Контакты

Германская империя годы существования. Всемирная история. Период позднего Средневековья

К началу XIX в. в составе «Священной Римской империей германской нации» числилось более 300 государств. Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью. Завоевания Наполеона положили конец существованию Священной Римской империи. С 1806 по 1813 г. на территориях Западной Германии был образован Рейнский союз, который попал в подчинение Франции. После поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 г. Рейнский союз распался.

На Венском конгрессе был создан Германский союз - объединение государств под гегемонией австрийских Габсбургов в составе 34 государств и 4 вольных городов. Правящим органом Германского союза был так называемый Союзный сейм. Председательство в союзе принадлежало Австрии.

Германский союз просуществовал до 1866 г. и был ликвидирован после разгрома Австрии в войне с Пруссией. Под именем Северо-Германского союза возникло новое государство. Управление союзом отдавалось прусскому королю («президенту»). Вне союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и др. Таким образом, объединение Германии не было завершено. Эту проблему решила франко-прусская война.

19 сентября 1870 г. германские войска окружили Париж. Генеральный штаб германской армии разместился в Зеркальном зале Версальского дворца. Именно здесь Отто фон Бисмарк решил объявить об объединении Германии в единое государство. Большие успехи в войне против Франции, которую вела уже объединенная армия под прусским руководством, породили волну патриотического подъема в германских государствах. Южногерманские державы, которые надеялись на помощь Франции в борьбе против гегемонии Пруссии, по ходу войны присоединились к Северо-Германскому союзу.

9 декабря 1870 г. рейхстаг Северо-Германского союза постановил, что уже фактически объединенное государство должно называться Германской империей. 18 января 1871 г. в Зеркальном зале было торжественно провозглашено ее создание. Король Пруссии 74-летний Вильгельм I был объявлен кайзером, наследственным императором всей Германии. Имперская конституция закрепила в объединенной Германии гегемонию Пруссии. Канцлером нового государства был назначен Бисмарк. Возникновение Германии в центре Европы коренным образом меняло расстановку сил. Дальнейшая борьба за сферы влияния молодого милитаризованного государства, возникшего благодаря трем агрессивным войнам, определила трагическую историю мира в первой половине следующего, XX в.

28 января 1871 г. было заключено перемирие с Францией. Германским войскам передавалось большинство французских фортов, оружие и боеприпасы, Париж выплачивал 200 миллионов франков контрибуции. К этому времени германские войска оккупировали свыше 1/3 территории Франции с населением более 10 миллионов человек.


26 февраля в Версале был подписан прелиминарный мирный договор. 1 марта немецкие войска вошли в Париж. Но после получения известия о ратификации прелиминарного договора Национальным собранием Франции они 3 марта были выведены из французской столицы.

В борьбе против Парижской коммуны немцы оказали содействие версальскому правительству Тьера. Вместе с тем, в ходе дипломатических переговоров руководители Германии пытались использовать трудное положение Франции, чтобы ухудшить для нее условия мирного договора. По Франкфуртскому миру 10 мая 1871 г. Франция передала Германии промышленно развитые и важные в стратегическом отношении области Эльзас и северо-восточную часть Лотарингии, обязалась выплатить 5 млрд франков контрибуции, до уплаты которой в некоторых регионах страны размещались германские оккупационные войска.

По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германской империи и 60 % населения страны. Император был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи. Члены верхней палаты империи - бундесрата - назначались правительствами союзных государств. Председателем палаты был канцлер, назначаемый прусским королем. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта.

Нижняя палата парламента сохранила название рейхстаг. Он избирался сначала на 3 года, затем (с 1887 г.) на 5 лет «посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов». Фактически рейхстаг не обладал реальной властью. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов.

В ходе франко-прусской войны окончательно объединились германские земли и 18 января 1871 г. в Версале было торжественно провозглашено создание Германской империи, первым канцлером которой стал А. Вісмарк. С тех пор Германия удерживала ключевые позиции в европейских международных отношениях.

По конституции 1871 г., Германская империя была федеративным союзом 22 монархий, в котором отдельные земли имели внутреннюю автономию. Высшая исполнительная власть принадлежала императору, который назначал имперского канцлера с широкими полномочиями. Императору принадлежала и законодательная власть, он возглавлял вооруженные силы, имел право объявлять войну и заключать мир. Высшими представительными органами были рейхстаг и Федеральный совет (бундесрат). Рейхстаг имел законодательную инициативу и выборы в него проводились на основе всеобщего избирательного права. Федеральный совет состоял из представителей правительств всех немецких земель и решала внешне - и внутриполитические проблемы. Роль законодательных органов была ограничена и они могли принимать законы только после предварительного согласования с императором. Кроме того, с законодателями практически никогда не советовались с важных внешнеполитических проблем. Итак" по сравнению с Францией и Англией законодательные органы Германии были малодієвими и не могли влиять на политику правительства.

Подавляющее большинство в рейхстаге имели представители Консервативной партии, которая отражала интересы крупной буржуазии и помещиков. Партия выступала за усиление власти императора, требовала введения аграрного протекционизма и наращивание военной мощи немецкой армии. Консерваторы имели сильное влияние в имперском правительственном аппарате и прусском ландтаге. Влиятельной была католическая партия, или Партия центра, которая получала по 20-25 % голосов избирателей. Среди ее сторонников были христианские профессиональные союзы, крестьянские и молодежные объединения. Эта партия выступала за свободу деятельности католической церкви и сохранение церковных школ. В начале века значительно ослабли позиции Национальной либеральной партии (партия "прогрессистов"), которая представляла интересы промышленной и торговой буржуазии. Реакционная часть партии совместно с консерваторами в 1904 г. образовала Имперский союз борьбы с социал-демократией. В оппозиции к правительству были и социал-демократы, в среде которых не угасла полемика, связанная с попыткой Бы. Бернштейна направить социалистическое движение не на революционные преобразования, а на реформаторские пути борьбы за социальные права.

Конституция была разработана так, чтобы дать канцлеру (до 1890 г. страной фактически управлял А. фон Бисмарк) и монарху всю полноту власти. Универсальное избирательное право было введено только потому, что Бисмарк верил в то, что сельские жители проголосуют за кандидатов от консерваторов. К тому же разделение на избирательные округа состоялся так, чтобы предоставить преимущество именно сельским жителям. Либералов, Партии центра и социал-демократов Бисмарк считал врагами, поскольку они пытались изменить консервативный характер империи.

Централизация и унификация органов управления "либеральной эры" (1871-1878) дали возможность провести ряд реформ общеимперского характера, важнейшими среди которых были введение единой денежной системы - марки, создание Имперского банка (Рейхсбанк) и единых вооруженных сил.

После создания империи и принятие конституции перед Бисмарком стояла задача обуздать оппозицию, в частности католическую Партию центра и социалистов. Первый удар "железный канцлер" Бисмарк нанес по католиках. Из 41 млн населения Германской империи 63 % были протестантами, 36 % - римо-католиками.

Последние не доверяли протестантской Пруссии и часто выступали в оппозиции к правительству Бисмарка. Союзником Бисмарка в борьбе с католиками стали либералы, которые считали римско-католическую церковь политически консервативной и боялись ее влияния на треть немцев. Бисмарк не собирался уничтожать католицизм в Германии, а ставил задачу подорвать политическое влияние католической Партии центра.

Меры немецкого правительства против католиков получили название "культуркампф" - борьба за культуру (1871-1887). Этот термин вошел в обиход после того, как в 1873. прусский ученый и либеральный государственный деятель Г. Вірчоу объявил, что битва с католиками "приобрела характер великой битвы за гуманизм".

В июле 1871 г. Бисмарк ликвидировал католическое управления в прусском министерстве просвещения и духовных дел. В ноябре того же года католическим священникам было запрещено высказываться на политические темы во время проповедей. В марте 1872 г. все религиозные школы были подчинены государственному контролю. Летом того же года преподавателей-священников освободили из государственных школ, запретили деятельность на территории Германии ордена иезуитов и разорвали дипломатические отношения с Ватиканом. В мае 1873. прусский министр культуры А. Фальк взял под государственный контроль назначения священников. Кульминацией "культуркампфу" стал 1875 p., когда в Германии был принят закон о обязательный гражданский брак. Епархии, которые не выполняли распоряжения чиновников, закрывались, священники высылались, а церковная собственность конфисковувалась.

Однако Бисмарк не смог преодолеть сопротивления католиков, который, наоборот, усилился. На выборах 1874 г. до рейхстага Партия центра вдвое увеличила представительство. Бисмарк как прагматичный политик решил отступить и признал, что отдельные его меры были слишком жестокими и не достигли желаемой цели. В 80-х годах большинство законодательных актов периода "культуркампфу" были отменены.

Поводом для борьбы с социалистами, которые в 1875 г. создали единую Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) и на выборах 1877 г. до рейхстага получили поддержку почти 500 тыс. человек и провели в парламент 12 депутатов, стали покушения на Вильгельма i 11 мая и 2 июня 1878 г. 2 июня император был тяжело ранен. Бисмарк распустил Рейхстаг и назначил новые выборы, проходившие в обстановке бешеной пропаганды против социал-демократов, которых обвиняли в террористических актах. В новом составе рейхстага правые партии получили большинство. 19 октября 1878 г. они приняли Закон против общественно опасных намерений социал-демократии, который вводился как временный на 2 года, но действовал до 1890 г. За время его действия более 2 тыс. лиц были арестованы или высланы за пределы страны, сотни периодических изданий, рабочих союзов и союзов закрыты и запрещены.

Однако социалисты сохранили партию, даже действуя в Швейцарии. Здесь издавался официальный орган партии - газета "Социал-демократ", которая нелегально доставлялась в Германию и распространялась среди рабочих. Настоящим лидером партии стал А. Бебель, который отстаивал идею борьбы за социализм мирными средствами. Влияние социал-демократов рос и в 1887 г. они провели в парламент 24 депутата. Борьба с социал-демократами для Бисмарка завершилась неудачей. У1912 г. депутаты от социал-демократов получили 110 из 397 мест в рейхстаге.

В начале 80-х годов Бисмарк сделал заявления о необходимости проведения широких социальных реформ в духе теории "социальной монархии", которая предусматривала укрепление монархического режима путем достижения социального согласия между разными слоями и сословиями общества, введение рабочего законодательства и практического обеспечения социальной защиты.

Бисмарк натолкнулся на оппозицию в рейхстаге среди депутатов, которые представляли круга богатых промышленников, поскольку социальные реформы реально угрожали их сверхвысоким прибылям. Канцлеру удалось сломить оппозицию при поддержке императора и широкой общественной мысли. В 1883-1889 pp. рейхстаг принял три закона о страховании на случай болезни, увечья, старости и нетрудоспособности (последний предусматривал выплату пенсии рабочим, достигшим 70-летнего возраста). Германия стала первой страной в Европе, где было принято широкое социальное законодательство.

Однако внутренняя политика Бисмарка, направленная на поддержку ускоренной социальной и экономической модернизации Германии за попытки не допустить любого реформирования авторитарной политической системы, приводила к постоянным политическим кризисам и подвергалась критике со стороны полярных политических сил. После смерти в 1888 г. Вильгельма i императором стал его внук Вильгельм II (1888-1941). Его отношения с 74-летним канцлером с самого начала стали напряженными. Поводом к окончательному разрыву были итоги выборов в рейхстаг в 1890 г., на которых за социалистов проголосовали почти 1,5 млн избирателей. Закон против социалистов пришлось отменить и обиженный канцлер подал в отставку. Император не стал его удерживать, заверив всех, что курс основателя Германской империи останется неизменным.

Преемником Бисмарка стал JI. фон Каприви, бывший военный и недостаточно опытный политический деятель. В отличие от предшественника новый канцлер пытался сотрудничать с полярными политическими силами - Партией центра и социал-демократами. При их поддержке были уменьшены таможенные тарифы на ввоз в Германию зерновых культур, заключены выгодные торговые договоры с Россией, Австро-Венгрией и Румынией. Цены на продовольствие снизились, начался промышленный подъем и повышение жизненного уровня населения. Однако богатые землевладельцы были оскорблены тем, что канцлер пренебрегает их интересами ради других слоев населения. Имея большое политическое влияние в Пруссии, юнкера в 1894 г. смогли отправить Каприви в отставку.

Канцлеры часто менялись до 1900 г., когда новым руководителем правительства стал Бы. фон Бюлов, который активно поддерживал политику "пангерманизма", направленную на установление мирового господства. По его инициативе было создано Паннімецький союз - организацию откровенно шовинистического толка, которая объединила консерваторов, национал-либералов и военных. их планы предусматривали экспансию Германии на Запад - против Англии и Франции на Восток (так называемый "Drang nach Osten"), прежде всего против России, и на Ближний Восток. Росли военные расходы - в 1913 г. они составляли почти половину всех расходов страны. Огромные средства выделялись на строительство военно-морского флота и накануне Первой мировой войны Германия стала второй после Великобритании морской державой.

в Конце XIX века. по объему промышленного производства Германия вышла на второе место в мире, а по темпам экономического развития опередила Великобританию и догнала США. Предпосылкой такого динамичного развития хозяйства страны было объединение немецких земель и образование в 1871 г. Германской империи, что завершило процесс формирования единого внутреннего рынка и промышленный переворот. Способствовали этому также наличие значительных природных ресурсов, в частности залежей угля и железной руды, опыт экономического развития других стран, 5-миллиардная контрибуция от побежденной Франции, высокий уровень концентрации производства и капитала, производительности сельского хозяйства и др.

Начало 70-х годов известный в немецкой истории как годы "грюндерства" (с нем. - основывать). В 1871-1873 гг. было основано 857 новых промышленных объединений с миллиардными капиталами. Сеть железных дорог увеличилась вдвое. За счет французского золота государство начало выплачивать гражданам свою задолженность за предыдущие государственные и военные займы. Тысячи немцев вкладывали капиталы в акции новых компаний, получая огромные дивиденды и демонстрируя свой патриотизм и веру в будущее Германской империи. Экономический бум продолжался до общеевропейского экономического кризиса в 1873. В течение шести следующих лет цены на национальную сельскохозяйственную и промышленную продукцию резко снизились, почти 20 % недавно основанных компаний обанкротилось. Дешевое зерно из России и США уменьшило доходы крупных землевладельцев - юнкеров. Непосредственным следствием экономического кризиса стала огромная эмиграция, особенно из перенаселенных сельских районов Пруссии. В течение 70-х годов около 600 тыс. немцев выехали к Южной и Северной Америки.

В 80-х годах началось возрождение немецкой промышленности. Ежегодно создавались несколько десятков монополий, возникали акционерные общества с большим капиталом.

Монополия (от греч. monos - один, poleo - продаю) - капиталистическое объединение, которое монополизировало путем согласия между собой отдельные отрасли производства с целью выдавливания и покорения конкурентов, а также получения монопольной прибыли. Возникновение монополий - закономерный результат концентрации производства и капитала. Монополии имеют формы: картеля, синдиката, треста, концерна. Первые монополии возникли еще в мануфактурный период капиталистического производства на основе купеческих гильдий и компаний авантюристов в форме различных купеческих обществ.

В период 1882-1895 гг. количество созданных промышленных компаний выросла на 4,6 %, а предприятий, на которых работало более 500 человек, - на 90 %. Среди крупнейших можно выделить: "Рейнско-Вестфальский чугунолитейный картель", "Немецкий союз прокатных заводов", "Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат" и тому подобное. Это позволило увеличить выплавку чугуна и стали в 6 раз, добыча угля - в 3 раза. В конце XIX века. по объему производства железа и стали Германия вышла на второе место в мире, уступая лишь США. В первые десятилетия XX века. решающую роль в промышленности играли металлургические концерны "Тиссен", химический концерн "И.Г. Фарбеніндустрі", электротехнический концерн "Всеобщая электрическая компания (АЭГ)" и др.

Одновременно с концентрацией производства происходила концентрация капитала. Ведущее место заняли Немецкий банк, Дрезденский банк, Национальный банк Германии. Владельцы крупных промышленных предприятий вошли в состав правления банков, создав мощные финансово-промышленные группы. В первое десятилетие XX века. 9 главных немецких банков сосредоточили в своих руках более 80 % банковского капитала. Немецкий капитал активно привлекался к строительству железных дорог, вкладывался в слаборазвитые страны, способствовал расширению германских внешнеэкономических связей.

В сельском хозяйстве преобладали крупные юнкерские хозяйства (свыше 100 га земли), в которых использовался наемный труд, широко применялись сельскохозяйственные машины, внедрялись достижения агрономической науки, что позволило значительно повысить урожайность. Немалым был прослойка богатых крестьян - гросбауерів, которые практически обеспечивали Германию продовольствием и поддерживали политику протекционизма, которую проводило правительство, что должно избавить их от конкуренции со стороны иностранных производителей.

Высокие темпы экономического развития Германии после 1871 г. обусловили вытеснение английской продукции на мировых рынках. Промышленность Германии требовала новых рынков сбыта и стимулировали внешнеполитическую активность государства. Но чтобы завоевать "место под солнцем", необходимо было вытеснить из колоний соперников, прежде всего Англию. Англо-германское соперничество стало определяющим в территориальном разделении мира.

Немецкие промышленники, объединенные в Паннімецький союз, выступили с идеей создания колониальной империи в Африке, Южной Америке и на Ближнем Востоке. Внимание политиков Берлина было приковано к Трансвааля с богатыми залежами золота и алмазов. Большинство приисков находилась под контролем Южноафриканской компании, которая пользовалась поддержкой лондонских банкиров. Активное проникновение немецкого капитала в Южную Африку началось с финансирования группой банков во главе с "Немецким банком" Сімменса строительства железной дороги, которая соединила столицу Трансвааля - Преторию - с побережьем океана. В конце концов, немецком колониальном капитала удалось установить контроль над финансовой системой Трансвааля. Одновременно открылись широкие перспективы для экономического проникновения Германии в Турцию. В 1898 г. турецкий султан согласился предоставить Германии концессию на строительство железной дороги Босфор - Багдад и далее - до Персидского залива.

Багдадська железная дорога - название железнодорожной линии (приблизительно 2400 км), соединявшей Босфор с Персидским заливом, 1898 г. кайзер Германии Вильгельм II совершил поездку в Палестину в "святых мест" христианства. В публичной лекции в Дамаске он объявил себя другом 300 миллионов мусульман и их халифа - турецкого султана. В результате этого визита Немецкий банк получил заказ на финансирование строительства с 1899г. Багдадской железной дороги, которая должна пройти через всю Малую Азию до Багдада и далее - до Персидского залива. Тем самым укреплялся немецкое влияние в Османской империи и были созданы условия для дальнейшего проникновения Германии на Ближний и Средний Восток. По выражению современников. Багдадська железная дорога должна была стать "заряженным пистолетом у виска Англии". Предоставление Турцией концессии Германии вызвало обострение международной ситуации. Строительство было завершено в 1934-1941 гг. частными английскими и французскими компаниями,

Берлин отказался от претензий на Южную Африку, рассчитывая на поддержку Великобританией его планов в отношении Турции.

В борьбе за колонии германская дипломатия пыталась использовать противоречия между великими державами. В начале XX века. (в 1905 и 1911 гг.) Германия спровоцировала марокканские кризисы. В марте 1905 г. во время пребывания в марокканском порту Танжер император Вильгельм II заявил, что считает Марокко, которое было в сфере влияния Франции, независимой страной и Германия не потерпит господства в Марокко любого государства. Негативная реакция Парижа была предсказуема, однако Вильгельм II усилил накал напоминанием об успехах немецкой армии во франко-прусской войне 1870-1871 гг. Откровенный шантаж Германии заставил Францию согласиться рассмотреть вопрос о Марокко на международной конференции, которая началась в январе 1906 г. Францию поддержали Англия и Россия и, неожиданно для Германии, Италия, которая еще в 1900 г. получила согласие Франции на захват Киренаики и Триполитании и тем отдавала ей своеобразный долг. На конференции было решено, что Марокко остается формально независимым государством, однако Франция и Италия получали исключительные права контроля над марокканской полицией и финансовой системой. Французское проникновение в Марокко становилось все ощутимее. Весной 1911г. французские войска под предлогом подавления восстание марокканских племен заняли столицу Марокко - город Фец. И на этот раз вмешалась Германия, осуществив "прыжок "Пантеры". В июле 1911 г. немецкое военное судно "Пантера" бросило якорь в марокканском порту Агадир. Политики в Берлине рассчитывали демонстрацией военной силы заставить Францию согласиться на разделение Марокко. Однако провокация Германии не имела успеха. Английское правительство заявило, что в случае конфликта Великобритания не останется нейтральной и поддержит союзницу Францию. Берлин вынужден был уступить. 8 ноября 1911 г. было подписано франко-германское соглашение, по которому Германия отказывалась от претензий на Марокко за незначительную компенсацию в виде части Французского Конго, присоединенного к Немецкого Камеруна.

В Южной Америке Германия взяла под контроль Чили, в экономику которой вливался немецкий капитал, объем торговли превышал английский и американский, вооруженные силы находились под немецким контролем. Германия организовала сюда широкую эмиграцию, создавая компактные колонии с паннімецькою идеологией.

Особенно напряженным было англо-германское военно-морское противостояние, связанное с реализацией Германией великой морской программы 1898 г., которая предусматривала выделение более 300 млн марок ежегодных ассигнований на строительство новых кораблей. Хотя общее соотношение кораблей по тоннажу оставалось в пользу Англии, Германия вплотную приблизилась к ней по количеству самых мощных дредноутов. Переговоры между обеими странами об ограничении военно-морских сил завершались безрезультатно и гонка вооружений продолжалась.

Итало-турецкая война 1911 г. и Бал к енські войны 1912-1913 гг. стали испытанием для австро-германского блока и ускорили приготовления Германии к войне. Только в 1914 г. на военные нужды предполагалось выделить 1,5 млрд марок. Немецкий Генеральный штаб считал, что в 1914 г. наиболее приемлемый для начала войны, поскольку Германия значительно опередила страны Антанты за степенью готовности. Любая задержка могла быть опасной, - считали немецкие стратеги, - потому что Англия, Франция и Россия имели возможность в корне изменить ситуацию, что приведет к потере Германией преимуществ. Взяв курс на войну, германская дипломатия пыталась обеспечить участие в ней союзницы - Австро-Венгрии, которой отводилась роль инициатора военного конфликта.

Продолжая серию публикаций, посвящённых теме германских рейхов, и отвечая на вопрос, куда подевались первый и второй рейхи, предлагаем вниманию читателей краткую статью, вкратце описывающую ключевые моменты Второго рейха – Германской империи, просуществовавшей всего лишь 47 лет, но сыгравшей одну из ключевых ролей в формировании современного мира, каким мы его знаем.

Второй рейх – Германская империя (1871-1918гг.) В эти годы германское государство достигает наивысшей точки своего могущества. Германия становится крупнейшей колониальной державой, играющей на планете одну из ведущих ролей.

После победы германской армии во Франко-прусской войне 1870-1871 гг. король Вильгельм I и канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк начинают объединение германских территорий с тем, чтобы перехватить у Франции лидерство на европейском континенте. 18 января 1871 года Бисмарк и Вильгельм I объявляют о воссоединении Германии. Давняя мечта Бисмарка воплотилась в жизнь – впервые в истории создано по-настоящему единое германское государство, германский Рейх.

К вновь образованной империи присоединяются государства, ранее не входившие в состав Северогерманского союза (государственного объединения, предшествовавшего образованию Германской империи): Саксония и ряд других южногерманских земель. Однако в состав объединённой Германии не вошла Австрия (Австро-венгерская империя), предпочитавшая независимое развитие, хотя и продолжавшая оставаться союзником Германской империи до самого её падения.

Победа над Францией стала мощным толчком для развития германской экономики и быстрого превращения страны в крупнейшую мировую державу. Огромная контрибуция, выплаченная рейху французами, легла прочным фундаментом в строительство германского государства.
Так в последней четверти 19 века на планете появилась новая могущественная держава - Германский рейх. Территория Второго рейха составляла 540 857 км², население превышало 40 млн. человек, а армия насчитывала без малого 1 млн. штыков.

Императорская власть и государственное управление
Согласно конституции, первым лицом Германской империи являлся прусский король, который и являлся германским императором. Однако правом участия в законодательных вопросах император обладал лишь в статусе прусского короля. Глава Германской империи обнародовал законы; но поскольку по основному закону он не пользовался даже правом вето, то это его право следует рассматривать лишь как простую обязанность исполнительной власти. При этом император имел полное право издавать личные распоряжения. В ситуации, грозящей безопасности государства, он имел право, как в военное, так и в мирное время, объявить в любом районе империи (кроме Баварии) осадное положение.

Император назначал и увольнял всех главных имперских чиновников, начиная с канцлера, который в свою очередь являлся главным лицом исполнительной власти и вместе с тем единственным государственным чиновником, ответственным перед рейхстагом и союзным советом за всю деятельность своей ветви власти. Помимо самого рейхсканцлера, в империи не существовало должности министра. Функции министров исполняли государственные секретари, находящиеся в подчинении у рейхсканцлера и председательствовавшие в различных имперских ведомствах.

Парламент империи состоял был двухпалатным, состоял из Бундесрата (Союзного Совета) и Рейхстага (Имперского собрания). Верхняя палата – Бундесрат – состоял из представителей земель, назначаемых местными правительствами. Нижняя палата – Рейхстаг – сначала избирался на 3 года, а с 1888 г. – на 5 лет тайным всенародным голосованием, в котором принимали участие мужчины старше 25 лет.

Германская экономическая мощь
К концу XIX века имперская промышленность переживает стремительный рост. На основе новейших технических достижений Германия получает современнейшую химическую, металлургическую, машиностроительную промышленность, развивается электротехника, производство стремительно механизируется и расширяется. В империи создаются промышленные и банковские монополии. Причём этот процесс протекает гораздо интенсивнее, чем в других странах Европы. Основная масса кредитных операций сосредоточена в руках нескольких банков-гигантов, прочно связанных с промышленными монополиями. В ходе формирования монополий выделяются знаменитые финансовые магнаты: Кирдорф и Крупп, сосредоточившие в своих руках колоссальные средства и величайшую экономическую мощь, которую рано или поздно нужно было куда-то выплеснуть. Накопление критической массы экономического, промышленного и военного потенциала европейских империй стало причиной начала Первой мировой войны – первой в истории человечества войны до полного уничтожения.

Германия в Первой мировой войне – кульминация могущества империи и её крах
Первые месяцы войны были для Германии успешными: русские войска потерпели поражение в Восточной Пруссии, немцы оккупировали Бельгию и Люксембург, вошли в Северо-Восточную Францию. Париж целиком и полностью обязан лишь самоотверженному наступлению России на Восточном фронте.

В ходе активных боевых действий в первые месяцы войны Германия одержала много ярких побед, но уже к 1915 году война приобрела затяжной позиционный характер, дело шло к взаимному истощению всех участвующих в ней сторон. Несмотря на колоссальный промышленный потенциал, Германии не удалось организовать большого наступления и тем самым изменить характер боевых действий. В результате силы империи истощались, а шансы на её благополучный выход из войны таяли с каждым днём.

Рейхсканцлер Отто фон Бисмарк

В результате в ноябре 1918 года Германия капитулировала перед странами Антанты. Через 47 лет после своего триумфального создания Второй рейх пал, лишившись не только колоний, но и части своей национальной территории. Император – Вильгельм II, бежал в Голландию и остаток дней прожил в эмиграции. В Берлине, как и незадолго до этого в Петрограде, было сформировано Временное правительство, подписавшее позорный для Германии Компьенский мир.

В январе 1919 года в Версале открылась мирная конференция, по итогам которой Германия теряла около 13% своей территории. Германия лишалась своих исконных территорий: Эльзаса и Лотарингии, Западной Пруссии, Верхней Силезии, юго-восточной Пруссии и Северного Шлезвиг-Гольштейна. Вместе с этими территориями Германия лишалась не только людских ресурсов, но и предпосылок экономического роста, полезных ископаемых и ряда важнейших производств.

Самое главное, Германия лишалась международного равноправия. Расчленение страны, многомиллионная контрибуция, запрет иметь регулярную армию, тотальное международное унижение, граничащее с настоящим линчеванием, породили в немецком обществе глубокое разочарование, всенародную обиду и недовольство, а главное – до поры неосознанную жажду реванша. Большинство граждан Германии мечтало о возрождении могущества своей страны, великого германского рейха. До появления прихода к власти нацистов оставалось чуть больше десяти лет...

Существовав до 1866 года германский союз представлял собою союз государств. Союзная власть была очень слаба и не могла обеспечить Германии даже в международных отношениях сколько-нибудь могущественного положения. Раздробленность политической жизни создавала препятствия национальному развитию. Немудрено поэтому, что германские патриоты издавна стремились к большему политическому объединению. Но стремления эти разбивались главным образом о соперничество двух сильнейших немецких держав - Пруссии и Австрии, приведшее, наконец, к прусско-австрийской войне 1866 года. Последствием прусских побед было отпадение Австрии от союза в силу Никольсбургского прелиминарного договора: этим устранялся дуализм в составе союза, мешавший его упрочению. Но пражский трактат добавил к этому недопустимость присоединения к имевшему образоваться под гегемонией Пруссии северогерманскому союзу Баварии, Вюртемберга, Бадена и Гессена. Им предоставлено было образовать из себя особый южно-германский союз. Это значило бы раздвоить Германию вместо ее объединения. Северогерманский союз образовался 1 июля 1867 года. Южно-германский союз не составился, но южно-германские государства заключили с образовавшимся северо-германским союзом прежде всего оборонительный и наступательный союз, причем дело не ограничилось одним условием помогать друг другу в случае войны, но, кроме того, постановлено было и южно-германским государствам принять прусское военное устройство, и были даже учреждены общие комиссии для инспектирования крепостей Ульм, Раштат, Ландау и Майнц. Кроме того, южная Германия вместе с северо-германским союзом составляли один таможенный союз. Окончательное их присоединение к северо-германскому союзу совершилось лишь после франко-прусской войны, давшей возможность отступиться от стеснительных постановлений пражского трактата. С присоединением южно-германских государств северо-германский союз превратился в германскую империю, образовавшуюся 1‑го января 1871 года.

Германская имперская конституция, подобно швейцарской союзной конституции, сложилась несомненно также по образцу северо-американской, этого прототипа всех союзных государств. Но германская конституция представляет больше и притом более существенных особенностей. Они обусловливались главным образом своеобразным составом германской империи. И Соединенные Штаты, и Швейцария слагаются все из республик: государства, входящие в состав германской империи, за исключением больших городов Гамбурга, Любека и Бремена, все монархии. Это обстоятельство не могло не вызвать существенных особенностей в организации союзной власти. Монархическая власть же так легко поддается ограничениям, как республиканская. Поэтому, монархическим правительствам германских государств пришлось предоставить большую самостоятельность в ущерб последовательному проведению идеи единой союзной власти. Другая характерная особенность германской империи - крайняя неравномерность могущества отдельных составляющих ее государств и прежде всего подавляющее могущество Пруссии. При таких условиях было невозможно в той же степени провести начало равенства отдельных государств, как это сделано относительно американских штатов или швейцарских кантонов. Наконец, оказали свое влияние и изменившиеся условия времени. К шестидесятым годам, когда составлялась конституция северо-германского союза, теория разделения властей уже не пользовалась тем безусловным признанием, как в конце прошлого столетия. Изверились и в значении провозглашения в конституции неотъемлемых прав гражданина. Поэтому, в германской конституции мы не находим вовсе отдела, содержащего в себе декларацию прав, не находим и сколько-нибудь последовательного проведения принципа разделения властей.

Монархическая организация германских государств привела, прежде всего, к тому, что конституция германская в отличие от американской и швейцарской является не актом народной воли, а актом договорного соглашения монархических правительств. В республике верховного власть принадлежит народу, - его воля, и устанавливает союзную организацию. В монархии носителем верховной власти является монарх: поэтому и для установления союзного устройства требуется соглашение монархов. Но это не придает германской империи характера договорного отношения. Предметом соглашения правительств было именно установление империи. Раз империя организовалась, содержание договора этим исчерпано, а тем самым прекратились и договорные отношения. Монархическое устройство решительного большинства германских государств естественно привело к тому, что и субъектом верховной имперской власти являются отдельные правительства в их совокупности. Органом совокупной их деятельности служит союзный совет. Это учреждение поставлено в совершенно иное положение, нежели кантональный совет Швейцарии или американский сенат.

Союзный совет состоит из уполномоченных отдельных правительств. Уполномоченные эти действуют согласно инструкциям, получаемым ими от правительства. Если какое-либо правительство имеет несколько уполномоченных в совете, все они должны действовать согласно. С другой стороны, они имеют значение не только как члены совета, а как отдельные уполномоченные правительства. Это выражается в праве уполномоченных, оставшихся при голосовании в меньшинстве, поддерживать и отстаивать свое мнение перед рейхстагом. В назначении своих уполномоченных правительства совершенно свободны: не определен даже срок их полномочия. Они занимают положение не самостоятельных членов представительного собрания, а подчиненных должностных лиц, и подлежат общим условиям служебной дисциплины. Число их от различных государств в точности не определено. Указан только максимум: их не может быть больше того, сколько голосов имеет каждое государство в совете. Основанием для определения числа голосов в совете принято было число голосов, каким пользовались отдельные государства в прежнем германском сейме. Только Баварии, вместо 4, предоставлено 6 голосов, да Пруссия соединила с принадлежавшими ей голосами голоса завоеванных ею государств. Таким образом, получилось следующее распределение голосов: Пруссия имеет 17 голосов, Бавария - 6. Саксония и Вюртемберг - по 4, Баден и Гессен - по 3, Мекленбург-Шверин и Брауншвейг - по 2 и остальные 17 государств каждое по одному голосу, - всего 58 голосов для 25 государств. Не имеет своего представителя в совете имперская область Эльзас-Лотарингия, так как она не есть член империи, а только принадлежит ей; но с 1879 года в заседание совета приглашается с совещательным голосом представитель ее правительства. Дела решаются в совете по большинству голосов, но, как мы уже видели, большинство тут не имеет безусловного значения. Оставшееся в меньшинстве могут отстаивать свое мнение пред рейхстагом. Если большинство совета отвергает какое-нибудь, предположение, то это право меньшинства, конечно, не имеет практического значения. Рейхстаг не может навязать совету никакой меры. Но если большинством предложение принято, то меньшинство может этим путем склонить рейхстаг отвергнуть принятое советом предложение и, таким образом, воспрепятствовать его осуществлению. Следовательно, за меньшинством охраняется известного самостоятельность лишь настолько, насколько дело идет о сохранении существующего положения вещей. Эта тенденция сказывается и в других постановлениях, конституции. Изменения конституции совершаются общим законодательным порядком. Но в совете предложения этого рода считаются отвергнутыми, если против них выскажется хотя бы только 14 голосов, т. е. меньше ¼ всех голосов. При этом Пруссия, располагающая 17 голосами, одна может остановить всякое изменение конституции; точно так же Бавария и Саксония с Вюртембергом или с Баденом, Гессеном и Брауншвейгом. Следовательно, средние по величине государства, соединившись, тоже могут не допустить изменены конституции; то же самое могут сделать и мелкие государства, хотя бы и при согласии на изменения конституции трех из них. Мало того, император может остановить всякий законопроект, направленный к изменению существующего законодательства по военному и военно-морскому управлению, а также относительно налогов на туземный сахар, водку, соль, пиво и табак. Заседания совета происходят под председательством имперского канцлера, назначаемого императором. Совет созывается императором, а также по требованию, по крайней мере, 18 голосов. Следовательно, одни мелкие государства без содействия какого-либо среднего не могут потребовать, созвания совета. Средние же государства, имея вместе 24 голоса могут и не все, согласившись между собою, потребовать созыва совета. Он может заседать и во время вакаций рейхстага²*.

Союзный совет занимает положение, подобное монарху в отдельных государствах. Вместе с рейхстагом он осуществляет законодательную власть и, кроме того, самостоятельно осуществляет правительственную власть. Правда, кроме союзного совета, имеется еще император, стоящий во главе империи, но император не есть, единоличный орган правительственной власти. Напротив, по общему правилу, он осуществляет ее совместно с союзным советом. На это указывает и то, что конституция определяет его положение не как главы империи и даже не как главы исполнительной власти, а ограничивается довольно неопределенным выражением Präsidium - председательство. Однако, некоторые права принадлежат единоличной власти императора. Он созываете союзный совет и рейхстаг, представляет империю во внешних и внутренних отношениях, командует вооруженной силой империи, назначает имперского канцлера и имперских министров.

Звание императора принадлежит всегда прусскому королю. Точно так же прусский кронпринц именуется и имперским наследником престола. В случае регентства, прусский регент, осуществляет и функции императора.³*

Народное представительство имеет своим органом рейхстаг. Он составляется из представителей, избираемых непосредственно народом, всеобщей и тайной подачей голосов, по такому расчету, что от каждых 100.000 жителей избирается один представитель. Но каждое государство делится на целое число избирательных округов и во всяком случае имеет по крайней мере одного представителя в рейхстаге. От Пруссии избирается ⅔ всех членов рейхстага. Срок выборов трехлетний.

Император, союзный совет и рейхстаг служат органами единой имперской власти. Территория и население империи точно так же составляют одно целое. Единство территории выражается главным образом в том, что вся империя образует одну таможенную территорию. Единство населения находит себе выражение в том, что условия приобретения подданства определяются имперским законодательством и что подданный любого германского государства есть вместе с тем, и подданный империи и в силу того пользуется во всех германских государствах такими же правами, как и местные природные подданные.

Единство юридического порядка обеспечивается германской, конституцией слабее, чем конституциями североамериканской и швейцарской. Германская конституция вовсе не устанавливает обязательных для партикулярных законодательств, принципов.

Ею не обеспечиваются права гражданской свободы. Она не обязывает даже отдельные государства сохранять какую-либо определенную форму правления. В виду существования в составе, империй трех вольных городов с республиканской формой правления, нельзя было сделать для всех германских государств обязательною одну монархическую форму правления. Но конституция имперская не обеспечивает даже сохранения каждым государством существовавшего в нем при образовании империи государственного устройства. Следовательно, конституционная монархия может в них замениться абсолютной или даже республикой. Отсутствие обязательных для партикулярных законодательств принципов отчасти восполняется выраженным в ст. 2 правилом, что имперские законы имеют преобладание над партикулярным законодательством. Это правило в соединении с принадлежащим имперской власти правом надзора по всем отраслям управления, отнесенным к имперской компетенции дает имперской власти возможность поддерживать по крайней мере в этой сфере должное единство правового порядка.

Согласно ст. 4 конституции, право надзора и законодательства имперской власти распространяется на следующие предметы: 1) определение оседлости и регулировка свободы передвижения; 2) таможенное и торговое дело; 3) монетное дело и определение единиц меры; 4) банковское дело; 5) привилегии на изобретения; 6) литературная и художественная собственность; 7) международная торговля, мореплавание и консульские учреждения; 8) железнодорожное дело и вообще пути сообщения, имеющие общеимперское значение; 9) судоходство; 10) почты и телеграфы; 11) гражданское, уголовное и процессуальное законодательства; 12) организация армии и флота; 13) врачебное и ветеринарное дело; 14) свобода печати и общения.

Охрана юридического порядка со стороны имперской власти выражается в различных формах. Во-первых, император имеет право в случае надобности объявлять в осадном положении или всю имперскую территорию, или отдельные ее части, за исключением Баварии. Во-вторых, союзному совету принадлежит разрешение всякого рода столкновений между различными государствами, а также внутренних конституционных конфликтов в отдельных государствах; если старания союзного совета уладить дело не приведут к цели, оно разрешается имперским законом. В-третьих, в Германии существует и общий имперский суд из несменяемых членов по назначению императора, но компетенция его ограничена только гражданскими и уголовными делами. Дела о государственных преступлениях, направленных против императора и империи, имперский суд решает в качестве первой и последней инстанции. В качестве апелляционной инстанции он ведает гражданские и уголовные дела, рассматривавшиеся в консульских судах. Наконец, в качестве ревизионной инстанции ему подсудны те жалобы на решения партикулярных судов, которые основываются исключительно на нарушениях местных партикулярных законов.

Подобно Швейцарии, финансы Германской империи имеют двойственный характер. Имперские расходы покрываются частью особыми имперскими налогами, частью матрикулярными взносами отдельных государств. Имперскими налогами являются таможенные пошлины, пошлины с документов и с игральных карт и налога с потребления соли, сахара, вина, табака и пива. Но не все поступление этих налогов идет непосредственно на покрытие имперских расходов. Законом 1879 года постановлено, что таможенный доход и доход от налога с табака поступают на покрытие имперских расходов лишь в суше 180 миллионов марок. Излишек, полученный сверх этой суммы, распределяется между отдельными государствами сообразно количеству их населения. Так же поступают и с доходом, полученным от пошлин с документов и игральных карт (закон 1881 г.). При таких условиях матрикулярные взносы уже не имеют, как в Швейцарии, исключительного характера, а представляются нормальным способом покрытия имперских расходов. Они распределяются между отдельными государствами сообразно количеству населения.

Международные сношения не составляют исключительного права империи, и отдельные государства сохранили право сноситься с иностранными державами, назначать и принимать дипломатических агентов и заключать международные договоры. Но все это, конечно, лишь настолько, насколько дело не касается предметов исключительной компетенции империи. Только право войны и организация консульских учреждений безусловно и всецело предоставлены имперской власти.

Примечания:

¹* Градовский . Германская конституция, т. I. 1876, т. II. 1876. Laband . Das Staatsrecht des deutschen Reichs. I. 1888. II. 1891. (Последнее издание 4, 1901 г., в четырех томах). Hänel . Deutsches Staatsrecht. I. 1892.

²* Союзный совет фактически превратился в непрерывно заседающее учреждение. Ср. Елинек: Конституции, их изменения и преобразования. 1907 г., стр. 27).

³* Коркунов . Вопрос о регентстве в Германии. В Сборнике статей. 1898.

Германская империя

  • 1. Германский союз
  • 2. Северо-Германский союз
  • 3. Образование Германской империи
  • 4. Конституция Германской империи 1871 г.

1. В 1814 г. был образован Германский союз , состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств) и четырех вольных городов - Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека.

Германский союз был международным объединением государств. Каждое из вошедших в союз государств сохраняло свою независимость. Реальное главенство в союзе принадлежало Австрии. Единственным центральным органом власти был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность.

Пруссия, претендовавшая вместо Австрии на роль объединительной силы в Германии, приняла в 1818 г. таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии выступили с инициативой распространить действие прусского таможенного закона на весь союз.

Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства, с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась подчинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорваны Пруссией.

В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский проект Вексельного закона.

В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии.

2. В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою территорию. В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз , в который вошли все северогерманские государства, а также ряд западных и южногерманских.

В 1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего избирательного права.

3. В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир - договор, по которому к Германии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.

Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя .

4. Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов.

Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.

Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) - назначались правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим представительным органом, в котором были представлены германские государства. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные государства имели от одного до шести депутатов.

Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и законодательную власть. Рейхстаг был вначале учредительным собранием, а затем органом, участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью.

Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утверждал его в качестве указа. Имперское правительство было представлено единственным лицом -канцлером. Кабинета министров не существовало.



Понравилась статья? Поделитесь ей