Сосновикова предложила несколько оснований для классификации психических состояний. Так по ее мнению, состояния можно классифицировать с учетом возраста, ведущей деятельности, которая их характеризует, виду труда, в котором возникают эти состояния, а также с учетом принципа значимости и максимальной выраженности в них наиболее значимых личностных свойств человека. При этом она выдвигает точку зрения, что классификация психических состояний не сводится только к выявлению и указанию признаков, на основании которых их можно классифицировать, но и в том, чтобы привести их к определенной систематизации.

    Наиболее широкой классификацией состояний является та, которую предложил В.А. Ганзен. В предложенной им классификации, все состояния разделены на: праксические, гуманитарные, мотивационные, эмоциональные и состояния внимания. Предполагается, что любое состояние содержит следующие структурные компоненты: эмоциональный (так как не бывает состояний без эмоций); мотивационный; когнитивный; составляющую отношений (своеобразия самооценки, осознания и принятия себя самого); составляющую физического самочувствия (активационная и тоническая); тензионную составляющую.

    Состояние может быть определено в каждый следующий момент, по преобладающему параметру в структуре отношений. Так модальность преобладающей эмоции определяет эмоциональное состояние: радости, эйфории, паники, страха и т. д.). Данный подход к структуре состояний был предложен Л.В. Куликовым и на данный момент может считаться наиболее целесообразным.

    Функциональная система, отражающую состояния, представлена рядом уровней: психологическим (включающим человеческие переживания); физиологическим (включающим центральную и вегетативную нервную систему); поведенческим (включающим мимику, психомоторные реакции и пантомимику). Любое психофизиологическое состояние должно содержать эти уровни и только при соединении их показателей, которые отражают каждый из них, дает возможность сделать заключение о том состоянии, в котором находится человек.

    Состояния, с эмоциональной стороны, проявляются в эмоциональных переживаниях (скука, неудовлетворенность деятельностью, усталость, апатия, радость, страх, удовлетворенность успехами и т. д.). Физиологическая составляющая проявляется в изменениях отдельных функций, среди которых вегетативные и двигательные.

    Переживания и связанные с ними физиологические изменения достаточно тесно взаимодействуют. Это единство может выделять каждый из этих признаков состояний в приоритетный причинный фактор. Так например, когда развивается состояние монотонии, в результате усиливающихся парасимпатических воздействий, развиваются чувства скуки и усталости, когда же развивается состояние утомления, появляется чувство усталости, которое может быть причиной возникающих физиологических изменений в мышцах или в нервных двигательных центрах и ощущениях которые с ними связаны.

    Любая деятельность человека протекает под воздействием психических состояний. Данному тезису соответствует и представление о том, что эмоциональное состояние выступает в качестве фона на основании которого функционирует и практическая, и психическая человеческая деятельность. Однако необходимо учитывать и тот факт, что именно в процессе деятельности (сенсорной, физической и умственной) возникает и видоизменяется то или иное психическое состояние. Исходя из этого оно, чаще всего, выступает как продукт деятельности. Бывают и такие случаи, когда состояния возникают в результате бездеятельности. Из этого следует, что необходимо оценивать те ситуации, которые их вызывают.

    Для того, чтобы создать оптимальное эмоциональное состояние, необходимо правильно оценить значимость происходящего события, так как для человека большее значение оказывает индивидуальная ценность этого события, а не его продолжительность и интенсивность. При возникновении чрезвычайного события, даже если оно слабой интенсивности, оно может, в короткий срок, вызвать состояние дезадаптации. Необходимо учитывать, что при возникновении сильного эмоционального возбуждения, человек достаточно тенденциозно начинает оценивать ситуацию: хорошее - кратно усиливается, до степени головокружения от успеха, плохое - кратно омрачается.

    Исходя из теоретических фактов, можно выделить несколько закономерностей, позволяющих отразить взаимосвязь деятельности и эмоций. Так в эмоциональных состояниях выражаются оценочные отношения человека к ситуациям, которые возможны или складываются. Прослеживается теснейшая связь эмоций с мотивационной сферой индивида и, чаще всего, они носят предметный характер. На базе положительного эмоционального фона можно говорить о том, что положительные эмоциональные состояния могут играть мотивирующую роль по отношению к выполняемой деятельности. Не все эмоциональные состояния проявляются в видимых изменениях. Определенные состояния всегда характерны для человека. Могут существовать смешанные состояния. Возникая, они не заменяют предыдущие в один момент, мгновенно, а чаще всего, медленно переходят одно в другое, исходя из этого, наиболее важной характеристикой состояний является их непрерывность, которая тесным образом связана с устойчивостью и интенсивностью.

    Достаточно интересным и важным является вопрос дифференциации и описания различных психических состояний. Чаще всего предметом измерения в психологии становятся, так называемые, интегральные психические состояния, которые отражают динамику протекания личностных эмоциональных состояний в целом, за определенный период времени. К таким состояниям относят, чаще всего, тревожность, настроение, как общее «разлитое» состояние личности, различные показатели адаптивности. особого внимания заслуживает диагностика такого эмоционального состояния как стресс. Такие эмоциональные проявления как страсть, аффект и т. д. вряд ли могли бы быть измерены с помощью применения стандартных методов диагностики .

    Особого внимания заслуживают некоторые эмоциональные состояния субъекта, среди которых такое как настроение, которое характеризует человека в целом и выполняет роль основного фона его психической жизни. Настроение прямо пропорционально складывающимся, для личности, жизненно важных отношений с его окружением и тем, как протекает его собственная деятельность. Включенное в деятельность, вплетенное в действенное взаимоотношение с окружением, настроение там же и возникает. Очень важным для настроения не то, как протекает событие без личностного отношения к нему, а то как это событие относится к самому человеку и как он его расценивает. Исходя из этого, настроение в полной мере зависит от индивидуальных особенностей характеризующих человека, от того, как он переносит трудности: может ли он их оценивать и не падать духом, способен ли он преодолевать трудности, сохраняет ли он уверенность, что способен справится с ними .

    Оптимистически настроенные люди способны поддерживать у себя хорошее настроение и наоборот, пессимистически настроенные, чаще находятся в печальном, плохом настроении. Есть люди, у которых преобладает веселое настроение, тогда как другие не видят повода для веселья и находятся в состоянии переживания. Есть люди, которых можно назвать «поэтические натуры», настроение которых содержит много лирических и романтических ноток. Есть «прозаики», для которых такие настроения неприемлемы.

    Проводимые эксперименты показывают, что для счастливых людей характерны такие качества, как готовность к щедрости и оказанию помощи другим людям. Наблюдения свидетельствуют, что при наличии у испытуемых хорошего настроения, проявляется готовность оказания ими разнообразной помощи экспериментаторам. Замечен такой факт, что когда у людей счастливое расположение духа и они замечают некоторое пониженное состояние духа у других людей, появляется, с их стороны, попытка в сглаживании этого несоответствия, для того, чтобы сбалансировать это различие. Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что люди, для которых характерно хорошее настроение, дают более высокую оценку своему окружению. Установлено, что положительному взаимоотношению людей способствует та обстановка, в которой они находятся. Симпатии появляются гораздо чаще в уютной обстановке, а для антипатии характерна плохая, убогая обстановка.

    Когда у человека возникает эмоциональная перегрузка, достаточно часто может возникать состояние стресса. Под стрессом понимается состояние, характеризующееся чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением, которое может возникать у человека. Г. Селье дает определение стрессу, как неспецифическому ответу организма человека на любое требование, которое ему предъявляется. Это эмоциональное состояние, которое проявляется у человека, как нормальная реакция на ненормальное обстоятельство.

    Стресс приводит к дезорганизации деятельности человека, к нарушению нормального хода его поведения. Частые и длительные стрессы приводят к нарушениям как психологического состояния, так и физического здоровья человека. Они являются главными причинами развития многих сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний человека. В определение стресса (англ. stress - напряжение, давление) положена категория психического состояния, которое возникает как ответная реакция на различные запредельные воздействия на организм; это интегральная ответная реакция как организма, так и личности на эти запредельные воздействия и чрезмерную нагрузку. Стресс это явление, которое имеет разнообразные проявления, такие как: физиологическое, психологическое, биохимическое, социальное и социально-психологическое. Разрушительной, деструктивной формой стресса является дистресс. Он вызывает изменение адаптационной активности и если даже раздвигает возможности адаптации, в то же время вызывает торможение развития индивида, отодвигает достижение перспективных целей, истощает силы, которых может не хватить для преодоления стрессовой ситуации. Стресс выступает в качестве требования, которое предъявляется к возможностям адаптации тела и психики человека, к его жизненным обстоятельствам. Избежать стресса нельзя. Г. Селье по этому поводу говорил, что полную свободу от стресса можно обозначить смертью. Эта фраза находит постоянную интерпретацию в научных трудах ученых, занимающихся проблемой стресса. Вся жизнь человека пронизана радостными и вредоносными стрессами (дистрессами). Любая чрезмерно сильная эмоция может вызвать стресс. Принято считать, что причиной стресса может быть гнев или страх, однако его может вызвать и состояние сильной радости. В процессе стресса у человека возникает неприятное чувство напряжения в районе желудка, сухости во рту и учащение сердцебиения. Эти три симптома наиболее часто встречающиеся в период стресса. Помимо этого сильные эмоции могут вызвать в человеческом организме: усиление потоотделения, покраснение лица, учащение дыхания, расширение зрачков и напряжение мышц. Стресс приводит к активизации многих физиологических процессов. Увеличиваются показатели артериального давления, количество сокращений сердечной мышцы, растет мышечное кровообращение, отмечается рост содержания адреналина в крови, частота и глубина дыхания становится более интенсивным, меняется кожно-гальваническая проводимость. Наблюдения показывают, что для разных людей одно и то же событие может выступать либо в качестве вызова, либо являться причиной дистресса. Современный исследователь эмоций Р. Лазарус считает, что «анализ физиологического стресса не ведет к пониманию психологического» .

    Однако, если происходит периодическое воздействие на личность различными стрессогенными факторами, это может выступить в качестве серьезных стимулов и толчков дальнейшего ее развития. Важно, чтобы стрессовые воздействия были предсказуемые. Когда событие ожидаемое, оно вызывает меньше вероятности возникновения стресса, чем то, которое возникает внезапно. Стресс может усилится или ослабится в зависимости от того, как человек готовится справится с ним. Стрессогенное событие, по мнению Г. Селье, это то, которое вызывает стресс; это та ситуация, при которой действующие нагрузки превышают и не соответствуют адаптивным возможностям. Ситуация, при этом, может иметь субъективную и объективную оценку (так, когда нарастают субъективные ощущения стресса, может происходить изменение обстоятельств, при которых они и действительно могут оцениваться как стрессогенные).

    Не менее важным является рассмотрение такого состояния, как тревога. Тревога, по мнению Н.Д. Левитова, является психическим состоянием, которое выражается в глубоком переживании опасения того, что покой может быть нарушен и что возможны и вероятны неприятности, что может привести к задержке желаемого и приятного. Тревога иногда рассматривается как особая форма адаптации в период стресса, в острой и хронической форме. Хотя тревога, скорее всего, является не столько формой психической адаптации, сколько способом активизации адаптивных механизмов. Исходя из этого, тревога играет роль охраны и мотивации. Интенсивность проявления тревоги зависит не столько от реальной значимости угрозы, сколько от индивидуальных особенностей субъекта. Несмотря на многочисленные исследования понятия «тревоги», подходы изложенные в теоретических концепциях, не имеют однозначности. То направление исследований, которое выделило личностные факторы, разделило тревогу на ту черту личности, которая обуславливает готовность к реакциям тревоги, и ту актуальную тревогу, которая входит, в настоящее время, как структурный элемент психического состояния. Тревога является основой любого (адаптивного и неадаптивного) изменения поведения и психического состояния субъекта.

    Когда возникает ситуация, связанная с дефицитом информации для осуществления действия, появляются негативные эмоции. Наиболее яркая из них, это страх, который по мнению П.В. Симонова, возникает из за недостатка информации, необходимой для защиты. Преимущественно страх относят к разновидности тревоги, который возникает при следующих обстоятельствах: угроза опасности, при планируемой встрече с людьми; когда предстоит важное дело либо встреча; во время протекания конфликта; неудачи в учебе и работе; планируемое выступление перед большим количеством людей; внезапно возникающая незнакомая ситуация; предстоящее знакомство с представителем противоположного пола. Как показывают наблюдения, страх резко меняет протекание психических процессов. Ухудшается или обостряется чувствительность, теряется суть усваемого материала, нарушается восприятие. Под воздействием страха меняются процессы мышления: может повышаться сообразительность (идет концентрация поиска выхода из сложившейся ситуации); может нарушатся продуктивность процесса мышления (возникает растерянность, исчезает логика в поступках и словах). Резко снижается способность совершать волевые действия, вплоть до способности предпринять какие-либо действия. Страх сильно влияет на такой психический процесс, как внимание. Это проявляется в рассеянности, невозможностью сосредоточения либо сужения сознания, которое может наблюдаться в нарушении концентрации внимания на конкретном объекте. Страх, как правило, сопровождают интенсивные проявления физиологической реактивности, такие как: сильная дрожь, ускоренное сокращение сердечной мышцы, учащенный дыхательный ритм. Может либо увеличиваться либо снижаться аппетит. Может пробиваться «холодный пот».

    Преодолению страха способствует и информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий. Так, когда проводятся соревнования между равными по силе спортивными командами, чаще победы добиваются спортсмены сражающиеся на своем поле, в своем государстве. Когда спортсмены осведомлены о той стране, в которой им предстоит соревноваться, о ее обычаях и нравах, в их сознании исчезает тревога, сомнение и страх. Наиболее выраженной формой тревоги можно считать состояние паники, которая может рассматриваться как стадия тревоги, характеризующаяся полной дезорганизацией поведения человека. По продолжительности паника подразделяется на кратковременную (от нескольких секунд до нескольких минут); достаточно длительную (от десятка минут до нескольких часов); пролонгированную (от нескольких дней до нескольких недель). Пример кратковременной паники - это паника, возникшая в транспортном средстве, которое потеряло управление. Длительная паника характерна при землетрясении и других ярко выраженных стрессовых ситуациях .

    Следует отметить, что изучение эмоциональных состояний имеет большое прикладное значение. Практически вся система психологической коррекции основана на работе с ситуативными особенностями индивида. Коррекция черт личности происходит на основе выработки и закрепления положительных состояний. кроме того, в исключительных случаях, диагностика эмоциональных состояний является единственным показателем эффективности деятельности субъекта.

    Список литературы:

    1. Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. - 464 с.
    2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
    3. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания // Вестник АМН СССР № 6, 1965.
    4. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 49. М.: Советская энциклопедия, 1972. - 680 с.
    5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. - 270 с.
    6. Вилюнас В.К. Психология эмоций. М.: Смысл; Изд.дом «Академия», 2004. - 430 с.
    7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. - 175 с.
    8. Джеймс У. Психология.: Академический проспект «Гаудеамус». М., 2011. - 320 с.
    9. Изард К.С. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. - 467 с.
    10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. - 752 с.
    11. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб: Речь, 2002. - 184 с.
    12. Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. СПб6 Питер, 2001. - 512 с.
    13. Левитов Н.Д. о психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
    14. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. Воронеж, 1998. - 363 с.
    15. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. - 166 с.
    16. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - 375 с.
    17. Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 745 с.
    18. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. - 124 с.
    19. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 2001. - 512 с.

    На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

    Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.

    В.Вундт

    В.К.Вилюнас

    У. Макдауголл

    Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека,которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.

    В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:

    • Моральные.
    • Интеллектуальные.
    • Эстетические.
    • Предметные.

    Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрения, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.

    Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

    Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

    Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.

    Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач

    Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

    Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

    К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

    Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.

    Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).

    Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.

    Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.

    Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно это без подготовки применять на практике, и поэтому (в т.ч. поэтому) у людей с управлением своими эмоциями и эмоциональными состояниями порой возникают сложности.

    Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.

    И вот тут-то и проявляется путаница: человек думает, что пытается контролировать эмоции – но как раз с эмоциями он не работает. В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере на первых порах.

    Таким образом, подходов к классификации и определения эмоций великое множество, эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека:

    · сигнальная функция (сигнализируют о возможном развитии событий, положительном или отрицательном исходе)

    · оценочная (оценивает степень полезности или вредности для организма)

    · регулирующая (на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий)

    · мобилизирующая и дезорганизирующая

    приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта.

    Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

    1) Радость (удовлетворение, веселье)

    2) Грусть (апатия, печаль, депрессия)

    3) Страх (тревога, испуг)

    4) Гнев (агрессия, озлобление)

    5) Удивление (любопытство)

    6) Отвращение (презрение, брезгливость).

    Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

    А какие эмоции и эмоциональные состояние испытываете вы в последнее время?

    Эмоции отличаются сложной структурой, какими бы элементарными они ни представлялись нам на первый взгляд.

    Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована выдающим немецким психологом XIX в. В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрешение.

    Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) физиологический (вегетативные изменения). Каждый из этих компонентов при различных формах эмоционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

    Импрессивный компонент эмоционального реагирования (переживание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфическое внутреннее переживание, являющееся «главной эмоциональной единицей». Переживание – это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. Понимание характера переживаний человека позволяет лучше понимать и его сущность. Следовательно, основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т.д.

    Таким образом, переживание это проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

    Экспрессивный компонент эмоционального реагирования . Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше и осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций.

    Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).

    Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных переживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, то есть координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей. Считается, что любое мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений (рис. 6.1).

    Рис.6.1. Характерные черты мимики:

    а - удовольствие; б - настороженность; в - ожесточение; г - гнев;

    д - презрение; е - веселость; ж - сильный смех; з - печаль

    Выделяют следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; 2) приобретенные , заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свойственные только данному индивиду.

    Исследования позволили определить три автономные зоны лица : 1) область лба и бровей; 2) область глаз (глаза, веки, основание носа); 3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица, а наименее выразительные - в области лба-бровей. Глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мимических изменений верхней и нижней части. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха – область глаз, гнева – верхняя часть лица, радости и отвращения – нижняя часть лица (Табл. 6.1).



    Понравилась статья? Поделитесь ей